Как проверить ШРУС и определить неисправность
Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Наслаждение всеми преимуществами переднего привода на современных автомобилях, с лихвой «компенсируется» проблемами, которые могут создать некоторые детали ходовой части.
В случае с передне- и полноприводными машинами, одним из самых проблематичных мест являются шарниры равных угловых скоростей. Сокращенно ШРУСЫ или, попросту, «гранаты».
Изучая специальную литературу можно найти утверждения, что все элементы ШРУСов изготавливают из сверхпрочных сплавов, износ которых происходит крайне медленно.
Но, как показывает практика, признаки неисправности ШРУСа могут появиться даже у авто, совсем недавно покинувшего сборочный конвейер автозавода. Причин этому может быть несколько, но самыми распространенными являются:
- низкое качество ШРУСов, установка подделок или бракованных запчастей;
- отсутствие или плохое качество смазочных материалов;
- повреждение пыльника и попадание в механизм абразивного мусора, воды;
- агрессивный стиль езды и отвратительное состояние дорожного покрытия.
Как самостоятельно определить неисправность ШРУСа
Неисправность любой из деталей в автомобиле обусловлена изменением её свойств, размеров, образованием выработки в трущихся деталях.
ШРУС – это шарнир, а значит, в его устройстве обязательно присутствуют элементы, работающие в тесном соприкосновении под постоянной нагрузкой. ШРУС представляет собой шариковый своеобразный подшипник, однако, обоймы его имеют поперечные канавки, что позволяет изменять угол между ведущей и ведомой полуосью.
Для того, чтобы заставить двигаться автомобиль шарнир передаёт колёсам значительное усилие, к тому же постоянно меняет угол между полуосями. Со временем на трущихся деталях образовывается выработка, увеличивается зазор. Там, где нет тесного соприкосновения деталей, появляется посторонний шум.
Признаки поломки ШРУСа известны всем автолюбителям. Главный из них – появление характерного «хруста». Такой звук могут издавать только шарики, которые перекатываются по канавкам, т.
к. имеют слишком большую выработку.Звуковое сопровождение может появляться в любой момент, но обычно это происходит при поворачивании, резком ускорении, преодолении препятствий. Автолюбителям необходимо знать и о других вариантах того, как проверить ШРУС.
Окончательно убедиться в неисправности шарниров, помогут:
- несильные рывки при трогании автомобиля или изменении динамики;
- люфт вала расположенного между ШРУСами при попытках двигать его в различных плоскостях.
Признаки неисправности внутреннего ШРУСа
Как известно, на каждое ведущее колесо конструкция предусматривает по две гранаты – внешний, передающий усилие от полуоси на ступицу колеса и внутренний, который вращает вал от КПП.
Хотя оба ШРУСа – это звенья одной цепи, но внешний выходит из строя гораздо чаще и быстрее. Обусловлено это тем, что нагрузки и углы поворотов шарнира на ступице гораздо больше.
При этом наружный ШРУС меньше по размерам. Описанные выше признаки поломки в больше степени относятся к наружным шарнирам. Для того, чтобы убедить в неисправности наружного ШРУСа, необходимо максимально повернуть руль и начинать движение. Когда угол между полуосями приближается к своему максимуму, неисправный начинает «хрустеть».
Логичным будет вопрос, о том, как проверить внутренний ШРУС, ведь в естественном состоянии очень сложно добиться максимального искривления шарнира. В отличие от наружного, внутренний может подавать звуковые сигналы о неисправности в прямолинейном движении.
Особенно чётко сигнализирует ШРУС о необходимо замены при преодолении ям, канав, сугробов. Изношенный шарнир, конечно, будет иметь значительный люфт при проверке вала рукой, а окончательно убедиться в необходимости замены ШРУСа можно, если приподнять машину на подъёмнике.
Включение первой передачи позволит вращаться колёсам в подвешенном состоянии, когда внутренний ШРУС значительно искривляется. Вот здесь и проявляется тот, ни с чем несравнимый, шарнирный «хруст». А это означает: пора ехать в автомагазин за ремкомплектом, и приступать к его замене.
Как проверить внутренний и наружный ШРУС на исправность
Приводы управляемых колёс автомобиля представляют собой комбинацию из двух шарниров равных угловых скоростей (ШРУС), соединённых валом со шлицевыми окончаниями. Строго говоря, аналогичная конструкция встречается и в заднем ведущем мосту с редуктором в отдельном картере, но диагностики гораздо чаще требует именно передний привод, работающий в более жёстких условиях по углам передачи момента.
Содержание статьи:
- 1 Наружный и внутренний ШРУС: отличия и особенности
- 2 Причины и симптомы неисправности шарниров равных угловых скоростей
- 3 Как проверить наружный ШРУС
- 4 Проверка внутренней «гранаты»
- 5 Чем опасен хруст?
- 6 Можно ли ремонтировать ШРУС или только замена
Процесс определения, какой именно из четырёх работающих там ШРУС изношен или начал разрушаться, обычно затруднён и требует соблюдения точной методики, чтобы избежать лишних затрат времени и средств.
Наружный и внутренний ШРУС: отличия и особенности
Наружным считается шарнир, соединённый со ступицей колеса, а внутренним — расположенный со стороны выхода коробки передач или редуктора ведущего моста.
Оба эти узла отличаются по конструкции, что связано с предъявляемыми к ним требованиями:
- при работе привод в сборе должен изменять свою длину во время смещения подвески от одного крайнего положения по вертикали к другому, данная функция возложена на внутренний шарнир;
- обеспечением максимального угла поворота переднего колеса занимается наружный ШРУС, что предусмотрено при его проектировании;
- внешние шлицы наружной «гранаты» заканчиваются резьбовой частью, на которую накручивается гайка, стягивающая внутренние обоймы ступичного подшипника;
- шлицевое окончание с внутренней стороны привода может иметь кольцевую проточку под стопорное кольцо, или располагать свободной посадкой, удержание вала в картере обеспечивается иными средствами;
- внутренний шарнир в силу своих небольших отклонений по углу иногда выполняется не по классической шестишариковой конструкции, а в виде трипоида, то есть трёх шипов и игольчатых подшипников на них со сферическими наружными обоймами, это прочнее, долговечнее, но плохо работает на значительных углах.
В остальном узлы схожи, оба состоят из корпуса с канавками для шариков или шипов, внутренней обоймы, шлицами сидящей на валу привода и сепаратора, позиционирующего шарики при обкате рабочих канавок.
Причины и симптомы неисправности шарниров равных угловых скоростей
Основной причиной выхода из строя шарнира является износ канавок обеих обойм, сепаратора и шариков. Это может происходить естественным образом, то есть при наличии качественной смазки очень долго, на протяжении сотен тысяч километров пробега или ускоренно.
По теме:
Что такое ШРУС, принцип работы, устройство и возможные поломки
Быстрый износ начинается с попаданием внутрь защитного эластичного чехла абразивов или воды. С такой добавкой к смазке узел живёт тысячу километров или меньше. Дальше начинают проявляться первые признаки неполадок.
При обкатке шариков обе обоймы находятся в точном взаимодействии с минимальными зазорами. Траектории качения и скольжения выверены прецизионно, часто даже путём селективного подбора деталей. Такой шарнир работает бесшумно при передаче любого расчётного крутящего момента и при любых углах из назначенного диапазона.
Как только из-за износа зазоры возросли или геометрия канавок исказилась, в шарнире появляются стуки за счёт выбора люфтов и хрусты из-за локальных подклиниваний. Передача момента происходит с рывками разной степени заметности.
Как проверить наружный ШРУС
Наиболее тяжёлым условием для наружной части привода будет передача большого момента под максимальным углом. То есть если шарнир изношен, то максимального значения люфты и акустическое сопровождение достигнут именно в таких режимах.
Отсюда и методика выявления:
- при движении на небольшой скорости колёса выворачиваются до упора в крайнее положение и выполняется резкий разгон, хруст раздастся со стороны неисправного ШРУС;
- повторением процедуры в обе стороны выводы уточняются, при этом имеется в виду, что угол поворота внутреннего по отношению к траектории колеса больше, чем наружного;
- при сомнениях, автомобиль вывешивается на подъёмнике, все эти действия повторяются, а находящийся под машиной диагност прислушивается уже к конкретным узлам, требуемая нагрузка симулируется одновременным нажатием акселераторной и тормозной педалей.
Окончательный диагноз ставится после снятия привода с машины и отсоединения от него шарниров. Люфты будут хорошо заметны при покачивании наружной обоймы относительно внутренней, износ канавок виден после разборки и удаления смазки, а трещины в сепараторе отчётливо просматриваются на его закалённой поверхности.
Проверка внутренней «гранаты»
При проверке на ходу внутреннего шарнира также необходимо создать для него наихудшие условия работы, то есть максимальные углы. От поворота руля здесь ничего не зависит, поэтому потребуется максимально накренить автомобиль, двигаясь по дуге с большой скорости под полной тягой.
Хруст от внутренней стороны автомобиля относительно траектории будет означать износ внутреннего шарнира именно на этом приводе. Противоположная сторона наоборот, уменьшит угол излома, поэтому хруст там может появиться только от узла, находящегося совсем в критическом состоянии.
Испытание на подъёмнике можно построить примерно таким же способом, нагружая привод тормозами, а углы наклона рычагов подвески изменять с помощью гидравлических подпорок. Заодно достаточно просто оценить наличие люфтов и состояние чехлов. Давно разорванные пыльники с грязью и ржавчиной внутри будут означать, что шарнир подлежит однозначной замене.
Чем опасен хруст?
Хрустящий шарнир долго не проживёт, подобные ударные нагрузки разрушат его нарастающим темпом. Металл устаёт, покрывается сеткой микротрещин и питтинга, то есть выкрашивания рабочих поверхностей дорожек.
Очень твёрдый, но при этом хрупкий сепаратор просто треснет, шарики будут вести себя произвольным образом и шарнир заклинит. Привод будет разрушен и дальнейшее движение автомобиля станет возможным лишь на эвакуаторе, а пропадание тяги на большой скорости ещё и небезопасно.
Одновременно возможно нарушение работы коробки передач, подвергнувшейся ударам со стороны приводного вала.
Можно ли ремонтировать ШРУС или только замена
Практически ремонт ШРУС невозможен из-за высокой точности его изготовления, подразумевающей подбор деталей. Как-то работать собранный из разрозненных частей шарнир сможет, но говорить при этом о бесшумности и надёжности не приходится.
Изношенный узел придётся менять в сборе, поскольку изнашиваются также и шлицевые соединения на валу, после чего узел будет стучать даже с новыми шарнирами. Но это достаточно дорого, поэтому предлагается только изготовителями оригинальных запчастей.
Аналоги могут быть поставлены в виде комплектов из непосредственно ШРУС, пыльника, металлических хомутов и специальной смазки в нужном количестве.
Что такое карданные шарниры и как диагностировать неисправность? — Карданные шарниры Hale’s Automotive
представляют собой небольшой и простой компонент, на самом деле они сильно изменились со времен самых первых автомобилей. Однако на любом транспортном средстве с карданным валом его способность двигаться полностью зависит от наличия карданного вала. Вы часто будете слышать «может быть, это карданные шарниры» в качестве решения, предлагаемого для проблем с автомобилем, но что это такое, что они делают и как узнать, что у вас плохо? У Hale’s Automotive в Мэрион, Иллинойс, есть ответы.
Что это?
Карданный шарнир или универсальный шарнир — это компонент, который соединяет карданный вал с дифференциалом, а иногда карданный вал — с коробкой передач или два карданных вала — друг с другом. Это крестообразная деталь с подшипником на каждом конце, что позволяет карданному валу перемещаться вбок и из стороны в сторону.
Что он делает?
Карданный шарнир позволяет слегка менять положение карданного вала, трансмиссии и дифференциала. Другими словами; карданный вал соединяет трансмиссию с дифференциалом, но это не может быть статическое, прочное соединение. Поскольку дифференциал движется независимо от остальной части автомобиля по местности, трансмиссия и дифференциал не всегда идеально выровнены друг с другом. U-образный шарнир компенсирует движение, удерживая карданный вал соединенным и свободно вращающимся.
Как узнать, что это плохо?
Прежде всего, важно помнить, что плохие карданные шарниры действительно применимы только к заднеприводным автомобилям, грузовикам и внедорожникам. Для техника, который знает, что ищет, неисправность карданного вала очевидна, поскольку она имеет определенные симптомы. Плохой кардан может вызвать лязг или рывки во время движения, особенно при отпускании и нажатии на педаль газа. Плохой U-образный шарнир также может вызывать вибрацию на определенных скоростях, исходящую из центра или задней части автомобиля. Если кардан чрезмерно изношен, вы можете провести простой тест. Удерживая ногу на тормозе, переключите автомобиль на задний ход. Затем переключитесь на драйв. Если автомобиль издает лязгающий звук или вы чувствуете, как он стучит один раз после включения, скорее всего, виноват кардан. По мере износа он не обеспечивает плотного соединения с дифференциалом и карданным валом, что приводит к слишком большому люфту в соединении.
К счастью, кардан — это простая и недорогая починка, и один из наших техников быстро вернет вас в дорогу. Если вам нужно второе мнение о том, плохо ли работает ваш кардан, наши технические специалисты проведут диагностику проблемы до ремонта. Сделайте это раньше, чем позже — если он полностью сломается, карданный вал отсоединится от автомобиля, что может повредить вашу трансмиссию, днище вашего автомобиля и все остальное вокруг него — плюс, автомобиль никуда не поедет, пока это фиксированная. Мы бы не хотели, чтобы это случилось с нашими водителями, поэтому мы хотим заранее обеспечить компетентный ремонт и обслуживание.
Независимо от ваших потребностей в ремонте или техническом обслуживании, мы обеспечим вас. Цель нашей команды — быстро и безопасно вернуть вас на дорогу. Если вам нужна лучшая мастерская по ремонту и обслуживанию в Марионе, штат Иллинойс, позвоните или зайдите в Hale’s Automotive сегодня.
Спасибо, что посетили автомобильный магазин Хейла в Марион, штат Иллинойс. Доверьтесь нашим специалистам по ремонту автомобилей, и они помогут вашему автомобилю, грузовику, внедорожнику или фургону оставаться на дорогах дольше и безопаснее.
Зоны обслуживания: Марион | Картервиль | Карбондейл | Западный Франкфурт | Питтсбург | Джонстон Сити | Энергия | Креал Спрингс | Горевиль | Камбрия | Маканда | Перевозчик Миллс | Галатия | Циглер | и более!
Шаровые шарниры изношены? Вот как это проверить
К ним относятся:
- Неуклюжий или скрипучий шум
- Дрейф в сторону
- Ослабление или шаткость рулевого управления
- Неравномерный износ шин
Как проверить износ шаровых опор?
Возможно, симптомы износа шаровых шарниров развиваются медленно, поэтому какое-то время вы их не замечаете. Но если вы заметили какой-либо из вышеперечисленных симптомов или просто хотели бы перепроверить шаровые опоры, лучше сначала проверить шаровые опоры во время вождения, прежде чем проводить визуальный осмотр.
Как проверить шаровые опоры во время вождения
Проверить шаровые опоры во время вождения очень просто:
1. Прокатитесь на машине
Проедьте на автомобиле по дороге общего пользования с максимальной скоростью и заплатите внимание к двигателю, рулевому управлению и общим характеристикам автомобиля.
На что обратить внимание
Вибрации – когда шаровой шарнир изнашивается, он расшатывается, что может создавать вибрацию, которую вы можете почувствовать сквозь пол или рулевое колесо во время движения.
Рулевое колесо качается влево или вправо – изношенные шаровые опоры приводят к самопроизвольному рывку руля слева направо. Это также может привести к неравномерному износу шин.
2. Проезжайте лежачих полицейских
После проезда на предельной скорости отведите его куда-нибудь с лежачими полицейскими и проедьте на малой скорости. Остановитесь и пройдите несколько раз, и несколько раз повернитесь.
На что обратить внимание
Шум – это может быть лязг или скрип. Стук возникает из-за того, что изношенные шаровые шарниры гремят, когда подвеска перемещается вверх и вниз по дороге. Скрип вызван повреждением резинового чехла, защищающего смазку внутри шарового шарнира, шаровой шарнир начнет скрипеть. Эти шумы становятся тем громче, чем больше изнашиваются шаровые опоры.
3. Поверните руль
Последний шаг – припарковать автомобиль и несколько раз повернуть колеса вперед-назад, прислушиваясь к шуму шаровых опор.
Как проверить шаровые шарниры визуально
После проверки шаровых шарниров во время движения пришло время для визуального и физического осмотра. Прежде чем начать, подготовьте следующие инструменты:
- Домкрат
- Подставки для домкрата
- Фонарик
- Монтировка
- Ключ для гаек
- Деревянные блоки или противооткатные упоры
Визуальный и физический осмотр состоит из следующих этапов:
1.
Проверка износа шинОслабленные шаровые шарниры не могут поддерживать выравнивание подвески во время движения. Это ускоряет износ шин, поскольку резиновый протектор неравномерно касается земли. Если вы заметили размытие (то есть неравномерные пятна износа на шине) или то, что передняя часть колес указывает (например, схождение наружу), есть большая вероятность, что ваши шаровые шарниры потребуют дальнейшего изучения. Однако, если износ шин одинаковый с обеих сторон, то проблема, вероятно, не в ваших шаровых опорах, а в недостаточном накачивании шин.
2. Ослабьте зажимные гайки
Ослабьте зажимные гайки, чтобы они были затянуты вручную. Это позволит вам перемещать колесо вокруг своей оси, не снимая его полностью.
3. Поднимите автомобиль домкратом и установите противооткатные упоры под колеса
Поддомкратьте переднюю часть автомобиля и закрепите его на домкратах. Поместите противооткатные упоры или деревянные бруски под задние колеса, чтобы автомобиль не катился. Это облегчит проверку шаровых опор.
4. Покачайте шину вокруг своей оси
Возьмитесь за верхнюю и нижнюю часть шины и покачивайте ее вдоль оси автомобиля. Если шаровые шарниры работают хорошо, в этом движении не должно быть люфта.
На что обращать внимание
Шум и люфт сверху – указывает на проблему с верхним шаровым шарниром.
Шум и люфт снизу – это говорит о проблеме с нижней шаровой опорой.
5. Снимите колесо
Снимите колесо и с помощью фонарика осмотрите верхний и нижний шаровые шарниры.
На что обращать внимание
Видите ли вы признаки ржавчины, повреждения пылезащитного чехла, утечки смазки или любые другие потенциальные проблемы? Если это так, вероятно, пришло время заменить шаровую опору.
6. Подденьте шаровой шарнир
Используйте монтировку и попытайтесь поддеть нижний рычаг подвески и поворотный кулак (два компонента, соединенные шаровым шарниром).