Ремонт и настройка карбюратора Озон
Павел [therock9618]
24.03.2021, Просмотров: 12264
Здравствуйте! Пришло время познакомиться со вторым поколением карбюраторов ДААЗ — «Озон», который довольно часто встречается на автомобилях Ваз именно классической модели. В прошлой статье, я объяснял ремонт и настройку карбюратора Вебер и хочу сказать, что Озон, это практически такой же Вебер, за исключением некоторых нововведений, а именно: пневматический привод дроссельной заслонки вторичной камеры и изменённая система холостого хода. Поехали!
Когда вы убедились, что карбюратор нуждается в полной очистке, его следует снять с автомобиля. Для этого первым делом снимаете корпус воздушного фильтра, шланг идущий на вакуумный усилитель тормозов (если такой есть), шланг привода вакуумного регулятора опережения зажигания, шланг вентиляции картера и топливный шланг. Если у вас стоит газовое оборудование, для Озона предусмотрена специальная проставка с дроссельными заслонками и выводами для газовых трубок — отсоединяете их.
Также, если у вас стоит ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода) — снимите с клапана клемму. Отсоедините трос привода воздушной заслонки, ослабив крепёжный винт и стопорный винт наконечника тяги. Привод дроссельной заслонки снимается при помощи шлицевой отвёртки — нужно поддеть и снять тягу с шарнира рычага привода.
При помощи накидного ключа на 13, откручивайте 4 гайки крепления карбюратора к впускному коллектору. Если вы используете обычный рожковый ключ, то вы не сможете выкрутить гайку под ускорительным насосом, так как ключу будет мешать его корпус, поэтому используйте накидной. Если же такого под рукой нет, то придётся снять крышку ускорительного насоса, открутив 4 болта под крестовую отвёртку.
Сняв карбюратор с автомобиля, переходим к его полной разборке. Сначала снимаете крышку, открутив 5 болтов под крестовую отвёртку и сняв телескопическую тягу.
При помощи тонкого гвоздя, аккуратно выбиваете ось поплавка, снимаете поплавок, вместе с иглой и прокладкой крышки карбюратора. Проверьте поплавок на герметичность, опустив его в ёмкость бензина. Если он тонет — замените, так как уровень топлива будет неправильным, и двигатель станет работать плохо, так как его начнёт «заливать».
Ключом на 10 выкручиваете корпус игольчатого клапана — на нём стоит уплотнительное кольцо. При помощи ключа на 19, выкручиваете пробку топливного фильтра и вынимаете сетку фильтра.
Разбираем пусковое устройство. Выкручиваете 3 болта крепления крышки пускового устройства и снимаете её вместе с диафрагмой и возвратной пружиной. Затем выкручиваете 2 болта корпуса пускового устройства и снимаете его с уплотнительным кольцом канала подвода разряжения.
Чтобы в дальнейшем не путаться разбирая всё подряд, давайте сразу соберём и подготовим к установке крышку карбюратора. При помощи средства для очистки карбюраторов, тщательно отмойте крышку и продуйте сжатым воздухом, не забывая продувать все каналы. Сеточку топливного фильтра советую поменять на новую, так как качество топлива оставляет желать лучшего и нужна его качественная тонкая очистка. Закрутите пробку фильтра. Прикрутите корпус игольчатого клапана с уплотнительным кольцом и установите новую прокладку.
Установите назад иголку и поплавок — забив ось. Для проверки герметичности игольчатого клапана, создайте разряжение при помощи рта на штуцере подвода топлива. Поплавок при этом должен быть поднят максимально вверх. Нормально закрытый клапан не будет пропускать разрежение. В случае, когда иголка негерметична — замените её.
Расположите крышку вертикально и при помощи сверла на 6-7 мм измерьте расстояние от поплавка до крышки. Если оно больше требуемого или меньше — исправьте это подгибанием кронштейна поплавка. Таким образом, мы добиваемся провального уровня топлива. Если его будет много или наоборот не хватать, то двигатель может работать неустойчиво и трудно запускаться.
Также не лишним будет проверить полный ход поплавка. Для этого расположите крышку в вертикальном положении и отведите от неё поплавок максимально в сторону. Это расстояние должно составлять 15 мм.
Осмотрите диафрагму пускового устройства на наличие трещин. Повреждённую диафрагму следует заменить. Я советую в любом случае при полной разборке карбюратора, заменить все прокладки, диафрагмы и уплотнительные кольца. Крышку пускового устройства немного пошлифуйте мелкой наждачкой, расположенной на ровной поверхности, чтобы добиться ровной плоскости крышки и исключить подсосы воздуха. Соберите пусковое устройство, но пока не прикручивайте его к карбюратору. Максимально вытащите шток диафрагмы и при помощи рта, втяните воздух на себя через отверстие в корпусе пускового устройства. После этого отпустите шток. При герметичной диафрагме и плоскости крышки, шток должен оставаться вытянутым, а когда вы уберёте ртом разряжение — шток под воздействием пружины вернётся назад.
Переходим к корпусу. Сначала снимите нижнюю крышку, открутив снизу 2 болта крепления и отсоединив наконечник тяги пневмопривода, путём извлечения из наконечника штока стопорной шайбы, открутите 2 болта крепления корпуса пневмопривода и снимите сам пневмопривод.
Проверяем пневмопривод. Для проверки, сожмите шток и втяните воздух ртом через отверстие в корпусе. Также как и в случае с пусковым устройством, отпущенный шток должен оставаться во втянутом положении, а затем, когда вы перестанете втягивать воздух, шток вернётся. В противном случае требуется замена диафрагмы и на всякий случай шлифовка крышки наждачной бумагой. Пневмопривод разбирается путём откручивания 3-х винтов в крышке. Внутри пружина и диафрагма со штоком.
В корпусе вам нужно выкрутить 2 топливных, 2 воздушных жиклёра, жиклёр вместе с распылителем ускорительного насоса, снять эмульсионные трубки и диффузоры.
С корпуса карбюратора со стороны ускорительного насоса, выкручиваете жиклёр системы холостого хода, который прижат держателем (заглушкой) под шлицевую отвёртку или электромагнитным клапаном, если у вас стоит ЭПХХ. Клапан выкручивается ключом на 13.
С обратной стороны корпуса выкручиваете заглушку вместе с жиклёром переходной системы вторичной камеры.
Крышка ускорительного насоса крепится 4-мя винтами. Внутри диафрагма с возвратной пружиной. Сверху находится винт-заглушка, под которым перепускной жиклёр — вам нужно выкрутить только винт-заглушку.
Теперь корпус карбюратора нужно помыть, продуть и проверить плоскость фланца. Я не раз уже говорил, что кривой фланец это больное место карбюратора, так как стенка очень тонкая, а при затяжке гаек крепления карбюратора к коллектору сильно переусердствуют и сильной затяжкой просто гнут фланец. Это не из-за перепадов температур, а именно из-за сильной затяжки. Для проверки вам понадобится стекло или ровная металлическая линейка. Приложите её к фланцу и посмотрите на просвет. В 99% случаев фланец кривой и дополнительные прокладки уже не спасут, а герметичность в этом месте очень важная, так как между корпусом и нижней крышкой проходит канал холостого хода.
Если искривление очень незначительное, можно аккуратно пошлифовать плоскость, предварительно убрав с неё торчащие трубки, чтобы их не испортить, ведь по ним идёт топливо. Не бойтесь того, что после шлифовки стенка фланца будет тонкой, смесеобразование будет не то и т.
Возвращаемся к составляющим корпуса. Проверьте каждый жиклёр на соответствие номиналу, при помощи подходящего сверла. Все жиклёры и трубки проверьте на просвет, чтобы они не были забиты! Закручиваете назад жиклёры и распылитель. Главное не попутайте их местами! Жиклёры следует подбирать в соответствии с заводской таблицей. На корпусе указана маркировка модели карбюратора в соответствии с которой, вы находите в таблице свою модель и подбираете жиклёры. Их номер можно разглядеть под увеличительным стеклом.
Эмульсионные трубки также отмойте, продуйте и проверьте, чтобы каналы были чистые. Диффузоры имеют каналы, которые распыляют топливную смесь в цилиндры — их нужно очистить. Также важно проверить плотность прилегания диффузоров к каналам в корпусе. Пошлифуйте плоскость диффузоров на наждачке, для профилактики. За силу прижимания диффузора, служит проволочная пружинка с обратной стороны. Её можно вытащить и попробовать подогнуть. Со временем пружинка устаёт и подгибания бывает недостаточно, поэтому можете аккуратно постучать молотком по боковинам диффузоров, чтобы они немного расплющились. Это поможет входить диффузорам плотно, главное не перестараться.
Осталось вкрутить жиклёры, поставить назад эмульсионные трубки и диффузоры. Проверьте, чтобы заглушка жиклёра переходной системы вторичной камеры была закручена до упора. Также сделайте с заглушкой жиклёра холостого хода. Если у вас вместо заглушки стоит клапан ЭПХХ, то очень аккуратно затяните его ключом на 13, иначе он будет неправильно работать.
Осмотрите диафрагму ускорителя на наличие трещин и при надобности замените. Крышка ускорительного насоса шлифуется на наждачной бумаге и при её прикручивании, советую рычаг привода диафрагмы держать поднятым вверх. При таком действии достигается максимальное наполнение ускорительного насоса.
Пока с корпусом закончили. Нижняя крышка состоит из 2-х осей с дроссельными заслонками первичной и вторичной камеры, рычагов привода заслонок, каналов холостого хода и винтов регулировки холостого хода. Аккуратно пошатайте обе дроссельные заслонки и проверьте наличие люфта, если он есть — подтяните 2 болта крепления заслонки к оси.
Для проверки механизма привода заслонок, покрутите за рычаги первичной и вторичной камеры, открывая их на максимальное положение. И помните, так как у вторичной камеры пневмопривод, то рычаг заслонки вторичной камеры будет открываться только когда заслонка первичной камеры открыта минимум на 50% (плюс-минус), так как на закрытой заслонке первичной камеры, её рычаг блокирует рычаг вторичной заслонки.
При вращении рычагов привода заслонок, они должны без усилий открываться и чётко возвращаться в исходное положение под воздействием пружин. Если чувствуется небольшое заедание, залейте рычаги WD-40 и разработайте их вращая на открытие и закрытие, возможно туда попала грязь, а затем продуйте воздухом. В противном случае, придётся разбирать рычаги и чистить всё вручную. Главное всё собрать также как и было. Для этого пользуйтесь фото, которое я прикреплю ниже. При необходимости после разборки механизма привода заслонок, можно вытащить оси и тоже их почистить вместе с заслонками. Но оськи закисают очень редко, и обычно достаточно почистить заслонки ничего не разбирая.
Сбоку нижней крышки находятся 2 винта регулировки холостого хода: большой — винт качества, а который поменьше — винт количества. Вам нужно их выкрутить и проверить состояние уплотнительных колечек — они должны быть целыми и эластичными. Но лучше сразу заменить.
Внутри канала, куда вкручивается винт количества, находится распылитель. На более старых карбюраторах, он представляет собой широкое двойное кольцо с отверстиями по кругу, а на более молодых годов выпуска обыкновенное кольцо. Распылитель в виде полукольца намного удобнее и надёжнее, так как у него нет таких тонких отверстий, которые очень быстро забиваются.
Сам распылитель запрессован внутри, и для его извлечения, понадобится специальное приспособление, которое можно сделать самостоятельно.
Либо придётся его прочищать на месте иголочкой, долго отмачивать в чистящем средстве, что очень неудобно, особенно с распылителем старых выпусков — отверстий слишком много и каждое нужно прочистить. Бывает иголкой подлезть не получается, и тогда используйте одну короткую жилку многожильного провода.
Корпус полностью разобран, теперь его в мойку и чистку. Советую обратить внимание на его плоскость с обеих сторон, так как при сильной затяжке крепления к коллектору, нижнюю крышку тоже «поведёт». Собираете всё в обратной последовательности. Не забудьте также очистить регулировочные винты и каналы холостого хода. Хочу обратить внимание на то, что в отличие от Вебера, у Озона на холостом ходу обе заслонки закрыты, а под заслонкой первичной камеры, находится отверстие холостого хода, которое подаёт топливо в двигатель. Оно должно быть чистым!
После сборки нижней крышки, следует настроить положение заслонок. Направьте крышку на свет и посмотрите на заслонки. Они не должны пропускать через себя свет. Но при этом хочу обратить внимание на то, как они лежат. У каждой заслонки с боку карбюратора выходит лапка привода, которая упирается в винт. Вращая его, можно регулировать упор или по-другому сказав, просвет заслонок.
Закручивая понемногу упорный винт каждой заслонки, найдите положение, когда она еле-еле начнёт пропускать свет, а затем понемногу закручивайте винт до тех пор, пока этот просвет не исчезнет. Это делается для того, чтобы заслонка упиралась чётко в регулировочный винт, а не в стенку канала, иначе со временем, когда вы будете нажимать на газ, в этом месте образуется ямка, которая будет пропускать лишний воздух при нормально-закрытой заслонке.
На этом чистка и подготовка частей карбюратора закончена. Переходим к сборке и настройке. Нижнюю крышку прикрутите двумя винтами к корпусу и между ними установите новые прокладки. Напоминаю, что здесь одна теплоизоляционная прокладка и по бокам по одной картонной.
Начинаем настройку ускорительного насоса. Налейте в поплавковую камеру бензин в соответствии с регламентированным уровнем топлива. Уровень должен быть посередине отливки поплавковой камеры.
Поворотом рычага привода заслонки первичной камеры, с обратной стороны оси, выступ набегает на шток ускорительного насоса и сжимает диафрагму, подавая в двигатель большую порцию бензина под давлением через носик распылителя. Сначала диафрагме нужно наполнить полость, так как в ней нет топлива. Затем распылитель начнёт брызгать. В это время обратите внимание на струю из распылителя — она должна быть равномерной и без подтёков. При несоответствии ещё раз прочистите носик распылителя тонкой жилкой провода и продуйте воздухом. Также струя распылителя должна «бить» непосредственно в коллектор, то есть не на диффузор, не на стенку камеры, не на заслонку, а именно в коллектор. Если струя «бьёт» мимо, можно аккуратно подогнуть носик и проверить всё ещё раз пока не добьётесь того, что я сказал выше.
Теперь проверим производительность ускорительного насоса. Налейте в поплавковую камеру бензин по правильному уровню, расположите карбюратора над чистой ёмкостью и поворачивая рычаг привода дроссельной заслонки, сделайте 10 прысков ускорительным насосом. Наберите из этой ёмкости бензин в 10-ти кубовый шприц. При нормальной производительности ускорительного насоса, у вас должно получится 7-8 кубиков бензина. При несоответствии с указанным объёмом, а также если ускорительный насос вообще не подаёт топливо или подаёт его очень плохо, проверьте нагнетательный клапан, расположенный в жиклёре распылителе. Если шарик «закисает» насос может не работать вообще. Всё решается замачиванием в очищающем средстве и продувке воздухом. При исправном клапане, можно услышать как болтается шарик, если его потрясти.
Ещё проверьте подводящие каналы внутри насоса — открутите крышку ускорительного насоса, налейте в поплавковую камеру бензин и поверните рычаг дроссельной заслонки. Через перепускные отверстия должны пойти различимые струйки топлива с характерным бурлением. При надобности прочистите и продуйте. Промойте карбклинером перепускной жиклёр ускорительного насоса, выкрутив винт-заглушку над корпусом насоса.
Корпус готов. Прикрутите крышку карбюратора, закручивая болты крест накрест, для равномерного распределения прокладки. Сильно притягивать не вижу смысла, так как после установки карбюратора на автомобиль, вы будете проверять уровень топлива в поплавковой камере и для этого нужно будет ещё раз снимать крышку. Установите на место телескопическую тягу. На карбюраторах Озон часто встречается телескопическая тяга или «телескоп» закрытого типа. Такой вид тяги ненадёжный, так как внутрь движущихся элементов попадает грязь и они перестают работать. Отсюда плохой запуск мотора и далеко нес первого раза. Советую установить телескоп открытого типа, чтобы забыть об этой проблеме.
Давайте настроим пусковое устройство. Принцип его работы заключается в том, что вы вытаскиваете «подсос», который соединён тросиком с рычагом воздушной заслонки, перекрывающей воздушный канал первичной камеры. При вращении двигателя стартером, разряжение двигателя воздействует на диафрагму пускового устройства, которая через тягу одновременно приоткрывает воздушную и дроссельную заслонку первичной камеры на нужный угол, доставляя в двигатель богатую смесь, которая важна при холодном запуске. Потому при вытянутом подсосе на работающем моторе обороты около 3 тысяч.
Регулировка пускового устройства заключается в настройке нужных пусковых зазоров заслонок. Воздушная заслонка открывается при пуске на 5-5,5 мм, а дроссельная на 0,7-0,9 мм. Вам понадобится по одному сверлу подходящего диаметра для каждой заслонки. Чтобы проверить текущие пусковые зазоры, необходимо сымитировать пуск вручную. Для этого сначала нажмите на рычаг привода воздушной заслонки, чтобы она полностью перекрыла канал первичной камеры, а затем на шток пускового устройства. Теперь вы можете увидеть оба зазора.
Зазор дроссельной заслонки первичной камеры, регулируется подгибанием тяги пассатижами — главное не переусердствуйте. Подогнули тягу, сымитировали пусковые зазоры, проверили сверлом, если не соответствует — ещё раз подогнули и проверили.
Для регулировки зазора воздушной заслонки, в центре крышки пускового устройства, есть заглушка под шлицевую отвёртку — выкручивайте её. Внутри также под шлиц есть регулировочный винт, при вращении которого регулируется зазор воздушной заслонки. Вращайте его как раз во время имитации пуска, чтобы было удобнее следить за изменениями.
Карбюратор готов к установке на автомобиль. Замените прокладку между карбюратором и впускным коллектором и установите карб в порядке обратном снятию. После установки, проверьте, чтобы при вытягивании подсоса, воздушная заслонка полностью перекрывала канал первичной камеры. Также проверьте, чтобы при нажатии на педаль газа до упора, заслонка первичной камеры была полностью открыта.
При помощи ручного привода подкачки бензонасоса, накатайте в карбюратор топлива. В зависимости от производительности насоса, я не могу сказать точно сколько вам нужно качать. Думаю, интенсивной прокачки в течении одной минуты должно хватить. Снимаете крышку карбюратора, и проверяете уровень топлива. Так как во время чистки карбюратора вы уже настроили правильный зазор и ход поплавка, то сейчас вы проверяете правильность работы. По идее, уровень должен быть нормальным, если нет — исправьте это уже знакомым вам подгибанием кронштейна поплавка. Прикрутите крышку и в этот раз можно её уже затягивать.
Всё готово к первому запуску и настройки холостого хода. Убедитесь, что зажигание исправно и настроено правильно, стоят хорошие свечи с нужным зазором, а также бензонасос имеет хорошую производительность и у него настроен выход штока. Данной процедуре я посвящу отдельную статью, а теперь приступаем к настройке холостого хода.
Если у вас не затянуты регулировочные винты количества и качества — затяните их до упора. Затем выкрутите винт количества на 1 полный оборот, а винт качества на 2. Запускайте двигатель. Если мотор не запустился, выкрутите каждый регулировочный винт ещё на один оборот.
Ваша задача запустить мотор. Пускай он будет работать даже неустойчиво или на слишком повышенных оборотах — главное запустить и прогреть, так как холостой ход нужно регулировать только на прогретом двигателе.
Теперь немного теории. Представьте себе 2 канала: воздушный и топливный, которые сходятся в один общий канал, который выходит под дроссельной заслонкой первичной камеры. На каждом отдельном канале находится винт: количества смеси в топливном канале и винт качества смеси — в воздушном. Каждый винт, меняет величину своего канала, таким образом при закручивании проходимость канала становится ниже, а при выкручивании соответственно выше. Получается при помощи винтов, вы вручную осуществляете регулировку смеси на холостом ходу.
Когда двигатель прогрелся, можно приступать к настройке. Чтобы следить за оборотами, используйте штатный тахометр в приборной панели или подключаемый к катушке зажигания. Осуществляем регулировку в 4 этапа:
1)Прокручивая винт качества по часовой и против часовой стрелки, слушайте как работает двигатель. Вы должны уловить момент, при котором обороты начнут подниматься и будут максимально возможными.
(Объясню это более разборчиво. Итак, не трогая винт количества оборотов, если закрутить винт качества до упора, мотор станет работать неустойчиво, то есть то количество воздуха, которое мы подаём винтом качества недостаточно для полного сгорания того объёма топлива, которое мы задали винтом количества. Теперь наоборот, выкручивая винт качества, мы увеличиваем зазор воздушного канала и подаём больше воздуха. В этот момент слышно как двигатель начинает работать устойчиво, и обороты начинают повышаться — это так называемая «горка». Когда мы продолжаем дальше выкручивать винт качества, воздуха становится больше чем достаточно и мотор снова начинает работать неустойчиво. И вот ваша задача найти именно «вершину» этой «горки», то есть самое оптимальное положение винта качества, при котором мотор будет работать максимально устойчиво. По законам физики, а в нашем случае это горение топливо-воздушной смеси, при слишком богатой смеси (больше бензина-меньше воздуха) и при слишком бедной (меньше бензина больше-воздуха) не может достигаться полное и своевременное воспламенение, и мотор будет работать неустойчиво. Я на этом делаю акцент, так как многие считают, что неустойчивая работа может быть только при бедной смеси. Как видите, это далеко не так.)
2)Выкручивая винт количества, увеличивайте обороты двигателя примерно до 1100 оборотов.
3)Вращая винт качества найдите на этих оборотах «вершину горки».
4)Закрутите с этого места (с «вершины горки») винт качества так, чтобы обороты упали до 1000 оборотов.
По регламенту рекомендуют 850-900 об/мин, но я советую делать 1000 об/мин, так как и мотор работает хорошо, бодро реагирует на газ и зарядка АКБ будет идти хорошая. На этом всё. Надеюсь вам было понятно и интересно узнать про обслуживание карбюраторов семейства Озон. До новых встреч!
Устройство, регулировка и ремонт карбюратора ДААЗ ВАЗ 2105 своими руками, инструкции по настройке с фото и видео
Двухкамерные карбюраторы серии «Озон» разработаны на базе изделий итальянского бренда Weber, устанавливавшихся на первые модели «Жигулей» – ВАЗ 2101–2103. Модификация ДААЗ 2105, предназначенная для бензиновых моторов рабочим объёмом 1,2–1,3 л, мало отличается от своего предшественника. Агрегат сохранил важное качество — надёжность и относительную простоту конструкции, позволяющую автолюбителю самостоятельно регулировать подачу топлива и устранять мелкие неисправности.
Содержание
-
Назначение и устройство карбюратора
-
Видео: устройство агрегатов ДААЗ 2105
-
-
Алгоритм работы
-
Неисправности и методы устранения
-
Затруднённый пуск двигателя
-
Видео: настройка уровня топлива в поплавковой камере
-
-
Пропал холостой ход
-
Как избавиться от «провалов»
-
Видео: чистка шарикового клапана ускорительного насоса
-
-
Падение мощности мотора и вялый разгон
-
Проблемы повышенного расхода бензина
-
Видео: полная разборка и ремонт карбюратора «Озон»
-
-
-
Указания по регулировке
Назначение и устройство карбюратора
Основная функция агрегата — обеспечивать приготовление и дозировку топливовоздушной смеси на всех режимах работы двигателя без участия электронных систем, как это реализовано в более современных автомобилях с инжектором. Карбюратор ДААЗ 2105, установленный на посадочном фланце впускного коллектора, решает следующие задачи:
- обеспечивает холодный пуск мотора;
- подаёт ограниченное количество топлива для работы на холостом ходу;
- смешивает горючее с воздухом и направляет полученную эмульсию в коллектор на рабочих режимах силового агрегата;
- дозирует количество смеси в зависимости от угла открытия дроссельных заслонок;
- организовывает впрыск дополнительных порций бензина во время разгона автомобиля и при выжатой «до упора» педали акселератора (обе заслонки максимально открыты).
Агрегат оснащён двумя камерами, вторичная открывается вакуумным приводом
Карбюратор состоит из 3 частей — крышки, основного блока и корпуса дроссельных заслонок. В крышке располагается полуавтоматическая пусковая система, сетчатый фильтр, поплавок с игольчатым клапаном и трубка эконостата. Верхняя часть крепится к среднему блоку пятью винтами М5.
В торце крышки запрессован штуцер для подсоединения бензинового патрубка
Устройство основной части карбюратора более сложное и включает такие элементы:
В нижней части агрегата установлены оси с дроссельными заслонками и главные регулировочные винты — качества и количества топливовоздушной смеси. Также в данном блоке располагаются выходы множества каналов: холостого хода, переходной и пусковой системы, вентиляции картера и отбора вакуума для мембраны распределителя зажигания. Нижняя часть крепится к основному корпусу двумя винтами М6.
Конструкцией предусмотрены разные размеры камер и дросселей
Видео: устройство агрегатов ДААЗ 2105
Алгоритм работы
Без общего понимания принципа работы карбюратора сложно производить его ремонт и регулировку. Действия наобум не дадут положительного результата либо нанесут больший вред.
Принцип карбюрации основан на подаче топлива за счёт разрежения, создаваемого поршнями атмосферного бензинового двигателя. Дозировка осуществляется жиклёрами — деталями с калиброванными отверстиями, встроенными внутрь каналов и способными пропустить определённое количество воздуха и бензина.
Карбюрация основана на смешивании воздуха с бензином под воздействием разрежения от мотора
Работа карбюратора ДААЗ 2105 начинается с холодного пуска:
- Подача воздуха перекрывается заслонкой (водитель вытягивает рычаг подсоса), а дроссель первичной камеры приоткрывается телескопической тягой.
- Мотор втягивает максимально обогащённую смесь из поплавковой камеры через главный топливный жиклёр и малый диффузор, после чего заводится.
- Чтобы двигатель не «захлебнулся» большим количеством бензина, от разрежения срабатывает мембрана пусковой системы, приоткрывающая воздушную заслонку первичной камеры.
- После прогрева двигателя водитель задвигает рычаг подсоса, а топливную смесь в цилиндры начинает подавать система холостого хода (СХХ).
Воздушная заслонка пускового устройства закрывает камеру, пока двигатель не заведется
На автомобиле с исправным силовым агрегатом и карбюратором холодный пуск производится без нажатия на педаль газа при полностью вытянутом рычаге подсоса.
![]()
На холостых оборотах дроссели обеих камер закрыты наглухо. Горючая смесь всасывается через отверстие в стенке первичной камеры, куда выходит канал СХХ. Важный момент: кроме дозирующих жиклёров, внутри данного канала стоят регулировочные винты количества и качества. Обратите внимание: эти регуляторы не оказывают влияния на работу главной дозирующей системы, действующей при нажатой педали газа.
При работе на холостых оборотах топливо поступает через нижнее отверстие, расположенное под дросселем
Дальнейший алгоритм работы карбюратора выглядит так:
- После нажатия педали акселератора открывается дроссель первичной камеры. Двигатель начинает всасывать горючее через малый диффузор и главные жиклёры. Заметьте: СХХ не отключается, она продолжает работать совместно с основной топливоподачей.
- При резком нажатии газа срабатывает мембрана насоса — ускорителя, впрыскивающая порцию бензина через носик распылителя и открытый дроссель прямо в коллектор.
Так устраняются «провалы» в процессе разгона авто.
- Дальнейшее наращивание оборотов коленвала вызывает увеличение разрежения в коллекторе. Сила вакуума начинает втягивать большую мембрану, открывающую тягой вторичную камеру. В работу включается второй диффузор со своей парой жиклёров.
- Когда обе заслонки открыты до конца и мотору не хватает горючего для развития максимальной мощности, бензин начинает всасываться прямо из поплавковой камеры через трубку эконостата.
При открытии дросселя топливная эмульсия идет в коллектор по каналам холостого хода и через главный диффузор
Чтобы при открытии вторичной заслонки не возник «провал», в карбюраторе задействована переходная система. По строению она идентична СХХ и находится с другой стороны агрегата. Только малое отверстие для подачи горючего сделано выше закрытой дроссельной заслонки вторичной камеры.
Неисправности и методы устранения
Регулировка карбюратора винтами не помогает избавиться от неполадок и делается один раз — в процессе настройки. Поэтому при возникновении неисправности бездумно крутить винты нельзя, ситуация только ухудшится. Выясните истинную причину поломки, устраните её, а потом переходите к регулировке (при необходимости).
Прежде чем браться за ремонт карбюратора, убедитесь, что виновником проблемы не является система зажигания, бензонасос или слабая компрессия в цилиндрах мотора. Распространённое заблуждение: выстрелы из глушителя либо карбюратора нередко принимают за неполадку агрегата, хотя здесь налицо проблема с зажиганием — искра на свече образуется слишком поздно или рано.
Какие неисправности напрямую связаны с карбюратором:
У перечисленных неполадок бывает несколько причин, поэтому предлагается рассмотреть их по отдельности.
Затруднённый пуск двигателя
Если цилиндро-поршневая группа двигателя ВАЗ 2105 находится в рабочем состоянии, то в коллекторе создаётся достаточное разрежение для всасывания горючей смеси. Затруднить пуск могут следующие неисправности карбюратора:
- Когда мотор заводится и сразу глохнет «на холодную», проверьте состояние мембраны пускового устройства.
Она не приоткрывает воздушную заслонку и силовой агрегат «захлёбывается» от переизбытка топлива.
Мембрана отвечает за автоматическое открытие воздушной заслонки
- При холодном запуске двигатель схватывает несколько раз и заводится только после нажатия педали газа — налицо недостаток топлива. Убедитесь, что при вытянутом подсосе воздушная заслонка полностью закрывается (возможно, соскочил трос привода), а в поплавковой камере есть бензин.
- «На горячую» двигатель заводится не сразу, несколько раз «чихает», в салоне ощущается запах бензина. Симптомы указывают на слишком высокий уровень топлива в поплавковой камере.
Проверка горючего в поплавковой камере делается без разборки: снимите крышку воздушного фильтра и дерните за тягу дросселя первичной заслонки, имитируя педаль газа. При наличии бензина носик насоса — ускорителя, расположенный над первичным диффузором, должен брызнуть плотной струёй.
Верхняя часть снимается после откручивания 5 винтов крепления
Когда уровень бензина в камере карбюратора превышает допустимый, топливо может стекать в коллектор самопроизвольно. Горячий мотор не заведётся — ему сначала нужно выбросить лишнее горючее из цилиндров в выхлопной тракт. Чтобы отрегулировать уровень, выполните такие действия:
- Снимите корпус воздушного фильтра и открутите 5 винтов крышки карбюратора.
- Отключите от штуцера бензопровод и снимите крышку, отсоединив телескопическую тягу.
- Вытрясите из элемента остатки горючего, переверните его поплавком кверху и проверьте работоспособность игольчатого клапана. Простейший способ — втянуть воздух из штуцера ртом, исправная «игла» не позволит этого сделать.
- Подгибанием латунного язычка настройте высоту поплавка над плоскостью крышки.
Промежуток от поплавка до плоскости крышки выставляется по линейке или шаблону
При закрытом игольчатом клапане расстояние между поплавком и картонной прокладкой должна составлять 6,5 мм, а рабочий ход на оси — около 8 мм.