1:43 Агат ВАЗ / Лада 2010 Такси
Десятой моделью ВАЗа должен был стать седан на базе Самары, ставшей впоследствии «девяносто девятой». Фактически индекс 2110 получил переднеприводный автомобиль второго поколения – автомобиль без имени собственного, который всем известен как «десятка». История зарождения десятого семейства столь же сложна, как и времена, в которые оно появилось.Задолго до выхода трехдверного хэтчбека 2108 разработчикам стало ясно, что на смену откровенно устаревшим Жигулям нужен новый седан. Мнения разделились: одни конструкторы придерживались мнения, что его следует создавать на новой (переднеприводной) платформе, другие видели будущий автомобиль на «классической» агрегатной базе. Перспективная заднеприводная модель получила индекс 2112, и с начала восьмидесятых годов над ней активно работали несколько групп конструкторов и конструкторов. К моменту запуска «восьмерки» в серийное производство мало кто сомневался в преимуществах переднего привода, поэтому к 1985 проект 2112 был закрыт.
Именно в 1985 году начали работать над новым семейством, сразу после закрытия «классического» проекта 2112, но в это время страну начала лихорадить. Перестройка и переход на «хозрасчетную» экономику привели к тому, что инфраструктура и промышленность (в том числе и автомобилестроение!) начали потихоньку разваливаться.
В 1987 году государство стало урезать или даже сокращать финансирование заводов, что в первую очередь ударило по перспективным моделям и выпуску новых продуктов. Именно поэтому «в боли» рождалась не только «десятка», но и модели других заводов — новый Москвич, Таврия, Ода… Так как запуск «десятки» в производство постоянно откладывался из-за банальной нехватки средств, дизайнеры и конструкторы получили возможность доработать автомобиль и «освежить» его с учетом новых тенденций. Возможно, именно поэтому дизайн-проект ВАЗ-2110 был принят только с третьего раза. Параллельно с улучшениями внешнего вида менялось и содержание. В частности, из-за вынужденной паузы к моменту запуска автомобиля в производство на ВАЗе был освоен впрыск топлива, без которого выход на зарубежные рынки в начале девяностых был просто невозможен.Еще при разработке нового седана на заднеприводной платформе конструкторы много внимания уделили аэродинамике, сгладив формы для достижения наименьшего коэффициента аэродинамического сопротивления Сх. Уже во время работы над «десяткой» Сх стал своего рода идеей фикса для конструкторов, которые хотели всеми возможными способами добиться показателя 0,3. Именно поэтому при переходе от нулевой серии прототипов к сотой и особенно к двухсотой машина заметно округлилась – сгладились переходы и линии, благодаря чему действительно улучшилась аэродинамика. Собственно, именно стремление «вылизать» корпус и определило облик «десятки», лишенный каких-либо выступающих элементов. И задние арки оказались такими не случайно: «прикрыв» ими колесную нишу, конструкторам удалось значительно улучшить распределение воздушных потоков (на макетах заднее колесо вообще прикрывалось специальным щитком! ). Правда, при этом силуэт получился довольно своеобразным, если не сказать тяжелым.
С другой стороны, курс на обтекаемость был выбран заводчанами правильно, ведь именно в этом ключе был сделан, например, Автомобиль года 1983 Audi 100. также на Volkswagen Passat B3, и на то были причины. Ведь именно в момент работы над будущим ВАЗ-2110 тольяттинские конструкторы имели возможность внимательно осмотреть предсерийные немецкие автомобили на Дмитровском полигоне, где «немцы» в 1919 году проходили зимние испытания. 86. Очевидно, что появление последних разработок VW и Audi существенно повлияло на имидж «десятки». Как и «восьмидесятка», ВАЗ-2110 получил бочкообразный кузов с мягкими линиями и плавными переходами от объема к объему. Общей «смазливости» способствовали и вклеенные окна, которые впервые на серийном автомобиле в СНГ оказались именно на «десятке».
Однако, работая над проектом 2110, вазовские конструкторы даже успели «изобрести свой велосипед»: на 100-й серии появилось очень любопытное решение компоновки сзади — задние фонари с выходом в багажник. Впоследствии именно это и было сделано на Mercedes W202, который пошел в серию почти десятилетие спустя! Еще одно необычное решение прототипов того периода — форточки в дверях, которые кто-то метко окрестил «сотнями грамм». Они появились из-за того, что нельзя было опускать боковые стекла, так как в угоду аэродинамике они имели сферическую поверхность. Стограммовые окна еще долго оставались на прототипах, вплоть до запуска «десятки» в производство, но из-за отсутствия технологий пришлось вернуться к более традиционной конструкции с гнутыми стеклами и дверями в рамах. Удивительно, что два года спустя, в 1991 такое решение появилось на серийном (!) автомобиле Subaru SVX!
Поскольку по объективным причинам «антилопа не родила», в прессу просочились изображения пластилиновых моделей, и не только советской. Некоторые западные комментаторы по поводу внешности будущей «десятки» 1990 года саркастически подтрунивали — мол, она больше похожа на испорченное изделие кузовного ателье Zagato, чем на советский автомобиль собственной разработки. Справедливости ради следует признать, что «десятка», особенно в районе нижней части дверей, действительно производит впечатление слегка сырого, не готового продукта. Да и задняя оптика выглядит странно — кажется, что ее половинки взяты с разных автомобилей, а ситуацию усугубляли маленькие тринадцатидюймовые колеса с дисками от «восьмерки», которые совершенно не подходили под дизайн «Десятки». Однако всему этому есть объективные причины – «роды» выдались долгими и довольно тяжелыми. Возможно, на окончательный вид автомобиля повлиял тот факт, что его конструктор Владимир Ярцев к тому времени уже эмигрировал из СССР, поэтому доводкой экстерьера занимались другие люди.
Тем не менее, когда новую модель показали сначала в 1993 году в Московском Манеже, а затем через год на Парижском автосалоне, публика отреагировала на премьеру достаточно активно. Ведь «десятка» по меркам того времени выглядела современно и разительно контрастировала с уже приевшимся силуэтом угловатой «зубилки». Спустя почти двадцать лет после начала производства к автомобилям десятого семейства относятся более благосклонно – как говорится, время лечит. ВАЗ-2110 выполнил свою задачу, к тому же стал базой для модели Priora, на которой конструкторы и конструкторы смогли закрепить многое из того, что было на «десятке» по разным причинам, как хотели, в свое время не могли быть сделанный.
Семейство Ваз 2110 состояло из седана 2110, универсала 2111 и хэтчбека 2112. Автомобили имеют бензиновый инжекторный двигатель (8 или 16 клапанов) объемом от 1,5 до 2,0 литров. Некоторые модели оснащены гидроусилителем руля, подушкой безопасности водителя, вентилируемыми передними тормозами, а также электропакетом, иммобилайзером и другим дополнительным оборудованием.
По мере освоения производства новых двигателей стали появляться действительно динамичные и скоростные модификации: ВАЗ-21103 с 16-клапанным бензиновым двигателем мощностью 94 л.с. (максимальная скорость 180 км/ч, а разгон до 100 км/ч за 12,5 с.). Обновление внешности, так называемый рестайлинг, мое личное мнение было применено в полной мере именно на «десятках». Он сам был свидетелем того, как появились новоиспеченные модели: новый капот, передние крылья, бампера, пороги и двери. В салоне: новая накладка на панель приборов, изменился материал обивки дверей и сидений. Вот новые седаны ВАЗ-2110М и 2110Т. Эпоха «десятой семьи» закончилась в 2008 году. С 1996, тираж по выпуску этих автомобилей составил более 1 млн. Как и положено, первой с конвейера сошла Лада-110 (седан), затем Лада-111 (универсал) и Лада-112 (хэтчбек), последняя и самая младшая мелкосерийная Лада-112 Купе. На смену ему пришло новое семейство -Приора, все понимают, что оно создано на базе «знаменитой десятки», но рестайлинг сделал свое дело, и даже дал новое имя, в общем — прощай «десятка».