10 лучших военных джипов в истории
В XX веке война окончательно превратилась в состязание техники. Появление на полях сражений танков перевернуло все представления о тактике ведения боя. Но очень быстро стало понятно, что медлительных гигантов, при всей их разрушительной мощи, недостаточно. Войска требовали разнообразной техники для решения разных задач. За решение этой проблемы примерно одновременно взялись конструкторы нескольких стран и параллельно достаточно быстро создали несколько образцов техники, прекрасно показавшей себя впоследствии на фронтовых дорогах. Сегодня мы представляем вам десятку лучших военных джипов в истории.
Willys-MB (США)
За право производить для американской армии командирские внедорожники в жестокую схватку в 1940 году вступили несколько автомобильных гигантов того времени. Самыми хитрыми оказались представители Willys-Overland Motors, которые умудрились одновременно частично скопировать концепцию конкурентов и произвести наилучшее впечатление на комиссию. У них получился действительно удачный и очень функциональный автомобиль, пригодный для дорог любого качества, обладающий достаточной мощностью и грузоподъемностью. Популярность «виллисов» была огромна, их произвели более 650 тысяч. Из этого количества примерно половину выпустил проигравший конкурс Ford, под индексом GPW, так как производственных мощностей самого Willys-Overland не хватало. Именно Willys-MB стали называть джипом — по одной из версий, от аббревиатуры GP — general purpose, то есть «общего назначения». После войны компания превратила это прозвище в официальную торговую марку, но оно все равно осталось именем нарицательным для всех внедорожников, военных и гражданских. Известно, что характерный плоский капот использовался в войсках союзников и в качестве стола для карт, и как походный алтарь. Не чужой эта машина была и для бойцов Красной армии. Около 52 тысяч автомобилей было поставлено в СССР по программе ленд-лиза и активно использовались в качестве командирских или как тягачи для 45-миллиметровых противотанковых орудий.
- Масса: 1113 кг.
- Клиренс: 220 мм.
- Объем бака: 57 л.
- Максимальная скорость: 105 км/ч.
ГАЗ-64 (СССР)
Первый советский серийный внедорожник имел характерный силуэт за счет отсутствия дверей — их заменяли вырезы. Благодаря этой же особенности на нем при необходимости могло перемещаться целое отделение пехоты. В тесноте, да не в обиде. Ласковое прозвище «козлик», которым наделили автомобиль солдаты, как бы напоминает о тех ухабах, по которым ему приходилось скакать и которые он преодолевал с легкостью. Запускать машину в серийное производство пришлось в экстренном порядке — началась война, и она была жизненно необходима. Хотя в ходе предварительных испытаний и были выявлены некоторые недостатки, но по факту ГАЗ-64 оказался удобен как в эксплуатации, так и в производстве. Все поверхности кузова имели сгибы максимум в одной плоскости, что позволяло ускорить выпуск деталей и сборку. Однако развернуть производство на полную мощь Горьковскому заводу не удалось — от него требовали в первую очередь наращивать количество выпускаемых легких танков и реактивных мин. Так что с 1941 по 1943 год было выпущено всего 672 экземпляра. Зато шасси от ГАЗ-64 стало базой для бронеавтомобиля БА-64, которых с конвейера сошло почти четыре тысячи. Высокую проходимость советского джипа снижал дефицит вездеходных шин с рисунком «расчлененная елка» — их часто заменяли на более узкие протекторы от «эмки». К концу войны ГАЗ-64 преимущественно использовали как артиллерийский тягач.
- Масса: 1200 кг.
- Клиренс: 210 мм.
- Объем бака: 70 л.
- Максимальная скорость: 100 км/ч.
Volkswagen Тур 82 (Kübelwagen) (Германия)
Первые 30 экземпляров универсального военного автомобиля Volkswagen выпустил еще до начала Второй мировой, в 1938 году. Прототип же и вовсе был создан Фердинандом Порше в 1936-м. Для простоты в производстве устройство было максимально унифицировано со знаменитым народным «жуком». Но массовое производство началось уже в ноябре 1940-го. За счет того, что на базе «типа 82» было создано более 30 модификаций различного назначения, именно этот автомобиль стал самым массовым в германской армии. Всего до лета 1945 года выпустили 50 435 экземпляров. Машину использовали с самыми разными целями — от подвоза боеприпасов до эвакуации раненых с поля боя. Модификации учитывали потребности тех видов войск, для которых они производились. Так, например, для африканского театра военных действий на «тур 82» ставились колеса с более широким протектором. Понять принадлежность каждого конкретного автомобиля было легко, бросив один взгляд на номерной знак. Буквы WH на нем означали вермахт, WL — люфтваффе, WM — кригсмарине, а ОТ — Организацию Тодта (военно-строительные силы), рунические молнии — СС. Неофициальное название «кюбельваген» произошло от характерных утопленных сидений-«лоханок» (Kubelsitz), устанавливавшихся из соображений безопасности. Причем со временем оно распространилось вообще на все открытые армейские автомобили, даже те, где «лоханки» никогда не ставились.
- Масса: 1160 кг.
- Клиренс: 290 мм.
- Объем бака: 40 л.
- Максимальная скорость: 80 км/ч.
М151 MUTT (США)
Проиграв в свое время конкуренцию «виллису», компания Ford не теряла надежды создать собственный массовый армейский автомобиль. И после войны компании это удалось. Над машиной, получившей обозначение MUTT (Military Utility Tactical Truck), инженеры Ford работали целых восемь лет. И в 1959 году выдали действительно отличный продукт. Единственным значительным недостатком М151 была неудачная конструкция задней подвески, из-за чего на крутых поворотах машина норовила перевернуться. Но это исправили в последующих модификациях. Новый джип активно использовался американской армией во время войны во Вьетнаме. В 1980-х его официально заменили на более современный «хаммер», но фактически продолжали использовать вплоть до самого конца XX века. Например, американские подразделения использовали М151 во время военных операций в Косово. Особенно его ценили за компактность — джип легко помещался в отсеке грузового самолета С-130 или транспортного вертолета CH-53. Популярен М151 оказался и на внешнем рынке — его использовали и используют более чем в 100 странах. При этом, в отличие от многих армейских вездеходов, М151 MUTT никогда не продавался на гражданском рынке. Министерство обороны официально разъясняло, что считает этот автомобиль «небезопасным для общественного пользования на шоссе» и не отвечающим стандартам безопасности для гражданских транспортных средств.
- Масса: 1070 кг.
- Клиренс: 240 мм.
- Объем бака: 56 л.
- Максимальная скорость: 112 км/ч.
Land Rover Series I (Великобритания)
Этот внедорожник создавался не по заказу армии и вообще рассматривался руководством компании Land Rover скорее как жест отчаяния. После войны дела компании находились не в лучшем состоянии, и в 1948 году ей требовалось срочно создать продукт, который завоюет рынок. Ставка была сделана на простоту, практичность и дешевизну. Так и появился первый автомобиль модели Series. Экономили при его производстве буквально на всем — для корпуса использовали алюминий, который удавалось купить по дешевке у авиазаводов, собирали все на заклепках. Источником вдохновения для британских инженеров и дизайнеров, конечно, выступал все тот же «виллис», но им удалось творчески развить и улучшить достижения американских коллег. Сначала мощную и проходимую машину по достоинству оценили фермеры, а спустя год первую партию для своих нужд заказала армия Соединенного Королевства. Предельная аскетичность салона мало смущала этих клиентов. Series I выпускались до 1958 года, после чего на смену им пришли наследники — Series II и III. В совокупности было выпущено более пяти миллионов автомобилей из этого семейства, и, по данным компании Land Rover, около 70% из них остаются на ходу. В некоторых странах (например, Оман и Тонга) старенькие Land Rover Series до сих пор являются основными армейскими внедорожниками.
- Масса: 1170 кг.
- Клиренс: 210 мм.
- Объем бака: около 60 л.
- Максимальная скорость: 100 км/ч.
ГАЗ-69 (СССР)
Первые опытные образцы этого автомобиля проходили на заводе под кодовым названием «Труженик». Это вполне отражает его предназначение и суть. Усовершенствованный и модернизированный «козлик» пошел в массовое производство с 1953 года. Производство довольно быстро было передано на Ульяновский автозавод, который занимался и разработкой дальнейших модификаций. Основной ГАЗ-69 предназначался для перевозки восьми человек (двое впереди и шестеро — на продольных лавках в кузове). Имелись штатные крепления для установки носилок при перевозке раненого. Модификация ГАЗ-69А называлась «командирской» и была поменьше — она предназначалась для пяти человек, сзади находилось комфортабельное трехместное сиденье. Интересной особенностью ГАЗ-69 было наличие двух топливных баков: один — на 48, второй — на 27 литров. Запасной бак размещался под пассажирским сиденьем, и уровень топлива в нем не отображался на панели. Переключатель между баками находился в ногах у водителя. В модификации ГАЗ-69А сделали единый бак емкостью 60 литров. На базе «козлика» были также разработаны малая амфибия ГАЗ-46, противотанковая реактивная установка 2П26, предназначенная для пуска четырех управляемых ракет комплекса 2К15 «Шмель». За два десятилетия было выпущено более 600 тысяч экземпляров ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Автомобиль успешно экспортировался в 56 стран мира в разных климатических исполнениях.
- Масса: 1525 кг.
- Клиренс: 210 мм.
- Объем бака: 48-60 л.
- Максимальная скорость: 90 км/ч.
Mercedes-Benz G-class W461 (Германия)
Разработка G-класса, прославившего немецкое автостроение, как ни удивительно, была начата по инициативе иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Дело в том, что в 1970-х годах он являлся акционером фирмы Mersedes-Benz. Первые внедорожники нового поколения сошли с конвейера в 1979 году. И сразу же стали сенсацией в мире автопрома. Модель W460 была востребована и гражданскими покупателями, и армией, и спецподразделениями разных стран. Кроме того, в 1983 году французский экипаж на «мерседесе» G-класса выиграл ралли Париж-Дакар. К1991 году 460-я серия была признана устаревшей, и ей на смену пришли машины W-463. Однако параллельно конструкторы Mersedes-Benz создали и специализированную военную модель W461. Особое назначение этой машины подчеркивалось запретом на продажу физическим лицам. А представители юридических лиц обязаны были предъявить «сертификат конечного потребителя» (доказательство потребности в данном транспортном средстве). Немецкий военный внедорожник сразу же получил признание — на экспорт он поставлялся в армии более 20 стран мира. Для удобства транспортировки W461 выпускался в двух вариантах кузова — длинно- и короткоразмерном. Также многие детали, выполненные у гражданских машин в пластике, здесь заменены на прочные металлические аналоги. Хотя модель не выпускается с 2001 года, но многие автомобили до сих пор в строю.
- Масса: около 2000 кг.
- Клиренс: 210 мм.
- Объем бака: 96 л.
- Максимальная скорость: 137 км/ч.
УАЗ-469 (СССР — Россия)
Смена заслуженному «козлику» подоспела в конце 1972 года. Специалисты Ульяновского автозавода постарались, чтобы создать совершенную машину, подходящую для всех типов дорог и любых условий эксплуатации. Новый армейский джип мог перевозить семь человек и 100 килограммов багажа, или двух пассажиров и 600 килограммов. В качестве тягача он способен тянуть прицеп массой до 850 килограммов. Мощную машину оценили не только военные. Специально для гражданских потребителей создали модификацию ГАЗ-469Б, главным отличием которой была более низкая посадка — клиренс составлял «всего» 220 миллиметров. Армейскую же модель существенно модернизировали в 1985-м. Тогда «уазик» получил новую тормозную систему, ведущие мосты повышенной надежности и обновленный двигатель мощностью 80 лошадиных сил. Проходимость и надежность советских машин была доказана испытательным пробегом в августе 1947 года.Тогда три совершенно стандартных «уазика», без всякого дополнительного оборудования, без лебедок и противобуксовочных цепей, смогли достигнуть ледника на горе Эльбрус, расположенного на высоте 4000 метров. Кроме того, на УАЗ-469 была одержана победа в 1978 году в чемпионате Италии по автокроссу. Есть и еще один, довольно забавный рекорд, зафиксированный совсем недавно, в 2010 году. Внутри «уазика» поместились 32 человека, общий вес которых составлял 1900 килограммов. С этой загрузкой машина проехала 10 метров, как полагалось по условиям конкурса.
- Масса: 1650 кг.
- Клиренс: 300 мм.
- Объем бака: 2×39 л.
- Максимальная скорость: 120 км/ч.
HMMWV (США)
Этот автомобиль более известен под своим «гражданским» именем — Hummer. Однако военная модификация называется именно HMMWV — High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle (высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство), или, по-простому, «хамви». Конкурс на спецавтомобиль был объявлен Пентагоном в 1979 году, в 1983 году определился победитель — компания AM General, а в 1985-м стартовало массовое производство. Именно AM-General всегда выпускал военные модели, тогда как гражданские «хаммеры» — продукция General Motors. HMMWV отличается впечатляющими габаритами и мощностью, однако не лишен весомых недостатков. Весомых в буквальном смысле слова — слишком большая масса в некоторых ситуациях отрицательно сказывается на проходимости. Так, на песке тяжелый «хамви» порой становится совершенно беспомощен, что показали боевые действия американской армии в Афганистане и Ираке. Не очень удобными оказались и слишком большие габариты. Зато хорошая бронированность гарантирует пассажирам и водителю безопасность в большинстве ситуаций — люди в HMMWV выживали даже после подрыва на фугасе. С 1985 по 2006 год было создано три поколения «хамви» и около 30 модификаций. Самая интересная среди них — роботизированная машина-разведчик с дистанционным управлением, которая, впрочем, так и не пошла в серию. Последнее время HMMWV перестал устраивать армию США, и ему активно ищут замену.
- Масса: 2676 кг.
- Клиренс: 410 мм.
- Объем бака: 94,6 л.
- Максимальная скорость: 113 км/ч.
Panhard GD VBL (Франция)
Машина, ласково прозванная «бронированной лягушкой», создана в середине 1980-х годов. Кстати, «лягушка» — это не только за внешность. VBL — полноценная амфибия, способная плавать со скоростью 5,4 километра в час. На автомобиль можно устанавливать до 300 килограммов дополнительного оборудования: зенитную или ракетную установку, пулеметы, системы связи и так далее. Существует несколько специализированных противотанковых модификаций, оснащенных управляемыми ракетами. Автомобиль неоднократно использовался в разнообразных конфликтах в Африке, Европе и Афганистане. Поэтому VBL имеет еще одно прозвище — «сараевское такси», полученное во время конфликта в Югославии. После Франции, на вооружении силовых структур которой стоит 1621 машина, самый активный пользователь VBL — это Греция, закупившая 242 машины. Интересовалось перспективой приобретения французских внедорожников и МВД РФ. Переговоры велись в 2010 году, и представители ведомства признавали, что по маневренности и плавучести VBL превосходят российские аналоги — СПМ-2 «Тигр» и СПМ-3 «Медведь». Однако «французы» уступают отечественным машинам по проходимости и бронированию. Возможно, это и стало одной из причин того, что российская полиция так и не пересела на VBL В 2010 году VBL даже собирались начать выпускать в России, на заводе в Нижнем Тагиле. Но уже в 2013-м программа была свернута.
- Масса: 3500 кг.
- Клиренс: 350 мм.
- Объем бака: 96 л.
- Максимальная скорость: 95 км/ч.
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
1141Эволюция армейских внедорожников с 1938 года и до наших дней (28 фото) » Триникси
В начале Второй мировой войны на вооружении армий разных стран стали появляться автомобили совершенно нового класса — внедорожники. Задуманные как легкие авто с высокой проходимостью эти машины со временем превратились в хорошо защищенные транспортные средства с собственным вооружением, которые по сути представляют собой легкие броневики. Эволюцию армейских внедорожников с 1938 года и до наших дней предлагаем проследить далее.Volkswagen Typ 82. Германия. Производился с 1938 года, крупносерийно – с ноября 1940. Масса 0,7 тонны. Бензиновый двигатель объемом 1,2 литра мощностью 25 л.с. Максимальная скорость 60 км/ч. Всего до лета 1945 года было выпущено 50 436 машин.
Dodge WC, США. Производился с 1940 года. Масса 2,3 тонны. Бензиновый двигатель объемом 3,8 л, мощностью 92 л.с. Максимальная скорость 92 км/ч. В различных (в том числе трехосных) модификациях произведено около 255 000 машин. Поставлялись по договору ленд-лиза в СССР, где получили прозвище «Додж три четверти» из-за грузоподъемности в 0,75 тонны.
Willys MB, США. Серийное производство началось в 1941 году. Масса 1,1 тонны. Бензиновый двигатель объемом 2,2 л, мощностью 60 л.с. Максимальная скорость 104 км/ч. С учетом копий Ford GPW выпущено 659 031 автомобилей, из них около 52 тысяч было поставлено в СССР по программе ленд-лиза.
ГАЗ-64, СССР. Выпускался в 1941–1943 годах. Масса 1,2 тонны. Бензиновый двигатель объемом 3,3 литра мощностью 50 л.с. Максимальная скорость 100 км/ч. Выпущено 672 машины – около 1% от поставленных по ленд-лизу «Виллисов», по образцу которых и создавался первый советский внедорожник.
ГАЗ-67, СССР. Выпускался в 1943–1953 годах. Масса 1,32 тонны. Бензиновый двигатель объемом 3,3 литра мощностью 54 л.с. Максимальная скорость 90 км/ч. Произведено всего около 95 тысяч машин, в том числе в годы войны – 4 851. Дальнейшее развитие ГАЗ-64.
Land Rover Series I, Великобритания. Производился с 1948 года. Масса 1,2 тонны. Бензиновый двигатель объемом 1,6 л. мощностью около 50 л.с. В различных модификация Land Rover I, II и III серий состоял на вооружении армий более чем 50 государств мира, а в некоторых состоит и до сих пор.
ГАЗ-69, СССР. Производился с 1952 по 1972 годы. Масса – 1,5 тонны. Двигатель объемом 2,1 литра, мощностью 55 л.с. Максимальная скорость 90 км/ч. Произведено более 600 000 машин. Экспортировался в 56 стран, кроме СССР, производился в Румынии (до 1975 года) и Северной Корее.
M151 MUTT, США. Производился в 1959–1982 годах. Масса 1,07 тонны. Бензиновый двигатель объемом 2,32 литра мощностью 71 л.с. Максимальная скорость 112 км/ч. Произведено более 100 000 машин. Состоял на вооружении в США до 1999 года, в настоящее время используется в армиях нескольких десятков государств.
ЛуАЗ-967, СССР. Производился в 1961–1989 годах. Масса 0,95 тонны. Двигатель объемом 1,2 литра мощностью 30 л.с.
Horch P3, Восточная Германия. Производился в 1962–1966 годах. Масса 1,86 тонны. Двигатель объемом 2,4 литра мощностью 75 л.с. Максимальная скорость 95 км/ч. Состоял на вооружении в Национальной народной армии и пограничных войсках ГДР. Было выпущено около 3000 автомобилей.
УАЗ-469, СССР. Производился в 1972–2010 годах. Масса 1,65 тонны. Бензиновый двигатель объемом 2,5 литра мощностью 75 л.с. Максимальная скорость 120 км/ч. Кроме СССР, собирался на Кубе и во Вьетнаме. Поставлялся в несколько десятков государств.
Volkswagen Iltis, Западная Германия. Производился в 1978–1988 годах. Масса 1,3 тонны. Бензиновый двигатель объемом 1,7 литра мощностью 75 л.с. Выпущено 16 000 машин. С вооружения в Германии снят, в настоящее время стоит на вооружении в армиях Бельгии, Канады и Эстонии.
Mercedes-Benz G-сlass W 461, Австрия/Германия. Выпускается с 1979 года. Масса 2,3 – 2,6 тонны. Широкий диапазон устанавливавшихся двигателей, от 73 до 156 л.с. В настоящее время «служит» более чем в 20 государствах, в том числе в Германии, США, Швейцарии, Канаде, Норвегии, Аргентине, Австралии, Нидерландах, Египте.
HMMWV, или Humvee, США. Выпускается с 1985 года. Масса 2,7 тонны. В начале устанавливался бензиновый двигатель объемом 5,7 литра, но вскоре его заменили на дизель объемом 6,2 литра и мощностью 160 л.с. Вариант с турбонаддувом объемом 5,5 литра имеет мощность 195 л.с. и разгоняет машину до 140 км/ч. Произведено более 280 000 экземпляров HMMWV, которые стоят на вооружении армий примерно 40 государств.
Lamborghini LM002, Италия. Выпускался в 1986–1993 годах. Масса 2,7 тонны. Бензиновый двигатель объемом 5,1л, мощностью 444 л.с. Максимальная скорость 188 км/ч. Всего выпущен 301 автомобиль, в том числе для вооруженных сил Ливии – 100, Саудовской Аравии – 40. Единственный серийный внедорожник компании Lamborghini.
Panhard GD VBL, Франция. Принят на вооружение французской армией в 1990 году. Масса 3,8 тонны. Двигатель мощностью 95 (в более поздних модификациях – до 129) л.с. Максимальная скорость 95 км/ч. Во Франции имеется порядка 1470 машин, в Мексике 1231, в Греции 243, Омане 56, Нигерии 72, Ботсване 64. Кроме этих стран, используется еще примерно десятком государств (Португалия, Грузия, Руанда, Кувейт, Индонезия и др.)
MOWAG Eagle серий I, II (на фото), III. Швейцария. Производится с 1994 года. Масса 5 тонн. Двигатель объемом 6,5л мощностью 159 л.с. Состоит на вооружении в Швейцарии (449 штук) и Дании (36 машин).
Toyota Mega Cruiser, Япония. Производился с 1995 по 2002 годы. Масса 2,9 тонны. Дизельный двигатель объемом 4,1л мощностью 153 л.с. Состоит на вооружении Сил самообороны Японии.
URO VAMTAC, Испания. Производится с 1998 года. Масса от 3 тонн. Двигатель объемом 3 литра, мощностью 166 л.с. Произведено около 4000 штук. Стоит на вооружении в Испании (около 2900 машин), Марокко (1200 машин), Малайзии (85), Румынии (60), Бельгии, Португалии, Гане и Доминиканской республике.
Iveco LMV , Италия. Производится с 2001 года. Масса 6,5 тонн. Двигатель мощностью 185 л.с. Состоит на вооружении в Италии (более 1150 штук), Бельгии, Боснии и Герцеговине, Великобритании, Испании, Норвегии, России, Словакии, Хорватии, Чехии.
RG-32 (на фото модификация RG-32M), ЮАР. Производится с 2002 года. Масса 6,1 тонны. Дизельный двигатель объемом 3,8 литра и мощностью 150 л.с. (в модификации Scout). Максимальная скорость 120 км/ч. Всего произведено около 800 машин, стоит на вооружении в ЮАР (400 машин), Швеции (260), Египте (112), Грузии, Саудовской Аравии, Финляндии, Ирландии, Танзании и силах ООН.
MOWAG Eagle серий IV (на фото), V. Швейцария. Производится с 2003 года. Масса 7–10 тонн (в двуосном варианте). Двигатель объемом 5,9 литра мощностью 250 л.с. Состоит на вооружении в Швейцарии (1 машина у полиции кантона Цюрих), Дании (90), Германии (848 машин в бундесвере и 10 в полиции).
Agrale Marrua, Бразилия. Производится с 2004 года. Масса 1,96 тонны. Дизельный двигатель объемом 2,8 литра, мощностью 132 л.с. Максимальная скорость 128 км/ч. Состоит на вооружении в Аргентине, Бразилии, Парагвае и Эквадоре.
ГАЗ-2330 «Тигр». Россия. Производится с 2005 года. Масса 6,4 тонны. Двигатель объемом 4,4 литра мощностью до 215 л.с. Максимальная скорость 160 км/ч. Состоит на вооружении в России, Армении, Беларуси , Гвинее, Иордании, Казахстане, Китае, Республике Конго, Монголии, Таджикистане, Уругвае.
VLEGA Gaucho, Аргентина/Бразилия. Производится с 2006 года. Масса 2,1 тонны. Дизельный двигатель объемом 3,6 литра, мощностью 130 л.с. Максимальная скорость 120 км/ч. Совместная разработка двух стран, производится в Аргентине. Состоит на вооружении в Аргентине и Бразилии, всего вооруженным силам этих двух стран планируется поставить 1200 машин.
PVP, Франция. Поставляется в войска с 2008 года. Масса 4,4 тонны. Дизельный двигатель объемом 2,8 литра мощностью 160 л.с. Максимальная скорость 120 км/ч (ограничена до 100 км/ч). Состоит на вооружении во Франции (в 2015 году общее число должно достигнуть 1500 штук), Румынии (15), Чили (9) и Того (6 машин).
СРМ-1 «Козак», Украина. Разработан в 2008–2009 годах. Масса 5,5 тонн. Дизельный двигатель объемом 3,0 литра мощностью 176 л.с. 1 машина с начала 2015 года состоит на вооружении Государственной пограничной службы Украины.
Oshkosh L-ATV, США. Выпускается с 2011 года. Масса 6,4 тонны. Дизельный двигатель объемом 6,6 л, мощностью 300 л.с. Максимальная скорость 110 км/ч. Министерство обороны США планирует заменить этими машинами Humvee, потребность только для американских вооруженных сил оценивается в 54 600 автомобилей.
Отсюда
Военные внедорожники стран мира: выпуск 1
У каждой армии обязательно есть типовая утилитарная внедорожная платформа, используемая для разных целей — на ней базируются и медицинские автомобили, и пулемётные гнёзда, и радиолокационное оборудование. Самой известной платформой такого типа был HMMVW армии США, гражданская версия которого — Hummer — регулярно встречается на улицах. А какие ещё утилити-внедорожники используют в мире?
В английской терминологии такой тип автомобиля называется MLUV (military light utility vehicle), то есть «лёгкое военное универсальное транспортное средство». У нас иногда говорят «лёгкий военный внедорожник», хотя это не совсем точное определение. Этот класс появился во времена Второй Мировой, хотя прообразы существовали и раньше. Ранними образцами современных MLUV были, конечно, знаменитый Willys MB, а также Bantam BRC40 и советский ГАЗ-64.
Oshkosh L-ATV (США). Эпоха HMMWV закончилась. В конце 2015 года длившийся почти 10 лет конкурс по замене устаревших Humvee завершился победой внедорожника компании Oshkosh, одного из ведущих мировых производителей военной техники. На сегодняшний день компании заказано 53582 автомобиля на общую сумму 53,5 миллиардов долларов, и это огромный успех, хотя многие грузовики Oshkosh и без того стоят на вооружении армии США. Стоимость одной базовой машины — около $250 000, масса — 6400 кг, скорость — до 110 км/ч, двигатель — 6,6-литровый GM Duramax мощностью 300 л.с. На данный момент существует 4 базовых варианта шасси и более 30 разновидностей в зависимости от назначения.
URO VAMTAC (Испания). Большая часть мировых MLUV всё-таки очень похожа на классический HMMWV. Испанский URO VAMTAC производится с 1998 года; всего построено 4000 таких внедорожников, 2000 из которых служат в испанской армии, а остальные отправились на экспорт в Доминиканскую республику, Гану, Марокко, Малайзию, Пакистан и так далее. Автомобиль в более мощной версии S3 оснащается 6-литровым двигателем Steyr мощностью 188 л.с., разгоняется до 135 км/ч и может нести самое разное оборудование.
Iveco LMV (Италия). Итальянский «Хаммер» разработан компанией Iveco, в первую очередь известной своими грузовиками, но имеющей также большое военное подразделение. Конструкция оказалась настолько удачной, что лицензию у Iveco приобрели несколько компаний из разных стран мира. Например, российский военный внедорожник «Рысь» — это не собственная разработка «КамАЗа», как утверждают многие СМИ, а лицензионный Iveco с доработками. Наиболее успешный экспортный вариант получился с Великобританией: лицензионный Panther CLV стал для Iveco более крупным контрактом, чем, собственно, с армией Италии. На данный момент построено около 3500 экземпляров. Автомобиль оснащён 195-сильным двигателем Iveco F1D, весит 6,5 тонн и разгоняется на шоссе до 130 км/ч.
Hawkei PMV (Австралия). Внедорожник, выигравший конкурс по замене устаревающих Land Rover Perentie, использовавшихся в армии Австралии до 2015 года. Основным разработчиком выступила военная компания Thales Australia, также в создании принимали участие Boeing и израильский Plasan. На данный момент заказана первая партия из 1100 автомобилей для австралийской армии. Название Hawkei происходит от латинского названия змеи Acanthophis hawkei (род смертельные змеи, водятся в Австралии и Новой Гвинее). Автомобиль весит 7 тонн, приводится в движение 268-сильным двигателем Steyr M16 и на данный момент имеет четыре базовых разновидности.
Pindad Komodo (Индонезия). Отвлечёмся от мировых промышленных лидеров. Страны, менее заметные в плане экономики и промышленности, тоже делают свои «Хаммеры». Komodo — основной внедорожник армии Индонезии, разработанный локальной компанией Pindad и поступивший на вооружение в 2012 году на замену покупным Humvee. В зависимости от комплектации внедорожник весит 5800 — 7300 кг, оснащается 200-сильным дизельным двигателем, имеет 7 официальных комплектаций (плюс опции), движется по шоссе со скоростью до 110 км/ч.
10 внедорожников, продержавшихся на конвейере больше 20 лет
Со временем практичные внедорожники привлекли внимание гражданских потребителей. По окончании войны многие заводы, до этого выполнявшие армейский заказ, переключились на выпуск гражданских моделей. Полноприводные автомобили успешно выходили на рынок. Впрочем, в первые послевоенные десятилетия большинство новых внедорожников по-прежнему разрабатывались и производились для нужд армии, но теперь конструкторы стали параллельно с военными разрабатывать и гражданские версии авто. Такие полувоенные-полугражданские модели порой производились без особых изменений конструкции десятки лет.
AUTO.TUT.BY предлагает обзор 10 моделей внедорожников, которые продержались на конвейере более 20 лет.
Jeep CJ-5
Страна производитель: США
Период производства: 1954-1983 (29 лет на конвейере)
Фото: wikipedia.org |
Открывает десятку легендарный Jeep – марка, которая дала неформальное название целому классу полноприводных автомобилей (по одной из версий, в американском армейском жаргоне словом jeep обозначалось сокращение GP: general purpose — общего назначения). Jeep CJ-5 являлся усовершенствованной моделью Willys MB – массового американского внедорожника военного времени. Аббревиатура CJ расшифровывается как Civilian Jeep — «гражданский джип». Модель пятого поколения гражданской версии Jeep вышла на рынок в 1954 году и продержалась на конвейере без малого 30 лет, причем выпуск Jeep CJ-5 продолжался и после появления новых моделей внедорожников Jeep.
С 1986 года автомобили Jeep серии CJ выпускаются под маркой Jeep Wrangler.
Фото: netcarshow.com |
Mitsubishi Jeep
Страна производитель: Япония
Период производства: 1953-1998 (45 лет на конвейере)
Фото: wikipedia.org |
Автомобили марки Jeep выпускались по лицензии во многих странах мира. В 1953 году по договоренности с американской компанией на заводах Mitsubishi был начат выпуск гражданской модели Jeep. За основу был взят Jeep CJ-3 1949 года выпуска. Вначале автомобиль собирался из машинокомплектов, поставляемых из США, но с 1955 года компания Mitsubishi освоила полный цикл производства авто. Кроме классического открытого кузова Mitsubishi Jeep выпускался также в цельнометаллических двухдверных и четырехдверных кузовах. Производство японского джипа продолжалось 45 лет. За эти годы было выпущено около 200 000 автомобилей. Mitsubishi Jeep ушел с конвейера в 1998 году из-за ужесточения японского законодательства относительно выбросов в атмосферу и требований безопасности автотранспорта.
Фото: wikipedia.org |
Toyota Land Cruiser J40
Страна производитель: Япония
Период производства: 1960-1984 (24 года на конвейере)
Фото: silodrome.com |
В начале 1950-х годов японская компания Toyota разработала собственную модель внедорожника Toyota Jeep BJ. Первые джипы поступили на службу в Национальную полицию. В 1954 модели Jeep BJ было решено дать звучное название Land Cruiser – наземный крейсер. В 1960 на конвейер вышел один из самых популярных японских внедорожников — Toyota Land Cruiser серии J40. Из-за своей выносливости и простоты джип хорошо продавался не только в Японии, но и по всему миру. В 1965 Land Cruiser J40 стал самым продаваемым автомобилем марки Toyota в США. Джип выпускался на заводах в Японии в течение 24 лет.
Фото: silodrome.com |
Toyota Bandeirante
Страна производитель: Бразилия
Период производства: 1962-2001 (39 лет на конвейере)
Фото: wikipedia.org |
С 1962 года успешный японский внедорожник Toyota Land Cruiser J40 стал выпускаться на новом заводе бразильского отделения Toyota в Сан-Бернарду-ду-Кампу. Бразильская модель Land Cruiser получила название Toyota Bandeirante. Вначале автомобиль собирался из машинокомплектов, поставляемых из Японии, но с 1968 года все комплектующие для Toyota Bandeirante стали производиться в Бразилии. В 1991 году объем производства джипов резко упал – власти Бразилии сняли многолетний запрет на импорт автомобилей, и рынок заполнили более современные, чем устаревший Bandeirante, модели внедорожников. Последний джип Toyota Bandeirante сошел с конвейера в ноябре 2001.
Фото: carros.cozot.com.br |
Beijing BJ212
Страна производитель: Китай
Период производства: 1965-1989 (24 года на конвейере)
Фото: lunohodov.net |
Удивительно, но почти полный китайский клон советского «козлика» УАЗ-469 — Beijing BJ212 – сошел с конвейера на 7 лет раньше своего прародителя. Производство китайского армейского внедорожника было начато в 1965 году, а советского – в 1972 году. На этот счет существует несколько версий. Согласно одной из них, советские конструкторы поделились с китайскими товарищами чертежами перспективной модели, которая как раз проходила гос. испытания в 1964 году. По другой, Beijing BJ212 – продукт промышленного шпионажа со стороны Китая, что звучит правдиво, потому как советско-китайские отношения в те годы сложно было назвать дружественными.
Как бы там ни было, Beijing BJ212 на долгие годы стал основным джипом Народно-освободительной армии Китая. Внедорожник также поставлялся в дружественные Китаю страны. Постепенно вместе с военными моделями стали выпускаться джипы для нужд народного хозяйства. Часть из них потом перешла в частные руки. С 1989 года на заводе в Пекине выпускается модернизированная версия старого внедорожника — Beijing BJ2020
Фото: chinacartimes.com |
УАЗ-469/ УАЗ-3151
Страна производитель: СССР/Россия
Период производства: 1971-2003, 2010 (33 года на конвейере)
Фото: wikipedia.org |
Серийный выпуск советского армейского джипа УАЗ-469 был начат в 1972 году. Но работы по замене устаревшего ГАЗ-69 начались намного раньше. Первые опытные модели были выпущены еще в 1958 году. Прототип под маркой УАЗ-460 проходил испытания в 1962-63 годах. Первые УАЗ-469 были испытаны в 1964 году. Запуск новой модели на конвейере во многом задерживался из-за доводки модернизированного двигателя УМЗ-451М. В 1985 году проведена модернизация «козлика», автомобилю также присвоен новый индекс УАЗ-3151 согласно отраслевой системе классификации автотранспорта СССР. УАЗ-469 стал символом советского, а позже и российского армейского джипа. Модель «засветилась» во многих фильмах и компьютерных играх на военную тематику.
Изображение: callofduty.wikia.com |
ARO 24 series
Страна производитель: Румыния
Период производства: 1972-2006 (34 года на конвейере)
Фото: wikipedia.org |
Первыми внедорожниками, выпущенными на заводе компании ARO (сокращение от Automobil Romanesk — «Румынские автомобили»), были IMS-57, построенные на базе советского ГАЗ-69. К 1972 году румыны разработали и выпустили собственную модель — ARO 24 серии. В линейке присутствовали двухдверная модель ARO 240, четырехдверная — ARO 244, а также пикап — ARO 243. Большинство выпущенных джипов уходило на экспорт (машины этой марки можно встретить и на дорогах Беларуси), часть продукции поставлялась в румынскую армию и другие силовые ведомства. В 1985 году был проведен рестайлинг моделей серии ARO 24. Выпуск джипов продолжался вплоть до банкротства компании в 2006 году.
Фото: wikipedia.org |
ВАЗ-2121 «Нива»
Страна производитель: СССР/Россия
Период производства: 1977 — наши дни (37 лет на конвейере)
Фото: en.autowp.ru |
ВАЗ-2121 «Нива» один из самых успешных автомобилей в истории советского автопрома. Конструкторы Волжского автозавода впервые решили совместить комфорт легковушки и проходимость внедорожника в одной модели и не прогадали. Новаторский джип оценили во всем мире – около 80% выпущенных машин уходили на экспорт. Партия ВАЗ-2121 была продана в Японию – страну с суровым законодательством относительно импорта автомобилей. За годы производства автомобиль был несколько раз модернизирован, в 1994-м был проведен легкий рестайлинг модели. Выпуск «Нивы» сегодня продолжается под названием LADA 4×4. Всего с конвейера ВАЗа сошло 2 млн джипов этой марки.
Фото: en.autowp.ru |
Mercedes-Benz G-класс W460/461
Страна производитель: Австрия
Период производства: 1979 — наши дни (35 лет на конвейере)
Фото: wallpaperup.com |
Mercedes-Benz G-класса разрабатывался как военный внедорожник, но при этом завоевал большую популярность у гражданских покупателей. Работа над джипом Mercedes-Benz была начата в 1972 году. Новая модель была представлена на автодроме «Поль Рикар» возле Ле-Кастеле на юге Франции в 1979 году, в это же время был начат ее серийный выпуск. Автомобиль сходил с конвейера в двухдверном (W460) и четырехдверном (W461) исполнении кузова. Большинство военных моделей Mercedes-Benz G-класса было доступно для покупки физическими лицами. В 1990-м специально для гражданского рынка была выпущена модель повышенной комфортности W463. Mercedes-Benz G W461 выпускается без перерыва с 1979 года и по наши дни, джип – одна из самых долгоживущих моделей концерна Daimler (дольше производятся только грузовики серии Unimog [^]).
Фото: coches.com |
Land Rover Defender
Страна производитель: Великобритания
Период производства: 1983 — наши дни (31 год на конвейере)
Фото: wikipedia.org |
Land Rover Defender является последней на сегодняшний момент моделью из серии британских внедорожников Land Rover, которая берет свое начало в 1948 году, когда для британской армии был разработан аналог американского Willys Jeep. Выпуск нового джипа начался в 1983 году под маркой Land Rover 90 и Land Rover 110 (цифры обозначали длину колесной базы в дюймах). В 1990 году автомобиль получил свое сегодняшнее название Defender. В 2012 году компания Rover заявила о прекращении производства Defender в 2015 году и о скором выпуске обновленной модели, призванной заменить на конвейере британского «старика».
Фото: cars-data.com |
Военные внедорожники стран мира: выпуск 2
В английской терминологии такой тип автомобиля называется MLUV (military light utility vehicle), то есть «лёгкое военное универсальное транспортное средство». У нас иногда говорят «лёгкий военный внедорожник», хотя это не совсем точное определение. Этот класс появился во времена Второй Мировой, хотя прообразы существовали и раньше. Ранними образцами современных MLUV были, конечно, знаменитый Willys MB, а также Bantam BRC40 и советский ГАЗ-64.
Agrale Marruá (Бразилия). Практически неизвестная у нас компания Agrale — чуть ли не крупнейший южноамериканский производитель сельскохозяйственной, грузовой и утилитарной техники, а также военных машин. Marruá — это семейство MLUV, введённое в эксплуатацию в 2005 году и стоящее на вооружении Бразилии, Аргентины, Эквадора, Ганы, Намибии, Парагвая и Суринама. Платформа универсальная — есть и гражданские версии, и несколько десятков военных. Платформа относительно других машин такого плана лёгкая — 2460 кг со 132-сильным двигателем MWM.
Mowag Eagle (Швейцария). Один из самых тяжёлый броневнедорожников в классе, швейцарский Mowag весит от 7 до 15 тонн в зависимости от комплектации. Это уже четвёртое поколение модели, оно производится с 2003 года и стоит на вооружении Швейцарии, Германи и Дании. Двигатель — 5,9-литровый 250-сильный Cummins ISBe; машина существует в версиях 4×4 и 6×6. Не так давно было представлено 5-е поколение — ещё более тяжёлое и мощное, по сути стоящее на грани перехода от внедорожника к бронетранспортёру.
СПМ-2 «Тигр» ГАЗ-233036 (Россия). Безусловно, подобный внедорожник есть и у России, разработан он Горьковским автозаводом и производится с 2005 года. Строится, правда, не в Нижнем, а в Арзамасе, на Арзамасском машиностроительном заводе. В принципе, его показатели аналогичны основным конкурентам — испанскому URO VAMTAC и итальянскому Iveco LMV — масса 7600 кг, двигатель используется Cummins B205 или «ЯМЗовский», но зато он пошустрее — до 160 км/ч на шоссе. Есть полтора десятка разновидностей для различных целей.
Nimr Ajban (ОАЭ). Nimr — это довольно крупная компания, образованная при сотрудничестве властей ОАЭ и Алжира. В линейке есть бронеавтомобили трёх классов, а младший Ajban — это как раз MLUV. На снимке — машина второго поколения Nimr Ajban 450, всего существует шесть базовых модификаций для различных целей. Машина приводится в движение 6,7-цилиндровым 296-сильным двигателем Cummins ISBe 300, но и весит при этом очень много — 9 тонн, из-за чего не блещет скорость. На данный момент работает в армиях ОАЭ, Алжира и Ливии.
Renault Sherpa II (Франция). И, наконец, «Хаммер» по‑французски, производства «Рено». Автомобиль официально представлен в 2006 году, весит от 7,7 до 9,6 тонн, имеет 215-сильный двигатель и поставляется, помимо Франции, в армия ряда других стран, в частности, в армию Египта, Ливана, Чили. Модель считается одной из самых «проходимых» среди конкурентов, плюс имеет очень высокий показатель движения без дозаправки — до 900 км (в среднем подобные машины имеют дальность от 500 до 700 км).
Как в США разрабатывали первые военные джипы
Первый этап такого «международного сотрудничества» можно назвать секретно-заочным: пока не началась Великая Отечественная война, и в колоннах ленд-лизовской автотехники в СССР хлынул поток уже сформировавшихся и испытанных лёгких американских многоцелевых вездеходов, отодвинувших на задний план все немногочисленные аналогичные советские машины.
Пролог: кто на что горазд?
В Америке прообразом джипов считалась английская 15-сильная легковушка Austin Seven с четырёхцилиндровым 1,25-литровым моторчиком, которую собирало отделение American Austin. Чтобы прижиться на новом рынке, её руководство в 1933 году решило представить военному ведомству США партию двухместных патрульных машин с пулемётами, весивших всего 480 кг и развивавших скорость 80 км/ч. Они прошли военные испытания, доказавшие невозможность их практического использования в реальных боевых условиях.
В 1935-м на месте американского Остина возникла небольшая компания American Bantam, выпускавшая небольшие заднеприводные легковушки и пикапы с четырёхцилиндровыми моторами в 19–20 сил, которые можно было бы использовать в военных целях. После испытаний двух таких машин осенью 1939-го в выводах военной комиссии было сказано: «Подобное шасси не имеет никакого будущего для военных целей».
Летом 1940 года, заключив пари с компанией Bantam, небольшая фирма Crosley, выпускавшая простейшие микролитражки, предложила военным несколько вариантов своих сверхлёгких и компактных двухместных четырёх- и шестиколёсных машин с 12-сильными моторами Waukesha V2 воздушного охлаждения, средними подъёмными колёсами и противопульной защитой.
Одновременно несколько фирм, в том числе Marmon-Herrington, работали над полноприводными вариантами легковых автомобилей, относившихся уже к более тяжёлому классу.
Для военного ведомства США первые неудачи послужили поводом для организации конкурса на лёгкий многоцелевой полноприводный разведывательный автомобиль, достойный серийного выпуска, а 19 июня 1940 года управление Квартирмейстерского корпуса Сухопутных сил США сформулировало основные требования к перспективным машинам с простыми открытыми трёхместными кузовами без дверей и полезной нагрузкой 250 килограммов. Такой автомобиль с колёсной базой 2 032 мм должен был нести 7,62-миллиметровый пулемёт и развивать скорость не менее 80 км/ч. Его собственная масса первоначально оценивалась в 545 килограммов, но впоследствии её довели до 980 килограммов. Через 49 дней прототипы следовало предоставить на военные испытания в форте Holabird, а затем через следующие 75 дней собрать 69 работоспособных машин.
Прототип армейского полноприводного разведывательного автомобиля Bantam-60. 21 сентября 1940 годаЭти нормативы были разосланы в 135 американских компаний, но в установленный срок свою машину представила только фирма Bantam. Это был прототип Bantam-60 Mk-I с бензиновым мотором Continental мощностью 45 л.с., обычной трёхступенчатой коробкой передач и мостами от легковушки Studebaker Champion с шарнирами равных угловых скоростей Spicer. Его упрощённый кузов имел плоское лобовое стекло и округлые передние крылья. В результате Бантам получил добро на изготовление партии из 70 машин, а для других фирм срок предоставления прототипов пришлось перенести на ноябрь.
Испытания прототипа лёгкого трёхместного военного автомобиля Bantam Mk-I
Впоследствии этот Бантам послужил идейной основой кузова советского автомобиля-разведчика ГАЗ-64 «Пигмей».
Ноябрь 1940-го: парад прототипов
Поздней осенью к борьбе за крупный военный заказ подключились компания средней руки Willys-Overland и автомобильный концерн Ford Motor Company. К тому времени уже был готов доработанный и облегчённый вариант джипа Bantam-60 Mk-II, внешне отличавшегося лишь передними прямоугольными крыльями и защитными решётками фар. Для уменьшения собственной массы до 920 килограммов его колёсную базу сократили до 2 007 мм.
Облегчённый армейский автомобиль Bantam-60 Mk-II, выпущенный в количестве 70 единиц
Двухместный джип Bantam Mk-II с крупнокалиберным пулемётом Browning M211 ноября компания Willys-Overland представила свой прототип Quad (Куод — буквально «четырёхколёска»), внешне очень похожий сразу на оба предыдущих Бантама, не считая расширенной решётки радиатора и передних полукруглых крыльев с фарами. На нём использовались серийный бензиновый двигатель Willys 441 мощностью 54 силы и все основные агрегаты и узлы, которыми впоследствии оснащался легендарный джип Willys MB. Главным недостатком Куода являлась возросшая до 1100 килограммов масса — на 120 килограммов выше нормы. Второй опытный образец получил задние управляемые колёса.
Опытный прототип Willys Quad с 2,2-литровым двигателем и выпуклой облицовкой радиатораИспытания автомобиля Willys Quad на полигоне форта Holabird. 13 ноября 1940 годаЗимние испытания лёгкого трёхместного автомобиля Willys Quad. 7 декабря 1940 годаНа начало Второй мировой войны Генри Форд отреагировал вяло, ибо слыл поклонником нацистов и беспокоился лишь за собственную шкуру и судьбу своего автозавода в Германии, поэтому на предложение разрабатывать будущий джип он просто не среагировал. И лишь в начале ноября компания Ford представила свой собранный на скорую руку прототип Pygmy (Пигмей), или Blitz-Buggy (Блиц-багги). На нём впервые появились типично военный четырёхместный кузов с передними прямоугольными крыльями, плоскими панелями капота и решётки радиатора. На Пигмее применялись двухлитровый 42-сильный мотор Ford NNA и ведущие мосты с шариковыми шарнирами Rzeppa от колёсного трактора Fordson, а также трёхступенчатая коробка передач от старой легковушки Ford-А.
Это тот самый Ford Pygmy со страницы американского автомобильного журнала, попавший под советский лозунг «Срочно сделайте наш советский Пигмей».
Он полностью соответствовал техническому заданию и весил 953 килограмма — намного меньше, чем главный конкурент Willys Quad. 23 ноября после сравнительных испытаний, не без протекции «автомобильного короля» Генри Форда, Пигмей был признан победителем конкурса при условии устранения некоторых замечаний.
Пробные заезды автомобиля Ford Pygmy на песчаной трассе и на бездорожье
Заокеанские радости 1941 года
В соответствии с решением военного ведомства выдать всем трём фирмам, участвовавшим в конкурсе, заказы на 1 500 автомобилей в марте 1941-го компания Bantam приступила к изготовлению новой разведывательной машины BRC-40 (Bantam Reconnaissance Car) с характерным армейским кузовом и всеми прежними агрегатами. Её колесная база осталась прежней, колея увеличилась с 1 194 до 1 206 мм, снаряжённая масса возросла до 953 килограммов.
Разведывательный автомобиль Bantam BRC-40 с типовым армейским кузовомАртиллерийская установка Т-2 на шасси Bantam BRC-40 с противотанковой 37-мм пушкой. 1941 годДо 26 июня Бантам собрал 2 580 автомобилей, в том числе 50 экземпляров с четырьмя управляемыми колёсами. Все они проигрывали продукции более крупных компаний, поэтому в конце 1941-го около 600 джипов BRC-40 были отправлены в Советский Союз.
Опытные образцы автомобилей Bantam BRC-40 со всеми управляемыми колёсами
Джип Bantam BRC-40 в голландском военном музее General George MarshallВ начале июня компания Willys-Overland, получившая крупные заказы и существенные государственные дотации, приступила к выпуску доработанного 54-сильного образца Willys MA с новым четырёхместным армейским кузовом и округлой крышкой капота, пониженной решёткой радиатора с выштамповкой WILLYS и плоскими угловатыми крыльями с установленными на них обрешеченными фарами.
Полноприводный джип Willys МА с прежним двигателем от модели Quad. 1941 год
Боевые испытания автомобиля Willys MA в условиях жаркой песчаной местностиВсе основные агрегаты, заложенные в конструкцию Куода, остались на своих местах, поэтому насущная задача сокращения массы машины ниже уровня 980 килограммов решалась путём упрощения второстепенных узлов и уменьшения толщины окраски. Не слишком удачную модель МА выпускали в течение двух месяцев — с 7 июня до 4 августа, а 18 ноября развернулся серийный выпуск её легендарного наследника — самого известного джипа Willys MB.
Сохранившиеся до сих пор армейские автомобили Willys MА
Приведённые здесь американские календарные даты ещё раз подтверждают трёхмесячное лидерство Советского Союза в производстве лёгких армейских машин.
В феврале 1941-го родился модернизированный многоцелевой вариант Ford GP с открытым четырёхместным армейским кузовом в стиле Пигмея, скруглёнными крыльями и общей сварной защитной решёткой радиатора и обеих фар. На нём сохранился прежний тракторный мотор от Пигмея, но появились новые агрегаты трансмиссии: трёхступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная фирмы Warner, а также мосты с более надёжными шарнирами Spicer.
Многоцелевой Ford GP с доработанным кузовом от модели Pygmy и тракторным мотором
Машина Ford GP со всеми четырьмя ведущими и управляемыми колёсамиИ этот вариант весил неоправданно много — 975 килограммов. В общей сложности было выпущено 4 456 машин модели GP, которые в 1942 году заменила версия GPW.
Кстати, по версии концерна Ford Motor Company, происхождению слова «джип» весь мир был обязан автомобилю Ford GP, у которого аббревиатура GP расшифровывалась как General Purpose — «многоцелевой». В то же время в документах военного ведомства она имела другой смысл — Government Passenger — «правительственный пассажирский», то есть выпускавшийся по государственным заказам. Так или иначе, оба сокращения произносились одинаково — «джи пи», а в сокращённом виде — «джип».
Об американских джипах, поставлявшихся в Советский Союз по ленд-лизу, и новых источниках слова «джип» читайте в следующем выпуске.
На заглавной фотографии — боевые испытания автомобиля Willys MA в условиях жаркой песчаной местности.
Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.
В статье использованы только аутентичные чёрно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.
Лучшие военные внедорожники мира
Все армии мира в обязательном порядке имеют так называемые типовые утилитарные внедорожные платформы. Это база для многих машин, от специальных медицинских, до боевых броневиков. Лучшие из таких утилитарных платформ держатся на плаву десятилетиями — мощные, проходимые бронированные монстры, способные перевернуть исход локальной схватки.
Долгое время одним из лучших внедорожников оставался легендарный HMMWV. Но и он уже устарел: на смену пришла гораздо более продвинутая модель, Oshkosh L-ATV.
А вот итальянский Iveco LMV, сработанный по типу того же HMMWV, все еще остается в рядах. Конструкция изрядно улучшена — LMV получился настолько удачным, что лицензию на него приобрели сразу несколько стран мира.
К слову, разрекламированный российский внедорожник «Рысь» является несколько модернизированной лицензией Iveco, хотя многие СМИ ошибочно называют его разработкой «КамАЗ».
Зато СПМ-2 «Тигр» уже наша разработка.
Мощный зверюга оснащен двигателем Cummins B205, который позволяет броневику с массой в 7 600 килограмм развивать на шоссе скорость до 160 км/ч.