Как тюнинговали автомобили в СССР
Наука и техника
Советский тюнинг — бессмысленный и беспощадный.
13
Даже в советские времена, когда чуть ли не каждый обладатель личной машины проходил по категории абсолютного счастливчика, автомобилисты стремились к индивидуальности. А поскольку тогдашняя отечественная промышленность не могла ее обеспечить, в дело шло все, что попадалось под руку: проволока, трубочки от капельниц, паста ГОИ…
Набалдашник рычага коробки передач с розочкой — классика жанра. Эту нечеловеческую красоту создавали с помощью пары прямых рук и токарного станка. Набалдашники из оргстекла могли быть с любым узором (не только розочки, но и, например, паучки) и любого цвета (паста шариковых ручек решает). Место склейки двух частей после полировки пастой ГОИ увидеть было невозможно.
Другой вневременной шедевр советского тюнинга — фигурки чертиков и золотых рыбок, сделанные из трубочек больничных капельниц. Подвешивались на салонное зеркало заднего вида, увеличивая внимание к автомобилю и его владельцу минимум в два раза.
Кстати, не все шедевры советского тюнинга столь оглушающе бесполезны как розочки и чертик. Тонкий и скользкий обод рулевого колеса «Жигулей», «Москвичей» и «Волг» так и хотелось сделать более ухватистым. Ведь крутить баранку без усилителя — то еще удовольствие. Такие вот оплетки из цветной проволоки на руль стали решением проблемы. К тому же это еще и красиво.
Накидки на сиденья с массажным эффектом обычно делали из бука. Глядя со стороны, казалось, что они, скорее, усиливают боли в спине, чем снижают их. Но подобные накидки счастливо пережили времена советского дефицита и до сих пор входят в ассортимент незатейливого автомобильного тюнинга. Значит, работает?
Финальный небрежный штрих, добавлявший автомобилю порцию солидности, — фуражка на задней полке. Фуражка могла быть любой, но лучше всего милицейская или военная. Это повышало вероятность того, что злоумышленники не полезут внутрь. Зачем связываться с машиной сотрудника органов, когда рядом стоит такая же, но без фуражки на задней полке?
Катафоты — это прекрасно. Красиво звучит, отлично выглядит, а главное, катафотов не может быть слишком много. Светоотражатели и в советское время встречались в комплектации легковых автомобилей. Вот он сразу за боковым молдингом на белой «шестерке». Но пара катафотов для настоящей пацанской тачки — преступно мало. Их покупали на вес и крепили где можно и где нельзя: на бамперах, дверях, колесных колпаках и, конечно, на брызговиках.
В теории брызговик сугубо утилитарная вещь, призванная отсекать грязь из-под колес. На деле это роскошный автомобильный аксессуар. И чем он шире, тем лучше! Дополнительную ценность брызговикам, которые можно было самому вырезать из старой резиновой камеры, придавали уже упомянутые катафоты и фирменные эмблемы.
Хвостики-антистатики, убирающие статическое напряжение с кузова автомобиля, вещь довольно полезная, а еще и вполне красивая. Особенно если антистатик украсить бахромушками или светоотражателями.
Кстати, читай: «Почему к бамперам советских автомобилей крепили резиновые хвостики».
Решетки на задние стекла — это советский тюнинг 90-го уровня. Дома такой не сделаешь, приходилось бегать по автомобильным рынкам в поисках дефицитной кооперативной продукции. Помимо того, что подобные решетки практически до нуля убирали задний обзор, пользы от них не было никакой.
Образцовый с точки зрения оснащения АЗЛК-2140 отлично иллюстрирует еще одну черту советского тюнинга — преклонение перед фирменными эмблемами. Тут важно было соблюдать одно правило: шильдик обязательно должен быть от автомобиля другой марки. То есть «Волга» на «Москвиче» — это хорошо. Ну а уж если владельцу где-то удавалось раздобыть фирменную эмблему от иномарки, то он тут же становился королем автомобильной тусовки как минимум собственного двора…
Пожалуй, финал-апофеоз бессмысленного советского тюнинга — тормозная жидкость, залитая в фары. Сегодняшнему поколению автомобилистов почти невозможно объяснить, что в этом крутого. Сорок лет назад таких вопросов даже не появлялось. Как зачем? Это же невероятно красиво!
Автор текста:Радек Дворжак
Как в СССР автомобилисты свои машины украшали, или Насколько хорош советский тюнинг
Настоящий автолюбитель всегда заботится о своей машине и получает удовольствие, когда она вызывает восхищение окружающих. Сегодня, когда можно купить практически любую модель автомобиля, добиться этого достаточно просто. Во времена СССР владельцы автомобилей прикладывали немало усилий, чтобы сделать своего четырехколесного коня оригинальным, непохожим на другие модели. Читайте в материале, как советские владельцы машин изменяли свои авто с помощью подручных средств и смекалки.
Фары, в которые наливалась жидкость и бесконечные наклейки
В фары водители наливали тормозную жидкость. /Фото: avatars.mds.yandex.net
Если сегодня по дороге будет ехать автомобиль, у которого в фарах плещется жидкость, это наверняка вызовет удивление окружающих. А в СССР это было обычным явлением, и многие советские машинки бегали с такими фарами. И дело не в заводском браке, а в доброй воде предприимчивых владельцев машин.
Все дело было в том, что в советские времена фары не были герметичными. Из-за этого они часто запотевали и покрывались ржавчиной. Для того чтобы устранить эти неприятные явления, хозяева заливали внутрь фары тормозную жидкость. В результате водяной пар исчезал, а сама фара радовала чистотой и сухостью.
Нередко машины украшали катафотами, то есть световозвращающими накладками. Изначально они делались для велосипедов, но почему бы не использовать такой девайс для повышения видимости на дороге? Катафоты лепили на двери, на бока, на брызговики.
Но этим дело не ограничивалось. Для украшения автомобилей активно использовали наклейки. Очень популярны были варианты с надписью SU (Советский Союз). Так водители в заграничных поездках (редких, конечно, и не всем удавалось попасть в другие страны) показывали, откуда они приехали.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие взрослые тайны остались за кадром популярной детской программы «Спокойной ночи, малыши».
Шторки, чехлы из старых ковров и массажки из деревянных шариков
Шторки делали из бельевых веревок, в чехлы — из ковров.
В СССР в автомобилях не было защиты от ярких солнечных лучей. Предприимчивые водители выкручивались как могли, сооружая солнцезащитные шторки. Их делали из самых разных подручных материалов: от простого варианты с обычной тканью до хитроумного, с использованием пластиковых бельевых веревок.
В восьмидесятых годах стали продаваться решетки из пластика, и водители с удовольствием их покупали и устанавливали на окна автомобилей.
Вместо тонировки лобового стекла использовали бахрому с веселыми шариками или кисточками. В автобусах нередко можно было увидеть на переднем стекле своеобразный кант из мелких монеток.
Чехлы для автомобильных сидений стали производить в восьмидесятых годах, а до этого водители использовали разные способы для того, чтобы защитить обивку кресел и добиться более длительного срока эксплуатации. Дома шили чехлы их покрывал или плотных пледов.
Для тех, кто хотел идеальной защиты, подходили чехлы их старых ковров. Конечно не каждый был готов пожертвовать таким дефицитным предметом. Но все же некоторые это делали. И тогда сиденья становились просто неуязвимыми.
Те, кто имел склонность к изготовлению интересных вещиц, мастерили чехлы из массажных накидок, которые состояли из деревянных роликов. Тут была двойная польза: защита от повреждений и одновременно эффективный и приятный массаж спины. Очень важно для тех, кто ездит на дальние расстояния.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Каким был первый советский андроид, который умел звонить по телефону и наливать чай.
Флипперы, дурацкие набалдашники для ручки КПП и оплетки для руля
После Олимпиады-80 очень модны были ручки с олимпийским мишкой. /Фото: a.d-cd.net
Рули у советских автомобилей изготавливались из тонкого пластика, который не слишком приятно было держать в руках. В теплое время года потные ладони скользили по рулю. А зимой у водителей мерзли пальцы от соприкосновения с холодным материалом, да так, что приходилось надевать перчатки.
Что было делать? Конечно же, усовершенствовать руль собственными силами. Это была пора применения любых проводов, как просто толстых, так и от капельниц. Из них делали оплетки, порой очень необычные и красивые. В семидесятых годах стали продаваться готовые варианты, сделанные из обычной капроновой веревки, на которой сушили белье. Водители покупали их и обтягивали руль. Некоторые применяли обычный шпагат или куски кожи, из которых тоже делалась «одежда» для руля. Для тех, кто не «заворачивался» эстетикой, подходили обычные провода или стандартная синяя изолента. Ими обматывали руль. Пять минут — и дело сделано, руки не мерзнут и не скользят.
Коснулись нововведения и ручки переключения скоростей. Ее набалдашник украшали, как могли: старый свинчивали, и устанавливали новый, яркий и веселый. Очень моден был объемный рисунок. Делался такой набалдашник из обычного оргстекла или эпоксидной смолы. Мастеров, которые делали подобные девайсы, было немало, и продавались новые набалдашники не слишком дорого. Нередко в машине можно было увидеть прозрачную ручку с хризантемами или розами. Это был самый распространенный вариант. Для тех, кто не хотел лицезреть машине цветочки, подходили пауки и скорпионы. Доходило до того что в набалдашнике можно было увидеть профили вождей, Ленина или Сталина. А когда в СССР прошла Олимпиада-80, самыми популярными модельками стали ручки с олимпийским мишкой.
Что касается колес, то скучный советский вариант некоторых не устраивал. И тогда в ход шла фантазия. Люди ориентировались на иностранные автомобили и вовсю применяли флипперы (вайтволлы). С помощью этих белых накладок можно было сделать колеса более яркими и вызывающими. Со временем флипперы стали делать самых разных оттенков, а не только белоснежные. Правда, не у всех были средства на то, чтобы приобрести такой автодевайс. Тогда поступали просто:
брали обычную готовую яркую краску и добивались нужного результата.
Конечно, крашеные колеса встречались не так уж и часто. А те водители, у кого водились деньги, старались приобрести хромированные колпаки. Это было очень можно и престижно.
Люди старшего поколения часто вспоминают забавные способы украшения советских автомобилей. Зато ярко, весело и не как у всех!
Космос хранит много героических историй. Прочтите, например, в другой нашей статье о том,
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Французский автопроизводитель Renault продаст Москве российские предприятия
Ассошиэйтед Пресс
Россия возьмет под свой контроль деятельность французского автопроизводителя Renault в стране и возродит автомобильный бренд советской эпохи, заявили официальные лица в понедельник, что станет первой крупной национализацией иностранный бизнес с начала войны на Украине.
Renault заявила, что продаст контрольный пакет акций «АвтоВАЗа», российской автомобильной компании, наиболее известной своей маркой Lada, государственному научно-исследовательскому институту, известному как НАМИ.
Другие предприятия Renault в России, в первую очередь завод в Москве, будут проданы правительству Москвы. Мэр российской столицы Сергей Собянин заявил, что город вернет марку «Москвич» для автомобилей, выпускаемых на заводе. Москвич был крупным автомобильным брендом в Советском Союзе, но в 1990-х годах его продажи резко упали, а в начале 2000-х он исчез с рынка.
«Сегодня мы приняли трудное, но необходимое решение, — говорится в заявлении генерального директора Renault Лука де Мео, — и мы делаем ответственный выбор в отношении наших 45 000 сотрудников в России, сохраняя при этом производительность Группы и нашу способность вернуться стране в будущем, в другом контексте».
Renault не сообщила никаких финансовых подробностей о своих продажах, но сообщила, что сделка включала опцион на выкуп доли АвтоВАЗа в течение следующих шести лет. Министр торговли и промышленности Денис Мантуров сообщил в прошлом месяце российским СМИ, что сделка с АвтоВАЗом может быть заключена за символический один рубль.
Сотрудник министерства Денис Пак заявил государственному телевидению, что сделка позволяет АвтоВАЗу продолжать производство легковых автомобилей Renault Duster, которые теперь называются Lada, и что новое предприятие «Москвич», вероятно, начнет производить автомобили в этом году.
Продажа выводит Renault из затруднительного положения, с которым сталкиваются западные компании, решая, стоит ли уйти из России и пережить удар по своим доходам. Но продолжение работы в России после вторжения может нанести ущерб репутации корпораций в глазах клиентов. Стремясь избежать безработицы, российское правительство призывает сопротивляющихся иностранных инвесторов либо возобновить свою деятельность, либо продать ее тому, кто захочет.
Заявление Renault было сделано в тот же день, когда McDonald’s объявил о намерении продать свой российский бизнес, включающий 850 ресторанов, в которых работает 62 000 человек.
Гигант фаст-фуда не назвал потенциального покупателя из России, но заявил, что будет искать того, кто наймет своих работников и будет платить им до закрытия торгов.Новым российским владельцам, принимающим на себя операции Renault, придется столкнуться с нехваткой импортных комплектующих для автомобилей, особенно электроники. Российский автомобилестроительный сектор сильно зависит от международных цепочек поставок, которые были нарушены санкциями из-за войны, а получать поставки из-за границы стало сложнее и дороже.
Научно-исследовательский институт НАМИ имеет некоторый опыт разработки роскошных автомобилей, которыми пользовались российские лидеры, включая президента Владимира Путина, но в гораздо меньших масштабах, чем разросшийся завод «Автоваз» советских времен, где российские и иностранные инвесторы десятилетиями боролись за массовое производство автомобилей. продавать автомобили выгодно.
В прошлом году в России было продано почти полмиллиона автомобилей марок Renault и АвтоВАЗ.