надежный привод систем и агрегатов двигателя
17.08.2016 #Шкив коленвала
Шкив коленвала: надежный привод систем и агрегатов двигателяВ любом двигателе внутреннего сгорания привод основных и вспомогательных механизмов осуществляется от коленчатого вала с помощью шкива и ремня. О том, что такое шкив коленвала, какие его типы существуют, как он устроен и функционирует, а также о замене и ремонте шкива читайте в предложенной статье.
Назначение и роль шкива коленчатого вала
Любой двигатель внутреннего сгорания содержит несколько систем, для работы которых требуется источник механической энергии. К таким системам относится газораспределительный механизм, системы смазки и охлаждения, контактные системы зажигания с прерывателем-распределителем, системы подачи топлива и другие. Источником энергии для всех этих систем выступает коленчатый вал — именно от него отбирается часть крутящего момента, который используется для привода валов, насосов, генератора и других агрегатов.
Шкив коленвала — деталь ременного привода ГРМ и других вспомогательных механизмов двигателей внутреннего сгорания (как бензиновых, так и дизельных). Шкив располагается на носке (то есть, в передней части) коленчатого вала, с его помощью осуществляется привод распределительного вала (или валов), а также ряда агрегатов — жидкостного насоса (помпы), генератора, насоса ГУР, вентилятора охлаждения, компрессора кондиционера, компрессора пневматической системы и других.
Также шкив коленвала может выполнять две вспомогательные функции:
— Отслеживание угловой скорости и положения коленчатого вала с помощью соответствующего датчика;
— Демпфирование колебаний, возникающих при пуске/остановке двигателя и на переходных режимах.
В целом, шкив коленвала, несмотря на свою простоту и незаметность, является важной деталью любого современного двигателя. Сегодня существует большое разнообразие этих компонентов, и все они решают различные задачи.
Типы и конструктивные особенности шкивов коленвала
В двигателях используется два основных типа шкивов коленвалов, которые отличаются конструкцией и назначением:
— Ручейковые шкивы под клиноременную передачу;
— Зубчатые шкивы под зубчатый ремень.
Ручейковые шкивы — это классическое решение, которое используется на двигателях внутреннего сгорания с самого их появления. Внешняя поверхность такого шкива имеет один или несколько ручьев V-образной формы, в которые входит ремень соответствующей формы (клиновый или поликлиновый). Такие шкивы используются только в клиноременных передачах, в которых нет необходимости точной установки коленвала и агрегатов друг относительно друга. К таким передачам относятся привод водяной помпы, генератора, компрессора кондиционера, воздушного компрессора, вентилятора и насоса ГРМ.
Зубчатые шкивы — это современное решение, которое находит применение на двигателях последние два-три десятка лет. Такие шкивы используются в передачах с зубчатыми ремнями, которые заменяют цепной привод ГРМ. Зубчатые шкивы коленвала и агрегатов и соединяющий их зубчатый ремень обеспечивает определенное положение агрегатов друг относительно друга. В большинстве случаев зубчатый шкив используется для привода ГРМ и водяной помпы, а привод остальных агрегатов осуществляется отдельной клиноременной передачей.
Также существуют комбинированные шкивы, который представляют собой конструкцию из зубчатого и клинового (либо поликлинового) шкивов. Такие шкивы используются для привода ГРМ и ряда вспомогательных агрегатов двигателя. Клиновых/поликлиновых шкивов в такой конструкции может быть несколько (до четырех).
Все указанные шкивы по конструкции делятся на два типа:
— Цельнолитые/фрезерованные;
— Составные демпфированные.
Шкивы первого типа — это цельные детали, отлитые или выточенные из одного куска металла (чугуна или стали). Такие шкивы наиболее просты и дешевы, однако передают на агрегаты все колебания, возникающие при вращении коленчатого вала.
Шкивы второго тип являются составными, они состоят из ступицы и венца, соединенных через резиновое кольцо. За счет наличия резинового кольца осуществляется развязка ступицы и венца, поэтому возникающие при вращении коленвала колебания и вибрации ослабляются. Такие шкивы более тяжелы, сложны и дороги, однако это окупается лучшей надежностью и долговечностью всего ременного привода.
Также шкивы делятся на две группы по типу крепления:
— Крепление с помощью центрального болта и шпонки;
— Крепление на несколько (2-6) болтов.
В современных двигателях шкив коленчатого вала, особенно в случае ременного привода ГРМ, чаще всего крепится на одном болте, а удерживается от проворачивания с помощью шпонки. Вспомогательные шкивы могут крепиться с помощью нескольких болтов, причем монтаж выполняется на ступицу, которая является либо продолжением звездочки цепного привода ГРМ, либо отлита на носке коленвала, либо является самостоятельной деталью с шпоночным креплением на носке вала.
На шкивах современных двигателей помимо ручейков или зубцов под ремень может быть выполнен зубчатый венец для работы датчика положения коленчатого вала (ДПКВ). Венец является так называемым задающим диском датчика коленвала, он может быть отлитым вместе со шкивом, либо выполняться в виде отдельной детали с креплением на болтах.
Любой шкив коленвала при изготовлении подвергается балансировке для устранения колебаний и биений. Для удаления излишков металла в шкиве высверливаются небольшие углубления.
Вопросы замены и ремонта шкива коленвала
Шкив коленвала — деталь надежная и долговечная, однако со временем возможно его повреждение и выход из строя. При обнаружении износа зубчатого шкива, а также в случае появления трещин, сломов, деформаций и иных повреждений шкив следует демонтировать и заменить на новый. Демонтаж шкива также может потребоваться и при выполнении ремонтных работ на двигателе.
Процесс замены шкива коленвала зависит от типа его крепления. Наиболее просто снять шкив на болтах — достаточно выкрутить болты, при этом следует зафиксировать коленчатый вал, не допуская его проворачивания. Демонтаж зубчатого шкива на одном болте несколько сложнее и в общем случае выглядит следующим образом:
- Зафиксировать автомобиль, подложив под колеса упоры, в случае бензинового двигателя снять с катушки зажигания разъем (для того, чтобы стартер проворачивался, но двигатель не запустился), в случае дизельного двигателя снять разъем с клапана подачи топлива ТНВД;
- Обработать болт каким-либо средством, которое поможет сорвать крепеж с места без его поломки;
- Надеть на болт ключ с длинной рукояткой, она должна доставать до пола, либо дополнительно использовать трубу;
- Прокрутить стартером двигатель — в этом случае болт должен провернуться. Если не получится с первого раза, то можно повторить;
- Выкрутить болт;
- С помощью специального съемника демонтировать шкив с носка коленчатого вала.
Следует заметить, что для доступа к шкиву в автомобилях с продольным расположением двигателя лучше воспользоваться смотровой ямой, а в автомобилях с поперечным расположением двигателя придется демонтировать правое колесо.
При срыве болта следует соблюдать осторожность — он ввернут с большим усилием, поэтому довольно высок риск его поломки. Снимать шкив с коленвала рекомендуется с помощью специального съемника, хотя можно воспользоваться и простой монтажной лопаткой, но в этом случае также следует соблюдать осторожность. На некоторых шкивах предусмотрены специальные резьбовые отверстия, в которые можно ввернуть болты и снять шкив. Однако в этом случае под вворачиваемые болты следует подкладывать стальной лист, так как болт может продавить переднюю стенку блока двигателя или другие расположенные под ним детали.
Монтаж шкива коленчатого вала осуществляется в обратном порядке. Однако здесь может возникнуть сложность, так как шкив плотно устанавливается на носок коленвала, что требует больших физических усилий.
При правильной замене шкива коленчатого вала все агрегаты двигателя будут работать нормально, обеспечивая надежное функционирование всего силового агрегата.
Другие статьи
#Планка генератора
Планка генератора: фиксация и регулировка генератора автомобиля
14.09.2022 | Статьи о запасных частях
В автомобилях, тракторах, автобусах и иной технике электрические генераторы монтируются к двигателю посредством кронштейна и натяжной планки, обеспечивающей регулировку натяжения ремня. О планках генератора, их существующих типах и конструкции, а также выборе и замене этих деталей — читайте в статье.
#Переходник для компрессора
Переходник для компрессора: надежные соединения пневмосистем
31.08.2022 | Статьи о запасных частях
Даже простая пневматическая система содержит несколько соединительных деталей — фитингов, или переходников для компрессора.
О том, что такое переходник для компрессора, каких типов он бывает, зачем необходим и как устроен, а также о верном подборе фитингов для той или иной системы — читайте в статье.#Стойка стабилизатора Nissan
Стойка стабилизатора Nissan: основа поперечной устойчивости «японцев»
22.06.2022 | Статьи о запасных частях
Ходовая часть многих японских автомобилей Nissan оснащается стабилизатором поперечной устойчивости раздельного типа, соединенным с деталями подвески двумя отдельными стойками (тягами). Все о стойках стабилизатора Nissan, их типах и конструкции, а также о подборе и ремонте — читайте в данной статье.
#Ремень приводной клиновой
Ремень приводной клиновой: надежный привод агрегатов и оборудования
15.06.2022 | Статьи о запасных частях
Для привода агрегатов двигателя и в трансмиссиях различного оборудования широко применяются передачи на основе резиновых клиновых ремней. Все о приводных клиновых ремнях, их существующих типах, особенностях конструкции и характеристиках, а также о правильном выборе и замене ремней — читайте в статье.
Вернуться к списку статей
Шкивы коленвала зубчатые в Обнинске
Каталог
Шкив ВАЗ-2105 коленвала зубчатый 2105-1005030
1034
подробнее
Шкив ПАЗ,ГАЗ-3309,Д-245.7Е3 Евро-3 коленвала с проставкой зубчатой ММЗ 245.9-1005137-В-03
27179
подробнее
Шкив ВАЗ-21116 коленвала зубчатый ДААЗ 21116-1005030
234
подробнее
Зубчатый шкив коленвала на 16 кл ВАЗ 2110-2112
349
подробнее
Шкив ВАЗ-21126,11194 коленвала зубчатый ДААЗ
220
подробнее
Шкив зубчатый коленчатого вала на ВАЗ 2113-15, Лада Калина, Калина 2, Приора, Гранта, Веста, Икс Рей коленвала
392
подробнее
Шкив коленвала зубчатый на ВАЗ Приора, Калина, Гранта, Датцун
439
подробнее
Шкив ВАЗ-2105 распредвала зубчатый коленвала
1000
подробнее
Шкив зубчатый коленчатого вала ВАЗ 2108-21099, 2110-2112, 2113-2115, Калина, Приора дзпм 21080-1005030-20 коленвала
220
подробнее
Зубчатый шкив коленвала на 16 кл Лада Приора, Калина 2, Гранта, Датсун
390
подробнее
Шкив зубчатый распределительного вала для 8-клапанных Лада Гранта, Приора 2, Калина 2 коленвала
590
подробнее
Шкив коленвала зубчатый ГРМ ВАЗ 2190 Granta, Lada Kalina 2 с двигателем ВАЗ 21116 8 клапанов — арт. 21116-1005030
590
690
подробнее
Шкив коленвала ВАЗ 2114,2115,2110,2112,2109, 8кл, демпфер, ВолгаАвтоПром Шкив коленвала ВАЗ 2114,211
764
Подробнее
Шкив зубчатый коленвала маленький для ВАЗ 2108-21099, 2110-2112, 2113-2115, Калина, Приора, Гранта, Ока
290
подробнее
Шкив ВАЗ-2105 коленвала зубчатый
790
подробнее
Шкив зубчатый коленчатого вала на Ваз 2113-2115, Калина, Калина 2, Приора, Гранта, Веста, Икс Рей коленвала
390
подробнее
Шкив коленвала зубчатый ГРМ ВАЗ 2190 Granta, Lada Kalina 2 с двигателем ВАЗ 21116 8 клапанов
339
410
подробнее
Шкив зубчатый ГРМ коленвала на ВАЗ 2108-099, Ока
399
подробнее
Шкив зубчатого коленвала для Лада Ларгус зубчатые
4889
подробнее
Шкив ВАЗ-2108 вала коленчатого зубчатый ДААЗ коленвала
250
подробнее
Шкивы коленчатого вала | Гонки на высшем уровне
Результаты 1–25 из 835
99″> $69,99Ориентировочная дата отгрузки в США: 24 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
49,99 долларов США
Ориентировочная дата отгрузки в США: 11 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
99″> $62,99Ориентировочная дата отгрузки в США: 22 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
$52,99
Ориентировочная дата отгрузки в США: 12 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
99″> $57,99Ориентировочная дата отгрузки в США: 12 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
$86,99
Ориентировочная дата отгрузки в США: 19 апр. 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
99″> 49,99 долларов СШАОриентировочная дата отгрузки в США: 22 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
$39,99
Ориентировочная дата отгрузки в США: 19 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
81″> 140,81 долл. СШАОриентировочная дата отгрузки в США: 19 апр. 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
100,99 долларов США
Ориентировочная дата отгрузки в США: 17 апр. 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
99″> $76,99Ориентировочная дата отгрузки в США: 3 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
$80,99
Ориентировочная дата отгрузки в США: 17 апр. 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
95″> $151,95Ориентировочная дата отгрузки в США: 4 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
На этот продукт могут не распространяться некоторые рекламные предложения
$54,99
Ориентировочная дата отгрузки в США: 24 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
99″> $44,99Ориентировочная дата отгрузки в США: 8 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
$34,99
Ориентировочная дата отгрузки в США: 24 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
99″> 130,99 долларов СШАОриентировочная дата отгрузки в США: 10 апр. 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
110,99 долларов США
Ориентировочная дата отгрузки в США: 17 апр. 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
99″> $103,99Ориентировочная дата отгрузки в США: 17 апр. 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
$224,99
Ориентировочная дата отгрузки в США: 9 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 9 июня 2023 г. если заказать сегодня
136,99 долларов США
Ориентировочная дата отгрузки в США: 25 апр. 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
$95,99
Ориентировочная дата отгрузки в США: 17 апр. 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
99″> $112,99Ориентировочная дата отгрузки в США: 12 апр. 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
$52,99
Ориентировочная дата отгрузки в США: 12 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
9 Общие признаки неисправности шкива коленчатого вала
Шкивы коленчатого вала не похожи ни на какие другие шкивы. Они гораздо больше, чем просто кусок металла, и гораздо сложнее, чем думает большинство людей, что может привести к серьезным последствиям при повреждении.
Что делает шкив коленчатого вала?Шкив коленчатого вала установлен на самой внешней части коленчатого вала, на противоположной стороне маховика двигателя. Некоторые двигатели имеют независимый гармонический балансир со шкивом коленчатого вала, прикрепленным к нему болтами, в то время как другие типы двигателей имеют демпферный шкив коленчатого вала, который напрямую соединен с коленчатым валом звездочкой цепи привода ГРМ или шкивом ремня привода ГРМ.
Шкив коленчатого вала приводит в действие приводной ремень, поскольку он распределяет крутящее усилие коленчатого вала на агрегаты двигателя (генератор переменного тока, насос гидроусилителя руля, компрессор кондиционера и т. д.) через приводной ремень. Большинство шкивов коленчатого вала имеют резиновое кольцо между внутренней и внешней частями шкива для гашения вибраций двигателя, исходящих от коленчатого вала. Это предотвращает передачу вибраций двигателя на ремень привода вспомогательных агрегатов.
- Вибрация двигателя: Шкивы коленчатого вала со встроенным гармоническим балансировщиком вызывают вибрацию двигателя при выходе из строя гармонического балансира или системы демпфирования. Когда гармонический балансир выйдет из строя, он перестанет поглощать вибрации коленчатого вала, которые передаются на агрегаты двигателя. Вибрация будет усиливаться по мере приближения оборотов к резонансной частоте двигателя. Вибрации такого типа вредны для агрегатов двигателя, коленчатого вала и других внутренних частей двигателя.
- Неровный холостой ход: шкив коленчатого вала подвергается высоким нагрузкам при работе двигателя на холостом ходу. Плохой шкив коленчатого вала может привести к неровной работе двигателя на холостом ходу. Если вы заметили, что двигатель работает на холостом ходу неравномерно, но вы не чувствуете пропусков зажигания или проблем со сгоранием, вам, вероятно, следует проверить шкив коленчатого вала.
- Горит индикатор аккумуляторной батареи: При разрыве резины или изоляционного компаунда шкив коленчатого вала катастрофически выходит из строя. Внутренняя часть отделится от внешней части, которая соприкасается с приводным ремнем. Когда приводной ремень перестанет вращаться, остальные аксессуары перестанут работать. Генератор, который часто подключается приводным ремнем, перестанет вращаться и не сможет заряжать аккумулятор, что приведет к тому, что аккумулятор загорится на комбинации приборов.
- Жесткое рулевое колесо: автомобили с гидравлическим усилителем рулевого управления оснащены насосом усилителя рулевого управления, который приводится в действие приводным ремнем. Если шкив коленчатого вала сломается, приводной ремень перестанет вращаться, что приведет к остановке работы насоса гидроусилителя рулевого управления. Без помощи насоса гидроусилителя рулевого управления автомобиль будет трудно поворачивать влево и вправо.
- Неисправность компрессора переменного тока: Компрессор переменного тока также питается от приводного ремня, который перестает работать при торможении шкива коленчатого вала.
- Проблемы с натяжителем приводного ремня: неисправный демпфер шкива коленчатого вала не сможет должным образом поглощать вибрации. Эта вибрация будет передаваться на приводной ремень и остальную часть системы вспомогательного оборудования двигателя. Натяжитель ремня может чрезмерно перемещаться, пытаясь поддерживать постоянное натяжение ремня, но во многих случаях это не удается, что, в свою очередь, приводит к «шлепкам» приводного ремня, повреждая его и в конечном итоге приводя к проскальзыванию ремня со шкивов.
- Трансмиссия или внутреннее повреждение двигателя: Если двигатель долгое время работал с неисправным шкивом коленчатого вала, вибрация может повредить трансмиссию, а в некоторых случаях также повредить внутренние детали двигателя, такие как подшипники коленчатого вала. Вибрации также могут повредить подшипники трансмиссии, вал и шестерни, что часто требует снятия трансмиссии с автомобиля для ремонта.
- Повреждение края приводного ремня: Плохой шкив коленчатого вала может привести к смещению приводного ремня, что, в свою очередь, приведет к повреждению краев приводного ремня. Это также может привести к повреждению холостых роликов и неметаллических шкивов.
- Визжащие звуки: В некоторых крайних случаях вы можете услышать визг, визг или скулящие звуки, характерные для неисправных приводных ремней. Эти шумы также могут быть вызваны смещенным и плохо натянутым приводным ремнем. Плохой шкив коленчатого вала может вызывать такие же шумы, как и смещение приводного ремня из-за потери натяжения.
Шкив коленчатого вала рассчитан на весь срок службы двигателя. Однако из-за износа, высоких температур, воздействия охлаждающей жидкости или моторного масла (из-за утечек) резиновое кольцо может быть повреждено. Резиновое кольцо работает как гаситель вибрации, соединяющий внутреннюю часть с внешней частью шкива. Если вы заметили, что масло или охлаждающая жидкость попали на шкив коленчатого вала, его следует заменить до того, как он выйдет из строя. Если автомобиль начинает трясти и вы подозреваете, что шкив коленчатого вала может быть поврежден, рекомендуется более тщательно его осмотреть и заменить при первых признаках повреждения.