Что такое маршрутный компьютер в автомобиле: Маршрутный компьютер — Википедия – Маршрутный компьютер — это… Что такое Маршрутный компьютер?

Содержание

Маршрутный компьютер — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 июля 2016; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 июля 2016; проверки требуют 2 правки. Маршрутный компьютер в автомобиле Chevrolet Niva (в середине передней панели)

Маршрутный компьютер (от англ. trip computer) — устоявшийся (хотя и не значащийся в официальных справочниках) термин, обозначающий вычислительное устройство для счисления параметров движения транспортного средства: пробег, расход топлива и т. п. Чаще всего термин маршрутный компьютер применяется к указанным устройствам для легковых автомобилей, хотя известны подобные по функциональному назначению (но не носящие указанное название) устройства, применяемые на троллейбусах, трамваях, локомотивах.

Его не следует путать с установленным на автомобиле персональным компьютером, который обычно называется карпьютером или «онбордером»

[источник не указан 803 дня]. Также не следует путать термины маршрутный компьютер и бортовой компьютер. Первый термин обозначает функцию устройства (счисление маршрутных параметров), а второй — отражает его размещение (на борту транспортного средства). Естественно, маршрутный компьютер является бортовым, — но бортовой компьютер может выполнять не только маршрутные функции.

Автомобильные маршрутные компьютеры могут быть как штатной системой, чаще всего интегрированной, так и отдельным устройством. В качестве исходных данных маршрутный компьютер может использовать как сигналы отдельных датчиков, так (чаще всего), информацию, получаемую от электронной системы управления двигателем и трансмиссией. Первые маршрутные компьютеры, такие, как Halda Speedpilot, были сугубо механическими счётными устройствами вроде арифмометров.

Бортовой компьютер: разновидности, функции и возможности

Для современного водителя бортовой компьютер — не просто новомодное устройство, а реальный помощник в управлении и обслуживании автомобиля. Каковы основные функции и возможности бортового компьютера?

Бортовой компьютер (БК) является цифровым устройством, производящим электронно-вычислительные операции данных, поступающих от различных датчиков.

Типы бортовых компьютеров:

  1. Универсальные. Включают в себя мультимедийную систему, могут подключаться к интернету и определять географические координаты.
  2. Узконаправленные. В этот класс входят маршрутные и диагностические компьютеры и электронные системы управления машиной.

БК, как правило, совмещает устройство, обнаруживающее неисправности, и диагностический сканер. Последний, на основании поступивших от датчиков данных, может делать заключения и ускорять как диагностику, так и ремонт авто. Его можно встретить на дизельных и инжекторных ДВС, но не на карбюраторных.

В большинстве случаев БК называют диагностическим автосканером или обычным маршрутным компьютером.

Универсальный БК отличается многофункциональностью, поскольку способен выполнять функции «бортовика», GPS-навигатора и DVD-проигрывателя. БК некоторых моделей автомобилей дополнен датчиками, входящими в состав системы управления форсунками, зажиганием, обеспечения экономичности или системы парктроников.

Как правило, БК реализованы с помощью сенсорного дисплея, и поскольку четких стандартов БК пока не имеется, каждый производитель изготавливает его в соответствии со своими представлениями. Конструктивно системные блоки выполняются по-разному: 1/2DIN, 1DIN, 2DIN. Обычно универсальный БК по своему устройству аналогичен полноценному домашнему ПК.

Основным отличием бортового компьютера от обычного компьютера является тип системного накопителя.

В автомобильных БК применяются:

  • В более ранних моделях – микросхемы электронной флэш-памяти;
  • Электромеханические накопители формата 2,5 дюйма;
  • Твердотельные накопители SSD.

Если извлечь БК из его посадочного гнезда, подключив затем к блоку питания на 12Вт, то на нем можно будет работать как на обычном ПК.

Маршрутный компьютер

Основной задачей маршрутного компьютера всегда было вычислять и выводить информацию о параметрах движения автомобиля, не прибегая к спутниковой системе навигации. Современные образцы БК могут обладать интегрированным модулем спутниковой навигации. А поскольку дисплеи у них графические, а не символьные, то и карта местности и координаты маршрута на них отображаются более наглядно.

Основные функции маршрутного компьютера – выводить на дисплей следующие данные:

  • Общий километраж поездки;
  • Определение оставшегося до пункта назначения расстояния;
  • Время нахождения в пути;
  • Средний расход топлива;
  • Средняя скорость движения во время поездки;
  • Средняя скорость за определенное время;
  • Прочие параметры.

Для отображения данных маршрутным компьютером используется интегрированный в панель приборов или центральную консоль символьный ЖК или OLED индикаторы.

Маршрутный компьютер с внешним исполнением может быть установлен в автомобиль самостоятельно, однако по сравнению с встроенными серийными образцами они обладают меньшим функционалом. Кроме этого, маршрутный компьютер порой совмещается с управляющим или сервисным компьютером.

Диагностический (сервисный) компьютер

Диагностический компьютер является пользовательской частью общей системы, задача которой – обнаруживать неисправности систем и узлов. Также, он упрощает диагностику на СТО и оперативно диагностирует все возникающие в дороге неисправности. В виде самостоятельного устройства встречается крайне редко.

Функции сервисного диагностического компьютера:

  • Диагностика двигателя с сохранением в памяти всех ошибок;
  • Контроль уровня масла в основных узлах;
  • Непрерывный контроль состояния тормозных колодок;
  • Контроль состояния электросистем.

Во время сервисного обслуживания, ошибки, сохраненные в памяти БК, считываются, и на их основе формируется отчет относительно общего состояния всех систем, а также о степени необходимости проведения ремонтных работ.

Управляющий компьютер

Управляющим компьютером называется главный блок системы электронного управления. В него входят независимые цифровые вычислители, которых может быть как несколько, так и один. Вычислители обладают собственными датчиками и исполнительными механизмами. Как правило, управляющий компьютер имеет вид единой разветвленной цифровой системы, обладающей рядом функций и возможностей, среди которых следует выделить:

  • Систему управления форсунками;
  • Систему управления опережением зажигания;
  • ABS;
  • Блок управления скоростными способностями;
  • Блок управления АКПП;
  • Климат-контроль и пр.

Помимо этого, в число основных функций управляющего компьютера обычно включают мгновенное определение параметров работы двигателя, в числе которых:

  • Температура ОЖ;
  • Давление масла;
  • Скорость вращения коленвала;
  • Расход воздуха;
  • Регулировка напряжения бортовой сети и ток заряда АКБ;
  • Сигнализирование (аварийное) о перегреве двигателя;
  • Контроль за превышением рекомендованного скоростного максимума;
  • Контроль использования ремней безопасности и пр.

Эволюция бортовых компьютеров

На сегодняшний день имеется две разные тенденции эволюции БК. Первая: объединение всех функций, описанных выше в одну образующую центральный БК суперсистему. Вторая: создание нескольких узкоспециализированных компьютеров.

В первом случае объединение всех систем в одну мультисистему одновременно и удешевит производство, и упростит работу с БК и его ремонт. Недостаток у этой тенденции только один: если такая центральная компьютерная система выйдет из строя, водитель лишится сразу всего: системы спутниковой навигации, средств диагностики, мультимедийной системы средств связи и даже аварийной сигнализации неисправностей. Если же все эти системы будут интегрированы более глубоко, достаточно велика вероятность выхода из строя всего автомобиля.

Плюсом отдельных бортовых компьютеров, которые включают в себя только самые нужные функции, является то, что они дают возможность установить БК практически в любую машину, минимально вмешиваясь в общую конструкцию, даже если конструкция автомобиля не предусматривает наличия такового. Минусом является то, что интеграция в таком случае полной не будет и данные будут поверхностными.

Система не связанных друг с другом узкоспециализированных компьютеров отличается хорошей производительностью, проста в управлении, надежна и долговечна, но в то же время сложна в настройке и достаточно дорогостояща в производстве. Это, разумеется, отражается на стоимости системы и удорожании транспортного средства в целом. Важным достоинством является возможность упрощать или наращивать опции.

Над созданием БК первого типа работают производители цифровой техники, тогда как вторые, и разрабатывают, и производят в основном сами автопроизводители. Стоит отметить и то, что развитие БК второго типа идет активнее, чем БК первого типа.

Бортовой компьютер — Энциклопедия журнала «За рулем»

Бортовой компьютер — цифровое электронное вычислительное устройство, установленное в автомобиле. По назначению разделяется на два типа — компьютеры универсальные, предназначенные для определения географических координат, получения информации из Интернета, развлечений. И компьютеры узкоспециализированные, к которым относятся маршрутные компьютеры, диагностические (сервисные) компьютеры и электронные системы управления механизмами автомобиля. Обычно компьютер управления совмещен с диагностическим сканером. Управляющим компьютером оснащаются автомобили с инжекторным бензиновым двигателем, с дизелем, но не с карбюраторным ДВС.


«Бортовым компьютером» в обиходе часто называют обыкновенный маршрутный компьютер, а также диагностический автосканер.
На жаргоне Бортовой компьютер часто называют бортовик, онбордер, карпьютер, tripcomputer, onboarder, carputer, car PC

Универсальный компьютер

Любой компьютер, установленный в автомобиле — универсальный, сервисный, маршрутный — является бортовым. Поэтому уместней разделять компьютеры по назначению и объему реализованных на его базе функций, повышающих комфорт водителя и пассажиров и улучшающих эксплуатационные характеристики автомобиля.

Универсальный бортовой компьютер совмещает функциональность собственно компьютера РС, плеера DVD, телевизора, спутникового навигатора GPS. Иногда универсальный компьютер дополняют системой датчиков и исполнительных механизмов для реализации функций парктроника, управления двусторонней радиосвязью, звуковыми сигналами, управления форсунками и зажиганием двигателя для регулировки мощности и обеспечения экономичности.
Карпьютеры управляются посредством сенсорного ЖК экрана с диагональю от 7, до 15 дюймов. Выдвижная или присоединяемая клавиатура является опционным устройством управления.
Бортовые компьютеры этого типа обладают слабой степень интеграции в электрическую схему автомобиля, продаются в качестве опции или отдельно. При выходе компьютера из строя основная функциональность автомобиля не страдает.
Устоявшейся стандартизации бортовых компьютеров на сегодняшний день не существует. Поэтому конструктивное исполнение системных блоков универсальных компьютеров может быть любым (стандартизирован монтажный размер автомобильных ЖК мониторов — 1/2DIN, 1DIN, 2DIN). В большинстве случаев универсальный компьютер по устройству совпадает с обычным ПК, то есть содержит все основные узлы. Отличие лишь в том, что в бортовых компьютерах в качестве системного накопителя используются электромеханические винчестеры формата 2,5 дюйма, твердотельные накопители SSD или (в ранних моделях карпьютеров) микросхемы электронной флеш-памяти. Компьютер, изъятый из посадочного места в автомобиле и подключенный к блоку питания 12В может использоваться, как обычный ПК.

Маршрутный компьютер

Если серийные компьютеры впервые впервые появились на рынке в 2000 году (CarPC американской компании Tracer), то у маршрутных компьютеров более давняя история. Они появились на раллийных автомобилях еще в 70-е годы прошлого века, а с 90-х годов стали стандартной принадлежностью многих легковых автомобилей массовых серий.
В «классическом» виде маршрутный компьютер предназначен для вычисления и отображения параметров движения автомобиля и не связан с системой спутниковой навигации GPS. В современных автомобилях маршрутный компьютер может иметь интеграцию со спутниковым навигатором. Такие компьютеры оснащены не символьным, а графическим дисплеем, на котором могут отображаться не только маршрутные параметры, но и карта местности, по которой движется автомобиль (при этом сам набор отображаемых параметров движения может быть значительно расширен).
Маршрутный компьютер вычисляет и отображает следующие параметры — средняя скорость движения за единицу времени, средняя скорость движения за всю поездку, средний расход топлива, время в пути, расстояние до конечного пункта, пройденный путь за поездку, расчетное время прибытия на конечный пункт, время стоянки, расчет стоимости поездки (стоимости израсходованного топлива), другие параметры (вроде вычисления эксплуатационного расхода топлива во время движения в разных режимах — при ускорении, торможении, движении накатом).
Для отображения информации маршрутный компьютер оснащается символьным ЖК или OLED индикатором, встроенным в панель приборов или центральную консоль. Маршрутные компьютеры во внешнем исполнении, предназначенные для самостоятельной или опционной установки на автомобиль, обладают меньшей функциональностью, чем встроенные системы серийных автомобилей. Интегрированный маршрутный компьютер обычно совмещается с сервисным и управляющим компьютерами.

Сервисный компьютер

Сервисный или диагностический компьютер — клиентская часть общей системы выявления неисправностей узлов и систем автомобиля, а также диагностика возникающих в пути неисправностей для облегчения их устранения в условиях сервисного центра. Как самостоятельное устройство диагностический компьютер встречается очень редко. Обычно функции диагностики возложены на компьютер электронной системы управления узлами и механизмами автомобиля (так же, как и функции маршрутного компьютера). Основные диагностические функции сервисного компьютера. Диагностика двигателя с сохранением в электронной памяти кодов возникающих ошибок. Контроль состояния тормозных колодок. Контроль уровня масла в основных агрегатах автомобиля (в двигателе, коробке передач, в картере главной передачи, в раздаточной коробке). Контроль состояния электросистемы — на наличие перегоревших ламп освещения и сигнализации, утечек тока, замыканий.
При обслуживании автомобиля в сервисном центре параметры, сохраненные в памяти диагностического компьютера, считываются серверной частью системы диагностики. На основе полученных данных составляется заключение о необходимости ремонта или дополнительного обслуживания агрегатов автомобиля.

Управляющий компьютер

Управляющий компьютер — главный блок общей системы электронного управления узлами и механизмами автомобиля. Появился в 1981 году, когда компания IBM разработала первый бортовой компьютер для автомобилей BMW. Управляющий компьютер может состоять из нескольких независимых цифровых вычислителей со своими датчиками и исполнительными механизмами, но обычно это единая разветвленная цифровая система со специализированной функциональностью.
Среди основных функций управляющего компьютера можно выделить: систему управления форсунками, систему управления опережением зажигания, антиблокировочную тормозную систему, блок управления АКП, блок управления скоростными параметрами (круиз-контроль), система климат-контроля (управления климатическими параметрами салона автомобиля) и другие.
К основным функциям управляющего компьютера также относят определение мгновенных параметров работы двигателя — температуры охлаждающей жидкости, давления масла, частоты вращения коленчатого вала, расхода воздуха. Управляющий компьютер регулирует напряжение в бортовой сети автомобиля, ток заряда аккумуляторной батареи. Наконец, управляющий компьютер выполняет функции аварийного сигнализатора при перегреве двигателя, превышении напряжения в бортовой электросети, при превышении установленного или рекомендованного предела скорости движения, при начале движения с незастегнутыми ремнями безопасности и так далее.

Тенденции развития бортовых автомобильных компьютеров

В развитии автомобильной цифровой электроники в настоящее время наблюдаются две разнонаправленные тенденции — объединения всех функций в одном центральном компьютере и оснащение автомобилей специализированными автономными компьютерами.
Объединение управляющих, диагностических, маршрутных, информационных и развлекательных функций в одном центральном устройстве удешевляет электронную систему автомобиля в целом, упрощает ремонт. Однако выходе из строя центрального компьютера водитель лишается сразу системы спутниковой навигации, средств связи, диагностики, аварийной сигнализации, а при глубокой интеграции всех систем и возможности продолжать движение в принципе.
Еще одним преимуществом карпьютеров является возможность оснастить электронной цифровой системой автомобиль, который изначально для этого не предназначался, в том числе и машины старых марок. При этом следует заметить, что глубокой интеграции электронных систем диагностики, контроля работы и управления узлами автомобиля добиться не удается, поскольку это связано с дорогостоящими переделками основных агрегатов машины — двигателя, КП, главной передачи, электросистемы и так далее.
Оборотной стороной объединения множества функций в одном центральном устройстве является сложное управление системой в целом.
Система специализированных компьютеров с узкой функциональностью получается очень надежной, простой в управлении, но дорогой в производстве, сложной в наладке и сильно сказывается на стоимость автомобиля. Важным преимуществом подобной системы является возможность постепенного наращивания функций. Автомобили одной модели могут различаться по оснащенности и, соответственно, продаваться по разной стоимости. У владельца автомобиля появляется возможность усовершенствовать функциональность бортового компьютера, получить дополнительные удобства по мере их востребованности.
Развитием концепции бортового компьютера первого типа, объединяющего все функции в одном вычислительном устройстве, занимаются производители цифровой техники. Развитием концепции бортового компьютера второго типа, с применением множества специализированных компьютеров (и компьютеризированных систем) занимаются сами производители автомобилей. В данный момент вектор развития сдвигается в сторону автопроизводителей. На рынке появляется все больше моделей автомобилей, в которых информационная, навигационная и развлекательная системы входят в стандартную комплектацию машины.
В настоящее время без развитой системы компьютерного управления агрегатами автомобиля невозможно создание автомобилей с гибридной силовой установкой. Сегодня это наиболее «компьютеризированный» тип легковых автомобилей, выпускаемых серийно.

Что такое бортовой компьютер? Разновидности, основные функции и возможности |

Что такое бортовой компьютер? Разновидности, основные функции и возможности

Бортовой компьютер (БК, бортовик, компьютер) — представляет собой цифровое устройство, способное производить определенные электронно-вычислительные операции на основании данных, которые поступают от различных датчиков установленных в самых разных и важных точках автомобиля.

По типу назначения бортовые компьютеры делятся на два класса:

  • Универсальные, которые определяют географические координаты, могут подключаться к Интернету и получать/отправлять данные, включают в себя мультимедийную систему (аудио/видео).
  • Узконаправленные, к этому классу принадлежат: диагностические компьютеры, маршрутные компьютеры, а также электронные системы управления автомобиля.

Как правило, бортовой компьютер совмещает в себе не только устройство, способное обнаруживать неисправность, но и диагностический сканер, который может делать заключения на основании данных, поступивших от датчиков и ускорять процесс диагностики или ремонта. Бортовой компьютер можно встретить на инжекторных, дизельных, но никак не карбюраторных ДВС.

Так повелось, что бортовым компьютером, автомобилисты чаще всего именуют самый обыкновенный маршрутный компьютер или диагностический автосканер.

Универсальный бортовой компьютер прекрасно совмещает в себе многофункциональность, т. к. может работать как бортовик, DVD-проигрыватель, а также выполнять функцию GPS-навигатора. В некоторых моделях автомобилей универсальный бортовой компьютер дополнен датчиками, которые входят в состав системы парктроников или системы управления зажиганием, форсунками, обеспечения экономичности.

Что такое бортовой компьютер? Разновидности, основные функции и возможностиЧаще всего БК данного типа реализованы при помощи сенсорного от 7-ми до 15-дюймового дисплея. Какой-либо четкой формулировки о том каким должен быть бортовой компьютер — не существует, поэтому каждый производитель изготавливает его на свое усмотрение. Конструктивно системные блоки могут быть выполнены как угодно  1/2DIN, 1DIN, 2DIN. Как правило универсальный компьютер аналогичен по своему устройству с полноценным домашним ПК, т. е. имеет почти все те же узлы и комплектующие. Главным отличием одного от другого можно считать тип системного накопителя, в автомобильных бортовых компьютерах применяются:

  1. Микросхемы электронной флеш-памяти (в более ранних моделях).
  2. Электромеханические накопители 2,5 дюймового формата.
  3. Твердотельные накопители SSD.

Для многих будет открытием то, что если извлечь автомобильный бортовой компьютер из его посадочного гнезда и подключить к 12В-тному блоку питания, то на нем можно будет работать как на обыкновенном персональном компьютере.

Маршрутный компьютер

Что такое бортовой компьютер? Разновидности, основные функции и возможностиПервые серийные компьютеры начали появляться ближе к 2000 году, их производителем стала американская компания Tracer. Что до маршрутных бортовых компьютеров, то они появились за 30 лет до этого на первых раллийных автомобилях, в далеких 70-х годах. По прохождению еще 20 лет в 90-х ими начали оборудовать серийные «легковушки».

Главной задачей во все времена, скажем так, «первоначальной миссией» маршрутного компьютера было — вычисление и вывод информации о параметрах движения транспортного средства (ТС) без какой-либо спутниковой системы навигации. Современные модели бортовых компьютеров могут иметь интегрированный модуль спутниковой навигации, при этом их дисплеи не символьные, а графические, это позволяет более наглядно отобразить не только координаты маршрута, но и карту местности (ландшафт) по которой передвигается ТС.

Основные функции маршрутного компьютера — вычисление и вывод информации на дисплей следующего содержания:

  1. Средняя скорость движения за определенное время.
  2. Средняя скорость движения за всю поездку.
  3. Среднее значение расхода топлива.
  4. Время нахождения в пути.
  5. Определение расстояние до пункта назначения.
  6. Общий километраж за всю поездку.
  7. Расчет времени прибытия в пункт назначения.
  8. Расчет стоимости поездки (расход средств на топливо).
  9. И другие параметры… Расчет маршрута онлайн

Чтобы показать или вывести произведенные расчеты маршрутный компьютер использует символьный ЖК или OLED индикаторы, которые интегрированы в центральную консоль или панель приборов. Бортовые компьютеры маршрутного типа с внешним исполнением могут быть самостоятельно установлены на автомобиль, они имеют меньший функционал, по сравнению со встроенными серийными образцами. Кроме того, интегрированный маршрутный компьютер нередко может совмещаться с сервисным или управляющим компьютером.

Сервисный (диагностический) компьютер

Сервисный или как его обычно называют диагностический компьютер — это пользовательская часть общей системы, направленная на обнаружение неисправностей систем и узлов автомобиля. Кроме того, он необходим для оперативного диагностирования всех возникающих в дороге неисправностей и упрощения процедуры диагностики на СТО. Как самостоятельное устройство диагностический компьютер встречается очень редко. В виде отдельного (самостоятельного) устройства диагностический компьютер встречается крайне редко. Среди основных диагностических функций возложенных на сервисный компьютер:

  1. Частичная или полная диагностика двигателя с сохранением ошибок в памяти.
  2. Постоянный контроль состояния тормозных колодок.
  3. Контроль уровня масла в главных узлах автомобиля: трансмиссия, двигатель, раздаточная коробка, картер главной передачи.
  4. Контроль за состоянием электросистем (наличие проблем в осветительных приборах, замыканий утечек тока).

Во время сервисного обслуживания автомобиля, сохраненные в памяти бортового компьютера ошибки, считываются серверной частью системы диагностики. На их основе формируется отчет об общем состоянии всех систем и необходимости (или отсутствии таковой) произведения ремонтных работ.

Управляющий компьютер

Главный блок системы электронного управления называется управляющим компьютером. Данное устройство является детищем компании IBM, которое было создано для автомобилей марки BMW в 1981 году. В состав управляющего компьютера входит один или несколько независимых цифровых вычислителей, которые имеют собственные датчики, а также исполнительные механизмы. Однако чаще всего она реализована в виде единой разветвленной цифровой системы, имеющей определенный набор функций и возможностей.

Основные функции управляющего компьютера:

  1. Система управления форсунками.
  2. ABS.
  3. Систему управления опережением зажигания.
  4. Блок управления АКПП.
  5. Круиз-контроль или блок управления скоростными способностями.
  6. Климатические системы (климат-контроль).

И другие.

Кроме того, основными функциями управляющего компьютера принято считать мгновенное определение параметров работы двигателя, среди которых:

  1. Давление масла.
  2. Температура охлаждающей жидкости (ОЖ).
  3. Расход воздуха.
  4. Скорость вращения коленвала.
  5. Способность регулировать напряжение бортовой сети автомобиля и ток заряда АКБ.
  6. Аварийное сигнализирование о перегреве двигателя.
  7. Превышение рекомендованного скоростного максимума.
  8. Езда с не пристегнутыми ремнями безопасности и многое другое.

Эволюция бортовых компьютеров

В настоящее время наблюдается две абсолютно разные тенденции развития электронных систем управления автомобилем — объединения всех вышеописанных функций и способностей в одну супер-систему, образующую центральный бортовой компьютер и создание нескольких автономных систем, узкоспециализированных компьютеров.

Первый вариант — объединение всех систем управления, маршрута, диагностики, мультимедийных систем и прочих информационных функций в одно мультифункциональное устройство, способствует удешевлению производства устройств данного типа и упрощает их ремонт и работу с ними. Однако есть нюанс способный перечеркнуть все вышеописанные достоинства — в случае выхода из строя этой центральной компьютерной системы, владелец автомобиля в один миг лишится всего — средств связи, мультимедийной системы, средств диагностики, системы спутниковой навигации, а также аварийной сигнализации неисправностей. В некоторых более сложных случаях при глубоком интегрировании всех этих систем есть вероятность полного выхода из строя всего ТС в целом и отсутствии возможности движения в принципе.

Преимуществом отдельных бортовых компьютеров включающих в себя лишь самые главные и нужные функции является то, что они позволяют при минимальном вмешательстве в общую конструкцию двигателя оборудовать практически любой автомобиль бортовым компьютером, даже тот, конструкция которого не предусматривает его наличия. Однако в этом случае интеграция будет не глубокой, а сами данные будут, условно говоря, «частичными или поверхностными».

Система отдельных узкоспециализированных компьютеров может похвастаться хорошей производительностью, простотой в управлении и достаточной для многих лет работы надежностью, однако вместе с тем и весьма дорогой в производстве и сложной в настройке, что не может не отобразиться на ее стоимости и конечном удорожании автомобиля в целом. Большим плюсом является способность к наращиванию или упрощению опций, к примеру более дорогие авто могут иметь тот же бортовой компьютер, при этом обладать более широким набором опций. Также автомобили и с более простой начинкой со временем могут быть усовершенствованы по желанию владельца или в случае такой необходимости. К примеру, для получения дополнительных удобств или функций.

Развитием многофункционального бортового компьютера, который включает в себя полный набор функций и возможностей, занимаются производители цифровой техники. Второй тип БК, предусматривающий использование большого набора узкоспециализированных компьютеров разрабатывают и производят преимущественно сами автопроизводители.

На сегодняшний день процесс развития бортовых компьютеров второго типа имеет более широкое применение, нежели первый. Рынок постоянно обновляется и с каждым днем на рынке автомобилей все больше встречается моделей, у которых мультимедийная, навигационная, а также система диагностики включена в базовую комплектацию.

Видео по теме: Что такое бортовой компьютер? Разновидности, основные функции и возможности

Бортовой компьютер — виды, основные функции и возможности «мозгов» для авто

Еще каких-то 40 лет назад люди, управляющие автомобилями, не могли и представить, что ждет в будущем автомобилестроение в целом. Если раньше человек делал такие вещи, как диагностику неисправностей самостоятельно, то сейчас это за него может сделать специальная электроника. Сегодня речь пойдет о бортовых компьютерах. Что такое бортовой компьютер? Разновидности, основные функции и возможности.

Бортовой компьютер Multitronics RC-700

Что называют бортовым компьютером и каковы его функции?

Бортовой компьютер – это специальное устройство, предназначенное для выполнения вычислительных операций на основе данных, полученных с самых различных датчиков, расположенных в важных частях автомобиля.

Условно все бортовые компьютеры можно разделить на два класса:

 

  • Узконаправленные. К ним относят компьютеры, способные выполнять какую-то конкретную функцию. К примеру, измерять расход топлива, показывать время и влиять на какие-то электрические системы автомобиля.
  • Универсальные. К ним относятся специальные устройства, имеющие возможность выхода в интернет. При помощи них, можно определить свои географические координаты, погоду и получать различные данные о ситуациях на дороге.

Большинство современных компьютеров прекрасно совмещают в себе диагностический сканер, который ищет неисправность в электронной системе и ускоряет ремонт автомобиля, а также маршрутный компьютер, позволяющий вычислить расход топлива и километраж. Некоторые компьютеры имеют набор мультимедийных систем, которые позволяют им воспроизводить аудио и DVD-файлы. Таким образом, бортовой компьютер становится заменой радио и автомагнитолы.

Бортовой компьютер может влиять на многие параметры программного обеспечения ЭБУ. К примеру, управлять системой зажигания или форсунками и многими другими системами, влияющими на экономические и мощностные показатели мотора. 

Сегодня существуют компьютеры, которые можно просто подключить к 12-вольтовой системе и работать на них, как на самом обычном ПК. Не все водители об этом знают.

Разновидности БК

  • Маршрутный БК

Является первым бортовым компьютером автомобиля, который стал серийно выпускаться в 2000-х годах. Конечно, они появились еще гораздо раньше, примерно, в 70-х на раллийных автомобилях для простейших вычислений данных, из которых складываются все параметры движения автомобиля. А вот на серийные автомобили они стали устанавливаться только в 21 веке. Кроме того, современные маршрутные компьютеры стали оборудоваться системой спутниковой навигации, которая не только предоставляет информацию о передвижении, но и выводит информацию о месте нахождения, а то и сам рельеф местности.

Основными задачами маршрутных компьютеров принято считать:

 

  • Время, за которое был пройден какой-либо отрезок пути.
  • Средняя скорость движения.
  • Километраж.
  • Средний расход топлива.
  • Общее время поездки.
  • Стоимость расходов по заправке.
  • Расчетное время прибытия к пункту назначения.

И это далеко не все параметры устройства. Такие компьютеры, как правило, имеют символьно-буквенное отображение данных. Современные компьютеры могут включать в себя также не большой сервисный сканер или даже управляющий модуль.

  • Сервисный компьютер

По-другому, его называют диагностическим, потому как в его основные функции входит поиск неисправностей автомобиля. Отдельно диагностический компьютер встречается очень и очень редко, потому, как он уже постепенно становится лишь функцией общей системы БК. А в полный перечень функций такой системы входят:

Общий контроль за электрической частью автомобиля. Это могут быть обнаруженные замыкания, утечки тока, перенапряжения, проблемы в осветительных приборах и каких-либо датчиках.

  • Наблюдение за износом тормозных колодок и прочих элементах, подвергающихся износу.
  • Контроль за уровнем каких-либо жидкостей. Это может быть масло в двигателе, ОЖ, тормозная жидкость, масло в коробке передач, редукторах и прочих системах, нуждающихся в постоянной смазке.
  • Полная диагностика всех систем автомобиля, с сохранением данных, полученных в результате проверки.

В памяти устройства хранятся все данные о наличии тех или иных ошибках. На их основании формируется специальный отчет о состоянии различных систем автомобиля и необходимости проведения соответствующего ремонта.

  • Управляющий компьютер

Разновидность ЭБУ, или как его еще называют, главный блок управления. Впервые компьютер компании IBM был установлен на автомобили марки BMW еще в далеком 1981 году. Такой компьютер имеет собственные независимые датчики и исполнительные механизмы, но чаще всего, его применяют в тесном взаимодействии с контроллером автомобиля. Такой компьютер может влиять на работу следующих систем и устройств:

 

  • АБС
  • Блок, предназначенный для управления автоматической коробкой передач
  • Управление электромагнитными клапанами (форсунками)
  • Система, отвечающая за положение угла опережения зажигания
  • Системы, отвечающие за климатические условия
  •  Круиз-контроль

И это далеко не весь перечень функций. Помимо них, компьютер может контролировать, отображать и другие, не менее важные параметры. К ним относятся:

  • Вождение автомобиля с непристегнутым ремнем
  • Количество потребляемого воздуха
  • Величина давления масла
  • Частота вращения коленчатого вала
  • Температура ОЖ
  • Регулировка электросистем, например, изменение напряжения бортовой сети и зарядного тока аккумуляторной батареи
  • Сигнализация, указывающая на перегрев мотора
  • Превышение скоростного режима

Тенденции развития бортовых компьютеров

В настоящее время, производители цифровых систем стремятся работать в двух направлениях – это объединить все функции компьютера в одну, единственную систему. Другое направление – это создание отдельных компьютеров, которые будут отвечать за конкретные задачи.

Конечно, объединение всех систем позволяет упростить процессы монтажа таких устройств и общей диагностики автомобиля, позволяя выводить наиболее точную информацию о контролируемых параметрах. С другой стороны, применение отдельных компьютеров позволит установить такое устройство даже на те автомобили, которые совершенно не предусматривают монтажа таких систем, однако при этом, количество функций будет ограничено.

Тем не менее, второе тип компьютеров сейчас распространяется намного стремительнее, в отличие от первого и постоянно совершенствуется. 

Карпьютер — Википедия

Карпьютер[источник не указан 805 дней] (англ. carputer) или Онбо́рдер[источник не указан 805 дней] (англ. onboarder) (другие названия — онборд[источник не указан 805 дней], автомобильный компьютер, бортовой компьютер, car PC[источник не указан 805 дней], компьютер) — аналог домашнего персонального[источник не указан 803 дня] компьютера, установленный в автомобиле и специально предназначенный для работы в машине. Онбордеры используются для автонавигации, соединения с интернетом, развлечения, прослушивания музыки[1]. Возможности онбордера объединяют функциональность традиционных устройств узкого назначения (автомагнитол, навигаторов, DVD-плееров) с возможностями персонального компьютера.

«Бортовыми компьютерами» (Board Computer) (другие названия — БК, автобк, бортовик[источник не указан 805 дней], англ. tripcomputer) также называют дополнительные устройства с функциями маршрутного компьютера и одновременно диагностического автосканера.

Основным преимуществом автомобильного компьютера является функциональность. С использованием автомобильного компьютера отпадает необходимость в отдельной установке навигатора, парктроника, телевизора, DVD. Каждое из этих полезных устройств требует отдельное место для установки и управляется отдельно…

В автомобильном компьютере чаще всего управление организовано через сенсорный жидкокристаллический монитор (размеры от 7″ до 15″ по диагонали). Мониторы могут быть моторизированные и ручные, встраиваемые в консоль, имеют монтажные размеры 1\2DIN,1DIN или 2DIN, встраиваемые в крышу, отдельно стоящие (съёмные). Для разных марок автомашин есть мониторы, встраиваемые в приборную панель и полости.

Кроме ставших уже стандартными автомобильных функций — (телевизор, GPS, DVD) — автомобильный компьютер позволяет использовать в дороге интернет, что позволяет отслеживать пробки на дорогах, слушать интернет-радио, просматривать электронную почту, участвовать в видеоконференции, искать необходимую информацию вдали от дома или офиса, а также имеет множество других полезных функций. При подключении к ЭБУ с помощью кабеля OBD II, компьютер диагностирует электронику автомобиля, а при подключении видеокамер производит видеозапись дорожной ситуации. Автомобильный компьютер позволяет управлять режимами GPS — оперативно менять карты, использовать как векторные, так и растровые карты. Автомобильный компьютер может выполнять функцию антирадара (или подключиться к имеющемуся).

Для любителей быстрой езды на автомагистралях и частых поездок по многокилометровым пробкам автомобильный компьютер может иметь функцию управления инжектором. Можно в режиме реального времени делать мощнее или, наоборот, уменьшать мощность автомобиля для понижения расхода топлива и реализации более плавного начала движения (для пробок) у мощных двигателей. Для этого понадобится кабель (OBD II, ELM327, VAG-com и другие), для подключения процессора инжектора к карпьютеру, и соответствующее программное обеспечение.

Бортовые компьютеры российского производства «специализируются» в основном на получении информации с контроллера автомобиля, а также режимах оповещения об аварийных сбоях и калькуляции маршрутных и иных параметров.

В отличие от персонального компьютера, «бортовой маршрутник» имеет узкую ориентированность, направленную в первую очередь на диагностику и корректировку систем функционирования автомобиля.

Умение БК можно разделить на категории:

Диагностика
Это — диагностический тестер системы впрыска автомобиля (коды ошибок с расшифровкой).
Определение мгновенных параметров
Это — диагностический тестер параметров работы двигателя (температура охлаждающей жидкости, напряжение бортовой сети, частота вращения вала, положение дроссельной заслонки, массовый расход воздуха, угол опережения зажигания, положение регулятора холостого хода)
Расчет маршрутных параметров
Это — маршрутный компьютер (остаток топлива в баке, прогноз пробега на остатке топлива, общий расход топлива, расход топлива за поездку, пройденное расстояние за поездку, средний расход топлива, цифровой спидометр, средняя скорость, движения за поездку, черный ящик скорости, время поездки, стоимость поездки).
Аварийный сигнализатор
Это — визуальное и звуковое оповещение водителя о нештатных ситуациях (опасный перегрев двигателя, недопустимое напряжение в борт сети, превышение порога скорости).
Дополнительные функции
Это — программирование сроков техобслуживания, ОСАГО, органайзер, функция такси, прогрев/прожиг свечей, управление порогом включения вентилятора охлаждения, дополнительные корректировки параметров, автоматический октан-корректор и т. д. и т. п. Также — функции голосовой поддержки.

Применяемые дисплеи:

  • ЖКИ 8-разрядный (RGB-выбор спектра цвета пользователем), возможность отображения одновременно 4-х параметров;
  • ЖКИ МАГНУМ 16-разрядный (синий фон/светлый текст, зеленый фон/черный текст или RGB-выбор спектра цвета пользователем, световой фильтр — улучшение контраста при попадании прямого солнечного света), возможность отображения одновременно 6-и параметров;
  • ЖКИ графический (синий фон/светлый текст, зеленый фон/черный текст), возможность отображения одновременно 4-х параметров и графического изображения;
  • ЖКИ 24-разрядный (синий фон/светлый текст, зеленый фон/черный текст или RGB-выбор спектра цвета пользователем), возможность отображения одновременно 8-и параметров;
  • PLED/OLED 8-разрядный (черный фон/зеленые буквы, особоконтрастный/незамерзающий-до минус 40 градусов), возможность отображения одновременно 6-и параметров;
  • PLED / OLED 16-разрядный (черный фон/зеленые буквы, особоконтрастный/незамерзающий (до -40 градусов), возможность отображения одновременно 6-и параметров;
  • PLED / OLED графический (черный фон/бирюзовые буквы, черный фон/желтые буквы, особоконтрастный/незамерзающий (до -40 градусов), возможность отображения одновременно 11-и параметров и графического изображения;
  • Сегментный цифровой индикатор (зеленые/красные цифры), 3/4/6-разрядный.

История автомобильных компьютеров началась в 1981 году, когда компания IBM разработала первый бортовой компьютер для автомобилей BMW. Через 16 лет появился Apollo — прототип первого автомобильного компьютера, созданный корпорацией Microsoft, который так и остался прототипом[2]. В 2000 году американская компания Tracer создала и протестировала первый штатный онбордер, и наладила серийное производство. Существуют также китайские решения.

История создания бортового компьютера в России начинается с появления в отечественном автопроме инжекторных автомобилей. Диагностические устройства для этих автомобилей разрабатывала (единственная в Союзе) научно-исследовательская лаборатория № 15 при Тольяттинском государственном университете (заказчиками НИЛ-15 были ЗИЛ, МВД и Министерство обороны).Самый первый бортовой компьютер под названием ПКСУ (позже модифицированный и переименованный в Штат Х1) был разработан в этой лаборатории в 1987 году для микропроцессорной Лады-2108. Нашла инвесторов, доработала конструкцию и довела до серийного выпуска данное изделие — компания «Штат».

«AutoPC»[править | править код]

«AutoPC» является моделью карпьютера, совместно разработанной Clarion и Microsoft. AutoPC был создан Microsoft Automotive Business Unit (эта группа пошла на разработку нескольких продуктов для производителей автомобилей, в том числе Ford Sync, выпущенный в 2007 году).

Первый (и единственный) продукт был продан Clarion в качестве дополнительной услуги. Этот продукт использовал 60 МГц Hitachi с Sh4 процессор, работал на Windows CE. Устройство было оснащено 256×64 8-цветным LCD экраном, способным отображать информацию из программы навигации, также имело распознавание речи и возможность говорить. Оно также включало контакты и календарные приложения. Стандартная версия AutoPC (иногда называется Auto PC) также включала простые приложение, которые использовали дополненый GPS модуль для получения пользователем направления к месту назначения. Clarion продолжил эту работу с более сложными навигационными приложениями с отображением карты от поворота к повороту. Он имел рекомендованную розничную цену в $1799.

Clarion позже создала автомобильную операционную систему Joyride с использованием следующей версии поколения Windows CE. Она включала воспроизведения MP3 с помощью CD-R и CompactFlash карт. Она также включала улучшенную систему навигации, в том числе GPS-приемник и гироскоп для инерциальной навигации.

  • Вячеслав Пшеничников. Век новейших технологий ворвался в наши жизни. // Ladaonline.ru : информационно-аналитический портал АвтоВАЗ. — 2006. — № 310/2925.
  • Антон Титов. Цифровой автомобиль // Major : журнал. — 2008. — № 4.
  • Марк Бельский. Онбордеры и мы // Паровоз : журнал. — 2008. — № 3.
  • А. Коротков. Умный автомобиль, или ПК под капотом // Upgrade : журнал. — 2007. — № 12.
  • Денис Чиликин. Карпьютеры // За рулем : журнал. — 2006. — № 10.
  • Артем Богданов. Проект века // Автозвук : журнал. — 2006. — № 8.
  • Константин Курбатов. Бортовой самодержец // Терралаб (Компьютерра) : журнал. — 2006. — № 7.

Бортовой компьютер: описание, виды, принцип работы

13.04.2013

Бортовой компьютер (бортовик, маршрутный компьютер) — это автомобильное устройство небольшого размера, основной задачей которого является считывание, обработка и передача важной информации на экран. Чаще всего, эта информация говорит о статистике:

  • количестве израсходованного топлива,
  • величине пройденного расстояния,
  • среднем показателе скорости,
  • количестве топлива в остатке,
  • а также неполадках в машине и многом другом.

Данный  аппарат весьма облегчает жизнь любого автомобилиста, делает ее комфортнее, поэтому и рекомендован к приобретению. Цель его работы — точное и безотказная эксплуатация систем контроля за всеми процессами в авто.

Виды бортовых компьютеров.

Существует два основных вида бортовых компьютеров: универсальные мультисистемные (работают практически со всеми видам автомобилей) и модельные (имеют ограничения и работают только с определенными моделями автомобиля). Так, в случае использования модельного маршрутного компьютера, при смене автомобиля бортовой компьютер также придется поменять, а вот в универсальном мультисистемном компьютере нужно будет лишь обновить его программное обеспечение.

Вообще же по своей сути бортовик является потомком персонального компьютера. Поэтому и схемы их работы весьма схожи.

Как работает бортовой компьютер?

Каким же образом бортовой компьютер получает информацию о работе тех или иных систем? Все достаточно просто: автомобиль состоит из большого количества систем управления, датчиков работы и так далее, а бортовик включается в работу цепи этих датчиков (цепь зажигания, уровень скорости, уровень топлива и др.), позволяя таким образом получить гораздо больше информации о машине.

Что касается обработки полученных данных, то здесь тоже можно привести аналогичную связь с персональным компьютером. Ведь в памяти бортовика также есть и программа  обработки полученных данных, и программа прогнозирования их дальнейшего состояний.

Кстати, при выборе маршрутного компьютера нужно обязательно обращать внимание на наличие возможности осуществлять поправки в уже полученные данные. Все дело в том, что все данные о происходящих в автомобиле процессах, бортовой компьютер всего на всего получает от внутренних систем и никоим образом не учувствует в измерениях этих данных, соответственно, информация об этих данных имеет погрешность. А если в бортовом компьютере вашего автомобиля отсутствует функция подстройки показаний по расчету скорости, расхода топлива, пробегу, то, вероятно, получаемая вами с него информация будет недостоверной.

Особое место в работе маршрутного компьютера занимает способ отображения вычисленных полученных данных, который в свою очередь зависит от типа дисплея, который установлен в бортовике, поскольку сам дисплей может быть трехразрядным, четырёхразрядным и цифровым. Кроме того для увеличения информативности может быть установлен еще дополнительный дисплей. Однако наиболее комфортными в работе считаются жидкокристаллические экраны, хоть и стоят они порядком дороже остальных моделей.

Говоря о бортовых компьютерах, стоит также упомянуть  и тот факт, что те данные, которые мы получаем благодаря его работе, мы частично можем получить и по штатным датчикам. Но, тем не менее, данные бортовика все равно будут более точными, поскольку в его функциональные обязанности входит еще коррекция получаемых результатов для последующих вычислений, например, после замены какого-нибудь комплектующего оборудования или системы. Кроме того немаловажным плюсом в работе маршрутного компьютера является и функция проверки работы всех систем и датчиков автомобиля, а также мгновенное оповещение о поломке или иной проблеме.

Как видите, установка бортового компьютера значительно облегчит жизнь любого автомобилиста. Так что если вы еще не успели обзавестись этим полезным устройством, то рекомендую, сделать это как можно быстрее.

Рекомендую прочитать:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *