История ваз 2110: LADA 110 — Википедия – 403 — Доступ запрещён

LADA 110 — Википедия

LADA 110
Lada 110 in Geneva 2005.jpg
Производитель АвтоВАЗ
Годы производства 1995—2009
Сборка Флаг России АвтоВАЗ (Тольятти, Россия)
Флаг Украины Богдан (Луцк и Черкассы, Украина)
Флаг Украины КрАСЗ (Кременчуг, Украина)
Флаг Египта
Lada Egypt (Каир, Египет)
Класс Малый
Компоновка переднемоторная, переднеприводная
Колёсная формула 4 × 2
ВАЗ-2111 (78 л.с.)
Производитель ВАЗ
Тип бензиновый
Объём 1499 см3
Максимальная мощность 57,6 кВт (78 л. с.), при 5600  об/мин
Максимальный крутящий момент 116 Н·м, при 3000 об/мин
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров 4
Клапанов 8
Макс. скорость 176
Расход топлива при смешанном цикле 7,6
Диаметр цилиндра 82 мм
Ход поршня 71 мм
Степень сжатия 9,0
Система питания распределённый впрыск с электронным управлением
ВАЗ-21114 (81 л.с.)
Производитель ВАЗ
Тип бензиновый
Объём 1597 см3
Максимальная мощность 59,5 кВт , при 5200  об/мин
Максимальный крутящий момент 120,5 Н·м, при 3000 об/мин
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров 4
Клапанов 8
Макс. скорость 176
Расход топлива при смешанном цикле 7,5
Экологические нормы Евро 2
Диаметр цилиндра 82 мм
Ход поршня 75,6 мм
Степень сжатия 9,6
Система питания распределённый впрыск топлива с электронным управлением
ВАЗ-21120 (93 л.с.)
Производитель ВАЗ
Тип бензиновый (АИ-95)
Объём 1499 см3
Максимальная мощность 68,3 кВт , при 5600  об/мин
Максимальный крутящий момент 137 Н·м, при 4000 об/мин
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров 4
Клапанов 16
Макс. скорость 185
Расход топлива при смешанном цикле 7,2
Расход топлива при городском цикле 8,5
Расход топлива на трассе 5,5
Экологические нормы Евро 3
Ход поршня
82 × 71 мм
Степень сжатия 10,5
Система питания распределённый впрыск топлива с электронным управлением
ВАЗ-21124 (90 л.с.)
Производитель ВАЗ
Тип бензиновый (АИ-95)
Объём 1596 см3
Максимальная мощность 66,4 кВт (90 л. с.), при 5600  об/мин
Максимальный крутящий момент 137 Н·м, при 4000 об/мин
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров 4
Клапанов 16
Макс. скорость 185
Расход топлива при смешанном цикле 7,2
Расход топлива при городском цикле 8,8
Расход топлива на трассе 5,5
Экологические нормы Евро 3
Ход поршня 82 × 75,6 мм
Степень сжатия 10,3
Система питания распределённый впрыск топлива с электронным управлением
ВАЗ-11183 (81 л.с.)
Производитель ВАЗ
Тип бензиновый (АИ-95)
Объём 1597 см3
Максимальная мощность 59,5 кВт (81 л. с.), при 5200  об/мин
Максимальный крутящий момент 120 Н·м, при 2700 об/мин
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров 4
Клапанов 8
Макс. скорость 177
Расход топлива при смешанном цикле 7.6
Расход топлива при городском цикле 9.8
Расход топлива на трассе 5.4
Экологические нормы Евро 3
Система питания распределённый впрыск топлива с электронным управлением
ВАЗ-21128 (98-123 л.с.)
Производитель ВАЗ
Тип бензиновый (АИ-95)
Объём 1798 см3
Максимальная мощность 77,5 кВт (105 л. с.), при 5600  об/мин
Максимальный крутящий момент 162 Н·м, при 3300 об/мин
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров 4
Клапанов 16
Макс. скорость 196
Расход топлива при смешанном цикле 7.5
Расход топлива при городском цикле 9.8
Расход топлива на трассе 5.4
Экологические нормы Евро 3
Ход поршня 74,8 мм
Степень сжатия 10.5
Система питания распределённый впрыск топлива с электронным управлением
механическая 5-ступ.
Производитель АвтоВАЗ
Тип механическая
Число ступеней 5
Главная передача 3,7
Переключение напольный рычаг
Похожие модели Daewoo Nexia
Сегмент B-сегмент
Gnome-go-next.svg  ВАЗ-21106
Llpdorko.jpg
Производитель АвтоВАЗ
Годы производства 1996—2008
Другое имя LADA 21106
Предшественник ВАЗ-2110
Преемник ВАЗ-21107
Заводы «Лада-Тул», «Арсенал-авто», «Моторика», «Супер-Авто»
Тип кузова 4‑дв. седан (4‑мест.)
Компоновка переднемоторная, переднеприводная
Двигатель
Opel C20ХЕ 16V
Тип четырёхтактный, инжекторный, рядный
Объём 1,998 см3
Максимальная мощность 150 л. с. (110 кВт кВт ), при 6 000 об/мин
Максимальный крутящий момент 196 Н·м, при 4 800 об/мин
Цилиндров 4
Клапанов 16
Макс. скорость 205
Разгон до 100 км/ч 8
Расход топлива при смешанном цикле 8
Расход топлива при городском цикле 10
Расход топлива на трассе 7
Степень сжатия 10
Система питания DOHC Motronic, M 2.8
Охлаждение жидкостное закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Рекомендованное топливо А-95
КПП 5-ступенчатая МКПП OPEL F-18
Колёсная база 2490
Длина 4260
Ширина 1696
Высота 1450
Колея передняя 1480
Колея задняя 1446
Клиренс 170
Масса 1100
Грузоподъёмность 425 кг
Объём бака 43 л
Модификации ВАЗ-21106 купе, ВАЗ-21107, Lada WTCC
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

LADA 110 — семейство автомобилей, выпускавшихся с 1995 по 2009 год на АвтоВАЗе, а также других производствах. Головной машиной семейства был ВАЗ-2110.

В 1983 году началось проектирование седана на базе хэтчбэка ВАЗ-2108. Проект получил название ВАЗ-2110. Однако конструкторами было внесено слишком много изменений, в том числе удорожающих машину. Поэтому в 1984 году этот проект отделили от проекта простого превращения ВАЗ-2108 в седан (получившего теперь название ВАЗ-21099).

Первый опытный экземпляр ВАЗ-2110 появился в июле 1985 г. В ноябрьском номере журнала «За рулём» за 1990 год были опубликованы шпионские фото предсерийной модели, снятые на полигоне фирмы Porsche[1]. Серийный выпуск ВАЗ-2110 планировалось начать с 1992 г., однако из-за наступившего экономического кризиса эти планы сдвинулись на несколько лет.

LADA 110[править | править код]

Четырёхдверный переднеприводный седан. Выпускался на АвтоВАЗе с 1995 по 2007 год.

Первые ВАЗ-2110 были выпущены 27 июня 1995 г. в опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа, серийное производство развернуто с августа 1996 г., продажи начались в ноябре того же года[2]. К тому времени технологии в мировом автомобилестроении вышли на новый уровень, и прорывную для конца 80-х модель уже нельзя было назвать абсолютной новинкой. Однако несмотря на это, а также на некоторые претензии к качеству производства в 90-е годы, для отечественного автопрома она всё равно стала шагом вперёд. В отличие от «жигулей» и «самар», ВАЗ-2110 позиционировался как автомобиль более высокого класса, вполне современный и конкурентоспособный как внешне, так и внутренне. В частности, на машине были установлены электронная система управления двигателем (хотя первые ВАЗ-2110 были карбюраторными) и диагностический блок (бортовой компьютер), была предусмотрена возможность установки гидроусилителя руля и электрических стеклоподъёмников, в деталях кузова использовался оцинкованный металл, была применена новая технология окраски кузовов и т. п. Появление «десятки» ознаменовало собой новый этап в развитии отечественного автопрома.

В марте 2007 года на главном конвейере АвтоВАЗа было запущено серийное производство машин нового семейства LADA Priora, представляющих собой глубокий рестайлинг «десятки» и призванных сменить последнюю в модельном ряду компании. 7 месяцев «Приоры» и «десятки» выпускались параллельно. Последний комплект ВАЗ-2110 был собран на тольяттинском конвейере 15 октября 2007 года. ВАЗ-2111 (универсал) и ВАЗ-2112 (хэтчбэк) выпускались ещё два года и год соответственно.

До 2014 года ВАЗ-2110 собирались по лицензии из машинокомплектов АвтоВАЗа на автозаводе корпорации Богдан в украинском городе Черкассы под маркой «Богдан». Также компанией «Богдан» был разработан пикап на базе ВАЗ-2110[3].

Модификации[править | править код]
  • ВАЗ-21100 (8-клапанный бензиновый карбюраторный двигатель рабочим объёмом 1,5 л выпускался с 1996 по 2000 г.)
  • ВАЗ-21101 (8-клапанный бензиновый инжекторный двигатель рабочим объёмом 1,6 л., выпускался с 2004 г.)
  • ВАЗ-21102 (8-клапанный бензиновый инжекторный двигатель рабочим объёмом 1,5 л.)
  • ВАЗ-21103 (16-клапанный бензиновый инжекторный двигатель рабочим объёмом 1,5 л., выпускался с 1999 г.)
  • ВАЗ-21103М (16-клапанный бензиновый инжекторный двигатель рабочим объёмом 1,5 л., выпускался с 2001 г.)
  • ВАЗ-21104 (16-клапанный бензиновый инжекторный двигатель рабочим объёмом 1,6 л., выпускался с 2004 г.)
  • ВАЗ-21104М (16-клапанный бензиновый инжекторный двигатель рабочим объёмом 1,6 л., выпускался с 2004 г.)
  • ВАЗ-21106 GTI 2.0 16V (16-клапанный бензиновый двигатель Opel C20XE рабочим объёмом 2,0 л.)
  • ВАЗ-21106 Coupe (ВАЗ-21106 с кузовом купе)
  • ВАЗ-21107 (Спортивная модификация автомобиля ВАЗ-21106)
  • ВАЗ-21108 «Премьер» — удлинённый на 120 мм автомобиль ВАЗ-21103.
  • ВАЗ-21109 «Консул»
  • ВАЗ-2110 РПД (Спортивная модификация автомобиля ВАЗ-2110 с роторно-поршневым двигателем)

В 2002 году специалистами МАИ были разработаны образцы ВАЗ-2110 в комплектации с бесступенчатым вариатором VT1 фирмы ZF[4].

В 2005—2007 годах серийно производились только модели 21101 и 21104.

LADA 111[править | править код]

Commons-logo.svg Шильдик «LADA 111» на багажнике автомобиля

Переднеприводный универсал. Выпускался с 1997 по 2009 год. В феврале 2009 года АвтоВАЗ объявил о прекращении выпуска этой модели, однако на черкасском заводе «Богдан» данная модель выпускалась до 2014 года, но в немного изменённом виде под брендом Богдан 2111[5].

Модификации[править | править код]
  • LADA 21110 (ВАЗ-21110) — 8-клапанный 1,5-литровый двигатель 21110 с распределенным впрыском топлива мощностью 77 л. с.;
  • LADA 21111 (ВАЗ-21111) — 8-клапанный 1,5-литровый двигатель 2111 с карбюратором мощностью 72 л. с.;
  • LADA 21112 (ВАЗ-21112) — 8-клапанный 1,6-литровый двигатель 21114 с распределенным впрыском топлива мощностью 82 л. с.;
  • LADA 21113 (ВАЗ-21113) — 16-клапанный 1,5-литровый двигатель 2112 с распределенным впрыском топлива мощностью 93 л. с.;
  • LADA 21114 (ВАЗ-21114) — 16-клапанный 1,6-литровый двигатель 21124 с распределенным впрыском топлива мощностью 89 л. с.
  • LADA 21116 (ВАЗ-21116-04) — 8-клапанный 1.6-литровый двигатель 21116 мощностью 90 л. с.
  • LADA Tarzan 2 (ВАЗ 2111-90)

LADA 112[править | править код]

У этого термина существуют и другие значения, см. 112 (значения).

Пятидверный хэтчбек. Выпускался с 1998 по 2008 год. Производство модели началось с февраля 1998 года с укороченным (по сравнению с ВАЗ-2110) до 4170 мм кузовом (объём багажника 400 л), за счёт чего у машины более чёткие реакции на поворот рулевого колеса.

У этой модели более спортивный характер управляемости, в сравнении с предшественниками. Автомобиль сочетает в себе все преимущества ВАЗ-2110, и заднее сиденье универсала 2111. Сохраняя все положительные качества автомобиля Лада-110, этот автомобиль обладает незначительными улучшениями: при небольшой длине кузова возможно увеличение маленького багажного отделения в большое при складывании заднего сиденья. Спинка заднего сиденья разделена на 2 части, которые могут складываться независимо друг от друга, благодаря этому сохраняется удобство «универсала» при перевозке малогабаритных грузов.

С 2008 года производство ВАЗ-2112 на АвтоВАЗе было свёрнуто в пользу новой модели LADA Priora. Производство ВАЗ-2112 так и не было перенесено на Украину на завод, где сборкой российских моделей Лада 2110 и Лада 2111 занялась автомобильная корпорация «Богдан».

Автомобили ВАЗ-2112-37 в заезде кубка LADA, 2005 год
Модификации[править | править код]
  • LADA 21120 (ВАЗ-21120) — 16-клапанный 1,5-литровый двигатель 21120 версия стандарт, версия GLI люкс.
  • LADA 21121 (ВАЗ-21121) — 8-клапанный 1,6-литровый двигатель 21114.
  • LADA 21122 (ВАЗ-21122) — 8-клапанный 1,5-литровый двигатель 2111 бюджетная версия на 13-дюймовых дисках колёс, с невентилируемыми тормозными дисками, без электростеклоподъёмников.
  • LADA 21124 (ВАЗ-21124) — 16-клапанный 1,6-литровый двигатель 21124. Выпускалась с 2004 по 2008 годы. В этой модификации двигателя 2112 проблема с загибом клапанов была решена за счет увеличения глубины проточек в днищах поршня (до 6,5 мм). Кроме того конструкция блока цилиндров была изменена для достижения рабочего объёма в 1,6 л, для чего его высота была увеличена на 2,3 мм, соответственно на 2,3 мм увеличен и радиус кривошипа коленчатого вала. Также имелся ряд других несущественных изменений.
  • LADA 21128 (ВАЗ-21128) — 16-клапанный 1,8-литровый двигатель мощностью 98 л. с. и 123 л. с. Люксовая версия авто от ЗАО «Супер-авто».
  • LADA 112-37 (ВАЗ-2112-37) — 16-клапанный 1,5-литровый двигатель мощностью 100 л. с. Гоночная версия для кубка LADA, с доработанной спортивной подвеской, КПП, тормозной системой, блокировкой дифференциала, с многочисленным оборудованием специфическим для автоспорта (каркас безопасности, сиденья с 4-точечными ремнями безопасности и т.п.)[6].

LADA 1123[править | править код]

Commons-logo.svg ВАЗ-21123 имел отличительную решётку радиатора

Трёхдверная модификация автомобиля ВАЗ-2112, кузов которой официально назывался «купе». Выпуск производился малыми сериями с 2002 по 2009 годы, холдингом, объединившим фирмы «АвтоКомплект», «СпецАвто», «Рулевые системы» и «Тольяттинский механический завод»[7]. Модель трижды подвергалась небольшим рестайлингам. Изначально имела капот и бампер оригинальной конструкции. Затем выпускалась с бампером серии M, изменённой решёткой радиатора и стандартным капотом.

Двигатель устанавливался 16-клапанный 1,6-литровый. Модель отличалась улучшенной отделкой и комплектацией по меркам семейства ВАЗ-2110.

Также на ВАЗ-21123 устанавливался мотор 21124, который имеет ряд преимуществ перед 21120. Одно из самых главных — во время обрыва ремня ГРМ не «загибает» клапана ГБЦ. Это обусловлено тем, что у 21120 была увеличена степень сжатия, а для улучшения сгорания топливо-воздушной смести в камере сгорания были значительно уменьшены проточки в поршнях под клапаны.

Также немаловажным преимуществом является то, что ресивер двигателя 21124 выполнен из пластика, а не алюминия, также в двигателе 21124 использовались не высоковольтные провода, а катушки. ВАЗ-21123 окрашивался в собственные цвета, отсутствующие в палитре конвейерных моделей семейства.

LADA 1106[править | править код]

Commons-logo.svg ВАЗ-21106 поздней модификации

Совместный проект компании АвтоВАЗ и фирмы «Мега-Лада», созданный на основе автомобиля ВАЗ-2110 для его омологации в группе WRC. Концепт-кар, выставленный на выставке МИМС-96, назывался «Жёлтая Акула». На концепт-каре устанавливались оригинальные колесные диски фирмы Slik жёлтого цвета.

Двигатель «Мега-Лада Мотор-спорт» — на основе «восемьдесят третьего» блока. Позже он был заменён на Opel C20XE 16V мощностью 150 л. с. Двигатели, коробки передач и другое оборудование поставляло спортивное отделение английского филиала General Motors — Vauxhall. Автомобили «бюджетной» комплектации отличались двигателем Opel Ecotec X20XEV мощностью 136 л. с.[8]

Изначально на автомобиль устанавливались тормозные механизмы марки «Lockheed»[9]. Кузов ВАЗ-21106 отличается от ВАЗ-2110 задними и передними крыльями с расширенными арками колёс. В фирме «Арсенал-авто» на этот автомобиль устанавливали внешний пластиковый обвес. Впоследствии данный обвес по желанию клиентов стали устанавливать и на обычные «десятки», комплект назывался «Нола».

В 1998 был изменён дизайн автомобиля, в связи с популярностью модели у спецслужб. В 1999 году дизайн автомобиля был изменён на более практичный. Была изменена форма бамперов, удалены пластиковые накладки на дверях и капоте. По словам производителя, это уменьшило уровень шума в салоне автомобиля при движении со скоростью выше 200 км/ч. Некоторые автомобили были с минимальным обвесом, похожим на 21106 «С» и иногда с двумя овальными воздухозаборниками на капоте.

В 2003 произошла смена пластикового обвеса на совершенно другой по форме. Также были выпуски с полным отсутствием обвеса за исключением расширенных колесных арок.

Фирма «ФРОСТ» занималась установкой системы кондиционирования воздуха в салоне. В автомобиль любой комплектации устанавливался гидроусилитель немецкой фирмы ZF. Выпускалась версия ВАЗ-21106 с кузовом типа купе[10]. Автомобиль удостаивался приза журнала «За Рулем» — «За лучшие экспонаты МИМС-96».[11]

Модификации[править | править код]
  • ВАЗ 21107 — модификация для соревнований ралли. Вварной каркас безопасности, иная конструкция подвески. Предварительно изготовленные в НТЦ ВАЗа, тестировались и доводились фирмой «MSD». Тестирование на английских раллийных трассах проводил Алистер МакРей.
  • ВАЗ 21127 — модификация с кузовом ВАЗ-2112. Увеличена мощность двигателя.
  • ВАЗ-21106 «С» Купе — модификация с кузовом типа «купе», двигатель Opel C20SEL мощностью 136 л. с.
  • ВАЗ 21106 WTCC — участвовала в международном чемпионате FIA WTCC 2008 года, используясь командой «Русские медведи» (Russian Bears Motorsport). В 2009 использовалась командой Lada Sport[12].
  • Commons-logo.svg

    Lada 21106 WTCC чемпионат 2008

  • Commons-logo.svg

    Lada 21106 WTCC чемпионат 2008

  • Ladawtcc2008brandshatch 000.jpg

LADA 110 Консул[править | править код]

ВАЗ-21109 «Консул».

4-дверный удлинённый лимузин на базе ВАЗ-2110[13][14], штучно выпускавшийся с 1997 по 2006 год.

ВАЗ-21109 Консул выпускался мелкосерийно на одном из дочерних предприятий АвтоВАЗа с 1997 по 2006 годы. Модель была дорогим удовольствием для автомобильных гурманов в 90-е годы[15]. Автомобиль впервые был представлен официально в июле 1997 года. Несмотря на большую длину, салон вмещал только 4 человека. На ВАЗ-21109 был установлен 16-клапанный бензиновый двигатель ВАЗ-2112 объёмом 1,5 литра и мощностью 100 л.с. Автомобиль имел удлинённую на 700 мм базу, 14-дюймовые диски из лёгкого сплава, АБС и подушки безопасности. Внутри салона была установлена перегородка между передним и задним пассажирским отсеком, присутствовали персональные откидные столики для задних пассажиров. Посередине салона находился бар с холодильником, мини-телевизор и видеомагнитофон. В отделке интерьера использовались панели из дерева и кожа. Над пассажирским салоном размещался люк в крыше[16].

LADA Tarzan 2[править | править код]

Ladawtcc2008brandshatch 000.jpg ВАЗ-2111-90 Тарзан-2

Модификация автомобиля, представленная моделями ВАЗ-211290 и ВАЗ-211190.

В 1999 году предприятие «Лада-Консул» совместно с дизайнерской организацией DECON и НТЦ ОПП АВТОВАЗа создали внедорожник под названием «Тарзан 2». Данный автомобиль имел кузов от семейства переднеприводной модели ВАЗа (ВАЗ-2112) и раму с установленными на неё основными агрегатами от автомобиля «Нива» (подвески, КПП, раздаточная коробка передач, рулевое управление). Агрегаты, кроме карданных валов (была изменена длина), пружин, амортизаторов и рамы, были использованы от серийно выпускаемых автомобилей ВАЗ. Кузов смонтирован на раму через резиновые подушки. Задняя подвеска была позаимствована у «Нивы», что повлекло также перенос редуктора и приводных валов. Задние тормоза аналогичны передним, то есть дисковые, колёса 15-дюймовые. Несмотря на возросший на 150 кг вес относительно Нивы расход топлива нового вседорожника благодаря хорошей аэродинамике оказался заметно меньше[17].

В дизайне также произошли изменения: сочленения рамы и кузова были закрыты мощными трубами в виде порогов, накладки на арки колёс, задававшие новую форму крыльям и размерами арки, и накладки, выполненные из труб, под передним и задним бамперами. В салоне изменилась облицовка центрального тоннеля: использовалась обшивка от ВАЗ-21213, и на ней находилось три рычага (КПП и ещё два, управления раздаточной коробкой). Автомобили изготавливали на заказ, общее число выпущенных «Тарзанов» не превысило нескольких сотен.

Прочие модели и проекты[править | править код]

Помимо «Тарзана», симбиоз из шасси «Нивы» и кузовов семейства ВАЗ-2110 был неоднократно использован для целого ряда экспериментальных и мелкосерийных моделей. В число таких можно отнести полноприводные пикапы «Бизон», «Чёрный принц», «Пилигрим»[18].

В 2009 году украинской компанией «Богдан» был представлен проект пикапа на базе ВАЗ-2110[19].

Лада 21106 2.0 л участвовала в международном чемпионате FIA WTCC 2008 года, где использовалась командой «Русские медведи» (Russian Bears Motorsport), машина № 27 Ладыгин Кирилл[20], № 28 Виктор Шаповалов и № 29 Яап ван Лаген[21]

Сложные роды «антилопы»: история создания ВАЗ-2110

Десятой моделью ВАЗа должен был стать седан на базе Самары, впоследствии ставший "девяносто девятой". На деле же индекс 2110 получил переднеприводник второго поколения – автомобиль без имени собственного, который все знают как "десятку". История рождения десятого семейства столь же непростая, как и времена, в которые оно появилось.

Еще задолго до выхода трехдверного хэтчбека 2108 разработчикам стало ясно, что на смену откровенно устаревшим Жигулям нужен новый седан. Мнения разделились: часть конструкторов придерживалась мнения, что его нужно создавать на новой (переднеприводной) платформе, другие же видели будущую машину на «классической» агрегатной базе. Перспективная модель с задним приводом получила индекс 2112, и над ней с начала восьмидесятых годов активно работало несколько групп дизайнеров и конструкторов.

К моменту запуска «восьмерки» в серийное производство в преимуществах переднего привода уже мало кто сомневался, поэтому к 1985 году проект 2112 закрыли. Параллельно на заводе работали над Спутником с трехобъемным четырехдверным кузовом: макет с индексом 2110 был представлен на худсовет Минавтопрома в июле 1983 года – по сути, внешне эта машина практически повторяла серийный ВАЗ-21099, который пошел в серию аж в 1990 году. «Девяносто девятая» перестала быть ВАЗ-2110 лишь к концу 1985 года, когда её первоначальный индекс «отдали» переднеприводникам второго поколения.

Учитывая стратегический просчет по «восьмому» семейству, на сей раз запускать в серию сначала решили именно востребованный в СССР седан, а не хэтч. Однако работы над универсалом и пятидверным хэтчбеком десятого семейства велись практически одновременно. «Десятку» задумывали именно как семейство, которое впоследствии сможет заменить и «классику», и Спутник.

vaz_unsorted_9.jpg audi_100_2.5_tdi_4.jpeg

ВАЗ-2112 внешне чем-то напоминал новейший Audi 100 C3


Работами по новому семейству начали заниматься именно в 1985-м, сразу после закрытия «классического» проекта 2112, но в это время страну стало лихорадить. Перестройка и переход на «хозрасчетные» рельсы экономики привели к тому, что инфраструктура и промышленность (в том числе и автомобильная!) начали потихоньку разрушаться. В 1987 году государство начало урезать или вовсе сокращало финансирование заводов, что в первую очередь било именно по перспективным моделям и запуску новинок. Именно поэтому «в муках» рождалась не только «десятка», но и модели других заводов – новый Москвич, Таврия, Ода…


vaz_unsorted_5.jpg

Поскольку запуск «десятки» в производство все время откладывался из-за банального отсутствия средств, у дизайнеров и конструкторов волей-неволей появлялась возможность доработать автомобиль и «освежить» его с учетом новых веяний. Возможно, поэтому дизайн-проект ВАЗ-2110 был принят лишь с третьего раза. Параллельно с улучшениями внешности меняли и содержание. В частности, благодаря вынужденной паузе к моменту постановки автомобиля на производство на ВАЗе был освоен впрыск топлива, без которого выход на внешние рынки в начале девяностых годов был уже просто невозможен.


Предсерийный ВАЗ-2112


Еще во время разработки нового седана на заднеприводной платформе дизайнеры уделяли много внимания аэродинамике, сглаживая формы для достижения наименьшего коэффициента лобового сопротивления Сх. Уже во время работы над «десяткой» Сх стал своеобразной идеей фикс для дизайнеров, желавших достичь показателя 0,3 всеми возможными способами. Именно поэтому при переходе от нулевой серии прототипов к сотой и особенно к двухсотой машина заметно округлилась – сглаживались переходы и линии, благодаря чему аэродинамика действительно улучшилась.



По сути, именно стремление «зализать» кузов и определило внешность «десятки», которая была лишена каких-либо выступающих элементов. Да и задние арки получились такими не случайно: «прикрыв» ими колесную нишу, дизайнерам удалось заметно улучшить распределение воздушных потоков (на макетах заднее колесо вообще прикрывал специальный щиток!). Правда, при этом силуэт получился довольно своеобразным, если не сказать тяжеловатым. Именно поэтому острословы впоследствии окрестили безымянный автомобиль десятого семейства «беременной антилопой». В грузном силуэте ВАЗ-2110 с глубоко утопленными в арки колесами и пухлыми боковинами действительно было что-то от животного в статусе будущей матери…


vaz_2110_opytnyj_3.jpg

ВАЗ-2110 нулевой серии


С другой стороны, курс на обтекаемость заводчанами был выбран правильно, ведь именно в таком ключе был, к примеру, выполнен Автомобиль года 1983 Audi 100. Впоследствии уже серийная «десятка» чем-то неуловимо походила на другую модель Audi – «восьмидесятку», а также на Volkswagen Passat B3, и на то были свои причины. Ведь именно в момент работы над будущим ВАЗ-2110 тольяттинские дизайнеры имели возможность внимательно рассмотреть предсерийные немецкие автомобили на Дмитровском полигоне, где «немцы» в 1986 году проходили зимние испытания.


volkswagen_passat_sedan_us-spec_24.jpg audi_80_7.jpg

Очевидно, что внешность новейших разработок VW и Audi заметно повлияла на образ «десятки». Как и «восьмидесятка», ВАЗ-2110 получил бочкообразный кузов с мягкими линиями и плавными переходами от объема к объему. Общей «зализанности» способствовали и вклеенные стекла, которые впервые на серийном автомобиле в СНГ появились именно на «десятке».


autowp.ru_vaz_lada_110_1.jpg

Левая сторона прототипа по решению кормы очень схожа с… мерседесовской!


Впрочем, во время работы над проектом 2110 вазовские дизайнеры даже сумели «изобрести свой велосипед»: на макете серии 100а в задней части появилось очень любопытное решение – задние фонари с выходом на багажник. Впоследствии именно так было сделано на Mercedes W202, который пошел в серию почти десятилетие спустя!



Еще одно необычное решение на прототипах того периода – форточки в дверях, которые кто-то метко окрестил «стограммовками». Они появились вследствие того, что боковые стёкла опустить было невозможно, поскольку в угоду аэродинамике они имели сферическую поверхость. Форточки-стограммовки держались на прототипах достаточно долго, вплоть до запуска «десятки» в производство, но из-за нетехнологичности пришлось вернуться к более традиционной конструкции с гнутыми стеклами и рамочными дверями. Удивительно, что два года спустя, в 1991-м, такое решение появилось на серийном (!) автомобиле Subaru SVX!



Поскольку по объективным причинам «антилопа все не рожала», изображения пластилиновых макетов просочились в прессу, причем не только советскую. Некоторые западные комментаторы по поводу внешности будущей «десятки» в 1990 году ехидно язвили – дескать, это больше похоже на испорченное изделие кузовного ателье Zagato, чем на советский автомобиль собственной разработки.


lada_110_19.jpg

Справедливости ради следует признать, что «десятка», особенно в районе нижней части дверей, действительно производит впечатление чуть сырого, не доведенного до конца продукта. Да и задняя оптика смотрится странновато – такое впечатление, что её половинки взяты от разных машин, а еще ситуацию усугубляли маленькие тринадцатидюймовые колеса с дисками от «восьмерки», которые совершенно не подходили по дизайну «десятке».



Впрочем, на все это есть объективные причины – «роды» вышли длительными и довольно тяжелыми. Возможно, повлияло на окончательную внешность автомобиля и то, что его дизайнер Владимир Ярцев к тому времени уже эмигрировал из СССР, поэтому доводкой экстерьера занимались другие люди.


lada_110_4.jpg lada_110_1.5_gli_16v_de_market_5.jpg

Интерьер потребовал столько же усилий, сколько и внешность


Тем не менее, когда новую модель продемонстрировали сначала в 1993 году в Московском Манеже, а затем годом позже на Парижском автосалоне, публика отреагировала на премьеру довольно активно. Ведь «десятка» по меркам того времени выглядела современно и разительно контрастировала с уже приевшимся силуэтом угловатого «зубила».


vaz_logo_4.jpg

Такой логотип появился именно на ВАЗ-2110


Спустя почти двадцать лет с момента начала выпуска к автомобилям десятого семейства относятся более благосклонно – как говорится, время лечит. Свою задачу ВАЗ-2110 выполнил, став к тому же основой для модели «Приора», на которой дизайнеры и конструкторы смогли исправить многое из того, что на «десятке» по разным причинам так, как хотелось, в своё время сделать не удалось.


lada_110_20.jpg <a href=»http://polldaddy.com/poll/9237454/»>Каково ваше отношение к ВАЗ-2110?</a>


Читайте также:


2110 — прототипы, модификации, характеристики, фотографии

История автомобиля, который в настоящее время известен как ВАЗ-2110 (Lada 2110) началась в 1983 году именно тогда появился первый макет седана сильно напоминающий автомобили Opel Ascona и Ford Record того времени. Этот автомобиль имел задний привод и по планам его должны были назвать ВАЗ-2112, однако одобрения для дальнейшего развития он не получил.

Разработки продолжались, в начале 1984 года был построен еще один неудачный макет, от которого так же отказались. Дело сдвинулось с мертвой точки только когда начались разработки нового седана семейства «Самара» с индексом ВАЗ-21099. Первый прототип, выпущенный в конце 1984 года, уже носил заводской индекс ВАЗ-2110. Это был прототип так называемой «серии 0», при его изготовлении почти все детали были взяты от автомобилей первого семейства «Самара» (2108/09/099). Опытный образец ВАЗ-2110 «нулевой серии» сильно напоминал ВАЗ-21099, в его конструкции было предусмотрено только одно левое зеркало заднего вида и единственный дворник.

Первые прототипы будующего ВАЗ-2110

Через год после очередных доработок и изменений в конструкции на свет появилась так называемая 100-я серия автомобиля ВАЗ-2110, которую назвали «Афалина. За сотой серией выходила следующая и следующая с шагом в одну сотню, чем большим числом маркировалась серия, тем больше она была похожа на серийный автомобиль. С каждой новой серией автомобиль все меньше напоминал изначальный заднеприводный проект, так например, в проекте серии 300 уже можно было без труда узнать ту «десятку», которая попала в серийное производство. Стоит отметить, что аэродинамической доводкой 300-й серии занимались при участии фирмы Porsche.

Опытный экземпляр, который уже практически был готов к серийному производству, был показан в 1992 году президенту России Борису Николаевичу Ельцину во время его визита на Волжский автомобильный завод. Этот экземпляр был рекомендован к серийному производству, однако из-за экономического кризиса серийное производство было отложено, и только в июне 1995 года была выпущена первая опытно-промышленная партия автомобилей ВАЗ-2110, а полноценное серийное производство развернуто только на следующий 1996 год.

Опытные образцы автомобиля ВАЗ-2110 серии 0, 100, 200 и 300

Серийный автомобиль ВАЗ-2110 для своего времени (в середине 90х годов в то время когда был выпущен) обладал современным дизайном, как экстерьера, так и интерьера и вместительным багажником объемом 480 литров. На протяжении всего времени производства внешность автомобиля практически не менялась и в таком виде в России его выпускали до 2007 года, после чего автомобиль полностью заменил новый седан Lada Priora.

Седан ВАЗ-2110 выпускали не только в России, а так же в Египте и на Украине корпорацией «Богдан». Украинская «десятка» носила собственное имя «Богдан» и выпускалась вплоть до 2014 года. За время производства ВАЗ-2110 у него появилось множество модификаций, это были модели, как с карбюраторным, так и с инжекторным двигателем, как 8-ми, так и 16-клапанные как 4-х, так и 2-дверные в кузове купе и даже спортивные модификации.

История ВАЗ-2110

Тогда как все линейки продукции АвтоВАЗа имеют свои названия — «Жигули», «Самара», «Калина», «Нива» и так далее, «десятка» оказалась единственной серией, которая не получила оригинального наименования. Так или иначе, модель занимает седьмую часть автомобильного рынка России с учётом иностранных машин. Разумеется, кузов в единственном факторе седан не может многого противопоставить иномаркам класса универсал, хэтчбек, кроссовер и остальным, но в своей ценовой нише ВАЗ-2110 объективно является наиболее привлекательным и выгодным автомобилем.

ВАЗ-2110

История разработки и реализации

Ещё перед выпуском хэтчбека «восьмёрки» АвтоВАЗ поняли, что настало время создать обновление линейки «Жигули». Сотрудники компании согласились, что серия автомобилей устарела, но мнения по поводу разработки новой разделились: часть экспертов считала, что обновлённая версия будет иметь новую переднеприводную платформу, тогда как остальные конструкторы считали, что «классической» базы с задним приводом будет достаточно, ведь она годами доказывала свою надёжность.

Изначально было принято решение создать хэтчбек в новой линейке. Рабочее название нового автомобиля получило индекс 2112. Над разработкой трудилось множество инженеров и дизайнеров начиная с восьмидесятых годов. На момент старта продаж «восьмёрки» автолюбители окончательно приняли все сильные стороны переднего привода, что привело к закрытию проекта 2112 в 1985 году. В то же время компания работала над «Спутником», который имел четырёхдверный кузов. Так, макет под номером 2110 представили на худсовет в 1983 году. Автомобиля во многих чертах походил на ВАЗ-21099, который выпустили в 1990 году. «Девяносто девятая» модель лишилась первоначального индекса 2110 в 1985 году, получив известное ныне название.

Учитывая ошибку с «восьмёркой», АвтоВАЗ решили в первую очередь выпустить серию седанов — они были более востребованы, нежели хэтчбеки. Так или иначе, создавались обе версии автомобиля по большей части параллельно. На «десятку» возлагали большие надежды, ведь она должна была заменить как «классику», так и «Спутник».

Так, в 1985 году проект 2112 был закрыт и началась разработка нового автомобиля. Именно в это время в России начались реформы. Из-за перестройки и внедрения новой экономической системы промышленность (в том числе и машиностроительная) и инфраструктура начали «разваливаться». В 1987 году государство изменило модель финансирования, урезав материальную поддержку для части заводов и лишив полностью остальных. В первую очередь такое изменение коснулось новых моделей автомобилей — денег на проектирование не хватало.

Модель ВАЗ-2110

Постоянное отсутствие финансирования не стало поводом бросать работу над моделью дизайнерам и конструкторам. Долгие годы они совершенствовали своё детище, обновляя проект с учётом актуальных технологий в ожидании поддержки государства. Окончательный вариант внешнего вида «десятки» был принят с третьего раза, а за время простоя агрегатная составляющая изменилась, получив систему впрыска топлива, без чего сложно было представить реализацию автомобиля в начале девяностых.

Основным мотивом в создании дизайна новой серии было повышение аэродинамичности. Об улучшении этого параметра шла речь ещё во время разработки модели с задним приводом. Таким образом, инженеры решили достичь минимального коэффициента сопротивления встречному потоку воздуха, всячески сглаживая очертания будущей «десятки». Долголетнее «вылизывание» силуэта автомобиля привело к тому, что модель лишилась грубых элементов кузова в принципе. На макете задняя колёсная арка прикрывалась специальным щитком — всё было направлено на улучшение аэродинамики.

Первый образец 2110 был создан в 1989 году. Серийное производство наладить планировали в 1992 году, но развал СССР снова сдвинул эту дату. Первые массовые модели ВАЗ увидели свет в 1995 году, когда «десятка» довольно сильно устарела, с моральной точки зрения. Так или иначе, этот шаг оказался для предприятия очень важным. Несмотря на классические претензии к качеству, автолюбители были довольны ВАЗ-2110 и признавали этот автомобиль революционным.

Описание модели

Внешний вид автомобиля выдержал множество правок, которые вносились на долгой стадии разработки, получив отличный дизайн с малым сопротивлением при езде. Наиболее уязвимые к коррозии детали кузова были выполнены из оцинкованного металла, а сам он окрашивался по новой технологии. Салон также отличался невиданным у АвтоВАЗ прежде комфортом и функционалом и имел:

  • Бортовой компьютер;
  • Настраиваемую по высоте рулевую колонку;
  • Гидроусилитель руля;
  • Электронный привод подъёма стёкол и прочие технологии.
Салон ВАЗ-2110Новый салон автомобиля ВАЗ-2110 стал более функциональным

Вначале «десятка» комплектовалась слабыми карбюраторными двигателями, но в дальнейшем она стала снабжаться восьми- и шестнадцатиклапанными моторами с объёмом от полутора литров и 79 л. с. до 2 литров и 150 л. с. Что касается прочих категорий кузова, были выполнены автомобили в факторе универсал и хэтчбек. Существует также заказная серия с количеством лошадиных сил, равным 240 — раллийная модель, которая развивала скорость 220 км/ч, достигая сотни за 7 секунд.

Заключение

Благодаря современному эргономичному дизайну (пусть и не такому актуальному, как у иностранных конкурентов), просторным салону и багажнику, высокой надёжности, простоте устройства и доступной цене на приобретение и эксплуатацию, ВАЗ-2110 стала любимой моделью рабочего класса, удовлетворяя все их потребности в передвижении и перевозке небольших грузов. «Десятка» оправдала замысел конструкторов и ожидания автолюбителей, став отличным автомобилем, который служит людям более двадцати лет.

история ВАЗ-2110 и Lada Priora — Рамблер/авто

В первой половине 1980-х годов жизнь на АвтоВАЗе бурлила. В 1984-м пошла в серию первая переднеприводная модель — трехдверный хэтчбек ВАЗ-2108. Еще до его запуска, в 1983 году, на одобрение в Минавтопром был представлен макет седана с индексом ВАЗ-2110. Он добрался до конвейера только семь лет спустя и стал всем известен как… ВАЗ-21099. Да, изначально «десяткой» была четырехдверная «Самара». Это обозначение только в 1985 году передали проекту по созданию переднеприводной модели второго поколения.

Прототип ВАЗ-2110 — будущего ВАЗ-21099

Любопытный момент: в начале 1980-х в Тольятти еще верили, что классическая компоновка имеет перспективы в субкомпактном классе автомобилей. Поэтому велась работа и над новым заднеприводным седаном. Проект назывался ВАЗ-2112 и жил до 1985 года. Позднее это обозначение обрел хэтчбек на базе «десятки».

Итак, с середины 1980-х годов на АвтоВАЗе начали активно работать над будущей «десяткой». Появление целого семейства машин было запланировано изначально. И первым на рынок выходил седан. В советских (а позднее — российских) реалиях подавляющее большинство семей могли позволить себе только один автомобиль, и он должен подходить на все случаи жизни. В этом свете запуск «Самары», начатый с самого непрактичного варианта, который только можно себе представить, выглядит явной ошибкой. А у ВАЗ-2110 были предусмотрены кузова «пятидверный хэтчбек» и «универсал». В серийном воплощении — 2112 и 2111 соответственно.

Прототип нулевой серии

Проект реализовывался небыстро, поэтому у команды дизайнеров было время подправить облик машины в соответствии с меняющейся модой. Два первых варианта, так называемой нулевой и 100-й серии, ничего общего с окончательным вариантом оформления «десятки» не имели. В этих кузовах явно прослеживается влияние тогдашних «Фордов» — «Эскорта» и «Сьерры». Тольяттинские художники, конечно, смотрели на западные аналоги: отрицать это глупо. Но ни с какой конкретной иномарки ВАЗ-2110 не срисовывали! В конце концов, использовать отдельные «мотивы» других моделей и сегодня не брезгуют авторитетные лидеры мирового автопрома.

Прототип 100-й серии

В 1986 году, как гласит история, на Дмитровском автополигоне проходил зимние тесты предсерийный Volkswagen Passat B3. И вазовцам его показывали! Видели они и Audi 80 и 100, прозванные в народе «бочкой» и «селедкой» соответственно. Посему неудивительно, что будущий флагман АвтоВАЗа резко сменил стиль. «Немцы» оказали на его облик заметное влияние. Машины 200-й серии уже сильно напоминали товарный образец «десятки», а 300-я отличается от нее в нюансах.

Прототип 200-й серии

Как подсказывает дизайн экстерьера, создатели ВАЗ-2110 стремились добиться минимального коэффициента аэродинамического сопротивления. Из-за этого на прототипе появились задние колесные арки закрытого типа, «дутые» боковые стекла, в которых опускались лишь небольшие форточки, и ярко выраженный обвес кузова. Тесты показали эффективность таких решений, но, как водится, вмешался финансовый фактор. «Десятку» упростили внешне, но общий стиль уже не поменялся. Справедливости ради отметим, что боковые двери с форточками изначально были обречены. Даже сейчас кондиционер не входит в базовую комплектацию автомобилей В-класса, что уж говорить о ВАЗ-2110, для которого даже электрические стеклоподъемники были роскошью. А без кнопки «А/С» в салоне с такой вентиляцией можно было свариться заживо.

Из-за этого машина казалась недоделанной, местами «слепленной» из плохо сочетающихся элементов, непропорциональной. В России новинку быстро окрестили «беременной антилопой» за тяжеловесную корму. Свою лепту в порчу облика вносили непропорционально маленькие 13-дюймовые колеса. Со временем автомобиль примелькался на дорогах и перестал казаться откровенно некрасивым. Последующие модернизации и превращение в «Приору» ситуацию исправили, но красавицей модель так и не сделали.

Серийный ВАЗ-2110

Запустить ВАЗ-2110 в серию автогигант планировал в 1991-1992 году. Коррективы в этот расчет внесла перестройка, распад СССР и соответствующие финансовые и организационные трудности. Предсерийные экземпляры увидели свет только в 1995-м, а товарные машины пошли по конвейеру только в 1996 году. Надо ли говорить, что рожденная в муках машина оказалась неидеальной? К качеству сборки первых «десяток» было немало нареканий. Но все равно модель считалась достаточно престижной и расходилась хорошо. Ведь во второй половине 1990-х в России еще не было засилья недорогих иномарок, а покупка нового автомобиля в кредит не практиковалась.

Другие типы кузова АвтоВАЗ осваивал не спеша. Универсал ВАЗ-2111 появился в продаже в 1998 году, хэтчбек 2112 — в 1999-м. Первые «десятки» комплектовались восьмиклапанным мотором с карбюратором «с полуавтоматом пуска» (читай: без подсоса). Но уже в середине 1999 года найти их в продаже было практически невозможно. Основным двигателем стал инжекторный восьмиклапанник, а хэтчбек изначально начали выпускать только с 16-клапанным агрегатом. В 2004 году семейство перешло на моторы объемом 1,6 литра вместо прежних полуторалитровых. Мелкими сериями выпускался седан ВАЗ-21106 с двигателем Opel рабочим объемом 2,0 литра. Из-за «рекламного» цвета машину прозвали «желтой акулой».

Несмотря на статус флагмана, оснащалась «десятка» небогато. Электрические стеклоподъемники и электроприводы зеркал были привилегией люксовой комплектации, усилитель руля и кондиционер оставались для нее экзотикой до конца жизни в 2007 году.

На смену ВАЗ-2110 пришла «Приора». Под новым названием («десятка» единственная из вазовских машин была лишена имени собственного) скрывался основательный рестайлинг. Силовую структуру кузова не трогали, но в меру возможностей облагородили его за счет иных фар, фонарей и бамперов. В линейке сохранились все три типа кузова, а вот комплектация стала гораздо лучше. В статус обязательных перешли усилитель руля, ABS и водительская подушка безопасности. В качестве опций предлагались полный электропакет, обогрев передних сидений и ветрового стекла, парктроник, климат— и круиз-контроль, мультимедиа с навигацией, боковые подушки безопасности, а одно время (весьма непродолжительное) — даже заводской предпусковой подогреватель. Именно на «Приоре» дебютировала роботизированная коробка передач с одним сцеплением, которая сейчас является основным «автоматом» для вазовских машин.

Ходили слухи, что «Приоре» светит быть обновленной и получить внешность в икс-стиле Стива Маттина. Однако спрос на машину сохранялся в последние годы только в южных регионах страны. Модель покинула ТОП-25 российского рынка, что поставило крест на любых новшествах для нее. Постепенно АвтоВАЗ отказался от выпуска универсала и хэтчбека, упростил комплектации «Приоры», ограничил их выбор. Можно сказать, что автомобиль присутствовал на рынке чисто номинально. Так что решение о завершении его выпуска в июле этого года выглядит логичным и давно назревшим шагом.

ВАЗ-2110 и «Приора» сыграли свою роль. Время покинуть сцену.

Видео дня. Мужчина поджег машину жены соседа из-за замечания о громкой музыке

Читайте также

Дизайн от Zagato, японский салон и чужой индекс: мифы и факты о ВАЗ-2110

МИФ 1: внешность «десятки» скопировали с Audi 80 и Saab 900 миф

Советских дизайнеров неоднократно обвиняли в копировании зарубежных автомобилей — например, в случае с АЗЛК-2141 сходство с французской Simca 1308 было очевидным. А поскольку ВАЗ-2110 со своим «дуто-леденцовым» дизайном радикально отличался как от кирпичеобразных Жигулей, так и от угловатого «зубила», в происхождении внешности советско-российской новинки некоторые опознали «иностранные ноги». Audi 80 B3, Volkswagen Passat B3 и даже (частично) Saab 900 второго поколения — во всех этих моделях скептики видели основу «десятки». Более того, с подачи зарубежного издания «Wheels» (колёса!) еще на ранних стадиях работы над прототипами ВАЗ-2110 в качестве возможных «подрядчиков» называли и такую экзотику, как итальянское кузовное ателье Zagato!

3-2

Эскизы будущего: аэродинамические щитки на колёсах наглядно показывают, насколько дизайнеры хотели улучшить обтекаемость кузова «десятки»

Всё обстояло иначе и проще: многие решения в дизайне «беременной антилопы» объясняются стремлением добиться наилучшей аэродинамики. У советских конструкторов и инженеров были свои мотивы — например, обеспечить потяжелевшей машине лучшие динамические качества при той же мощности двигателя, как у прежних переднеприводников. Поэтому «зализывание» кузова с мягкими переходами и отсутствием выступающих элементов вроде колёсных арок и водосточных желобков было неизбежным, равно как и «бочкообразный» силуэт, в котором многие видели Audi 80 или Passat B3.

5-15-2

Предлагаем читателям с помощью этих фото самостоятельно ответить на вопрос, «слизали» ли ВАЗ-2110 с Пассата

Да, в 1986 году дизайнеры сталкивались «вживую» с новейшим Пассатом в СССР на Дмитровском полигоне, куда «бе-третий» вместе с VW Scirocco попал на зимние испытания. Да, деревянный макет «десятки» продували в аэродинамической трубе Porsche и для наглядности сравнивали с «бочкой». Однако общие пропорции кузова и отдельные решения (например, рамки дверей) на «десятке» и Audi отличались настолько, что говорить о прямом заимствовании нельзя.

Впрочем, ищущий «чужую кровь» да найдёт: в 1984 году в единственном экземпляре был создан ходовой макет Audi 80 Cw-Studie Concept, ставший прообразом «бочки» В3. И вот в его внешности при желании можно найти немного элементов, воплощенных в серийном ВАЗ-2110.

8-1

Уже ближе: форма переднего бампера, колёсных арок и корма Audi 80 Cw-Studie Concept действительно такие же, как на ВАЗ-2110

8-110-2

VW Auto 2000 – так Volkswagen видел «автомобиль 2000 года» в 1982 году. В нём легко опознаётся будущий Passat B3

МИФ 2: изначально индекс ВАЗ-2110 предназначался седану на базе Самары правда

В восьмидесятые годы на ВАЗе занялись проектом новой «классики», одновременно работая над версией седана на платформе уже готового к запуску в производство хэтчбека ВАЗ-2108. Параллельно над принципиально новым поколением Жигулей и четырёхдверным Спутником вели работы примерно до 1985 года. Вскоре от идеи глубокой модернизации классики решили отказаться, уж слишком много всего нужно было изменить и даже сделать заново. Поэтому заднеприводный ВАЗ-2112 так и остался на стадии дизайн-проектов, а вот «десятка-седан» должна была встать на отдельную нитку конвейера вскоре после выхода пятидверного ВАЗ-2109.

11-1

Этот макет Спутника-седана носит индекс ВАЗ-2110 совсем не по ошибке

Но начавшаяся перестройка с последовавшей нехваткой средств для финансирования новых разработок фактически поставила крест на быстром и успешном запуске перспективной модели на второй производственной линии. И тогда на заводе решили доработать сварочное оборудование так, чтобы вместе с переднеприводными хэтчбеками можно было изготавливать и кузова для седанов. Ну а «добавочным» индексом ВАЗ-21099 нарекли не просто так — чтобы запуск седана в серийное производство получился быстрее, официально четырёхдверную Самару стали позиционировать не как полностью новую модель, а как модификацию «ноль девятой». Такая хитрость позволила машине пройти в 1988 году не полный цикл приёмочных испытаний, а упрощенную госприёмку, что допускалось для модификаций. Впрочем, экономические реалии всё равно не позволили «девяносто девятой» встать на конвейер в восьмидесятые годы…

Ну а на второй конвейерной нитке в отдалённой перспективе должен был выпускаться всё-таки автомобиль под индексом ВАЗ-2110, но… уже совершенно другой! Речь именно о той машине, которая впоследствии и стала серийной «десяткой». Работы над этой моделью начались в 1985-м сразу после закрытия проекта «новой классики», а основная часть работ по новому переднеприводнику была выполнена до 1988 года.

Интересно, что со временем обозначение 2112, когда-то предназначавшееся для новых Жигулей, задействовали именно в рамках модельного ряда десятого семейства – под такой моделью выпустили пятидверный хэтчбек. Словом, не пропал ни один индекс…

МИФ 3: «Десятка» была первым автомобилем ВАЗ, получившим впрыск миф

Тенденция к ужесточению экологических норм еще в восьмидесятые годы заставила конструкторов ВАЗ задуматься о радикальной модернизации системы питания. Ведь выполнять требования для экспорта автомобилей становилось всё сложнее, а в будущем с карбюратором это становилось и вовсе невыполнимой задачей.

Выход в Тольятти видели во впрыске топлива, причем с электронным управлением, а не электромеханическим, как это было ранее общепринято в мире.

Вдобавок новомодный «инжектор» отлично сочетался с многоклапанным газораспределительным механизмом, который должен был появиться на перспективной «десятке».

Проведя ряд переговоров с признанными авторитетами в сфере разработки систем впрыска топлива (General Motors, Siemens, Bosch), на ВАЗе остановились на американцах. Причина проста — GM предлагал лучшие условия для «перевода на инжектор» не только будущих моделей, но и актуальных Жигулей, Нивы и Самары, которым такая система питания также была крайне необходима для поставок на экспорт.

В рамках соглашения американские специалисты должны были разработать под вазовские моторы впрыск, соответствующий нормам Евро-1 и США-83, а также провести адаптацию старых двигателей. По контракту GM также должен был поставить около 500 000 комплектов «инжекторов» для комплектации экспортных автомобилей.

Первые «живые» Лады с диковинной системой питания появились еще в 1993-м, то есть за несколько лет до начала сколько-нибудь серийного производства ВАЗ-2110. И это был так называемый моноинжектор (одна центральная форсунка), которым оснащались экспортные Жигули и Нивы. А вот на выпускаемой с 1996-го в Финляндии на заводе Valmet «евросамаре» Lada Baltic появился уже распределённый впрыск — таким же полуторалитровым двигателем ВАЗ-2111 оснащались в Тольятти и обычные Самары для внешних рынков.

Производство «десятки» на тот момент еще вовсю «буксовало»: хотя первые ВАЗ-2110 были изготовлены в ОПП еще летом 1995-го, к весне 1996-го было сделано около полутора сотен автомобилей, а более-менее стабильные продажи «состарившейся новинки» стартовали в начале 1997 года. И под капотом этих машин нередко можно было встретить полуторалитровый двигатель с карбюратором Солекс, минимально отличавшийся от обычного ВАЗ-21083.

17-1

«Десятка» с карбюратором: как тебе такое, Илон Маск?

lada_110_aquarius_1.5i___16v_gr_market_11

16-клапанный двигатель ВАЗ-2112 был ощутимо мощнее обычных восьмиклапанников, но на первых машинах он не встречался

МИФ 4: после запуска в производство модель пришлось спешно дорабатывать правда

Усовершенствование новой модели — это нормальное явление. Однако именно на «десятке» в первые месяцы после начала серийного производства инженерам пришлось дорабатывать и улучшать множество узлов и агрегатов, включая кузов. Ведь кроме проблем технологического характера, были выявлены и конструктивные просчеты — в частности, ошибочное изменение положения рулевого механизма на щите передка, а также неправильно заложенный радиус по посадочному месту под кронштейн растяжки (краб). В сочетании с другими характеристиками передних стоек и конструкцией их опор всё это сказалось на устойчивости и управляемости не лучшим образом, а «десятка» получила «пустой» руль, что особенно удивляло бывших владельцев «зубил». Вдобавок, податливость передка в зоне передних лонжеронов и трескающиеся в проёмах задние стёкла тут же породили небезосновательное мнение о недостаточной жесткости самого кузова. Обиднее всего, что при испытаниях на стенде «десятка» с её показателем 8000 Нм/градус оказалась гораздо жестче «девяносто девятой» с её «пластилиновыми» 5500 Нм/градус.

21-1

По компоновке и принципиальным решениям ВАЗ-2110 не сильно отличался от Самары. Но у новой модели были свои «детские болезни»

Из-за того, что кронштейны крепления передней панели к кузову приваривали с гуляющим до 17 мм зазором, «торпедо» вставало в салон с перекосом или не монтировалось вовсе.

Несколько раз в первые годы меняли и конструкцию, и материал уплотнителей для лобового и заднего стёкол. Ломавшиеся на почти новых машинах коробки передач вынудили изменить технологию изготовления вторичного вала и доработать стопорное кольцо.

На первых «десятках» были проблемы и с системой охлаждения — трескались расширительные бачки, выходили из строя термостаты. Словом, на практике новая машина оказалась «сырой», так как ломалась куда чаще похожей по конструкции Самары. Ситуация осложнялась и тем, что многие детали было трудно найти в продаже в силу сравнительно небольших объемов их производства.

МИФ 5: Впервые «десятку» показали на выставке в Европе еще в советское время миф

Проходящий доводку на полигоне Porsche в Вайсахе прототип ВАЗ-2110 действительно попал в объектив журналистов-шпионов еще в советское время — в 1990 году, что и породило слухи о том, что новую машину уже «засветили» в Европе. Однако первый громкий (и даже мировой) дебют новой Лады состоялся уже в российский период, когда показанная в конце 1992-года на устроенном фирмой «ЛогоВАЗ» в Московском Манеже машина произвела если не настоящий фурор, то точно оставила у посетителей сильное впечатление даже на фоне новейших иномарок.

3

«Десятка» стала звездой Манежа и мартовского номера «За Рулём» в 1993 году

OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERA

Европейские же почитатели Лад должны были увидеть ВАЗ-2110 на Амстердамском автосалоне-95. Но не сложилось: первый показ «десятки» в Европе решили провести в Брюсселе в январе 1996-го — то есть, за несколько месяцев до начала серийного производства. В силу того, что ВАЗ показывал за рубежом принципиально новые модели не чаще одного раза в десять лет, определённый интерес к обтекаемому седану возник, причем на стенд приходили не только пожилые посетители, как это обычно бывало с Жигулями. Однако время «десятки» в Европе ушло, даже не успев начаться, поэтому повторить рыночный успех Самары ей, что называется, «не светило».

МИФ 6: Интерьер ВАЗ-2110 был разработан за рубежом по заказу ВАЗа и миф, и правда

Первый вариант салона будущей «десятки» был разработан в Тольятти еще в 1984 году, следующий — в 1986-м, однако частично приняли к запуску в производство лишь третью версию салона, спроектированную в следующем году. По замыслу конструкторов сделанная из АБС пластика панель приборов должна была получить мягкую накладку, а сам салон — множество технологических отличий от интерьеров прежних моделей. А у завода на тот момент просто не было возможности самостоятельно изготовить оснастку для выпуска деталей салона в собственном прессовом производстве. И хотя интерьер был спроектирован заводскими конструкторами, оснастку для его выпуска и даже некоторые детали пришлось заказывать иностранным фирмам.

210

Оснастку для «торпедо», как и для многих других элементов интерьера «десятки», сделали за рубежом

К примеру, оборудование для производства панели приборов изготовила японская фирма Marubeni, обивками дверей занялось несколько итальянских подрядчиков. Причем условия контракта с зарубежными партнерами предполагали поставку не только оснастки, но и определённого количества готовых деталей интерьера! Так в салоне «десятки» появились принципиально новые для советского автопрома материалы — например, поливуд, который отличался от выбранного ранее вудстока более низкой ценой.

Доводкой шумоизоляции ВАЗ-2110 также занимались за рубежом — в Италии, куда из Тольятти был отправлен предсерийный образец «десятки».

А вот выпуск элементов интерьера осуществляли российские поставщики — пластиковые детали и обивку крыши делали в Сызрани, шумоизоляцию — в Балаково. Панели приборов в процессе изготовления приходилось даже попутешествовать по стране! Металлический каркас делали на ВАЗе в прессовом производстве, в Сызрани «торпедо» получало свой привычный облик, ну а в Тольятти деталь полностью собирали. На этом злоключения панели не заканчивались: первые две тысячи экземпляров были изготовлены по обходной технологии, поэтому качество подгонки и сопряжения деталей получилось соответствующим. В итоге на многих ранних «десятках» их даже меняли по гарантии.

lada_110_34

Опрос

Каково ваше отношение к ВАЗ-2110?

Всего голосов:

История «десятки» ВАЗ 2110

История начиналась в далёком 1983 году.
Тогда инженеры Тольяттинского автозавода начали разработку нового автомобиля под маркой ВАЗ 2110.
Сначала им должен был стать седан с задним приводом, но какие то силы предотвратили это.

Затем было решено создать новый автомобиль на базе ВАЗ 2108.
Разработка шла полным ходом и с большим энтузиазмом. Было внедрено множество технологических новинок, переделано большое количество деталей и агрегатов.

И в конце концов (1987 год), эту разработку приостановили, из-за того, что это вылилось в круглую сумму и отразилось бы на цене автомобиля.
Решили начать проект с нуля, а то что наработали за это время позже превратилось в ВАЗ 21099.

Многие детали тестировались в Германии, Франции и других европейских странах.

Доводка ВАЗ 2110 проводилась совместно с немецкими инженерами, на полигоне «Porcshe».

Выпуск первой «десятки» планировался на 1992 год, но из-за волнений в стране был перенесён до 1995 года.
День рождения десятки — 27 июня 1995 года. В этот день с конвеера сошли первые ВАЗ 2110.

Серийное производство началось в 1996 году.
К этому времени автомобиль был уже морально устаревшим — это по сравнению с мировым автопромом.

Но по сравнению с российскими автомобилями — это был явный лидер.

На ВАЗ 2110 применялись такие новшества:

— электронная система управления двигателем
— бортовой компьютер
— оцинковка кузовных деталей
— новая технология окраски кузова
— возможность установки электрических стеклоподъёмников и гидроусилителя на руль

«Десятка» выпускались 12 лет, в 2007 году выпуск был прекращён. На замену ей пришла новая модель — Lada Priora.
Модификации ВАЗ 2110 в кузове хетчбек и универсал выпускались ещё некоторое время.

В данный момент «десятка» выпускается из машинокомплектов АвтоВАЗа, в городе Черкассы (Украина), и носит имя «Богдан».

За время производства ВАЗ 2110 было выпущено множество модификаций, например

ВАЗ 21106 — это «заряженная» версия седана ВАЗ 2110, с мотором Opel, мощностью 150 л.с.
«Народная» модификация имела мощность 136 л.с.
И устанавливался гидроусилитель фирмы «ZF». Также по началу применялись некоторые запчасти Фольксваген, но их со временем заменили отечественные аналоги.

ВАЗ 21106 выпускался и в кузове типа купе.
И выглядит он вот так.

По словам владельцев ВАЗ 2110, автомобили первых партий (96-98 год) были слишком «хлипкие» и рассыпАлись на глазах.

А твоя десятка какого года?

Оствляем комменты, не жадничаем!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *