Кто управляет автомобилем амфибией: Машина-амфибия — Википедия – Водоплавающие автомобили СССР — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Водоплавающие автомобили СССР — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

В середине прошлого века автомобили-амфибии были одними из тех вещей наряду, например, с космическими кораблями, которые формировали у людей образ будущего. И хотя широкого применения за пределами военных миссий водоплавающие автомобили в итоге не нашли, они представляют из себя весьма интересный феномен. Предлагаем вам краткий экскурс в историю советских амфибий.


ГАЗ-46 «МАВ»

«МАВ» расшифровывалось как Малый Автомобиль Водоплавающий. Эту оснащенную четырехцилиндровым двигателем от «Победы» и трансмиссией и подвеской от ГАЗ-69 машину начали выпускать в 1953 году. По воде ГАЗ-46 передвигался с помощью гребного винта. Назначение вполне стандартное: переправа десантников, инженерные работы на воде и прочие военные миссии. Модель была скопирована с американского Ford GPA и просуществовала до 1958 года.

 

 

 


ЗИС-485 «БАВ»

«БАВ», как вы, наверное, уже догадались — это Большой Автомобиль Водоплавающий. ЗИС-485 мог перевозить 25 человек или 2,5 тонн груза, включая даже автомобили и артиллерийские орудия, а скопирована модель была с другой американской амфибии — GMC DUKW-353. Выпущенный в 1950 году «БАВ» прожил в серийном производстве 12 лет.

 

 

 

ЛуАЗ-967

 Эта полноприводная моторизированная тележка была создана по заказу ВДВ для эвакуации раненых с поля боя и стала прототипом для легендарного советского вездехода ЛуАЗ-969 «Волынь». Габариты у ЛуАЗа, как и грузоподъемность, были крайне малыми. Объем двигателя не превышал одного литра, а в движение он приводился колесами. При особой необходимости управлять амфибией можно было в полулежачем состоянии.

 

НАМИ-055

Предшественница этой модели амфибия НАМИ-011, как и ГАЗ-46, была скопирована с американского Ford GPA. У НАМИ-055 был более обтекаемый цельнометаллический корпус, 41-сильный двигатель от «Москвича-410» и задний гребной винт. В итоге амфибия даже при полной загрузке в полторы тонны на воде развивала скорость до 12 километров в час. Над модификацией НАМИ-055В уже работал создатель легендарных пассажирских «Ракет» Ростислав Алексеев — в итоге модель на подводных крыльях через 40 секунд после старта разгонялась до 55 километров в час.

 

 

 


ВАЗ-Э2122

Своя амфибия, оказывается, была и у ВАЗа — ее тольяттинцы по заказу Минобороны СССР сконструировали в 1976 году на базе «Нивы». От других советских амфибий водоплавающая «Нива» отличалась, прежде всего тем, что как раз таки на амфибию она была почти не похожа. Однако этот оснащенный 1,6-литровым двигателем автомобиль мог передвигаться по воде со скоростью 5 километров в час. Правда, конвеера тольяттинская амфибия так и не увидела.

 

УАЗ-3907

УАЗ-3907 «Ягуар» — это ещё один перспективный автомобиль-амфибия, которому не удалось попасть в серийное производство. Водоплавающая машина была изготовлена на базе агрегатов УАЗ-469. Оригинальную конструкцию имел водоизмещающий кузов и герметичные двери. Перед задним мостом были установлены два гребных винта, а функцию рулей выполняли передние колёса. К 1989 году было изготовлено 14 советских «Ягуаров» и автомобиль был принят на вооружение. В ходе испытаний УАЗ-3907 проплыл по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно. Но в 1991 году ушли все перспективы военного заказа и руководство Ульяновского завода приняло решение о прекращении подготовки к серийному производству УАЗ-3907.

 

[источники]

источники

http://5koleso.ru/articles/obzory/v-vode-ne-tonet-avtomobili-amfibii-sssr

http://dnpmag.com/2015/08/22/5-sovetskix-avtomobilej-amfibij/

 

И еще про старые машины времен СССР: вот например Четырехосный грузовик повышенной проходимости, а вот Горьковский Автомобильный Завод и ЗиС-127 Первый советский междугородний автобус. Вспомним еще про советскую инвалидку и советские электромобили Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=74413

3 советские амфибии, которые мало кто помнит: picturehistory — LiveJournal

Когда-то автомобили-амфибии в глазах людей виделись транспортом будущего. По их поводу велись разговоры и часто в разных странах, в том числе и в СССР, производители экспериментировали в создании подобных плавающих автомобилей. Но у нас применение такому транспорту дальше военного не зашло. Итак, давайте вспомним некоторые проекты.

ГАЗ-46 МАВ

ГАЗ-46 представлял собой автомобиль советского производства, который собирали на горьковском предприятии с 1953 по 1958 гг. «МАВ» расшифровывается как малый автомобиль водоплавающий. Использовали его в разведывательных операциях, а также для работ на водоёмах.


НАМИ разработал проект амфибии , который потом был передан на Горьковский Автозавод. И там он уже выпускался под индексом ГАЗ-46. Целью создания такой легковой амфибии была возможность ее использования руководителями военных подразделений. Для ее разработки использовались некоторые технические узлы Ford GPA, который находился на вооружении советской армии с 1942 года. За базу был взят популярный джип ГАЗ-67.

Чтобы автомобиль мог передвигаться по воде конструкторы на коробчатой раме собрали стальной сварной корпус. Чтобы повысить герметизацию амфибии было принято решение убрать все двери. Сам кузов состоял из трёх частей, отделенными друг от друга вертикальными перегородками. В передней части располагались двигатель с трансмиссией. В центральной части были расположены места для пассажиров и система управления, а задняя предназначалась для грузов и запасных деталей.

Волноотбойный щиток, расположенный на носу амфибии был сделан для того, чтобы защищать кабину и разъёмы охлаждения двигателя от попадания в них воды. Плюс он служил защитой от зарывания автомобиля в воду. Двигатель ставили 4-цилиндровый от ГАЗ М-20 «Победа», а трансмиссию и подвеску взяли от ГАЗ-69. После погружения в воду автомобиль двигался с помощью отдельного гребного винта.

ЛуАЗ-967 ТПК

В начале 1950-х годов советская армия столкнулась с тем, что возникла необходимость в миниатюрном автомобиле, но чтобы он мог проехать везде, где может пройти солдат пешком.

Предназначение такого автомобиля было в том, чтобы на нем легко можно было подвезти боеприпасы или забрать раненого солдата из-под огня. Заодно было принято решение сделать такой автомобиль не только полноприводным, но и водоплавающим.

Изначально реализовать данный проект было поручено Ирбитскому мотоциклетному заводу, который предлагал для автомобиля свой 23-сильный оппозитный мотор М-72. После некоторых работ и создания первых макетов, завод признал, что просто не готов продолжать, и дальнейшие работы по созданию военного микроавтомобиля перешли в НАМИ.

В 1969 году ТПК (транспортер переднего края ), объем двигателя воздушного охлаждения которого составлял 887 кубических сантиметров, а мощность — 30 лошадиных сил, был принят на вооружение. Водительское кресло и элементы управления находились посередине в передней части автомобиля, а два сиденья для пассажиров — позади, рядом с бортами. Это было сделано для того, чтобы по требованию их можно было сложить так, чтобы пол превращался в ровную платформу, на которой могли бы расположиться два раненых солдата на носилках.

Как обычно бывает из-за недоработок он не попал на конвейер. Серийное производство началось только в 1975 году. Это была модифицированная версия, которая называлась ЛуАЗ-967М с более мощным двигателем МеМЗ-967А объемом 1,2 литра и мощностью почти 37 л. с. и более надежной подвеской и доработанной трансмиссией.

ЗИС/ЗИЛ-485 БАВ

Разработка больших грузовых автомобилей, обладающих грузоподъёмностью 2.5 т. началась в связи с подготовкой планов послевоенного технического перевооружения Советской Армии. Советские инженеры начали работы по созданию собственного большого плавающего автомобиля.

Изначально планировалось, что его будут разрабатывать на Московском автозаводе им. Сталина (ЗиС), но завод оказался перегружен работой и предложил «переложить» данную задачу филиалу — недостроенному в то время Днепропетровскому автозаводу (ДАЗ). Работы над будущей большой амфибией начались в конце 1948 года. Прототипом выступал американский GMC — DUKW — 353. Два таких автомобиля привезли на завод, одну из которых разобрали «до винтика». Поездки по дорогам и плавание по Днепру позволили выявить слабые и сильные стороны американского автомобиля.

Разработку земноводного транспортера поручили Виталию Грачеву. Он получился крупный, но при этом очень востребованный. БАВ — это Большой Автомобиль Водоплавающий. Он мог находится в воде даже при волнениях до 3-х баллов и при этом быть хорошо управляемым. На берег он выходил без труда даже в зимнее время года. На палубе он мог перевозить 25 человек или 2500 килограммов груза на суше и 2900 кг на воде.

В качестве двигателя был применен 6-цилиндровый ЗИС-123 мощностью 110 л.с. За моторным отделением находилась открытая 2-местная рубка экипажа с органами управления и контрольными приборами. Чтобы повысить проходимость амфибии на нее установили односкатные задние колеса. До 1952 года амфибия производилась под маркой ЗИС, а после и до 1959 года — под брендом ЗИЛ.


См.также:

Труженики фронтовых дорог

Такой ЗИЛ мало кто видел, ЗИЛ 29061

Вездеход «Харьковчанка»: покоритель Антарктиды

Оригинальные и странные транспортные средства

Амфибия Amphicar 770 (1961-68)


Автомобили-амфибии. Эволюция от 1950-х годов до наших дней: mexanizm — LiveJournal

Можно ли плыть на машине  по реке? Странный на первый взгляд вопрос, на который уверенно отвечают  автомобили – амфибии. Можно. Здравый смысл, при этом добавляет – можно,  но не нужно.  

Автомобили, способные  передвигаться по воде стали появляться в более-менее массовом виде к  30-м годам прошлого века, как в гражданских, так и в милитарных  модификациях, о них я писал в первой части.  Во второй половине 20 века амфибии заняли нишу техники для отдыха и  развлечений на Западе, а в СССР проводились работы над созданием  различных амфибий, в основном тоже гражданского направления, для  поисково-спасательных работ.  

Самым массовым легковым  автомобилем-амфибией является немецкий Amphicar.  Машину создал Ханс  Триппель, разработавший еще в 30-х годах весьма неплохую по тем временам  амфибию Trippel SG, которой даже милитаристы Вермахта заинтересовались.    

Amphicar был  единственной серийно выпускавшейся амфибией для гражданского рынка.  Внешним видом он напоминал спортивный кабриолет, уменьшенный в  пропорциях, имел двигатель мощностью в 43 л.с., мог передвигаться по  трассе со скоростью 120 км/час, по воде со скоростью 12 км/час, а вот  стоимость машины, составлявшая на тот момент 11800 марок позволяла  купить в Европе полноценный спортивный автомобиль.  

Выпускали Amphicar с  1961 по 1965 год, в основном для американского рынка, где его покупали  как транспортное средство развлечений выходного дня разные искатели  приключений. Среди владельцев этой забавной лодки на колёсах был один  американский президент, арабский шейх и несколько президентов  африканских стран, а в 60-х на нескольких таких машинах энтузиасты  переплыли Ла-Манш за 5 часов 50 минут. 

Для таких длительных путешествий по воде машина в принципе не предназначалась, но смогла.  

Недостатком машины,  помимо высокой стоимости, была сложность в обслуживании. Сейчас их  немного осталось в частных коллекциях, иногда владельцы устраивают  заплывы, приуроченные к значимым датам. 

Примерно в то же время в СССР создан полноприводный легковой автомобиль-амфибия НАМИ-049 «Огонек».  

На испытаниях были  выявлены слабые стороны машины – очень мягкий стекло-пластиковый кузов и  слабый мотор. Дальше ходового образца дело не пошло. 

По мере развития  советской космической программы, в СССР возникла необходимость с  специальных машинах для поиска и эвакуации вернувшихся на землю экипажей  космических кораблей. ПЭУ-1 стала первой в серии таких машин, первая  машина была собрана на ЗИЛе в 1966 году.   

Корпус амфибии был из  стекло-пластика, двигатель бензиновый, карбюраторный V8 ЗИЛ-375, она  имела автоматическую трансмиссию и могла передвигаться по суше, по воде и  по заболоченной местности.  Амфибия была оборудована небольшим  подъемным краном.  

Через несколько лет на  базе ПЭУ-1 создадут санитарно-эвакуационную машину ПЭУ-1М, с большим  обитаемым отсеком и  возможностью транспортировки человека на носилках.  

Пока на Западе в области  амфибиестроения ничего особо интересного не происходит, в СССР на узлах  и агрегатах «Запорожца» создают полноприводный лёгкий транспортёр –  амфибию ЛуАЗ-967. 

Удачной эту машину  назвать нельзя, она хоть и была сделана по заказу оборонного ведомства,  но популярностью  в милитарных кругах особо не пользовалась, выпускалась  небольшими партиями с 1965 по 1989 год, на вторичном рынке такие время  от времени еще встречаются по скромной цене.  

В 1976 году на ВАЗе увидела свет «Река», первая и пока единственная тольяттинская амфибия ВАЗ-2122.  

Создана она была на  агрегатах «Нивы», в течении 10 лет было выпущено несколько опытных  образцов, но в серию так и не пошла, хотя машины успешно проходили  испытания и были рекомендованы к производству.  

У военного ведомства,  которое проявляло интерес к этой машине попросту не оказалось денег,  необходимых для запуска её в производство, а вскоре и сама машина  перестала их интересовать.  

Свою амфибию пытался создать и Ульяновский автозавод, производитель внедорожников «УАЗ».  

В 1976 году было начато  проектирование вездехода-амфибии УАЗ-3907 «Ягуар». К 1989 году  изготовили более десятка различных опытных образцов, большая часть  которых успешно прошла испытания.  Один автомобиль успешно прошел по  Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно.  

В конструкции лежали узлы и агрегаты серийно выпускавшегося УАЗ-469.  

«Ягуар» постигла судьба  вазовской «Реки», машина оказалась не нужна военному ведомству, работы  над ней были свёрнуты в 1989 году по инициативе завода.  

В 1969 году начинаются работы над созданием новой версии поисково-эвакуационной машины ПЭУ -2. 

Машина обладала выдающейся проходимостью на разной местности, но и не менее выдающимися размерами.  

Перевозить её  транспортной авиацией не представлялось возможным, по дорогам общего  пользования тоже могли быть сложности с передвижением. Машина в серийное  производство не пошла, так и оставшись единственным экземпляром, но  решения примененные на ней пригодились в будущем – при создании «Синей  Птицы», поисково-спасательной амфибии ЗИЛ-49061, производившейся с 1980  по 1991год. 

Именно эта машина и пришла на смену ПЭУ-1 

В 90-х и 2000-х об амфибиях снова активно вспоминают на Западе.   

В конце 90-х  американский изобретатель и предприниматель Дэйв Марк создает компанию  WaterCar, изготавливающую автомобили-амфибии по индивидуальным заказам.  

Одна из амфибий компании, Watercar Python попала в Книгу рекордов Гиннеса как самая быстрая амфибия в мире. 

В прошлом году компания  стала выпускать даже пожарные модификации своей легковой амфибии,  водозабор при тушении они осуществляют прямо из того водоема, в котором  находятся сами.  

В 2003-м британская  компания Gibbs Sports Amphibians выпускает свою  Aquada, способную ехать  по суше со скоростью 160 км/час, а на воде  — 50 км/час.  

В 2004 году Ричард Бренсон установит на ней рекорд, переплыв  пролив Ла-Манш за 1 час, 40 минут и 6 секунд.   

Gibbs Phibian не так известна, как Aquada, и не так быстра, но зато способна взять на борт 1.5 тонны груза.  

Gibbs  Humdinga I может взять на борт 5-7 человек, или водителя и 750 кг груза.  

Gibbs Humdinga 2 своими  характеристиками впечатляет  больше, чем предшественник, на технологиях  которого он создан. Мощный V8 в 350 «лошадей» способен двигать машину по  воде со скоростью 65 км/час, по трассе – 160 км/час, и помимо этого,  машина является еще и внедорожником, способным ездить по труднодоступным  местам.  

Самым  быстротрансформируемым из сухопутного в водный транспорт является Gibbs  Quadski, этому гибриду квадроцикла и аквабайка требуется всего лишь пять  секунд на втягивание колёс и готовность преодолевать водные преграды со  скоростью 70 км/час. Примерно такая же скорость у него и на суше.  

В 2004 году шведская компания  Rinspeed представила удивительный Rinspeed Splash.  

Этот болид достигал на суше скорости в 200 км/час, а на воде – 50 км/час. Двигатель машины работает на газу. 

В России тоже принялись  возрождать славные традиции авфибиестроения, компания Sherp создает  вездеходы – амфибии для экстремальных видов туризма.  

Следующей вехой в  развитии автомобилей – амфибий станут уже автомобили – субмарины, более  того, одна такая уже есть – это открытый родстер sQuba, созданный  Франком Риндеркнехтом  на основе Lotus Elise. 

Родстер-субмарина  оснащен тремя электромоторами,  один – для движения по суше (до 120  км/час) а два других – для движения на воде и под водой. На воде  скорость движения достигает 6 км/час, что мало даже для амфибий 50-х  годов, а под водой еще меньше – всего 3 км/час, но зато ведь это первая  машина такого рода. Машина может погружаться на глубину до 10 метров,  вот только сухим и комфортным для водителя и пассажира такое погружение  назвать нельзя – кокпит то не герметичный.  

Как бы там ни было, а о  таких машинах, которые в наши дни летают по воздуху, ездят по воде, по  суше и даже уже под водой, еще не так давно не мог мечтать ни один  супергерой.  

В подборку не вошел ряд  уникальных амфибий, созданных умельцами- аматорами из подручных  материалов и имевшихся доступных агрегатов. Они станут темой отдельной  публикации 

Советские автомобили-амфибии


Во времена СССР было сконструировано немало автомобилей-амфибий. Некоторые их них были отправлены в серийное производство, а некоторые так и остались всего лишь прототипами. Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку водоплавающих машин, которые были построены в советские времена.

ВАЗ-Э2122


Этот автомобиль-амфибия ВАЗ-Э2122 разрабатывался по специальному заказу Министерства Обороны СССР. Он был сконструирован в 1976 году тольяттинцами с применением узлов и агрегатов гражданского автомобиля ВАЗ-2121 «Нива». С первого взгляда и не скажешь что это водоплавающий автомобиль!


ВАЗ-Э2122 оснащался 1,6-литровым двигателем, постоянным полным приводом и двумя баками для бензина. Вазовская амфибия могла двигаться по воде со скоростью 4,5 км/ч. В 1977 году был представлен второй вариант вазовской амфибии, но ни один из них так и не был отправлен в серию.

ЗИС-485 «БАВ»


ЗиС-485 БАВ (БАВ — большой автомобиль водоплавающий) — автомобиль-амфибия, выпускавшийся с 1950 по 1962 год. Машина БАВ могла перевозить через водные преграды 25 человек или до 2,5 т груза.


ЗиС-485 БАВ оснащался бензиновым шестицилиндровым двигателем мощностью 110 л.с. Максимальная скорость на суше составляла 60 км/ч, а на воде — 10 км/ч. Движение машины на плаву осуществлялось за счёт вращения трёхлопастного гребного винта, приводимого от трансмиссии. Руль был установлен за винтом.

УАЗ-3907 «Ягуар»


Этому водоплавающему автомобилю, построенному на базе УАЗ-469, также не удалось попасть на конвейер. Особенностью конструкции «Ягуара» стали два гребных винта перед задним мостом, благодаря которым машина имела на плаву отличную маневренность и достаточно большую скорость.


Оснащался УАЗ-3907 «Ягуар» 2,4-литровым бензиновым четырехцилиндровым двигателем мощностью 78 л.с. Максимальная скорость по суше: 105 км/ч, по воде: 9 км/ч. Коробка передач — механическая четырехступенчатая трансмиссия. К 1989 году было изготовлено всего 14 таких машин-амфибий, которые были приняты на вооружение. Но в 1991 году руководство компании отказалось от серийного выпуска УАЗ-3907 «Ягуар».

ГАЗ-46 «МАВ»


ГАЗ-46 «МАВ» — малый автомобиль водоплавающий. Его выпуск начался в 1953 году на Горьковском автомобильном заводе. Корпус МАВ ГАЗ-46 — стальной, моторно-трансмисионное отделение — впереди, отсек экипажа и пассажиров — в центре.


ГАЗ-46 оснащался четырёхцилиндровым двигателем от ГАЗ-М20 «Победа». Трансмиссия и подвеска были заимствованы от ГАЗ-69. Максимальная скорость на суше — 90 км/ч, по воде — 9 км/ч. Двигатель был соединен с ручной коробкой передач, имеющей три передние и одну заднюю передачи, и двухступенчатой раздаточной коробкой. По воде машина передвигалась с помощью одного трехлопастного гребного винта, установленного сзади на корпусе и приводимого от главного двигателя. Выпуск «МАВ» продолжался до 1958 года

ЛуАЗ-967


Полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъемности ЛуАЗ-967 был создан по заказу ВДВ. Он имел маленькие габариты: 3682x1712x1580 мм и двигатель объёмом менее 1 литра мощностью всего 37 л.с.


По воде ЛуАЗ 967 передвигался благодаря гребному эффекту, создаваемому колёсами. Скорость на плаву — до 3-х км/ч.Особенностью конструкции такого автомобиля-амфибии была откидная рулевая колонка, расположенная по центру салона: при необходимости водитель мог управлять ЛуАЗом в полулёжа. Рулевая колонка при этом опускается, спинка сидения откидывается назад, а лобовое стекло на капот двигателя.

#амфибия #водоплавающийавтомобиль #ссср #техника

Летящие по воде: секретные мини-амфибии Советской армии


Последующие работы по ТПК с мотоциклетными агрегатами проводил Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Когда же в 1960-е годы этот путь признали тупиковым, доработку машин возложили на Запорожский автозавод (ЗАЗ), применявший агрегаты от своего Запорожца. Их серийным изготовлением занимался Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ), а испытания проводил 21-й НИИИ Минобороны СССР (ныне 21 НИИЦ).

НАМИ-032 (1957 – 1961 гг.)

Создание в НАМИ легких плавающих машин серии 032 было сопряжено как с многочисленными техническими и производственными, так и с острыми противоречиями в среде уважаемых советских ученых проблемами. В 1956 году военный заказ на создание санитарного транспортера поступил в лабораторию легковых автомобилей, которой тогда руководил известный конструктор, дизайнер, писатель и журналист Юрий Аронович Долматовский.

В то время он усиленно работал над своей вагонной микролитражной «Белкой» с задним расположением двигателя. Эти решения, признанные со временем бесперспективными и даже опасными, никак не сочетались с общей концепцией будущего ТПК, для которого требовалось спроектировать принципиально новое переднемоторное полноприводное шасси. В результате руководителем «проекта 4х4» был назначен Борис Михайлович Фиттерман, бывший главный конструктор Московского автозавода, дважды лауреат Сталинской премии, только что вернувшийся из Воркутинского лагеря после реабилитации.

В КБ легковых автомобилей Борис Михайлович оперативно разработал общую конструкцию транспортера, которую 16 октября 1956 года утвердил у военного заказчика. В декабре того же года совместно с инженером Владимиром Мироновым был построен деревянный макет ТПК. По замыслу создателей он представлял собой низкую плавающую машину с передним расположением двигателя, небольшими колесами с бортовыми редукторами, независимой подвеской, центральным распределением органов управления, несущим цельнометаллическим основанием и грузовой платформой с двумя носилками, на которой можно было перевозить шесть человек личного состава или сидячих раненых.

Для внесение в машину носилок или специальной лодки-волокуши служила электрическая лебедка. Управление автомобилем планировалось как со штатного рабочего места, так и водителем, идущим или ползущим рядом с машиной или спереди нее, а при движении транспортера задним ходом — позади него. Изготовление прототипов взял на себя Ирбитский мотоциклетный завод.

К началу работ по ТПК в НАМИ не существовало никакой конструктивной основы для него, поэтому принципиально новая машина создавалась практически с чистого листа. Ее единственным предшественником можно признать простейший микролитражный автомобиль НАМИ-031 рамной конструкции с задним двухцилиндровым мотором воздушного охлаждения МД-65, вариант которого стоял на мотоцикле М-72.

Первый образец НАМИ-032Г с высоким округлым капотом напоминал обычную микролитражку, но его открытый стеклопластиковый кузов обеспечивал машине плавучесть. Ее конструктивным развитием стал грузопассажирский полноприводный НАМИ-049 «Огонек» с высоким закрытым кузовом со стеклопластиковыми панелями.


10 удивительных автомобилей-амфибий | Журнал Популярная Механика

Машины, способные ездить не только по суше, но и по воде — одна из самых захватывающих идей XX века, хотя лодки с колёсами придумали и того раньше. Множество амфибий было разработано во время и после Второй Мировой — в основном, это плавающие танки и БТР. Сегодня амфибии перешли и на гражданскую стезю.

Производство гражданских автомобилей-амфибий началось ещё в 1960-х годах, но тогда они не получили массового распространения. Тем не менее, многие изобретатели до сих пор берутся создать необычный и стильный автомобиль, покоряющий две стихии сразу. Представляем 10 самых интересных машин-амфибий последних лет!

10. Gibbs Quadski.

Это одновременно и квадроцикл, и катер, выпущенный в свет компанией Gibbs Sports Amphibians в 2012 году. Амфибия развивает скорость до 72 км/ч как на воде, так и на суше, оснащена реактивным морским двигателем и системой втягивания колёс. Трансформация между двумя режимами функционирования занимает лишь 5 секунд.

9. Amphicar Amphicar.

Автомобиль-амфибия 1961 года. Разработан в Германии компанией Quandt Group специально для экспорта в США. Он проигрывал в скорости и надёжности как автомобилям, так и лодкам, так что было выпущено лишь около 4000 моделей до остановки производства в 1965 году. Тем не менее, Amphicar до сих пор считается одной из самых успешных машин-амфибий всех времён и ценится среди коллекционеров.

8. Gibbs Aquada.

Ещё одно творение Gibbs Sports Amphibians, скоростной автомобиль-амфибия. Развивает до 160 км/ч на суше и 50 км/ч в воде. В марте 2004 года Aquada вошёл в историю, когда предприниматель Ричард Брэнсон установил на нём новый рекорд, переплыв пролив Ла-Манш за 1 час, 40 минут и 6 секунд.

7. Rinspeed Splash.

Шведская фирма Rinspeed разработала свою машину-амфибию в 2004 году. Максимальная скорость на воде — 50 км/ч, на суше — 200 км/ч. Уникальная особенность — двухцилиндровый силовой двигатель амфибии работает на природном газе и не загрязняет окружающую среду.

6. SeaRoader Lamborghini Countach.

Первая в мире Lamborghini-амфибия была создана инженером Майклом Райаном из компании SeaRoader на основе Lamborghini Countach. «Если у машины есть колёса, то я заставлю её плавать!» — хвастался Райан и переделывал для водных путешествий джипы, мотоциклы, такси и даже фургончик с мороженым. Превратить суперкар в амфибию — затея не из дешёвых, замена только одного стекла обошлась изобретателю в три тысячи долларов.

5. Gibbs Humdinga.

Это концепт пятиместной амфибии с полным приводом и двигателем V8 мощностью 350 лошадиных сил. Скорость на суше — 160 км/ч, в воде — 65 км/ч. Gibbs Sports Amphibians создали его специально для перемещения в дикой и труднодоступной местности, и он основан на той же технологии, что и Gibbs Aquada.

4. Hydra Spyder.

Ультра-современный гибрид гоночного ретро-автомобиля и моторной лодки Hydra Spyder был разработан компанией CAMI. На суше он разгоняется до 201 км/ч, в воде — 85 км/ч. Модель весит 3300 кг и оснащена шестилитровым двигателем V8 Corvette LS2 мощностью 400 лошадиных сил.

3. Dobbertin HydroCar.

Это амфибия, продуманная до мелочей. Одним нажатием переключателя она меняет «режим суши» на «режим воды». На суше её спонсоны поднимаются и становятся крыльями автомобиля, в воде — опускаются на 20 см., за считанные секунды превращая машину в гоночный катер. Корпус сделан из нержавеющей стали марки 304, двигатель — от Chevrolet мощностью 762 лошадиные силы на 5.800 оборотах.

2. Sea Lion.

Разработанная специально для того, чтобы устанавливать рекорды на суше и воде, Sea Lion является одной из быстрейших амфибией в мире. На суше максимальная скорость достигает 201 км/ч, в воде — 96 км/ч. Технически, это даже не автомобиль. Создатель назвал её буквально: «машина-амфибия для установления мировых рекордов».

1. WaterCar Panther.

Это джип? Это моторная лодка? Нет, это WaterCar Panther, любимое детище американского изобретателя Дэйва Марка. Его предыдущая амфибия — WaterCar Python, по скорости догоняла SeaLion. Panther не такая быстроходная, но замечательно подходит на роль внедорожника — ей нипочём бездорожье, грязь и песок. Дизайн амфибии основан на Jeep CJ8 Scrambler.

Автомобиль-амфибия от конструктора-любителя А. Натарова из Ярославля

5. Какое дополнительное оснащение требуется для амфибии?

Мой небольшой опыт показал: в первую очередь водооткачивающие средства. Без них машина быстро становится своего рода подводной лодкой. Вода может попасть в корпус через неплотные швы, сальники и прочие соединения, во время дождя, при неудачном съезде в воду, при встрече с хорошей волной. Нужно предусмотреть, чтобы вода, попавшая в корпус, стекала в определенное место, обусловленное дифферентом и креном, не задерживаясь перемычками и перегородками. Таким образом ее будет легче удалить. Проще всего сделать это любым черпаком или ковшом, однако можно предусмотреть ручной или электрический насос или эжектор (если используется водомет).

Второе, что совершенно необходимо, — лебедка любой конструкции. В этом я убедился после первого же «заплыва», вытаскивая машину из пруда. При ее массе всего в 80 кг я справился с этой задачей с большим трудом. Самая простая (но и самая неудобная) — колесная лебедка. За ней по простоте и доступности следует ручная таль: с ее помощью можно вытащить автомобиль откуда угодно. И наиболее сложно делать лебедку с приводом от трансмиссии. Однако в моем случае последний вариант оказался самым простым. Для проверки работоспособности лебедки я закинул якорь на балку ворот и, проверив, крепко ли он зацепился, включил сцепление — через несколько секунд оказался в воздухе вместе с машиной. Именно благодаря лебедке моя амфибия может выбираться на самый недоступный и неудобный берег. Для нее не препятствие даже обрыв высотой 2 м, не имеющий заплеска и даже мели у его подножия.

Следующее, что тоже немаловажно, — обеспечение непотопляемости или упрощение спасательных работ после затопления. Все плавающие автомобили, даже армейские, залитые водой, идут ко дну. Дело в том, что разместить блоки плавучести в корпусе попросту невозможно: они заполнят весь его внутренний объем. Остается одно — снабдить спасательными жилетами водителя и пассажиров, обеспечив им возможность быстро покинуть машину, а также предусмотреть буи: всплывая, они поднимут за собой тросы, за которые можно вытащить «утопленницу».

Полезно также предусмотреть привальный брус в конструкции кузова, защищающий его со всех сторон от повреждений, вмятин и царапин во время швартовки к другим плавсредствам. С этой же целью полезно подумать и о расположении фар, подфарников и задних габаритных огней, так как причалы и мостки при стоянке на плаву во время волнения могут стать причиной выбитой фары или выдранных «с корнем» габаритных огней.

 

Моя амфибия строилась как своего рода модель, или, что вернее, лаборатория на колесах, поэтому в ней много упрощений. В частности, я не надеялся получить высокую скорость, поэтому отказался от подвески переднего и заднего мостов. Кузов машины несущий, он собран по «лодочной» технологии. Отличие лишь в том, что у него два килевых бруса, и шпангоуты расположены наклонно — так оказалось проще закрепить колесные ниши. Шпангоуты № 1 и № 2 сходятся треугольником и имеют один общий бимс, выполняющий роль приборной доски. Шпангоуты № 0 и № 5 зашиты: они служат транцами. Задний транец усилен и имеет накладку для закрепления подвесного лодочного мотора. Кузов обшит прессованным картоном (оргалитом), ниши колес выполнены из кровельного железа. Сборка велась без стапеля, все детали корпуса соединялись гвоздями и нитрошпаклевкой, использованной в качестве клея. Готовый кузов шпаклевался и окрашивался масляной краской.

Компоновка амфибии.

Компоновка амфибии:

1 — передний транец, 2 — лонжероны, 3 — шпангоут № 1, 4 — шарнир ветрового стекла, 5 — рамка ветрового стекла, 6 — приборная доска, 7 — шпангоут № 2, 8 — реле поворотов, 9 — съемная часть рулевой колонки, 10 — катушка зажигания, 11 — сиденье, 12 — топливный бак, 13 — шарнирный каркас тента, 14 — запор каркаса тента, 15 — педальный узел, 16 — ниша переднего колеса, 17 — передняя ось, 18 — колодец рулевого вала, 19 — общее натяжное устройство педальных тросов, 20 — рычаг переключения передач, 21 — глушитель, 22 — двигатель Ш-58, 23 — щуп-маслоуказатель, 24 — подвижная плита крепления двигателя, 25 — устройство натяжения цепи, 26 — плита крепления трансмиссионного вала, 27 — фланец крепления выхлопной трубы, 28 — задний мост, 29 — ниша заднего колеса, 30 — килевая балка, 31 — шпангоут № 4, 32 — задний транец, 33 — педаль газа, 34 — педаль тормоза, 35 — педаль сцепления, 36 — заделка тросов управления, 37 — фланец колодца рулевого вала, 38 — включатель стоп-сигнала, 39 — передача с трансмиссионного вала на ведущий мост, 40 — цепная передача с двигателя на трансмиссионный вал, 41 — тормозной барабан, 42 — держатель и поводок щита тормозных колодок, 43 — катушка лебедки, 44 — трансмиссионный вал, 45 — корпус подшипника, 46 — уголки крепления сиденья к килевой балке, 47 — рычаг переключения передач.

Переделка двигателя.

Переделка двигателя:

А — установка принудительного охлаждения, Б — разворот головки цилиндра на 90°, В — установка щупа-маслоуказателя, Г — усилитель возврата заслонки.

 

Трансмиссионный вал.

Трансмиссионный вал:

1 — шпоночный палец, 2 — звездочка (передача от трансмиссионного вала к ведущему), 3 — подшипники с двусторонним сальниковым уплотнением (от водяной помпы «Москвич-412»), 4 — корпус подшипникового узла, 5 — стенка колесной ниши, 6 — левая опора трансмиссионного вала — крепится к килевой балке, 7 — ведомая звездочка (передача от двигателя к трансмиссионному валу), 8 — корпус трансмиссионного вала, 9 — штифт-фиксатор шпоночного пальца, 10 — стопорное кольцо, 11 — поводок щита тормозных колодок, 12 — щит тормозных колодок, 13 — тормозные колодки, 14 — тормозной барабан, 15 — удлинитель трансмиссионного вала, 16 — барабан лебедки самовытаскивания, 17 — штифт-фиксатор барабана лебедки самовытаскивания, 18 — заглушка трансмиссионного вала, 19 — поддерживающий подшипник, 20 — правая опора трансмиссионного вала (крепится на килевой балке).

 

Передний и задний мосты практически такие же, как у спортивного карта, но не имеют тормозов. Дело в том, что тормозные колодки от воды разбухают и быстро стираются. Оба моста прикреплены снаружи к килевым балкам корпуса болтами. Рулевое управление также «картовское»; трапеция располагается снаружи корпуса, она имеет две тяги, соединенные с сошкой на рулевом валу. Герметизирован рулевой вал как шверт на паруснике: к днищу прикреплена труба с фланцем и опорой, выполняющая роль «колодца», а в ней вращается рулевой вал. Верхняя его часть вместе с рулевым колесом сделана съемной, чтобы не мешала при работе веслами, и крепится хомутом-зажимом от велосипеда «Кама».

 

Задний мост не имеет дифференциала, оба колеса ведущие, что повышает проходимость и мало влияет на управляемость — машина, подобно карту, разворачивается буквально на месте. Крутящий момент на мост передается цепью; для обеспечения ее натяжки мост может смещаться к корме. Ось моста вращается в двух подшипниках, корпуса которых крепятся болтами к килевым балкам.

 

Трансмиссионный или промежуточный вал принимает крутящий момент от двигателя через цепную передачу, ведомую звездочку которой легко заменить. Число зубьев выбирается от 13 до 25 в зависимости от нагрузки и дороги. Далее момент передается либо на катушку лебедки, насаженную свободно на промежуточный вал и имеющую фиксацию съемным штифтом, либо через сальниковое уплотнение и цепную передачу на задний мост. На этом же промежуточном валу установлен тормозной барабан, работающий на задний мост и лебедку.

 

Двигатель закреплен на левой килевой балке и для натяжения цепи смещается вместе с глушителем и основанием. В картере двигателя Ш-58 вместо вала кикстартера смонтирован педальный вал от двигателя Ш-51. Левый шатун отпилен около клина, а на правый наварена труба. Таким образом кикстартер у двигателя оказался справа и легко заводится левой рукой. Двигатель переделан на принудительное охлаждение. Для этого пришлось развернуть головку цилиндра на 90°. Так как положение шпилек этого сделать не позволяло, рассверлил отверстия в рубашке цилиндра до Ø 12 мм и отогнул шпильки до совмещения с отверстиями в головке при новом ее расположении. Гайки головки следует удлинить и винтами прикрепить к ним дефлектор. Крыльчатка охлаждения связана с коленвалом двигателя ременной передачей и вращается на оси, закрепленной между головкой цилиндра и цилиндром двумя винтами. Шкив к коленвалу крепится пустотелым болтом, завернутым в резьбовое отверстие в маховике. Приводной шкив — это уплотнительное резиновое кольцо от гильз двигателя ЯМЗ-236. Управление двигателем мало отличается от принятой для карта «Пионер» схемы.

Схема педального вала.

Схема педального вала:

1 — хомут крепления педального вала к шпангоуту № 1, 2 — поводок педали газа, 3 — поводок педали тормоза, 4 — поводок педали сцепления, 5 — педаль сцепления, 6 — педаль тормоза, 7 — педаль газа, 8 — упор поводков (приваривается к левому хомуту).

 

Схема рулевой колонки.

Схема рулевой колонки:

1 — рулевая сошка, 2 — клин крепления сошки, 3 — балка переднего моста, 4 — днище, 5 — колодец рулевой колонки с фланцем крепления к днищу, 6 — вал рулевой сошки, 7 — дополнительная опора колодца, 8 — хомут удлинителя, 9 — съемный удлинитель рулевой колонки. 10 — поперечина рулевого колеса, 11 — шпангоут № 2.

 

Сиденье и каркас тента сделаны из деталей раскладушек. Тент может подворачиваться с трех сторон, проемы тента застегиваются на «молниях». Ветровое стекло при необходимости откидывается на капот.

 

Машина оснащена передними и задними сигналами поворотов, стоп-сигналами и габаритными огнями. Все световые приборы, включая фары ближнего света и фару-искатель, — от велосипедов и мопедов. Предусмотрен и звуковой сигнал.

 

Амфибия оказалась вполне надежной и удобной. За сезон она прошла около 2 тыс. км по дорогам и рекам Ярославской области. Поломок не было ни одной. Правда, встречались трудности с очень капризным двигателем.

 

Где бы ни оказывалась машина, везде она вызывала искренний восторг, удивление и — не скрою — зависть. Были «хлопоты» и с сотрудниками ГАИ, которые частенько останавливали меня — как правило, из любопытства: ведь транспортное средство с двигателем рабочим объемом менее 50 см3 и скоростью ниже 40 км/ч правила относят к мопедам и велосипедам с мотором, и посему регистрации оно не подлежит, и ездить на нем можно без водительского удостоверения.

 

К сожалению, амфибии хватило всего на один сезон. Сделанная в качестве испытательного стенда, она тем не менее была удобным и надежным транспортным средством, а главное — заразила меня тягой к дальнейшему творчеству. Сейчас поставил перед собой новую задачу — по ее подобию сделать новую амфибию, но уже двухместную и с более мощным двигателем. Расчеты и чертежи наполовину готовы. Хотел бы переписываться с другими самодельщиками, занятыми подобной работой. Зная опыт коллег по увлечению, легче продолжать работу.

Мой адрес: 150052, г. Ярославль, пр. Дзержинского, д. 29/71, кв. 62.

 

Технические характеристики амфибии

 

Число мест: 1

 

Масса машины, кг: 80

 

Полная масса, кг: 200

 

Габаритные размеры, мм:

 

длина — 2000

 

ширина — 1000

 

высота — 1200

 

База, мм: 1050

 

Осадка с колесами, мм: 300

 

Скорость на суше, км/ч: 30

 

Скорость по воде, км/ч: 3

 

Расход топлива, л/100 км: 4

 

Усилие на лебедке, кгс: 250

 

Угол максимального подъема, преодолеваемого с места: 20°

 

Двигатель: Ш-58

 

Мощность, л. с.: 2

 

Охлаждение: воздушное

 

А. НАТАРОВ, конструктор-любитель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *