Почему на ваз 2114 раздувает расширительный бачок: Раздувает расширительный бачок системы охлаждения ВАЗ 2110/2112/2114/2115

Раздувает расширительный бачок системы охлаждения ВАЗ 2110/2112/2114/2115

Если раздувает расширительный бачок системы охлаждения автомобилей ВАЗ, не важно какие это модели 2110,2112,2114, 2115 или другие, первое, на что стоит обратить внимание – крышку в которой стоит редукционный клапан для сброса лишнего давления. Т.е. давление не сбрасывается и бачек из-за этого расширяется.

В первую очередь

Попробуйте заменить крышку на новую или взять на время проверки заведомо рабочую.

Обратите внимание, как сильно раздувается бачок. Если не значительно и видно, что не из-за избыточного давления, при этом вы являетесь владельцем ВАЗ 2110-12, то не стоит сильно переживать, так как для таких авто это считается нормой.

Дело в том, что новые бачки для таких автомобилей имеют безреберную конструкцию и изготовлены из пластмассы, которая не сильно хорошо держит форму, поэтому со временем их начинает раздувать.

Хорошо себя зарекомендовали расширительные бачки от Ланоса, Приоры, Нексии их часто ставят вместо Вазовских.

Если же бачок раздувает сильно и при этом его рвет, даже после замены вместе с крышкой, то обратите внимание на следующие моменты:

  1. Закипает ли ОЖ;
  2. Какого цвета масло в картере двигателя;
  3. Если ли в бачке газы из камеры сгорания;
  4. Какое давление в системе охлаждения;
  5. Качество самого бачка.

Газы в расширительном бачке

Наличие газов в расширительном бачке указывает на то, что прогорела прокладка ГБЦ, все признаки этой проблемы. Это одна из основных причин, почему его может раздувать.

Прогорание прокладки могло произойти по причине перегрева двигателя, если конечно не настал срок его капитального ремонта, так как именно на 150 – 250 тыс. км. пробега рассчитан срок службы этой прокладки.

Но тут есть важный момент — бачек не будет расширятся, если исправен клапан в крыше, так как избыточное давление все равно будет сбрасываться, а вот перегреваться двигатель будет. Но, если поток газов очень сильный, то клапан не будет успевать стравливать давление и бачок в итого все равно раздует и даже разорвет.

Для того, чтобы выявить наличие газов в системе охлаждения необходимо:

  1. Визуально осмотреть ОЖ в бочке при работающем двигателе и убедится в наличии или отсутствии пузырьков. Если пузыри есть, то скорее всего прокладка пробита.
  2. Более точный метод – использование газоонализатора. Прибор точно укажет на наличие газов.
  3. Применить надувные шарики или аналоги (ну вы поняли). Шарик надевается на горловину бачка и крепко привязывается нитками. Заводить двигатель нужно на холодную, пока еще не начала сильно расширятся нагретая ОЖ. Если изделие быстро надувается, значит в систему охлаждения поступают выхлопные газы, это возможно только через прокладку ГБЦ.
  4. Проверьте компрессию в двигателе. Если у автомобиля пробег не сильно большой, то компрессия должна быть в норме, так как цилиндропоршневая группа еще не износилась. А вот если пробита прокладка под ГБЦ, то коммпрессометр покажет показания ниже нормы.

Также можно проверить в районе какого цилиндра пробита прокладка. Для этого нужно через отверстие свечи подать в цилиндр воздух под давлением, при этом крышка бачка должна быть снята.

При пробитой прокладки ГБЦ будут видны пузырьки в бачки и шипение воздуха.

Давление в системе охлаждения проверяется с помощью манометра на 3 атмосферы. Для это нужно сделать тройник и подключить к нему прибор.

Завести автомобиль и наблюдать за показаниями. Показания больше 1.5 атмосфер уже должно насторожить, 2 – не каждый бочек выдержит.

Кипение охлаждающей жидкости

Если закипает тосол (антифриз), то убедитесь:

  1. Работает ли вентилятор радиатора и когда он включается – может быть неисправен датчик;
  2. Работает ли термостат – ОЖ двигается по малому кругу постоянно, тем самым не охлаждается;
  3. Исправна ли помпа;
  4. Не забита ли система охлаждения включая и радиатор;
  5. Не завоздушена ли система.
  6. Исправен ли клапан на крышке – пониженное давление в системе может вызвать преждевременное закипание тосола.

Что касается завоздушенности, то, к примеру, у ВАЗ 2110, 2111, 2112, из опыта их эксплуатации, система практически не завоздушивается благодаря особой конструкции.

В других автомобилях при замене ОЖ воздушная пробка может оказаться в печке и со временем дать о себе знать перегревом двигателя и прогоранием прокладки ГБЦ. Тут важно следить за показаниями приборов.

Цвет масла

Если в картере двигателя обнаружилась эмульсия серо-белого цвета, то значит ОЖ попала в масло, при этом ее уровень уменьшиться, а масла повысится.

Это могло произойти по причине прогорания прокладки ГБЦ, но не факт, тут нужно проводить дополнительную диагностику.

Как правило, сначала меняется крышка, потом бачок, а уже потом, если последний все равно раздувает, при необходимости прокладка ГБЦ. Но важно понимать, менять крышку нужно на заведомо исправную, сейчас много выпускается брака.

Проверяем качество бачка

Для этого необходимо заглушить сливное отверстие в бачке, плотно закрутить крышки и в схему подключить манометр. Воздух подается под давлением компрессором.

В ходе проверки проверяется какое давление держит бачок и на каком этапе срабатывает клапан.

Почему тосол лезет через крышку?

В случае перегрева двигателя или раздувания расширительного бачка многие не опытные водителя бегут сразу открыть крышку и очень сильно удивляются, а многие и пугаются, вытекающему под давлением тосолу.

Мы сразу успокоим вас – это нормально. Дело в том, что при закрытой исправной крышки бачка в системе охлаждения создается давление равное 1.5-2.0 атмосфер. При этом из физики все мы знаем, что температура закипания любой жидкости прямо пропорциональна окружающему давлению. То есть, чем выше давление, тем выше температура закипания.

Поэтому давление выше атмосферного в системе охлаждения создается специально, чтобы тосол закипал не при 1000С (1 атм.), а при 1150С (1.5 атм.) и 1200С (2 атм.).

После того, как заглушен мотор и открыта крышка, происходит процесс выравнивания давлений, жидкость перетекает от большего к меньшему, при этом она продолжает расширятся, так как двигатель еще некоторое время продолжает набирать температуру, т. е. точка начала его остывания еще не пройдена.

Если тосол закипел, значит произошел перегрев двигателя. В данной ситуации открывать крышку нужно не сразу, так как ОЖ может под давлением выплеснуться на руки и лицо — ожог неизбежен. Как раз в такой ситуации, когда не рабочая крышка бачка последний может раздуться.

У кого какие были жизненные ситуации пишите в комментариях. А также задавайте вопросы.

Основные причины, по которым раздувает расширительный бачок

Содержание

  • Роль расширительного бака в системе охлаждения
  • Причины раздувания бачка
  • Последствия разрыва емкости

Для поддержания оптимальной температуры внутри двигателя в автомобилях имеется система охлаждения.  Во всех моделях современных авто излишек тепла уносит жидкость. Исключением являются разве что советский  «Запорожец» и малолитражка на ручном управлении, где мотор охлаждается воздухом.

Роль расширительного бака в системе охлаждения

Расширительный бачок, установленный в системе охлаждения автомобиля с ДВЗ, является резервуаром, при помощи которого удается контролировать уровень охлаждающей жидкости, регулирующей температуру работы двигателя. Именно в бак выходят излишки горячей жидкости при работе мотора.

В зависимости от модели автомобиля местонахождение и объем резервуара могут изменяться. Примерная схема системы охлаждения приведена ниже.

 

Причины раздувания бачка

Среди основных причин, которые приводят к деформации расширительного бака, можно назвать скопление газов, повышение температуры охлаждающей жидкости больше нормативных показателей (фактически до кипения) и неисправности самого резервуара.

Газы

Под газами следует понимать пары, которые образуются в процессе чрезмерного нагревания тосола или антифриза. Это происходит по причине неправильной (экстремальной) эксплуатации авто или прохудившейся  прокладки главного блока цилиндров.

Наличие газов легко выявить при помощи газоанализатора. При его отсутствии можно попытаться определить газы на холостом ходу при помощи обычного надувного шарика, надежно закрепленного на горловине бачка.

Кипение

Взорваться бак может и от кипения жидкости в нем. Причиной возникновения термической реакции является нарушение правил эксплуатации автомобиля или же ненадлежащий уход за ТС.

В частности, проблема может скрываться в неисправности помпы, негерметичности системы охлаждения, поломке термостата на малом кругу или выходе из строя вентилятора.

Неисправная крышка

Нерабочая крышка-клапан может также спровоцировать разрыв.

Проверить пригодность получится  при помощи манометра, схема подключения которого изображена на фото.

Последствия разрыва емкости

Вследствие разрыва расширительного бачка при движении может случиться ДТП. В момент образования течи уменьшается количество тосола или антифриза, что становится причиной мгновенного перегрева и последующей поломки мотора.

Во избежание неприятностей в пути своевременно производите осмотр состояния расширительного бака, контролируйте количество жидкости в нем и обязательно обращайте внимание на герметичность соединений.

0 0 votes

Рейтинг статьи

[democracy]

[democracy]

Расширительный бак: что нужно и чего нельзя делать

При нагревании воды пространство, необходимое для каждой молекулы, увеличивается. Любая попытка воспрепятствовать этой экспансии будет встречена огромными силами. Если прочный металлический контейнер полностью заполнить жидкой водой и закрыть от атмосферы, в нем будет происходить быстрое увеличение давления по мере нагревания воды. Если этому давлению позволить расти, этот контейнер в конечном итоге лопнет, в некоторых случаях сильно.

Для предотвращения такого результата замкнутые гидравлические системы оснащаются расширительным баком. Резервуар обеспечивает «подушку» из воздуха — жидкости с высокой сжимаемостью, которую расширяющаяся вода может вытолкнуть, не создавая значительного повышения давления в системе. Думайте о воздухе в резервуаре как о пружине. Когда вода в системе расширяется, эта «пружина» сжимается. Когда вода остывает и сжимается, «пружина» возвращается в исходное состояние.

Рисунок 1 Стандартный расширительный бак

В старых системах часто использовались «стандартные» расширительные баки, в которых воздух и вода находятся в непосредственном контакте. Этот тип расширительного бака обычно подвешивается к потолку технического помещения.

Это позволяет воздуху, выпущенному из начальной загрузки системы водой, двигаться вверх в резервуар. Пример такого бака показан на Рисунке 1.

Несмотря на свою функциональность, стандартные расширительные баки значительно больше современных расширительных баков мембранного или баллонного типа. Как таковые они дороже, тяжелее и требуют больше места для установки. Если они не оснащены надлежащей арматурой, они также могут со временем наполниться водой и стать «заболоченными». Они редко используются в современных гидравлических системах, особенно в жилых или небольших коммерческих зданиях.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВОЗДУХА И ВОДЫ

В настоящее время в наиболее часто используемых расширительных баках для водяных систем отопления или охлаждения используется очень гибкая диафрагма из бутилкаучука или EPDM для полного разделения воздуха и воды внутри бака. Эта диафрагма соответствует внутренней стальной поверхности бака, когда воздушная сторона находится под давлением, как показано на рис.

2.

Рис. 2 Мембрана из EPDM разделяет воздух и воду в баке

Когда вода в системе нагревается и расширяется в бак , диафрагма деформируется и перемещается в сторону пленной воздушной камеры. Давление воздуха в баке увеличивается, а вместе с ним и давление воды в системе. Однако, если размер резервуара правильный, повышения давления в системе недостаточно, чтобы открыть предохранительный клапан, даже когда вся вода в системе достигает максимальной температуры.

Размеры мембранных расширительных баков можно определить с помощью таблиц или программного обеспечения. Подробная процедура определения размеров расширительных баков диафрагменного типа приведена в ссылке 1, а также в ряде других отраслевых публикаций. Ключевые концепции:

1. Повышение давления на воздушной стороне бака для выравнивания статического давления воды в месте расположения расширительного бака и перед добавлением воды в систему. Это предотвращает частичное сжатие воздуха в баке холодной водой.

Диафрагма начинает сжиматься только при повышении температуры воды.

2. Размер резервуара должен быть таким, чтобы давление на предохранительном клапане системы было на 5 фунтов на квадратный дюйм ниже номинального давления открытия клапана, когда вся жидкость в системе имеет максимально ожидаемую температуру. Запас в пять фунтов на квадратный дюйм предотвращает «подтекание» предохранительного клапана, когда давление приближается к номинальному давлению открытия.

Даже если расширительный бак имеет правильный размер, особенности установки могут повлиять на его способность функционировать должным образом и обеспечивать многолетнюю службу.

DOs

 

Рис. 4 Монтаж расширительного бака мембранного типа

против другой упаковки или Удобство установки заключается в подключении расширительного бака к гидравлическому трубопроводу рядом с входом в циркуляционный насос. Это сводит к минимуму перепад давления между точкой, где бак соединяется с контуром, то есть точкой, где нет изменения давления при включении циркуляционного насоса, и входом циркуляционного насоса. Это позволяет добавить дифференциальное давление, создаваемое циркуляционным насосом, к статическому давлению в системе. Повышенное давление в системе помогает защитить циркуляционный насос от кавитации и часто обеспечивает более тихую работу. Это также увеличивает способность вентиляционных отверстий выбрасывать воздух из системы. На рис. 3 показаны несколько приемлемых вариантов размещения резервуара.

2. Устанавливайте бак вертикально с соединением вверху:

Также лучше всего устанавливать расширительные баки мембранного типа вертикально с соединением трубопровода вверху. Это снижает нагрузку на соединение резервуара по сравнению с горизонтальной установкой. Это также позволяет предотвратить попадание воздуха из трубопровода на водяную сторону расширительного бака при первом заполнении системы. Рисунок 4 иллюстрирует различия.

3. Проверьте давление воздуха: Важно убедиться, что давление воздуха в баке равно статическому давлению, которое будет присутствовать на соединении бака, когда система заполнена холодной жидкостью. Большинство производителей заявляют, что их резервуары предварительно заряжены до 12 фунтов на квадратный дюйм. Не думайте, что это всегда верно или правильно. Двенадцать фунтов на квадратный дюйм подходит для систем, в которых верхняя часть трубопровода находится примерно на 16 футов выше входа в расширительный бак (при условии, что статическое давление 5 фунтов на квадратный дюйм желательно в самой верхней части системы, чтобы обеспечить надлежащее функционирование вентиляционных отверстий). В более высоких трубопроводных системах требуется более высокое давление воздуха, чтобы предотвратить частичное сжатие диафрагмы до того, как жидкость нагреется. Рассчитайте статическое давление на входе в бак по формуле 1.

Формула 1:

Где:

Па = правильное давление со стороны воздуха (psi)
H = расстояние от соединения расширительного бака до верха контура трубопровода (футы)
Dc = плотность «холодной» жидкости в
5 = статическое давление 5 фунтов на кв. дюйм, необходимое в верхней части системы для работы с вентиляцией
144 = константа преобразования единиц измерения

Например: если верхняя часть трубопровода находится на высоте 25 футов над уровнем моря соединения расширительного бака и при условии, что система заполнена водой, правильное давление со стороны воздуха в баке будет:

Возьмите шинный манометр со шкалой от 0 до 30 фунтов на квадратный дюйм и велосипедный насос или небольшой воздушный компрессор. Используйте их для установки расчетного давления со стороны воздуха перед заполнением системы жидкостью.

4. Сделать Планируйте заранее: Срок службы расширительного бака зависит от рабочей температуры системы, давления, химического состава жидкости и содержания кислорода. Некоторые резервуары выходят из строя, когда в диафрагме возникает утечка. Это обычно приводит к тому, что резервуар наполняется жидкостью и становится «водяным». Вы можете проверить это, вдавив шток клапана Шредера.

Если из бака выходит струйка жидкости, бак подгорел. Резервуары также могут иметь протечки в их тонкой стальной оболочке. Единственный вариант — новый бак. Именно тогда вы оцените наличие шарового клапана, который может изолировать резервуар от остальной части системы. Без этого клапана вам, возможно, придется слить несколько галлонов жидкости из системы только для того, чтобы открутить неисправный бак и вкрутить новый.

5. Учитывайте превышение размера: Типичные расчеты размера мембранного расширительного бака определяют минимальный объем бака. Использование бака большего размера, хотя, вероятно, и более дорогого, вполне допустимо. Это уменьшает изменения давления в системе при изменении температуры жидкости.

6. Запланируйте самые низкие температуры жидкости: В большинстве систем водяного отопления размер расширительного бака и давление воздуха основаны на предположении, что холодная жидкость используется для заполнения системы в диапазоне температур от 45F до 60F.

Это нормально. Однако, когда расширительный бак используется в контуре солнечного коллектора или в системе снеготаяния, раствор антифриза иногда будет намного холоднее, возможно, даже ниже 0F. Если диафрагма резервуара полностью расширяется относительно стальной оболочки при температуре жидкости около 45°F, любое дальнейшее охлаждение жидкости может вызвать отрицательное давление в системе и возможный приток воздуха из поплавкового вентиляционного отверстия. Ссылка 2 ниже объясняет, как исправить эту возможность. Идея состоит в том, чтобы добавить достаточное количество жидкости в бак во время повышения давления в контуре, чтобы диафрагма не расширялась полностью внутри бака до тех пор, пока вся жидкость в системе не достигнет минимально возможной температуры.

7. Сделайте поправку на растворы антифриза: Растворы пропилена или этиленгликоля имеют более высокие коэффициенты расширения по сравнению с водой. Чем выше концентрация антифриза, тем больший объем расширения требуется. Увеличение объема воды, нагретой с 60F до 180F, составляет около трех процентов. Увеличение объема 50-процентного раствора пропиленгликоля, нагретого с 60°F до 180°F, составляет около 4,5%. Это следует учитывать при выборе размера резервуаров для таких систем, как снеготаяние, солнечная тепловая энергия или других применений, в которых используются растворы антифриза на основе гликоля. Опять же, методы в Ссылке 1 могут приспособиться к этому.

ЧТО НЕ НУЖНО

Как обычно, список всех «Нельзя» по своей сути будет включать противоположное всем «Нельзя». Тем не менее, есть еще несколько «нельзя», которые выделяются.

1. Не сочетайте сталь и кислород: Не используйте стандартный расширительный бак с кожухом из углеродистой стали в системах с открытым контуром любого типа, таких как системы, использующие питьевую воду для переноса тепла к водяным теплогенераторам, которые это плохая идея по ряду других причин. Повышенное содержание растворенного кислорода в воде в системе с открытым контуром по сравнению с системой с замкнутым контуром ускорит коррозию тонкой оболочки резервуара из углеродистой стали. Это ограничение также относится к системам с замкнутым контуром, в которых используются небарьерные трубы PEX или другие материалы, которые могут способствовать диффузии кислорода в системе. Расширительные баки с внутренней полимерной обшивкой следует использовать в тех случаях, когда могут присутствовать более высокие уровни растворенного кислорода.

Рисунок 5 Расширительный бачок, установленный рядом с гидроразделителем

2. Не заполняйте его грязью: Не устанавливайте расширительные бачки непосредственно под гидроразделителями. Это позволит грязи, собранной на дне сепаратора, попасть в расширительный бачок. Со временем это может привести к выходу из строя диафрагмы. Если резервуар должен быть рядом с гидравлическим сепаратором, лучше всего установить его через тройник в любой трубе, соединяющейся с нижними боковыми соединениями на сепараторе, как показано на Рисунке 5.

3. Не допускайте перегрева: По возможности избегайте размещения расширительных баков в непосредственной близости от очень горячей воды. При нагреве корпуса резервуара за счет теплопереноса (кондукции и конвекции) давление воздуха в резервуаре увеличивается. При прочих равных условиях это увеличивает давление в системе по сравнению с ситуацией, когда корпус резервуара более холодный. Это может привести к протечке редукционного клапана. Можно расположить бак в нескольких футах от того места, где трубка из бака соединяется с системой. Держите резервуар ниже этой точки соединения, чтобы уменьшить миграцию тепла за счет конвекции.

4. Не создавайте несколько точек подключения: Можно использовать два или более расширительных бака с общим объемом одного бака большего размера. Однако эти резервуары должны подключаться к общей трубе, которая имеет единую точку подключения в системе. Избегайте подключения нескольких резервуаров к разным частям одного и того же трубопровода. Это может вызвать неожиданные колебания давления в зависимости от того, где расположены циркуляционные насосы относительно резервуаров.

Рис. 6 Система ремней для крепления корпуса резервуара

5. Не оставляйте его уязвимым для ударов: Небольшой расширительный бачок, который свисает с ½-дюймовых верхних соединений, может легко погнуться в результате случайного удара, например, если кто-то встанет из согнутого положения и ударит бачок. Спросите меня, откуда я это знаю… Если бак должен быть установлен в уязвимом месте, используйте систему ремней, чтобы прикрепить корпус к твердой поверхности, как показано на рис. 6. Некоторые производители расширительных баков предлагают комплекты ремней или другое оборудование для надлежащей поддержки корпус танка.

В дополнение к уведомлению об обвязке оба бака имеют изолирующие шарики и достаточно места для доступа к воздушному клапану Шредера внизу. Оба резервуара подключены параллельно к общей трубе, что позволяет использовать единую точку подключения к контуру.

6. Не полагайтесь на совместимость: Убедитесь, что выбранный вами расширительный бачок совместим с жидкостью, используемой в системе. Мембраны из комбинированного бутилкаучука/EPDM или полностью из EPDM, как правило, совместимы с растворами гликоля и растворами метанола или этанола, которые иногда используются в геотермальных контурах заземления. Однако разные поставщики резервуаров используют разные материалы и имеют разные температурные ограничения для этих материалов. Всегда лучше получить разрешение от производителя резервуара на совместимость жидкости.
Расширительные бачки выполняют простую, но очень нужную функцию. Следуйте этим советам, чтобы заставить их работать так, как задумано. <>

ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА ПОСЕТИТЕ: 10 Детали для расширительных баков

 

Джон Зигенталер, ЧП, инженер-механик с более чем 40-летним опытом проектирования современных водяных систем отопления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *