МОСКВА (Рейтер) — Низкая адаптируемость к потребностям российских потребителей, а также падение курса рубля являются основными причинами снижения спроса на General Motors. автомобилей в России, сообщает РИА Новости со ссылкой на Минпромторга.
GM заявила в среду в заявлении , что к середине 2015 года она остановит свой завод в Санкт-Петербурге и свернет свой бренд Opel в стране, чтобы попытаться пережить углубляющийся спад на автомобильном рынке.
Чиновники Минпромторга России, которых цитирует РИА, заявили, что GM пострадала из-за того, что импортировала более половины запчастей для своих автомобилей. Renault-Nissan и Volkswagen закупают около двух третей автозапчастей для автомобилей, которые они там собирают, в России.
«Низкий уровень локализации производства (25% против 27%) стал основной причиной снижения привлекательности моделей концерна на российском автомобильном рынке», — цитирует РИА представителя министерства. «Рост доллара по отношению к рублю только усугубил и без того непростую ситуацию».
Кремль сегодня заявил, что сожалеет о решении GM, добавив, что автопроизводитель потеряет, когда рынок вернется к росту. «Можно выразить сожаление, но, с другой стороны, вакуума на рынке никогда не бывает, если одна компания уходит, другие компании заполняют этот пробел, и компания, к сожалению, поставила себя в невыгодное положение, когда рынок оживится», — Дмитрий Песков, Об этом журналистам сообщил представитель Кремля.
В 2014 году на Россию приходилось 1,9 процента мировых продаж GM по сравнению с 2,6 процента в 2013 году. Доля рынка GM в России упала до 3,4 процента за первые два месяца, что на 5,8 процентных пункта меньше, чем годом ранее, по данным данные от Московской ассоциации европейского бизнеса.
В GM в России работает 4000 человек, в том числе 1600 человек на заводе в Санкт-Петербурге, который производит малолитражные автомобили Opel Astra и Chevrolet Cruze. Всего четыре года назад GM заявила, что ее российские предприятия готовятся увеличить производственную мощность до 350 000 автомобилей в год. Компания назвала Россию «важным стратегическим рынком».
Мудрое решение
GM заявила, что ее отступление в Россию не просто благоразумие. По словам официального представителя Дэйва Романа, компания произвела менее половины своих автомобилей для местного рынка. Когда рубль рухнул, импортные автомобили GM стали очень дорогими. По словам Романа, компании потребуется гораздо больше инвестировать, чтобы производить автомобили на местном уровне и избежать рисков, связанных с рублем.
Evercore ISI заявила, что GM, вероятно, приняла правильное решение о сокращении производства в России. Исследовательская фирма заявила, что в стране имеется 3,5 млн единиц производственных мощностей с низким коэффициентом использования.
Россия вряд ли будет прибыльным рынком для крупных автопроизводителей, даже если она восстановится, отмечает Evercore ISI. Даже если рынок вернется к ранее намеченным 3 миллионам единиц в год, установленная мощность вместе с импортом не даст возможности для получения высокой прибыли.
Стратегия GM, направленная на выпуск автомобилей Cadillac и более крупных автомобилей Chevrolet в России, поможет автопроизводителю достичь своих долгосрочных целей по рентабельности, говорится в сообщении для инвесторов.
Переждать бурю
В отличие от GM, Ford Motor планирует переждать бурю. Будущий экономический рост в России стоит того, чтобы пережить трудные времена, заявил 29 января финансовый директор Ford Боб Шенкс. Санкт-Петербургский завод за 16 дней.
Автопроизводители, включая Hyundai и дочернюю компанию Kia, российский АвтоВАЗ и альянс Renault-Nissan, защищены от валютных рисков благодаря высокому уровню местного производства.
Renault и Nissan намерены работать на российском рынке в долгосрочной перспективе, заявила Миа Нильсен, представитель альянса Renault-Nissan. «Мы — самый локализованный автопроизводитель в России, — сказала она.
Министерство экономики России заявило в среду, что ни один иностранный автопроизводитель со сборочным заводом в России, кроме GM, не заявил о планах ухода с рынка.
После нескольких лет роста, превышающего 10 процентов, продажи автомобилей в России резко падают, поскольку экономика пострадала от западных санкций в связи с украинским кризисом и падением цен на нефть.
Продажи GM в России упали на 75 процентов до 32 936 за первые два месяца при общем падении рынка на 32 процента, по данным Ассоциации европейского бизнеса. Продажи Chevrolet упали на 71 процент до 21 868 автомобилей, а поставки Opel упали на 82 процента до 10 891 автомобиля.
Согласно прогнозу PricewaterhouseCoopers, в 2015 году российский авторынок сократится на 35% после падения на 10% до 2,49.миллионов в прошлом году. В Минэкономики России ожидают, что в 2016 году отечественный автомобильный рынок вернется к росту.
Но аналитики говорят, что Россию ждут тяжелые времена. «Не менее 70 процентов автомобилей, продаваемых в настоящее время в России, продаются с убытком. Автогруппы остаются на этом рынке только для того, чтобы защитить свою долю в ожидании роста», — сказал Олег Дацкив, генеральный директор автомобильного интернет-портала Auto-dealer. ru.
GM заявила в среду, что в этом году также расторгнет соглашение с российским производителем «Группа ГАЗ» о сборке автомобилей Chevrolet. Совместное предприятие GM-АвтоВАЗ в Тольятти продолжит производство и продажу Chevrolet Niva нынешнего поколения, сообщает GM.
Bloomberg и Automotive News Europe внесли свой вклад в подготовку этого отчета
Автопроизводителям России предстоит трудная дорога
Настроение на гигантском автомобильном заводе General Motors в Санкт-Петербурге в июне 2012 года не могло быть более обнадеживающим.
Должностные лица компании, в том числе бывший председатель и главный исполнительный директор Дэн Акерсон, и их местные партнеры собрались на заводе, чтобы заложить основу для запланированного многомиллионного расширения. Инвестиции должны были стать частью вливания в страну около 1 миллиарда долларов в течение пяти лет, что приведет к производству около 350 000 автомобилей в год.
Акерсон в то время приветствовал Россию как один из самых быстрорастущих автомобильных рынков в мире. Действительно, в 2012 году считалось, что Россия скоро затмит Германию как крупнейший рынок новых автомобилей в Европе.
Перенесемся в март 2015 года, и этот радужный сценарий роста давно ушел в прошлое, став жертвой российской экономики, балансирующей на грани рецессии и сдерживаемой падением цен на нефть, международными санкциями из-за войны в Украине и обвалом рубля.
Продажи автомобилей в России сейчас в свободном падении. Продажи в феврале были на 40 процентов ниже, чем год назад.
Мы ушли отсюда
Тяжелая ситуация для автопроизводителей в России была вызвана шокирующим заявлением GM от 18 марта о закрытии завода в Санкт-Петербурге и резком сокращении операций в стране. В соответствии с изменениями бренды компании Opel и Chevrolet практически исчезнут с рынка, оставив лишь несколько известных нишевых и люксовых брендов, таких как Corvette и Cadillac.
В заявлении GM говорится, что это решение было частью ее глобальной стратегии по обеспечению долгосрочной устойчивости. Президент компании Дэн Амманн сказал, что этот шаг позволит GM «избежать значительных инвестиций в рынок, который имеет очень сложные долгосрочные перспективы».
Ожидаемые испытания, должно быть, были огромными. Закрытие завода и уход с рынка обойдется GM примерно в 600 миллионов долларов единовременных платежей.
Дуглас Болдук, управляющий редактор Automotive News Europe, говорит, что это было предзнаменованием для GM и, соответственно, для многих других крупных международных автопроизводителей, работающих в России. «На самом деле нет никакого смысла, — говорит он, — инвестировать в рынок, который может потерять еще 35 процентов своих продаж [в этом году] после потери 10 процентов своих продаж в прошлом году».
Достигнут ослаблением рубля
Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются автопроизводители в России, является недавний обвал рубля, который упал до 60 рублей за доллар с примерно 30 рублей меньше, чем год назад. Россия находится под давлением падения цен на нефть, чтобы сохранить свою валюту слабой, чтобы выплачивать зарплаты и пособия внутри страны (нефть продается в долларах, а затем конвертируется на местном уровне в более слабые рубли).
Болдук говорит, что местные поставщики запчастей еще недостаточно опытны, чтобы позволить автопроизводителям производить автомобили только из местных запчастей. «Автопроизводители, которые шли в [Россию], — говорит он, — просили своих глобальных поставщиков — Bosches, Continentals и Delphis — выйти на рынок и усилить там свое присутствие. Но они очень неохотно это делают».
Безусловно, проблемы GM не имеют прямого отношения к российскому рынку. Компании, вероятно, придется выплатить миллионы долларов штрафа в США за сокрытие опасной проблемы с замком зажигания.
Болдук говорит, что GM пришлось принимать очень трудные решения, решая, как и где тратить свои деньги. «Очевидно, что они рассчитывали потерять, вероятно, трехзначные суммы миллионов в России в течение этого года».
Кто следующий?
Пока неясно, как отреагируют конкуренты GM на рынке, в том числе главный соперник Ford и международные гиганты, такие как альянс Renault-Nissan, хотя ни один из автопроизводителей не ожидает получения прибыли на российском рынке в ближайшее время.
GM продолжает свою деятельность в Узбекистане.Renault-Nissan, владеющая контрольным пакетом акций российского АвтоВАЗа, вложила в страну миллиарды долларов. Скорее всего, у него нет другого выбора, кроме как пережить плохие времена и дождаться возможного восстановления.
Точно так же у Ford есть совместное предприятие с российским автопроизводителем Sollers, и его проблемы могут быть даже хуже, чем у GM. Спрос на модели Ford, такие как Focus и Mondeo, снизился почти на 80 процентов по сравнению с прошлым годом. В последние годы компания проводит агрессивный план расширения на заводах под Санкт-Петербургом и в Татарстане.
«Ford никуда не денется, — говорит Болдук, — потому что, как и Renault-Nissan, Ford вложил кучу денег в этот рынок».
20 марта российское правительство заявило, что выделит субсидий автопроизводителям на сумму около 10 миллиардов рублей (168 миллионов долларов) и разработает программы стимулирования, чтобы побудить людей покупать новые автомобили.