Помощь начинающему водителю. Светофоры с дополнительными секциями
На написание данного цикла статей натолкнула ситуация, складывающаяся на дорогах нашего города, общение с участниками дорожного движения — водителями со стажем, начинающими водителями, а так же с теми, кто водителем еще только желает стать.
В предыдущей статье мы разбирали движение на Основной (круглый) сигнал светофора. Теперь же хотелось бы разобрать движение на дополнительные секции светофора.
Перекрестки. Светофоры с дополнительными секциями
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.
В работе дополнительной секции светофора необходимо учитывать следующие моменты:
1. Дополнительная секция выключена
2. Дополнительная секция включена совместно с Основным (круглым) разрешающим сигналом
3. Дополнительная секция включена совместно с Основным (круглым) запрещающим сигналом
ВЫКЛЮЧЕННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СЕКЦИЯ
Если дополнительная секция светофора не горит – движение в направлении этой секции ЗАПРЕЩЕНО. При этом совершенно не важен сигнал в Основной секции светофора, он может быть каким угодно. Так же не важно с какой стороны (справа или слева) от Основного сигнала дополнительная секция находится.
Выключенная секция – это ЗАПРЕЩАЮЩИЙ для движения сигнал
Дополнительная секция и Основной разрешающий (зеленый) сигнал светофора.
В этом месте хочу акцентировать Ваше внимание на том факте, что дополнительных секций могут быть одна или две. Они могут располагаться как справа так и слева от Основного сигнала.
Секция, расположенная справа – отвечает за правое направление. Секция, расположенная слева – за левое направление, а так же за разворот.
И тут требуется раздельное рассмотрение правой и левой дополнительных секций.
ПРАВАЯ дополнительная секция
Если правая дополнительная секция включена с Основным разрешающим сигналом, то мы двигаетмся как на Основной зеленый сигнал светофора, по направлению траектории (2), которая нами уже разбиралась
Поворачивая направо следует уступить дорогу только пешеходам переходящим проезжую часть на которую мы въезжаем. Хотя, учитывая тот факт, что последовательность включения пешеходных светофоров устанавливают в соответствии с рабочим режимом светофорного объекта, скорее всего пешеходам будет гореть запрещающий сигнал.
Таким образом при движении в направлении правой дополнительной секции совместно с Основным РАЗРЕШАЮЩИМ сигналом мы никому дорогу не уступаем. Хотя обратить внимание на пешеходный светофор все же стоит.
ЛЕВАЯ дополнительная секция
Учитывая тот факт, что в нашей стране организовано правостороннее движение, левая секция является «разгрузочной» секцией. Это означает, что если горит сигнал в левой дополнительной секции, то при движении в направлении левого поворота на пути нашего движения никаких помех возникнуть не должно, т. к. остальным участникам будет запрещено двигаться в направлении нашего левого поворота.
Хотя, стоит учитывать (помнить), что из любого правила есть исключения. Следовательно, если со встречного направления будет двигаться транспорт в направлении прямо или направо, ему следует уступить дорогу.
Дополнительная секция и Основной ЗАПРЕЩАЮЩИЙ (красный) сигнал светофора
Включенный сигнал в дополнительной секции (даже когда в Основной горит красный) РАЗРЕШАЕТ движение в направлении регулируемой этой секцией, но при этом обязывает водителей уступать дорогу транспортным средствам приближающимся с ДРУГИХ направлений.
Тут необходимо пояснить:
1. Уступить дорогу (не создавать помех) – требование означающее, что участник не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это вынудить других участников, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление или скорость.
Проще говоря если Вы вынуждаете других изменить траекторию или скорость (прибегнуть к торможению) значит требование «уступить дорогу» Вами нарушается.
2. Уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся с ДРУГИХ НАПРАВЛЕНИЙ.
Правилами не оговаривается откуда конкретно (справа – слева – со встречного направления) к Вам приближается транспорт. Просто говорится «с других направлений).
Таким образом, условно дополнительную секцию и Основной запрещающий сигнал можно подменить знаком 2.4 «Уступи дорогу» .
Подведя итог, ещё раз подчеркну, что при движении на дополнительную секцию светофора ВСЕГДА необходимо смотреть на Основной сигнал и принимать верное решение об особенностях движения.
Статья является личным мнением автора.
Соблюдая вышеприведенные рекомендации Вы, скорее всего, не станете виновником ДТП.
P.S. В следующей публикации постараемся сделать более понятным регулировщика и его сигналы.
Александр Медников
Группа ВКонтакте
См. также:
Помощь начинающему водителю. Перекрёсток
Комментарии профессионала
Об определимости приоритета при повороте налево по сигналу дополнительной секции светофора
Довольно часто возникают весьма оживленные дискуссии о регламентировании Правилами дорожного движения порядка выполнения поворота налево/разворота на основной зелёный сигнал светофора и стрелки в дополнительной секции.
Применим ли в данном случае пункт 13.4 Правил дорожного движения?
На самом деле этот спор вечен, если всё «смешивать» механистически под «соусом» п. 13.4 ПДД, без системной взаимосвязи норм.
Ситуация следующая: регулируемый перекрёсток, включенный световой сигнал зеленого цвета и включенная стрелка в дополнительной секции.
Условный Участник 1 по указанным сигналам светофора осуществляет поворот налево.
Участник 1 руководствуется в том числе п. 1.3 ПДД — участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров.
Участник 1 знает, что к нему относится основной зеленый сигнал светофора с включенной дополнительной секцией. Сигналы для других пользователей дороги Участнику 1 неизвестны.
Условный Участник 2 осуществляет движение на основной красный сигнал с включенной дополнительной секцией.
Согласно п. 13.4 ПДД при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.
Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость (п. 1.2 ПДД).
Преимущество (приоритет) — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения (п. 1.2 ПДД).
Самое главное — есть ли (может ли вообще быть в такой фазе) у условного Участника 2 преимущество?
Очевидно, приоритета не может быть у Участника 2 в принципе при указанных режимах работы светофорного объекта, если режим работы светофоров соответствует требованиям законодательства.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р «Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации» ГОСТ Р 52289 включен в указанный перечень.
Указанный стандарт включён в перечень технических регламентов и документов по стандартизации (их частей), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения (Приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 N 1101).
Согласно п. 7.3.2 ГОСТ Р 52289-2019 светофоры Т. 1 с дополнительной(ыми) секцией(ями) применяют для раздельного пропуска транспортных средств в определенных направлениях на данном подходе к перекрестку, если в соответствующей фазе светофорного регулирования предусмотрено слияние транспортных потоков различных направлений, пересечение транспортных средств и пешеходов, или при постоянном пропуске транспортных средств в определенном направлении на разрешающий сигнал дополнительной секции.
В данном случае возможен исключительно режим раздельного пропуска левоповоротного потока.
Участник 1 не обязан «угадывать», какой сигнал у других участников дорожного движения, но Участник 1 вправе ожидать, что режим работы светофорных объектов соответствует НПА.
Эти ожидания легитимны.
Участник 1 правомерно презюмирует отсутствие преимущества у иных пользователей дороги.
У Участника 1 не может не быть преимущества в исследуемом режиме.
Соответственно, для Участника 1 пункт 13.4 ПДД в данных условиях неприменим.
Левоповоротная дополнительная секция — автономная бесконфликтная фаза. Это следует из существа правового регулирования. Иное истолкование противоречит фундаментальным принципам безопасности и организации дорожного движения, здравому смыслу, да и обессмысливает применение светофоров Т.1 с дополнительной секцией, регулирующей поворот налево.
При конфликтной же организации левоповоротного потока по сигналу дополнительной секции есть реальная угроза жизни и здоровью участников.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
— приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
— приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
— соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
— программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основными принципами организации дорожного движения в Российской Федерации являются:
1) соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения;
2) обеспечение социально-экономического развития территории Российской Федерации;
3) приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени (задержкам) при движении транспортных средств и (или) пешеходов;
4) приоритет развития транспорта общего пользования;
5) создание условий для движения пешеходов и велосипедистов;
6) достоверность и актуальность информации о мероприятиях по организации дорожного движения, своевременность ее публичного распространения;
7) обеспечение экологической безопасности.
При проектировании улиц и дорог для обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов следует предусматривать рациональную и понятную схему организации движения транспортных средств и пешеходов на пересечениях (п. 5.3.1 СП 396.1325800.2018).
Если у участника дорожного движения сформировалось правомерное ожидание о том, как должен пониматься закон, но какой-то орган публичной власти решил, что такой способ толкования неверен, — есть достаточные основания для защиты правомерных ожиданий, так как невнятность нормы, её противоречивость – дело рук органа публичной власти, и именно он должен нести связанные с этим негативные последствия.
Как подчеркивает Конституционный Суд России, субъекту правоприменительного толкования следует учитывать, что, хотя механизм действия закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений прежде всего из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся во взаимосвязи нормативных положений, не исключаются случаи, когда необходимая степень определенности правового регулирования может быть достигнута путем выявления более сложных взаимосвязей правовых предписаний, в том числе на основе обобщения судебной практики применительно к конкретной сфере общественных отношений и с учетом особенностей реализуемых прав и законных интересов (постановления от 23 декабря 1997 года N 21-П, от 23 февраля 1999 года N 4-П, от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 25 июня 2015 года N 16-П, от 14 июля 2017 года N 21-П и др. ) (Информация «Конституционно-правовые аспекты совершенствования правоприменительной деятельности (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2016 — 2018 годов)» (одобрено решением Конституционного Суда РФ от 25.10.2018)).
И краткая ретроспектива:
Согласно пп. «б» п. 61 Правил движения по улицам и дорогам Союза ССР (утв. Приказом МВД СССР от 11.01.1960 N 25) если движение регулируется светофором с дополнительной секцией слева или регулировщиком, в ожидании разрешающего сигнала остановиться у линии «стоп», а при разрешающем сигнале поворачивать без остановки на перекрестке.
В Правилах дорожного движения СССР, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел СССР от 25 августа 1972 г., пункт 107, правопредшественник п. 13.4 ПДД РФ, был сформулирован следующим образом:
«При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора (без дополнительной секции слева) водитель нерельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо, а также трамваю попутного направления».
Назад к таблице 2003 Rev.1 содержания | Назад к части 4 Содержание Раздел 4B.01 Общие положения Стандарт: Движение определяется как пешеходы, велосипедисты, ездовые или пастбищные животные, транспортные средства, трамваи и другие транспортные средства либо по отдельности, либо вместе при использовании любой магистрали в целях путешествия. Поддержка: Важны стандарты для сигналов управления дорожным движением потому что сигналы управления движением должны привлекать внимание различных участников дорожного движения, в том числе пожилого возраста, с ослабленное зрение, а также те, кто утомлен или рассеян, или которые не ожидают встретить сигнал в определенном месте. Раздел 4B.02 Основание установки или снятия светофоров Руководство: Поддержка: Руководство: Если изменение схемы движения устраняет необходимость для сигнала управления дорожным движением следует рассмотреть вопрос об удалении его и замена его соответствующим альтернативным управлением трафиком устройств, если таковые необходимы. Опция:
Раздел 4B.03 Преимущества и недостатки сигналов управления дорожным движением Поддержка: Правильно спроектированные сигналы управления дорожным движением, расположенные, эксплуатируемые и обслуживаемые, будут иметь одно или несколько из следующих преимущества:
Сигналы управления дорожным движением часто считаются панацея от всех проблем с дорожным движением на перекрестках. Это убеждение имеет привело к установке сигналов управления дорожным движением во многих местах там, где они не нужны, что отрицательно сказывается на безопасности и эффективности автомобильного, велосипедного и пешеходного движения. Сигналы управления дорожным движением, даже если это оправдано транспортные и дорожные условия, могут быть плохо спроектированы, неэффективны размещены, неправильно эксплуатируются или плохо обслуживаются. Неправильный или необоснованный сигналы управления дорожным движением могут привести к одному или нескольким из следующих недостатки:
Раздел 4B.04 Альтернативы к сигналам управления дорожным движением Руководство: Опция:
Раздел 4B.05 Приемлемый Вместимость проезжей части Опора: Руководство: Наверх |
Департамент транспорта Нью-Йорка — инфраструктура — светофоры
Сообщить о проблеме
Чтобы сообщить о проблеме с сигналом светофора или пешехода, позвоните по номеру 311. Пожалуйста, подготовьте точное местонахождение проблемы.
Подрядчики NYC DOT обязаны прибыть на место наиболее серьезных проблем (например, выключение света или сбитый столб) в течение двух часов с момента уведомления. Если лампочка перегорела, подрядчики обязаны отреагировать в течение 48 часов.
Доступные пешеходные сигналы
Департамент транспорта г. Нью-Йорка устанавливает специальные сигналы на пешеходных переходах для помощи слепым или слабовидящим пешеходам. Сигналы издают звуки и вибрируют, когда пешеходы нажимают кнопку, установленную на пешеходном переходе. Узнайте больше и просмотрите список всех доступных пешеходных сигналов в Нью-Йорке. Просмотрите список эксклюзивных пешеходных сигналов в открытых данных Нью-Йорка.
Мигающая желтая стрелка Указатели поворота
Указатели поворота снижают травматизм пешеходов и велосипедистов, а также повышают безопасность, комфорт и мобильность автомобилистов. В этом видео показаны два примера мигания желтой стрелкой левого указателя поворота в Нью-Йорке.
Синхронизация сигналов
Эксклюзивные сигналы для пешеходов
На некоторых перекрестках Департамент транспорта Нью-Йорка программирует сигналы светофора с интервалом, который останавливает движение во всех направлениях, давая пешеходам исключительное время для перехода улицы. Просмотрите список эксклюзивных пешеходных сигналов в открытых данных Нью-Йорка.
Опережающие пешеходные сигналы
Светофорные сигналы на некоторых перекрестках дают пешеходам преимущество перед движением автомобилей. Цель этих сигналов — повысить безопасность на улицах, дав пешеходам возможность начать переход улицы до того, как автомобили повернут на пешеходном переходе. Просмотрите список ведущих пешеходных интервалов в открытых данных Нью-Йорка. Просмотрите расположение основных пешеходных зон на карте Vision Zero View.
Часто задаваемые вопросы о светофорах
Что делает светофор?
Светофор регулирует полосу отвода для транспортных средств, прибывающих на перекресток, что может уменьшить задержку движения и конфликты, приводящие к авариям. Он также делает перекресток безопасным, определяя, должны ли двигаться транспортные средства или пешеходы.
Светофор регулирует скорость?
Нет. В некоторых районах, где превышение скорости является проблемой, жители считают, что сигнал светофора необходим для решения проблемы превышения скорости. На самом деле, светофоры иногда приводят к увеличению скорости, поскольку водители ускоряются, чтобы попытаться проехать светофор до того, как он станет красным. Другие меры управления дорожным движением, такие как лежачие полицейские, знаки ограничения скорости и контроль за соблюдением правил дорожного движения, более эффективны для контроля скорости.
Сколько светофоров в Нью-Йорке?
По состоянию на март 2022 года в городе было 13 543 перекрестка со светофорами, в том числе 2 862 на Манхэттене, 1 768 в Бронксе, 4 848 в Бруклине, 3 432 в Квинсе и 633 на Статен-Айленде.
Сколько времени нужно, чтобы заменить свет?
Продолжительность цикла синхронизации сигнала обычно составляет от 45 до 120 секунд. Время для каждого сигнала определяется на основе объема трафика и моделей трафика в каждой конкретной области.
Цикл сигнала светофора слишком длинный или слишком короткий. Изменит ли его DOT Нью-Йорка?
Иногда наличие светофора приводит к изменению предыдущей схемы движения, поскольку некоторые водители ищут альтернативные маршруты, чтобы избежать светофора. Это может означать, что текущая синхронизация сигнала больше не подходит. Если вы считаете, что синхронизация определенного сигнала неверна, обратитесь со своим запросом к комиссару Департамента транспорта г. Нью-Йорка. Департамент транспорта Нью-Йорка проведет исследование моделей дорожного движения, чтобы определить, нужны ли какие-либо корректировки. Исследование займет примерно 12 недель.
Как я могу запросить новый сигнал светофора?
Вы можете запросить установку светофора, написав Уполномоченному Департамента транспорта г. Нью-Йорка. Вы также можете запросить доступный пешеходный сигнал, который воспроизводит звуковые сообщения для помощи слабовидящим пользователям.
Как Департамент транспорта г. Нью-Йорка принимает решение о необходимости установки светофора на перекрестке?
DOT Нью-Йорка использует подробный процесс, называемый исследованием контроля перекрестка, чтобы определить, подходят ли для данного места светофоры или знаки многосторонней остановки. Исследование включает (но не ограничивается) следующие этапы:
- Инспекторы DOT NYC проверяют все записи агентства (например, приказы о вывесках, приказы о разметке тротуаров, школьные карты) на предмет местоположения.
- Инспектор DOT Нью-Йорка проводит полевое расследование, чтобы создать диаграмму состояния места. На этой диаграмме показаны ширина улиц и тротуаров, геометрия местоположения, направления улиц, расположение и состояние знаков и разметки NYC DOT, землепользование, уличная мебель, расстояние до ближайшего устройства управления дорожным движением и другая информация.
- Инспектор заполняет отчет о полевых наблюдениях, в котором есть контрольный список условий на месте. Это включает в себя соблюдение водителями существующих мер контроля, проблемы с геометрией или расстоянием видимости, а также нарушения ограничения скорости.
- Инспекторы DOT NYC вручную подсчитывают количество транспортных средств и пешеходов, как правило, в утренние и вечерние часы пик. Подсчет включает количество поворачивающих транспортных средств, а также может включать подсчет во время и после школьных занятий или в непиковые часы.
- DOT г. Нью-Йорка может установить автоматические регистраторы дорожного движения (ATR) для сбора данных о почасовом количестве транспортных средств в течение нескольких рабочих или выходных дней.
- На обозначенных школьных переходах Департамент транспорта Нью-Йорка определяет количество безопасных переходов для школьников, регистрируя частоту и достаточность промежутков между транспортными средствами.
- Иногда DOT Нью-Йорка проводит точечные исследования скорости, чтобы определить 85-й процентиль скорости транспортных средств (скорость, с которой 85% транспортных средств движутся на уровне или ниже) по мере их приближения к месту.
- DOT Нью-Йорка проверяет систему индекса аварийности Департамента полиции Нью-Йорка, которая содержит обновленные сводки аварий на месте происшествия. Департамент транспорта Нью-Йорка также оценивает отдельные отчеты об авариях (MV-104) для данного местоположения. Затем
- NYC DOT сравнивает все собранные данные с ордерами, изложенными в федеральных правилах, чтобы определить, уместно ли установить светофор или многостороннюю остановку. Если данные не соответствуют ордерам, NYC DOT не будет устанавливать светофор или многосторонний знак остановки. В таких случаях NYC DOT часто находит другие способы улучшить условия дорожного движения.
Каковы федеральные правила для светофоров?
Федеральные стандарты для устройств управления дорожным движением можно найти в Руководстве по унифицированным устройствам управления дорожным движением (MUTCD), опубликованном Федеральным управлением автомобильных дорог (FHWA). MUTCD устанавливает критерии, известные как «ордера», которые используются для определения того, подходит ли новый сигнал светофора.
Последнее издание MUTCD, опубликованное в 2009 году, содержит девять ордеров, краткое изложение которых приведено ниже. Узнайте больше о MUTCD на веб-сайте FHWA
- Восьмичасовая загруженность транспортных средств — в течение каждого из любых 8 часов в среднем в день наблюдается высокая интенсивность пересекающегося движения или интенсивность движения на главной улице настолько интенсивна, что движение на второстепенной пересекающейся улице приводит к чрезмерной задержке. или конфликт при въезде или пересечении главной улицы.
- Четырехчасовой объем транспортных средств — на каждые 4 часа среднего дня приходится большой объем пересекающихся транспортных средств.
- Час пик — в течение как минимум 1 часа среднего дня движение по второстепенным улицам подвергается неоправданной задержке при въезде или пересечении главной улицы.
- Интенсивность пешеходов — интенсивность движения на главной улице настолько высока, что пешеходы испытывают чрезмерную задержку при пересечении главной улицы.
- Школьный переход — количество адекватных промежутков в транспортном потоке в период, когда школьники используют обозначенные школьные пешеходные переходы на главной улице, должно быть меньше количества минут в тот же период.
- Координированная сигнальная система — сигнал необходим как часть координированной сигнальной системы для поддержания надлежащего взвода транспортных средств.
- Crash Experience — серьезность и частота предотвратимых аварий, которые произошли в течение 12 месяцев, снижают пороговые значения в ордерах на объем транспортных средств.
- Сеть проезжей части — сигнал может быть оправдан для поощрения концентрации и организации транспортного потока в сети проезжей части, когда пересекаются два или более основных маршрута.
- Перекресток рядом с железнодорожным переездом — имеется близость к перекрестку с железнодорожным переездом на подъезде к перекрестку, контролируемому знаком «СТОП» или «УЙДИТЕ» и большим количеством транспортных средств.
Что такое программа Red Light Camera?
Программа Red Light Camera использует технологию, позволяющую Департаменту транспорта Нью-Йорка автоматически делать фотографии с высоким разрешением транспортных средств, проезжающих на красный свет, включая крупные планы номерных знаков. Повестки выдаются владельцам транспортных средств, как и при нарушении правил парковки. Фотографии прилагаются к повестке. Городские власти разработали первую в Соединенных Штатах постоянную программу принудительного фотографирования на красный свет и стали первой юрисдикцией, отправившей фотографии респондентам в рамках повестки.
Эффективны ли камеры на красный свет для предотвращения проезда водителей на красный свет?
Исследования показали, что общее количество происшествий, когда автомобилисты проезжают на красный свет в местах, где установлены камеры, уменьшилось на 40 процентов. Это означает меньше аварий, что делает Нью-Йорк намного безопаснее для пешеходов и других автомобилистов.