Пжб 12 принцип работы: Пжб 12 принцип работы — Все о Лада Гранта – Применение подогревателя ПЖБ-12

Пжб 12 принцип работы — Все о Лада Гранта

Подогреватели двигателей, работающие на бензине

Эти подогреватели предназначаются для установки на автомобили с карбюраторными двигателями.

Современные автомобили с карбюраторными двигателями имеют 12-вольтовое электрооборудование и одну аккумуляторную батарею, поэтому для таких автомобилей, имеющих ограниченную электрическую энергоемкость, особенно важно, чтобы расход электроэнергии предпусковым подогревателем был сведен до минимума. Достигается это тем, что подача бензина на сгорание осуществляется самотеком, а циркуляция теплоносителя в системе охлаждения двигателя в период прогрева термосифонная. Таким образом, не требуется специальных устройств для обеспечения подачи топлива и . циркуляции теплоносителя и соответственно затрат электроэнергии на привод этих устройств.

Устройство. Подогреватель, работающий на бензине (бензиновый подогреватель), включает в себя следующие основные узлы (рис. 2): котел подогревателя с горелкой, вентилятор с электрическим приводом, электромагнитный топливный клапан, топливный бачок, пульт

управления, воздуховод и топливопровод. На некоторых автомобилях в топливопровод предпускового подогревателя устанавливается фильтр-отстойник.

Котел 7 подогревателя состоит из горелки и теплообменника. Горелка может выполняться как одно целое с теплообменником — неразборный вариант котла подогревателя (подогреватель П-100 и П-16 — рис. 3) и отдельно — разборный вариант котла (подогреватель ПЖБ-12 — рис. 4).

Горелка является одной из основных частей подогревателя, так как в ней обеспечивается распыливание топлива, его испарение и смешивание с воздухом, воспламенение и сгорание смеси.

Для высокой полноты сгорания и соответственно высокой теплопроизводительности необходимо интенсифицировать процес сгорания топлива. Наиболее простейшим, но в достаточной мере эффективным способом интенсификации процесса сгорания в малогабаритных горелках является турбулизация потока воздуха и введение в этот поток бензина в виде струи самотеком.

Рис. 2. Схема предпускового бензинового подогревателя:
1 — топливный бачок; 2 — запорный кран; 3 — фильтр-отстойник; 4 — топливо провод; 5 — электромагнитный топливный клапан; 6 — вентилятор с электродвигателем; 7 — котел подогревателя с горелкой; 8 — воздухопровод; 9 — контрольная спираль; 10 — выключатель свечи; 11 — переключатель;
А — нагретая жидкость к двигателю; Б — отработавшие газы к масляному картеру (поддону) двигателя; В — жидкость от двигателя

Рис. 3. Устройство котла подогревателя типа П-100:
1 — регулятор уровня топлива; 2 — штуцер подвода топлива; 3 — электромагнитный -топливный клапан; 4 — свеча накаливания; 5 — обратный газоход; 6 — жидкостные рубашки котла; 7 — горелка подогревателя; 8 — выпускной патрубок; 9 — прямой газоход; 10 — сливной краник:

А — нагретая жидкость к двигателю; Б — отработавшие газы к масляному картеру (поддону) двигателя; В — жидкость от двигателя

Турбулизация потока воздуха в бензиновых предпусковых подогревателях обеспечивается принудительной подачей воздуха вентилятором с последующей закруткой

потока неподвижным многолопаточным центробежным завихрителем. Однако повышение скорости воздуха в горелке подогревателя неизбежно вызывает увеличение гидравлического сопротивления и потери расхода воздуха вентилятором. Поэтому горелки бензиновых подогревателей, обеспечивая хорошую турбулизацию для смесеобразования, должны иметь при этом невысокое аэродинамическое сопротивление. Как правило, горелки бензиновых подогревателей делают прямоточными, так как они по сравнению с другими конструкциями имеют минимальное аэродинамическое сопротивление.

Бензин в виде струйки, попадая в поток интенсивно движущегося воздуха, дробится на мелкие частицы, испаряется и смешивается с воздухом. Для обеспечения хороших условий испарения бензина в горелках подогревателей предусматривается испарительная камера, включающая в себя асбестовую футеровку и металлическую решетку. Интенсивное испарение бензина дает возможность получать однородную бензовоздушную смесь по всему объему горелки и соответственно более полное ее сгорание.

Рис. 4. Устройство котла подогревателя типа ГЩБ-12:
1— наружная жидкостная рубашка; 2 — внутренняя жидкостная рубашка; 3 — патрубок выхода нагретой жидкости; 4 — горелка; 5 — дренажная трубка: 6 — выпускной патрубок;
А — нагретая жидкость к двигателю; Б — отработавшие газы к иасляиоиу картеру (поддону) двигателя; В — жидкость от двигателя

На выходе из горелки устанавливается сужающее сопло, обеспечивающее некоторое повышение скорости

потока газов в теплообменнике, что способствует интен-ciiBHQMy теплообмену между газами и теплоносителем.

Отличительной особенностью съемной горелки подогревателя ПЖБ-12 (см. рис. 4) является установка дополнительного многолопаточного завихрителя на выходе из горелки. Наличие такого завихрителя обеспечивает дополнительную закрутку потока газов и направление его тангенциально к поверхности теплообмена между газами и теплоносителем. Это способствует более полному догоранию смеси и улучшает условия теплообмена. Однако наличие высокой температуры в сочетании с большой скоростью потока газов выдвигает повышенные требования к теплостойкости материала завихрителя и необходимость применения более жаростойкой листовой стали, что несколько удорожает конструкцию подогревателя.

В качестве материала горелки подогревателей возможно применять листовую углеродистую сталь.

Однако, учитывая наличие высокой температуры в зоне сгорания (1400—1600° С), для обеспечения требуемой долговечности обычно используют, хромоникелевую сталь типа XI8h20T, а для горелок подогревателей типа ПЖБ, где значения температур выше, — жаропрочную листовую сталь типа Х25Н16Г7АР (ЭИ-835).

Воспламенение бензовоздушной смеси в период приведения подогревателя в действие осуществляется свечой накаливания, получающей электрическое питание от аккумуляторной батареи автомобиля. Свеча устанавливается на горелке подогревателя. К месту установки свечи подводится бензин. Свеча отключается после появления устойчивого горения, а дальнейшее воспламенение бензовоздушной смеси обеспечивается за счет непрерывности потока пламени и нагрева внутренних поверхностей горелки.

Теплообменник котла подогревателя предназначен для сообщения тепла теплоносителю (охлаждающей жидкости или воздуху системы охлаждения двигателя) за счет отвода его от продуктов сгорания топлива. По принципу действия теплообменники предпусковых подогревателей рекуперативные (передача тепла от продуктов сгорания к теплоносителю осуществляется через разделяющую их твердую стенку). По форме теплообменники автомобильных предпусковых подогревателей —цилиндрические, двухзаходные и состоят из двух полостей: наружной и внутренней рубашек.

Наибольшее распространение получили два вида конструкций теплообменников подогревателей: свертной и штампованной.

В свертном теплообменнике (см. рис. 4) наружная / и внутренняя 2 рубашки образуются четырьмя цилиндрами, свернутыми из листовой стали. Соединяются рубашки в вертикальной плоскости сверху и снизу патрубками, а в передней части кольцевой полостью. Внутренняя рубашка образует прямой газоход, являющийся продолжением горелки. Пространство, образованное между наружной и внутренней рубашками, является обратным газоходом. Поток газов в задней части теплообменника переходит из прямого газохода в обратный с поворотом на 180°. Такая конструкция теплообменника при достаточной технологичности дает возможность получать развитую теплообменную поверхность при относительно небольших габаритных размерах котла подогревателя. Кроме того, цилиндрическая форма газоходов характе-ривуется невысокими значениями аэродинамического сопротивления и позволяет сохранить вращательное движение потока газов, получаемое в горелке, обеспечивая оптимальное условие теплообмена.

В качестве материала описанной конструкции теплообменника используется листовая хромоникелевая сталь XI8h20T. При изготовлении свертных теплообменников применяются автоматические способы сварки. Свертные теплообменники используются на всех бензиновых подогревателях, кроме подогревателя П-100.

Штампованные теплообменники подогревателей типа П-100 изготовляются из углеродистой стали типа 08КП. Они также имеют две жидкостные рубашки — внутреннюю и наружную, соединенные между собой в вертикальной плоскости щелями, проходящими по всей длине теплообменника. Наличие щелей хотя и несколько улучшает условия термосифонной циркуляции, но приводит к тому, что вращающий поток газов, полученный с помощью лопаточного завихрителя в горелке подогревателя, при переходе из прямого газохода в обратный спрямляется, что приводит к увеличению величины гидравлического сопротивления газоходов подогревателя и снижает его теплотехнические показатели. К недостаткам

штампованного теплообменника следует также отнести низкую усталостную прочность стенок теплообменника по границе сварных швов (испытания на гидравлическом стенде ЗИЛа серии теплообменников типа П-100 показали, что их долговечность по сравнению со свертными теплообменниками в 5—10 раз меньше). К тому же теплообменники, изготовленные из углеродистой стали, имеют значительно более короткий срок службы вследствие воздействия электролитической коррозии. Таким образом, штампованные теплообменники, изготовляемые из углеродистой стали, не отвечают требованиям по надежности и долговечности по сравнению с теплообменниками свертного типа, изготовленными из хромоникелевой или другой нержавеющей стали.

Вентилятор (рис. 5) предназначен для принудительной подачи воздуха в горелку подогревателя с целью интенсификации процесса сгорания. Приводится в действие вентилятор от электродвигателя 5 постоянного тока.

Корпус 6 вентилятора крепится с одной стороны к приводному электродвигателю 5 через буфер 4, а с другой винтами 3 соединяется с крышкой 2, имеющей отверстие для забора воздуха.

Рис. 5. Вентилятор бензинового подогревателя

Корпус 6 и ротор 1 изготовляются из низкоуглеродистой листовой стали штамповкой, с последующим антикоррозионным покрытием. В настоящее врёмя в качестве материала ротора вентилятора стали использовать пластмассу (полиэтилен или полипропилен). Ротор крепится на валу электродвигателя стопорным винтом. Устанавливается вентилятор на автомобиле с помощью кронштейна, конструкция которого и расположение определяются общей компоновкой подогревателя на автомобиле.

Топливный бачок предназначен для обеспечения питания топливом подогревателя. Емкость бачка выбирается из расчета на 1—2 ч работы подогревателя. Бачок устанавливается в отсеке двигателя с превышением над уровнем подогревателя, обеспечивающим подачу топлива на сгорание самотеком. Бачок выполняется небольшой высоты с целью предотвращения резкого изменения расхода топлива с изменением его количества. На бачке устанавливается запорный краник. Заполнение бачка ручное.

Электромагнитный топливный клапан (рис. 6) предназначен для дистанционного управления работой подогревателя путем включения или отключения топлива.

В сердечник 5 клапана завальцовано запорное устройство в виде бензомаслостойкой резиновой пластины. При подаче электрического питания на катушку 2 сердечник втягивается внутрь катушки, открывая проход

топливу. При отключении электрического питания пружина 4 запирает клапан. Электромагнитный клапан бензиновых подогревателей объединен с регулировочной иглой 12 расхода топлива, подаваемого на сгорание. Регулирование ручное.

В конструкции электромагнитных клапанов подогревателей П-16 автомобилей ЗИЛ предусмотрен электрический подогрев корпуса клапана, осуществляемый ни-хромовой спиралью, включенной в цепь свечи накаливания подогревателя. Такой подогрев исключает отказы электромагнитного клапана в результате возможного примерзания запорного устройства (резиновой пластины) к седлу клапана при наличии конденсата или влаги в бензине.

Рис. 6. Электромагнитный топливный клапан бензиновых подогревателей:
1— крышка корпуса; 2— электромагнитная катушка; 3 — направляющая втулка; 4— пружина; 5 — сердечник; 6 — корпус клапана; 7 — подводящий штуцер клапана; 8 — отводящий штуцер клапана; 9 — прокладка; 10 — основание клапана; 11— сальник регулировочной иглы; 12 — регулировочная игла; 13 — пружина иглы; 14 — гайка

На подогревателе типа П-100 применяется регулятор, обеспечивающий постоянство расхода топлива независимо от его количества в расходном бачке. Регулятор работает по аналогии с поплавковой камерой карбюратора. Конструкция регулятора не оправдала себя в эксплуатации из-за недостаточной надежности, поэтом-у на подогревателях последних моделей их заменяют на электромагнитные клапаны.

Пульт управления подогревателем с помощью установленной на нем коммутационной аппаратуры обеспечивает ручное дистанционное управление работой подогревателя.

Схема пульта управления для большинства бензиновых автомобильных подогревателей такая же, как у подогревателя П-16 (см. рис. 2), но с небольшими изменениями.
Переключатель 11 имеет три положения: 0 — все выключено; I —включен электродвигатель вентилятора;
II — включен электродвигатель вентилятора и электромагнитный топливный клапан.

Ну вот наконец поставил я на свой дизелек котел от ГА-66

.
И первый вопрос с типом топливо, но он решился сам собой Батя прослуживший в армии четверть века и связанный с автомобильной техникой, категорический предложил отказаться от бензина. В итоге было переведен на диз.топливо с при помощи форсунки от ПЖД-30.

Второй вопрос где взять давление. Ну с этим было проще купил у соседа по горожу насос для инжектора, который не подошел к его машине.

Трети вопрос как воспламенять. Искровой свечей от ПЖД или свечой накала от ПЖБ(ОВ-65(95)). После долгих измышлений было решено оставить свечу накала снизу для лучшего воспламенения.


При использовании автомобилей в отрыве от баз, особенно при работе в длительных рейсах, необходимо оборудовать их индивидуальными средствами облегчения пуска двигателя.

Индивидуальный подогреватель, работающий на жидком топливе путем разогрева жидкости в системе охлаждения и масла в картере двигателя, является одним из средств тепловой подготовки двигателя к пуску.

Применение индивидуальных предпусковых подогревателей имеет два основных преимущества:

  • Во-первых, наличие на автомобиле включенного в его конструкцию подогревателя обеспечивает возможность разогрева двигателя в любых условиях хранения автомобиля независимо от внешних источников энергии.
  • Во-вторых, подогреватель позволяет широко использовать низкозамерзающие жидкости, что устраняет необходимость в ежедневной заправке и сливе воды из системы охлаждения двигателя.

Как правило, индивидуальный подогреватель работает на том же виде топлива, что и двигатель, — бензине или дизельном топливе.

Масло в картере двигателя разогревается направленным на него потоком газов, имеющих при выходе из выпускного патрубка жаровой камеры котла подогревателя температуру порядка 250—300° С.

В НАМИ и других проектно-конструкторских и исследовательских организациях были проведены работы по созданию жидкостных бензиновых подогревателей ПЖБ-12 и ПЖБ-6, обеспечивающих надежный пуск карбюраторных двигателей при зимнем безгаражном хранении автомобилей.

Подогреватель ПЖБ-12 устанавливают на автомобилях ГАЗ-63А, ГАЗ-63С.

Подогреватель ПЖБ-6, предназначенный для автомобилей «Москвич-408», ГАЗ-24 «Волга» и ВАЗ-2105 «Жигули», имеет конструкцию, аналогичную подогревателю ПЖБ-12; в отличие от последнего вместо электромагнитного клапана применена регулировочная игла.

Котел подогревателя неразборной конструкции состоит из четырех цилиндров. Два внутренних цилиндра образуют внутреннюю рубашку охлаждения, а наружный цилиндр и цилиндр, расположенный под ним, — наружную. Внутренняя и наружная рубашки охлаждения соединены между собой в задней части котла двумя трубками, а в передней части котла — кольцевой щелью. В передней расширенной части внутренней рубашки охлаждения устанавливается съемная горелка. Внутренний цилиндр котла является газоходом, а наружный газоход котла образуется между внутренней и наружной рубашками охлаждения. В передней части наружной рубашки охлаждения имеется патрубок отвода отработавших газов.

Такая конструкция котла обеспечивает относительно высокую поверхность нагрева на единицу объема котла.

В передней части горелки установлен лопаточный направляющий аппарат, создающий вращательное движение воздуха, подаваемого в горелку вентилятором. В испарительной камере горелки бензин смешивается с воздухом и воспламеняется, а через диффузор горящая бензовоздушная смесь подается в завихряющее устройство, состоящее из конуса-рассекателя и криволинейных лопаток, с помощью которых газы и бензовоздушная смесь направляется по касательной к поверхности нагрева.

По внутреннему и наружному газоходам горячие газы проходят вращающимся потоком, что обеспечивает высокую скорость движения газов и у поверхности теплообмена при относительно невысокой их средней скорости. Бензин подается в горелку из специального топливного бачка самотеком и воспламеняется с помощью свечи накаливания.

После начала устойчивого режима работы подогревателя свеча отключается.

Подогреватель можно разжечь в течение 15—90 сек в зависимости от температуры окружающего воздуха. Детали котла изготовляются из листовой нержавеющей стали, а детали горелки — из листовой жаростойкой стали.

Котел подогревателя устанавливается на автомобиле, ниже рубашки охлаждения блока цилиндра двигателя. В котле подогревателя нагревается охлаждающая жидкость (вода или антифриз), находящаяся в системе охлаждения двигателя. Котел подогревателя и рубашка охлаждения блока цилиндров соединяются между собой с помощью труб и дюритовых шлангов. Жидкость между подогревателем и системой охлаждения двигателя циркулирует по принципу термосифона. Отработавшие газы подогревателя по газоотводящей трубе направляются под поддон картера двигателя для подогрева масла при пуске. В автомобилях, работающих в условиях Крайнего Севера и снабженных подогревателем, систему охлаждения двигателя следует заполнять антифризом марки 65 ГОСТ 159—52.

Испытания подогревателя ПЖБ-12-показали, что для подогрева двигателя при температуре окружающего воздуха минус 58—63° С затрачивается 34—37 мин.

Применение подогревателей ПЖБ способствует повышению долговечности двигателей и облегчает труд водителей.

Для обеспечения надежного пуска дизелей зимой при безгаражном хранении автомобилей НАМИ совместно с МАЗом, КрАЗом, ШААЗом, ИИИАП и другими организациями разработал пусковые жидкостные дизельные подогреватели типа ПЖД трех моделей:

  • ПЖД-22
  • ПЖД-44
  • ПЖД-70

Рис. Подогреватель типа ПЖД для автомобильных дизелей: А — поступление охлаждающей жидкости в котел подогревателя; Б — поступление отработавших газов к поддону картера двигателя

Подогреватели ПЖД состоят из котла подогревателя с горелкой в сборе, насосного агрегата, электромагнитного топливного клапана и щитка управления.

Котлы подогревателей ПЖД-44 и ПЖД-70 цилиндрической формы, имеют одинаковую конструкцию и различаются между собой только размерами. Котел подогревателя состоит из четырех цилиндров, которые образуют рубашку охлаждения: наружную —15 и внутреннюю —16, соединенные между собой трубками и кольцевой щелью. Передняя часть внутреннего цилиндра расширена и в ней установлена съемная горелка. Внутренний цилиндр котла 14 является газоходом. Полость между внутренним цилиндром и рубашками охлаждения образует наружный газоход 17.

Насосный агрегат подогревателя состоит из вентилятора 3, жидкостного 4 и шестеренчатого 1 топливных насосов, приводимых в движение электродвигателем 2.

Охлаждающая жидкость поступает из двигателя через патрубок 5 жидкостного насоса, откуда принудительно подводится к нижней части котла через подводящий патрубок 18. В котле жидкость проходит двумя потоками по внутренней 16 и наружной 15 рубашкам охлаждения и из отводящего патрубка 13, расположенного в верхней части котла, поступает в рубашку охлаждения блока цилиндров двигателя. Из котла подогревателя жидкость сливается через краник 19.

Воздух в горелку подается вентилятором 3 через воздухоподводящий патрубок. Горелка имеет внутренний 11 и наружный 12 цилиндры. Между крышкой горелки и внутренним цилиндром установлен лопаточный направляющий аппарат 10 для создания вращательного потока воздуха внутри горелки.

Вторичный воздух проходит в горелку между наружным и внутренним цилиндрами и подается в зону горения топлива через три ряда отверстий, расположенных во внутреннем цилиндре горелки. Топливо подается топливным насосом 1 через топливопровод 7 и электромагнитный клапан 8 в горелку, где распыляется с помощью форсунки 9 центробежного типа. Остатки несгоревшего топлива удаляются через дренажную трубку 21.

Для розжига подогревателя сначала включается свеча 6, установленная в горелке. После накала свечи включаются насосный агрегат и электромагнитный топливный клапан, обеспечивая подачу в горелку топлива и воздуха.

После того как установится устойчивое горение, свеча отключается. Подогреватель приводится в действие в течение 0,5—2,5 мин в зависимости от температуры воздуха. Отработавшие газы подогревателя через патрубок 20 по газопроводу направляются под поддон картера двигателя для подогрева масла.

Котел подогревателей изготовляется из листовой нержавеющей стали, а детали горелки — из листовой жаростойкой стали. Система подогрева двигателей с жидкостным охлаждением с помощью подогревателей типа ПЖД может работать как при заправке антифризом, так и водой. В условиях Крайнего Севера рекомендуется заполнять систему охлаждения двигателей на автомобилях антифризом марки 65 ГОСТ 159—52.

Подогреватели ПЖД работают на жидком топливе. Температурные пределы применения различных видов топлива определяются температурой их помутнения (выпадания парафинов в осадок). Исходя из этого, рекомендуется применять следующие сорта топлив:

  • дизельное зимнее — до минус 30° С;
  • дизельное арктическое — до минус 45° С;
  • керосин марки ТС-1 — ниже минус 45° С.

Испытания подогревателя ПЖД-44 показали, что подогрев, пуск и подготовка двигателя при температурах до минус 60° С осуществляются приблизительно за 30 мин.

Подогреватели ПЖД обеспечивают надежный пуск двигателя, повышение долговечности двигателя (снижаются износы трущихся деталей при пуске), повышение производительности автомобилей.

Кроме указанного семейства подогревателей ПЖ, выпускаются разработанные ранее бензиновые подогреватели П-100 (ЗИЛ-130, Урал-375С, ЛиАЗ-677 и др.) теплопроизводительностью 14 000 ккал/ч.

Рис. Подогреватель П-100:
1 — трубопровод к компрессору; 2 — трубопровод подачи горячей воды; 3 — заливная воронка; 4 — тройник; 5 — топливопровод; 6 — кран; 7 — топливный бачок; 8 — пробка; 9 — включатель свечи; 10— пульт управления; И — контрольная спираль; 12 — переключатель; 13—кронштейн; 14—экран; 15—вентилятор; 16—воздухопровод; 17—регулятор подачи топлива; 18 — электромагнитный клапан; 19 — свеча накаливания; 20 — сливной кран; 21 — лоток; 22— трубопровод для подачи холодной воды в котел; 23 — атмосферная трубка; 24 — котел

Отличительными особенностями подогревателя П-100 являются: новый принцип сжигания топлива и оригинальная схема теплообменника, что обеспечивает надежность его в работе. Подогреватель не имеет форсунок для распыления топлива, подверженных засорению, бензин подается самотеком в камеру сгорания через жиклер диаметром 2 мм. Интенсивное перемешивание бензина с воздухом и эффективное сжигание смеси достигаются благодаря вихревой камере сгорания с асбестовой футеровкой.

Рис. Схема котла подогревателя П-100:
1 — жаровая труба; 2 — камера сгорания; 3 — выпускной патрубок; 4 — газоход; 5 — жидкостные полости котла

Котел подогревателя состоит из четырех концентрично расположенных цилиндров. Они образуют центральную жаровую трубу, газоход и две жидкостные полости. Горячие газы из жаровой трубы после поворота на 180° проходят по газоходу к выпускному патрубку. Такой котел дает возможность при сравнительно небольших габаритах получить значительные поверхности нагрева, увеличить к. п. д. подогревателя, а также устранить выбрасывание открытого пламени. Он обеспечивает интенсивную циркуляцию нагреваемой жидкости не только благодаря гравитационному напору (термосифона), но также благодаря пародинамическому эффекту, при котором пузырьки воздуха и пара, имея свободный выход, усиливают циркуляцию.

Воздух в камеру горения подогревателя нагнетается центробежным вентилятором, имеющим привод от электродвигателя постоянного тока ПЭ-210 напряжением 12 в, в результате чего обеспечивается хорошее перемешивание бензина с воздухом. Смесь воспламеняется свечой накаливания, которая отключается после того, как установится устойчивое горение. Благодаря вихревому характеру движения пламени, а также наличию диффузора обеспечивается полное сгорание и высокий коэффициент теплопередачи. Процесс сгорания при этом подобран так, что подогреватель, работая с относительно высоким к. п. д. по нагреву жидкости (68%), имеет одновременно высокую температуру уходящих газов, достаточную для эффективного нагрева масла в поддоне картера двигателя.

Управление индивидуальным предпусковым подогревателем дистанционное, обеспечивающее пуск в действие и прекращение работы подогревателя из кабины автомобиля. Подогреватель пускают нажатием кнопки запальной свечи, пуск занимает не более 30 сек. Качество работы свечи определяется визуально по накалу контрольного сопротивления, установленного на пульте управления подогревателем. Двухпозиционный переключатель П-44 дает возможность при выключении подогревателя продуть его от паров бензина, что гарантирует безопасность последующего пуска подогревателя.

Установка подогревателя П-100 на автомобиле требует незначительных конструктивных изменений в двигателе, что дает возможность производить его монтаж в автотранспортных предприятиях. Подогреватель к двигателю подключают двумя трубопроводами и шлангами, что позволяет вести эффективный подогрев двигателя как в случае заполнения его систем охлаждения низкозамерзающей-жидкостью, так и водой. При использовании воды ее заливают в систему через закрепленную на подогревателе воронку.

Эффективность применения подогревателя П-100 для предпускового разогрева характеризуется данными НАМИ, полученными при испытаниях восьмицилиндрового V-образного двигателя автомобиля Урал-375 с рабочим объемом 7 л в холодильной камере при наружной температуре минус 40° С с системой охлаждения, заполненной низкозамерзающей жидкостью.

Рис. Эффективность применения подогревателя П-100 при разогреве двигателя автомобиля Урал-375:
1 — температура головки цилиндров; 2 — температура масла в картере двигателя; 3 — температура масла в масляной магистрали; 4 — температура коренных подшипников

Время подготовки двигателя к пуску индивидуальным подогревателем при температуре минус 40° С составляет в среднем 20 мин; тепловая производительность подогревателя 14 000 ккал/ч; расход бензина 2 кг/ч; мощность электродвигателя 30 вт. На время испытания двигатель был установлен в камере без капота. Как видно из графика, даже в этих искусственных условиях двигатель разогревался весьма интенсивно. Через 26 мин после включения подогревателя температура головки цилиндров достигла максимальной, а температура масла в картере двигателя достигла 88° С. За указанное время температура масла в масляной магистрали, а также коренных подшипников, за исключением четвертого, достигла положительных значений, что свидетельствует о достаточности прогрева и полной подготовленности двигателя к пуску.

Долговечность и надежность подогревателя составляет около 1000 разогревов двигателя, т. е. не менее 5 лет.

Подогреватели ПЖ-200 работают по схеме, аналогичной подогревателям П-100. Если подогреватели П-100 имеют неразборную конструкцию, то подогреватели ПЖ-200 — разборную: внутренняя рубашка охлаждения крепится к наружной болтами, и при необходимости одна из рубашек может быть заменена.

На базе подогревателя П-100 разработана модель подогревателя П-16, в которую внесен ряд конструктивных элементов, унифицированных с подогревателями ПЖ (котел цилиндрической формы вместо конической, соединение рубашек охлаждения котла двумя трубками вместо щелевых каналов, исключение поплавковой камеры). Это повышает технологичность и долговечность подогревателя, а также облегчает дальнейшую полную унификацию конструкций близких по теплопроизводительности подогревателей.

Индивидуальные подогреватели целесообразно применять в районах со средней температурой января ниже минус 10° С, но они пока не нашли широкого применения из-за недостаточной надежности в работе и-пожароопасности вследствие возможного выброса пламени наружу. Кроме того, при очень низких температурах, когда аккумуляторная батарея имеет пониженную емкость, затрудняется пуск индивидуальных подогревателей, особенно работающих на дизельном топливе.

Применение подогревателя ПЖБ-12

Для подготовки к пуску двигателей автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-66 с помощью пускового подогревателя ПЖБ-12 необходимо выполнить следующие операции:

1. Подготовить 22 … 25 л воды для заливки в систему охлаждения.

2. Закрыть жалюзи радиатора и пристегнуть утепленный фартук облицовки радиатора.

3. Открыть пробку радиатора, закрыть сливные краны на левой стороне блока и подогревателя, открыть контрольный кран 3 (рис.1) наливной трубы, отвернуть пробку в воронке 1.

4. Проверить наличие топлива в бачке (при необходимости долить) и открыть краник 2 топливного бачка.

5. Продуть подогреватель в течение 30 … 60 с, для чего ручку 6 переключателя поставить в положение I. После продувки ручку возвратить в положение 0, а затем залить в подогреватель 1,5 л воды.

6. Проверить работу подогревателя, включив свечу, и после того, как контрольная спираль достигнет светло-красного каления, переместить ручку 6 переключателя в положение II.

Через несколько секунд после того, как будут услышаны хлопок и гудение, выключить свечу. Дать поработать подогревателю 20 … 30 с (не больше 1 мин), переместив ручку 6 в положение 0.

7. Убедившись, что подогреватель работает, залить в него 6 … 7 л воды через воронку до уровня контрольного крана, после чего закрыть кран и завернуть пробку наливной воронки.

8. Когда жидкость в системе охлаждения нагреется примерно до 60°С повернуть несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой и пустить двигатель.

9. Выключить подогреватель, переведя ручку 6 в положение I, и закрыть краник 2 на топливном бачке. После прекращения гудения пламени в подогревателе (примерно 50 … 60 с) перевести ручку в положение 0.

10. Прогреть двигатель при средней частоте вращения коленчатого вала, отвернуть пробку воронки 1, залить в нее воду, завернуть пробку и залить воду в радиатор. Через 5 … 6 мин двигатель готов к нагрузке.

С помощью пускового подогревателя производится  не только подогрев жидкости (не ниже 60 … 70°С) в системе охлаждения двигателя, но и масла в картере.

Подогреватель может подогреть двигатель, система охлаждения которого заполнена как водой, так и жидкостью, замерзающей при низкой температуре.

Рис.1. Подогреватель ПЖБ-12:
1 – воронка; 2 – кран бачка; 3 – контрольный кран; 4 – шланг; 5 – сливной кран; 6 – ручка переключателя пульта.

Путевые подогреватели

Предпусковой подогреватель пжб 12 — АвтоТоп

Ну вот наконец поставил я на свой дизелек котел от ГА-66

.
И первый вопрос с типом топливо, но он решился сам собой Батя прослуживший в армии четверть века и связанный с автомобильной техникой, категорический предложил отказаться от бензина. В итоге было переведен на диз.топливо с при помощи форсунки от ПЖД-30.

Второй вопрос где взять давление. Ну с этим было проще купил у соседа по горожу насос для инжектора, который не подошел к его машине.

Трети вопрос как воспламенять. Искровой свечей от ПЖД или свечой накала от ПЖБ(ОВ-65(95)). После долгих измышлений было решено оставить свечу накала снизу для лучшего воспламенения.


Если
вы собираетесь использовать автомобиль, отличный от базовой комплектации,
особенно это касается работы в длительных рейсах, то в таком случае следует
оборудовать автомобиль средствами индивидуального облегчения пуска двигателя.

Прежде
всего, стоит сказать об индивидуальном подогревателе, который работает на жидком
топливе, а происходит это за счет существенного подогрева жидкости, находящейся
в системе охлаждения масла в определенном картере двигателя.

Если
говорить о применении индивидуальных предпусковых подогревателей, то тут есть
два наиболее главных плюса:

  • Первый — наличие на собственном автомобиле подогревателя, который уже включен в его
    конструкцию, обеспечит вам возможность существенного подогрева двигателя в абсолютно любых условиях сохранности
    автомобиля, причем данный фактор не зависит от внешних источников энергии.
  • Второй — подогреватель сможет обеспечить вам использование низкозамерзающих жидкостей, а
    это полностью устранит необходимость в ежедневной дозаправке и постоянном
    сливе воды прямиком из системы обычного охлаждения двигателя.

Вообще,
индивидуальный подогреватель должен работать на том же виде топлива, что и
двигатель, а это значит, что для данных целей подойдет как бензин, так и
дизельное топливо.

Масло
в картере двигателя обычно разогревается за счет направления на него потока
газов, которые имеют при выходе из обычного выпускного патрубка сверх-жаровой
камеры котла, при этом температура составляет около трехсот градусов по шкале
Цельсия.

Вообще,
в проектно-конструкторских, а также различных исследовательских организациях
часто проводятся работы, в результате которых происходит создание жидкостных
бензиновых подогревателей ПЖБ-12 и еще ПЖБ-6, именно они отвечают
за обеспечение надежного спуска карбюраторных двигателей, конечно же, речь идет
о полностью безгаражном хранении автомобилей.

Если
говорить о подогревателе ПЖБ-12, то его
установка производится лишь на автомобили ГАЗ-63А и ГАЗ-63С, а вот с
подогревателем ПЖБ-6 все намного сложнее.

Подогреватель ПЖБ-6

Данный
вид подогревателя предназначен исключительно для автомобилей марок:
Москвич-408, ГАЗ-24, Волга и ВАЗ-2105. ПЖБ-6 имеет конструкцию, которая
полностью аналогичная подогревателю ПЖБ-12, но есть существенное отличие от
него, там используется регулировочная игла, в то время как в 12 модели
использование иглы заменено на электромагнитный клапан.

Котел
основного подогревателя состоит из 4 основных цилиндров. Два цилиндра,
расположенные внутри, делают специальную внутреннюю, так называемую рубашку охлаждения,
а вот другой наружный цилиндр и тот
цилиндр, который располагается под ним, обеспечивают наружную рубашку
охлаждения. Эти две рубашки соединены между собой специальными трубками в
задней основной части котла, а в передней запасной части есть специальная
кольцевая щель. В передней части внутренней рубашки обычно установлена съемная
горелка. Если говорить о внутреннем цилиндре, то чаще всего он предоставляет
собой специальный газоход, который образован между двумя рубашками,
занимающимися охлаждением. В основной передней части рубашки находится
охлаждение патрубка отвода газов.

Подобная
конструкция котла нужна для того, чтобы обеспечивать относительно высокую
различную поверхность нагрева на один объем котла.

В
главной передней части горелки всегда устанавливается специальный лопаточный
аппарат, который нужен для того, чтобы создать вращательное движение воздуха,
который подается в горелку при помощи вентилятора. Уже в испарительной камере
горелки происходит перемешивание бензина вместе с воздухом, а затем он
воспламеняется, и уже через диффузор, смесь, которая состоит из воздуха и бензина, поступает в завихряющее устройство, сделанное из конуса и кривых лопаток,
именно при помощи их смесь должна направляться по так называемой, касательной к
поверхностио сновного нагревания.

По внутреннему и наружному газоходу газы проходят потоком, который постоянно
находится во вращении, именно это обеспечивает для него крайне высокую скорость
продвижения газов у поверхности теплового обмена, случается это при невысокой,
даже низкой скорости. Бензин должен подаваться
в горелку при помощи специального топливного бачка, а делается это
методом самотека, и уже его самовоспламенение происходит при непосредственном
участии свечей накаливания.

После
того, как начинается устойчивый режим работы подогревателя, свеча просто
отключается. Подогреватель может быть разожжен полностью в течении примерно
пятидесяти секунд, но данный фактор зависит лишь от температуры воздуха.
Детали для специального котла обычно изготовлены из нержавеющей стали, а вот
другие детали горелки обязательно должны быть изготовлены из жаростойкой стали.

Котел
подогревателя следует устанавливать на автомобиль, но делать это нужно немного
ниже, чем находится рубашка охлаждения блока двигателя. В котле подогревателя
должна быть нагрета охлаждающая жидкость, которая находится в системе охлаждения
двигателя. Котел подогревателя и, конечно же, рубашка охлаждения блока
обязательно должны быть соединены между собой. А осуществляется это при помощи
труб и шлангов. Жидкость, расположенная между подогревателем и системой, которая
охлаждает двигатель, циркулирует по специальному принципу термосифона. Газы подогревателя, которые уже завершили
свое дело, выводятся по газоотводящей трубе и после этого направляются под
поддон основного картера двигателя, чтобы позже нагреть масло при
запуске двигателя. В автомобилях, которые должны работать в условиях крайнего
Севера и снабженных подогревателем, систему следует заполнять лишь тем
антифризом, который соответствует марке 65 по Госту 159-52.

Преимущества ПЖБ-12

Испытания
смогли показать, что для того, чтобы подогреть двигатель при внешней
температуре воздуха примерно шестьдесят три градуса, следует потратить около
тридцати четырех минут.

Если
применять данный подогреватель, то это способствует огромному повышению
долговечности двигателей и серьезно облегчает труд самих
водителей.

Чтобы обеспечить надежный запуск дизельного двигателе зимой при полностью
безгаражном хранении машины, следует использовать дизельные подогреватели следующих типов:

Подогреватель ПЖД

Данный
подогреватель состоит из котла подогревателя, в который уже встроена горелка,
а также насосного агрегата и электромагнитного клапана, но самое главное в
подобном подогревателе — у него есть собственный щиток управления.

Котлы
данных подогревателей обладают цилиндрической формой, помимо этого они обладают
одинаковой конструкцией и между собой отличаются лишь размерами. Котел
подогревателя состоит обычно из основных четырех цилиндров, именно из них в
последствии образуется рубашка охлаждения. Основная передняя часть внутреннего
цилиндра подвергается серьезному расширению, и именно в ней подлежит
устанавливать горелку. А вот внутренний котел является газоходом. Полость между
данным цилиндром и рубашками охлаждения образует специальный наружный газоход.

В то
же время насосный агрегат состоит из вентилятора, жидкостного и шестеренчатого,
и конечно же из двух топливных насосов, которые приводятся в движение
электрическими двигателями. Жидкость для охлаждения поступает в их двигатели по
патрубку жидкостного насоса, именно оттуда подводится к нижней части котла еще
один патрубок. В котле жидкость подводится к двум потокам, а также к рубашкам
охлаждения, которые расположены в верхней части.

Для подготовки к пуску двигателей автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-66 с помощью пускового подогревателя ПЖБ-12 необходимо выполнить следующие операции:

1. Подготовить 22 . 25 л воды для заливки в систему охлаждения.

2. Закрыть жалюзи радиатора и пристегнуть утепленный фартук облицовки радиатора.

3. Открыть пробку радиатора, закрыть сливные краны на левой стороне блока и подогревателя, открыть контрольный кран 3 (рис.1) наливной трубы, отвернуть пробку в воронке 1.

4. Проверить наличие топлива в бачке (при необходимости долить) и открыть краник 2 топливного бачка.

5. Продуть подогреватель в течение 30 . 60 с, для чего ручку 6 переключателя поставить в положение I. После продувки ручку возвратить в положение 0, а затем залить в подогреватель 1,5 л воды.

6. Проверить работу подогревателя, включив свечу, и после того, как контрольная спираль достигнет светло-красного каления, переместить ручку 6 переключателя в положение II.

Через несколько секунд после того, как будут услышаны хлопок и гудение, выключить свечу. Дать поработать подогревателю 20 . 30 с (не больше 1 мин), переместив ручку 6 в положение 0.

7. Убедившись, что подогреватель работает, залить в него 6 . 7 л воды через воронку до уровня контрольного крана, после чего закрыть кран и завернуть пробку наливной воронки.

8. Когда жидкость в системе охлаждения нагреется примерно до 60°С повернуть несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой и пустить двигатель.

9. Выключить подогреватель, переведя ручку 6 в положение I, и закрыть краник 2 на топливном бачке. После прекращения гудения пламени в подогревателе (примерно 50 . 60 с) перевести ручку в положение 0.

10. Прогреть двигатель при средней частоте вращения коленчатого вала, отвернуть пробку воронки 1, залить в нее воду, завернуть пробку и залить воду в радиатор. Через 5 . 6 мин двигатель готов к нагрузке.

С помощью пускового подогревателя производится не только подогрев жидкости (не ниже 60 . 70°С) в системе охлаждения двигателя, но и масла в картере.

Подогреватель может подогреть двигатель, система охлаждения которого заполнена как водой, так и жидкостью, замерзающей при низкой температуре.

Рис.1. Подогреватель ПЖБ-12:
1 – воронка; 2 – кран бачка; 3 – контрольный кран; 4 – шланг; 5 – сливной кран; 6 – ручка переключателя пульта.

Разогрев двигателя с помощью индивидуального подогревателя, установленного на автомобиле

При использовании автомобилей в отрыве от баз, особенно при работе в длительных рейсах, необходимо оборудовать их индивидуальными средствами облегчения пуска двигателя.

Индивидуальный подогреватель, работающий на жидком топливе путем разогрева жидкости в системе охлаждения и масла в картере двигателя, является одним из средств тепловой подготовки двигателя к пуску.

Применение индивидуальных предпусковых подогревателей имеет два основных преимущества:

  • Во-первых, наличие на автомобиле включенного в его конструкцию подогревателя обеспечивает возможность разогрева двигателя в любых условиях хранения автомобиля независимо от внешних источников энергии.
  • Во-вторых, подогреватель позволяет широко использовать низкозамерзающие жидкости, что устраняет необходимость в ежедневной заправке и сливе воды из системы охлаждения двигателя.

Как правило, индивидуальный подогреватель работает на том же виде топлива, что и двигатель, — бензине или дизельном топливе.

Масло в картере двигателя разогревается направленным на него потоком газов, имеющих при выходе из выпускного патрубка жаровой камеры котла подогревателя температуру порядка 250—300° С.

В НАМИ и других проектно-конструкторских и исследовательских организациях были проведены работы по созданию жидкостных бензиновых подогревателей ПЖБ-12 и ПЖБ-6, обеспечивающих надежный пуск карбюраторных двигателей при зимнем безгаражном хранении автомобилей.

Подогреватель ПЖБ-12 устанавливают на автомобилях ГАЗ-63А, ГАЗ-63С.

Подогреватель ПЖБ-6, предназначенный для автомобилей «Москвич-408», ГАЗ-24 «Волга» и ВАЗ-2105 «Жигули», имеет конструкцию, аналогичную подогревателю ПЖБ-12; в отличие от последнего вместо электромагнитного клапана применена регулировочная игла.

Котел подогревателя неразборной конструкции состоит из четырех цилиндров. Два внутренних цилиндра образуют внутреннюю рубашку охлаждения, а наружный цилиндр и цилиндр, расположенный под ним, — наружную. Внутренняя и наружная рубашки охлаждения соединены между собой в задней части котла двумя трубками, а в передней части котла — кольцевой щелью. В передней расширенной части внутренней рубашки охлаждения устанавливается съемная горелка. Внутренний цилиндр котла является газоходом, а наружный газоход котла образуется между внутренней и наружной рубашками охлаждения. В передней части наружной рубашки охлаждения имеется патрубок отвода отработавших газов.

Такая конструкция котла обеспечивает относительно высокую поверхность нагрева на единицу объема котла.

В передней части горелки установлен лопаточный направляющий аппарат, создающий вращательное движение воздуха, подаваемого в горелку вентилятором. В испарительной камере горелки бензин смешивается с воздухом и воспламеняется, а через диффузор горящая бензовоздушная смесь подается в завихряющее устройство, состоящее из конуса-рассекателя и криволинейных лопаток, с помощью которых газы и бензовоздушная смесь направляется по касательной к поверхности нагрева.

По внутреннему и наружному газоходам горячие газы проходят вращающимся потоком, что обеспечивает высокую скорость движения газов и у поверхности теплообмена при относительно невысокой их средней скорости. Бензин подается в горелку из специального топливного бачка самотеком и воспламеняется с помощью свечи накаливания.

После начала устойчивого режима работы подогревателя свеча отключается.

Подогреватель можно разжечь в течение 15—90 сек в зависимости от температуры окружающего воздуха. Детали котла изготовляются из листовой нержавеющей стали, а детали горелки — из листовой жаростойкой стали.

Котел подогревателя устанавливается на автомобиле, ниже рубашки охлаждения блока цилиндра двигателя. В котле подогревателя нагревается охлаждающая жидкость (вода или антифриз), находящаяся в системе охлаждения двигателя. Котел подогревателя и рубашка охлаждения блока цилиндров соединяются между собой с помощью труб и дюритовых шлангов. Жидкость между подогревателем и системой охлаждения двигателя циркулирует по принципу термосифона. Отработавшие газы подогревателя по газоотводящей трубе направляются под поддон картера двигателя для подогрева масла при пуске. В автомобилях, работающих в условиях Крайнего Севера и снабженных подогревателем, систему охлаждения двигателя следует заполнять антифризом марки 65 ГОСТ 159—52.

Испытания подогревателя ПЖБ-12-показали, что для подогрева двигателя при температуре окружающего воздуха минус 58—63° С затрачивается 34—37 мин.

Применение подогревателей ПЖБ способствует повышению долговечности двигателей и облегчает труд водителей.

Для обеспечения надежного пуска дизелей зимой при безгаражном хранении автомобилей НАМИ совместно с МАЗом, КрАЗом, ШААЗом, ИИИАП и другими организациями разработал пусковые жидкостные дизельные подогреватели типа ПЖД трех моделей:

  • ПЖД-22
  • ПЖД-44
  • ПЖД-70

Подогреватель типа ПЖД для автомобильных дизелей

Рис. Подогреватель типа ПЖД для автомобильных дизелей: А — поступление охлаждающей жидкости в котел подогревателя; Б — поступление отработавших газов к поддону картера двигателя

Подогреватели ПЖД состоят из котла подогревателя с горелкой в сборе, насосного агрегата, электромагнитного топливного клапана и щитка управления.

Котлы подогревателей ПЖД-44 и ПЖД-70 цилиндрической формы, имеют одинаковую конструкцию и различаются между собой только размерами. Котел подогревателя состоит из четырех цилиндров, которые образуют рубашку охлаждения: наружную —15 и внутреннюю —16, соединенные между собой трубками и кольцевой щелью. Передняя часть внутреннего цилиндра расширена и в ней установлена съемная горелка. Внутренний цилиндр котла 14 является газоходом. Полость между внутренним цилиндром и рубашками охлаждения образует наружный газоход 17.

Насосный агрегат подогревателя состоит из вентилятора 3, жидкостного 4 и шестеренчатого 1 топливных насосов, приводимых в движение электродвигателем 2.

Охлаждающая жидкость поступает из двигателя через патрубок 5 жидкостного насоса, откуда принудительно подводится к нижней части котла через подводящий патрубок 18. В котле жидкость проходит двумя потоками по внутренней 16 и наружной 15 рубашкам охлаждения и из отводящего патрубка 13, расположенного в верхней части котла, поступает в рубашку охлаждения блока цилиндров двигателя. Из котла подогревателя жидкость сливается через краник 19.

Воздух в горелку подается вентилятором 3 через воздухоподводящий патрубок. Горелка имеет внутренний 11 и наружный 12 цилиндры. Между крышкой горелки и внутренним цилиндром установлен лопаточный направляющий аппарат 10 для создания вращательного потока воздуха внутри горелки.

Вторичный воздух проходит в горелку между наружным и внутренним цилиндрами и подается в зону горения топлива через три ряда отверстий, расположенных во внутреннем цилиндре горелки. Топливо подается топливным насосом 1 через топливопровод 7 и электромагнитный клапан 8 в горелку, где распыляется с помощью форсунки 9 центробежного типа. Остатки несгоревшего топлива удаляются через дренажную трубку 21.

Для розжига подогревателя сначала включается свеча 6, установленная в горелке. После накала свечи включаются насосный агрегат и электромагнитный топливный клапан, обеспечивая подачу в горелку топлива и воздуха.

После того как установится устойчивое горение, свеча отключается. Подогреватель приводится в действие в течение 0,5—2,5 мин в зависимости от температуры воздуха. Отработавшие газы подогревателя через патрубок 20 по газопроводу направляются под поддон картера двигателя для подогрева масла.

Котел подогревателей изготовляется из листовой нержавеющей стали, а детали горелки — из листовой жаростойкой стали. Система подогрева двигателей с жидкостным охлаждением с помощью подогревателей типа ПЖД может работать как при заправке антифризом, так и водой. В условиях Крайнего Севера рекомендуется заполнять систему охлаждения двигателей на автомобилях антифризом марки 65 ГОСТ 159—52.

Подогреватели ПЖД работают на жидком топливе. Температурные пределы применения различных видов топлива определяются температурой их помутнения (выпадания парафинов в осадок). Исходя из этого, рекомендуется применять следующие сорта топлив:

  • дизельное зимнее — до минус 30° С;
  • дизельное арктическое — до минус 45° С;
  • керосин марки ТС-1 — ниже минус 45° С.

Испытания подогревателя ПЖД-44 показали, что подогрев, пуск и подготовка двигателя при температурах до минус 60° С осуществляются приблизительно за 30 мин.

Подогреватели ПЖД обеспечивают надежный пуск двигателя, повышение долговечности двигателя (снижаются износы трущихся деталей при пуске), повышение производительности автомобилей.

Кроме указанного семейства подогревателей ПЖ, выпускаются разработанные ранее бензиновые подогреватели П-100 (ЗИЛ-130, Урал-375С, ЛиАЗ-677 и др.) теплопроизводительностью 14 000 ккал/ч.

 Подогреватель П-100

Рис. Подогреватель П-100:
1 — трубопровод к компрессору; 2 — трубопровод подачи горячей воды; 3 — заливная воронка; 4 — тройник; 5 — топливопровод; 6 — кран; 7 — топливный бачок; 8 — пробка; 9 — включатель свечи; 10— пульт управления; И — контрольная спираль; 12 — переключатель; 13—кронштейн; 14—экран; 15—вентилятор; 16—воздухопровод; 17—регулятор подачи топлива; 18 — электромагнитный клапан; 19 — свеча накаливания; 20 — сливной кран; 21 — лоток; 22— трубопровод для подачи холодной воды в котел; 23 — атмосферная трубка; 24 — котел

Отличительными особенностями подогревателя П-100 являются: новый принцип сжигания топлива и оригинальная схема теплообменника, что обеспечивает надежность его в работе. Подогреватель не имеет форсунок для распыления топлива, подверженных засорению, бензин подается самотеком в камеру сгорания через жиклер диаметром 2 мм. Интенсивное перемешивание бензина с воздухом и эффективное сжигание смеси достигаются благодаря вихревой камере сгорания с асбестовой футеровкой.

Схема котла подогревателя П-100

Рис. Схема котла подогревателя П-100:
1 — жаровая труба; 2 — камера сгорания; 3 — выпускной патрубок; 4 — газоход; 5 — жидкостные полости котла

Котел подогревателя состоит из четырех концентрично расположенных цилиндров. Они образуют центральную жаровую трубу, газоход и две жидкостные полости. Горячие газы из жаровой трубы после поворота на 180° проходят по газоходу к выпускному патрубку. Такой котел дает возможность при сравнительно небольших габаритах получить значительные поверхности нагрева, увеличить к. п. д. подогревателя, а также устранить выбрасывание открытого пламени. Он обеспечивает интенсивную циркуляцию нагреваемой жидкости не только благодаря гравитационному напору (термосифона), но также благодаря пародинамическому эффекту, при котором пузырьки воздуха и пара, имея свободный выход, усиливают циркуляцию.

Воздух в камеру горения подогревателя нагнетается центробежным вентилятором, имеющим привод от электродвигателя постоянного тока ПЭ-210 напряжением 12 в, в результате чего обеспечивается хорошее перемешивание бензина с воздухом. Смесь воспламеняется свечой накаливания, которая отключается после того, как установится устойчивое горение. Благодаря вихревому характеру движения пламени, а также наличию диффузора обеспечивается полное сгорание и высокий коэффициент теплопередачи. Процесс сгорания при этом подобран так, что подогреватель, работая с относительно высоким к. п. д. по нагреву жидкости (68%), имеет одновременно высокую температуру уходящих газов, достаточную для эффективного нагрева масла в поддоне картера двигателя.

Управление индивидуальным предпусковым подогревателем дистанционное, обеспечивающее пуск в действие и прекращение работы подогревателя из кабины автомобиля. Подогреватель пускают нажатием кнопки запальной свечи, пуск занимает не более 30 сек. Качество работы свечи определяется визуально по накалу контрольного сопротивления, установленного на пульте управления подогревателем. Двухпозиционный переключатель П-44 дает возможность при выключении подогревателя продуть его от паров бензина, что гарантирует безопасность последующего пуска подогревателя.

Установка подогревателя П-100 на автомобиле требует незначительных конструктивных изменений в двигателе, что дает возможность производить его монтаж в автотранспортных предприятиях. Подогреватель к двигателю подключают двумя трубопроводами и шлангами, что позволяет вести эффективный подогрев двигателя как в случае заполнения его систем охлаждения низкозамерзающей-жидкостью, так и водой. При использовании воды ее заливают в систему через закрепленную на подогревателе воронку.

Эффективность применения подогревателя П-100 для предпускового разогрева характеризуется данными НАМИ, полученными при испытаниях восьмицилиндрового V-образного двигателя автомобиля Урал-375 с рабочим объемом 7 л в холодильной камере при наружной температуре минус 40° С с системой охлаждения, заполненной низкозамерзающей жидкостью.

Эффективность применения подогревателя П-100

Рис. Эффективность применения подогревателя П-100 при разогреве двигателя автомобиля Урал-375:
1 — температура головки цилиндров; 2 — температура масла в картере двигателя; 3 — температура масла в масляной магистрали; 4 — температура коренных подшипников

Время подготовки двигателя к пуску индивидуальным подогревателем при температуре минус 40° С составляет в среднем 20 мин; тепловая производительность подогревателя 14 000 ккал/ч; расход бензина 2 кг/ч; мощность электродвигателя 30 вт. На время испытания двигатель был установлен в камере без капота. Как видно из графика, даже в этих искусственных условиях двигатель разогревался весьма интенсивно. Через 26 мин после включения подогревателя температура головки цилиндров достигла максимальной, а температура масла в картере двигателя достигла 88° С. За указанное время температура масла в масляной магистрали, а также коренных подшипников, за исключением четвертого, достигла положительных значений, что свидетельствует о достаточности прогрева и полной подготовленности двигателя к пуску.

Долговечность и надежность подогревателя составляет около 1000 разогревов двигателя, т. е. не менее 5 лет.

Подогреватели ПЖ-200 работают по схеме, аналогичной подогревателям П-100. Если подогреватели П-100 имеют неразборную конструкцию, то подогреватели ПЖ-200 — разборную: внутренняя рубашка охлаждения крепится к наружной болтами, и при необходимости одна из рубашек может быть заменена.

На базе подогревателя П-100 разработана модель подогревателя П-16, в которую внесен ряд конструктивных элементов, унифицированных с подогревателями ПЖ (котел цилиндрической формы вместо конической, соединение рубашек охлаждения котла двумя трубками вместо щелевых каналов, исключение поплавковой камеры). Это повышает технологичность и долговечность подогревателя, а также облегчает дальнейшую полную унификацию конструкций близких по теплопроизводительности подогревателей.

Индивидуальные подогреватели целесообразно применять в районах со средней температурой января ниже минус 10° С, но они пока не нашли широкого применения из-за недостаточной надежности в работе и-пожароопасности вследствие возможного выброса пламени наружу. Кроме того, при очень низких температурах, когда аккумуляторная батарея имеет пониженную емкость, затрудняется пуск индивидуальных подогревателей, особенно работающих на дизельном топливе.

Подогреватель ПЖБ для автомобиля — Как отремонтировать ВАЗ

Если
говорить о применении индивидуальных предпусковых подогревателей, то тут есть
два наиболее главных плюса:

  • Первый — наличие на собственном автомобиле подогревателя, который уже включен в его
    конструкцию, обеспечит вам возможность существенного подогрева двигателя в абсолютно любых условиях сохранности
    автомобиля, причем данный фактор не зависит от внешних источников энергии.
  • Второй — подогреватель сможет обеспечить вам использование низкозамерзающих жидкостей, а
    это полностью устранит необходимость в ежедневной дозаправке и постоянном
    сливе воды прямиком из системы обычного охлаждения двигателя.

Вообще,
индивидуальный подогреватель должен работать на том же виде топлива, что и
двигатель, а это значит, что для данных целей подойдет как бензин, так и
дизельное топливо.

Масло
в картере двигателя обычно разогревается за счет направления на него потока
газов, которые имеют при выходе из обычного выпускного патрубка сверх-жаровой
камеры котла, при этом температура составляет около трехсот градусов по шкале
Цельсия.

Вообще,
в проектно-конструкторских, а также различных исследовательских организациях
часто проводятся работы, в результате которых происходит создание жидкостных
бензиновых подогревателей ПЖБ-12 и еще ПЖБ-6, именно они отвечают
за обеспечение надежного спуска карбюраторных двигателей, конечно же, речь идет
о полностью безгаражном хранении автомобилей.

Если
говорить о подогревателе ПЖБ-12, то его
установка производится лишь на автомобили ГАЗ-63А и ГАЗ-63С, а вот с
подогревателем ПЖБ-6 все намного сложнее.

Подогреватель ПЖБ-6

Данный
вид подогревателя предназначен исключительно для автомобилей марок:
Москвич-408, ГАЗ-24, Волга и ВАЗ-2105. ПЖБ-6 имеет конструкцию, которая
полностью аналогичная подогревателю ПЖБ-12, но есть существенное отличие от
него, там используется регулировочная игла, в то время как в 12 модели
использование иглы заменено на электромагнитный клапан.

Котел
основного подогревателя состоит из 4 основных цилиндров. Два цилиндра,
расположенные внутри, делают специальную внутреннюю, так называемую рубашку охлаждения,
а вот другой наружный цилиндр и тот
цилиндр, который располагается под ним, обеспечивают наружную рубашку
охлаждения. Эти две рубашки соединены между собой специальными трубками в
задней основной части котла, а в передней запасной части есть специальная
кольцевая щель. В передней части внутренней рубашки обычно установлена съемная
горелка. Если говорить о внутреннем цилиндре, то чаще всего он предоставляет
собой специальный газоход, который образован между двумя рубашками,
занимающимися охлаждением. В основной передней части рубашки находится
охлаждение патрубка отвода газов.

Подобная
конструкция котла нужна для того, чтобы обеспечивать относительно высокую
различную поверхность нагрева на один объем котла.

В
главной передней части горелки всегда устанавливается специальный лопаточный
аппарат, который нужен для того, чтобы создать вращательное движение воздуха,
который подается в горелку при помощи вентилятора. Уже в испарительной камере
горелки происходит перемешивание бензина вместе с воздухом, а затем он
воспламеняется, и уже через диффузор, смесь, которая состоит из воздуха и бензина, поступает в завихряющее устройство, сделанное из конуса и кривых лопаток,
именно при помощи их смесь должна направляться по так называемой, касательной к
поверхностио сновного нагревания.

По внутреннему и наружному газоходу газы проходят потоком, который постоянно
находится во вращении, именно это обеспечивает для него крайне высокую скорость
продвижения газов у поверхности теплового обмена, случается это при невысокой,
даже низкой скорости. Бензин должен подаваться
в горелку при помощи специального топливного бачка, а делается это
методом самотека, и уже его самовоспламенение происходит при непосредственном
участии свечей накаливания.

После
того, как начинается устойчивый режим работы подогревателя, свеча просто
отключается. Подогреватель может быть разожжен полностью в течении примерно
пятидесяти секунд, но данный фактор зависит лишь от температуры воздуха.
Детали для специального котла обычно изготовлены из нержавеющей стали, а вот
другие детали горелки обязательно должны быть изготовлены из жаростойкой стали.

Котел
подогревателя следует устанавливать на автомобиль, но делать это нужно немного
ниже, чем находится рубашка охлаждения блока двигателя. В котле подогревателя
должна быть нагрета охлаждающая жидкость, которая находится в системе охлаждения
двигателя. Котел подогревателя и, конечно же, рубашка охлаждения блока
обязательно должны быть соединены между собой. А осуществляется это при помощи
труб и шлангов. Жидкость, расположенная между подогревателем и системой, которая
охлаждает двигатель, циркулирует по специальному принципу термосифона. Газы подогревателя, которые уже завершили
свое дело, выводятся по газоотводящей трубе и после этого направляются под
поддон основного картера двигателя, чтобы позже нагреть масло при
запуске двигателя. В автомобилях, которые должны работать в условиях крайнего
Севера и снабженных подогревателем, систему следует заполнять лишь тем
антифризом, который соответствует марке 65 по Госту 159-52.

Преимущества ПЖБ-12

Испытания
смогли показать, что для того, чтобы подогреть двигатель при внешней
температуре воздуха примерно шестьдесят три градуса, следует потратить около
тридцати четырех минут.

Если
применять данный подогреватель, то это способствует огромному повышению
долговечности двигателей и серьезно облегчает труд самих
водителей.

Чтобы обеспечить надежный запуск дизельного двигателе зимой при полностью
безгаражном хранении машины, следует использовать дизельные подогреватели следующих типов:

  1.  ПЖД-22
  2.  ПЖД-44
  3.  ПЖД-70

Подогреватель ПЖД

Данный
подогреватель состоит из котла подогревателя, в который уже встроена горелка,
а также насосного агрегата и электромагнитного клапана, но самое главное в
подобном подогревателе — у него есть собственный щиток управления.

Котлы
данных подогревателей обладают цилиндрической формой, помимо этого они обладают
одинаковой конструкцией и между собой отличаются лишь размерами. Котел
подогревателя состоит обычно из основных четырех цилиндров, именно из них в
последствии образуется рубашка охлаждения. Основная передняя часть внутреннего
цилиндра подвергается серьезному расширению, и именно в ней подлежит
устанавливать горелку. А вот внутренний котел является газоходом. Полость между
данным цилиндром и рубашками охлаждения образует специальный наружный газоход.

В то
же время насосный агрегат состоит из вентилятора, жидкостного и шестеренчатого,
и конечно же из двух топливных насосов, которые приводятся в движение
электрическими двигателями. Жидкость для охлаждения поступает в их двигатели по
патрубку жидкостного насоса, именно оттуда подводится к нижней части котла еще
один патрубок. В котле жидкость подводится к двум потокам, а также к рубашкам
охлаждения, которые расположены в верхней части.

Применение подогревателя ПЖБ-12 | Устройство автомобиля

 

Для подготовки к пуску двигателей автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-66 с помощью пускового подогревателя ПЖБ-12 необходимо выполнить следующие операции:

1. Подготовить 22 … 25 л воды для заливки в систему охлаждения.

2. Закрыть жалюзи радиатора и пристегнуть утепленный фартук облицовки радиатора.

3. Открыть пробку радиатора, закрыть сливные краны на левой стороне блока и подогревателя, открыть контрольный кран 3 (рис.1) наливной трубы, отвернуть пробку в воронке 1.

4. Проверить наличие топлива в бачке (при необходимости долить) и открыть краник 2 топливного бачка.

5. Продуть подогреватель в течение 30 … 60 с, для чего ручку 6 переключателя поставить в положение I. После продувки ручку возвратить в положение 0, а затем залить в подогреватель 1,5 л воды.

6. Проверить работу подогревателя, включив свечу, и после того, как контрольная спираль достигнет светло-красного каления, переместить ручку 6 переключателя в положение II.

Через несколько секунд после того, как будут услышаны хлопок и гудение, выключить свечу. Дать поработать подогревателю 20 … 30 с (не больше 1 мин), переместив ручку 6 в положение 0.

7. Убедившись, что подогреватель работает, залить в него 6 … 7 л воды через воронку до уровня контрольного крана, после чего закрыть кран и завернуть пробку наливной воронки.

8. Когда жидкость в системе охлаждения нагреется примерно до 60°С повернуть несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой и пустить двигатель.

9. Выключить подогреватель, переведя ручку 6 в положение I, и закрыть краник 2 на топливном бачке. После прекращения гудения пламени в подогревателе (примерно 50 … 60 с) перевести ручку в положение 0.

10. Прогреть двигатель при средней частоте вращения коленчатого вала, отвернуть пробку воронки 1, залить в нее воду, завернуть пробку и залить воду в радиатор. Через 5 … 6 мин двигатель готов к нагрузке.

С помощью пускового подогревателя производится  не только подогрев жидкости (не ниже 60 … 70°С) в системе охлаждения двигателя, но и масла в картере.

Подогреватель может подогреть двигатель, система охлаждения которого заполнена как водой, так и жидкостью, замерзающей при низкой температуре.

Рис.1. Подогреватель ПЖБ-12:
1 – воронка; 2 – кран бачка; 3 – контрольный кран; 4 – шланг; 5 – сливной кран; 6 – ручка переключателя пульта.

двигатель, ПЖБ-12, подогреватель

Смотрите также:

Подогреватели, работающие на бензине

Категория:

   Справочник водителя

Публикация:

   Подогреватели, работающие на бензине

Читать далее:



Подогреватели, работающие на бензине

Такие подогреватели предназначаются для установки на автомобили с карбюраторными двигателями, аккумуляторные батареи которых имеют ограниченную электрическую емкость, поэтому расход электроэнергии предпусковым подогревателем должен быть сведен до минимума. Достигается это тем, что подача бензина на сгорание осуществляется самотеком, а циркуляция теплоносителя в системе охлаждения двигателя в период прогрева термосифонная.

Подогреватель П-16 включает в себя следующие основные узлы: котел с горелкой, вентилятор с электрическим приводом, электромагнитный топливный клапан топливный бачок, пульт управления, воздуховод, топливопровод и фильтр-отстойник. гика подогревателя состоит из горелки и теплообмен в горелке обеспечивается распыливание топлива, его испарение, смешивание с воздухом, воспламенение а сгорание смеси. Теплообменник служит для передачи тец, лоты теплоносителю (охлаждающей жидкости).

Принудительная подача воздуха в горелку обеспечивается вентилятором, который приводится в действие от электродвигателя постоянного тока.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 6. Устройство подогревателя П-16;
1 — бачок; 2 — кран; 3 — фильтр-отстойник; 4 — топливопровод; 5 — клапан; 6 — вентилятор; 7 — котел с горелкой; 8 — воздуховод; 9 — контрольная спираль; ю — включатель свечи накаливания; 11 — пульт управления; 12 — свеча накаливания

Топливный бачок должен вмещать топливо из расчета на 1…2 ч работы подогревателя. Он устанавливается в отсеке двигателя выше уровня котла подогревателя. На бачке устанавливается запорный кран.

Электромагнитный топливный клапан предназначен для дистанционного управления работой подогревателя.

В сердечник клапана завальцовано запорное устрой ство в виде бензомаслостойкой резиновой пластины. При подаче электрического питания на катушку сердечник втягивается внутрь катушки, открывая проход топливу При отключении тока пружина запирает клапан.

Пульт управления с помощью коммутационной аппаратуры обеспечивает ручное дистанционное управление работой подогревателя.

Переключатель на пульте управления имеет три положения: 0 — все выключено; I — включен электродвигатель вентилятора; II — включен электродвигатель вентилятора и открыт электромагнитный топливный клапан.

Включатель свечи накаливания, контрольная спираль и устройство для подогрева электромагнитного топливного клапана включены последовательно в одну цепь со свечой.

Копструкция пульта управления других бензиновых подогревателей (П-100, ПЖБ-12) такая же, как у П-16, но с небольшими изменениями.

Применение подогревателя П-100

Для подготовки к пуску карбюраторного двигателя автомобилей 3I1JI-130, ЗИЛ-131 с помощью подогревателя П-100 необходимо:

1. Подготовить воду (32…35 л) для заполнения всей системы охлаждения двигателя, закрыть жалюзи радиатора и открыть капот двигателя.

2. Проверить наличие топлива в бачке и при необходимости долить его до нормы.

3. Продуть подогреватель, для чего ручку переключателя поставить сначала в положение ! на 30…50 с, а затем переместить в положение 0.

Рис. 7. Подогреватель П-100:
1 — бачок; 2 — пробка; 3 — воронка; 4, 16 — топливопроводы; 5 — электродвигатель; в — рукоятка; 7, 14 — сливные краны; 8 — соединитель проводов; 9 — конденсатор; 10 — шланг; 11 — свеча накаливания; 13, 17 — трубопроводы; 13 — лоток; 15 — котел; 18 — пульт управления; 19 — контрольная спираль; 20 — включатель свечи; 21 — переключатель; 22 — регулировочная игла; 23 — электромагнитный клапан; 24 — кран

Применение подогревателя ПЖБ-12

Для подготовки к пуску двигателей автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-66 с помощью пускового подогревателя ПЖБ-12 необходимо выполнить следующие операции:

1. Подготовить 22…25 л воды для заливки в систему охлаждения.

2. Закрыть жалюзи радиатора и пристегнуть утепленный фартук облицовки радиатора.

3. Открыть пробку радиатора, закрыть сливные краны па левой стороне блока и подогревателя, открыть контрольный кран 3 (рис. 8) наливной трубы, отвернуть пробку в воронке Т.

4. Проверить наличие топлива в бачке (при необходимости долить) и открыть краник топливного бачка.

5. Продуть подогреватель в течение 30…60 с, для чего ручку 6 переключателя поставить в положение I. После продувки ручку возвратить в положение 0, а затем залить в подогреватель 1,5 л воды, v

6. Проверить работу подогревателя, включив свечу, и после того, как контрольная спираль достигнет светло-красного каления, переместить ручку 6 переключателя в положение II.

Через несколько секунд после того, как будут услышаны хлопок и гудение, выключить свечу. Дать поработать подогревателю 20…30 с (не больше 1 мин), переместив ручку в положение 0.

7. Убедившись, что подогреватель работает.

8. Когда жидкость в системе охлаждения нагреется примерно до 60 °С, повернуть несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой и пустить двигатель»

9. Выключить подогреватель, переведя ручку в положение I, и закрыть краник на топливном бачке. После прекращения гудения пламени в подогревателе (примерно 50…60 с) перевести ручку в положение 0.

Рис. 8. Подогреватель ПЖБ-12:
1 — воронка; 2 — кран бачка; 8 — контрольный кран; 4 — шланг; 5 — сливной кран; 6 — ручка переключателя пульта

10. Прогреть двигатель при средней частоте вращения коленчатого вала, отвернуть пробку воронки, залить в рее воду, завернуть пробку и залить воду в радиатор. Через 5…6 мин двигатель готов к нагрузке.

С помощью пускового подогревателя производится не только подогрев жидкости (не ниже 60…70 °С) в системе охлаждения двигателя, но и масла в картере.

Подогреватель может подогреть двигатель, система охлаждения которого заполнена как водой, так и жидкостью, замерзающей при низкой температуре.

Рекламные предложения:


Читать далее: Подогреватели, работающие на дизельном топливе

Категория: — Справочник водителя

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *