Jaguar xk 120: 1948 Jaguar XK120 Alloy Roadster

Jaguar XK-120 — классика, которая покорила мир

Старинные автомобили всегда притягивают к себе внимание современников. Объяснить это можно хотя бы тем, что именно так получается изучить подход к автомобильной промышленности, который наблюдался много десятилетий назад. Можно выделить сразу несколько современных производителей, которые выпускали продукцию еще в первой половине прошлого века — их осталось не так много, но именно они сегодня реализуют одни из самых дорогих транспортных средств.

Уильям Лайонс вместе с командой разработал первый в мире крупномасштабный двигатель с двойным распредвалом во время Второй Мировой Войны. Когда возобновилось мирное время, шасси с короткой колесной базой в модном двухместном кузове родстер было объединено с новым силовым агрегатом. Когда мир увидел XK120 на автосалоне в Эрлс-Корт в 1948 году, один журналист даже прокомментировал это событие: «… все предвзятые мнения относительно серийного спортивного автомобиля исчезли в мгновение ока».

Интересно, что изначально команда задумывала этот проект в качестве шоу-кара, но из-за восторженных отзывов было принято решение приступать к серийному производству.

XK120 был построен всего за несколько месяцев, и дизайн Уильяма Лайонса часто считается одной из самых красивых форм, когда-либо украшавших автомобиль. Jaguar ожидал, что в первый год будет продано не более 200 экземпляров, поэтому автомобиль задумывался с кузовом, собранным на основе алюминиевых панелей.

Jaguar XK120, покрытый коваными вручную алюминиевыми панелями кузова поверх прочного каркаса, быстро затмил все седаны, которые раньше составляли большую часть бизнеса марки Jaguar. Чтобы подготовить XK120 к серийному выпуску, Лайонс заказывает оснастку для стальных версий. Совместно с компанией Pressed Steel Fisher Company удалось разработать новый цельнометаллический кузов, обшитый панелями, с аналогичной конструкцией, отличавшейся лишь незначительными внешними элементами. После того, как было построено 242 экземпляра с алюминиевым корпусом, в середине 1950-х на рынок поступили стальные исполнения.

182 экземпляра с легкосплавным кузовом имели леворульную компоновку.

Элегантность XK120 была быстро усилена его характеристиками, подтвержденными успехом в соревнованиях и максимальной скоростью, которая составляла 203 км/час — что соответствует 126 миль/час — именно поэтому в наименовании модели применили число 120. С отсоединенным капотом, ветровым стеклом и установленным поддоном XK120 был способен развивать скорость 212 км/час. Звездный американский автогонщик и будущий чемпион мира по вождению Фил Хилл успешно провел кампанию на родстере из сплава XK120 в 1950 году, завершив сезон на первой гонке Pebble Beach Cup 5 ноября 1950 года. Даже с учетом потери тормозов и сцепления, Хилл смог довести машину до финиша на первое место.

Сердцем XK120 был двигатель, изначально предназначенный для будущего седана Jaguar Mark VII. Эта 3,4-литровая «шестерка» могла похвастаться двумя верхними распределительными валами, работающими в головке блока цилиндров из алюминиевого сплава, семью подшипниками и максимальной мощностью 160 л.

с. Он был установлен на укороченном шасси одновременно анонсированного седана Mark V и оснащен торсионной независимой передней подвеской Уильяма Хейнса.

Затем последовали модели кузова купе и купе с откидной крышкой, а также пакет специального оборудования (SE), при помощи которого можно было увеличивать мощность до 180 л.с. XK120 производился до 1954 года и оказался самым популярным из серии XK, всего было построено 12 078 экземпляров.

Итог. Jaguar XK120 — автомобиль, который еще на этапе презентации собрал восторженные отзывы. Чтобы пыл зрителей не остыл, производителю пришлось налаживать выпуск в максимально краткие сроки. Позже было представлено еще несколько вариантов кузова.

 

Jaguar XK120

В 1943 году  сотрудниками компании Бил Хейнс (Bill Heynes), Уолтер Хассан  (Walter Hassan), Клод Бэйли (Claude Baily) и  Гарри Уислэйк (Harry Weslake) были начаты работы по созданию первого собственного двигателя с полусферической камерой зажигания. Клод Бэйли разработал несколько вариантов конструкций головок блока цилиндров. Экспериментальные образцы маркировались буквой «Х», вторая шедшая после неё литера (они добавлялись в алфавитном порядке) обозначала очередную конструкцию: «ХА», «ХВ» и т. д. Было испробовано множество схем: четырёх- и шестицилиндровых, верхним распредвалом, пока на одиннадцатой букве не стало понятно, что мотор, получивший обозначение «ХК», — и есть искомое. 

Двигатель прошел тяжелое испытание на выносливость – 24 часовой тест, где обороты двигателя поддерживались на значении 5000 об/мин, а затем каждые два часа обороты увеличивались в течение пяти минут до 5250, 5500 или 6000 об/мин.

Двигатель  ХК был прекрасным образцом инженерного искусства, разработка которого обошлась компании в 100 000£.

Двигатель имел следующие характеристики:

  • Объем – 3442 см3
  • Диаметр поршня – 83 мм
  • Ход поршня — 106 мм
  • Мощность – 160 л. с.

Рядный 6-цилиндровый двигатель с двумя верхними распредвалами и полусферическими камерами сгорания оказался настолько хорош, что с постепенной модернизацией продержался на конвейере вплоть до 1986 года. Он сочетал в себе множество отличных качеств: уравновешенность, великолепные для своего времени мощностные параметры, способность выдавать максимальную тягу уже на 2500 об/мин и, в то же время, спокойно раскручиваться до 6500 оборотов. Правда, под двигатель требовалось еще построить и соответствующий автомобиль.

В феврале 1948 года был готов прототип, названный Jaguar Super Sports, который был далек от совершенства, но мог быть доработан в короткие сроки.

Jaguar XK120 prototype

Автомобиль получил название XK120, где 120, согласно еще довоенной классификации, была скорость в милях.

Этот захватывающий дух родстер был представлен специальным гостям в отеле (Grosvenor Hotel) в Лондоне 22 октября 1948 года, а пять дней спустя в на автомобильной выставке в Эрлс- Корте («Earl`s Court Motor Show»).

За великолепный дизайн и захватывающий дух стиль — Jaguar XK120 Уильяму Лайонсу  Королевское Общество Искусств (Royal Society of Arts) вручило титул  Королевский Дизайнер в Промышленности (Royal Dasigner of Industry). Это был первый случай когда автомобильный стилист был удостоен столь высокого звания. Общественный резонанс от модели был очень положительным и компания приступила к серийному производству модели. Первоначально автомобиль планировали производить малыми партиями с кузовами из алюминиевых панелей. Однако спрос на автомобиль был столь велик, что с октября 1949 года производство переоснастили под выпуск автомобилей с кузовами из стальных панелей. Всего компания выпустила 240 автомобилей с алюминиевым кузовом. Автомобили выпускались с тремя типами кузовов кабриолет (Drop head coupe — DHC), купе с жесткой крышей (fix head coupe — FHC) и родстер (open two-seater).

Jaguar XK 120 drophead coupe (DHC)

Jaguar XK 120 fix head coupe (FHC)

30 мая 1949 года на закрытой автомагистрали Jabbeke  тест пилот Jaguar Ron Sutton установил рекорд скорости в 132.

59 миль в час.

Jaguar XK120 roadster Hassan, Sutton, Heynes

А уже 30 августа 1949 года автомобиль занял первое место на гонке Silverstone  для серийных автомобилей.

 August 30 1949 the Jaguar XK120 wins the first Silverstone race

В Англии такой автомобиль мало кто мог себе позволить. Цена Jaguar XK120 составляла внушительные 1263£ за двухместный родстер. Но у компании в рукаве оказался неожиданный козырь — американский рынок. Вернувшиеся из Европы янки завезли в Штаты моду на европейские машины, главным образом, английские и спортивные. А Ягуары и прежде, хоть и в скромных количествах, продавались в США. Конкурентов у Jaguar ХК120 практически не было. Первый американский автомобиль подобного рода «Chevrolet Corvette» появился только в 1953 году, а другие английские машины были гораздо скромнее Jaguar или значительно дороже, как например Aston Martin. Итальянцы не имели возможности соперничать с британцами в цене и объёмах производства, а немцы только начинали приходить в себя после поражения в войне.

Автомобиль неоднократно принимал участие и побеждал в различных ралли от Европы и до Австралии.

1950 Jaguar XK 120

 

Всего за время производства  с  октября 1948 до сентября 1954 было выпущено 12 058 автомобилей Jaguar XK120 разных модификаций

8th March 1951, it was the launch of the XK120 FHC at Geneva

4th April 1953 the XK120 DHC was 1st shown in New York

 

Технические характеристики Jaguar XK120 1948 г.:

  • Двигатель  3.4 литра (3442) мощностью  160 л.с. (120 кВт)
  • Длинна  — 4420 мм
  • Ширина – 1574 мм
  • Высота – 1332 мм (1359 FHC)
  • Колесная база – 2591 мм
  • Передняя колея — 1295 мм
  • Задняя колея – 1295 мм
  • Максимальная скорость — 192 км в час
  • Масса — 1300 кг
  • Разгон 0-60 mph – 10 сек.
  • Коробка передач —  четырех ступенчатая, механическая.
  • Подвеска передняя  — двухрычажная, торсионная
  • Подвеска задняя —  на полуэллиптических рессорах
  • Амортизаторы — гидравлические
  • Тормозная система — барабанная, гидравлическая, одноконтурная
  • Рулевое управление – винт — шариковая гайка
  • Колеса – Dunlop Super Comfort, камерные  6.0 x16

В 1948 Jaguar XK120  стоил 1263£.

Технические характеристики Jaguar XK120 S.E. 1951 г.:

  • Двигатель  3.4 литра (3442) мощностью  190 л.с. (142 кВт)  ( с головкой «В»)
  • Длинна  — 4420 мм
  • Ширина – 1574 мм
  • Высота – 1332 мм (1359 — FHC)
  • Колесная база – 2591 мм
  • Передняя колея — 1295 мм
  • Задняя колея – 1295 мм
  • Максимальная скорость — 200 км в час
  • Масса — 1300 кг
  • Разгон 0-60 mph – 9 сек.
  • Коробка передач —  четырех ступенчатая, механическая.
  • Подвеска передняя  — двухрычажная, торсионная
  • Подвеска задняя —  на полуэллиптических рессорах
  • Амортизаторы — гидравлические
  • Тормозная система — барабанная, гидравлическая, одноконтурная
  • Рулевое управление – винт — шариковая гайка
  • Колеса – Dunlop Super Comfort, камерные  6.0 x16

Всего выпустили с 1948 по 1954 годы:

  • Jaguar XK120 OTS           — 240 aluminium + 5120 автомобилей
  • Jaguar XK120 FHC           — 1867 автомобилей
  • Jaguar XK120 DHC           — 1024 автомобилей
  • Jaguar XK120 S.E. OTS   — 2253 автомобилей
  • Jaguar XK120 S.E. FHC   — 811 автомобилей
  • Jaguar XK120 S.E. DHC   — 743 автомобилей

 

Ваш удобный справочник покупателя Jaguar XK120 1949-53 гг.

Curved Dash Olds или Benz Patent-Motorwagen. Не совершайте ошибку, путая этот великолепный Jag с какой-то пыльной реликвией. Когда он был представлен на Лондонской автоярмарке 1948 года в Earls Court, XK120 стал откровением. Это был революционный спортивный автомобиль — не только с точки зрения дизайна, но и технологии — способный развивать скорость до 120 миль в час. В то время это было быстрее, чем любой человек проехал в любой машине.

Обзор модели

1949

Мы не собираемся тратить много времени на разработку XK120, потому что некоторые из самых известных автомобильных историков написали на эту тему целые книги. Однако давайте набросаем основные детали прототипа 1948 года, потому что это был концепт-кар, который случайно попал в серийное производство в форме, почти идентичной машине на поворотной платформе.

Началом послужил двигатель XK, 3,4-литровый рядный шестицилиндровый двигатель с двумя верхними распредвалами, двойной карбюраторный монстр SU H6, соединенный с четырехступенчатой ​​коробкой передач Moss. 160-сильный двигатель находился в стадии разработки в той или иной форме с 1944, начиная с четырехцилиндрового двигателя XG с толкателем. Двигатели DOHC на тот момент не были совсем новыми, они поступили в ограниченное производство в 1926 году и использовались на протяжении 1930-х годов, но в то время они были ограничены эксклюзивными малосерийными автомобилями, такими как Stutz DV-32 или модель Duesenberg. Дж.

RM Sotheby’s/Patrick Ernzen

Рама была подарена Jaguar Mark V, укорочена и сужена, оснащена передней подвеской на двойных поперечных рычагах с торсионами и активной задней осью, подвешенной на листовых рессорах. Тормоза были барабанными и оставались такими на протяжении всего производственного цикла XK120. Рулевое управление представляло собой ручную червячную коробку с огромным колесом, расположенным близко к груди водителя.

RM Sotheby’s/Patrick Ernzen

Двигатель Jaguar XK предназначался для роскошного седана. Но в то время как двигатель был готов в 1948 году, Mark VII не был, и не будет до 1950 модельного года. До выставки Earl’s Court 1948 года оставалось всего два месяца, и знаменитый автократичный соучредитель и ведущий дизайнер Jaguar Уильям Лайонс нарисовал форму нового спортивного автомобиля всего за четыре недели. Используя дизайн, инженеры модифицировали шасси Jaguar Mark V, оснастили его одним из самых извилистых кузовов, когда-либо созданных, и упаковали Jaguar XK120 Super Sport на мероприятие.

Кузов прототипа и самого первого XK120 представлял собой алюминиевую обшивку поверх каркаса из ясеня, но тогда планировалось построить всего 200 автомобилей. Реакция публики разочаровала всех в Jaguar в отношении этого плана игры. При цене 999 фунтов стерлингов (с поправкой на инфляцию, около 37 150 фунтов стерлингов или 51 000 долларов, что примерно в 1,5 раза превышает цену Cadillac Series 62) Jaguar был дорогим, но не дорогим Duesenberg. Все 242 легкосплавных автомобиля, произведенных в период с 1949 по 1950 год, были построены на заводе Holbrook Lane в Ковентри, Великобритания.0003 RM Sotheby’s/Патрик Эрнцен RM Sotheby’s/Патрик Эрнцен RM Sotheby’s/Патрик Эрнцен

Первоначально был один тип кузова: открытый двухместный, или OTS в Великобритании, и неофициально «родстер» здесь. Нет крыши. Нет окон. Обрезанное лобовое стекло. Надеюсь на хорошую погоду. Для автомобиля, который был в два раза дешевле «кадиллака», они не были роскошными внутри. Сиденья были красиво обиты кожей, но дверные панели были слегка обиты картоном, а приборная панель была не намного более сложной. XK120 отличался полным набором часов от Smiths, среди которых преобладали спидометр со скоростью 140 миль в час и тахометр со скоростью 6000 об/мин.

Часть «XK» имела смысл на выставке 1948 года, так как была названа в честь двигателя XK, спрятанного под длинным капотом. Но во время показа в октябре того же года «120», названная в честь скорости в милях в час, которую могла развивать машина, была просто догадкой. На самом деле автомобиль не достигнет скорости 126,448 миль в час, что является рекордом для серийных автомобилей, еще семь месяцев.

Тем не менее, прототип Jaguar XK120 произвел настоящий фурор во всем мире, а первый экземпляр, доставленный в Соединенные Штаты, стал знаменитым Кларком Гейблом. Согласно номерам шасси в Jaguar Heritage Trust, который ведет подробный учет производства, всего было произведено 27 родстеров с правым рулем и 70 экземпляров с левым рулем.

1950

RM Sotheby’s

Если Jaguar действительно собирался перейти к полномасштабному производству, это должно было произойти из стали, и в 1950 модельном году производство начало переходить на стальной лист, обернутый поверх ясеневого каркаса. Этот сдвиг в сочетании с увеличением производства стал серьезным изменением для 1950 года. Jaguar Heritage Trust показывает, что в 1950 году Jaguar произвел 490 родстеров с правым рулем и 1025 родстеров с левым рулем.

1951

RM Sotheby’s/Erik Fuller

Купе XK120 с фиксированной головкой (FHC) поступает в продажу в 1951 модельном году. Они должны были стать гораздо более практичными автомобилями, и, за исключением двух автомобилей с правым рулем, все они направлялись на экспортный рынок.

Дебют FHC состоялся в марте 1951 года на Женевском автосалоне. В отличие от родстера Spartan XK120, FHC начал сочетать роскошь с практичностью закрытого пассажирского салона с фиксированной крышей и закатываемыми окнами. Вместо простой обивки приборной панели водитель FHC смотрел на великолепно украшенную плиту из орехового дерева. Это был клуб джентльменов на колесах.

RM Sotheby’s/Erik Fuller

Кузов XK120, кстати, не просто родстер с наспех привитой крышей. Ветровое стекло родстера поддерживается хромированными стойками, прикрученными к переборке, а у FHC передняя стойка крепится к капоту. Крыша представляет собой почти яйцевидную капсулу, которая не только закрывает пассажирский салон, но и обеспечивает некоторое грузовое пространство на полке для пакетов за сиденьями — по крайней мере, достаточно большое для ручной собачки и сумочки. Наряду с заводными окнами драйверы FHC получили пару треугольных вентиляционных окон, фиксированные четвертные окна и подсветку размером с прорезь для букв. На дверях были хромированные наружные ручки.

RM Sotheby’s/Erik Fuller

1951 также представила спецификацию «SE» XK120 через Сервисный бюллетень 95A. Наряду с проволочными колесами для лучшего охлаждения тормозов, автомобили SE увеличили мощность до 180 лошадиных сил при 5300 об / мин с более высокими подъемными кулачками и двойными выхлопными трубами. В том же сервисном бюллетене также сообщалось, что Jaguar предложит коробку передач с близким передаточным числом для использования в соревнованиях,

По данным Jaguar Heritage Trust, в 1951 году Jaguar построил 434 праворульных родстера, 699 леворульных родстеров, 2 приводные купе с фиксированной головкой и 214 купе с фиксированной головкой с левым рулем.

1952

RM Sotheby’s

1952 года выпуска практически не изменился по сравнению с моделью 1951 года. Но это был самый загруженный год для производства XK120. Jaguar Heritage Trust показывает за 1952 год: 110 праворульных родстеров, 1592 леворульных родстера, 1 праворульное купе с фиксированной головкой и 1356 леворульных купе с фиксированной головкой.

1953

RM Sotheby’s/Stephan Bauer

В этом модельном году была представлена ​​еще одна совершенно новая модель XK120 Drop Head Coupé или DHC. DHC стремился разделить разницу между чистым воодушевлением от вождения с открытым верхом и практичностью крыши и хороших окон.

Как и FHC, DHC имеет настоящую переднюю стойку, а не стойки ветрового стекла с болтовым креплением. Точно так же двери были такими же, как у XK120 FHC, с хромированными наружными дверными ручками, заводными окнами и поворотными вентиляционными окнами. Вместо жесткой крыши — складной брезентовый верх с подкладкой для тепла и снижения шума внутри. Как и в XK120 FHC, за сиденьями есть небольшая полка для пакетов. Покупатели также получили более роскошную приборную панель из орехового дерева в купе Drop Head.

RM Sotheby’s/Стефан Бауэр

Начиная с 1953 года, агенты и дилеры могли создавать свои собственные версии SE (или M для «модифицированного» XK120 в США) с головкой типа C и более крупными сдвоенными карбюраторами SU H8 для повышения мощности до 210 л.с. В то же время, при некоторой головной и многогранной работе в дилерском центре, головка C Type и два карбюратора Weber DCOE могут довести показатель мощности до 220 лошадиных сил. родстеров с правым рулем, 106 купе с фиксированной головкой с правым рулем, 736 купе с фиксированной головкой с левым рулем, 167 купе с правосторонним управлением и 101 купе с левосторонним управлением.

1954

Hagerty Media

К августу 1954 года производство XK120 прекратилось, уступив место совершенно новому XK140. Серьезных изменений для модели 1954 года не произошло. Jaguar Heritage Trust показывает, что за 1952 год Jaguar произвел: 22 праворульных родстера, 1846 леворульных родстеров, 83 праворульных купе с фиксированной головкой, 176 леворульных купе с фиксированной головкой, 126 праворульных купе. купе Drop Head с ручным управлением и 369 купе Drop Head с левым рулем.

Перед покупкой

Это может быть шоком, но с британским автомобилем, сделанным из тонкого стального листа поверх ясеневого каркаса, вам нужно опасаться ржавчины. Повсюду. В крыльях, вокруг фар, на раме, в дверных стойках и т.д. коррозия же.

Положительным моментом является то, что это автомобили с кузовом на раме, и с точки зрения реставрации они «легче», чем монокок. Несмотря на это, крайне важно поднять будущий XK120 на подъемник не только для того, чтобы увидеть, что находится под ним, но и для того, чтобы увидеть, будут ли двери открываться и закрываться, пока он там. Если они этого не сделают, у вас есть машина, которая в ближайшем будущем потребует значительной доработки. На данный момент количество автомобилей с оригинальной краской должно быть единицами и двумя, если они вообще существуют. Несмотря на их возраст и стоимость, многие люди по-прежнему регулярно пользуются этими автомобилями, и вы увидите примеры (например, в нашем видео) с видимыми пузырями. Эскизная краска также стоит отметить.

Hagerty Media

У тысяч этих автомобилей были заменены простые стальные колеса и центральные колпаки в пользу проволочных колес, которые были частью моделей SE, до такой степени, что вы почти не видите стальных колес. Это очень плохо, потому что, несмотря на номинально лучшее охлаждение тормозов, обеспечиваемое проволочными колесами, стальные колеса в цвет кузова выглядят великолепно.

Автомобили XK120 собирались вручную на заводе, а это значит, что каждый экземпляр немного уникален. Если вы приступаете к своей первой реставрации, возможно, подумайте о Camaro или Spitfire, прежде чем работать над чем-то вроде этого. Электрика Лукаса имеет плохую репутацию, но речь идет о самой простой электрической системе в автомобиле. Сейчас проблема в возрасте. Даже автомобили, проводка которых была разобрана в 1980-е будут ездить с проводкой 35-летней давности. Не удивляйтесь, если это потребует внимания.

Как и электрическая система, двигатели, вероятно, подвергались реконструкции и модернизации на протяжении многих лет для устранения утечек переднего и заднего главного уплотнения и коррозии прокладок головки блока цилиндров. Старые реставрации, вероятно, готовы ко второму капитальному ремонту на данный момент, но XK120, которые были восстановлены 30-40 лет назад, вероятно, не использовались так, как когда они были новыми.

Hagerty Media

Серьезные проблемы, которые необходимо решить, если они еще не решены, связаны с охлаждением. Вам понадобится алюминиевый радиатор и электрический вентилятор. Это в значительной степени обязательно, если вы решите водить его. Если ваш предполагаемый автомобиль будет буксироваться повсюду, вы, вероятно, выберете аутентичность, а не функциональность. Точно так же водитель XK120 выиграет от электрического топливного насоса и преобразования электронного зажигания от такого поставщика, как Pertronix.

Многие из этих автомобилей теперь имеют пятиступенчатые модификации, потому что коробки Мосса устаревают. Есть такие люди, как Quantum Mechanics Ltd. в Коннектикуте, которые специализируются на восстановлении коробки передач Moss, так что вы всегда можете изучить этот маршрут. Ранние XK120 использовали дифференциалы типа ENV, которые часто переоборудовали в более поздние агрегаты Salisbury. С 1952 года в XK120 использовался дифференциал Salisbury 2HA, который, как правило, крепкий. Однако основных деталей становится все меньше, и неудивительно, что этот дифференциал заменен на что-то от Dana.

Не удивляйтесь, обнаружив XK120 с улучшенным усилителем рулевого управления, особенно если они часто использовались. Рулевое колесо размером с обеденный стол помогает, но для поворота без посторонней помощи на низких скоростях определенно требуется усилие.

Оценка

Должно быть совершенно очевидно, что первоначальная горстка легкосплавных родстеров значительно дороже автомобилей со стальным кузовом. Команда Hagerty Valuation говорит, что эти версии обычно имеют цену в два раза выше, чем следующий самый дорогой тип кузова, но, пожалуйста, проверьте здесь самые последние значения.

Несмотря на то, что купе Drop Head встречается реже, обычно его можно купить примерно по той же цене, что и родстер. Если бы вы могли сравнить этот автомобиль с чем-то в портфеле акций, XK120 был бы IBM, переживающим некоторые взлеты и падения на протяжении многих лет, но с небольшими колебаниями в долгосрочной перспективе. SE № 2 в состоянии (отлично), который в 2009 году мог бы стоить 137 000 долларов, сегодня, вероятно, достиг пика в 138 000 долларов.

Автомобили Hagerty Media

SE ненамного дороже стандартного XK120. А 1952 XK120 в состоянии № 2 стоит около 130 000 долларов. Стоит ли 20 л.с. 8000 долларов? Самая высокая цена, реализованная за XK120 в списках Bring A Trailer за последние два года, составляла 276 000 долларов, но это была машина Кларка Гейбла. За последние 12 месяцев легкосплавный XK120 1950 года был продан за 199 652 доллара. Тем временем, на Земле, в диапазоне от 92 000 до 95 000 долларов было активное движение, включая купе с фиксированной головкой, родстер с пятиступенчатой ​​​​трансформацией и купе с откидной головкой.

Хагерти Медиа

Полная половина запросов на страхование, обработанных Hagerty, поступила от бэби-бумеров, которые представляют 39 процентов всего рынка коллекционных автомобилей. Пребумеры составили следующий кусок с 24 процентами запросов на цитаты, что, опять же, является огромной пропорцией по сравнению с заявлением этой демографической группы всего о семи процентах от общего числа хобби. Поколение X, представляющее 31 процент рынка, запросило только 17 процентов котировок, обработанных Hagerty. Миллениалы составляли 8% котировочного пирога, составляя 5% рынка в целом.

XK120 — одна из самых привлекательных машин в мире, точка. Ничто из этого не умаляет того, насколько замечательны эти автомобили для вождения. Выхлопная нота волшебная. Положение водителя «задом на асфальте» за этим гигантским румпелем и длинным капотом не похоже ни на что из последних шести десятилетий. Несмотря на архаичные технологии, этот автомобиль создан для быстрой езды в течение длительного периода времени, если вы достаточно смелы. Час в XK120 — это путешествие во времени в чистом виде, и это так же верно тогда, как и сейчас.

Jaguar XK120 — самый быстрый в мире серийный автомобиль начала 50-х годов [обзор]

Jaguar XK120 — свидетельство лучших черт британского стиля и техники. Получив свое название за максимальную скорость 120 миль в час, XK120 был элегантным и технически инновационным автомобилем, который претендовал на звание самого быстрого серийного автомобиля своего времени.

Концептуальный 3,4-литровый 6-цилиндровый Jaguar XK120, созданный в трудные для Британии времена, представлял собой образец современного дизайна, обладая двумя верхними распределительными валами, работающими в головке блока цилиндров из алюминиевого сплава, с максимальной мощностью 160 л.с.

То, что началось с ограниченного производства в 200 автомобилей, закончилось производством более 12 000 автомобилей, многие из которых были отправлены в США, чтобы обеспечить ценные экспортные доллары стране, которая все еще восстанавливается после Второй мировой войны.

 

Ягуар ХК120. Источник: Goodwood Road & Racing, YouTube

 


Происхождение XK120

Перед Второй мировой войной сэр Уильям Лайонс объявил о своей цели создать один из самых исключительных в мире роскошных автомобилей с полноразмерным кузовом седан. и быть способным развивать скорость до 100 миль в час.

Его стремления были временно прерваны Второй мировой войной, во время которой его компания S. S. Cars Limited занималась производством военной техники, в частности ремонтом самолетов, а также поставкой коляски и прицепов для вооруженных сил.

Уинстон Черчилль прогуливается по поврежденному собору Ковентри, Англия, после бомбардировки Ковентри

 

Несмотря на то, что фабрики в Ковентри стали мишенью немецкой бомбардировки, амбиции Лайонса остались непоколебимыми. В разгар войны Лайонс встречался с Биллом Хейнсом, Уолтером Хасаном и Клодом Бейли во время наблюдения за огнем на заводе Фолсхилл в Ковентри, чтобы обсудить разработку нового послевоенного двигателя. Утверждается, что усовершенствования двигателей Jaguar во время войны пошли дальше, чем просто «разговоры» и проектирование, но уже в 1919 году они перешли к созданию и испытанию различных прототипов двигателей.43.

В марте 1945 года состоялось общее собрание акционеров S. S. Cars, на котором проголосовали за изменение названия компании на Jaguar Cars Limited.

«В отличие от имени S. S., Jaguar является отличительным и не может быть связан или спутан с каким-либо похожим иностранным именем».

Председатель, Уильям Лайонс

По окончании войны больше внимания можно было бы уделить новому двигателю, который Лайонс изначально хотел для нового модельного ряда седанов. Лайонс осознал, что большие объемы продаж седанов могут принести более высокую прибыль, и предвидел послевоенный период жесткой экономии с большим интересом к двигателям меньшего размера. Следовательно, были задуманы варианты как с четырьмя, так и с шестью цилиндрами.


 

Двигатель XK

Инженеры под руководством блестящего технического директора Уильяма Хейнса стремились завершить свой первый послевоенный проект — разработку нового двигателя серии X.

Проблемы экономии топлива в то время делали большие двигатели непрактичными, поэтому вместо этого они сосредоточились на удельной мощности, получая наибольшую мощность при скромном рабочем объеме. Билл Хейнс активно продвигал двойные верхние распределительные валы, которые показали успех на гоночной трассе, но редко встречались на уличных автомобилях из-за их сложности и значительных затрат.

Двигатель Jaguar XK120 1950 года выпуска. Эрик Фуллер ©2016 Предоставлено RM Sotheby’s

 

Первоначальный четырехцилиндровый двигатель XK не использовался до октября 1945 года. мощностью 1790 куб.см. Во время первых испытаний четырехцилиндровый агрегат развивал мощность 76 л.с. Испытания двигателя позволили разработать общую конструкцию, которая состояла из:

  • двойных верхних распредвалов
  • два клапана на цилиндр
  • полусферические камеры сгорания
  • полированные крышки кулачков
  • с двумя карбюраторами SU.
Двигатель XK120. Источник: Jaguar Heritage Trust. Шестицилиндровая версия оказалась более плавной, чем четырехцилиндровая, поэтому работа продолжилась, сосредоточившись на шестицилиндровой версии.

Поэкспериментировав с различными конфигурациями, конструкторы выбрали шестицилиндровую версию с увеличенным до 106 мм ходом поршня, что дало рабочий объем 3 442 см3 и мощность 160 л.  с.


 

Первый послевоенный автосалон

Несмотря на то, что у Лайона был новый динамичный двигатель, у него не было машины, в которую его можно было бы поставить. Работа над монококом для седана Mark VII заняла гораздо больше времени. чем предполагалось, и он не будет готов к первому послевоенному автосалону в 1948. Вместо этого был сделан выбор в пользу отображения двигателя в новом спортивном автомобиле.

Лайонс продолжил разработку подходящего кузова, который соответствовал бы укороченному шасси Mark V. С помощью Фреда Гарднера XK120 был спроектирован и построен в течение нескольких месяцев. Дизайн XK120 был гладким, современным с удлиненным капотом.

Jaguar XK120 Alloy Roadster 1950 года Эрик Фуллер ©2016 Предоставлено RM Sotheby’s48 Лондонский автосалон в Earls Court 27 октября. Автомобильное сообщество было в восторге от его красоты и мощности — автомобиля, который мог развивать скорость более 190 миль в час и стоил всего 1263 фунта стерлингов.

В то же время его конкуренты в основном демонстрировали спортивные автомобили, все еще вдохновленные довоенным дизайном и технологиями. Jaguar XK120 быстро стал самым желанным автомобилем в мире. Время его выпуска было идеальным: США отчаянно нуждались в британских спортивных автомобилях после Второй мировой войны, а британское правительство нуждалось в экспортных долларах.

Автосалон Earls Court, 1948 г. Источник: Jaguar Heritage Trust

 

Модель XK120 задумывалась как модель ограниченного производства, которая должна была демонстрировать новый двигатель XK до того, как он поступит в серийное производство с седаном Mark VII. К удивлению Лайонса, отклик был настолько популярен, что Jaguar не смог удовлетворить спрос, и концепция производства всего 200 автомобилей была отвергнута.

Спрос на XK120 был настолько высок, что для запуска полного производства им потребовался переход от алюминия поверх ясеня к стали для преобладающей конструкции кузова 19 апреля. 50.

1950 Jaguar XK120 легкосплавный родстер. Erik Fuller ©2016 Предоставлено RM Sotheby’s

 

Ассортимент также был расширен: в 1951 году было выпущено купе с фиксированной головкой, а в 1953 году — купе с откидной крышей.

В 1949 году в США от «Короля Голливуда» Кларка Гейбла.

Кларк Гейбл и сэр Уильям Лайонс в MGM Studios с первым XK120 Гейбла. Источник: Jaguar

 

Всего за период с 19 по 2019 г.49-1954 с наибольшим объемом экспорта по всему миру, где XK120 продвигал Jaguar как одно из главных импортируемых имен.

Разбивка производственных номеров для каждого варианта выглядит следующим образом:

  Всего произведено
XK120 (алюминий) 1949-1950 242
Родстер XK120 1950-1954 7631 (включает 242 автомобиля с алюминиевым кузовом)
Фиксированная головка XK120 1951-1954 2678
XK120 с опускающейся головкой 1953-1954 1769
Серийные номера Jaguar XK120

 


Jaguar XK120 — Самый быстрый серийный автомобиль

В мае 1949 года, чтобы убедить критиков относительно скорости автомобиля, Jaguar решил показать недавно выпущенный родстер XK120 представителям прессы. на растяжке автострады между Яббеке и Эльтре в Бельгии.

В Бельгии прессу отвезли на безмятежный участок автомагистрали, чтобы посмотреть, как водитель-испытатель Рон «Мыльный» Саттон раскрывает возможности автомобиля. Рон использовал белый автомобиль с левым рулем, номер шасси 670002, который был вторым когда-либо построенным XK120.

Рон «Мыльный» Саттон за рулем Jaguar XK120 1949 года

 

Единственным специальным оборудованием, которое было у XK120, были защита днища и гоночное ветровое стекло (оба были заводскими опциями), Саттон смог развить скорость 132,6 миль в час на милю полета. С установленными капотом и боковыми стеклами, а также стандартным ветровым стеклом была достигнута скорость 126 миль в час. Чтобы проиллюстрировать, что автомобиль не был особенным для гонок, Рон затем проехал на холостом ходу мимо толпы со скоростью 10 миль в час на высшей передаче. Благодаря этому подвигу Jaguar XK120 стал самым быстрым серийным автомобилем в мире.

Рекорд XK120 сохранялся до сентября 1953 года, когда Селсо Фернандес на новой модели Z-102 Touring испанской компании Pegaso побил четыре официальных рекорда Королевского автомобильного клуба Бельгии. Одним из них был километр полета на скорости 151,042 мили в час (243,079 км/ч).

Узнав о рекордных новостях, Лайонс сразу же связался с Норманом Дьюисом, главным инженером-испытателем Jaguar, и спросил Дьюиса, что он собирается с этим делать.

Норман скептически отнесся к дальнейшей оптимизации XK120, но тем не менее в октябре команда вернулась в Яббеке. Они взяли раллийную машину с регистрационным номером MDU 254. В ее трансмиссию и аэродинамику были внесены лишь незначительные изменения.

Модификации включали:

  • более высокую степень сжатия
  • Редуктор с малым передаточным числом и усиленный карданный вал
  • полный нижний экран
  • снятие бокового и заднего фонаря
  • металлическая крышка багажника
  • обтекаемые фары.
Кокпит из плексигласа XK120 с Норманом Дьюисом, привинченный болтами

 

Самой исключительной особенностью был «пузырьковый» фонарь кабины из плексигласа, который опускался, когда Норман садился в машину. тонкий кусок поролона.

У автомобиля были почти гладкие шины, на которых осталось всего 2 мм резины. Они были накачаны до 50 фунтов на квадратный дюйм, чтобы уменьшить сопротивление.

Норман Дьюис рядом с модифицированным Jaguar XK120 (фото: Jaguar Heritage) Клуб Бельгии, возвращающий XK120 статус самого быстрого автомобиля в мире.

 

Дизайн XK120

Очертания XK120 напоминают BMW 328 с кузовом Touring, которые участвовали в Mille Miglia 1940 года.

XK120 длиннее, ниже и намного округлее, чем BMW. Одной из наиболее заметных особенностей является драматический провал поясной линии под дверями.

BMW 328 Mille Miglia Roadster

 

Передняя часть имеет узкую ребристую решетку, которая придает XK120 элегантность и шик. Однако узкая решетка была не лучшим выбором для оптимального охлаждения двигателя.

Легкосплавный родстер Jaguar XK120 1950 года выпуска. Erik Fuller ©2016 Предоставлено RM Sotheby’s

 

Передняя часть также имеет круглые фары, которые прекрасно сочетаются с остальной частью автомобиля. Задняя часть XK120 имеет постепенный и плавный переход к задней круглой подсветке.

Легкосплавный родстер Jaguar XK120 1950 года выпуска. Erik Fuller ©2016 Предоставлено RM Sotheby’s

 


Технические характеристики XK120

Расположение двигателя Передний, рядный
Конфигурация Шестицилиндровый
Работа клапана Сдвоенные верхние распределительные валы
Отверстие и ход 83 х 106 мм
Вместимость 3442cc
Трансмиссия Четырехступенчатая механическая
Передняя подвеска Поперечный рычаг и торсион
Задняя подвеска Полуэллиптическая пружина
Тормоза Барабан
Лошадиная сила 160 л.с. при 5500 об/мин
Ускорение 0 -60 миль в час за 12 секунд
Максимальная скорость 120 миль в час
Технические характеристики Jaguar XK120

 


Версии XK120

 

XK120 Открытый двухместный родстер

Первая версия XK120 была известна как OTS, что означает открытый двухместный автомобиль или более известный как «родстер». В первоначальной конструкции использовался алюминиевый корпус поверх рамы из ясеня и стали. Из-за непредвиденного спроса производство было перенесено на автомобили со стальным кузовом.

Легкосплавный родстер Jaguar XK120 1950 года выпуска. Эрик Фуллер ©2016 Предоставлено RM Sotheby’sЭрик Фуллер ©2016 Предоставлено RM Sotheby’sЭрик Фуллер ©2016 Предоставлено RM Sotheby’s

 

XK120 купе с фиксированной головкой

Вторая версия XK120 была представлена ​​в 1951 году. Новая версия отличалась фиксированной стальной крышей и называлась купе с фиксированной головкой. Купе с фиксированной головкой было более практичной версией XK120 с извилистыми окнами и приборной панелью, отделанной шпоном орехового дерева.

Jaguar XK120 1953 года выпуска с фиксированной головкой только версия раскрыта в 1951, вместе с ним Jaguar представил версию Special Equipment (SE). Команда инженеров Jaguar все же смогла добиться большей производительности от самого быстрого серийного автомобиля в мире.

Модификации версии SE включали распредвалы с увеличенным подъемом, более жесткие задние пружины, двойной выхлоп и облегченный маховик. Эти улучшения позволили 3,4-литровому рядному шестицилиндровому двигателю развить мощность 180 лошадиных сил, что на 20 лошадиных сил больше, чем у оригинального XK120. Добавление проволочных колес также произвело исключительное впечатление на общий вид автомобиля.

Родстер Jaguar XK120 SE 1954 года. John Afravi ©2014 Предоставлено RM Auctions.

1953 Jaguar C-Type Works Lightweight. Патрик Эрнзен ©2015 Предоставлено RM Sothebys

 

Хотя C-Type и XK120 имели одинаковую силовую передачу, C-Type имел совершенно другое шасси и кузов.

См. также

Инновационная трубчатая конструкция, разработанная Бобом Найтом из труб 16-го калибра, была использована вместо стальной рамы лестничного типа.

Новый изогнутый алюминиевый корпус, разработанный специалистом по аэродинамике Малкольмом Сэйером, накладывался на новое шасси.

 Вариант C-Type имел мощность около 205 л.с. Ранние C-Type оснащались карбюраторами SU и барабанными тормозами. В последующих C-Type использовались карбюраторы Weber с тройным двойным дросселем и распределительные валы с высоким подъемом.

Всего было построено 53 автомобиля C-Type, которые напоминали заводские гоночные автомобили 1951 года. 43 из них были проданы в США.

Jaguar XK120 Drophead Coupe

Окончательная версия XK120 была представлена ​​в 1953 году. Она называлась Drophead Coupe, или сокращенно DHC. Купе Drophead объединило в себе лучшее из обоих миров. Он сохранил оригинальные линии открытого родстера, обеспечивая при этом практичность и изысканность в отношении его заводных окон, обогревателя, открывающихся боковых фонарей, улучшенной вентиляции и постоянно подключенного капота с мохеровой подкладкой.

Купе Jaguar XK120 Drophead 1953 года выпуска. Mecum Auctions

 


Оценка XK120

 

1949 Jaguar XK120, Alloy Roadster

Состояние Значение
Конкурсы 385 000 долларов США
Отлично 315 000 долларов США
Хороший 212 000 долларов США
Ярмарка 190 000 долларов США
1949 Jaguar XK120 Alloy Roadster значения на сентябрь 2020 года, любезно предоставлено Hagerty

 

1950 Jaguar XK120 Roadster (со стальным кузовом)

Состояние Значение
Конкурсы 154 000 долларов США
Отлично 132 000 долларов США
Хороший 86 000 долларов США
Ярмарка 63 900 долл. США
1950 Jaguar XK120 2dr Roadster 6-цилиндровый (со стальным кузовом) стоимость на сентябрь 2020 г., любезно предоставлено Hagerty

 

1952 Jaguar XK120, купе с фиксированной головкой

Состояние Значение
Конкурсы 152 000 долларов США
Отлично 107 000 долларов США
Хороший 78 400 долл. США
Ярмарка 51 900 долларов США
1952 Jaguar XK120 купе с фиксированной головкой на сентябрь 2020 года, любезно предоставлено Hagerty

 

1953 Jaguar XK120 Drophead Coupe

Состояние Значение
Конкурсы 159 000 долларов США
Отлично 124 000 долларов США
Хороший $86 700
Ярмарка 58 300 долл. США
1953 Jaguar XK120 Drophead Coupe стоимость на сентябрь 2020 года, предоставлено Hagerty

 

1952 Jaguar C-Type 2dr Roadster

Состояние Значение
Конкурсы 6 000 000 долларов
Отлично 5 000 000 долларов США
Хороший 3 100 000 долларов США
Ярмарка 2 500 000 долларов США
1952 Jaguar C-Type 2dr Roadster Стоимость на сентябрь 2020 года, любезно предоставлено Hagerty

 


Особенности гонок и ралли

XK120 идеально подходил для гоночного автомобиля, он был быстрым и надежным. Неудивительно, что он был очень успешным как в шоссейных гонках, так и в гонках на выносливость и даже в ралли.

XK120 одержал свою первую победу в 1949 году на трассе Сильверстоун в Англии. Помимо победившего XK120, которым управлял Лесли Джонсон, второе место занял еще один, управляемый Питером Уокером.

К тому времени, когда наступили 1950-е годы, XK120 одержал свою первую победу на международном уровне. С Джонсоном за рулем он одержал победу в производственном классе в Палм-Бич-Шорс, Флорида. Несмотря на серьезные проблемы с торможением, он по-прежнему финишировал четвертым в общем зачете.

Лучшим результатом того года стало пятое место на знаменитой гонке Mille Miglia. Пятое место стало удивительным достижением для серийного автомобиля. Его превзошли только работы Фанхио, Альфа Ромео и работы Феррари.

XK120 также участвовал в знаменитых сицилийских гонках Targa Florio и Tourist Trophy. Jaguar добился сенсационного результата в Tourist Trophy, где три XK120 одержали впечатляющую победу со счетом 1-2-3. Победителем гонки стал Стирлинг Мосс, добившийся этой победы накануне своего 21-летия.

1951 Победа в Ле-Мане

Многочисленные клиенты-частники зарегистрировали поддерживаемые заводом модели XK120 в гонке Ле-Ман 1950 года, и автомобиль Лесли Джонсона был исключительно конкурентоспособен, проведя значительное время на 4-м месте.

После просмотра мероприятия Лайонс и Хейнс были удовлетворены тем, что более легкий и аэродинамический кузов с модифицированной механикой XK120 имеет большие шансы на победу в гонке.

1953 Jaguar C-Type Works Lightweight. Патрик Эрнзен © 2015 Предоставлено RM Sothebys

Вскоре начались разработки инновационной легкой трубчатой ​​пространственной рамы, одного из первых применений этой технологии в разработке спортивных автомобилей.

Задняя подвеска XK120 была переработана с добавлением дополнительных тяг, а мощность 3,4-литрового двигателя XK была увеличена до 200 лошадиных сил за счет приобретения новой головки блока цилиндров, распределительных валов с увеличенным подъемом, гоночных поршней и двойной выхлопной системы без глушителя.

Патрик Эрнзен ©2015 Предоставлено RM SothebysПатрик Эрнзен ©2015 Предоставлено RM SothebysПатрик Эрнзен ©2015 Предоставлено RM Sothebys

Кроме того, автомобиль получил новую конструкцию кузова: плавную аэродинамическую комбинацию изгибов и выпуклостей, созданную стилистом Малкольмом Сейером.

Первоначально известный как XK120C (C для соревнований), C-Type впервые появился в Ле-Мане в 1951 году с командой автомобилей, спонсируемых заводом. Хотя два из трех участников сошли с дистанции из-за проблем с маслопроводом, машина Питера Уокера и Питера Уайтхеда одержала общую победу.

Победа в Ле-Мане 1951 года. Источник: Jaguar

Это было знаменательное событие для Jaguar, поскольку они стали первым британским автомобилем, выигравшим в Ле-Мане за 20 лет. Их победа была убедительной, они финишировали на 77 миль впереди финишера, занявшего 2-е место, и побили несколько рекордов: 9.0003

  • максимальная скорость круга 105,232 мили в час
  • 24-часовой рекорд скорости 93,495 миль в час
  • Наибольшее расстояние, пройденное за 24 часа, 2243,886 миль.

Победы в ралли на XK120

Jaguar Xk120 добился больших успехов в раллийных гонках, в первую очередь с XK120, который принадлежал частному владельцу и участвовал в кампании Яна Эпплъярда, а его жена Патрисия, дочь Уильяма Лайонса, выступала в качестве штурмана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *