Самодиагностика автомобиля: Самодиагностика автомобиля: особенности считывания кодов, принцип работы – Самодиагностика систем автомобиля | Россия АВТО

Содержание

Самодиагностика автомобиля: особенности считывания кодов, принцип работы

 

 Усталость от «корявых» рук горе-мастеров на СТО уже настолько накопилась в обществе, что создание современных систем стало глотком свежего воздуха. Точное определение неисправности путем компьютерной диагностики делает возможным быстрый, а главное – эффективный ремонт транспортного средства. Кроме этого, в современных машинах на выручку приходят так называемые системы самодиагностики. Их задача – своевременное информирование водители об имеющихся неполадках в системе и необходимости принимать срочные меры.

Check Engine

Речь идет, конечно же, об индикаторе Check Engine, который для многих автолюбителей стал символом надежности. Любая критическая неисправность тут же фиксируется системой, и водитель видит сигнал на панели приборов. Подобные системы были и раньше, но они принимали вид обычных светодиодов, которые располагались прямо на устройствах управления.

Полная диагностика производится в процессе завода двигателя. Если тест прошел нормально – лампочка контроля гаснет. В случае обнаружения проблем – остается гореть. Если неисправность проявляется во время движения, то индикатор обязательно загорается и сигнализирует водителю о необходимости принимать меры. Иногда, если проблема самоустранилась, индикатор гаснет самостоятельно, но ошибка в памяти сохраняется. При этом желательно не затягивать с посещением СТО, ведь проблема может проявиться в самый непредсказуемый момент. В дальнейшем может понадобиться более детальная компьютерная диагностика.

Особенности систем самодиагностики

Все системы самодиагностики на автомобилях имеют одинаковый принцип действия (хотя конструктивно может отличаться). Есть блок управления, в задачу которого входит считывание основных параметров с датчика автомобиля (причем в разных режимах работы – во время пуска, на холостом ходу, в период прогрева, торможения и так далее).

Показания датчиков различаются – они бывают динамическими, то есть меняющимися во времени (контроль происходит в режиме онлайн) или статическими (дискретными). У статических показаний есть пороговое значение – сигнал определенного уровня. Что касается динамических показаний, то они передают действующий параметр, надежно контролируя его по верхнему и нижнему диапазону. Какой бы ни была диагностическая система, она обязательно сохраняет коды ошибок и выдает их при необходимости.

Работа системы самодиагностики во многом зависит от упомянутых выше показаний датчиков. Если они дискретные, то реакция системы происходит только на отсутствие электрического контакта, то есть водитель получает сигнал о неисправности контролирующего органа. Сверка динамических показателей происходит по другому принципу – с учетом таблиц, которые хранятся в памяти устройства. Но по сути, любой из датчиков в процессе работы проверяется, как на пределы измерения, так и на качество электрического контакта. В противном случае самодиагностика автомобиля была бы далеко не полной. При этом ошибка может иметь два основных вида – отсутствие сигнала от датчика или же выход за конкретно заданные параметры.

Состав системы и особенности фиксации событий

В состав системы управления зачастую входит несколько основных блоков: для мотора — Engine Control Module (в некоторых машинах — Engine Control Unit), для подушек безопасности транспортного средства — Air Bag Supplemental Restraint System (сокращенно SRS), для коробки-автомат —  Electronic Automatic Transaxles, для антиблокировочной системы – ABS и так далее. Как видим, каждая система и жизненно важный узел автомобиля находится под полным контролем.

Сложность заключается в том, что система самодиагностики автомобиля при многообразии датчиков, должна давать унифицированный сигнал, то есть в одном стиле. Обязательно указывается номер (код) ошибки системы. В дальнейшем он сохраняется в долговременной памяти устройства, а сама система осуществляет ряд корректирующих действий, если, конечно, подобное предусмотрено программой устройства.

Накопленные за время эксплуатации коды ошибок можно в любой момент считать при помощи специального прибора – сканера. Часто данная работа делается вручную. Для этого достаточно перевести систему в режим указания кодов самодиагностики. Полученные данные анализируются, и принимается решение по дальнейшим мероприятиям – ремонту конкретного узла или проведении дополнительной компьютерной диагностики.

Стоит отметить, что ряд важных параметров двигателя не всегда фиксируется системой самодиагностики. Даже считывание кодов не дает возможности четко диагностировать неисправность и приняться за ее устранение. Да и сам автомобиль – очень сложное устройство, состоящее из многочисленных узлов, работа каждого из которых зависит от целого ряда параметров. В итоге небольшая проблема может привести к «высыпанию» множества кодов, которые не смогут четко дать ответ на причину проблемы.

В такой ситуации единственным выходом видится более глубокий анализ при участии квалифицированного специалиста. Точный диагноз устанавливается после проведения ряда дополнительных проверок, которые позволяют убедиться в актуальности того или иного кода. К примеру, многие проблемы возникают из-за забывчивости водителя или его неосторожности. Если забыть подсоединить разъем или повредить какой-то участок электропроводки, можно не рассчитывать на точные показания.

Многие автомобильные компьютеры способны фиксировать в памяти информацию от датчиков даже в нормальном режиме работы. Такая информация используется для дальнейшего улучшения эксплуатационных характеристик и повышения работоспособности устройства. Если обнулить систему, то упор делается на показатели, внесенные производителем по умолчанию. Через время компьютер снова набирает необходимые параметры и продолжает контролировать процесс. Не стоит удивляться, если во время «переобучения» системы самодиагностики возникают легкие перебои в работе авто, к примеру, повышается расход топлива или появляется некоторая нестабильность в холостых оборотах. Не стоит переживать, данные симптомы быстро уходят (через 30-50 км), как только компьютер запомнит несколько циклов вождения

Вывод

В любом случае перед окончательным определением диагноза должна проводиться полномасштабная компьютерная диагностика автомобиля. Только она дает четкий ответ на характер и причину поломки.


  • Главная
  • Статьи
  • Самодиагностика автомобиля: особенности считывания кодов, принцип работы

Самодиагностика систем автомобиля | Россия АВТО

Визуальное считывание кодов ошибок микропроцессорной системы управления двигателем

Почти каждый автомобиль, оснащенный электронной системой управления двигателем, также имеет еще и систему самодиагностики.
В случае, если какой-либо из датчиков выдает на компьютер показания, отличные от предусмотренных основной программой — запускается аварийная, при этом на приборном табло автомобиля загорается контрольная лампочка сигнализации о возникшей неисправности «CHECK ENGINE» («CHECK» или с изображением двигателя). Однако, когда показания от этого датчика вернутся в пределы, предусмотренные основной программой, — компьютер задействует основную программу и двигатель начнет работать в обычном (штатном) режиме. В этот момент лампочка «CHECK ENGINE» — гаснет, но не смотря на это в память компьютера будет занесен код возникшей неисправности. Эта система очень удобна для диагностики случайных сбоев в работе двигателя.
Прочитать коды неисправностей, записанные в память, можно как с помощью компьютера, так и непосредственно с помощью контрольной лампы «CHECK ENGINE».

Для того, чтобы с помощью контрольной лампы «CHECK ENGINE» просмотреть коды ошибок, зафиксированные в памяти системы управления японских автомобилей, — необходимо с помощью перемычки замкнуть между собой контакты «Е1» и «ТЕ1» диагностического разъема. Маркировка выводов разъема обычно нанесена на его корпус.

Для того, чтобы с помощью контрольной лампы считать коды, зафиксированные контроллером типа ITMS-6F (устанавливается на автомобили ВАЗ-21213) — необходимо замкнуть между собой контакты «A» и «B», а после этого включить зажигание.

В случае, если по какой-либо причине невозможно определить назначение контактов в колодке диагностического разъема, автор книги «Ремонт японских автомобилей (Записки автослесаря)» Корниенко С.В. (Москва, 2004, Изд-во «АСТ») предлагает воспользоваться пробником (лампочка на 12 вольт с присоединенными к ней проводниками), замкнув один провод на корпус автомобиля, а вторым по очереди касаться всех «бесхозных» разъемов. Когда вы попадете на «ТЕ1», то при включенном зажигании лампочка на щитке приборов с изображением двигателя погаснет и начнет выдавать код записанной неисправности. При перемыкании выводов «E1» и «ТЕ1» выключается режим диагностики не только блока ER, но и некоторых других блоков.

Использование лампы на 12 В позволит вам избежать короткого замыкания в силовых цепях электрической сети автомобиля. Также, следует отметить, что контрольная лампа не обязана загораться при касании контакта «ТЕ1», бывает достаточно всего лишь понизить уровень потенциала (напряжения) на нем, что бы блок диагностики перешел в режим индикации зафиксированных неисправностей.

Считывание кодов ошибок производится после установки вышеуказанной перемычки и включения зажигания, путем визуального фиксирования количества вспышек контрольной лампы «CHECK ENGINE» (находится на приборной панели автомобиля). Имейте ввиду, что у разных автомобилей диагностический разъем может находиться как в моторном отсеке, так и в салоне автомобиля.

Каждый код система управления повторяет три раза, после чего переходит к отображению следующего кода.
Код «12» система самодиагностики отображает следующим образом: сначала происходит одна (1) вспышка лампы «CHECK ENGINE», затем — пауза, далее — две вспышки (1+1=2) разделенные более короткой паузой, после этого следует длинная пауза, а далее данный диагностический код повторяется еще два раза — аналогичным образом.

Код «12» — это всего лишь код начала диагностики, который означает лишь то, что система диагностики функционирует, однако если он не индицируется — это свидетельствует о неисправности системы самодиагностики, которую следует устранить.
Несколько сложнее произвести считывание кодов ошибок на автомобилях фирмы «Nissan», так как контроллер располагается в труднодоступном месте (под креслом переднего пассажира либо в районе передней стойки со стороны пассажира), а считывание кодов осуществляется по светодиодам, размещенным на самом блоке контроллера.

Для того, что бы более полно описать процесс считывания диагностических кодов на автомобилях фирмы «Nissan» ниже приведен фрагмент из книги «Ремонт японских автомобилей (Записки автослесаря)» (Автор: Корниенко С.В. Москва, 2004, Изд-во «АСТ»):
«… В автомобилях фирмы «Nissan» для того, чтобы опросить память блока EFI, его надо сначала «добыть». Он будет находиться с левой стороны, под сиденьем пассажира, или в левой передней стойке. В металлическом корпусе самого блока есть отверстие, через которое видны два светодиода: красный и зеленый. Рядом есть ручка (под отвертку), которой выбирают режим проверки. Алгоритмы всех операций у разных моделей машин несколько отличаются друг от друга, но смысл и коды в общем-то одинаковы.

Перед началом диагностики надо убедиться, что ручка выбора режима повернута до упора против часовой стрелки. Теперь процедура диагностики, рекомендуемая для ранних моделей автомобилей с двигателем серии «СА». Включите зажигание. Убедитесь, что оба диода светятся, если нет, значит, где-то обрыв питания. С помощью плоской отвертки поверните ручку выбора режима по часовой стрелке до упора. По очереди должны высветиться коды 23, 24, 31. Если появятся еще какие-нибудь коды, запишите их. Красный светодиод обозначает десятки, зеленый — единицы. Код 23, например, выглядит так: два раза моргнул красный светодиод, потом три раза — зеленый. Потом пауза, и выводится код 24, снова пауза — и код 31. Затем, если в машине все исправно, следует длинная пауза и снова те же коды 23, 24, 31 и так далее, до бесконечности. Нажмите и отпустите педаль газа. Должны появиться коды 24 и 31. Если появится еще какой-нибудь код, запишите его. Запустите двигатель. Должны появиться коды 24 и 31 но не обязательно, может остаться только код 31. Если появится еще какой-нибудь код, запишите его. Включите-выключите кондиционер. Должны появиться коды 44 и 24, или только код 44. Другие коды запишите. Выключите двигатель. Стирание памяти производится при включенном зажигании и при повороте ручки от упора до упора, с выдержкой в крайних положениях не менее 2-х секунд. Снятие аккумулятора может очистить память далеко не сразу. Блок EFI у «Nissan» около суток все помнит и без аккумулятора. Но не у всех двигателей этой фирмы диагностика такая простая. Например, у двигателя VG 30Е процедура самодиагностики гораздо сложнее. Там те же два светодиода и та же ручка, но действовать надо по-другому.

Порядок диагностики:

1.Убедитесь, что селектор выбора режима повернут против часовой стрелки до упора.

2.Включите зажигание.

3.Поверните селектор выбора режима по часовой стрелке до упора.

После этого должны вспыхнуть один раз одновременно оба светодиода, затем — длинная пауза. Если вы за это время повернете селектор выбора режима обратно против часовой стрелки, установится режим 1, если этого не сделать, через несколько секунд светодиоды вспыхнут два раза подряд, и опять будет пауза, в течение которой вы можете установить, повернув селектор, режим 2. После паузы следуют три вспышки подряд, снова пауза и четыре вспышки, потом пауза и пять вспышек, и все повторится сначала: одна вспышка — пауза -две вспышки — пауза — три вспышки и т.д. Во время паузы вы можете поворотом селектора оставить тот или иной режим, и компьютер будет непрерывно выдавать по очереди все коды, которые в этом режиме у него есть. Если вы не выведете его из этого режима, когда они закончатся, он начнет, после длинной паузы, выдавать их снова с низшего номера кода до верхнего и т.д.

  • Режим 1 — проверка датчиков выхлопных газов.
  • Режим 2 — проверка состава топливной смеси.
  • Режим 3 — самодиагностика (вызов памяти).
  • Режим 4 — проверка различных включателей (холостого хода, стартера и т.д.).
  • Режим 5 — диагностика в настоящий момент (режим реального времени).

Иногда удается увидеть окошко для светодиодов, не снимая блока EFI, но, может быть, придется проделать это, используя зеркальце и лежа на полу в салоне автомобиля….».

В то же время, считать коды неисправностей узлов многих современных автомобилей — возможно только с помощью компьютера, оснащенного специальным адаптером типа K-L-Line (например контроллер Bosh MP7.0) или K-Line.

Также следует отметить, что контролер «Siemens» S113717120 (устанавливался на автомобиль «Святогор») — имеет контрольную лампу «CHECK ENGINE», однако не имеет системы самодиагностики.

Очистить память компьютера от кодов, накопившихся в ней за время эксплуатации автомобиля посредством отключения питания компьютера, например, сняв на 15-30 сек клемму с аккумулятора. Такая выдержка времени перед подключением аккумулятора обусловлена тем, что у компьютеров в цепях питания стоят сглаживающие конденсаторы, от которых компьютер может продолжать функционировать после прекращения внешнего питания на протяжении вышеуказанного времени, а в некоторых компьютерах информация может храниться даже более суток.

Оригинал статьи: http://avto-diagnostika.narod.ru/self_diagnostics.html

Материал с сайта: car-work.ru

Большинство автопроизводителей закладывает в свои авто недокументированные процедуры диагностики электронных компонентов автомобиля, без специального диагностического прибора — т.е. автомобиль обычно можно продиагностировать «подручными» средствами, обычно замыканием перемычки в разъеме диагностики и считыванием кодов неисправностей в виде вспышек лампы MIL (check engine). Ниже, мы постарались выложить процедуры самодиагностики для множества разнообразных автомобилей.

Самодиагностика автомобилей большинства мировых производителей (описание процедуры диагностики без доп. оборудования и расшифровки кодов ошибок) в формате Adobe PDF — скачать по клику ( в разделах подробно описаны процедуры самостоятельной диагностики (самодиагностики) и расшифровки кодов неисправностей конкретного автомобиля — качайте безопасно с нашего сайта.):

Введение в самодиагностику

Словарь технических терминов

Процедуры тестирования

Тестирование элементов

Alfa Romeo

Audi

BMW

Citroen

Daewoo

Daihatsu

Fiat

Ford

Honda

Hyundai

Isuzu

Jaguar

Kia

Lancia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Peugeot

Proton

Renault

Rover

Saab

Seat

Skoda

Subaru

Toyota

Vauxhall-Opel

Volkswagen

Volvo

Самодиагностика автомобиля на панели приборов — Рамблер/авто

С помощью специальной системы диагностики на приборной панели можно быстро и точно определить, с чем связана поломка вашего авто.

Но такая опция доступна только современным автомобилям (импортным и отечественным). Учитывая данные, которые выводятся на панели, можно в считанные часы устранить неисправности. Такая возможность окупается быстро: нет необходимости посещать СТО, тратить дополнительные средства за техническую и компьютерную диагностику. При желании, владелец авто может запустить скрытый механизм панели управления и вывести нужные данные, которые помогут справиться с поломкой.

Механизм самодиагностики. Определенно, но серьезные поломки в двигателе, КПП или поломки в навесном оборудовании, с помощью самодиагностики самому устранить не получиться. Ее функциональное назначение — выявление перегоревших лампочек, проблем в работе электросистемы, разряженного аккумулятора, простейших неисправностей. Нет смысла платить за устранение этих неисправностей автослесарю на ближайшем ремонтном пункте.

Возможности самодиагностики несколько шире, чем кажется на самом деле. Она пригодиться не только для владельцев нового автомобиля, но и для тех, кто покупает транспортное средство на вторичном рынке. От ее исправной работы не скрыть неполадок в системе безопасности и нарушенный автоматизм датчиков ABS. Также система выдаст информацию о состоянии тормозных колодок, наличие или отсутствие подушек безопасности. Такую систему актуально запустить перед покупкой подержанного автомобиля. Если в результате покупатель узнает о замене отдельных аэрбегов, стоит отказаться покупки такой машины. Сигналы на приборной панели подают знак владельцу о перегоревших лампах, так как выявить такие поломки сразу не удается возможным.

Запуск системы самодиагностики. Быстрого и универсального метода по запуску системы самодиагностики нет. Для каждой модели авто она индивидуальна. На иномарках такую систему включить несколько сложнее, чем на авто отечественной сборки. По схеме, запуск системы начинается с зажатия кнопки при выключенном двигателе и системе зажигания. Таким образом, сбрасывается суточный пробег машины. На некоторых марках автомобилей такой кнопки не предусмотрено. В таком случае следует нажать на боковую кнопку сверху на подрулевом переключателе.

Владельцам автомобилей Honda нужно знать, что включение системы диагностики у них происходит по-другому. Она заключается в зажатии кнопки, которая сбросит суточный пробег, а ключ зажигания переводят в верхнее положение и одновременно включают и выключают свет ближних фар. Осуществив эти манипуляции, ключ ставят во второе положение вновь, отключают фары. В заключении три раза нажимают на кнопку сбрасывания пробега.

Итог. Отлаженная работа авто с функцией самодиагностики будет зависеть от умения владельца быстро и точно ее запускать. Если подобного навыка еще нет, следует внимательнее изучить правила эксплуатации вашего транспортного средства. Простые манипуляции помогут не только без затрат выявлять неисправности автомобиля, но и сделать это своевременно. Исправный автомобиль это, в первую очередь, залог безопасности на дороге.

Видео дня. Москвичей просят жаловаться на грязь в салонах такси

Читайте также

Функции системы самодиагностики двигателя | Автомобильный справочник

 

Самодиагностика (иногда называемая бортовой диагностикой) это система, которая постоянно держит под наблюдением сигналы различных датчиков и исполнительных механизмов системы управления двигателем (СУД). Эти сигналы сравниваются с их контрольными значениями, которые хранятся в памяти бортового компьютера. О функции системы самодиагностики двигателя, мы и поговорим в этой статье.

 

 

Что такое самодиагностика двигателя

 

Набор таких контрольных значений может быть разным в разных автомобилях и их моделях. Он может в себя включать верхние и нижние допустимые границы контролируемых параметров, допустимое число ошибочных сигналов в единицу времени, неправдоподобные сигналы, сигналы, выходящие за допустимые пределы и др. При выходе сигнала за пределы контрольных значений (например, сопротивление цепи стало равным нулю — короткое замыкание) блок электронного управления (БЭУ) квалифицирует это состояние как неисправность, формирует и помещает в память соответствующий код.

Ранние конструкции систем диагностики были способны формировать и хранить лишь небольшое число кодов. Современные системы в состоянии генерировать и хранить 100 и более кодов и способны еще увеличить это количество по мере того, как программное обеспечение бортовых компьютеров научится выделять новые сбойные ситуации.

Например, в одной диагностической системе все неисправности в какой-то цепи определяются одним кодом. В другой, более совершенной системе, разным неисправ­ностям в этой цепи будут соответствовать разные коды, что поможет быстрее найти неисправный элемент и устранить неис­правность. Возьмем для примера цепь датчика температуры охлаждающей жидкости. В самой простой системе при неисправности в этой цепи появится единственный код — неис­правность цепи в целом. Более совершенная система сможет уже указать, что произошло — короткое замыкание или обрыв цепи. Наконец, в дополнение к коду неисправности может быть зафиксировано, например, такое сопут­ствующее обстоятельство как состав рабочей смеси. В системе управления двигателем с обратной связью, которая поддерживает состав рабочей смеси близким к идеальному, неисправность датчика температуры может вызвать выход состава смеси за допустимые пределы, а это вызовет, в свою очередь появление новых кодов. Во избежание появления слишком большого числа кодов, которое затруднит поиск неисправности, БЭУ перейдет в режим с ограниченным управлением («limp home» — «хромай домой»).

По мере совершенствования БЭУ под его контроль будет попадать все большее число элементов и параметров, которые должны фиксироваться системой диагностики. Эта книга посвящена, в основном, проверке систем, относящихся к двигателю. Однако в таблицах кодов неисправностей, которые приводятся во всех главах, будут упомянуты и коды прочих неисправностей, которые выявляет БЭУ, относящиеся, например, к кондиционеру воздуха или к автоматической трансмиссии.

 

 

Недостатки систем диагностики двигателя

 

Системы диагностики еще не достигли такого идеального состояния, при котором можно было бы полностью положиться на их информацию. Ведь код не может появиться в тех случаях, когда для каких-либо датчиков или состояний программным обеспечением не предусмотрена соответствующая обработка информации. Так, системой диагностики не охвачены механические повреждения двигателя, вторичная цепь зажигания и др. Вместе с тем, побочные эффекты, порож­даемые, например, утечкой вакуума или неисправностью выпускного клапана могут вызвать проблемы с составом смеси или холостым ходом, которые приведут к появлению соответствующих кодов. Таким образом, при появлении таких кодов придется проверить многие системы двигателя, чтобы обнаружить истинную причину неисправности.

Заметим также, что код указывает только на неисправную цепь. Например, код, указывающий на неисправность цепи датчика температуры охлаждающей жидкости, может означать неисправность самого датчика, либо связанных с ним проводов, либо электрических разъемов.

Диагностические системы некоторых автомобилей могут фиксировать случайные сбои, а на других автомобилях системы таких сбоев не фиксируют. В некоторых системах коды неисправностей сбрасываются при выключении зажигания. В таких случаях для обнаружении неисправности надо быть особенно внимательным.

Код неисправности, как правило, позволяет опытному механику быстро найти и устранить отказ. Вместе с тем, отсутствие кодов еще не означает отсутствие неис­правностей, поэтому, несмотря на наличие системы самодиагностики, следует тщательно соблюдать обычные правила технического обслуживания автомобиля.

Ложные сигналы

 

Нарушения в работе вторичной цепи системы зажигания и в других электрических цепях могут вызвать помехи радиочастотного диапазона, которые способны нарушить работу БЭУ или вызвать появление ложных диаг­ностических кодов. Нарушение работы БЭУ, в свою очередь, может вызвать неправильное управление двигателем.

 

 

Предельные уровни сигналов датчиков

 

Если сигнал датчика остается в заданных пределах, даже если контролируемый им параметр из этих пределов вышел, код неисправности не появится. Например, если датчик температуры двигателя перестал реагировать на изменение температуры, но при этом его сопротивление осталось в пределах запрограммированных границ, неисправность зафиксирована не будет.

Логическое определение неисправности

 

Программное обеспечение новейших диагностических систем стало более изощренным и способно проследить изме­нение напряжения или тока за определенный промежуток времени. Если сигнал датчика не претерпевает ожидаемого изменения, будет зафиксирован код неисправности.

Системы более ранних конструкций в любом случае зафиксировали бы неис­правность, если контролируемый сигнал вышел за допустимый уровень. При этом не учитывались обстоятельства, при которых возникла неисправность и состояние других цепей. Современные системы принимают во внимание сигналы от нескольких логически связанных элементов и могут сопоставлять их друг с другом. Если, например, обороты двигателя возрастают, дроссельная заслонка полностью открыта, а датчик расхода воздуха не регистрирует нарастание потока, значит датчик неисправен и БЭУ сформирует код его неисправности.

 

 

Световой сигнал неисправности

 

Многие автомобили оснащены световым сигналом о неисправности, который обычно расположен на приборной панели (см. рис. «Световой сигнал неисправности, расположенный на приборной панели» ; надпись на световом табло “CHECK ENG” означает «проверь двигатель»). В некоторых случаях световой сигнал в виде светодиода располагается на панели БЭУ. При включении зажигания световой сигнал загорается. Это означает, что цепь сигнализации и сама лампочка исправны. После пуска двигателя лампочка гаснет и не загорится до тех пор. пока система диагностики не зафиксирует неисправность. При появлении неисправности лампочка загорается и остается включенной, пока неисправность не будет устранена. Если неисправность исчезла, лампочка погаснет, но код неисправности останется в памяти БЭУ, пока его не удалят оттуда принудительно. При возникновении некоторых, не очень серьезных неисправностей световой сигнал может не загораться, хотя код неисправности и в этом случае заносится в память.

На некоторых автомобилях такой световой сигнализации нет, поэтому на них приходится время от времени опрашивать БЭУ с помощью считывателя кодов или мигающего светодиода о наличии или отсутствии неисправностей.

Быстрые и медленные коды

 

Коды, сохраняемые в памяти БЭУ бывают «быстрые» и «медленные». Медленными называют коды, которые воспроизводятся системой с небольшой скоростью, так что их возможно прочесть с помощью мигающего светодиода или сигнальной лампочки на приборной панели. Быстрые коды воспроизводятся в цифровой форме с высокой скоростью и их нельзя прочесть с помощью мигающей лампочки. Для извлечения таких кодов необходим специальный прибор — считыватель кодов.

Другие функции диагностической системы

 

Объем, формат и способ прочтения диагностической информации определяет производитель автомобиля. Если программой, которую ввел в БЭУ производитель, не предусмотрено получение какой-то информации, то эту информацию и не удастся получить никаким образом.

Кроме чтения и стирания кодов неисправностей через диагностический разъем обычно можно выполнить следующие дополнительные операции:

  • Проверку цепей исполнительных устройств;
  • Настройки элементов;
  • Кодирование БЭУ;
  • Получение текущей информации;
  • Выполнение функции «путевой рекордер».

 

Однако не все перечисленные функции могут быть выполнены разными системами. Для выполнения большинства дополнительных операций требуется использование считывателя кодов.

 

 

Чтение кодов неисправностей

 

Коды неисправностей можно извлечь из БЭУ через выходной разъем (последова­тельный порт), подключив к нему подходящий считыватель кодов, либо вручную, при помощи соответствующей процедуры, имеющей свои характерные особенности для каждой конкретной системы (такой способ был основным в ранних моделях; в современных моделях ручной способ, как правило неприменим).

Считыватель кодов или сканер

 

Профессиональный инструмент, исполь­зуемый для извлечения кодов неисправностей из диагностических систем автомобилей, носит название «считыватель кодов». Иногда этот прибор называют «сканером». Первый термин чаще употребляется в европейских странах, тогда как второй происходит из США. Принципиальной разницы между этими терминами нет и оба термина взаимоза­меняемы, поэтому мы в этой книге будем пользоваться обоими, отдавая все же преимущество европейскому варианту «считыватель».

Ручная процедура извлечения кодов («мигающие коды»)

 

Некоторые ранние модели диагности­ческих систем предусматривали ручное извлечение кодов. Этот метод хорош тем, что не требует сложного оборудования, но, вместе с тем, он работает очень медленно, число кодов в нем ограничено, а процесс извлечения сопряжен с большой вероятностью ошибок. Обычно в таких системах процесс считывания запускается перемыканием определенной пары контактов в диагностическом разъеме.

 

 

Затем начинается считывание кодов, которые воспроизводятся вспышками сигнальной лампочки на панели приборов, либо вспышками специального светодиода на корпусе БЭУ. Получаемые таким образом коды носят название «мигающих кодов» (см. рис. «Воспроизведение 2-раэрядного кода неисправности с помощью сигнальной лампочки или светодиода» ). Сосчитав вспышки и обратившись к таблице кодов (такие таблицы приводятся в конце каждой главы), можно определить вид неисправности. Некоторые системы не оснащены сигнальной лампочкой или светодиодом — в этих случаях для считывания кодов можно использовать переносной светодиод или даже просто аналоговый вольтметр.

Удаление кодов из памяти

 

По мере совершенствования систем диагностики способы удаления кодов из памяти БЭУ менялись. В середине 80-х годов коды не хранились долго и при выключении зажигания сбрасывались. Затем память БЭУ подключили к аккумулятору минуя замок зажигания, что позволило сохранять коды при выключенном зажигании. Обычно коды в таких системах удаляются с помощью считывателя кодов (СК), однако в некоторых системах предусмотрено и их ручное сбрасывание, например, путем отключения БЭУ от аккумулятора или размыканием разъема БЭУ. В современных БЭУ память имеет свой источник питания, так называемое энергонезависимое питание, что позволяет сохранять коды и при отключенном аккумуляторе. В таких системах удалить коды можно только с использованием считывателя (см. рис. «Обычный пользовательский считыватель кодов» ).

Коды обязательно надо удалить, если выполнилась проверка или замена элементов системы управления двигателем. Часто бывает возможно удалить коды неисправностей, используя процедуру, подобную чтению кодов.

Тестирование элементов и исполнительных устройств

 

Считыватель кодов можно использовать для тестирования проводов и компонентов в цепях некоторых исполнительных устройств. Например, с его помощью можно активизировать клапан управления холостым ходом. Если клапан активизировался, значит его цепь исправна. Обычно доступны для активизации и тестирования с помощью считывателя кодов цепи топливных форсунок, реле, датчиков и исполнительных устройств системы выхлопа, а также другие цепи и системы. Бывает возможным также протестировать сигналы некоторых датчиков. Например, можно проверить датчик положения дроссельной заслонки, полностью ее открыв, а затем полностью закрыв. Если трек потенциометра имеет дефект, то считыватель покажет неисправность.

 

 

Ручная проверка датчиков и активизация элементов

 

Обычно активизация элементов может быть выполнена только с помощью считывателя кодов. Однако в некоторых системах предусмотрена возможность выполнять проверки без этого прибора. В тех случаях, когда такие проверки возможны, процедуры проверок будут описаны в соответствующих главах.

Регулировки систем

 

В большинстве современных двигателей невозможно выполнить какую-либо подстройку системы холостого хода или опережения зажигания. Вместе с тем, в некоторых системах ранних конструкций такие регулировки предусмотрены. Примерами могут служить автомобили Ford с системой управления EEC IV, Rover 800 SPi и более ранние модели Rover с системой MEMS. В этих автомобилях возможна регулировка системы холостого хода и зажигания с использованием считывателя кодов.

Кодирование БЭУ

 

В некоторых системах предусмотрена возможность кодирования БЭУ для выполнения различных операций. Обычно эта функция доступна только дилеру, уполномоченному производителем. Кодирование позволяет привести БЭУ в соответствие с параметрами конкретного данного автомобиля.

Получение текущей информации

 

Текущая информация — это сигналы, которыми обменивается БЭУ с датчиками и исполнительными устройствами в данный момент. Такие данные могут быть отображены на дисплее считывателя кодов. Эта функция особенно полезна для быстрой проверки подозрительного датчика или исполнительного элемента.

Проверка может быть выполнена на разных оборотах двигателя и при разных значениях температуры. Например, проверку сигнала датчика температуры двигателя можно начать при холодном двигателе, а затем наблюдать его изменения в процессе прогрева. Любые погрешности в работе датчика станут совершенно очевидными.

Конечно, сигналы датчиков можно наблюдать и с помощью осциллоскопа или цифрового мультиметра (тестера), подключая прибор к соответствующей цепи. Однако использование для этих целей считывателя кодов значительно проще и удобнее. Некоторые считыватели кодов можно подключить к обычному персональному компьютеру и занести в его память все интересующие Вас процессы. Затем с помощью подходящего программного обеспечения можно снова просмотреть всю записанную информацию.

Функция «путевой рекордер»

 

Некоторые системы самодиагностики способны фиксировать и сохранять значения параметров в процессе работы двигателя. Параметры записываются в цифровой форме в виде серии «мгновенных снимков» или кадров. Если неисправность появляется случайным образом и снова исчезает, ее причину бывает очень трудно обнаружить. В этом случае «мгновенный снимок» параметров работы двигателя в момент появления неисправности может сильно облегчить ее обнаружение.

Для выполнения такой записи надо подключить считыватель кодов к диагностическому разъему и вывести автомобиль на дорожные испытания. В самом начале испытаний системы самодиагностики следует перевести в режим «путевого рекордера». Система самодиагностики начнет записывать «мгновенные снимки» через определенные короткие интервалы времени. Поскольку память системы самодиагностики ограничена, число таких снимков не может быть бесконечным. При возникновении неисправности следует нажать кнопку на считывателя кодов, тогда в памяти сохранятся несколько кадров до и после появления неисправности. Затем, вернувшись в гараж, можно не торопясь просмотреть эти кадры с записями и найти решение проблемы.

Следует заметить, что функцией «путевого рекордера» обладают не все системы самодиагностики и считыватель кодов. В следующей статье я расскажу о поиске неисправностей.

 

РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ:

Самодиагностика автомобиля — особенности считывания кодов

Режимами работы двигателя в новых автомобилях управляет электронная система, состоящая из программно-аппаратных средств. Благодаря им мотор автомобиля в любой момент времени работает в оптимальных параметрах, расходует меньше углеводородов и выпускает меньше вредного двуокиси углерода.

Аппаратная часть системы управления двигателем состоит из микропроцессора и датчиков, позволяющих осуществлять контроль за необходимыми показателями работы агрегата. Программная часть представляет собой исполняемую программу, в которую заложены оптимальные данные для работы мотора и которая управляет непосредственно системой впрыска. В процессе выполнения она сравнивает данные полученные с датчиков с начальными и если есть недопустимые отклонения, то записывает код ошибки и выдает на дисплей приборной доски сигнал. В зависимости от марки автомобиля сигнал может быть разным. В основном мигает надпись «Check Engine», просто «Сheck» или начинает мигать значок двигателя. Такая процедура проверки получила название самодиагностики (или самостоятельная диагностика) системы управления двигателем. При появлении «Check Engine» так же запускается аварийная программа, которая будет выполняться до устранения неисправности. После того как значения датчиков приходит в норму, сигнал на приборной доске исчезает, а система управления двигателем работает по основной программе. Все возникающие коды ошибок во время работы двигателя записываются в память, и их можно считать и посмотреть, что же происходило с двигателем или другой системой.

Существует два способа считывания кодов самодиагностики. Первый способ заключается в подключении к диагностическому разъему сканера, с помощью которого на экран можно вывести не только коды возникающих ошибок процедуры, но и посмотреть их описание. Но сканер не каждый имеет, в основном такие устройства покупают автомастерские или люди занимающиеся ремонтом самостоятельно. Второй способ по считыванию предоставляет сама электронная система автомобиля. В этом случае вышеупомянутый сигнал «Check Engine» будет количеством миганий показывать визуально код ошибки.

Теперь разберемся конкретнее, как произвести чтение кодов самодиагностики. Для того чтобы включить их показ, необходимо на диагностическом разъеме закоротить перемычкой контакты E1 и TE1, это для импортных автомобилей. Для наших отечественных транспортных средств, например ВАЗ-21213 включение отображения осуществляется замыканием контактов A и B. После установки перемычки необходимо завести машину.

Система отображения кодов следующая: каждый код повторяется три раза, самым первым идет код 12, обозначающий, что самодиагностика удачно прошла инициализацию. Если 12 не проходит, значит с системой произошла поломка и считать ошибки не получится. После прохода инициализации последовательно выдаются записанные коды ошибок. Одно мигание «Check Engine» означает цифру 1, например, для отображения кода 14, «Check Engine мигнет раз, затем будет короткая пауза, обозначающая завершение цифры, затем мигнет четыре раза с более короткой паузой (цифра 4). После этого будет длинная пауза, означающая, что код завершен. Не забывайте, каждый код ошибки повторяется три раза.

Для сброса кодов самодиагностики достаточно отключить аккумуляторную батарею транспортного средства на секунд 20-30, после этого все коды будут стерты. Задержка обуславливается наличием в аппаратной части конденсирующих элементов.

Такая процедура считывания подходит практически для всех современных автомобилей. Отдельно стоит упомянуть про машины марки Nissan. У них отображение кодов осуществляется с помощью двух светодиодов, расположенных непосредственно на управляющей плате. Плата же стоит в труднодоступном месте под передним сидением пассажира с левой стороны. Добравшись до нее необходимо завести машину и с помощью шлицевой отвертки включить режим отображения кодов самодиагностики, провернув ее до упора по часовой стрелке. Если с питанием все нормально, сразу должны одновременно загореться оба светодиода. Если этого не произошло, значит, есть проблемы с проводкой по питанию. Красный светодиод количеством миганий будет показывать количество десятков в коде, а зеленый – количество единиц. Например, мигнув два раза красным и один раз зеленым, устройство показывает, что код ошибки 21. Для разных моделей Nissan специфика считывания кодов немного может разниться. Чтобы стереть коды в таких автомобилях недостаточно будет просто отключить клеммы аккумулятора на полминуты, ведь блок управления хранит значение без питания сутки. Для стирания данных на Nissan необходимо при заведенном двигателе, прокрутить отверткой режим на контроллере до упора сначала по часовой стрелке и подождать 2 секунды, затем прокрутить режим до упора против часовой стрелки и столько же времени подождать.



Похожие записи:

Самодиагностика двигателя | Автомобильный справочник

 

Назначением системы самодиагностики, иногда называемой бортовой диагностикой, является снижение вредных выбросов из выхлопной системы автомобиля. Самодиагностика является основой управления двигателем, обеспечивающей оптимальные условия его работы. Вот о том, как происходит самодиагностика двигателя, мы и поговорим в этой статье.

 

Содержание

 

Наличие общего представления о работе систем управления двигателем и о химических реакциях, происходящих при сгорании топлива, делает понятным, почему самодиагностика стала столь важной частью современного автомобиля

Химические реакции в камере сгорания

 

Топливо для дизелей и двигателей с воспламенением от искры состоит из смеси углеводородов, которые в камере сгорания реагируют с воздухом. С азотом и остальными газами, содержащимися в воздухе, также происходят химические реакции. При полном сгорании никаких токсических веществ не образуется. В реальных условиях помимо нетоксичных веществ-азота N2, водяного пара Н2O и углекислого газа СO2 — образуется еще целый ряд токсичных продуктов неполного сгорания, к числу которых относятся: окись углерода СО, не сгоревшие углеводороды НС, окислы азота NOx, двуокись серы SO2, свинец и сажа (см. рис. «Диаграмма процесса сгорания» и «Процентное содержание состава выхлопных газов» ). Высокая концентрация токсичных веществ в составе выхлопных газов может оказывать вредное воздействие на здоровье, вызывая легочные заболевания, а также на окружающую среду.

Еще в 60-е годы Калифорнийский Совет по изучению воздушных ресурсов выдвинул идею и доказал осуществимость снижения токсичности выхлопных газов путем совершенствования процессов в транспортных двигателях. В 1968 году Правительство Калифорнии впервые в рамках акции «Чистый воздух» ввело ограничения на вредные выбросы для пассажирских автомобилей.

 

 

Функции управления, мониторинг и диагностика двигателя

 

Первая система управления двигателем, известная как Bosch Motronic, была разработана и установлена на автомобиль BMW 732i в 1978 году. Идея системы управления состоит в том, что установленный в автомобиле блок электронного управления (БЭУ) постоянно следит за режимом работы двигателя и подстраивает его параметры так, чтобы в любой момент двигатель работал наилучшим образом.

В дальнейшем в БЭУ были введены функции самодиагностики, которые дали возможность водителю или автомеханику следить за состоянием двигателя и опреде­лять возникшие неисправности, которые трудно идентифицировать иным образом. Это было достигнуто за счет оснащения БЭУ микропроцессором с памятью и базой данных. Теперь информация о неисправностях может быть сохранена в памяти компьютера и извлечена из нее по мере необходимости. На одних автомобилях система самодиагностики извещает водителя о неисправности, на других она может сообщать код неисправности в виде серии вспышек лампочки. Впервые система самодиагностики Bendix Digital была установлена в 1981 году на автомобиле Cadillac.

Интенсивное развитие систем управления двигателем в течение 80-х годов привело к тому, что БЭУ, которыми теперь оснащаются современные автомобили, лишь отдаленно напоминают ранние прототипы. Под управлением и диагностическим наблюдением БЭУ может теперь работать не только система управления двигателем, но также и автоматическая трансмиссия, и антиблокировочная система торможения, и вспомогательное оборудование, например, воздушные подушки безопасности. В БЭУ введена адаптивная функция, которая может подстраивать базу данных и программу управления в соответствии с текущим состоянием двигателя.

 

 

Основная идея самодиагностики двигателя

 

Система самодиагностики проверяет соответствие уровня сигналов БЭУ их эталонным аналогам, заложенным в память. Если уровень сигнала выходит за допустимые пределы, БЭУ трактует это как неисправность и заносит в память специальное сообщение. Эти сообщения могут быть вызваны из памяти в виде кода неисправности. После извлечения эти коды дают важную информацию для диагностики.

Стандартизация бортовой диагностики автомобиля

 

Начиная с 1988 года установлены три основных критерия, которым должна удовлетворять система самодиагностики. Во-первых, автомобиль должен быть оснащен системой самодиагностики. Во-вторых, о возникновении любых неисправностей, которые могут вызвать ухудшение состава выхлопа, водитель должен быть извещен сигнальной лампочкой на приборной панели. В третьих, информация о неисправности должна быть зафиксирована и сохранена в памяти БЭУ с возможностью ее извлечения с помощью считывателя кодов или приспособления с мигающей лампочкой.

С 1988 по 1991 год международная организация стандартизации (ISO) обновила стандарт 9141 на 9141-2, в котором сделана попытка упорядочить:

  • Конструкцию диагностического разъема;
  • Диагностическое оборудование и область его применения;
  • Содержание протоколов;
  • Область обмена данными.

 

Эти правила были разработаны приме­нительно к Америке. Тем не менее с ними согласились и приняли у себя правительства Европейских стран и многих стран всех пяти континентов.

Еще более жесткие требования были положены в основу нового соглашения OBDII, которое было введено начиная с моделей выпуска 1994 года. С 1996 года эти требо­вания были отнесены и к дизелям. OBD вводит следующие дополнительные требования:

  • Предупреждающая лампочка на приборной панели снабжена мигавшей функцией.
  • Контроль функций и элементов системы не только на предмет их неисправности, но и в связи с влиянием на состав выхлопа.
  • В дополнение к хранению неисправностей в виде цифрового кода, сохранение условий работы в виде так называемой «Freeze Frame».
  • Извлечение содержащихся в памяти неисправностей с помощью считывателя кодов взамен мигающей лампочки.

 

Системы, разработанные в соответствии с требованиями OBD II, оснащены 16-штырьковым разъемом (см. рис. «16-штырьковый диагностический разъемом» ).

Мониторинговые функции системы также были расширены и изменены OBD II требует контроля следующих дополнительных элементов и областей:

  • Процесса сгорания Каталитического преобразователя. Датчика кислорода.
  • Вторичной воздушной системы.
  • Системы улавливания паров топлива.
  • Системы рециркуляции газов.

Мониторинг дизельных двигателей также должен обеспечивать систему диагностики необходимой информацией, но, понятно, перечень контролируемых элементов в них может быть иным, например, запальные свечи. ISO, SAE и неправительственные экологи­ческие организации выступают за дальнейшее ужесточение правил. Организация “Чистый воздух» (США) внесла в правительство стандарт CARB как основу сохранения окружающей среды и здоровья. Подобные законы были приняты после 1968 года многими местными и национальными правительствами. Появление каталитических преобразователей, систем впрыска топлива, применение топлива без содержания свинца, увеличение относитель­ного числа автомобилей, оснащенных дизельными двигателями, позволили за последние 30 лет достичь значительных позитивных сдвигов в решении проблемы токсичности выхлопных газов.

 

 

Европейский стандарт диагностики

 

Европейские производители автомобилей ожидают появления европейского стандарта, который ужесточит правила ISO 9141-CARB. Введение этого стандарта предполагается в начале нового века. Ожидается, что европейский стандарт будет включать в себя большинство положений OBD II с некоторыми дополнениями.

В следующей статье я расскажу о функции системы самодиагностики двигателя.

 

РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ:

Как проверить ошибки автомобиля педалями — функция о которой знают единицы

Диагностика современного автомобиля в специализированных мастерских является довольно дорогостоящей процедурой. Чтобы сэкономить, многие владельцы машин пользуются китайскими приборами ELM327.

Но не многие знают, что информацию о поломках можно получить простым способом, используя возможности самого авто. Элементарные навыки даже начинающему автомобилисту помогут выявить скрытые поломки.

Самодиагностика педалями на механике

Педали автомобиля

Если существует угроза выхода из строя автомобильного двигателя, то на приборной доске появляется надпись Check Engine. Это довольно общая информация, которая подталкивает водителя проверить мотор.

С другой стороны, большинство современных авто оборудуются бортовыми компьютерами. Они выдают более масштабные и комплексные данные, которые включают суточный пробег машины, расход топлива, запас хода. Кроме того, система может показывать ошибки, которые отображаются в виде специальных кодов.

Чтобы получить доступ к такой информации, можно использовать комбинацию автомобильных педалей. На машинах с механической коробкой передач нужно одновременно нажать тормоз и газ, включить зажигание, не запуская двигатель. При наличии скрытых поломок они отобразятся как коды ошибок. Эти значения нужно записать и определить проблемный узел или деталь с помощью интернета.

Сделать это легко любому владельцу авто без особых временных или материальных затрат.

Читайте также

Педали автомобиля

Кнопка, которой можно проверить всю приборную панель
Сегодня на всех современных автомобилях установлена панель приборов, которая сообщает водителю о состоянии и этапах…

 

Выявление ошибки на автомате

Автоматическая коробка переключения передач

На автомобилях с АКПП алгоритм проверки на ошибки чуточку сложнее по сравнению с механикой.

Вначале также требуется выжать газ и тормоз, включить зажигание и перевести селектор переключения передач в позицию Drive. Затем, не отпуская педалей, выключить зажигание и снова его включить. В результате такого порядка действий на экране панели приборов должен появиться специальный код, содержащий цифры и буквы.

На следующем этапе по этому шифру в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля нужно найти подробное описание неисправности и пути решения проблемы. Таким образом, перед обращением на СТО каждый владелец современного авто будет иметь примерную информацию о поломке и необходимом ремонте.

Читайте также

Автоматическая коробка переключения передач

Как сделать быструю диагностику двигателя авто без экспертов за 3 минуты
Если вы думаете, что провести диагностику современного автомобиля можно выполнить только на СТО, то вы…

 

Как расшифровать

При правильном выполнении алгоритма действий на дисплее высветится пробег авто и аббревиатура ECN (error code number), за которым и будут располагаться коды ошибок.

Расшифровка кода ошибки автомобиля

Расшифровываются они следующим образом:

  • первые четыре знака обозначают непосредственно сам код ошибки;
  • следующие два – описывают значение выявленной проблемы.

Ошибки всплывают на экране по порядку. Об окончании процесса свидетельствует шесть нулей. Если в целостной системе автомобиля отсутствуют поломки и проблемные места, то изначально вместо букв и цифр высветится только шесть нулей.

Читайте также

Расшифровка кода ошибки автомобиля

Ошибки водителей, которые пересели с «механики» на «автомат»
Большинство владельцев транспортных средств (ТС) считают, что нет ничего проще, чем управлять машиной с АКПП. Особенно…

 

Таким образом, понимание алгоритма проверки автомобиля поможет не только при его покупке, но и при интенсивной эксплуатации. Своевременное выявление скрытых поломок поможет сэкономить и предотвратить аварийные ситуации.

Расшифровка кода ошибки автомобиля

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *