Литье или штамповка — что лучше надеть на зиму?
С давних пор автомобилисты спорят по поводу выбора колесных дисков для лета и зимы — кто-то предпочитает классическую «штамповку», а кто-то выбирает только «литье», и единого мнения в этом вопросе нет. В этой статье мы выясним, как ведут себя разные типы колесных дисков в зимних условиях, подробно разберем несколько мифов, и постараемся сделать верный выбор.
Особенности литых и штампованных дисков
Сегодня на автомобили устанавливается два принципиально разных типа колесных дисков — стальные штампованные и цельнолитые (или легкосплавные). Определенное распространение получили кованые диски, но по ряду характеристик они схожи с литыми, поэтому их зачастую рассматривают вместе. Эти диски кардинально отличаются друг от друга конструкцией и характеристиками.
Стальные штампованные диски производятся из нескольких деталей, полученных методом штамповки из листовой стали с определенными характеристиками. Таким дискам присущи все характеристики стали — они довольно прочные, при ударах получают деформации, которые можно выправить, устойчивы к сильно отрицательным температурам, но при этом тяжелые и имеют не самый привлекательный внешний вид. Основное достоинство этих дисков как раз и заключается в сочетании их невысокой цены и высокой прочности.
Литые диски изготавливаются методом литья из легких сплавов (преимущественно — алюминиевых), поэтому они имеют низкую массу и высокую прочность, а главное — привлекательный внешний вид. Однако литые диски обладают недостаточной устойчивостью к ударным нагрузкам — удар может привести не только к образованию сколов или трещин, но даже и к раскалыванию всего диска. Также легкосплавные диски несколько теряют свои прочностные качества при сильно отрицательных температурах. Наконец, литые диски имеют более высокую стоимость, но эта цена вполне окупает все их положительные качества.
Такие различия в свойствах дисков стали причиной спора о том, какие из них лучше использовать летом, а какие — зимой. У обоих типов дисков есть свои приверженцы, однако очень часто выбор дисков производится не по объективным причинам, а только лишь на основании распространенных мифов и предрассудков.
Литые диски
-
Диск колесный литой HYUNDAI Creta,Elantra,I30,I40,Ix35 R17 КС-874 АЧ
8 620 ₽ -
Диск колесный литой HYUNDAI Elantra (15-) KIA Ceed (12-),Cerato (13-) R16 КС-914 Джет Блэк Джек
6 250 ₽ -
Диск колесный литой FORD Focus (11-),Mondeo (07-) R16 КС-737
6 330 ₽ -
Диск колесный литой MERCEDES GLC R18 MR196 GMF
17 790 ₽ Диск колесный литой HYUNDAI Solaris KIA Rio R15 КС-777 АЧ
5 470 ₽-
Диск колесный литой HYUNDAI Solaris KIA Rio R15 КС-861
4 890 ₽ -
Диск колесный литой УАЗ R16 КС-434
7 150 ₽ -
Диск колесный литой FORD Focus,Kuga LAND ROVER Freelander R17 Брайтон Алмаз
8 400 ₽ -
Диск колесный литой TOYOTA Rav 4 (19-) R18 TY341 GMFP
19 450 ₽ -
Диск колесный литой RENAULT Logan (14-),Sandero (14-),Dokker R15 КС-908 Бланш Нео-классик
4 820 ₽
Показать все товары
Штампованные диски
-
Диск колесный УАЗ-3160,3741 металлик (ОАО ГАЗ)
3 060 ₽ -
Диск колесный ГАЗ-3302,Next металлик (ОАО ГАЗ)
3 590 ₽ Диск колесный ВАЗ-2108 эмаль (серебро) ОАО ГАЗ
1 770 ₽-
Диск колесный ГАЗ-3307,3309 ПАЗ-3205 (6 шпилек) без кольца серый (ОАО ГАЗ)
7 570 ₽ -
Диск колесный ГАЗон Next,ПАЗ-3204,HYUNDAI HD120,AeroTown (6.
75-19.5) 6 шпилек (ОАО ГАЗ) 11 080 ₽ -
Диск колесный HYUNDAI HD65,County (5 шпилек) 5.50X16 OE
15 750 ₽ -
Диск колесный ГАЗ-3302,Next,Бизнес усиленный (1250кг) ASTERRO
3 900 ₽ -
Диск колесный КАМАЗ,МАЗ,MERCEDES,SCANIA,MAN,VOLVO (9.00-22.5) усиленный HARTUNG
14 020 ₽ -
Диск колесный КАМАЗ-4308,ПАЗ,HYUNDAI HD120,MAN (6.
75-19.5) 8 шпилек (ОАО ГАЗ) 12 190 ₽ -
Диск колесный КАМАЗ-43114,43118,УРАЛ-43202 (12,00-21) (ОАО КАМАЗ)
18 700 ₽
Показать все товары
Мифы об эксплуатации литых и штампованных дисков зимой
Сегодня принято считать, что традиционные штампованные диски лучше подходят для зимней эксплуатации, чем летние. В пользу этого мнения обычно приводятся следующее доводы:
- Из-за морозов литые диски могут ломаться даже без сильных нагрузок;
- Зимой дороги скользкие, поэтому вероятность бокового удара дисками о бордюры или иные препятствия выше, при этом штампованные диски после удара легче привести в норму, а литые обычно не подлежат восстановлению;
- Под снегом могут скрываться ямы и различные препятствия, при наезде которых литые диски ломаются;
- Литые диски, особенно открытой конструкции (с тонкими «спицами»), забиваются снегом, что нарушает балансировку, а также приводит к интенсивной коррозии тормозных механизмов, ступичного подшипника и других деталей;
- Под действием противогололедных реагентов литые диски подвергаются коррозии, теряют свой внешний вид и характеристики.
Именно по этим причинам многие автомобилисты на зиму устанавливают колеса на штампованных дисках, и мирятся с тем, что автомобиль становится менее привлекательным и теряет некоторые преимущества, которые дают им литые диски (например, снижение неподрессоренной массы, и связанное с этим общее улучшение комфорта и управляемости). Но в действительности смысла в такой замене нет, так как все приведенные выше доводы — это что-то из области слухов, и большинство из них не совсем соответствует действительности.
Как в действительности ведут себя литые и штампованные диски зимой?
Что же в действительности происходит с литыми дисками и автомобилем на таких дисках зимой? Чтобы понять это, нужно подробно разобрать каждый приведенный выше довод «против».
Хрупкость «литья» на морозе. Принципиально этот довод верный — алюминиевые сплавы при сильно отрицательных температурах действительно становятся более хрупкими и ломкими. Однако в действительности автомобили практически не сталкиваются с такими морозами, при которых легкосплавной диск может расколоться при ударе — это возможно только в условиях Крайнего Севера. А даже в Сибири температура зимой редко опускается ниже -40°C, поэтому никакого риска при эксплуатации литых дисков нет.
Боковые удары. Этот довод тоже имеет право на жизнь, однако вспомните — давно ли вы ударялись колесами о препятствия? Такие ситуации бывают крайне редко, а если и бывают, то удары в этом случае не настолько сильные, чтобы повредить диск.
Опасность под снегом. С такими препятствиями можно столкнуться, если только ехать по целине, покрытой не укатанным снегом, однако в реальных городских условиях наехать на скрытую под снегом яму или кирпич практически нереально, потому что на дорогах и во дворах снег укатан и не может провалиться под тяжестью автомобиля. Кстати говоря, этот факт значительно снижает вероятность поломки литых дисков, так как все неровности дорог сглажены утрамбованным снегом. Хотя это, конечно, не относится к городским дорогам, которые регулярно чистятся от снега.
Снег в дисках. Мокрый снег и лед в действительности с одинаковым успехом забивает и штампованные, и литые диски, однако у последних есть преимущество — они обычно имеют такую конструкцию, которая обеспечивает самоочищение во время движения. Это, кстати говоря, облегчает и мойку дисков, и лучшее охлаждение тормозных дисков, что актуально во время гололедов, когда тормоза применяются гораздо активнее.
Коррозия дисков. Этот пункт для современных литых дисков неактуален — они несут на себе очень надежное лакокрасочное покрытие, а многие диски имеют куда более прочное химическое покрытие (например, анодирование). Так что литым дискам реагенты не страшны, чего нельзя сказать о традиционных стальных дисках — они зимой разрушаются гораздо быстрее.
Особо нужно сказать о деформациях дисков. Очень часто сторонники штампованных дисков приводят довод, что эти диски гораздо проще выправить и отремонтировать при повреждении, а литые диски после сильного удара можно будет только выбросить. Однако зимой, как мы уже выяснили, риск ударов не только не повышается, но в ряде случаев и снижается. Кроме того, штампованные диски могут не только деформироваться, но и разбортовываться, доставляя дополнительные проблемы.
Таким образом, не существует никаких реальных причин отказаться от эксплуатации литых дисков в зимнее время. И, вопреки распространенному мнению, «штамповка» зимой не имеют никаких преимуществ перед литьем. Однако здесь нужно сделать важное замечание — это относится к качественным литым дискам, изготовленным с соблюдением всех стандартов и норм. Если же использовать слишком дешевые диски сомнительного качества, то проблем точно не избежать.
Что выбрать для установки в зимнее время?
Итак, какому типу дисков стоит отдать предпочтение зимой? В действительно, ответ очень прост — выбирайте те диски, которые предпочтительнее лично для вас. Если автомобиль летом «обут» в «литье», то на зиму не имеет смысла ставить «штамповку» — никакого положительного эффекта от этой замены не будет. А если автомобиль всегда эксплуатируется на штампованных дисках, то и на зиму «литье», особенно если вы не хотите тратить лишние деньги, ставить нет смысла.
Хотя здесь есть несколько нюансов. В частности, для автомобилей, постоянно эксплуатируемых в условиях Севера, на зиму имеет смысл ставить штампованные диски, которые лучше противостоят суровым морозам.
Также нужно учитывать, что литые диски легче штампованных, поэтому имеют меньшую инерцию. Что это дает? Очень многое: литые диски быстрее затормаживаются или разгоняются, что в условиях гололеда оказывает положительное влияние на управляемость автомобиля, улучшает способность восстанавливать сцепление с дорогой после срыва в занос и т.д. Так что легкие литые диски зимой в целом более безопасны, чем тяжелые штампованные, а этот фактор очень важен.
В любом случае, выбор типа дисков для зимней эксплуатации — личное дело каждого автомобилиста, и только вам решать, во что будет «обут» ваш автомобиль этой зимой.
разница и в чем отличия, сравнение моделей
Главная » Автомобили и транспорт » Запчасти
На чтение 5 мин Просмотров 364 Опубликовано
Выбор аксессуаров для авто считается индивидуальным вопросом, который зависит от личных предпочтений человека.
Содержание
Что такое литые диски
Такие модели часто называют титанами. Их изготавливают из алюминиевого сплава, который отливают в особую форму. В отдельных случаях диски вырезают из цельного алюминиевого листа. Литье отличается привлекательным внешним видом. Оно характеризуется легкостью и высокой прочностью. Небольшой вес помогает сократить расход топлива.
Еще одним плюсом считается простота балансировки. Такие диски считаются достаточно жесткими, потому изначально неплохо держат форму. В отдельных случаях выполнять балансировку вообще не требуется. Также применение литых дисков помогает улучшить управляемость автомобилем.
Титаны способны переносить воздействие пониженных температур. Однако на морозе они становятся не такими крепкими. Если в летнее время поломку можно быстро устранить, то зимой восстановить поврежденное колесо не получится.
Что значит штампованные
Такие модели делают из листового металла, после чего соединяют отдельные фрагменты при помощи сварки и окрашивают их. Эти изделия отличаются более доступной ценой. При этом они считаются более прочными и не так сильно подвергаются деформации. Если на штамповке образуется вмятина, ее легко удается устранить. Еще одним преимуществом считается то, что этот вид дисков легко переносит влияние низких температур.
Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»
Минусом таких моделей считается не слишком привлекательный внешний вид. К тому же штампованные диски характеризуются большим весом, чем литые. При этом не слишком красивый внешний вид удается частично компенсировать колпаками.
Чем отличаются литые диски от штампованных
Литье и штамповка имеют целый ряд отличий. При выборе конкретного варианта стоит учитывать следующее:
- Параметры прочности. Если главным критерием выбора считается износоустойчивость, предпочтение рекомендуется отдавать литым колесам. Алюминиевый сплав, который используют для их изготовления, применяют даже в космической сфере. Штампованные диски не отличаются такой высокой прочностью, как литье. Такие изделия быстрее покрываются ржавчиной. К тому же вмятины на них образуются даже при небольших нагрузках. Потому штамповку приходится чаще менять.
- Дизайн. Для многих людей внешний вид имеет большое значение. Даже авто средней цены будет выглядеть презентабельно, если вместо штампованных дисков поставить литые. Стоит учитывать, что литье бывает массивным и включает много спиц, что идеально подходит для внедорожников. Также встречаются ажурные изделия для спортивных авто.
- Возможность ремонта. Если рассматривать изделия с этой точки зрения, более привлекательным вариантом считаются штампованные диски. Такие изделия могут деформироваться или покрываться ржавчиной, однако их удается быстро восстановить. Для реанимации самых запущенных изделий часто применяют прокат на особых станках, пескоструйную обработку, грунтование и окрашивание. Причем ремонтировать диски удается даже в полевых условиях. Литые колеса меньше деформируются. Если же изделия согнулись, выпрямить их не получится. Если лопнут спицы, это и вовсе потребует полной замены изделия.
- Динамические параметры. Литые диски отличаются меньшим весом по сравнению со штампованными аналогами. Потому для развития требуемой скорости потребуется минимум усилий и времени. Легкое колесо свободнее крутится. Это благоприятно сказывается на аэродинамических параметрах и сокращает расход топлива у авто.
- Стойкость к внешним факторам. Литье характеризуется стойкостью к коррозии. Оно легко переносит контакты с водой даже при наличии трещин и других повреждений на поверхности. Штамповка быстрее изнашивается при повреждении слоя грунтовки. Литые диски могут испортиться только при чрезмерном нагревании при откручивании болтов, неправильных условиях хранения и воздействии большого количества солей, которые входят в состав средств от гололеда.
- Предназначение. Такие колеса прекрасно подходят для эксплуатации в зимнее время года, поскольку они отличаются устойчивостью к морозам. Такие изделия допустимо использовать для передвижения по бездорожью. Литые колеса лучше применять для движения по хорошим дорогам на высокой скорости.
- Стоимость. Если важен этот параметр, стоит выбирать штамповку. Низкая стоимость обусловлена более бюджетным прокатом и простой технологией изготовления.
- Связь с подвеской и тормозами. Для литых колес характерен меньший вес. Потому их использование хорошо отражается на плавности хода и уменьшает уровень шума при езде. Штампованные аналоги легко сгибаются. Потому при интенсивных ударах они принимают большую часть на себя. Если говорить о тормозах, литые диски гарантируют им лучшее охлаждение. Это обеспечивается за счет наличия просвета между спицами. Такой эффект хорошо сказывается на скорости остановки. При этом литые колеса не так надежно прикрывают тормоза. Потому туда могут проникать камни или другие твердые элементы.
Таким образом, при выборе конкретного варианта дисков для своего авто стоит учитывать следующие рекомендации:
- Штампованные диски рекомендуется ставить на зиму.
- Литые колеса характеризуются привлекательным внешним видом, но их нельзя применять для перемещения по бездорожью.
- При покупке конкретного варианта стоит учитывать марку и класс авто.
Выводы
Литые и штампованные диски имеют целый ряд отличий. Разница касается внешнего вида, стоимости, параметров эксплуатации. Эти критерии обязательно стоит учитывать при выборе изделия.
youtube.com/embed/Rx57XAH85A0?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>Оцените автора
Deviate Motoring — Кованые диски и обычаи
Автор: Тони Уотли
Знающий клиент — лучший клиент.
Я получаю много писем от покупателей нестандартных колес, которые спрашивают, в чем разница между литыми алюминиевыми дисками, дисками литьевой формовки, цельноковаными дисками, двухкомпонентными коваными дисками. колеса и кованые колеса из 3-х частей. Я всегда не тороплюсь, чтобы объяснить различия в методах изготовления, так как я предпочитаю обучать своих клиентов, чтобы позволить им выбрать колеса, которые наилучшим образом соответствуют их потребностям.
В основном существует 6 различных методов изготовления колес. Каждый из них отличается по качеству, весу, прочности и цене. Есть плюсы и минусы для каждого типа. Надеюсь, прочитав эту ветку, вы лучше разберетесь в каждом из них.
а. Литой алюминий
б. Поточное формование / ротационная ковка / штамповка
c. Кованый цельный моноблок
d. Кованая двухсекционная сварная конструкция
e. Кованая конструкция из двух частей на болтах
ф. Кованая трехкомпонентная конструкция с болтовым креплением
Литые алюминиевые диски
Это самые дешевые колеса, которые обычно устанавливаются на серийные автомобили. Если вы покупаете колеса, которые стоят меньше тысячи за весь комплект, эти обязательно будут литые диски. Литые алюминиевые колеса создаются путем заливки расплавленного алюминия в форму, имеющую форму колеса. Получается отливка колеса. Некоторая окончательная обработка затем выполняется очистка шероховатой поверхности и наносится краска/отделка.
Плюсы: Самая низкая цена, простота массового производства.
Минусы: Более хрупкие, чем кованые диски. Детали и края спиц не такие острые, как у обработанного кованого колеса. Самый большой вес среди всех типов колесной конструкции. Самое низкое качество. Ограниченное
доступны смещения, приращения ширины, выбор диаметра. Практически невозможно починить, если он треснул или сильно погнулся, то есть безопасно. Поврежденное литое колесо обычно необходимо заменить.
Flow Formed / Rotary Forged / Spun Forged
Колеса Flow Formed начинаются так же, как литые литые колеса, но с избытком материала, остающимся на внешнем краю секции спицы. Процесс литья выше используется только для создания рисунка спиц. Затем отливку колеса помещают в проточно-формовочную машину для формирования сечения бочки. Это делается с помощью высокотемпературных роликов и роликов высокого давления, которые «формируют поток». ствол путем выдавливания внешнего лишнего материала через бочкообразную оправку.
В результате получается более прочный внешний ствол с выровненной структурой зерен алюминия. Поскольку эта секция ствола кованая, ее поперечное сечение может быть намного тоньше, чем у ствола. литой корпус колеса, в результате чего колесо намного легче литого колеса. В результате получается колесо с литыми спицами и барабаном, имеющим механические свойства кованого колеса. Эти вращающиеся кованые колеса прочнее и легче литых.
Плюсы: Низкая цена, легкий вес, более высокая прочность, чем у литых колес.
Минусы: На литой поверхности по-прежнему отсутствуют острые края и детали кованого колеса, обработанного на станке с ЧПУ. Доступны ограниченные приращения ширины и диаметры. Трудно ремонтировать при сильном изгибе или
треснул, из-за тонкой толщины ствола.
Кованые моноблочные колеса
Термин «моноблок» используется во всей отрасли для описания цельных кованых колес. «Моно» означает один, а «Блок» означает, что он был создан из одного блока кованых алюминий. Блок в данном случае на самом деле представляет собой круглый пруток из высококачественного алюминиевого сплава 6061-T6 аэрокосмического качества. Круглый стержень прессуют на огромной кузнечной машине, чтобы выковать колесо. фигурная заготовка. Ковка — это процесс горячей обработки, который помогает выровнять зернистую структуру сплава. В результате получается очень прочный и очень легкий конструкционный материал для колес. Заготовка колеса затем формуют потоком, чтобы создать форму бочонка. После этого заготовка колеса загружается на фрезерный станок с ЧПУ, и там вырезается рисунок спицы.
Плюсы: Обычно самый легкий из методов изготовления кованых колес.
Минусы: Цена примерно такая же, как у дорогой конструкции из 3-х частей. Трудно восстановить, если он согнут или сильно поврежден. Доступны ограниченные диапазоны диаметров/ширин и смещений из-за формы
сырья.
Кованые сварные колеса из двух частей
Кованые колеса начального уровня, поскольку их цена немного ниже, чем кованых колес из трех частей. Центры начинаются как заготовки из кованого алюминия 6061-T6. сплав, а узоры спиц изготовлены на фрезерном станке с ЧПУ. Обруч колеса также изготовлен из кованого алюминиевого материала. На двухсоставном колесе центр просто приваривается к обручу на тыльная сторона колеса. Некоторые производители также предлагают литые алюминиевые центры для снижения стоимости. Однако качество и вес литых центров не так хороши, как у кованых центров.
Плюсы: Самая низкая цена на кованые диски. Тот же вес, внешний вид и качество, что и у трехсоставных колес. Доступен большой диапазон смещений / возвратов.
Минусы: Доступны ограниченные приращения диаметра/ширины из-за установленных размеров ствола. Невозможно легко хромировать или красить кромку, так как ее нужно приваривать. Сложнее
отремонтировать погнутую кромку по сравнению с колесом из трех частей, так как необходимо вырезать центр и приварить новый обруч.
Кованые двухкомпонентные опорные колеса с болтовым креплением
Они сконструированы так же, как двухсоставные сварные опорные колеса, описанные выше, но используют обруч с уже установленным болтовым кольцом. Вместо того, чтобы приваривать центр к обруч, он просто прикручен болтами. Это наименее распространенный метод изготовления кованых колес, поскольку обручи, как правило, стоят дороже, чем простые сварные обручи. Некоторые производители также предлагают литые алюминиевые центры, чтобы снизить себестоимость. Однако качество, прочность и вес литого центра не так хороши, как у кованого/обработанного центра.
Плюсы: Кромки можно легко хромировать или красить, так как сварка не требуется. Легче заменить обруч, когда он погнётся.
Минусы: Доступны ограниченные приращения диаметра/ширины. Немногие марки колес предлагают этот тип конструкции. Стоимость примерно такая же, как у тройника.
Кованые колеса из трех частей
Кованые колеса из трех частей обычно являются самой дорогой конструкцией колеса, в основном из-за трудозатрат на сборку и используемых компонентов. Колеса состоят из трех основных частей; в центр, обруч с внешней кромкой и обруч с внутренним бочонком. Эти три части скреплены рядом болтов по периметру. Высокотемпературный силикон RTV используется для уплотнения между двумя обручами. Некоторые производители также предлагают литые алюминиевые центры для снижения стоимости. Качество, прочность и вес литого центра не так хороши, как у кованого/обработанного центра, однако. Различия в ценах обычно указывают на то, используются ли литые или обработанные центры.
Плюсы: Доступны самые разные варианты ширины, действительно идеальные варианты. Легче всего ремонтировать колеса, если кромка погнута или повреждена, так как обручи легко заменить. Легко красить
или кромка из хромированной пластины, так как сварка не требуется. Задний обруч и внешний обруч могут иметь разный цвет, так как это две разные детали. Самая высокая стоимость перепродажи подержанных колес.
Минусы: Самая дорогая конструкция кованого колеса. Силиконовый уплотнитель RTV может быть поврежден неопытными установщиками шин, что приведет к утечкам.
Спасибо, что прочитали. Надеюсь, это поможет вам узнать о различиях, пока вы покупаете и сравниваете марки колес и цены. Не стесняйтесь задавать любые вопросы По поводу конструкции колеса буду рад помочь.
-Tony
Литые алюминиевые диски
Обычно различают стальные диски и легкосплавные диски. В ободах из легкого сплава используется только алюминий и магний. Магниевые диски в обычных автомобилях встречаются крайне редко из-за их высокой стоимости, а главное, низкой коррозионной стойкости.
Колеса: стальные и алюминиевые
Основное преимущество литых алюминиевых колес перед стальными — возможность получения разнообразного дизайна, высокой точности размеров, оптимальных статических и динамических механических характеристик.
Снижение веса алюминиевых дисков по сравнению со стальными является одним из их преимуществ, но зачастую не решающим. В некоторых случаях вес литых алюминиевых дисков равен или лишь немного легче стандартных стальных дисков простой конструкции.
Алюминиевые диски: литые или кованые
Большинство алюминиевых дисков изготавливаются литыми или коваными. Небольшое количество дисков, в основном для «элитных» и спортивных автомобилей, изготавливаются из нескольких составных частей и по смешанным технологиям, включающим методы литья, ковки, штамповки, штамповки, прокатки, сварки и др.
Литые алюминиевые диски
Когда речь идет о литых дисках, обычно имеют в виду только АЛЮМИНИЙ е легкосплавные диски. Стальные диски изготавливаются не методом литья, а штамповкой, а диски из магниевого сплава используются только из соображений эксклюзивности автомобилей, указанных выше.
Рисунок 1 – Литой обод
Литье алюминиевых колес
Для производства алюминиевых колес с использованием различных методов литья. Метод литья алюминия зависит от качества отливки колесного диска, внешнего и внутреннего. Выбор метода литья в основном определяется качеством микроструктуры литья (например, пористостью), применяемыми типами алюминиевых сплавов и режимами термической обработки. Все это определяет не только прочность и надежность колес, но и влияет на уровень качества их внешнего вида.
Основные способы литья колес
Основные способы литья, которые применяются при изготовлении колес, следующие:
- Литье под низким давлением — основной метод;
- кокильное литье — применяется реже;
- Литье с противодавлением — еще реже.
Иногда применяют технологию, сочетающую литье, ковку и штамповку.
Литье в кокиль
Вообще говоря, литье под давлением, когда металл впрыскивается в форму, предпочтительнее, чем простая заливка в нее под действием силы тяжести. Однако гравитационное литье под давлением до сих пор является достаточно актуальным процессом литья для производства колес. Гравитационное литье дешевле, его применяют в основном тогда, когда не гонятся за похудением, а хотят получить оригинальный дизайн. Так как процесс заполнения формы зависит только от силы тяжести, то структура отливки обычно имеет больше дефектов (например, пористость), что и получается при литье под давлением. Поэтому диски, отлитые в металлическую форму, обычно имеют больший вес, чтобы обеспечить требуемую прочность.
Литые диски под низким давлением
Большинство легкосплавных дисков изготавливаются методом литья под низким давлением (рис. 2). Метод литья под низким давлением использует относительно низкое давление (около 2 бар) для того, чтобы добиться быстрого заполнения формы и получить более плотную микроструктуру, а, следовательно, и лучшие механические свойства, по сравнению с литьем под давлением. Кроме того, эта технология также обеспечивает несколько более высокую производительность (рис. 3).
Рисунок 2 — Колеса алюминиевые, изготовленные методом литья под низким давлением
Рисунок 3 — Схема литья колес под низким давлением
Другие способы литья колес
Помимо классического метода литья под низким давлением используются многочисленные технологические варианты, которые оптимизированы для производства колес. например, получить еще более легкие и прочные колеса, когда используется специальное оборудование, обеспечивающее литье под высоким давлением.
Полые колеса
Интересной новой разработкой является запатентованный метод «воздух внутри технологии» компании BBC. Его основная идея заключается в использовании конструкции из полых камер обода и спиц вместо цельного металла. В результате получается более легкое колесо с лучшей динамикой и комфортом вождения. Эта технология включает дополнительные операции литья, такие как формование и сварка.
Рисунок 4- Диски алюминиевые с полыми элементами,
изготовленные по технологии «Air-Inside»
Контроль качества легкосплавные диски
Каждый литой диск подвергается рентгеноскопическому контролю, а затем обычно подвергается термообработке и механической обработке. После этого поверхность диска подвергают специальной подготовке под покраску и наносят краску или защитное покрытие. Затем образцы статистической выборки дисков проходят трехмерный контроль размеров, проверку динамической балансировки, испытания на усталость и ударную вязкость.
алюминиевые сплавы требования для колес
Материалы для колес должны соответствовать ряду требований, которые могут противоречить друг другу.
Литейный сплав должен иметь хорошие литейные свойства:
- идеальное заполнение формы,
- металл не прилипает к форме,
- Минимальная склонность к горячему растрескиванию и усадке.
Материал должен обладать
- высокой способностью противостоять механическим воздействиям (пластичностью, ударной вязкостью).
Материал обода должен иметь
- высокую коррозионную стойкость как в нормальной, так и в соленой атмосфере.
ROM материал должен иметь
- высокую усталостную прочность.
Алюминиево-кремниевые сплавы для колес
В соответствии с данными требованиями для изготовления колесных дисков применяют доэвтектические алюминиево-кремниевые сплавы с содержанием кремния от 7 до 12 %. Эти сплавы также содержат различное количество магния, чтобы обеспечить хорошее сочетание прочности и пластичности. Кроме того, эти сплавы имеют низкое содержание железа и других примесей.
Алюминиевый сплав AlSi11Mg
До 80 лет в Германии и Италии применялся близкий к эвтектическому составу сплав AlSi11Mg с содержанием кремния 11-12 %. Этот сплав имеет очень хорошие литейные свойства, особенно в отношении заполнения форм и минимальной усадки. С другой стороны, химический состав алюминиевого сплава не обеспечивает достаточно высоких показателей прочности и предела выносливости, которые позволили бы дополнительно снизить массу обода колеса.
Рисунок 5 – Литой обод колеса из алюминиевого сплава AlSi11Mg
Алюминиевый сплав AlSi7Mg0,3 (А356)
В настоящее время стандартом для изготовления легкосплавных колесных дисков является литейный алюминиевый сплав AlSi7Mg0,3, более известный как Alloy A356, с дополнительным модифицирующим стронцием. Впервые этот сплав используется для изготовления колесных дисков во Франции, при этом термическая обработка не применялась.
Однако преимущество именно этого сплава AlSi7Mg0,3 в том, что он термически упрочняющий, и позволяет придать дополнительную прочность дискам. В США и Японии этот сплав с самого начала применяли с термической обработкой Т6, то есть в состоянии после закалки и искусственного старения.
Термическое упрочнение алюминиевых дисков
На графиках модели 6 представлена зависимость прочностных свойств сплава AlSi7Mg, модифицированного натрием, от содержания магния. Прочностные характеристики сплава AlSi7Mg0,3 дают наилучшее сочетание усталостной прочности и относительного удлинения. С увеличением содержания магния усталостная прочность существенно не возрастает, относительное удлинение значительно падает.
Рисунок 6 – Прочность на растяжение, предел текучести, относительное удлинение и усталостная прочность отливки из алюминиевого сплава AlSi7Mg-T6
Аналогичные исследования проводились для различного содержания кремния. Установлено, что с увеличением содержания кремния снижается пластичность сплава, особенно при малых скоростях отверждения в местах утолщений. Тем не менее, сплавы с содержанием кремния 11-12 % продолжают применяться в случаях повышенной текучести, когда необходим расплавленный алюминий.