Фрикционная шина что это: 403 — Доступ запрещён – выбираем фрикционные шины — журнал За рулем

Содержание

Как работает фрикционная шина

Накануне каждого зимнего сезона многие автовладельцы озадачиваются вопросом выбора зимней резины – и некоторые задумываются о той, которую в народе называют «липучка». Разбираемся, что такое «липучка», каковы ее сильные и слабые стороны, и чем она отличается от шипованных шин.

1. ЧТО ТАКОЕ «ЛИПУЧКА»?

«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского «friction» – трение.

2. ЧЕМ «ЛИПУЧКА» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ШИПОВАННЫХ ШИН?

Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.

Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище «липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.

3. В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ «ЛИПУЧКИ»?

Вышеперечисленные различия определяют эксплуатационные особенности двух разных типов шин. Эффективность фрикционных покрышек максимальна в тех условиях, где ей не приходится сталкиваться с чистым льдом: такие шины хороши на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, а также в снежной каше с реагентами, которыми обильно поливают современные дороги. Кроме того, за счет большей мягкости «липучка» дольше сохраняет максимальные сцепные свойства при понижении температуры до экстремальной: тесты показывают, что при морозах свыше -25° шипованные шины «дубеют» сильнее, чем фрикционные.

С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.

Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.

Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.

Еще один аргумент не в пользу фрикционных шин – это их меньшая приспособленность для нужд неопытных водителей. Первый инстинкт такого водителя при наступлении нештатной ситуации или необходимости быстро остановиться – это нажать до упора педаль тормоза. В современных автомобилях компенсировать эту ошибку призвана ABS, но если автомобиль ей не оборудован, заблокированные колеса, обутые в «липучку», сильно теряют в эффективности, а вот шипы продолжают работать.

4. КАКИМИ БЫВАЮТ ФРИКЦИОННЫЕ ШИНЫ?

Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением.

5. ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ КАКИЕ-ТО ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ «ЛИПУЧКИ»?

Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».

Во-вторых, стоит помнить, что шипованные шины запрещены в большинстве европейских стран, поскольку разрушают поверхность дорожного полотна. Таким образом, если вы собираетесь отправиться за границу на своем автомобиле, стоит заранее уточнить маршрут и выяснить, не придется ли вам обзавестись комплектом «липучки» взамен имеющихся шипованных шин для этой поездки.

А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.

Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.

Источник www.drive2.ru

Время на чтение: 6 минут

Технологии производства шин совершенствуются с каждым днём, из-за чего значительно повышается эффективность при их эксплуатации, качество сцепления с дорогой и долговечность. Так, ещё какие-то 30 лет назад мир не знал, что такое шипованная зимняя резина, когда в мягкие протекторы впаивались стальные шипы, а сегодня и они уходят в прошлое. Это означает, что на смену старым технологиям постепенно приходят новые революционные составы резины, которые позволяют производить и эксплуатировать фрикционные шины.

Фрикционные шины — что это такое

Прежде всего, фрикционные шины – это зимние покрышки, эксплуатация которых не приводит к повреждению дорожного покрытия за счёт отсутствия на поверхности сцепления шипов.

Строение фрикционной резины

В то же время для усиления сопротивляемости скольжению протектор имеет острые ламели, захватывающие и удерживающие снежные массы под колёсами, в результате чего происходит увеличение силы трения.

Наряду со многой другой продукцией автомобильной индустрии фрикционные покрышки имеют как преимущества, так и недостатки, в частности:

  • Один из главных плюсов – это отсутствие повышенного звукового воздействия, так как нет ударов металла шипов об асфальт.
  • В химсостав изделия на производстве добавляются ингредиенты, обеспечивающие мягкость протектора даже при экстремально низких температурах.
  • В случае езды по глубоким сугробам и сильно заснеженным местам каждая острая ламель вгрызается в поверхность, захватывая частички снега, из-за чего сцепление повышается в несколько раз.
  • В отличие от шипованной резины, которая, как правило, ставится уже при наступлении сильных морозов, фрикционные шины можно без опаски устанавливать уже поздней осенью, когда среднесуточная температура падает ниже +7 градусов по Цельсию.
  • Уникальная конструкция протекторов образует между ними глянцевые борозды, через которые эффективно отводится лишняя вода и снежная каша.

Покрышка Continental Conti Viking Contact 6

Рейтинг лучших фрикционных автошин 2018 года

Так, среди лучших фрикционных покрышек, поступивших в широкую продажу в течение 2018 года, можно выделить следующие модели:

  • Первое место уже не первый год держит фрикционная зимняя резина премиум-класса Br > Резина Goodyear UltraGrip Ice 2
  • Также в прошлом году сильно отличились покрышки Pirelli со своей революционной разработкой Ice Zero FR, имеющей сразу 2 уровня протекторов, объединённых в блоки и с глянцевыми канавками для отвода воды, а также разнонаправленные ламели, что позволяет водителю без особого риска для устойчивости резко разгоняться, тормозить и входить в крутые повороты.
  • Корейский производитель Hankook с его моделью Winter ICept IZ2 W616, хоть и не относится к премиальному сегменту, но ни в чём не уступает перечисленным меркам по качеству и надёжности, а резко выраженные ламели со стрелками повышают сцепление колеса даже на самой скользкой дороге.
  • Последняя модель в рейтинге от того же корейского бренда Kumho под названием I Zen KW31 также помогает водителю повысить свою уверенность на дороге, благодаря направленному орнаменту протекторов и настолько глубоких и прочных ламелей, что они могут смело поспорить по качеству сцепления с алюминиевыми шипами конкурентных марок.

Тест фрикционных шин

Тем не менее любая аттестационная компания может выдать сертификат соответствия любому продукту только при условии прохождения определённых лабораторных испытаний, в частности:

  • Прежде всего, каждая именитая компания всегда имеет свои собственные лабораторные стенды, на которых она испытывает свою продукцию на износ, антискользящие свойства, долговечность, прочность, сопротивляемость деформациям, надёжность и в соответствии с прочими регламентными параметрами. Это означает, что любое изделие для начала изготавливается именно в тестовом варианте, а лишь после получения протокола испытаний подвергается доработке, на серию выписывается сертификат соответствия, и только тогда запускается конвейер с массовым производством продукции.
  • Также многие предприятия нередко тестируют фрикционные колёса в естественных условиях, на полигонах или специально отведённых местах в присутствии оценочной комиссии. Так, во время испытаний опытные пилоты специально дают автошинам перегрузки, обеспечивая агрессивные условия эксплуатации, а по результатам быстрой езды, резких разгонов и торможений, а также экстремальных виражей, износ покрышек, замер дистанции при остановке и многие другие показатели фиксируются в протоколе, после чего сравниваются с такими же параметрами, составленными для конкурентной продукции.
  • Последнее, некоторые автомобильные информационные ресурсы при поддержке спонсоров нередко организовывают самостоятельные испытания для продукции самых разных брендов, составляя в итоге сравнительную таблицу всех характеристик.

Покрышки Hankook Winter ICept IZ2 W616

По результатам подобных испытаний формируется рекламная компания для новинок, которая впоследствии либо подтверждается отзывами многочисленных автолюбителей, либо опровергается, исходя из неэффективности показателей. Однако почти все известные компании напрямую заинтересованы в правдивых результатах испытаний, так как это поддерживает их многолетний авторитет на рынке покрышек для авто.

Источник kolesa.guru

Давно уже начался этот спор, жаль начали его маркетологи. Среди моих знакомых многие повально начали пробовать “липучку”, основные критерии к покупке: комфорт/тишина, нет шипов, значит ничего не вылетит и не надо клеить наклейку. И вроде как отзывы людей об этих шинах неплохие, многие уверено говорят, на шипы больше не вернусь и никому из семьи не куплю.

Я же человек простой, альпинисты же по ледяным скалам не передвигаются в резиновых сапогах? Вот и задался резонным вопросом, как работает липучка, особенно на льду.

Как работает фрикционная шина?

Начнем с простого, отличается состав каучуковой смеси, не просто так фрикционные шины значительно мягче шипованных. Фрикционная шина, если расшифровать более доступно, означает – создающая повышенное трение. Если рассматривать правильный состав резины для липучки, то он будет иметь очень много канавок и “микроямок”, таким образом получается, что фрикционная резина шероховатая, типа очень мелкой наждачной бумаги (образное сравнение).

И на льду она работает примерно следующем образом – вода вытесняется в эти канавки и уже за сухой лед пытается зацепиться резина.

Следующий момент касается ламелей, у липучки их очень много, и они способны перемещаться как продольно, так и поперечно, таким образом независимо от того едете вы прямо или вас сносит пятно контакта остается максимально широким.

Вот и получается, что по снежной каше работает протектор (рисунок), тут особо отличий нет между шипом и фрикционкой, на льду в ход идет множество канавок, обеспечивающих максимальный отвод воды (а вода будет в любом случае, т.к. шина нагревается в момент движения). Кстати именно поэтому липучка хорошо держит траекторию на льду, но физику сложно обмануть при торможении.

Какого оно на самом деле?

Обычно никто не спорт, что шип лучше работает на льду, но при этом говорят, зато липучка не ведет себя как коньки на асфальте, если честно я не смог найти хоть одного теста, где шипованные шины проиграли липучке (даже именитым) в тесте на торможение.

Есть еще мнение такого плана, живем в городе, дороги чистят и посыпают, шины должны справляться в первую очередь с кашей, а не со льдом и асфальтом, вроде верно звучит и действительно фрикционка лучше отводит влагу, но опять же подтверждающих тестов найти не смог.

Не возьмусь делать вывод на тему, что лучше шип или липучка, думаю нужно выбирать исходя из целей, живете в городе, хорошо чистят дороги и вовремя посыпают – липучка, есть проблемы с работоспособностью ХКХ или нужно выезжать загород, лучше шип.

Всем спасибо за внимание! Ставьте большой палец вверх, если этот материал был вам полезен, а также подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать новые статьи!

Источник zen.yandex.ru

«>

что это такое, преимущества и недостатки

Каждый владелец автомобиля, раз в пару-тройку лет сталкивается с необходимостью покупки нового комплекта колёсных шин для зимней эксплуатации.

Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает

В последнее время рынок автомобильной сезонной резины – радует разнообразием своих предложений, благодаря которому каждый автовладелец без особого труда может купить для своего современного или раритетного «железного коня» идеальный вариант. Однако, прежде, чем покупать автомобильные покрышки не будет лишним изучить их технические и эксплуатационные характеристики, а также ознакомиться с рекомендациями специалистов и экспертов.

 

 

Советуем почитать: Несколько правил обкатки новой резины

 

 

Какую зимнюю резину выбрать

 

Основная отличительная особенность автомобильной резины для эксплуатации в холодное и снежное время года, это наличие или отсутствие шипов на их поверхности. Резина, не имеющая шипов, отличается мягкостью, большим количеством бороздок протектора, как поперечных, так и продольных, а также их глубиной, благодаря чему, происходит лучшее сцепление с обледеневшим дорожным полотном. Такие автомобильные покрышки в последнее время, очень часто в разговоре стали называть «липучками», из-за того, что во время движения действительно возникает впечатление того, что шины прилипают к поверхности зимней дороги. В свою очередь, профессионалы называют не шипованную резину – фрикционной.

 

Преимущества фрикционной «липучки»

 

Эксперты рекомендуют отдавать предпочтение фрикционной резине тем водителям, которые зимой осуществляют свои поездки в городских условиях. «Липучки» демонстрируют идеальные сцепные характеристики с дорожным полотном, покрытым льдом, накатанным снегом или «снежной кашей, а также обработанным реагентами. Прекрасно ведут себя фрикционные покрышки на мокром и сухом асфальтовом или бетонном покрытии. Многочисленные тесты на экстремальное вождение, проводимые при существенных минусовых температурах (ниже 25 градусов по Цельсию) показали не только отличное сцепление «липучек» с поверхностью дороги, но и подтвердили предположение, что мягкая фрикционная резина остаётся таковой тогда, как шипованная начинает напоминать твёрдый пластмасс.

 

Фрикционные шины или шипованные?.

 

Среди советов экспертов можно найти и рекомендации по использованию фрикционной зимней резины на автомобилях с передним приводом. Кроме того, такой вид сезонных шин, является отличным вариантом для мягкой зимы европейского типа, которая в наших краях наблюдается в середине осени и весны. Правда, следует отметить, что самые лучшие свои характеристики такая резина начинает демонстрировать при температуре ниже «плюс» пять градусов по Цельсию. Фрикционную резину стоит порекомендовать покупать и эксплуатировать ещё и тем автовладельцам, кто не очень хочет слышать и ощущать характерный шум в качестве фона, создаваемый шипованной зимней резиной.

 

Не забудьте о правиле : Перестановка шин местами: продление жизни покрышек

 

Слабые стороны ….

 

Как показывает практика, к вождению автомобиля на «липучках» сложнее привыкать новичкам, которые в нештатных ситуациях чаще всего склонны выжимать педаль тормоза, и если их автомобиль не имеет ABS-системы, то эффективность тормозов снижается в разы.

 

фрикционные шины: что это такое, преимущества и недостатки

 

Кроме того, не рекомендуется использовать фрикционную резину, если зимой часто приходится выезжать за пределы больших городов, на загородных трассах лучше всего использовать сезонные покрышки с шипами. В условиях гололёда эффективнее и надёжнее использовать шипованную резину, которая при торможении использует не только имеющиеся протектор и ламели, но ещё и свои шипами.

Другие записи по теме:

Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает

1. Что такое липучка?
«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского «friction» – трение.
2. Чем «липучка» отличается от шипованных шин?

Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.

1417365453521_bulletin.jpg

Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище «липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.

c756764s-960.jpg

3. В чем преимущества и недостатки «липучки»?
Вышеперечисленные различия определяют эксплуатационные особенности двух разных типов шин. Эффективность фрикционных покрышек максимальна в тех условиях, где ей не приходится сталкиваться с чистым льдом: такие шины хороши на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, а также в снежной каше с реагентами, которыми обильно поливают современные дороги. Кроме того, за счет большей мягкости «липучка» дольше сохраняет максимальные сцепные свойства при понижении температуры до экстремальной: тесты показывают, что при морозах свыше -25° шипованные шины «дубеют» сильнее, чем фрикционные.

С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.

Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.

Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.

Еще один аргумент не в пользу фрикционных шин – это их меньшая приспособленность для нужд неопытных водителей. Первый инстинкт такого водителя при наступлении нештатной ситуации или необходимости быстро остановиться – это нажать до упора педаль тормоза. В современных автомобилях компенсировать эту ошибку призвана ABS, но если автомобиль ей не оборудован, заблокированные колеса, обутые в «липучку», сильно теряют в эффективности, а вот шипы продолжают работать.

4. Какими бывают фрикционные шины?
Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением.

5. Особенности эксплуатации «липучки»
Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».

Во-вторых, стоит помнить, что шипованные шины запрещены в большинстве европейских стран, поскольку разрушают поверхность дорожного полотна. Таким образом, если вы собираетесь отправиться за границу на своем автомобиле, стоит заранее уточнить маршрут и выяснить, не придется ли вам обзавестись комплектом «липучки» взамен имеющихся шипованных шин для этой поездки.

А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.

Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.

Алексей Кокорин
Колёса.ру


Липучка — особенности фрикционных зимних шин

Липучка - особенности фрикционной зимней резины Перед началом зимнего сезона владельцы автомобилей всерьез задумываются о выборе зимней резины, а также о той, которая в простонародье называют «липучкой». Она несколько отличается от шипованных, имеет свои достоинства и недостатки.
frikcionnye-shiny (4).jpg

Зимние шины «Липучка» — что это

Шины-липучки относятся к зимнему варианту нешипованной резины. Настоящее название таких покрышек – фрикционные, что означает от английского «friction» — трение.
frikcionnye-shiny (2).jpg

Отличительные особенности фрикционных шин от шипованных

Основным визуальным отличием фрикционных покрышек от шипованных является отсутствие металлических шипов.  Стоит отметить, что это не единственная разница в технических характеристиках таких шин.  Отсутствие такого антискользящего покрытия возмещается другими свойствами. Липучки изготавливаются из очень мягкой резиновой смеси за счет ее уникального состава, а сам протектор отличается наличием огромного количества тонких, но достаточно глубоких ламелей.
frikcionnye-shiny (6).jpg
Во время езды кромки ламелей обеспечивают идеальное сцепление со скользкой поверхностью дороги. Мягкий протектор, большая глубина и множество мелких ламелей обеспечивают широкое пятно контакта, за счет чего достигается хорошая устойчивость и эффективный водоотвод. Канавки впитывают воду и сразу же очищаются во время движения. Именно благодаря такому качественному сцеплению с покрытием шины получили название «липучка». По словам некоторых производителей, резиновая смесь дополнена специальными твердыми частицами мелкой фракции, которые являются своего рода микроскопическими шипами и позволяют повысить фрикционные качества зимней резины.

Преимущества и недостатки «липучки»

frikcionnye-shiny (10).jpg
Согласно вышеперечисленным различиям можно понять технические особенности таких видов шин. Фрикционные покрышки наиболее эффективны в таких условиях эксплуатации, когда на дороге отсутствует гололедица. Они гораздо практичнее себя ведут на рыхлом снегу или мокром покрытии, а также там где мокрый снег смешан с противоскользящими материалами (песок, мелкофракционный щебень или галька). Так как шины-липучки обладают высокой мягкостью, они гораздо дольше служат при экстремально низких температурах. Согласно результатам тестов шипованные покрышки твердеют интенсивнее фрикционных, если температура падает ниже -25°C.
Рассматривая эксплуатационные особенности липучек, можно назвать несколько важных преимуществ. Такие шины рекомендуется использовать в период, когда температура в разное время дня меняется от положительной к отрицательной в пределах -5°C. В таких условиях многие автовладельцы предпочитают не ставить шипованные покрышки, чтобы сберечь протекторы, и «переобуваются» уже при наступлении зимы с заснеженными дорогами. Стоит отметить, что летняя шина показывает отличные эксплуатационные качества при температуре не ниже +5°C. Если она достигает отметки ниже нулевой, то резина начинает существенно затвердевать, теряя сцепляемость с покрытием. Шины-липучки способны эффективно работать в таких температурных диапазонах, при этом не доставляет дискомфорта при скрежете шипов об асфальт, как в случае с шипованным типом.
frikcionnye-shiny (5).jpg
Вторым преимуществом липучек является пониженный уровень шума. Шипованные шины за счет касания шипов о поверхность обеспечивают высокий структурный и вибрационный шум, особенно при езде по голому льду или асфальту. Фрикционные шины в таких условиях практически бесшумны.
К недостаткам шин-липучек можно отнести малоэффективность при гололедице, так как на укатанном снегу или льду шипы гораздо практичнее в связи с повышенным сцеплением. Наиболее неприемлемыми условиями для эксплуатации фрикционных шин является околонулевая температура. Лед на дороге начинает немного таить, образуя водяную пленку. Именно она максимально снижает сцепление с покрытием. А при наличии шипов этот показатель достаточно высокий. Торможение липучек осуществляется благодаря ламелям и мягкому компаунду, однако этого недостаточно, чтобы обеспечить минимальный тормозной путь.
Весомым аргументом против фрикционных покрышек считается наименьшая эффективность при возникновении непредвиденных ситуаций, особенно для начинающих водителей. В таких случаях наиболее практично до упора зажать педаль тормоза, при этом современные модели машин оснащаются антиблокировочной системой ABS. Однако если она не установлена, то при блокировании колес с липучками торможение малоэффективно. При наличии шипов даже в таких условиях можно гарантировать более быструю остановку машины.

Виды фрикционных шин

frikcionnye-shiny (7).jpg
На основе технических и эксплуатационных свойств фрикционные шины разделяются на «европейские» и «скандинавские». Первый вариант имеет твердую резину, которая практична для использования в относительно теплых условиях. Например тогда, когда дорожное покрытие регулярно очищается и посыпается противоскользящими сыпучими материалами, а очень низкие температуры исключены.
Второй вариант изготавливается из мягкой резиновой смеси и наиболее эффективен для использования в плохих условиях. Это может быть очень снежная зима или обледенелые дороги.

Особенности использования липучек

Принимая во внимание вышеуказанные отличия фрикционных шин от шипованных, стоит отметить и другие особенности использования липучек. В правилах ПДД были внесены изменения, которые утверждают об обязательном наличии знака «Ш» при езде на шипованной резине. Шины-липучки зимнего варианта этому требованию не подлежат, поэтому установка знака «Шипы» не обязательна. 
frikcionnye-shiny (11).jpg
Также не менее важно знать, что в некоторых зарубежных странах использование шипованных шин запрещено, так как они способны разрушать дорожное покрытие. В связи с этим следует преждевременно выяснить маршрут поездки и уточнить, стоит ли приобретать дополнительный комплект фрикционных покрышек взамен шипованным, чтобы не попасть под штрафные санкции.
Важно, что в техническом регламенте Таможенного союза законодательные требования для шипованной и фрикционной резины абсолютно идентичны. Любые зимние покрышки для ТС должны маркироваться обозначением в виде гор с тремя пиками и снежинки, расположенной внутри. К тому же должен в обязательном порядке указываться знак «M S», «M+S» или «M&S» в зимний период года. Остаточная глубина протектора для обоих видов шин должна равняться как минимум 4-5 мм.
frikcionnye-shiny (8).jpg
Также есть одно важное примечание в эксплуатации шин-липучек. Согласно техническому регламенту вождение транспортных средств, оснащенных зимними шинами с противоскользящими шипами, в летнее время года строго запрещено. А вот на фрикционные такое правило не распространяется, то есть, нет официального запрета на использование липучек летом.
Однако думать о том, что если что-то не запрещено, значит разрешено, не совсем правильно. Важно помнить, что технические характеристики фрикционных покрышек рассчитаны на эксплуатацию только в зимний период. Это характеризуется тем, что достаточная мягкость резины на горячем покрытии может привести к нарушению управляемости автомобилем и существенному увеличению тормозного пути. Такой тип шин при высоких температурах начинает «плыть» по дороге, а износ повышается в несколько раз. На основе этого применение шин-липучек в нестандартных условиях может повысить вероятность аварийной ситуации на дороге.

Фрикционные шины: что это такое, рейтинг лучших 2018

Покрышка Michelin x ice 3

Движение в зимних условиях особенно на территории Российской Федерации, сопряженно с наличием определённых трудностей. Так как в основном эксплуатация частных автомобилей производится по дорогам общего пользования, в целом риски быть автомобилю заметённым сугробами снега невелик, хотя и такие происшествия случаются во время неблагоприятных погодных условий.

В зимних условиях, когда столбик термометра опускается ниже нулевой отметки, свойства летней резины резко ухудшаются, уменьшаются сцепные свойства с дорожным покрытием, что негативно сказывается на безопасности движения автомобиля. Отрицательные температуры делают летнюю резину «дубовой», а попадание её на лёд вообще приводит к опасным ситуациям, когда водитель теряет управление и создаётся аварийная ситуация.

Сезонная смена авторезины

Покрышка с шипами

Замена по сезону летней резины на зимнею, является суровой необходимостью. Но возникает вопрос, какие покрышки лучше выбрать на автомобиль для уверенного и безопасного движения в зимний период времени.

По результатам теста зимних фрикционных шин, при движении по заснеженным дорогам оптимальным вариантам считаются не шипованная авторезина, в простонародье называемые шины-липучки. Их протектор имеет ярко выраженный симметричный направленный вид, хотя выпускаются резина с асимметричным рисунком.

Положительные качества покрышек

Преимущества фрикционных шин в следующем:

  • При их изготовлении применяется специальный резиновый состав, который при морозах остаётся мягким, что позволяет использовать все положительные характеристики при эксплуатации резины в зимних условиях.
  • Мягкая резина повышает комфорт поездки по средствам уменьшения шума от воздействия колеса и дороги.
  • Максимальные характеристики покрышки при движении по снегу.
  • Последние технологические новинки в области внедрения в состав резины определённых компонентов, повышают износостойкость на твёрдом асфальтовом покрытии.
  • Шина спроектирована таким образом, что имеются свойства само удаления снега из протектора, что повышает надёжность резины в целом при движении.

Покрышки Nokian Hakkapeliitta R2

Что нужно знать о зимней резине

Рекомендации при эксплуатации зимних фрикционных шин липучках:

  • При установке новых шин, существует необходимость обкатки, в этот период не желательно подвергать покрышки в условиях, когда им потребуется максимально использовать свои характеристики.
  • На асфальтовом покрытии не желательны действия связанные со специальным резким торможением, дрифтованием или любым другим поведением отличным от нормальных условий вождения. Соблюдение этих правил позволит продлить срок эксплуатации шины без потери рабочих характеристик.

Покрышка Goodyear Ultragrip Ice 2

Что нужно знать при выборе

«Готовь сани летом, а телегу зимой» — очень актуальный посыл для всех автолюбителей, говорящий, что подбором зимней авторезины нужно заниматься до первого снегопада. Потому что в момент, когда резко и неожиданно наступает зима, большая часть автовладельцев стремится приобрести необходимую резину, и спрос в такие моменты превышает возможности автомагазинов по продаже покрышек.

Зимние шины

Учитывайте, что выпускаемые автомобили имеют разную геометрию покрышек, различаются ширина, радиус и профиль авторезины. На существующие редкие модели и тюнингованные экземпляры, авторезину, возможно, придётся заказывать с завода изготовителя, так как нужных размеров может не оказаться в продаже. Производители предусматривают замену штатных размеров аналогами, но в момент пика спроса даже самых массово используемых размеров может не оказаться в наличии.

Покрышка Continental ContiVikingContact 6

Как выбрать лучшие покрышки?

Производители авторезины и организации, занимающиеся проведением испытаний шин, рекомендуют обращать внимание на результаты тестов фрикционных шин. Обычно в популярных автомобильных журналах и в интернете, выходят статьи со всей информацией о тестах, и автолюбитель может ознакомиться с ними, а также узнать мнение экспертов и их рекомендации по итогам испытательных мероприятий.

Покрышка Pirelli Ice Zero Fr

Следует учесть, что все тесты проводятся профессиональными гонщиками в максимальных режимах, которые в нормальных условиях вождения возникают редко, и поэтому ресурс и характеристики вы можете использовать с запасом.

При выборе зимних фрикционных шин стоит помнить, что их рекомендуемая эксплуатация в зимних условиях рассчитана на 2-3 сезона, особо бережливые могут растянуть этот период, но при активном и постоянном вождении желательно соблюсти эти нормы. Также не является залогом качества дорогая резина. Автолюбитель, покупая и устанавливая на свой авто, дорогие покрышки считает, что тем самым обеспечивает себя дополнительными возможностями и не меняет стиль вождения, подвергает себя и других участников дорожного движения риску попасть в ДТП.

Рейтинг автомобильных шин

Рейтинг 5 лучших зимних фрикционных шин 2018-2019 года.

  • Лидером в этом сегменте автопокрышек является признанный лидер из Скандинавии, покрышки Nokian Hakkapeliitta R2, это наилучший вариант для безопасного и уверенного вождения, невзирая на низкие температуры окружающей среды. Выделяет эту шину, направленный рисунок протектора, устойчивость при прохождении поворотов, и самыми лучшими показателями при торможении в сложных условиях.
  • Покрышка Goodyear Ultragrip Ice 2 особенно успешна, проявила себя в условиях гололёда, качественная резина, разработанная известным производителем, «вгрызается» в лёд с помощью своих ламелей обеспечивая надёжное управление автомобилем.
  • Для морозной погоды и снегопадов используют Continental ContiVikingContact 6, это не шипованная резина имеет ассиметричный рисунок протектора, обеспечивает хороший разгон и достойное торможение на всех видах зимних покрытий.
  • Хороший вариант для городского вождения Pirelli Ice Zero Fr, сочетает в себе хорошие характеристики в условиях сухих, влажных и заснеженных дорог. Имеет повышенные показатели при разгоне и не подведет, попав на лёд.
  • Конструкция автомобильной покрышки Michelin x ice 3, имеет повышенную проходимость, на ней вы не застрянете, попав в сугроб. Имеет повышенную прочность, позволяет благодаря специфическому рисунку держать уверено занимаемую полосу вне зависимости от келейности и выпавшего снега.

Секреты «липучек». Как работают фрикционные шины и нужны ли они вам. Что значит резина фрикционная


какие выбрать? Что значит резина зимняя фрикционная

Шипованные или фрикционные шины: какие выбрать? Что значит резина зимняя фрикционная

Просто о зимней резине, что лучше шипы или фрикционная?

Приближающийся холодный период, со своей грязью и снегом на дорогах, вновь заставляет автолюбителей делать выбор зимней резины. Водители с большим стажем вождения иногда могут эксплуатировать свой автомобиль зимой на летних шинах, испытывая приэтом некоторые неудобства. Однако мы не будем рассматривать такой вариант, и постараемся дать обобщенные рекомендации для менее опытных и начинающих автомобилистов.

Шипованные или фрикционные шины

При переходе на зимнюю резину, в первую очередь следует определиться, устанавливать традиционные шипованные шины, или относительно недавно появившиеся фрикционные, прозванные в народе «липучками. Шипованные шины имеют максимальное сцепление с обледеневшей дорогой, благодаря металлическим шипам, которые буквально вгрызаются в лед при движении, уменьшая тормозной путь на льду. Также шипы улучшают проходимость по глубокому снегу.Главным минусом шипованных шин будет недостаточное сцепление с асфальтовым покрытием. Шипы, выступающие из покрышки, уменьшают пятно контакта с дорогой и сцепные качества шины. Если в регионе, где вы живете, бывает всего несколько действительно холодных дней, с обледенением дорожного полотна, возможно, стоит воздержаться от установки шипованных шин. Дополнительными недостатками шипованных шин будут высокий уровень шума, вибрация руля, и уменьшенный срок службы, составляющий в среднем 2-3 сезона.Промежуточный вывод: применение шипованных оправдано лишь в регионах, с действительно суровым зимним климатом, где морозная погода и лед на дорогах могут держаться в течение нескольких месяцев.Предположим, что эксплуатация автомобиля проходит в крупных городах, с умеренным климатом и мягкими зимами. Коммунальные службы обрабатывают дорожное полотно разнообразными реагентами, которые вызывают таяние льда. Асфальт после такой обработки обычно покрыт слоем мягкой грязи или снега. Тут фрикционные шины (липучки) имеют преимущество в сравнении с шипованными. Они появились на рынке относительно недавно, поэтому опишем принцип их устройства. Основное отличие заключается в строении протектора, который имеет увеличенное количество грунтозацепов, а ламели, которые их разделяют, располагаются под крутым углом. Липучка обеспечивает хорошее сцепление с рыхлым и глубоким снегом.

Преимущества фрикционных шин:— протектор спроектирован самоочищающимся, отвод воды в пятне контакта предотвращает аквапланирование— обеспечивается «прилипание к рыхлому и твердому снежному покрытиям— используется особая мягкая резина, которая не затвердевает даже на сильном морозе— комфортная езда благодаря минимальному уровню шума, сравнительно с шипованными шинами.

Липучки не лишены и недостатков:— на укатанном снегу и на льду сцепление с дорогой недостаточное, из-за отсутствия шипов— фрикционные шины не могут использоваться весь год— недостаточная управляемость автомобиля на сухом асфальте.

Особенности фрикционных шин

Существует два основных типа липучек, актуальных для российского потребителя.Скандинавский тип — лучшая шина для суровых российских дорог. Она имеет мягкую резину протектора (50-55 единиц Шора), что обеспечивает хорошее сцепление со льдом и снегом. На асфальте отличается ухудшенной управляемостью и увеличенным тормозным путем.Среднеевропейский тип — такие фрикционные шины подходят для теплой и сырой зимы. Предпочтительно использовать в крупных городах, где лед на дорогах почти отсутствует. Среднеевропейские липучки бывают твердые (60-65 единиц Шора) и мягкие (58-60 единиц), но в любом случае рассчитаны на езду по мокрому асфальту и уплотненному сырому снегу.

Выбор производителя

Марка шин влияет на качество и цену. Определить, какая лучше, помогут тесты шин, проводимые автомобильными журналами. Самые лучшие зимние покрышки известных производителей имеют большой ресурс, и лучше обеспечивают безопасность автомобиля на зимней дороге. Цена такой резины будет высокой, но лучше не экономить. Покрышки малоизвестных китайских производителей привлекают своей ценой, но начинают терять шипы уже в первом сезоне эксплуатации.Отзывы потребителей и рейтинги эксплуатации, показывают несколько лидирующих по своему качеству производителей. Лучшая шипованная резина — это европейцы «Нокиан, «Гиславед, «Континенталь и «Мишлен. Их продукция недешева, но предпочтительна с точки зрения безопасности на зимней дороге. Шины по более доступным ценам, с неплохим качеством производит южнокорейская корпорация «Ханкук, благодаря наличию исследовательского центра и тестового полигона в Европе. Немного уступают по характеристикам корейские производители «Кумхо и «Нексен, обладая еще более низкой стоимостью.

Совместимость с автомобилем

Размерность зимних покрышек должна соответствовать цифрам, указанным производителем Вашего автомобиля. Эти параметры рассчитаны инженерами автомобильных корпораций, на основе тестов резины для обеспечения безопасности на доро

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *