Тормозная жидкость dot 3: Маркировки тормозной жидкости: DOT 3, DOT 4, DOT 5. Отличия и как выбрать нужную маркировку

Содержание

Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1 — классификация, характеристики, взаимозаменяемость, область применения.

18 июля 2011

В большинстве современных гидравлических тормозов сейчас применяется тормозная жидкость маркировки DOT различных марок. Исключение составляют разве что гидравлические тормоза фирм Shimano и Tektro, где в качестве жидкости используется минеральное масло собственной марки.

DOT — сокращение от United States Department of Transportation (USDOT или просто DOT): Департамент транспорта США, занимающееся вопросами безопасности транспорта. Именно этот департамент разработал спецификацию минимальных требований к характерисикам тормозных жидкостей и разбил их на классы в своём стандарте FMVSS №116. Классы эти и получили название и маркировку по родившему их департаменту и поскольку документ этот с технической точки зрения не противоречил здравому смыслу (что само по себе нонсенс, учитывая что речь идёт о США), то он успешно был подхвачен мировым сообществом для классификации тормозных жидкостей.

 

Обозначение


Стандарт обозначает классы тормозной жидкости как DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1, однако на отечественном рынке можно встретить так же тормозные жидкости с маркировками DOT 4.5 и DOT 4+. Последний скорее всего является тем же самым, что и DOT 4.5 и оба не классифицируются американским стандартом. Маркировка тормозной жидкости DOT 5.1 не имеет никакого отношения к марке DOT 5 и это является исключением из здравого смысла американцев, в который мы по наивности поверили вначале, в рамках стандарта. 

Состав

 
В качестве основы, во всех тормозных жидкостях кроме DOT 5, используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты, а для DOT 5 в качестве основы применяется силикон. Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одну основу и могут взаимозаменять друг друга без каких либо проблем, по крайней мере в пределах одного производителя. Некоторые производители используют в качестве основы для производства DOT 3 (а возможно и других марок) полиалкиленгликоль. Информации по несовместимости жидкостей на основе полиэтиленгликоля и полиалкиленгликоля нигде не удалось найти, а знание химии в первом приближении позволяет заявить, что такая смесь будет работать не хуже чем исходные компоненты. Так же отдельно существует класс жидкостей DOT 5.1/ABS, предназначенный специально для машин с системой антиблокировки колёс, в состав которого входят как гликолевые, так и силиконовые соединения, делающие эту жидкость несовместимой ни с одной другой.

При смешивании жидкостей на гликолевой основе (DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1) с жидкостью DOT 5 на силиконовой основе происходит химическая реакция, в результате которой получается состав не отвечающий никаким требованиям тормозной жидкости и являющийся агрессивным по отношению к метериалу уплотнителей. Замена гликолевой тормозной жидкости на силиконовую возможна, но для этого требуется предварительно прочистить и тщательно просушить всю тормозную систему от старой тормозной жидкости. Приемущества такой замены, в случае велосипеда крайне неочевидны.
 

Температура кипения


Тормозная жидкость — основной передаточный элемент механизма гидравлических тормозов, отвечающий за передачу усилия от тормозной ручки к тормозным колодкам. Как известно из курса физики, жидкость практически не сжимаема по сравнению с газом, а следовательно всё усилие рукоятки полностью передаётся на тормозные колодки. Трение тормозных колодок о диски (роторы) и является той самой механической силой, поглощяющей кинетическую энергию движения велосипеда (машины, мотоцикла, болида формулы-1) а проще говоря, останавливает его. Но по закону сохранения, никакая энергия не пропадает бесследно и энергия движения в тормозах преобразуется трением в обычное тепло, нагревая колодки и ротор. Нагреваясь, жидкость закипает образуя пузыри пара, которые как и любые газы, подвержены сильному сжатию. Сжимаясь, газ препятствует передаче тормозного усилия и тормоза по просту перестают эффективно работать.

Температура кипения классов тормозной жидкости, в соответствии со стандартом, представлена на следующем графике:

Все гликолевые тормозные жидкости гигроскопичны и со временем эксплуатации жидкость поглащает влагу из воздуха, с которым входит в контакт. Значение «новой» тормозной жидкости на графике сотвествует её нормальному обезвоженному состоянию, в котором она бывает сразу после покупки, а «старой» она становиться после того, как поглотит 3,5% воды. Поскольку стандарт не знает такого класса как DOT 4.5 (на графике пунктиром), то изучение надписей на коробках и ассортимента продаваемой продукции показало, что это тот же DOT 4, с присадками позволяющими повысить некоторые характеристики, в том числе и температуру кипения. На самом деле кривая температуры кипения DOT 4.5 может распологаться во всём диапазоне пространства от красной (DOT 4) до жёлтой (DOT 5) линии, в зависимости от того, что туда напихал производитель. 

Срок службы


Срок эксплуатации, в течении которого жидкость набирает влагу и становитсья старой для DOT 3 и DOT 4 составляет 2-3 года при эксплуатации в автомобиле, в велосипеде этот срок видимо будет значительно дольше. DOT 5.1 более гигроскопична, но и содержит гораздо большее количество присадок, поэтому срок службы её в автомобиле может достигать 4-5 лет, т. е. на средний срок службы самого велосипеда её вполне может хватить целиком. Силиконовая жидкость DOT 5 вообще слабогигроскопична и срок службы её может достигать до 10-15 лет, но она имеет ряд других проблем, в частности высокая степень аэрации вследствии высокого показателя расворимости воздуха и как результат DOT 5 запрещена к применению в машинах с антиблокировочной системой (ABS), но к счастью велосипедов это не касается.
 

Применение


Но давайте теперь слегка поразмыслим головой, на предмет того, что же нам надо. Первая же мысль, посещающая голову при прочтении характеристик температуры кипения тормозных жидкостей вопиюще вопрошает о том, возможно ли вообще нагреть тормозную жидкость в системе хотя бы до 150 °C, если речь изначально идёт о велосипеде? Воображение рисует бешеного даунхильщика, несущегося на зажатых тормозах с самой вершины Эвереста до самых его подножий. Видеть тормозные роторы, нагретые до температуры при которой прикосаться к ним уже нельзя мне приходилось, но возможность вскипятить саму жидкость мне лично представляется маловероятным. Поэтому оставим характеристики кипения мотогонщикам и стритрейсерам, а остановим внимание лишь на том, что тормозная жидкость DOT 5.1 обладает большим набором антикоррозионных присадок, значительно продлевающих срок службы всей тормозной системы.

Вязкость

Ещё одна характеристика, пожалуй самая важная для нас, отвечающая за качество работы тормозов — это вязкость тормозной жидкости. Чем меньше вязкость, тем более быстро и точно передаётся тормозное усилие и тормоза более адекватно реагируют.

Вязкость тормозных жидкостей представлена на следующем графике:

Опять же нельзя чётко обозначить значение вязкости DOT 4.5, поскольку в реальности оно колеблется от 1800 до 1200. Самая низкая вязкость у тормозных жидкостей DOT 5 и DOT 5.1, что делает их любимыми среди гонщиков всех колёсных агрегатов, оборудованных дисковыми тормозами. Низкая вязкость и как следствие высокая копилярность не только способствуют более идеальной работе тормозов, но и более лёгкому процессу прокачки тормозной системы.

Вязкость всех тормозных жидкостей DOT при температуре 100 °C составляет 1,5.

Низкие температуры

Нижний температурный предел всех тормозных жидкостей составляет не выше -40 °C, что не накладывает никаких ограничений на эксплуатацию велосипеда в зимнее время. Что же касается силиконовой жидкости DOT 5, то ввиду её негигроскопичности, она не поглащает попавшую в гидросистему влагу и не смешивается с ней, что может привести к отстаиванию воды в нижних точках гидросистемы, т.е. в поршнях и замерзанию этой воды зимой.
Маркетинговое отступление

Многие производители, придерживаясь классификации в соответствии со стандартом выпускают тормозную жидкость с более высокими показателями, чем это требуется для ихнего и даже более высокого класса, таким например является неприкаянный DOT 4.5 или встречающийся иногда Super DOT 4. Не буду называть производителя последней марки, отмечу лишь что производитель заявлет по всем пунктам характеристики значительно превосходящие даже DOT 5.

1 в стандарте. Так почему же тогда он всё таки 4, а не 5.1? Ответ кроется в детальном анализе содержимого, который должна пройти жидкость при сертификации и маркетинговом желании продать подороже то, что есть. Чаще всего продукты маркировок DOT 4+, DOT 4.5, Super DOT 4 и т.д. действительно превосходят по части параметров тот же DOT 4, но не отвечают по каким либо отдельным требованиям более высокому классу, например могут не содержать в достаточном объёме (или вообще не содержать) антикоррозионных присадок, наличие которых требует маркировка DOT 5.1, так что главное понимать, что будь тормозная жидкость хоть MegaPuper DOT 4.999, она всё равно по сути своей является обычным DOT 4 и не более того. 

 

 

по материалам: http://velo100.org

 

Какого цвета тормозная жидкость? Новая и старая

Цвет тормозной жидкости косвенно указывает на её состав и текущее состояние. В статье разберём, какого цвета тормозная жидкость в нормальных условиях и как понять, что пришло время её обновить.

Нормальный цвет новой тормозной жидкости

Свежие тормозные жидкости классов DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1, созданные на гликолевой основе, прозрачные или имеют желтовато-коричневый оттенок. Причём этот цвет не всегда естественный. Гликолевые спирты бесцветны. Отчасти жидкости добавляют жёлтого оттенка присадки, частично сказывается краситель.

Тормозные жидкости классов DOT-5 и DOT-5.1/ABS обычно имеют красный или розовый оттенок. Это также не естественный цвет силиконов. Жидкости на основе силикона специально подкрашивают, чтобы водители их не спутали и не смешали с гликолевыми. Недопустимо перемешивание гликолевых и силиконовых тормозных жидкостей. Эти продукты различаются как по основам, так и по использованным присадкам. Их взаимодействие приведёт к расслоению на фракции и выпадению осадка.

Все тормозные жидкости, независимо от базы и добавленного красителя, остаются прозрачными. Наличие осадков или матового оттенка говорит о загрязнении или о произошедших химических преобразованиях. В этом случае заливать такую жидкость в бачок нельзя. Также при сильном переохлаждении жидкость может приобрести слегка белёсый оттенок и потерять в прозрачности. Но после оттаивания подобные изменения у качественных продуктов нейтрализуются.

Существует такой миф, что после нескольких циклов замораживания-размораживания тормозная жидкость может прийти в негодность. Это не так. Присадки и база подобраны таким образом, что даже после неоднократного падения температуры до отметки ниже –40°C, их разложения или деградации не происходит. Жидкость после оттаивания полностью восстановит нормальный цвет и свои рабочие свойства.

Гликоль и силиконы, применяемые при изготовлении тормозных жидкостей, являются хорошими растворителями. Поэтому присадки в них не выпадают в видимый осадок даже после длительного простоя без перемешивания. Обнаружили на дне канистры с тормозной жидкостью осадок – не заливайте её в систему. Скорее всего, у неё вышел срок годности, или она изначально была низкокачественная.

Как по цвету понять, что тормозная жидкость нуждается в замене?

Есть несколько признаков, которые без специальных приборов подскажут, что тормозная жидкость стареет и теряет свои рабочие свойства.

  1. Потемнение без потери прозрачности. Связано подобное изменение цвета с вырабатыванием основы и присадок, а также с насыщением влагой. Если жидкость только потемнела, но не потеряла некоторой прозрачности, и в её объёме нет видимых инородных вкраплений – скорее всего, её можно ещё эксплуатировать. Точнее узнать получится только после анализа специальным прибором: тестером тормозной жидкости, который определит процентное содержание воды.
  2. Потеря прозрачности и появление в объёме мелкодисперсных вкраплений и разнородных осадков. Это явный признак, что тормозная жидкость выработалась до предела и её придётся поменять. Даже если тестер покажет, что увлажнение находится в пределах нормы – такую жидкость надо заменить. В противном случае в системе могут появиться проблемы, так как тёмный цвет и разнородные включения говорят об износе присадок.

Даже если тормозная жидкость по цвету кажется ещё нормальной, но срок её эксплуатации превысил 3 года для гликолевых и 5 лет для силиконовых основ – нужно производить замену в любом случае. За этот срок даже самые качественные варианты напитаются влагой и потеряют смазочно-защитные свойства.

//www.youtube.com/watch?v=2g4Nw7YLxCU

Тормозная гидра и не боевой DOT

ПРЕДМЕТНЫЙ РАЗГОВОР

Чтобы лучше понять, в чём заключаются различия тормозных жидкостей разных поколений, используем популярную у нас линейку Liqui Moly. Начнём с DOT 4, так как DOT 3 рассчитана на автомобили без ABS, а их на современных конвейерах почти не осталось. DOT 4 – это синтетический продукт с присадками, которые предотвращают коррозию и окисление металлических внутренностей тормозов.

Жидкость содержит компоненты, борющиеся с образованием водяных паровых пробок, и может использоваться в тормозных системах как с ABS, так и без неё. Это наиболее часто встречающийся тип жидкости, применимый в большинстве современных автомобилей. Максимальная температура кипения у DOT 4 – не менее 230 °С.

Её более совершенная версия SL6 DOT 4 соответствует классу 6 стандарта ISO-4925, который регламентирует маловязкие жидкости. Этот продукт создан на основе гликольэстеров и эфиров борной кислоты и специально разработан для увеличения срока эксплуатации тормозной гидравлики. Имеет высокую «сухую» температуру кипения (речь о жидкости, не загрязнённой влагой) и высокую температуру кипения в увлажненном состоянии. Обладает низкой вязкостью при низких температурах. SL6 DOT 4 используется в машинах, оборудованных современными системами безопасности ESP/DSC, ABS и ASR, а также в мотоциклах. Температура кипения SL6 DOT составляет не менее 265 °С.

Следующая по рангу – DOT 5.1. Вот именно так, с точкой, поскольку без неё – чистая пятёрка, и это, как мы выяснили, особый силиконовый состав для спорта с чрезвычайно высокой температурой закипания – 320 °С. Полностью синтетическая, на основе полигликолей, DOT 5.1 содержит присадки против коррозии и существенно уменьшает процесс окисления при высокой температуре. Она рассчитана на удлиненные интервалы замены и подходит для автомобилей с ABS, благодаря низкой вязкости при – 40°С, равной 900 единицам. Сниженная вязкость позволяет тормозам срабатывать быстрее и точнее. Кроме того, DOT 5.1 хорошо смазывает все подвижные детали тормозной системы. Жидкости этого класса используют в основном там, где частые разгоны и интенсивные торможения – обычное дело. Речь тут не только о стрит-рэйсерах,  «зажигающих» на ночных улицах. DOT 5.1 выдержит тяжелый режим резкого торможения трехтонного внедорожника с груженым прицепом или длительные непрерывные торможения на опасном каменистом спуске. Закипает эта жидкость минимум при 260 °С.

Тормозная жидкость DOT 3, DOT 4, DOT 5.1, смешивание жидкостей

Тормозная жидкость, это субстанция, благодаря которой энергия в гидроприводе тормозной системы автомобиля передастся исполнительным механизмам. Замена тормозной жидкости чрезвычайно важна, потому что, если в такую жидкость попадает влага, она оказывается в системе. Проникает в главный тормозной цилиндр и идет дальше, по пути окисляя внутренние металлические поверхности. А при интенсивном торможении еще и вскипеть может. Сделав эффективность замедления крайне низкой.

Тормозная жидкость стандартов DOT 3, DOT 4, DOT 5.1, свойства, проверка состояния, замена, правила смешивания тормозных жидкостей разных классов.

Высокие температуры в тормозах и гигроскопичность тормозной жидкости приводят к ее обводнению и преждевременному старению. В этих условиях тормозная жидкость может отрицательно влиять на резиновые манжетные уплотнения тормозных цилиндров. Вызывать коррозию металлических деталей.

Но наибольшую опасность для работы тормозов представляет возможность появления в жидкости пузырьков пара и газа. Образующихся при высоких температурных режимах эксплуатации из-за низкой температуры кипения самой жидкости, а также при наличии в ней воды.

При нажатии на педаль тормоза пузырьки газа сжимаются, и так как объем главного тормозного цилиндра невелик (5-15 мл), даже сильное нажатие на педаль может не привести к росту необходимого тормозного давления. То есть тормоз не сработает из-за наличия в системе паровых пробок.

Таким образом, можно заключить, что износ тормозной жидкости связан, во-первых, с тем, что она гигроскопична, то есть впитывает в себя влагу. От этого снижается температура кипения, и при сильном нагреве влага преобразуется в пар. В отличие от жидкости пар сжимается и не передает требуемое давление колесным цилиндрам.

Во-вторых, тормозная жидкость работает как смазка в главном и рабочих цилиндрах, вымывая продукты трения, то есть мелкую металлическую пыль. От абразивного износа и внешнего воздействия первыми страдают резиновые манжеты (цилиндр начинает подтекать). Затем появляются повреждения корпуса цилиндра, а потом быстро распространяется коррозия.

Проверка состояния тормозной жидкости.

Со временем тормозная жидкость теряет свои свойства, поэтому ее состояние необходимо проверять не реже одного раза в год и при необходимости производить замену. Несвоевременная замена может привести к проблемам в работе всей системы.

Приступая к диагностике следует проверить уровень тормозной жидкости в бачке. Падение уровня в большинстве случаев связано с износом фрикционных материалов тормозной системы (колодок, реже дисков), но может являться и признаком утечки.

Тормозная жидкость должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Однако невозможно точно определить качество тормозной жидкости, полагаясь лишь на визуальные характеристики. Необходимо проверить ее с помощью тестера. Он чаще всего уст

Тормозная жидкость — Энциклопедия журнала «За рулем»

Безотказность тормозов — важнейшее условие безопасности управления автомобилем, поэтому к тормозным жидкостям предъявляются весьма жесткие требования. Но их свойства неизбежно ухудшаются в процессе эксплуатации, что требует полной замены с периодичностью, предусмотренной производителем.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

При нажатии на педаль тормоза усилие посредством гидравлического привода передается к колесным (рабочим) тормозным механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения.

Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении. Для исключения этого явления в гидроприводах используются специальные тормозные жидкости. Их принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» – с содержанием воды 3,5%. Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и –40°C. Эти показатели, соответствующие американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116, представлены в таблице. Сходные требования содержат другие международные и национальные стандарты – ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В России нет единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, и отечественные производители работают по различным техническим условиям.


Тормозные жидкости различных классов в основном применяются:
— DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;
— DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах;
— DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.
Примечание. Жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Кроме основных – по температуре кипения и величине вязкости, тормозные жидкости должны отвечать другим требованиям. Отсутствие отрицательного воздействия на резиновые детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты. Герметичность этих соединений повышается, если под воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных материалов допускается расширение не более 10%).

В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность.
Защита металлов от коррозии. Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных металлов, соединенных между собой, что создает условия для развития электрохимической коррозии. Для ее предотвращения в тормозные жидкости добавляют ингибиторы коррозии, защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди.
Смазка пар трения. Смазывающие свойства тормозной жидкости определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.
Стабильность при высоких и низких температурах. Тормозные жидкости в интервале температур от минус 40 до плюс 100°C должны сохранять исходные свойства (в определенных пределах), противостоять окислению, расслаиванию, а также образованию осадков и отложений.

ВИДЫ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ И ИХ СОВМЕСТИМОСТЬ

Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые.
Минеральные, представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям – имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.
Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.
Гликолевые, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов. Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться.
На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).
Силиконовые, изготавливаемые на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.
Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упакове дополнительно обозначают:
ДОТ 5 – SBBF («silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, основанная на силиконе).
DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, не основанная на силиконе).

ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА

На современных автомобилях, в силу целого ряда преимуществ, применяются в основном гликолевые тормозные жидкости. К сожалению, за год они могут «впитать» до 2-3% влаги и их нужно периодически заменять, не дожидаясь когда состояние приблизится к опасному пределу (см. рис). Периодичность замены указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет. Объективно оценить свойства тормозной жидкости можно только в результате лабораторных исследований. На практике состояние тормозной жидкости оценивают визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Существуют приборы для определения состояния тормозной жидкости по температуре кипения или степени увлажнения. Но поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) ее состояние может быть иным, чем в колесных цилиндрах. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах нет. Но там жидкость часто сильно нагревается, в результате ее изначальные свойства ухудшаются.
Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке системы, осуществляемой после ремонтных работ, практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть ее объема при этом не меняется.
Жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью. Последовательность и особенности этой операции, например прокачка с работающим двигателем, зависят от конструкции системы тормозов (типа усилителя, наличия антиблокировочных устройств и т.п.). Часто такая информация есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.


На отечественных автомобилях тормозную жидкость заменяют одним из следующих двух способов.
1. Полностью сливают старую жидкость, открыв все клапаны (штуцеры) выпуска воздуха из гидропривода тормозов. Затем заполняют бачок свежей жидкостью и закачивают ее внутрь системы, нажимая на педаль тормоза. Клапаны последовательно закрывают при появлении из них жидкости. Затем удаляют воздух из каждого контура (ветви) гидропривода («прокачивают» тормоза). При таком способе новая жидкость не смешивается со старой. Часть вышедшей при прокачке свежей жидкости можно снова применить (дав ей отстояться и профильтровав).

Примечание. До начала операции на каждый клапан нужно надеть отводящий шланг, опустив другой его конец в подходящую емкость – вытекающая тормозная жидкость может повредить шины и лакокрасочные покрытия на деталях подвески, тормозов, колес.

2. По очереди прокачивают каждый контур, постоянно доливая в бачок главного цилиндра свежую жидкость и таким образом вытесняют старую, не допуская осушения системы. Это продолжают до тех пор, пока из клапана не потечет свежая жидкость. При этом варианте воздух в гидропривод не может попасть и контрольная «прокачка» не требуется. Но не исключено, что часть старой жидкости останется в системе. Кроме того, свежей жидкости потребуется больше, чем при прокачке предыдущим способом. Это связано с тем, что большая ее часть, удаленная из гидропривода, смешивается со старой и становится непригодной для дальнейшего применения.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Хранить любую тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась, не набирала влагу и не испарялась.
Тормозные жидкости, как правило, являются горючими или легковоспламеняющимися. Курить при работе с ними запрещено. Тормозные жидкости ядовиты – даже 100 см3 ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания жидкости, например при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно промыть желудок. Если жидкость попала в глаза, необходимо обильно промыть их струей воды. И в любом случае следует обратиться к врачу.

Тормозная жидкость Тойота: Характеристики, артикулы и отзывы

Toyota – известный японский автопроизводитель. Автомобили этой марки пользуются огромным спросом на протяжении многих десятилетий. Для обеспечения их нормальной работоспособности рекомендуется использовать оригинальные жидкости, в том числе тормозную. Выпуск технических жидкостей под этим брендом ведется на лучших нефтеперерабатывающих заводах Европы.

Описание продукта

Для машин Тойота выпускается три оригинальные тормозные жидкости:

  • TOYOTA DOT 3;
  • TOYOTA DOT 4 Brake and Clutch Fluid;
  • TOYOTA DOT 5.1 Brake and Clutch Fluid.

Тормозная жидкость Тойота производится на гликолевой основе с комплексом современных антикоррозионных присадок. Обеспечивает эффективную защиту системы торможения от коррозии, износа, продляет ресурс отдельных компонентов и системы в целом при любых, даже самых тяжелых условиях эксплуатации. Благодаря своим расширительным свойствам создает оптимальное давление в системе, что гарантирует быструю скорость реакции на нажатие педали. Торможение осуществляется четко, быстро, надежно. Благодаря этому безопасность на дороге повышается.

Кроме того, предотвращает попадание воды в систему, эффективно отталкивает ее. Это сводит к минимуму риск ржавления деталей, благодаря чему все они долгое время бесперебойно функционируют. Температура закипания такой жидкости – высокая. Продукт абсолютно безопасен для любых уплотнительных современных материалов. Поэтому эластомерные элементы долгое время не выходят из строя, их приходится реже менять. Это также уменьшает риск возникновения протечек.

Область применения

Это оригинальная продукция, предназначенная для автомобилей марки Тойота. Однако это не значит, что ее нельзя применять в других автомобилях. Спецификация каждой жидкости указана в ее названии – DOT 3, 4 или 5.1. Соответственной будет и область применения. Например, Дот 4 подойдет в Тойота Королла, Тойота Камри V50, более современная Дот 5. 1 – в Тойота Королла 2014, Тойота Авенсис. Дот 3 можно заливать в Тойота Хайлендер.

Упаковка TOYOTA DOT 3 0,5 л.

Технические характеристики

TOYOTA DOT 3

ПараметрЗначение / Единицы измерения
Цвет:светло-желтый
Плотность при +15 °C:0,999
Температура застывания:-45 °C
Внешний вид:прозрачное

TOYOTA DOT 4 Brake and Clutch Fluid

ПараметрЗначение / Единицы измерения
Плотность при +15 °C:0,870
Температура застывания:-41 °C
Температура кипения:252 °C
Внешний вид:прозрачное

TOYOTA DOT 5.1 Brake and Clutch Fluid

ПараметрЗначение / Единицы измерения
Плотность при +15 °C:0,870
Температура застывания:-50 °C
Температура кипения:280 °C
Вязкость кинематическая при 100°С:2,1
Внешний вид:прозрачное

Одобрения, допуски и спецификации

TOYOTA DOT 3

TOYOTA DOT 4 Brake and Clutch Fluid

TOYOTA DOT 5. 1 Brake and Clutch Fluid

Упаковка TOYOTA DOT 5.1 и 4 Brake and Clutch Fluid 1 и 0,5 л.

Форма выпуска и артикулы

TOYOTA DOT 3

  1. 08882-00190 TOYOTA DOT 3 (пластиковая бутыль) 0,5 л;
  2. 08823-00091 TOYOTA DOT 3 (пластиковая бутыль) 1 л.

TOYOTA DOT 4 Brake and Clutch Fluid

  1. 08823-80111 TOYOTA DOT 4 Brake and Clutch Fluid (пластиковая бутыль) 0,5 л;
  2. 08823-80011 TOYOTA DOT 4 Brake and Clutch Fluid (железная канистра) 0,75 л;
  3. 08823-80112 TOYOTA DOT 4 Brake and Clutch Fluid (пластиковая бутыль) 1 л;
  4. 08823-80011 TOYOTA DOT 4 Brake and Clutch Fluid (пластиковая бутыль) 1 л.

TOYOTA DOT 5.1 Brake and Clutch Fluid

  1. 08823-80005 TOYOTA DOT 5.1 Brake and Clutch Fluid (пластиковая бутыль) 0,5 л;
  2. 08823-80004 TOYOTA DOT 5.1 Brake and Clutch Fluid (пластиковая бутыль) 1 л.

Инструкция по применению

Замена продукта осуществляется в соответствии с рекомендациями, указанными в руководстве к транспортному средству. Все три жидкости Тойота ДОТ можно смешивать между собой, а также с другими марками соответствующей спецификации. Нельзя смешивать с продуктами на минеральной и силиконовой основе. Хранить в плотно закрытой упаковке, защищать от попадания воды.

Преимущества и недостатки

Если обобщить три этих наименования, то в целом тормозная жидкость TOYOTA будет обладать такими положительными свойствами:

  • высокие антикоррозийные свойства;
  • продление ресурса механизмов;
  • высокая температура кипения;
  • безопасность для любых уплотнителей;
  • оптимальная гигроскопичность и расширительные свойства;
  • защита при интенсивном вождении.

Превосходные технические характеристики обеспечивают наилучшее торможение. Скорость реакции на нажатие педали – максимально высокая, что способствует безопасному вождению. Отзывы подтверждают это.

Видео