Причина аварии: Основные причины ДТП, меры их предупреждения и статистика – Аварии на дорогах — разбираемся в причинах — журнал За рулем

Содержание

Аварии на дорогах — разбираемся в причинах — журнал За рулем

Официальная статистика причин ДТП отсутствует. Поэтому мы решили собрать ее своими силами и проанализировать, почему случаются аварии.

Материалы по теме

О мерах по снижению аварийности на российских дорогах мой коллега Сергей Смирнов писал в майском номере ЗР. А что приводит к инцидентам и трагедиям на дорогах? Официальная статистика ГИБДД дает лишь распределение ДТП по видам. К примеру, на столкновения автомобилей приходится 40,9% случаев. Трети аварий «сопутствовали неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети».

Но спекуляции на статистике куда неприятнее и опаснее ее отсутствия. Они начинаются, когда нужно сформировать «правильное» общественное мнение о том или ином явлении. Свежий пример — опасное вождение. Эксперты Открытого правительства составили перечень маневров, которым будет соответствовать новый для российских Правил дорожного движения термин. Это частые перестроения в плотном потоке («шашки»), подрезание или резкое торможение перед попутной машиной («наказание»), езда в «междурядье» и в управляемом заносе (дрифт). По их мнению, эти виды нарушений часто приводят к серьезным ДТП с погибшими и пострадавшими. Но никакими статистическими данными авторы документа свои заявления не подтверждают.

Я решил изучить подборки записей с видеорегистраторов, тысячами выложенных в интернете, и составить собственный рейтинг причин ДТП. Разумеется, в объективы автомобильных камер попадают не все инциденты и тем более не все оказываются в Сети. Но почти 1850 проанализированных видеороликов из всех уголков России позволяют сделать определенные выводы и проследить четкие тенденции. Я просмотрел ежедневные подборки аварий на одном из каналов портала YouTube за три месяца и выяснил, что 51,2% аварий попадают в одну категорию: не убедился в безопасности маневра и не предоставил преимущество в движении. Причины — невнимательность, недостаток опыта и, в последнюю очередь, откровенная наглость. По моему мнению, вот главная тема для обучения в автошколах. Ни один поворот руля не должен происходить без взгляда в зеркалá, даже если водитель считает, что рядом никого нет.

Материалы по теме

Еще 27,5% аварий происходит по следующим причинам: проезд на запрещающий сигнал светофора, столкновения попутных машин в одной полосе, наезды на стоящие автомобили, лобовые столкновения и инциденты с участием велосипедистов и пешеходов. Кстати, по статистике ГИБДД, наезды на пешеходов составляют 30,9% всех ДТП, но в интернет подобных случаев попадает немного. Вероятно, их не выкладывают по морально-этическим соображениям. Однако и того, что я увидел, хватает для однозначного вывода: большинство пешеходов мнят себя бессмертными. Безусловно, водитель обязан снизить скорость перед зеброй и пропустить людей — но далеко не все переходят дорогу в разрешенных местах. Кроме того, пункт 4.5 ПДД требует от пеших участников дорожного движения оценить расстояние до приближающихся автомобилей, их скорость и убедиться, что переход будет безопасным. А большинство пешеходов считают, что даже смотреть по сторонам необязательно. В моде стало перебегать дорогу или пересекать ее на велосипеде не снижая скорости.

Вот и получается, что вина в столкновениях с пешеходами делится практически поровну. Согласно данным автоинспекции, только в 55,3% случаев виноваты водители. Если рассматривать трагедии с летальным исходом, то этот показатель еще ниже — 40,6%. Не пора ли взяться за воспитание пешеходов? Пропаганда безопасности дорожного движения почему-то до сих пор обходила их стороной.

Если вернуться к теме опасного вождения, то зашкаливающего количества случаев я не увидел. Самые выдающиеся, конечно, запоминаются и предаются огласке, но на общую картину на дорогах влияют совсем не они. Наказание за агрессивную езду, безусловно, должно появиться в российских КоАП и ПДД. Вот только считать его весомым вкладом в борьбу с аварийностью крайне наивно. Причина львиной доли аварий — невнимательность и низкая квалификация водителей. А еще — отвратительное состояние дорог. Может, следует сначала здесь что-то подправить?

Основные причины ДТП (по статистике ЗР)

№1. Больше всего аварий (28,1%) происходит из-за непредоставления преимущества при выезде со второстепенной дороги или повороте налево через встречный поток. Здесь нет никакого опасного вождения — водители банально не убеждаются в отсутствии помех. Они не замечают даже многотонные фуры, не говоря уже о мотоциклах.

В Москве светофоры перенастраивают таким образом, чтобы левый поворот происходил без помех. Рецепт действенный, но в регионах не спешат брать пример с Первопрестольной, мотивируя это тем, что плотности потоков несравнимы. Однако дело ведь не только в пробках, но и в количестве аварий. Впрочем, на каждом выезде из двора светофор не поставишь, поэтому полностью избавиться от таких ДТП административными методами не удастся.

№2. На втором месте (23,1%) — столкновения при смене полосы. К этой же группе я отнес повороты вторым рядом и развороты от обочины — маневры, перед выполнением которых водитель должен посмотреть в зеркало заднего вида и при необходим

Названы основные причины аварий в России — журнал За рулем

Госавтоинспекция опубликовала статистику по аварийности на российских дорогах и основным факторам, которые приводят к ДТП.

Данные приводятся в докладе Научного центра безопасности дорожного движения МВД России и учитывают статистику за первые девять месяцев этого года. В январе-сентябре 2018 года количество аварий на улицах и дорогах России снизилось на 1,9%, до 119 386. Улучшается статистика по жертвам: за первые девять месяцев этого года количество погибших в авариях снизилось на 4,7% (12 886 человек), раненых — на 2%, до 152 818 человек.

Основной причиной аварий стало нарушение водителями правил дорожного движения: на такие ДТП пришлось девять из десяти зарегистрированных аварий, или 105 178 ед., что на 1,8% больше, чем годом ранее. Два из пяти (39,4%) ДТП связаны с нарушением ПДД пешеходами.

На втором месте в отчете называется «сопутствующее влияние недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети». К этому понятию относятся плохая разметка, отсутствие знаков, плохое содержание дорог в зимний период, отсутствие ограждений. Таких аварий зарегистрировано 44 237 ед., что на 12,6% меньше, чем годом ранее. В целом по стране каждая третья авария (37,1%) происходила по данным причинам.

На третьем месте аварии, в которых участвовали транспортные средства с выявленными неисправностями: на них пришлось 3,8%, или 4491 ДТП, что на 2,2% меньше, чем годом ранее. К основным видам неисправностей относились: установка на одну ось ТС шин различных размеров, конструкций, моделей, с различными рисунками протектора, а также установка ошипованных и неошипованных шин одновременно (удельный вес 25,3%), наличие конструктивных изменений по сравнению с серийными транспортными средствами, сведения о которых отсутствуют в регистрационных документах (18,5%), неисправность внешних световых приборов (13,2%) и износ рисунка протектора (10,2%).

Основными видами ДТП остались столкновение транспортных средств (42,7%) и наезд на пешехода (27,2%).

Три четверти всех аварий (77%) произошло в городах и населенных пунктах, при этом доля погибших и раненых составила 47,8% и 74% соответственно. В отчете отмечается, что в январе-сентябре выросло количество ДТП, в том числе с погибшими и ранеными, в сельских поселениях.

В отчете также говорится о том, что за указанный период серьезно снизилось количество аварий по вине пьяных водителей: 10 160, что на 12,2% меньше, чем в прошлом году. Каждое третье такое происшествие случилось в выходные дни (суббота и воскресенье), однако наибольшая тяжесть последствий отмечалась в четверг.

Фото: АГН «Москва», НЦ БДД МВД РФ 

Названы основные причины аварий в России

Госавтоинспекция опубликовала статистику по аварийности на российских дорогах и основным факторам, которые приводят к ДТП.

Названы основные причины аварий в России

7 основных причин ДТП — Обзоры

Согласно статистике,  которая в Украине, кстати, совсем неутешительная, практически все автолюбители совершают одни и те же ошибки, вследствие чего происходят аварии, или ДТП. Поэтому предлагаем рассмотреть основные из них. Вполне вероятно, что этот материал поможет вам их избежать.

причины дтп_10

1.       Неоправданно рискованное поведение и осознанное нарушение правил дорожного движения. Пожалуй, самая распространенная причина ДТП. Сюда можно отнести игнорирование дорожных знаков и сигналов светофора, смена полосы движения без включенного «поворотника», подрезание и т.п.

причины дтп_5

2.       Вождение в нетрезвом виде. К сожалению, в большинстве стран бывшего Советского Союза управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения считается чуть ли не нормой. Именно вождение в нетрезвом виде приводит к самым тяжким последствиям.

Из-за алкоголя в крови водитель склонен к потере контроля над своими поступками. Кроме того, в большинстве случаев появляется неоправданная самоуверенность, замедляется реакция, притупляется внимание и ухудшается способность анализировать происходящую вокруг ситуацию.

причины дтп_3

3.       Превышение скорости. Увы, многие водители любят погонять, при этом не берут во внимание дорожную обстановку. Выбирать скорость нужно в зависимости от дорожных условий (в частности, вида, состояния и уклона дороги), видимости и обзорности, технического состояния авто и т.д.

причины дтп_1

4.       Невнимательное вождение.  В эту категорию входит невнимательное отношение автолюбителей к другим участникам дорожного движения, в частности пешеходам, а также поверхностное наблюдение за дорожной ситуацией. Кроме того, разговоры по телефону, употребление пищи за рулем, да и банальные разговоры с пассажирами (особенно это касается водителей с небольшим стажем) – тоже могут стать причиной ДТП.

причины дтп_9

5.       Неадекватное поведение в экстремальных ситуациях. Самую большую опасность здесь представляют автомобилисты-новички или те, кто очень редко выезжают на дорогу, так называемые «дачники», поскольку умение избегать аварий приходит только с опытом. Самое главное в таких ситуациях – не паниковать, собраться  с мыслями  и сконцентрироваться на машине и происходящей вокруг дорожной обстановке.

причины дтп_11

6.       Несоблюдение дистанции. Такое нарушение может привести к наезду на впереди движущееся  транспортное средство. В населенных пунктах необходимо соблюдать дистанцию из расчета 0,5 м на 1 км/ч скорости, вне населенных пунктов – 1 м на 1 км/ч.

Однако данные величины касаются тех случаев, когда дорога ровная и сухая. В других условиях дистанцию нужно выбирать так, чтобы в случае внезапной остановки движущегося впереди ТС  можно было вовремя остановить свой автомобиль.

причины дтп_7

7.       Нарушение правил обгона. Обгон – один из самых ответственных и частых маневров, связанный  с повышенной скоростью и ограниченной обзорностью.  Часто следствием неправильного обгона становится лобовое столкновение. При этом маневре необходимо точно рассчитывать безопасную дистанцию между машинами и обязательно включать соответствующий предупредительный сигнал.

Обгонять можно только в том случае, если есть возможность превысить скорость обгоняемого транспортного средства не менее чем на 15 км/ч, а его водитель не собирается менять направление движения  (посему очень важно заранее знать намерения водителя обгоняемого ТС).

причины дтп_6

Вывод

Впрочем, виновниками ДТП становятся не только водители. Недисциплинированность пешеходов — еще одна причина многих аварий. В Украине именно из-за беспечности пешеходов происходит каждое третье ДТП (переход дороги в неположенном месте, неожиданный выход на проезжую часть и т.д.).

Напоследок отметим, все вышеуказанные причины аварий беспрерывно несут за собой колоссальные последствия и потери. В нашей стране каждые сутки происходит порядка 500 дорожно-транспортных происшествий, в которых в среднем  гибнет 10 человек и 100 получают травмы различной степени тяжести. 

Топ-6 самых распространенных причин аварий

Как показывает статистика, большинство аварий, в которые попадают белорусские водители, достаточно типичны. По сути, основные причины аварий можно перечислить по пальцам. Как избежать таких неприятных дорожных ситуаций, читателям «Комсомолки» поможет разобраться руководитель Школы экстремального вождения, мастер спорта, чемпион Беларуси по ралли Сергей Овчинников.

ПРИЧИНА 1. Несоблюдение дистанции

Поводов для экстренного торможения может быть много. Например, перед машиной появляется пешеход или водитель вспомнил, что ему нужно повернуть направо. Машина резко тормозит, сзади в нее врезается еще одна.

Несоблюдение дистанции.

Несоблюдение дистанции.

Несоблюдение дистанции.

Несоблюдение дистанции.

Совет от Овчинникова:

— Лучше всегда просматривать дорогу через стекла впереди едущего автомобиля. Если же вы двигаетесь за большегрузным транспортом и просмотреть дорогу не представляется возможным, то дистанцию нужно еще больше увеличить, чтобы при возникновении неожиданного препятствия вы успели затормозить.

Основная причина таких аварий на трассе — банальная невнимательность водителей. Чувство скорости притупляется и не воспринимается адекватно. Чтобы не въехать во впереди идущую машину, всегда нужно прогнозировать возможность торможения впереди едущего автомобиля — контролировать не только собственное движение, а всю дорожную ситуацию в целом. Не расслабляйтесь, помните, что при движении по монотонной загородной дороге время реакции водителя может увеличиться до четырех секунд!

ПРИЧИНА 2. Обгон по встречной полосе

Кажется, что машина, которая едет навстречу, еще далеко, и водитель начинает обгон. Не успевает завершить маневр — и происходит лобовое столкновение.

Обгон по встречной полосе.

Обгон по встречной полосе.

Совет от Овчинникова:

— Нужно постараться как можно точнее определять скорость движения встречного транспорта. Совершать обгон с большей скоростью для уменьшения времени обгона. Если вы только начали обгон и поняли, что можете не успеть его завершить, то лучше отказаться от маневра и вернуться на полосу своего движения. Если единственный вариант — это завершение обгона, то нужно экстренно ускориться. Если беды не миновать, то главное — не допустить лобового столкновения. Лучше направить автомобиль в сторону от дороги. Это может быть кювет, кустарник, сугроб. В любом случае удары, полученные по касательной или сзади, даже съезд с дороги с опрокидыванием менее опасны, чем лобовое столкновение. Само собой, водитель и все пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности.

ПРИЧИНА 3. Выезд со второстепенной дороги

При выезде на главную дорогу без полосы разгона водитель может переоценить возможности своего авто и не пропустить двигающий по главной в крайней правой полосе движения автомобиль.

Выезд со второстепенной дороги.

Выезд со второстепенной дороги.

Совет от Овчинникова:

— Для скоростного выезда на перекресток нужно уметь экстренно ускоряться. При разгоне нельзя допускать пробуксовки ведущих колес автомобиля, что уменьшит как динамику разгона, так и может привести к заносу автомобиля. Для отработки правильного разгона лучше потренироваться на площадке свободного движения. Если быстро разогнаться не получается — лучше отказать от такого маневра или в крайнем случае съехать на обочину, если она присутствует.

Если вы двигаетесь по правой полосе и видите, что перед вами выезжает другая машина, — будьте готовы к экстренному торможению. Чтобы обезопасить ситуацию, можно перестроиться левее — конечно, если такая возможность есть.

ПРИЧИНА 4. Попытка проскочить на желтый

Тут все банально: один водитель на перекрестке хочет успеть проехать на мигающий желтый. Другой, подъезжая к перекрестку слева или справа, видит, что загорелся желтый, вот-вот загорится зеленый, и, не снижая скорости, проезжает перекресток.

Попытка проскочить на желтый свет.

Попытка проскочить на желтый свет.

Совет от Овчинникова:

— Чем больше размер перекрестка, тем больше времени нужно будет, чтобы его преодолеть, и вероятность попадания в ДТП таким образом увеличивается. Поэтому лучше заранее начать плавно снижать скорость и не выезжать на такой перекресток.

Водителю, который собирается пересечь перекресток раньше потока, нужно не опережать транспорт, двигающийся по другим полосам движения. Если этот транспорт стоит, то, возможно, или пешеход, или кто-то завершает движение. В экстренной ситуации нужно либо прибегнуть к экстренному торможению, либо, наоборот, ускориться, либо по возможности маневрировать.

ПРИЧИНА 5. Поворот налево

Тут может быть несколько ситуаций. Например, машины поворачивают из соседних рядов, а потом не могут поделить полосу, в которую въезжают. Еще одна частая причина ДТП — «прятки»: когда две машины хотят повернуть «внахлест». В результате задний водитель не видит встречного потока.

Поворот налево.

Поворот налево.

Поворот налево

Поворот налево

Совет от Овчинникова:

— В ПДД не определено, в какую полосу нужно поворачивать при повороте налево, поэтому лучше двигаться не на одном уровне с соседним авто, а чуть пропустив вперед другой автомобиль или же самому двигаться чуть впереди. В таком случае можно успеть затормозить и таким образом избежать столкновения.

Аварии при боковом столкновении наиболее опасны. Поэтому лучше не совершать таких слепых маневров. А если уж решились, то внимательно наблюдайте за действиями других водителей и будьте готовы к экстренному торможению или маневру.

ПРИЧИНА 6. Нарушение правил проезда пешеходных переходов

Очень типичное ДТП для городских условий. Автомобиль подъезжает к перекрестку по правой полосе и пропускает пешехода, который ступает на переход справа. Едущий по соседней полосе водитель перехода не видит, скорость не сбрасывает, в результате чего происходит наезд.

Нарушение правил проезда пешеходных переходов.

Нарушение правил проезда пешеходных переходов.

Совет от Овчинникова:

— При подъезде к переходу нужно вначале оценить обстановку как на самом пешеходном переходе, так и на тротуарах. Важно убедиться в том, что никто не подходит, не подбегает, не подъезжает (велосипедисты, роллеры) к переходу. Все внимание должно быть направлено на правую сторону дороги. Если там припаркован транспорт, закрывающий обзор, то стоит оценивать ситуацию через стекла стоящего автомобиля, а если стоит грузовик, то просмотреть можно под автомобиль — в таком случае можно увидеть ноги пешеходов, собирающихся перейти проезжую часть. Если же впереди едущий автомобиль замедляется, то однозначно нужно снижать скорость и ни в коем случае не опережать его.

Если вы остановились, а в зеркало видите, что сзади кто-то несется, — вы тоже можете попытаться спасти пешеходу жизнь. Быстро включите аварийку (ее увидит другой водитель и среагирует) и привлеките внимание пешехода гудком клаксона.

Благодарим Школу экстремального вождения Сергея Овчинникова и компанию «Ф-АВТО» за помощь в подготовке материала.

Основные причины ДТП на дорогах

У каждого инцидента на дороге есть свои причины и последствия. К сожалению, в мире в результате аварий ежегодно погибают десятки тысяч водителей, их пассажиров и пешеходов. А число тех, кто получает травмы, в десятки раз больше.

Дорожно-транспортное происшествие

Немудрено, что каждый водитель хотел бы максимально обезопасить себя и своих попутчиков от аварий и их последствий. Для этого необходимо знать основные причины ДТП на дорогах.

Пьянство

Многие знают шутку о том, что для передвижения пьяного человека существует четыре типа машин: такси, скорая помощь, полицейский автомобиль и катафалк. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Несмотря на обширную пропаганду недопустимости управления автомобилем пьяным водителем, автолюбители почему-то упорно игнорируют это требование.

Статистика

Говоря о том, каковы основные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий, пьянство нужно упомянуть первым. Ведь даже в странах с высоким уровнем благополучия, таких как Германия, США, Канада и Франция, очень часто происходят аварии с участием нетрезвых водителей. Примерно 35% всех дорожно-транспортных происшествий связаны с употреблением шофёрами алкоголя.

В России этот показатель ещё выше. Доля таких аварий достигает 45% от общего числа ДТП.

Алкоголь и реакция

Посредством многих тестов и исследований было доказано, что даже после пары бокалов пива у водителя снижается способность реагировать на форс-мажорные дорожные ситуации. А что уж говорить о той стадии опьянения, когда у человека теряется чувство реальности. В таком состоянии ему кажется, что он всемогущ и способен предотвратить любое ДТП. Однако это ложное впечатление, навязанное как раз алкогольными напитками.

Алкоголь в машине

Кроме прочего, алкоголь становится причиной чрезмерной сонливости человека. Отчасти это связано с тем, что спиртное принято употреблять вечером, когда в организме накопилась усталость.

Теперь представьте, сможет ли полусонный человек с замедленной реакцией и изменённым восприятием реальности эффективно отреагировать на сложную дорожную ситуацию? Вряд ли. Ведь для действий, направленных на избежание аварии, у водителя, как правило, есть лишь доля секунды.

Наказание

Нелишним будет напомнить, что за вождение в нетрезвом состоянии водителя лишают прав. А при повторном идентичном нарушении предусмотрена даже уголовная ответственность. Ведь всем известно, что пьяный водитель подвергает опасности не только себя, но и всех окружающих.

Гаджеты

Наказание

За разговоры по телефону во время управления машиной предусмотрен штраф. Однако это не останавливает водителей в их стремлении пообщаться во время пути. Не последнюю роль в таком поведении шофёров играет безнаказанность. Ведь для того, чтобы быть наказанным за болтовню по телефону, нужно ещё быть пойманным. А далеко не каждый сотрудник ГИБДД разглядит в потоке машин водителя с прижатой к плечу телефонной трубкой.

К тому же находчивые водители привыкли прятать телефон в тот момент, когда обнаруживают в пределах видимости человека в салатовом жилете.

Использование телефона за рулём

Телефон и реакция

А между тем, когда человек прижимает к уху телефон плечом, он отнимает у себя возможность быстро вывернуть руль в случае опасности. Да и управляет автомобилем неуверенно и криво. Для срочных ответов на звонки существуют телефонные гарнитуры, беспроводные наушники либо встроенные системы «свободные руки». Их использование разрешено.

Мессенджеры

Но не только телефонные разговоры могут сыграть с водителем злую шутку. В наши дни обилие различных мессенджеров соблазняет водителя печатать сообщения во время движения. Некоторые люди, находящиеся за рулём, даже умудряются фотографировать либо фотографироваться и публиковать эти снимки в соцсетях.

Едва ли стоит долго рассказывать о том, что может случиться с водителем, который смотрит в экран смартфона вместо того, чтобы следить за дорогой. Это всё равно что ехать с закрытыми глазами.

Навигатор

Не зря в навигаторах предусмотрена не только визуальная демонстрация маршрута, но есть ещё и голосовые подсказки. Представители ГИБДД просят водителей больше слушать навигатор, а не смотреть в него. Ведь в момент созерцания экрана водитель отводит взгляд от дороги, а это опасно.

Статистика

Статистика неутешительна. Среди всех водителей, попадающих в ДТП, от 15 до 20% в момент столкновения пользуются различными гаджетами.

Скорость

Превышение скорости

Наказание

По сути, установленную скоростную норму можно превышать на 10 км в час. За это, скорее всего, водитель не понесёт никакой ответственности, так как при назначении штрафов рассматривается возможность погрешности спидометра или радара. Однако если скорость превышена на 20–60 километров в час, водителя гарантированно ожидает ощутимый штраф. За превышение скорости более чем на 60 км в час водитель может лишиться удостоверения.

Но эти наказания мало пугают любителей скоростной езды. Причин для превышения скорости может быть масса. Человек сильно торопится, играет в гонки с другими участниками движения, хочет проявить себя умелым водителем перед окружающим или просто получает удовольствие от быстрого перемещения.

Последствия

Однако не нужно забывать, что при столкновении на скорости более 60 километров в час люди, находящиеся в машине, как минимум получат травмы. На скорости, равной 150 километрам в час, человека не спасает даже подушка безопасности. Её упругости недостаточно для того, чтобы отделить голову от твёрдых частей машины.

Человек, который находится в искорёженном авто, несколько секунд назад летевшем на бешеной скорости, оказывается сдавлен, а то и раздавлен пластами металла.

Статистика

Но никакие технические предостережения, запреты, прописанные в правилах, и наказания за нарушения не меняют того факта, что 12–15% всех происходящих аварий не случились, если бы водители передвигались с разрешённой скоростью.

Другие нарушения

Четвёртое место в нашем рейтинге занимают причины возникновения ДТП, не связанные с превышением скорости, разговорами по телефону или вождением в нетрезвом виде.

Причины возникновения аварий могут также крыться в других нарушениях.

Знаки

Не зря вдоль дорог устанавливается огромное количество знаков. Они диктуют приоритетность направлений движения, предупреждают о неровностях и пешеходах, требуют снижения скорости, запрещают остановку и стоянку.

Но не каждый водитель внимательно следит за дорожными указателями и выполняет их предписания. Это становится причиной различных ДТП.

Переезды

Часто дорожно-транспортные происшествия случаются на железнодорожных переездах. Водитель просто игнорирует значение знака STOP, требующего остановки перед продолжением движения. Автолюбитель въезжает на рельсы, не убеждаясь в безопасности этого манёвра, и попадает под поезд.

Пешеходы

Не захотел лишний раз притормозить перед «зеброй». Это становится причиной инцидентов, в которых получают травмы и гибнут пешеходы. Нужно быть внимательными и притормаживать перед полосатыми дорожками. К тому же не стоит игнорировать знаки «Осторожно, дети!». Это означает, что где-то поблизости есть детское учреждение и несовершеннолетний участник движения в любой момент может оказаться на проезжей части.

Ребёнок на пешеходном переходе

Говоря о пешеходах, нельзя снимать вины и с пострадавших. Часто они начинают движение по «зебре», не посмотрев по сторонам, перебегают дорогу в неположенных местах. Родители иногда недостаточно внимательно следят за детьми и допускают их вход на дорогу. Несомненно, к дорожному движению должны относиться одинаково ответственно и водители, и пешеходы.

Поломки

Водитель обязан тщательно следить за своим автомобилем. Ведь окончательный выход транспортного средства из строя — самая малая из возможных бед, вызванных техническими неисправностями. В своде ПДД подробно расписано, с какими поломками запрещена эксплуатация машины. Однако автовладельцы, гонимые жаждой экономии времени и денег, продолжают ездить на автомобиле с поломками.

Когда у машины отказывают тормоза, слетают колёса и теряется управление, на дороге случаются настоящие катастрофы.

Внешние факторы

К сожалению, нередко причиной аварий становятся и такие факторы, которые никак не связаны ни с одним участником движения.

Слепые зоны

Иногда аварии случаются при перестроении машины с одной полосы на другую. При таком манёвре добросовестный водитель обязательно посмотрит в зеркало заднего вида. Однако у этого устройства есть так называемые слепые зоны, в которых не просматривается находящийся чуть поодаль автомобиль.

Поэтому водителям рекомендуют при перестроении смотреть не только в зеркала, но периодически и поворачивать голову.

Это не распространённая причина аварий, но часто именно на «слепые зоны» переносят ответственность виновники мелких ДТП, которые решили подрезать попутное авто или просто не захотели посмотреть в зеркало.

Дороги

В России состояние дорожного полотна весьма часто становится причиной как мелких, так и крупных ДТП. Наличие на асфальте ямы или колеи должно заставить водителя ехать максимально осторожно.

Ведь при попадании колеса в углубление машину начинает заносить. Она может несколько раз развернуться вокруг себя и даже вылететь на встречную полосу.

Увы, но при таком инциденте будет очень сложно найти виноватых. Нет, конечно, можно подать в суд на дорожные службы. Но стоит помнить, что уставом допускается наличие на дорожном полотне дефектов, однако они не должны выходить за рамки допустимых норм.

Чтобы проверить, соответствует ли яма нормам, будет собираться комиссия, она проведёт экспертизу. Но, скорее всего, к моменту выезда таких экспертов на место происшествия, дыру ответчик уже залатает. Вот и выходит, что доказать вину дорожников практически невозможно.

Отсутствие знаков и светофоров

Светофор, как и любое техническое средство, может сломаться. Поэтому на любом перекрёстке должны быть установлены знаки, определяющие приоритетность направлений движения. Если этих знаков нет и водители попросту не смогли разъехаться из-за того, что не знали, на чьей стороне преимущество, виноваты в аварии не они.

В таком случае водитель обязательно должен судиться. Доказать отсутствие знаков можно посредством фотографий или роликов видеорегистратора. На этот раз суду не потребуется никакая комиссия, чтобы увидеть, что перекрёсток в момент ДТП не регулировался никакими метками.

Неисправный светофор

Погода

Всё-таки, говоря о погодных явлениях, нельзя утверждать, что это только внешний фактор. Часто водители просто не утруждают себя оценкой дорожной ситуации и ведут себя несоответственно погодным условиям.

Например, некоторые забывают, что в дождь желательно ехать медленнее, так как видимость сокращается, а длина тормозного пути становится больше. Некоторые водители умудряются зимой ездить на лысой или летней резине. Кто-то не обращает внимания на туман и едет с большой скоростью, из-за чего не успевает затормозить перед внезапно проявившимся в дымке препятствием.

Вот и получается, что при большинстве погодных явлений адекватное поведение шофёра поможет избежать возможного ДТП.

Это были самые распространённые причины аварий. Напоследок хотелось бы напомнить, что каждый человек, севший за руль, должен понимать, какую ответственность он несёт за себя, за жизни своих пассажиров и окружающих.

Если каждый водитель хотя бы изредка будет задумываться о том, почему автомобиль считается средством повышенной опасности, почему именно машина, по статистике, является самым аварийным транспортом и для чего были прописаны правила дорожного движения, нет сомнений, происшествий на дорогах будет меньше.

Основные причины возникновения ДТП (аварий), виды

Статья рассказывает, какие имеются причины ДТП, и как их избежать. Рассматриваются меры по предупреждению аварий их негативных последствий.

ПроАвтоправо - ваш навигатор по юридическим вопросам об автоПроАвтоправо - ваш навигатор по юридическим вопросам об авто

Почему происходят аварии

ПроАвтоправо - ваш навигатор по юридическим вопросам об автоПроАвтоправо - ваш навигатор по юридическим вопросам об автоКогда ищут виновника происшествия, сначала определяют вид ДТП. После того, как установлен вид аварии, наступает время определить причины возникновения аварий.

6 основных причин дорожно-транспортных происшествий

  1. Пьяная езда.

Все знают правило: выпил-за руль не садись. Но, к сожалению, не все хотят его соблюдать. Результат печальный. Больше половины аварий происходит из-за того, что водитель выпил и сел за руль. Многие водители полагают, что от одной бутылки вреда не будет, и алкоголь быстро выйдет из организма.

Но спиртные напитки пагубно воздействуют на человека, притупляется реакция. Автовладелец полагает, что с ним аварии не случится, но негативных последствий не всегда удается избежать.

  1. Невнимательность.

Скучно стоять в пробке или просто ехать. Поэтому водители достают смартфоны, заходят в мобильные приложения, просматриваются новости в интернете. Но невнимательность может дорого стоить. Достаточно немного отвлечься, чтобы спровоцировать возникновение опасной ситуации на дороге. Разговоры по мобильному телефону также пополняют основные причины ДТП. Сложно контролировать ситуацию на дороге, когда держишь одной рукой смартфон и разговариваешь.

Совет. Если вы сторонник безопасной езды, используйте системы Hands free для разговоров по телефону, когда садитесь за руль.

Рекомендуем слушать подсказки навигатора, а не отвлекаться на монитор, если вас интересует предотвращение случаев ДТП.

  1. Пристрастие к быстрой езде.

Многие водители любят получать острые ощущения от скорости. Но любовь к острым ощущениям и происшествия на дороге тесно взаимосвязаны. В результате превышения скоростного режима происходит множество аварий со смертельным исходом. Обезопасить жизнь пассажиров сложно. Удерживающие устройства и подушки безопасности не всегда помогают спасти жизнь людей, если дтп происходит на большой скорости.

  1. Игнорирование дорожных знаков.

Нарушение пополняет причины возникновения ДТП.  Особенно много неприятных ситуаций происходит на железнодорожных путях. Автовладельцы не замечают сигнал предупреждения, подставляют свой транспорт под удар поезда.

  1. Игнорирование состояние автомобиля.

Заметили неисправность? Советуем отложить путешествие. Плохая работа тормоза или рулевого управления с движением несовместима. Поэтому своевременная профилактика машины позволяет уменьшить опасность аварий.

  1. Применение неподходящей резины.

Транспортное средство нужно вовремя «переобувать», иначе повышается риск возникновения неприятной ситуации на дороге.

Перечисленные причины зависят от водителей. Но есть и другие обстоятельства, приводящие к авариям.

Внешние причины аварий

ПроАвтоправо - ваш навигатор по юридическим вопросам об автоПроАвтоправо - ваш навигатор по юридическим вопросам об автоПричины возникновения дтп часто связаны с недобросовестной работой дорожных служб. Если светофор не работает или разметки нет, водителя нельзя наказать. Отвечает за нарушения эксплуатационная служба.

Совет. Обяжите нарушителя исправить дефект. Составьте заявление в суд об устранении дефектов дороги, если хотите снизить риск ДТП.

Состояние дорог раздражает многих автомобилистов. Ямы и рытвины усложняют движение. Водитель может потерять контроль над ситуацией  и попасть в аварию. Поэтому прибавляем к причинам происшествий халатность эксплуатационных служб. Но привлечь к ответственности эксплуатационную службу не так-то просто. Ведь госстандарт указывает, что покрытие идеально ровным быть не должно. Собирается комиссия, и проверяет состояние дороги.  За время проверки нарушения можно устранить. Поэтому доказать вину эксплуатационной службы будет нелегко.

Как защититься на случай аварии

Не забывайте об использовании специальных средств защиты. Ремни должен пристегивать каждый пассажир. Использование одной надувной подушки мало для спасения жизни человека. Забота о детской безопасности должна стоять на первом месте. Поэтому используйте кресла, подходящие по весу и возрасту детей.

Классификация дорожных происшествий

ПроАвтоправо - ваш навигатор по юридическим вопросам об автоПроАвтоправо - ваш навигатор по юридическим вопросам об автоСписок можно составить очень длинный. Чтоб определить вину участников рассматриваются виды и анализируются причины ДТП. Перечислим основные виды дтп и причины их возникновения.

8 основных видов аварий.

  1. Сталкиваются между собой машины или с железнодорожным транспортом.
  2. Автомобиль опрокидывается. Неприятность может произойти, если ухудшились погодные условия, машина неисправна или неправильно закрепили груз.
  3. Наезд на транспорт либо прицеп.
  4. Машина ударилась на столб, ограждение или другой неподвижный предмет.
  5. Пешеход натолкнулся на авто либо водитель авто наехал на пешехода. Если человек передвигался на роликах, коньках, ребенок ехал на велосипеде, происшествие включается в эту категорию.
  6. Машина совершила наезд на велосипедиста либо он сам наехал на автомобиль.
  7. Авто наехало на животных. Другой вариант: животные сами ударились об автомобиль. После столкновения пострадали люди или поврежден транспорт.
  8. Упал пассажир по причине резкой перемены скорости. Если человек упал, когда садился в транспорт, либо выходил из него, это не будет считаться происшествием.

Кроме основных видов происшествий есть и новый вид ДТП.

Что означает бесконтактное ДТП

Происшествие, в котором транспортные средства не прикасались друг с другом, это и есть бесконтактное ДТП. В результате аварии ущерб получают третьи лица.

Важно! Виновник аварии не соприкасается с потерпевшим, а также другими объектами, которым причинен ущерб.

Но ответственность все равно несет причинитель вреда, поскольку именно он виноват в происшествии.

Какие еще существуют виды аварий

ПроАвтоправо - ваш навигатор по юридическим вопросам об автоПроАвтоправо - ваш навигатор по юридическим вопросам об автоВозникают и другие ситуации на дороге

  • машина наехала на камень или другой предмет, который внезапно появился;
  • авто врезается в объект, не имеющий отношения к движению.

Перечисленные случаи относятся к прочим видам происшествий.

Примеры из жизни

Маршрутное такси столкнулось с автобусом. Из маршрутки выпал пассажир и сломал руку. Вид происшествия: столкновение.

Водитель маршрутки наехал на бордюрный камень. Мужчина в салоне упал. Здесь уже другой вид аварии: наезд на препятствие.

Итог

В большинстве случае виновниками аварий являются сами водители. Автовладельцы забывают о правилах дорожного движения, что и приводит к авариям. Можно уменьшить количество неприятных ситуаций, если соблюдать вежливость на дороге и не спешить.

Пострадавших от ДТП могло бы стать меньше, если бы пассажиры не забывали использовать удерживающие устройства.

Также причиной аварий являются факторы, не зависящие от автолюбителей. К авариям приводит недобросовестная работа эксплуатационных служб. Решение спорных ситуаций передается на рассмотрение суда.

Основная причина ДТП. Основные причины ДТП и меры их предупреждения

С точки зрения безопасности на дорогах Россия является одной из самых неблагоприятных стран. Способствуют такому положению вещей многие факторы. Органы ГИБДД регулярно публикуют статистические данные о наиболее распространенных причинах аварий, что позволяет вырабатывать более эффективные меры по избеганию дорожно-транспортных происшествий с трагическими последствиями. При этом основная причина ДТП меняется едва ли не каждый год. Так, если до недавнего времени специалисты называли главной бедой на наших дорогах пьянство за рулем, то сегодня за лидирующие позиции могут побороться и невнимательные пешеходы, и злостные нарушители ПДД в лице уже трезвых автомобилистов. Есть и другие значимые факторы, влекущие ДТП, но обо всем по порядку.

Категории причин ДТП

основная причина дтп

Если в простых понятиях подходить к рассмотрению самой природы ДТП, это будет ситуация на дороге, возникшая с участием как минимум одного автомобиля и повлекшая порчу имущества или вред здоровью. На основе этого можно заключить, что основные группы причин ДТП могут включать не только самих водителей и пешеходов, но и условия, в которых эксплуатируется дорожное покрытие. Сотрудники ГИБДД выделяют следующие категории причин ДТП:

  • Водители. В эту группу включаются все нарушения правил автолюбителями, в результате которых возникают аварии. Например, это может быть превышение скорости или та же езда в пьяном состоянии.
  • Пешеходы. Как ни странно, кроме знакомого многим обывателям перехода в неположенном месте, эта категория предусматривает и порядка 9 других опасных действий пешеходов на дороге. В их числе быстрый выход из-за препятствия, движение вблизи транспорта и т.д.
  • Условия на дороге. В эту группу можно включить плохую видимость и недостаточное качество дорог.
  • Транспорт. Неполадки с самой техникой также становятся причинами ДТП. Например, если возникли технические проблемы с управлением, это повышает риск аварии.
  • Велосипедисты. Эта группа участников движения также представляет опасность. Райдеры могут не соблюдать очередность в потоке, внезапно выезжать на проезжую часть и т.д.

После того как определены главные категории, стоит подробнее рассмотреть основные причины ДТП в России в порядке их распространенности.

Превышение скорости

основные причины дтп и меры их предупреждения

Несоблюдение скоростного режима регулярно оказывается главным фактором, который приводит к неприятным последствиям на дороге. В частности, такие ДТП происходят в результате наезда на пешеходов и препятствия, а также столкновения с другими транспортными средствами. Как правило, предвещает аварию потеря управляемости автомобиля, что может повлечь опрокидывание, занос, вылет с проезжей части и другие последствия с печальным исходом. К наиболее тяжелым ситуациям относятся ДТП в условиях плохой видимости, если участник движения превышает скорость и сталкивается на встречной полосе с другой машиной.

Вождение в пьяном состоянии

пьянство за рулем основная причина дтп

Разработка жестких мер по борьбе с пьянством позволила несколько сократить количество аварий, спровоцированных алкоголем. Тем не менее статистика по таким случаям все еще остается малоутешительной. К тому же в некоторых регионах именно пьянство за рулем – основная причина ДТП, которая приводит к другим нарушениям правил движения. К слову, уже упомянутое превышение скорости выделяется в отдельную причину, в то время как именно нетрезвое состояние водителя может выступать первоначальным фактором такого нарушения.

Неудовлетворительное качество дорог

основные причины дтп в россии

Одна из старейших тем в обсуждении глобальных проблем России – дороги. Обычная ситуация, когда пресловутый ухаб становится опасным фактором, из-за которого автомобиль самопроизвольно совершает выезд на встречную полосу. Омрачается положение дел тем, что дорожные службы практически не привлекаются к ответственности за подобные изъяны покрытий. Впрочем, основная причина ДТП даже не столько в качестве дорог, сколько в их инфраструктурном обеспечении. Организация работы светофоров, нанесение дорожной разметки и установка знаков нередко выполняются с откровенными ошибками и нарушениями, что и приводит к авариям.

Неисправности автомобилей

Нельзя не затронуть и проблему технического состояния довольно внушительной части российских автомобилей. Даже несмотря на жесткую регуляцию законодательством РФ допуска машин к эксплуатации, без труда можно обнаружить в рядовом потоке транспортные средства с серьезными неисправностями. Как отмечают специалисты, в этой группе основная причина ДТП касается тормозов. Порядка 30 % эксплуатируемых автомобилей работают с неотрегулированными или вовсе неисправными тормозными механизмами. Другое дело, что некоторые проблемы с регулировкой могут допускать эксплуатацию транспорта. Также к распространенным неполадкам в технической части, которые влекут ДТП, можно отнести проблемы с оптикой, слабость конструкции из-за плохо выполненного ремонта и, конечно, неточности в рулевом управлении. Здесь же стоит отметить и сезонные «болезни». В основном такие аварии связаны с неправильной эксплуатацией шин – например, когда зимой используется летняя резина.

Неосмотрительность пешеходов

Желая сократить путь или время в дороге, многие пешеходы решают игнорировать правила дорожного движения и совершают переход проезжей части в неположенном месте. Но тут есть свои нюансы. Дело в том, что строгое разграничение вины водителей и пешеходов не всегда возможно. Например, если речь идет о ребенке или пенсионере. Конечно, формально может быть прав водитель, но очевидно, что требовать от детей или стариков повышенного внимания не приходится. Так или иначе, основные причины ДТП по вине пешеходов относятся к игнорированию ПДД. Переход в неустановленном месте или движение на красный свет – вот главные нарушения со стороны пешеходов. Усугубляется ситуация в темное время, когда и переход по «зебре» не гарантирует безопасность. В данном случае следует заранее подготовить светоотражающие элементы одежды.

основные группы причин дтп

Меры предупреждения ДТП

Казалось бы, в руках современных отделений ГИБДД сосредоточены эффективные инструменты, направленные на выявление и борьбу с виновниками дорожно-транспортных происшествий. Однако этого оказывается недостаточно. Дело в том, что основные причины ДТП и меры их предупреждения следует рассматривать с двух позиций – со стороны дорожных инспекций, служб безопасности и глазами непосредственных участников дорожного движения. Специальные уполномоченные организации по борьбе с нарушениями занимаются комплексной профилактической работой. В частности, разрабатываются эффективные меры контроля технического состояния автомобилей, совершенствуются подходы и методы к регулированию дорожного движения, вводятся более жесткие штрафы, а также проводится разъяснительная пропагандистская работа с населением. Что касается самих пешеходов и автолюбителей, то в их интересах не только соблюдать ПДД, но и страховать себя от возможных нарушений со стороны других лиц.

Заключение

основные причины дтп по вине пешеходов

В России действует современный и хорошо продуманный перечень правил дорожного движения, соблюдение которого позволяет минимизировать риски любых аварий. Проблема заключается в том, что, например, основная причина ДТП в виде пьянства является практически не уловимой для органов дорожного порядка без соответствующей проверки. Это же относится к водителям, чей стиль езды предполагает высокую скорость. Как правило, это опытные участники движения, которые уверены в своих силах и не всегда адекватно оценивают ситуацию. Обе группы представляют опасность для других автомобилистов, как и пешеходы, которые в целях экономии времени решаются на переходы в неустановленных местах. К сожалению, бороться с такими явлениями можно только с помощью общего повышения культуры вождения и в целом эксплуатации проезжих частей, а это вопрос многих лет.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о