Лампа фары: Лампа-фара — Википедия – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Лампа-фара — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перегоревшая лампа-фара, сломанная, чтобы показать внутренности. При перегорании вся сборка (отражатель, лампа, линза) заменяется. Преимущество — хорошая центровка, абсолютная непроницаемость для грязи, влаги и т. п.

Лампа-фара — вид ламп, состоящих из отражателя и нити накала в единой сборке, на которой крепится крышка (линза) из прозрачного стекла. Первоначально в автомобильных фарах использовались небольшие лампочки и отражатели, закрытые рифлёной линзой для ослабления яркого света от нити накаливания. Крышку необходимо было изолировать прокладкой. Недостатки таких фар побудили к открытию устройства лампы-фары.

Если для головного освещения автомобиля применяется лампа-фара, то отражатель, линза и лампочка представляют собой цельный элемент, полностью заменяемый в случае перегорания. Объединение в одну конструкцию необходимо для направления лучей, чтобы соответствовать требованиям безопасности. После каждой замены фары требуется регулировка направления лучей. Лампы-фары появились в 1940 году в Соединённых Штатах и со следующего года стали обязательными до 1984 года; у машин, до и после этого промежутка, могло быть множество конфигураций фар. Ограниченная серия стандартных ламп-фар ограничивала возможности дизайна автомобиля. Дизайн современных фар делает возможным получить требуемый уровень освещённости со всё более компактными лампами.

Лампы-фары идут различных напряжений, самые частые: 6, 12, 28, 120 и 230 В. Посадочные огни взлётно-посадочных полос, которые также используются на открытых концертах и для освещения сцен, устанавливаются типа лампы-фары, так как имеют очень узкий луч распространения света.

Современные лампы-фары имеют дополнительную оболочку вокруг нити накаливания, в старых образцах её нет. Внутренняя оболочка содержит галоген для продления работоспособности нити накаливания и обеспечения большей освещённости при той же мощности; для того, чтобы это работало галоген должен быть заключён в области вокруг нити накаливания второй оболочкой, как правило из плавленного кварца, способного выдержать жар нити накаливания. Такие «галогеновые лампы-фары» появились в автомобилях США в 1978 году.

Лампы-фары часто используются при освещении сцен. Их обычный размер — алюминированный параболический отражатель 64 (Прожектор PAR 64). Также используется для освещения рок-концертов и наружного архитектурного освещения. PAR-лампы измеряются не в единицах СИ, а в единицах, равных 1/8 дюйма, так освещение PAR 64 — свет диаметром 8 дюймов (64 * 1/8 = 8). Оправа, в которую входит лампа-фара, называется «PAR-банками», так оправа PAR 64 — банка диаметром 8 дюймов.

Другие популярные размеры — PAR 56, PAR 38 и PAR 36.

По раскрытию луча различают обозначения: FL (с широким углом), SP (с небольшим углом), NSP (с малым углом), VNSP (с очень малым углом). Штампуются сзади отражателя.

Прожекторы PAR 64 обычно идут мощностью 250 Вт, 500 Вт или 1000 Ватт.

Фары, лампы, фонари — журнал За рулем

РЫНОК

ФАРЫ, ЛАМПЫ, ФОНАРИ

Покупая, не ошибись

И вновь на наших страницах очередной обзор приборов электрооборудования, подготовленный Антоном УТКИНЫМ.

В предыдущих были рассмотрены приборы систем электроснабжения, зажигания, пуска и коммутационная арматура. Сегодня речь — об автомобильной светотехнике.

Группы: 3711 — «Фары»; 3712 — «Подфарники и передние указатели поворотов»; 3713 — «Патроны ламп»; 3714 — «Плафоны»; 3715 — «Переносные и подкапотные лампы»; 3716 — «Задние фонари»; 3717 — «Фонари освещения номерного знака»; 3726 — «Указатели поворотов»; 3731 — «Указатели габаритов» и 3743 — «Противотуманные фары».

Приборы осветительной и светосигнальной арматуры, выпускаемые и выпускавшиеся ранее на территории бывшего СССР, могут нести эмблемы пяти заводов. Крупнейший и старейший — «Красный Октябрь» (ныне «Автосвет», Киржач, Владимирская обл.). Второй по величине — ВЗОА (ныне ОСВАР, Вязники, Владимирская обл.). Небольшой ассортимент задних фонарей и подфарников для автомобилей ВАЗа делает ДААЗ (Димитровград, Ульяновская обл.), известный своими карбюраторами. Гораздо реже попадается светотехника от АЭА (п. Сутиски, Винницкая обл.) и ОЗАТЭ (Владикавказ) — в основном их продукция идет на сельхозмашины и мотоциклы. Одно из немногих исключений — задние фонари «Таврии» с эмблемой АЭА.

Из импортной светотехники у нас наиболее известны изделия немецкой фирмы «ФЕР» (FER), с 1969 года поставлявшей фары на АЗЛК, а с 1976-го и на РАФ. Чешские блок-фары, которые бывшее объединение ПАЛ (PAL) несколько лет поставляло на комплектацию «таврий», до сих пор поступают в запчасти. Сейчас фары из Чехии ставят и на часть выпускаемых VAZ 2110. Прочие зарубежные производители светотехники чаще всего представлены на нашем рынке аксессуарами в виде дополнительных и противотуманных фар, причем не всегда должного качества (см. ЗР, 1997, № 9).

Поскольку работа световых приборов напрямую влияет на безопасность движения, производители обязаны обеспечивать их соответствие требованиям государственных и международных стандартов. Наша страна входит в Комитет по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии при ООН (ЕЭК ООН) и имеет право присваивать узлам и деталям транспортных средств международный знак официального утверждения. Номер страны, утвердившей соответствие данного прибора, ставят в круге рядом с буквой «Е». Например, 2 — Франция, 5 — Швеция, 22 — Россия и т. д. Кстати, большинство выпускаемых у нас приборов получили омологацию (официальное утверждение) в западных светотехнических лабораториях.

Взаимозаменяемость по маркам и моделям автомобилей для светотехники нетипична, поскольку новизна внешнего облика той или иной модели обычно предусматривает применение своих, оригинальных приборов. На иномарках такая взаимозаменяемость практически исключена, а некоторые случаи унификации на отечественных автомобилях приведены в табл. 1. Напротив, важнейший элемент световых приборов — лампы являются самыми унифицированными деталями в мировом автомобилестроении. Вот о них-то поговорим подробнее.

Лампы, поступающие на комплектацию световых приборов и в запчасти, выпускают специализированные предприятия — электроламповые заводы. Исключения составляют, пожалуй, только такие многопрофильные гиганты, как «Бош» и «Дженерал Электрик», производящие и приборы, и лампы к ним.

По мнению специалистов, качество ламп, поставляемых на «Автосвет», ОСВАР и в розничную торговлю, по пятибалльной шкале можно оценить так: «Филипс» (Philips, Голландия) — 5; «Осрам» (Osram, Германия) — 5; «Нарва» (Narva, Германия) — 5; «Тунгсрам» (Tungsram, Венгрия) — 5; «Дженерал Лайт» (General Light, Япония) — 5; «Тесла» (Tesla, Чехия) — 4; Уфимский завод «Свет» — 4; Саранское СПО «Светотехника» — 4; Брестский ЭЛЗ — 4; Сердобский ЭЛЗ — 3. (К сожалению, какая-то часть ламп отечественного производства изготавливается подпольно и не проходит выходной контроль. Процент брака в таких «теневых» партиях может быть много выше, чем в официальных.)

В отличие от бытовых электроламп (кстати, выпускаемых теми же заводами), автомобильные работают в условиях тряски и вибрации и, соответственно, имеют более прочные спирали (в них использован вольфрам другой марки). Цоколи с круглой дюймовой резьбой — большая редкость на лампах для подвижной техники — здесь применяются подпружиненные патроны или зажимы, исключающие выворачивание или разбалтывание крепления лампы.

На отечественных автомобилях лампы бывают четырех типов (см. фото). Фланцевые — имеют жесткий допуск на расположение спирали относительно фланца, а значит, позволяют размещать ее точно в фокусе отражателя оптического элемента или на нужном расстоянии от него. Если фланцевая лампа предназначена для фары головного света или прожектора, то ее спираль дальнего света либо компактно свернута, как бы приближаясь к идеальному точечному источнику света (лампа Н4), либо растянута вдоль оптической оси отражателя (лампа Н1). Если же она предназначена для прямоугольных противотуманных фар, то спираль может быть перпендикулярна оптической оси (лампа Н3).

Штифтовые лампы — самые массовые из автомобильных. Штифты на цилиндрической поверхности цоколя могут быть расположены как симметрично, так и со смещением одного из них. Штифт смещают по высоте на двухнитевых лампах, чтобы обеспечить определенное положение лампы в патроне. Смещенные по окружности штифты применяют обычно на лампах с оранжевым стеклом колбы. Это позволяет исключить их взаимозаменяемость с обычными.

Двухцокольные (софитные) лампы применяют в плафонах внутреннего освещения салона — их форма дает возможность сделать прибор довольно плоским, утопленным в панель обивки. Кроме того, «софитки» с их длинными спиралями отлично подходят для фонарей освещения номерного знака.

И наконец, наиболее дешевые в производстве бесцокольные лампы. В последнее время они вытесняют лампы с металлическим цоколем мощностью до 5 Вт (за рубежом — и до 21 Вт). Роль цоколя выполняет пластмассовый патрон, контакты которого прижимаются к проводникам, выведенным из колбы лампы.

В России автомобильные лампы принято обозначать в соответствии с ГОСТ 2023–75: «А» — автомобильная, «АМН» — автомобильная миниатюрная, «АКГ» — автомобильная кварцевая галогенная. Затем последовательно указаны номинальные напряжение и мощность, а дальше — номер разработки. Например, А-12-21-2 — автомобильная 12-вольтовая, 21-ваттная. Неудобство этой маркировки в том, что в ней не зашифрован тип лампы, а номер разработки относится лишь к конкретной модели. Поэтому все чаще стали применять систему обозначений по европейскому стандарту ЕСЕ. Для нее характерно отсутствие маркировки напряжения (путаницы не возникает, поскольку сферы потребления ламп разного напряжения обычно не пересекаются, к тому же каждая лампа имеет еще и индивидуальный номер по каталогу производителя). Иногда не обозначена даже мощность, как, например, в лампах для фар Н1-Н7. Зато тип лампы по конструкции, присоединительным размерам и назначению обозначен четко. Например, миниатюрные цокольные лампы обозначают буквой «Т»; покрупнее, с 15-мм цоколем — буквой «R»; еще крупнее — «Р» и т. д. Если число в маркировке обозначает мощность, то после нее ставят букву «W», а если ее нет — то число обозначает номер модели. Если «W» стоит в начале маркировки, то лампа бесцокольная, «Н» указывает, что галогенная, а «Y» перед числом означает: лампа имеет оранжевый цвет колбы. Лампы, не омологированные в Европе, обозначения по ЕСЕ не имеют, а предназначенные

Как не ошибиться при замене лампы в фаре — журнал За рулем

Читатель «За рулем» не смог самостоятельно разобраться в маркировках фары на своем автомобиле и обратился за помощью. Наши эксперты всегда готовы помочь, причем совет будет полезен любому автовладельцу.

Материалы по теме

Здравствуйте.

На корпусе фары есть наклейка с обозначениями HC HR H7 PY21W W5W. Справа от этой наклейки на корпусе фары нанесены обозначения HR DC. Артикул фары 1EL 010 335–12. Доспускается ли установка газоразрядной лампы в эту фару? По артикулу и обозначениям не могу определить. Омыватель фар установлен изготовителем автомобиля.

Андрей (г. Щелково)

Алексей Ревин — эксперт «За рулем»:

В настоящее время на автотранспортные средства могут устанавливаются фары только нижеперечисленных, официально утвержденных типов:

  • С — ближний свет, R — дальний свет, СR — двухрежимный свет (ближний и дальний) с лампами накаливания;
  • HС — ближний свет, HR — дальний свет, HСR — двухрежимный свет с лампами накаливания галогенного типа;
  • DС — ближний свет, DR — дальний свет, DСR — двухрежимный свет с газоразрядными лампами (ксенон).

Международная маркировка фар выглядит так:

  • C — ближний свет;
  • R — дальний свет;
  • H — галогенная фара
  • HCR — ближний и дальний свет с галогенной лампой;
  • DC — ближний свет ксенон;
  • DCR — дальний и ближний свет ксенон.

Материалы по теме

В вашем случае одна надпись противоречит другой. Надпись HC HR H7 PY21W W5W гласит, что и ближний, и дальний свет в фаре обеспечивают две одинаковые лампы Н7. Надпись же HR DC говорит о том, что ближний свет — ксеноновый.

Разрешить проблему очень просто. Достаточно снять колпак лампы ближнего света и посмотреть, какой источник света стоит в фаре. Если применена галогеновая Н7, то значит ксеноновая лампа установлена быть не может. Производители специально так договорились, чтобы лампы разных типов имели разные посадочные места. Конечно, если речь не идет о китайских noname-изделиях: среди них может повстречаться все, что угодно.

Кстати, наличие омывателя — недостаточное условие для установки ксеноновых ламп. Обязательно должен присутствовать автоматический корректор направления пучка света фар. Именно этот параметр на дороге сотрудники ДПС любят проверять. Делается это просто: при включении истинно ксеноновых фар пучок света должен переместиться вверх-вниз и только потом успокоиться. Если этого не происходит, значит автокорректора нет либо он неисправен.

Есть вопросы? Присылайте их нам на электронную почту [email protected] Обязательно ответим.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ФАРЫ И ЛАМПЫ | Наука и жизнь

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

В современном автомобиле можно насчитать более полусотни всевозможных ламп, лампочек и светодиодов. Часть из них предназначена для освещения дороги впереди и позади машины, другая часть - для обозначения габаритов, третья - для того, чтобы информировать окружающих о намерениях водителя, четвертая - для освещения салона, его закутков, панели приборов, багажника, моторного отсека, пятая - сигнальные лампы. Сегодня речь пойдет о лампах так называемого головного света - фарах.

Любая автомобильная фара состоит из корпуса, отражателя, рассеивателя и источника света, которым обычно служит лампа накаливания или газоразрядная лампа. Иногда отражатель, рассеиватель и источник света объединены в неразъемную конструкцию, называемую лампа-фара. Ее преимущество состоит в том, что раскаленная спираль находится в большом объеме газа, и за счет этого лампа лучше охлаждается. Кроме того, лампы-фары герметичны, поэтому у них не портится зеркальная поверхность отражателя и не загрязняется рассеиватель. Однако, когда такая лампа-фара перегорает, а это, увы, случается, приходится менять ее целиком. Стоит же такое изделие в пять-семь раз больше самой дорогой галогенной лампы для обычных фар.

Несмотря на большое разнообразие, все фары по конструкции можно разделить на две группы: с подвижным или неподвижным рассеивателем. К первой относятся знакомые всем автолюбителям фары "Жигулей" первой модели. У них корпус фар неподвижен относительно кузова, а отражатель с рассеивателем и лампой может наклонять ся вверх-вниз и поворачиваться вправо-влево. Направление светового пучка регулируется обычно двумя винтами, расположенными на корпусе фары снаружи. Кому хоть раз приходилось это делать, прекрасно знает, как трудно бывает провернуть тонкие, насмерть заржавевшие регулировочные винты на старой машине. В фарах с неподвижным рассеивателем направление светового потока тоже задается положением отражателя и лампы, но регулировочные винты защищены от грязи и воды, поскольку обычно находятся под капотом.

Ближний и дальний свет могут давать две разные фары или одна - с двухнитевой лампой. Нить дальнего света располагается в ней точно в фокусе отражателя и полностью открыта, а нить ближнего света находится чуть дальше фокуса и закрыта снизу небольшим металлическим экраном, поэтому свет от нее попадает только на верхнюю часть отражателя. Край экрана проецируется на дорогу как линия раздела "свет-тень". При такой схеме свет фар распределя ется по типу "тень выше, свет ниже" с вполне приемлемой освещенностью и в то же время не слишком ослепляет встречных водителей.

Сегодня используются в основном галогенные двухнитевые лампы, а лампы с инертными наполнителями практически забыты. Главное преимущество галогенных ламп заключается в том, что их внутренняя поверхность со временем не темнеет. Светоотдача у них выше, чем у обыкновенных, например, лампа категории R2 (такие используются в "жигулевских" фарах) при мощности 55/50 Вт (соответственно ближний и дальний свет) выдает световой поток в пределах 400-550 лм (люмен - единица светового потока), а близкая к ней по мощности галогенная лампа категории Н4 мощностью 60/55 Вт - в пределах 1000-1650 лм. Немаловажно и то, что по сроку службы галогенные лампы превосходят обычные почти вдвое.

Не так давно в автомобильные фары стали устанавливать ксеноновые газоразрядные лампы. Они весьма надежны и обладают еще большей светоотдачей (при электрической мощности 35-40 Вт световой поток достигает 3200 лм). Срок службы газоразрядных ламп - 1500 часов. Но чтобы они работали, автомобильных 12-ти вольт не хватает, нужны специальные электронные системы управления и преобразователи напряжения, дающие от 10 до 20 кВ.

Существуют две системы требований к автомобильным осветительным приборам — европейская и американская. Они включают требования к габаритным огням, сигналам поворотов и к нормам распределения света фар. По европейскому стандарту ближний свет фар должен иметь четкую границу света и тени. В странах с правосторонним движением эта граница слева горизонтальна, а справа — отклонена вверх на 15 градусов для освещения обочины. В американской системе светотеневая граница для ближнего света не обозначена. Требования же к распределению дальнего света в обеих системах почти одинаковы. В заключение приведем несколько советов по оснащению автомобиля световыми приборами и уходу за ними, которые помогут автолюбителям уверенно чувствовать себя на дороге в темное время.

• Самое серьезное внимание следует уделить регулировке фар. О том, как это делается, журнал уже рассказывал (см. «Наука и жизнь» № 4, 1999 г., статья "Перед дальней дорогой").

• Для того, чтобы фары светили ярко, они должны быть чистыми. Даже небольшое загрязнение стекол может снизить освещенность дороги впереди автомобиля в три-четыре раза.

• Загрязненные фары следует мыть, а не протирать «всухую». Не только грубые, но и легкие царапины на стекле способны существенно снизить освещенность дороги.

•  Не стоит надевать на фары пластмассовые колпаки, они в два-три раза снижают световой поток и нарушают тепловой режим.

•  Не ставьте в фары цветные лампы (они бывают желтые, голубые и синие). Ничего, кроме уменьшения светоотдачи, цветное стекло не дает.

• Устанавливая в фару галогенную лампу, не касайтесь ее колбы. Легкий жировой налет от пальцев начнет пригорать и замутнит стекло. Нагар неизбежно ухудшит условия охлаждения лампы, и она в скором времени оплавится.

•  Не пытайтесь вставить в фару лампу, цоколь которой не подходит к гнезду в корпусе отражателя, установить ее точно не удастся. От тряски лампа неизбежно сместится, и фара будет светить неизвестно куда. Лучше найти подходящую лампу или переходник. Сейчас их выпускают.

• Проверьте герметичность фары после замены лампы. Если герметичность нарушена, на отражатель попадает грязь. А поскольку внутри работающей фары температура повышена, грязь пригорает. Очистить «внутренности» фары после этого невозможно, ее остается только менять.

• Не увлекайтесь лампами повышенной мощности. Некоторые автолюбители ставят на "Жигули" лампы мощностью 130/120 Вт. Они дают очень незначительное увеличение освещенности по сравнению со штатными лампами (при правильной регулировке фар), а последствия возникают самые нежелательные. Прежде всего, фары начинают перегреваться, от этого оплавляются лампы, идет коробление отражателей и выгорание их зеркального покрытия. Кроме того, подгорают и оплавляются контакты электропроводки и реле, возрастает нагрузка на генератор.

• Следите за состоянием контактов на проводах, ведущих к фарам. Особенно внимательно стоит отнестись к так называемому массовому проводу, соединяющему металлический корпус фары с кузовом. Даже незначительный слой окисла в месте крепления этого провода к кузову или корпусу фары существенно снижает силу света. Из-за этого фара может полностью отключиться.

• Не устанавливайте на автомобиль дополнительные мощные фары - они перегружают генератор. Помните, что их можно ставить только в определенных зонах, строго оговоренных в Правилах дорожного движения. Если вы все-таки решили поставить на машину дополнительные фары, обязательно подключайте их через реле. Стандартные отечественные реле подходят для любых импортных фар.

См. в номере на ту же тему

Автомобильное освещение появилось не сразу...

фара - это... Что такое Лампа-фара?

Перегоревшая лампа-фара, сломанная, чтобы показать внутренности. При перегорании вся сборка (отражатель, лампа, линза) заменяется. Преимущество — хорошая центровка, абсолютная непроницаемость для грязи, влаги и т. п.

Лампа-фара — вид ламп, состоящих из отражателя и нити накала в единой сборке, на которой крепится крышка (линза) из прозрачного стекла. Первоначально в автомобильных фарах использовались небольшие лампочки и отражатели, закрытые рифлёной линзой для ослабления яркого света от нити накаливания. Крышку необходимо было изолировать прокладкой. Недостатки таких фар побудили к открытию устройства лампы-фары.

Автомобильные фары

Если для головного освещения автомобиля применяется лампа-фара, то отражатель, линза и лампочка представляют собой цельный элемент, полностью заменяемый в случае перегорания. Объединение в одну конструкцию необходимо для направления лучей, чтобы соответствовать требованиям безопасности. После каждой замены фары требуется регулировка направления лучей. Лампы-фары появились в 1940 году в Соединённых Штатах и со следующего года стали обязательными до 1984 года; у машин, до и после этого промежутка, могло быть множество конфигураций фар. Ограниченная серия стандартных ламп-фар ограничивала возможности дизайна автомобиля. Дизайн современных фар делает возможным получить требуемый уровень освещённости со всё более компактными лампами.

Лампы-фары идут различных напряжений, самые частые: 6, 12, 28, 120 и 230 В. Посадочные огни взлётно-посадочных полос, которые также используются на открытых концертах и для освещения сцен, устанавливаются типа лампы-фары, так как имеют очень узкий луч распространения света.

Современные лампы-фары имеют дополнительную оболочку вокруг нити накаливания, в старых образцах её нет. Внутренняя оболочка содержит галоген для продления работоспособности нити накаливания и обеспечения большей освещённости при той же мощности; для того, чтобы это работало галоген должен быть заключён в области вокруг нити накаливания второй оболочкой, как правило из плавленного кварца, способного выдержать жар нити накаливания. Такие «галогеновые лампы-фары» появились в автомобилях США в 1978 году to enable halogen technology under Federal Motor Vehicle Safety Standard 108, which at the time required sealed beam headlamps; they continued even after FMVSS 108 was amended to permit composite headlamps in 1983, and came to dominate the sealed beam lamp market.

Освещение сцен и зданий

Лампы-фары часто используются при освещении сцен. Их обычный размер — алюминированный параболический отражатель 64 (Прожектор PAR 64). Также используется для освещения рок-концертов и наружного архитектурного освещения. PAR лампы измеряются не в единицах СИ, а в единицах, равных 1/8 дюйма, так освещение PAR 64 — свет диаметром 8 дюймов (64 * 1/8 = 8). Оправа, в которую входит лампа-фара называется «PAR банками», так оправа PAR 64 — банка диаметром 8 дюймов.

Другие популярные размеры — PAR 56, PAR 38 и PAR 36.

По раскрытию луча различают обозначения: FL (с широким углом), SP (с небольшим углом), NSP (с малым углом), VNSP (с очень малым углом). Штампуются сзади отражателя.

Прожекторы PAR 64 обычно идут мощностью 250 Вт, 500 Вт или 1000 Ватт.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 ноября 2011.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о