Этикетка трансмиссионного масла: свойства, обозначения
Обозначение трансмиссионных масел СНГ включает буквенный индекс ТМ – масло трансмиссионное. Следующая за ним цифра – группа масла по эксплуатационным свойствам и последняя цифра – класс вязкости.
Скажем, ТМ-5-18 – масло трансмиссионное, 5-й группы по эксплуатационным свойствам, класс вязкости 18. Популярное трансмиссионное масло ТАД-17И, в соответствии с ГОСТ 17479.2-85 обозначается ТМ-5-18.
На этикетке импортного трансмиссионного масла указывается:
- Название фирмы-изготовителя
- Марка масла (наименование масла)
- Группа качества по классификации API (GL-1 – GL-5)
- Маркировка по SAE
- Основа масла: синтетическое, полусинтетическое, минеральное
- Номер или индекс партии масла
- Дата изготовления
Масла SAE 75W SAE 80W и SAE 84W являются зимними; масла SAE 90, SAE140 – летние; SAE 250 – тропическое и для особо тяжелых условий работы.
Всесезонные масла имеют маркировку: SAE 80W-90; SAE 80W-140; SAE 85W-140. Масла с повышенными противозадирными свойствами в маркировке после числовых значений имеют индексы ЕР или HD.
Трансмиссионные масла для автоматических коробок передач не имеют своей классификации по API.
Их уровни качества и вязкостные свойства часто описывают по системам ведущих автомобильных фирм, например, General Motor и FORD. Для автомобилей, предназначенных для Европейского рынка, как правило, рекомендуются масла с обозначением «Dexron».
При выборе трансмиссионного масла прежде всего руководствуйтесь инструкцией по эксплуатации, в которой для вашего автомобиля могут быть рекомендованы конкретные марки трансмиссионных масел.
Если по тем или иным причинам вам предстоит самим решить, какое масло использовать, руководствуйтесь следующим. Для иномарок выпуска 1984-1990 годов с гипоидными передачами следует применять фирменные масла групп GL-4, GL-5; для машин выпуска до 1984 года подойдут и лицензионные масла группы GL-4.
Если коробка передач и главная передача автомобиля выпуска 80-х годов состоит из цилиндрических шестерен (например, переднеприводных автомобилей с поперечным расположением двигателя), то можно остановиться на маслах группы GL-4 или лицензионных маслах групп GL-4, GL-5.
Выбор импортного масла по основе целиком зависит от выделенных на покупку средств. Конечно, синтетика – это наилучший выбор во всех случаях, но роскошь.
Полусинтетическое масло для автомобиля выпуска 90-х годов наиболее удачный компромисс между ценой и качеством.
Современные трансмиссионные масла на минеральной основе могут находиться в картерах агрегатов без замены 20-60 тысяч километров. Долговечность синтетических и полусинтетических масел в 2-2,5 раза больше. Периодичность замены трансмиссионного масла существенно зависит от конструкции агрегата.
В номенклатуре трансмиссионных масел имеются масла, разработанные специально по заказам ведущих автомобилестроительных фирм. В них учтена специфика конструкции агрегатов и технологии производства зубчатых колес. Покупка трансмиссионного масла сопряжена с теми же проблемами, что и покупка моторного масла.
Была ли полезна статья?
Рейтинг: 0 ( оценок)
Классификация трансмиссионных масел и их обозначение
Существует несколько классификаций трансмиссионных масел, которые разработаны в разных странах и учитывают разные критерии. Рассмотрим каждую из них подробнее.
В России классификация трансмиссионных жидкостей базируется еще на советских ГОСТах. Основным документом для систематизации смазочных материалов является ГОСТ 17479.2-85. Стандарт разделяет масла по двум критериям: уровню эксплуатационных свойств и вязкости.
По качественному параметру жидкости российского производства относятся к одной из пяти групп – они обозначаются цифрами от 1 до 5. Масла первой группы самые простые, не содержат присадок. В состав жидкостей следующих 4-х категорий входят различные добавки. Универсальные смазочные вещества для трансмиссий входят в 5-ю группу.
По вязкости российские трансмиссионные масла делятся на 4 категории: 9, 12, 18 и 34. Чем больше число, тем выше вязкость.
Маркировка жидкости по ГОСТу выглядит, к примеру, следующим образом: ТМ-3-18, ТМ-2-9. Буквами обозначается название продукта (трансмиссионное масло), первая цифра указывает на его принадлежность к определенной группе качества, вторая – на категорию вязкости.
Изображение взято с сайта https://www.vseinstrumenti.ru
Сегодня отечественную (советскую) классификацию практически вытеснили зарубежные стандарты, которые систематизируют большой спектр импортных масел для узлов трансмиссии. Поэтому даже если на продукте от российского производителя указана гостовская маркировка ТМ, то рядом обязательно присутствуют и другие обозначения.
Американское сообщество автомобильных инженеров (SAE) делит трансмиссионные масла, аналогично моторным, в зависимости от высоко- и низкотемпературной вязкости.
Согласно классификации SAE все трансмиссионные жидкости подразделяются на летние (80, 85, 90, 140 и 260) и зимние (70W, 75W, 80W и 85W). Современные масла в подавляющем большинстве случаев имеют сдвоенный индекс (например, 80W-90), который указывает на то, что они всесезонные.
Летний индекс определяет кинематическую вязкость масла при температуре 100 °C. Чем больше числовое значение, тем более густое масло. Однако есть один нюанс. На самом деле до 100 °C коробки практически никогда не разогреваются. Летом средняя температура масла в КПП колеблется в пределах 70-80 °C. Поэтому в рабочем диапазоне температур смазка будет значительно более вязкой, чем указано в стандарте.
Низкотемпературная вязкость определяет минимальную температуру, при которой динамическая вязкость не упадет ниже 150 000 сСп.
Изображение взято с сайта https://www.wildberries.ru
В соответствие с классификацией Американского института нефти (API) трансмиссионные масла подразделяются на 5 групп исходя из назначения, качества и эксплуатационных свойств.
Также данная система учитывает условия применения жидкостей, содержание в них противозадирных и противоизносных присадок.
Можно сказать, что именно класс по API определяет характер «поведения» масла в той или иной паре трения и его защитные свойства в целом.
Согласно API все трансмиссионные жидкости подразделяются на 6 классов – от GL-1 до GL-6. Первые два сегодня безнадежно устарели, и найти такие масла в продаже уже невозможно. Коротко рассмотрим оставшиеся 4.
Жидкости класса GL-3, которые имеют преимущественно минеральную основу, предназначены для работы в условиях средних нагрузок. Они содержат до 2,7% противозадирных присадок и подходят для большинства типов ненагруженных передач (кроме гипоидных).
GL-4 – более совершенные масла, обогащенные противозадирными присадками (до 4 %). Они могут применяться во всех типах зубчатых передач, работающих при средних и тяжелых нагрузках. Жидкости класса GL-4 подходят для гипоидных передач, синхронизированных и несинхронизированных КПП грузового и легкового транспорта, раздаточных коробок, ведущих мостов и других узлов трансмиссии.
Масла GL-5 создаются на высокоочищенной базе с добавлением до 6,5 % эффективных присадок. Они обладают увеличенным сроком службы и усиленными защитными свойствами, способны переносить высокие контактные нагрузки. Сфера применения этих жидкостей аналогична маслам GL-4, но с одной оговоркой: для синхронизированных коробок должно быть подтверждение автопроизводителя на допуск к использованию.
Изображение взято с сайта https://market.yandex.ru
Составы GL-6 предназначены для узлов трансмиссии с гипоидными передачами, в которых есть значительное смещение осей (нагрузка на пятна контакта повышена за счет увеличения относительного проскальзывания зубьев под высоким давлением).
В отдельную категорию выделены масла API MT-1. Они предназначены для КПП автобусов и тягачей, испытывающих экстремальные нагрузки и систематический перегрев. По составу присадок они наиболее близки к GL-5.
Жидкости для автоматических коробок передач (АКПП) необходимо рассматривать отдельно. Они имеют собственную стандартизацию ATF. Чтобы выделить данные вещества из общей массы, их окрашивают в заметный цвет – чаще всего в красный. Смешивать масла для АКПП с другими жидкостями крайне не рекомендуется.
На сегодняшний день не существует общей международной классификации жидкостей для автоматических коробок передач. Ведущие автопроизводители выдвигают собственные требования к данным материалом. Наиболее известную спецификацию – DEXRON – разработала компания General Motors. Рядом с буквенным обозначением указывается римская цифра от I до IV. Чем больше цифра, тем шире сфера применения масла.
У автоконцерна Ford жидкости для «автоматов» маркируются обозначением Mercon.
Изображение взято с сайта https://market.yandex.ru
При выборе смазочного материала для трансмиссии необходимо отталкиваться от рекомендаций автопроизводителя.
Применение жидкости более низкой категории недопустимо, т. к. может привести к поломке коробки передач. Использование продукта более высокого класса, чем требуется, нецелесообразно – прежде всего, из экономических соображений.
В отсутствие специальных указаний следует придерживаться такого алгоритма:
- Для агрегатов, в которых нет гипоидных передач, можно применять смазочные материалы класса API GL-3
- Для редукторов с гипоидными вариантами зацепления необходимо использовать масла высшей категории API GL-5
- В общих случаях ведущие мосты легковых автомобилей требуют жидкостей пятой категории, а механические КПП – четвертой
Смазочные составы для КПП имеют свой срок хранения, в течение которого они гарантированно остаются пригодными к использованию. Обычно этот период составляет 3-5 лет. По истечении указанного времени присадки, содержащиеся в жидкостях, теряют свои свойства. Именно поэтому просроченные масло перестают отвечать необходимым требованиям.
Стоит отметить, что 3-5 лет – норма хранения трансмиссионной жидкости в невскрытой таре. Если емкость откупорена, этот срок может уменьшиться.
Для поддержания качества масла в открытой упаковке следует придерживаться ряда правил:
- Не допускать перепадов температур (оптимальный режим – не более +20 °С)
- Обеспечить хорошую проветриваемость в помещении и отсутствие прямых солнечных лучей
- Не переливать смазочный материал в другую тару, а хранить его в заводской канистре с плотно закрытой крышкой
- Не замораживать масло ни при каких обстоятельствах.
При соблюдении этих условий трансмиссионная жидкость будет храниться весь заявленный срок.
Некоторые автолюбители «оживляют» просроченное масло специальными присадками. Однако специалисты не рекомендуют этого делать, так как в жидкости могут остаться «живые» присадки, и при таком смешении их количество изменится. В результате масло уже не будет отвечать необходимым нормам. Кроме того, новые компоненты могут вступить в химическую реакцию со старыми, что приведет к непредсказуемым последствиям.
Многие ошибочно считают, что изменение цвета «трансмиссионки» – признак ее непригодности. Это не всегда так. Дело в том, что в процессе производства главным параметром являются смазывающие характеристики состава, поэтому некоторое отклонение в цвете или запахе допустимо. Однако если внешние изменения коснулись не только цвета, но и консистенции жидкости (например, появился темный кристаллический осадок, мутность), то масло заливать уже нельзя.
Также стоит сказать, что хранение трансмиссионной жидкости в бочке и непосредственно в коробке передач – это две разные вещи. Во втором случае масло находится в постоянном контакте с окружающей средой. В результате оно окисляется, в системе появляются различные отложения.
В связи с этим, даже если вы залили жидкость в КПП нового автомобиля, это не означает, что менять его нужно будет только через 5 лет. В реальности все зависит от условий эксплуатации транспортного средства.
Специалисты рекомендуют обновлять трансмиссионное масло каждые 70 000 км пробега, а в сложных режимах работы коробки передач делать это еще чаще – каждые 25 000 км.
Классы обслуживания автомобильных трансмиссионных масел
- Печать
Твитнуть
Корпорация Нория
Обозначения обслуживания Американского института нефти (API) основаны на типе обслуживания, в котором будут использоваться компоненты. Обозначения используются производителями для выбора смазочных материалов для конкретных типов передач и условий эксплуатации.
Система классификации API не предпринимает попыток классифицировать редукторные масла по физическим свойствам или результатам испытаний. В нем также признается, что некоторые смазочные материалы подходят для широкого диапазона условий эксплуатации и могут быть рекомендованы для более чем одного назначения.
Хотя обозначения API могут быть очень полезными при даче общих рекомендаций, всегда следует обращаться к рекомендациям производителя, чтобы убедиться, что рассматриваемый смазочный материал не запрещен этим производителем. Ниже приведены классификации автомобильных трансмиссионных масел:
API-GL-1
Обозначает тип эксплуатационных характеристик автомобильных осей со спиральными коническими и червячными передачами, а также некоторых ручных трансмиссий, работающих в таких мягких условиях низких удельных давлений и скоростей скольжения, при которых можно удовлетворительно использовать прямое минеральное масло.
Ингибиторы окисления и коррозии, пеногасители и депрессорные присадки могут использоваться для улучшения характеристик смазочных материалов для этой службы. Модификаторы трения и противозадирные присадки (EP) не используются. Это обозначение рекомендуется для использования в некоторых механических коробках передач грузовых автомобилей.
API-GL-2
Относится к типу эксплуатационных характеристик мостов с червячной передачей автомобильного типа, работающих за пределами GL-1. Он может содержать противоизносные и очень мягкие противозадирные присадки и обычно включает жирные присадки для червячных передач. Это служебное обозначение устарело.
API-GL-3
Описывает тип эксплуатационной характеристики механических коробок передач и винтовых конических мостов, работающих в умеренно тяжелых условиях скорости и нагрузки выше GL-2, но ниже GL-4. Он может содержать легкие противозадирные присадки, но не предназначен для гипоидного зацепления. Это служебное обозначение устарело.
API-GL-4
Относится к типу эксплуатационных характеристик зубчатых передач, в частности гипоидных передач, работающих при некритических, умеренных скоростях, ударных нагрузках; высокая скорость, низкий крутящий момент; и низкая скорость, условия высокого крутящего момента.
API-GL-5
Обозначает тип эксплуатационных характеристик зубчатых передач, в частности гипоидных передач легковых автомобилей и другой автомобильной техники, работающей в условиях высоких скоростей, ударных нагрузок; высокая скорость, низкий крутящий момент; и низкая скорость, условия высокого крутящего момента. Это обозначение до сих пор широко используется для трансмиссионных масел с противозадирными присадками.
API-GL-6
Связано с маслами, которые уменьшают задиры шестерен в старых высокопроизводительных автомобилях. Это служебное обозначение устарело.
API-MT-1
Описывает масло с высокими противозадирными свойствами, предназначенное для некоторых несинхронизированных механических коробок передач грузовых автомобилей и автобусов.
Грузовики Mack и Volvo (а также другие) имеют свои собственные спецификации, учитывающие некоторые условия, выходящие за рамки GL-5. Это Mack GO-J+ и Volvo 97310, хотя эти цифры меняются каждые несколько лет.
АВТОМОБИЛЬНОЕ ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО: В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Автомобильные зубчатые передачи, например, в механических коробках передач и дифференциалах, имеют тенденцию к большому контакту металла с металлом, вызывая нагрев и трение, что приводит к износу и потенциальному отказу компонентов при неправильном обслуживании. Использование подходящего трансмиссионного масла для каждой области применения помогает защитить эти движущиеся части, уменьшая трение и отводя от них тепло.
Что такое шестерня?
Автомобильная шестерня представляет собой вращающийся зубчатый цилиндр, который входит в зацепление с другой зубчатой частью машины или шестерней и передает крутящий момент. Шестерни могут изменять крутящий момент, скорость и направление источника энергии и являются важным компонентом автомобильной трансмиссии. Зубчатые колеса бывают разных конструкций, таких как цилиндрические, косозубые, конические, червячные и гипоидные.
Чем отличается трансмиссионное масло от моторного масла?
Трансмиссионное масло — это смазка, используемая специально для автомобильных механических коробок передач, дифференциалов, коробок передач и раздаточных коробок. Это помогает трансмиссии работать плавно и защищает важные внутренние детали в системах передач автомобиля от износа и тепловых повреждений. Неадекватная смазка может привести к задирам, коррозии, задирам и точечной коррозии важных компонентов трансмиссии. Это ухудшение может поставить под угрозу работу автомобиля и в конечном итоге привести к дорогостоящему ремонту.
Трансмиссионное масло имеет более высокую вязкость, чем моторное масло. Он идентифицируется по классу производительности и вязкости. Общество автомобильных инженеров (SAE) публикует руководство по классификации вязкости (J306) для трансмиссионного масла, которое отличается от шкалы оценки моторного масла SAE (J300).
Классы эксплуатационных характеристик API для трансмиссионных масел. Нефтяной институт (API) для легковых автомобилей:
API GL-4 классифицирует смазочные материалы и масла для механических коробок передач легковых автомобилей и легких грузовиков, используемые в коробках передач тракторов и конечных передачах со спиральными коническими зубьями.
API GL-5 определяет гипоидные бортовые передачи легковых автомобилей, легких и тяжелых грузовиков и автобусов, в которых шестерни имеют большое скольжение.
Некоторым производителям автомобилей требуются смазочные материалы, отвечающие их собственным спецификациям. Mercedes-Benz, GM, Ford, Volvo и другие компании имеют спецификации для трансмиссионных смазочных материалов, которые должны использоваться в их оборудовании, особенно там, где предлагается специальная гарантия или расширенное обслуживание смазочных материалов.
Вязкость трансмиссионного масла
Существуют две распространенные вязкости трансмиссионного масла для легковых автомобилей.
75W-90
Трансмиссионное масло 75W-90 используется в условиях экстремального давления и может быть рекомендовано для самоблокирующихся дифференциалов и для использования в холодном климате. Обычно используются задние дифференциалы, некоторые бортовые передачи и мосты. Толстая масляная пленка, образуемая этим маслом, выдерживает высокие температуры.
80W-90
Трансмиссионное масло 80W-90 можно использовать в условиях экстремального давления и в качестве смазки для некоторых несинхронизированных механических коробок передач в большегрузных грузовиках или автобусах.
Сезонное трансмиссионное масло
SAE классифицирует редукторные масла, пригодные для работы при одной температуре, по моносортной шкале. Трансмиссионное масло, предназначенное для высоких температур окружающей среды, обозначается одним числом, например, SAE 50. Более высокие числа указывают на более вязкое масло.
Всесезонное трансмиссионное масло
Всесезонные редукторные масла содержат присадки, которые изменяют свою вязкость при различных рабочих температурах. Эти редукторные масла имеют рейтинг вязкости масла при низких и высоких температурах. Например, трансмиссионное масло SAE 80W-90 имеет низкотемпературный рейтинг 80 и высокотемпературный рейтинг 90. изготавливаются на нефтяной или минеральной основе и содержат ингибиторы ржавчины. Эти редукторные масла бывают двух разных классов: моносезонные и всесезонные. Сезонное трансмиссионное масло предназначено для использования при «нормальных» температурах, тогда как всесезонное трансмиссионное масло можно использовать при более высоких и более низких температурах. Трансмиссионные масла с защитой от ржавчины защищают и продлевают срок службы шестерен, работающих при более высоких температурах, и их лучше всего использовать в коробках передач с низкой нагрузкой.
Трансмиссионные масла с противозадирными свойствами
Трансмиссионные масла с противозадирными свойствами могут быть на синтетической или минеральной основе. Трансмиссионные масла EP обычно являются всесезонными и содержат противозадирные, ингибиторы коррозии и антипенные присадки. Эти присадки позволяют редукторному маслу EP защищать высоконагруженные зубчатые передачи. Высокое контактное давление поверхности зуба шестерни может привести к более быстрому износу шестерни. Редукторные масла с противозадирными присадками помогают продлить срок службы высоконагруженных зубчатых передач.
Kendall Special Limited-Slip Gear Lubricant
Наше противозадирное автомобильное трансмиссионное масло API GL-5, SAE 80W-90, специально разработанное для удовлетворения потребностей в смазке большинства задних мостов с ограниченным проскальзыванием. Он модифицирован с учетом трения, чтобы помочь устранить скачкообразную вибрацию, связанную с низкоскоростной работой дифференциалов повышенного трения с высоким крутящим моментом при поворотах некоторых легковых автомобилей и легких грузовиков.
Синтетические трансмиссионные масла
Синтетические трансмиссионные масла часто представляют собой всесезонные масла, в состав которых входят надежные химические присадки. Эти редукторные масла можно использовать при экстремально высоких или низких температурах. Они предотвращают ржавчину, вспенивание трансмиссионного масла внутри коробки передач и износ шестерен. Синтетические масла используются в коробках передач, которые работают в тяжелых условиях, таких как минусовая температура, экстремальная жара, влажный климат, пыльные или грязные условия.
SHP ® Syngear FE
Наше полностью синтетическое топливосберегающее автомобильное трансмиссионное масло нового поколения API GL-5, предназначенное для использования в мостах легковых и грузовых автомобилей с гипоидными передачами, работающих при экстремальных температурах или в тяжелых условиях вождения.