Рейтинг самых надёжных подержанных автомобилей для России 2022 года
При выборе подержанного авто нужно учитывать множество критериев выбора. Важно, чтобы оно не ломалось, было относительно недорогим в обслуживании и доступным по цене и, конечно, удобным для тех или иных задач и целей. В этой связи представляем вам рейтинг самых надёжных автомобилей для России с пробегом на 2022 год. В нём есть модели разных классов и типов, как зарубежных, так и отечественных брендов. Практически все машины доступны по цене многим россиянам, а их возраст превышает десяти лет.
Skoda Octavia
Лифтбэки и универсалы Skoda Octavia довольно востребованы на вторичном рынке страны. Они славятся своей невероятной надёжностью и неприхотливостью. Многие узлы и агрегаты у него от концерна Volkswagen, поэтому они очень долговечны. При этом их стоимость довольно невелика. Автомобиль достаточно прост и несложен в обслуживании. Он оснащается только бензиновыми двигателями мощностью от 80 до 230 лошадиных сил. Привод – только передний. Авто выпускается с механической или автоматической коробкой передач, а также с роботом. Машины с роботизированной трансмиссией многие специалисты не рекомендуют рассматривать на вторичном рынке. Все остальные модификации ломаются крайне редко.
Модель весьма комфортна и безопасна. Она имеет немало полезных опций. Салон очень просторный и комфортабельный, а багажник – весьма вместителен. За вполне нормальные деньги можно найти подержанные машины 3-7 лет от роду в хорошем состоянии.
Volkswagen Passat
Седаны и универсалы Volkswagen Passat выпускаются прославленным немецким производителем не один десяток лет. Это один из самых долговечных и неприхотливых подержанных автомобилей. Даже многие весьма старые экземпляры сейчас могут похвастаться вполне исправным состоянием. Но брать таких старичков старше десяти лет, всё же, не стоит. А более молодые авто нередко можно найти практически в идеале и по доступной цене. В разное время модель оснащалась бензиновыми и дизельными моторами различной мощности от 75 до 220 л. с. Силовые установки довольно долговечны и рассчитаны на значительные пробеги. Тоже самое можно сказать и о надёжности автоматической и механической коробок передач данного автомобиля. А вот версии с роботом выбирать на вторичном рынке следует с осторожностью, так как могут возникнуть непредвиденные и дорогостоящие проблемы.
У авто есть не только переднеприводные, но и полноприводные модификации. Машина славится высокой степенью безопасности и комфорта. Она практически всегда оснащалась множеством электронных систем. Авто присущ вместительный и очень удобный салон, а также немалых размеров багажное отделение. Серьёзные поломки у этой машины случаются нечасто, а многие запасные детали стоят доступно. Но встречаются и относительно дорогие элементы.
Mazda 3
Седан или хэтчбек Mazda 3 – довольно неприхотливая и живучая японская машина. Она выпускалась с 2003 по 2020 год и за это время несколько раз подвергалась рестайлингу. Автомобиль всегда имел только передний привод и комплектовался автоматической или механической трансмиссией. Он оснащался исключительно бензиновыми двигателями, мощность которых составляет преимущественно 105 и 150 лошадиных сил.
Моторы достаточно неприхотливы и долговечны. Конечно, авто нуждается в регулярном правильном обслуживании и уходе. Но затраты на это при соблюдении всех правил не будут слишком значительными. Машина отличается просторным салоном, но не слишком большим багажным отделением. Она славится прекрасными ходовыми качествами и высокой степенью безопасности, даже в самых дешёвых комплектациях модель неплохо оснащена. А дорогие версии зачастую могут порадовать целым набором передовой электроники, которая существенно облегчает управление и повышает безопасность.
В хорошо обслуженном автомобиле эти системы подводят нечасто. Но у неаккуратных владельцев они могут потребовать значительных затрат. Кроме того, кузов подвержен коррозии, особенно если машина была плохо отремонтирована после ДТП. Поэтому не следует покупать эту модель у молодых или нерадивых автомобилистов и тщательно проверять перед покупкой.
Volkswagen Polo
Volkswagen Polo не зря вошёл в топ надёжных автомобилей. Он действительно достаточно прост, долговечен и неприхотлив. Проблемы с этим автомобилем обычно возникают только при неправильном обслуживании или на очень большом пробеге. Кроме того, проблемным может оказаться и подержанное авто с роботом. Поэтому такие версии стоит рассматривать на вторичном рынке в последнюю очередь.
При своей простоте машина неплохо укомплектована и считается вполне безопасной даже в самых дешёвых комплектациях. Кстати, и дорогие версии не очень радуют богатым набором опций. Автомобиль известен нам преимущественно в кузове седан. Но также выпускался он и как хэтчбек. Авто имеет передний привод и комплектуется только моторами, работающими на бензине. Их мощность составляет от 85 до 125 лошадиных сил.
Силовые агрегаты довольно неприхотливы и могут пройти очень много без серьёзных проблем. Салон машины достаточно комфортный и вместительный при своей относительной простоте. Багажник способен вместить немало вещей и грузов. За довольно небольшую сумму сейчас можно найти подержанное 3-5-летнее авто в неплохом состоянии. Главное — проверить, что оно раньше не работало в такси.
Toyota Corolla
Toyota Corolla – очень надёжный и долговечный б/у автомобиль именитого японского бренда. Его история насчитывает не одно десятилетие. За это время он выпускался в кузовах седан, хэтчбек и универсал. Но тех, кто хочет купить авто в приличном состоянии, с относительно небольшим пробегом и практически не требующее вложений, будут больше всего интересовать седаны. Ведь именно их возраст составляет сейчас менее 10 лет. Они действительно ломаются очень редко. Но при условии правильной эксплуатации и обслуживания. И только в этом же случае они не будут требовать значительных затрат на ремонт. Кроме того, специалисты не советуют выбирать на вторичке машины с вариатором, ведь век этого узла недолог, особенно в российских условиях и при нещадном использовании.
Модель отличается высоким уровнем безопасности и комфорта. Она оснащена множеством передовых электронных систем, которые невероятно точны и надёжны. Автомобиль выпускается с передним приводом и силовыми установками, работающими на бензине. Все двигатели, как правило, прекрасно выдерживают большие пробеги. А их мощность составляет преимущественно от 100 до 140 л. с. Помимо CVT, седан комплектуется механической коробкой передач или автоматом. У модели есть версии на любой вкус и под любые потребности. Авто невероятно комфортабельно и вместительно.
Renault Logan
Renault Logan просто не мог не попасть в рейтинг надёжности, ведь об этом его качестве уже давно слагают настоящие легенды! Автомобиль и на самом деле крайне вынослив и неприхотлив. Порой кажется, что он вытерпит буквально всё. Не зря его часто используют в такси. Но выбирать такие натерпевшиеся экземпляры явно не стоит, несмотря на то, что седан зачастую спокойно выдерживает до 300 000 и более километров без серьёзных поломок. Он крайне прост и дёшев в эксплуатации и ремонте, нетребователен к качеству топлива и обслуживания. Авто при своих прекрасных ходовых качествах не славится мощными двигателями.
Мощность его бензиновых моторов может быть равной 82, 102 или 113 лошадиных сил. Они невероятно долговечны и экономичны. Машина имеет передний привод и оборудуется механической либо автоматической коробкой передач. Она не славится богатством опций и имеет несколько тесноватый салон и багажник. Кроме того, модель кажется немного устаревшей. Но всё необходимое для достаточно комфортного и безопасного передвижения в ней есть. А самое главное, что такой автомобиль можно очень дёшево купить на вторичном рынке. Главное — случайно не приобрести экземпляр, ранее трудившийся в такси.
Hyundai Solaris
Hyundai Solaris – один из самых популярных автомобилей в России. Это относится и к вторичному рынку. Он доступен в кузове седан и хэтчбек. Модель появилась в 2010 году и сразу обратила на себя внимание своей приемлемой стоимостью, надёжностью, неприхотливостью, экономичностью и доступным обслуживанием. Авто действительно очень выносливо. При этом оно славится прекрасной современной оснащённостью даже в недорогих комплектациях. А потому машина весьма безопасна и комфортна. Неудивительно, что она полюбилась многим таксистам, ведь седан и хэтчбек невероятно выносливы и рассчитаны на существенные пробеги. Они могут пройти множество километров без серьёзных ремонтов. А запчасти на эти автомобили стоят недорого. Ремонт весьма прост.
Модель широко известна отечественным механикам. К тому же она обладает отличными ходовыми и скоростными качествами при максимальной мощности бензинового двигателя в 123 лошадиных сил. Авто можно купить, как с механической трансмиссией, так и с АКПП. Привод – передний. Среди подержанных экземпляров несложно найти машину в хорошем состоянии не старше 3-5 лет по нормальной невысокой цене. Важно только удостовериться, что она не служила в такси, а пробег реален. Автомобиль имеет достаточно комфортабельный и вместительный салон, а также багажник, в котором можно перевозить даже довольно крупногабаритные вещи и предметы.
Kia Rio
Kia Rio – очень надёжный, долговечный и неприхотливый автомобиль прославленного южнокорейского бренда. Он является практически собратом «Соляриса» и обладает схожими характеристиками. Отличает эти автомобили лишь внешность и ряд незначительных особенностей. Правда, это относится лишь к последним версиям. Данная модель появилась значительно раньше Solaris и изначально выпускалась не только в кузовах седан и хэтчбек, но и универсал. Последние вряд ли заинтересуют сейчас тех, кто хочет купить хорошую подержанную машину не старше десяти лет, так как возраст корейских универсалов значительно больше. Первые версии модели отличались достаточно слабыми бензиновыми моторами. Но большинство покупателей привлекают более современные модификации, мощность которых достигает 123 л. с. Они комплектуются МКПП или АКПП и имеют передний привод.
Эти автомобили безопасны, очень выносливы и комфортны. Они не требуют значительных затрат на обслуживание и ремонт. Авто экономичны и ломаются нечасто. У них неплохой ресурс силовых агрегатов и других важных узлов, крепкая подвеска. Машины прекрасно адаптированы под отечественные условия эксплуатации. Они очень тёплые и комфортные. За относительно небольшие деньги легко можно найти в продаже седан или хэтчбек возрастом 3-5 лет в практически идеальном состоянии. Необходимо лишь убедиться, что он никогда не работал в такси, а его владельцем не был молодой и неаккуратный автомобилист.
Mitsubishi Lancer
Mitsubishi Lancer невероятно востребован на отечественном вторичном рынке. Считается, что его можно брать практически любого года выпуска и даже с правым рулём. Но это не совсем так, ведь естественный износ никто не отменял. Поэтому не стоит рассматривать слишком старые экземпляры. Подойдут для выбора автомобили десятого поколения после рестайлинга. Они очень надёжны и сравнительно долговечны, обладают прекрасными спортивными ходовыми качествами, а также значительной степенью безопасности и комфорта. При должном отношении такие авто ломаются сравнительно редко. Конечно, это не относится к версиям с вариатором, рассматривать которые не рекомендуются, поскольку данный агрегат не отличается долговечностью.
Машина доступна преимущественно в кузове седан, несмотря на то, что ранее выпускались и хэтчбеки, а также универсалы. Она обладает передним приводом и оборудуется моторами, работающими на бензине. Их мощность равна 109, 117 и 143 «лошадям». Несмотря на то, что силовые агрегаты японца сравнительно надёжны, стоит особенно внимательно выбирать мощные версии, ведь их нередко покупают молодые любители агрессивного вождения. Седан может иметь механическую или автоматическую коробку передач, а также CVT. Многие запчасти на него стоят доступно. Но отдельные детали и ремонтные операции могут быть сравнительно дорогими. Да и сама машина не должна стоить слишком дёшево.
com/embed/CCUY5dDCrHU?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>Nissan Qashqai
Подержанный Nissan Qashqai – отличный выбор для тех, кто хочет обладать надёжным, достаточно проходимым, комфортным и безопасным кроссовером. С полным приводом он способен легко покорить незначительное бездорожье. Кроссовер выглядит стильно и несколько агрессивно. Он обладает просторным салоном и вместительным багажным отсеком. Поэтому автомобиль подходит для множества нужд. Он славится прекрасными ходовыми качествами и оснащается силовыми установками мощностью 115, 130 или 144 лошадиных сил. Кроме бензиновых, есть и дизельные двигатели. Они довольно неприхотливы и долговечны.
Авто оснащается механической или автоматической трансмиссией, а также вариатором. Последний не славится долголетием, поэтому выбирать его не стоит тем, кто не хочет дорогостоящего ремонта. Подвеска машины вынослива. Да и остальные узлы ломаются нечасто. Автомобиль достаточно безопасен и очень комфортен. Но кузов со временем может подвергаться коррозии. Модель не славится слишком дешёвым обслуживанием и низкой стоимостью.
Subaru Forester
Subaru Forester известен своей легендарной надёжностью и безопасностью. Кроссовер имеет полный привод и по проходимости практически не уступает внедорожникам. При этом он очень комфортен, обладает прекрасными динамическими данными и передовой оснащённостью. Автомобиль имеет только бензиновые двигатели, максимальная мощность которых составляет 241 л. с. Трансмиссия – преимущественно механическая или вариатор. Несмотря на то, что CVT здесь довольно надёжен, не стоит выбирать его тем, кто не готов к дорогостоящему ремонту. Авто обладает надёжной подвеской и немалым ресурсом большинства узлов и агрегатов.
Он недешёвый и запчасти для него дорогие. Кроме того, некоторые виды ремонта могут выполнить далеко не во всех автосервисах. Но, к счастью, японец серьёзно ломается нечасто.
Lada Vesta
Lada Vesta – практически единственный автомобиль бренда из РФ, который может похвастаться достаточной надёжностью и прекрасными современными характеристиками. По оснащённости и качеству он почти не уступает своим одноклассникам и имеет бензиновые двигатели мощностью 106, 113 и 122 л. с. Коробка передач – механическая, вариатор или робот. На вторичке лучше брать версии с МКПП, так как остальные трансмиссии не так надёжны.
Автомобиль экономичен, комфортен и безопасен. Он недорог в обслуживании и ремонте. Подержанным его можно купить сравнительно дёшево. Но, поскольку модель появилась в продаже недавно, к выбору б\у экземпляра стоит подходить ответственно, ведь хорошие машины продают очень редко.
Наш список не совсем полный, так как есть ещё немало надёжных подержанных авто. Но они или более дорогие, или не так популярны в нашей стране.
Теперь вы знаете, какие автомобили с пробегом стали самыми надёжными для России в 2022 году. А вы согласны с этим мнением? Знакомы ли вам эти модели? А что бы выбрали вы? Если у вас есть вопросы или вы хотите поделиться своим мнением по теме, пишите в комментарии.
рейтинг авто с учетом отзывов, технических характеристик
- Сентябрь 2021
- Август 2021
- Июль 2021
- Июнь 2021
- Май 2021
- Апрель 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Сентябрь 2020
- Август 2020
- Июль 2020
- Июнь 2020
- Май 2020
- Апрель 2020
- Март 2020
- Февраль 2020
- Январь 2020
О модели Характеристики авто
от 1164000 р.
186 авто в продажеHyundai Solaris
2020 – н.в., II Рестайлинг
Плюсы
Дизайн салона, Устойчивость, Надежность, Цена, Вместительность салона, Ходовые качества, КПП, Маневренность, Проходимость, Качество сборки
Минусы
Комфорт, Подвеска
Читать все отзывы
Рейтинг
О модели Характеристики авто
от 1352248 р.
38 авто в продаже
Renault Duster
2021 – н. в., II
Плюсы
Цена, Безопасность, Ходовые качества, КПП, Проходимость, Экономичность
Минусы
Комфорт, Вместительность салона, Размер багажника, Маневренность, Технологичность
Читать все отзывы
Статьи
Рейтинг
О модели Характеристики авто
Hyundai Creta
2020 – н.в., I Рестайлинг
ПлюсыКомфорт, Вместительность салона, Дизайн салона, Размер багажника, Ходовые качества, Маневренность, Безопасность, Расход топлива, Долговечность, Габариты
Минусы
Регулировка сидений, Стоимость ТО, Регулировка руля, Надежность, Потеря в стоимости при продаже, Стоимость страховки
Читать все отзывы
Статьи
Рейтинг
О модели Характеристики авто
от 2394900 р.
165 авто в продаже
KIA K5
2020 – н.в., III
Плюсы
Вместительность салона, Дизайн салона, Расход топлива, Безопасность, Информативность, Маневренность, Габариты, Регулировка сидений
Минусы
Качество сборки, Цена, Электроника, Комфорт, Размер багажника, Ходовые качества, Надежность, Долговечность
Читать все отзывы
Статьи
Рейтинг
О модели Характеристики авто
от 1580000 р.
355 авто в продаже
Hyundai Новая Creta
2021 – н. в., II
Плюсы
Комфорт, Вместительность салона, Дизайн салона, Размер багажника, Ходовые качества, Маневренность, Безопасность, Расход топлива, Долговечность, Габариты
Минусы
Регулировка сидений, Стоимость ТО, Регулировка руля, Надежность, Потеря в стоимости при продаже, Стоимость страховки
Читать все отзывы
Статьи
Рейтинг
О модели Характеристики авто
от 3370000 р.
Hyundai Santa Fe
2020 – н. в., IV Рестайлинг
Плюсы
Комфорт, Ходовые качества, Цена, Дизайн салона, Вместительность салона, Электроника, Габариты
Минусы
Расход топлива, Безопасность, Активные системы безопасности, Тормозная система, Срок гарантии, Стоимость ТО, Подвеска, цена
Читать все отзывы
Рейтинг
О модели Характеристики авто
от 1524900 р.
653 авто в продаже
Chery Tiggo 7 Pro
2020 – н.в., I
Плюсы
Ходовые качества, Проходимость, Комфорт, Дизайн салона, Маневренность, Электроника, Подвеска, Вместительность салона, Регулировка руля
Минусы
Расход топлива, Стоимость ТО, Цена, Информативность, КПП, Качество сборки, Технологичность
Читать все отзывы
Статьи
Рейтинг
О модели Характеристики авто
от 1359900 р.
93 авто в продаже
KIA Rio X
2020 – н.в., IV Рестайлинг
Плюсы
Безопасность
Минусы
Качество сборки
Читать все отзывы
Рейтинг
О модели Характеристики авто
от 2554000 р.
472 авто в продаже
Mazda CX-5
2017 – н. в., II
Плюсы
Комфорт, Дизайн салона, Устойчивость, Ходовые качества, Маневренность, Надежность, Тормозная система, КПП, Технологичность, Расход топлива
Минусы
Цена, Размер багажника, Стоимость ТО, Стоимость ремонта, Вместительность салона, Активные системы безопасности, Пассивные системы безопасности, стоимость ремонта
Читать все отзывы
Статьи
Рейтинг
О модели Характеристики авто
от 2437634 р.
94 авто в продаже
Volkswagen Tiguan
2020 – н. в., II Рестайлинг
Плюсы
Ходовые качества, КПП, Надежность, Комфорт, Безопасность, Технологичность, Вместительность салона, Активные системы безопасности, Тормозная система, Устойчивость
Минусы
Цена, Электроника, Стоимость ТО, Стоимость страховки
Читать все отзывы
Рейтинг
Исследование надежности транспортных средств США, 2020 г.
ТРОЙ, штат Мичиган: 12 февраля 2020 г. — Любовь витает в воздухе. Может быть, это связано с близостью ко Дню святого Валентина, а может быть, с тем, что владельцы видят, что надежность их трехлетних автомобилей в 2020 году улучшится. Согласно опубликованному сегодня исследованию надежности транспортных средств J.D. Power 2020 U.S. 1,5% по сравнению с 2019 годом.
«Несмотря на более широкое внедрение сложных автомобильных технологий, надежность продолжает улучшаться», — говорится в сообщении 9. 0003 Дэйв Сарджент, вице-президент глобального автомобильного подразделения J.D. Power. «Нет никаких сомнений в том, что трехлетние автомобили сегодня лучше сконструированы и надежнее, чем автомобили того же возраста в предыдущие годы. Тем не менее, быстрое внедрение технологий оказывает повышенное давление на надежность, поэтому неудивительно, что уровень проблем не изменится или даже возрастет в течение следующих нескольких лет».
Исследование, проводящееся уже 31 st год, измеряет количество проблем на 100 автомобилей (PP100), с которыми столкнулись за последние 12 месяцев первоначальные владельцы своих трехлетних автомобилей. Исследование 2020 года измеряет проблемы в автомобилях 2017 модельного года. Более низкий балл отражает более высокое качество, и исследование охватывает 177 конкретных проблем, сгруппированных в восемь основных категорий транспортных средств.
Ниже приведены основные результаты исследования 2020 года:
- Надежность автомобилей повышается, но более медленными темпами: В 2019 году произошло улучшение на 6 PP100 по сравнению с 2018 годом. ) Несмотря на замедление темпов улучшения, 2020 год отмечен лучшими показателями автопроизводителей за всю историю исследования.
- Повышение надежности за счет кроссоверов и внедорожников: У кроссоверов и внедорожников по-прежнему немного больше проблем, чем у автомобилей, но разрыв сокращается. В среднем владельцы кроссоверов/внедорожников получают 134 PP100 по сравнению со 127 PP100 у владельцев автомобилей. Этот разрыв в 7 PP100 значительно сократился по сравнению с 2019 годом.. Поскольку на долю кроссоверов/внедорожников в настоящее время приходится более 50% продаж новых автомобилей ежегодно, крайне важно, чтобы автопроизводители достигли того же уровня качества и надежности, что и автомобили.
- Автомобильные технологии демонстрируют наибольшие улучшения: Аудио/Связь/Развлечения/Навигация (ACEN) — категория с наибольшим улучшением (на 2,3 PP100), но по-прежнему вызывает больше проблем, чем любая другая категория в исследовании. Владельцы продолжают ссылаться на проблемы с распознаванием голоса, Bluetooth ® системы связи и навигации. «Многие владельцы жалуются на эти системы в самом начале их приобретения, и три года спустя они все еще недовольны ими», — сказал Сарджент. «Мы видим улучшения, но автопроизводителям еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем они смогут объявить о победе в этой области».
- Самая надежная модель: Модель Lexus ES заняла первое место в исследовании 2020 года. Его оценка 52 PP100 является лучшей из когда-либо зарегистрированных за 31-летнюю историю исследования.
- Первая полностью электрическая модель получает награду: Nissan LEAF — первая полностью электрическая модель, получившая награду сегментного уровня за компактный автомобиль.
Бренды с самым высоким рейтингом
Genesis занимает первое место по общей надежности среди всех брендов, получив 89 баллов PP100. Это первый год, когда Genesis был включен в исследование. Lexus занимает второе место с результатом 100 PP100 (улучшение на 6 PP100 по сравнению с прошлым годом). Buick (103 PP100) занимает третье место, Porsche (104 PP100) занимает четвертое место и Toyota (113 PP100) занимает пятое место.
Cadillac демонстрирует значительное улучшение, сократившись на 35 PP100 по сравнению с 2019 годом. Другие бренды со значительным улучшением показателей выше среднего включают Mazda (снижение 29 PP100), Lincoln (на 28 PP100), Ford (на 29 PP100). 20 PP100), Buick (по 15 PP100) и Volkswagen (по 15 PP100).
Toyota Motor Corporation получает шесть наград сегмента для Lexus ES, Lexus GX, Toyota 4Runner, Toyota Avalon, Toyota Sienna и Toyota Tundra. В исследовании бренд Toyota получает наибольшее количество сегментных наград.
Компания General Motors получает пять наград: за Buick Encore и Buick Regal, а также за Chevrolet Equinox, Chevrolet Silverado HD и Chevrolet Tahoe.
Исследование надежности транспортных средств в США в 2020 году основано на ответах 36 555 первоначальных владельцев автомобилей 2017 модельного года после трех лет владения. Исследование проводилось с июля по ноябрь 2019 года..
Чтобы узнать больше об исследовании надежности транспортных средств США, посетите сайт http://www.jdpower.com/resource/us-vehicle-dependability-study.
J.D. Power — мировой лидер в области потребительских знаний, консультационных услуг, данных и аналитики. Эти возможности позволяют J.D. Power помогать своим клиентам повышать удовлетворенность клиентов, рост и прибыльность. Компания J.D. Power, основанная в 1968 году, имеет офисы, обслуживающие Северную Америку, Азиатско-Тихоокеанский регион и Европу.
Контакты для СМИ
Гено Эффлер; Коста-Меса, Калифорния; 714-621-6224; [электронная почта защищена]
Шейн Смит; Восточное побережье; 424-903-3665; [email protected]
О компании J. D. Power и Правилах рекламы/рекламы www.jdpower.com/business/about-us/press-release-info
Секретная экономика: что сокрытие статистики делает для России
Сокрытие статистики предотвращает тем, кто работает в отечественной экономике, не позволяет установить, что происходит на самом деле, снижает качество анализа и общественных дебатов и ведет к спекулятивной рыночной торговле, основанной на разрозненных данных.
За четыре месяца с начала войны с Украиной Кремль заблокировал доступ общественности к беспрецедентному объему экономической статистики. Те, кто работает вне правительственной машины, остались работать в темноте, и качество независимых оценок и прогнозов соответственно пострадало.
Официально блокировка статистики направлена на защиту российских компаний и частных лиц от западных санкций. Однако более вероятно, что Кремль боится публиковать данные, раскрывающие все масштабы экономического коллапса или размер ежемесячных расходов на войну. Точно так же может скрываться формирование новых каналов теневого импорта, которые можно было бы отследить.
С апреля 2022 года российские власти ограничили доступ ко всей статистике внешней торговли, в том числе касающейся экспорта, импорта и торговли в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Глава Федеральной таможенной службы Владимир Булавин заявил, что новые уровни секретности необходимы для предотвращения «неправильных оценок, спекулятивной торговли и неверного толкования в отношении импорта». Для сравнения, до войны российская таможня засекретила только данные, касающиеся торговли военными товарами, самолетами и ядерными материалами.
Свободно доступная статистика импорта действительно может быть опасна для Кремля. Они прольют свет на ключевую проблему для российских производителей: структурные дефициты, возникающие в результате оттока иностранных поставщиков комплектующих и разрыва технологических и производственных цепочек.
Масштабы этой проблемы уже были очевидны из данных о промышленном производстве за апрель, предоставленных Росстатом. По сравнению с апрелем 2021 года производство автомобилей упало на 85,4 процента, производство лифтов — на 48 процентов, стиральных машин — на 59 процентов.процентов, а холодильники на 46 процентов.
Автомобили, оборудование и другие транспортные средства составили почти половину всего импорта России (49,2 процента) в 2021 году, а в мае продажи новых автомобилей в России упали на 83,5 процента. На «недружественные государства», которые ввели санкции против России, приходилось около 62 процентов импорта в прошлом году. Технологическая изоляция российской экономики приведет к падению уровня жизни: техника, автомобили, строительные материалы и многое другое будет либо труднодоступным, либо недоступным для многих из-за скачка цен.
Без доступа к западным технологиям и товарам технологическое развитие России неизбежно повернется вспять, в том числе в ключевых секторах, таких как нефть и газ. Вторичные санкции, применяемые Соединенными Штатами, также ограничат импорт технологий из Китая, что усугубит отступление России.
Еще одна возможная цель сокрытия торговой статистики — не дать западным правительствам получить точную картину масштабов теневого импорта подсанкционных товаров и обеспечить прикрытие сторонним странам, поставляющим такие товары в Россию, что позволит им избежать вторичных санкций. Эта цель станет возможной, если Россия выйдет на неформальные договоренности, маскирующие потоки товаров от некоторых соседей, таких как член ЕАЭС Казахстан и Турция, которая смогла нажиться на антироссийских санкциях.
Ранее статистика российского экспорта позволяла отслеживать тенденции, объемы и направления поставок нефти и газа, имеющих решающее значение для Кремля и в настоящее время приносящих рекордные излишки. По оценкам Bloomberg, в 2022 году экспорт нефти и газа принесет России рекордные 285 миллиардов долларов. Согласно официальной российской статистике, нефтегазовые доходы федерального бюджета за январь выросли на 45% в годовом выражении, увеличившись с 3,1 трлн рублей до 5,7 трлн рублей.
Данные других стран-импортеров из России все еще доступны, но их не всегда достаточно для получения полной картины. Нефть — отличный пример, поскольку ее нелегко отследить. Возможно, например, что Европа импортирует значительное количество российского сорта Urals, но в этом нельзя быть уверенным, так как он перемешан с другими вариантами и значится в статистике под другим названием.
Внешняя торговля — далеко не единственная область, которая подверглась новым уровням секретности. Центробанк, например, перестал публиковать информацию о структуре золотовалютных резервов России: с конца марта обновляются данные только по общим суммам, без детализации по конкретным активам. После введения санкций против своего банковского регулятора Россия потеряла доступ к примерно 300 миллиардам долларов, хранящимся в странах Запада: примерно к половине резервов, которые Россия накопила к началу войны. Только золото и китайский юань остались под контролем центрального банка.
Точно так же правительство разрешило российским компаниям прекратить публикацию данных до конца 2022 года, а центральный банк больше не требует от банков предоставления ключевых данных, предусмотренных российскими стандартами бухгалтерского учета. Центральный банк также разрешил финансовым организациям, в том числе негосударственным пенсионным фондам и страховым компаниям, скрывать информацию о контролирующих лицах и участниках их органов управления. Росавиация, федеральное агентство воздушного транспорта, прекратило публикацию данных о пассажиропотоке авиакомпаний и аэропортов в марте, и так далее.
Дефицит информации усугубился уходом иностранных компаний, которые ранее предоставляли точную статистику. Вскоре после начала войны финансовая компания Refinitiv покинула Россию, и доступ к терминалам Bloomberg был потерян. Это затруднило работу независимых аналитиков и увеличило расходы предприятий, которым теперь приходится покупать данные в других местах.
Наконец, с мая 2022 года Кремль лишил всех российских налогоплательщиков информации о том, как государство тратит их деньги: Минфин засекретил текущую информацию обо всех расходах федерального бюджета и источниках финансирования его дефицита. В апреле, накануне этого изменения, бюджетная статистика показала рост военных расходов России почти на 150 процентов (630 миллиардов рублей против 275 миллиардов рублей в апреле 2021 года) при падении на 18 процентов доходов от других секторов. чем нефть и газ. Сейчас невозможно точно отследить текущие ежемесячные расходы на войну, экономику и социальные обязательства. Все, что осталось, — это сводные данные о расходах и доходах.
Основные экономические показатели Росстата по-прежнему находятся в свободном доступе, но их достоверность вызывает все больше вопросов. Еще в 2020 году, во время пандемии, была введена практика публикации данных в вечернее время, чтобы минимизировать внимание к более разочаровывающим цифрам. Особо чувствительные показатели, такие как демографическая статистика, свидетельствующая о катастрофическом сокращении населения России, теперь публикуются только вечером каждую пятницу. Ранее данные Росстата публиковались в течение дня и практически ежедневно.
Обеспокоенность по поводу качества оценок Росстата существует давно, в первую очередь в связи с регулярными ретроспективными обзорами с массированием цифр в нужном направлении. В 2019 году экономист Кирилл Тремасов после очередной такой проверки назвал ее «рисунком, а не статистикой», что привело к публичному спору с тогдашним министром экономического развития Максимом Орешкиным (ныне помощник Владимира Путина по экономике). Спустя месяц Росстат прекратил ежемесячную публикацию ключевого социального показателя, отражающего изменение доходов россиян. В мае 2022 года пост главы Росстата занял бывший подчиненный Орешкина в Минэкономразвития Сергей Галкин.
Политические соображения определяют, какие данные следует скрывать, и это делается для того, чтобы скрыть как слабые, так и сильные стороны, пояснил источник в Росстате, добавив, что официально власти не обязаны публиковать экономическую статистику.
В Федеральном плане статистических работ указывается, какие показатели должны рассчитываться и какими министерствами, но не указывается, должны ли они публиковаться. «У государства есть вся необходимая информация для принятия решений. У бизнеса, экспертного сообщества и журналистов сейчас меньше информации», — отметил источник.
Засекречивание экономической и бюджетной статистики затрудняет понимание происходящего всеми игроками отечественной экономики, ухудшает качество анализа и общественного обсуждения, приводит к спекуляциям на рынках на основе отрывочных данных.