определяем расположение крепежных отверстий диска
При покупке новых колесных дисков необходимо обращать внимание не только на диаметр, но и на другие его параметры, в том числе на разболтовку. Скрывается этот параметр за аббревиатурой PCD, рядом с которой указывается два числа. Они указывают на число болтовых соединений и диаметр окружности, которая вписана в их центр. Итак, как узнать разболтовку диска самостоятельно и чем грозит установка неверно подобранной детали.
Маркировка
Как определить разболтовку диска. Если сохранилась маркировка, проще всего расшифровать ее. Сделать это несложно. К примеру, на диске указаны следующие данные R14 5.5J 4×100 DIA54.1 ET45, где:
R14 – указывает на диаметр диска в дюймах;
5.5J – ширина диска, буква J указывает на то, что данный диск может использоваться только на машинах с моноприводом, то есть передне- и заднеприводных автомобилей. Диски для авто с полным приводом помечаются маркировкой JJ. Дополнительно для обозначения литых или кованых моделей используется буква X.
4×100 – показатель разболтовки, в легковых автомобилях диски могут крепиться на 3 -6 шпилек. Наиболее распространены следующие значения вписанной окружности: 98, 100, 108, 112, 114.3, 120, 139.7.
DIA54.1 – диаметр центрального входного отверстия;
ET45 – вылет диска. В этом случае у диска положительный вылет. Если этот параметр отрицательный, перед численным значением ставится знак «-». При нулевом вылете производители указывают «0». Вылет оказывает воздействие на положение привалочной плоскости, если установить диски с другим параметром, это приведет к смене значения и направления сил, которые воздействуют на подвеску автомобиля.
Таким образом, на данных дисках стоит разболтовка на 4 диска с диаметром окружности проведенной края крепежных отверстий равной 100 мм.
Кроме того, PCD всегда указан в техпаспорте транспортного средства. Например, в модели ВАЗ-2106 этот параметр вписан в характеристиках, как «Диаметр расположения отверстий под колесные болты». Указано значение 98, остается лишь сосчитать количество отверстий под болты. Для этой отечественной модели подходят диски с разболтовкой 4×98.
Наиболее распространенные значения
Показатель PCD колеблется не только в зависимости от производителя, но также от модели и года выпуска. Приведем самые распространенные значения:
Значение PCD | Марки и модели автомобилей |
4×98 | Fiat: Brava, 126, 124, Croma, Multipla, Tipo, Panda, Alfa Romeo: 155 и 164; Lada |
4×100 | Используется на старых моделях Mini, BMW 3, Honda: CRX, Jazz, Accord; Kia Spectra: Opel Astra, Corsa, Ascona, Zafira; Toyota Yaris, Corolla, Volkswagen Golf: Passa, Jetta, Polo. |
5×100 | Audi: TT и A3, Toyota: Avensis, Celica, Carina; Skoda Octavia; Subaru: Impreza, Outback, Legacy |
5×108 | Ferrari, Citroen Jumper и XM, Ford Mondeo и Focus; Volvo 740, 760 и 780 |
5×112 | Audi: 100 CS, A4, A6, A8, S2, S4; Ford Galaxy, Mercedes: 600 SL, SLK, Vito |
4×114,3 | Honda: Accord, Civic Vtec; Hyundai: Sonata, Accent; Nissan: Almera, Primera, Mitsubishi: Colt, Lancer, Galant; Volvo V40 и S40; Daewoo Matiz |
5×114,3 | Применяется на некоторых «американцах», на старых моделях Mazda, на Honda CRV, Toyota RAV4, Lexus |
5×115 | Применяется на большинстве моделей от американских производителей |
5×120 | Rolls Royce, Range Rover |
5×139,7 | УАЗ, Chevrolet Niva |
Указаны только самые распространенные варианты разболтовки.
Как узнать какая разболтовка на дисках без маркировки
Как узнать разболтовку диска автомобиля? На глаз это сделать не получится, отличить PCD 4 x 98 от 4×100 визуально практически невозможно. Если под рукой нет ни техпаспорта, а маркировка стерлась, придется запастись штангенциркулем. Прежде всего, необходимо определить количество болтов. Это банальный подсчет их количества. Далее нужно определить диаметр окружности описанной вокруг крепежных отверстий. Это уже сделать немного сложнее.
PCD для дисков может быть для 3, 4 или 5 болтов. Как понять разболтовка диска, исходя из числа крепежных отверстий, процедура несколько меняется.
Как понять какая разболтовка на дисках с нечетным числом отверстий
Как узнать разболтовку диска 5 болтов? Этот метод является универсальным и подходит для измерения PCD с любым количеством болтов, при проведении расчетов заменяется лишь формула.
Следуйте инструкции приведенной ниже:
Для проведения измерений берут два соседних отверстия, замеряется расстояние от ближайших краев;
Измеряется диаметр отверстия;
Складывается значение расстояния и диаметра;
Далее для вычисления диаметра окружности центров крепежных отверстий необходимо использовать формулу.
Как узнать разболтовку диска с 5 отверстиями, для этого используется формула:
X*1,701, где x – вычисленное расстояние между центрами двух отверстий.
Для диска с четырьмя болтами параметр PCD можно узнать, умножив расстояние между центрами крепежных отверстий на коэффициент x1,414, то есть используется формула: X*1,414.
К примеру, у диска пять отверстий для крепления. В ходе вычисления выявлено, что расстояние между центральными точками соседних крепежных отверстий, равно 63,5 мм. Для вычисления диаметра это значение умножается на 1,701. В итоге, показатель PCD для диска равен 108.
Как узнать разболтовку диска на 4 болта
Как узнать разболтовку диска на 4 или 6 болтов. Этот способ подходит только для дисков с четным числом отверстий. Для этого необходимо измерить расстояние от крайней точки двух противоположных отверстий. К примеру, у ВАЗ 2104 этот параметр составляет 85 мм. Далее измеряем диаметр посадочного отверстия, у данной модели — он равен 13 мм. Складываем оба полученных значения – получаем 98 мм. Итого, PCD ВАЗ 2104 равен 4×98 мм. Можно упростить проведение измерение, проведя измерения сразу от краев крепежных отверстий. Однако этот метод не отличается особой точностью.
Особенности разболтовки дисков разного типа
На рынке встречаются колесные диски следующих разновидностей:
Стальные, они же штампованные;
Литые из легкосплавных металлов;
Кованые.
Как узнать разболтовку штампованных дисков? Стальные диски – наиболее распространенный вариант, это связано со стоимостью подобных моделей, а также возможностью проведения рихтовочных работ. Разболтовка такого диска должна точно соответствовать установленным производителем нормативам.
Литые диски считаются не такими долговечными. Поскольку легкосплавные металлы характеризуются меньшей прочностью, к подбору комплектующих необходимо подходить особенно тщательно. Как узнать разболтовку литого диска? Для этого используется тот же метод, что и для других разновидностей.
Кованые диски считаются самыми прочными и тяжелыми. Изготавливают их в специальных цехах по технологиям схожим с теми, что применяются в авиастроении. Они хорошо переносят прямые удары. Автомобилисты часто их ставят для езды в экстремальных условиях.
Важность разболтовки
К сожалению, при покупке далеко не все автолюбители задаются вопросом, как узнать разболтовку колесных дисков. Игнорирование данного параметра может привести к печальным последствиям. Установить наличие проблемы визуально довольно проблематично.
В интернете можно найти таблицы совместимости моделей дисков различных производителей, однако этим данным доверять прямым образом не стоит.
Некоторые мастера предлагают «подогнать» параметры авто к новым колесным дискам, у которых значение PCD от штатного отличается в большую сторону. При установке обычно применяются центровочные кольца. Однако эффективность и безопасность данного метода неоднозначна. Кольца могут изготавливаться из алюминия или пластика. Хоть производители утверждают, что материалы используются специально рассчитанные на нагрузки, но наличие дополнительного элемента в системе крепления колес дает дополнительную вероятность ослабления конструкции и при раскалывании кольца может привести к аварии.
Установка колесных дисков с неверным показателем PCD может стать причиной:
Усиления биения колес;
Повреждения подвески или рулевого механизма;
Откручивания колеса в процессе езды.
Даже если колесо удалось отцентровать, фаски болтовых шпилек не будут плотно прилегать к гнездам диска. По этой причине напряжение в металле растет, что ускоряет износ отверстий. Кроме того, всегда есть риск «потерять» колесо прямо по ходу движения.
Верный способ определить разболтовку при замене диска
Если хочется освежить свое авто, но без лишних капиталовложений, то имеет смысл задуматься над заменой колесных дисков. Главное, не забыть о важности соблюдения разболтовки, под которой подразумевается размер крепежных отверстий, предназначенных для фиксации дисков.
Показатели дисковых размеров
Входит болт в отверстие и ладно. Именно так думают многие новички в автомобильном деле, даже не задумываясь над тем, насколько важно подбирать штифты в полном соответствии с указанной на дисках маркировкой. К слову, последняя представляет собой зашифрованную аббревиатуру, состоящую из буквенно-числовых символов.
И хотя новичку эта комбинация может показаться нечитаемой абракадаброй, разобраться в ней не так уж сложно. Для этого достаточно просто научиться правильно читать шифр, учитывая следующие нюансы:
- Под первой цифрой подразумевается ширина дискового обода в дюймах.
- Следующий символ – буквенный. И если в его качестве используется английская J, то эти диски подходят исключительно для моноприводного автотранспорта, вне зависимости от того, о заднем приводе идет речь или о переднем. Если же в маркировке будет использовано сразу две буквы J, то диск подойдет только для авто с колесной формулой 4×4.
- Далее идут цифры, которые обозначают общее число болтов и размер отверстий для них. Проще говоря, речь идет о той самой разболтовке, и если, к примеру, перед водителем комбинация 498, то это значит, что ему понадобится 4 штифта, подходящих для отверстий размером в 98 мм. К слову, речь идет о минимальном пороге и сегодня можно приобрести диски с 4,5 и 6 крепежными болтами, размер отверстий для которых может варьироваться в диапазоне от 98 до 139,7 мм.
- Сложнее обстоят дела с вылетом диска, значение которого может быть как положительным, так и отрицательным, представляя собой отдельное буквенно-числовое сочетание. Пример – ET30, ET-40 и пр.
В самую последнюю очередь указывается размер центрального отверстия диска, соблюдение соответствия которого считается не таким критичным, поскольку в случае чего остается возможной подгонка.
Как самостоятельно определить разболтовку
Нередки ситуации, когда автолюбителям приходится сталкиваться с отсутствием маркировки и, как следствие, сложностями с ее идентификацией.
Тем не менее, такая проблема вполне решаема, причем с помощью имеющихся в наличии подручных средств, а точнее, одной только линейки.
Так, достаточно просто измерить расстояние между окнами и диаметр отверстий, не забыв умножить полученные величины на определенные коэффициенты, которые напрямую зависят от количества крепежных элементов. Для удобства все они внесены в следующую вспомогательную таблицу:
Количество болтов, шт | Коэффициент |
3 | 1,155 |
4 | 1,414 |
5 | 1,701 |
6 | 2 |
10 | 3,326 |
Формула для расчета и таблицы совместимости
Конечно же, использовать линейку стоит в самую последнюю очередь, поскольку этот измерительный прибор дает пусть и незначительную, но вместе с тем, нежелательную погрешность. Да и зачем мучиться, если можно воспользоваться готовыми таблицами совместимости, за считанные минуты найдя в них собственную модель авто и соответствующую ей маркировку дисков.
Что касается формулы разболтовки, то этот вопрос лучше всего рассматривать на конкретном примере. И если перед глазами маркировка 7,5Jx16h34/98ET30d60, то это значит, что доводится иметь дело с дисками с 7,5-дюймовой шириной и 16-дюймовым диаметром обода, устанавливаемыми на переднее или заднеприводное авто.
Что касается комбинации h3, то они по большому счету принимаются ко вниманию только специалистами автосервиса, обозначая наличие двух кольцевых выступов. 4/98 – четыре отверстия с диаметром по 9,8 мм, ET30 – маркировка вылета диска в положительном значении, а d58,5 – размер ЦОД.
Опасность неправильной разболтовки
Не стоит пренебрегать рекомендацией соблюдения разболтовки, поскольку возможные последствия могут оказаться плачевными. Среди них: перспектива преждевременного выхода из строя подвески и увеличение люфтов рулевого колеса, которое при длительной эксплуатации с неправильно подобранными креплениями для дисков может отвалиться от колонки.
К прочим возможным неприятностям стоит отнести перекос колеса, чаще всего возникающий при несоответствии количества и диаметра крепежей, а также появление трещин и сквозного повреждения дисков, которые могут просто не выдержать нагрузки на подвеску при несовпадающем значении вылета.
Именно поэтому ни в коем случае не следует игнорировать маркировку, используя для дисковой фиксации первые попавшиеся под руку штифты.
Оценить статью
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
0
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Похожие статьи
Как найти и измерить расположение болтов
Опубликовано 1 декабря 2021 г. командой Factory Reproductions Team
Разболтовка автомобиля — Разболтовка колеса или транспортного средства также называется PCD, что означает «диаметр окружности делительной окружности» или, чаще, «круг болта». Два компонента разболтовки на транспортном средстве относятся к измерению осевой линии колесных шпилек на монтажной ступице вашего автомобиля, а также к количеству колесных шпилек. Ваш PCD определяет количество и положение отверстий под болты на колесе, которые совпадают со шпильками при установке на ступицу. Учитывая диаметр разболтовки автомобиля, вы сможете определить, какие колеса подходят, а какие нет для вашего автомобиля.
Определение размера – В настоящее время на большинстве автомобилей стандартная схема расположения болтов варьируется от 4 до 8 выступов. Круг болта 6 × 139,7 будет обозначать схему с 6 выступами в круге диаметром 139,7 мм. Существует несколько вариантов измерения разболтовки. Измерительная лента всегда удобна, но мы рекомендуем использовать инструмент для измерения болтового соединения, чтобы получить наиболее точные измерения. Если ваш автомобиль оснащен четным количеством шпилек, измерьте расстояние от центра одной шпильки колеса до центра шпильки противоположного колеса. При измерении автомобиля с 5 проушинами измерьте расстояние от центра одной шпильки до внешней стороны самой дальней шпильки, чтобы рассчитать размер.
Миллиметры или дюймы? – Некоторых может сбить с толку определение разболтовки вашего автомобиля. Распространенный вопрос: «Подойдут ли эти 5×114,3 к моему автомобилю, если разболтовка 5×4,5?» или «Почему в описании колеса указано 5×139,7, а для моего автомобиля требуется 5×5?» Короткий ответ — да, и есть краткое объяснение различий в единицах измерения, используемых в описании: миллиметры и дюймы. Метрическая единица является наиболее часто используемым термином для описания разболтовки, хотя некоторые могут указывать измерение в дюймах. В прежние годы США указывали размеры в дюймах для классических автомобилей и до сих пор делают это для некоторых новых легковых и грузовых автомобилей. Таблицы конверсии и информацию можно легко найти в Интернете или позвонив в местный магазин.
Fitment Assurance- Понимание схемы разболтовки может стать первым шагом на пути к оснащению вашего автомобиля новыми колесами. Мы хотели бы напомнить вам, что существует ряд других факторов, влияющих на установку и размер колеса, помимо вашей разболтовки. Размер шин, размер колес, вылет и зазор — все это невероятно важные вещи, о которых нужно знать, чтобы правильно установить колесо на свой автомобиль. Проконсультируйтесь со специалистом по установке, поищите в Интернете или позвоните в местный магазин, чтобы получить точную информацию о установке колес, приобретаемых и устанавливаемых на ваш автомобиль.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, чтобы получать обновления и последние новости от команды Factory!
Facebook – https://www.facebook.com/factoryreproductions/
Twitter – https://twitter.com/factoryrepro/
Instagram – Factory Reproductions Wheels (@factoryreproductions) • Фото и видео из Instagram
YouTube – Заводские репродукции Колеса
Эта запись была размещена в Общие вопросы, Как сделать и помечена Круг болтов, Образец болтов, заводские репродукции, Заводские репродукции Колеса, Измерение, PCD, Образец болтов автомобиля. Добавьте постоянную ссылку в закладки.
Рисунок болта 101 — Как измерить рисунок выступа в колесе или автомобиле. — Гайки с проушинами
Делиться:5 июня 2022 г. Джефф Солз
Начнем с ответа на вопрос, что такое разболтовка? Разболтовка, также известная как проушина или PCD (диаметр центра тангажа), представляет собой измерение воображаемой окружности, образованной отверстиями для проушин в центре вашего колеса.
Первая цифра указывает, сколько отверстий под болты или шпилек колеса имеет колесо или транспортное средство. Второе число — это диаметр воображаемой окружности вокруг отверстий. Например, колесо размером 5х100 имеет 5 отверстий для проушин, равномерно расположенных по кругу диаметром 100 мм, то же самое касается шпилек колеса на автомобиле.
Это довольно просто, верно?
Как правило, у более крупных транспортных средств больше выступов, а у более мелких — меньше. На легковых автомобилях, внедорожниках и небольших пикапах наиболее распространены колеса/автомобили с рисунком из пяти выступов. Также используются четыре, шесть и восемь.
А какое значение для вас имеет рисунок протектора колеса? Это хороший вопрос!
Знание схемы расположения болтов имеет решающее значение, потому что именно так ваши колеса крепятся к вашему автомобилю с помощью гаек или болтов с проушиной. Правильное расположение болтов обеспечивает правильную посадку, и нет ничего важнее безопасности. Обычно нет необходимости измерять разболтовку на автомобиле, потому что по этому аспекту хранится обширная информация. Более распространено использование на колесах, новые колеса будут заказаны в соответствии с автомобилем, но в случае подержанного комплекта колес рисунок обычно не маркируется, поэтому требуется измерение.
Никогда не пытайтесь установить на свой автомобиль колеса, которые не соответствуют разболтовке оригинальных колес, какими бы близкими по размеру они ни казались. Неправильная схема расположения болтов может помешать надежной установке колеса.
4-болтовые шаблоны измеряются по прямой линии от центра к центру двух отверстий под болты, расположенных прямо напротив друг друга.
5-болтовые модели могут быть более сложными для измерения, так как отверстия под болты не расположены прямо напротив друг друга. Это чаще всего неправильно измеряется, в отличие от 4, 6 или 8 выступов, это не центр к центру. Вы можете оценить размер, используя прямую линию от внешнего края одного отверстия до центра третьего отверстия под болт. Здесь показано точное измерение, которое может быть измерено только с помощью специального инструмента, называемого калибром с разболтовкой, или с помощью сложного геометрического уравнения.
Шаблоны с 6 болтами измеряются по прямой линии от центра к центру двух отверстий под болты, расположенных прямо напротив друг друга.
8-болтовые шаблоны измеряются по прямой линии от центра к центру двух отверстий под болты, расположенных прямо напротив друг друга.
Доступен для покупки калибр с раздвижным расположением болтов, он недорогой и отлично подходит для хранения в ящике для инструментов.