Основные причины поломки кондиционера в автомобиле
Эффектный удар по корпусу – совершенно не то, что нужно кондиционеру, который внезапно отказался работать. Некоторые автовладельцы полагают, что проблема может исчезнуть сама собой, а кто-то, уверенный в собственных силах, наоборот спешит вскрыть устройство и вернуть ему работоспособность. Каковы же наиболее частые причины отказа этого агрегата и как все-таки правильнее всего действовать?
Эффектный удар по корпусу – совершенно не то, что нужно кондиционеру, который внезапно отказался работать. Некоторые автовладельцы полагают, что проблема может исчезнуть сама собой, а кто-то, уверенный в собственных силах, наоборот спешит вскрыть устройство и вернуть ему работоспособность. Каковы же наиболее частые причины отказа этого агрегата и как все-таки правильнее всего действовать?
Не откладывайте ремонт до весны, если кондиционер сломался летом или осенью
6 основных причин поломки
- Неисправности компрессора. Нехарактерный шум и масляные потеки на поверхности прибора расскажут о проблеме, но решить ее самостоятельно не так просто, так как обычной замены узла недостаточно. При помощи специального оборудования необходимо слить фреон, прочистить систему кондиционирования, а затем заново закачать хладагент.
- Утечка фреона. Из-за пониженного давления агрегат рано или поздно перестает включаться. Для определения места утечки используют ультрафиолетовый индикатор и флуоресцентную краску. Наверняка придется заменить фитинги и шланги низкого давления.
- Разгерметизация. К ней может привести как отсутствие регулярного ухода и слишком сильные загрязнения в радиаторе, так и неисправности сальников или резиновых шлангов, и даже длительное пребывание в разобранном состоянии.
- Проблемы с электрикой. Электрические детали выходят из строя от окисления: к примеру, аппарат с терморегулирующим вентилем, покрытым коррозией, адекватно работать уже не будет. Вас ожидают перебои в поступлении охлажденного воздуха, самопроизвольное отключение агрегата, обмерзание шлангов и другие малоприятные «сюрпризы».
- Отказ игольчатого регулирующего фильтра. Решить вопрос можно только прочистив фильтр при помощи специального оборудования.
- Неисправности испарителя. Проявятся появлением воды в салоне и неприятным запахом. Скорее всего, закупорилась трубка слива или произошла коррозия проводников.
Причиной выхода из строя компрессора бывают трещины на корпусе, изношенное состояние прокладки или приводного ремня, нарушение электроцепей и даже обычная грязь. Иногда аппарат заклинивает после долгого вождения со снятым конденсором, и виной тому – попавшие внутрь влага, частички мусора или масло.
Какого бы масштаба ни была поломка, до ее устранения кондиционером лучше вообще не пользоваться
Что можно сделать самому, а чего делать не стоит
Специалисты рекомендуют регулярно, раз в год, желательно весной, устанавливать новый осушительный фильтр, не дожидаясь, пока старый выйдет из строя. Не забывайте смазывать все движущиеся детали маслом, а если транспортное средство не используется, время от времени запускайте кондиционер, особенно зимой, чтобы предотвратить застаивание.
Если в вашей системе кондиционирования не алюминиевый, а резиновый трубопровод, вы можете самостоятельно заменить поврежденные резиновые шланги. Главное – подобрать модификации для конкретной марки автомобиля и не польститься на дешевые аналоги.
Наряду с мусором и частицами грязи тополиный пух является одним из главных «врагов» кондиционера
Прочищать радиатор от частичек мусора вряд ли стоит самому. Большинство моделей изготавливается из алюминия, подверженного коррозии. На его поверхности образуются микротрещины, которые при неумелом механическом воздействии могут превратиться в крупные дефекты и вылиться в утечку хладагента. Самый щадящий вариант – компрессионная продувка сжатым воздухом.
Большинство ремонтных работ, например замена сальника или прокладок, требуют удаления из системы хладагента, а чтобы установить новый подшипник шкива, придется полностью снять с автомобиля компрессор. Не стоит браться и за починку последнего: неумелые действия могут обернуться крупными расходами.
Как видите, не все так просто, как рассказывают некоторые «бывалые». Они же, кстати, могут и посоветовать при неисправностях поршневой группы просто долить масла в систему. Безусловно, это несколько отсрочит поломку компрессора, но рано или поздно приведет к другим более серьезным проблемам, например загрязнению терморегулирующего клапана и ресивера-осушителя. Поэтому не спешите самостоятельно разбирать кондиционер и его составляющие, если, конечно, заинтересованы свести финансовые вложения к минимуму.
Не включается кондиционер в машине
Если не включается кондиционер в машине, то не стоит поддаваться панике, так как причин данного явления не так уж и много на самом деле.
Бороздя просторы интернета волею судьбы натыкаешься на автосайты с советами для автомобилистов. Почитаешь советы и начинаешь задумываться — то ли я что-то пропустил в этой жизни, то ли лыжи не едут…
Например, на поисковый запрос «Не включается кондиционер в машине» львиная доля сайтов мне предложили длиннющий список всевозможных проблем и способов решения. Причём советы просто «чудодейственные» — нужно почистить радиатор кондиционера, а если это не помогло, тогда необходимо проверить — запущен ли двигатель, так как при не запущенном двигателе кондиционер, оказывается, не включается. Теперь я знаю, почему у меня не включается кондиционер. Я просто забыл запустить двигатель и если бы не полез в интернет и не нашел там этот ценный совет, то так бы и сидел весь упаренный в своём автомобиле в безвыходном положении
Нет, я понимаю, конечно, что 99% владельцев таких сайтов сами статьи не пишут, а доверяют это дело копирайтерам, благодаря их несколькими центами за тысячу символов написанного текста. Копирайтеры, как правило, вообще, не понимают о чём пишут, поэтому просто рерайтят и копипастят статьи с ценными советами друг у друга. Из-за этого интернет и называют помойной ямой.
А, вообще, я сам уже устал с этим бороться. Не успел опубликовать статью, а она уже висит на нескольких сайтах
Ну, то ладно. Пойдём дальше. Я тоже решил создать свой огромный список причин — почему не включается кондиционер в машине.
Вот, собственно, все пункты этого списка:
- Не работает кнопка включения кондиционера или отвалились провода от компрессора
- Недостаточно хладагента в системе
- Всё. Список закончился.
Это, что касается вопроса — «не включается кондиционер в машине», а не «слабо холодит кондиционер». Это совершенно разные темы и совершенно разные причины.
Причины, почему не включается кондиционер в машине
Теперь разберём эти два пункта подробнее.
У каждого автомобиля есть свои слабые места в электрической части, которые со временем начинают доставлять проблемы. Например, у Шевроле Лачетти — это отвратительная пайка блока управления системой кондиционирования и иногда отваливающиеся провода от компрессора. Об этом излагалось здесь:
Кнопкой включения кондиционера мы не включаем кондиционер напрямую, как обычным выключателем, а даём запрос блоку управления двигателем (ЭБУ) на включение кондиционера. Если кнопка и её цепь будут иметь проблемы, то блок управления, естественно, не будет даже догадываться о Ваших планах.
Проверить кнопку (допустим, мультиметром) и электрические разъёмы на компрессоре — это, к сожалению, всё, что Вы сможете сделать самостоятельно. Так как, если цепь исправна и ЭБУ получил запрос на включение кондиционера, то это абсолютно не значит, что он удовлетворит Ваш запрос.
Как заправить кондиционер в машине своими руками
Если в системе имеется недостаток хладагента, то ЭБУ однозначно не запустит компрессор. Тут прямая дорога только на хорошее СТО, которое производит диагностику и заправку систем кондиционера. На вопрос — как заправить кондиционер в машине своими руками, у меня только один ответ — никак.
Сами Вы этого не сделаете как положено. Не занимайтесь ерундой, которой полно в интернете — все носятся с этими баллончиками R134а и показывают, куда его необходимо тыкать, чтобы «дозаправить» кондиционер. С такими советами Вы либо ничего хорошего не сделаете, либо устроите компрессору гидроудар. Потому что существует два метода заправки кондиционера — жидкой фазой и газообразной. Если баллон держать распылителем вверх, то заправка осуществляется газообразной фазой, а если баллон перевернуть, то это уже заправка жидкой фазой.
Так вот, газообразную фазу можно закачивать и в магистраль высокого давления и в магистраль низкого давления, но лучше в магистраль низкого давления при работающем компрессоре. А жидкую фазу только в магистраль высокого давления!!! Не повторяйте без разбору всё, что советуют советчики в сети интернет и на Ютубе в частности. Особенно, если Вы понятия не имеете как работает кондиционер. Жидкости не сжимаются, а сжимаются только газы. Собственно, наш компрессор это и делает — сжимает газ. Если Вы накачаете перед ним жидкость, то он скорее всего отправится в страну по глупости уничтоженных механизмов.
Так же нужно понимать, что в системе важно не давление хладагента, а его вес. Именно поэтому на табличках под капотом указано количество хладагента и масла в граммах, а не в Паскалях, Барах или попугаях
Если кто не понимает, что написано, то я переведу. Для леворульных автомобилей необходимо 640 грамм (+/-20 г) хладагента R134а и 220 миллилитров синтетического масла PAG. Система заправляется по весам, а не по манометру!
И даже это не всё. Чтобы правильно заправить кондиционер, необходимо проделать следующие шаги:
- выкачать всё из системы и желательно знать массу выкачанного, чтобы иметь представление о состоянии системы
- сделать вакуумирование системы вакуумным насосом, чтобы удалить из системы воздух и влагу, которая очень губительна для масла и для системы в целом
- заправить строгое количество масла и хладагента
Сможете Вы это всё сделать при помощи баллончика из магазина?
Если Вам не даёт покоя вопрос — как заправить кондиционер в машине своими руками, то у Вас два пути. Первый — купить автоматическую установку — у нас сейчас она стоит от 70 тыс.грн. Второй — купить набор для ручной заправки — сейчас стоит это всё примерно 14 тыс.грн., включая и баллон хладагента.
Также стоит понимать, что это всё исключительно принесёт пользу только для заправки кондиционера, а не для ремонта вышедших из строя деталей и узлов. Об этом далее.
Как часто надо заправлять кондиционер в машине
Всё зависит от возраста авто. Нормальным считается, когда диагностика, обслуживание и заправка производятся через каждые три года. Примерно за год система может вполне обоснованно потерять до 15% хладагента.
Почему так происходит? Холодильник дома работает уже двадцать лет, а в машине каждые два года езжу заправлять кондиционер — это вполне логичный вопрос. А вот вполне логичный ответ — в холодильнике система полностью герметично запаяна. Там даже компрессор находится в одном корпусе с двигателем и нет никаких шлангов. В автомобиле же система состоит из отдельных элементов, соединённых шлангами, а компрессор находится отдельно от двигателя и приводится в движение ремнём. Естественно, он имеет сальники и прочие уплотнения. Но никакой сальник не сравнится по герметичности с полностью запаяным соединением. Поэтому потери неизбежны.
Но, если хладагент теряется с большей скоростью, например, за полгода его уровень упал до критического и ЭБУ уже не включает компрессор, то это означает, что необходимо искать утечку.
Это можно сделать электронным течеискателем либо добавив в систему флуоресцентную добавку, которая через некоторое время будет светиться под ультрафиолетовой лампой в местах утечки.
Получается, что для полноценного обслуживания кондиционера своими руками нам необходимо приобрести ещё и средства для поиска утечек.
Но бывают ситуации, когда и этого всего недостаточно. По статистике чаще всего утечки происходят в трёх местах:
- сальник компрессора
- конденсор — это «радиатор» кондиционера. Он находится перед радиатором охлаждения и, естественно, в него летит всё, что может лететь с дороги
- трубки — они банально перетираются о части кузова, о крепления и даже о провода
Если сальник компрессора и конденсор можно поменять без особых проблем, то трубку порой очень сложно найти и приходится варить перетёртую, что влечёт за собой наличие оборудования для такой сварки или наличия знакомого с наличием такого оборудования.
Так случилось и у меня. Трубка без предупреждения перетёрлась и перетёрла провода повторителя сигнала поворота на правом крыле. Хладагент вышел за пару часов
Пришлось вырезать перетёртую часть и вварить другой кусок
Подведу некий итог. Если не включается кондиционер в машине, то не стоит искать тёмную кошку в тёмной комнате — чистить конденсоры, радиаторы, испарители, менять приводные ремни и заниматься прочей ерундой. Плохо охлаждать из-за этого может, но чтобы не включаться — это по моему мнению попахивает чем-то дурно пахнущим
В 99% случаев кондиционер не включается из-за низкого уровня хладагента в системе. Ищите хорошее СТО и дуйте туда. Заправка кондиционера стоит у нас 500 грн. Потратите полчаса времени и на два-три года забудете о неработающем кондиционере. Можете, конечно, вникнуть в тему и купить набор для заправки кондиционера. Но если только для своего автомобиля, то он окупиться очень и очень не скоро. За эти деньги Вы сможете заправить систему 30 раз на СТО. Если это делать раз в два года, то это получается примерно 60 лет И это без учёта, что сам хладагент тоже стоит не копейки и Вам его придётся покупать для заправки своими руками.
Если у Вас нет таких «наполеоновских» планов, то советую бросить все свои силы на предотвращение и предупреждение проблем. Это точно сбережёт не малые деньги на ремонт и последующую заправку системы кондиционера.
Первым делом проверьте — защищён ли на Вашем авто конденсор. Оцените целостность сетки в переднем бампере, а если её нет, тогда обязательно установите. Это убережёт его от летящих камней и прочего хлама
Просмотрите все трубки системы кондиционера. Примите меры по предотвращению их перетирания обо что бы то ни было. Не оставляйте кондиционер долго без работы.
Эти простые меры принесут намного больше пользы, чем потраченные деньги на китайский баллончик с хладагентом.
Моя мысля подошла к концу. Будут дополнения или ещё что — милости прошу в комментарии ниже
Вот видео на тему, если не включается кондиционер в машине
Всем Мира и ровных дорог
По теме:
Не работает кондиционер в машине: причины, как проверить компрессор, почему не включается?
1 Кондиционер стал работать неэффективно – причина и следствие
Многие автовладельцы авто сталкиваются с тем, что кондиционер начинает холодить менее эффективно. В некоторых случаях он вообще отказывается включаться после длительной стоянки автомобиля на солнце, но через некоторое время после начала движения включается. Причиной такой неисправности является забитый конденсор, который располагается перед радиатором охлаждения. Он представляет собой обычный радиатор-теплообменник, в результате чего со временем в его соты набивается пух, насекомые, грязь и т.д.
Забитый конденсор перестает охлаждать систему кондиционирования, следовательно, она перегревается, что влечет за собой снижение эффективности работы кондиционера. Кроме того, в результате перегрева повышается давление в системе между терморегулирующим клапаном и компрессором. Поэтому срабатывает система защиты, которая отключает кондиционер и блокирует его включение. Когда автомобиль начинает движение, система охлаждается и защита отключается.
Для устранения этой неисправности нужно просто почистить конденсор. Наиболее простой вариант – это чистка сжатым воздухом или водой под высоким давлением. Но, как показывает практика, такая мера ненадолго решает проблему. Поэтому желательно снять решетку радиатора, открутить посадочные болты и повернуть конденсор в сторону, чтобы обеспечить хороший доступ ко всем его поверхностям. Желательно нанести средство для удаления насекомых и дать радиатору откиснуть в течение 20 –30 минут. После этого его еще можно промыть бензином, чтобы удалить налет масла и прочие загрязнения.
Чтобы выровнять помятые соты радиатора, используйте деревянные зубочистки.
Еще одна причина, по которой может плохо работать кондиционер – это утечка хладагент в результате разгерметизации системы. Без фреона, как известно, кондиционер работать не может, причем его мощность падает по мере испарения хладагента. Чаще всего утечка происходит в кондиционерах, которым более 5-7 лет. Дело в том, что сальники, гибкие прокладки, шланги магистралей и прочие элементы, обеспечивающие герметичность системы, со временем утрачивают эластичность, начинают растрескиваться и деформироваться.
Утечка хладагента в результате разгерметизации системы — сожалеем, если в центре диагностики поставили этот диагноз
Иногда причиной разгерметизации служит сам хладагент, к примеру, такие его марки как R12 и 134a содержат в составе хлор и фтор. Соединяясь с водой, они образуют кислоты, вызывающие коррозию деталей кондиционирования. Поэтому многие производители рекомендует выполнять замену ресивера осушителя каждые два года.
Надо сказать, что показателем утечки фреона является появление белой взвеси на поверхности осушителя, которую можно заметить через смотровое окошко. При первом подозрении на утечку ее необходимо сразу же устранить. Самостоятельно найти место разгерметизации практически невозможно. Поэтому придется обратиться в сервис, где систему заполнят специальным газом с красителем, который хорошо виден в ультрафиолетовом свете.
Для продления долговечности системы кондиционирования нужно периодически пользоваться кондиционером. Даже зимой его нужно запускать хотя бы раз в месяц минут на 10.
Нередко кондиционер начинает плохо охлаждать салон в результате снижения проходимости магистралей. Причины этой проблемы бывают разные:
- ДТП – даже в результате небольшой аварии шланги могут слегка деформироваться;
- отколовшийся элемент системы забил проход;
- внутрь системы попала грязь.
В результате снижения проходимости магистралей может выйти из строя компрессор, так как к нему зачастую перестает поступать масло, но в то же время повышается давление в системе. Деформация магистралей обычно выявляется визуально.
2 Кондиционер не включается – ищем причины
Наиболее серьезной поломкой является заклинивание компрессора. Проявляется она по-разному:
- из-под капота раздается скрежет или грохот, иногда даже начинает валить дым;
- обрывается или соскакивает ремень привода компрессора, который приводит его в движение от двигателя;
- на шкиве обрываются предохранительные пластины, при этом раздается тихий щелчок, кондиционер просто перестает работать.
Причин выхода из строя компрессора существует несколько. Чаще всего он ломается в результате длительной работы при забитом радиаторе – высокое давление и повышенная температура очень сильно сокращают срок службы компрессора. Поэтому радиатор необходимо чистить каждый год.
Также частой причиной выхода из строя компрессора является отсутствие смазки и попадание грязи. Это происходит в результате разгерметизации системы – лопнувшая трубка, треснувший корпус или изношенная прокладка приводят к проникновению влаги из атмосферы. В следствие этого появляется коррозия и грязь, которые и выводят агрегат из строя.
Наиболее частой причиной не включающегося кондиционера является забитый радиатор
Имейте в виду, что компрессор может выйти из строя, если после разгерметизации системы вы устраните неисправность и сразу заправите ее хладагентом. Особенно это происходит в тех случаях, если автомобиль длительное время эксплуатировался с разгерметизированной системой. Дело в том, что после любой разгерметизации систему необходимо промывать, так как любая грязь для компрессора губительна.
Запрещается использовать кондиционер без промывки после длительного простоя, так как это тоже может привести к выходу из строя компрессора.
3 Не работает вентилятор радиатора
Радиатор-конденсор имеет свой вентилятор, отвечающий за дополнительное охлаждение. Неисправности в работе вентилятора всегда связаны с электрикой, а именно:
- плохими контактами;
- неисправностью реле;
- поломкой двигателя вентилятора – подобная ситуация встречается крайне редко.
Диагностика неисправности кондиционера профессионалом
Чаще всего проблема связана с плохими контактами. К слову, плохие контакты могут стать причиной и более серьезных поломок, к примеру, может перестать работать датчик давления. Если при этом возникнут проблемы с давлением, может произойти аварийный сброс хладогента или даже взрыв магистрали. Поэтому после зимы необходимо тщательно проверить все контакты системы кондиционирования.
4 Появление неприятного запаха – пора чистить испаритель
Причиной неприятного запаха в салоне после включения кондиционера является испаритель, расположенный под торпедо. Эта деталь представляет собой радиатор, который со временем забивается и начинает скапливать влагу. В результате образуется благоприятная среда для размножения микробов и плесени. Они и являются причиной появления неприятного запаха.
Чтобы устранить эту неприятность, следует обратиться в сервисный центр, где проведут биологическую и ультразвуковую чистку. Кроме того, специалисты промоют паром с биопрепаратом все прилегающие воздуховоды. Конечно, можно сэкономить и обработать испаритель специальным средством, которое продается в аэрозольных баллончиках, однако, эта мера не даст такого качества, как профессиональная чистка.
Забитый испаритель может стать не только причиной появления неприятного запаха в салоне, но и частых заболеваний ОРЗ водителя и пассажиров авто. Поэтому радиатор необходимо держать в чистоте.
5 Несколько советов по эксплуатации кондиционера
Напоследок приведем несколько советов, которые помогут вам продлить долговечность кондиционера, а также вовремя обнаружить неисправность:
- старайтесь держать систему кондиционирования в чистоте. Грязь в моторном отсеке приводит к повышению влажности и коррозии поверхностей;
- если на вашем автомобиле установлен крупный воздухозаборник, установите за ним дополнительную защиту радиатора в виде капроновой или металлической сетки;
- зимой включайте кондиционер только после полного прогрева автомобиля и салона;
- чтобы определить неисправность кондиционера, заведите «холодный» автомобиль и возьмитесь рукой за обратную магистраль системы кондиционирования (толстую трубку). Уже спустя несколько секунд после запуска вы должны почувствовать холод. Спустя 30-40 секунд трубка должна стать буквально ледяной. Если же трубка охлаждается долго, значит не работает кондиционер, поэтому холода в машине тоже не ждите. Соответственно, нужно сразу же найти причину неисправности, не дожидаясь пока система полностью выйдет из строя.
Как вы видите, многие неисправности кондиционера можно не только вовремя выявить, но и самостоятельно устранить.
Автомобильный кондиционер — основные неисправности — журнал За рулем
Автомобильные системы кондиционирования состоят из множества элементов, а значит, теоретически могут иметь массу слабых мест. Однако чаще всего в сервисах сталкиваются с определенным букетом неисправностей, которые характерны как для относительно свежих машин, так и для подержанных.
Причины неисправности кондиционера, как правило, банальны, тем не менее для постановки точного диагноза желательно использовать специальное оборудование, которое есть только в сервисных центрах. Впрочем, что-то можно определить и самостоятельно, без дорогостоящих помощников.
Семечки
салонный фильтр
На некоторых моделях автомобилей система вентиляции салона сделана так, что салонный фильтр долго сохраняет достойную пропускную способность, тогда как на других неизбежна замена элемента раз в год.На некоторых моделях автомобилей система вентиляции салона сделана так, что салонный фильтр долго сохраняет достойную пропускную способность, тогда как на других неизбежна замена элемента раз в год.
Материалы по теме
Очень часто люди приезжают с жалобой на недостаточную эффективность кондиционера. Поток прохладного воздуха вроде бы есть, но слабый. А иногда кажется, что система как будто вообще не работает. При этом момент включения компрессора явно ощущается по изменению оборотов двигателя, да и вентилятор охлаждения радиаторов трудится по полной. В этом случае первым делом стоит осмотреть салонный фильтр. Иногда даже за короткое время он забивается настолько, что практически не пропускает воздух. Этот момент можно выявить и в дождливую погоду, когда в автомобиле с работающим кондиционером окна продолжают активно запотевать.Периодически обращаются клиенты с ложной тревогой. Некоторых пугает, что летом под стоящей с работающим мотором машиной образуется лужа. Это абсолютно нормальный эффект. Теплый воздух при прохождении через салонный радиатор системы кондиционера активно отдает свою тепловую энергию и при этом на сотах образуется конденсат — вода. Она благополучно стекает под автомобиль через дренаж. Частенько бывает, что он забивается. И тогда лужа образуется уже не под машиной, а в ногах переднего пассажира. Благо дренаж системы довольно просто прочистить при помощи сжатого воздуха. Важно только не переборщить с давлением: сточная трубка может отсоединиться от корпуса печки, а поставить ее на место будет крайне сложно.
Очистка системы кондиционирования
Различные баллончики с аэрозолями для антибактериальной обработки кондиционера продаются во многих магазинах автозапчастей. На большинстве из них есть подробная инструкция по применению. Не нужно заливать смесь во все имеющиеся дефлекторы. Важно, чтобы аэрозоль прошел через салонный радиатор.Различные баллончики с аэрозолями для антибактериальной обработки кондиционера продаются во многих магазинах автозапчастей. На большинстве из них есть подробная инструкция по применению. Не нужно заливать смесь во все имеющиеся дефлекторы. Важно, чтобы аэрозоль прошел через салонный радиатор.
Конденсат на поверхности салонного радиатора иногда приводит к появлению неприятного запаха в салоне. В такой влажной среде активно размножаются бактерии, особенно если владелец редко пользуется кондиционером. Именно их многочисленные колонии и вызывают зловоние. Если же кондиционером пользоваться чаще, то стекающий с радиатора конденсат будет частично смывать непрошеных гостей. При сильном запахе, скорее всего, придется использовать тяжелую артиллерию. Специальную установку (так называемый «самовар») подключают к каналу всасывания воздуха с улицы и в течение длительного времени прогоняют через систему парообразный состав. Также перед каждым жарким сезоном можно самостоятельно проводить антибактериальную обработку системы. Баллончик с аэрозолем стоит недорого. С операцией справится любой.
Грязный радиатор
На большинстве автомобилей достаточно промывать радиаторы охлаждения двигателя и кондиционера один раз в два года. Эту операцию для экономии стоит объединять с профилактической перезаправкой системы.На большинстве автомобилей достаточно промывать радиаторы
неисправности, проблемы и их причины — Детейлинг-мастерская Adrenaline Garage
10.06.2019
Кондиционер в современном автомобиле не роскошь — а жизненная необходимость, особенно в жаркий период. Несмотря на достаточно простое устройство автокондиционера, в процессе эксплуатации или обслуживания могут появляться проблемы. Не будем углубляться в физические принципы холодильного цикла, а расскажем об наиболее частых проблемах и их причинах. В данной статье будет встречаться критический взгляд на работы, выполняемые дилетантами, заправка кондиционера — это не подкачка колёс.
Высокое давление
При повышенном давлении в контуре кондиционера автомобиля испаряется недостаточно фреона, в следствии чего снижается хладопроизводительность, кондиционер самопроизвольно отключается. Такая неисправность может привести к разрыву гибких элементов фреонопровода, срыву предохранительного клапана на компрессоре (при его наличии), попаданию жидкой фракции во всасывающий коллектор компрессора, выходу его из строя и последующему загрязнению контура продуктами износа. На некоторых моделях авто данная неисправность сопровождается перегревом двигателя при работе кондиционера.
Если кондиционер несколько лет исправно работал, а в самый разгар очередного сезона стал самопроизвольно отключаться в жаркую погоду, при диагностике выявлено завышенное давление в контуре (25 bar и более) — следует обратить внимание на конденсатор (наружный радиатор кондиционера). В следствии попадания грязи, насекомых, дорожных реагентов происходит разрушение гребёнки и снижается эффективность конденсации фреона. Иногда причиной отказа становится тополиный пух. Для нормальной работы кондиционера следует заменить поврежденный радиатор.
Другой причиной может являться неработающий вентилятор охлаждения конденсатора. В зависимости от модели двигателя, тип и количество вентиляторов может отличаться. В большинстве случаев стоит отдельный электрический вентилятор, который включается при работе компрессора кондиционера. Хотя в современных авто все чаще встречается один большой вентилятор с цифровым управлением числа оборотов.
Еще одной причиной роста давления в системе кондиционера является наличие неконденсируемых газов (воздуха) в контуре, а так же чрезмерная заправка хладагентом. Практически всегда виной низкая квалификация, отсутствие нормального оборудования при осуществлении заправки. Частенько в жаркую погоду в местах скопления автомобильных пробок, у дороги стоят «заправщики» с баллонами фреона. Дело в том, что в пробке чаще всего проявляются дефекты и происходят поломки автокондиционера из-за недостаточного потока набегающего воздуха. В результате у рядового автолюбителя складывается впечатление что заправить фреон — все равно что залить жидкости в омыватель.
Заправить кондиционер авто самостоятельно
Нормы заправки фреоном устанавливаются автопроизводителем для конкретной модели, но всегда заправка подразумевает полную эвакуацию фреона, вакуумирование контура и последующую заправку строго по весу. Заправить автокондиционер ориентируясь по давлению, конечно можно, но для этого потребуется какое-никакое более серьезное оборудование, например цифровая манометрическая станция с термощупом, ну и разбирающийся в теме специалист. Но и в таком случае предварительная откачка всех газов из контура вакуумным насосом обязательна. Для этого требуется и больше времени и более дорогое оборудование, нежели дешевый манометр со шлангами за 30$.
Но зачем это нужно, когда можно прикрутить шланг к баллону, накинуть адаптер на заправочный порт и заливать фреон, пока не подует холодом. Для особо продвинутых автовладельцев, особенно любящих заливать различные «ремонтные» нано-составы и тех. жидкости, в продаже существуют небольшие баллончики с маленьким манометром и адаптером для самостоятельной заправки автокондиционера.
В результате такой «заливки фреона» напрямую с баллона, в контур зачастую запускают воздух. Небольшое количество воздуха в контуре не приведет к мгновенным последствиям, но вероятно станет причиной более серьезных проблем в скором будущем — окисление масла и выход из строя компрессора. К тому же остается неизвестным состав и количество газа в контуре кондиционера.
Коварство еще заключается в том, что сразу после такой заправки кондиционер начинает неплохо охлаждать воздух, особенно если процесс заправки выполняют жидкой фракцией хладагента. Процедура заняла пару минут, в салоне веет прохладой — клиент доволен. И тут как повезет — но чудес не бывает. Зачастую в будущем приходится обращаться в специализированный сервис, где возможно будет ждать более дорогой ремонт, в следствии того что натворили дилетанты.
Не включается компрессор
Для начала следует убедиться в том, что температура окружающего воздуха положительна. На большинстве современных автомобилей имеется индикатор «снежинка», который иногда загорается на приборной панели, когда температура воздуха опускается ниже 4°C. В такую погоду компрессор кондиционера включаться не будет.
При низком давлении хладагент, обычно настолько что контур почти пустой, компрессор кондиционера не будет даже пытаться включиться. Зачастую в такой ситуации автомобилисты едут на заправку автокондиционеров, ожидая что нужно всего-лишь заправиться фреоном. Опытный мастер обычно спросит о предыстории неисправности: производились ли работы связанные с разгерметизацией контура, ДТП и тому подобное. Затем проверит давление в системе, герметичность контура, произведет диагностику электрических цепей и только убедившись в исправности начнет производить заправку.
В настоящее время «специалистов» по автомобильному кондиционированию хватает на каждой шиномонтажке. В результате клиенту банально «впаривают» диагностику климат-системы путём закачки небольшой порции хладагента. Если компрессор включается, производится последующее всасывание фреона силами компрессора, если нет — «это вам к автоэлектрику», «нужно менять компрессор» и так далее.
Для начала следует убедиться в наличии минимального давления в контуре кондиционера, присоединив к заправочным портам манометрический коллектор со специальными адаптерами. Если какое-никакое давление присутствует — в большинстве случаев этого достаточно для пуска компрессора. В случае если давление слишком низкое стоит произвести опрессовку кондиционера, например азотом, затем немного спустить до 2-5 bar и попробовать произвести запуск компрессора на пару секунд. По показаниям манометра становится понятно работает компрессор или нет: на порту низкого давления оно начнет уменьшаться, на порту высокого соответственно возрастать.
Большинство компрессоров на автомобилях с ДВС имеют специальную электромагнитную муфту, которая при подаче питания приводит в ход вал компрессора. Проверить исправность самой муфты достаточно просто: необходимо отсоединить штекер с муфты от проводки со стороны блока управления и подать на муфту питание с аккумулятора. Работа муфты сопровождается характерным звонким щелчком.
Достаточно часто причиной неисправности становится предохранитель на муфту кондиционера или на вентилятор. Найти расположение предохранителей можно в инструкции по эксплуатации, в предохранительных коробках они обычно обозначены снежинкой.
Если муфта кондиционера исправна, давление в контуре имеется, все предохранители в порядке, но компрессор по прежнему не включается — следует проверить датчик давления хладагента. На старых автомобилях этот датчик механический, более корректно его назвать реле давления — он просто замыкает контакты при заданном диапазоне давления. Обычно они бываю 2-х, 3-х, 4-х контактными, на датчике с двумя контактами достаточно замкнуть оба контакта куском провода, чтобы имитировать рабочее давление в системе. Датчики на 3 и 4 контакта обычно имеют два рабочих диапазона — одна пара контактов включает и выключает компрессор, другая — вентилятор конденсатора.
В современных автомобилях могут применяться цифровые датчики давления, а за включение компрессора и вентилятора отвечает блок управления двигателем. При поиске неисправности в таком случае потребуется компьютерная диагностика. При этом нужна не самая дешевая «приблуда» типа ELM-327, а нормальный диагностический адаптер либо дилерский либо мультимарочный профессионального уровня.
Начиная где-то с 2005 года устанавливается компрессоры кондиционера с электромагнитным клапаном. Электромагнитный клапан служит для регулирования производительности компрессора при постоянном вращении его вала. На современных гибридных и электро автомобилях устанавливаются компрессоры с электрическим приводом. Такие системы более требовательны к профессиональному подходу при заправке, диагностике и ремонте кондиционера. Требуются специальное масло для кондиционера.
Запах сырости при работе кондиционера
При испарении фреона происходит охлаждения испарителя (радиатора кондиционера) установленного в салоне автомобиля. На холодном металле образуется конденсат (роса) — так происходит постепенное «осушение» воздуха при работающем кондиционере. При нормальной работе кондиционера происходит отбор только излишней влаги из воздуха, благодаря чему микроклимат внутри такого автомобиля гораздо лучше чем с открытыми окнами. К тому же это препятствует запотеванию стёкол.
В любом кондиционере существуют специальные дренажные каналы для отвода и слива конденсата на улицу. Поэтому под стоящим со включенным кондиционером автомобилем образуется лужица воды. Но со временем дренажи забиваются грязью, пухом, частичками листвы и вода начинает скапливаться внутри короба с испарителем. Начинает запотевать лобовое стекло при работе кондиционера. На некоторых автомобилях эта вода выливается на ноги при резких поворотах.
Из-за повышенной влажности в этом грязевом субстрате, забившем дренажные отверстия, начинают размножаться бактерии и грибки. Это усиливает неприятный запах, а так же становится причиной заболеваний. В подавляющем большинстве случаев того, что человек простывает от кондиционера виновато не переохлаждение, а именно отсутствие своевременной санации.
Иногда производят обработку сухим туманом или специальными шашками, спреями-пенами и так далее. В таком формате существуют специальные антисептические составы для санации климат-системы, но в большинстве случаев такими действиями просто пытаются скрыть неприятный запах. Без чистки сливных отверстий такая обработка по-просту не имеет никакго смысла.
Слабый поток воздуха
Обычно достаточно заменить или хотя-бы прочистить салонный фильтр. В случае его отсутствия возможно забитие гребенки радиаторов пухом и прочей грязью — в таком случае зачастую без серьезной разборки не обойтись.
В современных автомобилях с электронным управлениям воздушными заслонками неисправность или отсутствие адаптации сервоприводов могут стать причиной недостаточного потока воздуха. Адаптация климатической системы выполняется с помощью диагностического сканнера. В случае выяления неисправности для её устранения возможно потребуется глубокая разборка всей климат-системы.
Неисправность вентилятора или регулятора оборотов вентилятора тоже может быть причиной недостаточного потока воздуха, но такая неисправность обычно выявляется на слух: при изменении режима звук работающего вентилятора никак не меняется.
Дует холодом в одну сторону
Некоторые модели автомобилей имеют раздельный климат-контроль, позволяющий настраивать различную температуру на водительскую и пассажирскую стороны. Обычно это реализовано системой заслонок, замешивающих тёплый поток воздуха с радиатора отопителя и холодный с испарителя. Неисправность или отсутствие адаптации такой заслонки может приводить к тому что на водителя дует холодный воздух, а на пассажира горячий.
В завсисимости от конструктивного исполнения, неисправный электронный кран отопителя (электроклапан печки) может приводить к тому, что при исправном кондиционере некоторе время идет холодный воздух, но по мере разогрева двигателя автомобиля из некоторых заслонок начинает дуть горячий поток воздуха.
Как часто нужно обслуживать кондиционер в автомобиле?
Хотелось написать тут две вещи: «Работает— не лезь. Не мешай машине нормально работать» и «Кроилово приводит к попадалову». Если Ваш кондиционер достаточно холодит, но при этом вам хочется что-там обыслужить или кто-то вам напел о том что фреон необходимо менять как масло или антифриз — не нужно вообще трогать контур кондиционера. Это похвально— любить и ухаживать за своим автомобилем, но достататочно будет:
- произвести чистку дренажных каналов
- дезинфекцию испарителя
- замену салонного фильтра
- чистку конденсатора
- адаптацию заслонок климат-системы
Современные халадагенты для автокондиционеров не деградируют, не разлагаются со временем. Они могут только утекать из системы, но утечки стоит устранять. Тухлый кислый запах при утечки фреона может быть обусловлен попаданием воздуха и влаги в контур, например при предыдущем облуживании.
Многие сочтут это за рекламу, но многие клиенты уже убедились, что для нас важны репутация и результат. Поэтому доверяйте заправку кондиционеров профессионалам. Мы никогда не пугаем страшными байками и сказками, например про «тухлый фреон», который нужно менять. Просто мы не делаем «залипуху», например дозаправку кондиционера.
Почему не работает кондиционер в машине — Самостоятельный ремонт авто
Каждому водителю, проездившему хотя бы один год, известно чувство жары, которое испытывает человек, находясь в машине в летнее время года. Как это все надоедает, причем из-за духоты в салоне падает реакция и чувствительность к свету, также сразу тянет на сон, что может очень плохо отразиться в дороге. Поэтому производители побеспокоились о здоровье автомобилиста и установили кондиционер, который поможет как в холод, так и в жару. Он очень удобен и является очень технологичным агрегатом, однако если хоть что-то пойдет не так, то он быстро сломается, что никак нельзя считать его достоинством. Что же чаще приводит кондиционер к выходу из строя?
Сальник компрессора автокондиционера
Самая первая причина – это износ резиновых деталей автомобиля. Даже если в машине установлена резина очень высокого качества, которая рассчитана на долгую и качественную работу, она все равно когда-нибудь деформируется. Также сальник, который установлен на валу компрессора, может потрескаться, если его долго не смазывать и не использовать в работе. Ведь это самый обычный уплотнитель, который выполнен из резины. Конечно, если резиновые части машины не в порядке, то ни к чему хорошему это не приведет: масло, а также антифриз просто вытекут.
Автомобильный кондиционер следует включать как минимум 2 раза в год, даже если его работа будет недолгой, он сможет обеспечить безопасность и долговечность резиновых деталей. Пусть даже он будет работать 5 минут – со своей задачей он справится.
Радиатор автокондиционера
Ну и самая часто встречающаяся картина – это засорение ребер конденсора (радиатора). Она особенно себя проявляет в жаркое время года (обычно летом). Если вы будете очень часто ездить на своем автомобиле, то в конденсор попадет много грязи и пыли, вследствие чего воздух нормально не может проходить сквозь него, соответственно, кондиционер в машине не будет работать стабильно. Конечно, проблему легче предупредить, поэтому хотя бы раз в месяц вы должны отвозить машину на чистку ребер.
Конденсат автокондиционера
Возможно, как одна из причин – это появление пробок в трубах испарителя. Конечно, есть такие проблемы, которые сложно назвать легко решаемыми, например, это скопление воздуха в трубах. Тут уже определить, произойдет ли поломка кондиционера, невозможно, потому как выявить проблему наличия воздуха практически нереально. Почему из-за этого происходит поломка? Все потому, что если воздуха в трубах набралось достаточно много, то в кондиционере происходит накопление конденсата.
10 ошибок эксплуатации автомобильного кондиционера
Автовладельцы, которые еще не сталкивались с ремонтом кондиционера, даже не представляют, насколько дорогостоящей может быть эта процедура. Именно поэтому мы сразу хотим акцентировать внимание на стоимости ремонта, чтобы стало понятно: лучше своевременно обслужить кондиционер, чем его ремонтировать в дальнейшем.
Стоимость обслуживания автомобильного кондиционера (системы «климат-контроль») на специализированной СТО, например, Мастер Сервис, в зависимости от марки и модели авто для систем с фреоном R134a с определенным объемом дозаправки может колебаться от 500 до 1000 грн. А вот ремонт намного дороже. Эта операция, как правило, включает в себя замену компрессора, осушителя и радиатора-конденсора (если конструкция с очень тонкими каналами с размером в человеческий волос и поэтому не подлежит мойке). Плюс мойка всей системы и заправка свежим маслом и хладагентом (фреоном). В итоге это обходится минимум в 15 тыс. грн для бюджетных авто. Для моделей премиальных марок в зависимости от производителя компрессора и радиатора ценник на такой ремонт стартует от 20 тыс. грн и может финишировать на 50 и даже 60 тыс. грн.
Если автомобиль с фреоном R1234yf (на некоторых самых современных моделях авто), то его обслуживание с дозаправкой может обойтись в 3000-7000 грн. Обусловлено тем, что в этих машинах применяется экологически более чистый, не хлорсодержащий фреон, который стоит очень дорого. Ремонт таких систем также стоит еще больше. Если сравнить стоимость обслуживания и ремонта, то любой поймет, что эти затраты не соизмеримы. И экономически выгоднее своевременно обслуживать эту систему автомобиля.
С помощью ведущих специалистов компании Мастер-Сервис мы определили 10 основных ошибок автовладельцев, которые становятся причиной многих проблем в эксплуатации автомобильных кондиционеров.
Кроме больших расходов на ремонт, автомобильный кондиционер может быть источником и других неприятностей, например, приводить к распространению болезней.
Ошибка №1
Игнорирование процедуры ежегодного обслуживания системы кондиционирования. Это ошибка, так как для всех резиновых шлангов ввиду их пористости предусмотрен допуск на утечку фреона до 10%. Поэтому несложно подсчитать возможные ежегодные потери фреона в кондиционере машины. В каждом ТС с кондиционером в моторном отсеке находится табличка, где указан тип фреона и его количество в системе автомобиля. Если это, например, 525 г, то ежегодно утечки могут составлять до 50 г. То есть, если не дозаправляли кондиционер четыре года, хладагента там может остаться около 300 г. Это опасно, так как ухудшается эффективность охлаждения, система работает при большей нагрузке, в ней циркулирует меньше смазки.
Ошибка №2
Невключение кондиционера в профилактических целях в зимнее время. Эта процедура необходима, так как при работе кондиционера происходит смазка всех внутренностей системы кондиционирования. Таким образом исключают пересыхание резиновых уплотнителей, шлангов и т.д., что позволяет сохранить герметичность системы, минимизировать утечку хладагента, а также смазать все внутренние детали компрессора и предотвратить коррозию. Включить кондиционер зимой в мороз можно только в теплом помещении, так как при минусовой температуре на улице это не сработает. Теплым помещением для авто могут быть СТО, некоторые автомойки, крытые парковки. На данную операцию для системы кондиционирования достаточно 15 минут.
В зимнее время «прокачивать» всю систему кондиционирования желательно каждые две недели. На это уходит 15 минут.
Ошибка №3
Ненадлежащее обслуживание кондиционеров по принципу «ближе», «дешевле», но только не у профессионалов на проверенных или рекомендованных специализированных СТО. А ведь последние имеют спецоборудование, включая заправочные станции и газоанализаторы определения состава фреона. При ТО может быть множество нарушений, которые выведут кондиционер из строя. Например, вам заправили некачественный фреон, в составе которого – разные его типы. Хотя эта смесь в целом может соответствовать температурным требованиям (температура кипения или конденсации) того же фреона R134а, но может быть не совместима с применяемым в системе маслом. Как результат – значительно ухудшится смазка системы, компрессор быстро выйдет из строя.
Прибор для определения состава и типа фреона в автомобиле должен быть на каждой профессиональной специализированной СТО по ремонту и обслуживанию кондиционеров.
Фреон R134а применяется с маслом, которое растворяется в ее составе и циркулирует по системе. Если фреона будет мало, то и смазка будет в малом количестве, а это очень опасно, особенно для поршеньков компрессора кондиционера. Кроме того, даже на одной модели авто в зависимости от производителя компрессора кондиционера может применяться разное масло. Информация об этом доступна в основном только тем, кто профессионально занимается ТО, ремонтом этих систем и может содержать соответствующий склад расходных материалов. Гаражным мастерам не по карману иметь весь спектр необходимых расходников под разные модели авто и компрессоров.
Ошибка №4
Игнорирование антибактериальной обработки радиатора-испарителя в салоне авто. Это приводит к тому, что кондиционер не только становится источником неприемлемого и неприятного запаха, но и может спровоцировать заболевания пассажиров. Профессиональную антибактериальную обработку кондиционера оптимально проводить два раза в сезон его эксплуатации: в начале (весной), и в конце (в октябре). Попутно при этом следует заменить фильтр салона. Он также засоряется, поэтому его пропускная способность снижается и сидящему за рулем приходится устанавливать максимальную скорость обдува. Это не только акустический дискомфорт, но и низкая эффективность охлаждения салона.
Ошибка №5
Установка перед радиатором-конденсором мелкозернистой антимоскитной сетки , которая ухудшает охлаждение радиатора. При этом снижается эффективность работы системы кондиционирования, а компрессор кондиционера начинает работать в режиме большой нагрузки. Из-за этого, естественно, сокращается ресурс компрессора и многих элементов системы кондиционирования. Подобные проблемы возникают и в случаях, если радиатор-конденсор не чистят от мусора, особенно после весны, когда он забивается тополиным пухом.
Применять антимоскитную сетку для защиты радиатора-конденсора от мусора и грязи опасно, хотя и не делать этого также нежелательно, поскольку грязь ухудшает теплообмен.
Тополинный пух и другой муссор также способны снизить эффективность теплообмена не долько для радиатора-конденсора системы кондиционирования, но для основного радиатора охлаждения двигателя автомобиля.
Ошибка №6
Отсутствие проветривания авто после стоянки на солнцепеке (с открытыми дверями или окнами и люком). На солнце температура в салоне поднимается до 60-70°С. Если всю ответственность за охлаждение салона возложить на кондиционер, то можно получить два негативных фактора. Во-первых, у вас будет тепловой удар, поэтому включите кондиционер на полную мощность. Если система кондиционирования в полной исправности, начнется интенсивное снижение температуры. А это очень опасно для здоровья пассажиров. Такое охлаждение может спровоцировать различные заболевания (простудные, воспалительные). Если в системе недостаток фреона, салон будет охлаждаться не так интенсивно, но в перегруженном режиме будет работать компрессор кондиционера, что негативно скажется на его долговечности.
Ошибка №7
Самостоятельная дозаправка системы фреоном из аэрозольного баллончика (встречаются в продаже на рынках). Дозаправка системы самостоятельно, наугад (без откачки и контроля фреона в системе) может привести к его переизбытку. В результате он не будет успевать испаряться в радиаторе-испарителе и может попасть в компрессор в жидком виде. А это приведет к гидроудару, разрушению компрессора кондиционера.
На авторынках можно встретить вот такой хладагент в аэрозоли. Он предназначен для профессиональных мастеров, но ни как не для автовладельцев для самостоятельного использования.
Ошибка №8
Включение кондиционера после стоянки на солнце на полную мощность и подача потока холодного воздуха на лобовое стекло. На стекле, особенно при наличии сколов и микротрещин, могут образоваться трещины. Обусловлено это тем, что вклеенное лобовое стекло современного автомобиля является элементом, повышающим жесткость кузова, т.е. оно находится под нагрузкой. А резкие перепады температур не по всей поверхности, а фрагментарно, способны вызвать в стекле критичные скачки внутреннего напряжения. Это и провоцирует образование трещин.
Ошибка №9
Езда с открытым люком или окнами при включенном кондиционере. При таком режиме езды в салон попадает большое количество теплого воздуха, поэтому система охлаждения все время будет работать в режиме максимальной нагрузки. А это, собственно, также снижает ресурс кондиционера.
Ошибка №10
Частая мойка радиатора автомобиля с использованием активной пены. В некоторых моделях авто это может привести к ускоренной коррозии и потере герметичности радиатора-конденсатора.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.