Лкп автомобиля: Лакокрасочное покрытие автомобиля — замер, восстановление ЛКП

Пять главных убийц лакокрасочного покрытия автомобиля

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

08.03.2022 13:13

Поделиться

Борис Захаров

Какие вещества заставляют ржаветь кузов автомобиля особенно быстро? «РГ» составила список таких агрессивных субстанций, и многие из них, в отличие от пресловутых реагентов для борьбы со льдом и снегом, не на слуху.

Птичий помет

Фото: iStock

Не секрет, что в процессе переваривания пищи в организме птиц образуется, с одной стороны едкая субстанция, в составе которой особую опасность для кузова представляет мочевая кислота (ее процентное отношение в птичьих экскрементах — не менее 25%). Эта субстанция по понятным причинам запускает локальную кузовную коррозию. С другой стороны — птичий помет. А это абразив.

Поскольку птицы употребляют в пищу в том числе песок и мелкие камни, эти вкрапления создают при удалении с кузова эффект наждачной бумаги. При мойке или оттирании следов помета повредить лакокрасочное покрытие (ЛКП) в результате проще простого, особенно если водитель не церемонится и просто стирает «приветы» от пернатых влажной салфеткой.

Насекомые

Фото: iStock

Казалось бы, какой урон могут нанести кузову следы от убитых бабочек, мух, слепней и прочих насекомых? И тем не менее, если не поспешить с устранением такого рода загрязнений, органические кляксы на солнцепеке будут достаточно быстро и прочно въедаться в лак, разрушая его структуру.

В это сложно поверить, но согласно ряду исследований, подобная органика действует на ЛКП разрушительнее, чем антигололедные реагенты. Для смывания органики скорее всего понадобится специальное средство, а в запущенных случаях бывает не обойтись без полировки.

Битум

Фото: iStock

В результате строительства и ремонта автодорог на кузове активно оседают брызги битума — асфальтоподобного материала, являющегося смесью высокомолекулярных углеводородов и их неметаллических производных.

Хуже всего, когда битум забивается в микротрещины, щели и другие технологические полости. Если прозевать момент, битум засохнет или запечется на солнце. Иными словами, битум въедается в лак так сильно, что удалить его подчас не удается даже сильными растворителями, которые сами по себе наносят урон кузовной окраске. Поэтому, обнаружив на кузове загрязнения от битума, не медлите с очисткой, причем воспользуйтесь специализированными средствами для удаления битумных пятен.

Почки деревьев

Фото: Сергей Мамонтов/ РИА Новости

Скоро начнут распускаться почки деревьев, в связи с чем «РГ» рекомендует водителям парковать машину подальше от деревьев, почки которых начинены особенно липкой смолой.

Речь прежде всего о тополе, липе, деревьях хвойных пород, каштане и шелковице. После попадания клейкого состава на кузов органика будет оказывать разрушительное воздействие на ЛКП. Если машина стоит на солнце, кузов быстро покроется бурыми или желтыми трудноустранимыми пятнами. Как и в случае с битумом, с задачей очистки лучше всего справится профессиональная автохимия.

Топливо

Фото: iStock

Подтеки бензина или солярки нередко на кузове не замечают, особенно если водитель перепоручает заправку машины работнику АЗС. Между тем, горючее не даром используют в качестве очистителя и растворителя загрязнений.

Если в подкапотном пространстве, в районе топливного бака и на других частях машины долгое время остаются пятна бензина или дизтоплива, урон ЛКП обеспечен. Самый минимальный вред — это потемнение лака в месте попадания капель. При серьезном же пятне загрязнения и большом времени контакта может произойти разжижение внешнего слоя и лак, образно говоря, может потечь.

Поделиться

Исследуем лакокрасочное покрытие кузова — журнал «АБС-авто»

Стремительное развитие российского автомобильного парка последнего десятилетия оказало свое влияние на профессиональное сообщество, занятое обслуживанием и ремонтом автомобильной техники. Не станем перечислять все сегменты рынка, которые за этот период претерпели серьезнейшие изменения, – остановимся лишь на одном. Речь пойдет об экспертной деятельности, объем которой в процессе развития автомобильного парка существенно вырос в количественном отношении, но не всегда отвечает строгим требованиям качества, особенно в свете закона. В данной статье не рассматриваются вопросы страхования и возмещения причиненного вреда. Мы будем говорить о проблемах экспертизы технического состояния транспортных средств, связанных с разрешением споров относительно качества лакокрасочного покрытия (ЛКП).

Новейшая история российского авторынка показывает, что вслед за потоком современных автомобилей в страну стали поступать профессиональная информация и передовой опыт по ремонту и обслуживанию ТС. Вместе с новой техникой пришла и отлаженная система обучения специалистов автосервисных специальностей. Все это серьезно поспособствовало росту профессионализма технических работников дилерских центров и независимых СТО, которые не являются ремонтными подразделениями дилеров.

Национальное экспертное сообщество к такому стремительному росту автопарка вообще и к великому разнообразию моделей автомобилей, мототехники, прицепов и автобусов в частности, пока, по большому счету, не готово. Ситуация усугубляется и тем, что современные автомобили стали намного сложнее. Это неизбежно привело к определенным изменениям правил эксплуатации, с которыми потребители, как обычно, знакомятся неохотно. Читать толстые руководства по эксплуатации некогда. С другой стороны, граждане овладели основами правовой грамотности в вопросах защиты своих прав как потребителей. В результате резко возросло число претензий в отношении качества новых автомобилей, их обслуживания и ремонта. Это не является индикатором снижения качества автомобильной техники, а говорит о возросшей правовой информированности владельцев авто. Такие споры часто требуют проведения экспертиз. Это вылилось в дефицит квалифицированных специалистов, осуществляющих экспертную деятельность как в области судебной экспертизы, так и при решении споров на досудебном этапе.

Возникший «вакуум» быстро заполнился начинающими «экспертами», которые зачастую не имеют профильного образования и, следовательно, системных профессиональных знаний в данной области. Они также слабо представляют правовые нормы проведения экспертизы, конструкции современных автомобилей, принципы работы различных агрегатов и систем, технологии производства и ремонта. Положение осложняется еще и тем, что отсутствует необходимое методическое обеспечение экспертной деятельности в области диагностических исследований технического состояния автомобилей. Основные экспертные методики, разработанные ранее, были направлены в первую очередь на решение экспертных задач, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, с расследованием уголовных преступлений. Методики же для решения задач по исследованию технического состояния автомобиля в процессе разрешения споров между продавцом и потребителем, между ремонтной организацией и заказчиком пока разработаны чрезвычайно слабо.

В нашей статье мы намерены осветить некоторые вопросы исследования лакокрасочного покрытия кузова автомобиля на примере экспертизы, назначенной судом.

Пожалуй, начнем.

Суть претензии истца, собственника автомобиля, заключалась в том, что ему был продан автомобиль ненадлежащего качества – ЛКП кузова не обеспечено надежной защитой от коррозии. Требование истца – заменить проблемный автомобиль новым. Срок эксплуатации ТС на момент предъявления претензии составлял два года. На разрешение экспертизы были поставлены следующие вопросы.

1. Имеются ли дефекты лакокрасочного покрытия ЛКП автомобиля «XXX», VIN: XXX, 2011 года выпуска?

2. Каковы причины возникновения дефектов ЛКП автомобиля?

3. Являются ли дефекты ЛКП автомобиля следствием производственного недостатка (возникшего в процессе производства автомобиля) либо следствием нарушения владельцем условий эксплуатации автомобиля?

4. Являются ли дефекты ЛКП автомобиля устранимыми, если да, то возможно ли устранение данных недостатков в пределах авторизованного сервисного центра?

Из всего экспертного исследования в настоящей статье представлены только некоторые моменты, касающиеся установления причин коррозии. Привести все разделы экспертного исследования в одной статье не представляется возможным.

При внешнем осмотре лакокрасочного покрытия, в том числе с помощью микроскопа, было установлено, что на капоте имеются локальные участки размером 1-3 мм, на которых образовалось вещество бурого или красно-коричневого цвета, схожее по своим внешним признакам с продуктами коррозии. В этих местах возникла выпуклая деформация ЛКП с локальным его отделением, что в соответствии с ГОСТ 28246-2006 классифицируется как «вздутие лакокрасочного покрытия».

Однозначно определить, является ли вещество бурого или красно-коричневого цвета продуктом коррозии железа, с помощью внешнего осмотра не представляется возможным, так как на лакокрасочном покрытии кузовов автомобилей могут образовываться наслоения иных веществ похожего цвета, которые продуктами коррозии не являются.

Проверка, которая получила название «тест на коррозию», проводилась с помощью специального реагентного состава, представляющего собой кислотный раствор железосинеродистого калия K3[Fe(CN)6], При наличии в проверяемом веществе ионов железа Fe2+ протекает химическая реакция

3Fe2+ + 2 [Fe)CN)6]3- = Fe3[Fe(CN)6]2.

Образовавшееся химическое соединение Fe3[Fe(CN)6]2 имеет синий цвет (турнбулева синь).

При проведении экспертизы был приготовлен реагентный состав. Но прежде чем применить, следовало проверить его работоспособность. Для этого были использованы продукты коррозии, отобранные с поверхности другой стальной детали, хранившейся длительное время во влажной среде. Результаты теста показали, что продукты коррозии железа дают появление турнбулевой сини. Это означает, что приготовленный реагентный состав работоспособен и пригоден для проведения дальнейших исследований.

На поверхности лакокрасочного покрытия видно непрозрачное вещество, по своим внешним признакам схожее с продуктами коррозии. Поверхность лакокрасочного покрытия под ним не видна. Необходимо определить, является ли это вещество продуктами коррозии, и если является, то имеется ли под ним повреждение лакокрасочного покрытияОтобранный образец вещества дал реакцию с изменением цвета. Проверяемое вещество является продуктом коррозииПосле удаления химическим способом продуктов коррозии виден скол лакокрасочного покрытия размером 3,1 х 2,4 мм, глубиной до металлаПосле удаления химическим способом продуктов коррозии виден срез лакокрасочного покрытия размером 2,9 х 0,9 мм, глубиной до металлаПолупрозрачное вещество на лакокрасочном покрытии, не являющееся продуктом коррозииМеханическое разрушение и деформация лакокрасочного покрытия переднего бампера

С поверхности кузова были отобраны образцы исследуемого вещества. Проверка некоторых из них с помощью названного состава привела к появлению турнбулевой сини. Это свидетельствует о том, что проверяемое вещество является продуктом коррозии железа, т.е. ржавчиной. На других участках поверхности кузова наслоения вещества коричневого цвета не дали реакции на коррозию, следовательно, эти наслоения не являются продуктами коррозии железа.

Необходимо определить причину образования коррозионных повреждений деталей кузова и вздутий ЛКП.

Эта задача поставлена судом, так как вывод по данному вопросу является важным для вынесения решения по делу. Но, отвлекаясь от конкретного судебного спора, обратим внимание на следующие обстоятельства.

Часто случается, что при возникновении очагов коррозии, а они особенно видны на лакокрасочных покрытиях ТС светлых цветов, владелец обращается в авторизованный технический центр с претензией и требованием устранить, по его мнению, «производственный дефект» в рамках гарантийных обязательств производителя. Нередко при таком обращении сотрудники технического центра, видя только продукты коррозии и признаки вздутия лакокрасочного покрытия, принимают решение о перекраске детали кузова по гарантии. С точки зрения добрых взаимоотношений с клиентом проявление такой лояльности и доброй воли может оцениваться всеми положительно и даже приветствоваться. Но мы рассматриваем техническую сторону дела, а с этой точки зрения такое решение может быть ошибочным.

Во-первых, не установлена истинная причина коррозионного повреждения металла и вздутия лакокрасочного покрытия. Во-вторых, такие следы на кузове могут появиться в результате механических разрушений ЛКП, например, сколов или срезов, возникших в результате ударов частиц щебня или иных подобных твердых предметов. Тогда перекраска по гарантии может не решить проблему. При дальнейшей эксплуатации автомобиля сколы покрытия могут появиться вновь, что опять неминуемо приведет к коррозионным повреждениям незащищенного металла. Это даст основание потребителю к повторной претензии, и появятся юридические основания говорить о неоднократно возникающем недостатке, который проявляется после его устранения.

На основании этого может быть выдвинуто требование о замене автомобиля или заявлен отказ от исполнения договора с требованием возврата всех уплаченных денежных средств. А это: стоимость автомобиля на момент предъявления претензии, уплаченные за весь период эксплуатации страховые взносы, стоимость установки дополнительного оборудования, проценты по кредиту и т.д. Кроме того, законом предусмотрены и выплаты неустойки со штрафами как компенсация морального вреда. Такие последствия могут возникнуть в результате ошибочного с технической точки зрения решения о причинах возникновения коррозионного повреждения. И как следствие – о проведении гарантийного ремонта. Поэтому с самого начала следует выяснить истинную причину случившегося.

Определить истинную причину коррозии только в результате внешнего осмотра невозможно. Объемные продукты коррозии закрывают участок лакокрасочного покрытия и не дают определить наличие или отсутствие механического разрушения. Для этого следует удалить продукты коррозии без механического повреждения. А это возможно только химическим способом. Поэтому воспользуемся кислотными составами, например, раствором щавелевой кислоты. После удаления продуктов коррозии с помощью микроскопа с кратностью увеличения от ЗОх до 250х и более можно отчетливо увидеть механическое разрушение и представить процесс его образования. В поле зрения микроскопа видны следы резания лакокрасочного покрытия кромками твердого объекта на входе, след на поверхности металла, след разрушения лакокрасочного покрытия при сколе.

У исследуемого автомобиля после удаления химическим способом продуктов коррозии было установлено наличие сколов и срезов лакокрасочного покрытия до поверхности металла. В некоторых местах, где коррозионный процесс не развился, видны повреждения поверхности металла в виде глубоких царапин и участков деформации поверхностного слоя. Таким образом, установлено, что сначала возникло механическое разрушение ЛКП, которое не было своевременно восстановлено, а затем на поверхности незащищенного металла возник и развивался коррозионный процесс. Это привело к образованию объемных продуктов коррозии и вздутию лакокрасочного покрытия.

Но нельзя игнорировать и то обстоятельство, что лакокрасочное покрытие может иметь повышенную склонность к образованию сколов. Причинами этого могут быть увеличенная толщина покрытия, повышенная его хрупкость или низкая адгезия. Если толщина лакокрасочного покрытия более чем в 3 раза превышает номинальное значение, то такое покрытие может иметь повышенную склонность к образованию сколов. Кроме того, нужно понять, было ли нанесено ЛКП на технологической линии завода-изготовителя, или оно появилось в результате ремонта. Увеличенная толщина лакокрасочного покрытия не единственный признак ремонта, но эта характеристика также является важной. Поэтому будем исследовать толщину ЛКП по специальным правилам.

Контроль толщины лакокрасочного покрытия осуществляется магнитным или электронным толщиномером, действие которого основано на эффекте вихревых токов. Магнитный толщиномер измеряет толщину слоя только на стальных деталях кузова. У современных автомобилей часто детали кузова изготовлены из алюминиевых сплавов, на которых магнитные толщиномеры не работают.

Методы контроля толщины ЛКП и требования к измерительным приборам изложены в ГОСТ Р 51694-2000. Часто эксперты ограничиваются однократным замером толщины покрытия в 1-5 точках детали кузова, не указывая при этом расположение контрольных точек и не делая параллельных измерений в каждой контрольной точке. Это ошибка. Для получения необходимой и достаточной информации требуется 15 и более контрольных точек на внешних поверхностях основных деталей кузова (капот, дверь, крыло, панель крыши и др.).

Требуется также представление схемы контроля, на которой указано не только количество, но и расположение контрольных точек. Это необходимое условие выполнения обязательного требования к экспертному исследованию, установленного ст. 8 Федерального закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» – проверяемости. При наличии схемы контроля появляется возможность проверить результаты контроля, представленные в заключении эксперта. Без схемы контроля проверка фактически невозможна и опирается только на выводы исследователя. Но экспертиза не может основываться на доверии – она должна обеспечиваться возможностью проверки результатов.

Схема контроля толщины лакокрасочного покрытия исследованного автомобиля представлена на рис. 1 и 2. На каждой лицевой поверхности деталей кузова было 15 контрольных точек. В некоторых случаях требуется большее количество таких точек и более плотное их расположение на значимо важных участках поверхности окрашенной детали. Локальная толщина лакокрасочного покрытия определялась в каждой контрольной точке как средняя величина по результатам не менее трех параллельных измерений, что соответствует п. 7.4.3 и 8.4.2 ГОСТ Р 51694-2000. Для решаемой задачи результат вычисления средней величины округлялся до целой величины единицы измерения.

Результаты контроля толщины лакокрасочного покрытия приведены в табл. 1.

Толщина лакокрасочного покрытия в каждой конкретной точке поверхности (локальная толщина покрытия) является величиной случайной.

Статистические характеристики толщины лакокрасочного покрытия определялись в соответствии с ГОСТ 50779.10-2000 по формулам:

Статистические характеристики толщины лакокрасочного покрытия отдельных панелей кузова представлены в табл. 2.

На рис. 3 представлены статистические характеристики толщины лакокрасочного покрытия панелей кузова автомобиля – средние, минимальные и максимальные значения.

Анализ этих характеристик показывает, что на всех частях кузова исследуемого автомобиля толщина лакокрасочного покрытия лежит в пределах от 98 до 132 мкм. На графике границы этого диапазона показаны пунктирными линиями. Технологический разброс параметра составляет 34 мкм, что свидетельствует о высокой стабильности технологического процесса окраски кузова. Средняя толщина лакокрасочного покрытия наружных поверхностей деталей кузова лежит в диапазоне от 104,9 до 120,7 мкм, что также свидетельствует о высокой стабильности технологического процесса нанесения комплексного лакокрасочного покрытия.

Средняя толщина и диапазон рассеивания толщины лакокрасочного покрытия кузова исследуемого автомобиля соответствуют характеристикам лакокрасочного покрытия, сформированного на технологической линии окраски кузовов при их изготовлении.

Для сравнения на рис. 4 показаны статистические характеристики толщины лакокрасочного покрытия другого автомобиля, у которого крышка багажника (№ 11 на графике) имеет ремонтное лакокрасочное покрытие, нанесенное на ранее сделанное покрытие. В результате этого увеличилось количество слоев покрытия, и общая толщина ЛКП резко отличается от толщины покрытия других элементов кузова. График это наглядно показывает.

Продолжение статьи читайте в следующем номере журнала. Мы будем исследовать адгезионную прочность и анализировать распределение механических повреждений по поверхностям деталей кузова.

  • Сергей Лосавио, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
  • Владимир Смольников, редактор, издатель

экспертиза

Уход за краской автомобиля

«Как правильно мыть машину?

4 совета по безопасному летнему вождению »

30.04.2019

Ничто так не придает уверенности водителю, как сверкающая краска на кузове автомобиля. Но для того, чтобы ваш автомобиль долго сохранял свой блеск после того, как он покинет автомалярный цех, о нем нужно заботиться так же, как и об остальном транспортном средстве.

Ниже приведены 5 способов позаботиться о покраске вашего автомобиля, чтобы ваша поездка выглядела блестящей и новой.

Следуйте этим советам, и ваш автомобиль будет выглядеть как новый на многие мили вперед.

1. Регулярно мойте

Регулярная мойка автомобиля, пожалуй, лучший способ защитить лакокрасочное покрытие. Используйте высококачественное автомобильное мыло и наносите его поролоновой губкой прямыми, а не круговыми движениями. Промойте чистой водой.

Правильная сушка автомобиля после мойки жизненно важна для ухода за лакокрасочным покрытием. Когда автомобиль высохнет на воздухе, из воды остаются минералы, которые могут повредить краску. Высушите автомобиль полотенцем из микрофибры. Полотенца для ванной, бумажные полотенца и тряпки могут оставлять крошечные царапины, которые со временем вызывают эрозию краски.

2. Воск

Воск обеспечивает защитное покрытие поверх краски, защищающее от грязи, пыли, загрязнений, воды и других вредных веществ. Воск также может скрыть небольшие царапины и другие мелкие дефекты.

Наносите воск на автомобиль каждые несколько месяцев, используя рекомендуемые методы.

3. Беречь от солнца

Солнечные ультрафиолетовые лучи опасны не только для кожи, но и для лакокрасочного покрытия автомобиля. Солнечный свет может окислить и обесцветить краску вашего автомобиля, из-за чего он будет выглядеть намного старше, чем он есть на самом деле.

По возможности паркуйте машину в тени или под навесом. Это продлит срок службы вашей покраски на несколько лет.

4. Используйте синтетическое покрытие

Синтетическое покрытие или герметик для краски — это альтернатива воску, который связывается и проникает в поры краски вашего автомобиля, образуя защитное уплотнение. Синтетическое покрытие держится дольше, чем воск, и наносится так же легко.

5. Получите помощь в автомастерской

Сделайте все возможное для защиты экстерьера вашего автомобиля, доверившись профессионалам автомастерской Zimbrick. Наши автосервисы позаботятся о вмятинах, вмятинах и других косметических повреждениях, чтобы вернуть вашему автомобилю его первоначальный вид. Мы даже можем дать вашему автомобилю совершенно новую индивидуальную окраску. Запишитесь на прием в ближайшую автомастерскую Zimbrick и верните блеск своей поездке.

Теги: Уход за краской
Опубликовано в Сервис автомастерских Zimbrick | Комментариев нет »

  • Copyright © 2023, DealerOn | Карта сайта | Конфиденциальность | Zimbrick Кузовные мастерские | 1601 West Beltline Hwy. SUITE 100, Мэдисон, Висконсин, 53713 | Fish Hatchery Road: 608-273-2060608-273-2060

Внутри 23-мерного мира покраски вашего автомобиля

Адальберто Гонсалес вполне может быть одним из лучших маляров автомобилей в Северной Калифорнии. Он не работает в сногсшибательном режиме сверкания и сияния культуры лоу-райдеров Кали, и ему лишь изредка приходится перекрашивать итальянскую экзотику.

Гонсалес по прозвищу Коко заведует покрасочным цехом в Alameda Collision Repair, высококачественной мастерской, которая чинит чуть более 13 автомобилей каждый день, шесть дней в неделю. Покраска панели, от простой вмятины до чего-то гораздо, намного хуже, является последней остановкой в ​​ремонте автомобиля, что делает его узким местом. Что делает Гонсалеса таким хорошим, так это то, что он быстр. Он мастер раскупорить узкое место. Но в отличие от большинства художников, если вы можете уловить хотя бы малейший намек на его работу, он совершил ошибку.

Коко Гонсалес умеет перекрашивать машины в разные цвета, так что глаз не заметит разницы.

Кристи Хемм Клок

Вы думаете, большой возглас. Приезжает машина, скажем, Toyota Camry 2015 года выпуска в цвете Ruby Flare Pearl (это красный цвет), нуждающаяся в выбитой двери, заклеенной и отшлифованной. Вы просто подходите к полке и снимаете Toyota Ruby Flare Pearl 2015 года выпуска, щелкаете баллончиком по пневматическому оружию и галите, и вы снова на дороге, верно?

Нет. Автомобильные компании выпустили на рынок от 50 000 до 60 000 цветов автомобилей, но даже у такого крупного кузовного ателье, как Alameda Collision Repair, на полках всего 70 или 80 цветов. Оказывается, Гонсалес не просто быстрый художник, он быстрый матчер . «Я выбираю самый близкий, — говорит он, — а затем подбираю цвет».

Стойка с возможными красками ждет, чтобы их смешали в спичку

Christie Hemm Klok

В начале процесса маляр пытается сопоставить цвет, нанесенный распылением на карте, с фактическим цветом кузова.

Кристи Хемм Клок

Гонсалес создает то, что называется метамером, цветом, неотличимым от эталона, даже если его физика и химия отличаются. Это не легко. Автомобильные цвета становятся все более изощренными и сложными. «Арлекины», например, показывают три разных цвета в зависимости от того, под каким углом вы смотрите; новые матовые цвета конкурируют с жемчугом и металликами. краска менее важна, чем биология и неврология того, как глаз и мозг превращают эту физику в идея цвета.

Гонсалес начинает с обращения к настенному компьютерному сенсорному экрану с основными рецептами, которые воспроизводят цвета от производителей оригинального оборудования. Для данной краски OEM может потребоваться рецепт из семи, восьми, дюжины красок от компании-производителя запасных частей, такой как AkzoNobel 1 или PPG. (Здесь я должен сообщить, что компания моего двоюродного брата поставляет краску компании Alameda Collision, а меня посадила на Гонсалеса.)

Но даже с рецептом на руках Гонсалесу придется отчитываться за «изменчивость полей». Это вежливый способ сказать, насколько испорчена эта машина? Он стоял на улице два года? Был ли он окрашен в начале нового тиража, когда система окраски сборочной линии, возможно, не была очищена должным образом и все еще содержала немного последнего цвета? Он «темнее и грязнее»? Чуть краснее? Немного голубее?

Яркий свет в покрасочной комнате должен показывать различия, редко заметные невооруженным глазом.

Christie Hemm Klok

Одетый в пластиковый комбинезон и бейсболку с изображением Микки Мауса, Гонсалес работает в комнате размером с гардеробную, примыкающей к большой вентилируемой камере, где он красит детали. Десятки отдельных цветов находятся в белых пластиковых контейнерах на забрызганных краской полках, которые тянутся от пола до потолка. Гонсалес достает пластиковый контейнер из дозатора, закрепленного на стене, ставит его на весы и начинает разливать краску с полки, следуя основному рецепту. Его рабочий стол покрыт мясной бумагой, обклеенной желтой лентой; пол — непреднамеренная пятнистая картина Джексона Поллака.

Когда он закончит смешивание, цвет по-прежнему будет неправильным.

Пол в малярной мастерской может спонтанно стать произведением искусства — это может выглядеть немного знакомо.

Christie Hemm Klok

После сборки автомобили проходят сложный автоматизированный и промышленный процесс окраски. Так называемый «кузов в белом» — автомобиль из стали, алюминия, а иногда и пластика и углеродного волокна — очищается фосфатным раствором, а затем купается в ванне с электронным покрытием. для электрофоретического покрытия, при котором возникающий электрический заряд заставляет серо-зеленый шлам прилипать к автомобилю тонким однородным слоем. Это становится поверхностью, к которой будет прилипать все остальное — цвета.

«После e-coat мы начинаем наносить вещи, цвет которых в кузовном ремонте мы пытаемся имитировать», — говорит Майк Генри, давний эксперт по цвету в PPG, крупнейшей компании по производству красок и покрытий в мире. мир. Он работает там уже 35 лет, но, в отличие от большинства людей в его цветном мире, он не химик — Генри получил степень магистра искусств в области студийной живописи в Университете Майами.

Самые популярные


1 / 10

Christie Hemm Klok


Следующие слои представляют собой грунтовки или грунтовки и краски. Химический состав может быть разным, но все краски, по сути, представляют собой комбинацию пигментов, которые отражают и поглощают свет, придавая ему определенный цвет; растворитель, переносящий пигмент на поверхность; и связующее, которое удерживает пигмент в смеси. Пигмент может также включать ингредиенты, такие как кремнезем, которые делают металлические или перламутровые хлопья более мелкими или грубыми. Такие эффекты делают краску «гониохроматической» — это означает, что отделка выглядит по-разному под разными углами. ( Gonio в переводе с греческого означает «угол». «Распыление — это, по сути, превращение жидкости в мельчайшие частицы», — говорит Генри. Это облако, распыляемое на кузов автомобиля, получает легкий электрический заряд, который притягивает его к цели, сокращая количество отходов. «Это туман, который прилипает к машине». Цикл «запекания» с подогревом отверждает этот слой, а затем роботизированное оборудование линии распыляет еще один слой, защитный прозрачный слой со всеми теми же ингредиентами, кроме пигмента. Цвет автомобиля — это не просто поверхность. Это трехмерная оболочка, в которую проникает свет, а затем выходит из нее, полностью измененный.

То, что кажется одному и тому же цвету, на самом деле может состоять из разных материалов. Видео Кристи Хемм Клок

Когда вы попадаете в автомобильную аварию или проезжаете автомобилем по столбу в гараже, вот что вы соскребаете: сложные фотонные пути, созданные примерно четырьмя слоями электроосаждаемой химии.

Ремонтная мастерская на это не рассчитывает. Хороший магазин нанесет несколько слоев грунтовки, прозрачного покрытия и цвета, не говоря уже о ремонтных работах, которые могут включать эпоксидные смолы и смолы для сглаживания вмятин. Геометрия на атомном уровне, которая поглощает свет с некоторыми длинами волн и отражает или преломляет другие, может иметь мало общего с оригиналом.

Самые популярные

При правильном подходе они выглядят одинаково.

Свет не просто падает на самую верхнюю поверхность прозрачного покрытия и отражается в ваших глазах. Он проникает в виде дискретных нарушений локального электромагнитного поля, называемого фотонами. Вы, наверное, уже знаете, что фотоны могут вести себя как частицы и волны; их длина волны — это их цвет, да, но взаимодействие с частицами и смолой покрытия может изменить эту длину волны и ее направление.

Частицы черного пигмента поглощают свет, уменьшая количество фотонов, которые возвращаются обратно и достигают глаз. С другой стороны, белизна может быть как свойством множественных поверхностных взаимодействий, так и функцией пигмента, такого как диоксид титана, классического вещества белее белого почти во всех цветах, созданных человеком. Эти и другие пигменты также рассеивают свет, удлиняя или сокращая путь проходящего мимо фотона.

Фотоны могут отражаться от поверхности, отскакивая под углом, когда они прибыли. Они также могут преломляться, направляясь по другой траектории. И то, и другое происходит, когда свет попадает на объект. Но поверхность может также преломляет свет, искривляя его путь — когда свет проходит мимо объекта. Если частицы пигмента, встроенные в поверхность, имеют примерно одинаковый размер или немного больше, чем длина волны входящего потока, разные части частицы взаимодействуют с разными частями изменений электрического и магнитного поля, из которых состоит фотон. Волны могут интерферировать как конструктивно, так и деструктивно, изменяя их рассеяние и окончательный вид.

(Это называется рассеянием Ми. Оно отличается от рассеяния Рэлея, которое применяется, когда частицы меньше длины волны света, например, частицы в атмосфере. Небо, полное водяного пара, синее из-за рассеяния Рэлея. Облака , состоящие из капель воды, белые из-за рассеяния Ми.)

Вся эта физика действительно влияет на то, как что-то выглядит. Белое покрытие, изготовленное из диоксида титана и некоторого количества нейтрального светопоглощающего пигмента, будет выглядеть голубоватым, если частицы покрытия мелкие, и желтоватым, если они крупные. Разница заключается в длине пути, который проходит свет при входе и выходе из поверхности. (И на самом деле математика Ми применима только к сферическим частицам. Для настоящей науки о цвете таких покрытий, как краска, вам нужны уравнения Кубелки-Мунка, которые интегрируют время прохождения через целые слои. Расчет для цветов: это вещь.)

Все это должно заставить вас визжать, Хорошо, но какого цвета вещи? Потому что, конечно, вы могли бы просто спросить: световые волны какой длины исходят от поверхности? Это то, что воспринимает человеческий глаз с помощью трех видов рецепторов, называемых палочками, каждый из которых наиболее чувствителен к различным длинам волн света.

Но это еще не все. На самом деле, что мозг затем делает с этой информацией, так это определяет, где находится этот цвет из двух наборов вариантов: красноватый против зеленоватого и голубоватый против желтоватого. Пытаясь выяснить, как мозг собирает цвета мира из первичных, основных цветов, немецкий физиолог Карл Эвальд Геринг (1834-1819 гг. )18) предположил, что самое простое, что можно получить, — это комбинации синего и желтого и красного и зеленого.

Самые популярные

Карл Эвальд Геринг изобразил цвета противников, воспринимаемые человеческим мозгом.

Эвальд Геринг

Эти «противоположные» цвета оставляют в глазах остаточное изображение друг друга, указал Геринг в 1878 году. И что еще более странно, даже если вы видите желтовато-зеленый или голубовато-красный, вы никогда не увидите красно-зеленого или сине-желтого. — отсюда «оппонент». Никто на самом деле не уверен, что так называемая оппозиция Геринга на самом деле нейробиологична; ученые десятилетиями охотились за структурами-антагонистами в мозгу, но без особого успеха. Но как теория это довольно здорово, потому что если вы превратите эти два противоположных градиента в четыре квадранта вокруг двух перпендикулярных осей, вы можете получить практически любой цвет, который может видеть человеческий глаз.

Поскольку мы также хотим знать, насколько светлым или темным является цвет — сколько в нем так называемых ахроматических цветов, белого и черного, — вы можете построить еще одну ось, снова перпендикулярную двум другим, z , приклеенную вправо через центр, для легкости.

Теперь у вас есть трехмерное цветовое пространство: яркость и две оси цвета-противника. Добавьте концентрические круги, отходящие от оси яркости к краям цветовой плоскости, чтобы представить насыщенность — более пастельную по направлению к полярной оси и более яркую по направлению к краю — и вы сможете запечатлеть почти каждый воспринимаемый цвет. Эта идея лежит в основе некоторых коммерческих цветовых систем, таких как Шведская система естественных цветов. Другое, цветовое пространство CIELAB (CIE — это Международная комиссия по освещению или Международная комиссия по освещению), также примерно аппроксимирует геометрию Геринга; L , a и b являются осями, и предполагается, что цветовые различия в них геометрически соответствуют фактическим различиям, которые воспринимает человек.

Диаграмма цветности CIE 1931

Fuzzypeg

Самые популярные

Представьте себе на секунду метафорическое трехмерное пространство, в котором любая точка имеет определенный цвет. Расстояние между любыми двумя из этих точек является количественной воспринимаемой разницей между этими цветами.

Честно говоря, CIELAB на самом деле лучше подходит для цветного света (излучаемого света), чем для пигментов (которые поглощают и отражают), и он лишь приблизительно однороден. Все различные цветовые пространства работают только для определенных условий освещения, определенных полей зрения, идеализированных наблюдателей… и большинство из них немного изнашиваются по краям, когда количественные скачки от цвета к цвету не точно отражают цвета, которые видят люди.

Разумеется, цветовое пространство можно отобразить разными способами. Например, вы можете использовать оттенок и насыщенность для цветовой плоскости, а затем значение — светлота или темность — для 9 цветов. 0070 z -ось и получится совсем другая вселенная. В области, изучающей эту проблему, в психофизике, есть очень много книг по этому предмету, и она хотела бы, чтобы вы их прочитали, а исследователи цвета работают над еще более точными пространствами. Но они, как правило, сложны в вычислительном отношении и несколько менее элегантны, чем чистые евклидовы геометрии пространств, производных от Геринга.

Вы также помните, что я придавал большое значение металлическому и перламутровому блеску. Они делают вещи еще более сложными.

Равномерное движение вперед и назад при рисовании выглядит почти как танец.

Видео Кристи Хемм Клок

В 2000 году квантовый химик по имени Эрик Киршнер решил сменить работу. Он работал в AkzoNobel, 1 , второй по величине компании по производству красок в мире, и в Лаборатории исследования цвета компании открылась вакансия. «Я подумал: — цвет », — говорит он. — Это отличная тема. Так он стал там исследователем вместе с тысячами других. Одной из задач лаборатории является создание программного обеспечения, которое помогает таким художникам, как Гонсалес, находить эти рецепты.

Киршнер имел в виду более конкретную тему: блеск. «Эффектные покрытия, такие как металлик и жемчуг, меняют цвет в зависимости от угла, под которым вы на них смотрите. Это было хорошо известно», — говорит Киршнер. «Мы подумали, ну, очень приятно иметь возможность измерять под разными углами, но мы также видим текстуру. Это не однородный цвет». Эти гониохроматические эффекты имеют зернистость, блеск, который влияет на то, как они выглядят.

Самые популярные

«Это во многом зависит от условий освещения. Если у вас есть прямые солнечные лучи, вы действительно получите сверкающий эффект. Если у вас пасмурное небо, эффект мерцания исчезает, и вы получаете грубость», — говорит Киршнер. «Сейчас это звучит тривиально, но в литературе до 2000 года этому никогда не учили».

Итак, его команда начала тестирование. Они показывали людям образцы разных покрытий. Тот, о котором вообще не сообщалось об эффекте блеска, они назвали нулем. Самым блестящим, которые они могли сделать, они присвоили значение 8. Отсюда они могли делать промежуточные версии и просить людей расставить их по порядку. «Мы создали набор из 56 образцов одного цвета с разным блеском», — говорит Киршнер. «Это заняло много времени. Мы работали над ним месяцами».

В конце концов, у них был набор из восьми панелей, которые, как определили их тесты, не только имели увеличивающиеся значения блеска, но и находились на одинаковом расстоянии друг от друга, говоря блестящими. То есть теперь у них была метрика.

К 2007 году они создали алгоритм, который понимал всю эту количественную блигометрию, и обучили этому спектрофотометр, устройство, которое может смотреть на цветную поверхность и измерять ее свойства — по сути, точный, хорошо откалиброванный, высококачественный цифровой камера. Теперь это стандартный гаджет, который называется BYK-mac. (Если вам интересно, BYK относится к одному из основателей BYK-Gardner Генриху Быку; mac — сокращение от «многоракурсный цвет».

Он говорит, что все гораздо хуже. «Цвет зависит от угла, и обычно вам нужно три, пять или шесть углов, чтобы охарактеризовать цвет», — говорит он. «Шесть углов умножить на три цветовых измерения, что равно 18».

Итак, вы —

— и мы добавили размер шероховатости, но сверкание также зависит от угла. Итак, мы обнаружили, что с тремя разными углами блеска у нас есть хорошая характеристика. Так что это 18 плюс один плюс три, так что у нас есть 22 измерения».

Когда несколько недель спустя я написал Киршнеру письмо, чтобы перепроверить эту математику, он сказал, что да, действительно, это то, что он имел в виду, но он забыл о другом показателе, называемом «диффузная грубость», когда вы смотрите на цвет в идеально рассеянном свете. Итак, 23.

23-мерное цветовое пространство. «И если вы сравниваете два автомобильных покрытия друг с другом, вам нужно сравнить эти 23 измерения и найти разницу», — говорит Киршнер. «Тогда у нас есть уравнение, которое покажет вам, насколько эти автомобильные покрытия визуально различаются».

Иногда компьютерное руководство может указать путь к окончательному миксу, но, в конце концов, все зависит от зрения.

Видео Пола Саркони

Paul Sarconi

Люди, создающие и смешивающие цвета, могут контролировать все, что есть в красках. У каждой краски есть так называемый угол блеска, угол, при котором она блестит сильнее всего. Металлические цвета часто содержат металлические частицы. «Если эти частицы не так хорошо выровнены, это даст много блеска за пределами угла блеска», — говорит Киршнер. «Если все чешуйки параллельны поверхности покрытия, оно почти как зеркало, поэтому вы получаете много блеска, близкого к углу блеска». Производители добавляют «дезориентирующий краситель», чтобы предотвратить выравнивание частиц. И наоборот, более матовые, «приглушенные» цвета, подобные тем, которые немецкие автопроизводители представили в последние годы, содержат матирующий агент, который убивает этот блеск.

После всего сказанного — с безбрежностью многомерного цветового пространства, раскинувшегося вокруг вас, как тессерактирующее винно-темное море — вы хотите услышать что-то действительно классное?

Самые популярные

Коко Гонсалес не использует спектрофотометр. Он соответствует цветам на глаз.

Напротив компьютера в его рабочей комнате в ремонтной мастерской Аламеда, на полках с краской, у Гонсалеса есть набор пластиковых ящиков, подобных тем, которые вы можете найти на любом верстаке, с шурупами и гвоздями. Только они полны цвета. На кусочках картона размером чуть меньше игральных карт, прикрепленных к кольцам для ключей, есть диапазоны цветов, похожие на точки, вырванные из цветового пространства. На оборотной стороне карт есть примечания — какому цвету OEM они соответствуют, как смешивать их с цветами вторичного рынка и так далее.

Но что действительно помогает Гонсалесу, так это карты, которые он сделал для себя. Как и любой хороший маляр, всякий раз, когда Гонсалес придумывает новую смесь или рецепт для конкретной машины, он создает то, что называется распылением. Каждая из них размером с блокнот для стенографирования, и у него их стопки и стопки, и все они выстроены в соответствии с оттенком.

— Вот, — наконец говорит Гонсалес, доставая с полки полдюжины карточек, которые кажутся мне белыми. «Позволь мне показать тебе.» Мы направляемся в магазин, где находится кабриолет Toyota MR2 в плачевном состоянии: верх опущен, капот снят, крылья помяты. Гонсалес стирает грязь и песок с дверной панели, поднимает одну из своих визиток и смотрит на меня. — Такой же или другой? он спрашивает.

Фонарик, имитирующий яркий солнечный свет, может отражать цветовые вариации, которых нет при обычном комнатном освещении.

Видео Кристи Хемм Клок

Гонсалес включает фонарик в форме пистолета и направляет его на линию между картой и автомобилем. Он предназначен для имитации солнечного света. Он двигает его — прямо за нами под углом около 45 градусов влево и вправо. Он двигает головой, чтобы посмотреть на цвета со стороны. Побочный тон имеет решающее значение. Восхитительно, что другой цвет, видимый под другим углом, называется «флоп».

Наконец-то я решился. Я указываю на карту. — Он желтее, — говорю я.

Самые популярные

Он улыбается. Я понял. Он забирает карту. «Вот этот?»

«Темнее?»

Опять понял. ХОРОШО. Я могу видеть, что я ищу здесь. Спектрофотометрия очень хорошо подходит для заполнения переменных в уравнениях, определяющих, насколько два цвета отличаются друг от друга, но человеческий глаз является фантастическим «нулевым детектором», чрезвычайно чувствительным к наличие разницы.

По крайней мере, для некоторых переменных. «Наши три колбочковых рецептора чувствительны к коротким, средним и длинным длинам волн, поэтому можно сказать, что у нас есть синие, зеленые и красные рецепторы», — говорит Генри, эксперт по цвету PPG. Но он знает, что характеристика цветовых рецепторов не раскрывает всей истории. Мало того, что пиковые длины волн рецепторов перекрываются неравномерно — благодаря эволюционной истории «трихроматии», когда такие приматы, как мы, утратили способность видеть три цвета, а затем вернули ее в результате счастливой мутации, — но и у нас нет равных числа из них. У людей больше чувствительных к красному цвету колбочек, чем у других. «Поэтому мы не очень хорошо согласовываем синее и красно-синее противостояние с точки зрения евклидова цветового пространства», — говорит Генри.

Что это значит в реальной жизни? «Когда я работал со спектрофотометрами, я понял, что у меня проблема. Масштаб сбивался в разных цветовых пространствах», — говорит он. «Я могу видеть даже очень маленькое числовое значение в светлых тонах, таких как белый, но затем, когда вы попадаете в очень хроматический цвет, особенно хроматический синий, у меня возникают трудности». Другими словами, если бы Гонсалес показал мне синюю машину, а не белую, я мог бы быть не так хорош в игре. «С психофизической точки зрения я не очень хороший сенсор, — говорит Генри.

Это одна из причин, по которой Гонсалес хранит все свои распыления. Но это не единственная причина. На обратной стороне каждой карточки больше заметок, точный рецепт для каждой. Так что реальный аргумент в пользу их создания — скорость. Вместо того, чтобы готовить партии красок из официальных карточек, карточек компаний и программного обеспечения в своей рабочей комнате, Гонсалес может на глаз взглянуть на машину, взять нужную горсть спреев и поднести каждую к ней, чтобы определить ровный цвет. более тесная смесь.

Когда он получает машину, которая находится между двумя, он может сделать их обе и скомбинировать цвета, или подкрасить вверх или вниз белым или черным, и сделать новый спрей попробовать. Он даже соорудил кое-что, чтобы еще больше ускорить процесс: перевернутую картонную коробку с небольшим клапаном, похожим на печь для пиццы, вырезанным снизу, и отверстием сверху для стыковки фена. Он смешивает новый цвет, распыляет новую карту и кладет ее под сушилку, чтобы подготовить ее очень быстро. Помните, малярная – самое узкое место в ремонтной мастерской. Если Alameda Collision Repair собирается перевозить 13 автомобилей в день, краска должна течь.

Итак, я спрашиваю Гонсалеса, вы делитесь этими картами с другими художниками?

Самые популярные

«Ни за что», — говорит он, подтягивая стопку ближе к телу. «Это мои».

Столетие спектрофотометрии и колориметрии и история теории цвета, восходящая к Аристотелю, до сих пор не может превзойти глаз Гонсалеса. Это не для всех. «Я физик, а физикам трудно делать это таким образом, потому что физик сначала хочет понять, как устроен материал, и на основе этого сопоставить его», — говорит Киршнер. «Но что мы видим в этом покрытии? И исходя из этого, как мы можем соответствовать? Это гораздо лучшая стратегия».

Когда он работает, он невидим.

Видео Пола Саркони

Конечно, Гонсалес знает больше трюков. Он рисует так, как танцует танцор, плавно и точно. Так он избегает «тигровых полос», вызванных перекрывающимися слоями лака. Он знает, как нанести прозрачную грунтовку рядом с областью, которую он рисует, чтобы смешать новое со старым. Он двигается как художник.

На самом деле, наблюдая за его работой, я думаю, что снова недооценил размеры цветового пространства. Фотоны не перемещаются от поверхности объекта к глазу мгновенно. Свет имеет скорость, расстояние за время. Это всего лишь 300 миллионов метров в секунду в вакууме; различные средства массовой информации замедляют его. Итак, если вы смотрите на автомобиль с расстояния вытянутой руки, ваш мозг на самом деле обрабатывает тот цвет, который был 100 миллионных долей секунды назад. Не ничего. Почти ничего, но не ничего. Это могло измениться. Вы не знаете.

Идти дальше. Когда Гонсалес закончит с этим MR-2, он снова станет белым, каким был раньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *