Почему я продолжаю ездить на устаревших Москвиче и А-76 / Хабр
(О езде на машине, их технических и эксплуатационных характеристиках)
(Модель античного автомобиля в Аркаиме)Почему я продолжаю ездить на устаревших Москвиче и А-76? Этот вопрос мне часто задают мои соотечественники, соседи по даче и здесь на Хабре. Решил ответить сразу всем в этой заметке.
Мои водительские интересы в основном принадлежат области биологической (или, как еще называют — рассадой) химии. Это применение теории графов к фундаментальным и прикладным задачам логистики (немного подробнее см.).
Для решения этих задач я применяю уже известные планы поездок, иногда их модифицирую, а иногда делаю новые. Решение логистической задачи обычно предполагает последующий рассказ жене и соседу по этажу. Еще до начала лета стоит подумать: каким способом я собираюсь добираться до дачи?
Наверное здесь стоит приостановиться с иронией (@third112прошу прощения, у меня с юмором всегда было туго). Пост «Почему я продолжаю использовать устаревшие виртовский Pascal и Delphi-7» и комментарии про git тронули меня до глубины души. Я не смог обойтись одним комментарием. Задача этого поста провести аналогию языков программирования с автомобилями дабы посмотреть на оригинальный пост под другим углом. Рассмотрим следующий тезис: Pascal это Москвич-412.
Pascal это Москвич-412
Мы живем в современном мире где все постоянно меняется. Миллионы людей каждый день пробуют что-то новое, проверяют идеи, создают, анализируют, ошибаются. Как результат этих действий — мир меняется. Чаще всего, эволюционным путем, реже революционным. Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее. Держа это в голове, давайте сравним автомобиль и язык программирования.
Полвека на службе
Pascal и Москвич-412 созданы примерно в одно и то же время. У них богатая история и заслуги, и никто, я надеюсь, спорить с этим не будет. Попробуем проанализировать изменения в мире с 1970 года.
Много ли изменилось концептуально? Мы все еще ездим по асфальтированным дорогам, на 4 колесах держа круглый руль, под капотом находится двигатель, который через трансмиссию передает вращение на колеса. Мы все еще пишем код текстовым редактором, позже код должен превратиться в машинный код и выполнятся на ЦП.
Много ли произошло революционных изменений? Добавились автоматические трансмиссии, турбины для ДВС, ассистенты водителя и много другое. Добавили системы управления пакетами, системы контроля версий, CI/CD, облака и много другое.
Много ли произошло эволюционных изменений? Постоянно улучшают аэродинамику, эргономику, изменяют оптику, настройки подвески и кучу других мелких изменений. Постоянно добавляют новые синтаксические особенности языка, подстраивают IDE, оптимизируют компилятор и, как результат, улучшают жизнь программиста.
Наши дни
И Pascal и Москвич-412 живее всех живых и будут жить. Есть много людей, которые ценят и любят их. Как много воспоминаний связано с ними, как много сил вложено! Тот крутой алгоритм был написан именно на нем. Именно на этой машине впервые приехал к морю. Сидение идеально отрегулировано и удобно как дома. Руки сами пишут знакомый синтаксис. Мышечная память позволяет не глядя включить нужную радиостанцию. Все библиотеки уже найдены, а все расходные запчасти известны. Если вдруг понадобится другая библиотека, то парни с форума подскажут или даже напишут новую для вас, а может что-то даже и найдется на старых CD дисках, которые хранятся еще с молодости. Запчасти можно найти по знакомствам или на разборках, да и весь гараж забит ими, ведь так надежней.
Будет ли Москвич-412 первым автомобилем сегодня? Сегодня есть столько интересных языков программирования, как и автомобилей. Зачем мучиться с механической трансмиссией? Сопоставление с образцом ведь так удобно! Неизменяемые ссылочные типы данных помогают избежать множества ошибок. Некоторые скриптовые языки программирования можно запустить прямо в браузере. Круиз контроль и ассистенты удерживания полосы действительно удобны. Датчик дождя и освещенности позволяет больше не управлять фарами вручную. Как результат, ответ на изначальный вопрос скорее отрицательный.
Экономика и социум бесчувственно делают свое дело. Большое сообщество работает на пользу каждому его члену. Вопросы на stackoverflow закрываются быстро. Форумы пополняются статьями и советами по обслуживанию автомобиля. Библиотеки для языка программирования создаются и улучшаются каждый день. Магазины полны запчастей для популярных моделей. IDE здорово упрощают жизнь, а автодилер избавляет от головной боли с обслуживанием. Вакансии на популярные языки программирования проще закрывать для работодателей. Конвейерная сборка большого количества машин делает их дешевле.
Давайте улучшим до современных стандартов. Заменим двигатель и поставим полный привод, добавим модных синтаксических особенностей языка и сахара. Увы, все хорошо не будет. Новый двигатель не влезет в кузов, а новое ключевое слово сломает совместимость. Добавляя улучшения, которые не ломают совместимости, мы можем только привносить эволюционные изменения, оставаясь без революционных изменений и всегда на шаг сзади. А может без совместимости прокатит? Новое несовместимое изменение раздробит сообщество. Большие и современные фары от другой машины не подойдут, а код не скомпилируется. Увы, это сделает жизнь еще больнее и дороже.
Эпилог
Много нюансов было опущено: Pascal не ржавеет, Москвич-412 больше не производится, а старые проекты поддерживать все равно надо. Все верно, а статья должна быть комментарием «ой все» под оригинальным постом. Мир не идеален, если хоть кто-то улыбнется от иронии в начале, то я уже буду рад.
Я сторонник не очень популярной идеи: любой прикладной код когда-нибудь умрет и это нормально. С одной стороны, если нет изменений в логике, то бизнес проиграет конкуренцию и умирает. С другой стороны, рано или поздно поддерживать старые технологии станет дороже чем написать новый код. Я всецело за программирование ради интереса и/или саморазвития, но коммерческая разработка не про это. Есть задача, исходная ситуация, бюджет и время. Если машина больше экономически не удовлетворяет, то ее надо менять. Если технология больше не удовлетворяет нуждам бизнеса, то ее надо менять.
Если для бизнеса все просто, то для личностного роста все не так очевидно. Можно выиграть тактически, выбрав заранее изученный язык для экономии времени, но проиграть стратегически позднее. Очень легко попасть в ловушку невозвратных затрат и окуклиться в зоне комфорта. Начать патологически накапливать код, а не знания и опыт, которым надо делиться для кооперации. В итоге каждый решает сам, главное помнить ради чего все это. Выбрать красную дорожку и стать специалистом в узкой области с некоторыми рисками, или можно пойти по зеленой, стать полиглотом и выбирать инструмент для конкретной ситуации.
Двигатель москвич 412: характеристики, неисправности и тюнинг
Содержание
- 1 Технические характеристики
- 2 Особенности
- 3 Неисправности
- 4 Тюнинг
УЗАМ-412 – бензиновый двигатель Москвич 412, который зарекомендовал себя как надежный и долговечный силовой агрегат, отличающийся экономичностью и простотой в обслуживании.
Этот мотор продержался на конвейере с 1966 года до настоящего времени. За это время силовой агрегат претерпел существенную модернизацию и постоянно дорабатывался инженерами, что и позволило двигателю соответствовать требованиям времени.
Технические характеристики
Технические характеристики УЗАМ-412
Скачать .xls-файл
xls
Скачать картинку
pic
Отправить на email
ПАРАМЕТР | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
Годы выпуска | 1966 — |
Вес | 115 кг |
Материал блока цилиндров | алюминий |
Система питания | карбюратор |
Тип | рядный |
Рабочий объем | 1. 5 |
Мощность | 73,5 лошадиных силы |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 2 |
Ход поршня | 70 |
Диаметр цилиндра | 82 |
Степень сжатия | 9.5 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 106 Нм / 3200 |
Экологические нормы | ЕВРО 1 |
Топливо | Аи 76 |
Расход топлива | 8/100 км в смешанном цикле |
Масло | 5W-30 — 15W40 |
Объем масла | 3,5 литра |
При замене лить | 3,2 литра |
Замена масла проводится | 20 тысяч км |
Ресурс мотора | |
— по данным завода | 150 |
— на практике | 200 |
УЗАМ 412 устанавливался на все модели АЗЛК, начиная с Москвич 408 и автомобили Ижевского автозавода.
Особенности
Среди владельцев 412 Москвича распространено заблуждение, что силовой агрегат их автомобиля является точной копией немецкого мотора от БМВ с индексом M10. Однако в действительности при разработке этого мотора использовались наработки, взятые с еще довоенного двигателя от немецкого Opel Kadett.
В итоге в 1966 году был создан первый в Советском Союзе силовой агрегат, который имел верхнее расположение распредвала и три металлические вкладыша коленчатого вала. Мощность этого силового агрегата в своей первоначальной версии составляла 73,5 лошадиных силы.
Алюминиевые двигатели Москвич 412 изготавливались полностью из алюминия, что было редкостью по тем временам. Использование алюминия приводило к некоторому удорожанию производства, однако сам силовой агрегат получился надежным и легким. Мотор с объемом в 1,5 литра изначально разрабатывался для низкооктанового бензина, поэтому Москвич 412 мог работать на 76 бензине.
- Изначально рабочий объем двигателя составлял 1,5 литра, однако в конце восьмидесятых – начале девяностых годов была проведена кардинальная модернизация силового агрегата, что позволило предложить покупателям сразу три модификации с рабочими объемами от 1,6 до 1,8 литра.
- Следует сказать, что трансмиссия от рестайлинговых версий мотора не подходит к первоначальной модификации этого двигателя. Новые модификации получились не столь надежными, и при этом они нестабильно работали на низкооктановом бензине, требуя от автовладельца заливать в бак 92 бензин.
- Особенностью этого верхнеклапанного двигателя с мокрыми линзами стал наклон вправо блока цилиндров, который был отклонен от вертикали на 10 градусов. Подобный инженерный прием позволил уменьшить инерцию и снизить вибрацию двигателя на холостых оборотах. Коленвал изготавливался по кованой технологии, а цепь ГРМ позволила существенно повысить надежность конструкции.
- Автовладелец был избавлен от необходимости частого обслуживания механизма ГРМ. Отметим и своеобразное расположение моторного отсека, который был завален вправо на 20 градусов, что упрощало обслуживание навесного оборудования. Сам двигатель, при этом, занимал меньше места в подкапотном пространстве Москвича. Подобная компоновка использовалась на многих американских автомобилях того времени.
- Масляный картер двигателя выполнен с наружным и внутренним оребрением, что в свою очередь улучшало охлаждение масла. Силовой агрегат у Москвича 412 получился неприхотливым в обслуживании и требовал замены масла лишь раз в 20 тысяч километров. Отметим отличные показатели надежности двигателя, который мог без капремонта пробежать порядка 200 тысяч километров. Подобные показатели для мотора, выпущенного в семидесятых годах прошлого века, считались отличными, поэтому двигатель получил лестные отзывы у владельцев автомобиля.
- Отличные мощностные показатели, а с 1,5 литра объема удалось снять 73,5 лошадиных силы, были достигнуты за счет использования оригинальной полусферической камеры, в которой топливо полностью сгорало, что увеличивало показатели КПД двигателя. Впоследствии подобная полусферическая камера сгорания использовалась и на других модификациях двигателей для Москвича.
Неисправности
НИСПРАВНОСТИ | ПРИЧИНЫ |
---|---|
Увеличенный расход топлива. | Причиной подобного являлось неправильно выставленное зажигание и проблемы с карбюратором. Автовладельцу необходимо было проверить наличие искры и вскрыть карбюратор, что и позволяло установить причину поломки. |
Появление выраженных вибраций в широком диапазоне оборотов. | Прогорал выпускной коллектор и выходила из строя подушка двигателя. В первом случае вибрация сопровождалась заметным ревом мотора, а при проблемах с подушкой двигатель перекашивало в подкапотном пространстве. |
Появление протечек масла. | Прокладка головки блока цилиндров на этих автомобилях является слабым местом. Ее по рекомендации производителя меняли каждые 50 тысяч километров, однако даже так прокладки часто дубели и пропускали масло. |
Мотор отказывается заводиться. | Достаточно часто отмечались проблемы со стартером, который после зимы выходил из строя. Также не редкость проблемы с аккумулятором, который получал недостаточный заряд от генератора. |
Тюнинг
Увеличение мощности двигателя Москвич 412 представляло определенные сложности. Так как изначально с 1,5 литра объема удалось выжать максимум возможного. В итоге при попытке форсировать двигатель существенно снижались его показатели надежности. Умельцы растачивали цилиндры, однако это способствовало быстрому прогоранию поршней, а тонкие стенки не выдерживали нагрузки, в итоге двигатель заклинивало, и ему требовался дорогостоящий ремонт.
- Отчасти проблему решала установка нового современного навесного оборудования и перенастройка работы карбюратора. Подобный тюнинг давал прибавку в мощности порядка 20 лошадиных сил. Автомобиль резвее разгонялся, но и расход топлива у него увеличивался до 10 литров на сто километров пробега.
- Возможен также свап двигателя, то есть его замена на новый мощный силовой агрегат. В данном случае можно было использовать модификации силовых агрегатов, выпущенных в конце девяностых годов. Необходимо было лишь определиться с тем, какой двигатель можно поставить на Москвич.
- В начале девяностых годов большой популярностью стал пользоваться тюнинг этого мотора с использованием турбин небольшой мощности. В подкапотном пространстве было достаточно места для установки маломощной турбины, которая при условии замены коленвала и шатунов на более прочные, позволяла увеличить мощность двигателя до отметки в 100 лошадиных сил.
Ресурс мотора даже при квалифицированном вмешательстве снижался, поэтому выполнять капитальный ремонт требовалось приблизительно раз в 100 тысяч километров. Именно поэтому тюнинг этого мотора не получил широкого распространения.
Кроме всего прочего увеличение мощности силового агрегата отрицательно сказывалось на показателях расхода топлива. Если в стандартном варианте расход топлива составлял порядка 7-8 литров, то после установки турбонаддува мотор начинал кушать по 13-15 литров на сотню пробега, что также не радовало многих автовладельцев.
Автор статьи:
Николаев Сергей
Автомеханик
Читать автора
Оценка статьи:
↑ 1 ↓
Поделиться с друзьями:
Задать вопрос
x
Заявка на обзор двигателя
x
Напишите название двигателя. Когда мы сделаем на него обзор, вам придет уведомление на e-mail.
Стать автором
x
Почитать позже
x
Получить файл
x
Хочу получать интересные материалы на почту
Отправить на email
x
Получите возможность ознакамливаться с интересными материалами сайта.
Хочу получать интересные материалы на почту
x
Прочитать позже
Поделиться с друзьями:
Оценка статьи:
↑ 1 ↓
Комментировать
Понравилась статья? Хочешь получать больше интересной информации? Подпишись!
Dvigatels.ru
x
Этот давно умерший российский автопроизводитель только что вернулся из склепа, вот его причудливая история
• Автор:
В настоящее время Российская Федерация — это сумасшедшее место. Причины должны быть самоочевидными и не должны повторяться в сотый раз. Что важно в ситуации в России с автомобильной точки зрения, так это то, что западные бренды отсутствуют, а на смену приходит поток российских брендов с многолетней историей.
16 фото
Фото: Российские государственные СМИ
Одним из самых ярких возрождений давно умерших советских автомобильных брендов является Москвич. Назван в честь своего рода русского сленга, который примерно переводится как «гордый житель Москвы» или «москвич», что немного похоже на то, чем жители Нью-Йорка или Филадельфии называют свои родные города. В ноябре 2022 года начали распространяться новости о том, что бренд начинает производство совершенно новых моделей «Москвич» на территории бывшего завода Renault, который был продан московскому правительству в мае 2020 года за «один символический рубль», как заявил французский автопроизводитель. .
Но почему Москвич? А как насчет бренда российские власти считают желанной заменой недавно ушедшим западным автомобилям? Что ж, для раскрытия ответа нужен контекст истории, стоящей за брендом. Основанный по прямому указанию Кремля в 1930 году, культовый завод, на котором производились «Москвичи», был завершен годом ранее.
Хотя новообразованный завод АЗЛК, создатели марки «Москвич», не были первым советским автомобильным конструкторским бюро, они, безусловно, вдохновлялись ими. НАМИ-1 стал первым советским легковым автомобилем отечественной разработки в 1919 году.27, но это не имело успеха. К 1940-м годам АЗЛК производил по лицензии на своем заводе автомобиль, более соответствующий званию первого успешного советского легкового автомобиля, КИМ 10-51. Конечно, сам 10-51 был черновой копией британского Ford Prefect.
После Великой Отечественной войны АЗЛК приступил к выпуску собственных легковых автомобилей на заказ. Делая это с помощью недавно «приобретенного» завода Opel в Восточной Германии, который пережил войну. Используя схемы, оставшиеся от платформы Opel Kadet/Olympia K38, компания построила Москвич 400-420, начиная с 19 декабря.46. С тех пор Москвич станет одним из самых узнаваемых имен в советских автомобилях.
Фото: Wikimedia Commons (добросовестное использование)
Эта дурная слава была до такой степени, что о его существовании стало известно даже в Соединенных Штатах благодаря их массовому экспорту на соседнюю Кубу. Возможно, самым известным автомобилем марки «Москвич» был полноразмерный седан 412 и его родной брат 408 с более низкой отделкой салона. Автомобиль, столь же неоднозначный, как и сам бренд.
Цитата из юмористического обзора Москвича 412 известного восточноевропейского видеоблогера «Жизнь Бориса»: .А спереди стоят двунаправленные фонари которыми можно подсветить цель к которой едешь. А попадешь потому что проломы полностью из блинных с.»
Конечно, это видео, без сомнения, было немного обыграно для камеры. По правде говоря, есть небольшая, но очень преданная фанатская база старых автомобилей Москвич, особенно 412 и 408. Этот фандом наиболее заметен в бывших коммунистических странах, где поколение граждан либо выросло в кузове одного из них, либо смогло водить его самостоятельно.
В 80-х и 90-х годах марку определял их Москвич-2141, также называемый Алеко. Следует признать, что этот «Алеко» был одним из самых изысканных и сложных проектов, созданных командой дизайнеров АЗЛК. В 1991 году АЗЛК, итерация Москвича, была реорганизована в фирму ОАО «Москвич» в 1991 году, просуществовавшую до 2001 года. Его последним легковым автомобилем перед банкротством ОАО «Москвич» был 2142. Седан среднего размера с возможностью выбора двухлитрового, четырехлитрового. цилиндровый двигатель Рено.
Фото: Российские государственные СМИ
Таким образом, мы приближаемся к 2022 году. Можно с уверенностью сказать, что Российская Федерация представляет собой совершенно иную парадигму, чем во времена 412-го или даже 2142-го. Мэр Москвы Сергей Собянин выразил поддержку возвращению бренда «Москвич» и вернуть его удалось. Делаем это с кроссовером Москвич 3. Автомобиль, внешне идентичный китайскому JAC Sehol X4. Больше информации о цифрах и фактах о Москвиче 3 пока не сообщается.
Используя компоненты трансмиссии, доставленные из Китая, и панели кузова, которые, по общему признанию, хорошо справляются с переносом старых советских дизайнерских реплик в 21-й век, конечный результат является не чем иным, как причудливым. Учитывая обстоятельства, трудно точно оценить, насколько такой бренд, как «Москвич», может быть привлекательным для коренных россиян. Но, учитывая, что оставшиеся в стране автомобили западного производства сейчас более ценны, чем большинство домов, похоже, что в ближайшее время у граждан не будет особого выбора.
Самый продвинутый двигатель СССР: как БМВ, только круче
Меньше, но больше
Двигатель Москвич-412 серийно устанавливался на одноименные автомобили в конце 1967 года. Агрегат рабочим объемом 1,5 литра развивал мощность 75 лошадиных сил. при 5800 об/мин. Такое соотношение для бюджетных моделей считалось вполне приемлемым еще в 1990-е годы.
В 1960-х и 1970-х годах двигатель московских автомобилей был просто революционным. Ведь агрегат ГАЗ-21 выдавал ту же мощность 2,45 л.
Двигатель Москвича стал еще мощнее! Ветераны завода говорили, что главный конструктор Александр Андронов намеренно занижал мощность, указанную в шильдике, хотя серийные двигатели легко выдавали 80 и более сил.
Но опытный Андронов понимал: при любом министерском контроле заводу было бы лучше, если бы конвейерный мотор выдавал заявленные параметры с запасом.
Верхний алюминиевый двигатель Москвич-412 рабочим объемом 1,5 литра развивал мощность 75 лошадиных сил.
Верхний алюминиевый двигатель Москвич-412 рабочим объемом 1,5 литра развивал мощность 75 лошадиных сил.
Оригинал или копия?
Позже ходили слухи, что конструкторы МЗМА скопировали свой двигатель с двигателя BMW. Это не совсем так.
Двигатель Москвич-412 1,5 л (87х70 мм) аналогичен BMW M10 (первоначально M115). Немецкий двигатель объемом 1,5 литра (82х71 мм) также развивал в базовой версии 75 л.с. при 5300 об/мин.
Но советское единство не было копией. И она отличалась очень важными элементами. Немецкий двигатель имел чугунный блок цилиндров и другую камеру сгорания, а также совершенно иное расположение навесного оборудования.
Мотор Москвич-412 под капотом.
Мотор Москвич-412 под капотом.
А в алюминиевом блоке Москвича-412 были съемные крышки. Такая конструкция позволяла легко ремонтировать агрегат в советских условиях.
Двигатель BMW случайно напоминает двигатель Москвича. Напротив.
Двигатель БМВ случайно напоминает двигатель Москвича. Напротив.
Двигатель «Оппортьюнити»
Самая известная модификация двигателя в советское время — Москвич-412Д. Уменьшенная версия имела другие поршни, степень сжатия 7,2 вместо 8,8 и развивала 68 л.с.
Такие агрегаты в первую очередь предназначались для Москвича-21406 – так называемой сельской версии Москвича-2140 с защитой картера, другими шинами и другими изменениями.
Многие оценили заниженный двигатель, несмотря на потерю мощности. Ведь он рассчитан на более дешевый 76-й бензин.
Форсированные модификации МЗМА также производились с рождения нового двигателя. Стандартный 1,5-литровый агрегат с увеличенной до 9,5 степенью сжатия и двумя карбюраторами Weber развивал уже 92 лошадиные силы. И это было далеко не предел!
Мощный современный двигатель по праву считался одним из главных достоинств Москвича-412.
Мощный современный двигатель по праву считался одним из главных достоинств Москвича-412.
Изготовлены двухкулачковые двигатели, в том числе увеличенного рабочего объема. Двухвальный агрегат объемом 1,7 литра (85х75 мм) со степенью сжатия 9,6 и парой карбюраторов развивал 117 лошадиных сил. Позже также создали вариант объемом 1,8 литра (82х85 мм) мощностью не менее 124 л.с.
Вариант двигателя с двумя распределительными валами.
Вариант двигателя с двумя распределительными валами.
Тщательно настроенные двигатели предназначены для гонок и ралли. Требования к ним, особенно к ресурсу, совсем другие. Однако при определенных доработках некоторые двигатели могут появиться и на серийных модификациях «Москвича».
Эти двигатели испытывались на опытных образцах серий 3-5 и С. Но даже агрегаты обычных серий отсутствовали на заводе. Так и получилось, что АЗЛК, перенеся производство в Уфу, перестал владеть двигателем, который он сконструировал и довел до ума.
Москвич-Г5 с двухвальным гоночным двигателем.
Москвич-Г5 с двухвальным гоночным двигателем.
Неэволюционная разработка
Производство 412-го двигателя было начато на авиамоторном заводе в Уфе, так как в Москве не было для этого места и оборудования. Двигатель Москвич-408 на АЗЛК должен был быть снят с производства.
Но запуск Ижевского завода привел к тому, что двигателей нового поколения не хватило. А 408-е двигатели продолжали устанавливать на некоторые московские машины.
Сейчас сложно представить, что в 70-х и начале 80-х годов двигатели Москвич-412 (УЗАМ-412) имели самую высокую репутацию не только по конструкции, но и по надежности. Кстати, хороший экспорт Москвич-412 во многом был обусловлен динамическими характеристиками автомобиля и надежностью двигателя. Это заметили и иностранные журналисты, которые так же активно критиковали тормоза Москвича.
В лучшие годы своей жизни 412-й двигатель не нуждался в доливке масла от замены к замене. У владельцев москвичей не было проблем с дымностью из-за попадания масла в цилиндры. Техническое обслуживание двигателя (скажем, регулировка клапанов) было простым и удобным. За тысячу 150 км моторы ухаживал без проблем. А наличие съемных чугунных гильз упрощало капитальный ремонт.
Самой неудобной операцией по техническому обслуживанию была замена съемного элемента масляного фильтра в алюминиевом корпусе, свисающем с нижней части двигателя. Особо бережного обращения требовала тонкая уплотнительная резинка этого корпуса. Но позже эту проблему решили, установив на двигатель обычный масляный фильтр, уже знакомый по «Жигулям».
Качество начало снижаться в начале 1990-х годов. Масло текло со всех мест. Дело доходило даже до бракованных (эллиптических) гильз и соответственно масла в цилиндрах.
Больше, больше, мощнее
К тому времени двигатель (теперь именуемый УЗАМ-331) был модернизирован так, что его мощность упала до 72 лошадиных сил. В новом, более тяжелом Москвиче-2141 этого не хватало. Но у московского завода не было выбора.
Уфимский завод приступил к освоению производства двигателей большего объема. Агрегат УЗАМ-3317 объемом 1,7 литра (85х75 мм) выдавал вполне приличные 85 лошадиных сил. С ним 41-й Москвич ехал бодрее. Если, конечно, вам не повезло с качеством сборки двигателя, которое было нестабильным.
УЗАМ-3317 объемом 1,7 литра и мощностью 85 лошадиных сил. под капотом Москвич-214122.
УЗАМ-3317 объемом 1,7 литра и мощностью 85 лошадиных сил. под капотом Москвич-214122.
Двигатели объемом 1,8 л (82×85 мм) мощностью 100 л.с. выпускались небольшими партиями. И даже 2-литровый агрегат (88х80 мм) с заявленной мощностью 112 л.с. Эти двигатели постепенно стали устанавливать на ижевские Одесы (бывшие Орбиты).
ВАЗ-2129 Нива с уфимским двигателем.
ВАЗ-2129 Нива с двигателем Уфа.
В 1996 году в жизни знаменитого двигателя произошло еще одно интересное событие: уфимская компания «Мастер-Мотор» установила на удлиненную Ниву ВАЗ-2129 2-литровый 100-сильный двигатель. Автомобиль выиграл от 100-сильного агрегата, но эта идея провалилась.
УЗАМ-3320 под капот Нивы.
УЗАМ-3320 под капот Нивы.
Двигатель еще жив. Живет на нынешней Ладе Нива, неоднократно модернизированный жигулевский двигатель. А вот уфимская часть просто потеряла свой размах – просто исчезли ее «носители». А без машины мотоцикл скоро уйдет в прошлое. Так и случилось.
Голосуй – выиграй Ладу!
Примите участие в голосовании Гран-при «За рулем» и помогите нам выбрать лучшие автомобильные новинки года.
В качестве благодарности за потраченное время мы разыгрываем среди участников опроса три лада . Шанс есть у всех, кто заполнит анкету раньше 28 февраля 2023 .
ЗАПОЛНИТЕ АНКЕТУ ГРАН-ПРИ 2023 ГОДА
Самый передовой двигатель СССР: как БМВ, только круче