сильный стук из под капота диагностика и ремонт
Комфорт в салоне — одна из главных задач, решением которой занимается каждый третий автовладелец. И дело не только в шумоизоляции автомобиля и ее качестве.
Источником посторонних звуков может быть вибрация силового узла. При этом причиной дополнительных шумов может быть детонация или нарушения в работе двигателя. Кроме того, нельзя исключать проблем, связанные с крепежом самого агрегата.
В последнем случае стуки и прочие звуки, доносящиеся из подкапотного пространства, появляются нерегулярно — при наборе скорости или при движении по неровным участкам дороги.
Так, если во время поездки вас донимает сильный стук из области двигателя, причины могут быть следующие:
• Выход из строя элементов подвески.
• Низкое качество дороги.
• Неисправные подушки двигателя ВАЗ-2110.
Последней причине уделим отдельное внимание.
По сути, опора двигателя — обычная прокладка, расположенная между кузовной частью и непосредственно мотором. Производители «классики» не особо тратили время на разработку и оптимизацию этой конструкции. Устройство имело вид куска резины со специальными креплениями по бокам. Ранее машины имели задний привод, а переднеприводный вариант появился только к середине 80-х годов прошлого века.
На современном этапе подушкам двигателя уделяется больше внимания. Они бывают двух типов — гидравлические и резинометаллические. Первый вид устройства отличается большей эффективностью, но из-за дороговизны производства и сложности конструкции он применяется только на дорогих машинах.
Чаще всего мотор автомобиля, оборудованного передним приводом, фиксируется с помощью 4-5 опор, две из которых расположены на КПП, а еще 2-3 — на силовом агрегате. При этом двигатель и КПП имеют жесткую связь.
Перед тем как поменять подушку двигателя, разберитесь с точным местоположением каждой опоры. Стандартное размещение имеет следующий вид:
• Сверху лонжерона (справа) установлена правая опора.
• Под низом балки спереди фиксируется передняя опора.
• К подрамнику или дну фиксируется задняя опора.
В некоторых моделях задней опорной части нет вовсе. Эту функцию берет на себя подушка коробки передач, расположенная в непосредственной близости к двигателю.
Форма резинометаллических подушек может различаться. Часто она имеет цилиндрическую форму с сайлентблоком изнутри. Второй вариант — опора из алюминия с мягкой проставкой из резины.
На практике замена подушек двигателя ВАЗ-2110 производится только в случае неисправности устройства. Вопрос в том, как распознать поломку. К главным неисправностям стоит отнести:
• Обрыв резиновой части конструкции. Несмотря на высокую износоустойчивость и большой ресурс таких деталей, резина невечна и часто не выдерживает повышенных нагрузок. Разрыв, как правило, происходит при начале движения автомобиля с места или при резкой остановке.
Если вы — любитель экстремального вождения, подушки двигателя ВАЗ-2110 придется менять часто.
Так что обращайте внимание на резиновую часть опоры. Если на ней появились дефекты, или устройство потеряло эластичность, требуется замена.
• Разрушение алюминиевого кронштейна. Такое может произойти при резком наезде на какую-либо преграду.
• Появление течи из КПП или мотора. В этом случае на резиновую часть опоры попадает масло, из-за чего изделие повреждается, а сама подушка выходит из строя раньше срока.
Вне зависимости от причины неисправности учтите, что использовать автомобиль с вышедшими из строя опорами не рекомендуется.
• Появление сильных вибраций при движении по ямам с периодическими механическими воздействиями.
• Возникновение странных звуков (к примеру, стуков), которые появляются в начале движения или после нажатия на тормоз.
• В процессе перемещения по неровным дорогам удары передаются на ручку КПП.
Чтобы диагностировать неисправность, подготовьте следующее оборудование и инструмент — домкрат (для подъема машины), деревянную опору, а также металлический прут (как альтернатива, подойдет брус). Далее действуйте так:
• Загоняйте машину на ровную поверхность.
• Поднимайте авто домкратом, а далее подставляйте под мотор подготовленную опору. После этого опускайте и убирайте домкрат.
• Залазьте под автомобиль и оцените состояние узла. Замена подушек двигателя ВАЗ-2110 требуется при наличии порывов, трещин или же в случае отслоения материла (металла от резины).
• Проверьте крепеж изделия на факт люфтов. Для полноты эксперимента берите металлический прут и с его помощью отклоняйте подушку в сторону. При наличии люфта в месте фиксации устройства сделайте ремонт или собирайте все на место для последующей поездки на СТО. Чтобы снять установленную опору, поднимайте машину домкратом. При этом убедитесь, что подушка хорошо прикручена к кузову. Если в этом имеется необходимость, производите протяжку с помощью специального инструмента.
Учтите, что осмотр лучше производить с помощником. При этом один участник должен перемещать подушку с помощью прута, а другой — осматривать изделие на факт разрывов и прочих повреждений. При такой диагностике можно рассчитывать на точное и быстрое выявление дефекта.
Если вы обнаружили проблему, поменять неисправный узел легко своими руками. Все, что для этого потребуется, так это домкрат, опора и набор инструмента. Снова-таки, работу желательно делать в паре.
Учтите, что неисправности подушек двигателя важно устранять как можно быстрее. Если этого не сделать, страдает уровень комфорта, повышается вибрация, а двигатель получает дополнительную нагрузку.
Замена подушек на «десятках» с 8-клапанным моторомВ первую очередь рассмотрим, как поменять подушку двигателя на автомобиле с 8-клапанным двигателем. Алгоритм действий такой:
• Поставьте ТС на ровной поверхности и зафиксируйте его, подложив под задние колеса упоры.
• Демонтируйте защиту с силового агрегата.
• Скручивайте болт, обеспечивающий натяжение ремня, а далее демонтируйте ремешок с помощью ключа на «тринадцать».
• Ставьте домкрат под мотор, проложив между ним и металлом деревянный предмет. Теперь поднимайте двигатель, чтобыразгрузить подушки.
• Выкручивайте крепежную гайку, удерживающую подушку справа. Здесь вам потребуется ключ на «пятнадцать».
• Скручивайте фиксирующие болты, которые удерживают узел на кронштейне (используйте ключ на «тринадцать»).
• С нижней части правой арки скручивайте три крепежных болта, удерживающих крепление на лонжероне.
• Убирайте кронштейн и ставьте новую подушку.
• Возвращайте все детали по обратному алгоритму.
После выполнения описанных выше работ перемещайте домкрат под коробку передач и поднимайте ее.
Скручивайте ключом на «пятнадцать» фиксирующую гайку опоры слева, а далее — откручивайте пару болтов фиксации опоры, после чегодемонтируйте подушку. Теперь поменяйте опору с левой стороны.
Замена задней подушки — подробно
• Берите ключ на «семнадцать», и выкручивайте пару гаек, удерживающих подушку на кузове.
• Скручивайте еще пару гаек фиксации к КПП.
• Демонтируйте заднюю опору.
• Выкручивайте гайку, которая удерживает опору на креплении (вам потребуется
ключ на «девятнадцать»). Меняйте узел новым.
• Возвращайте заднюю подушку на место.
Замена подушек двигателя ВАЗ-2110, оборудованных мотором на 16 клапанов, производится так:
• Скручивайте ключом на «пятнадцать» болт, который удерживает штангу подушки снизу к поперечине.
• Парой ключей на «пятнадцать» скручивайте гайку, удерживающую опору к креплению мотора. После этого доставайте болт.
• Демонтируйте опору, после чего меняйте подушку или весь механизм.
• Собирайте устройство по обратному алгоритму.
• Скручивайте крепежный болт, удерживающий верхнюю опору. Чтобы избежать прокручивания гайки, придерживайте ее вручную.
• Демонтируйте подушку и замените ее.
• Выкручивайте крепежи, удерживающие верхнюю подушку (используйте ключ на «пятнадцать»), после чего замените конструкцию.
Вот и все. Замена подушек двигателя ВАЗ-2110 завершена. При этом сделать работу своими руками несложно. Если же должный навык и опыт отсутствует, обращайтесь на СТО.
Симптомы порванной подушки двигателя: на что обратить внимание
Опора двигателя (подушка двигателя) предназначается для того, чтобы уменьшить вибрационные нагрузки и колебательные движения ДВС в подкапотном пространстве, а также свести к минимуму передачу таких нагрузок на кузов транспортного средства.
Другими словами, двигатель крепится к несущим элементам кузова автомобиля не напрямую, а при помощи специальных опор, которые также называют подушками.
Если просто, подушка двигателя является прокладкой между двигателем и кузовом. Естественно, любые проблемы, которые связаны с подушками мотора, приводят к тому, что эффективность работы опор двигателя падает и возникает сильный дискомфорт. Также по ряду причин в значительной степени может осложниться эксплуатация ТС.
Далее мы поговорим о том, какие признаки указывают на то, что опора силового агрегата порвалась, а также как проводится диагностика и проверка подушек двигателя.
Содержание статьи
- Подушка двигателя: на что влияет и как устроена
- Порванная подушка двигателя: признаки
- Советы и рекомендации
Подушка двигателя: на что влияет и как устроена
На разных отечественных и иностранных автомобилях до 80-х годов опора двигателя фактически представляла собой плотную резину, которая прикручивалась к двигателю и кузову. Такое решение повсеместно использовалось на автомобилях, которые в то время были в подавляющем большинстве с задним приводом. При этом простые опоры неплохо справлялись со своими задачами.
Однако в дальнейшем кузова стали легче, уменьшилась толщина стали, изменились требования к пассивной безопасности и т.д. В результате подушки превратились в более сложное изделие из металла и резины. На элитных моделях авто появились гидравлические опоры двигателя, которые способны обеспечить максимум комфорта по сравнению с другими аналогами.
Итак, двигатель современного легкового автомобиля с приводом на передние колеса зачастую крепится на 4 или 5 опор. Как правило, две подушки расположены на КПП, остальные крепятся к силовому агрегату. Сам двигатель и коробка имеют жесткое соединение.
Что касается ДВС, принято выделять правую подушку, а также переднюю и заднюю. Правая подушка двигателя закреплена на переднем правом лонжероне. Такая опора располагается сверху. Передняя подушка двигателя зачастую крепится к передней балке, расположена снизу. Задняя подушка также находится внизу, может быть прикреплена к днищу или к подрамнику. Кстати, на многих моделях задняя опора конструктивно отсутствует.
Если говорить о конструкции, резинометаллические опоры двигателя могут отличаться по форме и материалам изготовления, однако зачастую в основе лежит металлический цилиндр, в который впрессован сайлент-блок.
Основной задачей является надежная, но не жесткая фиксация ДВС, при этом подушка одновременно поглощает вибрации и гасит возникающие колебания. В результате улучшается управляемость ТС, сам двигатель получается менее вибронагруженным, от вибраций в меньшей степени страдает навесное оборудование, колебания не сильно передаются на кузов автомобиля и т.д.
Порванная подушка двигателя: признаки
Как и любая другая деталь, опора силовой установки также имеет ограниченный срок службы и со временем выходит из строя. В среднем, подушки на современных авто рассчитаны как минимум на 100-120 тыс. км, хотя на практике данные элементы могут нуждаться в замене как раньше, так и намного позже данного срока.
Обычно причиной проблем становится резиновая вставка, которая попросту растрескивается и рвется от нагрузки. Реже трещины появляются в металлической части опоры, разбиваются места установки крепежей и т.д.
Так или иначе, на неисправность подушек мотора обычно указывают такие симптомы:
- Сам двигатель работает ровно, однако водитель ощущает явное усиление вибраций по кузову, на руле, на ручке КПП и т. д.;
- В момент начала движения с места, а также во время торможения можно услышать пощелкивание или приглушенные стуки в подкапотном пространстве;
- При езде по неровной дороге слышны удары спереди автомобиля, такие удары во многих случаях ощущаются на рычаге КПП, переключение передач на «механике» в этот момент может быть затруднено;
Чтобы проверить подушки двигателя, не обязательно сразу обращаться на СТО и загонять автомобиль на стенд. Обычно неисправность можно установить и локализовать самостоятельно даже при наличии не слишком богатого опыта по ремонту и обслуживанию авто.
Самым простым способом первичной диагностики является раскачивание двигателя руками в подкапотном пространстве, после чего по стуку можно локализовать порванную или треснувшую опору.
Еще одним приемом в рамках диагностики подушек двигателя является прием, когда сначала открывается и фиксируется капот, затем машину заводят и подают на первой передаче рывками вперед. Аналогичным образом автомобиль подается и назад.
В это время помощник снаружи следит за колебаниями ДВС.Чтобы провести более тонкую проверку, сначала необходимо заранее выяснить, где точно расположены опоры на конкретной модели. Затем потребуется доступные для обзора элементы предварительно осмотреть. Трещины, разрывы и другие повреждения обычно видны и хорошо просматриваются.
Для полноценной визуальной оценки нижних подушек нужно быть готовым к тому, что машину нужно будет поставить в гараж со смотровой ямой, заехать на эстакаду или воспользоваться подъемником.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как заменить подушку двигателя. Из этой статьи вы узнаете о том, как производится замена опоры двигателя, а также какие тонкости и нюансы следует учитывать в рамках данной процедуры.
Если поверхностная диагностика ничего не показывает, тогда следует снова задействовать помощника. Один человек монтировкой сдвигает опору, тогда как другой следит за тем, не появляются ли разрывы в резиновой вставке в тот самый момент, когда опора перемещается.
После обнаружения порванной подушки двигателя, поврежденный элемент следует заменить. Не рекомендуется пытаться выпрессовать резиновую вставку из цилиндра в целях экономии на запчасти, так как такой кустарный ремонт зачастую не приносит желаемых результатов.
Что касается самой замены, верхнюю подушку заменить достаточно просто. Автомобиль нужно поднять на домкрате, произвести демонтаж старой подушки и установить новую. Если же приходится менять нижние опоры, также важно учитывать, что двигатель после снятия этой подушки опускается вниз. Это значит, что потребуется дополнительный упор, который подпирает ДВС, позволяя направить подушку и правильно закрепить данный элемент.
Советы и рекомендации
Важно понимать, что самые сильные нагрузки подушки испытывают в момент резкого старта автомобиля с места, а также при интенсивном торможении. Еще ресурс опор сокращает езда по ямам, когда кузов и двигатель раскачиваются, особенно на высокой скорости.
Нужно учитывать и тот факт, что резина может растрескаться, потерять эластичность и рассохнуться в том случае, если на нее попадает моторное или трансмиссионное масло, антифриз или тосол, тормозная жидкость, рабочая жидкость ГУР и т.д.
Что касается диагностики и ремонта, проверять и менять подушки двигателя нужно своевременно, так как повышение вибраций не только влияет на комфорт, но и крайне негативно сказывается на самом двигателе, кузове и оборудовании. Другими словами, если даже одна подушка порвана, далее эксплуатировать автомобиль с подобной неисправностью настоятельно не рекомендуется.
Опустошитель бюджета, который только и ждет, чтобы случиться: когда ваши опоры двигателя выходят из строя -автосалоны как повод купить ту или иную модель.
Но они могут сильно ударить по кошельку, когда они изнашиваются и в конце концов трескаются, незаметно для глаз, глубоко в моторном отсеке. Тогда владелец автомобиля узнает страшную правду: не все опоры двигателя созданы гением автопрома одинаково.
Крепления двигателя соединяют двигатель с рамой, действуя как маленькие резиновые пончики, которые поглощают вибрацию, вызываемую двигателем, и позволяют немного передать крутящий момент, создаваемый коленчатым валом.
«Они должны позволять двигателю изгибаться в моторном отсеке; в противном случае эта вибрация передается на остальную часть автомобиля», — сказал Стив Мазор, главный автомобильный инженер Автомобильного клуба Южной Калифорнии.
При выходе из строя крепления двигателя счет за ремонт может легко превысить 500 долларов. В некоторых случаях насос гидроусилителя руля, компрессор кондиционера, линии отопления, шланги радиатора и другие замасленные элементы под капотом должны быть удалены, прежде чем можно будет начать настоящую работу. Двигатель необходимо снять с рамы автомобиля и установить новые опоры, что требует много времени и денег.
Обычно одна опора двигателя выходит из строя раньше других. Когда двигатель вращается, он хочет вращаться в том же направлении, что и коленчатый вал. Это имеет тенденцию растягивать одну опору двигателя и сжимать другие. По словам Мазора, обычно растягивающееся крепление первым выходит из строя.
Может ли из-за неисправной опоры двигатель выпасть из машины? Это почти невозможно, потому что большинство моторных отсеков имеют форму буквы V и удерживают двигатель. Кроме того, современные крепления имеют предохранительные защелки, предотвращающие полный выход из строя.
Но когда опора начинает выходить из строя, она позволяет двигателю вращаться и перемещаться внутри моторного отсека. А это может вызвать серьезные проблемы.
В некоторых случаях при движении двигателя могут пережиматься шланги и провода. Поскольку опоры продолжают изнашиваться и допускают еще большее движение, это может вызвать накопление напряжений в других областях и иногда приводит к трещинам в картере трансмиссии. На переднеприводных автомобилях дополнительное движение может привести к выпадению оси из картера трансмиссии.
В старых автомобилях с механическими тягами дроссельной заслонки движение могло заклинить дроссельную заслонку, полностью открытую и привести к неконтролируемому ускорению автомобиля. Современные канатные связи в значительной степени устранили этот риск.
С годами средства передвижения несколько улучшились. В 1980-х годах промышленность представила опоры, которые помогают ограничить движение двигателя после выхода из строя резины. Некоторые опоры имеют гидравлические сердечники, в которых тяжелая жидкость помогает гасить вибрации двигателя. Но и они могут потерпеть неудачу.
Крепления выходят из строя по многим причинам, в том числе из-за плохих инженерных решений и условий внутри капота. Окружающая среда вокруг двигателя ужасна для резины: горячая, дымная, жирная и маслянистая, сказал главный механик Сэм Меммоло. Если вытекшее масло пропитает опору двигателя, оно может быстро ее разрушить.
Проблемы с опорами двигателя больше всего затрагивают автомобили с самыми тяжелыми двигателями, хотя здравый смысл подсказывает, что инженеры будут оснащать более тяжелые двигатели более прочными опорами. Но 3,8-литровый двигатель, который Ford Motor Co. использует в большом количестве своих легковых и грузовых автомобилей, и некоторые автомобили General Motors Corp. с двигателями V-8 известны своими кошмарами с моторной опорой, сказал Меммоло.
Наконец, каждый автомобилист должен кое-что знать о диагностике поломки опоры двигателя на тот случай, если кто-то захочет заменить вашу. Креплений вообще не видно, хотя в некоторых случаях их можно наблюдать из-под машины. Трещины и выпуклости – плохой знак.
Если вы чувствуете переключение передач или стук двигателя при ускорении или включении передачи, возможно, у вас проблема. Вы можете наблюдать за двигателем с поднятым капотом и попросить кого-то другого переключить его из режима парковки в режим движения. Ожидайте некоторого движения, но если вы услышите необычный лязг, у вас проблема.
Как и при любом другом ремонте, вам нужен механик, которому вы можете доверять.
*
Ральф Вартабедян не может отвечать на почту лично, но отвечает в этой колонке на автомобильные вопросы, представляющие общий интерес. Пожалуйста, не звоните. Напишите в Your Wheels, Business Section, Los Angeles Times, 202 W. 1st St., Los Angeles, CA
. Электронная почта: [email protected].
Опоры двигателя 101: Основное руководство по выбору опор двигателя
Это грязная, неблагодарная работа, но кто-то (или что-то) должен ее делать.
Глубоко в бездне вашего моторного отсека опоры двигателя выполняют тяжелую работу по удержанию вашего двигателя на месте. Обычно они крепят ваш двигатель к трем или четырем точкам на раме или подрамнике вашего автомобиля. В описание работы опоры двигателя также входит поглощение шума и вибрации двигателя и предотвращение смещения компонентов трансмиссии при высоких нагрузках.
Как видите, опоры двигателя выполняют очень важные задачи, но их работа редко привлекает к себе внимание.
Пока они не потерпят неудачу.
Признаки неисправности опоры двигателя часто включают более заметную вибрацию внутри автомобиля, повышенный шум двигателя или чрезмерное движение двигателя.
Если вы посмотрите на любое обсуждение на форуме, посвященное креплениям двигателя, вы заметите, что мнения о том, какие материалы для крепления двигателя являются лучшими, сильно различаются. Это потому, что правильный выбор может зависеть от ваших личных ощущений о том, насколько сильна вибрация… или насколько велика потеря мощности на колесах. Проще говоря, между материалами подвески двигателя существует взаимосвязь, и выбор правильной опоры часто зависит от предполагаемого использования вашего автомобиля.
Резиновые опоры двигателя , как и поставляемые с завода, обеспечивают максимальное гашение вибрации и шума. Однако у старых резиновых креплений есть несколько недостатков. Они могут быть склонны к растрескиванию и разрыву через некоторое время, а также допускают наибольшее движение под нагрузкой.
Это означает, что меньшая мощность передается от двигателя через трансмиссию на задние колеса. Резиновые опоры идеально подходят для стандартных или слегка модифицированных дорожных двигателей, но по мере увеличения мощности может наступить время модернизации.Такие компании, как Energy Suspension и Prothane , предлагают полиуретановые опоры двигателя , которые обеспечивают компромисс между резиновыми и жесткими цельными опорами. Более твердые свойства полиуретана удерживают двигатель на месте лучше, чем губчатая резина. Это позволяет передавать больше энергии обратно через трансмиссию.
Но вот тут все становится сложнее.
Полиуретан допускает большую вибрацию, чем резиновые опоры, из-за своей повышенной жесткости. Уровень вибрации может различаться в зависимости от вашего автомобиля, мощности и марки крепления двигателя. Ваш опыт может отличаться от опыта другого человека из-за различий в твердости и гибкости полиуретана.
«Мы часто рекомендуем поли, когда увеличивается мощность», — сказал технический консультант Summit Racing Карл Приттс. «Крепления Energy Suspension или Prothane имеют встроенные ограничительные ремни, поэтому их нельзя разорвать или растянуть».
Приттс также предложил этот компромисс:
«Что, если мне нравится амортизирующий эффект, который дают резиновые крепления, но мне также нужно более прочное крепление, такое как поли? Как насчет использования ремня ограничения крутящего момента, такого как тот, который предлагает компания Competition Engineering, в сочетании с новыми резиновыми опорами. Вы получаете лучшее из обоих миров, хотя могут потребоваться некоторые модификации».
На противоположном конце шкалы от резиновых опор находятся сплошные опоры двигателя . Не используется резина или полиуретан, поэтому эти цельнометаллические крепления менее щадящие.