Щелочное число моторного масла: Щелочное число моторного масла. Что означает и на что влияет? – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Щелочное число моторного масла. Что означает и на что влияет?

щелочное число моторного масла

щелочное число моторного маслаБольшинство автомобилистов, в той или иной мере, разбирается в классификации масел по вязкости и распространённым международным стандартам (API, ACEA и т. д.), которые указываются на лицевой стороне канистры. Однако о таком показателе, как щелочное число моторного масла, не все даже слышали. Давайте разберёмся, что означает этот параметр с теоретической и практической точки зрения.

Химический смысл щелочного числа

Щелочное число моторного масла (в англоязычной литературе обозначается аббревиатурой TBN) – это величина, указывающая на количество гидроксидов калия в одном грамме моторного масла. Единица измерения – мгКОН/г.

Как известно, щёлочь является некой противоположностью кислот. Большинство кислот, вне зависимости от химических элементов, их образующих, при взаимодействии со щелочами нейтрализуются. То есть теряют свою способность отдавать катион водорода и преобразовываются в менее активные химические соединения.

Гидроксид калия обладает одним из сильнейших свойств нейтрализации кислот. Одновременно с этим раствор КОН имеет мощные расщепляющие, растворяющие и моющие свойства. Это соединение, например, широко применяется при производстве промышленных моющих составов. Поэтому для моторных масел при подсчёте щелочного числа за базовый компонент взят именно гидроксид калия.

TBN моторного масла

TBN моторного масла

Практическое значение

Моторное масло работает в сложных условиях. Давление, высокие температуры, проникающее через кольца топливо, раскалённые газы и сажа – всё это ведёт к неизбежным химическим преобразованиям как базы, так и присадочных компонентов масла.

Под воздействием высоких температур и в присутствии кислорода происходит окисление моторного масла. Несмотря на то, что базовый состав, особенно синтетических моторных масел, имеет высокую химическую стабильность, при высокой температуре неизбежно формируются окислы.

Что плохого в окислах? По большому счёту, окисление моторного масла – это его выгорание. Ведь сам процесс горения – это с химической точки зрения реакция окисления с выделением тепла. А продукты такой реакции, то есть окислы, в большинстве своём представляют собой бесполезный балласт из химически нейтральных или малоактивных соединений.

щелочное число масла

щелочное число масла

Для краткого описания совокупности большинства подобных окислов существует даже особый термин – шлам. Продукты термического разложения масла, то есть шлам, оседают на поверхностях двигателя, что приводит к его загрязнению. Загрязнение мотора чревато перегревом. Также частицы шлама зачастую содержат и сверхтвёрдые окислы, которые работают как абразивы.

Часть окислов обладает химической активностью. Некоторые из них способны инициировать коррозионные процессы или локально разрушать неметаллические детали мотора (в основном резиновые уплотнители).

Гидроксид калия работает в двух направлениях:

  • частичная нейтрализация образующихся кислот;
  • расщепление на как можно меньшие фракции шламовых соединений и препятствие их формированию.

При работе двигателя щелочное число моторного масла уменьшается, что является нормальным процессом.

снижение щелочного числа график

снижение щелочного числа график

Оценка щелочного числа моторного масла

Щелочное число почти всегда указывается на канистре с маслом на тыльной стороне этикетки. В настоящее время этот показатель варьируется в пределах от 5 (для самых простых и дешёвых смазочных материалов) до 14 мгКОН/г.

При прочих равных в дизельных моторах образуется больше окислов. Во-первых, это связано с составом топлива. Содержание серы в дизельном топливе значительно выше, чем в бензине. А сера склонна формировать различные оксиды при воздействии высоких температур.

Во-вторых, условия работы дизельного двигателя более суровые. Выше давление, выше температура в камере сгорания. Как следствие, активнее идёт процесс выгорания масла.

старение моторного масла

старение моторного масла

Поэтому для чисто дизельных масел нормальным считается щелочное число от 9 мгКОН/г и выше. У бензиновых моторов требования несколько занижены. Для нефорсированных двигателей, работающих на бензине, достаточным будет 7-8 мгКОН/г.

Однако есть масла, в которых щелочное число ниже. Это вовсе не означает, что масло плохое, и лучше избегать его использования. Нужно понимать, что моющие свойства у таких масел будут ниже. А это означает, что ближе к замене (когда и так изначально невысокое количество щёлочи снизится) ускорится процесс образования шлама. Поэтому масла с низким щелочным числом рекомендуется менять чаще.

Обратной стороной медали выступает и то, что с усилением пакета присадок снижается и щелочное число. То есть в теории, особенно для недорогих масел, как раз таки высокое щелочное число может указывать на обеднённый состав других важных присадок.

Щелочное число моторного масла

Рассматривая свойства смазочных материалов для силовых установок различных назначений, часто приходится анализировать щелочное число моторного масла. Без такого анализа очень сложно представить общее состояние любого современного агрегата, работа которого на определенном этапе предполагает применение присадок. Тем более что в настоящее время химически активные добавки, предназначенные для продления во времени и для усиления номинальных рабочих характеристик масел, изначально входят в состав большинства смазок для двигателя.

Классификация моторных масел

Классификация моторных масел.

Для того чтобы разобраться в том, какую роль играет указанный параметр моторного масла, необходимо познакомиться с химическими процессами, происходящими в смазочной системе силового агрегата, а также узнать основные характеристики щелочного числа, единицу и способы его измерения.

Химические процессы в системе смазки

В камере сгорания силовой установки во время работы автомобильного двигателя, как известно, наблюдаются достаточно сложные химические взаимодействия. В частности, для создания в камере взрывного эффекта необходимо формирование в системе карбюрации смеси, состоящей из впрыскиваемого топлива и воздуха.

При этом образуется достаточно агрессивное соединение, которое в процессе горения (окисления) негативно воздействует на металлические детали двигателя и на рабочие свойства смазочных жидкостей. Так, окисленные (имеющие кислую среду) продукты горения ускоряют и усиливают износ деталей и их коррозию. Что касается моторного масла, то под влиянием продуктов сгорания воздушно-топливной смеси оно начинает слишком рано стареть.

Этапы производства моторного масла

Этапы производства моторного масла.

Если речь идет об изношенных в значительной степени силовых агрегатах, то к указанным проблемам добавляется повышенный риск попадания в картер части отработанных газов вместе с продуктами окисления, которые проникают через увеличенные зазоры между поршневыми кольцами и стенками цилиндра. В картере двигателя эти продукты оседают на стенках и вступают со смазкой в химическую реакцию окисления.

Необходимо отметить, что масло, перенасыщенное таким образом продуктами окислительного процесса, при контакте с внутренними деталями двигателя снова и снова производит вторичное отрицательное воздействие на моторные узлы. Это, в свою очередь, влечет за собой ускоренное ржавление металлических поверхностей и преждевременный выход деталей из строя.

Как известно, основным врагом кислот является щелочь. Химическая нейтрализация агрессивных кислотных компонентов моторного масла происходит в картере и маслопроводных каналах, на стенках и шестеренках маслонасоса. Если в смазочных присадках имеются щелочные соединения, то они начинают вступать в реакцию с кислотными компонентами, эффективно нейтрализуя последние.

Однако со временем, после многократных указанных химических реакций, щелочь все меньше и меньше нейтрализует кислотность побочных продуктов горения. В результате определенная часть этих соединений, не вступивших в реакцию со щелочью, оседает сажей или шламом на конструкционных элементах, засоряя смазочную систему. Это приводит к ухудшению тока масла в каналах. Такое состояние может вызывать в двигателе масляное голодание распределительного вала с последующим износом опорных шеек, а также слишком раннее срабатывание вкладышей на коленчатом вале, в засоренных канальцах которого блокируется циркуляция масла.

Вернуться к оглавлению

Показатель щелочного числа

Влияние пробега автомобиля на общее щелочное число масла

Влияние пробега автомобиля на общее щелочное число масла.

Для определения уровня качества моторной смазки чаще всего рассматривают 2 основных параметра: вязкость масла и температурный режим, при котором оно обеспечивает нормальное функционирование силового агрегата. Помимо этих принципиальных параметров, для характеристики смазочных жидкостей используется ряд дополнительных критериев, среди которых и щелочное число моторного масла. Обозначается оно буквенным индексом TBN (Total Base Number).

Указанный критерий имеет большое значение для определения качества и продолжительности периода оптимальной работоспособности масла. Щелочное число TBN показывает общее состояние жидкости, включая щелочность, изменяемую за счет добавляемых в масло моющих и диспергирующих присадок, задачей которых является удержание продуктов горения во взвешенном состоянии и препятствование их оседанию на стенках двигателя.

В химическом смысле данный показатель характеризует готовность рабочей моторной смазки успешно противостоять возможным окислительным процессам.

И чем выше число TBN, тем выше способность масла к такому сопротивлению. Общее щелочное число моторной смазки определяется суммарным содержанием в рабочей жидкости щелочных добавок, включающих такие металлы, как натрий, барий, магний, кальций. Исходя из соотношений различных составляющих данной категории, число TBN представляет собой массу гидроокиси калия (выражается в мг), содержащуюся в 1 г моторного масла. Таким образом, единица измерения щелочного числа выражается в мгКОН/г.

Как уже было отмечено выше, величина числа TBN прямо пропорциональна количеству кислот, которое может нейтрализовать данное масло. Соответственно, щелочные присадки, задающие определенный уровень щелочности, подбираются в зависимости от условий работы конкретного двигателя.

Например, карбюраторные бензиновые моторы не слишком требовательны к объему щелочных компонентов, содержащихся в масле. Но если для таких ДВС вполне достаточно, чтобы в 1 г смазочной жидкости присутствовало не более 2-3 мг щелочи, то для моторов, в которых используется топливо с большим содержанием серы, необходимо масло с более высоким TBN. Здесь надо отметить одно важное свойство щелочного числа: оно не является неизменной категорией и обязательно понижается с увеличением срока эксплуатации смазки. Этот нюанс следует иметь в виду для обеспечения нормальной работы двигателя.

Вернуться к оглавлению

Как определить щелочное число?

На данный момент общепринятая методика выявления числа TBN фактически отсутствует. Различные специалисты и институты сегодня предлагают самые разные научно-методические подходы к решению этой проблемы, исходя из разноречивых показателей качества масла и состава присадок, лабораторно-экспериментальных исследований.

Например, одна из таких методик, пользующаяся в настоящее время достаточно большой популярностью, предлагает определять щелочное число путем умножения удельного веса серы, содержащейся в автомобильном топливе, на коэффициент 20. Поскольку государственные стандарты не допускают присутствия в топливе более 0,5% серы, то при умножении этого показателя на 20 выходит щелочное число, равное 10.

Данный пример вполне реалистично отражает число TBN для дизельных установок. Стоит отметить, что этим как раз и отличаются дизели от бензиновых двигателей. Так как солярка содержит серы в среднем значительно больше, чем бензин (соответственно 0,2-0,3% против 0,02%), то и щелочное число для масла, применяемого в дизелях, должно быть выше, чем в маслах для моторов на бензине. Приведенный здесь метод не является исключительно верным, и специалисты рекомендуют относиться к нему с осторожностью. Автомобилистам советуют в этом вопросе больше полагаться на официальные паспорта качества и сервисные книжки.

При этом никогда не надо забывать, что при использовании в автомобиле низкосортного топлива происходит ускоренное выжигание щелочных присадок, из-за чего качество и рабочий ресурс моторного масла значительно падают.

Главный вывод, который должен для себя сделать каждый ответственный автомобилист, состоит в том, что прежде чем заливать масло в мотор, необходимо узнать все характеристики смазки. В противном случае возникает опасность необратимого выхода силового агрегата из строя. При этом не стоит даже пытаться в домашних условиях улучшить качество масла, повышая подсобными средствами щелочное число уже купленной жидкости до нужного уровня. Точно воспроизвести в небольшом гараже очень сложный технологический процесс ввода в масло присадочных компонентов невозможно.

щелочное число | Характеристики масел

Вопрос «на засыпку». Какие свойства моторных масел являются важными? Большинство (думаю, подавляющее большинство) ответит — вязкость. Совершенно верно. А что Вы знаете о таком показателе масла, как щелочное число? Щелочное число масла далеко не последний показатель качества моторного масла.

Что-же означает щелочное число масла? Как можно использовать этот показатель, и зачем «простому смертному» это самое щелочное число нужно? Или это лишняя заморочка от производителей масел? Попробуем разобраться.

Щелочное число это…

Проще говоря, щелочное число — это показатель способности масла противостоять кислотам (заодно, и окисям), которые образуются в результате сгорания топлива, и окисления (можно сказать «старения») масла. Перевожу на русский.

Из уроков химии (еще помнится где-то 6-7 класс? 🙂 ) помним, что повышенная температура ускоряет процесс окисления. Моторное масло в работающем в разных режимах двигателе подвергается серьезным термическим нагрузкам (постоянно ускоряя процесс окисления), что в свою очередь отражается на вязкости масла («важное свойство масла» см. начало). Добавим прорывающиеся газы, подгоревшее масло из камеры сгорания, остатки сгорания топлива, которое имеет достаточно высокое содержание серы. А в нашем топливе, вообще, серы — «за глаза». Хороший компот получается? И где все это собирается, как Вы думаете? Конечно, в масле.

В результате масло, как-бы «вырабатывается», теряя свои главные качества, изменяется вязкость масла, и оно прекращает выполнять возложенные на него функции. При чем здесь щелочное число?

А при том, что щелочное число — это степень готовности моторного масла противостоять всем «кислым» процессам. В химическом смысле слова. Предупреждая все окислительные процессы, происходящие с маслом во время эксплуатации, производители моторных масел используют различные щелочные присадки: моющие, антиокислительные, и, самое главное, позволяющие отработанным осадкам оставаться во взвешенном состоянии (в результате хим.реакции выпадает осадок + остатки сажи и т.д. Вот эти осадки не должны прилипать, пригорать, оседать, а добираться с маслом к фильтру).

Единица измерения щелочного числа масла

Совокупное число присутствия металлосодержащих (магний, кальций, натрий)  щелочных присадок определяет общее щелочное число масла. Выражается в количестве гидроокиси калия (КОН) на грамм масла (мгКОН/г). Чем выше показатель, тем больше кислот может нейтрализовать данное масло. В процессе эксплуатации щелочное число масла понижается, вырабатывая запас щелочных присадок.

Как вычислить щелочное число

Теперь, зная, что щелочное число — это показатель защищенности масла от кислот, а продукты сгорания топлива и есть эти кислоты, можно делать выводы про важность этого показателя. Есть такое мнение, что щелочное число для масла можно вычислить, умножив число содержания серы в топливе на 20. Что-то в этом есть. Если учесть, что ГОСТ для топлива ограничивает содержание серы 0,5%, то умножая его на 20 получаем 10. Вполне справедливый показатель щелочного числа для дизельного двигателя. Кстати, в этом разница моторных масел для дизельных (более дизельных, когда возможно применение в «смешанном парке») масел и бензиновых. У дизелей щелочное число выше, потому что и серы в солярке в среднем 0,2-0,3%, а в бензине около 0,02%.

Но использовать вышеизложенную информацию как руководство к действию не стоит. Для этого есть сервисная книжка. Просто нужно иметь ввиду, что используя низкокачественное топливо, Вы помогаете маслу вырабатывать моторесурс, выжигая щелочные присадки. Соответственно, требуется более частая замена масла. И еще. Увидеть работу щелочных присадок можно открыв крышку заливной горловины. Если мотор не «труп», и замена и выбор масла соблюдены — Вы увидите чистую промасленную поверхность. А если — нет, то… нет.

В ближайшее время на страницы сайта «Масла и смазки для авто» вернутся характеристики различных масел (сейчас редактируются), где Вы сможете увидеть и сравнить показатели щелочного числа для различных масел.

Статьи в тему из этой рубрики:

Определение щелочного числа моторного масла

Изучая характеристики смазок для разнообразных двигателей, нередко нужно определять щелочное число. Без этого трудно делать какие-либо выводы о состоянии движка, в который заливается масло с присадочными элементами.

Как осуществляется определения щелочного числа?

Сегодня присадки, предназначающиеся для увеличения эксплуатационного ресурса автомасла и улучшения его свойств, сразу включены в состав большей части нефтепродуктов.

Химические реакции в смазочном комплексе

В камере сгорания мотора при его функционировании происходят сложные химические реакции. Взрывной эффект создается в камере благодаря тому, что в карбюраторе формируется соединение, которое состоит из горючего и кислорода.

При этом появляется довольно агрессивная смесь. При сгорании она отрицательно влияет на моторные запчасти из металла, эксплуатационные показатели смазки. Продукты сгорания, подвергшиеся окислению, убыстряют изнашивание запчастей, увеличивают коррозийное воздействие. Ресурс моторного масла значительно снижается из-за продуктов горения топливно-воздушного соединения.

Стоит сказать, что смазочная жидкость, которая перенасыщена продуктами окисления, при соприкосновении с моторными запчастями продолжает негативно воздействовать на агрегат. Это приводит к быстрому ржавлению деталей из металла, поломке ДВС.

Как осуществляется определения щелочного числа?Производство автомобильного масла

Общеизвестно, что щелочные элементы считаются главным врагом кислотных. Кислоты, содержащиеся в масляной жидкости, нейтрализуются в картерном узле, маслоканалах, шестернях насоса. Если в смазке есть щелочь, происходит ее реакция с кислотами, нейтрализация последних.

Постепенно, в результате множества химических взаимодействий, щелочные элементы все хуже и хуже осуществляют нейтрализацию побочных продуктов сгорания. Из-за этого определенная доля данных смесей, которые не взаимодействовали с щелочными элементами, откладывается в виде сажевых и шламовых отложений на деталях, засоряет масляный комплекс. В результате ухудшается ток смазки в маслоканалах. Подобное состояние может привести к масляному голоданию распредвала, изнашиванию шеек опоры, преждевременному срабатыванию вкладышей коленвала, в загрязненных каналах которого происходит блокировка циркулирующего автомасла.

Параметр щелочности

Для установления щелочного числа моторного масла нужно узнать два ключевых показателя: вязкостный коэффициент и режим температур, при котором обеспечивается правильная работа движка на бензине/дизеле. Кроме того, к характеризующим автомасло параметрам возможно отнести щелочность. Щелочное число моторного масла характеризуется маркировкой TBN (Total Base Number).

Данный параметр немаловажен для установления свойств и эксплуатационного периода масляной жидкости. Индекс щелочности указывает на общее состояние смазки. Он зависит от наличия в нефтепродукте очищающих и диспергирующих добавок. Их задача – удерживать продукты сгорания во взвешенном положении, препятствовать отложению осадков на стенках мотора.

Смазки с высокой щелочностью располагают большой устойчивостью к окислению. Добавки-щелочи содержат в себе натриевые, бариевые, магниевые, кальциевые элементы. Измеряется щелочность в мгKOH/г.

Как осуществляется определения щелочного числа?

Как говорилось ранее, щелочность напрямую зависит от числа кислот, которые способно нейтрализовать автомасло. Следовательно, добавки, которые задают щелочной уровень, выбираются при учете особенностей функционирования определенного движка.

К примеру, движки на бензине с карбюратором не очень требовательны к объему щелочей, которые содержатся в смазочной жидкости. Для двигателей, в которых применяется горючее с высокой концентрацией серных элементов, нужно использовать расходник с наибольшим TBN.

Определение щелочности автомобильного масла

В настоящее время не существует общепринятого способа, позволяющего осуществить определение щелочного числа. Разные эксперты используют различные методы решения данной задачи.

Один из способов, часто использующихся сегодня, заключается в определении щелочности посредством умножения удельной массы серных элементов, имеющихся в горючем, на двадцать. Ввиду того что концентрация серы в горючем не может превышать пять десятых процента, в результате произведения получается щелочность, равняющаяся десяти.

Подобный пример реалистично показывает индекс щелочности для дизельных моторов. Нужно сказать, что в этом и заключается отличие дизельных движков от ДВС на бензине. Концентрация серных элементов в дизеле намного выше, чем в бензине. Описанный тут способ не дает гарантии стопроцентно точного результата, ввиду этого его стоит использовать осторожно. Отечественным автовладельцам рекомендуется опираться на официальные паспорта авто и эксплуатационные руководства.

Нужно помнить, что при заливке в машину низкокачественного горючего щелочные добавки достаточно быстро выжигаются. Из-за этого свойства автомасла сильно ухудшаются, его ресурс эксплуатации значительно уменьшается.

Перед тем, как лить автомасло из канистры в движок вашего транспортного средства, требуется ознакомиться с его показателями, например, заглянуть в таблицу характеристик. В противном случае движок может поломаться. Не старайтесь собственноручно повысить характеристики смазки. Это практически нереально.

Щелочное число моторного масла - MKSM

Сегодня трудно представить области промышленности и, особенно, транспорта, где бы не использовались дизельные двигатели. Высокий КПД этой тепловой машины, значение которого у современных её образцов достигает 50%, обусловил практически безальтернативное применение дизеля в транспорте, уступая лишь атомному реактору в морском применении. Дизельным двигателем сегодня вооружены даже легковые автомобили!

В настоящем эссе касаться темы легкового дизельного автомобиля мы не будем, так как по иррациональности суждений эта сфера скорее ближе к религиозной, но о коммерческом использовании достоинств дизельного двигателя поговорим подробно.

Итак, в основе эффективности дизельного двигателя лежит его высокий термический коэффициент полезного действия. И хотя механический КПД дизеля ниже, чем у его бензинового собрата, высокая тепловая эффективность перекрывает все механические потери энергии, обусловленные особенностями кривошипно-шатунного механизма и топливной аппаратуры. Но в наибольшей степени высокая эффективность дизеля раскрывается при интенсивном коммерческом использовании, которое позволяет компенсировать все экономические издержки, связанные с более высокой ценой дизельной техники и более высоких эксплуатационных расходов.

Кстати, очень низкая интенсивность эксплуатации легкового автомобиля в качестве личного транспортного средства и объясняет, почему легкомоторное применение дизеля не оправдано с точки зрения семейного бюджета. Техническое совершенствование легкового дизеля за счет сложнейших систем питания, наддува и систем очистки выхлопных газов приводит ко всё большему удорожанию техники при совершенно ничтожном улучшении потребительских характеристик. В результате общие эксплуатационные расходы покрываются топливной экономией в среднем только через 5-10 лет «бытового» использования дизельного легкового автомобиля.

Высокая эффективность коммерческой дизельной техники, помимо топливной экономичности, определяется также весьма значительным ресурсом дизеля. Пробег в 1 000 000 километров до капитального ремонта двигателя считается нормой. Однако такой ресурс двигателя возможен только благодаря правильной технической эксплуатации, важнейшим аспектом которой является использование высокоэффективных эксплуатационных жидкостей. Важнейшей из них, напрямую влияющей на долговечность механизмов двигателя, выступает моторное масло.

В прошлом обзоре российского рынка моторных масел коммерческого сегмента (CVL) мы уже определили статус моторного масла как рабочей жидкости по обеспечению «жизнедеятельности» двигателя внутреннего сгорания и рассмотрели проблему угара масла. Сегодня мы поговорим о таком важнейшем свойстве масел для смазки дизельного двигателя, как запас щелочного числа (TBN).

Запас щелочного числа TBN

Запас щелочного числа моторного масла для дизельных двигателей означает присутствие в масле специальных присадок со щелочными свойствами, которые призваны нейтрализовать кислотные соединения, образующиеся при сгорании топлива. И если в бензиновых двигателях это качество неактуально, то в дизельных оно жизненно важно.

Всё дело в том, что в качестве дизельного топлива используются маловязкие нефтяные фракции с высоким содержанием соединений серы. При сгорании высокосернистого топлива выделяется оксид серы (IV) – SO2 и оксид серы (VI) – SO3, образующие при соединении с влагой сернистую H2SO3 и серную H2SO4 кислоты, которые с картерными газами попадают в моторное масло, растворяясь в нем. Вследствие еще одной особенности дизельного двигателя – высокой температуры и высокого давления при горении топливной смеси, в продуктах сгорания содержатся оксиды азота NO и NO2, образующие с влагой азотистую HNO2 и азотную HNO3 кислоты. Все эти кислоты и, особенно, серная и азотная являются чрезвычайно агрессивными по отношению к деталям двигателя из цветных сплавов и к моторному маслу химическими веществами.

Щелочное число моторного масла

В состав моторного масла для бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания входят химически активные присадки предназначенные для поддержания его рабочих свойств в течение регламентированного эксплуатационного периода. Одними из важнейших компонентов комплекса присадок являются щелочные агенты.

Во время работы двигателя в камере сгорания происходят сложные химические процессы в результате которых углеводороды топлива с кислородом воздуха образуют агрессивные по отношению к внутренним узлам соединения. Продукты сгорания имеют кислую реакцию и вызывают преждевременное «старение» смазки и способствуют износу и коррозии двигателя.

Кислоты, как известно, нейтрализуются с помощью щелочи, и в случае с двигателем внутреннего сгорания химические процессы имеют схожий характер. Так как между стенками цилиндра и кольцами поршня имеются зазоры (выражены в изношенных двигателях), небольшая часть отработанных газов может попадать в картер (картерные газы), где оседает на стенках и вступает в реакцию со смазочным материалом. Реакции нейтрализации проходят в масляной среде двигателя: картере, масляных каналах, на стенках и шестернях масляного насоса. По мере эксплуатации, щелочной компонент присадок постоянно вступает в реакцию и со временем нейтрализует все меньше побочных продуктов работы двигателя. Некоторое число непрореагировавших соединений оседает в виде шлама и сажи на частях системы смазки, засоряя масляные каналы и ухудшая циркуляцию. Эти процессы могут привести к следующим последствиям:

  • Масляное голодание распределительного вала и как следствие износ его опорных шеек;
  • Засорение масляных каналов в коленчатом вале и преждевременное срабатывание вкладышей.

Опорные шейки распредвала

В обозначении моторного масла кроме таких параметров как вязкость и температурный режим указывается индекс TBN — щелочное число. Это величина соответствующая общему содержанию (мг.) щелочных присадок в 1г. масла.

В бензиновых карбюраторных двигателях требования содержанию щелочных компонентов не такие высокие -в 1г. моторного масла может содержаться 2-3мг, нейтрализующей композиции. Для двигателей работающих на топливе с высоким процентом содержания серы, высоконагруженных дизелей рекомендуется использование масла щелочное число которого выше, в нем содержание гидроксидов может доходить до десятков мг./г.

Фура

Рекомендуются масла с высоким щелочным числом

Каждый разработчик присадок стремится найти оптимальное щелочное число изменяя состав присадок. Если в состав ввести слишком много гидроксидов, то это также приведет к началу коррозионных процессов, и по мере выработки будут накапливаться зольные отложения.

Для моторных масел также используется такая характеризующая его химические свойства величина как кислотное число. В процессе эксплуатации смазки кислотность ее повышается из за выработки нейтрализующих свойств присадок. Если в масло попадет вода, то его кислотность может существенно увеличиться. Причины, по которым повышается кислотное число могут заключаться в неисправности двигателя-высоком износе поршневых колец, дефектах стенок цилиндров.

Снижение щелочности ниже определенного производителем порога означает выработку ресурса и предполагает замену масла и масляного фильтра. При снижении этого показателя ниже 50% от первоначального значения масло считается отработанным и подлежит замене.

Автомобилистам не обязательно знать насколько упало щелочное число, достаточно содержать автомобиль в исправном состоянии и проводить регламентную замену смазочных материалов. В диагностической лаборатории возможно установить число щелочных и кислых компонентов на единицу массы моторного масла, но подобный дорогостоящий тест не имеет никакого практического смысла, т.к. дешевле произвести замену. Замену можно сделать и без использования специальной промывки, залив порцию обычного масла и проехав небольшое расстояние. Содержащиеся в нем «свежие» присадки нейтрализуют остатки старых кислотных продуктов оставшиеся в масляной системе двигателя, и после этого можно будет залить уже новую рабочую порцию смазки.

Некачественное масло

В заключение, можно добавить, что заливая в автомобиль масло с неизвестными характеристиками владельцы рискуют необратимо вывести из строя двигатель.

Разработка присадок и проведение испытаний, это наукоемкий процесс, требующий наличия соответствующей материально-технической базы и испытательной лаборатории. В домашних условиях точно повысить щелочность до нужного уровня простым добавлением KOH невозможно — технология ввода присадочных компонентов применяемая в промышленности сложная и многоступенчатая, воспроизвести ее в быту невозможно.

Автоэксперт: Сергей Поздняков

Вам будет интересно

Смерть масла и моторов: убийца найден

Весной прошлого года сайт опубликовал статью «Смертельная болезнь моторного масла», наделавшую много шума в Интернете. А сейчас — сенсационные результаты нашего расследования.

1

Напомним, что на исправном автомобиле масло вдруг превращалось в густую черную жижу, после чего моторы отправляли на «капиталку» или замену — безвременную и крайне недешевую.Количество ссылок по всей Сети на упомянутую публикацию — многозначное, десятки сайтов перепечатали ее — причем, как водится, даже не спросив нашего разрешения. Ну, это нормально…

Краткое содержание предыдущей статьи — по фирменным автосервисам (и не только) прокатилась волна внезапных отказов двигателей, связанных с непонятным и непредсказуемым поведением моторного масла. Безо всякого предупреждения, масло вдруг превращалось в мазутообразную субстанцию, начинало очень быстро угорать. Итог — капремонт или смерть моторов.

Эпидемия поражала машины независимо от их марок и производителей. Случаи заболевания регистрировались и в Москве, и в Питере, и в Магнитогорске, и в Мурманске — то есть практически по всей стране. И еще было замечено — «болели» в основном машины, обслуживаемые на серьезных автосервисах, в которых заливалось бочковое фирменное масло. Ситуация усугублялась тем, что случаи эти были нерегулярными, встречались нечасто, но с завидной постоянностью. А, как известно любому диагносту, именно «плавающий» дефект ловить сложнее всего.

Головка блока от пострадавшего «Фольксвагена-Тигуан». Менее чем за 3000 км пробега масло превратилось в жуткую бодягу.

Головка блока от пострадавшего «Фольксвагена-Тигуан». Менее чем за 3000 км пробега масло превратилось в жуткую бодягу.

Головка блока от пострадавшего «Фольксвагена-Тигуан». Менее чем за 3000 км пробега масло превратилось в жуткую бодягу.

Причина этой болезни была непонятна, были лишь гипотезы, но на них исковое дело в суде (а чаще всего именно до суда доходило дело в разбирательствах) не построишь. И тогда мы обещали попытаться разобраться с ситуацией и познакомить с результатами наших читателей.

Полгода работы нашей испытательной лаборатории не прошли даром. Нам удалось в лабораторных условиях смоделировать ряд ситуаций и, наконец, получить явные проявления этой «смертельной болезни». Симптомы, которые будем ловить — резкий рост вязкости, падение щелочного и рост кислотного числа, осаждение на стенках двигателя густых гудроноподобных отложений, препятствующих прокачке масла через каналы системы смазывания.

МАСЛО В КАНИСТРЕ РАССЛОИЛОСЬ? ЕСТЬ ОСАДОК? НА ПОМОЙКУ!

Поршень двигателя, отработавший 180 моточасов на нормальной синтетике.

Поршень двигателя, отработавший 180 моточасов на нормальной синтетике.

Поршень двигателя, отработавший 180 моточасов на нормальной синтетике.

Поршень страдальца, отмучившегося на пораженном масле. С момента заливки прошло всего 40 моточасов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *