Как правильно выставить зажигание? 7 необходимых условий
Содержание статьи
Требования к системе зажигания
Основные требования перечислены ниже.
- Создание искры в нужном цилиндре, основываясь на порядке работы цилиндров.
- Момент зажигания должен быть своевременным. Искра должна появляться в моменте зажигания в соответствии с оптимальным углом его опережения, зависящего от оборотов двигателя и нагрузки на него.
- Энергия искры должна быть достаточной. Количество такой энергии зависит от состава, температуры и плотности топлива.
- Обеспечение непрерывного функционирования в процессе эксплуатации.
Неисправности в системе зажигания вызывают различные неполадки при запуске и работе двигателя. Поэтому, если вы не знаете, как настроить зажигание, то эти неисправности могут препятствовать включению двигателя.
Самыми основными неполадками являются:
- невозможность запуска двигателя;
- неравномерность в работе двигателя или её прекращение;
- детонация, которая вызвана неверным моментом зажигания, зачастую приводящая к преждевременному износу двигателя;
- высокие электромагнитные помехи, вызывающие нарушения в работе электронных систем.
Если вы обнаружили стук, детонацию или слишком позднее зажигание, то его необходимо регулировать. Некоторые современные автомобили сами оповестят вас о такой необходимости.
Также советуем прочитать статью нашего эксперта, в которой рассказывается о том, что могут означать пропуски зажигания.Как правильно выставить зажигание
Перед тем, как выставить зажигание, нужно вспомнить, что при проведении любых монтажных работ с автомобилем все снятые детали необходимо очищать от грязи и жира. Также не лишним будет очистить шкалу, а для облегчения считывания показателей — обозначить белым маркером центральную метку, соответствующую ВМТ.
Не используйте одежду, которая может застревать между агрегатами под капотом.
Все внутренние детали трамблера содержатся под напряжением системы зажигания. Если трамблер неисправен, то попытка регулировки свечей может привести к поражению электрическим током. В автомобиле должен быть поднят стояночный тормоз для предупреждения его скатывания.
Какое оборудование понадобится?
Полный список необходимого оборудования представлен ниже:
- кривой стартер или храповичный ключ;
- плоская отвёртка, оборудованная широким мощным жалом;
- рожковый ключ 12×13;
- набор разных щупов;
- резиновая конусная пробка;
- свечной ключ;
- руководство по эксплуатации и ремонту автомобиля от производителя;
- стробоскоп;
- защитные перчатки и закрытая обувь;
- средство для обезжиривания поверхностей и смазка;
- тканевые тряпки и бумажные полотенца.
Как отрегулировать зажигание самостоятельно
Для корректной работы двигателю необходимо, чтобы в конкретный момент (время доводки поршня до ВМТ) образовывалась искра между электродами свечи зажигания, воспламеняющая топливо до того, как поршень подойдёт к ВМТ, а газ протолкнёт его вниз.
Для регулировки этого момента в системе зажигания предусмотрен специальный распределитель, который основывается на бегунке и контактной группе прерывателя. Важнейшими регулировками кулачкового зажигания являются зазор между кулачками прерывателя, угол замкнутого состояния контактов и момент, когда загорается искра.
Подготовительные работы
Перед установкой зажигания убедитесь в том, что соблюдены нижеперечисленные условия:
- Свечи зажигания должны функционировать исправно и быть готовыми к использованию. При наличии масляного нагара можно прибегнуть к прокаливанию. Наждачную бумагу использовать категорически не рекомендуется, так как может быть повреждено специальное напыление. Мелкий абразив после удаления нагара может не попасть туда, куда необходимо. В результате свеча окажется непригодной к дальнейшему использованию. Не старайтесь прокаливать свечу докрасна. Главное — обеспечить выгорание всех масляных отложений. Регулировка зазора свечей должна осуществляться равномерно, руководствуясь инструкцией по эксплуатации автомобиля. Используйте проволочный щуп.
- Необходимо проверять состояние контактов прерывателя. При наличии следов выгорания металла и коррозии рекомендуется заменить контакты во избежание короткого замыкания. Опытные автолюбители рекомендуют контакты фирмы Beru.
- Конденсатор рекомендуется проверить на заряд и разряд с помощью тестера. Стекание тока должно происходить медленно и плавно. Используйте для этого стрелочный тестер.
- Убедитесь в хорошем контакте провода от катушки зажигания. Проверить саму катушку можно с помощью тестера, манометра или на стенде в автомагазине (читайте подробнее о том, как проверить катушку зажигания).
- Катушка зажигания, трамблер и крышка распределителя должны быть очищены. Смело меняйте крышку при наличии на ней нагара.
- Необходимо оценить состояние карбюратора. Если при регулировке он не реагирует, то его необходимо заменить.
- Необходима проверка работоспособности вакуумного опережения зажигания. Перемещение привода должно осуществляться без заедания, стенки трубки должны быть толстыми без трещин и прорывов.
Регулировка зажигания
Далее необходимо приступить к регулировке. Для начала подключайте стробоскоп, подсоединив провода его питания к клеммам аккумулятора. Прикрепляйте датчик стробоскопа к высоковольтному проводу свечи первого из цилиндров. Если данный этап вызывает у вас вопросы — обратитесь к инструкции по эксплуатации. Стробоскоп короткими вспышками будет освещать шкалу, расположенную на вращающемся маховике, высвечивая нужную метку. Эта метка соответствует углу опережения зажигания, при котором свеча вырабатывает необходимую для активации двигателя искру. В тот момент, когда вырабатывается искра, сигнал из датчика поступает в стробоскоп. Прибор при этом включается и освещает числовое значение, возникшее в данный момент времени.
Для работы вам понадобится помощь стороннего человека, имеющего базовые представления о вождении. Попросите его добавить оборотов у двигателя. Когда ваш помощник будет нажимать на педаль газа, вы будете наблюдать на шкалу при свете стробоскопа. Держите руки на отдалении от движущихся частей двигателя. Вообще двигателю перед этим стоит позволить немного остыть.
После этого направляйте свет стробоскопа на маховик и найдите числовое значение. Вспышки стробоскопа должны выхватить это значение, несмотря на вращение маховика. Это числовое значение соответствует углу опережения зажигания в градусах.
Запомните положение этого значения слева и справа от нуля. Момент появления искры несколько изменяется при увеличенных оборотах.
Поскольку зажигание работает нелинейно, то это должно быть в порядке вещей. С увеличением скорости в такой угол вносится поправка. Чтобы определить суммарный угол, необходимо разогнать двигатель хотя бы до 3 500 оборотов в минуту.
Когда двигатель работает, вакуумный регулятор вносит поправки в числовое значение угла опережения зажигания. Обязательно отключите его перед запуском двигателя. Если вы не знаете точное числовое значение оптимального угла опережения зажигания — обратитесь к автомеханику за помощью или загляните в справочник.
Перед регулировкой ослабляйте болт, на котором крепится корпус распределителя для его свободного вращения. Для регулировки угла вращайте трамблер в разных направлениях, чтобы достичь раннего или позднего зажигания.
Более раннее зажигание достигается путём вращения трамблера против часовой стрелки. Бегунок при этом должен вращаться по часовой стрелке. Проведите настройку при повышенных оборотах двигателя, медленно вращая корпус трамблера. Продолжайте вращение до достижения меткой правильной позиции.
После этого произведите фиксацию трамблера, затягивая крепёжный винт. Если настройка не вызовет у вас затруднений, то на глаз устанавливайте трамблер в положение 34, 35 или 36 градусов. Такие пределы зажигания оптимальны для максимальной производительности двигателя.
Можете также узнать об оптимальном угле опережения зажигания на холостом ходу. Обязательно убедитесь, что крепёжный винт трамблера надёжно затянут. Теперь угол опережения зажигания у вашего автомобиля успешно настроен, можно приступать к дальнейшей эксплуатации. Удачи и лёгких дорог!
Пожалуйста, оцените этот материал!
Загрузка…Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!
Как самостоятельно выставить зажигание на четырехколесном друге?
Регулировка зажигания является одной из самых распространенных задач, с которой сталкиваются наши соотечественники. Эта процедура позволяет избавиться от неправильной работы двигателя, тем самым предотвратив износ его конструктивных элементов. Подробнее о том, как самостоятельно выставить зажигание и какие методы существуют — узнайте из этого материала.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Причины исчезновения заводских настроек
Даже если вместо замка в вашем автомобиле установлена кнопка, рано или поздно вам все равно предстоит регулировать зажигание. Перед тем, как сделать все своими руками, давайте разберемся в причинах, при которых возникает эта необходимость. В первую очередь, причиной этому является сам водитель, который по различным причинам мог демонтировать распределитель зажигания. А при дальнейшей его установке УОЗ (угол опережения зажигания) не был должным образом отрегулирован.
Причина, по которым производится установка момента зажигания, кроется в метках на узлах. При демонтаже распределителя эти метки сбиваются, соответственно, автовладелец просто уничтожает заводские настройки. Так что перед тем, как проводить какие-либо работы, связанные с прерывателем, надо отметить расположение всех меток.
Регулировка прерывательного узла для выставления УОЗИнструкция по установке трамблера
Выставление угла зажигания требуется автомобилям, имеющим трамблер, на остальных авто угол выставляет ЭБУ.
Если установка момента зажигания осуществляется своими руками, то, как сказано выше, необходимо ориентироваться по специальным меткам. В зависимости от конкретного транспортного средства, регулировка КСЗ или БСЗ на дизельном двигателе или бензиновом агрегате может иметь свои нюансы. К примеру, в машинах отечественного производства ВАЗ установка момента зажигания производится по первому цилиндру. То есть для выставления поршень следует установить в положение ВМТ, ведь именно в нем происходит момент сжатия.
Настройка системы зажигания производится таким образом:
- В первую очередь извлекается свеча этого цилиндра.
- При помощи пробки или пальца следует закрыть свечное отверстие.
- Коленвал необходимо вращать по часовой стрелке, для этого можно использовать торцевой ключ. Это делается до того момента, пока воздух не будет выталкивать пробку или палец из свечного отверстия.
- Маховик крутится дальше, пока не совпадут метки его вала со средней меткой, находящейся на крышке газораспределительного механизма. В этом случае настройка зажигания позволит выставить угол на 5 градусов, а это нормально для автомобиля, использующегося на топливе 92 или 95.
- После этих действий можно ставить трамблер. Корпус этого устройства должен располагаться в таком положении, чтобы воображаемая линия проходила параллельно оси силового агрегата. Что касается ротора бегунка, то он должен смотреть в сторону контакта первого цилиндра на крышке. Если у вас все получилось, то автомобиль должен завестись, а далее необходимо будет произвести регулировку угла (автор видео — канал Lty D).
Установка угла опережения по искре
Как выставить зажигание своими руками? Устанавливая электронное зажигание в своем автомобиле, можно использовать несколько способов, один из них — регулировка угла по искре. Для этого с помощью коленвала поршень цилиндра 1 устанавливается в моложение ВМТ. В данном случае раздатчик должен направляться в сторону контакта провода цилиндра. В том случае, если он будет смотреть в другую сторону, необходимо еще раз провернуть маховик.
Далее, из крышки распределительного узла следует извлечь центральный высоковольтный кабель, контакт которого следует разместить примерно в 0.5 см от кузова авто или ГБЦ. Крепление трамблера следует ослабить, после чего активируется зажигание. Корпус прерывательного узла проворачивается, а по движениям бегунка следует найти нужное положение, при котором появится искра между контактном высоковольтного кабеля и массой авто. Далее, прерыватель двигается против часовой стрелки (очень медленно), и вам нужно поймать тот момент, когда искра больше не появится (автор видео о настройке УЗО при помощи специального устройства стробоскопа — Владислав Чиков).
Регулировка зажигания на слух
Если вы не знаете, как выставить зажигание, то можно использовать метод на слух.
Для поиска искры зажигания таким образом нужно завести мотор и прогреть его, процедура осуществляется на заведенном ДВС:
- Сначала следует ослабить гайку, которая крепит корпус распределителя, затем узел нужно вращать в разные стороны.
- В тот момент, когда обороты ДВС будут наиболее высокими, следует поддать газу. Если при нажатии на газ не произошло перебоев, выстрелов либо хлопков, это свидетельствует о том, что положение было найдено.
- От данной точки необходимо провернуть корпус трамблера на несколько градусов по часовой стрелке, а затем зафиксировать его в таком положении. Это нужно сделать для того, чтобы установленный угол не был ранним. Бывает такое, что установка угла опережения зажигания невозможна в результате использования некачественного бензина или каких-либо проблем в работе топливной системы.
Регулировка зажигания по лампочке
Если вы не знаете, как правильно выставить зажигание, а усилитель искры в вашем авто не используется, то есть еще один метод — по лампочке. Для установки зажигания таким образом необходимо в первую очередь поставить поршень цилиндра 1 в положение ВМТ, об этом мы подробно рассказывали выше. Установка зажигания по лампочке подразумевает использование любой 12-вольтной лампы к распределителю и кузову авто.
1. Используйте контрольную лампу для регулировки. 2. С ее помощью настройте трамблер.Когда зажигание включено, корпус трамблера необходимо вращать в разные стороны до того момента, пока лампа не начнет гореть. В этот момент нужно остановить трамблер и в этом положении закрепить его. В том случае, если двигатель хорошо работает при больших несовпадениях отметок, это может быть обусловлено некорректной сборкой силового агрегата либо растяжением цепи ГРМ.
Основные аспекты зажигания разных видов, регулировка контактов
В целом установка электронного зажигания — не особо сложная задача, если к ее выполнению подойти с умом. Если у вас есть сложности с настройкой, можно использовать прибор для установки угла опережения зажигания, найти в продаже его можно в любом магазине. Следует отметить, что если ваш автомобиль оборудован ГБО, вам поможет установка вариатора опережения зажигания.
Также нужно учитывать, что вне зависимости от системы — электронной или механической — процедура выставления угла выглядит идентично. Единственное отличие заключается в том, что в механическом варианте искры появляется в результате размыкания контактов.
Так что перед регулировкой следует настроить зазор между контактами:
- Коленвал надо повернуть до того момента, пока между контактам не появится наибольшее расстояние.
- Используя щуп, необходимо проверить зазор и сверить его с тем, который предписан производителем авто.
- С помощью пластины нужно выставить соответствующий зазор и затянуть все винты.
Видео «Рекомендации по самостоятельной настройке УОЗ»
Как правильно установить УОЗ и как при этом не допустить ошибок — узнайте из видеоинструкции ниже (автор видео — Наиль Порошин).
Загрузка …Как выставить зажигание правильно? :: SYL.ru
Распространенной проблемой автомобилистов является выставление зажигания. Она затрагивает не только автовладельцев, но хозяев скутеров, мопедов, мотоциклов и различных других транспортных средств, работающих на двигателе внутреннего сгорания.
Очень часто можно услышать в кругах водителей или прочитать на форуме вопросы о том, как выставить зажигание. Не всегда выставленное зажигание является правильным именно для вашего вида техники.
Основные ошибки водителей
На самом деле такая процедура не является сложной, но многие владельцы транспортных средств даже не знают, с какой стороны подойти к силовому агрегату. Опираясь на опыт специалистов, можно сделать вывод, что основная масса водителей попросту не очень внимательно и аккуратно снимает крышку с распределительного механизма. При этом они не обращают на надписи, которые там имеются. После проведения работ автовладелец монтирует крышку трамблера, а машина не заводится, и, соответственно, человек находится в полной растерянности. Как правильно выставить зажигание и какие манипуляции при этом необходимо сделать, должен знать каждый водитель.
Что такое зажигание?
Чтобы ответить на вопрос о том, как выставить зажигание, для начала следует понять и разобраться в структуре его работы. Вся система зажигания любого транспортного средства вне зависимости от его габаритов и мощности отвечает за корректную работу силового агрегата. При этом регулируется правильный и четкий момент воспламенения топливной смеси. При подаче смеси в камеру сгорания и последующем максимальном сжатии происходит подача высокого напряжения на свечу и разряд в виде искры. Она, в свою очередь, провоцирует детонацию смеси. Напряжение, подаваемое на свечу, может достигать 40 000 вольт. При нормальной работе системы зажигания двигатель максимально быстро набирает обороты; содержание выхлопных газов соответствует норме, а также отсутствует повышенная детонация.
Факторы, свидетельствующие о неисправности в системе зажигания
Чтобы определить работоспособность системы зажигания, необходимо выкрутить свечи и изучить их. При нормальной работе на них присутствует нагар светло-коричневого цвета. Если на свечах имеется маслянистый и толстый нагар черного цвета, то это является первым признаком неправильной работы системы воспламенения. По медленному набору оборотов мотором и выхлопу также можно оценить работоспособность зажигания. При медленном разгоне двигателя, неравномерном выхлопе и большом количестве дыма можно судить о неправильной настройке в системе зажигания. В таком случае следует обязательно провести работу по регулированию системы зажигания.
Общие моменты при работе с отечественными машинами
Как выставить зажигание? Работу данного характера необходимо выполнять с самого начала правильно и без ошибок.
Перед снятием распределителя зажигания нужно поставить метки. Для этой процедуры нужно включить повышенную скорость и медленно толкать машину. Необходимо добиться такого результата, чтобы метка на коленвале совпала с нанесённой заводом меткой на блоке цилиндров. Затем нужно снять крышку, которой закрыт распределитель, и внимательно изучить размещение бегунка; запомнить или зарисовать положение разностной пластины и только после этого приступить к демонтажу распределителя.
Стоит учесть очень важный момент: после снятия трамблера ни в коем случае нельзя вращать коленчатый вал, так как это полностью собьет нанесенные метки.
Общие моменты при работе с зарубежными машинами
Как правильно выставить зажигание на зарубежном автомобиле?
Ситуация при выставлении зажигания на иномарках обстоит немного по-другому. При взаимодействии с такими машинами необходимо на двигателе отыскать метку и установить по ней бегунок. После всех работ нужно провернуть коленвал на 2 оборота и убедиться в правильности функционирования системы. В любом случае метки-ориентиры сохраняются. Если после того, как вы провернете на два оборота коленчатый вал метки сойдутся, значит, все выполнено правильно и можно затягивать винты. Провода высокого напряжения на свечи ставятся в следующем порядке: 1, 3, 4, 2 (счет начинается от радиатора).
Таковы основные особенности выставления зажигания на автомобилях иностранного производства.
Как выставить зажигание на двигателях невысокого объема?
Перед началом работы следует выяснить, какая система создания искры установлена на транспортном средстве. О том, как выставить зажигание на скутере, должен знать каждый водитель.
Существует два вида создания искры:
- контактного типа;
- бесконтактного типа.
Безусловно, принцип действия у них будет отличаться. Ранее практически на всех мопедах устанавливалась контактная система. В современных моделях скутеров можно наблюдать бесконтактную систему, которая является усовершенствованной и более надежной. Контактная система работает по принципу разрыва цепи. При механическом вращении контакт на катушке прерывается, что сопровождается скачкообразным увеличением напряжения в цепи. Далее разряд попадает на распределитель. При этом зажигание может быть как ранним, так и поздним. Установить нормальное зажигание необходимо на трамблере. Здесь устанавливается два механизма: размыкания и распределения.
Таким образом, мы выяснили, как выставить зажигание на скутере. Как видите, ничего сложного в этой работе нет.
Выставление системы зажигания на мопеде
Как выставить зажигание на мопеде? Настройка системы воспламенения проводится в определенном порядке.
- После окончания разборки картера на группе контактов следует вывести зазор. Он должен быть максимальным для полного круга вращения.
- С помощью штангенциркуля нужно установить поршень двигателя в экстремуме. Значение выбирается согласно инструкции применительно к данной модели транспорта.
- После этого необходимо отпустить винты на статоре и выставить положение замкнутого контакта.
- Далее все собирается на место.
Система бесконтактного типа
Работа с этой системой завязана на датчике. При вращении ротор в определённое время замыкает его, в результате чего передается импульс на коммутатор. Это устройство собирает ток из зарядного устройства и посылает его на обмотку первичного назначения. В результате этого во вторичной обмотке начинает генерироваться напряжение большой величины. Как раз вторичная обмотка и провоцирует создание искры. При нарушении работы этого механизма нужно провести следующие работы:
- Снять все узлы картера, чтобы добраться до зажигания (как это сделать, можно посмотреть в инструкции).
- Теперь на картере и роторе необходимо отыскать метки положения верхней точки поршня. Если нет меток, то их делают в месте, удобном для обзора.
- Теперь следует провернуть вал двигателя. Затем создается искра и выставляется новая метка. Разность между этими отметками — опережение системы зажигания.
- После этого нужно окрутить винты крепления статора; по нормативной документации найти истинные значения угла опережения и выставить их.
Выставления зажигания на более мощном двигателе
В качестве примера выставления зажигания выберем мотоцикл, а именно рассмотрим, как выставить зажигание на «Юпитере». Чтобы провести такого рода процедуру, потребуется:
- Первоначально подготовить лампочку (12 В), мультиметр, штангенциркуль.
- Отвинтить сбоку картера крышку от генератора. С другой стороны снять крышку для удобства работы. Затем следует медленно провернуть коленчатый вал по часовой стрелке. При этом вращении нужно постараться остановиться на максимальном зазоре между контактами прерывателя.
- Теперь нужно ослабить винт и поставить эксцентрик таким образом, чтобы между контактами остался зазор около 0,5 мм. После выполнения всех процедур надо затянуть винт.
- Далее провернуть вал до положения верхней мертвой точки.
- Замерить глубину до поршня.
- Добавить 3-4 мм к измеренной глубине и выставить контакты в положение начального размыкания.
- Проверить точность выставленного контакта: при включенном зажигании лампочка должна загораться. Если не горит – следует увеличить зазор.
Перед тем как выставить зажигание на «Иж», важно знать, что такая процедура проводится для каждого цилиндра по отдельности. Начинать следует с левого цилиндра. На правом цилиндре процедура выставления зажигания является аналогичной.
Зажигание на ВАЗе
Как выставить зажигание на ВАЗ? На больших двигателях, где задействовано более двух цилиндров, система является намного сложнее. Поэтому и работа будет объемнее.
Для примера рассмотрим вопрос о том, как выставить зажигание на 2106.
Для проведения всего комплекса работ на ВАЗ 2106 потребуется:
- рожковый ключ на 13 мм;
- мультиметр;
- лампочка.
На начальном этапе необходимо определиться, какой цилиндр будет работать на опережение. Опережение может применяться к первому или четвертому цилиндру. В данном случае будет рассмотрен пример на цилиндре № 1.
На втором этапе следует открутить и снять крышку газораспределителя, где находятся метки. Они предназначены для выставления зажигания на опережение. Метки распределены по длине: короткая, средняя, длинная; соответственно, опережение на 10, 5, 0 градусов. На шкиве коленвала есть метка высшей мертвой точки.
Теперь переходим к регулировке или выставлению зажигания:
- Выкручиваем свечу из цилиндра № 1.
- Закрываем отверстие от свечи пробкой.
- Проворачиваем коленвал, до того пока пробка не вылетит.
- Теперь совмещаем метку шкива с одной из черточек на крышке газорапределителя.
- Проводим выставление по средней метке (если бензин АИ-95 или АИ-92).
- При повороте коленвала необходимо, чтобы ротор зажигания повернулся, развернув контакт в сторону обрабатываемого цилиндра.
- Ось должна проходить через контакт параллельно мотору.
- Если ось не проходит правильно, то отворачиваем газораспределитель, повернув ротор до нужного состояния, и наживляем распределитель.
- Лампочкой проверяем момент зажигания.
- Один контакт кидаем на катушку зажигания, а второй — на массу.
- Зажигание включаем.
- Необходимо добиться состояния, в котором лампочка не горит.
- Поворачиваем ротор назад и, как только индикаторная лампочка загорается, фиксируем распределитель.
- Теперь собираем все назад.
Инжекторный двигатель
Как выставить зажигание на инжекторе?
При использовании в двигателе инжектора все завязывается на электронной системе. При этом необходимо подключить компьютер и провести диагностику. После того как проблемы будут обнаружены, приступаем к их решению: необходимо точно отрегулировать положение заслонки дросселя. Это проводится с помощью мультиметра. Подключаем зажимы тестера к контактной фишке и снимаем полученные значения напряжения, которые в дальнейшем сравниваем со значениями в руководстве. Вся регулировка здесь завязана на измерении напряжения и его сравнении с табличными значениями.
Как выставлять зажигание на автомобиле.
Неотрегулированное зажигание обязательно приводит к падению мощности вкупе с повышенным расходом топлива. Стук поршневых втулок, детонация цилиндров и, как следствие, перегрев двигателя также связаны с неправильным состоянием системы. Знания того как выставить зажигание двигателя помогут добиться легкого запуска, устойчивой работы холостого хода, без пригорания клапанов, черного шлейфа из глушителя и потери приемистости автомобиля.
Роль зажигания в работе ДВС
Следует помнить, что воспламенение горючей смеси происходит в мгновение, когда поршень достигает конкретного положения относительно ВМТ. Следует также знать о терминах: раннее и позднее зажигание.
В первом случае происходит ранняя подача искры и, воспламенение горючего до достижения поршнем ВМТ.
Во втором случае – это поздняя подача искры, когда смесь воспламеняется при движении поршня вниз.
В силу ненормального, то есть раннего или позднего возгорания топлива, цилиндр подвергается воздействию своеобразного взрыва. Но как выставить зажигание и избежать сильных ударных нагрузок, когда поршень несколько смещается от центра, ударяясь о стенки цилиндра?
В результате детонации края и рабочая плоскость клапанов, как правило, оплавляются и прогорают. Это явление тесно связано с требованиями установки угла опережения зажигания (УОЗ).
Значит, за оборот коленвала необходимо успеть подать искру так, чтобы горючая смесь успела сгореть полностью.
Возгорание смеси, например, бензин-воздух происходит от подаваемой в камеру сгорания свечной искры. Происходит сие в момент достижения поршнем такта сжатия, то есть ВМТ. Дело в огромной частоте вращения коленчатого вала. За мгновение поршень проходит путь, отталкиваясь от момента возгорания до перемещения вниз под воздействием сгоревших газов. Если воспламенение произойдет, когда поршень достигнет ВМТ, то горение возникнет в начале рабочего процесса (хода). Это приведет к снижению давления газов. Но если возгорание произойдет раньше, чем он переместится вверх, то произойдет противодействие его перемещению.
Устройство системы
Система зажигания ориентирована подавать искровой разряд к свечам в такт работы двигателя. Существует варианты контактной, бесконтактной и электронной системы, идентичные по способу создания импульса. Чтобы иметь поверхностное понятие о том, как выставлять зажигания, нелишне знать об основных его элементах:
- Источник питания (аккумуляторная батарея), необходимая для запуска мотора и генератор тока для работы автомобиля.
- Замок зажигания, предназначенный подавать напряжение в электрическую систему.
- Катушка зажигания, преобразующая энергию батареи до 30000В, достаточную для создания электрического разряда между электродами свечи.
- Свечи зажигания – представляют собой металлический проводник с наружной изоляцией из жаропрочного фарфора. Вторым электродом является резьбовая часть свечи. Расстояние между электродами 0,15÷0,25 мм.
- Блок распределения зажигания способствует подаче энергии от катушки к свечам в соответствии с тактами двигателя, например 1-3-4-2.
- Прерыватель-распределитель предназначен для распределения напряжения посредством проводов к свечам.
- Высоковольтные провода – это одножильные, можно сказать кабели, с высокой степенью изоляции. Для устранения радиопомех внутренний провод выполняется в виде спирали.
Следует помнить, что выставление зажигания заключается в необходимости сгорания топливной смеси без остатка. А это значит, что ее нужно подать и сжечь, по достижении поршня ВМТ. Неправильная установка УОЗ обязательно приведет к детонации цилиндров со всеми вытекающими последствиями.
Порядок установки
Возникает вопрос, как выставить зажигание. Итак, усвоили, что возгорание смеси должно происходить по достижении поршня ВМТ. Момент этот определяется положением коленчатого вала. Иными словами, речь идет о положении (в градусах) коленчатого вала к ВМТ. Если имеет место смещение в сторону ВМТ, то такая позиция называется поздним зажиганием. Смещение к НМТ называется ранним УОЗ. Величина последнего напрямую зависит от оборотов двигателя. Значит, при высокой частоте вращения вала, устанавливается ранним УОЗ. Сама процедура, как выставить зажигание на автомобиле намного проще его словесного изложения.
Не вдаваясь в тонкости, ставим авто, например, ВАЗ 2105 на нейтральное положение с затяжкой ручного тормоза. Последовательность операции заключается в снятии крышки прерывателя распределителя (трамблера) и проворачивании коленвала специальным ключом до положения, пока бегунок не окажется направленным к первому цилиндру. Визуально следует зафиксировать положение заводских меток и отливов на шкиве и передней крышке. Совпадение их чрезвычайно важно.
Выставляем самостоятельно
Перед тем, как выставить зажигание на своем авто, нужно проверить:
- Исправность свечей.
- Контакты прерывателя.
- Конденсатор на заряд/разряд (тестером).
- Катушку зажигания и провода, от него идущие.
Убедившись и в исправности карбюратора, вакуумного узла, можно начать выставлять зажигание.
Метка коленчатого вала ВАЗ 2109
Допускаем, что трамблер после ремонта нужно вернуть на место. Для этого находим 1-цилиндр и ориентируемся на метки коленчатого вала и отлива на крышке ГРМ (газораспределительный механизм). Делается операция проворачиванием коленвала. Это совпадение будет свидетельствовать о такте сжатия. Вставленная в свечное отверстие пробка, для проверки компрессии, обязательно вылетит. Далее нужно совместить метку на шкиве с самой длинной меткой на крышке. Устанавливаем трамблер в шлицы ГРМ, чтобы бегунок разместился в направлении 1-цилиндра.
Далее, чтобы провернуть коленвал, трамблер чуть приподнимается и на один шлиц переносится зацепление по часовой стрелке. Делается это для придания распределителю окончательной регулировки. По заводской Инструкции устанавливается контактный зазор. Если есть разбег между метками, то трамблер нужно повернуть на несколько градусов в ту или иную сторону. Нужно запомнить:
- метка шкива ушла в направлении вращения коленвала, имеет место позднее зажигание. Трамблер нужно повернуть против часовой стрелки;
- метка на шкиве отстала от отлива на крышке, имеем сильно ранее зажигание. Тогда поворачиваем трамблер по часовой, на некоторое количество градусов.
Установку угла опережения можно произвести обычной контрольной лампой или стробоскопом. Но это другая тема.
Проверка качества работы
О том, как правильно выставить зажигание следует провести тестовую проверку УОЗ, начиная с разгона автомобиля до 40км/час. Далее, нажатием на акселератор машина разгоняется до 60 км (желательно больше) и внимательно прослушивается работа мотора. Может возникнуть клацающий звук, что будет свидетельствовать о наличии детонации. С набором скорости звуки должны прекратиться. Таковое может означать, что система работает нормально, а водитель разбирается в том, как выставить зажигание на своем авто. Обычно детонация свидетельствует о раннем угле опережения зажигания.
Как выставить зажигание на ваз 2101: детальная инструкция
В статье рассмотрен вопрос как выставить зажигание на ВАЗ 2101: приведена инструкция выполнения всех необходимых операций и предоставлены соответствующие рекомендации.
Известно, что неверно выставленный момент зажигания приводит к нарушению правильной работы силового агрегата автомобиля. В большинстве случаев именно это является причиной нестабильности работы двигателя на холостых оборотах, существенного снижения его мощности и повышения расхода топлива. В этой статье мы и рассмотрим вопрос, как выставить зажигание на ВАЗ 2101 самостоятельно, то есть без обращения в автосервис.
Прежде всего отметим: описываемая нами инструкция как выставить зажигание ВАЗ 2101 абсолютно справедлива и по отношению к другим моделям «классических» моделей ВАЗ. Так, например, аналогичным описанному ниже процессу, является процесс настройки на моделях ВАЗ 2102, 03, 04, 05, 06, 07, 2121 («Нива»), оснащенных контактной системой зажигания.
Необходимые инструменты и приспособления
Для того чтобы произвести регулировку зажигания ВАЗ 2101,
- рожковой или рожково-накидной ключ на 13мм;
- ключ для выкручивания свеч;
- лампа, рассчитанная на напряжение 12В;
- специальный ключ на 38мм.
Настройка зажигания ВАЗ 2101 – что нужно знать перед началом работы
Настройка производится согласно специальным меткам, которые располагаются на крышке ГРМ. Как можно заметить на фото ниже, на крышке ГРМ находятся три метки:
МеткиКаждая из меток свидетельствует об определенном угле опережения:
- первая – 10°;
- вторая – 5°;
- третья – 0°.
Для определения верхней мертвой точки следует руководствоваться соответствующей меткой на ободе шкива. Данная метка указана на изображении ниже:
Метка на ободе шкиваКак настроить зажигание на ВАЗ 2101 – детальная инструкция
Перед тем как приступить к работе ставим автомобиль на стояночный тормоз, а под задние колеса устанавливаем противокатные упоры. Помните, что при любых ремонтных работах данные подготовительные операции являются обязательными с точки зрении обеспечения техники безопасности, игнорировать которую недопустимо.
Далее установка зажигания ВАЗ 2101 выглядит следующим образом:
1. С помощью свечного ключа выкручиваем свечу первого цилиндра силового агрегата, после чего затыкаем отверстие подходящей пробкой или пальцем.
2. Используя специальный ключ на 38мм, прокручиваем коленвал до того момента, пока в первом цилиндре не начнет происходить такт сжатия. Свидетельством этого будет являться выскочившая из свечного отверстия пробка. Если отверстие вы закрыли пальцем, то вы должны ощутить достаточно сильное давление.
3. Проворачиваем коленвал двигателя до того момента, пока метка на шкиве не будет совпадать с соответствующей риской на крышке ГРМ. Если чаще всего вы используете топливо марки АИ 92, следует добиться совпадения со второй риской; если же вы используете бензин с более низким октановым числом – с третьей (длинной) риской.
4. Аккуратно отстегиваем фиксаторы пластиковой крышки трамблера и снимаем ее:
Снимаем крышку трамблера
5. После прокручивания коленвала ротор трамблера должен располагаться таким образом, чтобы его наружный контакт находился в направлении первого цилиндра двигателя. В том случае, если направление неверно:
- откручиваем крепление трамблера и, вращая постепенно ось ротора, выставляем его так, чтобы его направление было параллельно двигателю;
- закручиваем крепежную гайку (полностью не зажимаем).
6. Подключаем лампу 12 В (вольтметр): один провод подсоединяем к клемме катушки зажигания (вывод низкого напряжения), а второй – к «массе».
7. Включаем зажигание и постепенно проворачиваем распределитель вправо. Проворачивать распределитель следует до того момента, пока подключенная лампа не перестанет светиться. Если после включения зажигания лампа не светится, то в описываемой операции нет необходимости.
8. Вращаем, распределитель в правую сторону и в тот момент, при котором начинает светиться лампа, затягиваем крепежную гайку полностью.
9. Производим установку крышки трамблера.
Как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2101 — проверка
После выполнения всех операций, описанных выше, необходимо произвести проверку правильности настройки зажигания. Проверка выглядит следующим образом:
- Заводим автомобиль и трогаемся с места.
- Разгоняем автомобиль примерно до скорости 50км/ч, включаем 4-ю передачу и быстро нажимаем на педаль акселератора. После этого должна возникнуть детонация двигателя, которая должна исчезать по мере набора автомобилем скорости.
В ситуации, если детонация двигателя появилась, но по мере разгона машины не исчезла, можно придти к выводу, что установлено раннее зажигание. Если же детонация и вовсе не появилась – зажигание позднее. Решение таких проблем выглядит следующим образом:
- в первой ситуации необходимо в правую сторону провернуть распределитель примерно на 0,5-1 деление;
- во второй ситуации необходимо в левую сторону провернуть распределитель на 0,5-1 деление.
На этом вопрос как выставить зажигание на ВАЗ 21011 и прародителе всех классических моделей ВАЗ – модели 2101, можно считать полностью рассмотренным.
Как можно заметить, каких-либо особых сложностей в установке зажигания нет, и с данной работой справится любой, даже начинающий, автолюбитель.
Вконтакте
Google+
Как правильно выставить зажигание на Ваз 2107 (Фото,Видео)
Динамика автомобиля, расход топлива, токсичность выхлопа и надежность запуска на карбюраторной “семерке” зависят от правильности установки угла опережения зажигания. Устаревшая “контактная” система требует периодического обслуживания и регулировки. Регулировка зажигания на ВАЗ 2107 с инжекторным двигателем, оборудованным бесконтактной системой зажигания, не требуется. Но владельцам устаревших модификаций ВАЗ 2107 приходится обращаться для регулировки на СТО или выполнять операцию самостоятельно. Сделать это несложно.
Что такое “угол опережение зажигания”
Опережение зажигания означает воспламенение воздушно-топливной смеси ранее, чем поршень достигнет верхней мертвой точки (ВМТ) во время такта сжатия. Это фактор оказывает большое влияние на работу двигателя. Между моментом возникновения искры и моментом, когда давление газов в цилиндре достигает апогея, проходит определенное время. Хотя данный отрезок времени крайне мал, из-за высокой частоты вращения коленвала за время поджига смеси поршень может пройти большой путь с момента искрообразования до взрыва смеси. При правильно выставленном угле опережения смесь взрывается в момент, когда поршень находится в ВМТ и готов двигаться вниз. Если воспламенение смеси происходит раньше (“раннее зажигание”), она взрывается еще на фазе подъема поршня и препятствует движению поршня (двигатель детонирует). Это приводит к преждевременному износу деталей и ухудшению характеристик двигателя. Если поджиг производится поздно (“позднее зажигание”), смесь взрывается после того, как поршень ушел из ВМТ, что приводит к догоранию топлива уже в выпускном коллекторе, снижению давления газа в цилиндре и, значит, потерям мощности и снижению экономичности. Поэтому установка зажигания на ВАЗ 2107 — важная и необходимая процедура. Искрообразование должно происходить в наиболее подходящий момент, который зависит от положения педали газа и оборотов коленвала.К чему приводит неправильно выставленное зажигание на ВАЗ 2107
Неправильный угол опережения вызывает такие проблемы:
Перегрев двигателя. Раннее зажигание вызывает детонацию, которая меняет температурный режим в работе мотора. Одновременно увеличивается нагрузка на кривошипно-шатунный механизм, снижая их ресурс работы.
Снижение динамики машины. Раннее и позднее зажигание ВАЗ 2107 приводит к тому, что энергия топлива расходуется не оптимально. Взрыв смеси должен происходить точно в момент нахождения поршня в ВМТ.
Прогорание клапанов. При позднем зажигании смесь продолжает гореть на протяжении фазы выпуска, отчего перегреваются клапана и происходят “хлопки” выпускном коллекторе.
Что необходимо чтобы отрегулировать зажигание ВАЗ 2107 (карбюратор)
Чтобы выставить зажигание и отрегулировать зазор прерывателя трамблера, понадобятся:
- ключ на 13;
- отвертка;
- наждак;
- свечной ключ;
- спецключ для коленвала;
- вольтметр или “контролька” (лампа 12В).
Метки зажигания ВАЗ 2107
При регулировке угла опережения необходимо ориентироваться на метки, нанесенные на шкив коленвала и на передней крышке двигателя.
На шкив двигателя нанесена насечка, которая должна совмещаться с одной из трех меток на крышке, в зависимости от используемого топлива.
Метки на крышке разной длины — короткая, средняя и длинная. Первая соответствует углу опережения 10 градусов, вторая — 5 градусов, третья — 0 градусов (поджиг смеси происходит в ВМТ).
Топливо с высоким октановым числом горит быстрее, чем низкооктановое. ВАЗ 2107 рассчитан на бензин с октановым числом 92-95, поэтому оптимальное опережение для него — 5 градусов.
Как выставить зажигание на ВАЗ 2107
Для регулировки зажигания нет необходимости даже в гаражных условиях. Выставить угол опережения при наличии инструментов можно буквально на улице. Порядок действий следующий:
- Дать остыть двигателю (если он горячий). Это позволит избежать ожогов в процессе работы.
- Снять высоковольтные провода со свечей.
- Выкрутить свечи зажигания (можно ограничиться лишь свечой первого цилиндра, но при всех выкрученных свечах в цилиндрах отсутствует компрессия и вращать коленвал намного легче).
- Закрыть пальцем отверстие свечи на первом цилиндре (это поможет определить начало такта сжатия в цилиндре).
- При помощи спецключа провернуть коленвал до начала такта сжатия (палец должен ощутить давление воздуха).
- Продолжая вращать коленвал, совместить метку на шкиве со второй меткой на передней крышке двигателя.
[tip]Примечание: если двигатель эксплуатируется на высокооктановом топливе (92 или 95 бензин), необходимо установить угол опережения 5 градусов (средняя метка на двигателе). Если используется 76 или 80-й бензин, во избежание детонации угол опережения должен быть равен нулю (длинная метка на двигателе).[/tip]
- Снять крышку трамблера, отщелкнув скобы крепления. При выставленных метках “бегунок” должен быть повернут наружным контактом к выводу провода первого цилиндра на крышке распределителя. Если это не так, стоит проверить положение коленвала — возможно, первый цилиндр находится в ВМТ в конце такта выпуска, а не сжатия).
- Проверить положение защелок крышки распределителя. Они должны находиться на линии, параллельной оси двигателя.
- Ослабить гайку фиксации распределителя, чтобы его корпус свободно вращался руками.
- Подключить вольтметр или лампу на 12 вольт у “массе” и к выводу катушки зажигания, идущему к низковольтному проводу трамблера.
- Включить зажигание.
- Плавно вращать корпус трамблера по часовой стрелке, пока не погаснет контрольная лампа (не пропадет напряжение на вольтметре). Если лампа не горит сразу после включения зажигания, вращать трамблер не надо.
- Медленно провернуть трамблер против часовой стрелки до момента, когда зажжется контрольная лампа.
- Прекратить вращение и затянуть гайку фиксации распределителя.
- Выключить зажигание.
- Установить крышку трамблера на место.
- Подключить высоковольтные провода.
Проверка угла опережения зажигания
Прежде всего, необходимо завести мотор. Если он ранее заводился, а после регулировки — нет, стоит еще раз проверить правильность установки угла опережения. Если двигатель работает, необходимо провести проверку угла опережения на ходу:
- Разогнать машину до 45 км/час.
- Включить 4-ю скорость.
- Резко выжать педаль газа.
- Должна возникнуть детонация продолжительностью 2-3 секунды, а затем, после ускорения автомобиля, она должна исчезнуть.
Если детонация не пропадет после набора скорости, зажигание “раннее”. Если детонация не возникает вовсе — зажигание “позднее”. Чтобы уменьшить опережение, следует открутить гайку фиксации трамблера и провернуть его по часовой стрелке чуть меньше, чем на деление шкалы. Увеличить опережение можно, провернув распределитель против часовой стрелки.
Совет: когда зажигание идеально выставлено, следует нанести краской метку на шкале. Это облегчит последующую регулировку зажигания.
Регулировка зазора прерывателя трамблера ВАЗ 2107
Качество искры зависит от зазора между контактами прерывателя и состояния самих контактов. Чтобы отрегулировать трамблер ВАЗ 2107, необходимо выполнить такие операции:
- отщелкнуть скобы крепления и снять крышку трамблера;
- открутить винты крепления бегунка;
- снять бегунок;
- зачистить контакты прерывателя наждаком (чтобы не повредить контакты, необходимо использовать наждак с зернистостью не крупнее 600).
- ослабить винт, фиксирующий контакты прерывателя;
- вращая регулировочный винт выставить зазор 0,4 мм, используя соответствующий щуп;
- затянуть фиксирующий винт;
- установить и закрепить бегунок;
- зафиксировать крышку трамблера.
Инструкция по настройке системы зажигания ВАЗ 2107 своими руками
Жигулёвская «классика» ВАЗ 2107 не относится к современным автомобилям, сделанным по последнему слову техники и нафаршированным сложной электроникой. В этом её прелесть — не нужно по всякому поводу обращаться к специалистам автосервиса, большинство работ по обслуживанию авто способен сделать сам хозяин. Сюда относится и процедура настройки зажигания, которую в состоянии выполнить каждый желающий, предварительно изучив подробную инструкцию.
Когда нужно выставлять зажигание?
Первое, что следует знать, — регламента для проведения данной операции не существует, поскольку угол опережения зажигания выставляется либо корректируется только при необходимости. Она может быть вызвана такими причинами:
- Вы недавно приобрели «семёрку» на вторичном рынке и пытаетесь «довести её до ума».
- После ремонта двигателя, сопровождавшегося его разборкой.
- После откручивания или снятия главного распределителя зажигания (трамблёра) независимо от причины, почему это было сделано.
- При переходе с высокооктанового топлива на бензин с пониженным октановым числом и наоборот.
- После замены контактной группы или подшипника в трамблёре (в машинах со старой системой зажигания).
Примечание. На автомобилях ВАЗ 2107, оснащённых инжектором с управлением электроникой, причиной проверки системы искрообразования может служить вспыхнувшее табло Check Engine на панели приборов. Правда, оно ведёт себя подобным образом при возникновении ещё дюжины неисправностей. Так что неполадки с зажиганием нужно сначала диагностировать, обратившись на станцию технического обслуживания.
В подавляющем большинстве случаев установка момента искрообразования производится вследствие нарушения настроек после выполнения разборки или ремонта двигателя. Отдельный вопрос — переход на высокооктановый бензин, требующий воспламенения с большим опережением, для чего и проводится корректировка.
Производить проверку своевременного образования разряда на электродах свечей желательно в тех случаях, когда наблюдается нестабильная работа двигателя, слышны хлопки в карбюраторе и выхлопной трубе, сопровождающиеся повышением расхода топлива. Если вы ещё не успели обнаружить «прожорливость» машины, то обратите внимание на цвет дыма, при большом расходе бензина он чёрный, как и нагар на электродах свечей.
Ремонт глушителя на «классике» детально изучен здесь: https://vazweb.ru/desyatka/vyhlop/zamena-glushitelya-vaz-2107.html
Разновидности систем
В течение десятилетий, пока выпускалась модель ВАЗ 2107 (с 1982 по 2012 год), она оснащалась тремя типами систем зажигания:
- механическая с контактами — прерывателями;
- бесконтактная;
- управляемая электронным блоком (ЭБУ).
Схема контактного зажигания, установленная в первых моделях ВАЗ 2107
Примечание. Первые 2 разновидности ставились на «семёрки» с карбюратором, последняя внедрена вместе с инжектором.
В механическом варианте контакты, размыкаемые кулачком вала трамблёра, разрывают цепь низкого напряжения, инициируя образование мощного импульса во вторичной обмотке катушки. Этот разряд и направляется на электроды свечи, воспламеняющей топливо в том цилиндре, где поршень поднялся в верхнюю мёртвую точку (ВМТ) и такт сжатия завершён.
Схема бесконтактного зажигания семёрки с карбюратором
Бесконтактная схема действует по такому же принципу, только сигнал на разрыв цепи подаёт датчик Холла, а реализует его коммутатор. Поэтому настройка зажигания на карбюраторных «семёрках» производится практически одинаково. Другое дело — автомобили с инжектором, где внедрена новая система, не имеющая не только контактов, но и распределителя и любых движущихся частей. Здесь момент образования искры определяет контроллер ЭБУ, ориентирующийся на сигналы различных датчиков.
Система зажигания ВАЗ 2107 с инжектором
Подготовительный этап
Чтобы выставить зажигание на автомобиле ВАЗ 2107, не требуется никаких специальных условий, операцию можно проделать как в гараже, так и на улице, в том числе и в зимний период. Для работы подготовьте такой комплект инструментов:
- отвёртка плоская;
- металлический щуп толщиной 0,35 мм;
- ключ рожковый размером 13 мм;
- автомобильная лампочка, рассчитанная на напряжение 12 В с припаянными к ней проводами;
- ключ с длинной рукояткой, предназначенный для поворачивания коленчатого вала;
- ключ для откручивания свечей.
Инструмент для настройки зажигания
Примечание. Вместо специального ключа для вращения коленвала можно использовать обычный рожковый размером 36 мм. Если и такого ключика у вас не найдётся, то выставлять метки придётся старым проверенным способом: включив 4-ю передачу и подняв заднее колесо, крутить его вручную, тем самым проворачивая коленчатый вал.
В идеале лучше иметь в арсенале прибор для установки зажигания на работающем двигателе — стробоскоп. Он оснащён лампой, мигающей одновременно с моментом искрообразования в цилиндре, что позволяет увидеть положение насечки на шкиве коленвала при холостых оборотах и чётко откорректировать угол опережения.
Так выглядит стробоскоп, которым удобно настраивать опережение зажигания
Важный момент. Зажигание выставляется для того, чтобы обеспечить своевременное появление искры и запустить мотор, после чего потребуется дополнительная корректировка. Но последняя не принесёт вам желаемого результата, когда в цилиндрах отсутствует компрессия либо дают о себе знать проблемы с карбюратором. Если не устранить эти неисправности, то работа двигателя останется нестабильной, как ни настраивай систему искрообразования.
Отсюда вывод: правильно выставить зажигание вы можете в любой момент, а вот хорошо настроить — только на работоспособном двигателе и карбюраторе.
Настройка на карбюраторных модификациях ВАЗ 2107
Во всех старых учебниках по обслуживанию классических моделей Жигулей описывается способ установки момента образования искры с помощью лампочки, хотя опытные автомобилисты спокойно обходятся без неё. Почему так происходит, вы поймёте в процессе прочтения данного материала, новичкам же будет полезно ознакомиться со старой проверенной методикой.
Для того чтобы проверить работоспособность карбюратора или отрегулировать его работу рекомендуется ознакомиться со следующим материалом: https://vazweb.ru/desyatka/dvigatel/remont-karbyuratora-vaz-2107.html
Чтобы правильно выставить зажигание «семёрки», нужно обеспечить одновременное выполнение следующих условий:
- насечка на шкиве коленчатого вала стоит напротив длинной риски, нанесённой на крышке газораспределительного механизма;
- при этом круглая метка, нанесённая на шестерёнке цепного привода распределительного вала, совпадает с приливом на его корпусе;
- поршень 4-го цилиндра завершил такт сжатия и находится в верхней мёртвой точке;
- контакты внутри трамблёра разомкнуты;
- подвижный контакт бегунка обращён к неподвижному контакту на крышке распределителя, куда подключён провод от свечи 4-го цилиндра.
Примечание. На бесконтактных системах в этот момент датчик Холла направляет сигнал коммутатору, чтобы тот разорвал электрическую цепь низкого напряжения, что приводит к возникновению высоковольтного импульса на проводе, ведущему к свече 4-го цилиндра.
На схеме показано, что происходит в цилиндрах при совмещении меток
Лампочка применяется с целью контроля момента зажигания, для чего её нужно подключить одним проводом к контакту «К» высоковольтной катушки, а вторым — к массе автомобиля. Следует знать, что в этот же момент поршень первого цилиндра тоже находится в положении ВМТ, только там происходит не сжатие топливовоздушной смеси, а выпуск отработанных газов после её сгорания. Вот почему несведущие автолюбители часто путают первый цилиндр с четвёртым при установке зажигания.
Схема расположения меток на крышке газораспределительного механизма
Когда перечисленные действия происходят одновременно, на электродах свечи 4-го цилиндра проскакивает искровой разряд, о чём свидетельствует вспышка подключённой лампочки. Чтобы добиться выполнения этих условий и правильно выставить зажигание, следуйте инструкции:
- Поверните ключом на 36 мм коленчатый вал, совместив насечку на шкиве с длинной риской на крышке ГРМ.
- Если в этот момент клапанная крышка двигателя снята, то лучше ориентироваться по метке на шестерёнке распредвала, выставив её напротив прилива корпуса.
- Возьмите распределитель зажигания, снимите крышку и поверните его вал, чтобы поставить бегунок напротив провода, ведущего к цилиндру №4 (на крышке есть маркировка номеров цилиндров). Вставьте трамблёр в отверстие двигателя, удерживая бегунок и корпус в этом положении, после чего зафиксируйте его гайкой под ключ 13 мм.
- Присоедините провода лампочки и включите зажигание поворотом ключа. Отпустите гайку крепления распределителя и медленно поворачивайте его за корпус, пока лампа не вспыхнет, указав на момент искрообразования. Снова закрепите трамблёр.
- Выключите зажигание и убедитесь, что в данный момент контакты внутри распределителя разомкнуты. Возьмите щуп на 0,35 мм и проверьте зазор между ними, при необходимости откорректируйте его, ослабив отвёрткой винты крепления.
Метки надо совместить, поворачивая коленвал ключом
Примечание. Инструкция подразумевает, что перед началом работ трамблёр был демонтирован с двигателя без совмещения меток.
Зажигание считается выставленным правильно, если после установки крышки распределителя и подключения проводов вам удастся запустить двигатель, а дальше нужно настраивать угол опережения. Бесконтактная система устанавливается таким же образом, за исключением проверки зазора в контактной группе ввиду её отсутствия.
Инструкция по замене цепи ГРМ в автомобиле ВАЗ 2107 представлена здесь: https://vazweb.ru/desyatka/dvigatel/zamena-tsepi-grm-na-vaz-2107.html
Метка на шестерёнке распредвала совмещается с приливом на корпусе
Важный момент. В большинстве случаев зажигание выставляется без снятия клапанной крышки, отчего положение метки на шестерёнке не видно. Вы все проделали по инструкции, но мотор не запускается. Значит, искра подаётся в 4-й цилиндр во время такта выпуска, а сжатие в этот момент происходит в первом цилиндре. Проблема решается просто:
- снимите крышку трамблёра;
- открутите гайку его крепления;
- вытащите распределитель из гнезда, поверните бегунок ровно на 180° и вставьте элемент обратно;
- прижмите юбку трамблёра гайкой и поставьте крышку.
Совет. Если мотор после этих действий не заведётся, но начнёт подавать признаки жизни, то проблема кроется не в настройке зажигания, а в неисправности одного из элементов системы.
Фотоинструкция по настройке
Видеоматериал о правильной установке зажигания
Проверка и настройка угла опережения
Чтобы проверить, правильно ли выставлено зажигание, достаточно совместить метки на шкиве коленчатого вала и крышке газораспределительного механизма. При этом бегунок должен быть направлен на 4-й цилиндр, а контакты разомкнуты. Если бегунок «смотрит» в сторону первого цилиндра и машина не заводится, то поверните его на 180°, как описано выше.
Для создания оптимальных условий сжигания топлива в камере вспышка должна происходить немного раньше, чем поршень дойдёт до ВМТ. Есть 3 способа этого достичь:
- при установке зажигания насечку на шкиве совместите не с первой длинной риской, а со второй, обозначающей угол опережения 5°;
- определите величину опережения «на слух», ослабив гайку крепления трамблёра и поворачивая его за корпус на холостых оборотах двигателя;
- подключите к системе стробоскоп, запустите мотор и поворотом трамблёра откорректируйте положение насечки, наведя на неё мигающую лампу прибора.
Угол опережения регулируется поворотом корпуса распределителя
Справка. Наиболее часто опытными водителями применяется второй способ, поскольку он даёт положительный результат без всяких приборов. Распределитель зажигания поворачивается, пока не будет найдено положение наиболее стабильной работы двигателя. Вот почему использование лампочки не играет большой роли, ведь реальный угол опережения, при котором мотор работает в оптимальном режиме, лежит в диапазоне 5—10° и определяется индивидуально в каждом авто опытным путём.
По окончании настройки несколько раз резко нажмите на педаль газа. Если прослушивается стук поршневых пальцев (звонкий звук хорошо слышен от двигателя), то угол опережения слишком велик. Ослабьте крепление распределителя и поверните его на 1—2° по часовой стрелке, после чего снова проверьте нажатием на акселератор.
Совет. Стук пальцев нередко прослушивается, когда вы заливаете топливо с низким октановым числом. Тогда надо уменьшать угол опережения, чтобы детонация (она и вызывает стук) не разрушала поршневую группу. Применяя качественное горючее, угол следует увеличивать, дабы улучшить динамические характеристики ВАЗ 2107.
Как выставить зажигание без лампочки — видео
Как выставить зажигание на ВАЗ 2107 с инжектором?
Система зажигания «семёрки» с прямым впрыском топлива функционирует под управлением ЭБУ, воспринимающим сигналы со следующих датчиков:
- положения коленчатого вала;
- расхода воздуха;
- положения дроссельной заслонки;
- лямбда-зонда.
Мультиметр для проверки модуля зажигания
По показаниям этих датчиков контроллер сам определяет момент искрообразования, поэтому система не настраивается в привычном понимании. В случае проявления каких-либо неполадок водитель может лишь самостоятельно проверить работоспособность модуля зажигания, к которому подключены провода высокого напряжения от цилиндров. Для этого нужно взять мультиметр (омметр) и выполнить такие действия:
- Отключить от модуля все провода.
- На мультиметре установить предельную величину измерения 20 кОм.
- Замерить сопротивление между следующими парами выводов: 1 и 4, 2 и 3.
- Если результаты замеров выходят за пределы 3,6—4 кОм, то модуль неисправен и подлежит замене.
На семёрке с инжектором стоит модуль зажигания, который можно проверить своими руками
Видео по проверке модуля зажигания
Правильно выставить зажигание важно после разборки силового агрегата либо снятия трамблёра без фиксации меток, иначе завести машину не удастся. Эта задача довольно проста и не требует каких-то глубоких знаний и специальных инструментов. Главное, — понять, что искра должна появиться в 4-м цилиндре во время такта сжатия и уловить этот момент, действуя по инструкции.