Замена (снятие) радиатора печки Нива ВАЗ 21213, 21214, 2131 lada 4×4
Кузов (устройство, описание)
Геометрия кузова, размеры
Неисправности кузова
Облицовка (решётка) радиатора
Замена замка и троса капота
Замена капота
Снятие защиты картера и щитков (инж)
Снятие защиты картера (карб.)
Снятие трубы и опоры запаски
Снятие переднего бампера
Снятие заднего бампера
Замена лобового стекла
Замена наружного зеркала и его стекла
Снятие обшивки двери
Замена замка двери
Замена ручки двери и личинки замка
Замена стекла двери
Замена стеклоподъёмника двери
Замена ограничителя открывания двери
Замена двери
Разборка задней двери (ВАЗ-2131)
Снятие лючка бензобака
Снятие обшивки, отделки и газовых упоров крышки багажника
Замена замка, троса крышки багажника
Замена крышки багажника и петель
Снятие облицовки тоннеля пола
Снятие вещевой полки
Снятие центральной панели магнитолы
Снятие (замена) приборной панели
Снятие передних и задних сидений
Печка (отопитель) и вентиляция
Неисправности печки и вентиляции
Замена крана печки (отопителя)
Замена вентилятора печки и резистора
Замена радиатора печки (отопителя)
Снятие притоков, тросов, рычагов печки
Центральные сопла и обдувы стёкол
Мойка кузова
Полировка кузова, удаление царапин
Антикоррозийная обработка
|
Замена радиатора печки на ВАЗ 2131, 2121 НИВА
Содержание
Радиатор печки «Нивы»
Местоположение радиатора
Устройство и функции радиатора
Типичные неисправности радиатора
Снятие радиатора печки ВАЗ-2121
Подготовка инструментов
Порядок работ по демонтажу радиатора
Видео: установка радиатора
Работа печки на классической «Ниве» традиционно вызывает нарекания у большинства владельцев этого автомобиля. Откровенно слабый, но шумный вентилятор и неудачная конструкция воздуховодов не прогревают салон должным образом. К тому же на работу отопителя влияет эксплуатация ВАЗ 2121, 2131 в сложных дорожных условиях. Происходит засорение радиатора печки, воздуховодов, разрушение патрубков. Поэтому понимание принципов работы отопителя и умение его ремонтировать своими руками становятся важной задачей для водителя «Нивы».
Радиатор печки «Нивы»
Радиатор отопителя ВАЗ 2121, 2131 не относится к критически важным узлам автомобиля. Но в холодную погоду управление машиной с неисправной печкой вряд ли доставит удовольствие. Помимо откровенного холода в салоне, может возникнуть запотевание стёкол, что приводит к ухудшению обзора, а это уже вопрос безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.
Конструктивно радиатор представляет собой теплообменник или проще говоря батарею, задачей которого является нагрев проходящего через его решётку воздуха. Внешне он выглядит также, как аналогичный узел на других автомобилях.
Для «Нивы» и «классики» ВАЗов используется один и тот же тип радиатора отопителяРадиатор от «Шевроле-Нива» не подходит для семейства ВАЗ-2121, 2131. Это следует учесть при подборе запчасти в магазине.
Местоположение радиатора
Радиатор отопителя на «Ниве» расположен под приборной панелью за центральной консолью между сиденьем водителя и правого пассажира. Это стандартное место для печки в большинстве автомобилей. По сравнению со многими другими моделями машин доступ к радиатору в «Ниве» довольно прост. Специалисту средней квалификации на это потребуется около 10–15 минут.
Радиатор печки «Нивы» находится в пластмассовом кожухе под центральной консольюУстройство и функции радиатора
Радиатор печки представляет собой узел, в котором происходит передача тепла от нагретой жидкости окружающему воздуху. Он состоит из двух горизонтальных рядов трубок, пересекающихся вертикальными металлическими пластинами (рёбрами). С боков конструкция ограничена панелями, которые обеспечивают функции бачков. К одному из бачков пристыкованы входящий и исходящий патрубки охладительного контура.
Внутри бачка есть две несвязанные полости. Антифриз поступает через входящий патрубок в полость, связанную с верхним рядом трубок. С другой стороны радиатора размещён возвратный бачок, через который антифриз перетекает во второй ряд трубок и движется в обратную сторону ко второй полости бачка и исходящему патрубку. После выхода из радиатора антифриз попадает в основную охладительную систему автомобиля. Антифриз, циркулирующий в трубках, обеспечиваете нагрев всей решётки, благодаря этому теплоотдача от радиатора достигает максимального эффекта.
Установлен радиатор в консоли панели приборов в пластмассовом кожухе и уплотнён по периметру поролоновой лентой. Нагрев воздуха зависит от степени открытия крана, регулирующего поток жидкости через радиатор. Кран установлен на входе в радиатор и управляется верхним рычагом на центральной консоли.
Холодный воздух поступает из внешней среды, проходя через горячий радиатор, нагревается и поступает в салон автомобиляГлавная и единственная функция радиатора отопителя — нагрев воздушного потока, поступающего в салон через воздуховоды.
Изготавливаются радиаторы из алюминия или меди. Алюминиевое изделие держит температурный режим слабо. Медный радиатор работает эффективнее, но стоит дороже. К преимуществам медного радиатора следует отнести и его ремонтопригодность: возможность запаивания трещин на трубках.
Типичные неисправности радиатора
Существуют две основные неисправности радиатора:
- Засорение решётки и трубок радиатора.
- Нарушение герметичности радиатора.
Поскольку Нива часто эксплуатируется в сложных дорожных условиях, то вероятность загрязнения решётки от пыльного забортного воздуха очень велика. Засорение ячеек снижает площадь теплоотдачи радиатора, и как следствие приводит к уменьшению тепла, выделяемого из воздуховодов в салон. В таких случаях радиатор печки демонтируется и подвергается промывке под высоким давлением.
Засор трубок радиатора тоже встречается часто. Если выходной патрубок едва тёплый или холодный, то забиты трубки радиатора. Это происходит по разным причинам, в том числе и попадание инородных предметов в магистраль охлаждения во время проведения ремонтных работ. В таких случаях тоже выполняется промывка самих трубок. Для этого необязательно снимать радиатор отопителя. Достаточно отделить патрубки радиатора от системы охлаждения, и в один из патрубков радиатора подать воду под давлением.
Нарушение герметичности трубок радиатора можно определить по течи охлаждающей жидкости, которая обычно образуется с правой стороны центральной консоли в зоне ног пассажира. Как правило, течь сопровождается запахом антифриза (тосола) в салоне. Не стоит ориентироваться на один только запах антифриза. Пары охлаждающей жидкости очень летучи и могут ввести в заблуждение относительно источника течи. Запах тосола говорит и об утечке в подкапотном пространстве.
Нарушение герметичности радиатора отопителя происходит вследствие естественного износа металла, из которого он сделан. Постоянные циклы нагревания и охлаждения, воздействие различных химических реагентов и расходных жидкостей со временем приводят к разрушению металла и образованию трещин. Трещины в медном радиаторе поддаются запаиванию. Алюминиевый радиатор придётся менять на новый.
Типичные неисправности радиатора печки ВАЗ-2121 можно устранить в гаражных условияхСнятие радиатора печки ВАЗ-2121
Процедура снятия радиатора печки на вазовской «Ниве» не требует особых навыков и умений. Важно подготовить заранее необходимые материалы и инструменты. Большинство инструкций по ремонту автомобильных печек содержит рекомендацию по сливу охлаждающей жидкости перед началом работ. На практике многие автолюбители ограничиваются сливом только той части антифриза, которая находится в самом радиаторе и ближних патрубках системы охлаждения.
Подготовка инструментов
Для работ по замене радиатора потребуются следующие инструменты:
- пассатижи;
- шлицевая отвёртка;
- крестовидная отвёртка;
- набор маркеров для идентификации проводов;
- гаечный накидной ключ на «7»;
- гаечный накидной ключ на «10»;
- торцевой ключ на «7»;
- торцевой ключ на «10».
Порядок работ по демонтажу радиатора
Все операции необходимо выполнять в такой последовательности:
- Отвернуть левый саморез крепления вещевой полки.Саморез откручивается крестовой отвёрткой
- Отвернуть два самореза правого крепления полки.Правая сторона полки крепится к обивке салона
- Открутить центральный крепёж полки от щитка передка.Центральная часть полки откручивается от щитка передка
- Осторожно опустить правую сторону полки.Правый край полки свободно опускается вниз
- Вывести левую сторону полки из панели центральной консоли.С левой стороны полки имеется специальный шип
- Отвернуть саморез крепления облицовки тоннеля пола к панели крепления радиоприёмника.Нижняя часть панели тоже зафиксирована саморезом
- Открутить саморезы левого и правого крепления центральной панели.Процесс показан с правой стороны, с левой стороны выполняется аналогично
- Снять панель радиоприёмника.Панель отводится в сторону
- Отсоединить колодки проводов от панели радиоприёмника. Колодки проводов отсоединяются, чтобы убрать полностью панель радиоприёмника
- Полностью демонтировать панель.После отключение проводов панель свободно снимается
- В моторном отсеке ослабить хомуты крепления шлангов к патрубкам радиатора.Ослабление хомута показано на примере нижнего патрубка, аналогичная операция выполняется и с верхним
- Отвернуть винты крепления уплотнителя от щитка передка.Винты откручиваются торцевым ключом с головкой на «7»
- Снять уплотнитель.Снятый уплотнитель позволяет вывести патрубки радиатора из моторного отсека
- В салоне ослабить гайку крепления тяги привода крана.Гайка крепления откручивается ключом на «7»
- Снять тягу привода крана отопителя.Тяга снимается с рычага крана
- C правой стороны кожуха вентилятора вывести из-под скобы тягу крана отопителя.Тяга отсоединяется от кожуха вентилятора
- Отсоединить пружинные скобы крепления кожуха.Скобы поддеваются шлицевой отверткой
- Снять кожух и вентилятор.Кожух с вентилятором отводится в сторону
- Вынуть радиатор. После снятия вентилятора радиатор аккуратно вынимается из своего отсека
- Отвернуть крепление кран от радиатора.Кран и патрубки отворачиваются ключом на «10»
- Снять кран отопителя.Снятый кран проверяется на герметичность
- Извлечь нижнюю гайку крепления крана к радиатору.Нижняя гайка часто выпадает и теряется
Отсоединить исходящий патрубок.
Две гайки крепления откручиваются ключом на «10»
После демонтажа следует провести тщательный осмотр радиатора на предмет засоров решётки и течи из трубок. По результатам проверки принимается решение о возможности ремонта или установке нового радиатора.
Видео: установка радиатора
https://youtube.com/watch?v=ghjSAyJUPVo
Процесс замены радиатора печки на классической «Ниве» изучен многими автовладельцами вдоль и поперёк. По сути, порядок действий похож на всем семействе классики АвтоВАЗа. Тем не менее при работах следует соблюдать осторожность и технику безопасности. После окончания ремонта перед выездом на дороги общего пользования необходимо убедиться в том, что все узлы и механизмы автомобиля работают в штатном режиме. Только после этого следует начинать повседневную эксплуатацию машины.
Нагреватель
Схема отопителя
Система вентиляции — тонко-вытяжная. При движении автомобиля воздух нагнетается в салон с естественным напором через воздухозаборные щели на капоте и засасывается через отверстия в задних стойках крыши. Для увеличения циркуляции воздуха при движении можно опустить стекла передних дверей, а на малой скорости – включить электровентилятор. Потоки воздуха в салоне распределяются воздуховодами, расположенными внутри приборной панели. На лобовое стекло воздух поступает через верхние щелевые патрубки на панели приборов, на боковое стекло — через боковые и, частично, центральные патрубки (с направляющими потока воздуха), к ногам — через отверстия в кожухе отопителя (при закрытой крышке). бросил). Для управления распределением воздушных потоков служат средний и нижний рычаги на центральной консоли панели приборов, а также направляющие центральные сопла и их регуляторы. Система отопления (печка) жидкостная, совмещенная с системой охлаждения двигателя. Радиатор отопителя установлен в консоли панели приборов в пластиковом кожухе и уплотнен по периметру пенопластовой лентой. Нагрев воздуха зависит от степени открытия крана, регулирующего поток жидкости через радиатор. Кран установлен на входе в радиатор и управляется верхним рычагом на центральной консоли. Электродвигатель вентилятора МЭ-255 — коллекторный, постоянного тока, с возбуждением от постоянных магнитов. Скорость вентилятора регулируется трехпозиционным переключателем на панели приборов. В зависимости от выбранной скорости электродвигатель подключается к бортовой сети автомобиля напрямую (большая частота) или через добавочный резистор (малая частота). Частота вращения вала электродвигателя с рабочим колесом при напряжении 12 В и температуре воздуха 25±10°С — 3000±150 мин-1. Потребляемая мощность при максимальной скорости вращения — не более 4,5 А. Крыльчатка вентилятора закреплена на валу двигателя. Ремонт электродвигателя не подлежит замене. При попадании воды в салон через печку Как усилить отопление отоплением (вместо второй печки)(Совет от С. Лисицкого) На моей Ниве ВАЗ-21310 зимой при малых оборотах двигателя печка не справляется с обогревом салона. Для улучшения циркуляции жидкости в радиаторе печки установил дополнительную подкачивающую помпу от газели. Для этого купил два шланга отопителя от жигулей и четыре хомута. Насос закреплен в моторном отсеке Б. и подсоединен к подающему шлангу отопителя. Отрежьте насос от ключа управления вентилятором отопителя. Либо установить отдельный выключатель, подключающийся через предохранитель к замку зажигания. Видео |