Классификация камуфляжных расцветок
КАТАЛОГ ТОВАРОВ
Спецодежда
КОСТЮМЫ РАБОЧИЕ
КУРТКИ, ЖИЛЕТЫ И ХАЛАТЫ
БРЮКИ, ПОЛУКОМБИНЕЗОНЫ
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
МЕДИЦИНА И СФЕРА УСЛУГ
ПОСТЕЛЬНАЯ ГРУППА И СОПУТСТВУЮЩИЕ ТОВАРЫ
Камуфляж — Википедия
Разные виды камуфляжной формы для леса, пустыни и снегаКамуфля́ж (фр. camouflage — «маскировка») — маскировочная окраска, применяемая для уменьшения заметности людей, вооружений, техники, сооружений за счёт разбивания силуэта изделия или предмета (см. Маскировочное окрашивание (военное дело)).
Распространено заблуждение, что камуфляжной является исключительно пятнистая окраска, но это не так: см. далее про «зимний камуфляж» или «ослепляющий камуфляж».
Камуфляж — также защитный окрас животных, появившийся в результате приспособления к окружающей среде.
Некоторые виды, например хамелеон, осьминог, кальмар или камбала, способны менять окраску тела под цвет окружения (см. Мимикрия).
«Расчленяющий» камуфляж используют обезьяны гверецы — их белый хвост, перекинутый через чёрное тело во время сна, разрушает контуры тела при взгляде со стороны [1].
Охотники всегда подражали животным, за которыми охотились, прикрепляли к своей одежде траву. Американские индейцы надевали шкуры бизона при охоте на него.
Полевая военная форма одежды стала целенаправленно шиться из ткани защитно-маскировочного цвета в конце XIX — начале XX века. В конце XIX века британские колониальные войска в Индии переняли цвет хаки, на персидском языке означающий «цвета пыли». Форма цвета хаки успешно показала себя на поле боя в южноафриканской войне с бурами 1899—1902 гг., потому вскоре её переняли русские и другие войска и широко использовали в течение Первой мировой войны.
В 1909 году американский художник Эббот Тайер выпустил книгу «Окраска в животном мире» (Coloration in the Animal Kingdom). Описанные в ней принципы послужили основой для создания теории научной мимикрии, а на её основе были разработаны принципы военного камуфляжа [2].
Во время Первой мировой войны британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон разработал особую схему маскировки для военного флота — так называемый «ослепляющий камуфляж» (иногда используется более общий термин «деформирующий камуфляж»). Этот камуфляж не пытался спрятать судно, а затруднял оценку расстояния до него, его скорости и курса
В 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», она же — «хамелеон-метод»)[4].
Серая окраска корпуса Су-24М. Нос окрашен белой специальной радиопрозрачной эмальюВсе принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся военнослужащие, с учётом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берётся человеческое зрение в светлое время суток, являющееся точкой отсчёта при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами. Все вооружённые силы мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков для изготовления военной экипировки, дабы уберечь личный состав при ведении боевых действий.
К началу Второй мировой войны камуфляж был повсеместно использован во всех родах войск и с учётом географических особенностей места предполагаемого боя. Во время Второй мировой использовался зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх шинелей. В Красной армии камуфляжная форма была до начала[5] Великой Отечественной войны для пограничников, снайперов, сапёров, разведчиков и диверсантов. Это были маскировочные костюмы с неровными пятнами (в форме амёбы) коричневого или чёрного цвета на фоне цвета хаки или зелёном[6]. В 1944 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с грязно-серым рисунком, имитирующим листья, либо с рисунком, напоминающим нынешний «цифровой» камуфляж.
После войны надобность делать камуфляжную форму почти отпала. Однако в конце пятидесятых годов двадцатого столетия в связи с военными действиями в Юго-Восточной Азии камуфляжный бум вновь имел место. Для армии США тогда сшили 43 маскировочных комплекта, среди них: «пустыня», «лес», «джунгли», «зима» и прочие.
Американцы использовали камуфляж до войны во Вьетнаме, существовал камуфляж «Дакхантер», используемый 2-й бронетанковой дивизией при «Операция Кобра», но из-за участившихся случаев огня по своим этот камуфляж был снят, в основном ограничивались прикреплением к своим шлемам веточек, травы, листьев (возможно — из-за сложностей с различением во время боевых действий своих).
В 1984 году был создан «цифровой» камуфляж: на солдатскую форму был нанесен рисунок, похожий на конфигурацию пикселей на экране монитора. Такой рисунок мешает глазу зафиксироваться на объекте, заставляя воспринимать его как «белый шум», а также, аналогично ослепляющему камуфляжу, мешает определить его форму и движения. [7]
В настоящее время существует общее стремление каждой армии иметь один универсальный рисунок, дорабатывая цветовые решения этого рисунка в зависимости от типа местности. Таковы существующие в различных цветовых решениях ACUPAT (например, в вариантах «пустынный», «городской» и «лесной», см. здесь, базовым считается «urban» — городской вариант в серых тонах), DPM, Flektarn и другие. Иногда обособленная часть Вооружённых сил может иметь собственный рисунок, однако и в этом случае заметна та же тенденция (например, используемый корпусом морской пехоты США MARPAT, хотя и отличается от используемого остальными Вооружёнными силами единого рисунка ACUPAT, также имеет несколько цветовых решений, используемых в зависимости от местности, базовым считается вариант «woodland» — лесной, в зелёно-коричневых тонах). Прежде всего (но не исключительно) это связано с по-прежнему актуальной проблемой опознавания «свой-чужой».
Для Советского Союза таким общим рисунком был вначале «бутан» (существовавший в виде цветовых решений для леса — на маскировочном костюме КМ-Л, и в виде решения для пустынно-степной местности — на КМ-П), затем «флора», также имевшая более одного цветового решения, и в настоящее время — маскировочный рисунок «тёмный». Если «тёмный» изначально разрабатывался как универсальный рисунок, а «бутан» предполагалось использовать как минимум в двух цветовых решениях на различной местности (что тоже требует универсальности), то «флора» была приспособлена именно под зелёный растительный, преимущественно лесной фон местности, что и в конечном итоге привело к отказу от этого рисунка в ВС РФ.
Маскировочная раскраска применялась во Второй мировой войне для различной техники. В основном, это были белила и известь для зимних вариантов и штатный зелёный (травяной) цвет для лета. Однако, некоторая часть техники изначально шла в двух-трёхцветном камуфляже. После войны на некоторое время эта практика была прекращена, в связи со сменой приоритетов и задач. Так, например, на самолётах-бомбардировщиках стали красить «брюхо» в снежно-белый цвет, для снижения поражающего воздействия ядерного взрыва. После 1970-х годов большинство военных кораблей и самолётов в СССР красятся в серый цвет, как самый незаметный и практичный.
Использование в военизированных организациях[править | править код]
Различные законные и незаконные военизированные формирования различных стран используют камуфляж в форменной и иной одежде, снаряжении, для окраски транспортных средств. В России к таким формированиям, например относятся подразделения ОМОН, ФСИН, ВО ЖДТ, ФГУП Охрана.
В конце 1960-х, будучи распространённым в американских войсках, камуфляж приходит и в гражданскую одежду в качестве гражданского протеста против войн. Ношение военной формы на улицах города должно было обратить внимание населения на то, что бы они почувствовали, если бы в их городе велись боевые действия и расхаживали солдаты. Мода быстро ушла, но воскресла в 1980-х, приобретя небывалое распространение в начале 1990-х во время войны в Персидском заливе.
Модная промышленность начала производить псевдовоенные раскраски более мягких тканей, имитировать фурнитуру под знаки отличия. Джон Гальяно, Анна Сюи, Commes des Garsons перенесли черты военной формы на выкройки юбок и платьев. Камуфляж прочно закрепился в спортивной одежде.
Также камуфлированная одежда пользуется определенным спросом у охотников, рыбаков, черных копателей и части туристов.
Модная расцветка под диких животных — леопард, зебра — также является одной из разновидностей камуфляжа.
В некоторых субкультурах, таких как риветхеды, НС-скинхеды, некоторые направления в готике, киберпанк, панк и особенно в культуре сталкеров одежда камуфляжной окраски является важным и необходимым элементом. Камуфляжную одежду носят в сочетании с армейскими ботинками или массивными кроссовками, кожаными перчатками-беспалками и украшениями в панк-стиле.
- Акимушкин И. И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 1998. — 455 с.: ил. — С. 416—417
- Бор Стенвик. Все мы врём: Как ложь, жульничество и самообман делают нас людьми = Bar Stenvik. Bloff — hvordan juks og selvbedrag gjшr oss til ekte mennesker. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 503 p. — ISBN 978-5-9614-5855-8.
Зимний и Летний, Военный и Городской, Костюмы и Брюки Розовой и Зеленой Расцветки, Модели Березка и Амеба
29.04.2019
Камуфляжем (от французского camouflage — «маскировка») называют маскировочную окраску, применяемую для того, чтобы уменьшить заметность личного состава, вооружений, боевой техники и сооружений путем разбивания силуэтов или предметов.
На сегодняшний день камуфлированная расцветка применяется не только в рядах действующих воинских подразделений, но также и в быту. Туристы и охотники также носят одежду защитной окраски, чтобы не выделяться в природных условиях.
Цвет камуфляжа на военной службе
Полевую военную форму одежды стали целенаправленно шить из тканей защитно-маскировочных цветов в конце XIX столетия. Так, к концу XIX столетия британские колониальные войска в Индии переняли цвет «хаки», что в переводе с персидского языка означает «цвет пыли». Военная форма цвета хаки хорошо зарекомендовала себя на полях сражений в Южной Африке. Потом ее начали использовать остальные армии мира, в том числе и российские. Первую мировую войну они встречали уже в ней.
Позже в 1909 году американским художником Эбботом Тайером была выпущена книга «Окраска в животном мире». Многое из того, что было в ней описано легло в основу теории научной мимикрии, после чего началась разработка принципов камуфляжа для военных.
В Первую мировую британским художником и офицером ВМФ Норманом Вилкинсоном была разработана особая схема маскировки для военно-морского флота, так называемый «ослепляющий камуфляж» (или «деформирующий камуфляж»). Такая серая расцветка не прятала корабли, но затрудняла расчет расстояний до них, а также курсов и скоростей.
В 1939 году французским художником Владимиром Барановым-Россинэ была запатентована пятнистая военная форма, именуемая «пуантилистически-динамичным камуфляжем» или «хамелеон-методом».
Следует иметь в виду, что большинство принципиальных схем армейских камуфляжей разрабатывались под конкретные местности, на которых находились военные. При этом учитывались нормативные требования, предъявляемые к маскировке на открытых местностях. Исследования проводились в светлое время суток. В итоге многие армии мира решили пользоваться камуфляжными рисунками при производстве военной экипировки для сбережения личного состава во время ведения боевых столкновений.
И уже во Вторую мировую войну камуфляжи применялись всеми родами войск в зависимости от географических особенностей мест предполагаемых боев. Они пользовались маскировочными костюмами с неровными пятнами (в виде амеб) коричневой или черной расцветок на зеленом фоне хаки. В СССР активно пользовались зимним камуфляжем — белыми маскхалатами, надевавшимися на верхнюю одежду. За год до окончания войны появились камуфляжные комбинезоны светло-зеленных цветов с грязно-серыми рисунками, имитирующими листья, или с рисунками, напоминающими нынешние «цифровые» камуфляжи.
Американские виды камуфляжа
В послевоенное время военным камуфляжем практически не занимались, но в пятидесятых годах XX века из-за военных действий в Юго-Восточной Азии камуфлированной маскировкой снова заинтересовались. Так, для американской армии в то время приступили к пошиву 43 маскировочных комплектов типа: «пустыни», «леса», «джунглей», «зимы» и прочих.
Американцы пользовались камуфляжем «Дак хантер» до вьетнамской войны. Его использовала 2-я бронетанковая дивизия в ходе «Операции Кобра». Однако вследствие частых случаев применения огня по своим подразделениям его отменили, ограничившись прикрепленными к каскам ветками или листьями.
Современный пиксельный камуфляж
С 1984 года начали пользоваться камуфляжем, называемым «цифровым». Эта расцветка камуфляжа похожа на пиксели экранов мониторов. Такие рисунки мешают глазам фиксироваться на объектах, заставляя воспринимать их типа «белого шума», и по аналогии с ослепляющим камуфляжем, это препятствует с определением форм и скорости передвижения.
Раньше в странах по-разному подходили к камуфляжному обмундированию, на сегодняшний день имеется общая склонность армий располагать одним универсальным рисунком. Доработка осуществляется только с учетом разых типов местности. Так, имеются в разных цветах камуфляжи ACUPAT (типа «пустынного», «городского» и «лесного», либо базового «urban» — городского серого варианта), Flektarn, DPM и прочие.
Порой отдельные армейские части могут обладать собственным рисунком, но и в таких случаях заметны все те же тенденции. К примеру, применяемый американскими морскими пехотинцами MARPAT, хоть и отличен от используемых иными подразделениями единых рисунков ACUPAT, также располагает несколькими цветовыми гаммами. Их используют с учетом местности, и они являются базовым полевым камуфляжем «woodland» — лесной рисунок с зелено-коричневыми тонами.
Камуфляжи России и Советского Союза
Цифровым Российским камуфляжем в настоящее время принято считать «цифровую флору». В западной квалификации этот камуфляж проходит под названием Russian Pattern, а в армейской среде он известен под названием «Пиксель». Данный камуфляж был разработан в 2008 году, а на снабжение ВС и МВД его приняли годом позднее, после того как приняли принципиальное решение о замене «Флоры».
За годы истории от Советского Союза до современной России для армии были разработаны следующие виды камуфляжа:
- «Амеба». Камуфляж образца 1935 года. Изготавливался в нескольких версиях;
- «Лиственный лес» образца 1942 года;
- «Пальма». Деформирующий рисунок образца 1944 года. Производился в четырех версиях в соответствии с сезонами;
- «Серебряный лист» образца 1957 года. Его также называли «Березкой» или «солнечными зайчиками», а также камуфляжем пограничников;
- «Бутан», имеющий еще одно название «Дубок». Был разработан в 1984 году;
- Российский камуфляж образца 93 года — ВСР-93, именуемый еще и «вертикалкой»;
- Российский камуфляж образца 98 года — ВСР-98 Флора. Это был основной российский общевойсковой камуфляж с 1998 года. Невзирая на свою низкую привлекательность, эта разновидность камуфляжа весьма неплохо маскировала военнослужащих в районах российской средней полосы. Обладая некими характерными полосками, «Флора» получила прозвище «арбузного» камуфляжа. Выпускалась в трех версиях;
- Цифровой российский камуфляж. «Цифровая флора» является на данный момент новым пиксельным камуфляжем в российских Вооруженных Силах.
Кроме того, имеются и коммерческие виды камуфляжа, такие как:
- «Тигр». Зелено-коричневые горизонтальные разводы;
- «Камыш». Песчано-коричневая расцветка, имитирующая заросли камыша;
- «Партизан». Зеленая форма с желтыми пятнами;
- «Излом». Трехцветная имитация лиственного леса;
- «Скол». Темный вариант зеленого комуфляжа;
- «Сурпат». Пиксельный камуфляж для разных местностей;
- «Спектр». Доминирующий зеленый цвет;
- «Сумрак». Костюм с серыми вкраплениями, подходит для городской среды.
Большинство этих разновидностей камуфляжей официально на снабжении нигде не состоят. Тем не менее, они нашли неофициальное применение в отдельных подразделениях и у отдельных сотрудников. Специализированные российские компании и дальше продолжают выпускать широкую гамму камуфляжной спецодежды разработок западных компаний. Кроме того, современная российская военная наука и промышленность не стоят на месте, все время, совершенствуя защитные функции костюмов, имеющихся сейчас в наличии, а также разрабатывая все новые и новые виды камуфляжей, которые бы полностью отвечали новым реалиям.
Применение камуфляжа военизированными организациями
Самыми разнообразными законными и незаконными военизированными формированиями разных стран используются камуфляжи в форменных и иных образцах одежды, снаряжения, для раскраски автотранспортных средств. В нашей стране таких военизированных или полицейских организаций и формирований, тоже немало. Например, камуфляж широко используется спецслужбами, спецподразделениями, всем известным ОМОНом, федеральными силовыми структурами, а также частными охранными структурами.
Камуфляжные костюмы в повседневной жизни
В 1960-х годах в американской штатской одежде широкое распространение получил камуфляж как гражданский протест против войны. Молодые люди в военное форме одежды на городских улицах пытались заставить горожан прочувствовать каково это, когда на твоих улицах идут уличные бои и ходят солдаты. Это веяние быстро прошло, но воскресло в 1980-х и приобрело небывалую популярность уже в 1990-х во время операции «Буря в пустыне».
Фэшн-индустрия приступила к производству псевдовоенных раскрасок, но с применением более мягких материалов. Многие известные модельеры той поры по-разному подходили к камуфляжному крою. Они начали переносить элементы военной формы даже на женские юбки и платья. Камуфляж стал неотъемлемой частью спортивной одежды.
Фэшн-индустрия начала производить:
- Женский камуфляж;
- Городской камуфляж;
- Зеленый камуфляж;
- Розовый камуфляж;
- Модные брюки камуфляж;
- Камуфлированные штаны и джинсы;
- И даже камуфлированную спецодежду.
Понятно, что зимний камуфляж и летний камуфляж начал пользоваться немалой популярностью у людей, ведущих активный образ жизни. Охотники, рыбаки, черные копатели, а также многие туристы стали запасаться удобной одеждой специальной расцветки. Модными стали расцветки, имитирующие дикую африканскую фауну, типа леопарда или зебры.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Автор статьи:
Богуславский СергейЯ бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.
Свежие публикации автора:
С друзьями поделились:
Камуфляжи мира: виды, расцветки, история создания
В различных странах по-разному подходили к камуфляжному обмундированию. Во-первых, камуфляжные расцветки меняются со временем, совершенствуя защитные функции и адаптируясь к различным типам местности. Во-вторых, различные типы войск имеют различный камуфляж.
Не всегда камуфляж получался удачным. Так, например, американцы попали впросак в «лесном» камуфляже, адаптированным для лиственного леса средней полосы, в пустынях Афганистана и Ирака. Ошибка была исправлена, но стоимость это ошибки было весьма высока.
Не всегда удачные образцы продолжают свое существование. Так, например, пограничный камуфляж «березка» был снят с вооружения и остался только в маскировочных комплектах разведки. Различные варианты «березки» можно купить в магазинах, специализирующихся на камуфляже для охоты, рыболовства и страйкбола.
реклама
Давайте рассмотрим виды камуфляжей, как использующиеся в настоящий момент, так и в исторической перспективе.
Классика. Исторические базовые цвета камуфляжа
Khaki (Хаки)
Прародитель всего современного камуфляжа.
Базовый цвет защитного обмундирования. Впервые появился на вооружении британской армии в 1896 году.
Американцы переняли опыт британцев и переодели свою армию в хаки к 1899 году.
Цвет хаки является базовым полевым камуфляжем и используется как основа при разработке практически всех видов камуфлирующей одежды. Данный цвет также используется по умолчанию для окраски поверхностей, вооружения, объектов.
Поразительно, но стиль, под названием «грязь», а именно так переводится слово хаки с персидского, завоевал не только окопы, но и подиумы высокой моды и упорно сохраняет позиции на протяжении столетия. В моде существуют разновидности применения цвета хаки – сафари стайл – с накладными карманами, широкими поясами и приталенными силуэтами и милитари стайл – агрессивный стиль, скрывающий очертания тела.
Olive (Olive Green)
Оливковый. Также считается классикой камуфляжа. Более глубокий цвет по сравнению с хаки. Если хаки адаптирован к пустыне, Olive Green имеет более широкий профиль применения. Применялся в армии США во Второй Мировой, Корейской и Вьетнамской войнах.
Наравне с хаки, оливковый широко используется в модной индустрии, в сфере дизайна, особенно релаксационного дизайна. Часто используется в хороших лечебных и восстановительных санаториях.
Версия «Black» (темно серый), черный камуфляж с незначительным дымчатым переливом.
Используется преимущественно спецслужбами при проведении ночных операций, а также применяется военизированной и тюремной охраной.
Черный камуфляж также может применяться для устрашения. Своего рода усовершенствованный камуфляж кинематографических ниндзя.
Navy Blue
Классический камуфляж, с первоначальным названием marine blue, использовался с 1748 года на флоте Великобритании. Синий цвет морской формы впоследствии был позаимствован многими странами мира и нашел отражение в форменной одежде, спецодежде и даже школьной форме.
Принято считать, что униформа темного синего цвета стимулирует исполнительность, упорство и высокую трудоспособность.
Snow camo «Снежный» камуфляж.Широко используется спецслужбами для проведения полевых разведок.Камуфляж разработан для специальных войсковых частей, разведки и спецназа в условиях Арктики, Антарктики и для проведения операций в зимнее время года. | |
Brushstroke, Denison camoДанный вид камуфляжа «мазок кисти» был создан в Британии и использовался на вооружении различных стран мира до 1960 года. Изображает разнонаправленные мазки широкой кисти по основе цвета хаки.Использовался в основном в тропических и азиатских странах. Стал основой для «мазковых» камуфляжей ящерица, тигр, витязь. |
реклама
Советский союз, Россия
КЗС. 1975-76 Камуфляж сетчатый антирадиационной защиты с цифровым рисунком. В настоящее время не выпускается. Ткань пропитывалась специальными веществами, препятствующими горению.Просторный сетчатый камуфляжный костюм надевался поверх обмундирования. После использования костюм не использовался повторно, а закапывался или сжигался. Сфера применения: разведка, армия. | |
Дубок, бутан 1984. Армейский камуфляж. Изначально разрабатывался для ВДВ и десанта. Трехцветный лесной камуфляж. В настоящее время используется в авиационных и десантных частях.Также в различных модификациях используется для туристической одежды. По многим параметрам совпадает с американским камуфлирующим рисунком Woodland. | |
Флора и цифровая флора (имитирующий двухцветную пиксельную разбивку). Трехцветный армейский камуфляж, пришедший на смену «бутану». Используется в настоящее время.Отличается более динамичной разбивкой силуэта. Расцветку также называют «арбузной». | |
Березка, золотой лист, серебряный лист, солнечный зайчик, пограничник. Легендарный камуфляж с рисунком, имитирующим игру света в листве.Разрабатывался для пограничных войск. Впоследствии использовался в разведывательных и десантных частях. На западе рисунок известен как «камуфляж КГБ». | |
Пальма. Камуфляжная расцветка 1944 года. Тропическая растительность. Демонстрирует широту взглядов Советского руководства. Камуфляж использовался в разведывательных и диверсионных подразделениях Второй Мировой. | |
Амеба. 1935 год. Двуцветный камуфляж с амебообразным разбивающим рисунком. При движении контуры фигуры расплываются, подобно амебе. Интересный визуальный эффект, несмотря на кажущуюся простоту исполнения. | |
Витязь, «камыш». Камуфляж, разработанный для войск МВД специального назначения. Вариации «тигрового» камуфляжа, что отражено в названии, в котором явственна отсылка к «Витязю в тигровой шкуре». Имеются зимние и летние варианты. Может быть использован как в городских, так и в полевых условиях. | |
ВСР-93, «вертикалка».Общевойсковой камуфляж 1993 года. |
Современные российские камуфляжи в свободном доступе
|
|
|
реклама
Британия
Британия является основоположником промышленного армейского камуфляжа. Прообразы многих камуфляжных рисунков были разработаны в Британии. Синяя форма моряков, хаки, олива, мазковый камуфляж для пустынной местности — все это изобретения британцев.
Disruptive Pattern Material (взрыв, всплеск текстуры) один из основных камуфляжей на основе мазков различной направленности. От классического мазкогого камуфляжа «широкой кистью» данный вид отличается большей хаотичностью и неравномерной шириной мазка.
Германия, вермахт, ГДР, ФРГ
Rauchtarnmuster Камуфляж, идеальный для лиственного и хвойного леса летом и осенью. Имелся отдельный вариант для весны. Также была выпущена экспериментальная партия двухстороннего камуфляжа, имеющая с изнанки другой рисунок. Применялся в штурмовых бригадах СС. | |
Splittermuster, WH splintertarn. Первый армейский камуфляж Германии. 1931 год. Камуфляж называют также «оскольчатым» или «битым стеклом». Один из самых аккуратных камуфляжей мира. Через равные промежутки наносились цветовые пятна четырех цветов, примерно одинаковой формы и размера. | |
SS – Eichenlaubmuster, WH eichentarn. Камуфляж «дубок» в интерпретации вермахта. Рисунок создан для Waffen-SS. Известен в вариациях : 6 цветов (бордо, черный, оливковый, зеленый, коричневый на базовом хаки) вариант 1942 года.Также есть вариант с использованием 5 цветов – с исключением бордового. |
Для каждого варианта камуфляжа предусматривался зимний и летний варианты расцветки.
Использовался в войсках ФРГ в 80-е годы. Отличительная особенность камуфляжа в размере деталей. Камуфлирующие пятна имеют небольшой размер. Известны варианты с преобладанием черно-коричневых или зеленых и оливковых цветов.
На данный момент производные от flecktarn используются во многих странах, в частности в Польше и в Китае.
Tarnmuster, Amoebatarn. Усовершенствованный вариант Splittermuster, дополненный амебообразным рисунком. | |
BW tropentarn. Один из новых пустынных камуфляжей 1990 года. Разбивка силуэта случайными пятнами на фоне хаки. |
Основные камуфляжи США
Woodland. Самый распространенный камуфляж США. Разработан в середине 80-х. Выпускается в 4 базовых модификациях. В данный момент в армейских частях заменен на MARPAT.
| |
3-color desert. Пустынный трехцветный камуфляж. Активно использовался ВДВ в Афганистане, Ираке. Был заменен более удачным камуфляжем MARPAT | |
6-color desert, Chocolate Chip, шоколадка. Волнообразный мягкий рисунок в коричневых тонах с имитацией мелких камней. В настоящее время не используется в армии США, но данным камуфляжем активно снабжаются «дружественные» США части. | |
Digital woodland. Цифровой лес. Основной камуфляж армии США на текущий момент. Очень удачный вариант маскировочной окраски. Не хуже «березки» — лучшего камуфляжа СССР. Различаются три основных варианта камуфляжа MARPAT — лесной, пустынный и городской. Алгоритм смешения цветов сохраняется, меняется цветовой баланс и соотношение количества пятен базового цвета. | |
Digital desert. Цифровая пустыня. Вариация MARPAT в котором оливковая основа заменена на базовый хаки. Вариант «цифрового» камуфляжа для пустыни. | |
AT-digital. Трехцветный камуфляж на основе MARPAT. Используются цвета хаки, оливковый и коричневый. | |
Multicam. Модифицированный Woodland (снятый с вооружения тип камуфляжа), используется в коммерческих фирмах и охранных агентствах. Хороший камуфляж, но разработчики излишне усложнили рисунок, что привело к снижению камуфлирующих свойств. |
О том как правильно выбрать маскхалат для зимы — здесь.
Камуфляж Канады
CADPAT. Модификация цифрового камуфляжа MARPAT. Ведутся споры, кто именно первым придумал данный вид камуфляжа. Не будем настаивать. Возможно, MARPAT это модификация CADPAT. Возможно, наоборот. Принцип построения камуфлирующей расцветки один и тот же. | |
JACKET, GARRISON, LAND, канадский «лесной» камуфляж. Подходит как для лиственных, так и хвойных лесов. | |
Duck hunter. Дославный перевод «Охотник на уток». Камуфляж для охотников. Представляет из себя крупные цветовые пятна на оливковом или хаки. Продается в спортивных и охотничьих магазинах. Хорош тем, что в состоянии обеспечить относительную незаметность для животных, но охотник остается видимым для людей, что особенно важно на охоте. |
Камуфляжи Китая
Цифра. Пиксельные рисунки широко распространены и используются практически во всех армиях мира. За счет высокой адаптации к любой поверхности и легкости воспроизводства рисунка в любых цветовых гаммах, пользуется повышенным спросом.
Постоянно разрабатываются новые модификации цифрового камуфляжа.
flecktarn «пятна»в китайской модификации. Зеленый защитный камуфляж был принят в качестве общевойскового практически без изменений, использовался также для пограничных и внутренних войск.
Пустынный вариант с преобладанием хаки был разработан для полиции Пекина, войск в Тибете. В целом армия Китая копирует удачные расцветки других стран.
История камуфляжа и технологий «невидимости» / Mail.ru Group corporate blog / Habr
Кадр из фильма «Хищник»
Камуфляж (маскирующая окраска военной формы, однотонная или многоцветная) массово начал использоваться военными всего мира относительно недавно — с конца XIX в. До этого военная форма выглядела намного привлекательнее — яркие цвета, в основном синий, красный и белый, эполеты, блестящие пуговицы. Все это сильно облегчало управление войсками на местности. Потом технический прогресс и совершенствование методов ведения войны потребовали сделать солдат менее заметными на фоне окружающей природы, и вот уже больше 100 лет эту задачу с переменным успехом решают всевозможные камуфляжи. Но сейчас военным уже недостаточно похитрее окрасить форму, и ученые ищут принципиально иные подходы к сокрытию на местности людей и техники.
В 2004 г. армия США получила новый цифровой камуфляж Universal Camouflage Pattern (UCP) — универсальное решение для всех видов окружающей среды. Но всего через несколько месяцев, по мере усиления боевых действий в Ираке, каждый солдат уже знал: UCP не работает практически ни в каком окружении. Таким образом, возникла острая необходимость найти ему замену. Объявили о запуске программы Camouflage Improvement Effort («Меры по улучшению камуфляжа»), которую в 2012 г. газета The Daily метко назвала «неразберихой на $5 млрд». Сотни разработчиков прислали на конкурс камуфляжные схемы, в финал вышло всего четыре. Четыре года спустя (и вложив несколько миллионов долларов) армия США определилась с победителем.
Схемы-финалисты компаний Brookwood, Crye Precision, Kryptek, ADS Inc. и Guy Cramer.
Победителем стал камуфляж Scorpion W, разработанный в Crye Presicion. Впоследствии он претерпел некоторые доработки (Scorpion W2) и был принят на вооружение под названием OCP (Operational Camouflage Pattern).
Что касается российской армии, то с 1998 г. общеармейским камуфляжем являлся ВСР-98 «Флора», который в последние годы заменяется на цифровую версию.
Однако военные технологии развиваются быстро, и никто не может предположить, как придется адаптировать камуфляжные схемы в долгосрочной перспективе. Мы пока еще не так много знаем о том, как человеческий мозг интерпретирует визуальную информацию. И многолетние дорогостоящие усилия военных по поиску идеальных камуфляжей пока не увенчались успехом.
Потребность сделать солдата менее заметным возникла в XIX в. после появления дальнобойного оружия. В разных армиях мира начались робкие эксперименты по использованию зеленых и серых защитных окрасок формы. Во время Первой мировой войны флоты разных стран начали применять так называемые «ослепляющие» камуфляжные рисунки, затруднявшие оценку расстояния до корабля и его курс, что было критически важно для наведения орудий и торпедных аппаратов.
Вскоре подобные решения начали испытывать и применительно к пехоте.
К 1930-м годам появились более современные схемы, например, советская «Амеба».
А с началом Второй мировой войны камуфляж начал развиваться очень быстро.
В конце 1970-х годов появился камуфляж «Dual Texture» — предшественник современных цифровых камуфляжей. Он состоял из больших квадратов, крупные и мелкие комбинации которых должны были разбивать силуэт на разных дистанциях.
Наконец, в 1990-х годах с широким распространением в войсках разных стран приборов ночного видения началось внедрение цифровых камуфляжей. Их особенность в том, что края пятен формируют не кривые линии, а «пиксельную» решетку из мелких квадратиков, что делает солдат невидимыми в приборы ночного видения. То есть в окулярах закамуфлированный «цифрой» человек или техника не выделялись на фоне окружающего пейзажа.
Кроме того, цифровой камуфляж лучше работает и при нормальном освещении, потому что больше похож на фрактальные схемы, которые человеческий глаз (точнее, мозг) интерпретирует как белый шум. Иными словами, цифровой камуфляж выглядит менее «природным», поэтому хуже привлекает внимание.
Однако человеческий глаз — это очень сложный оптический инструмент, а мозг способен вычленять образы даже в очень сложных окружениях. И потому практически невозможно создать единственный универсальный камуфляж, способный «спрятать» солдат во всех возможных ситуациях — в лесу, в горах, в пустыне, в городской застройке, в поле и т.д. Не забывайте, что те же леса бывают ОЧЕНЬ разными, и камуфляж, прекрасно работающий в скандинавских зарослях, может оказаться практически бесполезным где-нибудь в Поволжье. В результате множество компаний по всему миру принялись создавать всевозможные цифровые камуфляжи.
«Видишь суслика? А он есть» (с). На этой фотографии есть человек в камуфляже US4CES, разработанный Гаем Крамером и компанией ADS Inc.
Для уменьшения заметности людей, вооружений, техники, сооружений за счет разбивания силуэта камуфляж используется и в играх. В «Armored Warfare: Проект Армата» можно вооружиться баллончиком с краской и нанести на свой танк десятки разных камуфляжей (по одному за раз), разбитых на три группы — «цифра», фрактальный и полосы.
С точки зрения нашего мозга, цифровой камуфляж не «вливает» человека в окружающий ландшафт, а как бы искусственно лишает тела. Для мозга цифровой камуфляж «неудобен», поэтому он старается не замечать его. При этом недостаточно просто набросать на ткань пиксели случайным образом. Создание эффективной цифровой схемы — задача непростая. Важную роль здесь играет выбор цветов и особенности строения человеческого глаза.
Рассмотрим упомянутый в начале статьи провальный камуфляж UCP:
Все цифровые камуфляжи содержат два визуально-логических слоя: микрорисунок (пиксели) и макрорисунок (форма пятен, образуемых пикселями). Если масштаб макрорисунка слишком мал (как это сделано в UCP), то возникает оптический феномен «изосвечения» (isoluminance). Суть его в том, что тщательно сконструированный рисунок камуфляжа превращается в светлую массу. В результате человек не просто хорошо заметен, но и даже привлекает внимание на местности.
Еще одной роковой ошибкой стало отсутствие в UCP черного цвета. Официальные лица объяснили это тем, что в природе черный цвет отсутствует. Однако это совершенно не так: черный и коричневый цвета крайне важны для изображения теней. Поэтому, например, в камуфляже US4CES (четвертый финалист программы Camouflage Improvement Effort) используется так называемое «контурное освещение» (boundary luminance): тонкие черные линии вокруг макро- и микрорисунков, заставляющие наш глаз воспринимать их трехмерными объектами.
При отсутствии этих псевдотеней рисунок потерял бы глубину и воспринимался двумерным.
Неожиданная проблема при создании цифрового камуфляжа связана с… его массовым производством. Камуфляж призван разбивать силуэт человека по некоторым ключевым точкам, например, запястьям, коленям, лодыжкам.
Камуфляж US4CES.
Нечто подобное можно наблюдать у тигров: полоски проходят перпендикулярно их конечностям. Но при массовом производстве формы, когда из рулонов ткани делают выкройки для пошива сотен тысяч комплектов одежды, весьма трудно предугадать, где именно пройдут эти визуальные «разрывы».
Кроме того, человеческий мозг прекрасно умеет распознавать паттерны. Если мы увидим какой-то образ дважды, то сразу почувствуем что-то знакомое. Или, если говорить о войне, что здесь что-то не так. Поэтому крайне важно, чтобы правая и левая части униформы никогда не совпадали. Однако многие камуфляжные схемы обладают подобным недостатком. Наш мозг замечает какую-то аномалию с правой стороны груди, и если он увидит очень похожий рисунок на левой стороне, то сразу сопоставит эти два факта и сделает вывод, что видит верхнюю часть человеческого тела.
Огромную роль при создании камуфляжей играет использование геометрических фракталов.
Пример фрактального рисунка ландшафта в Google Earth.
Если при взгляде на фрактал нет возможности оценить его масштаб, то глаз не может отделить фрактал от фонового окружения.
Процесс тестирования камуфляжа почти столь же важен, как и его создание.
В восточной части Багдада.
Например, в американской армии для тестирования привлекаются снайперы с идеальным зрением. Их сажают перед компьютером с системой отслеживания направления взгляда, и в режиме слайд-шоу демонстрируют тысячи фотографий, на которых изображены всевозможные пейзажи с людьми в тестируемых камуфляжах. Съемки делаются во всех возможных природных окружениях (от пустынь до болот) и во всех возможных погодных условиях. Важную роль играет также расстояние до человека, ведь камуфляж должен хорошо работать как вблизи, так и на большой дальности.
При просмотре фотографий система тестирует, насколько быстро снайперам удается обнаружить на снимке визуальную аномалию — лежащего на земле человека в боевых условиях. В реальных ситуациях эти миллисекунды при принятии решения имеют огромное значение. Для большинства камуфляжей среднее время обнаружения снайпером — 8—12 секунд.
В августе 2013 г. отряд спецназа США был досрочно отозван с миссии в Ливии, потому что группа террористов похитила из военного грузовика оружие и снаряжение. Казалось бы, причем тут камуфляж?
Дело в том, помимо прочего был украден прибор ночного видения, способный регистрировать коротковолновое инфракрасное излучение (SWIR) с длиной волны 1,4—3 микрометра. Устройство стоимостью $45 тыс. позволяет видеть людей в любом камуфляже в виде белых фигур.
Как видите, технический прогресс снова требует поменять подход к созданию военной формы. С XIX в. до настоящего времени проделан очень большой путь, но скоро оснащение солдат позволит свести на нет попытки противника остаться незамеченным. Да, в продаже уже есть военная форма, изготовленная из ткани, практически не излучающей в инфракрасном спектре. Но это паллиативное решение. Следующим этапом в развитии камуфляжа, вероятно, станет появление технологий «невидимости» — например, тканей, волокна которых позволяют лучам света «огибать» скрываемый объект. Или умные ткани-хамелеоны, генерирующие рисунок в зависимости от текущего окружения.
Концепт «умной» камуфляжной ткани.
На сегодняшний день подобные разработки — настоящий хайтек в сфере камуфляжа, и потому тщательно охраняются. Но можно не сомневаться в том, что синергия технологий в относительно недалеком будущем все же приведет к созданию «невидимого» камуфляжа. И это совершит очередную революцию в военном деле.
Собственно, о возможности создания «невидимого» материала мы уже писали на Hi-Tech Mail.Ru. Были разработаны две технологии. Одна использует металлические слои наносетки, другая – серебряные нанонити. Применение разработанных метаметаллов (искусственных металлов) позволяет изменить обычное распространение света, заставляя его обходить электромагнитную волну вокруг объекта. Причина такого поведения света заключается в отрицательном коэффициенте преломления. Оба материала достигают отрицательного коэффициента преломления путем минимизации энергии, потерянной при прохождении света через них.
P.S. Мы не могли не запостить этот великолепный образец камуфляжа для городских условий.
P.P.S. Текст основан на статье «The History of Invisibility and the Future of Camouflage» с нашими дополнениями.
История камуфляжа
В сравнительно недалеком прошлом, немногим более 100 лет назад, военная одежда все еще была яркой и многоцветной. Мундиры всех цветов радуги, блестящие пуговицы, пышные аксельбанты, цветные перевязи, сверкающие эполеты, алые и белые штаны, высокие кивера с длинными разноцветными султанами, горящие на солнце медные кирасы и шлемы, украшенные орлами. Солдата было видно издалека, и спутать его с гражданским человеком, а уж тем более с неодушевленным предметом было невозможно. Этим преследовались две цели: с одной стороны, запугать противника своим грозным видом, и с другой – дать возможность полководцу издалека видеть свои войска и различать полки между собой. Наиболее грозные силы вдобавок выделялись какими-либо хорошо заметными деталями одежды. Например, в русской армии XVIII века артиллеристы носили алые мундиры, а гренадеры – высокие шапки с блестящими медными налобниками. Ни о какой маскировке вроде здесь не могло идти и речи.История развития камуфляжа как военной формы начинается с начала 20 века.
До прошлого века камуфляж как способ визуальной маскировки военной формы в армиях не применялся кроме случаев скрытных действий из засады отдельными отрядами. Так, например, 19 апреля 1775 года в бою при Лексингтоне двухтысячный английский отряд был разгромлен подразделением, состоявшим из нескольких сотен колонистов. Зеленые охотничьи куртки и енотовые шапки вестманов хорошо их маскировали среди лесной чащи. Это сражение наглядно показало преимущества тактики камуфляжа перед линейными прусскими построениями и пагубностью яркого, заметного обмундирования.
Совсем необязательно пытаться стать совершенно невидимым для противника. Это сделать крайне трудно, а нередко и вовсе невозможно. Но вот предстать перед противником совсем не тем, кто ты есть на самом деле, и тем самым запутать его – значительно проще.
Блестящий пример подобного камуфляжа был продемонстрирован во время знаменитой Полтавской битвы 27 июня 1709 года. В ночь перед битвой Петр I приказал Новогородскому полку поменяться мундирами с недавно сформированным Ладожским. Первый имел синие мундиры, а второй – серые. Как и ожидал Петр, шведы ударили по полку, одетому в серые мундиры, надеясь легко смять русских новобранцев. Но на их пути оказались новгородские ветераны, имевшие значительный боевой опыт (около 8 лет). Шведы оказались обмануты цветом мундиров. Атака была отбита.
Но это был не первый опыт Петра по камуфляжу. Еще во время второй осады Нарвы летом 1704 года он переодел в шведские мундиры два драгунских и два пехотных полка и с их помощью имитировал атаку с тыла на русские войска, осаждающие крепость. Комендант крепости попался на эту уловку и совершил вылазку, едва не закончившуюся падением Нарвы.
Поняв, что этот цвет спасает жизнь, англичане стали перекрашивать в него все, что поддавалось окраске. Мундиры и штаны, головные уборы и ботинки, одеяла и носовые платки, штабная мебель и палатки, ремни и белье – все приобретало цвет табачных листьев. Наиболее ретивые пытались перекрашивать в драб даже… кавалерийских лошадей, обозных мулов и служебных собак.
С 1880 года униформа подобного цвета стала появляться и в британских подразделениях в Индии. В традиционной тропической форме британской армии преобладал белый цвет, и новая форма получила название «хаки», что в языке хинди означало «пыльный, грязный» (в хинди это слово попало из другого языка – фарси – где оно означало «грязь», в смысле земля или почва). Теперь это слово есть практически во всех языках мира.
Японцы, эти старательные ученики, которые всегда быстро превосходят своих учителей, мгновенно сделали должные выводы. Вслед за англичанами они переодели свою армию в форму, которая совпадала по цвету с тоном местности. Ландшафт Юго-Восточной Азии имеет иную цветовую гамму, нежели африканский. Японцы подобрали наиболее подходящий тон, нечто среднее между оливковым и желтым. Спустя два года в униформе цвета хаки японские солдаты встретились на полях Маньчжурии с русскими полками. Российское военное ведомство не сделало ровным счетом никаких выводов из Англо-бурской войны. Впрочем, и другие страны тоже. Даже в самой Великобритании после долгих и ожесточенных дебатов нашли компромиссное решение – униформа английской армии остается неизменной, но для боев на особых театрах военных действий разрешается носить форму цвета драб.
В общем, в Русско-японскую войну русская армия вступила в солдатских белых гимнастерках и почти черных шароварах. Офицеры щеголяли в ослепительно белых кителях со сверкающими золотыми и серебряными погонами, офицерскими поясами и портупеями, обшитыми золотым и серебряным галуном, цветных фуражках с белыми чехлами. Меткий огонь японской пехоты, к которому добавлялся огонь пока еще немногочисленных пулеметов, быстро отбил у нашей пехоты желание ходить в атаку так, как это делалось в XIX веке. Японцы стреляли, сами оставаясь невидимыми. Пришлось русским солдатам и офицерам перекрашиваться в защитный цвет уже во время боев.
Между 1905 и 1914 годами военные разных стран исследовали зависимость заметности солдата на поле боя от цвета его мундира. Выяснилось, что самые заметные цвета – белый, ярко-желтый, черный, синий, красный, темно-зеленый, ярко-зеленый, коричневый и голубой, а наименее заметные – желто-коричневый, серый, сине-серый, оливковый, желто-зелено-серый и серо-голубой.
Многие страны сделали из Русско-японской войны верный вывод. Но внедрение защитного цвета далось военным, привыкшим к ярким цветным мундирам, нелегко. В России униформа защитного цвета была введена повсеместно лишь в 1907 году, в Швеции – в 1906-м, в Австро-Венгрии – в 1909-м, в Германии и Италии – в 1910-м. Самыми консервативными оказались французы. Первые эксперименты с защитной униформой они начали лишь в 1912 году, так что к началу Первой мировой войны новая походная форма лежала лишь на складах. В свои первые атаки французские пехотинцы пошли в алых брюках, ярко-синих мундирах с огромными красными эполетами и в разноцветных кепи. Трудно поверить, но факт остается фактом – французская армия надела защитное обмундирование лишь к лету 1915 года.
К концу Первой мировой русская армия носила тусклый серо-желто-зеленый цвет, англичане – драб, немцы – фельдграу (зеленовато-серый), французы – серо-голубой. Но когда началось осмысление опыта войны, специалисты пришли к однозначному выводу – защитного цвета для надежной маскировки недостаточно. Цвет одежды, наиболее подходящий на одной местности, демаскировал солдата на другой, да и достаточно большое однотонное пятно (фигура солдата в защитном обмундировании) все же выделялся на фоне местности, которая крайне редко имеет монотонный цвет. Скажем, хаки, отличный маскирующий цвет летом на фоне выгоревшей травы, перепаханной снарядами земли, выглядел тусклым пятном на фоне сочной яркой зелени весенних полей или тем более – на фоне снега зимой.
Стремление создать подходящее для всех видов местности обмундирование привело к пониманию того, что оно не должно иметь равномерную окраску. Первая идея пятнистого камуфляжа состояла в том, что на одежде должны одновременно присутствовать несколько цветов. Так родилась хорошо всем известная камуфляжная окраска.
В 20х годах в советской России командование Красной армии быстро сделало правильные выводы – была сформирована Высшая школа военной маскировки. Уже в 1927 году появились три вида маскировочной одежды. В Государственном институте АН СССР были начаты фундаментальные научные исследования основ маскировки войск и техники с привлечением выдающихся ученых С. М. Вавилова, В. В. Шаронова и др. Для сравнения уровня приведём пример – первый камуфляжный рисунок, использовавшийся американской армией, был разработан садоводом Н.Гиллеспи.
в начале 30-х годов в СССР были разработаны костюмы с унифицированным деформирующим рисунком больших амёбообразных пятен, которые в сочетании с мешковатостью самого костюма, хорошо «разбивали» силуэт человека. В таких «маскировочных халатах» Красная Армия и вступила в Великую Отечественную войну.
Расцветка и форма маскировочного костюма «разбивала» силуэт человека, а не пытались слить его с окружающей местностью. Цвета рисунка камуфляжа были подобраны с учётом различной местности и времени года, например чёрные деформирующие пятна по травянисто-зелёному фону для лета, или грязно-коричнево-жёлтый фон с тёмно-коричневыми «амёбами» для осени.
Маскировочные халаты и костюмы надевались поверх обмундирования и снаряжения, доступ к которому осуществлялся через специальные прорези. Огромный капюшон натягивался непосредственно на стальной шлем или фуражки и скрадывал очертания плечей и головы.
Помимо костюмов были разработаны ковры, имитирующие траву, маски для станковых пулемётов, оригинальная маскировочная бахрома-лента с вплетённым в неё мочалом – ей обматывались по голове и плечам.
Потенциальные противники тоже не сидели сложа руки – в Германии в 1931 году был разработан рисунок камуфляжа Spliter («осколок» – нем.) из ткани с этим рисунком во время войны производились плащ-палатки, блузы, чехлы для стальных шлемов.
Свои исследования в этой области проводило и ведомство Гимлера – в годы войны войска СС использовали до семи видов рисунков в разных вариантах расцветки. В современном бундесверовском «флектарне» явно просматривается влияние рисунка образца 1944 года «горошина».
Конечно, наша армия уступала немецкой по массовости применения камуфлированных предметов обмундирования – у нас они стояли на снабжении в разведывательных, инженерно-штурмовых и снайперских подразделениях, но доработка и совершенствование средств маскировки, с учётом фронтового опыта, велись постоянно.
В 1944 году были проведены исследования трофейных средств маскировки. На основе обобщённого опыта в конце войны появился новый трёхцветный рисунок, напоминавший вышивку крестом (американцы додумались до этого только через пятьдесят лет). Такой рисунок создаёт оптическую иллюзию смазанности и совершенно не привлекает внимания.
Дополнительно ткань прокатывали «амёбами» светлого оттенка. Связано это с тем, что мелкопятнистый рисунок, хорошо маскирующий на близком расстоянии, на больших дистанциях сливается в сплошное пятно. Тут-то и начинают «работать» большие пятна – практически идеальная маскировка.
После войны в институте проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон. В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности – совсем не лишний элемент.
Комбинезон до сих пор служит во многих разведподразделениях – из старых запасов. Для мотострелковых подразделений деформирующий рисунок наносился на специальную ткань крупного полотняного плетения. Костюм КЗС из этой ткани, предполагалось носить поверх обычного обмундирования или ОЗК (очень разумный шаг, учитывая, что деформирующий, контрастный рисунок, хорошо работающий в подлеске, совершенно не подходит для открытого пространства, где наоборот необходимо что-нибудь грязно-жёлтое или серо-зелёное).
Костюм широко применялся в Афганистане и досих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе – в тридцатиградусную жару можно существовать только в х/б сетке. Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели. Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на западе называют «компьютерным» (computer madding).
Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по тёмно-зелёному фону (комбинезон также выворачивался на ночную, менее контрастную сторону), и жёлтые пятна на травянисто-зелёном фоне. Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание.
В начале 80-х годов, в институте, в рамках тем «Озимь» и «Левзея» начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды.
Камуфлированная ткань для нового обмундирования производилась по образцам, разработанным институтом в ходе ОКР (опытно-конструкторской разработке) «Бутан». Необходимо заметить, что отечественные рисунки камуфляжа, в отличие от западных, не имеют названий и различаются по артикулам.
Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего «дубками», «листопадами», «берёзками», «амёбами» зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж, разработанный в ходе ОКР «Бутан», практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности – одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой при условии соблюдения изначальной колористки (вот это является проблемой).
В конце 80-х ВДВ и морскую пехоту переодели в новое камуфлированное полевое обмундирование. К сожалению, сейчас ткань с таким рисунком используется только при производстве костюмов для лётного состава ВВС.
В 1994 голу рисунок был заменён другим, более универсальным, также разработанным в институте. Рисунок издалека напоминает листву молодых берёзок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид.
В конце 90-х годов ИВУ МО на его основе запустило в производство новый рисунок «Флора». В нём явно прослеживается влияние «тигрового» рисунка времён вьетнамской войны – единственного по-настоящему удачного, и продуманного камуфляжа в американской армии. Несмотря на свой довольно «страшненький» внешний вид, «флора» очень даже хорошо маскирует в средней полосе России, получше разных «вудландов», «диджиталов», «флектарнов» и т. п
Связано это с проведённым в институте хорошим подбором оттенков зелёного и коричневого цветов, а также горизонтальным распределением теней в подлеске. Из-за характерных полос, в войсках камуфляж быстро прозвали «арбузным».
Специалисты ЦВУ МО просто «положили» укрупненный и округленный предыдущий рисунок набок, с сохранением прежних цветов. Камуфляж хорошо работает до пятидесяти метров, а после застирывания до ста.
В 2008 году был разработан новый тип камуфляжа – цифровой. О нём известно немного, практического применения в войсках нет, а единственной реальное участие данного камуфляжа в каких либо мероприятиях ВС РФ – парад на Красной площади 9 мая 2008 года.
Добиться нужного набора цветов, чтобы хотя бы один из них совпадал с фоном местности, практически невозможно. Приходится довольствоваться только общим совпадением: на местности с преобладанием зеленого цвета – различными оттенками зеленого, на песчано-пустынной – серо-желтыми и серо-коричневыми тонами.
Возникает еще один вопрос – какой насыщенности должны быть цвета маскировочной одежды? И сколько цветов должен иметь камуфляж? Много – окажется, что одного-двух совпадающих цветов явно не хватает для маскировки. Мало – трудно рассчитывать, что на местности будут именно эти тона.
Методом проб и ошибок специалисты в конце концов поняли – человек хорошо распознает и выделяет на общем фоне предметы, внешние и внутренние контуры которых ему знакомы. Часто глазу достаточно хотя бы частично распознать предмет, и мозг дорисовывает в сознании все остальное. И наоборот – нередко достаточно показать предмет под углом зрения, под которым человек никогда его не видел, и хорошо знакомый предмет не будет опознан.
В общем, непростая это задача – сделать так, чтобы противник увидел, но не распознал то, что должно быть от него скрыто. А не распознав предмет, невозможно понять – представляет ли он опасность. В этом-то как раз и состоит основной принцип камуфляжа – быть невидимым, будучи видимым.
Флора (камуфляж) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
ВСР-98 «Флора» — распространённая расцветка камуфляжа российских военных.
Вооружённые Силы Расцветка — 1998 года или «Флора».
ВСР-98 «Флора» в вооружённых силах Российской Федерации принят в 1998 году. Рисунок создаёт оптические иллюзии растворения силуэта как на близком, так и на большом расстоянии на фоне природы средней полосы России, не очень хорошо подходит для гор Кавказа. Из-за характерных полосок «Флору» прозвали «арбузным» камуфляжем. Разработан в конце 1990-х годов, имеет некоторую схожесть с советской расцветкой «Бутан» и американской «Тигровой». Общая цветовая гамма может варьироваться в широких пределах в зависимости от ткани, использованной фирмой производителем.
Существует более ранняя версия данного камуфляжа — так называемая[кем?] «вертикалка», ВСР-93 «Флора». Её первые образцы появились в конце 1992 года. Официально принят в 1993 году. Он пришел на смену своему предшественнику — камуфляжу ВСР-84 «Бутан». Рисунок издалека напоминает листву молодых берёзок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн. От ВСР-98 отличен тем, что камуфляжные полосы расположены вертикально. В настоящее время ВСР-93 в ВС России практически выведен из употребления.
ЕМР[править | править код]
Сам ВСР-98 в рамках обновления облика вооружённых сил заменяется пиксельным камуфляжем — маскировочным рисунком «Тёмный» (в просторечии — «цифровая флора», «космос», «защита до упора», «цифра», «пикселька», «пиксель», «русская цифра» и т. п., в официальных документах иногда проходит под нейтральным названием «ЕМР» — единый маскировочный рисунок, однако встречается даже в официальных публикациях сленговое просторечное обозначение[1]), разработанном в 15 ЦНИИИ Минобороны России[2]. Так как «Тёмный» изначально разрабатывался именно в качестве универсального рисунка, в зависимости от цветового решения он может быть приспособлен к самым различным видам местности (без изменения, собственно, рисунка). Помимо использования четырёх принципиально различных видов пятен в одном рисунке каждый вид пятен не имеет чётко выраженной формы и ориентации, что позволяет применять рисунок с различными цветовыми решениями более универсально. В частности, маскировочный костюм в составе комплекта боевой индивидуальной экипировки «Ратник» выполнен с тем же маскировочным рисунком «Тёмный»[3], приспособленным авторами рисунка по цветовому решению к двум вариантам: летнему для открытой местности и демисезонному для переходного периода и горной местности (маскировочный костюм имеет двустороннюю окраску). Таким образом, эта маскировочная окраска, пришедшая на смену «Флоре», является более универсальной (рисунок «Флоры», форма и взаимное расположение пятен изначально были рассчитаны прежде всего на маскировку в растительности, и даже цветовое решение, адаптированное под местность, не всегда могло компенсировать недостатки рисунка).
Камуфляж — виды и расцветки стран мира.