Опыт эксплуатации ваз 2115: купить, продать и обменять машину

Содержание

Руководство по ремонту ВАЗ 2114, 2115, 2113 LADA Samara

В России недорогие машины можно выпускать очень долго: яркий тому пример — судьба автомобилей семейства Самара-2, особенно хетчбэков ВАЗ-2113 и ВАЗ-2114. В то время как иностранные автомобилестроительные концерны успели сменить несколько поколений машин подобной размерности, наши автомобили, разработанные много лет назад, продолжают пользоваться устойчивым спросом в странах бывшего СССР.

Хетчбэки семейства Самара продержались на конвейере ВАЗа в общей сложности 29 лет — с декабря 1984 по декабрь 2013 года. За этот период они пережили два рестайлинга, практически не повлиявших на их габаритные размеры, длину базы и ширину колеи, вместимость салона и багажника, эргономику, обзорность, управляемость, динамические и скоростные качества. Наконец, за все эти годы не утрачена взаимозаменяемость основных деталей кузова, узлов двигателя, трансмиссии, ходовой части. Последние десятки и сотни тысяч машин устаревшего по всем параметрам семейства Лада Самара-2 успешно продавались в России, когда на рынке наблюдалось изобилие новых и подержанных иномарок, а сам АвтоВАЗ выпускал уже три семейства моделей следующих поколений — ВАЗ-2110, Калину и Приору. Такое долгожительство выгодно и производителю, поскольку все вложения в подготовку производства полностью окупились и продолжают приносить прибыль, и потребителю — с годами автомобиль становится доступнее по цене, упрощается приобретение запчастей, накапливается опыт эксплуатации и ремонта.

Самара-2 стала первым семейством автомобилей, которое разрабатывали не в старых помещениях Управления главного конструктора (УГК) ВАЗа, а в новеньком просторном, хорошо оснащенном Научно-техническом центре (НТЦ), введенном в эксплуатацию в 1991 году. Начало опытно-конструкторских работ над модернизированной Самарой, когда уже был практически готов автомобиль следующего поколения ВАЗ-2110, пришлось на самый неблагоприятный момент в истории страны: распался Советский Союз, нарушились налаженные годами связи завода с партнерами и смежными производствами, катастрофически не хватало финансовых средств. В такой обстановке перспективы освоения нового семейства ВАЗ-2110 были под вопросом: старт производства откладывался в лучшем случае на несколько лет. Главный конструктор АвтоВАЗа Г. К. Мирзоев предложил запасной вариант — проект модернизации семейства автомобилей Самара, который можно было реализовать в действующем производстве с минимальными затратами. Так в 1991 году появилась на свет Программа освоения новых и модифицированных автомобилей ВАЗ, рассчитанная до 2000 года. Одним из ее пунктов стала разработка модернизированного семейства с условными индексами ВАЗ-2108М/2109М/21099М. Это был старт проекта Самара-2. Предусматривались рестайлинг внешней формы кузовов всех трех типов и обновление интерьера салона. Основные узлы двигателя и шасси предполагалось оставить прежними, хотя с самого начала допускалось внедрение впрыска топлива вместо карбюратора, доработка рулевого управления, увеличение размерности синхронизаторов корооки передач и подшипников ступиц. Уже в процессе конструирования нового семейства появились новые индексы: «2113» взамен «2108», «2114» вместо «2109» и «2115» взамен «21099».

Руководителем проекта был назначен Юрий Кутеев, ведущим дизайнером — Владислав Пашко. Главное требование руководителей и технологов ВАЗа состояло в том, чтобы ни в коем случае не трогать самые сложные и дорогие элементы кузова Самары — полы, боковые двери и их проемы, ветровое и боковые стекла. Допускалось только обновление передней и задней частей кузова. В качестве макетов, как это не раз бывало в подобных случаях, в дизайн-центре использовались серийные кузова, на которых по эскизам, нарисованным художниками-конструкторами, из пластилина вылеплялись новые детали передка и задка, натурные модели измененных световых приборов. Работу упрощало то, что Пашко в прошлом был одним из авторов стиля Самары первого поколения, он прекрасно знал все особенности внешней формы данного семейства автомобилей, как и все допущенные ошибки.

При обновлении экстерьера учитывалось, что за минувшее со времени появления Самары десятилетие существенно изменилась мода на внешнюю форму автомобиля. На смену резкому угловатому стилю пришли мягкие сглаженные формы без острых граней, все более актуальными становились скругленные элементы, появилось много наработок в области аэродинамики. Это шло вразрез с изначальной концепцией внешней формы кузова Самары. Однако на практике многие проблемы легко решались. По воспоминаниям конструкторов, буквально на одном дыхании удалось выполнить дизайн передка кузова. Он стал развитием дизайнерских решений, опробованных на нулевой серии опытных образцов ВАЗ-2110, полностью отличавшихся от будущего серийного автомобиля. Например, передний край капота первого опытного ВАЗ-2110 и серийной Самары-2 плавно скатывался вниз между широкими низкими фарами почти до бампера, оставляя минимальную высоту проема облицовки. В сочетании с продуманной формой самих фар облик автомобиля получался интересным и привлекательным. А главное, стало возможным внедрить новый передок кузова выбранной дизайнерами формы, существенно не меняя поточной линии сварки на конвейере.

Значительно сложнее обстояло дело с крышей и задком. Добиться оптимальной аэродинамики задка хетчбэков ВАЗ-2108/2109 не удалось. При движении в мокрую погоду заднее стекло быстро покрывалось грязью, приходилось включать задний стеклоочиститель. На автомобилях Москвич-2141 и ИЖ-2126 за счет более удачного угла сопряжения поверхностей крыши и наклоненной задней стенки стекло загрязняется минимально, поэтому здесь обошлись вообще без заднего стеклоочистителя. Способ решения проблемы был найден к началу 90-х годов: надо было на едва видимые глазу несколько миллиметров приподнять задний край крыши хетчбэка Самара и убрать маленький спойлер на краю крыши, являвшийся частью панели штампа крыши. Это позволяло немного поднять вверх поверхность торцевой двери и на 20-25° изменить наклон заднего стекла.

Обновление задка дизайнеры и конструкторы кузовов добросовестно проработали на макетах и опытных образцах хетчбэков Самара-2. Эти автомобили получили приподнятую крышу и новую дверь задка с оптимизированным углом наклона. На хетчбэки устанавливались современные задние фонари, одинаковые с фонарями будущего седана ВАЗ-2115, а проем двери багажника опускался до бампера, упрощая погрузку вещей в багажник. Опытный образец хетчбэка с усовершенствованным задком и передком, соответствующим будущему серийному варианту, был утвержден на заседании технического совета Волжского автозавода в 1993 году.

Впоследствии серийные автомобили ВАЗ-2113 и ВАЗ-2114 выпускались со старым задком от ВАЗ-2108/2109 со всеми его недостатками. Обновленная задняя часть кузова предусматривала объемную форму панели задней торцевой двери. Необходимо было изготовить новые штампы боковин кузова, поскольку менялась их форма, а использовавшиеся на заводе штампы боковин кузова хетчбэков ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 были дорогие, закупленные в Японии. Кроме того, к тому времени они еще не выработали свой ресурс. Заводские технологи выступали против замены штампов боковин, и это исключало возможность внедрения в производство обновленного задка хетчбэков. Правда, небольшое количество 2114 с модернизированной задней частью — по разным данным, от нескольких экземпляров до двух-трех десятков автомобилей — все же было изготовлено силами Опытно-промышленного производства (ОПП) и отправлено в сбыт. Аналогичную проблему удалось решить на седане ВАЗ-2115, получившем объемную крышку багажника и новые задние фонари, поскольку задние крылья с проемом окна седана ВАЗ-21099 штамповались отдельно от всей боковины. Для их изготовления применялись небольшие по размеру недорогие штампы отечественного производства, замена которых не требовала существенных капиталовложений.

Обновление части экстерьера было проведено за счет требовавших несложной подготовки производства пластиковых деталей. Автомобиль получил новые бамперы, которые окрашивались в цвет кузова со светло-серой вставкой, накладки порогов, препятствовавшие загрязнению боковин. Панели дверей и передних крыльев украсили декоративные накладки с серыми вставками, по стилю соответствовавшими вставкам на бамперах. Правда, со временем от серых вставок отказались, бамперы и накладки боковин начали целиком окрашивать
в цвет кузова. С 2010 года накладки боковин заметно упростили, заменив их незатейливыми прямыми молдингами. Получилась значительная экономия пластика и эмали, выгодная заводу при больших объемах производства. Старые и новые молдинги устанавливались на пистоны — по шесть штук на каждую переднюю дверь и по четыре на заднюю. Крепление накладок на пороги и двери потребовало сверления дополнительных отверстий для пистонов, а под пластиком у многих автомобилей за долгое время эксплуатации начинала скапливаться грязь и возникали очаги коррозии.

В момент появления на рынке ВАЗ-2114 эти накладки на боковины и пороги не производили впечатления новинки. Силами зарубежных дилеров автомобилей Лада и отечественных производителей элементов внешнего тюнинга был разработан и выпущен большой ассортимент подобных боковых накладок для автомобилей Самара. Тем не менее, 2114 в любом варианте смотрелся выигрышно по сравнению с откровенно дешевым для начала XXI века ВАЗ-21093 позднего выпуска, отличавшимся простейшей формой боковин и изготовленными из черного пластика бамперами. Чтобы немного улучшить аэродинамику задней части кузова, хетчбэки и седан в базовой комплектации оснастили задним пластиковым спойлером, по форме напоминающим антикрыло спортивного автомобиля. В него был встроен обязательный на рубеже веков третий стоп-сигнал. Спойлер тоже не выглядел новинкой — подобные изделия и раньше украшали заднюю часть доработанных вне завода хетчбэков.

При внедрении в производство задумок дизайнеров Самары-2 возникла еще одна сложность. Оригинальные фары для нового семейства должно было выпускать смежное предприятие — завод автотракторного электрооборудования «Автосвет», расположенный в городе Киржач Владимирской области. По воспоминаниям конструктора НТЦ ВАЗа Ю. Туровского, отвечавшего за электрооборудование Самары-2, его коллегам, конструкторам и технологам завода ОСВАР, пришлось проявить изобретательность при проектировании этих световых приборов. Надо было сделать так, чтобы фары небольшой высоты с сильным наклоном стекла-рассеивателя обеспечивали хорошую освещенность дороги, соответствовали целому ряду требований, предъявляемых к приборам головного света, и при этом получились технологичными в производстве. Это оказалось непростой задачей, но ее удалось благополучно решить. Пока в Киржаче проводилась разработка конструкции фар, опытные образцы будущей Самары-2 проходили испытания с временными фарами от Оки.

Ничто не мешало заметно обновить интерьер второй Самары. Полностью изменились форма корпуса панели приборов и сам щиток приборов. Так называемая высокая панель, применявшаяся на Самарах 90-х годов, вызывала много нареканий из-за низкого качества пластика, плохой подгонки составляющих панель деталей, издаваемых при движении автомобиля неустранимых скрипов.

Для модернизированного семейства была разработана полностью новая панель с модными овальными очертаниями. Она получила прозвище «европанель», так как отдаленно напоминала панель автомобиля Lada Samara Baltic (ВАЗ-21093-22), некоторое время выпускавшегося ВАЗом в Финляндии совместно с фирмой Valmet. На самом деле панели Lada Baltic и Самары-2 по конструкции имели мало общего. Корпус новой панели выполнили цельным, с поперечиной внутри, обеспечивавшей жесткость панели и позволившей в эксплуатации избавиться от скрипов или снизить их до минимума. С правой стороны появилось гнездо для пассажирской подушки безопасности на случай установки подушек на автомобиль. В новую комбинацию приборов ввели электронный счетчик пробега и термометр, показывавший температуру воздуха за бортом. Когда щиток приборов Самары-2 стал массовым, его внедрили и на Ниве (точнее, Ладе 4×4) ВАЗ-21214. Вся панель нового образца использовалась и на Самарах первого поколения в последние годы их выпуска, когда завод постепенно переходил к производству Самары-2.

Еще одним заметным отличием моделей BA3-2113/2114/2115 стала регулируемая по высоте рулевая колонка — к моменту освоения второй Самары такой узел уже ставился на ВАЗ-2110. Рулевое колесо обновленных Самар тоже взяли от автомобилей десятого семейства. К изменениям в салоне ВАЗ-2114 следует отнести и обновленные передние сиденья, новые обивки дверей и включенные в список базового оборудования передние электрические стеклоподъемники.

При освоении выпуска ВАЗ-2115 и ВАЗ-2114 применялся метод, активно внедрявшийся на ВАЗе в 90-х годах. Первые промышленные партии новых автомобилей собирало ОПП: без остановки производства их постепенно осваивали на главном конвейере. В тот период наибольшим спросом пользовались седаны, поэтому в 1998 году первым в серию пошел ВАЗ-2115, затем пришло время ВАЗ-2114, и в последнюю очередь — ВАЗ-2113.

Официально выпуск ВАЗ-2114 начался в 2001 году силами ОПП. Правда, первые 14 экз. собрали еще в 2000-м, а за весь 2001 год увидело свет небольшое по меркам ВАЗа количество — всего 96 товарных автомобилей. В 2002 году в ОПП было выпущено 1839 экз. ВАЗ-2114, а на главном конвейере — 1759 экз. ВАЗ-2114 стал 21-миллионным автомобилем, сошедшим с конвейера Волжского автозавода — это произошло 20 октября 2002 года.

В 2003 году выпущено 20888 экз. ВАЗ-2114, тогда же был снят с производства ВАЗ-21093. К отметке 100 тыс. автомобилей в год производство 2114 приблизилось в 2004 году — 98189 экз. Дальше спрос и предложение стабилизировались: в 2005 году в сбыт ушло почти 113 тыс. автомобилей, в 2006 и 2008 годах — по 117 тыс., в 2007 году — 109 тыс. В 2009 году, из-за экономического кризиса, произошел резкий обвал производства всех моделей ВАЗа — тогда увидело свет только 45419 экз. 2114. В 2010-м выпуск увеличился примерно до 63 тыс. экз. и достиг пика в 80 тыс. экз. в 2011 году. Затем ВАЗ начал осваивать новую модель Гранта, и объем выпуска Самары-2, в том числе 2114, стал сокращаться — 64 тыс. экз. в 2012-м и последние 42 700 автомобилей в 2013 году. Общее число выпущенных пятидверных хетчбэков достигло примерно 875 тыс. экз. и превысило количество седанов ВАЗ-2115, которых собрали немного меньше — 800 тыс. экз.

Объяснить популярность 2114 несложно: он стоил дешевле, чем седан 2115 и автомобили ВАЗ новых поколений, не являлся откровенно нишевым товаром, как трехдверный 2113, был устаревшим, но в меньшей степени, чем классические Жигули. В последние годы выпуска ВАЗ-2114 отчасти сыграл роль социального автомобиля: его покупали молодые люди в качестве своей первой машины, он был востребован в некоторых регионах России, где наиболее остро ощущались дефицит и дороговизна запчастей к современным моделям.

Большинство автомобилей оснащались восьмиклапанными двигателями с распределенным впрыском топлива. В первое десятилетие XXI века моторы ВАЗ постоянно модернизировали из-за ужесточающихся экологических норм. Поэтому на 2114 в разные годы ставили двигатели, соответствовавшие второму, третьему и четвертому экологическим классам и отличавшиеся друг от друга некоторыми параметрами.
С начала выпуска основными были 1,5-литровый мотор ВАЗ-2111 и 1,6-литровый ВАЗ-21114, общие с семейством ВАЗ-2110. С 2007 года наиболее массовым стал 1,6-литровый ВАЗ-11183, унифицированный с Калиной и в процессе производства проходивший адаптацию к более высоким экологическим классам. Была заявлена и модификация 2114 с 16-клапанным двигателем ВАЗ-21124. Коробка передач применялась только механическая пятиступенчатая.

С момента прекращения выпуска ВАЗ-21093 грузовые машины ВИС-2347 оснащались передком и приборной панелью от ВАЗ-2114. После снятия с производства заднеприводного коммерческого шасси ВИС-2345 «сорок седьмая» модель с «четырнадцатой» внешностью на несколько лет стала основной моделью ВИСа с приводом на одну ось. На коммерческие шасси ВИС-2347 устанавливался тот же ассорти мент кузовов, что и на другие ВИСы: бортовая платформа, бортовая платформа с жестким верхом, фургон общего назначения — «промтоварный», изотермический фургон, рефрижератор. На базе Самары-2 было построено и небольшое количество фургонов с шасси легкового автомобиля _ ВАЗ-1706 Челнок производства ОПП и ВИС-1705 производства ВИСа. Эти две модели фургонов строились в основном на базе первой Самары (ВАЗ-21083 и ВАЗ-21099 соответственно), а обновленные переднюю часть и салон от ВАЗ-2113/2114 получали только маленькие партии, а то и единичные экземпляры.

Существовала особая модификация 2114 — автомобиль повышенной мощности ВАЗ-211440-24 с рыночным обозначением Лада-114-16У. С 2008 года его выпускал не сам ВАЗ, а фирма-партнер «Супер-авто» из Тольятти, занимавшаяся производством автомобилей малых серий, отличавшихся от базовых моделей. С ВАЗа на завод «Супер-авто» поступали кузова первой комплектации — в сборе с салоном, остеклением и световыми приборами, но без силового агрегата и узлов шасси. В цехах «Супер-авто» на тележках и подъемниках собирался комплектный автомобиль. Использовался 16-клапан-ный 105-сильный двигатель ВАЗ-21126. Он требовал доработки электропроводки, в частности замены жгута замка зажигания. Между чашками опор передней подвески монтировалась усилительная распорка, не первый год применявшаяся при тюнинге Самары. Рулевая колонка и рейка оставались от Самары, а стойки передней подвески, приводы ведущих колес, механизмы тормозов и балка задней оси были взяты от Приоры. Колеса устанавливались 14-дюймовые. В результате дорожный просвет увеличивался на 30 мм.

Все эти переделки получили официальное одобрение конструкторов ВАЗа. Поскольку кузов 2114 был заметно легче кузова Приоры, в результате получался автомобиль с улучшенными динамическими и скоростными характеристиками. На кузове и в документах каждая машина носила два VIN-кода: один — ВАЗа, другой — фирмы «Супер-авто».

На сборку одной Лады-114-16У уходило 14,5 ч рабочего времени, что соответствовало двум рабочим сменам. После сборки каждая машина обязательно проходила обкатку в 30 км по улицам и дорогам вокруг завода. Этот автомобиль, собиравшийся из готовых узлов и не требовавший оригинальных комплектующих, был выгоден фирме «Супер-авто»: именно он позволил коллективу относительно безболезненно пережить кризис 2008-2009 годов, когда объемы производства на ВАЗе существенно снизились. Такие 16-клапанные ВАЗ-2114 с узлами Приоры фирма «Супер-авто» некоторое время строила даже после прекращения выпуска базового хетчбэка в декабре 2013 года, пока не закончился запас кузовов.

ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Среди автомобилистов бытует мнение, что новый автомобиль за первые полгода-год не только не теряет своей стоимости, а наоборот- становится даже несколько дороже. И не только потому, что в нем появились традиционные «сигнал изация-музыка-антикор». Период обкатки наверняка выявит мелкие, но досадные дефекты и дефектики (о серьезных поломках речь не идет — они все-таки из разряда исключений). Скажем не затянули на заводе какой-нибудь хомутик — и вот уже под машиной образовалась лужица масла, «Тосола» или того хуже — тормозной жидкости. Неотрегулированный карбюратор вполне может напугать вас неожиданным «выстрелом» из глушителя и стать причиной завышенного расхода бензина. Из-за перепутанных при подключении проводов (что поделаешь, бывает и такое) электро вентилятор системы охлаждения будет вертеться в другую сторону, обдувая радиатор горячим подкапотным воздухом и вызывая перегрев. А как неприятны внезапные отказы, например, стеклоочистителя или световых приборов. Известно, что предохранители никогда не перегорают случайно: всегда есть причина, которая непременно вскоре «сожжет» и новый предохранитель, если вы просто установите его взамен сгоревшего.

Словом, «возиться» приходится не только с новым, но и с годовалым, едва обкатанным автомобилем — в это время еще есть смысл устранять его дефекты, даже если они требуют значительных финансовых затрат. Часто, впрочем, в течение года новая машина обслуживается по гарантии, и это упрощает ситуацию. При этом самостоятельное «вмешательство» в ее узлы и агрегаты (например, вы решили по собственному усмотрению заменить масло в двигателе) вполне может лишить вас этой привилегии. Одновременно известно, что немало новых машин изначально не пользуется правом на гарантийное обслуживание, а нередко владельцы и сами добровольно от него отказываются, больше доверяя себе, своим рукам и опыту. Пока машина новая, ее дефекты — еще не беда, их устранение — еще не ремонт, так как стоимость работ пока не соизмерима со стоимостью самого автомобиля. А потому, пока ваш четырехколесный друг еще в целом на ходу, смелее беритесь за инструмент и доводите его «до нужной кондиции».

О РЕМОНТЕ

Что побуждает нас ремонтировать автомобиль? Некоторых — материальные соображения: на другую машину все равно не хватит денег, даже если продать старую.Да и не получится ли, что покупка потребует еще больших вложений? Другими движет верность старому другу: столько времени он безотказно отслужил (а может быть, и прибыли принес), так неужели не порадую я его новой помпой или заменой поршневых колец? Другое дело, если поломки от старости машины или от неумелой эксплуатации начинают сыпаться валом, причем подчас одна вызывает другую. В этом случае, разумеется, надо подумать, а стоит ли «овчинка»… Впрочем, вновь обратим внимание на тех, кому замена автомобиля не по карману и приходится заниматься ремонтом, подчас весьма серьезным.

Практика показывает, что наши автомобили, будучи в среднем менее долговечными, чем иномарки, тем не менее не имеют какого-то среднего срока службы, по прошествии которого становятся совершенно непригодными к эксплуатации. Кому не знакомы владельцы пятнадцати-семнадцатилетних «Жигулей», даже не помышляющие о замене своих машин по причине… вполне приличного их состояния. (Не будем здесь пугать их неизбежными «возрастными» дефектами, которые подчас развиваются незаметно, об этом достаточно сказано ниже.) Возможно, это простое везение, но нередко старый автомобиль как бы «достраивается» вокруг одного-единственного узла, чей срок службы, казалось бы, давно прошел, а он себе работает и работает… У «классических» «жигулей» такой долговечностью всегда отличались коробки передач (а чуть ранее — и задние мосты). Возможно, впоследствии нам доведется фиксировать рекорды надежности «самарских» моторов: уже доводилось слышать об их успешной эксплуатации теми, кто не привержен спортивному стилю езды. Впрочем, это, как говорится, еще покажет время — а на сегодняшний день известно, что многие владельцы «пожилых» машин охотно перенесли бы все чиненые-перечиненые агрегаты в… новые кузова, да, к сожалению, не имеют финансовой возможности.

Итак, назовем ремонтом устранение тех неисправностей, которые не позволяют нормально эксплуатировать автомобиль или вовсе лишают его способности «передвигаться». Грозные признаки того или иного ремонта двигателя трансмиссии или ходовой части хорошо известны из книг по эксплуатации, а многим — и из личного опыта, поэтому не будем напоминать «о грустном». Наша цель — помочь вам успешно справиться с начатой работой, подсказать, какие казусы могут подстерегать вас при ее проведении, какие методы и приспособления показались нам удачными, а какие — напротив, спорными или даже недопустимыми.


Самодельный станок для восстановления форсунок BOSCH
Шины повышающие проходимость
Автомобильные амортизаторы

Автомобили ВАЗ — электронный справочник Автофак Ladaonline.

Об автомобилях ВАЗ легко и просто.
 
 &nbspАвтофак
   Содержание
    &nbspДвигатели  
    &nbspТрансмиссия  
    &nbspХодовая часть  
    &nbspМеханизмы управления  
    &nbspЭлектрооборудование  
    &nbspЭлектронные системы  
    &nbspКузов  
    &nbspГСМ  
    &nbspТюнинг  
    &nbspВыбор автомобиля  
       &nbspВопросы выбора  
       &nbspКомплектации  
       &nbspОпыт эксплуатации  
       &nbspТесты автомобилей  
    &nbspПолезная информация  
    &nbspГарантия  
    &nbspОбзоры рынка и цен  
    &nbspСтатьи  
 
Статьи этого раздела:
   ВАЗ 21103 — из личного опыта эксплуатации
   ВАЗ 21103 : от покупки до . .. успешной эксплуатации
   ВАЗ 2112 : ТО1 — полет нормальный…
   ВАЗ 2112: 10 отзывов от Авторевю
   ВАЗ 2115 — опыт эксплуатации
   ВАЗ 2120 и ВАЗ 2131: личные впечатления.
   ВАЗ 2120 и Николай Соловьев — четыре года совместной работы
   ВАЗ 2131: впечатления водителя-испытателя–автовладельца
   ВАЗ-21074 История «боевого коня»
   ВАЗ-21103 : рассказывает Михаил Старостин
   ВАЗ-21103 и Михаил Старостин : Продолжение следует…или ТО-1
   Впечатления новичка о полуторагодовой эксплуатации
   Лечим «Ниву»
   Стоит ли делать антикоррозийную обработку кузова?
Количество документов: 14

ВАЗ 21103 — из личного опыта эксплуатации


Как никто, люблю запах нового авто

Как доподлинно известно автолюбителям, вместе с запахами новенького отечественного автомобиля, приходят и неведомые ранее проблемы. Уже после первых трех тысяч километров пробега вертелась в голове полушутливая рифма, выражавшая суть наших отношений на тот «брачный «период:
На исходе медового месяца
я решил уже было…повеситься!
Так достала она меня своими мелкими интригами. Ну вылитая Джина из «Санта Барбары «!»103 я » не первая ласточка ВАЗа в моей жизни. Помню свою первую золотистую «трешку «. Быстрая, как ветер, тихая, как кошка, надежная и преданная, как породистая собака. Неплохо уживались со мной поочередно «011 «,»06 » ,»08 » и «Нива «. Но с каждым новым приобретением характер у вазовских красавиц становился все нетерпимее, все мелочнее. А мне чем старше, тем больше хочется помоднее да помоложе. Хотел и получил…

Сквозь зубную боль вспоминаю: на первой тысяче километров пути напрочь отказались мигать поворотники, забарахлило реле фар, щетки стекло очистителя пугали своим скрежетом пассажиров, но не чистили стекло, потек ручеек тосола в патрубок радиатора, рассыпался на глазах крепеж защиты поддона картера, беспричинно «бунтовал» датчик износа передних колодок, не дождавшись первого ТО, упал уровень масла в картере двигателя, о чем поведал сигнал на блоке индикации. ..
Вроде все это мелочи для отечественного автомобиля, но прежние модели ВАЗа мне таких хлопот на первой тысяче, помнится, не доставляли.
Что делать?! Жить дальше или развод и девичья фамилия?
А может, еще поднабраться терпения, поизучать, попробовать понять ее, в конце концов?
Вместе со специалистами фирмы «Ока Лада «кропотливо изучаю ее пылкое «сердце «, все тонкости подхода к новому вазовскому двигателю «2112 «, вплоть до приемчиков «умасливания «… Мало этого, сводил ее к «автопсихологу»(на инструментальный контроль)и опять вздрогнул от ее врожденных по роков. Люфт в рулевом механизме в 1,5 раза выше допустимого по ГОСТу, тормоза «кривят «, фары «косят»…Времени своего на доводку «десятки» жалко. Как бы его списать на производителя, привыкшего возвеличивать свои трудозатраты и поплевывать на затраты потребителя?
Видимо, оценив мое упрямство и терпение, моя ненаглядная своими явно несовершенными электронными мозгами наконец то стала понимать, «че те надо «.
..До восьмой тысячи километров притихла и возила исправно.
Наступили теплые денечки, и в ней, как в молодой и игривой женщине по весне, проснулись какие то эротические фантазии. Она стала впрыскивать топливо не только в цилиндры двигателя, а прямо в пассажирский салон, дурманя голову мне и попутчикам. Сначала я грешил на близость бензоколонок и встречные бензовозы, но запах бензина был все сильнее и резал нюх даже на лесной дороге, где, по логике, должно пахнуть хвоей да черемухой. Покупал-то автомобиль, а не цистерну с горючим! Тратить время на пресечение сервисной станции не захотелось, и я принялся сам изучать ее «кровеносную систему». Вот под задним сиденьем лючок, за ним бензонасос. Никаких следов подтекания, испарения топлива не вижу и не чувствую. Прохожу по всей магистрали топливоподачи до рампы с форсунками. Ничего. Иду обратно, по пути слива остатков в бензобак. Все герметично. По ходу креплю, подтягиваю. Пробная поездка, и снова впрыск в нос…Это уже издевательство.
Достаю только что купленную книгу по обслуживанию «десятых»моделей, вожу пальцем по схеме топливоподачи. Стоп! Вот еще одна веточка, призванная возвращать пары топлива в бензобак, на конце которой стоит загадочный сепаратор. Где он стоит? Нашел его в нише заднего левого колеса, а его вентиляционная трубка вделана в лонжерон кузова, в котором масса незакрытых технологических отверстий…Что же вы, конструкторы ВАЗа? Забыли золотое правило нашего образа жизни! Расчет-то надо делать «на дурака «, на то, чего у нас в избытке, в отличие от хороших дорог. Рассчитывали на идеальное качество сепаратора, а получили «идеальную душегубку».
На девятой тысяче километров не выдержал шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка. Словно ножом отрезало на хомуте в районе тройника. Случилось это далеко от дома, и за рулем сидела дочь. Хорошо, нашелся рядом толковый парень, натянул остаток шланга, закрепил, долил из лужи воды…
На десятой тысяче километров стали заметно хуже включаться скорости. «Ведет» сцепление. Отрегулировали, но задняя скорость как «хрустела «с самого начала, так и сейчас на «захарке» включается.
От десяти до пятнадцати тысяч избранница моя дала мне глотнуть свободушки. Только ремешок генератора немного подтянул да долил стакан масла в картер двигателя. Долил и покаялся. На табло индикации заморгал прожорливый датчик:»Залей еще, залей еще…» И плевать ему, что я долил, а не отлил. Явно неадекватные реакции у всей этой мудреной системы. Кажется мне, что разработчики «десятки «пошли по ложному пути слежения за всем и вся. Зачем куча пугающих душу автолюбителя датчиков? Зачем громадные траты на разработку этой системы, освоение ее производства? Не лучше ли было потратить средства на качественную шатунно-поршневую группу, чтоб хотя бы первые 20 тысяч километров не доливать масло в картер от ТО до ТО? Не лучше ли было пару лампочек стоп сигнала сделать так надежно, чтоб с гарантией лет пять не сгорали? Чтоб шланги системы охлаждения не рвались на первых шагах, термостат не клинил.
..

Как в сравнительном порядке пободались две «десятки»…

Сын, порулив на моей «103 й «, срочно продал свою «Волгу «, возжелав что-то подобное. Я порекомендовал ему не «103 ю «, а «102 ю «модель. На трассе они мне почти не уступали, а дешевле тысяч на 10-15. Сам выбрал ему автомобиль голубоватого оттенка с простым впрыском, и довольно удачно. Двигатель работал гораздо мягче, чем у моей, отчего в салоне бы локомфортнее. Разгон ровный, без натуги. Но это субъективные ощущения. И решили мы с ним, когда обе красавицы прикатаются, погонять в укромном уголке. Выбираем километровый отрезок пути и стартуем. Сначала проходим дистанцию с первой передачи и последовательно включаем остальные. Старт с одной линии, затем на скорости 60 80 км/ч моя чуть-чуть уходит вперед, опередив в итоге на какие то 20 метров. При старте со второй передачи «102 я «даже вначале чуть поджала мою, и только опять на скорости 60 80 км/ч я сумел немного оторваться, вжав педаль акселератора до предела в коврик.

В итоге получил метров 10 преимущества на финише. Чтобы свести фактор личного опыта до минимума, меняемся автомобилями. Картина повторяется:»103 я «чуть-чуть впереди на предельных оборотах. Сын остался доволен своей, а я нет. Куда девалась двадцати-процентная прибавка в мощности у более современного двигателя моей «103 й «? За что я отдал лишние деньги, за которые можно купить еще один двигатель в запас?! Ясно, что в серьезной доводке под новый двигатель нуждается передаточное отношение КП, система выхлопа отработанных газов, новая конструкция крепления силового агрегата, вибрация которого особенно ощутима при движении задним ходом. Я писал уже о том, что на конвейере вазовцы очень щадяще настраивают блок электроники управления двигателем, но чтоб так снивелировать прибавку мощности этого я не ожидал. Вопросы, сплошные вопросы, а нужны ответы…
br>Второе ТО. Специалисты этой фирмы уже привыкли к моей тактике задавать вопросы. В этот раз я особо ощутил, что противоречия витают не только между потребителем и производителем. Они не менее остры между производителем и системой сервисного и гарантийного обслуживания ВАЗа. Простой пример — злополучный шланг системы охлаждения. Прошу мастера снять хомутик, в районе которого срезало шланг. Провожу пальцем по его внутренней поверхности и чуть не обрезаюсь до крови. Кромка остра, как бритва. Именно она надрезала шланг, а вибрация и температурные колебания довершили процесс разрушения. Сбегал я быстренько в магазин и купил все четыре хомутика от фирмы Norma, а снятые хочу послать в подарок директору ВАЗа по качеству. Пусть денечка три поносит на пальчике вместо обручального кольца! Бракованный хомутик тянет за собой не только неприятности в пути, замену шланга, но и, как правило, замену охлаждающей жидкости.
Кстати. Конструкторы ВАЗа! Вы ни разу не пробовали сливать из «103 й » кипящий тосол?! Попробуйте хоть остывший слить. Пробки слива на блоке и радиаторе расположены крайне неудобно. Каждый раз надо снимать защиту снизу моторного отсека, затем вместо пробки в блоке надо ввернуть в отверстие, извергающее горячий тосол, штуцер со шлангом. А чтобы открутить пробковый кран на радиаторе, руку надо изогнуть…в кости. Прежде чем слить таким образом тосол, мастер высыпал под машину два ведра опилок. А какими словами он вас поминал наша газета таких выражений не печатает
Представил рекламацию на явно бракованный сепаратор. Что, вы думаете, мне ответили? Технические службы ВАЗа прислали на свои СТО свеженькую депешу, смысл которой в том, что в случае обнаружения на автомобиле некачественного сепаратора брак устранять путем извлечения вентиляционной трубки оного из лонжеронов кузова!!! Гениально просто…и без затрат! Я до депеши это сделал, иначе бы уже не жил. Интересно, во время экологического пробега автомобилей ВАЗ 2112 от Москвы до Тольятти в те рекордные 4,2 литра на 100 км пути входят или не входят пары бензина, что сепаратор выбрасывает в атмосферу? Когда пары бензина впрыскиваются в салон, это становится проблемой потребителя и немного производителя, а когда они летят в атмосферу это чьи проблемы? Может, экологи оценят по достоинству «гениальность» специалистов ВАЗа?
На диагностике двигателя своей «103 й» я рассказал о соревновании с сыном и получил довольно весомые ответы. Во-первых, мне и сыну предложили загрузить в багажник мешков по пять картошки и опять посоревноваться. Во-вторых, мастер нажал несколько раз в пол педаль акселератора, а затем снял красивый экран с двигателя и на целый сантиметр подтянул трос газа, выбрав его слабину. Оказывается, из за этого, вдавливая до упора в коврик педаль, я не до конца открывал заслонку дросселя. А за экраном слабину троса не увидел…Теперь уже мастер более настоятельно советовал продолжить спор с сыном. Что ж! Сезон картофельный в самом разгаре..

На искушенного зрителя – дизайн от потребителя

Я немного поработал над внешним видом своей «103-й».Поставил решетку радиатора от одного из вари антов вазовского «тарзана»,на боковины и бамперы наклеил черные шероховатые под кирзу молдинги. Разделив пузатые боковины в пропорции 1:3,они придали автомобилю более стремительный и элегантный вид, а решетка радиатора некую агрессивность. Глядя на нее, вспоминаю, как австралийский рыбак у меня на глазах на спиннинг вытащил из океана маленькую акулу. Только он протянул руку, чтобы вытащить из ее пасти блесну, как та, изогнувшись, сверкая злобным глазом и набором острых зубов, рванула навстречу и чуть не оттяпала ему пальцы. Хоть и не совсем я доволен качеством навешенных прибамбасов, но от «обмылка » в дизайне «десятки » я почти ушел.

И на кой нам ляд…этот Женский взгляд!

Лето 2000 года выдалось донельзя дождливым. Традиционный отдых в лесной деревне с внуками встал под сомнение. На «десятке»и даже на самоделке туда не проехать. Пришлось забрать у дочери Toyota RAV4,а ей оставить «103-ю «. Видели бы вы, как неохотно она расставалась с «японкой».
Дорогие вазовские друзья! Понимаете ли вы необходимость приспособить хотя бы одну модель автомобиля для лучшей половины человечества? Видите ли вы, что большая часть курсантов автошкол это женщины всех возрастов? И они, научившись езде именно на «ВАЗах»,затем всеми путями, правдами и неправдами стремятся пересесть на иномарки с автоматической коробкой передач и гидроусилителем руля в первую очередь. Может, в ущерб тем же красивым выставочным картинкам концептов, проектов и прочего сделать, наконец, вазовский автомобиль для женщины? Или вам не нужен постоянный и пре данный потребитель? Однако даже после «Тойоты»дочь попривыкла к «103 -й».Пусть руль вместо гантелей, третья передача в КП вместо автоматической коробки в езде по городу, отчего не успеваю править диски колес. Так не хочется ей перед рельсами постоянно дрыгать длинноходовым рычагом коробки. Да и не женское это дело. Думал я, что по приезде из деревни она сразу отберет у меня «Тойоту».Но не тут то было. Она, бухгалтер по профессии, да и просто хозяйская душа, заметила, что стрелка датчика бензобака у «103 й «движется к нулю гораздо медленнее, чем у «японки «,а бензин не обязательно «95 й «.Накрутила по счетчику за два летних месяца восемь тысяч километров и продолжает дальше…А это значит, как я понимаю, надежда на вас, дорогой ВАЗ, еще жива..

Вместо эпилога о деньгах опять немного…

Наевшись деревенскими дорогами, моя RAV4 захромала на одну ногу. Зашумел, загудел подшипник ступицы заднего колеса. Круиз по магазинам выявил у меня легкий озноб и заикание цена этого подшипника колебалась в районе $170! В двадцать раз больше аналогичного вазовского…И тут мне стало стыдно! Стыдно за мое постоянное ворчание, недовольство и придирки к моей «103 й «.Ведь она мне, как жениху невеста, досталась за самый мизерный калым. И если бы кто то вывел формулу соотношения цены и потребительских качеств автомобилей, уверен :моя красавица в десятку «самых самых» попала бы. И черт с ними, с недоделками и не докрутками…Руки отечественного автолюбителя еще не отвыкли, а по рой и сами просятся к гаечному ключу и отвертке. И отучать его от этой привычки надо, но медленно, поэтапно, потихоньку. Резко удивлять нельзя, что и делает наш дорогой ВАЗ, вместе с которым мы, поклонники его автомобилей, и отмечаем тридцатилетний юбилей первого конвейерного автомобиля. Будем жить и дальше вместе.

Валерий Меньков «Биржа плюс авто «№41 от 11.10.2000 г. Публикуется с небольшими сокращениями по согласованию с редакцией.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ №43 (88),10-16 ноября 2000 года


Отзывы об опыте эксплуатации ядерных установок

Специальное руководство по безопасности

Серия норм безопасности МАГАТЭ, № SSG-50
Специальные руководства по безопасности

English STI/PUB/1805 ¦ 978-92-0-100918-0

45 страниц ¦ 2 цифры ¦ € 30,00 ¦ Дата публикации: 2018

Скачать PDF (1,62 МБ)

Цитируйте этот контент следующим образом:

МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ, Отзыв об опыте эксплуатации ядерных установок, Серия норм безопасности МАГАТЭ, № SSG-50, МАГАТЭ, Вена (2018 г.)

Загрузить в:
EndNote BibTeX
*использовать BibTeX для Zotero

Получить сведения о цитировании

Описание

Надежная программа обучения эксплуатации предотвращает или сводит к минимуму риск будущих событий, извлекая уроки из уже произошедших событий. В настоящем Руководстве по безопасности содержатся рекомендации по разработке, внедрению, оценке и постоянному совершенствованию программы опыта эксплуатации ядерных установок. Публикация в первую очередь предназначена для эксплуатирующих организаций и регулирующих органов, ответственных за ядерные установки, и описывает их роли и обязанности в общей программе опыта эксплуатации. Однако эта публикация актуальна и для других организаций, занимающихся проектированием, строительством, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации ядерных установок, включая организации технической поддержки, компании-поставщики, научно-исследовательские учреждения и университеты.

Дополнительная информация о повторном использовании материалов, охраняемых авторским правом МАГАТЭ, .

Ключевые слова

Нормы безопасности МАГАТЭ, Атомные электростанции, Атомная промышленность, Меры безопасности, Атомная техника, Ядерные установки, Аварии, Опыт эксплуатации, Регулирующие органы, Роли и обязанности, Проектирование, Строительство, Ввод в эксплуатацию, Эксплуатация, Вывод из эксплуатации, Эксплуатирующие организации, Ядерный топливный цикл, Управление Система, Отчетность, Скрининг, Расследование, Обзор, Документация, Добыча, Уран, Ториевые руды, Установки для утилизации, Документация, Обратная связь

Related publications

2023

Design Basis Reconstitution for Long Term Operation of Nuclear Power Plants

2022

Maintenance, Testing, Surveillance and Inspection in Nuclear Power Plants

2022

CRAFT

2022

Поддержание высокого качества эксплуатации атомных электростанций

2022

Передовой опыт реконструкции тяжеловодных реакторов под давлением

2022

Проведение операций на атомных электростанциях

2022

Рекрутирование, квалификация и подготовка персонала для атомных электростанций

2022

Операционные ограничения и условия и процедуры операционной электростанции для ядерных электростанций.

2022

Модификации атомных электростанций

2022

Эксплуатирующая организация атомных электростанций

2022

Безопасность при использовании и модификации исследований реакторов

2022

Моделирование и моделирование исходного термина для быстрого реактора с гипотетической аварией. для исследовательских реакторов и подготовки отчета по анализу безопасности

2022

Регулирующий надзор за управлением старением и программой долгосрочной эксплуатации атомных электростанций

2022

Управление старением и долгосрочная эксплуатация атомных электростанций: управление данными, обстановка областей, программы завода и документация

2021

Квалификация оборудования для ядерных инсталляций

2021

9000

. Методические указания

2021

Система сейсмических приборов и их использование при принятии решений после землетрясения на атомных электростанциях

Заказ на месте

Воспользуйтесь следующими ссылками для получения актуального списка дистрибьюторов МАГАТЭ:

Распространители публикаций МАГАТЭ

Как получить доступ к электронным книгам МАГАТЭ

Заказы и запросы информации также можно направлять по адресу:

Отдел маркетинга и продаж
Международное агентство по атомной энергии
Венский международный центр
PO Box 100, A-1400 Вена,
Австрия

Тел. : +43 1 2600 22529, +43 1 2600 22530
Факс: +43 1 2600 29302
Электронная почта: [email protected]

Скачать бланк заказа

Принцип работы системы охлаждения ВАЗ 2115. Система охлаждения

Система охлаждения ВАЗ-2115 не самая сложная часть автомобиля, но очень важная. Трудности могут подстерегать в самый неподходящий момент – в пути. Проверить и даже устранить большинство дефектов системы охлаждения ВАЗ-2115 можно хоть в гараже (до которого еще нужно добраться), хоть в чистом поле.

  1. При появлении дефектов в системе охлаждения съезжаем с дороги и глушим двигатель.
  2. Откройте капот и внимательно осмотрите моторный отсек. Если вырывается пар, определяем конкретное место. Осматриваем мотор, проверяем расширительный бачок на положение уровня охлаждающей воды. За одно определяем состояние термостата, радиатора, резиновых шлангов в системе охлаждения двигателя.
  3. Невозможно сразу открутить пробку после остановки расширительного бачка двигателя. В системе охлаждения жидкость находится под огромным давлением. Когда откручиваем пробку, давление резко падает, и по законам физики охлаждающая жидкость закипает. Естественно, его брызги могут привести к ожогам рук и лица. Если есть острая необходимость открутить пробку расширительного бачка на еще не остывшем двигателе, нужно положить сверху какую-нибудь плотную ткань и только потом медленно откручивать пробку.
  4. Не поленимся заглянуть под панель приборов ВАЗ-2115. Под ним могут быть обнаружены потеки охлаждающей воды, просачивающиеся из крана отопителя или радиатора. Если протечки охлаждающей воды вызваны обрывом шланга, его можно временно заклеить липкой лентой (изолентой, изолентой).
  5. Еще больше проблем, если утечка идет из отопителя, радиатора или термостата. По ходу сложно убрать. В этой ситуации рекомендуется долить воду в систему охлаждения и следить за показаниями температуры во время движения. По мере необходимости уровень в системе охлаждения придется время от времени восстанавливать. Обратите внимание, что если вы длительное время будете использовать воду вместо антифриза, это, скорее всего, спровоцирует образование накипи в системе охлаждения ВАЗ-2115. В результате ухудшится охлаждение, а моторесурс снизится. Поэтому после аварийной поездки обязательно устраните течь, слейте разбавленную водой жидкость, промойте систему и залейте свежую охлаждающую жидкость. Самое принципиальное условие — запрещается доливать холодную воду в перегретый двигатель! Мотор должен охлаждаться не менее получаса при открытом капоте.
  6. Если неисправна система охлаждения ВАЗ 2115, и утечек охлаждающей воды не наблюдается, проверяем целостность предохранителя №5 (на 20А). Выполняет функцию принудительной защиты цепи бортового питания в электровентиляторе системы охлаждения. Предохранитель находится в монтажном блоке, расположенном в моторном отсеке. Если после замены предохранителя электродвигатель заработает, поездку можно продолжить.
  7. Если после замены предохранителя не работает электродвигатель, проведем дополнительную диагностику. Возьмите два дополнительных провода и подайте питание на электродвигатель напрямую от аккумулятора. Обратите внимание, что провода должны быть изолированы и надежно закреплены. Короткие замыкания между проводами не допускаются! Обязательно обращаем внимание на полярность подключения: электродвигатель должен вращаться таким образом, чтобы вентилятор нагнетал воздух на двигатель через радиатор, а направления входящего (проходящего) воздушного потока и воздушного потока, образуемого вентилятор совпадают.
  8. Если после этих манипуляций заработал электродвигатель, то неисправна проводка системы охлаждения или реле включения вентилятора. Реле находится под накладкой с правой боковой консоли панели приборов ВАЗ 2115. Если двигатель глухой, вероятна неисправность самого электродвигателя или проводки. К сожалению, ни электродвигатель, ни реле ремонту не подлежат и потребуют замены.
  9. Двигатель также может перегреваться при выходе из строя термостата. Этот узел регулирует подачу воды через систему охлаждения либо в обход радиатора (для ускорения прогрева холодного двигателя), либо через радиатор. Проверить термостат несложно: на прогретом двигателе ощупываем нижний шланг, соединяющий радиатор и двигатель. Если шланг холодный, термостат, скорее всего, неисправен, так как через радиатор не циркулирует охлаждающая вода.

Белый дым из выхлопной трубы-газы попали в систему охлаждения Устройство системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Поиск и устранение неисправностей системы охлаждения вашего автомобиля Двигатель постоянно греется: причины, устранение неполадок


2,75. Система охлаждения: 1 — пробка расширительного бачка; 2 — расширительный бачок; 3 — шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 4 — шланг от радиатора к расширительному бачку; 5 — выпускной шланг радиатора; 6 – левый бачок радиатора; 7- алюминиевые трубки радиатора; 8 — заглушка; 9– правый бачок радиатора; десятка — сливная пробка; 11 – сердцевина радиатора; 12 — кожух электровентилятора; 13 — крыльчатка электровентилятора; 14 — электродвигатель; пятнадцать — зубчатый шкив насоса; 16 — рабочее колесо насоса; 17- зубчатый ремень привода распределительного вала; 18 — блок двигателя; 19 — подводящий патрубок насоса; 20 — подводящий шланг радиатора; 21 — отводящий шланг радиатора отопителя; 22 — шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 23 — выпускной патрубок; 24 — заправочный шланг; 25 — подводящий шланг радиатора отопителя; 26 — термостат; 27 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 — датчик указателя уровня охлаждающей жидкости

Система охлаждения по сравнению с другими системами автомобиля требует наименьшего внимания. Обслуживание системы охлаждения сводится к периодической проверке уровня охлаждающей жидкости. Также необходимо периодически осматривать двигатель на наличие признаков утечки охлаждающей жидкости и проверять состояние шлангов системы охлаждения и приводных ремней вентиляторов.

ВНИМАНИЕ

Уровень охлаждающей жидкости следует проверять только при холодном двигателе. Если снять герметичную пробку с радиатора горячего двигателя, то давление в системе охлаждения упадет, при этом температура охлаждающей жидкости в этот момент может быть выше температуры ее кипения при нормальном атмосферном давлении. Снять герметизирующую пробку в этих условиях означает сбросить давление в системе охлаждения до атмосферного — в результате охлаждающая жидкость моментально закипит. Пары кипящей жидкости будут вырываться из горловины радиатора, разбрызгиваясь во все стороны. Мало того, что часть охлаждающей жидкости будет потеряна, так еще и нагретая до высокой температуры охлаждающая жидкость, вытекающая из горловины радиатора, может привести к травмам или ожогам.

Охлаждающая жидкость периодически заменяется.

Система охлаждения двигателя далеко не самый второстепенный элемент, отвечающий за нормальное функционирование автомобиля. Проблемы, связанные с нормальным охлаждением мотора, интересуют любого автовладельца. Именно об этом, и о том, как можно улучшить работу этого элемента автомобиля, мы и поговорим в нашей статье.

Недостатки базовой системы охлаждения

Основной причиной, по которой очень часто требуется доработка системы охлаждения ВАЗ 2114, является неравномерная работа самой этой системы. Так вот, при включенной печке прогрев салона хоть и происходит очень медленно (особенно при запуске автомобиля после стоянки с выключенным двигателем), но все же происходит. Но, когда система достигает 80 С, нагрев резко прекращается и происходит охлаждение.


Обратная ситуация бывает и летом, когда работа вентилятора показывает себя совершенно неудовлетворительно, а находиться в машине крайне сложно (если не установлен дополнительный кондиционер).

Все эти недостатки вызваны несовершенством самой системы охлаждения, и о том, как их исправить, мы поговорим ниже.

Зачем нужен апгрейд

Сразу стоит отметить, что переделка системы охлаждения ВАЗ 2114 не является обязательным условием для нормальной эксплуатации автомобиля.

Его основная цель — добиться максимального комфорта в салоне автомобиля как в жаркую, так и в морозную погоду. Он поможет избежать чрезмерной жары или холода внутри автомобиля и избавиться от резких перепадов температур (характерных, кстати, для всех остальных автомобилей от АвтоВАЗа — ведь у них у всех система охлаждения построена по одному общему принципу).


Наиболее вероятной причиной плохой работы системы многие считают радиатор, который действительно не отличается высокой пропускной способностью, другие грешат на помпу (а в некоторых случаях она действительно виновата).

Но, как показали серьезные исследования, основной причиной плохой работы системы охлаждения является ее термостат. Ведь именно эта деталь отвечает за равномерный нагрев воды и ее защиту от чрезмерного нагрева или замерзания.

Доработка системы включения термостата по приведенной ниже схеме поможет избежать таких неприятностей как:

  1. Длительный прогрев салона после стоянки.
  2. Колебания температуры во время вождения.
  3. Плохое охлаждение в летнюю жару.
  4. Неравномерный обогрев салона.

Как сделать апгрейд системы

Самая простая схема доработки системы охлаждения ВАЗ 2114 это замена патрубка отходящего от печки и патрубка отходящего от расширительного бачка. Благодаря такой простой и быстрой модернизации происходит следующее: мотор автомобиля во время своей работы нагревает охлаждающую жидкость, которая затем поступает в термостат.

От термостата часть охлаждающей жидкости поступает в печку, а другая часть поступает в помпу и оттуда в двигатель (проходит малый круг). Часть жидкости, поступившей в печь, отдает часть тепла и в несколько остывшем виде снова поступает в термостат.


Термостат смешивает охлаждающую жидкость, поступающую от печки, с нагретой жидкостью, поступающей от двигателя. В результате этого снижается общая температура жидкости (из-за остывшего теплоносителя из печки) и клапан не открывается. Благодаря этому клапан термостата откроется только тогда, когда вся жидкость в нем будет иметь температуру +85 С.

Как видите, циркуляция жидкости и ее температура в системе станут гораздо более равномерными и не будут иметь резких перепадов, как при использовании «классической» схемы, установленной с завода.

Для такой схемы необходимо установить термостат с 6 отверстиями («новый образец»). Если по какой-либо причине стоит термостат с 5 отверстиями, то его следует заменить на указанный.

При подготовке к выполнению тюнинга системы охлаждения ВАЗ 2114 по приведенной схеме следует помнить, что при замене патрубков местами не подойдет их длина — один будет длиннее, а другой короче. Именно поэтому для выполнения требуемой процедуры потребуется приобрести новые трубы и подогнать их по длине или изготовить самостоятельно.

Для всей этой процедуры вам понадобится минимум инструментов:

  • крестовая отвертка;
  • плоскогубцы;

Перед демонтажом форсунок подложите под них тряпку во избежание проливания охлаждающей жидкости.


При фиксации патрубков хомутами важно не прилагать чрезмерных усилий. Чрезмерная затяжка может вскоре привести к разрушению материала сопла.

Модернизируя систему охлаждения таким образом, можно добиться следующих результатов:

  1. Даже в самые сильные морозы в салоне будет тепло (за счет более равномерной циркуляции жидкости и повышения КПД печки в среднем на 20%.
  2. В летнюю жару салон охлаждение будет почти в 2 раза эффективнее (ведь скорость циркуляции жидкости увеличится более чем в 2 раза).
  3. Работа двигателя автомобиля станет более равномерной и плавной, «провалы», характерные для ВАЗ (и др. отечественные автомобили) исчезнет.

Помимо всего этого показания датчиков температуры теперь будут показывать истинную температуру, которая в точности соответствует температуре в системе.

Как видите, очень простая и быстрая (сама замена может быть произведена за несколько минут) процедура помогает решить сразу ряд серьезных проблем. Также стоит отметить, что подобный тюнинг можно выполнить не только на 2114, но и на других автомобилях ВАЗ.

Полезное видео

Дополнительную информацию по данной теме вы можете узнать из видео ниже:

4.17. Система охлаждения двигателя: 1 – пробка расширительного бачка; 2 — расширительный бачок; 3 — шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 4 — шланг от радиатора к расширительному бачку; 5 — выпускной шланг радиатора; 6 – левый бачок радиатора; 7 — алюминиевые трубки радиатора; 8 — заглушка; 9 – правый бачок радиатора; 10 — сливная пробка; 11 – сердцевина радиатора; 12 — кожух электровентилятора; 13 — крыльчатка электровентилятора; 14 — электродвигатель; 15 – зубчатый шкив насоса; 16 — рабочее колесо насоса; 17 – зубчатый ремень привода распределительного вала; 18 — блок двигателя; 19- входной патрубок насоса; 20 — подводящий шланг радиатора; 21 — отводящий шланг радиатора отопителя; 22 — шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 23 — выпускной патрубок; 24 — заправочный шланг; 25 — подводящий шланг радиатора отопителя; 26 — термостат; 27 — датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем

Система охлаждения (рис. 4.17) жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, с расширительным бачком 2, в котором установлен датчик указателя уровня охлаждающей жидкости для бортовой системы управления.

Насос охлаждающей жидкости центробежного типа приводится в действие зубчатым ремнем 17 привода механизма газораспределения.

Электровентилятор снабжен пластмассовой четырехлопастной крыльчаткой 13, закрепленной на валу двигателя 14, которая включается и выключается контроллером.

Термостат 26 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной и дополнительный вентиль. Начало открытия главного клапана при температуре охлаждающей жидкости (85±2)°С, ход главного клапана при достижении температуры охлаждающей жидкости 102°С — не менее 8 мм.

Радиатор трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с пластиковыми бачками 6 и 9. Радиатор двухходовой с перегородкой в ​​левом бачке. Охлаждающая жидкость заливается через заливную горловину расширительного бачка 2, в пробке 1 расширительного бачка имеются впускной и выпускной клапаны. Давление открытия выпускного клапана 110–150 кПа (1,1–1,5 кгс/см 2 ), впускного клапана 3–13 кПа (0,03–0,13 кгс/см 2 ).

Система охлаждения заправлена ​​охлаждающей жидкостью Тосол-А40М.

Расположение элементов системы охлаждения в моторном отсеке: 1 — шланг от радиатора к расширительному бачку; 2 — выпускной шланг радиатора; 3 — подводящий шланг к радиатору; 4 — радиатор; 5 — термостат; 6 — шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу; 7 — шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла; 8 — датчик уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке; 9 — расширительный бачок; 10 – пробка расширительного бачка; 11 — кожух с вентилятором

После сильного прогрева двигателя ВАЗ-2115 повышается вероятность его полного сгорания. Чтобы этого не произошло, необходимо постоянно следить за системой охлаждения. Новички считают, что механизм впрыска не требует регулирования, но это не так – для двигателя ВАЗ-2115 инжектор ничего не меняет.

Уметь самостоятельно обслуживать систему охлаждения, исправлять дефекты и поломки — значит экономить определенную сумму денег и времени. Какие факторы необходимо контролировать при устройстве системы охлаждения ВАЗ-2115?

  1. Правильная работа всех компонентов.
  2. Степень герметичности.

Если есть хотя бы одна из перечисленных выше проблем, пора приступать к ремонту. Затягивать с ремонтными работами не стоит – двигатель слишком дорог, чтобы экспериментировать с ним, не говоря уже о том, чтобы ждать, пока он сгорит.

Принцип работы системы охлаждения ВАЗ-2115

На ВАЗ-2115 такая же система охлаждения, как и на других автомобилях инжекторного типа. Принцип действия основан на теплообмене, который происходит с помощью жидкости. Последнее может быть тосолом, охлаждающим тосолом, в крайнем случае водяным, хотя последний вариант специалисты использовать не рекомендуют.

Схема системы охлаждения, встроенная в ВАЗ-2115, состоит из следующих основных узлов, указанных на фото:

  • электродвигатель;
  • насос
  • – обеспечивает движение залитой жидкости по всей системе;
  • радиатор;
  • Термостат
  • – регулирует деятельность всех компонентов конструкции.

Циркуляция по трубам теплоносителя обеспечивается центробежным насосным устройством. Включение и выключение датчика зависит от значений, которые показывает датчик.

Имеет значение и имеющийся в ВАЗ-2115 температурный режим. Если показатели превышают установленные 87 градусов, происходит следующее:

  • клапан термостата срабатывает и открывается;
  • охлаждающая жидкость поступает в большой циркуляционный круг, предполагающий прохождение по трубам через двигатель и охлаждение последнего;
  • в работу вступает вентилятор, он начинает подавать поток воздуха на решетку радиатора, а это способствует снижению температуры.

Среди всех компонентов системы охлаждения специалисты называют самый главный, без которого весь механизм не мог бы нормально работать – это клапан, идущий от термостата. Изделие состоит из технического воска, деформирующегося при определенных температурах. Так обеспечивается объем подачи теплоносителя, регулируется интенсивность охлаждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *