Термостаты какие бывают: Термостат — как это работает – Термостат — Википедия

Содержание

Термостат — как это работает

Термостат Водитель, который хочет всегда иметь исправный автомобиль, должен знать и понимать принципы функционирования всех деталей его «железного коня». Для тех, кто только начал вникать в такую сложную механику, подобная задача может показаться недостижимой. Однако, чем больше удается узнать обо всех системах автомобилях, тем лучше запоминается информация и о каждой, даже самой незначительной, его детали. На нашем блоге мы уже успели ознакомить Вас с особенностями функционирования системы охлаждения двигателя, однако сегодня мы посвятим статью одному из самых важных ее элементов — термостате.

Это устройство является обязательным элементом каждого автомобиля и без него любой двигатель может закипеть. Чтобы понять, как же происходит охлаждение двигателя и какую роль в этом играет термостат, ознакомимся с главными принципами его функционирования, видами и спецификой разных моделей. Отдельно обратимся к вопросу об неисправностях термостатов и тому, как именно можно определить поломку путем простой диагностики.

1. Конструкция, особенности работы и выполняемые функции: все, что нужно знать о термостатах

Термостат Если говорить о системе охлаждения двигателя в целом, то охлаждение не является ее единственной функцией. Первоначально, когда заводится еще полностью холодный двигатель, она совсем даже наоборот стимулирует его более быстрый разогрев до уровня рабочей температуры. Но как только этот уровень будет достигнут, температура двигателя начинает нормализироваться и поддерживаться на одном уровне, удобном для двигателя. И все это происходит благодаря такому устройству, как термостат.

Естественно, Вы хотите задать нам вопрос, как работает термостат? Отвечаем. Когда Вы заводите холодный двигатель, охлаждающая жидкость (антифриз или же тосол) поначалу функционирует лишь по малому кругу системы охлаждения. А все это потому, что термостат находится в закрытом состоянии и через него охлаждающая жидкость начнет проходить только после того, как ее температура достигнет

95°С. Благодаря такой небольшой особенности термостата, является возможным не только быстро разогревать двигатель, но и в разы уменьшать его износ, сокращать количество вредных выхлопов. Таким образом, основная функция термостата – это блокирование подачи жидкости в большой круг охлаждения автомобильного двигателя.

Замена термостата Происходит это благодаря специальному клапану, который и задерживает тосол при попытке попасть в радиатор, ограничивая его движение исключительно свободным пространством двигателя. Но как мы уже отметили, одновременно с тем, как температура жидкости достигнет рабочего уровня, этот клапан автоматически открывается и пропускает жидкость по полному кругу, где она имеет возможность охладиться. Происходит это благодаря специальному наполнителю внутри устройства, который способен реагировать на повышение температуры. Если она высокая, наполнитель расширяется, тем самым открывая клапаны. Если низкая – вся процедура происходит с точностью до наоборот.

Функции термостата довольно просты, однако играют огромную роль в исправности работы всего автомобиля. Ознакомившись с таким простым принципом его работы, Вы сами догадаться, где именно это устройство можно найти под капотом машины. Большинство конструкторов последовали такой простой логике и разместили данное приспособление между автомобильным мотором и его радиатором. Однако стоит учесть, что на некоторых автомобилях можно встретить и исключения, которые вызваны особенностями конструкции главного силового агрегата автомобиля или его системы охлаждения.

Из каких рабочих элементов состоит автомобильный термостат?

Основной рабочей деталью, благодаря которой функционирует термостат, является термоэлемент, внутри которого находится сложное по своему составу твердое вещество. Так, оно включает в себя:

— гранулированный воск;

— медь в порошкообразном состоянии;

— такие же порошкообразные графит и алюминий.

Термостаты Температурные режимы для открывания и закрывания основного клапана устанавливаются соответственно конкретной модели двигателя. Зачастую они находятся в промежутке между 70 и 95°С или же между 100 и 105°С. Чтобы определить это, достаточно посмотреть на корпус термостата, на котором подобная информация должна быть обязательно обозначена. К двигателю термостат подключается благодаря трем патрубкам, каждый из которых выполняет свою функцию:

— входной патрубок – через него жидкость из двигателя поступает в радиатор для охлаждения;

— патрубок перепускного шланга, благодаря которому происходит попадание жидкости в термостат непосредственно из головки самого цилиндра;

— третий патрубок, который обеспечивает подачу жидкости в насос.

Можем заключить, что термостат по своей сути является ни чем иным, как регулятором температурного уровня охлаждающей жидкости двигателя. На некоторых автомобилях, который предназначены для особенно интенсивной эксплуатации, может устанавливаться даже не один, а несколько термостатов. Не смотря на идентичный принцип функционирования, они могут отличаться друг от друга конструкционными особенностями, типом наполнителя или же температурному уровню, на который они способны реагировать. Но чтобы не путать Вас, посвятим разнообразию термостатов отдельный раздел.

2. Какие бывают термостаты: знакомимся с наиболее распространенными видами и их конструктивными особенностями

В первую очередь все термостаты стоит различать по видам, из которых выделяют:

1.

Одноклапанные.

2. Двухступенчатые.

3. Двухклапанные.

4. Термостаты с электронным управлением.

Термостат Если говорить о них в целом, то следует сразу отметить, что первая тройка функционируют практически по одному и тому же принципу. Так, самый простой вид термостатов, которыми являются одноклапанные, имеет всего одну клапанную тарелку и терморегулирующий элемент, который способен ее закрывать и открывать. Таким образом, такой клапан может либо пропускать охлаждающую жидкость, либо не пропускать, других функций у него нет. Что же касается двухступенчатого термостата – то тут уже имеется целых два клапана, один из которых основной, а второй – вспомогательный. Что же касается двухклапанного термостата, то он состоит из двух затворов, которые являются абсолютно равноправными. Функционируют они по обратной связи друг с другом.

Самым совершенным на сегодняшний день видом термостатов является тот, который обладает возможностью электронного управления. Его конструкция позволяет регулировать открытием/закрытием клапана, что, в свою очередь, позволяет достигать разных режимов функционирования двигателя. Оказывается, что под влиянием разных температурных режимов, можно добиться того, что двигатель будет использовать в разы меньше горючего, при этом, не теряя мощности и не изнашиваясь от такой «хитрой» эксплуатации. Но и это еще не все. Благодаря электронному регулированию стало возможным двухконтурное охлаждение антифриза, что особенно важно при управлении автомобилем в сложных условиях. Но кроме отличий конструктивного характера, каждый все виды термостатов имеет свои особенные принципы функционирования. Их мы и рассмотрим далее

3. В чем заключается принцип работы термостатов разных моделей

Термостат

По сути, принцип функционирования любого термостата схож с принципом работы реле. Внутренний рабочий элемент, о котором упоминалось выше, имеет форму небольшого цилиндра. Поскольку в состав смеси, которая помещена внутри него, входит искусственный воск, при температуре в 82°С он начинает потихоньку таять. В следствие этого происходит естественное расширение жидкости, которое и выталкивает из цилиндра специальный штырек. Как Вы догадались, данный штырек и открывает клапан. Описанный принцип работы присущ обычному капиллярному термостату и понять его несложно даже восьмикласснику, который прошел основы термодинамики и механики.

Что же касается двухступенчатых термостатов, которые имеют уже два клапана, то тут стоит обратить внимание на некоторые отличия. Основной клапан приводится в действие тем же способом, что и в вышеописанном варианте. Однако, здесь есть еще и вспомогательный клапан, который позволяет усиливать все действия основного. Зачем это нужно, спросите Вы? Ответ будет довольно простым. Дело в том, что в моторах с большим объемом и повышенным давлением работы охладительная жидкость движется под довольно высоким давлением. Поэтому, без «дружественной подмоги» основной клапан не сможет перекрыть трубку, даже если температуры жидкости сильно опустится.

Термостат В двухклапанных системах термостатов все происходит еще проще, хотя конструкция у них и сложнее. Поскольку конструкция таких термостатов состоят из двух заслонов, абсолютно независимых друг от друга, то один из них отвечает за движение охлаждающей жидкости по маленькому кругу, а второй – за ее движение по большому кругу. Но как же это возможно? Просто когда открывается один из клапанов, автоматически закрывается один. Ну и наоборот.

И наконец-то мы переходим к термостатам, управляемых электронно. По сути, они функционирует так же, как и обычные одноклапанные. Только вот у описываемых здесь моделей есть одна своя существенная особенность. Терморегуляция клапанов осуществляется при помощи температурного резистора. Именно нагрев этого элемента и дает сигнал для того, чтобы заслонка открылась. Проходит сигнал непосредственно через электронный блок управления, который и управляет клапаном. Правильно запрограммировав блок, Вы сможете сразу почувствовать все достоинства езды на автомобиле с электронным термостатом. Ведь он будет обеспечивать необходимое охлаждение, опираясь на темп езды, сложность дорог и тип Вашего двигателя.

4. Неисправности термостата: к чему нужно быть готовым во время эксплуатации двигателя?

В том, что термостат является очень важной составляющей системы охлаждения двигателя, Вы должны были убедиться исходя из всего вышеописанного материала. Однако, так же как и любой другой механизм, термостат может сломаться, и причины и последствия этого могут проявляться совершенно по-разному. То, что чаще всего поражает термостат и нарушает его работу, является самой обычной

коррозией. Последствия, к которым она может привести, могут быть очень разнообразными. Поэтому, рассмотрим неприятные ситуации, которые могут случиться с термостатом и автомобилем, когда на нем вдруг появилась коррозия (хотя сразу отметим, что нижеописанные происшествия могут возникнуть не только по этой причине).

Термостат К примеру, термостат находится в полностью закрытом виде, однако неожиданно заклинивает и отказывается пропускать жидкость по большому кругу системы охлаждения. Последствия подобного могут привести к перегреву двигателя. При чем, произойти подобное может при любых погодных условиях и при любой нагрузке на сам двигатель (ну и естественно на термостат). Также, термостат может открываться только наполовину. Это может уберечь мотор автомобиля от закипания, однако он все равно будет эксплуатироваться «на грани».

Бывают случаи, когда клапан «замирает» в полностью открытом или частично открытом положении. Из-за этого двигатель будет нереально долго прогреваться до уровня рабочей температуры. Бывают случаи, когда зимой двигатель вообще не прогревается. Подобная неисправность систему охлаждения сразу же должна Вам указать на то, в чем действительно кроется настоящая причина поломки. Отметим, что при полностью исправной системе охлаждения и при температуре воздуха в 0°С двигатель можно разогреть всего за 5-10 минут. Если же клапан термостата открыт изначально, двигатель не сможет разогреться до температуры выше, чем 70°С. Понятно, что при таком состоянии двигателя Вы не сможете никуда уехать.

Однако, прежде чем приступать к замене или ремонту термостата, необходимо на все 100% убедиться в том, что причина неисправности – это действительно он. Для этого можно провести несколько нехитрых манипуляций, который мы описали в отдельном разделе.

5. Диагностирование исправности термостата

Полную диагностику термостата можно проводить самостоятельно, без автомехаников и других помощников. И так, при обнаружении неисправности системы охлаждения двигателя, следует прибегнуть к одному из нижеописанных вариантов диагностики термостата:

1. Запустите двигатель на холостом ходу, чтобы он смог немного прогреться. Проследите, чтобы стрелка, указывающая на температуру внутри двигателя, не успела дойти до красной отметки. После этого необходимо сразу же выключить двигатель и перейти к осмотру «ситуации» под капотом автомобиля. Сразу же отыщите радиатор и его верхний шланг. Он изготовлен из черной резины и имеет в диаметре примерно 5 сантиметров. Также найдите нижний шланг, который выглядит идентично верхнему (будьте очень осторожны, поскольку шланги могут быть очень горячими; чтобы это понять, иногда достаточно поднести к ним руку). Если датчик показал Вам нормальное прогревание двигателя, а один из шлангов остался холодным – то верный признак того, что клапан не пропускает жидкость и она не попадает в радиатор. В этом случае остается одно – полная замена термостата.

Под капотом 2. Второй способ называют «народным», хотя он и дает не менее точные результаты. Проводить его рационально в том случае, когда изначально Вы заподозрили поломку в другой составляющей системы охлаждения и в результате обширной диагностики уже успели снять термостат с двигателя. Для проверки его исправности, просто поместите устройство в сосуд с водой и начинайте понемногу его подогревать. Учтите, что температура воды должна практически достигнуть температуры закипания (помните о рабочей температуре каждого термостата). После этого Вам будет необходимо всего-навсего визуально оценить, открылся ли клапан, или же нет. Если термостат рабочий – он несомненно откроется, если нерабочий – так и останется в прежнем положении, что требует замены данного термостата на новый.

Касательно второго варианта следует отметить, что иногда для оценки работоспособности термостата его даже не приходится опускать в воду. Речь идет о ситуациях, когда клапан заклинивает в открытом состоянии. Отметить подобное Вы сможете сразу же, как только снимете устройство, предварительно успевшее охладится.

Важно обратить Ваше внимание на ситуацию замены термостата. Для того, чтобы он подошел Вашему автомобиля «как родной», необходимо узнать температуру открывания клапана и уже с этой информацией отправляться за покупкой в специализированный магазин. Думаем, Вы понимаете, что если на обычное авто поставить термостат с температурой открывания клапана свыше 100°С, двигатель постоянно будет перегреваться. Так что будьте внимательны не только на дорогах, но и в автомагазинах. Удачных Вам поездок!

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Какие бывают термостаты и для чего они

Контроль за температурой, и поддержание ее на определенном уровне, в некоторых ситуациях — вопрос жизненно важный. Первые, примитивные приборы для контроля температуры (термостаты), были придуманы в XVII веке, и нашли весьма ограниченное применение в быту. XX век все изменил — человечество было вынуждено усовершенствовать уже имеющиеся модели, и изобретать новые. Сегодня, термостаты используют практически везде: в отопительных и кондиционирующих системах, в автомобилях, в стиральных машинах, в утюгах, в промышленности и науке. Наверное, будет сложнее сказать, в каком устройстве термостат отсутствует.

Термостат — прибор чутко реагирующий на изменение температуры внутри системы или вовне, и способный поддерживать заданный (необходимый) уровень температуры.

Какие бывают термостаты

Причиной усовершенствования термостатов, стала только возрастающая потребность в увеличении энергоэффективности приборов, и удешевления производства конечного продукта. Термостаты принято классифицировать по следующим признакам:

  • диапазону температур. Например, в промышленности используют термостаты способные работать в сверхвысоком (300-1200° С) диапазоне, или в сверхнизком;
  • теплоносителю;
  • точности контроля и стабилизации температуры;
  • схемы работы — механика или электроника.

Для чего нужен термостат

Наиболее часто встречающийся пример применения термостата, это использование его в отопительных системах. Более того — без корректно работающего термостата, система отопления будет работать малоэффективно, и вообще может быстро выйти из строя.
Термостат, можно сказать, управляет всей системой: фиксирует изменения(или отсутствие оных) температуры внутри контура, соотносит их с уровнем температуры в помещении, корректирует работу теплообменника.

В широком понимании, термостат отвечает за крайне важные в работе отопительного прибора нюансы.

  1. Экономичное и энергоэффективное потребление прибором энергии, выделяющей тепло.
  2. Поддерживание наиболее комфортной для человека, температуры в помещении.
  3. Предохранение отопительного прибора от перегрузок, что в свою очередь благотворно сказывается на долговечности отопительной системы.

Использование термостатов давно перестало быть блажью, или проявлением повышенной ответственности. Оснащение систем термостатами — объективная необходимость, которая не раз окупится за счет повышения экономичности работы системы, и продления службы устройств.

Как выбрать термостат | Новости автомира

Как выбрать термостат

Термостат — элемент системы охлаждения двигателя, отвечающего за регуляцию температуры антифриза. Без этого детали тепловой режим не будет поддерживаться.

Главная задача — блокировка потока антифриза до того момента, пока двигатель не прогрелся. Когда температура двигателя высока, термостат открывается и способствует прохождению жидкости. Когда двигатель холодный, антифриз не проходит через термостат. Прибор является двухконтурным.

Принцип работы термостата

Малый контур работает до температур 85-90°C, иначе называемых рабочими. При более высоких температурах открывается пропуск в большой контур, т.е. начинает свою работу радиатор, после чего жидкость охлаждается и идет обратно в малый контур. Температура открытия указана на корпусе прибора. Как видите, система замкнутая, и малейшая неисправность сказывается на ее работе.

Плановая замена

Термостат относится к той категории запчастей, которая не имеет регламентированного срока замены. Качественное изделие служит до нескольких лет. В случае поломки термостата более всего страдает мотор — не соблюдается температурный режим. Здесь возможно два варианта, которые рассматривают относительно того, в каком положении “заело” термостат. Это может быть или перегрев двигателя, или, наоборот, недогрев вследствие интенсивного охлаждения. На памяти работников СТО много случаев, когда термостат на автомобиле работал то исправно, то выходил из строя — отдельные экземпляры этой детали ведут себя самым интересным образом.

Частыми причинами поломки является использование неподходящих жидкостей для охлаждения и нежелание их вовремя менять. Худший вариант — использование воды. Мы же поговорим о том, когда термостат подлежит замене, какие компании-производители достойны внимания, а также какие хитрости есть у бывалых автолюбителей.

Основные признаки неисправности

Главным признаком неисправности является то, что при перегреве двигатели нижний и верхний патрубки имеют одинаковую температуру. Обычно говорят о том, что термостат “залип”, или же клапан пропуска перестал справляться со своей работой. Термостат находится в открытом положении. Из двух контуров жидкость прогоняется только по большому, а двигатель не разогревается до рабочей температуры. Недогрев приводит к увеличению расхода топлива, вредным выбросам, повышенному износу деталей двигателя. Кроме того, хуже прогревается салон автомобиля.


Новенький исправный термостат

Иная ситуация: нижний патрубок остается холодным, причем температура в рабочем вентиляторе растет. Жидкость двигается только по малому контуру, из охлаждающей превращаясь в нагревающую. Термостат находится в закрытом положении. Двигатель может попросту перегреться, а все из-за того, что клапан постоянно открыт.

Первый вариант намного хуже второго. Также советуем обратить внимание на следующее:

  • Стрелка, указывающая на температуру двигатели, при наборе скорости резко падает и начинает подниматься при остановке;
  • Двигатель прогревается слишком долго. Если раньше вы такого не замечали, стоит проверить термостат;
  • Резиновое уплотнение тарелки клапана было нарушено. Из-за этого охлаждающая жидкость смешивается с моторным маслом. Последнее растворяет уплотнение клапана, находящегося в терморегуляторе;
  • Клапан открывается слишком рано. Обычно с такой неполадкой автомобиль функционирует без проблем, но вышесказанного это не отменяет.

Проводим диагностику самостоятельно.

Не снимая термостат с автомобиля, можно легко проследить за его работой. Прогреваем двигатель, после чего трогает шланг от термостата к радиатору. Штатным его состоянием является: невысокая температура, сравнимая с температурой воздуха. Если он горячий, то стоит или ехать на СТО, или попробовать провести демонтаж и дальнейшую диагностику самостоятельно.

Проварка термостата

Снимаем термостат и проводим его “проварку”. Делается это очень просто: в кастрюлю с чистой водой помещаем термометр и термостат. Подогреваем воду, стараясь зафиксировать ее температуру на отметке термометра в 90°C. Если клапан термостата начнет медленно открываться, причин для волнения нет. Этого не произошло или же клапан не полностью открылся- придется провести срочную замену.

Продлеваем срок службы термостата

Как правило, деталь не отказывает внезапно после года эксплуатации. Такое бывает разве что при покупке некачественного и недорогого аналога. Но и в случае с таким термостатом, период эксплуатации можно растянуть вплоть до выхода из строя.

Основные требования предъявляются к охлаждающей жидкости. Если не заменять ее своевременно, возможно отложение на деталях нежелательных накоплений, выход из строя присадок. При этом жидкость нужно менять полностью, а не подливать по мере необходимости. Это также позволяет защититься от коррозии. Как показывает практика, высокую коррозийную защиту обеспечивает тосол. При этом он не обеспечивает максимальную теплоотдачу. Последнего недостатка лишен качественный антифриз.

Как выбирают термостат

В случае поломки лучше подобрать идентичный термостат, или обратиться к менеджеру любого магазина автомобильных запчастей, предоставив также VIN-код своего авто. Тот выберет запчасть нужных размеров, а также уточнит возможность работы в одном тепловом режиме.

Несколько более интересный случай: отдельные детали уже менялись, добавлялись смежные. Здесь без помощи автомеханика обойтись сложно. Он проанализируют следующие вещи: пороги температур плавления, количество клапанов, габаритные размеры, температура открытия, специфика индикации температуры двигателя. Сообразно этому, будет подобран наилучший термостат. Отметим, что далеко не все автолюбители точно знают, какая в их авто система индикации температуры, так что рискуют попасть впросак при самостоятельном выборе термостата.

Существующие системы

Термостаты в автомобилях одноклапанные и двухклапанные. При этом часто их конструкция имеет несколько дополнений, которые могут разниться даже в транспорте одной линейки от одного производителя. Давайте разберемся:

  • Сдвоенные термостаты. Как правило, используются в системах с большим давлений. При среднем температурном напоре открываться будет только один термостат, а при высоком — сразу два;
  • Оснащенные дополнительные боковыми клапанами. Их назначение — уменьшать перепады температур охлаждающей жидкости, которые в более простых системах достаточно высоки;
  • Устанавливаемые в алюминиевый корпус, или же в корпус из пластика;

Принципиальная конструкция

  • Оснащенные специальной направляющей юбкой, которая препятствует перекосу нижнего клапана;
  • С дополнительным электронным подогревом, а также датчиком температуры. Их устанавливают для уменьшения нагрева двигателя, который возможен при слишком высокой нагрузке.

Сильфонные, или же жидкостные, термостаты встречаются редко. Причина проста: изготовление возможно при использовании достаточно сложной технологии герметизации медного цилиндра. Более простые термостаты с твердым наполнителем, имеющие металлические и графические присадки, столь же надежные.

Краткий экскурс по брендам

Как вам и могут посоветовать специалисты, покупать лучше оригинальные термостаты известных производителей. Иначе их называют OEM запчасти. Цены на них высоки, однако сама запчасть может служить долгие годы без единых осечек.

Продукцию высочайшего уровня имеют следующие фирмы: Mahle, Behr, Wahler (Германия), Valeo (Франция).

Одни из самых популярных брендов: Gates (США), Febi, Meyle, SWAG (Германия), Facet (Италия), Calorstat by Vernet (Франция). Качество продукции очень высоко, цены — не кусаются. К слову, в Украине и Россие эти марки широко известны и очень востребованы.

Из бюджетных решений стоит отметить две следующие фирмы: Starline (Чехия), JP Group (Дания). Цены очень демократичны, однако сама продукция удовлетворяет всем стандартам качества.

Доли рынка термостат для Ford Focus

Стоит избегать термостатов от малоизвестных фирм, недавно вышедших на рынок. Причина проста: высок риск наткнуться на поддельные изделия, которые внешне почти не отличаются от термостатов крупных фирм, но уступают им абсолютно во всем.

Покупаем без ошибок

Итак, первая цель заключается в том, чтобы не попасться на фальсификат. При этом китайские термостаты не обязательно плохи, а вот китайские подделки критиковать даже нет смысла, так как они ни на что не годны. Давайте же разберемся, как распознать подделку.

Оригинальная коробка с термостатом Wahler

 

Обратите внимание на следующее:

  • Внешний вид упаковки приятен, полиграфия и склейка качественны. Только серьезные производители тратят деньги на хорошие упаковки, фальсификаторы же себе этим голову не занимают;
  • Товарный знак бросается в глаза. Фальсификаторы нередко вообще не копируют товарные знаки, а если и копируют, то делают это плохо. Попробуйте найти в проверенном магазине термостат фирмы SWAG в упаковке, сфотографируйте ее на смартфон и в будущем сравнивайте со всеми товарами в упаковке, которые вызывают у вас подозрение;
  • Качество материала и его обработка. Как правило, поддельные термостаты пестрят швами, блестят, плохо отшлифованы;
  • Гравировка, проштамповка товарных знаков и надписей. Обычно выдавлены на корпусе, для чего требуются качественные металлообрабатывающие станки. На поддельных термостатах буквы выдавлены плохо, они стертые или совсем нечеткие;
  • Торговцы запчастями. Солидный магазин легко предоставит вам гарантирую, обязуется взять товар назад в случае брака. При этом цены выше, чем у торговцев на рынке;
  • Обработка краев и срезов, завальцовка стыков. Качество легко прослеживается: возьмите термостат и посмотрите, есть ли на нем задиры, царапины и сколы. Их наличие говорит о фальсификации.

Можно ли справиться с заменой самому

С развитием интернет-ресурсов нет проблем с тем, чтобы найти руководства по замене отдельных запчастей. Если вы хотите заменить термостат самостоятельно, нужно обзавестись герметиком, крестообразной отверткой, тазом для слива охлаждающей жидкости, ключам на “12” и “13”. По сути, замена предусматривает следующее: слить антифриз, снять декоративный кожух двигателя, отсоединить корпус термостата, снять термостат и поставить новый. Зачастую термостаты устроены так, что имеет значение сторона, с которой вы его будете устанавливать. Для простоты определения производитель делает пометки, вроде “Front” и “Rad”, или же стрелку, указывающую на радиатор. Советуем по ходу установки также поменять хомута и уплотнители. После замены советуется долить антифриз и проследить за отсутствием его утечек.

Выводы

Замена термостата может быть осуществлена самостоятельно. При этом неисправную деталь стоит менять как можно скорее — это позволяет избавиться от возможных трат на ремонт двигателя. Также отметим, что термостат стоит проверять в канун наступления холодов. Исправно работающая деталь не только позволит уменьшить расход ресурса двигателя, но улучшить прогрев салона автомобиля, нормализует расход топлива.

Термостатов разных ценовых категорий на рынке достаточно много. Вышеуказанные бренды считаем приоритетными, их качество было проверено временем. Единоразовой замены хватит, чтобы потом не вспоминать о термостате в течение нескольких лет.

Какие бывают терморегуляторы — типы и виды

Что может быть проще, чем комнатный терморегулятор? Но нет — купить терморегулятор, не подходящий для конкретной задачи, очень просто.

Поэтому перед покупкой терморегулятора надо уяснить — чем же отличаются с виду одинаковые модели.

Бытовые терморегуляторы отличаются:

  • исполнением;
  • назначением;
  • схемами подключения;
  • питанием;
  • интеграцией;
  • электронный или механический;
  • используемыми датчиками;
  • способом передачи сигнала.

Виды терморегуляторов по по исполнению.

  1. В корпусе.
  2. Для установочной коробки.
  3. Без нормального корпуса.
  4. В виде розетки.

1. В корпусе для настенного монтажа.

2. Для встраивания в обычную установочную коробку.

3. Без нормального корпуса.

Первое и второе исполнение можно нормально использовать в комнате.

Третий тип исполнения невозможно нормально установить в жилом помещении без дополнительных затрат, только в гараже или курятнике.

Такие терморегуляторы подробно рассмотрены в этом обзоре терморегуляторов.

4. В виде розетки.

Терморегулятор выглядит как тройник, но с одной розеткой.

Возможно три варианта работы терморегулятора:

В одном корпусе и коммутационное устройство и органы управления.

Розетка не содержит органов управления и управляется по радиоканалу выносным терморегулятором.

В одном корпусе коммутационное устройство и органы управления с возможностью настройки по Wi-Fi.

Виды терморегуляторов по назначению.

  1. Для управления котлом.
  2. Для электрических теплых полов.
  3. Для конвекторов, эллектрокотлов и панелей.
  4. Для водяных теплых полов.
  5. Для охлаждения.

1. Терморегуляторы для управления котлом.

Управление котлами отопления осуществляется при помощи слаботочного нормально разомкнутого сухого контакта.

Нормально-разомкнутый — это когда контакт разомкнут в покое. Хотя конечно что такое нормальный режим котла — вопрос дискуссионный.

Котел обычно поставляется с контактами управления, замкнутыми перемычкой: вытаскиваешь перемычку — котел останавливается.

Поэтому терморегулятор для управления котлом должен содержать контакт реле, размыкающийся при включении отопления.

Подойдет любой слаботочный контакт.

Желательно, чтобы контакт был перекидной — а вдруг котел управляется нормально-замкнутым контактом.

Обычно этот контакт маркируют нагрузочной способностью 3А.

2. Для электрических теплых полов.

Основной особенностью управления электрическими полами является необходимость коммутации мощной нагрузки.

Поэтому терморегуляторы для электрических теплых полов будет с маркировкой 16А.

Еще одной особенностью терморегуляторов для теплого пола есть отсутствие сухих контактов реле. Контакты реле не сухие, то-есть на них присутствует напряжение.

Такое решение упрощает подключение: два провода пришло — два ушло, и для каждого имеется клемма. Очень хорошо что для большой нагрузки не надо делать дополнительную перемычку.

Перемычки уже сделаны внутри корпуса терморегулятора.

Вот классическая схема подключений терморегуляторов для отопления теплыми полами с выходом напряжения:

Как видно, использовать такой терморегулятор для управления устройством, требующим сухой контакт, невозможно без промежуточного реле.

Еще одна особенность терморегулятора для электрического теплого пола — наличие выносного датчика температуры. Внутренний датчик может быть, а может не быть — но датчик температуры в полу обязателен для защиты пола от перегрева.

3. Для конвекторов, и панелей.

Терморегулятор нужен такой же, как и для электрических теплых полов, но без выносного датчика.

Не нужно контролировать и ограничивать температуру пола.

К тому же конвекторы и панели отопления скорее всего имеют вилку для включения в розетку.

Поэтому терморегулятор имеет смысл использовать в виде тройника.

4. Для водяных теплых полов.

Управление теплым полом осуществляется либо включением насоса смесительного узла, либо открытием электронной головки коллектора.

Для прямого управления водяным теплым полом подойдет любой терморегулятор.

Часто терморегулятор для водяного пола выполнен тоже без сухих контактов реле, а с выходом напряжения, к которому непосредственно подключается головка.

Только, в отличие от управления электрическим теплым полом, не требуется силовая коммутация и выход терморегулятора маркируется 3А.

Выхода 3А хватит хоть для питания насоса, хоть для питания головки.

Понятно что подойдет и терморегулятор с выходом 16А.

Для управления головкой подойдет и терморегулятор с сухим контактом — необходимо только через этот контакт подать фазу.

Попадаются терморегуляторы с двумя выходами: одновременно и для управления котлом и для управления головкой.

Также имеют место быть терморегуляторы с двумя выходными контактами фазы: на одном контакте присутствует напряжение, когда терморегулятор включил отопление, на другом — когда выключил.

Это может пригодится, когда головка НО — нормально-открытая (обычно головки НЗ — закрыты, если питание не подано).

Также возможен случай, когда управление происходит моторизованным краном и требуется питание и для движения в сторону открытия и для движения в сторону закрытия.

Собственно существует три способа управления зонами отопления водяными теплыми полами.

Но редко когда терморегулятор для управления головкой коллектора теплого пола используется самостоятельно.

Причина в этом такая, что при выключении отопления во всех зонах и закрытии всех головок на коллекторе целесообразно было бы отключить насос и отключить котел.

Поэтому используется весьма простое промежуточное устройство, но с грозным названием — центральный контроллер водяных теплых полов.

И тут самое интересное — не ко всем зональным контроллерам подходят терморегуляторы с выходом напряжения.

В обзоре центральных блоков зонального управления водяным теплым полом можно встретить, как контроллеры, требующие контактов реле, так и контроллеры, требующие напряжения.

Из контакта реле всегда можно сделать напряжение; наоборот — очень сложно.

5. Для охлаждения.

Понятно что для обычного кондиционера терморегулятор не нужен — в кондиционере уже есть терморегулятор.

А нужен терморегулятор, наверное, для центральной системы кондиционирования.

Терморегулятор должен открыть кран для охлаждающего вещества и включить вентилятор для охлаждения помещения.

Хотя во многих терморегуляторах с перекидными контактами реле есть опция: для охлаждения/нагрева.

Вероятно какими-то охлаждающими устройствами можно управлять просто сухими контактами.

Некоторые терморегуляторы имеют сразу несколько выходов для охлаждения и отопления.

Схемы подключения терморегуляторов.

Однозначное представление о назначении терморегулятора дает схема его подключений.

Схемы подключения немного рассматривались в статьях «Какой Wi-Fi терморегулятор купить на AliExpress?» и «Обзор моделей терморегуляторов с WiFi и облачным сервисом».

Рассмотрим несколько терморегуляторов одной модели различного исполнения.

Схемы подключения терморегулятора MOES BHT-002.

AliExpress.com Product — Smart WiFi Thermostat Temperature Controller Water and Gas Boiler Works with Alexa Echo Google Home Tuya

В паспорте терморегулятора найдем схемы подключения.

Из схем подключения видно, что бывают несколько исполнений этой модели терморегулятора: GA, GB, GC.

GA — для водяных теплых полов.

GB — для водяных теплых полов.

GC — для котла.

Схемы подключения на примере терморегуляторов POER PTC10.

Инструкция по эксплуатации на русском POER PTC10.

AliExpress.com Product — Wireless Boiler Room Controller 868MHz Heating Thermostat Weekly Programmable With Large LCD, App Remotely Control

Схемы подключения на примере терморегуляторов POER PTC20.

AliExpress.com Product — WiFi Smart Thermostat Temperature Controller for gas boiler electric underfloor heating humidity display works with Alexa

Несколько пополнений одной модели:

Дешевые терморегуляторы.

Это терморегуляторы без нормального корпуса, стоимостью до 200р.

W3001 Digital Control Temperature Microcomputer Thermostat Switch Thermometer New

Стоит иметь ввиду что они бывают двух видов: с выходными сухими контактами реле и с выходом 220В.

Вот схемы некоторых с виду похожих терморегуляторов.

Разница видна только при изучении схемы из документации.

Держа в руках сам терморегулятор сложно понять какого он исполнения.

Перед использованием необходимо убедиться что терморегулятор имеет именно то исполнение, которое предполагается.

Терморегуляторы с двумя управляющими выходами.

Выпускаются терморегуляторы с двумя выходами для управления двумя различными устройствами, которые могут управлять и котлом при помощи сухого контакта и актуатором при помощи слаботочного высоковольтного выхода.

Второй канал управления появляется в ущерб клеммам выносного датчика.

А выносной датчик и не нужен при управлении водяным теплым полом.

Необычные по схемам подключения терморегуляторы.

Модели с 4-7 канальным управлением.

Предназначены для управления централизованным кондиционированием. Для этого необходимо управлять вентилятором сплит системы и краном подачи охлаждающей жидкости.

Схемы соединения этих терморегуляторов тоже достойны пополнить коллекцию схем соединения. Можно выбрать модель с возможностью управления двумя или тремя устройствами.

Виды терморегуляторов по питанию.

Терморегуляторы могут питаться:

  • от сети;
  • от батареек;
  • от низковольтного входа.

Терморегуляторы без кнопок и дисплея.

Такие терморегуляторы бывают механические и электронные.

Может возникнуть путаница, поскольку и те и другие именуются механическими.

Но одном случае механическое только управление. Работа все-равно происходит под управлением электроники.

Во втором случае управляющим элементом является биметаллическая пластина, как в утюге.

Различить их можно по количеству контактов: в полностью механических нет контактов входного питания.

Электронный терморегулятор с механическим управлением.

Задание температуры у механических терморегуляторов более удобное, но нет дисплея с индикацией текущей температуры. электронные механические терморегуляторы имеют такой же гистерезис и точность, как и электронные с дисплеем.

AliExpress.com Product — AC200~240V Electric Heating Temperature Regulator Knob Thermoregulator

Электронный терморегулятор с дисплеем и механическим управлением.

AliExpress.com Product — LCD Display Wall-hung Gas Boiler Thermostat Weekly Programmable Room Heating Thermostat Digital Temperature Controller

Механический терморегулятор.

У полностью механических терморегуляторов большой гистерезис и то, что установлено: температура включения или выключения зависит от направления движения ручки к установленному значению.

AliExpress.com Product — 220V AC Mechanical Room Air Thermostat Regulator Floor Heating Temperature Controller With on/off switch and LED indicator

По датчикам температуры.

  • С внутренним датчиком.
  • С внешним датчиком
  • С обеими датчиками.

Терморегуляторы с внутренним датчиком измеряют температуру в месте своей установки своим внутренним датчиком. Не подходят для электрического теплого пола.

Терморегуляторы с одним выносным датчиком предназначены для управления температурой пола.

Если в терморегуляторе присутствует внутренний датчик и есть клеммы для внешнего датчика, то скорее всего этот терморегулятор все равно осуществлять управление может только по температуре внутреннего датчика.

Внешний датчик служит для аварийного контроля температуры пола с целью недопущения его перегрева.

Ограничение температуры пола актуально для электрических теплых полов.

Встречались диковинные терморегуляторы, в которых встроенный датчик служил для защиты от перегрева самого терморегулятора.

Терморегуляторы, которые на выбор могут регулировать хоть по внутреннему, хоть по внешнему датчику редкие — я встречал только два таких с ценой около 5000р. Рискну предположить, что терморегуляторы дороже 5000р все могут управлять по любому из датчиков.

Терморегуляторы с интеграцией с внешними системами.

терморегулятор может быть обычным устройством, а может быть и интегрирован в системы умного дома или доступен для управления дистанционно и из других систем.

Можно выделить такие способы внешней связи с терморегулятором:

  • Wi-Fi;
  • WEB;
  • Облачный сервис;
  • MOD Bus;
  • Радиоканал;

Wi-Fi.

В статье «Что такое терморегулятор с Wi-Fi» рассматривались способы управления терморегуляторами по Wi-Fi. Самый простой способ — непосредственное подключение к терморегулятору, как к точке доступа.

WEB.

Более удобное подключение к Wi-Fi терморегулятору через Wi-Fi роутер.

Но такой терморегулятор является WEB-устройством и к нему можно подключаться через интернет.

Облачный сервис.

Для того, чтобы получать доступ к терморегулятору без Ip-адреса используется сторонний сервер — облачный сервис с мобильным приложением или WEB-интерфейсом.

Такие терморегуляторы подробно рассматривались в статье «Обзор моделей терморегуляторов с WiFi и облачным сервисом».

MOD Bus.

Встречал обсуждения о таких терморегуляторах. Скорее всего имеет смысл для управления охлаждением с центральным кондиционером и с центральным контроллером кондиционирования.

Вероятно его можно как-то применить в системах зонального отопления с центральным контроллером.

Модель SML-1000 исполнения GB,GD,GC.

16A Touchscreen Black Colour Programmable Modbus Thermostat for Electric Heating (with Modbus function)

Дистанционный пульт.

Терморегулятор с возможностью дистанционного управления при помощи пульта, как от телевизора.

Возможно имеет смысл при управлении кондиционером или нагревательной инфракрасной панелью.

Нагрев/охлаждение.

Самый простой способ сделать из терморегулятора нагрева терморегулятор охлаждения — перекидной контакт.

В некоторых терморегуляторах есть опция в настройках, явно указывающая что необходима работа на охлаждение.

Существуют терморегуляторы с отдельными каналами управления нагревателем и кондиционером.

Терморегуляторы для охлаждения с несколькими выходами предназначены для систем централизованного кондиционирования, где необходимо управление вентилятором кондиционера и краном охлаждающего агента сплит-системы.

Передача управляющего сигнала по радиоканалу.

Терморегулятор не имеет выходов. В комплекте с терморегулятором поставляется исполнительное устройство — блок с управляющими реле в виде коробочки или розетки.

Терморегулятор по радиоканалу дистанционно управляет исполнительным устройством.

Терморегуляторы адресных систем.

Для полноты картины дополню статью и такими гаджетами.

Эти терморегуляторы не могут использоваться самостоятельно, а являются частью интегрированной системы.

Термогигрометр с индикатором радиоканальный Болид С2000-ВТИ.

Беспроводной датчик температуры ИПРО.

Еще записи по теме

Биметаллические термостаты какие бывают Принцип работы

Как только не называют биметаллические термостаты — термостатами, термопредохранителями, термореле, термодатчиками термопрерывателями. 

1. Термостат

2. Термопредохранитель

3. Термовыключатель

4. Термореле

5. Термодатчик

6. Термопрерыватель

Термостаты это термовыключатели которые при достижении определенной температуры переводят контакты в другое состояние. (из замкнутого в разомкнутое или наоборот)

1. По типу контактов термостаты бывают нормально открытые (NO) и нормально закрытые (NC)

1.1 Нормально открытые NO термостаты это такие термореле, контакты которых разомкнуты ниже определенной номинальной температуры.

Пример KSD301-10NO до 10 градусов Цельсия контакты разомкнуты, выше — замкнуты.

1.2 Нормально закрытые NC термостаты это такие термореле, контакты которых замкнуты ниже определенной номинальной температуры. Пример KSD301-5NC до 5 градусов Цельсия контакты замкнуты, выше — разомкнуты.

2. По количеству контактов — двухконтактные и четырехконтактные.

3. По материалу корпуса пластиковые и керамические.

4. По типу работы предохранительные -аварийный (не возвратные) и с автоматическим возвратом- рабочий.

Аварийный термостат оснащен возвратной кнопкой. После срабатывания данного термостата, для того, что бы контакты термореле перевести вновь в рабочее состояние, необходимо — Температура термореле должна быть меньше температуры возврата контактов.- В ручную нажать на клавишу возврата данного предохранителя.

Рабочий термостат не имеет аварийной клавиши, а возврат контактов осуществляется автоматически, при снижении температуры ниже температуры возврата контактов термореле.

5. По номинальному току термовыключатели бывают 5А, 10А, 16А, 20А.

6. Самый главный параметр термореле -это номинальная температура перевода контактов она часто указывается на корпусе термопредохранителя. К стати говоря, существует и еще одна температура возврата контактов, но она не указывается и является справочной величиной.

Самые распространенные термостаты это KSD 301, KSD 302 и KSD 9700 используются в кулерах воды, чайниках, утюгах, горелках, кофеварках, пароварках, масляных и воздушных обогревателях и другой технике.

Держать температуру! — журнал За рулем

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Не перепутай!

ДЕРЖАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ!

Термостат — прибор простой. Но очень важный. Ошибки при его замене недопустимы.

Сергей МИШИН

Термостат в двигателе служит для поддержания в системе охлаждения должной температуры. Но этим его функции не исчерпываются: от простого прибора зависят и мощность, и расход топлива, и вредность выхлопа, и эффективность работы отопителя. А еще — долговечность, срок службы двигателя.

На всех вазовских машинах термостат вынесен из головки блока двигателя и представляет собой самостоятельный элемент. Сегодня мы знаем следующие его модели:

2101 — такими комплектуется вся вазовская «классика», начиная с первенца VAZ 2101. Клапан начинает открываться при температуре 80±2°, а полностью открыт при 95±2°. Отличительный признак «первого» термостата — патрубки развернуты относительно друг друга на угол чуть больше 90 градусов (фото 1 слева).

2121 — для «Нивы». По начинке практически «ноль первый» термостат. Только в силу компоновочных особенностей его патрубки расположены на корпусе под углом почти 180 градусов. Кстати, на модернизированной «Ниве» VAZ 21213 стоит термостат 2101.

2108 — следующее поколение термостатов (фото 1 в центре) — предназначено для двигателей «Самары». У последних более совершенная форма камеры сгорания и более высокая степень сжатия, их температурный режим выше по сравнению с классикой на 7°. Это улучшает мощностные и экономические характеристики машины. «Восьмерочный» термостат начинает открываться при 87°, а полностью открыт бывает при 102°. Правда, сегодня на рынке встречаются «восьмые» термостаты с температурой начала открывания клапана 85°. Объяснить это просто: качество термостатов нынче не на высоте, клапан часто открывается с запаздыванием, создавая риск перегрева двигателя. Вот и скинули два градуса… «про запас».

Патрубки термостата 2108 расположены почти как на «ноль первом», но будто зеркально по отношению к нему. Кроме того, ближе к донышку у «восьмого» есть дополнительный тоненький патрубок — для соединения с расширительным бачком (см. фото 1 в центре). Это путь для выхода из системы охлаждения пузырьков воздуха, если он почему-либо туда попадет.

2110 — конструктивно повторяет «восьмерочный», у него почти те же характеристики (циркуляция по «большому кругу» начнется при 87 или 85°). Внешне же он еще более схож (но тоже зеркально, не путать!) с «ноль первым», так как не имеет дополнительного тонкого патрубка (фото 1, справа).

На VAZ 2110 «дорогу» для воздуха проложили из тройника, соседствующего с термостатом. Последний предназначен для машин с карбюраторными двигателями (VAZ 2110 и 21111). При необходимости на них можно поставить и «восьмерочный» термостат, надо только основательно заглушить его воздушный патрубок.

Бывает, что производители этих изделий самовольно упрощают конструкцию, поэтому при покупке термостата загляните в него. В верхней части корпуса должна быть вертикальная полоска металла или пластмассы, напоминающая шторку, которая охватывает дополнительный клапан в секторе примерно 270° (фото 2). Без этой шторки жидкость хуже перемешивается, меньше и медленнее нагревает термосиловой элемент — и термостат при повышенной температуре переключается на «большой круг» с опозданием.

2112 — термостат следующего поколения — для впрысковых двигателей (фото 3). Отличается от предыдущих тем, что, кроме основной функции, еще и повышает эффективность отопителя. С этой целью у него повысили сопротивление «малого круга», вынудив тем самым охлаждающую жидкость интенсивнее протекать через радиатор отопителя. Этот термостат во входном патрубке имеет дроссельное отверстие. Переход с «малого» на «большой круг» начинается при температуре 85°. Кстати, температурный порог начала срабатывания любого термостата выдавлен на донышке (фото 4).

Перейдем теперь к датчику (фото 5) включения электровентилятора системы охлаждения. Сегодня выпускаются два поколения датчиков — двухамперные и двадцатиамперные. Причем каждое, в свою очередь, подразделяется на две категории — для классики и для переднеприводных моделей.

К первому поколению относятся датчики-ветераны ТМ-108. Поскольку они не могли непосредственно коммутировать большой ток, эту роль отводили специальному силовому реле, срабатывавшему по команде от датчика. Для классики этот датчик имел индекс 2103–3808800. Вспомним: «трешка» была первой машиной ВАЗа без постоянно вращающейся механической крыльчатки. Температура включения вентилятора — 92°, выключения — 87°.

Как уже отмечалось, у двигателя «Самары» более жесткий температурный режим. Поэтому здесь электровентилятор включается при большей температуре, чем у классики. Контакты датчика (2108–3828010) замыкаются при 99°, размыкаются — при 94°.

Датчики нового поколения не нуждаются в помощи силового реле 

Программируемые термостаты. Виды и принцип действия.

Программируемые термостаты

Для сохранения требующегося уровня температуры в нагревательных системах применяются электрические устройства, называемые программируемые термостаты (терморегуляторы). Все приборы, имеющие в составе электронагревательные элементы, оборудованы электрическими терморегуляторами.

Необходимость и особенности терморегуляторов

Программируемые термостаты (терморегуляторы) представляют собой электрические устройства необходимые для автоматического регулирования температуры в охлаждающем и отопительном оборудовании. Они монтируются в системах обогрева, искусственного климата, охлаждающих либо морозильных системах. Широко используются в домашнем хозяйстве.

Цель работы терморегулятора определяется включением либо выключением нагревательных элементов какого-либо прибора при показателях температуры ниже или выше указанных соответственно. Благодаря работе терморегулирующих устройств, воздух в помещении, вода, поверхности приборов и т.п. имею стабильную температуру.

Работают все программируемые термостаты, в каком бы приборе они не находились, по единому принципу. Автоматический регулятор получает данные о температуре из окружающей его среды, благодаря тому, что оснащается встроенным или выносным термодатчиком. Опираясь на полученную информацию, терморегулятор определяет, когда нужно включаться и отключаться. Чтобы исключить сбои в работе устройства, термодатчик надлежит устанавливать в помещении подальше от прямого влияния различного нагревательного оборудования, в противном случае, может возникнуть искажение показателей и, естественно, регулятор будет работать ошибочно.

Классификация терморегуляторов

Принцип работы всех устройств, регулирующих температуру одинаковый, но видов терморегуляторов очень много, и они отличаются разными признаками.

По назначению:

  • комнатные
  • погодные

По способу монтажа:

  • стенные
  • настенные
  • крепящиеся на DIN рейку

По функциональным возможностям:

  • центральное регулирование
  • беспроводное регулирование

По способу управления:

  • механические
  • электромеханические
  • цифровые (электронные)

Также терморегуляторы отличаются техническими свойствами:

Диапазон измерений температуры. Разные модели терморегуляторов в зависимости от модификации поддерживают температуру от -60 до 1200 °С.

Количество каналов:

  • одноканальные. Применяются для автоматической регулировки и сохранения температуры объекта на указанном уровне. Отличаются меньшими размерами и весом
  • многоканальные. Выпускаются для фиксирования температуры серии стандартных термодатчиков. Их используют на производствах, лабораториях, а также в народном хозяйстве

Габаритные размеры:

  • компактные
  • большие
  • крупные

Применение терморегуляторов и датчиков

Программируемые термостаты могут устанавливаться в жилых и промышленных помещениях. В целом можно выделить такие группы терморегуляторов:

  1. Учитывающие и контролирующие температуру воздуха в конкретной зоне помещения. Эти приборы относятся к категории комнатных регуляторов. Бывают аналоговые и цифровые.
  2. Учитывающие и поддерживающие температуру определённых предметов – это регуляторы для полового отопления.
  3. Учитывающие температуру воздуха снаружи – погодные термостаты.

Регуляторы, которые эксплуатируются в промышленных помещениях, бывают двух видов:

  1. индустриальные пространственные. К этим приборам относятся аналоговые стенные регуляторы, имеющие повышенную защиту
  2. индустриальные с отдельными датчиками. Это аналоговые приборы с внешними датчиками, которые могут быть настенными или устанавливаться на специальную рейку

Датчики могут устанавливаться на стены или в полу дома, в зависимости от их типа и назначения. Встроенные приборы монтируются в монтажную коробку прямо в стену, а приборы накладного типа просто прикрепляют на стену.

Выделяют также несколько видов датчиков по назначению:

  • датчик температуры пола
  • датчик температуры воздуха
  • инфракрасный датчик для пола и воздуха

Датчик, измеряющий температуру воздуха, часто размещают на корпусе терморегулятора. Терморегуляторы с инфракрасными датчиками можно применять для контроля всей системы отопления. Эти датчики отлично подходят для установки в ванные комнаты, душевые, сауны и прочие помещения с повышенной влажностью. Сам регулятор температуры надлежит размещать обязательно в сухом месте, от переизбытка влаги он может повредиться. Правда есть модели, с повышенной герметичностью, и их монтаж в ванную ничем не опасен для них.

Регуляторы для тёплых полов отличаются своим внутренним устройством, поэтому бывают такие:

  • цифровые
  • аналоговые

Цифровые устройства имеют хорошую стойкость к разным типам помех, поэтому исключают искажение данных и гарантируют большую точность, чем аналоговые.

Особенности функциональных возможностей электрических регуляторов температуры:

  • беспроводное регулирование (дистанционное). Рекомендовано применять при дополнительной инсталляции греющих элементов и проведении реконструкций, когда выполнять классическую регулировку невозможно или довольно трудно. Дистанционное управление исключает дополнительные строительно-ремонтные работы при электроинсталляции (к примеру, монтаже кабельной проводки)
  • устройства программирования. Центральное (классическое) устройство позволяет производить регулирование температуры целого крупного объекта с одной точки. Для программирования регулятора используют компьютер или устройства управления. Также контроль осуществляется с помощью телефонного модема

Принцип действия, плюсы и минусы

Программируемые термостаты бывают следующих видов:

Эксплуатация механических термостатов

Механический регулятор температур считается простым и практичным устройством. Применяется в нагревательных и охладительных целях. Чаще всего представляет внешнее электроустановочное изделие, предназначенное для внутренней установки в жилые помещения в системы отопления.

Программируемые термостаты

   Механические программируемые термостаты

Специфичностью механических терморегуляторов является отсутствие электрической составляющей. Работает аппарат по особому принципу, заключающемуся в свойствах некоторых веществ и материалов менять свои механические качества от изменения температуры.

При изменении температуры до конкретно указанной, происходит разрыв или замыкание электрической цепи, что обуславливает выключение либо включение приборов для нагрева. Требуемый показатель температуры выбирается на шкале прибора путём вращения специального колесика.

Положительные моменты механических термостатов:

  1. Надёжность
  2. Устойчивость к перепадам напряжения
  3. Не подвластны сбоям электроники
  4. Работают при отрицательных температурах
  5. Можно эксплуатировать в условиях резких изменений температуры
  6. Простое управление
  7. Длительный срок службы

Недостатки:

  1. Наличие погрешности
  2. Вероятность появления небольших щелчков при подаче напряжения на инфракрасные нагреватели
  3. Низкая функциональность

Независимо от недостатков, они являются самыми распространёнными и встречаются в организации обогревательных систем чаще других термостатов, благодаря простому управлению и невысокой стоимости.

Эксплуатация электромеханических термостатов

Электромеханические программируемые термостаты используется в различных бытовых электроприборах. Эти изделия бывают двух модификаций:

  • С биметаллической пластиной и группой контактов. Пластина, нагреваясь до определённой температуры, изгибается и размыкает контакты, из-за чего прекращается подача электротока на нагревательную спираль или ТЭН прибора. После остывания пластина прогибается обратно в своё исходное положение, контакты при этом замыкаются, возвращается подача электричества и прибор нагревается. Приборами с этими регуляторами пользуется в повседневной жизни практически каждый человек – это утюги, электроплиты, электрочайники и т.п.
  • С капиллярной трубкой. Изделие состоит из трубки, наполненной газом и помещённой в ёмкость с водой, а также контактов. Принцип действия базируется на особенностях материалов расширяться при определённых температурах. Вещество, находящееся в полой трубке, начинает расширяться при разогреве воды, из-за чего возникает замыкание контакта. После охлаждения воды, контакты размыкаются, а электроприбор начинает разогреваться. Подобными регуляторами чаще всего оснащаются водонагреватели, масляные обогреватели, бойлеры.

Программируемые термостаты

   Электромеханические программируемые термостаты

Эти термостаты зарекомендовали себя как неприхотливые устройства.

Плюсы этих приборов:

  1. Автоматическое включение обогрева
  2. Герметичность
  3. Невысокая цена

Минусы этих приборов:

  1. Низкая функциональность
  2. Сложность добиться высокой точности регулирования

Эксплуатация электронных термостатов

Электронные устройства очень распространены, они эксплуатируются с многими электрообогревателями. Обычно ими оборудуют общие отопительные системы и кондиционирования, а также тёплые полы.

Программируемые термостаты

   Электронные программируемые термостаты

Главные составляющие части:

  • Выносной термодатчик
  • Контроллер — устройство, устанавливающее конкретный уровень температуры в доме, а также создающее команды включения и отключения нагревателя
  • Электронный ключ – контактная группа

Датчик прибора отправляет данные о температуре контроллеру, который обрабатывает полученный сигнал и решает, требуется снижать или повышать температуру.

Виды электронных термостатов:

  1. Обычные электронные регуляторы. В этих приборах можно выставлять желаемые пределы температуры либо точную температуру, которая будет сохраняться. Устройства оборудованы электронным дисплеем.
  2. Цифровые терморегуляторы:

— с закрытой логикой. Устройства имеют неизменный алгоритм работы. Регулирование выполняется при помощи передачи команд по указанным параметрам конкретным приборам, которые были установлены заранее. Параметры задаются заранее в зависимости от нужд используемых приборов для определённой температуры. Корректировка программы этих регуляторов практически неосуществима, можно только менять основные параметры. Но именно эти термостаты наиболее часто применяют в быту.

— с открытой логикой. Эти аппараты контролируют точный процесс обогрева помещений. Имеют расширенные настройки, благодаря чему можно поменять их алгоритм работы. Управляются кнопками или сенсорной панелью. Путём этих устройств можно включать либо отключать обогревательные системы в строго заданное время. Но их перепрограммированием должны заниматься специалисты. Эти регуляторы применяют чаще на производстве и в промышленности, чем в быту.

Программируемые термостаты удобно эксплуатировать, они открывают широкие возможности для тонкой настройки приборов на нужные температурные показатели, зависящие от требований отдельных зон помещений.

Достоинства:

  1. Широкий диапазон регулировок
  2. разнообразие дизайнерских решений
  3. Экономия электроэнергии
  4. Высокая точность
  5. Эффективность
  6. Безопасность при эксплуатации

Также они просты в управлении и имеют не высокую стоимость, только эти два плюса не касаются регуляторов с открытой логикой. Электронные регуляторы нередко являются составной частью системы умного дома.

 

Смотрите также по теме:

   Термостат, что это? Техническое исполнение и принцип работы.

   Терморегулятор для котла отопления. Как выбрать правильно?

   Теплый пол электрический. Обзор теплых полов.

 

Будем рады, если подпишетесь на наш Блог!

[mailpoet_form id=»1″]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *