#1 15.10.2013 20:32:05
можно ли движку до 90л.с разогнать ? #2 15.10.2013 21:11:56
Вряд ли, при его мощности в 40 .л.с, максимум можно выжать 60л.с. а легче купить переходную плиту стоимость 6000 руб и воткнуть в ЗАЗ мотор от ВАЗ заднего привода, расточенный, с нулевиком и всеми прибамбасами. #3 15.
ставят мотор от классики видел ,а если более глубокий тюнинг, то видел и от 2108 мотор в горбатом еще запоре. по поводу стокового, в инете http://www.youtube.com/watch?v=qEhOBuNNGQI #4 15.10.2013 21:17:16
я себе в горбатого воткнул мотор с кпп МеМЗ 968 45 л.с с 1й и 2й рвет с места с буксом, еще лежит мотор от шкоды 1. 3 л 70 л.с с водянкой, незнаю дойдут ли руки воткнуть его.#5 15.10.2013 21:23:09
в зарулем в 90-х видел горбатого с мотором 21083 90 л.с. #6 24.10.2013 11:47:56
да,поставить мотор 2112. самый дешевый вариант. ну и гарантированый результат. (1): #7 28.10.2013 19:54:19
Сколько примерно умельцы в Вологде возьмут за установку мотора девятки(десятки) и классики в жорика? Если будут делать от начала до конца. |
|
Как повысить мощность мотора, не ухудшая его экономичность: ЗАЗ-форсаж – Автоцентр.ua
Автоцентр Сервис Полезные советы Как повысить мощность мотора, не ухудшая его экономичность: ЗАЗ-форсаж
Марка
Модель
Оставьте ваши контактные данные:
По телефону
На почту
Уточните удобное время для звонка:
День/дата
- День/дата
- Сегодня
- Завтра
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
Часы
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
Минуты
- 10
- 20
- 30
- 40
- 50
Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»
Оставьте ваши контактные данные:
Уточните удобное время для звонка:
День/дата
- День/дата
- Сегодня
- Завтра
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
Часы
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
Минуты
- 10
- 20
- 30
- 40
- 50
Прямо сейчас
Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»
Оставьте ваши контактные данные:
Выберите машину:
Марка
- Сначала выберите дилера
Модель
- Сначала выберите марку
Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»
Sample Text
Оставьте ваши контактные данные:
Выберите машину:
Марка
- Сначала выберите дилера
Модель
- Сначала выберите марку
Уточните удобное время для тест-драйва:
День/дата
- День/дата
- Сегодня
- Завтра
- 20 марта
- 21 марта
- 22 марта
- 23 марта
- 24 марта
- 25 марта
- 26 марта
- 27 марта
- 28 марта
- 29 марта
- 30 марта
- 31 марта
- 01 апреля
Часы
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
Минуты
- 00
- 10
- 20
- 30
- 40
- 50
Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»
X
Оберіть мовну версію сайту. За замовчуванням autocentre.ua відображається українською мовою.
Слава Україні! Героям слава!
Ви будете перенаправлені на українську версію сайту через 10 секунд
ЗАЗ Запорожец — лучший автомобиль, когда-либо построенный Советским Союзом?
Выбор редакции
Россия не самый известный производитель автомобилей в мире. Кажется, коммунизм не очень хорош в производстве автомобилей. Но это не значит, что они не пытались. Они увидели успех Volkswagen Beetle в Западной Германии и успех Trabant в Восточной Германии, и им это понравилось. На самом деле им это так понравилось, что они решили привлечь производителя зерноуборочных комбайнов к созданию «народного автомобиля».
Получился ЗАЗ Запорожец. Имея, как и у «Жука», двигатель с воздушным охлаждением, установленный в задней части автомобиля и приводящий в движение задние колеса, но, в отличие от «Жука», с 4 цилиндрами, расположенными в V-образной форме, на самом деле это была довольно радикальная идея, за исключением одного, у которого было всего 23 цилиндра. Лошадиные силы.
Запорожец выпускался в течение двух поколений, с 1960 по 1994 год, когда ему на смену пришла переднемоторная, переднеприводная, скучная Таврия с водяным охлаждением. Я твердо придерживаюсь мнения, что нет ничего хуже скучной машины, так что Таврия в принципе худшее, что можно себе представить. Я даже не буду больше говорить об этом.
Первое поколение: ЗАЗ-965
Первый «Запорожец» был поставлен в 1959 году, но в серийное производство автомобиль поступил только через год. У него был округлый, довольно выпуклый кузов, двери-самоубийцы и симпатичный маленький воздухозаборник сбоку. Затем, в 1962 году, был представлен 965A.
Мощность была немного увеличена, но автомобиль все равно стал известен благодаря городскому анекдоту, где на советских танках использовался стартер, что не так уж и плохо для автомобиля с 27 л.с. 887-кубовый V4, производивший всю эту мощность, был установлен довольно высоко; этот повышенный центр тяжести, хотя и помогал с сцеплением на крутых склонах (я бы подумал, что у него кончится мощность раньше, чем сцепление 🤔), он также привел к некоторым интересным проблемам с управлением.
Предполагалось, что водители будут выполнять большую часть обслуживания сами, а мастерских в Советском Союзе было не очень много, так что двигатель V4 был на самом деле довольно практичным и надежным, что полезно в печально известные российские зимы.
Второе поколение: ЗАЗ-966 и 968
Вторым поколением стал автомобиль с изобретательским названием ЗАЗ-966. Обладая гораздо более угловатым и приятным стилем (который определенно не был грабежом NSU Prinz) и этими маленькими ушами сбоку, которые, конечно же, были предметом многих шуток, он был модернизирован практически во всех отношениях. 0,9литровый мотор заменили на могучий 1,2-литровый агрегат, выдающий огромные 30 лошадиных сил. Он также лишился довольно непрактичных дверей-самоубийц, а шум двигателя был улучшен.
В 1971 году 966 был заменен на 968. Он претерпел ряд изменений стиля, наиболее заметным из которых была замена фальшивой решетки радиатора спереди на хромированную планку. Кроме того, была модернизирована приборная панель и улучшены передние тормоза, а также внесен ряд других доработок в области безопасности. 968 обладал невероятными 40 лошадиными силами, которых, как я полагаю, было достаточно, чтобы подняться в гору, на которую 965-й даже с его высоким центром тяжести не мог бы и надеяться подняться.
Это поколение должно быть моим любимым. Просто в этом есть что-то прекрасное. Я влюбился в нее во все: во внешний вид, во всю причудливость V4 с воздушным охлаждением, установленного сзади, в то, что в пространстве для ног со стороны пассажира есть дырка, чтобы машину можно было загнать на промерзшую озеро, прорубь во льду, машина припаркована над прорубью, и водитель может попытаться поймать свой обед, не выходя из своей машины. Это просто великолепно.
Потом, в 1979 году, его разорили. Уши удалили. Хром заменили на черный пластик. Конечно, это должна была быть модель, которая производилась дольше всех — в 1994 году они все еще производили ее.
Спасибо, что прочитали мой #blogpost, и, пожалуйста, сообщите мне ниже, если вы тоже одержимы этим, или это только я. Я думаю, это только я.
Сколько масла в двигателе заз 968м. Что нужно знать при выборе моторных масел для двигателей? В поездке Запорожец
Недостаточное давление в системе смазки двигателя автомобиля Запорожец сигнализируется контрольной лампой на панели приборов, которая загорается при снижении давления до 0,4-0,8 кг/см 2 .
Давление в Система смазки двигателя автомобиля Запорожец в первую очередь зависит от величины зазоров в коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала, исправности масляного насоса, регулировки редукционного клапана. Менее вероятные причины низкого давления — засорение центробежного маслоочистителя (центрифуги), загрязнение впускного фильтра масляного насоса, нарушение герметичности сопрягаемых деталей на переднем конце коленчатого вала или ослабление болтового крепления корпус центрифуги.
В первую очередь необходимо убедиться, что давление действительно снизилось, так как контрольная лампа зажигания может быть из-за неисправности датчика аварийного давления. Следует отметить, что загорание лампы допускается на прогретом двигателе, работающем на малых оборотах . холостого хода и при движении со скоростью до 40 км/ч на четвертой передаче.
Для установления причины горения лампы необходимо вкрутить вместо датчика контрольный манометр и по его показаниям установить истинное давление в системе смазки. При частоте вращения коленчатого вала 3000 об/мин и температуре масла 80°С давление должно быть не менее 2 кг/см 2 . Если давление в норме и лампа загорается, датчик подлежит замене. Если давление ниже нормы, необходимо проверить чистоту центробежного маслоочистителя, сетки маслоприемника, затяжку болта крепления корпуса маслоочистителя. Если эти меры не помогли, двигатель требует ремонта с заменой коренных и шатунных вкладышей, шлифовкой или заменой коленчатого вала. В процессе ремонта нужно разобрать масляный насос, проверить зазоры между зубьями шестерен и корпусом, между торцами шестерен и крышкой — заменить изношенные детали, если крышка заметно изношена, подшлифовать.
Если двигатель работает нормально (не дымит, не стучит, расход масла в норме), в качестве временной меры можно применить более густое масло, либо долить до 50% по объему МС-20, МК-22, Масло авиационное К-19 к существующему маслу.
При выборе моторного масла для своего автомобиля необходимо очень ответственно и серьезно подойти к этому вопросу. В наше время для современных иномарок и новых автомобилей отечественных производителей лучшим решением станут синтетические масла. Их стоимость выше, чем у других видов, но синтетическое масло позволит вам избежать различных проблем. Стоит отметить, что покупать товар нужно только у надежных продавцов, ведь на отечественном рынке часто встречается много подделок, особенно от популярных производителей.
Полусинтетическое масло подходит для непривередливых автомобилей и не слишком ударит по вашему бюджету. Он идеально подойдет тем автолюбителям, которые проживают в местности с мягким теплым климатом.
Минеральные продукты дешевле, поэтому их предпочитают для автомобилей, которые уже имеют значительный пробег и регулярно нуждаются в большом количестве масла. Этот вариант наиболее эффективен для устаревших иномарок.
Чтобы более конкретно определиться с выбором, Вам будет полезно просмотреть наш небольшой рейтинг (сравнение) моторных масел.
Настоящий лидер. Представленное масло обладает улучшенными характеристиками. Вы можете колесить по раскаленным серпантинам или по обледенелым дорогам – ваш двигатель даже не почувствует разницы. Масло прекрасно подходит для новых моделей, но максимальные характеристики оно показывает для иномарок, имеющих пробег от 100 000 километров. Эта марка одна из немногих, рекомендуемых для автомобилей с турбонаддувом, которые эксплуатируются в более сложном климате. Он прекрасно переносит сильные температуры и совершенно не замечает холода – его температура замерзания составляет -54 градуса. Главный недостаток – высокая стоимость.
Представленный полусинтетический продукт почитается нашими отечественными автомобилями и бюджетными иномарками. Тем не менее, с ним отлично взаимодействуют даже легковые автомобили с высокофорсированными двигателями и силовые установки грузовиков. Главное преимущество такого всесезонного масла в том, что, несмотря на свои «небольшие» пиковые температуры, оно одинаково хорошо работает и летом, и зимой. Основным недостатком этого продукта является его высокая цена.
ТНК Магнум Супер.
Система смазки двигателей автомобилей «Запорожец»
Двигатель автомобиля ЗАЗ-965А «Запорожец» имеет комбинированную систему смазки. Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительных и балансирных валов, толкатели и коромысла клапанов смазываются маслом под давлением; ко всем остальным трющимся деталям масло подается самотеком и разбрызгиванием.
Рис. 1. Схема системы смазки двигателя автомобиля ЗАЗ-965А «Запорожец»
Масло заливается в картер через маслоналивную горловину, прикрепленную к задней крышке картера. Проверьте уровень масла с помощью маслоизмерительного щупа.
Масло через стационарный маслоприемник с сетчатым фильтром поступает к маслонасосу, перекачивается в маслоцентрифугу б и далее поступает на все точки смазки.
Масляный насос шестеренчатый расположен в нижнем приливе задней крышки картера и приводится в движение валиком и шестерней от коленчатого вала. В корпусе насоса установлен редукционный клапан, отрегулированный на давление 4,0 кг/см2 и перепускающий масло непосредственно в картер.
От насоса масло поступает по каналам в стенке картера, в опоре коленвала и заднем конце вала в полость центрифуги, вращающейся вместе с валом. В центрифуге масло, направляемое маслоотражателем, приобретает вращательное движение, и имеющиеся в масле механические примеси отбрасываются к наружным стенкам крышки за счет возникающей центробежной силы. Очищенное масло поступает по центральному каналу вала к заднему коренном подшипнику и к заднему шатунному подшипнику.
По боковому каналу в корпусе задней опоры вала и картере масло поступает от коренного подшипника к главной магистрали, расположенной вдоль картера с левой стороны. Из магистрали масло поступает к среднему и переднему коренным подшипникам коленчатого вала и по каналам в валу ко всем остальным шатунным вкладышам. В полостях шатунных шеек предусмотрена дополнительная центробежная очистка масла. Масло, разбрызгиваемое при вращении коленчатого вала, смазывает стенки цилиндров и поршневые пальцы.
От заднего коренного подшипника коленчатого вала масло поступает по вертикальному каналу к задней опоре распределительного вала и через отверстие в шейке поступает внутрь вала, проходя к задней опоре балансирного вала, к ведущим шестерням и к передней опоре распределительного и уравновешивающего валов.
Из вертикального канала картера масло поступает также в два горизонтальных канала, расположенных в картере возле толкателей обеих групп цилиндров. Из этих каналов в момент совпадения с наружной канавкой толкателя масло пульсирующей струей перетекает через канал в сухаре в трубчатый шток и далее проходит через канал в регулировочном винте и коромысле в коромысло втулка. Избыточное масло стекает по штоку и через нижнее отверстие в толкателе поступает к кулачку распределительного вала.
Масло, скапливающееся в карманах головки блока цилиндров, стекает обратно в картер по специальным маслосливным трубкам.
Из правого горизонтального канала масло поступает через калиброванное дроссельное отверстие в трубчатый маслоохладитель, расположенный в передней части двигателя под кожухом системы охлаждения. Охлажденное масло сливается из радиатора по каналу в картер двигателя.
Закрытая вентиляция картера. Воздух поступает в картер из-под клапанных крышек по маслосливным патрубкам. В картере на обоих концах коленчатого вала установлены самоподтягивающиеся сальники.
Датчик контрольной лампы аварийного давления масла подключается к главному маслопроводу двигателя, расположенному на панели приборов. Лампа загорается при недопустимом падении давления в системе смазки.
Мечта сбылась
Как известно, стабильность супружеских отношений во многом основана на единстве взглядов и интересов. Что касается первого, то во время учебы с моей будущей «прекрасной половиной» в одной группе филфака университета нас неразрывно связывала любовь к литературе и классической музыке. Общность других интересов основывалась главным образом на страсти к путешествиям. Вот почему после женитьбы, сразу после получения дипломов покупка автомобиля стала нашей первоочередной потребительской задачей. При этом самым доступным вариантом был, конечно же, самый дешевый из отечественных легковушек — «Запорожец».
Деньги копили усердно, отказывая себе во всех удовольствиях и даже экономя на еде. Впрочем, проживая первые 4 года совместной жизни вместе с моими родителями, особых проблем с питанием мы не испытывали. «Стартовым капиталом» стали 1500 рублей, пожертвованные родственниками на свадьбу. Что и говорить, мы отказали себе и в пышном свадебном торжестве: все прошло непринужденно, в узком семейном кругу, в привычной домашней обстановке.
По распределению я попала в интернат для «детей с девиантным поведением», иначе говоря, для трудновоспитуемых малолетних правонарушителей. Идти по стопам Макаренко было непросто, но платили прилично, тем более что была возможность дополнительного заработка на «нагрузке», совмещении должностей учителя и воспитателя, подменных и ночных сменах. Целый день он провел на работе с раннего утра до поздней ночи, но цель оправдывала средства. Жена тоже хорошо зарабатывала.
И вот, наконец, после трех лет беспросветных страданий наша мечта сбылась! В конце мая 1984 года состоялась знаменательная поездка в автосалон, где мы выбрали симпатичный рубиново-красный ЗАЗ 968М с сорокасильным двигателем, так как это новый
временами модель появлялась потом в свободной продаже. Нашего железного первенца мы, не говоря ни слова, сразу ласково назвали «Чарлик», хотя потом часто называли его «Вампиром». Что и говорить: машина была недешева в обслуживании, жадно впитывая денежную «кровь» из сосудов семейного бюджета.
Вакцинация на всю жизнь
Пригнав «Чарлик» к месту жительства и поставив его под окна в подъезде дома (за рулем был кум, профессиональный водитель), на следующее утро поехал на машине в интернат. Хотелось, конечно, похвастаться своей покупкой перед коллегами, но не только: с помощью шланга и струи теплой воды из-под крана школьной котельной я рассчитывал «навести полный марафет» по удаление его из организма.
Однако, в прямом соответствии с афоризмом из известного комедийного фильма, согласно которому «наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями», случилось непредвиденное: первая самостоятельная поездка закончилась несчастным случаем.
На дугообразном изгибе узкой улицы к остановке величественно пристыковался огромный «Икарус» с прицепом-«гармошкой», не вписавшийся в короткую остановку. Не имея водительского стажа, он попытался объехать препятствие, лишь в последний момент заметив мчащуюся на него «Волгу». Уходя от лобового столкновения, резко повернул руль вправо, чтобы затормозить перед стоящим «Икарусом». Простор для удачного маневра был из-за небольшой скорости, но вот беда: как и многие новички, вместо педали тормоза нажимал на газ, «целуя» заднюю часть автобуса.
Удар был несильным: водитель переполненного пассажирами монстра его даже не заметил. Я тоже, можно сказать, отделался легким испугом, да еще шишкой на лбу, трещащей о лобовое стекло, чего не страдал. И вот тут одно из самых главных достоинств ЗАЗИКа в виде заднего расположения двигателя: удар амортизировался передней панелью, капотом и левым крылом — эти элементы «кузова» изрядно деформировались, но обе машины спасли. (геометрия кузова не нарушена) и его водитель в лице автора этих строк.
Трудно передать словами степень моего шока, когда, выйдя из машины, я посмотрел на нее снаружи. Психологический шок от столкновения был возведен в высшую степень при виде смятого в лепешку передка. Гаишники приехали сразу, но, увидев, что пострадавших нет, так же быстро скрылись, даже не составив протокол об аварии. Она водила «Икарус», мужчина в годах, лишь сочувственно потрепал меня по плечу своими мохнатыми лапами, решительно отказавшись от предложенной символической компенсации морального вреда в виде пяти рублей за бутылку. «Ты станешь таким», — пробормотал он и повел автобус дальше по маршруту.
Вскоре к месту происшествия прибыл спаситель-кум, сел за руль и, посадив меня рядом с собой, отправился прямиком в дебри частного сектора, в хозяйство, где жил и творил чудеса дедушка Елизар. Этот известный на весь город жестянщик и маляр ходил вокруг раненого Чарлика, напевая что-то в его седые усы. Потом, остановившись рядом с нами, почесал затылок и вынес приговор. «Вещь неприятная, но поправимая, весь ремонт с запчастями и покраской будет стоить семьсот рублей, приедешь через неделю и заберешь машину как с заводского конвейера».
Семьсот рублей это большие деньги, учитывая, что стоимость новой машины была три с половиной тысячи с копейками. Да куда деваться — пришлось наскребать дно, а недостающее одолжить, но результат превзошел все ожидания. Умелый дедушка оказался настоящим волшебником, а «Чарлик» словно возродился. Кузовные детали были заварены новыми, благодаря умело подобранному оттенку окрашенные поверхности стали визуально неотличимы от «родных», в общем одиссея моего автолюбителя началась с чистого листа. За исключением, пожалуй, того, что случившееся стало для меня прививкой на всю жизнь: с тех пор стараюсь аккуратно ездить и, слава богу, не попал в аварию (тьфу-тьфу, чтобы не сглазить).
Плюсы ЗАЗ 958М на фоне минусов — особенности ЗапорожцаВ общем, наш «Чарлик-вампир» получился очень удачным автомобилем, особенно радующим в весенний и осенне-зимний периоды. На подвеску жаловаться не приходилось, если не считать откровенно слабых ступичных подшипников, которые приходилось часто менять. Трансмиссия тоже не подвела: за весь период эксплуатации ни коробка передач, ни дифференциал с главной передачей, ни полуоси не ремонтировались.
Про автономный отопитель ничего плохого сказать не могу: при включении печки салон превращался в «маленький Ташкент», хотя в первые минуты сильно пахло бензином. Несомненным достоинством автомобиля является отличная устойчивость на асфальтированных трассах и отличная, практически вездеходная проходимость в условиях бездорожья.
Динамические характеристики слабоватого мотора тоже не оставляли желать лучшего: «сотню» на трассе «Чарлик» держал без особых усилий, лишь задорно посвистывая вентилятором. Кроме того, двигатель запускался буквально с пол-оборота, даже в сильные морозы стоило лишь плеснуть на впускной коллектор немного кипятка из чайника. Ахиллесовой пятой двигателя, явно не приспособленного для работы в летнюю жару, оказались частые перегревы из-за непродуманной конструкции системы охлаждения и, как следствие, быстрый выход из строя резиновых и паронитовых деталей — различные прокладки, сальники, сальники и т. д. Под воздействием чрезвычайно высоких температур резина теряла свои эластичные свойства, затвердевала и трескалась, давая возможность просачиваться маслу через малейшие щели в разрушенных уплотнениях. Уплотнения штока толкателя и распорки стали особенно проблематичными в этом отношении. клапанные крышки . В какой-то мере положение спасали вязкие сорта используемого моторного масла: в летний сезон его обычно заливали (и постоянно доливали) авиационными МС-20. Импортная продукция, доставленная всеми правдами и неправдами от Liqui Moly, Shell, Mobil, Total, несколько спасла ситуацию, но не стала панацеей из-за дефицита и дороговизны того времени. В холодное время года покупал у водителей «Камаз».
Закономерным следствием «температурно-масляных» напастей стали такие «генетические болячки» как закоксовывание поршневых колец, повышенный износ других деталей цилиндропоршневой группы, клапанов и их седел. Так что «полкапитальный» ремонт двигателя (без его разборки для растачивания коленвала, замены коренных подшипников и переднего сальника) пришлось проводить дважды. Проблема заключалась в частом засорении масляных отверстий в полых регулировочных болтах коромысел, что приводило к отсутствию подачи масла к толкателям. Итог – почти еженедельная необходимость регулировки зазоров между коромыслами и толкателями с сопутствующим демонтажом и установкой клапанных крышек, что негативно сказывается на состоянии прокладок. Ну а настоящей «вишенкой» на торте недостатков оказался тросик привода, который быстро истирается о края трубчатых направляющих дроссельной заслонки карбюратора, в быту — просто «тросик газа». Ох уж этот трос газа! Ни одна болячка в машине не доставляла мне столько хлопот, как ее замена! Казалось бы, самая простая операция — удалить старый кабель и вставить вместо него новый. И если бы не было заморочек с «удалением», то процесс «вставки» мог продолжаться часами, сопровождаясь вздохами, стонами и потоками ненормативной лексики. Не буду вникать в суть процедуры: владельцы «Запорожцев» меня обязательно поймут и посочувствуют.
В поездку в ЗапорожецМы уехали в Запорожец на четыре года, в течение которых, без преувеличения, новая жизнь… И так ли это важно, что на этом романтичном розовом фоне «Вампирчик» преподнес массу технических сюрпризов!
Я считаю, что самым главным достоинством нашей первой машины было воплощение мечты о путешествиях. Общий пробег составил около ста тысяч километров. Четыре поездки в Крым и две в Прибалтику.
Бесконечные поездки по окрестностям как с туристической целью, так и с поиском дефицитных книг, которые можно было найти в районных центрах и сельских магазинах.