Каким лаком покрыть: Как покрывать лаком дерево: пошаговая инструкция и рекомендации – Какой лак наносят на акриловую краску: основные виды, свойства, функции.

Содержание

Лак для декупажа: советы по выбору лака от профессионалов

В декупаже выбор лака имеет большое значение. Он используется не только в качестве финишного покрытия, но и применяется на протяжении всего процесса декупажа.

Довольно часто лак для декупажа играет роль клея: с его помощью вырезанные мотивы крепятся к поверхности. Декупажным лаком из баллончика нередко сбрызгивают тонкие салфетки. Они легко рвутся, а лак помогает им избежать деформации в момент наклеивания на предмет, который украшают в технике декупаж. Фрагменты, распечатанные на принтере также покрывают лаком, чтобы в процессе работы не растекалась краска. Можно покрыть лаком и уже наклеенные картинки: тогда в процессе работы над фоном случайное попадание краски на рисунок не испортит его.

Какие бывают лаки

Лаки делятся на группы по принципу состава. В декупажной работе используются специальные лаки, изготовленные на основе воды или синтетических смол. Профессионалы рекомендуют акриловые и полиуретановые лаки.

Акриловые лаки на водной основе

Акриловые лаки — это экологически чистый вид лаков. Они не горючие, т. к. в основе лака — вода, поэтому его можно использовать для внутренних отделочных работ. У этого лака довольно высокие показатели эластичности и прочности, он «умеет» сохранять первоначальную фактуру и цвет древесины.

Но у акрилового лака есть и некоторые недостатки. А именно — он зависим от микроклимата того помещения, в котором ведётся работа. Влажность в помещении должна быть по крайне мере не менее 50%, тогда кристаллизация пройдет нормально. В зимний период это обеспечить проблематично.

Полиуретановые лаки

Полиуретановые лаки помогают образовать нерастворимое покрытие, они отличаются и хорошей адгезией к дереву, пластмассе, металлу, коже, тканям, штукатурке. Лаки устойчивы к морской и пресной воде. Они способны несколько лет сохранять свой блеск. Но главный плюс полиуретановых лаков — образование плёнки, обладающей высокой износостойкостью и механической прочностью.

Полиуретановые лаки на водной основе

Полиуритановые лаки на водной основе относятся к наиболее современным лакокрасочным средствам. Обладают преимуществами акриловых лаков (без запаха, экологически чистые) и достоинствами полиуретановых органорастворимых лаков (прочностью, стойкостью к механическому влиянию). И хоть в чистом виде плёнки таких водорастворимых полиуретановых лаков уступают плёнкам органорастворимых, специальные добавки упрочняющих характеристик повышают срок и качество эксплуатации данного вида лака.

Масляные лаки

Некоторые мастера используют масляные лаки для декупажа. В роли основных компонентов этих лаков выступаю смолы и растительные масла, а также органические растворители. Когда лак высыхает, образуется такая прозрачная твёрдая плёнка от светло-жёлтого до тёмно-коричневого цвета. Цвет зависит от компонентов лака. Высыхает масляный лак за несколько часов, но может сохнуть и целые сутки (это зависит от атмосферных условий).

Алкидные лаки

Этот вид лаков производится непосредственно на основе органических растворителей и алкидных смол. Лаки применяются и для внутренней, и для наружной отделки, есть и универсальные алкидные лаки. Они отличаются высокой влагоустойчивостью, прочностью.

Один недостаток — длительный период высыхания — около 72 часов. Чтобы сократить этот срок, некоторые производители специально добавляют в лак отвердитель, который сокращает весь период кристаллизации до суток. Алкидные лаки наносятся на поверхность валиком или кистью.

Нитролаки

Нитролаки широко применяются для внутренних отделочных работ. Достоинства этого вида лаков: быстрое время высыхания, высокая прочность, довольно демократичная цена. Но стоит помнить, что для здоровья человека нитролаки вредны. Работать с нитролаками нужно исключительно в респираторе.

Как выбрать лак в зависимости от декорируемой поверхности

1) Если вы решили декорировать в технике декупаж кухонную утварь (да ещё ту, что будет использоваться, а не стоять «для красоты»), приобретите для финишного покрытия безвредный декупажный лак.

2) Изделия, которым предстоит постоянно соприкасаться с водой или просто использоваться в сырых помещениях, покрывать нужно водостойкими лаками.

3) Хороший лак сохнет быстро без трещин и подтёков, равномерно ложится на саму основу, не имеет сильного, резкого запаха, не желтеет со временем.

4) Выбирая лак, учитывать стоит и то, какой предмет вы будете им покрывать. К примеру, финишный глянцевый лак на изделии в стиле шебби-шик только испортит всё впечатление, так как он будет противоречить самой концепции стиля. Выбирайте матовый акриловый лак.

5) Можно специально задумать определённый эффект с помощью пантирующих и специальных радужных лаков (с тройным или алмазным блеском). Можно взять матовый или глянцевый оттенок. Эффект в зависимости от вида лака будет очевиден. Поэтому в графе «материалы для декупажа» обязательно пометьте, какой именно вид лака вы будете использовать.

6) Особый прозрачный лак (на водной основе) позволит достичь объёмного эффекта. Такой лак наносится из тюбика на изнаночную сторону фрагментов, вырезанных из салфетки (на те элементы, которые и должны быть объёмными). После высыхания они приобретают ту самую, необходимую выпуклую структуру.

7) Получить объёмный эффект можно и иным способом. Для этого нам понадобятся структурные гели и пасты. В их основе лежит акрил, они очень просты в использовании. Пасты и гели можно наносить буквально на любую поверхность. Они прочны и безопасны, могут иметь как цветную, так и прозрачную окраску.

8) Чтобы получился яркий, насыщенный колер, в прозрачные пасты чаще всего добавляют акриловые краски. Чем больше красителя добавят, тем ярче будет результат. Сохнет такая паста столько, сколько требуется для полного высыхания той толщины слоя, что вы нанесли. Тонкий слой высохнет за 12 часов, очень толстый высыхает за 48 часов.

9) А если смешать матовый и глянцевый лаки, можно достичь очень красивого эффекта сатиновой поверхности. Если же на основу вы нанесёте несколько слоёв алмазного лака, получится мраморная поверхность. Тоже очень красивый, элегантный, благородный эффект.

10) С помощью лака можно сделать цвета декорируемого предмета более насыщенными, сочными, яркими. В этом нам поможет пчелиный лак. Сразу скажем, цена этого лака не из дешёвых, ведь в основе его лежит натуральный пчелиный воск. Такой лак довольно быстро застывает при небольших температурах, поэтому мастера рекомендует перед работой немного разогреть пчелиный лак в горячей воде.

Как наносить лак правильно

Если говорить о том, что нужно для декупажа, помимо исходных материалов, следует рассказать и о некоторых правилах. В том числе, правилах нанесения лака. Малейшие погрехи, и работа уже теряет свою привлекательность. Поэтому над покрытием поверхности изделия лаком стоит поработать максимально аккуратно.

1. Декупажное изделие тогда будет выглядеть привлекательно, когда наклеенный мотив идеально сливается с фоном, находится на одном уровне с ним. Частенько всю работу портит своеобразная «ступенька» от наклеенного рисунка к фону. Для того, чтобы её не было, предмет нужно много раз покрыть лаком.

Специалисты говорят, что некоторые работы нужно покрывать лаком около 100 раз! Но все эти старания обеспечат вам прекрасный результат, настоящий шедевр ручного творчества.

2. Финишное покрытие всегда нужно наносить с промежуточным шкурением самой мелкой шкуркой слоёв лака. Для чего это делается?

Шкурение сглаживает все вздувшиеся места мотива и неровности рисунка. Чаще всего шкурят после нанесения приблизительно 4–5 слоёв лака. Лак старайтесь снимать только с выпуклых мест — это позволит выровнять поверхность.

Только после этого на саму поверхность наносятся уже новые слои лака. Процесс повторяется до того момента, пока мотив целиком не «утонет» в этом финишном покрытии.

3. Чем лучше всего наносить финишный лак? Воспользуйтесь тампоном или широкой кистью. Чем меньше на декорируемой поверхности следов от выбранного инструмента, тем лучше. Если, к примеру, поверхность ровная, лак вполне можно разлить тоненьким слоем, равномерно распределяя его кисточкой.

4. Чтобы окончательно завершить процесс декупажа, отполируйте декорируемую поверхность или покройте её специальным воском.

5. Конечно, нельзя не сказать о мерах предосторожности в работе с лаком. Вы уже поняли, что процесс этот не быстрый, следовательно, некоторое время вы будете работать в не самой благоприятной среде. Да, мы рассказали вам о наиболее безопасных, экологичных лаках, но и с ними нужно вести себя осторожно. То есть, проветривать помещение после работы, исключать пребывание маленьких детей в том помещении, где вы работаете.

6. Упростите себе условия работы с лаком. Если бутылочка, в которой вы его купили, не самая маленькая, перелейте немного лака в более подходящую ёмкость. И запаха (если он есть вообще), будет меньше, и если вы случайно прольёте лак, последствия будут не такими печальными, как в случае работы с лаком в большой ёмкости.

Удачной работы и только качественных материалов!

ПОДЕЛИСЬ!
«Крестик» плохого не посоветует! 🙂

Лак для живописи и картин. Разновидности и методы нанесения художественного лака.

Создавая картину, любой художник хочет сохранить ее в первозданном виде на как можно более долгий срок. Чтобы не одно поколение после смогло оценить все тонкости мастерства и яркость красок на холсте, живописцы с давних пор используют специальные лаки для закрепления своих работ. Лак для живописных картин, которым покрывают уже готовое изображение, защищает работу от воздействия всех внешних факторов, например, солнечных лучей, воды, загрязнений, а еще, благодаря своим свойствам, делает цвета ярче и насыщеннее, позволяет мелким деталям стать более объемными и проработанными, придает картине приятную глянцевость.

История появления лаков для художественных работ уходит своими корнями в глубокую древность. Тогда художники не могли отправиться в магазин художественных товаров и просто выбрать понравившийся по свойствам и составу лак - все делали самостоятельно. И если поначалу с работой, покрытой лаком домашнего приготовления, все было хорошо, то позже лак начинал темнеть и приобретать ярко выраженный коричневый оттенок, терял свои свойства и мутнел. Из-за этого по прошествии некоторого времени, лаковый слой приходилось счищать. К сожалению, сделать это можно было лишь растворителем, что неблагоприятно влияло на слой краски под лаком. Множество картин было испорчено во время реставраций именно из-за снятия лакового слоя растворителем.

Сейчас художники не испытывают потребности в самостоятельном изготовлении лака для своих работ. В продаже имеется огромный выбор лаков для картин, написанных самыми разными художественными материалами, и с самым разным составом. И если профессиональные художники уже определились с тем, какой лак подходит именно им, то как новичку не потеряться во всем этом разнообразии? Давайте пройдемся по ассортименту выбора покрывных лаков для живописи и посмотрим, для чего может подойти каждый из них.

Такие разные лаки для живописи. Какие бывают лаки и как выбрать подходящий.

Даже при самом широком выборе лаков для живописи и картин, подобрать соответствующий нуждам художника лак не так сложно. Благодаря своему составу, многие современные лаки стали универсальными и одинаково хорошо подходят как для масляной живописи, так и для картин, написанных акрилом, темперой, гуашью и другими красками. Поэтому достаточно лишь ознакомиться с индивидуальными особенностями каждого лака и выбрать тот, который наиболее подходит под нужды художника.
Поговорим о покрывных лаках. Такими лаками покрывают уже готовые картины для защиты от различных внешних факторов: солнечных лучей, грязи, пыли, воды. Обычно выделяют несколько самых распространенных видов покрывных лаков.

Даммарный лак

Этому лаку по праву можно отдать пальму первенства наиболее популярного среди художников лака. Его любят за отличное сочетание цены и качества. Однако, покупая такой лак, стоит учитывать, что со временем он может пожелтеть и стать мутным. Именно из-за этого его не стоит применять для картин, написанных в холодных тонах. Для «холодных» работ больше всего подойдет акрил-фисташковый лак.

Акрил-фисташковый лак

Такой лак отлично защищает картину от пыли, солнечных лучей и выгорания на солнце. В отличие от даммарного лака, он оставляет все цвета в своем первозданном виде, однако, стоит дороже и его весьма сложно найти в продаже.

Фисташковый лак

Этот лак на основе фисташковых смол по своим свойствам очень похож на акрил-фисташковый. Он образует на поверхности картины тонкую прозрачную пленку, которая и является основной защитой работы от всех внешних факторов. Но такой лак отличается еще менее демократичной ценой, в сравнении с акрил-фисташковым, медленно высыхает и еще реже появляется в магазинах.

Акрил-стирольный лак

Акрил-стирольный лак принято считать аналогом акрил-фисташкового. Он обладает всеми теми же свойствами, что и акрил-фисташковый, и отлично защищает картину от воды.

Мастичный лак

Мастичный лак не так популярен в качестве покрывного лака. Конечно, он тоже защищает картину от внешних неблагоприятных воздействий, но со временем темнеет еще сильнее даммарного.

Все эти покрывные лаки придают картинам глянцевый блеск. Это нравится далеко не всем художникам, и тогда на помощь приходят матовые лаки. Обладая теми же свойствами, они защищают картину точно так же, как и глянцевые, однако не делают цвета ярче и насыщеннее. Помимо покрывных лаков существуют и так называемые живописные лаки. Их смешивают с масляными красками и таким раствором пишут картины, делая слой краски более прочным.

Копаловый лак

Этот лак является самым сильным среди живописных лаков. Смешанный с краской, его невозможно удалить растворителями после высыхания. Такой лак имеет темный оттенок и может серьезно изменить первоначальный цвет краски. Даммарный, мастичный, фисташковый и акрил-фисташковый лаки так же могут быть использованы в качестве живописных.

Акриловый лак

Этот лак на водной основе по праву можно назвать самым универсальным среди всех лаков. Он широко применяется не только в живописи, но и для декоративных работ. В живописи акриловый лак используют и в качестве покрывного лака, обрабатывая им уже готовое изображение, и в качестве живописного, смешивая его с акриловыми красками, и даже в качестве грунтовки под красочный слой, что делает краску более стойкой. Акриловый лак бывает глянцевый, матовый и полуматовый. Глянцевый лак придает работе нарядный блеск, матовый невидимой пленкой защищает краски. Полуматовый лак имеет средний показатель светоотражения: глянец получается очень мягким. Внешне акриловый лак имеет молочный оттенок, что облегчает процесс нанесения – покрытую лаком область хорошо видно, и можно избежать незакрашенных участков. После высыхания акриловый лак становится полностью прозрачным и отлично защищает работу от всех неблагоприятных внешних факторов.

Помимо лаков для красок существуют еще лаки для закрепления рисунков, выполненных мягкими и сухими материалами, такими как карандаш, пастель, уголь, сангина, сепия и т.д. Таким является лак-фиксатив на основе поливинилацетата с примесью бутилового и этилового спиртов. Рисунок, покрытый лаком фиксативом, можно смело протирать от пыли. К тому же лак позволяет рисункам надолго сохранять яркость и насыщенность, не блекнуть от времени и действия солнечных лучей. Этим лаком покрывают картины, написанные также маслом, акварелью, гуашью. Слой краски перед нанесением должен полностью просохнуть.

Отдельно стоит отметить ретушный лак для масляной живописи. Его применяют для размягчения верхнего высохшего слоя краски и последующего нанесения новой краски. Лак обеспечивает лучшее сцепление слоев. Таким образом, можно продолжать работу с уже высохшей картиной и вносить коррективы. Кроме того, ретушный лак хорошо помогает убрать матовые пятна, которые проступают на картине в процессе высыхания. Его наносят на выбранный участок до начала работ и после, что обеспечивает хорошую защиту от потускнения цвета в дальнейшем.

Разбавители для лаков и художественных красок

Существуют также и разбавители для лаков и художественных красок. Разбавители делают лаки и краски более жидкими, уменьшают вязкость, а еще служат для очищения кистей после работы. Многим проще работать именно с разбавленными материалами. Для лаков обычно используют Разбавитель №4 и Разбавитель «Тройник». Но кисти этими разбавителями не очистить. Для очищения кисти от лака лучше использовать Разбавитель №3 (он не имеет запаха), №2 или №1. Каждый из этих разбавителей подходит для художественных красок, в первую очередь для масла. Для акрила применяют специальный Разбавитель для акриловых красок.

Как нанести лак на готовую картину

Перед нанесением, красочный слой должен полностью просохнуть. Для масляной живописи срок высыхания может доходить до полугода. Перед началом работы с лаком следует удалить с картины пыль сухой кистью или безворсовой салфеткой. Наносить лак лучше всего в непыльном, хорошо проветриваемом помещении. Для нанесения используют широкую кисть, например, флейцевую, но можно воспользоваться и любой удобной широкой кистью.

Лак наносят достаточно быстрыми движениями, равномерно, не оставаясь надолго на одном месте во избежание неровностей на лаковой поверхности. Слой лака должен быть достаточно тонким, но после нанесения одного слоя, можно покрыть картину лаком повторно. Мазки должны идти в одном направлении на каждом из нанесенных слоев. Существуют еще лаки-аэрозоли. Пользоваться аэрозолем значительно проще, чем наносить лак кистью. Лак в аэрозольном баллончике равномерно распыляют на чистую сухую поверхность на расстоянии 30-35 см в 2-3 слоя, просушивая каждый из слоев в течение 10 минут.

После обработки картину оставляют высыхать не менее чем на сутки. За это время лучше избежать попадания на работу пыли, грязи и воды, не подвергать перепадам температур и влажности. Картину можно прислонить к вертикальной поверхности изображением внутрь, защищая тем самым от загрязнения. Кисти после работы следует тщательно очистить, не дожидаясь высыхания лака на ворсе. Лак на неочищенной кисти застывает и делает кисть непригодной для дальнейшего использования. Лаки на водной основе, например, акриловый, можно смыть с кисти простой теплой водой с мылом. Способ очистки кисти после лака на натуральной основе, например, даммарного, акрил-фисташкового и других, немного отличается. Сначала лак стирают с ворса салфеткой, затем промывают кисть в разбавителе №3 (можно использовать и разбавитель №2, но №3 не имеет запаха). После этого кисть тщательно промывают водой с мылом. Обработка готовой картины лаком – очень важный этап живописи. Покрытая лаковой пленочкой, работа становится защищенной от неблагоприятных внешних факторов, надолго сохраняет насыщенность цвета и приобретает законченный вид. Достаточно помнить о свойствах каждого лака – и выбор материала для покрытия готовой картины не станет для вас серьезной проблемой, а полученный результат еще долго будет радовать глаз. Если данная статья оказалось полезной для вас, пожалуйста, оцените ее (вверху страницы). Спасибо!

Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине:

Покрытие лаком разных поверхностей: технология и выбор состава

Лакирование поверхностей – хороший способ придать отделке завершенный вид и защитить основание от негативного механического, влажностного и температурного воздействия. Покрытие лаком предполагает использование составов, изготовленных на основе различных смол жидкого вида, после нанесения которых поверхность приобретает приятный блеск и тон. Раствор выбирают с учетом особенностей основания, требующего лакирования.

Классификация лаков по назначению

Лаки используют преимущественно для обработки деревянных поверхностей, но ими можно обрабатывать изделия и основания после покраски – кирпич, бетон, штукатурка. Составы разделяют на несколько обширных групп в зависимости от назначения:

  • Для обработки мебели и поверхностей из натуральной древесины. Лак используют для проведения внутренних работ. В состав средства для лакирования могут быть включены красящие пигменты для дополнительной тонировки изделий или растворы колеруют непосредственно перед нанесением лакового слоя.

Лак для мебели из дерева

  • Для отделки напольного покрытия из паркета и паркетной доски. Лакировочные средства высокой плотности позволяют защитить деревянный пол от негативного воздействия и подчеркнуть древесную фактуру натурального материала. Характеризуются устойчивостью к истиранию, образуют тонкую пленку.

Лак для деревянного пола и паркета

  • Для декоративного покрытия стен лаком внутри и снаружи помещений. Универсальные средства отличаются приемлемой устойчивостью к влаге, ультрафиолету и обладают ценовой доступностью. Используя такие средства, можно покрывать лаком стены, окрашенные различными видами краски.

Лак для стен

  • Высокоустойчивые яхтенные лаки. Их целесообразно использовать при обработке поверхностей и изделий, часто контактирующих с влажной средой. Применяют для отделки оконных рам с уличной стороны, дверных наличников, садовой мебели, беседок и других деревянных конструкций.

Яхтный лак

Каким лаком защитить изделие или материал? Это зависит от обрабатываемой поверхности. Разные составы предназначены для отделки деревянных, кирпичных или металлических поверхностей. Нужно учесть, какой краской окрашено основание (на водной или неводной основе), а также место проведения работ – стены, фасады, мебель.

На видео: тонкости покрытия лаком деревянных изделий.

Виды средства по составу

На современном рынке лакокрасочной продукции можно приобрести самые разнообразные лаки. Растворы могут давать глянцевый и матовый эффект, оставлять прозрачный и пигментированный слой, содержать кракелюр, перламутр, блестки. Всё многообразие продукции для лакирования можно разделить на несколько видов в зависимости от состава:

  • Акриловый на водной основе. Безопасный, экологически чистый состав. Применение акрила подходит для обработки деревянных поверхностей, акриловой штукатурки и гипса.

Акриловый водный лак

  • Масляный на основе натуральных или синтетических смол и масел. Глубоко проникает во внутреннюю структуру материала, требует много времени на высыхание, образует прочное покрытие.

Масляный лак

  • Алкидный для наружных работ и деревянных изделий. Отличается хорошей влагостойкостью, универсальный в использовании. В составе содержит алкидные смолы и синтетические растворители.

Алкидный лак

  • Полиуретановый универсального типа. Устойчив к любым видам воздействия (царапины, влага, химические вещества). Сочетается с разными видами материалов и красок.

Полиуретановый лак

  • Нитролак быстрого высыхания. Хорошо держится на обработанной поверхности, но обладает высокой токсичностью. Способен растворять некоторые виды красок.

Нитролак

  • Эпоксидный для помещений с высокой влажностью. Отличается хорошими характеристиками по прочности, высокой скоростью высыхания и привлекательным видом.

Эпоксидный лак паркетный

Чтобы не прогадать с выбором лака для разных поверхностей, нужно выбирать составы из одной группы. К примеру, акриловую краску можно покрывать акриловым лаком. При этом важно учесть, что водоэмульсионные составы, не устойчивые к влаге, акриловая краска на водной основе может частично смыть.

Особенности лакировки МДФ

При отделке мебели и дверей лак используют для придания изделиям более интересного цвета и их защиты от повреждений. Древесноволокнистые плиты МДФ отличаются от натурального дерева по структуре, поэтому для их обработки подходит двухкомпонентный лак. С его помощью удается придать изделиям необычный эффект и сделать материал устойчивым к температуре и влаге.

Двухкомпонентный лак

Требования, которым должен отвечать лак для покрытия панелей МДФ:

  • двухкомпонентное средство без запаха;
  • влагостойкость и термоустойчивость;
  • высокие антисептические характеристики;
  • оптимальное время высыхание – до 72-х часов;
  • рабочая температура использования — +5+25°C;
  • содержание летучих веществ в пределах 20%;
  • норма расхода материала – до 0,5 кг на 1 м2.

Панели МДФ можно покрыть синтетическим средством для получения глянцевого эффекта или использовать акриловый лак на водной основе для придания поверхности матового оттенка. Покрытие на плиты наносят кистью или распылителем.

Покрытие МДФ лаком

Подготовка и лакировка МДФ включает в себя следующие действия:

  1. Перед лакированием на МДФ панели наносят грунтовочный состав и обрабатывают поврежденные места шпаклевкой.
  2. Изделие шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой и наносят второй слой грунтовки.
  3. Покрывают лаком, сложные места обрабатывают кистью, а затем лакируют основную часть мебельного фасада, панели или двери.

Поскольку в основе лака для МДФ два компонента, перед работой их соединяют и размешивают строительным миксером, обязательно фильтруют смесь. Использовать приготовленный рабочий раствор нужно в течение трех часов. Можно ли его использовать позже? Не рекомендуется.

Закрепление гуаши лаком

При выполнении творческих работ по дереву, создании декоративных предметов из гипса, росписи и декупажа пользуются художественными красками. Гуашь после нанесения нужно закрепить, чтобы слой краски был устойчивым к истиранию, растрескиванию и попаданию влаги. Некоторые краски под лаками, выбранными неправильно, «плывут» и смазываются. Чтобы этого избежать, покройте рисунок (орнамент, узор) акриловой или алкидной краской.

Порядок выполнения работы акриловым лаком:

  1. Традиционно лакирование гуаши выполняют с использованием широких синтетических кистей с длинным ворсом. Некоторые мастера используют аэрозоли, чтобы не смазать гуашь.
  2. Применение валика, губки и спонжей уместно только в случае необходимости получить определенный декоративный эффект. Инструмент для работы должен быть сухим и чистым.
  3. Выбирают эффект. Глянцевый состав придает приятный блеск, но при попадании света работа будет отражать блики. Матовое лакирование способно приглушить оттенки. Выход – полуматовый состав.
  4. При использовании кисти инструмент окунают в лак и хорошо отжимают о край тары. Лак наносят интенсивными мазками. Акриловый состав имеет белый цвет, обработанные зоны четко видны.
  5. Чтобы достичь желаемого эффекта лакированной поверхности, можно нанести несколько тонких слоев, соблюдая интервал для просыхания покрытия в два-три часа.

Некоторые изделия, отделанные художественной росписью с использованием гуаши, часто применяют в быту. Чем закрепить гуашь, чтобы покрытие сохранилось дольше? Рекомендуется выполнить многослойную лакировку. Для этого акриловый лак наносят не менее десяти раз, просушивают и слегка обрабатывают мелкой наждачной бумагой.

Закрепление гуаши лаком

Некоторые мастера используют для закрепления гуаши лак для волос сильной фиксации, применяют полиуретановые составы, мебельные и яхтенные лаки. Выбор средства зависит и от цветовой насыщенности гуаши. Так, красная гуашь под нитролаком будет течь, а светлые краски могут приобрести желтоватый оттенок при использовании алкидных ПФ-составов.

Чем лакировать водоэмульсионную краску?

Для внутренней отделки помещений все чаще используют водно-дисперсионную и водоэмульсионную краски. Принципиальной разницы между ними нет, а единственное отличие состоит в степени укрывистости. Чтобы сохранить приятный цвет поверхности, окрашенной водоэмульсионной краской, можно использовать лаки. Но применять нужно составы со сходными характеристиками.

Водоэмульсионная краска бывает разных видов, поэтому под каждый вариант требуется отдельный водоэмульсионный лак:

  • Для водоэмульсионной акриловой краски требуется предварительное нанесение акрилового грунта, а затем — лак для водоэмульсионной краски на акриловой основе.
  • Водоэмульсионную краску на силиконовой основе покрыть лаком не получится, поскольку она глубоко проникает во внутреннюю структуру материала.
  • Акриловую водоэмульсионную краску можно обработать полиуретановым лаком средней вязкости. Поверхность стен легко мыть, целостность покрытия сохраняется несколько лет.
  • Нитролаки по водоэмульсионной краске частично растворяют состав, поэтому использовать их нужно очень осторожно. Кроме того, нитролаки выделяют токсины, лучше применять для наружных работ.

Алкидными лаками можно покрывать деревянные поверхности, обработанные алкидными эмалями. Если дерево покрашено водоэмульсионной акриловой краской, то для защиты покрытия выбирают акриловый лак.

Акриловый лак

Главное правило технологии лакирования различных поверхностей – лакокрасочные составы должны входить в одну группу, то есть иметь одинаковые характеристики веществ на молекулярном уровне. Использование лака несет одновременно декоративную и защитную функцию, продлевая срок эксплуатации изделий, предметов и поверхностей.

Мастер-классы по лакировке (2 видео)


Разные виды лаков (30 фото)

Рекомендуем прочитать:

Лак для картин: покрывать или нет?

Никто не станет оспаривать тот факт, что Живопись одна из удивительных вещей, придуманных когда — либо человечеством! Она, как необычная красавица, трансформировалась и улучшалась, адаптируясь под разные эпохи времени.

Неудивительно, что любителей красок и кистей в мире становится все больше и больше, ведь техник и приемов нанесения красочных мазков огромное множество! Мыслитель и философ XVIII века Иоганн Гете однажды сказал: «Живопись самое доступное и удобное из всех искусств». Разве не так?

Конечно почитателей традиционной масляной живописи больше, хотя в последнее время многие профессиональные художники отдают предпочтение новому Арт — искусству —  акриловой живописи. Но какую бы технику живописи вы не выбрали, по окончании работы, картину желательно защитить.

Живопись самое доступное и удобное из всех искусств

Отсюда вытекает куча мучительных вопросов: «Каким лаком покрыть картину?», «Подойдет ли акриловый лак для картин в масляной технике?», ну и пожалуй главный вопрос: «Покрывать ли картину лаком, стоит ли это делать?»

Если вы решили свою картину не покрывать защитной пленкой, то наверняка есть какая то причина. Возможно вы не любите чрезмерный блеск на картине или не любите видимые мазки от кисти или…  В принципе, можно бесконечно философствовать на тему покрывать картину или нет и найти кучу аргументов за и против.

Давайте в этой статье обсудим эти и другие вопросы, и решим, стоит ли покрывать картину лаком, в чем преимущества масляной живописи под лаковой пленкой.

Защита красочного слоя от внешних факторов

Лаковое покрытие живописи необходимо, прежде всего, для того, чтобы защитить картину от влаги, которая содержится в  воздухе, солнечных лучей и дыма. Кроме этого, лаковая пленка предохраняет живопись от механических повреждений, небольших царапин и потертостей.

А еще не забывайте, что на масляную живопись годами оседает пыль и делает краски тусклыми и невыразительными. И об этом не принято говорить, но масляные краски сохраняют следы жизнедеятельности мух, а это губительно воздействует на яркость красок.

Слой лака улучшает живописность картины, делает краски более яркими, выразительными и глубокими, выявляет мелкие детали, как бы придавая объемность изображению.

Но иногда можно слышать мнение современных художников, что покрытие лаком совсем не обязательно, что это как бы дань современной моде, любовь к глянцу.

Дескать, мои картины выглядят и так хорошо, краски сочные, в своей живописи я пользуюсь отличным «тройником», в состав которого входит лак. В этом есть доля истины, ведь мы знаем, что раньше состав масляных красок был совсем иным, они приготавливались в основном из пигмента и орехового масла, которое являлось растворителем. Поэтому живописцы обязательно покрывали картины лаком, чтобы живопись была более долговечной, а еще, чтобы выравнивались лессировки в многослойной живописи.

О том, что раньше вся живопись покрывалась лаком, могут с уверенностью сказать реставраторы, которые восстанавливают картины старых мастеров. Реставрация картин начинается с того, что удаляется старый пожелтевший лак, которым покрыто полотно.

Снятие старого лака со старинной картины

Ну а если почитать историю живописи, то можно узнать много интересного! Например, существуют письменные источники VIII века, содержащие рецепты приготовления лака на основе льняного масла и нескольких природных смол. Этой смесью покрывались любые рисунки и даже резьба по дереву.

Гений своего времени Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» пишет о применении «вечного лака» для покрытия уже просохшего слоя красок. И даже делится составом ингредиентов с будущим поколением! Он рекомендовал использовать ореховое масло с янтарем или выдержанное ореховое масло на солнце до густоты. Думали все же о вечности картин старые мастера!

Секреты живописи старых мастеров

Причем, постоянно изобретали новые рецепты лаков, которые хранились в строжайшем секрете! А знаете ли вы, что живописцы хранили секреты своего ремесла не только по поводу изготовления красок и лаков, а также применение камеры-обскуры в живописи. В принципе, сегодня это уже не секрет, а в своем «Трактате о живописи» Леонардо да Винчи упомянул и об этой чудо — оптике.

Сейчас все проще, выбор покрывных лаков для масляной и акриловой живописи огромный, не надо изобретать и выдумывать. Достаточно пойти в художественный магазин и купить подходящий лак, широкую кисть/ флейц и можно полакировать картину самому.

Как покрыть масляную картину лаком читайте ⇒ в статье-инструкции⇐  Там вы найдете ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы.

Современные покрывные лаки для живописи изготавливаются на основе натуральной или синтетической смолы и растворителя. А теперь давайте разберемся, каким лаком лучше покрыть картину? Как выбрать именно то, что сделает живопись более долговечной и защищенной?

Огромный выбор защитных лаков для картин

  • Самый распространенный и применяемый еще с 19 века лак для живописи на основе натуральной смолы — даммарный лак. Всем он хорош, этот лак: натуральный, сравнительно недорогой. Есть один недостаток: со временем лаковое покрытие приобретает слегка желтоватый оттенок. Но если картина написана в теплых тонах, этот нюанс может придать живописи благородство и аристократизм!
  •  Сегодня можно выбрать другой вариант —акриловый синтетический лак для картин. В зависимости от состава может быть акрил-фисташковый или акрил-стирольный. Хотя многие иностранные производители на этикетке пишут просто Acrylic varnish for paintings, уточняя только для какой живописи подходит. На фото выше я привела такой пример.

Покрытие картины акриловым лаком не дает желтизну, в результате получается восхитительная лаковая эластичная и прочная пленка. Цвет и яркость краски под акриловым лаком не меняется. Такое покрытие защитит картину от высокой влажности в помещении, потому что обладает отличной водостойкостью. Правда лак с резким запахов, так как на синтетических смолах.

Для защиты своих работ, в масляной, акриловой или смешанной технике, я пользуюсь акриловым универсальным лаком для картин. Но бывает так, что акриловую живопись лакирую лаком только для акриловой живописи, там состав иной и конечный результат тоже.

Кстати, многие художники считают, что выразить свою творческую натуру более интересно и Арт-истически можно именно в смешанной технике. Почитать об этой весьма интересной технике можно в отдельной статье⇐ 

По внешним признакам покрывные лаки для картин тоже отличаются. Выпускаются отечественными и иностранными производителями глянцевыми и матовыми. Какой лучше выбрать?

Примеры глянцевого и матового лака для картин французского производителя

Все глянцевые и блестящие лаки дают блики – это минус для живописи, но они придают яркость и глубину краскам и это несомненный плюс!

Помеха бликов света из окна

Рассмотреть картину целиком трудно, если свет падает на нее, например из окна, но под определенным углом все таки получается. Если вы были в музеях или картинных галереях, то наверное обратили на это внимание.

На фото я пытаюсь «запечатлеть мгновение» возле старинной картины в стиле голландского натюрморта с пожелтевшим старым лаком. Картина большого размера из частной коллекции со временем потребует реставрации, а пока висит и украшает столовую комнату в доме.

Матовый лак для картин также защищает картину, а кроме этого, делает живописную поверхность как бы бархатистой, велюровой. Если картина находится в помещении с ярким дневным освещением, рекомендуется выбирать покрывные лаки с УФ-фильтрами. Как правило, это качество указывается на упаковке. Фильтры предохраняют краски от выгорания и потускнения.

Разница между глянцем и матовым лаком

Есть еще сатиновые лаки, это что – то между матовым и глянцевым вариантом.  Если матовый  лак полностью без эффекта блеска, а глянцевый сильно блестит, то сатиновый  блестит в меру, чем и хорош! У русскоязычных производителей такой вариант мне не встречался.  К тому же, можно встретить описание, что как будто бы матовый и сатиновый одно и тоже. Поверьте, это не так, поэтому и названия у них разные!

Satin
переводится как сатиновый, атласный или полу матовый. Покрытые картины сатиновым лаком становятся действительно как будто атласные на вид. Передать тонкость лаков по фото сложно, нужно видеть это воочию, чтобы почувствовать разницу.

Примеры сатинового/Satiné и глянцевого/Brillant лака французского производителя

На фото вверху я стрелочкой указала название лаков на французском языке, чтобы убедить вас в правдивости моих слов.
На заметку: Не рекомендуется покрывать картину залежавшимся в запасах лаком. Просроченный лак для картин может испортить живопись, он плохо сохнет или сохраняет надолго липкую поверхность, не высыхая до глянца, также может оставить видимость кисти на полотне.

Продвинутые художники иногда покрывают живопись медиумом, существуют такие уже готовые материалы, которые продаются в магазинах для творчества. Медиум гарантирует долговечность цвета, а также придает краскам объем и эффект рельефа. Конечно, для использования такой техники, необходимо быть полностью уверенным в своих способностях и знать методику.

Сегодня на рынке встречаются покрывные лаки в баллончиках. Особенно это удобно, если вы пишите рельефно или в смешанной технике. В свое время я попробовала и такой вариант нанесения защиты на поверхность холста. Расход лака получается больше, чем традиционным способом, зато ложится ровно, не создает подтеки и другие неприятности, например, вылезающий ворс из кисти.

Универсальный лак в баллончике для защиты картин

Друзья, надеюсь, мои небольшие советы помогут вам в творчестве и я развеяла некоторые сомнения по поводу, того, стоит ли покрывать картину лаком. Если таких аргументов за и против вам покажется не достаточно, то задайте их художникам реставраторам. Возможно их точка зрения будет убедительней!

На десерт: для тех, кто любит побродить по выставкам современного искусства, приглашаю это сделать вместе со мной на Лазурном берегу  во Франции в городе Канны. Ставьте лайк и не забудьте подписаться на мой канал, чтобы быть в курсе новостей.

Чтобы статья не затерялась в интернете среди множество других статей, просто сохраните ее в закладках, и она всегда будет у вас под рукой в нужный момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Как покрыть картину лаком | ART LIFE Виктории Латка

У многих начинающих художников, возникает куча вопросов по поводу выбора и нанесения лака для картин. В статье мы попробуем разобраться со многими важными моментами в лакировании вашей картины.
Покрытие картины лаком можно назвать самым завершающим этапом живописи, так сказать, последний Арт — штрих. Это как эпилог в конце романа или завершающий поклон, на который выходят артисты после спектакля. Ну как же без этого!

Тем не менее, до сих пор, в Арт — мире есть те, кто считает необходимым покрывать картину лаком и есть те, кто считает это необязательным. Почему столько разных мнений относительно того, стоит ли покрывать картину лаком?

Защитная пленка на картине

Одни художники утверждают, что они пользуются тройником для живописи, в составе которого уже имеется лак, обеспечивающий яркость, блеск и глубину красок. И живописные полотна хранятся уже несколько лет прекрасно, краски не тускнеют и не трескаются. Возможно, особо спорить не буду.

Например, мой французский учитель преклонного возраста Christian Geai, свои картины не покрывал защитным лаком, но при этом пользовался для живописи глянцевым медиумом. Я видела его картины и скажу, что они в прекрасном состоянии вот уже 30-40 лет! В любом случае, наносить сверху защитную пленку или нет, решать вам!

Художник Christian Geai и его картина-триптих 251 x 116 cм, масло

Причины, по которым стоит покрыть картину лаком:

• Внутренние разрушения. Лак предохраняет живописный слой картины от воздействия воздуха, влаги, табачного дыма и других агрессивных факторов, которые вызывают потемнение или выгорание красок.

• Внешние факторы. Лаковая пленка придает художественному полотну приятный блеск, тона красок становятся более интенсивными и насыщенными. Картина становиться звучнее и глубже!

• Однородность и целостность полотна. Лаковое покрытие выравнивает неравномерность блеска многослойной масляной живописи. Ведь часто на картине, написанной полупрозрачными лессировками, могут появляться жухлые или матовые места. Это связано с тем, что предыдущий слой краски вытянул масло из свежего слоя масляных красок.

• Устойчивость к механическим повреждениям. Полотно, покрытое лаком, устойчиво к мелким царапинам и повреждениям.

• Долголетие картины! Вряд ли многие шедевры дожили бы до наших дней, если бы не защитное покрытие. Во все века художники применяли разного вида лаки по своим рецептам для финишного покрытия живописных полотен. Именно благодаря этому мы можем видеть шедевры, которым несколько веков почти в первозданном виде, без реставрации и повреждений. В те времена, писали на маслах, то есть разжижали краски разными маслами, поэтому, защитная пленка на полотне была вещью необходимой. Лицезреть некоторые утонченные картины французских художниц можно в специальной статье о живописном шарме художниц-француженок.

Ниже рассмотрим наиболее актуальные вопросы начинающих художников на тему «Как правильно покрыть картину лаком» 

1.Через какое время после написания можно наносить лак?

Однозначно ответить на вопрос нельзя, так как зависит он от того, в какой технике вы писали картину, прозрачно или пастозно использовали краски? Какими кистями пользовались, в каком помещении стоит картина для просушки. В работе над картиной пользовались ли чистым маслом, если да, то в каком количестве…
Если для живописи применялось чистое льняное масло, которое довольно долго сохнет, то рекомендуется подождать около года

Моя картина с использованием чистого масла

На заметку:
Не все цвета масляных красок одинокого просыхают. Например, белая и оттенки сине-голубых на холсте сохнут значительно дольше. Почему так происходит? Все зависит от пигмента краски. В этом случае преждевременное покрытие картины лаком может вызвать нарушение красочного слоя. Картина местами может потрескаться, если не полностью просохла краска. Если конечно, вы сознательно хотели бы получить эффект потрескивания, этакий кракелюр, то без вопросов.

Если вам кажется, что 8-12 месяцев многовато для просыхания, можно проверить на свой страх и риск. Если уж вы решились на столь отчаянный поступок, следите, чтобы во время лакирования не смывался верхний слой картины. Ведь в составе современного лака содержится растворитель

Если вы пользовались для разжижения тройником, двойником или медиумом, то соответственно краска сохнет чуть быстрее. Покрыть можно лаком картину через 4-6 месяцев. Также в продаже можно увидеть специальные ускорители просыхания — сиккативы, но ими лучше не увлекаться, так как красочный слой быстро высыхая, может потрескаться. Что говорить, палка о двух концах!

Моя картина с использованием медиума с сиккативом

Существует мнение, что современные масляные краски в своем составе уже содержат сиккативы, то есть вещества, ускоряющие высыхание, и поэтому полотно абсолютно высыхает за 2-3 месяца. Возможно, но скажу, что многие иностранные производители придерживаются традиционного способа и смешивают краски по старым технологиям без добавления химических препаратов.

Как правило, такие масляные краски значительно дороже и это справедливо! Это как хлеб, испеченный по технологии с закваской в несколько дней и хлеб быстро-выпеченный на химических дрожжах. Согласитесь, что вкус, качество и польза организму будет больше от хлеба, испеченного по старым рецептам наших пра-пра-пра бабушек.

2. Лаки для масляной живописи: как выбрать?

Покрывные лаки для масляной живописи изготавливаются на основе натуральных и синтетических смол, а также разбавителей (масел, скипидара и т.д.). Лаки для масляной живописи могут быть с блеском и без, то есть глянцевыми и матовыми.

Даммарный лак пожалуй самый известный в живописи – на основе натуральной смолы даммара и масел. Даммар это смола тропических деревьев, произошло название от малайского слова damar, что значит «факел». Хорошо горит смола -даммар однако, если из нее факел изготавливали!

Его положительные качества: сравнительно демократичная цена и ультрафиолетовый фильтр в составе (УФ). Благодаря УФ-фильтру, пигмент красок устойчив к выгоранию и пожухлости. Минус даммарного лака в том, что со временем он может давать желтизну, поэтому для картин, написанных в холодных тонах, он точно не подойдет!

Покрытие картины лаком

На заметку:
Ценность масляных лаков в живописи велика, начиная с 12 века, мастера живописи использовали их как связывающее вещество, так и для защитного покрытия.

Акрил-фисташковый лак создает прозрачную эластичную пленку, не меняет цвет со временем, то есть не желтеет. Отличается от других лаков медленным высыханием слоя.

Акрил-стирольный лак изготавливается из синтетической смолы, водостойкий, образует глянцевую прозрачную пленку на красочном слое. Не мутнеет и не растрескивается.

В современном мире искусства, наряду с акриловой живописью, такие новые виды акриловых лаков на синтетических смолах, входят в обиход многих современных художников. Например, свое творчество я защищаю акриловыми лаками, это касается не только картин, а также  декорированной и расписной мебели.

Универсальный акриловый лак для масла и акрила

В художественных магазинах вы можете увидеть другие лаки, такие как ретушный или фиксатив, только они несут иную функцию в живописи, не предназначенную для защиты красочного слоя.

3. Каким лаком лучше покрыть картину: глянцевым или матовым?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, какой результат вы хотели бы увидеть?
Это в основном зависит от желания и предпочтений художника. Стоит только учитывать, что если картина висит в очень светлом помещении, глянцевая поверхность будет отражать блики, если смотреть на нее с одной стороны. Конечно, это не повод отказаться от глянца, ведь лак должен блестеть. Если вы не любите глянцевый блеск, то матовый лак для картин будет лучшим решением.

Слева матовый лак, справа глянцевый лак

4. Как правильно покрыть картину лаком?

Первое, на что нужно обратить внимание, на пригодность лака и качество флейц. Лак должен быть достаточно жидким, не просроченным, а кисть, достаточно прочная у основания зажима, чтобы ворс не пришлось собирать с поверхности лакового покрытия.

Перед лакированием надо бережно очистить картину от пыли, можно протереть влажной тряпочкой и просушить. Для покрытия масляной живописи лаком пользуются широкой флейцевой кистью из щетины. Ширина кисти зависит от масштаба картины. Желательно выбирать кисть с короткой щетиной, чтобы слой лака ложился равномерно, без наплывов.

Картину лучше разместить горизонтально, положив на столе. Во время лакирования не спешить, аккуратно и плавно с широким размахом наносить лак флейцем на картину. Мазки флейца совершать параллельно нижнему краю полотна.

Каким лаком покрыть картину решать вам

В том же направлении располировать слой лака сухим флейцем, отжатым от лака, до легкого подлипания кисти. Во время работы смотреть за равномерностью и однородностью слоя, не допуская образования пузырьков и потеков. Идеальное распределение лака на поверхности это справа налево, а потом сверху вниз, чтобы не было пробелов.

После полного высыхания лака, блеск на полотне станет умеренным. Главное, не спешите поправлять недочеты и пробелы, а то все испортите. При необходимости, через сутки, после полного высыхания лака, можно нанести еще один легкий слой.

После лакирования картину просушивают в горизонтальном положении в течение 24 часов. Важно следить, чтобы на лаковую поверхность не оседала пыль, не прилепали можки и т.д

5. Каким лаком покрывают акриловые картины? Покрывают ли акриловые картины лаком?

Конечно покрывают лаком и картины в акриловой живописи. Акрил намного прочнее масла, но тем не менее, нуждается в защите также. Лучше всего подойдет для этого акриловый синтетический лак, о которых шла речь выше. На фото внизу я пишу картину акрилом, а справа пример защитного лака, которым я пользуюсь, фирма TALENS серии Amsterdam. Но существуют универсальные защитные лаки, которые подходят для масла и акрила, создавая совершено прозрачное защитное покрытие с верху.
По написанию этой картины в акриловой технике есть полный видео курс.
Анонс урока можно посмотреть здесь📌

Лак фирмы TALENS, для покрытия акриловой живописи

ВЫВОД:
Покрытие картины лаком сохранит не только эстетическую красоту и яркость вашей живописи, но и защитит ее от вредных факторов на долгие годы. Важно помнить, что лак для картин несет комплексную защиту вашей живописной работы, а покрывать ее лаком или нет, конечно же решать вам!

Друзья, сохраните статью в закладках, чтобы она на затерялась среди множество других статей. Так вы всегда сможете к ней вернутся при необходимости

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Лак для декоративной штукатурки: выбор и правила нанесения

Штукатурка считается финишной отделкой, и многие не знают, что ее дополнительно можно защищать и укреплять. Какие растворы используются для покрытия декоративной отделки снаружи и внутри помещений? Одно из эффективных средств – это лак для штукатурки. В данной статье будет рассмотрено, зачем лакировать обычную или декоративную штукатурку, какой лак лучше использовать, и как правильно выполнять лакирование.

Некоторые считают, что лакировать необходимо дерево, мебель, полы, предметы интерьера, металлические поверхности. Однако зачастую лаки используют, чтобы покрывать кирпичные, оштукатуренные стены и камни.

Для чего нужно лакировать штукатурку

Многие интересуются, можно ли покрывать штукатурку лаком, и для чего это делается? Лак используется как для обычной цементно-песчаной, так и для декоративной штукатурки, благодаря лакированию достигаются следующие цели:

  •  укрепляется поверхность строительных материалов;
  •  штукатурка защищается от разных негативных факторов, например, механического воздействия, проникновения влаги и воды, влияния разрушающих химических средств;
  •  основание приобретает антисептические характеристики, поэтому на нем не появляются плесень, грибки, и другие микроорганизмы;
  •  декоративная отделка надолго сохраняет свою изначальную привлекательность;
  •  оттенок окрашенной стены на многие годы сохраняет насыщенность цвета;
  •  поверхность декоративной штукатурки становится несмываемой, поэтому влажную очистку можно проводить много раз;
  •  декоративные качества интерьера будут усилены и подчеркнуты.

Обычно лак для декоративной штукатурки используется в качестве финишного покрытия, он наносится либо на окрашенную отделку, либо на обычную штукатурку.

Какой состав лучше использовать

Решая лакировать поверхность, многие задаются вопросом, каким лаком можно покрыть декоративную штукатурку? Это зависит от того, будут обрабатываться внешние или внутренние стены, а также, какие характеристики должна получить отделка. Если лак будет наноситься внутри комнаты, то необходимо подбирать наиболее безопасные и экологически чистые составы. Обычно отдают предпочтение водорастворимому составу. Для этой цели хорошо подходит акриловый лак на водной основе. А если будет обрабатываться наружный слой штукатурки, то используются лаковые составы, основанные на органических растворителях. Эти продукты имеют высокую устойчивость к пагубному атмосферному воздействию.

Лак для штукатурки

Разделяют лаки по типу основы, а также по показателю блеска, по предназначению, техническим характеристикам, времени высыхания, экологической чистоте, и прочим показателям. Специалисты говорят, что для покрытия оштукатуренного слоя можно использовать практически любой вид лакокрасочной продукции. Однако чтобы не уменьшилась пропускная способность поверхности, а также влагостойкость и воздухопроницаемость, необходимо отдавать предпочтение тем лакам, которые предназначены именно для штукатурки.

Наилучший вариант для защиты декоративной штукатурки – акриловый лак, имеющий водную основу. Он используется внутри помещений, является экологически чистым, не токсичным, безвредным для человека, не имеет неприятного запаха. Акриловые составы имеют хорошую адгезию и отлично взаимодействуют с оштукатуренной поверхностью, они способны окрашивать обычные, гладкие основы и фактурные поверхности. Акриловый лак для декоративной штукатурки применяется, чтобы сделать отделку глянцевой, внешне привлекательной. Акриловая продукция может колероваться пигментными и специфическими компонентами.

Смеси на основе акрила имеют молочный оттенок, раствор после высыхания образует прозрачную, крепкую и при этом эластичную пленку, которая не портит основной оттенок отделки. Среди достоинств акриловой лаковой продукции можно выделить такие качества:

  •  отличная сцепляемость с разными видами материалов;
  •  высокая стойкость к бытовой моющей химической продукции, влажности и ультрафиолетовым лучам;
  •  безопасность, так как в составе нет органических растворителей;
  •  при комнатной температуре смесь высыхает примерно за три часа;
  •  если есть необходимость, состав можно разбавить обычной водой;
  •  можно использовать для штукатурки, камня, кирпича, и других строительных материалов.

Акриловый вид лака для штукатурки – это не единственный вариант. Кроме него, очень популярным является полиуретановый лаковый состав. Обычно он используется для защиты минеральных видов материалов и деревянных оснований. Полиуретановые смеси имеют высокий показатель прочности, устойчивости к действию влаги, и отличные физико-механические характеристики.

В качестве растворителя полиуретановой смеси используется вода, благодаря чему раствор является экологически чистым и может без опасений наноситься внутри комнаты, в которой проживают люди. Стоит заметить, что не каждая полиуретановая смесь подходит для лакировки декоративной штукатурки, необходимо ознакомиться с инструкцией изготовителя, чтобы убедиться в совместимости материалов.

Отдельная группа лакокрасочных продуктов – это фасадные материалы. Они имеют максимальный показатель защиты от неблагоприятного и агрессивного воздействия осадков и окружающей среды. Фасадные лаки надежно защищают внешнюю штукатурку от снега, дождей, туманов и температурных перепадов, а также от влияния ультрафиолетовых лучей и сильного ветра. Фасадные лаковые составы предоставляют защиту от химического и механического влияния.

Разновидности блеска

3

Изготовители предлагают разные лаковые растворы, отличающиеся по своим эстетическим свойствам:

  •  глянцевые составы, имеющие грязе- и водоотталкивающие характеристики. Эта разновидность отлично подходит для внешних и фактурных оснований;
  •  матовые лаки чаще наносятся на рельефные поверхности, на которых максимально поддерживают натуральность;
  •  кракелюрные создают декоративные трещинки на штукатурке, поверхность приобретает эффект под старину;
  •  перламутровые растворы используют в качестве финишного слоя, они имеют очень привлекательный, переливающийся, эффектный блеск;
  •  стальные, серебряные, золотые лаковые смеси имеют в своем составе пигменты соответствующего цвета, часто используются либо как основной слой краски, либо в качестве усиления оттенка или патинирования;
  •  составы, имеющие голографический эффект создают фантастический, неповторимый вид переливающейся поверхности.

Правила нанесения

Чтобы покрытие лаком прослужило максимально долго, нужно придерживаться определенных правил и рекомендаций по нанесению состава. Для обработки стен обычно требуется несколько дней, потому что поверхность сначала грунтуется, затем наносится штукатурный раствор, после чего при необходимости слой краски, и только после его высыхания стены покрывается лаком. На каждом из этих этапов отделки необходимо выдерживать определенное время для просушивания. При колорировании, специалисты рекомендуют наносить смесь как минимум двумя слоями.

4

Прежде чем наносить слой лака или грунтовки перед лакированием, поверхность нужно тщательно очистить. Удаляются все загрязнители, такие как грязь, пыль, старые отделочные лакокрасочные материалы, жирные пятна, осыпающиеся участки, и прочее. После очистки желательно грунтовать оштукатуренные стены, благодаря чему гарантируется наилучшее сцепление финишного слоя лака с поверхностью. Грунтовка должна иметь такой же состав и основу, как используемый лак. Например, если будет использоваться акриловый лак, то и грунтовка тоже должна быть акриловая. Благодаря грунтованию двумя-тремя слоями достигаются следующие преимущества:

  •  материалы укрепляются, и защищаются от быстрого разрушения;
  •  создается антисептическое покрытие, которое защищает от появления грибков и плесени;
  •  улучшаются водоотталкивающие характеристики отделки;
  •  уменьшается показатели расхода лака, наносимого поверх грунтовки.

После грунтования можно переходить к покрытию стен лаком. Обычно в магазинах продают готовые к применению составы. Если смесь будет очень густая, ее можно разбавить (следуя указаниям из инструкции) либо водой, либо растворителем, в зависимости от состава лака. Разбавлять разрешается не больше чем на 10% от объема лакового раствора. Перед нанесением смесь необходимо тщательно размешать, чтобы ее консистенция стала однородная. Можно в нее добавить пигменты для колеровки, в соответствии с инструкцией. Если лак двухкомпонентный, он приготавливается также по инструкции.

Наносить лаковую смесь можно разными методами. Наиболее быстрый, удобный и экономичный вариант – это распыление из пульверизатора. Раствор будет ложиться равномерным слоем, и его расход сократится. Чтобы получить декоративный эффект, можно наносить лак при помощи губки, валика или кисточки. Желательно лакировать двумя-тремя слоями, для достижения максимальной защиты. Перед нанесением последующего слоя необходимо, чтобы предыдущее покрытие успело подсохнуть. Работать нужно в перчатках, очках и респираторе, чтобы защитить кожу, глаза и органы дыхания.

Лак для вагонки внутри помещения

Древесина – это один из немногих отделочных материалов, который нуждается в обработке после установки на стены и прочие поверхности. Самый распространенный способ обделки – это лак для вагонки, которым можно работать внутри помещения и на фасаде.

Виды лаков

Любые лаки представляют собой прозрачный или полупрозрачный материал, которым покрывается древесина с целью её защиты и улучшения внешних эстетических качеств. Перед тем, как выбрать, каким лаком покрыть вагонку внутри дома, необходимо сравнить достоинства и недостатки всех средств этого вида.

оттенки лака для вагонкиФото — оттенки лака для вагонки

Классификация этих материалов осуществляется по составу, свойствам и области использования. Существуют лаки для внутренних работ и наружных, они отличаются друг от друга некоторыми качествами (к примеру, уличное покрытие должно быть несмываемое) и запахом. По месту применения покрытия делятся на:

  1. Паркетные. Используются для покрытия дерева на полу. Можно выбрать любую расцветку и свойства (глянец, матовая поверхность). Ключевым отличием от прочих продуктов из этой серии является высокая устойчивость к механическим воздействиям: трению, ходьбе и т. д.
  2. Мебельные. Для отделки мебели применяются особые составы, которые обеспечивают долгий блеск и неизменный цвет древесины на протяжении многих лет эксплуатации. В большинстве своем они изготавливаются на основе воска;
  3. Строительные лодочные. Имеют повышенный коэффициент сопротивления к воздействию влаги, что позволяет их использовать в кораблестроении. Многие мастера применяют такие средства для отделки подсобных помещений (бани, гаража) или фасадов жилых домов;
  4. Декоративные. Самая широкая группа. Предназначены исключительно для украшения помещения. Такой лак может быть глянцевый и матовый. Зачастую несмываемый водой и с отличными антисептическими показателями. Применяется для покрытия стен в жилых домах, подсобных помещениях (на лоджии, даче, в парилке и т. д.), иногда для отделки фасада.
матовый блескФото — матовый блеск

Лак – это покрытие для вагонки, которое в зависимости от основных составляющий выполняет не только декоративные, но и защитные свойства. В зависимости от состава они бывают:

  1. Алкидные;
  2. Акриловые;
  3. Нитролаки;
  4. Масляные;
  5. Эпоксидные;
  6. Полиуретановые.

Рассмотрим особенности каждой из групп. Алкидные лаки для покрытия деревянной вагонки могут использоваться на балконе, в коридоре, жилых комнатах. Они являются универсальными, обладают высокими показателями устойчивости к внешним агрессивным факторам (повышенной влажности, перепадам температур). Эти лакокрасочные материал проникают вглубь деревянной структуры, поэтому очень долго высыхают – иногда время застывания покрытия доходит до 3 дней. К недостаткам также относится дороговизна покрытия и вероятность возгорания.

алкидныйФото — алкидный

Бесцветный акриловый лак – это самый экологический вариант отделки деревянных панелей. Они сохраняют и продлевают естественный цвет дерева, при этом помогая защитить его от возгорания и гниения. Но они имеют низкие показатели устойчивости к воздействию влаги. К примеру, если лак на акриловой основе используется в ванной комнате или на балконе, то он может застывать в течение 4 дней. Для ускорения этого процесса рекомендуется применять составы с повышенным уровнем кристаллизации.

Акриловый лак для отделки вагонки бывает на водной основе (аква) и на растворителе. Аквалак (Тиккурила, Пинотекс, Поли Р и другие) имеет более широкий спектр использования в виду того, что он не деформирует древесину. При этом, растворитель более устойчив к раздражающим факторам и может использоваться даже для покрытия пола.

Прозрачный нитролак не имеет выраженного запаха и очень быстро высыхает, вместе с этим, его цена почти в два раза ниже, чем у вариантов с акриловой или алкидной основой. Его используют для окраски евровагонки внутри и снаружи дома, но у него есть существенный недостаток. В состав средства входят ядовитые вещества, которые могут вызывать отравление. После высыхания смеси они безвредны, но стены с таким покрытием не рекомендуется нагревать, и наносить его можно только в защитной маске.

распылитель нитролака для вагонкиФото — распылитель нитролака для вагонки

Масляные лаки называют еще пропиткой. Они редко используются самостоятельно, ими обеспечивается первичная обработка древесины. В зависимости от масла и смолы в составе у покрытия могут быть разные цвета: от светло-коричневого до темного шоколада. После застывания они образуют на стене или потолке твердую пленку, которая отлично моется. Поверх неё и осуществляется дальнейшая обработка. Среди достоинств: влагостойкость, защита дерева от воздействия УФ-лучей, продление долговечности покрытия. К недостаткам можно отнести высокий уровень пожароопасности.

Эпоксидный лак может использоваться для окраски стен, потолков, пола, мебели и прочих поверхностей. Он обладает отличными свойствами прочности и стойкости к повышенной влажности. Благодаря такой универсальности пользуется большой популярностью у профессиональных и домашних мастеров. Можно выбрать любые расцветки, он удобен в использовании и нанесении, очень пластичен. Среди минусов – относительно высокая цена покрытия – от 3 долларов за квадратный метр (при оптимальном расходе).

эпоксидный лак для наливного полаФото — эпоксидный лак для наливного пола

Полиуретановый матовый и глянцевый лак – это самый популярный и доступный вариант из всех перечисленных. В его состав входят синтетические волокна, которые способствуют легкому нанесению смеси и повышению долговечности древесины. В зависимости от потребностей, можно подобрать лак наподобие краски для изменения оттенка дерева, или использовать прозрачный вариант. Он бывает белый, коричневый, темно-красный, и т. д.

полиуретановыйФото — полиуретановый

Видео: обработка вагонки лаком

Нанесение

Чтобы обновить покрытие стен, нужно не только знать, как снять лак с вагонки, но и как правильно пользоваться покрытиями. Для начала стены (полы, потолки) вымываются, для этого берется влажная тряпка со специальными очистителями для древесины. Это нужно для устранения из древесных пор пыли и грязи.

Далее, снимается старый слой покрытия (если он есть) или вагонка шлифуется. Для этого используются как специальные шлифовальные машинки, так и наждачная бумага низкой абразивности и металлические щетки. Это необходимо для выравнивания поверхности и устранения зазубрин. После этого нужно покрасить древесину олифой. Её можно купить в любом строительном магазине. Олифа заполнит микротрещинки в вагонке и поможет улучшить адгезию, после высыхания олифы на стены наносится грунтовка.

шлифовальная машинкаФото — шлифовальная машинка

Как красить вагонку лаком:

  1. Движения должны идти вдоль древесной структуры, желательно сверху вниз. Первый слой делается плотным, но без разводов;
  2. Для окраски можно использовать как кисточки, так и валики, но кистями работать удобнее. Материал рабочей части инструмента обязательно должен быть выполнен из натуральной шерсти;
  3. Специалисты рекомендуют делать 3 слоя лака, последний самый тонкий. Он является выравнивающим. После помещение оставляется на засыхание и проветривание. Раз в 3 года покрытие понадобится обновлять во избежание трещин и сколов.

Купить лак для вагонки можно в любом строительном магазине, в среднем цена варьируется от 6 долларов за банку. Стоимость может изменяться в зависимости от марки и назначения средства.

1 Сентябрь 2015       Автор: Владимир Бакаев 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *