Регулировка клапанов волга двигатель 402: Регулировка Клапанов Двигателя ЗМЗ-402 Вручную

Содержание

Регулировка клапанов на двигателях автомобилей ГАЗ

Горьковский автомобильный завод успешно работает с 1932 года, и за это время создал немало легковых авто и грузовиков, некоторые модели машин стали легендами российской автомобильной промышленности. Двигатели этих автомобилей еще двадцать назад не имели гидравлических компенсаторов в газораспределительном механизме, и регулировка клапанов ГАЗ выполнялась вручную.

  • 1 Регулировка клапанов на автомобилях ГАЗ
  • 2 Порядок регулировки клапанов ГАЗ
  • 3 Регулировка клапанов ГАЗ 402
  • 4 Регулировка клапанов ГАЗ 53
  • 5 Регулировка клапанов ГАЗ 3307
  • 6 Нюансы при регулировке клапанов на автомобилях ГАЗ

Первые три десятилетия на Горьковском автозаводе разрабатывались собственные моторы, но на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов прошлого столетия был построен завод по производству моторов в Заволжье, на котором до сих пор выпускаются двигатели и моторные детали для «газовских» машин. Чтобы двигатель ЗМЗ мог работать бесперебойно, он нуждается в техническом обслуживании, в том числе и в регулировке клапанов.

Регулировка клапанов на автомобилях ГАЗ

В регулировке клапанов нуждаются двигатели легковых автомобилей «Волга» ГАЗ 21, ГАЗ 24 (или 2410), ГАЗ 3110, а также грузовиков ГАЗ 53 и ГАЗ 3307. Если вовремя не регулировать клапана, они будут стучать, а при слишком больших или маленьких зазорах мотор не сможет работать стабильно и выдавать положенную мощность.

В клапанах должны быть определенные зазоры, если зазоры слишком маленькие или их нет совсем:

  • клапана не будут герметично прилегать к седлам в головке блока (ГБЦ), в результате в цилиндрах не будет создаваться необходимого сжатия топливной смеси, мотор потеряет мощность;
  • от неплотного прилегания к седлам клапана прогорают.

Если зазор слишком большой, в газораспределительном механизме возникает стук, клапана открываются в недостаточном объеме, и так же теряется мощность ДВС.

На всех моторов ЗМЗ клапана регулируются с помощью регулировочных винтов, для того чтобы винты не раскручивались, сверху они фиксируются контргайками. В различных руководствах и инструкциях по эксплуатации указаны разные зазоры в клапанах, но считается, что они должны быть в пределах от 0,25 до 0,45 мм. Как регулировать зазоры, на горячем или холодном двигателе, давно ведутся споры, хотя во всех книжных руководствах рекомендуется регулировку клапанов на автомобилях ГАЗ делать на холодную.

Порядок регулировки клапанов ГАЗ

К двигателям Заволжского завода, которые нуждаются в регулировке клапанов, относятся ДВС ЗМЗ-402 (устанавливались на «Волгах») и ЗМЗ-53 (ЗМЗ-511) для грузовиков в различных модификациях. ЗМЗ-402 является четырехцилиндровым мотором, порядок работы цилиндров этого двигателя – 1-2-4-3. Двигатели типа ЗМЗ-53 – восьмицилиндровые, цилиндры работают в порядке 1-5-4-2-6-3-7-8.  Клапана на ДВС всегда регулируют, руководствуясь порядком работы, и стараются начинать регулировку с первого цилиндра, когда его поршень находится в верхней мертвой точке.
Так как 8-ми и 4-х цилиндровые моторы имеет разную конструкцию, то и порядок регулировки клапанных зазоров у них разный. Ниже в статье мы рассмотрим, как выполнить регулировку для того и другого типа двигателя.

Регулировка клапанов ГАЗ 402

Мотор ЗМЗ-402 производится с 1985 года, впервые он появился на переходных моделях ГАЗ 24М. Восьмиклапанный двигатель имеет нижнее расположение распредвала и верхнее расположение клапанов, в его газораспределительном механизме присутствуют следующие детали:

  • распределительный вал, он вращается в пяти опорах блока цилиндров;
  • распредшестерня, передает движение от коленвала распределительному валу;
  • 8 толкателей, приводятся в движение кулачками распредвала;
  • 8 алюминиевых штанг;
  • ось коромысел, на которой находится сами коромысла (8 шт.) с регулировочными винтами;
  • выпускные и впускные клапана, расположенные в головке блока цилиндров.

Когда распределительный вал вращается, происходит поднятие и опускание клапанов в головке блока. Точно так же, как и все другие современные двигатели, ЗМЗ-402 работает по четырехтактной схеме:

  • сначала в ДВС происходит впуск, топливовоздушная смесь заполняет цилиндр;
  • затем в цилиндре совершается сжатие смеси, и она поджигается искрой от свечи зажигания;
  • происходит рабочий ход;
  • последний этап в процессе – выпуск отработанных газов.

Когда совершается сжатие, оба клапана закрыты и герметичны – регулировку клапанов выполняют именно в таком положении. Чтобы камера сгорания была герметичной в момент сжатия, между штоком клапана и коромыслом должен быть тепловой зазор – если его не будет, при расширении металла на горячем двигателе клапан не будет герметично прилегать к посадочному месту (седлу), мотор может потерять мощность, а в некоторых случаях и вовсе не будет запускаться.

Клапана на ЗМЗ-402 можно регулировать двумя способами. В первом варианте регулировка производится следующим образом (в качестве примера возьмем автомобиль ГАЗ 24):

  • останавливаем двигатель, выключаем зажигание, ставим машину на нейтральную передачу;
  • открываем капот, снимаем корпус воздушного фильтра;
  • снимаем клапанную крышку, она держится на шести болтах;
  • прокручиваем коленвал, выставляем по меткам первый цилиндр. Метка находится на переднем шкиве коленвала;
  • следует отметить, что метки на шкиве могут совпадать при ВМТ (верхней мертвой точки) 1-го и 4-го цилиндров, и если клапана 1-го цилиндра при этом зажаты, а у четвертого свободны, значит, метки совпали с 4-ым цилиндром, а не с 1-ым. Это можно легко проверить – снять крышку трамблера и посмотреть, куда смотрит бегунок;
  • регулируем оба клапана на первом цилиндре (зазор 0,3 мм), проворачиваем полоборота двигателя по часовой стрелке (метки должны находиться внизу)
  • регулируем оба клапана на втором цилиндре;
  • проворачиваем еще полоборота (метки снова наверху и совпадают), регулируем клапана 4 цилиндра;
  • делаем еще половину оборота коленвала (метки опять внизу) и производим регулировку на третьем цилиндре.

Закрываем клапанную крышку, запускаем двигатель и проверяем, как работает мотор. Регулировку клапанных зазоров на всех автомобилях ГАЗ производят с помощью специальных щупов, обычно они собраны в одном наборе.

Есть такое понятие как перекрытие клапанов, и при свободных клапанах первого цилиндра (в ВМТ) будут зажаты оба клапана 4-го цилиндра, а вот на втором и третьем по одному клапану останутся свободными. Поэтому регулировку можно сделать за два проворачивания коленчатого вала:

  • выставляем ВМТ первого цилиндра, регулируем клапана 1-2-4-6, считая их от передней части мотора;
  • делаем оборот коленвала и регулируем все остальные клапана (3-5-7-8).

В книгах рекомендуется регулировку проводить на холодную, на крайних клапанах (1 и 8) устанавливать зазор 0,35 мм, на остальных – 0,3 мм. Но на холодную регулировку производить нельзя – алюминиевые штанги с нагревом двигателя расширяются, и зазоры на горячем ДВС в клапанах уменьшаются. Практика показала, что наиболее оптимальный вариант – это регулировка на хорошо прогретом двигателе с зазорами 0,3 мм на всех клапанах. Кстати, точно также производится регулировка клапанных зазоров на машине ГАЗ 21 «Волга».

Регулировка клапанов ГАЗ 53

Двигатель ЗМЗ-53 также имеет нижнее расположение распредвала и верхнее расположение клапанов, но у мотора две ГБЦ, две оси коромысел и 16 алюминиевых штанг. Регулировку клапанов можно произвести двумя способами:

  • по каждому цилиндру, проворачивая коленвал каждый раз на четверть оборота;
  • за два приема, выставляя ВМТ первого и шестого цилиндров.

При регулировке клапанов за два оборота выставляем ВМТ 1-го цилиндра и регулируем зазоры выпускных клапанов цилиндров 1-2-4-5, впускных – цилиндров 1-3-7-8.  Далее делаем полный оборот коленвала (ВМТ 6-го цилиндра) и регулируем все остальные клапана.

Согласно руководство по эксплуатации на двигателе ЗМЗ-53 также рекомендуется проводить регулировку зазоров клапанов на холодном ДВС. У «газоновского» двигателя штанги значительно короче, чем у ЗМЗ-402, поэтому при нагреве зазор уменьшается меньше. Тем не менее, все же лучше делать регулировку на хорошо прогретом моторе, в таком случае клапана точно не будут зажаты при достижении рабочей температуры ДВС. Зазоры следует выставлять 0,25 мм на всех клапанах.

Регулировка клапанов ГАЗ 3307

Двигатель ЗМЗ-511 (и другие его модификации) устанавливается на автомобиль ГАЗ 3307. Принципиально этот движок совершенно ничем не отличается от мотора ЗМЗ-53, поэтому регулировка клапанов ГАЗ 3307 производится точно так же, как и клапанов на автомобиле ГАЗ 53. Разница между моторами только в конструкции впускного коллектора, камерах сгорания ГБЦ и в некоторых элементах навесного оборудования.

Нюансы при регулировке клапанов на автомобилях ГАЗ

Клапана не всегда поддаются регулировке, в некоторых случаях стук остается даже при установке рекомендуемых зазоров. Причин такого явления может быть несколько:

  • изношены кулачки распредвала;
  • ось, на которой стоят коромысла, имеет выработку;
  • носики коромысел неравномерно сработались;
  • износились толкатели;
  • сработались сухари пружин.

Если на пяточках коромысел есть выработка, хорошо отрегулировать клапана с помощью щупов не получится, в таком случае следует пользоваться индикатором.

Когда есть дефекты на кулачках распредвала, избавиться от клапанного стука не получится, даже если делать регулировку с помощью индикатора. В этом случае требуется только замена распределительного вала, и никакие регулировки здесь не помогут. Если сработались сухари пружин, отрегулировать зазоры также не удастся, так как коромысла будут убираться не клапан, а в чашку клапанной пружины. Этот дефект удастся устранить установкой новых сухарей.

Источник

Рассмотрим двигатель 402

Трудно сказать, когда именно заявил о себе двигатель 402. Его предшественники начали выпускаться в середине 50-х, от них он получил достаточно много, в том числе простоту и надежность конструкции. Его ремонт можно проводить в обычном гараже, обладая лишь базовым набором инструментов. Естественно, ремонт двигателя 402 должен проводиться на чистом рабочем месте, особенно если он капитальный. Надо сказать, что ресурс его, в отличие от иных отечественных агрегатов, немного переваливал за 50 000 км пробега, поэтому он был настолько популярен.

С начала производства двигатель 402 устанавливался на модели «Волга», затем перекочевал на «Газель», где довольно неплохо прижился благодаря отменным характеристикам. Здесь они не ограничены объемом в 2,5 литра или мощностью в 100 лошадиных сил. Дело в том, что в сочетании с коробкой передач и мостом, которые агрегатировались на данный автомобиль, он обладал идеальными тяговыми свойствами, которые никоим образом не отражались на расходе топлива. Конечно, многие могут посчитать, что для среднего грузовика 12 литров бензина на сто километров – это много, но владельцы так не считали.

Естественно, идеальных двигателей не бывает, и тут есть свои недостатки. Самый большой – это набивка на заднем подшипнике коленвала, которая представляет собой войлок, пропитанный графитом. Кроме того, для прочности в структуру вставлена тонкая бронзовая проволока. Таким образом, при достижении 3000 оборотов и выше двигатель попросту выгоняет масло, поэтому за его уровнем постоянно приходится следить. Многие владельцы считают, что двигатель 402 можно исправить, заменив эту набивку с другого автомобиля и залив в него полусинтетическое масло: так вот, кому-то данный способ помогает, кому-то – нет.

Еще один недостаток, которым обладает двигатель 402, это его клапанный механизм, который имеет нижнее расположение распределительного вала. Здесь очень много сопрягающихся деталей, поэтому штанги с толкателями создают довольно много шума, да и о нарушении теплового зазора в приводе клапанов тоже стоит упомянуть. Из-за этого требуется постоянная регулировка клапанов. 402 двигатель способен на очень неплохие результаты. Но речь идет о низких оборотах, поскольку такая конструкция ГРМ обладает внушительной массой. Именно поэтому оборотистым двигатель 402 никак назвать нельзя.

Человек так устроен, что ему постоянно нужно больше, сколько бы он ни имел. Поэтому многие владельцы данного «аппарата» стараются получить от него больше мощности, не жалея при этом ни сил, ни денег.

Ярким примером такого желания стала установка инжектора на данный мотор, а так же установка зажигания с ЗМЗ 406, которая принципиально отличается. Но все эти старания не стоили того, что получалось в конце.

Официально двигатель 402 был снят с производства в 2006 году. На смену ему пришел вышеуказанный агрегат, который превосходит его по всем параметрам, кроме того, 50 лет – как-то многовато для одной модели. Конечно, какие-то изменения, по сравнению с предшественниками, были, но они не стали кардинальными. Но что уж там говорить, некоторые американские компании по сей день практикуют производство двигателей такого типа, а детали на него можно встретить в любом автомагазине, хотя уже 7 лет прошло.

Неисправности двигателя ЗМЗ-402 ГАЗ-3110

Если вам кажется, что звуки двигателя, которых раньше не было, немедленно проверьте, все ли в порядке с двигателем

Чаще всего стуки в двигателе связаны с серьезными неисправностями, для диагностики и устранив который вам придется разбирать двигатель в сервисе или гараже.

Вы можете попробовать определить причину стуков самостоятельно, чтобы решить, ехать ли в автосервис самостоятельно или на буксире.

Причина неисправности (Устранение)

Двигатель не заводится

Бедная смесь (хлопает в карбюраторе):

— засорился сетчатый фильтр карбюратора, топливный насос или фильтр тонкой очистки топлива

Промыть фильтр в неэтилированном бензине бензином и продуть сжатым воздухом

— порвана диафрагма или нарушена герметичность клапанов топливного насоса

Заменить диафрагму или клапаны

— замерзла вода в поддоне или топливопроводе

Подогреть поддон или топливопровод линия с горячей водой

— засорение топливопровода

Продуть топливопроводы

— воздушная заслонка карбюратора не закрывается полностью;

Регулировка привода воздушной заслонки

— забиты жиклер: основной топливный и холостого хода;

Промыть неэтилированным бензином и продуть форсунки сжатым воздухом

— ослабло крепление карбюратора к впускному патрубку или впускного патрубка к ГБЦ;

Подтянуть крепеж, при необходимости заменить прокладки

— низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Отрегулировать уровень топлива

— Клапан EGR заедает в открытом положении

Заменить клапан рециркуляции

Богатая горючая смесь (хлопает в глушителе при запуске двигателя):

— воздушная заслонка карбюратора не открывается полностью;

Регулировка привода воздушной заслонки

— нарушена герметичность клапана подачи топлива;

Заменить уплотнение клапана

— нарушена герметичность поплавка;

Ремонт поплавка или замена поплавка

— засорение воздушных жиклеров систем дозирования;

Промыть форсунки неэтилированным бензином и продуть сжатым воздухом

— сломан винт регулировки качества смеси;

Отрегулировать нужный состав смеси

— Слишком высокий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Отрегулировать уровень топлива

Двигатель не заводится в мороз:

— Не закрывается воздушная заслонка

Отрегулировать воздушную привод заслонки

Двигатель работает хаотично на холостом ходу

— Высокий или низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Отрегулировать уровень топлива

— Неправильные обороты холостого хода

Отрегулировать нужный состав смеси

— Большое количество воды в поддоне фильтра тонкой очистки топлива и топливный бак

Слить отстой из фильтра и бака

— Неправильная регулировка зазоров в приводе клапанов

Регулировка зазоров клапанов

— Ослабло крепление карбюратора, впускной трубы, газопровода

Подтянуть крепеж, при необходимости заменить прокладки

Повышенная токсичность выхлопных газов

— Богатая горючая смесь

См. «Двигатель не заводится (Богатая смесь)»

— Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов

Регулировка зазоры клапанов

Двигатель не развивает полную мощность и не имеет достаточной приемистости:

— Неисправен ускорительный насос карбюратора

Проверить подачу насоса, заменить поврежденные детали

— Низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Отрегулировать уровень топлива

— Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов

Отрегулировать зазоры клапанов

— Дроссели карбюратора не открываются полностью

Отрегулировать привод дроссельной заслонки

2 — Бедная горючая смесь

См. «Двигатель не заводится (бедная смесь)»

— Засорен элемент воздушного фильтра

Заменить фильтрующий элемент

— Нарушена регулировка зазоров в приводе клапана

Регулировка зазоров клапанов

— Положение заслонок «Зима-Лето» не соответствует сезону

Установка заслонок по сезону

Повышенный расход топлива

— Бедная или богатая горючая смесь

См. «Двигатель победил не заводится»

— Засорен элемент воздушного фильтра

Заменить фильтрующий элемент

— Неправильный начальный угол опережения зажигания

Отрегулировать угол опережения зажигания

— Неисправен вакуумный корректор распределителя зажигания

Для замены вакуумного корректора или распределителя

— Нарушена герметичность системы питания

Восстановить герметичность

— Повышенное сопротивление движению автомобиля

Проверка и регулировка тормозной системы, ступичных подшипников, давления в шинах

Двигатель перегрев

— Неисправен термостат

Заменить термостат

— Слабое натяжение приводных ремней вентилятора и водяного насоса

Отрегулировать натяжение ремня

— Неправильный угол опережения зажигания

Отрегулировать угол опережения зажигания

— Бедная горючая смесь

См. «Двигатель не заводится (бедная смесь)»

— Сильное загрязнение радиатора

Промыть систему охлаждения, промыть радиатор струей воды

— Повышенное сопротивление движению автомобиля

Проверить и отрегулировать тормозную систему, ступичные подшипники, давление в шинах

— Неисправен водяной насос

Заменить насос

— Двигатель продолжает работать после выключения зажигания

Перегрев двигателя См. «Перегрев двигателя»

— Использование низкооктанового топлива

Использование топлива с правильным октановым числом

Детонация в двигателе

— Раннее зажигание нагар на стенках камер сгорания и днище поршней

Чистый нагар

— Использование низкооктанового топлива

Использование топлива с правильным октановым числом

Недостаточное давление масла на прогретом двигателе

— Неисправен или засорен редукционный клапан давления масла

Промыть детали клапана и седло в корпусе масляного насоса, при необходимости заменить пружину или клапан

— Неисправен датчик или манометр давления масла

Проверить давление с помощью контроля манометр, заменить неисправный прибор

— Перегрев двигателя

Включить масляный радиатор, устранить причину перегрева

— Большой износ вкладышей коренных подшипников

Заменить вкладыши

— Износ деталей масляного насоса

Заменить прокладку между корпусом и крышкой на тонкую бумажную прокладку или заменить насос

Повышенный расход масла

— Большой износ поршневых колец

Заменить поршневые кольца

— Засорение вентиляции картера система

Промыть неэтилированным бензином и продуть сжатым воздухом шланги и вентиляционные каналы во впускной трубе и детали маслоотделителя в крышке коромысел

— Утечка масла через уплотнения двигателя

Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки или сальники

— Большой износ или разрушение маслосъемных колпачков

Замена колпачков

Стуки двигателя

— Износ шатунно-поршневой группы

Ремонт двигателя

— Большие зазоры между коромыслами и клапанами

Регулировка зазоров клапанов

— Большие зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками

Замена изношенных деталей или клапанной головки в сборе

— Износ кулачков и толкателей распределительных валов

Замена изношенных деталей

— Большой зазор между упорными кольцами и коленчатым валом

Замена упорных колец

Регулировка клапанных зазоров ГАЗ-3110

Регулировка теплового зазора между клапанами и коромыслами производится при ремонте цилиндра головка

Также при стуке в районе клапанной крышки

При увеличенном зазоре появляется характерный звон.

При небольшом зазоре между клапанами и коромыслами двигатель будет казаться «зажатым», или еще говорят «тупым».

При этом его мощность и приемистость будут снижены, а также повышен износ клапанного механизма.

Регулировка проводится на холодном двигателе.

Снимите корпус воздушного фильтра карбюратора, для этого:

Ослабьте хомут отверткой и снимите шланг отвода картерных газов.

«Отщелкиваем» пять клипс, и снимаем крышку корпуса воздушного фильтра, вынимаем фильтрующий элемент.

Ослабьте хомут отверткой и снимите гофрированный воздухозаборный шланг.

Отверткой отгибаем усики стопорных шайб, а ключом на 10 откручиваем три гайки.

Снимите корпус воздушного фильтра.

Отсоедините выхлопную трубу картера.

Отсоединяем шланг вакуумного регулятора датчика распределителя зажигания

Торцовым ключом на 10 откручиваем шесть болтов крышки головки блока

Снимаем крышку

Снимаем прокладку.

Установить поршень первого цилиндра в ВМТ.

Для этого поверните коленчатый вал так, чтобы третья метка на шкиве совпала с выступом на крышке звездочек ГРМ.

После этого снимите крышку трамблера и убедитесь, что бегунок находится в положении контакта 1-го цилиндра. В противном случае проверните коленчатый вал на один оборот.

Оба клапана первого цилиндра должны быть закрыты. Коромысла свободно качаются.

Ключом на 14 ослабьте контргайку регулировочного винта и выверните регулировочный винт на один-два оборота.

Вставьте щуп между штоком клапана и коромыслом.

Вращаем регулировочный винт до тех пор, пока щуп не переместится в зазоре с небольшим усилием.

Установив зазор, удерживайте регулировочный винт и затяните контргайку и снова проверьте зазор.

Регулируем зазоры обоих клапанов первого цилиндра.

Затем специальным ключом за храповиком:

  • Провернуть коленчатый вал на пол-оборота (180°) и отрегулировать зазоры в приводе клапанов 2-го цилиндра.
  • Проверните коленчатый вал еще на пол-оборота (180°) и отрегулируйте зазоры в приводе клапанов 4-го цилиндра.
  • Провернуть коленчатый вал еще на пол-оборота (180°) и отрегулировать зазоры в приводе клапанов 3-го цилиндра.

Величина зазоров в приводе клапана:

Номер

цилиндр

Клапан

Значение

разрыв,

мм

1

Вход

Выпускной

0,40–0,45

0,35–0,40

2

Вход

Выпускной

0,40–0,45

0,40–0,45

3

Вход

Выпускной

0,40–0,45

0,40–0,45

4

Вход

Выпускной

0,40–0,45

0,35–0,40

После регулировки клапанов необходимо запустить двигатель и после прогрева совершить пробную поездку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *