Вентилятор калина охлаждения двигателя не работает: » Почему не работает вентилятор охлаждения на Калине

Содержание

Почему не работает вентилятор охлаждения

  • ПРИЧИНЫ ОТКЛЮЧЕНИЯ ВЕНТИЛЯТОРА
  • УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ОХЛ. С ЭЛЕКТРО ВЕНТИЛЯТОРОМ
  • ЗАМЕНА ДАТЧИКА
  • СМ. ВИДЕО

Здравствуйте, читатель блога RtiIvaz.ru. Сегодня узнаем, почему не работает вентилятор охлаждения двигателя, рассмотрим, как устроена схема включения и поговорим о причинах и способах устранения неполадок.

Иногда происходит следующая ситуация: двигатель работает, температура повышается, а электрический вентилятор охлаждения не работает. Стало быть, надо срочно искать причину, пока двигатель не закипел на дороге.

В первую очередь проверяют предохранитель вентилятора охлаждения. Если он исправен, тогда надо проверить датчик вентилятора. Сделать это можно очень просто. Для этого надо включить зажигание, и отсоединив от датчика два провода, подключённые к нему соединить их между собой. Если после этого вентилятор заработал, значит, причина в датчике. Его следует заменить на новый.

Следующий шаг, надо проверить реле включения вентилятора охлаждения.

Надо либо попробовать заменить его, либо новым или временно взять из другого узла такое же реле, например, сигнала. Такие реле используются во многих местах электрической цепи и автомобилях.

Если же и при этом не работает вентилятор охлаждения нужно проверить сам электровентилятор. Для этого нужно отключить зажигание и соблюдая полярность, подключить вентилятор напрямую к АКБ. Если при таком включении вентилятор заработал, выходит надо искать причину в электрической схеме автомобиля.

Пройтись по проводам, которые задействованы в этой схеме. Бывает так, что провод, где-то перебит или «сопля» появилась. Тогда стало быть надо соединить его и снова проверить включение вентилятора. А иногда бывает, что провод, где-то оголился и замыкает на массу.

Если и после этого не работает вентилятор, тогда уже надо обращаться к специалистам на СТО. Но это бывает в крайне редких случаях. Чаще всего происходят ситуации, описанные выше с датчиком включения вентилятора либо предохранителем или самим электровентилятором.

Предохранитель заменить, я думаю не такая сложная работа, и автолюбитель сможет поменять самостоятельно. В случае с самим вентилятором, немного сложнее, но заменить его тоже не такая уж и сложная работа. Замену датчика мы рассмотрим немного позднее, сначала рассмотрим схему включения датчика.

УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ВЕНТИЛЯТОРОМ

На рисунке ниже показан, как выглядит датчик включения вентилятора:

РИС.1. Внешний вид датчика включения вентилятора.

Выпускаются такие датчики под разные температуры срабатывания. Эти характеристики всегда указываются на их корпусе (см. фото). Обозначаются так! 92-87°С либо 87-82°С. Первая цифра указывает на температуру включения вентилятора, а вторая на температуру выключения.

Внутреннее строение можно рассмотреть на рисунке приведенном ниже:

РИС.2. Схематическое изображение внутреннего строения датчика включения вентилятора.

1.Неподвижный контакт. 2.Подвижный контакт. 3.Толкатель подвижного контакта. 4.Биметаллическая пластина. Характеристики биметаллической пластины настроены на определённую температуру, выгравированную на корпусе датчика.

Слева на рисунке показан датчик, температура охлаждающей жидкости которого не достигла требуемой величины. Контакты разомкнуты, и вентилятор при этом находится в выключенном состоянии.

С правой стороны на рисунке показано, что при достижении заданной температуры, биметаллическая пластина изгибается, тем самым двигая посредством толкателя подвижные контакты на соединение с неподвижными. Цепь замыкается, и напряжение подаётся на вентилятор охлаждения, включая его.

Электрическая схема включения вентилятора охлаждения показана на нижеследующем рисунке:

РИС.3. Электрическая схема включения вентилятора.

Вентилятор подключен через реле из-за того, что он потребляет большую мощность, а датчик рассчитан на малые токи. Реле тут нужно для того чтобы разгрузить цепь датчика вентилятора. Контакты датчика рассчитаны на малые токи, а вентилятор потребляет много энергии, поэтому здесь и нужно реле и желательно на больший ток.

Если без реле, напрямую подключить вентилятор через датчик, то его контакты быстро обгорят и соответственно датчик выйдет из строя. Особенно это будет чувствоваться летом, потому что в это время вентилятор охлаждения включается часто и работает дольше, чем зимой.

Как выглядит реле переключения показано на рисунке ниже:

РИС.4. Внешний вид коммутационного реле.

Здесь показано реле на 30 ампер. Но для вентилятора охлаждения основного радиатора лучше использовать реле более мощное. На 50, а лучше на 70 ампер. Внешне они выглядят точно так же просто размеры больше и контакты более широкие. Контакт 87а в данном реле нужно просто игнорировать, т. е. подключать его ни к чему. В нашей схеме он не нужен…

ЗАМЕНА ДАТЧИКА

Прежде чем начать работу по замене датчика, надо посмотреть его температуру срабатывания. И приобрести датчик с именно такими же характеристиками. Иначе вентилятор будет включаться либо слишком рано, или слишком поздно. Итак, автолюбитель! Вы приобрели датчик с нужными вам характеристиками, теперь можно с уверенностью приступать к работе по его замене.

  • Отключаем одну из клемм АКБ. Это нужно чтобы обесточить электрическую схему автомобиля и случайно не произошло короткое замыкание в процессе замены.
  • Сливаем охлаждающую жидкость из радиатора. Иначе при демонтаже датчика охл. жидкость вытечет, и надо будет покупать дополнительно для доливки. А это лишние финансовые расходы. Можно, конечно, и без слива жидкости заменить датчик. Но для этого нужна сноровка. Делается это в следующем порядке: Берём в одну руку новый датчик, а другой выкручиваем старый, при этом слегка прижимаем его к резьбе, чтобы жидкость не вытекала. Когда датчик уже выкрутился, убираем его, быстренько вставляем новый и закручиваем. Немаловажный момент, при этом — надо все это производить на остывшем радиаторе, чтобы не получить ожогов от горячей охлаждающей жидкости.
  • Отсоединяем два провода, подключённые к датчику, и выкручиваем датчик. Для этого нам понадобится ключ на 30 мм.
  • Наносим герметик на новый датчик и устанавливаем на своё место.
    После этого, лучше подождать около двух часов, чтобы герметик схватился. Здесь также можно использовать и фум — ленту, в этом случае не надо ждать пока схватится герметик, можно сразу заводить машину и проверять работу. Но с ней нужна определённая сноровка, и не каждый автолюбитель квалифицированно справится с ней. Поэтому лучше использовать герметик.
  • Датчик не надо затягивать слишком сильно. Обычно этот датчик вкручивается в пластмассовый бачок радиатора. Поэтому надо быть осторожнее, иначе резьба в пластмассовом корпусе сорвётся и придётся либо менять радиатор, или думать, как выходить из положения!
  • Следующий шаг – заливаем охлаждающую жидкость, заводим двигатель и ждём, когда поднимется его температура. Когда температура достигнет расчётного максимума, должен включиться электровентилятор. Если это произошло, значит, мы все сделали правильно и должны радоваться успешно проделанной работе. Если же нет, то надо продолжить поиски причины неисправности.

Если вы все заранее подготовили, то работа по замене датчика не займёт много времени. Я с соседом по гаражу, на его машине потратил примерно полчаса на замену.

См. видео:

На этом заканчиваю писать статью! Надеюсь, статья поможет, дорогой читатель блога RtiIvaz.ru. Желаю успехов в этой работе и главное, чтобы получили удовлетворение, правильно отремонтировав любимый автомобиль.

Можно еще почитать:

Подбор сальников по размерам и каталожным номерам

Почему не включается вентилятор охлаждения двигателя

Главная

Статьи

Статьи

 

Автор: Андрей Гагарин

Двигатель внутреннего сгорания при работе выделяет большое количество тепловой энергии. Чтобы силовой агрегат продолжал работать в штатном режиме, цилиндры омываются охлаждающей жидкостью, которая посредством водяной помпы направляется в радиатор. В этом устройстве происходит отдача тепла в атмосферу, но при движении автомобиля с небольшой скоростью этот процесс не может быть эффективным. Поднять «ветер» в радиаторе позволяет специальный вентилятор, включение которого осуществляется автоматически.

Содержание:

  1. Что такое вентилятор радиатора
  2. Как включается вентилятор
  3. Возможные неисправности вентилятора
  • Проверяем электродвигатель
  • Проверяем проводку
  • Проверяем предохранитель и реле включения вентилятора
  • Тестируем датчик включения вентилятора
  • Меняем предохранительный клапан
  • Полезные советы
  • Что такое вентилятор радиатора

    Основным элементом вентилятора радиатора является электродвигатель. Чтобы обеспечивать должный объем воздуха, это устройство имеет значительные показатели мощности. Кроме того, частота вращения рабочего вала этого устройства достигает нескольких тысяч оборотов в минуту.

    Для нагнетания воздуха с электродвигателем жестко соединены лопасти, которые вращаются с большой угловой скоростью. Эти элементы обеспечивают значительное давление воздушной массы. Форма и количество лопастей вентилятора могут существенно различаться, но эти изделия изготовлены таким образом, чтобы обеспечить при минимальных расходах электрической энергии максимальный воздушный поток.

    Как включается вентилятор

    Чтобы водителю не отвлекаться от управления транспортным средством, включение вентилятора радиатора осуществляется посредством специального термодатчика. При достижении определенного уровня температуры ОЖ контакты такого устройства смыкаются, и становится возможной передача электрического тока. Учитывая высокую мощность электродвигателя, для сохранности электропроводки датчика и его внутренних контактов в цепи включения электровентилятора устанавливается электромагнитное реле. Именно этот прибор соединяет контакты, которые подают электрический ток непосредственно на обмотку электродвигателя.

    Многие владельцы машин отечественного производства для обеспечения произвольного включения вентилятора двигателя дублируют включение устройства небольшим рубильником на приборной панели. Таким образом можно обеспечить быстрое решение проблемы, когда вентилятор не в состоянии охлаждать радиатор, если термодатчик выходит из строя.

    В процессе эксплуатации транспортного средства возможны разные поломки вентилятора двигателя. Наиболее частой причиной того, что не работает вентилятор охлаждения двигателя, является обрыв проводки. Могут встречаться и другие более сложные неисправности, при наличии которых потребуется заменять вышедшие из строя элементы, если не срабатывает вентилятор двигателя.

    Проверяем электродвигатель

    Электродвигатель вентилятора имеет высокие значения защищенности от попадания влаги, но в процессе эксплуатации уплотнители могут терять эффективность, и внутрь мотора может попасть вода или грязь. Износ щеток – естественный процесс для двигателей этого типа. При такой технической патологии также греется двигатель, а вентилятор не включается.

    Если автомобиль эксплуатируется в жарком климате, то включение принудительной вентиляции радиатора происходит очень часто. Этот факт также может быть причиной того, что не работает вентилятор охлаждения двигателя. Если щетки изношены, то можно относительно недорого отремонтировать двигатель. В любом специализированном магазине можно приобрести и самостоятельно установить щеточный узел в сборе, если вентилятор двигателя не включается по этой причине.

    Если перегорела обмотка мотора, то в этом случае также не работает двигатель вентилятора. Самостоятельно перемотать этот узел может только высококвалифицированный специалист. В такой ситуации рекомендуется приобрести новый вентилятор двигателя и установить его на автомобиль. Убедиться в неисправности внутренней проводки, когда вентилятор двигателя не включается, можно с помощью мультиметра. Для этой цели на приборе активируется режим измерения сопротивления, а затем поочередно измеряется этот параметр по каждому контуру.

    Проверяем проводку

    Во многих случаях самым простым способом узнать, почему не включается вентилятор охлаждения двигателя, является обжим клемм термодатчика. Эта деталь чаще всего вмонтирована в радиатор, и ее несложно найти по выходящим из нее электрическим проводам. Если причина неработоспособности заключается в отсутствии контакта в этом узле, то рекомендуется отсоединить клеммы и зачистить контакты. Аналогичным образом могут наблюдаться недостаточно качественное присоединение проводов к электромагнитному реле, отвечающему за подачу электроэнергии к двигателю вентилятора.

    Обрыв проводки случается крайне редко, но полностью исключать эту причину неработоспособности вентилятора не стоит. Если все контакты хорошо соединены между собой, то следует взять мультиметр и проверить провода на обрыв. Как и при проверке обмотки электродвигателя, на приборе следует активировать режим измерения сопротивления и прозвонить проводку, идущую от термодатчика к электромагнитному реле и от реле – к обмотке электродвигателя.

    Проверяем предохранитель и реле включения вентилятора

    Если перегорел предохранитель, то греется двигатель, а вентилятор не включается. Эта проблема также может быть решена очень быстро. Следует только понимать, что элемент, служащий для защиты электрической сети, вышел из строя не просто так, а по причине значительной перегрузки. Почему не срабатывает вентилятор охлаждения двигателя, необходимо разобраться.

    Если применяется самовосстанавливающийся предохранитель, то после однократного выключения работоспособность основного прибора может восстановиться, и каких-либо дополнительных действий не потребуется. Плавкий элемент нужно будет заменить. Если защита снова сработает, то необходимо будет дополнительно искать причину, почему не включается вентилятор охлаждения двигателя. Как правило, виной этому может быть короткое замыкание в цепи электровентилятора.

    Не работает двигатель вентилятора и по причине выхода из строя реле включения. Самый простой способ причину, по которой не работает вентилятор охлаждения двигателя, заключается в демонтаже его из блока реле и подача на контакты электромагнита напряжения 12 В.

    При этом должен быть слышен характерный щелчок.

    Дополнительно включение реле можно определить по замыканию контактов. Для этой цели можно просто подключить лампочку к выходу из реле и подать на контакты напряжение. Если при проверке будет отсутствовать щелчок, либо по второй паре контактов не будет проходить электрический ток, то реле потребуется заменить.

    Тестируем датчик включения вентилятора

    Если есть подозрение в том, что не включается вентилятор системы охлаждения двигателя из-за датчика, то эту деталь можно очень легко проверить. Для этой цели необходимо выполнить следующие действия:

    1. Снять датчик, предварительно отсоединив провода и подставив под радиатор емкость для сбора охлаждающей жидкости.
    2. Поместить датчик в небольшую металлическую емкость, заполненную водой.
    3. Поставить емкость на газовую плиту.
    4. После закипания жидкости следует аккуратно достать датчик и замерить сопротивление на его контактах.

    Если мультиметр покажет бесконечно большое сопротивление, то датчик потребуется заменить, если греется двигатель, и не срабатывает вентилятор.

    Меняем предохранительный клапан

    Предохранительный клапан системы охлаждения, как правило, конструктивно объединен с крышкой расширительного бачка. Этот элемент позволяет поддерживать оптимальные показатели давления охлаждающей жидкости. Если работа клапана нарушена, то кипение тосола может наступить ранее, чем сработает датчик включения вентилятора.

    При поломке предохранительного клапана эту деталь невозможно восстановить в гаражных условиях, поэтому рекомендуется приобрести и установить новое изделие, если есть сомнение в его работоспособности.

    Полезные советы

    Эти советы позволят оптимизировать ремонтные операции и не допустить возникновения причины, по которой не будет работать вентилятор охлаждения двигателя:

    1. Проверочные работы следует начинать с самых простых операций.
    2. При проверке всех деталей необходимо руководствоваться электрической схемой автомобиля.
    3. При отсутствии включения электродвигателя в зимнее время следует обязательно проверить работоспособность термостата.
    4. Чтобы избежать проблем с работоспособностью системы охлаждения двигателя, следует регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости в двигателе.
    5. Необходимо регулярно очищать лопасти вентилятора и радиатор от пыли и других механических загрязнений.

    Своевременно выполняемое ТО позволит избежать проблем с обеспечением качественного охлаждения двигателя автомобиля вне зависимости от условий эксплуатации транспортного средства.

    18 октября 2022

    Вернуться к списку

    Читайте также

    • Иммобилайзер не видит ключ машины

    • Как прикурить аккумулятор от другой машины?

    • Что делать, если вашу машину эвакуировали

    • Что делать, если вы попали в яму на дороге? Советы эксперта