Езда задним ходом: основные моменты, правила и тонкости
На дорогах с каждым днем все больше автомобилей. Однако получить права и получить умение — два разных понятия, и если с ездой вперед все более или менее справляются, то езда задним ходом для некоторых — целая трагедия.Парковка, а тем более задним ходом иногда превращается в цирковое представление, которое одних веселит, а других раздражает. Чтобы не стать посмешищем или не попасть кому-то под горячую руку, рекомендую научиться ездить задним ходом до того, как выедете на дороги общего пользования.
Такой технике учат, как правило, в автошколах или на специальных курсах, однако чаще всего данному маневру уделяют слишком мало времени, в результате уже через пару дней или месяцев после выезда на дороги общего пользования у новичков возникают неприятности или ДТП.
Вариант второй — самостоятельное обучение или помощь друга. В сети Интернет есть немало видеоуроков, помогающих освоить езду задним ходом, поэтому после теоретической части можно найти чистый участок без авто и людей, где можно попробовать выполнить рекомендации на практике.
Итак, к вашему вниманию десять полезных рекомендаций, позволяющих получить представление о том, как правильно выполнять маневр задним ходом.
- Настройка зеркал. Перед тем как начать учиться и вообще перед выполнением любого маневра задним ходом необходимо настроить зеркала заднего вида. Именно благодаря им, а не гибкости вашей шеи, вы должны оценить ситуацию, происходящую сзади вас. Перед тем как включить заднюю передачу, вы должны посмотреть по зеркалам и убедиться, что они настроены правильно.
Правильно — значит, что в боковых зеркалах отображается примерно 20% корпуса вашего авто, а все остальное пространство должно заменить отображение обстановки сзади и сбоку автомобиля. Важно,чтобы условная линия горизонта проходила примерно посредине зеркала.
Зеркала должны быть настроены таким образом, чтобы вы могли перемещаться глазами по всем трем зеркалам без необходимости менять положение тела. То есть, чтобы все они смотрели на вас, а не вы в них заглядывали, наклоняясь в ту или иную сторону.
- Соблюдение ПДД. Перед тем как выполнить маневр задним ходом необходимо убедиться в том, что он не противоречит правилам дорожного движения. ПДД разрешают движение задним ходом при условии безопасности данного маневра, а также с учетом того, что это движение не создаст помех или препятствий другим участникам дорожного движения. То есть, если вы, сдавая назад, кого-то заденете, то виноваты будете вы.
Есть правда определенные обстоятельства, при которых вас могут «сделать виновным». Речь об автоподставах, в которые ежедневно попадают в основном неопытные или неосторожные автомобилисты. Во время езды задним ходом злоумышленники умеют «подставить» свой автомобиль, после чего повернуть все таким образом, что вы оказываетесь виновником ДТП. Самое обидное то, что в 99% случаев вы ничего не сможете доказать. Учитывая это, необходимо как следует подготовиться к такому маневру, и перед тем как его выполнить вы должны быть на 100% уверенны в собственных силах.
Если вы во время езды на задней передаче увидели, что сзади к вам приближается другой автомобиль, ваша задача избежать столкновения. Для этого вам следует остановиться, подать звуковой сигнал или установить визуальный контакт. Только после того как вы убедитесь в том, что маневр безопасен, вы можете продолжить его выполнение.
- Будьте предусмотрительны. Если вы не уверены в своих силах или в том, что сможете припарковаться или сдать назад, постарайтесь в первое время не заезжать на улицы, на которых «яблоку негде упасть», там будет сложно найти паркоместо и еще сложнее будет из него безопасно выехать. Если же вы все-таки попали в такое место подумайте о том, как будете выезжать до того, как это придется сделать. То есть, если есть возможность попытайтесь стать таким образом, чтобы потом не пришлось сдавать назад, или чтобы движение задним ходом не было затруднено.
- «Работайте по зеркалам» и следите за обстановкой вокруг вас. Если вы проезжаете между двумя препятствиями или автомобилями, вам необходимо следить за расстоянием между вашим авто и стоящими по обеим бокам автомобилям. Более того, смотреть необходим не только в стекла, но и в зеркала, в которых следует также контролировать то как вы проходите между препятствиями. Если маневр сложный, то можете отстегнуть ремень безопасности для большего удобства, и посмотреть через плечо или приоткрытую дверь. Также если вы не уверены в том, что проходите или в том, что поместитесь в том или ином «кармане», не стесняетесь выйти и посмотреть «своими глазами» на свободное для маневра пространство.
- Плавный ход. Если вокруг вас сплошные препятствия, не спешите, сдавайте назад медленно, контролируя ход автомобиля, таким образом, чтобы в случае возникновения какой-либо преграды вы могли вовремя остановиться.
- Вращение руля. Здесь все просто если вы профи, но, если новичок порой бывает совсем не просто понять куда крутить руль и как вообще выбраться из той или иной ситуации. Следует заучить до автоматизма, что в случае поворота рулевого колеса вправо вы будете сдавать назад по дуге вправо, то же самое в случае если вы повернули руль влево. После того как вы заметили, что корпус автомобиля начинает входить в гараж или парковочный карман, необходимо вовремя выровнять руль для того, чтобы прекратить движение по дуге. В противном случае вы продолжите двигаться по кривой и заденете одну из преград находящуюся справа или слева.
- Не крутите руль слишком много и слишком резко.
Автомобиль во время движения задним ходом более маневренный, поэтому не стоит резко крутить руль, вращение нужно продолжать только в том случае если вы видите, что вам явно не хватает места или траектории. В крайнем случае вы можете прекратить сдавать назад и проехать в исходное положение, то есть вперед, для того чтобы повторить попытку. Таких попыток у неопытных «водил» по началу может быть много, но с каждым днем новые испытания становятся все легче и проще. В общем как не крути ко всему привыкаешь и как говорят некоторые «старожилы»: «Даже медведя можно научить ездить…!»
- Следите за передними колесами. Довольно часто приходится наблюдать ситуацию, когда какая-то дама начинает уверенно двигаться на своем авто назад, в итоге так увлекается этим занятием, что забывает о том, что ее авто состоит не только из задней части. В результате слишком увлеченная зеркалами девушка, забывает посмотреть вперед и выбрав слишком резкий угол задевает своим бампером, крылом или колесом стоящую сбоку машину или машины. Важно, при выполнении маневра не спешить, как бы сильно вам не сигналили и как бы сильно вам не хотелось сбежать оттуда, сохраняйте спокойствие и внимательно следите за тем, что происходит не только сзади вас, но и спереди. На крайний случай можно остановиться, включить «аварийку» и перевести дыхание, можно даже мотор заглушить для большей убедительности. Однако не следует злоупотреблять такими хитростями. Если вы на загруженной улице начали вот такие маневры, после чего вообще встали «подумать как быть дальше», перекрыв тем самым движение и создав пробку, то лучше не рисковать и либо не заезжать на такие улицы, либо отрепетировать заезд и выезд где-нибудь в другом месте.
- Аварийка
- Камера и парктроники. Возможно данный пункт следовало вынести в первые пункты, однако я считаю, что камера или парктроники лишь вспомогательные приспособления, основная работа все равно лежит на водителе. Если вы не уверены в себе или своих возможностях, камера заднего вида, а также парктроники помогу вам лучше ориентироваться на парковке или на любом другом участке дороги, где необходимо движение задним ходом.
Движение на автомобиле задним ходом | Основы управления автомобилем
Комментариев нет
8-я статья из 9 в серии Управление автомобилем
Основы управления автомобилем
Движение на автомобиле задним ходом целесообразно рассматривать не как самостоятельное перемещение, а как часть целого, общего процесса движения.
Далее в статье:
Элемент «движение задним ходом»
Как научиться ездить задним ходом
Разворот автомобиля задним ходом
Элемент «движение задним ходом»
Элемент «движение задним ходом» на автомобиле используется в огромном числе случаев, начиная от просто «сдать назад» до сложных маневров, в которых применяется движение «задом-наперед».
Это и въезд или выезд с места стоянки, и как способ развернуться в ограниченном пространстве, и как способ заехать в узкое место или способ обеспечить удобный выезд, а также во многих других случаях, когда перемещение задним ходом целесообразно.
Первое, с чем вы столкнетесь, когда начнете движение на автомобиле задним ходом, это ощущение того, что автомобиль едет не туда, куда хочется, и что он все время норовит свернуть в сторону.
Это ощущение объясняется тем, что направляющие колеса автомобиля как бы «поменялись местами».
При обычном движении вперед рулят передние колеса автомобиля, задние колеса своего положения относительно поперечной оси не меняют.
Во время движения задним ходом управляющие колеса теперь находятся «сзади», по этой причине ваше ощущение траектории движения немного изменяется.
Для того чтобы научиться ездить задним ходом, необходимо сначала понять, как автомобиль поворачивает в процессе движения «задом», затем, научиться выполнять повороты направо и налево «задом-наперед».
Вариант «сдать назад», т.е. откатиться по прямой линии назад, трудностей не представляет. Поэтому, его не рассматриваем.
Процесс поворота автомобиля кратко изложен в статье Управление автомобилем. Часть 9. Парковка — там есть схема поворота и изменение габаритной ширины автомобиля в процессе поворота.
Для общего понятия физики поворота еще есть смысл ознакомиться с материалом статьи Как автомобиль поворачивает.
Как научиться ездить задним ходом
Для того, чтобы поехать назад, а также для выполнения поворотов направо и налево во время движения задним ходом понадобится занять соответствующую позу за рулем. Перед вами задача не только ехать назад, а еще и видеть, куда вы едете.
Для этих целей есть два способа посадки. Первый способ – это обычная посадка, при которой вы держите руль двумя руками, и ориентируетесь по зеркалам заднего вида. Способ вполне приемлемый, но требует умения использовать зеркала.
Второй способ – посадка вполоборота, когда вы вращаете руль одной рукой и смотрите назад через заднее стекло. Процесс вращения руля в этой позе рассмотрен в статье Управление автомобилем. Часть 2. Руление.
Используя второй способ, можно наклониться таким образом, чтобы голова располагалась посередине, между спинками сидений, и взгляд был направлен в заднее стекло по осевой линии автомобиля. При такой посадке траектория движения контролируется лучше всего.
Посадка вторым способом более «грубая», но именно она является самой удобной в ориентировании. В идеале, лучше уметь пользоваться и тем и другим способом, но в рамках данной статьи рассмотрим только второй вариант.
Для успешного выполнения поворотов во время движения автомобиля задним ходом потребуется запомнить несколько правил.
- Двигаться на автомобиле задним ходом следует с минимально возможной скоростью;
- Автомобиль поворачивает в ту же сторону, куда поворачивается рулевое колесо. Это значит, если, двигаясь задним ходом, вращаете руль вправо — автомобиль поворачивает направо назад, если вращаете руль влево — автомобиль, соответственно, будет поворачивать налево назад;
- Поворачивать руль желательно одной рукой. При движении назад прямо и направо руль вращает левая рука, правая при этом опирается на спинку правого сиденья. При движении назад налево, руль вращает правая рука, корпус повернут влево, а левая рука упирается локтем в спинку или размещается на спинке вашего сиденья;
- Смотреть нужно на ту точку, где хотите оказаться через несколько мгновений, одновременно вращением рулевого колеса направляя багажник автомобиля на нужную траекторию;
- При завершении поворота возвращать руль в положение прямо нужно чуть раньше, чем автомобиль выйдет на прямую линию.
Очень важно развивать в себе ощущение автомобиля. Например, насколько нужно довернуть руль, чтобы направить колеса на необходимую дугу. Этот навык приходит с тренировками.
Для начала рекомендуется на свободной площадке научиться объезжать задним ходом условные углы прямоугольника. Сначала с поворотами направо, затем с поворотами налево.
После того как простые повороты будут освоены, можно постепенно усложнить упражнения. Например, сузить «коридор» движения.
На дорогах общего пользования помимо техники движения задним ходом (чтобы ни с кем не столкнуться) ПДД требуют перед началом маневров включать соответствующие указатели поворотов:
- Движение назад-вправо: включаете указатель правого поворота;
- Движение назад-влево: включаете указатель левого поворота.
Ниже будет рассмотрен один небольшой пример, в котором движение задним ходом используется наиболее часто.
Разворот автомобиля задним ходом
Бывает необходимость развернуться на участке, но наличие свободного места не всегда позволяет сделать это с одного захода. Например, на небольшой территории, в тесном проулке или в узком гаражном проезде.
В таких ситуациях наиболее подходящим маневром будет разворот в три приема, одним из элементов которого является движение автомобиля задним ходом. Разворот указанным способом входит в число экзаменационных упражнений в ГИБДД.
Представьте, что ваш автомобиль стоит у правого края дороги, и вам необходимо развернуться. Ширина дороги должна быть больше длины вашего автомобиля, иначе вы не сможете выполнить разворот.
Необходимо помнить, что на стоящем автомобиле повернуть рулевое колесо довольно трудно (если нет усилителя), поэтому начинать вращать его есть смысл во время старта, когда колеса уже покатились.
Можно воспользоваться следующим планом действий.
- Включаете первую передачу, начинаете движение, и сразу быстро поворачиваете руль влево до упора. Движетесь по дуге к левой стороне дороги.
- Когда автомобиль начнет приближаться к левому краю дороги, выжимаете сцепление и сразу, пока колеса еще немного катятся, поворачиваете руль вправо до упора или на сколько получится. Доехав до края дороги, останавливаетесь. Теперь вы готовы к движению назад.
- Включаете заднюю передачу и начинаете движение назад, одновременно доворачивая руль вправо, если не получилось это сделать перед самой остановкой.
- Как только автомобиль отъедет назад на достаточное расстояние, выжимаете сцепление и, опять же, пока колеса катятся, быстро вращаете руль, и поворачиваете передние колеса влево. Останавливаете машину.
- Теперь включаете первую передачу и начинаете движение вперед, но уже в обратную сторону. Разворот окончен.
Если трех приемов будет недостаточно, то нужно будет повторить манипуляции «назад – вперед» необходимое число раз. Более подробно разворот задним ходом в возможных вариантах описан в статье Выполнение разворота. Часть 1.
Рассмотренная выше схема является только техникой выполнения разворота. На дороге еще придется наблюдать дорожную обстановку — смотреть в зеркала и крутить головой, и обязательно подавать сигналы поворота.
В реальных дорожных условиях нередко придется выезжать «задом» с места стоянки (парковки) в условиях ограниченной видимости, например, с боку будет стоять большой фургон и закрывать собой дорогу.
Процесс выезда бывает довольно напряженным. В таких случаях, кроме включения «поворотников», необходимо будет усиленно контролировать движение проезжающих ТС.
Что и как делать в таких случаях описано в статьях Выезд с парковки задним ходом и Задний ход на парковке.
Но, все это пригодится потом, когда водительское удостоверение уже будет в кармане, а до тех пор есть смысл тренироваться, т.е. практиковаться в безопасном месте. Впрочем, продолжать тренироваться можно и нужно, даже имея ВУ.
Для тренировки можно соорудить условные ворота условного гаража (поставить ориентиры по периметру). Нужно будет пытаться заехать в условный «гараж», начиная движение с разных сторон на разных углах въезда. И повторять заезд — выезд, запоминая, как себя ведет автомобиль.
Перечисленные упражнения очень хорошо развивают способность чувствовать автомобиль.
Вот, собственно, и все, что необходимо знать о технике движения на автомобиле задним ходом.
Среди бывалых водителей бытует такое мнение: если вы научились ездить задним ходом, то считайте, что «передом» вы уже поехали. Это больше относится к ощущению автомобиля, что немаловажно.
Еще можно добавить, что заезд задним ходом в условный (или настоящий) гараж, является хорошей тренировкой для большинства способов постановки автомобиля на стоянку (парковку).
Поэтому, целесообразно потратить немного времени, и отработать эти движения в условных границах. Упражнения «разворот» и «заезд в бокс» придется сдавать на экзамене в ГИБДД, так сказать, в «полевых» условиях, т.е. на реальной дороге.
Зато потом, в самостоятельной практике, вы сможете без опасений заехать на автомобиле задним ходом в любой проулок.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «движение задним ходом» предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Как автомобиль поворачивает;
Задний ход на парковке;
Выезд с парковки задним ходом;
Что такое безопасный маневр;
О слепой (мертвой) зоне автомобиля.
Будьте внимательны за рулем.
Навигация по серии статей<< Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворотаУправление автомобилем. Часть 9. Парковка >> Автор: Сергей Довженко
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Можно ли везде ездить на задней передаче?
Если у вас вдруг отказали все передние передачи, или вы решили, что просто хотите везде ездить на задней передаче, можно ли делать это на дороге? Это вообще хорошая идея?
Закон фактически запрещает вам двигаться задним ходом дальше, чем это разумно, и только тогда, когда это безопасно. Но если закон разрешает вам проехать большое расстояние задним ходом, практично ли это?
Водительское место быстро утомляет, так как вам нужно будет оборачиваться, чтобы увидеть, куда вы едете. Положение задних стоек и размер заднего стекла создают гораздо большие слепые зоны, чем когда вы едете вперед. Низкорослые водители, управляющие автомобилем с высоким задним стеклом, будут иметь значительную слепую зону позади автомобиля, которая может простираться на значительное расстояние. Ваши боковые зеркала были бы бесполезны, потому что они были бы обращены в направлении, в котором вы едете, а не позади вас, поэтому вам было бы трудно менять полосу движения и маневрировать.
У кого-нибудь извилина на шее?Ваши огни были бы бесполезными, сбивающими с толку и раздражающими. Ночью вы не сможете осветить дорогу впереди, но ваши фары ослепят водителей позади вас. Любой, кто быстро едет позади вас, может быть сбит с толку, думая, что вы находитесь на неправильной стороне дороги, или что они находятся на неправильной стороне дороги.
Если у вас двигатель внутреннего сгорания (то есть работающий на бензине или дизельном топливе), движение задним ходом означает, что воздух не будет проходить через ребра радиатора, что означает меньшее охлаждение. Вентилятор двигателя будет работать все время, чтобы поддерживать поток воздуха. Вождение с выхлопом, обращенным к ветру, означает положительное давление в выхлопной трубе, что снижает мощность двигателя; двигатель не сможет так свободно дышать.
Автомобили предназначены для рассекания воздуха при движении вперед, а не назад. Движение задним ходом приведет к повышенному расходу топлива, поскольку коэффициент аэродинамического сопротивления будет выше.
На задней передаче автомобиль способен развить скорость до 50 км/ч только на красной черте тахометра; это эквивалент первой передачи, но в обратном направлении. В городском движении с остановкой/началом это не так важно, но на открытой дороге вы станете медленно движущейся опасностью для других водителей.
Рулевое управление автомобиля настроено таким образом, чтобы оно точно следовало и автоматически выравнивалось по центру при движении вперед. В обратном случае это не так. Небольшие изменения в рулевом управлении задним ходом могут привести к эффекту маятника, который вызовет пробуксовку.
Тормоза настроены так, чтобы быть более мощными на передних колесах, так как именно на них приходится вес при торможении при движении вперед. Наличие большего тормозного смещения на ведомых тормозах (в данном случае на передних колесах) приведет к тому, что эти колеса заблокируются раньше, чем ведущие тормоза (то есть задние колеса). По этой причине передние колеса автомобиля обычно имеют большие тормозные диски, чем задние колеса — они должны рассеивать больше тепла. ABS может предотвратить блокировку колес, но эффективности торможения все равно может не хватить, чтобы остановить вас на высокой скорости, плюс тормоза быстро перестанут работать.
Даррен Коттингем
Даррен — эксперт по вождению и транспорту, член Института опытных автомобилистов
Что произойдет, если везде ездить задним ходом?
Вы наверняка видели в фильмах скоростную езду задним ходом, обычно когда главный герой пытается обогнать плохих парней, но можно ли везде ездить задним ходом, если вы не каскадер?
Это вообще-то противозаконно. Вам разрешено двигаться задним ходом только настолько, насколько это необходимо для совершения маневра.
106. Никто не имеет права управлять, заставлять или разрешать движение автомобиля задним ходом по дороге дальше, чем это необходимо для безопасности или разумного удобства пассажиров транспортного средства или других участников дорожного движения, за исключением случаев, когда это дорожный каток или занимается строительством, содержанием или ремонтом дороги. Law CUR reg 106
Gov.uk
То есть, если вы не водите дорожный каток.
Но допустим, вы игнорируете закон, каковы последствия?
Обзор и контроль
Вам нужно будет ехать с повернутой шеей, поэтому ваш подголовник создаст слепую зону. Вы сидите довольно далеко от заднего стекла, а современные автомобили имеют толстые задние стойки, которые помогают защититься от столкновений; это создаст большие слепые зоны.
Ваши боковые зеркала смотрят не в ту сторону, поэтому вы ничего не сможете в них увидеть; это затруднит обгон, отъезд от бордюра или перестроение.
Геометрия рулевого управления автомобиля настроена на управление спереди. Заднее рулевое управление намного чувствительнее, и легко потерять управление. Рулевое управление может не вернуться в исходное положение при движении задним ходом, в отличие от движения вперед.
Задние фонари и фонарь заднего хода не обеспечат достаточного освещения для освещения пути вперед при отсутствии уличных фонарей, а передние фонари будут слепить людей позади вас.
Физический
Вождение с вывернутой шеей и туловищем в течение длительного периода времени вызовет мышечную усталость и постепенную потерю контроля.
Изображение крупным планом женщины, держащей руль и оглядывающейся назад во время движения задним ходом по дороге.Поскольку двигатель имеет пониженную передачу для движения задним ходом, для достижения любой скорости ему необходимо будет работать на высоких оборотах. Это будет шумно для водителя и окружающих людей.
Механический
Радиатор автомобиля обычно находится в передней части автомобиля или в месте, куда воздух может поступать спереди. Если вы едете задним ходом, вентилятор будет постоянно работать, пытаясь охладить двигатель.
Положительное давление воздуха в выхлопе не поможет двигателю дышать и может снизить выходную мощность.
Аэродинамический дизайн автомобиля основан на движении вперед. Движение на высокой скорости задним ходом почти наверняка будет сопровождаться повышенным сопротивлением ветру и, следовательно, большим расходом топлива.