Ремонт автомобильного пластика своими руками
Приветствую Вас на сайте kuzov.info!
В этой статье рассмотрим как осуществляется ремонт автомобильного пластика. Разберёмся, какие виды пластиков применяются при изготовлении автомобиля и какие способы ремонта можно применить для их восстановления.
В современном автомобиле пластик применяется достаточно широко. Чаще всего это бампера, тюнинговые обвесы, фальшь-радиаторные решётки. Также пластик на некоторых автомобилях применяют и при изготовлении некоторых панелей кузова, а бывает и внешней части кузова целиком. И, конечно же, пластик применяют в изготовлении элементов салона транспортного средства.
Существует более 50 видов пластика, которые используют в автомобилестроении. Каждый вид имеет свои характеристики и особенности в ремонте. Подробнее о видах автомобильного пластика можете прочитать в статье “Виды автомобильных пластиков”.
Бампера чаще других панелей кузова получают повреждения. Изначально их функция и сводится к восприятию и гашению удара. Сейчас сам пластиковый бампер больше выполняет декоративную роль.
Пластмассовые детали, в частности, бампера можно восстановить практически из любого повреждённого состояния. Стоит лишь учитывать рентабельность ремонта. Бампера получают такие повреждения, как деформации, трещины, разрывы, полный отрыв сегмента. Давайте рассмотрим методы, которые используют для восстановления.
Применяют нагрев, сваривание, склеивание, армирование сеткой, применение специальных скоб для прочности соединения.
Нагрев применяют для восстановления формы деформированной части бампера, выправления вмятин. При нагреве пластик становится более податливым и при лёгком воздействии принимает первоначальную форму.
Ремонт автомобильного пластика свариванием
Сваривание пластика происходит с помощью специального фена с насадкой и пластиковых прутков. Фен должен иметь регулировку температуры и силы выдуваемого горячего воздуха. Прутки – это, по сути, припой для сваривания пластика. Они должны быть того же состава, что и ремонтируемый пластик. Сваривают между собой части от расколовшейся детали, заваривают трещины. Если всю процедуру делать по технологии, то шов получается очень прочным и эластичным. Подробно о технологии сваривания можно прочитать здесь.
Стоит оговориться, что качественная сварка возможна только пластиков, являющихся термопластами. Это пластики, которые практически не меняют своих свойств при нагреве и последующем охлаждении. То есть при нагреве становятся мягкими, податливыми, а при охлаждении твердеют. Распространённые виды термопластиков имеют следующие названия и обозначения:
- полипропилен (PP, PP/EPDM, TEO)
- полиэтилен (PE, РЕ, PE-LD, PE-LLD)
- сополимер акрилонитрила, бутадиена и стирола (ABS, ASA, АВС)
- полибутилентерефталат (PBT, PBTP)
Тип пластика указывается с обратной стороны бампера.
Ремонтируемая деталь должна быть чистой, чтобы не было примесей, препятствующих свариванию частей детали.
Если деталь собирается и сваривается из нескольких частей, то нужно зафиксировать свариваемые сегменты. Это можно сделать при помощи струбцин, прихватить в нескольких местах паяльником, использовать липкую ленту.
Краску вокруг будущего шва нужно счистить. Если сваривается трещина, то её нужно засверлить на концах тоненьким сверлом. Это остановит дальнейшее распространение трещины. Шов нужно расшить буквой V. Если толщина пластика 5 мм и больше, то нужно сделать канавку под пруток для сварки и с лицевой и с тыльной стороны. Если же толщина пластика менее 5 мм, то нужно расшивать и сваривать с лицевой стороны детали.
Канавку под пруток можно делать гравером (бормашинкой) со специальной насадкой, также делают и паяльником. В случае с паяльником нужно не пережечь пластик иначе он теряет свои свойства.
Кончик прутка затачивается для удобства начального расположения в канавке, и под углом 45 градусов к поверхности шва начинаете его помещать в канавку шва, при этом воздействуя горячим воздухом фена с насадкой. Воздух должен в основном попадать на пруток. При надавливании на пруток и воздействии горячего воздуха он начнёт ложиться в канавку, формируя шов. Далее, шов с лицевой стороны шлифуется наждачной бумагой с крупным абразивом (p80, p100), так, чтобы шов был на одном уровне со всей поверхностью. Если пластик проваривается с обеих сторон, то на тыльной стороне шов можно не шлифовать, так соединение будет более прочным.
Ремонт автомобильного пластика склеиванием
Склеивание является распространённым методом ремонта автомобильного пластика. Если использовать зарекомендованные марки клеев и правильно применять технологию склеивания, то соединение получается очень надёжным. Кроме того, склеивать можно детали, которые плохо свариваются или не поддаются свариванию вообще.
Клеи для ремонта пластмассовых автомобильных деталей — это по большей части высокомолекулярные соединения, которые после затвердевания превращаются в полимерный материал. Чтобы добиться качественного соединения, нужно использовать двухкомпонентные составы. Таким образом, можно и склеить разрыв и заполнить клеящим составом неровности шва.
Для примера можно привести зарекомендовавшую себя технологию склеивания фирмы 3M, а также другую популярную технологию фирм HOSCH, POWERPLAST и их аналогов.
3M FPRM
FPRM — Flexible Parts Repair Material, переводится как ремонтный материал для эластичных деталей. Это ремонтный клей-шпатлёвка, который представляет собой двухкомпонентную смесь. Кроме склеивания им можно заполнять повреждения как обычной шпатлёвкой, после чего шлифовать. В комплект входит два тюбика, либо двойной картридж, при смешивании компонентов которых получается тот самый клей-шпатлёвка.
Перед применением нужно тщательно отмыть все загрязнения, разделать трещины и склеиваемые края под V‑образную форму. С лицевой стороны накладывается специальная алюминиевая лента 3М, которая предварительно зафиксирует склеиваемое место и не даст клею вытечь с обратной стороны. Перед склеиванием пластиков с обозначением РР, РР/ЕРDМ, ТРО на ремонтное место распыляется активатор адгезии. Для упрочнения шва с тыльной стороны дополнительно приклеивается стеклоканва 3М, имеющая клеевой слой. Те же процедуры нужно проделать и с лицевой стороны склеиваемой детали.
Клей легко наносится и не стекает с вертикальных поверхностей. Примерно через 20 минут происходит склеивание, а также готовность к обработке неровностей шлифованием. Склеенное место получается прочным и эластичным.
Клеевые наборы HOSCH, POWERPLAST, RapidFix …
Это двухкомпонентные клеи для профессионального использования. Составляющими клея являются два компонента, которые дополняют друг друга – порошок (мелкодисперсионный сварочный гранулят) и жидкий компонент.
Порошковый компонент
Мелкодисперсионный сварочный гранулят — это наполнитель, делающий клеевое соединение более прочным. Также, благодаря мелкодисперсному порошку можно сформировать недостающий элемент. Порошок состоит из оксидов кремния, кальция, алюминия и железа, а кроме этого в состав входят катализаторы, которые увеличивают скорость застывания клеевого состава и увеличивают адгезию.
Жидкий компонент
Жидкий компонент, который входит в состав клея, является высококонцентрированным цианкрилатным эфиром, который имеет отличное качество склеивания. Производители сократили время схватывания и увеличили силу склеивания за счет добавления усиливающих агентов (особых присадок).
Клеевой набор PowerplastПрименение
Клеевые составы данного типа имеют широкую область применения. Можно применять жидкий компонент клея отдельно от порошка, но при ремонте автомобильного пластика, в частности бамперов, чаще всего применяют оба компонента.
Склеиваемые поверхности должны быть чистыми и обезжиренными. При необходимости восстановления крупных повреждений, таких как глубокие выбоины, трещины или отсутствие фрагментов детали, применяется порошковый компонент клея, которым заполняется углубление. Нужно учитывать, что порошок не должен возвышаться больше, чем на 2–3 мм над ремонтируемой поверхностью. При необходимости восстановления большого пространства, лучше это делать в несколько этапов, формируя слой за слоем.
После заполнения углубления порошком, его необходимо равномерно пропитать жидким компонентом.
При попадании жидкого компонента состава в порошок, мгновенно создается экзотермическая реакция, и состав начинает застывать. Уже через десять минут можно начинать шлифовать и шпаклевать склеенную поверхность.
Нужно учитывать, что при работе с данными клеевыми наборами нужно учитывать их токсичность и работать в хорошо проветриваемом помещении и использовать средства защиты тела.
При правильном применении получается прочный и эластичный клеевой шов.
Из недостатков этих клеевых наборов стоит отметить неудобство применения на вертикальных поверхностях, так как порошковый компонент ссыпается до смешивания с жидким компонентом.
Армирование сеткой, применение специальных скоб для прочности соединения
Армирование сеткой
Существует такой метод ремонта автомобильного пластика, в частности бамперов, с помощью впаивания стальной сетки в место трещины или излома. Место ремонта нужно предварительно подготовить. Нужно счистить лакокрасочное покрытие бампера, а также немного сам пластик, сделав небольшое углубление, засверлить трещину на краях, чтобы она дальше не распространялась, всё обезжирить. Далее вырезаете сетку по месту ремонта. Размер сетки должен с запасом заходить дальше краёв трещины или излома в пределах сантиметра. Далее впаиваете сетку.
набор для ремонта пластика steinel с применением армирующей сеткиСетка должна быть из нержавеющей стали, чтобы попадание влаги не вызывало коррозии. Также желательно, чтобы сетка не была слишком толстой, так как она должна легко разогреваться и впаиваться. Для впаивания используют промышленный фен со специальной насадкой-утюжком или паяльник со специально расплющенным наконечником. Важно, чтобы сетка полностью покрылась пластмассой. После этого сверху можно ещё наплавить пластик и разгладить, чтобы ремонтная зона была на одном уровне со всей поверхностью. Сверху наплавлять пластик и разглаживать желательно с помощью промышленного фена с регулировкой температуры и силы выдуваемого воздуха с надетой на него специальной насадкой. Можно использовать и паяльник, но важно не пережечь пластик, чтобы он не потерял свои свойства.
Мастера кузовного ремонта часто применяют такую технологию. Но есть и её противники. Они считают, что такой ремонт не достаточно надёжен и, что ремонтировать повторно бампер, восстановленный по такой технологии сложнее, чем, к примеру, отремонтированный методом сваривания. Насчёт надёжности такого соединения можно сказать то, что данный метод имеет место быть в арсенале известной фирмы STEINEL (производитель термоинструментов). STEINEL производит и продаёт наборы для ремонта бамперов, в состав которых входит стальная сетка, прутки из пластика и фен со специальными насадками. Перед тем, как внедрять данную технологию, этот метод прошёл испытания. Таким образом, если всё делать правильно и соблюдать все рекомендации, то данный способ ремонта имеет право на существование. Но стоит согласиться, что если вдруг придётся ремонтировать бампер, восстановленный по такой технологии повторно, то при необходимости придётся выплавлять и вытаскивать сетку, чего не скажешь о бамперах, отремонтированных свариванием.
Применение специальных скоб при ремонте автомобильного пластика
Данный метод ремонта трещин и разрывов автомобильного пластика предполагает использование специального аппарата называемого HotStapler (переводится как горячий степплер). Производится разными известными производителями. Это устройство используется вместе со специальными скобами разной формы. Устройство состоит из генератора тока, на котором находятся регулятор режимов и индикаторов температуры, и рукоятки в которую вставляются скобы для дальнейшего нагрева и применения.
HotStaplerРегулятор температуры имеет три режима, выставляемые в зависимости от толщины пластика. Скобы идут в комплекте и по необходимости докупаются. Они бывают разных форм, чтобы удобно было применять в разных изгибах автомобильных деталей.
Скобы для HotStappler’аСкобы сделаны из нержавеющей стали. Ими можно ремонтировать крепления фар, бампера, решётки, то есть все термопластичные пластики.
При ремонте скобу впаивают в пластик и немного поворачивают, после охлаждения торчащие усики обрезают. Скобы можно использовать в качестве прихваток, для придания формы бамперу, разлетевшемуся на несколько сегментов. Главная функция скоб держать шов, а оставшиеся части трещины и неровности нужно разглаживать с помощью фена со специальной насадкой или паяльником.
[adsp-pro‑4]
Печатать статью
Ещё интересные статьи:
виды, особенности применения, как удалить клей с авто
С середины ХХ века в автомобилях пластик применяют для внутренней отделки салона, внешних крепежей, бамперов, элементов тюнинга. Если есть пластиковые детали, значит они могут сломаться, следовательно, их надо чинить. Современный клей для пластика автомобиля – идеальное решение устранения повреждений собственными силами.
Выбор клея для пластика, виды составов
Правильно подобранный вид фиксатора и соблюдения технологии – составляющие удачного ремонта. Пластик для склеивания – неудобный материал, но разные виды и состав клея решают данную проблему.
Клеящие составы делят на:
- Жидкие.
- Контактные.
- Реакционные.
- Термоклей.
Жидкие клей
Жидкие – самый часто встречающийся, но с невысокими клеящими возможностями. Его главная составляющая вода или он сделан на основе растворителей.
Используют для склейки декоративных деталей без нагрузки, не разрушает пластик, но не герметичен.
При растекании по поверхности, составляющие вода или растворитель испаряются, остается связующее вещество, которое долго сохнет. Подходит для пористых поверхностей.
К этой группе относят ПВА, жидкие гвозди, причем последний быстрее сохнет, сила сцепления выше и он устойчив к воде.
Контактные клей
Популярный и простой в использовании вид клеящего состава. Используют для склеивания разнообразных типов пластика. Клеит прочно.
Наносят фиксатор на одну или обе склеиваемых площадей, оставляют на воздухе 10–15 минут, затем их с усилием сжимают друг к другу. К данному виду относятся БФ-2, БФ-4, «Момент».
Работать с этой группой составов нужно в проветриваемом помещении, так как некоторые представители данной категории токсичны.
Реакционные клей
Представители этой группы очень прочно и качественно скрепляют. Они начинают отвердевать и склеивать только при реакции с чем-то, например, с атомами кислорода, воды, которые содержатся в воздухе. Подразделяют на однокомпонентные и двухкомпонентные.
В однокомпонентных отвердитель находится в закрытом объеме. Но начинает сразу работать при контакте с кислородом.
В двухкомпонентном составе отвердитель и связующее вещество находятся раздельно. Их перемешивают непосредственно перед началом работы. Срок годности смеси в готовом состоянии не более 30 минут. Представители этой группы «Суперклей» и его аналоги.
Термоклей
Данная разновидность начинает склеивать при нагреве. Нагрев происходит в клеевом пистолете. Температура плавления и склеивания от 110–220 оС, зависит от производителя. Склеивать данным фиксатором пластиковые части не всегда удобно.
Особенности склейки пластика в авто
Автомобильный пластик можно склеивать методом сваривания и с помощью клея. Метод сваривания подходит только для термопластика, который выдерживает высокие температуры.
Оклейка пластиковых деталей клеевым составом – универсальна. С ней справятся любители-автомобилисты.
При склеивании пластмассовых деталей учитывайте маркировку пластмассы (ее номер ставят производители на оборотной стороне). Клей подбирают с учетом маркировки, следуйте инструкции от производителя.
Этапы работы склеивания поверхностей:
- Наждачной бумагой слегка зашкурить верхний слой поверхности, для лучшего сцепления материалов.
- Обезжирить спиртом.
- На склеиваемые поверхности нанести ровный слой клея.
- В зависимости от основы клеящего состава либо сразу плотно прижать на несколько секунд, либо дать постоять минут 10–15, затем склеивать.
Предлагаем вам посмотреть видео о клее для пластика:
При фиксации пластиков следует подбирать клей с учетом характера и цели работы:
- для склеивания осколков подбирайте фиксатор, который плавит пластмассу, например, Permatex 84115;
- трещины, разрывы, идеально заполняет швы – на основе цианокрилата;
- большие поверхности – эпоксидный клей с дополнительными усиливающими конструкциями.
Как оттереть суперклей с пластика авто
Иногда по неосторожности капли клеящего состава попадают на пластиковые элементы автомобиля. Удалить их можно легко, зная основу клея, их составляющие.
Наименование клея | Основа | Удаляет |
---|---|---|
БФ | спирт | спирт, спиртосодержащая жидкость для мытья окон |
Секунда, Космофен, Суперклей | цианокрилат | антиклей, мыльный раствор, ацетон, димексид – для пятен разного срока давности |
Момент | каучуковые смолы | ацетон, димексид |
ПВА | водорастворимые | свежее пятно – водой; засохшее – поскрести или снять пленочку от клея |
Титан | стирол-акриловая, дисперсия | димексид, бензин, концентрированная кислота для сантехники |
Для эффективного удаления следует придерживаться этих правил:
- При удалении сильным растворителем – ацетоном, проверить на незаметном участке пластиковой детали его агрессивное воздействие на поверхность. Ацетон растворяет покрытую лаком поверхность и пластик на целлюлозной основе.
- Диоксид – универсальное средство для всех видов клея. Избегайте длительного воздействия на пластиковые предметы.
- Антиклей – специальное средство для удаления клея подбирайте под марку клеящего состава. Часто производители предлагают клей и антиклей в одном комплекте. При работе с ним помещение должно хорошо проветриваться.
- Вода удаляет канцелярский, ПВА и столярный клей.
- Бензин – растворяет составы на основе каучука.
Не скребите пятно ножом или шкуркой – можете повредить поверхность пластика.
Если клей попал на руки, его можно легко оттереть, как – читайте в нашей статье «Более 10 простых способов удалить клей «Момент» с рук».
Как удалить клей с кузова авто
Сложность удаления состоит в порче лакокрасочной поверхности кузова от воздействия растворителя. Можно пытаться размягчить пятно водой, мыльным раствором, но это малоэффективный способ.
Мастера советуют снять клей с кузова автомобиля аптечным средством «Диоксид». Средство не токсичное, но советуют работать в хорошо проветриваемом помещении. Процесс долгий и кропотливый. Обмакните ватную палочку в средство и намочите верхний слой. Через 2–3 минуты он размокнет, удалите верхний слой другой палочкой.
Убирайте слой за слоем – вы избавитесь от ненавистного пятна.
Как удалить клей от тонировки со стекла автомобиля читайте в нашей статье: https://vseprokley.ru/avto/otteret-klej-ot-tonirovki-so-stekla-avtomobilya.
В заключение
Современный клей – достойная замена покупке новой детали. При соблюдении инструкций производителя, технологии склейки, учитывая соответствия материала и клея, реально добиться высоких показателей склеивания своими руками.
Чем склеить пластик.
Если сломалось какое-то пластиковое изделие, будь то автомобильный бампер, детская игрушка или что-то еще, первая мысль, которая возникает чем склеить пластик. Прежде чем начать клеить пластик нужно узнать его название. Сейчас практически на всех пластмассовых изделиях с внутренней стороны ставят маркировку пластика. Выглядеть она либо аббревиатура в значках больше меньше (>ABS<, >PP<, >PE<, >PUR< и т.д.), либо аббревиатура под треугольником из трех стрелок (Петля Мебиуса). Треугольник означает, что этот пластик может быть переработан.
Теперь, когда с пластиком определились нужно подбирать клей. Многие недобросовестные производители клея пишут на упаковке, что данный продукт превосходно подходит для склеивания всех видов пластика. Скорей всего по-настоящему качественно такой клей ни склеит не один пластик, так как клея для всех видов пластиков не бывает. Все клея условно можно разделить на два вида:
-те которые держатся за поверхность пластика ( полиуретановые, эпоксидные и т.д.)
-те которые вступают в реакцию с пластиком (в состав входит растворитель способный растворить тот или иной пластик)
У первого варианта есть существенные недостатки, он не выдерживает перепада температуры и плохо переносит нагрузки. К примеру, изделие нагревается на солнце и пластик расширяется при этом связь клея и пластика становится слабее. При работе с таким клеем самое важное это подготовка поверхности. Изделие должно быть чистым, хорошо обезжиренным и то место на которое вы будете наносить клей нужно хорошо затереть наждачной бумагой, чтобы клею было за что цепляться. Таким клеем можно склеивать между собой различные пластики.
Второй вариант сложнее, но гораздо надежнее первого. Часто место склеенное таким клеем надежнее всей детали. Здесь нужно знать какой растворитель растворяет тот или иной пластик и исходя из этого подбирать клей. Например, >ABS< растворяется в ацетоне, >PC< и >PMMA< в дихлорэтане, >PA66< в муравьиной кислоте. Растворителей растворяющих пластики больше чем самих пластиков и перечислять их все нет смысла, можно просто воспользоваться поисковиком. Такой клей можно приготовить самому, достаточно растворить кусочки пластика в нужном растворителе. Склеиваемые поверхности должны быть чистыми и обезжиренными. Намазываем одну сторону склеиваемой детали клеем и плотно прижимаем к другой, здесь очень важно, чтобы зазор был минимальным. После того как растворитель испарится изделие можно использовать по назначению. Если все сделать правильно, держать будет очень надежно.
Как приготовить клей для пластика самому.
Ниже будет видео про то, как склеить ABS пластик с помощью ацетона. Кусочки ABS разводим ацетоном примерно 1/1 (растворяется примерно полчаса). Твердеет такой клей примерно через сутки.
Отдельно хотелось бы остановится на таких пластиках как >PE< и >PP< (Полиэтилен и Полипропилен) и их соединениях. Действительно хорошего клея для этих пластиков нет, хоть некоторые производители заявляют обратное, при нагрузке любой клей начинает отваливаться. Мне очень часто приходится ремонтировать изделия из таких пластиков после неудачных попыток склеить, клей только ухудшает качество сварочного шва.
Как склеить пластик надежно
Эту хитрость вы точно возьмете себе на вооружение, если не знали ее раньше. Речь пойдет о том как очень надежно склеивать пластмассовые или пластиковые детали обычным секундным клеем, используя один маленький секретик, который более чем в 10 раз повышает прочность соединения двух деталей.
В чем хитрость?
Итак, секрет состоит в том, что вокруг шва склеиваемых деталей мы будем наносить обычную соду с суперклеем. В результате получится прочнейшее утолщение вокруг шва.
Дело в том, что цианоакрилаты, из которого состоит клей, взаимодействуют с содой. Именно взаимодействуют, а не являются обычным наполнителем. При смешивании этих двух компонентов происходит мгновенная реакция и получается наипрочнейший состав, которым вполне можно клеить не только пластики, но и металлы. Своеобразное подобие холодной сварки. Секундный клей сам по себе не обладает и половиной прочности, если использовать его в одиночку. Не удивительно, что все делали плохо держатся и разваливаются. Но с применением этой технологии такого больше не будет.
Понадобится
- Любой супер или секундный клей.
- Пищевая сода.
Склеиваем пластмассу
Приступим. У меня отломилась втулка, в которую вворачивается шуруп. И, соответственно, все это я сейчас буду восстанавливать.
В начале все как обычно. Смазываем место клеем.
У одной и у второй детали.
Соединим их.
Вот теперь в дело идет сода. При соприкосновении деталей выдавился лишний клей, его нужно обильно посыпать содой.
Через 5 секунд лишнее можно сдуть.
Затем вокруг трещины обильно поливаем суперклеем и тут же опять засыпаем содой.
Лишнее опять сдуваем.
Повторяем процесс ещё раз.
Обильно посыпаем.
В итоге вокруг втулки образовался прочный наплыв, который будет надежно все удерживать.
Хоть все и затвердело на глазах, рекомендуется дать постоять примерно 24 часа, перед использованием изделия.
Плюсы и минусы метода
Плюсы:
- Моментальное отвердевание. Даже большие капли застывают сразу.
- Очень прочный монолит получается в итоге.
- Клеит почти любой пластик.
- Заклеить можно даже отверстия и пробоины.
Минусы:
- Мгновенное отвердевание может выступать как отрицательный фактор, в следствии того, что состав нельзя залить в центр склеиваемых деталей.
- Реакция происходит с выделением тепла, что в некоторых случаях может служить негативно.
- К сожалению, такой состав возможно нанести только на поверхность, но бывают случаи, когда нет возможности добраться.
Особенно рекомендую взять данный рецепт на заметку автомобилистам, так как сам не однократно клеил приборные доски и стекла светофильтров данным способом. Держит намертво!