Педаль тормоза ватная: выясняем причины и устраняем неисправности — Eurorepar Авто Премиум

Содержание

простая диагностика своими силами — журнал За рулем

Устранить неисправность в тормозной системе по силам не каждому. Но самостоятельно определить ее причину можно!

Тормозá, конечно же, придумали трусы – это скажет любой лихач. Но когда понимаешь, что с ними «что-то не так», садиться за руль становится страшновато: поездка может оказаться последней. Мысли типа «и так сойдет» гоним прочь: шутки кончились. Важно определить тип неисправности – хотя бы предварительно.

Большой свободный ход педали

В этом случае ABS только навредит — ваши тормоза не сработают!

Как правило, увеличенный свободный ход сопровождается ростом тормозного пути. Чаще всего это происходит, когда тормозная система «хватанула» воздуха; при этом после нескольких нажатий педаль как бы накачивается, становясь более тугой. По какой причине это произошло, вопрос отдельный, – систему в любом случае придется прокачивать, заодно определяя возможные утечки тормозной жидкости.

Иногда педаль становится свободной вследствие разбухания тормозных шлангов. Тот же эффект дают порванные нити корда шланга. Но подобное происходит только с левыми компонентами. Иногда может закипеть тормозная жидкость, но и это случается либо с откровенно некачественным продуктом, либо с очень старой тормозухой, которую вообще никогда не меняли.

Еще одна возможная причина – очень большое биение одного или нескольких тормозных дисков. Кроме того, может не работать автомат поддержания зазора в барабанных тормозных механизмах.

Очень жесткая педаль

Альтернативный метод замены тормозной жидкости: наш ответ «качай-держи»

Тугая педаль, короткий ход при нажатии… При торможении машина теряет курсовую устойчивость, норовя уйти в сторону. Чаще всего такое случается при заклинивании цилиндров суппорта в одном из контуров системы. Если машину никуда не заносит, а неприятность выражается только в резко возросшем усилии при торможении, виноватым может быть вакуумный усилитель тормозов или подводящий разрежение шланг.

Иногда повышенное усилие на педали вызвано применением низкокачественных тормозных колодок, а также чрезмерным загрязнением, замасливанием как самих колодок, так и поверхностей дисков или барабанов. Но такое случается довольно редко.

Еще возможен полный износ тормозных колодок или их обрыв. Бывает, что на поверхности дисков образуется ледяная или соляная корка. Не исключено и низкое качество накладок тормозных колодок, а также сильная коррозия тормозного диска (зачастую больше с внутренней стороны).

Горит индикатор неисправности тормозной системы

Чаще всего причина банальная – вроде низкого уровня тормозной жидкости в бачке или чрезмерного износа тормозных колодок, оснащенных соответствующими датчиками. Другой простейшей причиной может стать… включенный стояночный тормоз (бывает, что просто глючит концевик). Однако причиной понижения уровня могут быть и утечки тормозухи – их необходимо срочно ­выявить и устранить.

Стояночный тормоз неэффективен

Затянули рычаг, а машина всё равно пытается скатиться под уклон? В простейших случаях стояночный тормоз нужно просто нормально отрегулировать. Кроме того, может сказаться замасленность тормозных колодок. Бывает, что тросы заклинены в оболочках. Среди возможных причин встречаются замасленные диски или барабаны. Виноватым может быть полный износ колодок. А если стояночный тормоз не отпускает автомобиль, то, скорее всего, колодки примерзли или приржавели к тормозным барабанам.

Капризничает АБС

Неисправность любого из компонентов АБС приводит к отключению всей системы и загоранию символа неисправности системы в комбинации приборов. Автомобиль сохранит способность тормозить, причем интенсивность торможения в большинстве случаев не пострадает. Но важно то, что на скользком покрытии колёса будут блокироваться, а это риск потери курсовой устойчивости!

Машину уводит в сторону

Какие тормоза лучше: барабанные или дисковые?

Понятно, что в уводе автомобиля с курса могут быть виноваты не только тормоза – тут способны хулиганить и углы установки колес, и сами колёса, и рулевое управление. Однако же довольно часто вопросы возникают именно к тормозам, особенно если машину тащит вбок при торможении. Чаще всего виноваты заклинившие поршни в цилиндрах одного из контуров. Возможно подтормаживание колесá из-за ослабления болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку, а также замасливание колодок или попадание на них тормозной жидкости.

Возможно, на поверхности колодок образовалась ледяная или соляная корка либо колодки просто намокли. Или не работает один из контуров тормозной системы – при этом педаль низкая и эффективность торможения невелика. Виноватыми могут быть также биение тормозного диска, износ ступичного подшипника и овальность тормозного барабана.

Ощутимая тряска, вибрации при торможении

Бывает, что при торможении машину сильно трясет – такая неприятность обычно случается с бывалыми автомобилями. Виноватыми могут оказаться биения колесной ступицы и тормозных дисков, люфты колесных подшипников, овальность тормозного барабана, подклинивание суппортов или рабочих цилиндров. Другие возможные причины: накладка тормозной колодки отслоилась от основания, ослабла или сломана стяжная пружина барабанных тормозов.

Перегрев тормозов

Такого рода неисправности обычно определяют по появлению запаха гари. Этому, как правило, сопутствует увеличившийся ход педали, которая стала казаться ватной, а также повышенный тормозной путь. Причиной перегрева может быть как излишне активная езда с постоянными торможениями, так и банальная забывчивость, то есть затянутый стояночный тормоз.

Кроме того, в число возможных виновников входят подклинивающие цилиндры и суппорты.

Чрезмерный износ дисков и барабанов

Понятно, что сам по себе износ в глаза не бросается. Однако же ему сопутствуют снижение эффективности торможения, высокое усилие на педали, а также загорание индикатора неисправности тормозов.

Причиной износа может быть как банальная старость автомобиля, так и стиль езды владельца, пользующегося педалями в режиме «вкл/выкл» – без промежуточных положений. Само собой, к повышенному износу способно привести заклинивание цилиндров и суппортов.

Шум при торможении

Высокочастотный шум, визг, свист могут возникнуть как при торможении, так – порой – и при обычном движении. Причина – нерасчетный режим трения фрикционного материала о рабочую поверхность тормозного диска. Виноватыми могут быть предельный износ тормозных колодок, сильная коррозия тормозного диска (причем часто с внутренней, «невидимой» стороны). Бывает, что накладка тормозной колодки отслоилась от основания. Список возможных причин продолжают загрязнение колодок, коробление диска вследствие локального перегрева, неправильное крепление колодок в суппорте, левые колодки или диски и т. п.

Неполное растормаживание всех колес

Обычно проявляется как отсутствие свободного хода педали тормоза. Возможные причины: неправильно отрегулирован вакуумный усилитель (допустим, при замене), разбухли манжеты в цилиндрах вследствие попадания посторонних агрессивных жидкостей, заклинило поршень в главном цилиндре из-за коррозии, сломалась пружина в ГТЦ.

При отпущенной педали тóрмоза одно из колес притормаживает

На подозрении следующие причины: заклинивание поршня колесного цилиндра, разбухание тормозных манжет, деформация тормозной трубки, ­заедание колодок из-за загрязнения направляющей, отслоение накладки тормозной колодки барабанного тóрмоза. Бывает, что ослабла или сломалась стяжная пружина колодок барабанного тормоза, перетянут стояночный тормоз, трос заклинен в оболочке.

  • Знаете ли вы, с каким неисправностями можно ездить, а с какими — нет? Пройдите тест и проверьте уровень своего водительского мастерства.
  • Чтобы увеличить ресурс автомобиля, пользуйтесь присадками от SUPROTEC. Оригинальную продукцию SUPROTEC можно приобрести в фирменном магазине «За рулем».

🧑‍🔧 Проваливается педаль тормоза — 12 причин и ремонт без СТО

Проваливается педаль тормоза, понятное дело, по разным причинам. Если собрать по крупице опыт автолюбителей, то таких причин можно накопить не менее 12 штук. Здесь они все рассмотрены по следующему принципу: как себя проявляют (провалы разные бывают), почему, куда смотреть, чтобы выявить проблему или исключить её, и каким образом восстановить тормоза без помощи специалистов. Также вы узнаете немного об устройстве и принципе работы системы. В довесок получите три приёма, позволяющие остановить автомобиль, когда проваливается педаль тормоза.

Устройство и принцип работы тормозной системы автомобиля


С этого надо начинать всегда. Чтобы заработал компьютер, на него надо установить, в первую очередь, операционную систему. А чтобы заработала голова, в неё необходимо заложить хотя бы базовую информацию о проблеме. Таковой является именно устройство и принцип работы. Зная и понимая их, добрую половину рассмотренных здесь причин провала педали тормоза вы поймёте без дополнительных наводок.

Устройство


Устройство тормозной системы автомобиля

Классическая гидравлическая тормозная система автомобиля без всяких наворотов состоит из следующих узлов и деталей:

  • Тормозные механизмы — находятся на ступицах колёс, оснащены тормозными приводами, которые прижимают колодки к дискам или барабанам.
  • Главный тормозной цилиндр — стоит под капотом, а представляет собой устройство с четырьмя отсеками, наполненными тормозной жидкостью, и поршнями, которые эту жидкость «давят» к колёсам.
  • Магистрали или контуры — система трубок, по которым рабочая жидкость поступает от главного цилиндра к тормозным механизмам.
  • Вакуумный усилитель — находится между главным цилиндром и педалью тормоза, предназначен для увеличения усилия ноги, прилагаемого водителем во время торможения.
  • Педаль тормоза — орган управления тормозной системой.
  • Расширительный бачок — резервуар для заправки, доливания и контроля уровня рабочей жидкости, расположен прямо над главным цилиндром.
Главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель

Естественно, это сильно упрощённое описание устройства тормозной системы. Но его с головой достаточно для того, чтобы понять, почему проваливается педаль тормоза, и где искать причину.

Принцип работы


Функционирует тормозная система автомобиля до гениального просто. Чтобы замедлить вращение колёс, тормозные колодки прижимаются к дискам или барабанам. В результате действия сил трения двигательная энергия, которую выработал мотор, превращается в тепловую и рассеивается в окружающее пространство. А где нет энергии, там нет движения.

Чтобы прижать колодки к дискам или барабанам, используется тормозной механизм. Реализован он на суппортах. В каждом из них есть цилиндрик с поршеньком, который под воздействием поступающей под давлением рабочей жидкости толкает колодки. Когда жидкость не подаётся, колодки разжимаются под воздействием пружин, и торможение прекращается. Регулируя давление рабочей жидкости, мы можем дозировать интенсивность торможения в широком диапазоне.

Чтобы в нужный момент подать рабочую жидкость к тормозным механизмам, да ещё и под высоким давлением, нужен главный тормозной цилиндр. Тормозная жидкость должна находиться в нём постоянно. Отвечает за это расширительный бачок. Если по каким-либо причинам жидкости недостаточно, система начинает работать с воздухом. А это основная причина, по которой педаль тормоза проваливается.

Весь принцип работы гидравлической тормозной системы базируется на том, что жидкость не уменьшается в объёме под давлением. То есть, если её «толкать» по трубкам с определённым усилием, то такое же усилие передастся и на исполнительные механизмы. Если же в такую систему попадает воздух, который является газом, а не жидкостью, начинаются проблемы. Газ значительно уменьшается в объёме под давлением. Это значит, что передаваемое по системе усилие уменьшается или пропадает вовсе, не доходя до тормозных механизмов.

В действие главный тормозной цилиндр приводится через педаль тормоза в салоне автомобиля. Водитель нажимает на неё, усилие увеличивается вакуумным усилителем, и передаётся поршням. Ну а те уже расталкивают рабочую жидкость по контурам к колёсам. Собственно говоря, описанная система вполне может работать и без вакуумного усилителя. Он нужен лишь по той причине, что мускульной силы водителя недостаточно для того, чтобы создать в главном тормозном цилиндре необходимое давление. Но к этому узлу мы ещё вернёмся позже. В разделе про мифы от диванных «экспертов».

Разные виды провалов педали тормоза


Теперь в общих чертах рассмотрим разновидности нашей неисправности. Дело в том, что педаль тормоза может проваливаться по-разному, и это надо учитывать при поиске причины. Ещё важно принимать во внимание обстоятельства, при которых случаются провалы. Это помогает быстрее исключить поломки, которые к отдельным ситуациям не имеют никакого отношения.

Виды провалов педали тормоза:

  • при работающем двигателе;
  • после замены колодок;
  • после прокачки тормозов;
  • резкие провалы;
  • плавные провалы;
  • педаль проваливается иногда;
  • проблема исчезает после нескольких нажатий;
  • педаль проваливается и жидкость не уходит.

Если педаль проваливается при неработающем двигателе, то это означает полное отсутствие тормозов и грядущий серьёзный ремонт. «Хороша» такая поломка тем, что найти её причину несложно. Обычно она где-то на видном месте, и сразу же обнаруживается при беглом осмотре. Но, как правило, такое встречается не очень часто. В основном педаль тормоза проваливается при работающем двигателе.

Провалы после замены колодок, жидкости и других манипуляций с тормозной системой — это отдельные истории. Каждой из них ниже уделено внимание. Если удалось сопоставить неисправность с недавним ремонтом или обслуживанием системы торможения, это будет отличной подсказкой при поиске причины.

Резкие провалы, плавные, периодические и исчезающие после нескольких нажатий — это всё не очень сильно помогает найти проблему. Однако позволяет оценить масштабы катастрофы. К примеру, если педаль проваливается лишь иногда, это говорит о том, что поломка не критическая, и её будет сложнее искать. Резкие провалы, с одной стороны, более пугающие, но с другой стороны упрощают диагностику.

Последняя распространённая разновидность неисправности системы — это когда педаль тормоза проваливается, но жидкость не уходит. То есть, герметичность не нарушена. На что указывают такого рода симптомы, тоже рассмотрено ниже.

Почему проваливается педаль тормоза


Проваливается педаль тормоза

Базовую информацию проговорили, теперь перейдём к конкретике. Составим для начала своеобразную шпаргалку, которой позже можно будет воспользоваться, находясь у машины. Перепишите её на листочек, сфотографируйте на телефон или, если с него и читаете эту статью, сохраните страницу в закладках.

Причины провалов педали тормоза:

  1. Утечка тормозной жидкости.
  2. Воздух в системе.
  3. Залита некачественная тормозная жидкость.
  4. Неисправный главный тормозной цилиндр.
  5. Тормозная жидкость давно не менялась.
  6. Большой зазор между педалью тормоза и усилителем.
  7. Большой зазор между колодками и барабанами.
  8. Неисправности ступиц.
  9. Износ тормозных колодок.
  10. Перегрев тормозов.
  11. Не притёртые детали тормозной системы.
  12. Не прокачанные тормоза.

Теперь пройдёмся по каждому пункту нашей шпаргалки. В том числе, рассмотрим, в чём заключается суть причины, как она себя проявляет, где её искать, и каким образом устранять. Даже если самостоятельный ремонт покажется вам страшным и невыполнимым, вы будете знать, что говорить специалисту. А у него, в свою очередь, не останется шансов навязать вам несуществующие поломки, требующие дорогостоящего «ремонта».

Причина №1. Утечка тормозной жидкости


Суть этой причины провала педали тормоза очень простая. Если в системе уменьшается объём жидкости, он восполняется воздухом. В результате вы пытаетесь тормозить, а главный цилиндр начинает сжимать воздух в системе. Зная принцип работы, вы теперь понимаете, что до тормозных колодок ваши усилия не доходят. Педаль проваливается. Машина не останавливается.

Первое, что стоит сделать, это посмотреть на уровень тормозной жидкости в расширительном бачке. Если он опустился ниже соответствующей метки, половину проблемы вы уже решили. Гораздо сложнее бывает найти, куда подевалась тормозная жидкость. Если провалы педали были обнаружены в том же месте, где произошла утечка, локализировать её можно по лужам или пятнам под машиной.

Если же вы отъехали от места, то следует осмотреть внимательно детали всей системы. Тормозная жидкость весьма «жирная», и оставляет хорошо заметные следы. Искать их, в первую очередь, следует возле колёс. На ступицах, суппортах, подходящих патрубках. Потом смотрите под капотом. Если течь там, то она, скорее всего, будет обнаружена на главном тормозном цилиндре. Бывает, что и расширительные бачки текут.

Если проблема найдена, решается она заменой потёкшей детали. Не забудьте после этого прокачать тормоза, дабы удались из системы воздух. Текут чаще всего рабочие тормозные цилиндры, затем от старости и неблагоприятных условий приходят в негодность трубки. Под капотом течи случаются из-за плохих уплотнителей. Они либо рассохлись, либо были убиты некачественной тормозной жидкостью. Но об этом позже.

Причина №2. Воздух в системе


На первый взгляд может показаться, что эта причина мало чем отличается от предыдущей. Но это не так. Дело в том, что воздух в тормозной системе далеко не всегда означает утечку и недостаток уровня жидкости в расширительном бачке. Бывает и так, что воздух образуется в магистралях в виде пробок. Когда вы смотрите на бачок, тормоза не работают. То есть, внутри не создаётся давление. Воздух заполняет собой большой объём, и жидкость в бачке занимает нормальный уровень.

Однако, когда вы нажимаете на педаль тормоза, и она проваливается, то в этот момент как раз и срабатывают воздушные пробки. Они сжимаются под давлением, уменьшаясь в объёме. В результате, создаваемое главным цилиндром усилие уменьшается. Нередко до такой степени, что на срабатывание колодок вообще ничего не остаётся. Система, при всём при этом, может оставаться абсолютно герметичной. Понятно, что такой расклад значительно усложняет поиск причины.

С другой стороны, если уровень жидкости в бачке на месте, а педаль ватная, то это, в первую очередь, указывает как раз на воздух. Решается проблема прокачкой системы. Вполне возможно, что эту операцию проводили недавно, но недостаточно качественно.

Причина №3. Некачественная тормозная жидкость


На 90% тормозная жидкость состоит из гликолевых компонентов. Остальное — это так называемые присадки. Нужны они для того, чтобы защитить систему от разрушения изнутри. Так вот, если жидкость попалась некачественная, этих самых присадок может либо вообще не быть, либо нарушена их правильная концентрация. Кроме того, они не вечные, и со временем теряют свои первоначальные свойства.

Но вернёмся к низкому качеству. Автолюбители, которые сталкивались с такой проблемой, говорили о том, как расслаиваются и разбухают резиновые шланги магистралей изнутри. Со временем это приводит к их разрушению и потере герметичности. В результате всё сводится к причине №1 из нашего списка. Жидкость уходит, а её место занимает воздух.

Собственно, пострадать от некачественной тормозной жидкости могут не только резиновые патрубки. Этот материал также используется для изготовления уплотнительных манжет в главном тормозном цилиндре. Понятно, что их разбухание и расслоение ни к чему хорошему не приводит. Со временем нарушится герметичность, жидкость под давлением будет уходить, а педаль начнёт плавно проваливаться. Эффективность тормозов, при этом, ясное дело, пострадает.

Причина №4. Неисправный главный тормозной цилиндр


Поломок у этого узла бывает не так уж много. Одну из них мы уже обозначили выше. Кроме этого, не исключён естественный износ деталей цилиндра. В некоторых случаях его возможно восстановить, если удастся найти подходящие ремкомплекты. Чаще же всего главный тормозной цилиндр просто заменяется на новый, или бывший в употреблении, но в рабочем состоянии.

Главный тормозной цилиндр

Вычислить эту причину провалов педали тормоза не всегда является простой задачей. Конечно, если он явно течёт, то это видно невооружённым взглядом. А вот что касается износа, то определить его можно только после демонтажа и полной разборки узла. К последнему методу, как правило, прибегают уже тогда, когда ничего другое не помогает устранить провалы педали тормоза.

Причина №5. Тормозная жидкость давно не менялась


Согласно рекомендациям большинства производителей легковых автомобилей тормозную жидкость необходимо менять на свежую каждые 40 000 километров пробега. Этому правилу следуют далеко не все автовладельцы. Оно и понятно. Такой пробег — это ведь не гарантия, что жидкость моментально утратит свои свойства, и педаль начнёт проваливаться. У некоторых автолюбителей она не меняется и через 100, и через 200 тысяч.

Помимо пробегов автомобиля существуют и другие способы понять, что тормозную жидкость пора бы уже заменить. Самый первый признак её «старения», это потеря прозрачности и приобретение тёмного цвета. Происходит такое из-за так называемой гигроскопичности. То есть, она постепенно набирает влагу, которая «убивает» первоначальный химический состав. Педаль от этого, может быть, и не проваливается, но она будет это делать из-за коррозии деталей системы. Кстати, касательно воды, и что она, якобы, сжимается сильнее, чем тормозная жидкость, сказано ниже в мифах от диванных «экспертов».

Причина №6. Большой зазор между педалью тормоза и усилителем


Здесь всё предельно просто. Если указанный зазор чрезмерно большой, нажимая на педаль, вы банально не передаёте на главный цилиндр всё положенное ему усилие. Выявить такую причину ещё проще, чем все остальные. Во-первых, она обычно не встречается, если до этого с тормозами ничего не делали. Во-вторых, педаль тормоза проваливается, но жидкость не уходит при этом. В-третьих, из-за большого зазора тормоза срабатывают позже, чем положено, что при определённом опыте можно ощутить ногой.

Как решается проблема, зависит от конструктивных особенностей конкретного автомобиля. Помимо регулировки зазора не следует забывать о случаях, когда она вовсе отсутствует. А педаль проваливается описанным образом из-за механического износа деталей. Соответственно, их замена поможет устранить провалы.

Причина №7. Большой зазор между колодками и барабанами


Если на машине задние тормоза барабанного типа, что стоит проработать также и эту возможную причину. Суть её в следующем. Когда между колодками и рабочей поверхностью барабанов имеется чрезмерно большой зазор, контакт между ними начинается с запозданием. В итоге часть тормозной системы в определённые моменты работает вхолостую. Как результат — педаль проваливается.

Зазоры между колодками и барабанами

Понятно, что эта причина не сопровождается утечками жидкости и другими возможными симптомами, рассмотренными здесь. Вычислить проблему и её характер тоже обычно несложно. Такое наблюдается при износе колодок, их перекосе или ослаблении. Регулировка зазора зависит от конструкции тормозной системы и, как правило, описывается при наличии в руководстве по эксплуатации. Универсального алгоритма нет, потому по этому поводу ничего говорить не будем.

Причина №8. Неисправности ступиц


Наиболее часто встречающаяся неисправность в этом направлении — это ослабление креплений ступицы. При таком раскладе провалы педали тормоза могут наблюдаться в поворотах. Происходит это из-за того, что ослабившаяся ступица перекашивается и раздвигает тормозные колодки. Если последние ещё и порядком изношены, то проблема усиливается.

Найти и устранить данную причину проще простого. Для этого нужно вывесить по очереди все колёса, снять диски и пройтись по оставшимся деталям руками. Если где-то что-то ослабилось, это легко определяется. Ремонт такой де простой — затянуть, установить колёса и всё. Бывает такое, что при проверке деталь болтается, но крепёж, вроде бы, держит хорошо. В таком случае на лицо, как говорится, износ. Здесь помогает только замена.

Причина №9. Износ тормозных колодок


Изношенные тормозные колодки

Далеко не всегда изношенные колодки проявляют себя в виде провалов педали тормоза. Но и исключать эту причину из шпаргалки нельзя. Суть проблемы должна быть очевидна. Чтобы «добраться» до рабочей поверхности дисков или барабанов, тонким изношенным колодкам надо пройти большое расстояние. Соответственно, часть этого расстояния они преодолевают вхолостую, из-за чего и проваливается педаль тормоза под ногой.

В данном случае сами по себе тормоза не пропадают, а всего лишь начинают срабатывать позже. Это позволяет без лишних телодвижений почти с первого раза понять, в чём причина провала педали тормоза. Ватная или чрезмерно мягкая она становится только в начале своего хода, а дальше работает, как надо. Если у вас так, то обратите, в первую очередь, своё внимание на степень изношенности колодок. Не забывайте, что на каждом колесе их по две штуки. Часто на колодку с внутренней стороны посмотреть забывают. А ведь она не обязана изнашиваться ровно настолько же, насколько и внешняя.

Устранение причины очевидное. Колодки под замену. Менять лучше сразу весь комплект. После замены не забывайте прокачивать тормоза. Иногда в этом нет крайней необходимости. Но лишь иногда.

Причина №10. Перегрев тормозов


Перегрев жидкости и провалы педали тормоза

Такое случается нечасто, но, как вариант, исключать тоже нельзя. Перегреть тормоза проще всего при езде в городском режиме на перегруженных транспортом дорогах. У каждого автомобиля свой предел в этом плане. Всё зависит от конструкции, качества материалов, как устроено охлаждение и так далее. Понятно, что устранить такую причину провала педали тормоза безвозвратно невозможно. Периодически она, всё равно, будет себя проявлять.

С другой стороны, перегрев тормозной системы не является неисправностью. То есть, чинить ничего не придётся. Так что, если педаль вдруг начала через раз проваливаться, обратите внимание на режим езды. Возможно, стоит либо менее агрессивно ехать, либо вообще остановиться, пока машина вовсе не оказалась без тормозов. Внимание! Проверять руками температуру тормозной системы категорически запрещено. Ожоги гарантированы. Даже колёсные диски трогать не следует, так как охлаждение тормозов осуществляется частично и через них.

Кстати, из-за перегрева, помимо провалов педали, может наблюдаться гул тормозов.

Причина №11. Не притёртые детали тормозной системы


Когда педаль тормоза проваливается после замены колодок, дополнительно могут наблюдаться биения. Другими словами, в ногу при нажатии идёт заметная отдача. Часто по характеру это больше похоже на вибрации. К счастью, неисправностью симптом не является. Но при условии, что вы действительно недавно заменили колодки. Если же нет, то искать причину провалов педали следует среди других вариантов.

Новые тормоза

Что же касается описанных симптомов, то они пропадают сами по себе. Как быстро — зависит от того, насколько интенсивно используется торможение. Обычно говорят о 500 километрах пробега. Но это не то, что приблизительно, а вообще ни о чём не говорит. Так, если вы проедете по трассе это расстояние, провалы педали, ясное дело, не исчезнут. При езде в городском режиме детали могут притереться ещё на первой сотне километров. От качества самих колодок тоже, кстати, зависит.

Самое главное, если после замены колодок наблюдались провалы педали тормоза, то об этом не следует забывать, когда проблема уйдёт. Как правило, по завершению притирки слегка падает уровень жидкости в расширительном бачке. Этот момент желательно не прощёлкать. Жидкость нужно долить, а в идеале ещё раз прокачать тормоза.

Причина №12. Не прокачанные тормоза


Эту причину провалов педали тормоза можно было уже и не расписывать отдельно. После прочитанного должно быть понятно, к чему приводит воздух в системе. Тем не менее, прокачкой часто пренебрегают, либо выполняют её недостаточно тщательно. Поэтому, пускай эти пару строк будут вам, как напоминание. После любых манипуляций с тормозной системой — прокачайте. Это несложно, не очень долго и бесплатно, если делать своими руками. Единственная трудность заключается в том, что нужен помощник.

Два мифа от диванных «экспертов»


Поскольку мифы не очень помогают решить проблему с провалами педали тормоза, особо расписывать их не будем. Тем не менее, знать о них желательно, так как упомянутые две причины часто приписывают к рассматриваемой проблеме. Одни делают это из-за непонимания принципа работы систем автомобиля. Другие таким образом пытаются навязать несуществующие проблемы. Третьи просто решили поумничать.

Миф первый. Педаль тормоза проваливается при работающем двигателе из-за пробитой мембраны вакуумного усилителя. На самом деле это не так. Когда мембрану пробивает, педаль не становится ватной. Скорее, наоборот. Она становится неимоверно жёсткой. Такой, как при заглушенном двигателе. Тормоза, при этом, никуда не пропадают, в отличие от рассмотренных выше случаев. В этом легко можно убедиться, если посмотреть на вакуумный усилитель в разрезе.

Вакуумный усилитель тормозов в разрезе

Миф второй. Вода, которая попала в систему, сильнее сжимается, чем тормозная жидкость, и из-за этого может проваливаться педаль тормоза при торможении. На самом деле это бред. Сжимаемость у всех жидкостей примерно одинаковая. По крайней мере, не настолько разная, чтобы это как-то влияло на объём под давлением в системе торможения автомобиля. Конечно, наличие воды в данном случае — это плохо. Но не потому, что она якобы сильнее сжимается. Проваливается педаль из-за неё по другим причинам, рассмотренным выше.

Проваливается педаль тормоза — как останавливать автомобиль


В арсенале любого водителя просто обязаны быть эти три способа, значительно повышающие шансы в экстренной ситуации избежать трагедии. Единственное «но» — простое знание не поможет. Нужна тренировка. Поэтому, не дожидаясь очередного отказа тормозов, заранее проработайте на практике предложенные техники остановки машины (окромя последнего).

Способ первый — торможение двигателем. С этой техникой, по идее, вы должны быть знакомы ещё с автошколы. Если по каким-то причинам данного способа управления машиной вы не знаете, вкратце рассмотрим суть. Торможение двигателем заключается в замедлении автомобиля при помощи сопротивления пониженных передач механической трансмиссии. На практике всё просто — выжимается педаль сцепления, включается как можно более низкая передача, затем сцепление возвращается в исходное положение. Акселератор, при этом, не трогаем. Пускай и не так эффективно, как со штатными тормозами, но машина сбросит скорость. Уже этого иногда достаточно, чтобы избежать беды, или хотя бы минимизировать её масштабы.

Способ второй — торможение стояночным тормозом. Внимание! Метод крайне опасный при неумелом использовании. Можно сделать ещё хуже, чем было, так как есть риск заблокировать задние колёса. Тем не менее, научиться эффективно останавливать автомобиль при помощи одного лишь стояночного тормоза вполне реально. Для этого не надо его дёргать, как показывают в фильмах про гонки. Уверенное, но плавное оттягивание ручника — поэффективнее торможения двигателем. Так что есть смысл заранее потренироваться на свободной от людей и машин площадке.

Способ третий — контактное торможение. Метод не из приятных. Но когда вариантом немного, то почему бы и нет. Суть способа заключается в попытке остановить машину, вводя её боковые части в контакт с окружающими предметами. Это может быть ограждение, стена и так далее. Кстати. Это единственный из трёх способов, отрабатывать который без нужды, ради тренировки, не стоит. Просто знайте, что так тоже можно иногда выйти из сложившейся ситуации.

ВИДЕО: отказали тормоза — что делать


Краткие итоги


В качестве итогов не будем, наверное, подбивать то, что уже и так сказано. Добавим лишь несколько напутствий. Во-первых, если вы вдруг обнаружили, что педаль тормоза стала проваливаться даже чуть-чуть — дальнейшая эксплуатация машины смертельно небезопасна. Во-вторых, торможение является далеко не единственным методом избежать столкновения. Бывают ситуации, когда лучше, наоборот, поддать газу. Проверено на практике.

 

🧑‍🔧 Отказ педали тормоза

Отказ педали тормоза по разным причинам. Если собрать опыт автомобилистов, то таких причин можно набрать не менее 12. Здесь все они рассматриваются по следующему принципу: как проявляются (сбои бывают разные), почему, куда смотреть, чтобы выявить проблему или устранить ее и как восстановить тормоза без помощи специалистов. Также вы немного узнаете об устройстве и принципе работы системы. В довесок получите три приема, позволяющие остановить машину при отказе педали тормоза.

Устройство и принцип работы тормозной системы автомобиля


С этого всегда нужно начинать. Чтобы компьютер заработал, нужно сначала установить на него операционную систему. А чтобы голова работала, в нее надо занести хотя бы базовую информацию о проблеме. Это именно устройство и принцип работы. Зная и понимая их, вы поймете добрую половину обсуждаемых здесь причин отказа педали тормоза без дополнительных указаний.

Устройство


Тормозная система автомобиля

Классическая гидравлическая тормозная система автомобиля без наворотов состоит из следующих узлов и деталей:

  • Тормозные механизмы — расположены на ступицах колес, снабжены тормозными приводами, нажимающими колодки к дискам или барабанам.
  • Главный тормозной цилиндр расположен под капотом и представляет собой устройство с четырьмя отсеками, заполненными тормозной жидкостью, и поршнями, которые «прижимают» эту жидкость к колесам.
  • Магистрали или контуры — система трубопроводов, по которым рабочая жидкость поступает от главного цилиндра к тормозным механизмам.
  • Вакуумный усилитель — расположен между главным цилиндром и педалью тормоза, предназначен для увеличения усилия ноги, прилагаемого водителем при торможении.
  • Педаль тормоза — это орган управления тормозом.
  • Бачок расширительный представляет собой емкость для наполнения, доливки и контроля уровня рабочей жидкости, расположенную непосредственно над главным цилиндром.
Вакуумный усилитель тормозов

Естественно, это сильно упрощенное описание тормозной системы. Но достаточно с головой понять, почему отказывает педаль тормоза, и где искать причину.

Принцип действия


Тормозная система автомобиля работает до гениальности просто. Чтобы замедлить вращение колес, тормозные колодки прижимаются к дискам или барабанам. В результате действия сил трения движущая энергия, развиваемая двигателем, превращается в теплоту и рассеивается в окружающее пространство. А где нет энергии, там нет движения.

Для прижатия колодок к дискам или барабанам используется тормозной механизм. Реализовано на суппортах. Каждый из них имеет цилиндр с поршнем, который под действием рабочей жидкости, поступающей под давлением, выталкивает колодки. При отсутствии подачи жидкости колодки разжимаются под действием пружин, и торможение прекращается. Регулируя давление рабочей жидкости, мы можем дозировать интенсивность торможения в широком диапазоне.

Для подачи рабочей жидкости к тормозным механизмам в нужный момент, да еще и под высоким давлением, нужен главный тормозной цилиндр. Тормозная жидкость должна быть в нем постоянно. За это отвечает расширительный бачок. Если по каким-то причинам жидкости не хватает, система начинает работать с воздухом. И это основная причина отказа педали тормоза.

Весь принцип работы гидравлической тормозной системы основан на том, что жидкость не уменьшается в объеме под давлением. То есть, если его «протолкнуть» через трубки с определенным усилием, то такое же усилие будет передаваться и на исполнительные механизмы. Если в такую ​​систему попадает воздух, который является газом, а не жидкостью, начинаются проблемы. Газ значительно уменьшается в объеме под давлением. Это означает, что усилие, передаваемое через систему, уменьшается или вообще исчезает, не доходя до тормозных механизмов.

Главный тормозной цилиндр приводится в действие педалью тормоза в автомобиле. Водитель давит на него, усилие усиливается вакуумным усилителем и передается на поршни. Ну они уже проталкивают рабочую жидкость по обводам к колесам. Строго говоря, описываемая система вполне может работать и без вакуумного усилителя. Он нужен лишь по той причине, что мускульной силы водителя недостаточно для создания необходимого давления в главном тормозном цилиндре. Но к этому узлу мы вернемся позже. В разделе о мифах от диванных «знатоков».

Разные виды отказов педали тормоза


Теперь в общих чертах рассмотрим разновидности нашей неисправности. Дело в том, что педаль тормоза может выходить из строя по-разному, и это необходимо учитывать при поиске причины. Также важно учитывать обстоятельства, при которых происходят отказы. Это помогает быстро устранять поломки, не имеющие ничего общего с отдельными ситуациями.

Типы отказа педали тормоза:

  • при работающем двигателе;
  • после замены колодок;
  • после прокачки тормозов;
  • резких провалов;
  • плавные провалы;
  • иногда выходит из строя педаль;
  • проблема исчезает через несколько кликов;
  • Педаль падает, жидкость не выходит.

Если проваливается педаль при неработающем двигателе, то это означает полное отсутствие тормозов и предстоящий капитальный ремонт. Такая поломка «хороша» тем, что найти ее причину несложно. Обычно он находится где-то на видном месте и сразу обнаруживается при беглом осмотре. Но, как правило, это случается не очень часто. В основном педаль тормоза не работает при работающем двигателе.

Отказы после замены колодок, жидкости и прочих манипуляций с тормозной системой — это отдельные истории. Каждому из них уделено внимание ниже. Если удалось соотнести неисправность с недавним ремонтом или обслуживанием тормозной системы, это будет отличной подсказкой при поиске причины.

Резкие провалы, плавные, прерывистые и исчезающие после нескольких нажатий — все это мало помогает найти проблему. Однако он позволяет оценить масштабы бедствия. Например, если педаль выходит из строя лишь изредка, это говорит о том, что поломка не критична, и найти ее будет сложнее. Резкие провалы, с одной стороны, больше пугают, а с другой стороны, упрощают диагностику.

Последний распространенный тип отказа системы — это когда педаль тормоза провисает, но жидкость не уходит. То есть герметичность не нарушена. На что указывают эти типы симптомов, также обсуждается ниже.

Почему отваливается педаль тормоза


Отваливается педаль тормоза

Об основной информации мы рассказали, теперь перейдем к конкретике. Начнем с своеобразной шпаргалки, которую вы потом сможете использовать, находясь в машине. Перепишите ее на лист бумаги, сфотографируйте на телефон или, если вы читаете эту статью с нее, сохраните страницу себе в закладки.

Причины отказа педали тормоза:

  1. Утечка тормозной жидкости.
  2. Воздух в системе.
  3. Залито некачественной тормозной жидкости.
  4. Неисправен главный тормозной цилиндр.
  5. Тормозная жидкость давно не менялась.
  6. Большой зазор между педалью тормоза и усилителем.
  7. Большой зазор между колодками и барабанами.
  8. Хаб неисправен.
  9. Износ тормозных колодок.
  10. Перегрев тормозов.
  11. Не притертые детали тормозной системы.
  12. Не прокачанные тормоза.

Теперь давайте пройдемся по каждому пункту нашей шпаргалки. В частности, рассмотрим, в чем суть причины, как она проявляется, где ее искать и как устранить. Даже если самостоятельный ремонт кажется вам страшным и невозможным, вы будете знать, что сказать специалисту. А у него, в свою очередь, не будет шансов навязать вам несуществующие поломки, требующие дорогостоящего «ремонта».

Причина №1. Утечка тормозной жидкости


Суть этой причины отказа педали тормоза очень проста. Если объем жидкости в системе уменьшается, она восполняется воздухом. В результате пытаешься затормозить, а главный цилиндр начинает сжимать воздух в системе. Зная принцип работы, вы теперь понимаете, что ваши усилия не доходят до тормозных колодок. Педаль отваливается. Машина не останавливается.

Первым делом нужно посмотреть уровень тормозной жидкости в расширительном бачке. Если он упадет ниже соответствующей отметки, вы уже решили половину задачи. Гораздо сложнее найти, куда делась тормозная жидкость. Если провалы педали были обнаружены в том же месте, где произошла течь, ее можно локализовать по лужам или пятнам под автомобилем.

Если вы отдалились от места, то вам следует внимательно изучить детали всей системы. Тормозная жидкость очень «жирная» и оставляет хорошо заметные следы. Искать их, в первую очередь, следует возле колес. На ступицы, суппорта, соответствующие трубы. Тогда загляните под капот. Если течь есть, то скорее всего она будет на главном тормозном цилиндре. Бывает, что расширительные бачки подтекают.

При обнаружении проблемы она решается заменой негерметичной детали. Не забудьте после этого прокачать тормоза, чтобы удалить воздух из системы. Чаще всего текут рабочие тормозные цилиндры, затем трубки приходят в негодность из-за старости и неблагоприятных условий. Под капотом течи возникают из-за плохих уплотнителей. Они либо высохли, либо были убиты некачественной тормозной жидкостью. Но об этом позже.

Причина №2. Воздух в системе


На первый взгляд может показаться, что эта причина мало чем отличается от предыдущей. Но это не так. Дело в том, что воздух в тормозной системе не всегда означает течь и отсутствие уровня жидкости в расширительном бачке. Бывает и так, что в магистралях образуется воздух в виде пробок. Когда вы смотрите на водохранилище, тормоза не работают. То есть никакого давления внутри не создается. Воздух заполняет большой объем, а жидкость в бачке занимает нормальный уровень.

Однако, когда вы нажимаете на педаль тормоза и она проваливается, срабатывают воздушные замки. Они сжимаются под давлением, уменьшаясь в объеме. В результате сила, создаваемая главным цилиндром, уменьшается. Часто до такой степени, что колодкам не остается ничего, что могло бы привести в действие. Система при всем этом может оставаться абсолютно герметичной. Понятно, что такой расклад сильно усложняет поиск причины.

С другой стороны, если уровень жидкости в бачке на месте, а педаль ватная, то это, в первую очередь, свидетельствует как раз о воздухе. Проблема решается прокачкой системы. Возможно, эта операция была проведена недавно, но недостаточно качественно.

Причина №3. Некачественная тормозная жидкость


Тормозная жидкость на 90% состоит из гликолевых компонентов. Остальное — так называемые добавки. Они нужны для того, чтобы защитить систему от разрушения изнутри. Так вот, если жидкость некачественная, этих самых добавок может либо не быть вовсе, либо нарушена их правильная концентрация. Кроме того, они не вечны и со временем теряют свои первоначальные свойства.

Но вернемся к низкому качеству. Автомобилисты, столкнувшиеся с такой проблемой, рассказывали о том, как резиновые шланги магистралей расслаиваются и вздуваются изнутри. Со временем это приводит к их разрушению и потере герметичности. Все сводится к причине №1 в нашем списке. Жидкость уходит, а воздух занимает ее место.

На самом деле от некачественной тормозной жидкости могут страдать не только резиновые трубки. Этот материал также используется для изготовления уплотнительных колпачков в главном тормозном цилиндре. Понятно, что их вздутие и расслоение ни к чему хорошему не приводит. Со временем герметичность нарушится, жидкость под давлением уйдет, и педаль начнет плавно проваливаться. Эффективность тормозов в этом случае, конечно, пострадает.

Причина №4. Неисправен главный тормозной цилиндр


Поломок в этом узле не так много. Одну из них мы уже определили выше. Кроме того, не исключен естественный износ деталей цилиндра. В некоторых случаях его можно восстановить, если найти подходящие ремкомплекты. Чаще всего главный тормозной цилиндр просто меняют на новый, либо бывший в употреблении, но в рабочем состоянии.

Главный тормозной цилиндр

Расчет этой причины отказа педали тормоза не всегда является легкой задачей. Конечно, если она явно течет, то ее видно невооруженным глазом. А вот что касается износа, то его можно определить только после демонтажа и полной разборки узла. К последнему способу, как правило, прибегают уже тогда, когда ничто другое не помогает устранить провалы педали тормоза.

Причина №5. Тормозная жидкость давно не менялась


Согласно рекомендациям большинства автопроизводителей, тормозную жидкость следует менять на свежую каждые 40 000 км пробега. Не все автовладельцы следуют этому правилу. Это понятно. Такой пробег не является гарантией того, что жидкость моментально потеряет свои свойства, а педаль начнет глючить. У некоторых автолюбителей он не меняется и через 100, и через 200 тысяч.

Помимо пробега автомобиля есть и другие способы понять, что пора менять тормозную жидкость. Самым первым признаком его «старения» является потеря прозрачности и приобретение темного цвета. Происходит это из-за так называемой гигроскопичности. То есть постепенно набирает влагу, что «убивает» первоначальный химический состав. Педаль от этого может и не выйти из строя, но выйдет из строя из-за коррозии деталей системы. Кстати, по поводу воды, и что она якобы сжимает больше, чем тормозная жидкость, сказано ниже в мифах от диванных «знатоков».

Причина №6. Большой зазор между педалью тормоза и усилителем


Здесь все предельно просто. Если указанный зазор чрезмерно велик, нажатием на педаль вы просто не передадите все приложенное усилие на главный цилиндр. Выявить такую ​​причину еще проще, чем все остальные. Во-первых, обычно не возникает, если до этого с тормозами ничего не делалось. Во-вторых, педаль тормоза проваливается, а жидкость не уходит. В-третьих, из-за большого зазора тормоза срабатывают позже ожидаемого, что при некотором опыте можно почувствовать ногой.

Способ решения проблемы зависит от конструктивных особенностей конкретного автомобиля. Помимо регулировки зазора, нельзя забывать и о случаях, когда он полностью отсутствует. А педаль выходит из строя описанным способом из-за механического износа деталей. Соответственно, их замена поможет устранить сбои.

Причина №7.

Большой зазор между колодками и барабанами

Если у автомобиля задние тормоза барабанного типа, стоит проработать и эту возможную причину. Суть его в следующем. При чрезмерно большом зазоре между колодками и рабочей поверхностью барабанов контакт между ними начинается с задержкой. В результате часть тормозной системы в определенные моменты работает вхолостую. В результате педаль проваливается.

Большой зазор между колодками и барабанами

Понятно, что эта причина не сопровождается утечками жидкости и другими возможными симптомами, обсуждаемыми здесь. Вычислить проблему и ее характер также обычно несложно. Это наблюдается при износе, перекосе или ослаблении колодок. Регулировка зазора зависит от конструкции тормозной системы и обычно описывается в руководстве по эксплуатации, если таковое имеется. Универсального алгоритма нет, поэтому по этому поводу ничего говорить не будем.

Причина №8. Неисправности хаба


Самая частая неисправность в этом направлении — ослабление креплений ступиц. В этом случае отказы педали тормоза могут наблюдаться в поворотах. Происходит это из-за того, что разболтавшаяся ступица перекашивает и раздвигает тормозные колодки. Если последние еще и изрядно изношены, то проблема усугубляется.

Найти и устранить эту причину несложно. Для этого нужно по очереди вывесить все колеса, снять диски и пройтись руками по оставшимся деталям. Если где-то что-то ослабло, это легко определяется. Ремонт такой простой — подтянуть, установить колеса и все. Бывает, что при проверке деталь болтается, но крепления вроде держат хорошо. При этом на лицо, как говорится, износ. Тут поможет замена.

Причина №9. Износ тормозных колодок


Не всегда изношенные колодки проявляются в виде провалов педали тормоза. Но исключать эту причину из шпаргалки нельзя. Суть проблемы должна быть очевидна. Чтобы «попасть» на рабочую поверхность дисков или барабанов, тонким изношенным колодкам приходится преодолевать большое расстояние. Соответственно, часть этого расстояния они преодолевают вхолостую, из-за чего педаль тормоза проваливается под ногу.

Износ тормозных колодок

В этом случае сами тормоза не пропадают, а лишь начинают работать позже. Это позволяет без лишних телодвижений практически с первого раза понять, в чем причина отказа педали тормоза. Он становится ватным или излишне мягким только в начале своего хода, а потом работает как надо. Если да, то обратите, в первую очередь, свое внимание на степень износа колодок. Не забываем, что их по две на каждом колесе. Часто люди забывают посмотреть на блок изнутри. Но он не должен изнашиваться точно так же, как внешний.

Устранение причины очевидно. Сменные колодки. Лучше менять сразу весь комплект. После замены не забудьте прокачать тормоза. Иногда в этом нет абсолютной необходимости. Но только иногда.

Причина №10. Перегрев тормозов


Бывает нечасто, но, как вариант, и исключать нельзя. Проще всего перегреть тормоза при езде в городском режиме по загруженным дорогам. У каждой машины в этом плане есть свои ограничения. Все зависит от дизайна, качества материалов, как устроено охлаждение и так далее. Понятно, что устранить такую ​​причину отказа педали тормоза безвозвратно невозможно. Время от времени она все же покажет себя.

Перегрев тормозов

С другой стороны, перегрев тормозной системы не является неисправностью. То есть ничего делать не надо. Так что, если педаль вдруг через раз начинает проваливаться, обратите внимание на режим вождения. Возможно, стоит либо ехать менее агрессивно, либо вообще остановиться, пока машина полностью не лишится тормозов. Внимание! Категорически запрещается проверять температуру тормозной системы вручную. Ожоги гарантированы. Не стоит трогать даже обода, так как охлаждение тормозов осуществляется частично и через них.

Кстати из-за перегрева кроме провалов педали может быть гул тормозов.

Причина №11. Непритертые детали тормозной системы


При выходе из строя педали тормоза после замены колодок могут наблюдаться дополнительные вибрации. Другими словами, при нажатии ощущается ощутимая отдача стопы. Часто это больше похоже на вибрацию по характеру. К счастью, симптом не является неисправностью. Но при условии, что вы действительно недавно заменили колодки. Если нет, то следует искать причину отказов педали среди других вариантов.

 Непритертые детали тормозной системы

Что касается описанных симптомов, то они исчезают самостоятельно. Насколько быстро, зависит от того, насколько сильно используется торможение. Обычно говорят о 500 километрах. Но это не то чтобы приблизительно, а вообще ничего не значит. Так что, если проехать это расстояние по трассе, провалы педалей, конечно, никуда не денутся. При езде в городском режиме детали могут изнашиваться даже за первую сотню километров. Кстати, это зависит и от качества самих колодок.

Самое главное, если после замены колодок наблюдались отказы педали тормоза, то об этом нельзя забывать, когда проблема уйдет. Как правило, по завершению притирки уровень жидкости в расширительном бачке немного падает. Этот момент желательно не щелкать. Жидкость нужно долить, а в идеале еще раз прокачать тормоза.

Причина №12. Не прокачанные тормоза


Эту причину отказа педали тормоза уже нельзя было расписывать отдельно. После прочтения должно быть понятно, к чему приводит воздух в системе. Однако сцеживанием часто пренебрегают или делают недостаточно тщательно. Поэтому пусть эти пару строк будут вам напоминанием. После любых манипуляций с тормозной системой — прокачать ее. Это легко, не очень долго и бесплатно, если делать самому. Единственная трудность в том, что вам нужен помощник.

Два мифа от диванных «экспертов»


Так как мифы мало помогают в решении проблемы отказа педали тормоза, особо описывать их не будем. Однако о них желательно знать, так как две упомянутые причины часто относят к рассматриваемой проблеме. Некоторые делают это из-за непонимания принципа работы систем автомобиля. Другие таким образом пытаются навязать несуществующие проблемы. Другие просто решили быть умными.

Миф первый . Педаль тормоза не работает при работающем двигателе из-за разрыва мембраны вакуумного усилителя. На самом деле, это не. При прорыве мембраны педаль не становится ватной. Скорее наоборот. Она становится невероятно жесткой. Как и при выключенном двигателе. Тормоза, при этом, никуда не исчезают, в отличие от рассмотренных выше случаев.

Вакуумный усилитель тормозов

Миф второй. Вода, попавшая в систему, более сжата, чем тормозная жидкость, и из-за этого педаль тормоза может провалиться при торможении. На самом деле это ерунда. Сжимаемость всех жидкостей примерно одинакова. По крайней мере, не настолько отличается, чтобы как-то влиять на объем под давлением в тормозной системе автомобиля. Конечно, наличие воды в этом случае плохо. Но не потому, что он якобы больше сжимается. Педаль выходит из строя из-за него по другим причинам, рассмотренным выше.

Педаль тормоза проваливается — как остановить машину


В арсенале любого водителя эти три метода просто необходимы, чтобы значительно повысить шансы избежать трагедии в экстренной ситуации. Единственное «но» — простые знания не помогут. Нужна разминка. Поэтому, не дожидаясь очередного отказа тормозов, заранее отработайте на практике предложенные приемы остановки автомобиля (кроме последнего).

Первый способ — торможение двигателем. С этой техникой, по идее, вы должны быть знакомы в автошколе. Если вы по каким-то причинам не знаете этот способ управления машиной, кратко рассмотрим суть. Торможение двигателем заключается в замедлении автомобиля с помощью сопротивления пониженных передач МКПП. На практике все просто – выжимается педаль сцепления, включается максимально низкая передача, затем сцепление возвращается в исходное положение. При этом акселератор не трогаем. Пусть и не так эффективно, как при штатных тормозах, зато машина будет тормозить. Уже этого иногда достаточно, чтобы избежать неприятностей или хотя бы минимизировать их масштабы.

Второй способ — торможение стояночным тормозом. Внимание! Метод крайне опасен при неумелом использовании. Можно сделать еще хуже, чем было, так как есть риск заблокировать задние колеса. Однако научиться эффективно останавливать автомобиль только стояночным тормозом вполне реально. Для этого его не нужно тянуть, как показывают в фильмах про гонки. Уверенное, но плавное втягивание ручного тормоза более эффективно, чем торможение двигателем. Так что есть смысл заранее потренироваться на свободной от людей и машин площадке.

Третий метод — контактное торможение. Метод не нравится. Но когда вариантов мало, то почему бы и нет. Суть метода заключается в том, чтобы попытаться остановить автомобиль, доведя его боковые части до соприкосновения с окружающими предметами. Это может быть забор, стена и так далее. Кстати. Это единственный из трех способов, который не стоит отрабатывать без надобности, ради тренировки. Просто знайте, что это тоже иногда может выйти из сложившейся ситуации.

Краткое описание


В итоге, пожалуй, не будем разжигать уже сказанное. Добавим несколько советов. Во-первых, если вы вдруг обнаружите, что педаль тормоза начала хоть чуть-чуть проваливаться, дальнейшая эксплуатация автомобиля смертельно небезопасна. Во-вторых, торможение — далеко не единственный способ избежать столкновения. Бывают ситуации, когда лучше, наоборот, нажать на газ. Доказано на практике.

ВИДЕО: как остановить машину при отказе тормозов


Обслуживание гидравлических тормозных систем | Профессионалы по обслуживанию транспортных средств

Тормоза похожи на нападающих; их не замечают, пока они не сделают что-то не так. Все, что обычно требуется, это странный шум или незнакомое ощущение педали тормоза, чтобы привести ответственного водителя прямо в вашу мастерскую для диагностики.

Проверьте проблему, затем проверьте автомобиль

При диагностике проблемы с тормозной системой первыми важными шагами являются дорожное испытание и визуальный осмотр, как и при любой другой диагностике. Визуальный осмотр — самый ценный диагностический инструмент в вашем наборе инструментов. Просмотр всего автомобиля, а не только системы, которую вы диагностируете, позволяет вам почувствовать автомобиль. Вы никогда не просто ремонтируете систему; вы ремонтируете автомобиль.

Сначала всегда следует записывать толщину тормозных колодок. OTC делает действительно хороший измеритель толщины тормозных колодок, который позволяет вам получить точные показания внутренних и внешних колодок, не снимая суппорт, а в некоторых случаях и колесо. Прижмите кончик инструмента размером с ручку к тормозному диску и потяните измерительный палец к подложке тормозной колодки (Рисунок 1). Результаты легко читаются и отображаются на видном месте.

Определите причину скрипа тормозов

При диагностике скрипа тормозов обратите особое внимание на поверхность роторов. Ищите признаки того, что колодки могут ударяться о выступы на внешних краях ротора. По мере износа тормозной колодки иногда фрикционный материал выдавливается из боковых сторон колодки и контактирует с гребнем. Блестящий гребень является признаком того, что это может происходить. Осмотрите контактную поверхность роторов. Любые канавки, которые вы видите на роторе, перешедшие на тормозные колодки, будут вызывать визг. Если тормозные колодки проходят, вы можете восстановить поверхность ротора и очистить тормозные колодки наждачной бумагой с зернистостью около 100; это должно остановить этот тип тормозного шума.

Я настоятельно рекомендую использовать автомобильный токарный станок для шлифовки тормозных дисков. Вращение ротора на его оси или подшипнике ступицы обеспечивает гораздо более плотный срез. Мы используем Pro-Cut PFM 9.2 DRO. Его легко подключить, легко перемещать по цеху, и он всегда дает хороший срез. Автомобильные токарные станки для тормозов экономят время на удаление замерзших или трудоемких роторов. Они также позволяют техническому специалисту оставаться в своем отсеке, а не таскать роторы через цех к токарному станку.

Используйте подходящие продукты для предотвращения шума тормозов

Высококачественная смазка для направляющих суппорта на силиконовой основе должна быть нанесена на каждое место тормозного суппорта, где металл соприкасается с металлом. Это означает скользящие штифты суппорта, антидребезжащие зажимы и края тормозных колодок. Смазка для колесных подшипников слишком густая, а белая смазка слишком жидкая. Использование правильной смазки предотвратит высокий процент жалоб на шум тормозов. Смазка деталей тормозов Permatex Silicone Ceramic Extreme наносится равномерно, не растекаясь и не скапливаясь. Это позволяет наносить смазку только там, где это необходимо, без ее миграции на фрикционный материал.

Большинство качественных тормозных колодок поставляются с шумоподавляющим материалом, приклеенным к обратной стороне колодок. Это необходимо для предотвращения смещения тормозных колодок и суппорта, гашения вибрации и шума во время торможения. Это небольшое трение может создавать громкий шум при торможении. Доступны продукты, которые можно наносить на обратную сторону прокладок, если они не поставляются с предварительно нанесенным липким материалом. Продукты шумоподавления на вторичном рынке доступны в виде аэрозольного спрея или пасты во флаконе или тюбике. Аэрозольный спрей CRC Disc Brake Quiet работает хорошо, потому что он распыляется равномерно и быстро высыхает. Крайне важно, чтобы спрей полностью высох перед установкой колодок. Какой бы продукт вы ни выбрали, важно не устанавливать тормозную колодку с задней частью из голого металла.

В качестве альтернативы, если вы диагностируете низкую или дрейфующую педаль тормоза, сначала проверьте наличие внешней утечки. Не все утечки тормозной жидкости представляют собой лужи на дороге. Иногда влаги вокруг поршня суппорта или тормозной жидкости за главным цилиндром достаточно, чтобы вызвать проблемы с педалью. Не забудьте оттянуть пыльники колесных цилиндров и проверить, не попала ли жидкость в обход манжетных уплотнений.

Убедившись в отсутствии утечек, понаблюдайте за работой суппортов, пока ассистент нажимает на педаль тормоза. Ищите поршень, который может перемещаться слишком далеко, прежде чем он коснется внутренней тормозной колодки и ротора. Это частая проблема задних суппортов со встроенным стояночным тормозом.

Проверьте педаль тормоза на наличие чрезмерных перемещений до того, как толкатель коснется главного цилиндра. Недавно я обслуживал автомобиль, у которого отсутствовал нос, который ввинчивается в конец толкателя главного цилиндра. Это вызвало чрезмерное движение педали более чем на два дюйма.

Используйте блокираторы для диагностики потери давления

Если предварительная проверка не выявила внешних утечек или механических повреждений, скорее всего, вы столкнулись с внутренней потерей давления в компоненте. Лучший способ диагностировать эту проблему — использовать блокираторы для изоляции гидравлических компонентов (рис. 2).

Для начала снимите обе выпускные линии на главном цилиндре и замените их на блокираторы. Вы должны использовать набор блокировщиков хорошего качества. Малейшая течь на блокираторе вызовет ошибочный результат, что может привести к замене не тех деталей. Я много лет пользуюсь набором блокираторов Thexton. Они хорошо противостоят тормозной жидкости без коррозии и отлично герметизируют. Педаль тормоза должна быть твердой, как камень, когда оба порта главного цилиндра заблокированы. Если педаль двигается, главный цилиндр либо теряет давление внутри, либо содержит захваченный воздух.

Если главный цилиндр проходит, заблокируйте выпускные отверстия на гидравлическом блоке управления (HCU). Педаль должна быть жесткой с заблокированными портами. Если выпускной клапан застрял в открытом положении, вы узнаете об этом по тому, как далеко перемещается педаль. Жесткая педаль на этом этапе означает, что главный цилиндр и HCU не являются причиной низкой педали тормоза, а это означает, что проблема связана с одним из колес.

Удаляйте блокиратор по одному, переустанавливая линию на HCU. Какая бы схема ни вызывала проседание педали, она и является плохим парнем.

У нас в магазине был Ford Escape с низкой педалью тормоза. Педаль была поднята высоко и тяжело, когда блокировались порты на главном цилиндре и HCU. Мы сняли блокираторы HCU по одному и обнаружили, что потеря давления была в контуре, питающем левое заднее колесо. Затем мы сняли резиновую тормозную магистраль с суппорта и заблокировали ее. Педаль по-прежнему была мягкой. Мы сняли стальную трубку с резинового шланга и перекрыли ее. Педаль стала твердой. Причиной стал резиновый тормозной шланг. При внимательном рассмотрении мы обнаружили мягкое место в шланге, которое вздулось под давлением активации тормоза. Возможно, мы должны были обнаружить это при визуальном осмотре, но использование блокираторов привело нас прямо к проблеме.

Выпускные линии на HCU обычно расположены очень близко друг к другу, и их трудно достать гаечным ключом. Рассмотрите возможность использования набора конусных гаек, чтобы удалить линии. Crowfoot позволяет удалить одну линию, не удаляя другие, чтобы получить доступ. Sunex 9710M — хороший недорогой комплект дисков 3/8 «воронка». Они достаточно малы, чтобы поместиться между линиями, оставляя достаточно места для хорошего поворота фитинга. Используйте клапан для сброса давления в качестве диагностического инструмента.

Заклинивший выпускной клапан — не единственный способ, которым HCU может повлиять на ощущение педали тормоза. Заклинивший закрытый впускной клапан вызовет перепад давления в тормозной системе, вызывая жесткую педаль и возможное торможение. Лучшим оборудованием для диагностики проблем с перепадом тормозного давления является хороший клапан для прокачки тормозного давления. Устройство для прокачки тормозного давления поддерживает постоянное регулируемое давление в тормозной системе. Это позволяет вам проверять давление в колесах, зная, что давление в главном цилиндре постоянно. Устройство для сброса давления позволяет открыть клапан для выпуска воздуха и просто дать ему течь. Это очень удобно при замене тормозных магистралей. Вы можете вытолкнуть весь воздух из линии всего одним поворотом выпускного клапана.

Нет необходимости покупать дорогой электрический или пневматический клапан для сброса давления. Я использую ручной насос Mityvac MV6840 для сброса давления. Устройство поддерживает постоянное давление 30 фунтов на квадратный дюйм в системе. Он поставляется с адаптерами для большинства главных цилиндров, включая универсальный адаптер, который легко крепится с помощью цепи. Негерметичные адаптеры могут затруднить диагностику и создать беспорядок в цехе. У меня не было никаких проблем с утечкой этих адаптеров.

У вас не будет давления на руль большую часть времени, когда впускной клапан заклинит в закрытом положении. Я видел, как жидкость просачивается мимо застрявшего клапана. Таким образом, пониженное давление в колесе также может быть связано с заклинившим закрытым впускным клапаном в HCU. Используйте подходящее оборудование для прокачки главного цилиндра на стенде

Поскольку мы говорим о прокачке тормозов, я хотел бы подчеркнуть важность использования правильного оборудования для прокачки главного тормозного цилиндра. Односторонние обратные клапаны — это устройства, которые отличают хороший комплект для прокачки главного цилиндра от плохого. Мы все знаем базовое упражнение по прокачке главного цилиндра. Шланги присоединяются к выпускным отверстиям с помощью резьбового штуцера, а противоположные концы шлангов погружаются в тормозную жидкость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *