Тригонометрический ключ: Динамометрический ключ — Википедия – Защита от роботов

Динамометрический ключ — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 марта 2017; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 марта 2017; проверки требуют 5 правок. Стрелочный динамометрический ключ

Динамометри́ческий ключ — гаечный ключ со встроенным динамометром. Это прецизионный инструмент для затяжки резьбовых соединений с точно заданным моментом. При проектировании любых строительных конструкций, любого промышленного или строительного оборудования, любой техники, предполагается её сборка с определённым значением крутящего момента для каждого конкретного соединения.

Назначение динамометрических ключей[править | править код]

Правила работы с динамометрическими ключами

Прежде всего необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации на инструмент. Необходимо подбирать модель ключа так, чтобы нужный вам момент затяжки находился примерно в середине диапазона работы ключа. Ни в коем случае не превышайте максимальный момент на который рассчитан ключ, это повредит его механизм. Динамометрические ключи предельного типа следует хранить с установленным минимальным значением на шкале, при этом нельзя выставлять крутящий моммент ниже минимального значения на шкале[1] . Берегите корпус ключа от деформаций и повреждений — это может привести к подклиниванию внутреннего механизма и неточности показаний.

Нарушения правил пользования чаще всего приводит к поломке храпового механизма и выходного квадрата.

Виды динамометрических ключей

Все динамометрические ключи можно разделить на два вида: это ключи предельного типа и ключи индикаторного типа.

Ключи динамометрические индикаторного типа бывают: стрелочные, шкальные или электронные.

Ключи динамометрические предельного типа: ломающиеся, щелчковые.

  • Динамометрические ключи предельного типа (для быстрой затяжки резьбовых соединений с точно заданным крутящим моментом). Также именуются Пружинные динамометрические ключи. Погрешность в работе ключа не превышает 4 %, при условии, что вы своевременно выполняете поверку инструмента на специальном стенде. Сертификат соответствия необходимо подтверждать ежегодно в Ростест.
  • Стрелочные динамометрические ключи. Также именуется Торсионный динамометрический ключ. Точность таких ключей не самая высокая, погрешность измерений составляет от 5 % до 20 %. Кроме того, в силу своих конструктивных особенностей динамометрический ключ со временем утрачивает точность и не поддаётся регулировке;
  • Динамометрические ключи с цифровой индикацией момента (для контроля затяжки «ответственных» резьбовых соединений). Также именуются Электронные динамометрические ключи. Погрешность такого ключа обычно не превышает 1 %.
  • Ключ предельного типа

  • Стрелочный динамометрический ключ

  • Динамометрический ключ с цифровой индикацией

Что такое динамометрический ключ, и для чего он предназначен

Надежность механизмов зависит не только от качества используемых материалов, но еще и от правильности сборки узлов. В большинстве случаев для обеспечения надежности резьбовых соединений требуется применение специализированных инструментов. К таковым инструментам относится динамометрический ключ, с назначением, видами и выбором которого следует познакомиться перед тем, как его купить.

Применение моментного ключа

Что такое динамометрический ключ и для чего он предназначен

Динамометрическим ключом называется специализированный инструмент, предназначенный для определения усилия затяжки резьбовых соединений. Такая необходимость позволяет предотвратить следующие негативные последствия:

  • Недостаточное качество затяжки резьбовых соединений
  • Срыв резьбы, что приводит к невозможности соединения деталей
  • Механическое повреждение болтовых соединений — обрыв шляпки или слизывание граней
  • Пережатие и поломка граверов

Качество резьбовых соединений зависит от материалов их изготовления. В большинстве случаев для затяжки резьбовых соединений применяются обычные гаечные ключи. Для этого деталь затягивается от силы. Однако далеко не во всех случаях такая затяжка является правильной, ведь у каждого человека имеется разный запас силы. Кроме того, каждая гайка или болт одного механизма могут быть затянуты с разным усилием, что приведет к развитию негативных последствий.

Что такое динамометрический ключ

Именно поэтому в таких механизмах указывается максимальное или рекомендованное усилие затяжки. Указываются эти данные непосредственно в паспортных данных механизмов или узлов. На соответствующую величину следует осуществить затяжку деталей, обеспечив надежное и эффективное соединение.

Предназначается динамометрический ключ для выполнения ряда следующих задач:

  1. Для обтяжки болтовых и резьбовых соединений в электрических установках
  2. При проведении работ с автомобилями и прочими видами транспортных средств. Особое внимание уделяется затяжке болтовых соединений двигателя
  3. Стяжка резьбовых соединений на водяных и газовых шлангах
  4. При соединении накидных гаек, где осуществляется переход на медные и пластиковые трубы

Работа рассматриваемыми инструментами позволяет не только предотвратить порчу деталей и даже механизмов, но еще и обеспечить надежность и правильность их функционирования. От надежности и правильности функционирования зависит безопасность, поэтому о необходимости приобретения динамометрических ключей для дома, следует принимать решение самостоятельно.

Динамометрические ключи — их конструкция и составляющие элементы

По конструкции рассматриваемые инструменты бывают разных видов, однако, принцип их работы одинаковый. Чтобы разобраться с особенностями функционирования динамометрических ключей, следует узнать их устройство. Состоят инструменты из следующих составных деталей:

  1. Рукоятка со встроенным динамометрическим механизмом
  2. Головка для присоединения соответствующих насадок
  3. Динамометрический механизм состоит из пружины, за счет которой осуществляется затяжка соединений с определенным усилием
  4. Регулятор для установки соответствующего значения усилия прижима
  5. Измерительная шкала — присутствует не на всех моделях. Она предназначена для определения величины усилия затяжки резьбового соединения

Конструкция с обозначением основных составных элементов представлена на фото ниже.

Конструкция динамометрического ключа

Чаще всего инструмент применяется при проведении ремонта автомобильной техники. Рассматриваемые приборы между собой отличаются по размеру рычага, за счет которого осуществляется прикладывание усилия. Еще различие заключается в размере квадратов, что позволяет установить на инструменте соответствующие головки.

Величина усилия затяжки измеряется в Ньютонах на метр. Производители выпускают инструменты с предельно-допустимыми значениями усилий прижима от 5 до 25 Hм, и от 140 до 2000 Hм. Разобравшись с конструкцией инструмента, уделим внимание принципу функционирования приборов.

Принцип работы динамометрических ключей

Чтобы понимать, для чего нужен динамометрический ключ, и оценить всю пользу этого инструмента, следует разобраться с принципом функционирования инструмента. Сразу надо отметить, что величина усилия 10 Hм приравнивается к 1 кг. Обозначение «метр» говорит о том, что прикладываемое усилие достигается за счет применения рычага, длина которого составляет 1 метр. Именно по этому принципу размечена шкала рассматриваемых инструментов.

Теперь перейдем к рассмотрению принципа работы рассматриваемого инструмента. Принцип работы заключается в применении высокоточной пружины, за счет которого определяется соответствующее усилие прижима детали.

  1. Сжатие пружины посредством регулятора приводит к увеличению усилия
  2. Это усилие передается на трещоточный узел, на который крепится головка соответствующего размера
  3. Как только усилие прижима гайки или болта достигает установленного значения, то происходит холостое прокручивание ключа (подобно работе трещотки)
  4. В итоге мастер понимает, что резьбовое соединение затянуто до выставленного значения усилия на инструменте

Как устроен инструмент внутри

Главную роль в рассматриваемом инструменте играет пружина, за счет которой выставляется соответствующая величина прижимного усилия. Эта пружина отличается высокой точностью и надежностью. Для контроля величины выставленного усилия на инструментах присутствуют шкалы с делениями. По этой шкале можно проверить усилие затяжки всех болтовых соединений.

Разобравшись в вопросе принципа функционирования динамометрических ключей, перед их выбором следует разобраться с разновидностями.

Какие виды рассматриваемых устройств бывают и чем они отличаются

По отображению соответствующих показаний рассматриваемые типы приборов делятся на виды. Знать, какие виды динамометрических ключей бывают, надо для того, чтобы выбрать подходящий вариант для выполнения соответствующих манипуляций. Надо отметить, что рассматриваемые инструменты стоят достаточно дорого, поэтому в случае необходимости применения прибора, к его выбору нужно подойти соответствующе.

Различают следующие виды динамометрических ключей:

  1. Простейшие варианты приборов с предустановленным моментом затяжки — отличительная особенность таковых инструментов в том, что они предназначены только для работы с одним параметром усилия затяжки. Предназначены инструменты для применения с целью выполнения определенных действий. Наличие предустановленного момента исключает необходимость применения регулятора. Пользователь не может настроить инструмент на определенное усилие. Это одновременно является не только недостатком, но и преимуществом, так как за счет отсутствия регулятора увеличивается эксплуатационный ресурс. Недостаток в том, что этот инструмент относится к категории узкоспециализированныхКлюч с предустановленным моментом
  2. С регуляторами для выставления момента затяжки — это одни из самых популярных инструментов, которые обязаны своей распространенностью специальному регулировочному механизму. По этому механизму осуществляется выставление соответствующего усилия сжатия пружины. Обычно такие инструменты оснащаются различными удлинителями, трещоточными головками и комплектом рожковых насадок. За счет наличия регулятора инструменты применяются в различных сферах. Недостаток инструмента в том, что с его помощью нельзя выяснить величину момента затяжки соответствующего резьбового соединения, что обусловлено отсутствием стрелочной индикацииС регулятором
  3. Со стрелочной индикацией — приборы оснащены устройством со шкалой, на которой указывается величина усилия затяжки болтовых и резьбовых соединений. За счет такой индикации удобно не только контролировать момент затяжки болтов и гаек, но еще и осуществлять их затягивание без предварительной установки соответствующего усилия. Контроль при этом осуществляется непосредственно по стрелочному указателю. Недостаток инструмент в том, что не всегда имеется доступ к стрелочному индикатору при работе инструментом. Именно поэтому инструменты большой популярности не получили. Однако их неоспоримым преимуществом является возможность установки момента затяжки с максимальной точностью до десятых и даже сотых долей HмСтрелочный динамометрический ключ
  4. С цифровой индикацией — усовершенствованная версия стрелочных приборов, которые вместо стрелочной индикации, имеют электронный дисплей для вывода соответствующих значений. Достоинство приборов в том, что кроме высокой точности показаний, мастеру не требуется считывать значения, на которые указывает стрелка. Это не только положительно влияет на удобство применения инструмента, но еще и повышает точность измеренийЭлектронный ключ динамометрический
  5. Комбинированные — это разновидность приборов, которые оснащены не только стрелочной, но и цифровой индикацией. По стрелочной индикации производится постоянный контроль величины прикладываемого усилия, а по электронному дисплею определяются точные значения моментаКомбинированный динамометрический ключ

Самыми дорогостоящими являются приборы комбинированного типа, в силу чего они встречаются крайне редко. При работе с автомобильной техникой рекомендуется пользоваться приборами с соответствующими регуляторами усилия затяжки. Для получения высокоточных результатов следует воспользоваться приборами со стрелочными и цифровыми индикаторами. Приобрести соответствующие модели инструментов Вы можете в интернет-магазине «Цилиндр», где представлено большое количество различных инструментов.

Разновидности динамометрических ключей по внешним признакам

Рассматриваемые инструменты делятся на виды не только по способу отображения момента затяжки, но еще и по внешней форме. Они бывают следующих видов:

  1. Динамометрический ключ-отвертка — имеют вид отвертки, и применяются для работы с электроникой и прочими различными хрупкими изделиями и не только. Достоинство их в том, что с их помощью можно обеспечить соответствующее усилие затяжки винтов, шурупов и саморезов. Они выпускаются преимущественно с регуляторами для установки соответствующего моментаДинамометрическая отвертка
  2. Ручные — представляют собой продолговатую рукоятку с возможностью смены насадок. С их помощью можно осуществлять затяжку гаек и болтовых соединенийРучной ключ динамометрический
  3. Промышленные — специализированные инструменты, которые применяются в условиях промышленности. Отличительные особенности таковых устройств — крупные размеры, высокая точность и надежность

Необходимость затяжки винтов со шляпкой под отвертку до необходимого момента возникает в редких случаях. Если столкнулись с такой необходимостью, тогда понадобится приобрести отвертку со встроенным механизмом усилия затяжки. В каталоге сайта интернет-магазина «Цилиндр» представлен большой ассортимент рассматриваемых инструментов от разных производителей. Если Вы уважающий себя мастер, тогда необходимо обязательно иметь в арсенале среди инструментов соответствующий инструмент под названием динамометрический ключ.

Какие насадки выпускаются для динамометрических ключей

Если планируется часто пользоваться динамометрическим ключом, тогда рекомендуется выбирать модели, которые поставляются со сменными насадками. Наличие сменных насадок негативно отражается на стоимости инструмента, но в таком случае исключается необходимость покупки приборов под соответствующие виды крепежных элементов.

В комплектацию к динамометрическому ключу могут входить следующие виды насадок:

  1. Рожковая — для работы с гайками и болтами, находящимися в труднодоступных местах
  2. Накидная — исключает необходимость слизывания граней крепежных элементов при прикладывании больших усилий
  3. Головка с трещоткой — самый удобный и практичный вариант, позволяющий оперативно закрутить крепежный элемент до необходимого момента
  4. Радиусные — они предназначены для работы со специальными видами крепежных изделий
  5. Со специальной формой — они также используются для работы со специальными крепежными элементами
  6. Накидные с разрезом — они служат для затяжки закрытых соединений

Насадки для динамометрических ключей

Если выбирать самую ходовую насадку из вышеперечисленных моделей, то следует отдать предпочтение головке с трещоточным механизмом. С ее помощью не только можно быстро осуществлять затяжку соединений, но еще и делать это максимально удобно. Устройства имеют функцию реверса, поэтому крепежные детали можно не только закручивать, но и выкручивать с максимальным удобством.

О производителях инструментов

Одними из самых эффективных и надежных инструментов являются приборы производства Германии и Китая. Однако недостаток приборов этих производителей очевиден тем, что стоят они очень дорого. Это связано в основном с высоким качеством изделий. Еще такие инструменты отличаются высокой точностью, что также отражается на стоимости, а также надежностью. Производимые инструменты выпускаются со строгими соблюдениями соответствующих стандартов. Приборы этих производителей не получили большой популярности в Украине, что связано с финансовой стороной.

Производители из Китая и Тайваня также выпускают достаточно качественные инструменты, но главное их преимущество в доступности цены. Выбирают приборы китайского и тайваньского производства не только любители, но и профессионалы. Именно такую продукцию китайского и тайваньского производства предлагает наш интернет-магазин «Цилиндр», где каждый покупатель кроме приобретаемого товара получает бонусы для совершения покупок.

Если Вы столкнулись с необходимостью затяжки резьбового соединения с определенным моментом, то стоит отнестись к этому со всей строгостью. Будь это автомобильный механизм или водопровод, в любом случае несоблюдение нормы приведет к неправильному функционированию устройства, его быстрому износу или вовсе входу из строя еще при затяжке. Чтобы этого избежать, понадобится воспользоваться динамометрическим ключом. Какие виды этих инструментов бывают, и чем они отличаются, Вы уже знаете из материала. Остается только выбрать подходящий вариант из каталога, и заказать его доставку в отделение перевозчика Вашего города.

Динамометрический ключ своими руками


При ремонте автомобиля практически у каждый автолюбитель сталкивается с проблемой затянуть резьбовое соединение с определенной силой, а динамометрического ключа нет. А стоит такой не малых денег. Вот и столкнулся с такой проблемой, на покупку денег нет, а очень нужен. Принял решение об изготовлении такого ключа. И так начнем.

Для изготовления динамометрического ключа (далее ДМК) мне понадобится следующие:

  • старый ключ-трещотка
  • шестигранный ключ на 10 мм.
  • две гайки на 8 мм.
  • весы с цифровым циферблатом до 40 кг. (покупал здесь)
  • кусок полосы 4*40 мм
  • сварочный аппарат
  • УШМ (болгарка)
  • плоскогубцы, молоток, напильник и другой слесарный инструмент.

Разбираю трещотку и убираю из нее механизм фиксации, он мне не понадобится.
Отрезаю ключ шестигранник как показано на фото
Теперь привариваю шестигранник к головке трещотки таким образом чтобы ручка ключа и шестигранник в собранном состоянии были параллельны.

Перехожу к изготовлению крепления для весов. Мне понадобится железная полоса 4*40 мм. длинной 11 см. Делаю прорезь для крючка весов. Оставшиеся «усы» загибаю под углом 90 градусов. Чтобы ровно и легко согнуть полосу, я сделал надрез примерно до половины затем согнул и заварил. Вот так у меня получилось:
Теперь привариваю крепление к ручке ключа.
К шестиграннику привариваю две гайки. Две потому что шестигранник оказался короткий, таким образом решил удлинить. За гайку будет цепляться крючок весов.
Мой ДМК практически готов, можно приступать к сборке.
И покраске
Осталось дождаться пока краска высохнет и крепить весы.
Краска высохла. Закрепил весы и вот что получилось.


Весы решил закрепить кабельными стяжками. Данный крепеж позволяет быстро снять и использовать весы по прямому назначению.

Это еще не все, осталось произвести расчет. При каких показаниях весов будет тот или иной момент затяжки. Это и есть главный минус самодельного ДМК.

Из школьного курса физики нам известно:
1 Н (Ньютон) = 0,1019716212978 кг.
1 кг. = 9.806649999999 Н (Ньютонов).

Момент затяжки можно рассчитать по следующей формуле:
кгс•м = m / (1 / L)
где:
кгс•м – килограмм силы на метр (прилагаемое усилие в килограммах)
m – показания весов
L – длина плеча в метрах (расстояние от центра болта до крепления весов)

Чтобы перевести прилагаемое усилие в Ньютоны нужно:
Н•м = кгс•м * 9,81 где:
Н•м – Ньютон на метр
кгс•м – килограмм на метр силы

Чаще всего момент затяжки пишут в Ньютонах, а наш ДМК показывает усилие в килограммах. Например, мне нужно затянуть гайку с усилием в 20 Н. для того что бы узнать какие показания должны быть на весах воспользуемся формулой:
m = Н * 0,102 * (1 / L)
где:
m – показания весов
Н – момент затяжки с которым нужно затянуть резьбовое соединение
L – длина плеча в метрах (расстояние от центра болта до крепления весов).

m = 20 * 0.102 * (1 / 0.114) = 17.89 кг.

Отсюда следует, чтобы затянуть гайку с усилием 20 Н на весах должно быть 17,89 кг.

Сделал не большую таблицу в Excel с формулами, можно скачать здесь.
Для удобства можно составить таблицу с нужными значениями, тогда не нужно будет каждый раз высчитывать.

Заключение
Конечно данный ключ не подойдет для использования на СТО, а для дома вполне не плохо. Характеристики данного ключа не большие. Плечо 11,4 см, максимальный момент затяжки получился 4,5 кг или 44 Н. Данные характеристики можно улучшить изменив размеры ключа или установить более мощные весы. Собирал данный данный ключ из того что было. Надеюсь вам понравилась данная самоделка.

Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Ремонт и калибровка динамометрического ключа


В этой статье автор расскажет о том, как он отремонтировал и откалибровал свой динамометрический ключ, который перестал работать.

Однажды автор обнаружил, что его динамометрический ключ больше не «щелкает». Сломалась трещотка. Он срезал болт. Так как ключ стоил довольно дешево в магазине автозапчастей, не было смысла отправлять его на «гарантийное обслуживание». Поэтому мастер решил разобрать его, чтобы посмотреть внутреннее устройство и выяснить, как он работает, и попытаться отремонтировать.
Ремонт оказался даже проще, чем он ожидал, и теперь его ключ снова полностью функционален.

Шаг 1: гаечный ключ

Как можно видеть, это динамометрический ключ. Просто поверните ручку, чтобы установить необходимое усилие, которое выгравировано на рукоятке. Чтобы случайно не сбить регулировку, пока вы что-то затягиваете, на конце есть ручка, которая завинчивается, чтобы зафиксировать регулировку.


С помощью переключателя, храповик возвращается обратно, как обычный гаечный ключ с храповым механизмом, но щелчок действует только в направлении затягивания.

Этот ключ должен работать следующим образом: установите нужное усилие, поворачивая ручку до тех пор, пока гравировка на ручке не будет соответствовать вашим требованиям. Поверните ручку на конце, чтобы зафиксировать эту регулировку. Затем поместите головку на гайку и затяните болт / гайку, пока гаечный ключ не щелкнет.


Поскольку это «прецизионное» измерительное устройство, его следует использовать только для измерения усилия и затягивания до необходимого момента силы. То есть необходимо предварительно затянуть гайку / болт вручную, с помощью другого инструмента с храповым механизмом или гайковертом.

Принцип его работы довольно прост: головка с храповым механизмом соединяется с рычагом, удерживаемым на месте с помощью подшипника, опирающегося на выемку на этом рычаге под давлением пружины. Чем выше это давление, тем выше усилие, необходимое для преодоления сопротивления, исходящего от подшипника, выходящего из выемки. Как только это усилие достигнуто, рычаг «вырывается», «щелкая» по другой стороне основного корпуса гаечного ключа.

Шаг 2: Разборка


Для разборки необходимо ослабить фиксирующую ручку и выкрутить регулировочную часть рукоятки до тех пор, пока пружина не ослабнет.
Затем удалите калибровочную контргайку, которая находится на конце ручки. Это большая гайка, которая ввинчивается в калибровочную втулку, которая, в свою очередь, ввинчивается в рукоятку.

Шаг 3: Разборка Часть 2

Снимите калибровочную втулку с ручки. Втулка представляет собой металлический цилиндр с тонкой резьбой, с одним закрытым концом, который соединяется с поршнем, который оказывает давление на пружину.

Ввинчивая больше / меньше его в ручку, ключ можно откалибровать. Это работает путем регулировки натяжения пружины без регулировки самой ручки. В этой части также имеются отверстия для штифтов, которые работают с узлом ручки блокировки.


Чтобы снять калибровочную втулку с рукоятки, открутите ее, медленно поворачивая рукоятку до более высокого значения усилия ключа.

Поворот ручки должен позволить открутить гильзу, блокирующий узел может помешать этому, поэтому мы поворачиваем ручку. Не снимайте эту часть, если на пружине НЕТ давления; иначе вывалится пружина и всё, на что она давит.

Шаг 4: Разборка Часть 3

Теперь снимите ручку блокировки и весь узел регулировки с корпуса гаечного ключа. Как видно на рисунке, ручка блокировки, калибровочная втулка и поршень, предназначены для перемещения вверх и вниз вдоль прорези в корпусе гаечного ключа. Есть штифт, который удерживает поршень на месте, удерживая его от перекручивания и вытягивания. Сама ручка удерживает штифт на месте при нормальной работе.


Чтобы это разобрать, необходимо снять ручку. В поршне есть винт, который удерживает ручку блокировки от полного отвинчивания. Это также предотвращает выпадение штифтов, находящихся в калибровочной втулке.

Как только этот фиксирующий винт будет удален, ручка блокировки может быть полностью отвинчена от поршня. Тогда ручка, калибровочная втулка и поршень могут быть отделены друг от друга.

После снятия калибровочной втулки, рукоятку можно открутить полностью. После того, как ручка снята, штифт, удерживающий поршень на месте, легко удаляется. Остальные внутренние части затем легко вынимаются из корпуса гаечного ключа.

Шаг 5: Ручка блокировки и храповый механизм

Поскольку ручка блокировки затянута, это увеличивает давление на шайбу. Эта шайба проталкивает 4 штифта через отверстия в калибровочной втулке, чтобы взаимодействовать с прорезями, вставленными в поршень. После затягивания, штифты утопляются в канавки, фиксируя калибровочную втулку на месте, и, если калибровочная контргайка находится на месте, также фиксируют ручку на месте.

Это удобно при калибровке гаечного ключа, так как вам нужно заблокировать ручку блокировки, чтобы вернуть контргайку обратно на место, не поворачивая гайку калибровочной втулки (и, таким образом, теряя только что установленную калибровку).

Глядя на другие детали, которые освободились, видно, как регулировочная рукоятка просто все больше и больше натягивает большую пружину. Эта пружина толкает деталь роликового подшипника вниз, а также зазубренный конец рычага, который проходит от головки храповика.

Этот рычаг прикреплен к основному корпусу с помощью единого штифта, снизу возле головки, создавая рычаг. Сила, которую вы прикладываете к рукоятке, передается через пружину и подшипник на рычаг. Чем больше натяжение пружины достигается за счет регулировки рукоятки, тем выше усилие на подшипниковом узле, тем большее усилие необходимо для того, чтобы подшипник вырвался из выемки и чтобы рычаг «щелкнул» на другой стороне корпуса.

Когда усилие сбрасывается, давление пружины возвращает подшипник на место, вызывая еще один «щелчок».

Шаг 6: Сборка


Всё собирается в обратном порядке. Однако, главное, это убедиться, что подшипник установлен в правильной ориентации.
Проблема, из-за которой автор разобрал свой гаечный ключ, заключалась в том, что натяжение пружины было ослаблено до такой степени, что подшипник мог свободно скользить внутри гаечного ключа, и фактически поворачивался, поэтому он больше не сидел в канавке, а вместо этого просто лежал.

Поэтому гаечный ключ перестал щелкать. Перед тем, как собрать подшипник, убедитесь, что вы его почистили и снова смазали. Вставьте его так, чтобы основной роликовый подшипник был совмещен с канавкой, а сторона с шарикоподшипниками находилась напротив наклонной поверхности основного рычага. Наклон подшипникового узла должен совпадать с уклоном рычага.

Затем добавьте пружину, поршень, калибровочную втулку, стопорные штифты, шайбы, ручку и стопорный винт, стопорный штифт поршня и ручку. Основную контргайку не трогайте, пока не откалибруем ключ.

Шаг 7: Калибровка


Динамометрический ключ измеряет, какое усилие прикладывается перпендикулярно рычагу на известном расстоянии от точки поворота рычага. В случае затягивания болт / гайка, данное усилие, является точкой поворота. Измерения обычно в N*M или Ft-Lbs (иногда Kg-M) или в Lb для меньших сил. Чтобы откалибровать динамометрический ключ, вы должны установить известный «момент силы» и отрегулировать ключ. Он должен щелкать, когда момент силы превышает известную точку калибровки. Поскольку момент силы равен Ньютон * метр, мы просто немного посчитаем и настроим рычаг и вес.

Автор использовал гаечный ключ и пассатижи с фиксатором, а также гантели 40 фунтов (18 кг.), чтобы откалибровать его. Пассатижи с фиксатором фиксируются на головке торцевого ключа и имеют достаточно длинную рукоятку, чтобы создать известный момент силы с помощью гантели. Гантель опирается на рукоятку пассатижей с фиксатором на известном расстоянии от центра головки храповика (21 см). Это создает момент силы 18 *0,21 = 3,78 кг/м=37,07 Н*м.

Вся сборка опирается на закругленную головку с храповым механизмом, и вы можете попытаться поднять вес, используя гаечный ключ. Когда калибровка будет правильной, ключ будет щелкать прямо около 37,07 Н*м, когда вес едва поднимается. Обратите внимание, что это будет не совсем точно, и если требуется конкретный и точный момент силы, следует использовать реальную калибровочную установку. А этот метод самый быстрый и простой способ получить точный ключ в «полевых условиях».

Для этого затяните калибровочную гильзу до середины рукоятки. Установите ручку на 37,07 Н*м и проверьте момент силы. Если ключ щелкнет до того, как груз переместится, отведите ручку от пружины и снова затяните калибровочную втулку. Если вес можно поднять без щелчка, ослабьте калибровочную втулку. Повторите этот процесс подъема и регулировки, пока вы не будете едва поднимать вес. Как только этот параметр будет найден, затяните ручку блокировки, затем снова установите основную контргайку и затяните ее, чтобы зафиксировать калибровочную втулку на месте. Теперь ваш ключ должен вернуться в нормальное состояние.

Другие калибровочные установки используют длинный стержень, прикрепленный к гнезду, которое соответствует гаечному ключу. Планка расположена горизонтально и может поворачиваться на головке храповика. Затем вес подвешивается к концу стержня с веревкой, и для настройки калибровки выполняется процесс, аналогичный описанному выше. Более профессиональные и точные динамометрические ключи просто вывешиваются под собственным весом, а циферблат отображает момент силы при оказании на ключ небольшого давления.

Шаг 8: Голова трещотки

Эта часть имеет мало общего с моментом силы динамометрического ключа. Гаечный ключ можно перенастроить от измерения момента силы при затягивании, к измерению при ослаблении (или измерять усилие для болтов и гаек с левой резьбой).

Головка храповика удерживается вместе двумя винтами, крепящими пластину к основному корпусу. После того, как винты будут удалены, пластина легко отрывается, обнажая внутреннюю часть головки храповика. Храповик работает с двумя поворотными подпружиненными металлическими прутьями, взаимодействующими со шлицами на самой головке.

Кулачок, прикрепленный к направляющему рычагу, отодвигает одну планку, чтобы контролировать направление вращения храповика. Поскольку динамометрический ключ защелкивается только в одну сторону, только одно направление может измерять момент силы.
Другое направление, это использование динамометрического гаечного ключа в качестве обычного гаечного ключа (не рекомендуется, так как это может вывести его из калибровки).

Чтобы изменить направление динамометрического рычага, просто снимите головку и переверните ее так, чтобы головка указывала на другую сторону гаечного ключа. Это возможно сделать, так как отверстия в пластине и головке идентичны.


Источник Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Динамометрический ключ! — Статьи — Официальный дистрибьютор. Профессиональный слесарный инструмент Kamasa Tools

Динамометрический ключ

 

            Эcли Вы никогда не работали с динамометрическим ключом, и не знаете что это и зачем он нужен. То эта статья именно для Вас.  В первую очередь, зачем нужен такой ключ?  Необходим он для закручивания резьбовых соединений  с определенным  усилием, так называемым моментом силы или моментом затяжки.  Единицей измерения для момента силы является ньютон-метр, рус. Нм,  англ. Nm.
            Так вот в технических данных по обслуживанию автомобиля  или другого технического агрегата, предоставляются данные, с какой силой должно затягиваться то или иное резьбовое соединение, даже колеса у автомобиля должны быть затянуты под определенным усилием.  И чтобы гайки были затянуты правильно, и не было недотяжек и перетяжек, не срывалась резьба, и не было разболтанных, негерметичных соединений,  а автомобиль работал исправно, необходимо соблюдать все рекомендации по облуживанию техники.  И в решении данной задачи надежным помощником станет динамометрический ключ.
            Динамометрический ключ внешне похож на трещотку, с основным отличием –  это наличие у него шкалы,  по которой определяется прикладываемое ключом усилие  на гайку.
            Шкала может быть со стрелкой в виде манометра, в цифровом исполнение с цифровым экраном, или же шкала может быть  высеченной на ключе, а индикатором достижения нужного усилия будет служить “щелчок”. Последний вариант один из самых распространенных и не дорогостоящих. Поэтому такой ключ мы и рассмотрим более детально.
            Ключ в своем основание имеет вращающуюся рукоятку, на которой высечена вспомогательная шкала от 0 до 14 и нанесенную на недвижимой части ключа основную шкалу.  Динамометрические ключи охватывают, ограниченный  диапазон  усилий.  Например от 5 до 25 Нм.,  от  70 до 350 Нм. и т.д.  Вот эта основная шкала и отображает, в каком диапазоне работает ключ.
            Например, необходимо закрутить гайку с усилием в 100 Nm, берем ключ, который работает в диапазоне от 40 до 210 ньютон-метр,  и накручиваем в основание ключа  движимую рукоятку, которая при закручивании будет двигаться по недвижимой шкале ключа. Когда движимая рукоятка дойдет до отметки  98 на основной шкале ключа, останавливаемся. Но это будет только 98 Nm, что бы достигнуть 100нм, ориентируемся на дополнительную шкалу на вращающейся ручке, нужно будет прокрутить ручку еще до отметки 2 на второй дополнительной шкале.  В суме 98+2 получим 100Нм.


            Дальше на ключ нужно надеть торцевую головку необходимого размера, и начать закручивать гайку. При достижении усилия в 100 Nm,  Ваш ключ издаст характерный щелчок,  он будет даже больше прочувствован Вашей рукой, нежели воспринят на слух. Это будет означать, что необходимое усилие достигнуто, и затягивание нужно остановить. Если кого-то интересует, что же будет происходить с ключом дальше, если не остановиться, отвечу, ничего, он будет щелкать каждый раз при затяжке и работать как обычный вороток, продолжая закручивать  вашу гайку все сильней и сильней. Но зачем тогда покупать динамометрический ключ?  
            Не используйте динамометрический ключ как обычный вороток, если хотите, что бы он прослужил долго, ведь износ инструмента никто не отменял. И самое главное после работы всегда откручивайте ручку назад  в нулевое положение. Так как внутри ключа есть пружина, которая сжимается при затяжке, и если оставить ее на долгое время в сжатом статическом положении то она будет терять свои свойства, что приведет к увеличению погрешности при работе.  К слову о погрешности, рекомендуется периодически проводить поверку ключей, ведь нужно быть уверенным, что ключ фиксирует именно то усилие, которое Вам необходимо.  Предупреждаю что количество предприятий производящих такую поверку ограничено, а у государственных служб, такой сервис  дорогостоящий. 
            Размер динамометрических ключей в зависимости от диапазона, в котором они работают, может варьироваться от не больших с посадочным квадратом в ¼ до огромных с посадочным квадратом в ¾ . Но бывают ситуации когда усилие с которым нужно затянуть резьбовое соединение превышает  максимально допустимое значение затяжки самого мощного ключа доступного в продаже! Тогда Вам может пригодиться инструмент – мультипликатор. Эторедуктор-усилитель, который с помощью систем шестеренок увеличивает усилие ровно в три раза. Если в мультипликатор вы вставите ключ и выставите усилие в 800 Нм, то при щелчке ключа мультипликатор будет уже выдавать 2400 Нм. 

Динамометрические ключи бывают нескольких типов :

1)      стрелочные ( характеризуются невысокой ценой и наибольшей погрешностью в измерениях, порядка 6 %– 8 %, за исключением профессиональных моделей индикаторного типа). Подходят для работ не требующих высокой точности при затяжке резьбовых соединений.

2)      Предельного типа (щелчковые) — находятся в среднем ценовом диапазоне, имеют небольшую погрешность (около 4%), большинство из них проходит тарировку на заводе и имеют вложенный сертификат калибровки. Динамометрические ключи предельного типа являются самыми универсальными и часто используемыми как профессиональными работниками СТО, так и любителями.

3)      Динамометрические ключи с цифровой индикацией момента затяжки, являются самыми дорогими, но при этом и самыми точными. Чаще всего используются либо на производстве, либо на СТО. Погрешность составляет около 1%. Имеют функцию выгрузки данных в Excel, функцию программирования последовательности задач и многие другие.  

СТРЕЛОЧНЫЙ

Самый недорогой вариант. Внешне похож на трещотку. К телу ключа прикреплена шкала (1)и стрелка (2) . При затягивании стрелка остается на месте, а шкала смещается. 

Индикаторного типа – менее удобны в применении (за исключением профессиональных моделей).

Динамометрический ключ ПРЕДЕЛЬНОГО ТИПА

Данные динамометрические ключи имеют ограниченный диапазон действия, разные размеры и разные посадочные квадраты под головки.  Соответственно при выборе ключа придется это учитывать. Приблизительные значения выглядят так:

от 0,5 кг/м до 2,5 кг/м — квадрат 1/4»  

от 1,9 кг/м до 11 кг/м — квадрат 3/8»

от 4,2 кг/м до 21 кг/м — квадрат 1/2»

от 7 кг/м до 35 кг/м — квадрат 1/2»

от 8 кг/м до 40 кг/м — квадрат 3/4»

от 10 кг/м до 70 кг/м — квадрат 3/4»

от 14 кг/м до 200 кг/м — квадрат 1»

Чаще всего усилие на шкале ключа указывается в Ньтонометрах Nm

10 Nm приблизительно = 1 кг/м. Приблизительные моменты затяжки для резьбовых соединений вы можете посмотреть здесь.  Не желательно использовать ключ на крайних значениях рабочего диапазона. 

Порядок работы с таким ключом следующий. Отпускаем стопорную гайку(1) На теле ключа нанесена шкала Nm(2), а на вращающейся рукоятке нанесена цифровая шкала(3). При вращении рукоятки нулевая риска шкалы(3) должна совпасть с риской на теле ключа (2), что и будет выставленным предельным моментом затяжки Nm. Далее вращая рукоятку по часовой стрелке вы прибавляете цифровые значения шкалы (3) к первому выставленному значению до следующего совпадения с нулевой риской. Выставив необходимое усилие, зафиксируйте стопорную гайку и начинайте затяжку. При достижении выставленного усилия раздается громкий щелчок. После этого вращение необходимо прекратить.

Динамометрический ключ предельного типа с масштабированным окном

 Немного дороже по цене, но намного удобнее в использовании. Рукоятка вращается намного легче, стопорная гайка фиксируется щелчком, а не закручиванием и выставленное значение вы видите в готовом виде. ( не надо прибавлять значения к нулевому, как в первом варианте.)

Большинство динамометрических ключей, работают только на затяжку резьбовых соединений с правой резьбой (по часовой стрелке), но есть и исключения, например ключ (с проскальзывающим квадратом)

Электронный динамометрический ключ.

При ремонте современного автомобиля, достаточно трудно обойтись без динамометрического ключа от Kamasa Tools, даже затяжка легкосплавного литого диска, требует фиксированной затяжки. ( при привышении усилия, диск может просто треснуть). Мы рассказали Вам об основных видах динамометрических ключей. Выбор остается за Вами. Очень надеемся, что эта информация окажется Вам полезной.    

 

Размещено: 28.09.2012

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *