Требования безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
В любой сфере деятельности человека безопасные условия труда являются определяющими качествами организации.
В России существует государственная система стандартов безопасности труда. Эта система определяет общие требования безопасности при выполнении работ на автотранспортных предприятиях, станциях технического осмотра, в специализированных центрах технического обслуживания и текущего ремонта и т. д.
Обеспечение безопасности при проведении работ контролируется прокуратурой, госсанинспекцией, гостехнадзором, пожарной инспекцией и другими службами государственного контроля. Ответственность за условия безопасности в процессе труда возлагается на руководителя автотранспортного предприятия в лице директора также на главного инженера.
Перед тем как поступить на работу, все лица проходят первый этап обучения технике безопасности на данном предприятии. Этот первый этап представляет собой вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии. Второй этап обучения включает в себя инструктаж на рабочем месте, который направлен на усвоение рабочим безопасных приемов труда непосредственно по той специальности и на том рабочем месте, на котором он должен работать. При выполнении работниками особо опасных работ необходимо проводить повторный инструктаж по технике безопасности не реже чем раз в три месяца. Кроме того, при нарушении работниками правил и инструкций по технике безопасности, технологической и производственной дисциплины, а также при изменении технологического процесса или вида работ необходимо проводить дополнительный инструктаж. Все виды инструктажей записываются в специальный журнал, который находится у руководителя предприятия, производственного участка или цеха.
Кроме этого слесарь по ремонту автомобилей должен уметь оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при поражении человека током, а также при других несчастных случаях.
Недостатки в организации труда, а также пренебрежение правилами безопасности и отсутствие должного контроля за их выполнением приводит к производственному травматизму. К производственному травматизму относятся ранения, увечья, отравления, поражение электрическим током, профессиональные заболевания, связанные с выполнением своих трудовых обязанностей. Производственный травматизм может возникнуть в результате различных причин, основными из которых являются:
1) неисправность оборудования, инструмента, приспособлений или несоответствие их условиям выполняемых работ;
2) нарушение технологического процесса;
3) отсутствие или проведенный в недостаточном объеме инструктаж работающего по технике безопасности;
4) несоответствие выполняемой работе или небрежное использование спецодежды;
5) отсутствие ограждений, а также предупреждающих или запрещающих надписей;
6) недостаточное освещение;
7) низкий уровень технической культуры производства.
Предупреждение несчастных случаев
Техническое обслуживание и ремонт автомобиля необходимо выполнять в специальном помещении с применением приспособлений, устройств, оборудования, а также слесарно-монтажного инструмента, который предназначен для конкретного вида деятельности.
Слесарно-монтажные инструменты, которые применяются на местах технического обслуживания и ремонта, должны находиться в исправном состоянии. Не допускается применение гаечных ключей, у которых изношены грани и которые не соответствуют размеру. Кроме того, не разрешается применять рычаги, молоток и зубило для усиления затяжения резьбового соединения. Рукоятки напильников и отверток не должны иметь сколов и могут быть выполнены либо из дерева, либо из пластмассы. Во избежание раскалывания деревянные рукоятки инструментов должны иметь металлические кольца усиления.
При осмотре автомобилей разрешается применять только переносные безопасные лампы напряжением 36 В, которые имеют предохранительные сетки. При проведении осмотра в смотровой канаве необходимо пользоваться лампами, напряжение которых не превышает 12 В. Ручные электроинструменты разрешается подключать только через розетки с заземляющим контактом. Провода электроинструментов не должны касаться пола, их необходимо подвешивать. то на механизме управления следует прикрепить табличку: «Не трогать, работают люди!*. Упорные лапы подъемника должны быть жестко зафиксированы в рабочем положении при помощи металлического упора, который предотвращал бы самопроизвольное опускание автомобиля на подъемнике.
Смотровые канавы должны содержаться в чистоте и иметь предохранительные направляющие борты-реборды. На дне и стенах смотровой канавы не должно быть сырости и следов разлитого моторного масла. При работе с высоко расположенными деталями необходимо применять металлические подпоры, которые должны быть прочными, надежными и устойчивыми.
Подъем и транспортировка узлов, механизмов и агрегатов массой более 20 кг осуществляется только при помощи подъемно-транспортного механизма, а также специальных приспособлений, которые предусмотрены для определенного вида работ.
Для буксировки неисправного автомобиля можно применять мягкую или жесткую сцепку. В качестве мягкой сцепки применяются трос или цепь. В качестве жесткой сцепки применяют металлическую трубу или штангу с проушинами, При сцепке автомобиля с прицепом, чтобы не допустить произвольного отцепления прицепа, после сцепки необходимо закрепить сцепное устройство при помощи предохранительного троса или цепи.
При буксировке на мягкой сцепке необходимо присоединять буксируемый автомобиль к двум буксировочным крюкам. В том случае, если буксировочных крюков нет, то мягкую сцепку необходимо присоединять к раме. Однако нельзя присоединять буксир к переднему мосту. На мягкой сцепке разрешается буксировать только один автомобиль с неисправным управлением, звуковым сигналом или освещением при буксировке в ночное время. Длина троса или цепи мягкой сцепки должна быть от 4 до 6 метров. Кроме этого буксировочный трос необходимо освещать в ночное время, а также обозначать в соответствии с «Правилами дорожного движения».
Для буксировки автомобиля на жесткой сцепке у него должны быть исправны рулевое управление, передний мост, а также световые приборы (при буксировке в темное время суток).
Запрещается производить какие-либо ремонтные работы на автомобиле, который приподнят на подъемном механизме и не закреплен специальными подставками.
Работу с агрегатами и механизмами, которые заполнены Жидкостью, можно производить только после полного слива жидкости.
Очистку и мойку деталей, двигателей и агрегатов необходимо производить только в специальных моечных агрегатах или емкостях, специально предназначенными для этого веществами с последующим обезвреживанием отложений.
При ремонте и техническом обслуживании, перед тем как проворачивать коленчатый вал двигателя, нужно убедиться в том, что подача топлива отключена, а также в том, что рычаг переключения передач установлен в нейтральное положение.
Перед запуском двигателя необходимо заблокировать колеса автомобиля при помощи стояночного тормоза и установить рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение. Если запуск двигателя осуществляется при помощи пусковой рукоятки, то нельзя применять дополнительные рычаги и усилители, а также брать рукоятку в обхват кистью руки. Поворот рукоятки нужно осуществлять снизу вверх.
Техническое обслуживание и технический ремонт нужно осуществлять при неработающем двигателе, кроме тех случаев, когда работа двигателя необходима для осуществления технического процесса данной операции.
Запуск двигателя и трогание автомобиля с места производят с учетом обеспечения безопасности работающих вблизи автомобиля людей.
Испытание тормозной системы автомобиля необходимо производить на специальном стенде. Кроме того, такое испытание разрешается производить на специальной площадке, если ее размеры позволяют обеспечить безопасность людей и автомобиля в случае неисправности тормозной системы.
Снимать и устанавливать рессоры, амортизаторы, пружины необходимо после разгрузки их от массы автомобиля, для этого под шасси или под кузов автомобиля устанавливают специальные упоры. Ремонт или замену подъемного механизма грузовой платформы автомобиля-самосвала нужно осуществлять после установки под платформу дополнительного упора, который позволит исключить возможность самопроизвольного опускания или падения платформы.
Такие операции, как выпрессовывание втулок, подшипников, а также снятие других деталей, требующих приложения значительных усилий, необходимо производить при помощи прессов или специальных съемников. Съемники должны надежно захватывать деталь в месте приложения усилий.
Автомобили-цистерны, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ, перед прохождением технического осмотра и ремонта необходимо освободить, проветрить, тщательно вымыть и заземлить.
При монтаже и установке аккумуляторной батареи необходимо пользоваться специальными устройствами, которые позволят избежать ее падения. Все работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом аккумуляторной батареи, необходимо производить в специально оборудованных для этих целей помещениях, с использованием специальной одежды (прорезиненного фартука, защитных очков, резиновых перчаток). Приготовлять электролит следует в специальных стеклянных емкостях путем вливания кислоты в воду тонкой струей с тщательным перемешиванием раствора стеклянной или эбонитовой палочкой. При постановке аккумуляторной батареи на подзарядку необходимо подсоединять ее зажимами, которые исключают возможность искрообразования. Зарядку аккумуляторной батареи необходимо производить в хорошо проветриваемом помещении, кроме этого при зарядке батареи пробки из банок должны быть вывернуты.
Ремонт рамы необходимо осуществлять либо на специальных подставках, либо на автомобилях с установленными колесами. Демонтированный кузов или кабину автомобиля необходимо устанавливать на специальные подставки или стенды в удобное для проведения ремонтных работ положение. Рихтовку деталей кузова из листового проката проводят непосредственно на автомобиле или на специальном стенде.
Электросварочные работы непосредственно на автомобиле следует выполнять согласно требованиям ГОСТ 12.3.003-75. Пайку и сварку емкостей из-под горюче-смазочных веществ необходимо осуществлять только после специальной очистки, которая позволяет удалить из емкости эти вещества и их пары.
Монтаж и демонтаж шин с колеса осуществляются только после полного снятия давления в камере. Кроме этого такие технологические операции нужно осуществлять при помощи специального инструмента, оборудования, приспособлений и ограждения, которые позволяют обеспечить безопасность выполнения работ при вылете замочного кольца. Шину разрешается монтировать на диск колеса, который имеет замочное кольцо, только если диск не имеет повреждений диска или замочного кольца. Кроме этого при монтаже колеса необходимо следить за тем, чтобы замочное кольцо полностью входило в выемку обода.
Не разрешается осуществлять прокачку колес без снятия с автомобиля в том случае, если давление колес снижено на 40% от нормативного значения или если нарушена сборка колеса. Накачивание колес, которые имеют замочные кольца, следует осуществлять с применением специальных ограждений, которые позволяют обеспечить безопасность рабочих в случае вылета замочного кольца.
При проведении регулировочных работ при работающем двигателе помещение станции технического обслуживания должно быть оборудовано отсосом для удаления отработавших газов из помещения.
Опробование автомобиля после ремонта, а также вождение автомобиля на территории автотранспортного предприятия разрешается лицам, которые имеют водительские права соответствующей категории. Движение автомобиля внутри помещений и внутри территорий автотранспортного предприятия регулируется установленными дорожными знаками. Скорость движения на подъездных путях территории не должна превышать 10 км/ч и 5 км/ч внутри производственных помещений.
Производственная санитария
Важным условием безопасности производственного процесса является устранение воздействия производственных вредностей, к которым относятся шумы, вибрация, загрязнение воздушной среды, нарушенный тепловой режим. В результате длительного воздействия вредных производственных факторов возникают производственные заболевания сотрудников.
Основной задачей производственной санитарии является полное устранение или значительное снижение вредного воздействия производственных факторов. Помещения автотранспортных предприятий, а также организаций автомобильного сервиса обязательно должны быть оборудованы автономным или централизованным отоплением, санитарно-бытовыми помещениями, приточно-вытяжной вентиляцией, гардеробными, душевыми, умывальными, туалетами, помещениями, оборудованными для приема пищи, а также местами для курения.
Противопожарные мероприятия
Для помещений автотранспортных мероприятий, а также служб автосервиса, как правило, характерна высокая пожароопасность. Для того чтобы не создавать условий для возникновения пожара в производственном помещении автотранспортного предприятия, запрещено:
1) подогревать двигатель автомобиля открытым огнем;
2) пользоваться открытым огнем при устранении неисправностей;
3) хранить топливо (кроме топлива, которое находится в баке автомобиля) и тару из-под топлива и смазочных материалов;
4) мыть и протирать кузов, детали и агрегаты автомобиля, а также руки и одежду бензином;
5) держать открытыми горловины топливных баков и сосудов с воспламеняющимися жидкостями;
6) допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системы питания автомобиля; .
7) оставлять в кабине или в салоне автомобиля, а также на его двигателе и рабочих местах обтирочные материалы;
8) допускать попадание на двигатель и рабочее место топлива или моторного масла.
На территории автотранспортного предприятия все проходы, лестницы, проезды и рекреации должны быть свободны для проезда. Не допускается применение чердаков в качестве производственных помещений.
Курение на территории автотранспортного предприятия допускается только в специально отведенных для этого местах, которые оборудованы специальными противопожарными средствами и надписью: «Место для курения». На видных местах необходимо размещать таблички, на которых указывают телефонные номера пожарных команд, а также планы эвакуации людей, автомобилей и оборудования на случай пожара. Кроме этого на табличках указывают фамилии и инициалы сотрудников, которые несут ответственность за противопожарную безопасность.
Все помещения автотранспортного предприятия должны быть оборудованы рукавами и стволами, которые заключаются в специальные шкафы. Кроме того в помещениях, предназначенных для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, устанавливают пенные огнетушители и ящики с песком. Пенные огнетушители устанавливают из расчета один огнетушитель на 50 м2 площади помещения, ящики с песком — из расчета на 100 м2. Кроме этого около ящика с песком должен быть расположен стенд, на котором находятся лопата, лом, топор, багор, пожарное ведро.
Одним из главных условий успешной борьбы с возникшим пожаром является своевременное обнаружение возгорания и быстрое уведомление пожарной команды, поэтому автотранспортные предприятия должны быть оборудованы противопожарными сигнализациями.
Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте авто
ТО и ТР автомобилей необходимо выполнять в соответствии с общими требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Производство работ исполнителем осуществляется в соответствии с инструкцией по охране труда, доводимой до исполнителя.
Участие водителей, работников других специальностей в техническом обслуживании и ремонте подвижного состава допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ; в противном случае привлечение работников к этим работам возможно только после профессионального обучения. В связи с изменением условий труда с работниками обязательно проводится инструктирование по охране труда на рабочем месте.
ТО и ТР автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.
На посты ТО и ТР автомобили должны подаваться чистыми и в сухом состоянии.
Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руководством мастера или начальника участка.
Не допускается въезжать в помещения стоянки, ТО и ТР на автомобиле, габариты которого превышают указанные над въездными воротами.
Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки переменных передач должен быть установлен в нейтральное положение, на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.
На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».
На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться у этого устройства.
Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо производить в соответствии с требованиями паспортов-инструкций подъемников.
При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!».
Перед вывешиванием подвижного состава с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.
В рабочем или подмятом положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором или штангой, гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.
Посты ТО на поточных линиях с принудительным передвижением автомобилей должны быть оборудованы:
- сигнализацией (световой, звуковой), предупреждающей работающих на линии обслуживания о начале передвижения автомобиля с поста на пост
- устройством, обеспечивающим остановку передвижения с любого поста
Передвижение автомобилей с поста на пост разрешается только после получения сигналов со всех постов об окончании работы и подачи на все посты сигнала, предупреждающего о начале передвижения.
При работе с высоко расположенными деталями или агрегатами автомобилей следует применять устойчивые специальные подставки.
Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта ремонтным рабочим, кроме водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации и инструктируемых каждый квартал.
Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.
Не допускается проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.
Рабочие, производящие обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.
При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, рабочие должны обеспечиваться лежаками.
Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.
При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием задней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.
Не допускается:
- выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных разработанных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников
- находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по нему обслуживаемых транспортных средств
- подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы
- снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприцепах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля
- проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя
- поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма
- снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросами или канатами
- поднимать, даже кратковременно, грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма
- поднимать груз при косом натяжении троса или цепей
- работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями
- самому производить устранение неисправностей оборудования
- оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы
Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или, долив в него масла, должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.
Не допускается:
- работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора
- использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора
- работать с поврежденными или неправильно установленными упорами
- пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове
- производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза
При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей рабочие должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.
Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.
Доски настила подмостей должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Концы досок должны находится на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40 мм.
Переносные лестницы-стремяки должны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм. Не допускается применять лестницы с набивными ступеньками.
Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее, чем на один метр. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.
Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только щеткой. Не допускается сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.
При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею, все незакрепленные предметы из кузова, кабины и салона следует удалить.
Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более необходимо пользоваться подъемными транспортными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами).
Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.
Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.
При прекращении подачи электрической энергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электрической сети.
Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и тому подобных грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.
Ремонтировать бензиновые баки, заправочные колонки, резервуары, насосы коммуникации и тару из-под бензина можно только после удаления остатков бензина и обезвреживания их.
Работы по ТО и ТР холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах должны выполняться специалистами в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.
Для перегона автомобилей на посты диагностики, ТО и ТР, включая проверку тормозов, может быть выделен специальный водитель (перегонщик) или другое лицо, назначаемое приказом по организации.
Не допускается в производственных помещениях, где хранятся или используются горючие и легковоспламеняющиеся материалы или жидкости (бензин, керосин, сжатый или сжиженный горючий газ, краски, лаки, растворители, дерево, стружка, вата, пакля и тому подобное), пользоваться открытым огнем, переносными горнами, паяльными лампами и так далее.
В зоне ТО и ТР автомобилей не допускается:
- мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и тому подобным)
- хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее
- заправлять автомобили топливом
- хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными
- загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным)
- хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, смазочных материалов и антифриза
При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, в также ремонта топливных проводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен осуществляться в местах, исключающих возможность его возгорания.
Для хранения смазочных, лакокрасочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, а также химикатов должны предусматриваться отдельные специально оборудованные помещения.
Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.
Отработанное масло должно сливаться в специальные металлические либо подземные резервуары, храниться в специальных огнестойких помещениях с соблюдением требований к хранению жидкостей с температурой вспышки паров выше +61 °С и реализовываться в установленном в организации порядке.
Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и тому подобное) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.
При проведении ТО и ТР автомобилей вне организации следует соблюдать те же правила техники безопасности.
Оборудование, инструмент и приспособления, применяемые при ТО автомобиля, в течение всего срока эксплуатации должны отвечать требованиям безопасности согласно ГОСТ 12.2.003, СТБ 960, РСТ Беларуси 852, а также требованиям «Правил охраны труда на автомобильном транспорте», утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. № 5/20. Подъемники и страховочные подставки должны быть испытаны в установленном порядке.
Помещения для ТО автомобиля должны обеспечивать возможность безопасного и рационального выполнения всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических норм и должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, песком, ведрами и т.п.), пожарной сигнализацией, автоматическими средствами пожаротушения и другими средствами противопожарной защиты в соответствии с требованиями ГОСТ 12. 1.004 и ППБ 2.06.
ТО автомобиля должно производиться на специально отведенных осмотровых канавах (постах), оснащенных необходимым оборудованием и инструментом (в том числе специализированным), приборами и приспособлениями, инвентарем, предусмотренным определенным видом работ.
Расположение постов ТО, расстояние между автомобилями, установленными на этих постах, а также между автомобилями и конструкциями зданий должны соответствовать ОНТП-01.
На посты ТО автомобиль должен подаваться чистым и в сухом состоянии.
Постановка автомобиля на посты ТО осуществляется под руководством ответственного лица (мастера, начальника участка).
Автомобиль, устанавливаемый на пост ТО, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух противооткатных упоров под колесо, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач должен быть установлен в нейтральное положение. Во всех случаях клемма «массы» автомобиля должна быть выключена. На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».
Противооткатные упоры должны соответствовать требованиям РД РБ 02190.076.
При выполнении технологических операций необходимо соблюдать требования техники безопасности, указанные в руководствах по эксплуатации применяемого оборудования.
После вывешивания подъемником под мосты (за колеса) передней или задней частей автомобиля необходимо установить страховочные подставки под раму. На страховочных подставках должна быть указана максимально допустимая нагрузка.
При обслуживании автомобилей на подъемнике на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать! Работают люди!».
Рабочие, производящие ТО автомобиля, должны быть обеспечены соответствующим исправным инструментом и приспособлениями.
Инструменты и приспособления необходимо осматривать перед началом работы.
Для защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов необходимо своевременно обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и т. д.).
Запрещается запуск двигателя автомобиля на постах ТО ремонтными рабочими, кроме водителя-испытателя или водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых специальным приказом по предприятию и инструктируемых ежеквартально.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ запуск двигателя автомобиля на постах ТО без подсоединения газоотвода и установки двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса автомобиля.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ вывешивание оси автомобиля без фиксации подъемника на рельсах и без установки соответствующих подставок на башмаки стоек подъемника. Установку подставок на башмаки стоек подъемника производить из осмотровой канавы.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ работа на подъемнике без установки двух противооткатных упоров с обеих сторон под колесо моста (оси), противоположного вывешиваемому.
Рабочие допускаются к самостоятельной работе по ТО автомобилей только после прохождения соответствующего обучения (инструктажа) и проверки знаний по охране труда и пожарной безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12. 0.004.
Требования безопасности к рабочим местам должны соответствовать ГОСТ 12.2.061.
Процессы ТО должны соответствовать требованиям СТБ 960, ГОСТ 12.3.002, а также требованиям типовых инструкций по технике безопасности, утвержденных Министерством транспорта и коммуникаций, дополненных с учетом специфики предприятия.
Понимание правил OSHA, влияющих на техническое обслуживание
Рабочие по техническому обслуживанию ежедневно подвергаются угрозам безопасности и суровым условиям на рабочем месте. По закону организации обязаны снижать риски для обслуживающего персонала и других сотрудников, соблюдая стандарты охраны труда и техники безопасности, разработанные Управлением по охране труда (OSHA). В этой статье объясняется влияние правил OSHA на техническое обслуживание.
Что такое OSHA?
Управление по охране труда и здоровья (OSHA) — это правительственное агентство США, созданное Конгрессом для обеспечения безопасных и здоровых условий труда путем разработки и обеспечения соблюдения стандартов. Это включает в себя установление общеотраслевых стандартов, а также отраслевых норм и других правил. Чтобы помочь организациям соответствовать этим стандартам, OSHA предоставляет возможности обучения, информационно-просветительской работы и обучения, а также помощь в соблюдении требований.
Как создаются стандарты OSHA?
Разработка стандартов OSHA — это многоэтапный процесс, который может быть инициирован самим OSHA или в ответ на петиции третьих лиц, государственных и местных органов власти, признанных на национальном уровне организаций по стандартизации, работодателей, представителей по трудовым отношениям или любых других заинтересованных сторон. лица.
Иногда указы президента и последующие действия вызывают необходимость в новых стандартах OSHA. Например, в январе 2021 года президент Джо Байден издал указ, предписывающий OSHA принять меры, связанные с защитой работников от COVID-19.вирус.
На начальном этапе нормотворчества OSHA собирает информацию посредством симпозиумов, общественных обсуждений или опросов. Для вынесения рекомендаций могут быть привлечены специальные комитеты или организации. Как только составлены планы по предложению, изменению или отмене стандарта, OSHA приглашает общественность представить свои отзывы. После рассмотрения отзывов и других данных OSHA создает окончательное правило, которое вступает в силу.
Влияние OSHA на техническое обслуживание
Основным источником правил технического обслуживания OSHA является Раздел 29 Свода федеральных правил (CFR)., секции 1910 – 1910, 1450. Организации несут ответственность за создание системы, которая повышает осведомленность об опасностях, продвигает передовой опыт и обеспечивает безопасное и здоровое рабочее место. Для технического обслуживания это может повлиять на то, какие задачи выполняют технические специалисты; как хранятся запасы; и какие меры безопасности необходимо принимать до, во время и после ремонта.
Хотя существует множество стандартов, влияющих на техническое обслуживание, некоторые из наиболее часто упоминаемых нарушений техники безопасности OSHA в 2021 финансовом году включают: оповещение об опасности, блокировку/маркировку (LOTO) , и ограждение машины. Каждый из них описан ниже.
Правила информирования об опасностях
Стандарты информирования об опасностях (1910.1200) способствуют обеспечению химической безопасности, требуя, чтобы идентификаторы и опасности химических веществ были доступны и понятны сотрудникам. Одной из форм информирования об опасности является паспорт безопасности материала (MSDS).
Документация MSDS содержит информацию о том, что делать техническим специалистам, если химикаты прольются, попадут на руки, попадут в глаза или будут случайно проглочены. Например, хотя может быть инстинктивно мыть открытые участки водой (или пить воду, если их проглотили), это не всегда правильно. Паспорта безопасности также описывают правильный способ хранения и использования химических веществ.
Правила блокировки/маркировки
Правила блокировки/маркировки (LOTO) (1910.147) охватывают обслуживание и техническое обслуживание оборудования, в котором неожиданное включение питания, запуск или высвобождение накопленной энергии может нанести вред сотрудникам. Есть много типов опасной энергии, которая может быть в машине, включая химическую, электрическую, гидравлическую, механическую, пневматическую и тепловую.
Поэтому крайне важно, чтобы сотрудники выполняли надлежащие процедуры LOTO. Эти процедуры могут быть задокументированы в компьютеризированной системе управления техническим обслуживанием (CMMS) для легкого доступа. Несоблюдение процедур LOTO может привести к серьезным травмам, таким как ожоги, ампутация конечностей, размозжение конечностей или поражение электрическим током.
Узнайте о процессе блокировки/маркировки в нашем блоге Что такое блокировка/маркировка?
Стандарты по защите машин
Стандарты по защите машин (1910.212) касаются ограждений, которые защищают операторов и других сотрудников от опасностей, связанных с машиной. Бригады технического обслуживания несут ответственность за оснащение активов надлежащими предохранительными устройствами и проверку существующих средств защиты. Проверка ограждений машины должна быть частью стандартных плановых профилактических осмотров, если они еще не включены.
Руководство OSHA COVID-19
В отличие от ранее упомянутых обязательных стандартов, руководство OSHA COVID-19 носит рекомендательный характер. Это руководство предназначено для того, чтобы помочь организациям определить риски заражения COVID-19 для непривитых работников или тех, кто вакцинирован, но в других отношениях подвержен риску, например, с ослабленным иммунитетом. Руководящие принципы охватывают скрининг и мониторинг, физическое дистанцирование, лицевые покрытия и СИЗ (средства индивидуальной защиты), а также другие меры по обеспечению безопасности работников.
Посетите веб-сайт OSHA для получения дополнительной информации о последних рекомендациях по COVID-19.
Как обеспечивается соблюдение стандартов OSHA
Обеспечение соблюдения стандартов OSHA осуществляется посредством аудитов соответствия. Во-первых, офицеры по соблюдению требований должны предъявить свои полномочия, чтобы доказать, что они законны. Затем объясняют, почему организация была выбрана для проверки. Сотрудник расскажет о процессе, который включает в себя обход и визуальный осмотр машин, беседу один на один с сотрудником, который может представлять организацию в процессе, и опрос других сотрудников.
После того, как инспекторы по контролю за соблюдением норм проверяют рабочее место на наличие опасностей и сообщают работодателю о своих выводах, проверка заканчивается одним из двух способов. Если нарушений не обнаружено, проверка завершена. Если нарушения будут обнаружены, офицер может выписать предупреждения или штрафы. Цитаты предоставляют организациям возможность исправить любые нарушения к установленному сроку. Штрафы высоки и варьируются от десятков тысяч до сотен тысяч долларов в зависимости от серьезности нарушения.
Подробнее: Почему не стоит бояться аудитов технического обслуживания
Как отделы технического обслуживания способствуют соблюдению требований OSHA
Группы технического обслуживания вносят свой вклад в соблюдение требований OSHA, устанавливая рабочие методы и политики, обеспечивающие безопасность себя и других. Например, своевременное выполнение профилактических работ создает более безопасную рабочую среду, поддерживая помещения, оборудование и средства индивидуальной защиты (СИЗ) в хорошем состоянии.
Организации используют компьютеризированную систему управления техническим обслуживанием (CMMS) как часть более крупной системы управления качеством (QMS) для документирования процедур, соответствующих OSHA, и хранения информации о здоровье и безопасности. Менеджеры по техническому обслуживанию также могут проводить постоянное обучение при инвентаризации новых химикатов, обновлении правил или установке новых активов. Когда проводится аудит соответствия, CMMS предоставляет доказательства того, что вы сказали то, что сделали, сделали то, что сказали, и может доказать это.
Использование программного обеспечения CMMS для обеспечения соответствия требованиям OSHA
Использование программного обеспечения компьютеризированной системы управления техническим обслуживанием (CMMS) для документирования и управления информацией о безопасности значительно упрощает соблюдение стандартов OSHA, применимых к вашей отрасли.
Программное обеспечение CMMS предоставляет инструменты для реализации программы безопасности на основе соответствующих операционных процедур технического обслуживания. Назначение связанных с безопасностью задач рабочим заданиям дает техническим специалистам пошаговые инструкции по выполнению работ по техническому обслуживанию в соответствии со стандартами OSHA. Цифровая документация по техническому обслуживанию, такая как паспорта безопасности, изображения и видео, также может быть прикреплена к записям по техническому обслуживанию для предоставления дополнительной информации.
Функция профилактического обслуживания программного обеспечения CMMS может использоваться для планирования повторяющихся задач, связанных с безопасностью, таких как проверки и калибровки. Эти действия особенно важны для критического оборудования пожарной безопасности и других аварийных систем.
В качестве системы документации технического обслуживания CMMS является полезным инструментом при подготовке к проверкам OSHA. Например, организации могут хранить важную информацию о здоровье, безопасности и сертификации вместе с записями сотрудников. Программное обеспечение CMMS также отслеживает выполнение таких задач, как процедуры блокировки/маркировки, гарантируя, что вы можете предоставить аудиторам доказательства того, что определенные шаги были выполнены и выполнены.
Наконец, отчеты CMMS предоставляют дополнительные доказательства того, что профилактическое обслуживание и критический ремонт были выполнены вовремя, безопасным образом и были высокого качества.
Подготовьтесь к проверкам OSHA с помощью FTMaintenance Select
FTMaintenance Select позволяет легко документировать, отслеживать и управлять операциями технического обслуживания. Последовательное использование системы автоматически создает документацию, необходимую для удовлетворения требований сотрудников Управления по охране труда или других регулирующих органов. Запросите демонстрацию FTMaintenance Выберите сегодня, чтобы узнать больше.
Техническое обслуживание и ремонт ограждения машины
Введение
Надлежащие процедуры технического обслуживания и ремонта в значительной степени способствуют безопасности обслуживающей бригады, а также безопасности операторов машин. Разнообразие и сложность обслуживаемых машин, Опасности, связанные с их источниками питания, особые опасности, которые могут возникнуть при поломке машины, и жесткие временные ограничения, часто налагаемые на обслуживающий персонал, делают техническое обслуживание безопасным. и ремонтные работы трудны.
Выявление опасностей и отчетность
Вы узнаете, где могут возникнуть проблемы, если будете слушать операторов машины.
Подготовка и способности людей, назначенных на эти работы, должны обеспечивать их бдительность в отношении периодически возникающих сбоев в электроснабжении, изношенных деталей, неуместного шума, трещин или других признаков, предупреждающих о надвигающейся поломке или о том, что защита была повреждена, изменена или удалена.
Наблюдая за работой операторов машин и прислушиваясь к их комментариям, обслуживающий персонал может узнать, где находятся потенциальные проблемные места, и заранее обратить на них внимание, прежде чем они перерастут в источники несчастных случаев и рана.
Иногда все, что нужно для бесперебойной и безопасной работы, — это смазка или регулировка машины. Обо всех обнаруженных или предполагаемых повреждениях следует сообщать руководителю; если состояние ухудшает безопасность эксплуатации, машина должна быть выведена из эксплуатации для ремонта. Также следует сообщать об отсутствующих, измененных или поврежденных защитных приспособлениях, чтобы можно было принять соответствующие меры для защиты от травм рабочих.
1. Что рабочие должны сделать в первую очередь, если они обнаружат или подозревают какое-либо повреждение оборудования?
а. Обход сообщения и немедленное решение проблемы
b. Немедленно сообщите об этом руководителю
c. Немедленно вывести оборудование из эксплуатации
d. Если его нет в вашем отделе, просто проигнорируйте его.
Следующий раздел
Замените ограждения и убедитесь, что машина снята с блокировки.
Особенности конструкции ограждения машины
Если возможно, конструкция машины должна позволять регулярную смазку и регулировку без снятия защитных приспособлений. Но когда необходимо снять защитные устройства и обслужить машину, процедура блокировки 29Необходимо соблюдать CFR 1910.147.
Бригада по техническому обслуживанию и ремонту должна всегда заменять ограждения до того, как работа будет считаться выполненной и машина выйдет из состояния блокировки.
Если необходимо смазывать детали машины во время ее работы, может потребоваться специальное защитное оборудование для защиты масленки от воздействия опасных движущихся частей.
Обслуживающий персонал должен знать, какие машины можно обслуживать во время работы, а какие нельзя. «Если сомневаетесь, заприте его». Очевидно, что опасность несчастного случая или травмы снижается за счет отключения и блокировки всех источники энергии.
2. Что требуется, если при обслуживании машины необходимо снимать защитные устройства?
а. Процедуры блокировки/маркировки (LOTO)
b. Технический осмотр всех деталей
c. Сквозная смазка и очистка
d. Анализ опасностей при работе (JHA)
Следующий раздел
Источники опасной энергии во время технического обслуживания и ремонта
Все источники питания должны быть отключены и заблокированы перед началом работ по техническому обслуживанию, если рабочие подвергаются воздействию электрических элементов или опасных движущихся частей машин
В ситуациях, когда работник по техническому обслуживанию или ремонту обязательно подвергается воздействию электрических элементов или опасных движущихся частей машины при выполнении работы, нет никаких сомнений в том, что все источники питания должны быть отключены и заблокированы до начала работы. Предупреждающие знаки или бирки не являются адекватной гарантией от несвоевременного включения механического оборудования
Таким образом, одна из первых процедур для обслуживающего персонала состоит в том, чтобы отключить и заблокировать машину от всех ее источников питания, независимо от того, является ли источник электрическим, механическим, пневматический, гидравлический или их комбинация. Устройства аккумулирования энергии должны быть «спущены».
Опасность поражения электрическим током
Неожиданное включение питания любого электрического оборудования, которое может быть запущено с помощью автоматического или ручного дистанционного управления, может привести к поражению электрическим током или другим серьезным травмам оператора машины, обслуживающий персонал или другие лица, управляющие соседними машинами, управляемыми той же цепью.
По этой причине, когда обслуживающему персоналу необходимо отремонтировать электрооборудование, он должен разомкнуть цепь в распределительной коробке и заблокировать переключатель (заблокировать его) в положении «выключено».
Этот переключатель должен быть помечен описанием выполняемой работы, именем обслуживающего персонала и соответствующим отделом. Когда в работе принимают участие более одного работника Для обслуживания/техобслуживания можно использовать блокировочную накладку, к которой каждый может прикрепить персональный замок.
3. Что должно произойти, если обслуживающий рабочий может подвергнуться воздействию электричества или опасных движущихся частей машины?
а. Все источники питания должны быть отключены и заблокированы перед началом работы
б. Информационная бирка должна быть размещена в месте операции
c. Каждый работник должен информировать других об опасностях 90–107 d. Движущиеся части должны быть отмечены и помечены
Следующий раздел
Опасность механической энергии
На рис. 1 показан предохранительный блок, используемый в качестве дополнительной защиты на механическом силовом прессе, даже если машина заблокирована. Предохранительный блок предотвращает опускание домкрата под собственным весом.
Пневматические и гидравлические энергетические опасности
На рис. 2 показан блокировочный клапан. Клапан с рычажным приводом, используемый во время ремонта или остановки для предотвращения работы машины или ее компонентов, может быть заблокирован в открытом или закрытом положении. Прежде чем клапан можно будет открыть, каждый, кто работает с машиной, должен открыть блокировку своим ключом.
Клапан со скользящим затвором сбрасывает давление в трубопроводе и в то же время перекрывает подачу воздуха. Клапаны, используемые для блокировки машин с пневматическим или гидравлическим приводом, должны быть спроектированы таким образом, чтобы в них можно было вставлять замки или блокировочные адаптеры, и они должны быть способны «сбрасывать» остатки давления, которые могут привести к движению любой части машины.
Рис. 2: Блокировочный клапан
Рис. 1: Блоки безопасности
4. Что из следующего используется в качестве дополнительной защиты от механической энергии (гравитации), даже если машина заблокирована?
а. Цепь
б. Блок
c. Замок
d. Метка A
Следующий раздел
Выполнение процедур блокировки/маркировки
Во избежание опасностей, которые мы обсуждали, каждая машина или элемент оборудования должны быть защищены во время проведения обслуживания или технического обслуживания посредством:
- уведомление всех затронутых сотрудников (обычно операторов или пользователей машин или оборудования) о том, что машина или оборудование должны быть остановлены для проведения техобслуживания или ремонта;
- остановка машины;
- отключение машины или части оборудования от источника энергии;
- блокировка или маркировка источника энергии;
- сброс любой накопленной или остаточной энергии; и
- проверка того, что машина или оборудование изолированы от источника энергии.
Хотя это и является общим правилом, могут быть сделаны исключения, когда обслуживание или техническое обслуживание не представляет опасности для работника, носит незначительный характер, выполняется как неотъемлемая часть производства, и работодатель использует альтернативные меры безопасности, которые обеспечивают эффективную защиту как есть требуется стандартами OSHA.
5. Когда предстоит работа с оборудованием, обслуживающий персонал должен уведомить _____.
а. весь руководящий и управленческий персонал
b. только те работники, которые подвергаются опасности
c. затронутые работники, работающие или использующие оборудование
d. все сотрудники, работающие в отделе
Следующий раздел
Процедуры снятия блокировки/маркировки
После завершения обслуживания или технического обслуживания необходимо предпринять определенные шаги, чтобы вернуть машину или часть оборудования в рабочее состояние. Используйте эти шаги:
- Осмотрите машину или оборудование, чтобы убедиться, что все ограждения и другие предохранительные устройства установлены и функциональный;
- Проверьте зону, чтобы убедиться, что повторное включение и запуск машины или оборудования не представляют опасности. сотрудники;
- Снимите устройства блокировки;
- Повторное включение машины или оборудования; и
- Сообщите затронутым сотрудникам, что машина или оборудование могут быть возвращены в эксплуатацию.
Действия по блокировке, описанные выше, являются лишь частью общей программы контроля энергопотребления (ECP), которая должна существовать на рабочем месте. Кроме того, работодатель должен:
- Разработать процедуры для всех машин и оборудования
- Обучение сотрудников их обязанностям и ответственности в соответствии с ECP, и
- Периодически проверять производительность для поддержания эффективности программы
6.