Пятая часть всех электромобилей, ввозимых в Россию, продается на Дальнем Востоке
Когда пять лет назад Дмитрий Унагаев купил свой первый электромобиль, покупка привела в недоумение друзей и соседей в его родном Хабаровске. Но с тех пор многое изменилось. Сегодня города на Дальнем Востоке полны автомобилей на аккумуляторных батареях.
«Эти машины почти на каждом шагу, — говорит 31-летний Унагаев, владелец автосервиса.
По всему городу автомобили паркуются на улицах и во дворах. По словам Унагаева, люди даже вывешивают розетки на балконах, чтобы заряжать автомобили.
По данным московского аналитического Агентство Автостат. На столицу страны, где проживает как минимум в два раза больше людей, приходится всего 14 процентов продаж электромобилей.
Дальний Восток России не особенно богат и не является бастионом экологического сознания. Его приверженность электромобилям проистекает из уникальной экономики региона, изолированного из-за его огромной удаленности от запада страны. Хабаровск, например, находится более чем в 5000 милях от Москвы.
Несмотря на это, в регионе можно увидеть тенденции — более дорогая нефть, более дешевая электроэнергия и снижение стоимости владения электромобилями — которые когда-нибудь могут привести к широкому распространению электрических моделей по всей стране и за ее пределами.
Поскольку Азия находится буквально по соседству, местные жители имеют легкий доступ к подержанным электромобилям, импортированным из Японии, по сниженным ценам. Первым аккумуляторным автомобилем Унагаева стал подержанный Nissan Leaf. Модели с 2011 по 2013 год обычно стоят от 400 000 до 600 000 рублей (от 5 500 до 8 200 долларов), согласно объявлениям на популярном автомобильном сайте в России. В конце концов Унагаев перешел с Leaf на подержанную Tesla.
Российский Дальний Восток также пользуется дешевой электроэнергией, которая субсидируется для стимулирования экономического развития региона. В то же время из-за нехватки мощностей местных НПЗ цены на топливо, как правило, выше, чем в среднем по России, — по данным Росстата, на конец июля наценка на 6%.
Объединение рыночных сил достигает в этом уголке России того, чего государственная политика и технологический прогресс надеются добиться в остальном мире — делая автомобили с батарейным питанием более доступными, чем их бензиновые аналоги.
«Основной драйвер один и тот же во всем мире», — сказал Евгений Тыртов, старший консультант московской компании Vygon Consulting. «Потребители массово начинают голосовать своими рублями, евро и долларами за электромобили, как только они становятся экономичнее традиционных автомобилей».
Математика проста, говорит 41-летняя Ольга Иванова, руководитель строительной компании в Иркутске в Восточной Сибири. Ежемесячно она платит около 500 рублей (7 долларов США) за электроэнергию, чтобы заряжать подержанный электромобиль. Бензин для второй машины в ее семье стоит почти 10 000 рублей в месяц.
«Мы с мужем подсчитали, что сможем сэкономить около 200 000 рублей в год» на топливе и других расходах на содержание автомобиля с бензиновым двигателем, — сказала Иванова. «Я не могу сказать, что мне нужны деньги, но когда ты понимаешь, что можешь получить такой же комфорт, такую же радость и сэкономить 200 000 рублей, это довольно приятно».
Средняя экономия от использования подержанного Leaf на Дальнем Востоке России составляет от 40 000 до 50 000 рублей в год (примерно от 550 до 680 долларов США), по данным Vygon Consulting, по сравнению со стоимостью вождения отечественной Lada Granta, которую в народе называют «народный автомобиль.» Это близко к типичной месячной региональной зарплате.
«У нас тоже есть машина на бензине, но мы мало ею пользуемся, так как нам не нужно ездить на большие расстояния», — сказал Алексей Жуков, 28-летний специалист по маркетингу из Хабаровска. В этом году он купил подержанный Leaf, следуя по стопам некоторых родственников.
Этот микрокосм на Дальнем Востоке России отличается от реальности в остальной части страны. По данным Vygon, электромобили составляют менее 0,2% от общего парка легковых автомобилей страны. Неудивительно, что высокая цена покупки нового электромобиля остается основным препятствием для потенциальных покупателей.
Это должно измениться, когда стоимость электромобилей, вызванная снижением цен на батареи, упадет. По данным BloombergNEF, средневзвешенная цена на литий-ионный аккумулятор в 2020 году составила 137 долларов за киловатт-час по сравнению с 1191 долларом за кВт-ч в 2010 году. По словам старшего аналитика BloombergNEF Александры О’Донован, цены будут продолжать падать, опустившись ниже 100 долларов за кВтч к 2024 году, что является ключевым ориентиром для паритета с двигателями внутреннего сгорания, и достигнув примерно 58 долларов за кВтч в 2030 году.
«Мы видим, что в конце 2020-х электромобили стоят столько же, сколько традиционные автомобили, или даже меньше», — сказал О’Донован.
Внешние факторы, такие как стоимость электроэнергии по сравнению с бензином, будут зависеть от государственной политики, субсидий или углеродных рынков, масштабы и цели которых сильно различаются в разных странах. Тем не менее, распространение электромобилей, даже в таких небольших городах, как Хабаровск, расширяет доступ к преимуществам технологии, которые выходят за рамки стоимости и выбросов углерода.
«Динамика электромобиля, то, как он разгоняется», — это бонус к сэкономленным деньгам, — сказала Иванова. «Это ни с чем не сравнимое чувство».
Стейси Ноблет, старший директор по электрификации транспорта ICF, консалтинговой компании в Вашингтоне, сказала, что привлекательность для потребителей будет только расти. «Водители электромобилей делятся своими историями и рассказывают своим соседям», — сказала она.
Молва набирает обороты по всей России. На онлайн-форумах энтузиасты электромобилей распространяют информацию, делая все возможное, чтобы убедить своих сограждан в преимуществах «улыбающегося прохождения мимо заправок».
Юлия Федоринова, Евгения Письменная, Илья Архипов и Сэмюэл Додж внесли свой вклад в этот отчет.
На Диком Востоке России электромобиль оказался дешевле Lada
Читайте также: Конклав HT Auto EV: Audi, Mercedes и Volvo объясняют, почему высокие налоги являются препятствием
«Эти машины почти на каждом шагу, — говорит 31-летний Унагаев, владелец автосервиса. По всему городу автомобили припаркованы на улицах и во дворах. Люди даже вешают розетки на балконы, чтобы заряжать машины, — сказал Унагаев.
По данным московского аналитического агентства, более пятой части всех электромобилей, импортированных в Россию в период с января по май, было продано в Хабаровске и других регионах на востоке России, хотя в этом регионе проживает всего 4% населения страны. Автостат. На столицу страны, где проживает как минимум в два раза больше людей, приходилось всего 14% продаж электромобилей.
Так называемый Дальний Восток России не особенно богат и не является бастионом экологического сознания. Его приверженность электромобилям проистекает из уникальной экономики региона, который изолирован своей удаленностью от запада страны. Тем не менее, в регионе можно увидеть тенденции — более дорогая нефть, более дешевая электроэнергия и снижение стоимости владения электромобилями — которые когда-нибудь могут привести к широкому распространению электрических моделей по всей стране и за ее пределами.
Поскольку Азия находится буквально по соседству, местные жители имеют легкий доступ к подержанным электромобилям по сниженным ценам, импортированным из Японии. Первым аккумуляторным автомобилем Унагаева стал подержанный Nissan Leaf. Модели с 2011 по 2013 год обычно стоят от 400 000 до 600 000 рублей (от 5 500 до 8 200 долларов США), согласно объявлениям на популярном автомобильном сайте в России. В конце концов Унагаев перешел с Leaf на подержанную Tesla.
Дальний Восток России также пользуется дешевой электроэнергией, которая субсидируется для стимулирования экономического развития в регионе. В то же время из-за недостаточных мощностей местных НПЗ цены на топливо, как правило, выше, чем в среднем по России — на конец июля, по данным Росстата, надбавка на 6%.
Объединение рыночных сил достигает в этом уголке России того, чего государственная политика и технологический прогресс надеются добиться в остальном мире, — делая автомобили с батарейным питанием более доступными, чем их бензиновые аналоги.
«Главный драйвер один и тот же во всем мире, — говорит Евгений Тыртов, старший консультант московской Vygon Consulting. — Потребители массово начинают голосовать рублями, евро и долларами за электромобили, как только они становятся экономичнее, чем электромобили. традиционные автомобили».
Математика проста, говорит 41-летняя Ольга Иванова, руководитель строительной фирмы в Иркутске в Восточной Сибири. Ежемесячно она платит около 500 рублей (7 долларов США) за электроэнергию, чтобы заряжать подержанный электромобиль. Бензин для второй машины в ее семье стоит почти 10 000 рублей в месяц.
«Мы с мужем подсчитали, что сможем сэкономить около 200 000 рублей в год» на топливе и других расходах на содержание бензинового автомобиля, — сказала Иванова. — Не могу сказать, что мне нужны деньги, но когда ты понимаешь, что можно получить такой же комфорт, такую же радость и сэкономить 200 000 рублей, что весьма приятно».
Средняя экономия на подержанном Nissan Leaf на Дальнем Востоке России составляет около 40 000–50 000 рублей в год, по данным Vygon Consulting, по сравнению со стоимостью вождения отечественной Lada Granta, которую в народе называют «народным автомобилем». к типичной месячной региональной зарплате
«У нас тоже есть бензиновый автомобиль, но мы не пользуемся им часто, так как нам не нужно ездить на большие расстояния», — сказал Алексей Жуков, 28-летний маркетолог из Хабаровска. Ранее он купил подержанный Nissan Leaf. в этом году по стопам некоторых родственников
Этот микрокосм на Дальнем Востоке России отличается от реальности в остальной части страны. По данным Vygon, электромобили составляют менее 0,2% от общего парка легковых автомобилей страны. Неудивительно, что высокая цена покупки нового электромобиля остается основным препятствием для потенциальных покупателей. Это должно измениться по мере того, как стоимость электромобилей, вызванная снижением цен на батареи, упадет. Средневзвешенная по объему цена на литий-ионный аккумулятор в 2020 году составила 137 долларов за киловатт-час по сравнению с 1,19 доллара.1/кВт в 2010 г., по данным BloombergNEF. По словам старшего аналитика BNEF Александры О’Донован, цены будут продолжать падать, опустившись ниже 100 долларов за кВтч к 2024 году, что является ключевым ориентиром для паритета с двигателями внутреннего сгорания, и достигнув около 58 долларов за кВтч в 2030 году.
«В конце 2020-х годов мы видим, что электромобили стоят столько же, сколько традиционные автомобили, а то и меньше», — сказал О’Донован. Внешние факторы, такие как стоимость электроэнергии по сравнению со стоимостью бензина, будут зависеть от государственной политики, субсидий или углеродных рынков, масштабы и цели которых сильно различаются в разных странах. Тем не менее, распространение электромобилей, даже в таких небольших городах, как Хабаровск, расширяет доступ к преимуществам технологии, которые выходят за рамки стоимости и выбросов углерода.
«Динамика электромобиля, то, как он разгоняется, — это бонус к сэкономленным деньгам, — сказала Иванова. — Это ни с чем не сравнимое ощущение».
Стейси Ноблет, старший директор по электрификации транспорта в ICF, консалтинговой компании в Вашингтоне, округ Колумбия, сказала, что привлекательность для потребителей будет только расти. «Водители электромобилей делятся своими историями и рассказывают их соседям», — сказала она.