Диски какие бывают: Штампованные, литые, кованые, сборные: какие бывают колёсные диски, и в чём отличия – Виды колесных дисков: штампованные, литые и кованые

Содержание

Штампованные, литые, кованые, сборные: какие бывают колёсные диски, и в чём отличия

1. Какие бывают диски?

Колесные диски по типу изготовления делят на штампованные, литые, кованые и сборные. Первые два типа – абсолютные лидеры по распространенности, третьи – выбор энтузиастов, а четвертые – фактически экзотика, но в рамках материала мы скажем пару слов и о них.

2. Штампованные диски

Штампованные диски – это самый бюджетный и простой в изготовлении тип. Такие диски изготавливаются из прокатной углеродистой («черной») стали путем штамповки отдельно обода и лицевой части и их последующего соединения сваркой. После изготовления диски окрашиваются эмалью, которая защищает их от агрессивной внешней среды.

Основная задача штампованных дисков – быть дешевыми и простыми, с чем они успешно справляются. Именно такие диски устанавливаются на базовые комплектации новых автомобилей, а также приобретаются владельцами машин, для которых важен не внешний вид диска, а исключительно его функционал.

Основные преимущества штампованного диска – это его вышеупомянутая дешевизна, а также мягкость и ремонтопригодность. Мягкость и ремонтопригодность – взаимосвязанные характеристики: дело в том, что из-за применяемого материала и технологии изготовления штампованные диски сохраняют присущую металлу пластичность. Таким образом, при ударе такие диски мнутся, принимая на себя и гася часть энергии удара, а пострадавший диск впоследствии можно отремонтировать, сохранив большую часть его эксплуатационных характеристик. Еще один плюс в этой ситуации – частичное демпфирование удара, приходящегося на подвеску: деформируясь, «штамповка» немного смягчает удар и в некоторых случаях может спасти подвеску от поломки ценой собственной целостности.

Недостатков у штампованного диска тоже хватает. Отчасти к ним можно причислить и пресловутую мягкость, однако основные претензии владельцев связаны с большим весом и утилитарным дизайном таких изделий, а также их слабой защищенности от внешней среды. Вес – и вправду главный бич «штампов»: он превышает таковой у литого диска в среднем на 15-30%. Это важнее, чем может показаться: ведь большая неподрессоренная масса приводит к легкому ухудшению динамики и увеличению расхода топлива.

Внешний вид штампованных колес стоит считать их особенностью, а не недостатком – это сугубо утилитарное изделие, хотя существуют и штампованные диски с намеками на дизайн. Те, для кого важен внешний вид, могут компенсировать его декоративными колесными колпаками, которые надеваются на «штамповку». Это актуально еще и потому, что штампованные колеса, как правило, легко теряют товарный вид: дефекты окраски и повреждения эмали приводят к тому, что диск ржавеет, а агрессивная внешняя среда лишь усугубляет этот процесс.

Краткое резюме: штампованные диски дешевые, тяжелые и ремонтопригодные, их стоит выбирать, если для вас совершенно не важен внешний вид диска, но важно потратить на него как можно меньше денег как при покупке, так и в эксплуатации.

Литые диски, как следует из названия, производятся путем литья в заранее заготовленную матрицу. Еще такие диски называют легкосплавными – это справедливо, потому что, в отличие от штампованных, они изготавливаются не из стали, а из более легких сплавов: как правило, алюминиевых, а в случае с дорогими изделиями – магниевых и титановых. После изготовления диски могут дополнительно окрашиваться, полироваться или покрываться лаком.

Основные преимущества литого диска – это меньшая по сравнению со «штамповкой» масса, существенно большая прочность, коррозионная стойкость, а также куда более эстетичный и разнообразный дизайн. С массой в данном случае все понятно: она меньше благодаря использованию более легкого материала. Более высокая прочность и коррозионная стойкость – тоже следствие применяемых материалов и технологии изготовления: литой диск способен выдержать без деформации гораздо большую нагрузку и не ржавеет даже при повреждении поверхности. Ну а внешний вид зависит исключительно от применяемой матрицы, и это позволяет создавать многие тысячи вариантов внешности диска. Дополняется внешность окраской: зачастую диск одного дизайна существует в разных цветовых исполнениях.

Car wheel in summer

Недостатки литого диска – низкая пластичность и следующая из этого хрупкость, высокая стоимость и сложность ремонта, а также более высокая цена самого диска. Хрупкость – обратная сторона прочности: литой диск держит более сильный удар, чем штампованный, однако если сила удара превысит возможности диска, он не только помнется, а с большой вероятностью даст трещину или расколется. Кроме того, прочность литого диска означает, что удар в полной мере передается на подвеску автомобиля.

Технологии ремонта таких дисков, конечно, освоены, однако сам этот ремонт запрещен Техническим регламентом Таможенного союза, пункт 5.7.2 которого гласит, что не допускается "наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой". Это вполне оправданная мера: потеря эксплуатационных характеристик при потенциальном ремонте значительна, и неизвестно, как поведет себя отремонтированный диск в дальнейшем.

Краткое резюме: легкосплавные литые диски красивые, легкие и прочные, их стоит выбирать, если вы хотите получить оптимальный баланс характеристик за умеренные деньги.

4. Кованые диски

Кованые диски – «элита» массового рынка. Они изготавливаются из легких алюминиевых сплавов с содержанием магния и титана путем объемной штамповки и последующей механической обработки. Заготовка, отштампованная при высокой температуре, сохраняет внутреннюю структуру металла, а дизайн диска, как правило, определяется на фрезерном станке.

Основные преимущества кованого диска – выдающиеся легкость и прочность, сочетающиеся с красотой изделия. Технология изготовления обеспечивает еще меньший вес и еще большую прочность по сравнению с «литьем» – именно поэтому кованые диски считаются лучшим выбором для автовладельца-энтузиаста. Еще одно важное свойство «ковки» – пластичность: при критически сильном ударе она не трескается, а мнется, что чуть облегчает возможность восстановления.

Car wheel in summer

Главный недостаток кованого диска в том, что за все его преимущества нужно хорошо платить, причем на всех этапах и не только деньгами. Технология изготовления «ковки» наиболее сложна, и это ограничивает число производителей, которые этим занимаются. Соответственно, кованые диски не только дороги, но и весьма редки: прежде чем заплатить, придется их поискать или же заказать. Ну а еще одна сопутствующая проблема – большое количество подделок: немалая часть «ковки» на рынке – это литые диски с поддельными маркировками, а отличить литой диск от кованого сложно.

Краткое резюме: кованые диски красивые, очень легкие и очень прочные, их стоит выбирать, если вы хотите получить изделие с лучшими эксплуатационными характеристиками и готовы хорошо за них заплатить.

5. Сборные диски

Сборные диски – самый редкий и экзотический вид дисков. Их основная особенность заключается в том, что они состоят из нескольких частей: условно их можно разделить на обод и лицевую часть (диск), которая крепится к ободу болтами. Конструктивно это еще не все элементы: например, диск в сборе имеет бедлоки (beadlock), фиксирующие обод покрышки, и таерлок (tirelock), предотвращающий разбортировку колеса. Болты, используемые в сборных колесах, должны иметь очень высокую прочность и, как правило, изготавливаются из титанового сплава.

Car wheel in summer

Преимущества сборного диска – в вариативности его состава: разные элементы диска можно изготовить из разных материалов, а также заменить при необходимости. Например, обод обычно кованый и изготовлен из алюминиевого сплава, а для лицевой части (собственно, диска) можно применить и более прочный титановый сплав. Поврежденный обод можно заменить, сохранив лицевую часть, или наоборот заменить «рисунок» диска.

Сборные диски – это наиболее редкий тип дисков, и в подавляющем большинстве случаев они используются в качестве имиджевого элемента. Новые диски, как правило, изготавливаются на заказ, а их цена очень высока.

Краткое резюме: сборные диски дорогие, красивые и прочные, их стоит выбирать, если для вас совершенно не важна цена дисков, но хочется получить эксклюзивное изделие с отличными эксплуатационными характеристиками.

Опрос

А у вас какие диски?

Всего голосов:

Виды дисков

Виды дисковОптические диски — популярный носитель информации. Большинству пользователей знакомы только CD и DVD диски, на самом деле видов дисков намного больше. Страна Советов расскажет вам, какие бывают виды дисков, и поможет вам разобраться в их многообразии.

Виды CD дисков

CD диски, или компакт-диски

, изначально были предназначены для записи и воспроизведения музыки, но теперь используются для хранения практически любой компьютерной информации. Запись и чтение информации дисков осуществляются при помощи лазера. Толщина компакт-диска — 1,2 мм, диаметр — 120 мм, емкость — 650 или 700 MB (соответствует 74 или 80 минутам звучания). Существуют мини CD диаметром 80 мм, но их емкость меньше — 190-200 MB (21 минута звучания). Мини CD можно прочитать на любом носителе, кроме автомагнитолы. Бывают фигурные компакт-диски разнообразной формы, их выпускают в основном в коммерческих целях. Такие диски не рекомендуют применять в компьютерных приводах, потому что на высокой скорости вращения они могут лопнуть.

CD диски можно разделить на CD-ROM, CD-R и CD-RW. Это деление обусловлено возможностью записать на диск информацию и предназначением диска. Информация на диске CD-ROM записана производителем, изменить или удалить ее нельзя, можно только прочитать данные. На диски CD-R (их иногда еще называют «болванками») можно записать свою информацию, но стереть или изменить ее будет невозможно. Если на диске осталось свободное место, и при записи вы разрешили опцию добавления информации, можно будет дописать на диск файлы. Диски

CD-RW поддерживают удаление и перезапись информации, но такие диски будут читаться не всеми приводами.

Приводы CD-ROM могут читать любые компакт-диски, приводы CD-RW читают любые виды CD и записывают диски CD-R и CD-RW.

Виды DVD дисков

DVD диски позволяют хранить больший объем информации, чем компакт-диски, благодаря использованию лазера с меньшей длиной волны. Емкость DVD диска стандартного размера (120 мм) может колебаться от 4,7 GB до 17 GB, а емкость мини DVD (80 мм) — 1,6 GB.

В зависимости от емкости DVD выделяют такие виды дисков:

  • DVD-5 — однослойный односторонний диск, емкость — 4,7 GB
  • DVD-9 — двухслойный односторонний диск, емкость — 8,5 GB
  • DVD-10 — однослойный двухсторонний диск, емкость — 9,4 GB
  • DVD-14 — двухсторонний диск, двухслойный с одной стороны и однослойный — с другой, емкость — 13,24 GB
  • DVD-18 — двухслойный двухсторонний диск, емкость — 17,1 GB

Двухслойные диски содержат два информационных слоя на одной стороне, они помечаются аббревиатурой DL. Двухсторонний диск — это фактически два диска, склеенные нерабочими поверхностями. Естественно, толщина такого диска контролируется, чтобы соответствовать толщине обычного однослойного DVD.

По возможности записи, перезаписи и удаления информации DVD диски, как и CD, делятся на ROM, R и RW. Но дополнительно различают такие виды дисков:

  • DVD-R for general, DVD-R(G) — единожды записываемый диск, предназначенный для домашнего использования.
  • DVD-R for authoring, DVD-R(A) — единожды записываемый диск для профессиональных целей.
  • DVD-RW — перезаписываемый диск. Перезаписывать или стирать информацию можно до 1000 раз. Но нельзя стирать часть информации, можно только стереть диск полностью и полностью перезаписать.
  • DVD-RAM используют технологию смены фазы. Их можно перезаписывать до 100000 раз, теоретический срок службы — до 30 лет. Но они дороги, выпускаются в основном в специальных картриджах и не поддерживаются большинством приводов и проигрывателей.
  • DVD+RW основаны на технологии CD-RW и поддерживают перезапись информации до 1000 раз. Этот формат появился позже, чем DVD-RW.
  • DVD+R — единожды записываемый диск, подобный DVD-R.

Понятно, что ни один привод или проигрыватель не поддерживает полностью все DVD-форматы. Большинство современных приводов поддерживают как формат DVD-R(W), так и формат DVD+R(W). Но старые приводы и бытовые плееры, выпущенные до появления формата DVD+R(W), будут читать только диски DVD-R(W). Существуют «супермульти» приводы, которые поддерживают все виды дисков, включая DVD-RAM.

Другие виды дисков

Особняком стоят так называемые Dual Discs. В этих дисках совмещены форматы CD и DVD. На одной поверхности такого диска записана музыка в CD формате, а на другой — пятиканальный звук, видео, меню, субтитры, изображения и пр. в формате DVD.

Диски HD DVD (DVD высокой плотности) могут иметь емкость до 15 GB, а двухслойные — до 30 GB. Основной их конкурент — BD, Blu-ray Disc вмещает от 23 до 66 GB в зависимости от количества слоев. Анонсирован прототип четырехслойного диска объемом 100 GB, планируется также выпуск десятислойных дисков объемом до 320 GB.

Противостояние BD и HD DVD получило название «борьбы форматов». Но ведущие киностудии отказались от использования HD DVD в пользу BD дисков, поэтому выпуск и поддержка формата HD DVD официально прекращены.

Итак, существует множество видов оптических дисков. Выбирать диск для записи информации стоит исходя из его емкости, возможности перезаписи информации и модели вашего привода или бытового плеера. Зная основные виды дисков, вы никогда не запутаетесь в их богатом ассортименте.

Виды дисков

Все про автомобильные диски, их типы и разновидности |

Все про автомобильные диски, их типы и разновидности


Представить себе автомобиль без колес — не возможно! Это все равно, что корова без вымени... Машина без колес — не машина. Со временем, автомобильные колеса стали не просто необходимостью для машины, они стали способом самовыражения для многих любителей автомобильного тюнинга.

Все про автомобильные диски, их типы и разновидностиИногда в крутых американских фильмах, а также клипах, можно увидеть как мощные смуглые парни колесят по дороге, на ничем неприметной "тачке". Однако если вы помните, диски у тех неприглядных авто всегда шикарные — они огромные и начищены до блеска. Такие колеса, собственно, и являются основной "красотой" машины, а все остальное — не важно. Как обстоят "колесные" дела в наших краях? Да никак, по большому счету! С нашими дорогами и климатом иметь такую "цацку" — довольно большая роскошь и не менее огромные затраты на их содержание в надлежащем виде. Однако, несмотря ни на что, предлагаю разобраться с типами и разновидностями колесных дисков автомобиля.

Все про автомобильные диски, их типы и разновидности1. Стальной диск — обычная стальная штамповка ("бывалые" автомобилисты прозвали их "тазиками"). Они тяжелые и страшные, однако, при этом, самые простые в ремонте, поскольку они зачастую очень подвержены деформации. В случае слабой антикоррозионной обработки, такие диски, вдобавок ко всему, еще и поржавеют со временем. "Тазиками" зачастую комплектуются бюджетные представители отечественного автопрома, название которых заканчивается на "…АЗ". Такие автомобильные диски, в принципе, соответствуют самым автомобилям да вдобавок ко всему — дешево и сердито. Есть, конечно же, модели стальных дисков, которые, несмотря на принадлежность к классу "тазиков" имеют высокую стоимость, приличный вид и породистую родословную...

Все про автомобильные диски, их типы и разновидности2. Литой диск или легкосплавный. Такой тип диска сразу же относит вас к "продвинутым" автомобильного мира. Эти диски имеют более эстетичный вид, поэтому выйти в люди с таким — уже будет не стыдно. Литые диски отливают из алюминиево-магниевого сплава. Соответственно они имеют меньший, по сравнению со стальными аналогами, вес. Более того, вариантов на рынке на любой вкус и цвет, как говорится, были бы деньги. Беда таких дисков — они могут лопнуть или разломаться, не способны сгибаться. Их можно только сварить, да и то, такую работу можно доверить только опытному сварщику. Стальные диски в этом вопросе намного выигрышнее смотрятся — их довольно быстро "прокатывают", после чего они выравниваются и становятся как новые. При покупке легкосплавных дисков, нужно быть предельно внимательным, так как этот рынок давно оккупирован китайским производителем — есть вероятность покупки некачественной продукции. А трасса ошибок не прощает...

Все про автомобильные диски, их типы и разновидности3. Кованый диск. Этот тип, как и предыдущий, производятся из алюминиевого сплава (или) магния. Однако, в отличие от простых литых дисков, кованые диски после отливки дорабатываются ковкой, и подвергаются термомеханической обработке. Такие автомобильные диски имеют еще меньший вес, нежели литые собратья, при этом они обладают большей прочностью. Из-за специфики производственного процесса и способа их изготовления, кованые диски не имеют такого разнообразия со всевозможными вариантами внешнего вида, коим смело могут похвастаться представители предыдущего класса. Однако отсутствие широкого выбора компенсируется высокой прочностью. В ходе испытаний было доказано, что разрушить кованые диски во время движения — практически нереально. Скорее развалятся на запчасти подвеска автомобиля, а вот ковка, в самых редких случаях, может слегка деформироваться. Такой тип автомобильных дисков зачастую используется на спорткарах, участвующих в соревнованиях.

Все про автомобильные диски, их типы и разновидности4. Составной диск — как вы, наверное, догадались из названия, изготавливают по методу сборки нескольких частей в одно целое. Конструкция надежно скрепляется болтами, при этом следует понимать, что производитель, как правило, применяет стальные болты в изготовлении составного диска. Следовательно, если вы не сделаете специальной обработки — коррозия просто неизбежна. Лучше всего если конструкция будет на титановых болтах. Составной диск подобно конструктору может содержать в себе как легкосплавные детали, так и кованые, а иногда даже металлические элементы. За счет разнообразия и возможности компоновки таких автомобильных дисков, они могут быть легкими и прочными одновременно. Конечно же, чем круче и "наворочаннее" будет диск, тем круче будет его стоимость.Все про автомобильные диски, их типы и разновидностиЧто касается веса, то я думаю, не стоит лишний раз распыляться на объяснения о том, что чем легче автомобильный диск, тем лучше для автомобиля и его подрессоренных масс. Последние в прямом смысле "загружают" подвеску, тем самым ускоряя процесс ее износа. Более того, при уменьшении общего веса автомобиля, его динамические характеристики улучшаются, а расход топлива существенно уменьшается.

Все про автомобильные диски, их типы и разновидностиУ современного автомобильного рынка в последнее время наблюдается "передозировка" так называемыми хромированными дисками. Хромированный диск это все тот же легкосплавный диск, который подвергался дополнительной обработке никелем для придания колесам блеска, а также изящного внешнего вида.

Все про автомобильные диски, их типы и разновидностиЧерез некоторое время хром способен "облазить", однако это происходит не так по вине мастера, который наносил никель или самого покрытия, сколько по вине наших "зимних" дорог с соляным покрытием. Так что, думайте! Как по мне, так это вовсе не практично и, на мой взгляд, больше похоже на какую-то "дешевую цацку".

Все про автомобильные диски, их типы и разновидности5. Спиннеры. Данное изобретение является мечтой многих подростков и прерогативой больших черных дядек с "брюликами" в зубах. Устройство спиннеров — просто до невозможности. На ось литого диска устанавливается металлическая (легкосплавная) пластина с подшипниками. Когда колеса автомобиля вращаются, эта часть диска создает иллюзию будто колесо не крутится вовсе, стоит на месте. И как только машина прекращает движение, из-за кинетической энергии, пластина начинает раскручиваться. Такая "фича", как вы понимаете, играет чисто эстетическую роль в автомобиле. Стоимость спиннеров несколько выше простых литых "собратьев", при этом они тяжелее и более хрупкие в эксплуатации. Хотя, как говорится, каждому свое: "Кесарю — кесарево...". Если вы чувствуете необходимость или живете по принципу "пацаны не поймут", тогда вам просто необходимо купить спиннеры.

Вот в принципе и все. Что хотел сказать — сказал! Может что-то упустил, так вы уж не обессудьте! Буду признателен если дополните данную статью содержательным комментарием.

Текст: https://avtopulsar.ru

Компакт-диск — Википедия

Компакт-диск
Compact Disc wordmark.svg
CD autolev crop.jpg
Оптический носитель информации. Процесс записи и считывания информации осуществляется при помощи лазера
Тип носителя оптический диск
Формат контента различный
Ёмкость обычно до 700 Мб (до 80 минут аудио)
Считывающий механизм лазер, длина волны 780 нм (инфракрасный), 150 КиБ/с (1×)
Записывающий механизм от 150 (1×) до 8400 КиБ/с (56×)
Международный стандарт Rainbow Books
Разработан Sony, Philips
Размер диаметр 120 мм, толщина 1,2 мм
Применение хранение аудио, видео и данных
Год выпуска 1982
Работа с оптическими дисками
Типы оптических дисков
  • Лазердиск/Laserdisc
  • Компакт-диск/Compact disc (CD): Audio CD, 5.1 Music Disc, Super Audio CD, Photo CD, CD-R, CD-ROM, CD-RW, CD Video (CDV), Video CD (VCD), Super Video CD, CD+G, CD-Text, CD-ROM XA, CD-Extra, CD-i Bridge, CD-i
  • Мини-диск/MiniDisc: Hi-MD
  • DVD: DVD-Audio, DVD-R, DVD+R, DVD-R DL, DVD+R DL, DVD-RW, DVD+RW, DVD-RW DL, DVD+RW DL, DVD-RAM, DVD-D, DVD-ENAV
  • Blu-ray Disc (BD): BD-R, BD-RE, BD-ROM
  • HD DVD
  • HD VMD         CH-DVD
  • UDO
  • UMD
  • Голографическая память: HVD
  • 3D optical data storage
Форматы
Технологии защиты

Компакт-диск (англ. Compact Disc, CD) — оптический носитель информации в виде пластикового диска с отверстием в центре, процесс записи и считывания информации которого осуществляется при помощи лазера. Дальнейшим развитием компакт-дисков стали DVD и Blu-ray, а его ближайший «предок» — LD-диск.

Изначально компакт-диск был создан для хранения аудиозаписей в цифровом виде (известен как CD-Audio), однако в дальнейшем стал широко использоваться как носитель для хранения любых данных (файлов) в двоичном виде (т. н. CD-ROM — англ. Compact Disc Read Only Memory, компакт-диск с возможностью только чтения). В дальнейшем появились компакт-диски с возможностью не только чтения однократно занесённой на них информации, но и записи (CD-R — англ. Compact Disc-Recordable, записываемый компакт-диск) и перезаписи (CD-RW — англ. Compact Disc-ReWritable, перезаписываемый компакт-диск).

Формат файлов на CD-ROM отличается от формата записи аудио-компакт-дисков, и потому обычный проигрыватель аудио-компакт-дисков не может воспроизвести хранимую на них информацию — для этого требуется специализированный привод (устройство) для чтения таких дисков.

Технология лазерной записи информации на компакт-диски появилась на свет задолго до рождения персональных компьютеров. Приоритет в разработке «лазерной» технологии принадлежит советским ученым Александру Прохорову и Николаю Басову — создателям первых «холодных» лазеров, которые и легли в основу не только компакт-дисков, но и множества других компьютерных и бытовых устройств. В 1964 году оба ученых были удостоены Нобелевской премии. В конце 1970-х годов две компании, Philips и Sony, серьёзно занялись вопросом цифрового звуковоспроизведения.

Так лазерный компакт-диск был представлен в 1980 году компаниями Philips и Sony. Метод кодирования сигнала — импульсно-кодовая модуляция (ИКМ; англ. Pulse Code Modulation, PCM). Выпуск первого коммерческого (опытные образцы CD производились и ранее) музыкального CD анонсирован 20 июня 1982 года, и 17 августа того же года на заводе звукозаписывающей компании Polygram, расположенном в Лангенхагене неподалёку от Ганновера, был выпущен, по заказу Philips, первый в мире коммерческий компакт-диск, положив тем самым начало их массовому производству. Чести быть впервые изданными на CD удостоилась группа ABBA с альбомом «The Visitors»[1][2].

Первым компакт-диском, попавшим на прилавки музыкальных магазинов, был альбом Билли Джоэла 1978 года 52nd Street. Продажи CD с этой записью начались в Японии 1 октября 1982 года[3].

По данным Philips, за 25 лет в мире было продано более 200 млрд CD. Несмотря на то, что всё больше людей предпочитают приобретать музыкальные файлы через Интернет, по данным IFPI продажи компакт-дисков в 2007 году составляли около 70 % всех продаж музыки[4].

Значительный вклад в популяризацию компакт-дисков внесли Microsoft и Apple Computer. В 1987 году Джон Скалли, на тот момент CEO Apple Computer, сказал, что компакт-диски произведут революцию в мире персональных компьютеров. Одним из первых массовых мультимедийных компьютеров/развлекательных центров, использующих CD, была Amiga CDTV (Commodore Dynamic Total Vision), позже компакт-диски стали использовать в игровых приставках Panasonic 3DO и Amiga CD32.

В России с середины 1990-х годов основной доход в отечественном издательском шоу-бизнесе пришёлся на продажу альбомов исполнителей и сборников музыки именно на компакт-дисках как на носителях.

Версия Джеймса Рассела[править | править код]

Существует версия о том, что компакт-диск изобрели вовсе не Philips и Sony, а американский физик Джеймс Рассел, работавший в компании Optical Recording. Уже в 1971 году он продемонстрировал своё изобретение для хранения данных. Делал он это для «личных» целей, желая предотвратить царапание своих грампластинок иглами звукоснимателей. А спустя восемь лет подобное устройство было «независимо» изобретено компаниями Philips и Sony[5].

Девятая симфония Бетховена[править | править код]

Очевидцы и участники переговоров о формате CD свидетельствуют, что в Philips и Sony до мая 1980 года не было единого мнения о внешнем диаметре диска. С точки зрения инженеров Sony, был достаточен диаметр в 100 мм, поскольку он позволяет миниатюризировать портативный проигрыватель. От высшего руководства Philips исходила идея сделать диск не более диагонального размера стандартной аудиокассеты (115 мм), имевшей на рынке большой успех. Кроме того, в этом случае диск соответствует нормальным рядам линейных размеров системы DIN.

Вице-президент корпорации Sony Норио Ога[6], музыкант[7], в свою очередь полагал, что диск должен быть в состоянии вместить Симфонию № 9 Бетховена. В этом случае, по его мнению, на дисках можно будет распространять до 95 % классических произведений[8][9]. Дальнейшие исследования показали, что, например, девятая симфония в исполнении берлинского филармонического оркестра под руководством Герберта фон Караяна имела продолжительность 66 минут. Наиболее продолжительным исполнением стала симфония под руководством Вильгельма Фуртвенглера, исполненная на байрейтском фестивале — 74 минуты. Это и послужило решающим аргументом при принятии решения о ёмкости диска[10][11]

«Как и в большинстве случаев, красивая история не имеет ничего общего с реальной жизнью. Эта история вышла из-под пера пиарщиков Philips», — считает бывший инженер Philips Кеес Имминк. Реальность же, по его мнению, была иной. Под Ганновером Philips уже подготовил производственную линию по выпуску компакт-дисков на заводе PolyGram. В минимальные сроки можно было запустить производство дисков размером 115 мм. Выпуск дисков размером 120 мм требовал значительных затрат денег и времени, поскольку был связан с заменой оснастки. По мнению Имминка, Sony не захотела смириться с ситуацией, что Philips получит преимущество по выходу на рынок[12].

Как бы то ни было, в мае 1980 года росчерком пера высшего руководства фирм был установлен окончательный размер диска в 120 мм с ёмкостью в 74 минуты аудиозаписи и частотой дискретизации в 44,1 кГц. Все прочие технические параметры пересчитывались, исходя из согласованных данных.

Компакт-диски имеют в диаметре 12 см и изначально вмещали до 650 Мбайт информации (или 74 минуты звукозаписи). Однако, начиная приблизительно с 2000 года, всё большее распространение получали диски объёмом 700 Мбайт, которые позволяют записать 80 минут аудио, впоследствии полностью вытеснившие диск объёмом 650 Мбайт. Встречаются и носители объёмом 800 мегабайт (90 минут) и больше, однако они могут не читаться на некоторых приводах компакт-дисков. Бывают также синглы диаметром 8,9 см[источник не указан 3456 дней] (не путать с минидисками диаметром 8 см), на которые вмещается около 140 или 210 Мбайт данных или 21 минута аудио, и CD, формой напоминающие кредитные карточки (т. н. диски-визитки).

Увеличение ёмкости хранимой информации стало возможным благодаря полному использованию допусков на изготовление дисков. Так, например, расстояние между дорожками по стандарту ECMA-130 составляет 1,6 ± 0,1 микрометра, линейная скорость вращения диска 1,2 или 1,4 м/с ± 0,01 м/с с пропускной способностью 4,3218 Мбит/с. Ёмкость в 650 Мбайт соответствует скорости 1,41 м/с и расстоянию между дорожками, равному 1,7 мкм, а ёмкость в 800 Мбайт — скорости в 1,39 м/с[источник не указан 3500 дней] и расстоянию между дорожками в 1,5 мкм.

ТипДлительность,
минуты
СекторовМакс. размер CD-DAМакс. размер данных
байтыМиБбайтыМиБ
2194 500222 264 000212,0193 536 000184,6
63283 500666 792 000635,9580 608 000553,7
«650MB»74333 000783 216 000746,9681 984 000650,3
«700MB»80360 000846 720 000807,4737 280 000703,1
800MB90405 000952 560 000908,4829 440 000791,0
900MB99445 5001 047 816 000999,3912 384 000870,1
CD layers.svg

Геометрия диска[править | править код]

Компакт-диск представляет собой поликарбонатную подложку толщиной 1,2 мм и диаметром 120 мм, покрытую тончайшим слоем металла (алюминий, золото, серебро и др.), защищенного слоем лака, на который обычно наносится графическое представление содержания диска. Принцип считывания через подложку позволяет весьма просто и эффективно осуществить защиту информационной структуры и удалить её от внешней поверхности диска. Диаметр пучка на внешней поверхности диска составляет порядка 0,7 мм, что повышает помехоустойчивость системы к пыли и царапинам. Кроме того, на внешней поверхности имеется кольцевой выступ высотой 0,2 мм, позволяющий диску, положенному на ровную поверхность, не касаться этой поверхности. В центре диска расположено отверстие диаметром 15 мм (диаметр пальца человека). Вес диска без коробки составляет ~15,7 г. Вес диска в обычной jewel-коробке (не slim) равен ~74 г.

Кодирование информации[править | править код]

Формат хранения данных на диске, известный как Red Book («Красная книга»), был разработан компанией Sony. В соответствии с ним на компакт-диск можно записывать звук в два канала с 16-битной импульсно-кодовой модуляцией (PCM) и частотой дискретизации 44,1 кГц. Благодаря коррекции ошибок с помощью кода Рида — Соломона лёгкие радиальные царапины не влияют на читаемость диска. В случае возникновения ошибочных значений ИКМ-сигнала, которые не могли быть исправлены системой коррекции ошибок, они заменяются на приблизительные значения, полученные с помощью интерполяции верных данных. Philips также владеет всеми правами на знак «Compact disc digital audio», логотип формата аудио-компакт-дисков.

Информационная структура[править | править код]

CD layers.svg CD-ROM под атомно-силовым микроскопом

Информация на диске записывается в виде спиральной дорожки из питов (англ. pit — углубление), выдавленных в поликарбонатной основе. Каждый пит имеет примерно 100 нм в глубину и 500 нм в ширину. Длина пита варьируется от 850 нм до 3,5 мкм. Промежутки между питами называются лендом (англ. land — пространство, основа). Шаг дорожек в спирали составляет 1,6 мкм. Питы рассеивают или поглощают падающий на них свет, а подложка — отражает. Поэтому записанный компакт-диск — пример отражательной дифракционной решётки с периодом 1,6 мкм. Для сравнения, у DVD период — 0,74 мкм.

Различают диски только для чтения («алюминиевые»), CD-R — для однократной записи, CD-RW — для многократной записи. Диски последних двух типов предназначены для записи на специальных пишущих приводах. В некоторых CD-плеерах и музыкальных центрах такие диски могут не воспроизводиться (в последнее время все производители бытовых музыкальных центров и CD-плееров включают в свои устройства поддержку чтения CD-R/RW).

Считывание информации[править | править код]

Данные с диска читаются при помощи лазерного луча с длиной волны 780 нм, излучаемого полупроводниковым лазером. Принцип считывания информации лазером для всех типов носителей заключается в регистрации изменения интенсивности отражённого света. Лазерный луч фокусируется на информационном слое в пятно диаметром ~1,2 мкм. Если свет сфокусировался между питами (на ленде), то приёмный фотодиод регистрирует максимальный сигнал. В случае, если свет попадает на пит, фотодиод регистрирует меньшую интенсивность света.

Различие между дисками только для чтения (CD) и перезаписываемыми дисками (CD-R/RW) заключается в способе формирования питов. В диске только для чтения питы представляют собой некую рельефную структуру (фазовую дифракционную решётку), причём оптическая глубина каждого пита чуть меньше четверти длины волны света лазера, что приводит к разнице фаз в половину длины волны между светом, отражённым от пита и светом, отражённым от ленда. В результате в плоскости фотоприёмника наблюдается эффект деструктивной интерференции и регистрируется снижение уровня сигнала. В случае CD-R/RW пит представляет собой область с бо́льшим поглощением света, нежели ленд (амплитудная дифракционная решётка). В результате фотодиод также регистрирует снижение интенсивности отражённого от диска света. Длина пита изменяет как амплитуду, так и длительность регистрируемого сигнала.

Скорость чтения/записи CD указывается кратной 150 КиБ/с (то есть 153 600 байт/с). Это 75 секторов в секунду, каждый по 2048 байт. Например, 48-скоростной привод обеспечивает максимальную скорость чтения или записи, равную 48 × 150 = 7200 КиБ/с (7,03 МиБ/с).

Чистящий диск[править | править код]

Чистящий компакт-диск. Сверху над отверстием видна щёточка, чистящая линзу сенсора

Также существуют чистящие компакт-диски, на рабочую поверхность которого прикреплено чистящее устройство для чистки линзы сенсора (см. фото).

Спецификация компакт-дисков не предусматривает никакого механизма защиты от копирования — диски можно свободно размножать и воспроизводить. Однако начиная с 2002 года различные западные звукозаписывающие компании начали предпринимать попытки создать компакт-диски, защищённые от копирования. Суть почти всех методов сводится к намеренному внесению ошибок в данные, записываемые на диск, так, чтобы на бытовом CD-плеере или музыкальном центре диск воспроизводился, а на компьютере — нет. В итоге такие диски читаются далеко не на всех бытовых плеерах, а на некоторых компьютерах — читаются; выходит программное обеспечение, позволяющее копировать даже защищённые диски и т. д. Тем не менее звукозаписывающая индустрия продолжает испытывать всё новые методы.

Philips заявила, что на подобные диски, не соответствующие спецификациям «Red book», запрещается наносить знак «Compact disc digital audio».

Для дисков с данными существуют разнообразные методы защиты от копирования, например, метод измерения позиции данных, технологии StarForce, SecurDisc и др.

Формат CD-Audio (до появления программ cd-грабберов) являлся своеобразной защитой авторских прав и не позволял осуществить извлечение аудиофайлов с диска, например, с помощью приложения «Проводник Windows».

  1. Мастеринг — процесс подготовки данных для запуска в серию. (также см. SPARS-код)
  2. Фотолитография — процесс изготовления штампа диска. На стеклянный диск наносится слой фоторезиста, на который производится запись информации. Фоторезист — полимерный светочувствительный материал, который под действием света изменяет свои физико-химические свойства.
  3. Запись информации. Запись производится лазерным лучом, мощность которого модулируется записываемой информацией. Для создания пита мощность лазера повышается, что приводит к разрушению химических связей молекул фоторезиста, в результате чего он «задубевает».
  4. Проявка фоторезиста. Поверхность фоторезиста подвергается травлению (кислотному, щелочному, плазменному), при котором удаляются те области фоторезиста, которые не были экспонированы лазерным лучом.
  5. Гальванопластика. Проявленный стеклянный мастер-диск помещается в гальваническую ванну, где на его поверхность производится электролитическое осаждение тонкого слоя никеля.
  6. Штамповка дисков методом литья под давлением с использованием полученного штампа.
  7. Напыление зеркального металлического (алюминий, золото, серебро и др.) слоя на информационный слой.
  8. Нанесение защитного лака.
  9. Нанесение графического изображения — лейбла (от англ. Label).

Существуют и диски, предназначенные для записи в домашних условиях: CD-R (Compact Disc Recordable) для однократной и CD-RW (Compact Disc ReWritable) для многократной записи. В таких дисках используется специальный активный материал, позволяющий производить запись/перезапись информации. Различают диски с органическим (в основном, диски CD-R-типа) и неорганическим (в основном, CD-RW-диски) активным материалом.

При использовании органического активного материала запись осуществляется путём разрушения химических связей материала, что приводит к его потемнению (изменению коэффициента отражения материала). При использовании неорганического активного материала запись осуществляется изменением коэффициента отражения материала в результате его перехода из аморфного агрегатного состояния в кристаллическое, и наоборот. И в том, и в другом случае запись производится модуляцией мощности лазера.

В просторечии такие записываемые диски называются «болванками». Процесс записи называется «прожигом» (от англ. to burn) диска.

Технология HD-BURN[13][править | править код]

Суть технологии записи высокой плотности заключается в применении двух новых принципов, которые позволяют записывать вдвое больше информации на обычном носителе — диске CD-R.

  1. Длина пита на диске уменьшается до 0,62 мкм.[уточнить] Длина пита обычного CD составляет 0,83 мкм.[уточнить] Это означает, что HD-BURN увеличивает ёмкость диска в 1,35 раза. Длина пита 0,62 мкм была выбрана для того, чтобы все существующие DVD Video-плееры и приводы DVD-ROM смогли считывать HD-BURN-диски после незначительной модернизации.
  2. Применяется иная система коррекции ошибок: вместо CIRC (Cross Interleaved Reed Solomon Code — перемежающийся код Рида — Соломона) используется RS-PC (RS-PRODUCT Code) с модуляцией 8-16. Это позволило увеличить ёмкость ещё в 1,49 раза. По сообщению Sanyo, система коррекции ошибок RS-PC не только более компактна, но и эффективней, чем CIRC.[источник не указан 2682 дня]

В итоге ёмкость одного CD, записанного в режиме HD-BURN, в два раза превышает ёмкость компакт-диска, записанного в обычном режиме.

CD layers.svg

Shaped CD (англ.) (фигурный компакт-диск) — диск CD-ROM, но не строго круглой, а произвольной формы, с очертанием внешнего контура в виде разнообразных объектов, таких как силуэты, машины, самолёты, сердечки, звёздочки, овалы, в форме кредитных карточек и т. д. Обычно применяется в шоу-бизнесе как носитель аудио- и видеоинформации. Был запатентован рекорд-продюсером Марио Коссом в Германии (1995).

Обычно диски с формой, отличающейся от круглой, не рекомендуют применять в приводах CD-ROM, поскольку при высоких скоростях вращения диск может лопнуть и полностью вывести привод из строя. Поэтому перед вставкой Shape CD в привод следует принудительно ограничить скорость вращения диска с помощью специальных программ. Тем не менее и эта мера не даёт гарантии безопасности CD-привода.

Начиная с Ubuntu 12.10 образ стал превышать 700 МБ. Windows 7 уже официально не поддерживает установку с CD — последней операционной системой семейства, способной установиться с CD, является Windows Vista (через набор CD по заказу). Музыкальные плееры уже делают ориентированными на USB/TF без привода, в результате чего CD уступает место DVD и флеш-накопителям. Компьютерные приводы, способные работать только с CD, уже не выпускаются. В настоящее время значимость CD угасает, компьютерная индустрия всё меньше и меньше ориентируется на ёмкость CD. Образы операционных систем растут за пределы CD.

Трещины в ступице вокруг отверстия, возникшие в результате разбортовки и распространившиеся на рабочую поверхность диска, приведя его в негодность

Рабочая поверхность CD-диска в процессе эксплуатации (от высоких скоростей вращения и воздействия лазерного луча) постепенно царапается, что в итоге приводит диск в полную негодность и чтение становится невозможным (в просторечии это называется «диск заезжен»). Кроме того, установка диска на ступицу электродвигателя и последующее снятие его с неё со временем ослабляет внутреннее пространство отверстия, что в итоге приводит к разбортовке, и плотная посадка не обеспечивается. Это может привести к трещинам, которые могут распространиться на рабочую поверхность и чтение данных также станет невозможным. Разбортовка также постепенно возникает в результате усталости материала от высоких динамических нагрузок за счёт высоких скоростей вращения. Разбортовка также опасна и тем, что диск может разрушиться внутри привода и его обломки могут нанести ему ущерб. Особенно высок риск в ноутбуках, так как там дисковод не прикрыт от системной платы и обломки могут нанести ей ущерб. Во многом из-за прочностных характеристик значимость CD постепенно угасает, уступая место более совершенным твердотельным накопителям.

  • Накадзима Х., Огава Х. Цифровые грампластинки. — М.: Радио и связь, 1988. — 168 с.
  • Боухьюз Г., Браат Дж., Хейсер А. и др. Оптические дисковые системы = Principles of Optical Disc Systems. — М.: Радио и связь, 1991. — 280 с. — ISBN 5-256-00378-X.
  • Э. Таненбаум. Современные операционные системы = Modern operating systems. — 2-е изд. — Питер, 2006. — 1037 с. — ISBN 0-13-031358-0.
  • Марк Л. Чемберс. Запись компакт-дисков и DVD для «чайников» = CD & DVD Recording For Dummies. — 2-е изд. — М.: Диалектика, 2005. — 304 с. — ISBN 0-7645-5956-7.

Колесо (автотранспорт) — Википедия

Автомобильное колесо (в соответствии с действующим ГОСТом РФ) — в просторечии «Колёсные диски»

См. также другие значения термина Диск

Автомобильное колесо является неотъемлемой частью автомобиля и совместно с шиной представляют собой движитель колёсного транспортного средства.

Автомобильное колесо за последние 100 лет претерпело немало изменений, от деревянных колёс до композитов и сверхпрочных сплавов. Первые европейские автомобили были оборудованы спицевыми колёсами аналогичными велосипедным, но эти колёса оказались недостаточно прочными. Первый американский массовый автомобиль Ford Model T выпускался с 1908 по 1927 год с деревянными колёсами. В 1927 году они были заменены на стальные. В 1960-х годах большую популярность получили магниевые диски, лёгкие и прочные диски из сплавов магния изначально были созданы для гонок, но постепенно вышли на массовый рынок. Позже место магниевых дисков заняли более тяжёлые, но более дешёвые в производстве литые алюминиевые диски. На данный момент большинство дилеров выпускает автомобили со стальными (бюджет-эконом вариант) либо литыми алюминиевыми дисками. Кованые диски из сплавов магния по-прежнему используются для гоночных автомобилей, включая Formula 1.

  • Деревянный диск автомобиля Паккард начала 20-го века

  • Спицованный диск начала 20-го века

  • Классический стальной диск 70-х годов производства

  • Литой алюминиевый диск 90-х годов производства на Феррари

Спицевое колесо[править | править код]

В настоящее время его носителями являются только велосипеды и некоторые мотоциклы. Достоинства спицевых колёс в их высокой энергоёмкости (амортизирующей способности), к недостаткам можно отнести высокую трудоёмкость в производстве колёс и невысокую точность геометрии колеса. Также спицевые колёса можно встретить на выставочных автомобилях или ретро-карах.

Классическое стальное (штампованное) колесо[править | править код]

Cтальной колёсный диск

Является наиболее распространёнными и дешёвым типом колёс в мире, выполняется как правило из листовой стали, довольно прочно, зарекомендовало себя во всех видах транспорта. Преимуществом таких дисков является то, что они подлежат ремонту в случае деформации. Из недостатков отмечается излишний вес. На автомобильные стальные колёса ввиду скромности их дизайна часто устанавливают декоративные колпаки[en].

Колёса из лёгких сплавов[править | править код]

Колёса из лёгких сплавов (в большинстве случаев алюминиевых) можно поделить на три категории (по технологии производства): литые, кованые и комбинированные (сборные).

  • Литой алюминиевый диск

  • Кованый диск покрашенный в красный цвет

Основные преимущества легкосплавных колёс перед стальными:

  • геометрическая точность,
  • меньший вес (как правило),
  • улучшенное отведение тепла от тормозных систем,
  • разнообразие дизайна колёс.

Eсли стальное колесо типоразмерности 5Jx13 имеет массу 5,5 кг, то легкосплавное литое — около 4,8-5 кг, а кованое — около 4,2-4,5 кг (взвешивание колёс ВАЗ-21099 произведено в испытательной лаборатории компании K&K в 1999 г.). Технически уменьшение массы колеса означает снижение массы неподрессоренных частей и сил инерции. Благодаря этому оно легче «отрабатывает» неровность поверхности дорожного полотна, что даёт более чёткую реакцию подвески автомобиля. В свою очередь улучшается контакт автомобиля с дорогой и его управляемость. Снижение инерционности, соответственно, увеличивает ресурс самого транспортного средства, повышает тормозную и разгонную динамику и как следствие снижает расход топлива.

Литые колёса[править | править код]

Литые изготавливаются методом отливки в форму. Используются как правило алюминиевые, магниевые и очень редко титановые сплавы. После отливки в ряде случаев проводят термообработку отливок (для улучшения механических свойств колеса). Свой конечный вид колесо получает после механической обработки и покраски. По стоимости — это самый окупающийся вид производства легкосплавных колёс.

  • Алюминий-магниевый диск фирмы Alcoa на автомобиле MAN TGL

  • пример профильной проекции диска.

Кованые колёса[править | править код]

Кованые колёса изготавливаются методом энергоёмкой горячей штамповки. Готовая поковка проходит обязательную термообработку (процесс закалки и старения). Конечный вид диск получает после механической обработки и покраски. По стоимости это один из самых дорогих видов производства легкосплавных колёс (поковка может иметь массу до 25 кг — выход одного колеса 5 кг плюс большие энерго- и трудозатраты).

Комбинированные колёса[править | править код]

Тип колёс, который состоит как правило из двух и более частей. Каждая из которых может быть выполнена по разным технологиям (пример: спицы — алюминиевый сплав, литьё. Обод — титановый прокат, вальцовка.). Спицевое колесо тоже относится к данному типу.

  • Сборно-разборные диски с креплением на центральной гайке

  • Снятый диск без шины

Композитные колёса[править | править код]

В настоящее время композитные колёса стоят на некоторых велосипедах и спорткарах. Широкое распространение этого типа ограничено их высокой стоимостью.

Бездисковые колёса[править | править код]

Устройство обода[править | править код]

На велосипедах, мотоциклах и легковых автомобилях обод неразборный. При монтаже шины она преодолевает закраины обода за счёт своей эластичности. Для облегчения монтажа посередине обода делают углубление — «ручей» (может быть расположен симметрично или несимметрично). Когда один борт шины задвигается в ручей, противоположный борт поднимается над закраиной обода.

На грузовых автомобилях используют разборный обод. Одна из закраин обода снимается, что позволяет задвинуть шину на обод или, наоборот, снять шину с обода. После установки шины съёмная закраина фиксируется запорным кольцом.

При использовании шин сверхнизкого давления необходимы дополнительные устройства, чтобы механически зажать борта шины и, таким образом, исключить возможность проворачивания шины относительно обода или её случайной разбортовки во время движения.

Крепление колеса производится посредством резьбовых соединений к колёсной ступице:

  • Снятый диск без шины с креплением на 5 болтов или гаек.

  • Диск Мерседеса,прикрученный на 5 болтах

Используются как правило многоточечные крепления (исключение составляют спорткары, и автомобили эксклюзивных моделей).

Все колёса имеют стандартную маркировку параметров, независимо от того, какое это колесо легкосплавное (литое) или стальное (штампованное). Например, 6,5J×16h3 PCD 5×114,3, Offset48 или ET48 DIA67,1.

  • 6.5 — Монтажная ширина обода колеса в дюймах.
  • J — Профиль обода колеса (пример: JJ, C, CH, HJ и т. д.).
  • h3 — количество «хампов» (HUMP) Количество кольцевых выступов на ободе колеса вдоль закраин (предназначены для предотвращения схода шины с посадочных мест, при увеличении боковых сил).
  • 16 — Монтажный диаметр обода колеса в дюймах.
  • LZxPCD 5×114,3 — Количество крепёжных точек (в данном случае 5×). И диаметр окружности (Pitch Circle Diameter), на которой расположены центры крепёжных отверстий, (в данном случае 114,3 мм). У дисков с четырьмя крепёжными отверстиями PCD измеряется как расстояние между центрами противоположных отверстий. У дисков с пятью крепёжными отверстиями измеряется расстояние между центрами самых дальних по отношению друг к другу отверстий и умножается на коэффициент 1,051.
  • ET48 (или Offset 48) — (ET-EinpressTiefe) Вылет (вынос) привалочной плоскости колеса (плоскость, которой колесо прижимается к ступице) относительно оси симметрии обода. Вылет бывает как положительный, так и отрицательный (пример: ЕТ40 — легковой автомобиль, ЕТ-4 «Джип») измеряется в мм. В данном случае он равен 48 мм.
  • DIA67,1 — (DIA) Диаметр центрального отверстия, которое отвечает за центровку всего колеса в сборе на ступице автомобиля. Измеряется со стороны привалочной плоскости. В нашем случае равен 67,1 мм.

Многие производители колёс делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные кольца (адаптеры).

Дополнительная маркировка[править | править код]

  • 0407 — Дата изготовления. Как правило год и неделя. В данном случае информация означает что диск выпущен в 4 неделю 2007 года.
  • SAE, ISO, TUV — клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует о соответствии колес международным правилам или стандартам.
  • MAX LOAD 2000LB — обозначение максимальной нагрузки на колесо (обозначают в килограммах или фунтах). В данном случае он равен 2000 фунтов (908 кг)
  • MAX PSI 50 COLD — обозначение максимального давления в шине. В данном случае давление не должно превышать 50 фунтов на квадратный дюйм (3,5 кгс/кв.см), COLD (холодный) указывает, что измерять давление следует в холодной шине.

Так называемая балансировка не проводиться на разобранном диске т.к. это не эффективно. Соотношение масс резины и диска должны определяться только в сборе и конечная балансировка проводится в собранном виде и с выставленным номинальным давлением. А так же балансировка должна проводиться с использованием фланцевого адаптера т.к. она увеличивает точность балансировки.

Качественные колесные диски производятся далеко не в каждой стране. Причем структура производств этих изделий заметно отличается .Например если в Германии или Италии это производители автозапчастей, то в России это металлургические заводы, занятые первичной выплавкой, а также переплавкой металлов. Впрочем Россия в этом плане не совсем одинока ибо например наиболее крупным производителем литых дисков в США является компания Alcoa, которая одновременно является крупным производителем первичного алюминия. Так же имеют ценность диски фирмы Zinik, которые изготавливают диски для премиальных автомобилей. В России производством дисков занимается Саянский и Красноярский и другие алюминиевые заводы, а также крупнейший в мире завод титана ВСМПО.К примеру в Германии производителями такой продукции являются моторостроительная компания AMG и производители автозапчастей такие как BBS и Lorinser. В Италии так же подобную продукцию производят такие фирмы как например MOMO[1] ,которые производят тюнинговые запчасти.

В XXI веке появились легкосплавные диски, выполняемые по воле заказчика. На них может быть нанесен определённый узор, они могут быть покрашены в соответствующие заказу цвета, разные украшения, а также вращающиеся колпаки. Но простор для творчества ограничен сохранением физических свойств, необходимых для диска.

  • Типичный пример кражи колес на автомобиле Ford Focus

В некоторых случаях комплект дисков может стоить даже дороже всей машины если эта машина сравнительно дешёвая. Допустим диски, сделанные на заказ для S-класса могут стоить порядка 20000 евро, при том что стоимость нового Мерседеса S-класса составляет порядка 100000 евро. По этому при невозможности угона такой машины могут украсть сами диски, а покупателем краденого имущества чаще всего оказывается владелец либо подобной машины, либо другой машины, на которой колеса соответствуют типоразмерности. То есть хорошие диски могут представлять собой значительную часть стоимости всей машины.

Есть и более примитивные случаи, когда воруют самый обычный железный диск с самой обычной шиной, продавая его за копейки в ближайший шиномонтаж. Как правило это происходит с грузовиками как европейского так и американского типа. Но если речь идет о машине европейского типа, где пока ещё преобладают стальные диски, основной целью кражи является шина, то при краже колеса с грузовика американского типа целью кражи чаще всего является сам диск, так как он выполнен из легкого алюмо-магниевого сплава и кроме того менее распространен в России по этому даже на вторичном рынке стоит значительно дороже.

Меры защиты[править | править код]

Для защиты от кражи колес применяется так называемая «секретка» или «обманный болт» или же «обманная гайка» в зависимости от типа крепления. Такие болты или гайки имеют специальную головку, которая доступна только одному или нескольким пользователям. Таким образом открутить такой болт или гайку обычным ключом невозможно, но умелые колесокрады чаще всего срезают такую гайку вместе со шпилькой, если конечно туда можно подобраться болгаркой не повредив сам диск . Но в противном случае «секретка» чаще всего защищает диск от кражи хотя бы потому что болт закручивается внутрь самого диска и болт или гайку невозможно срезать не повредив сам диск. В то же время при потере спецголовки для откручивания «секретки» можно столкнуться с проблемой так как сам владелец не сможет поменять колесо.

Виды колесных дисков и уход за ними

Диски Представить себе комфортабельное передвижение на автомобиле без колёс сложно. Автомобиль без колёс – это не автомобиль. С течением времени колёса на машинах перешли из ранга необходимости в некий способ самовыражения для многих любителей тюнинга автомобилей.

Часто в западных фильмах и клипах известных рэп-исполнителей можно увидеть мощные автомобили на шикарных, огромных и начищенных до блеска колёсных дисках. В США присутствует некий культ колёсных дисков автомобилей. С виду автомобиль может быть ничем не отличим от серийного, но диски у него просто нереальные! А как обстоят дела у нас на этот счёт? Прискорбно, но никак.

С качеством наших дорог и переменчивым климатом иметь такую дивную вещицу – удовольствие достаточно затратное. Ведь за такой роскошной «цацкой» нужно постоянно следить достойным образом. Но в данной статье мы всё же рассмотрим виды дисков, которые можно приобрести для авто.

Виды колесных дисков

Производители дисков для автомобилей на сегодняшний день предоставляют для владельцев машин несколько групп изготавливаемого товара. Отметим, что некоторые из них стоят очень дорого, но всё же находят своё распространение. Остальные же типы выпускаемых компаниями автомобильных дисков очень популярны. Начнём мы с обзора штампованных дисков, которые по праву называются наиболее распространёнными из-за своей небольшой стоимости и неприхотливости к уходу за ними.

Штампованные

Штампованные диски Большой вклад в популярность «штамповок» вносит факт продажи большинства новых автомобилей именно на таких дисках. И многие автомобилисты не сильно торопятся с приобретением новых, так как катаются на старых на протяжении всего эксплуатационного срока автомобиля.

Преимущество штампованных дисков заключается в их прочности и реакции на попадание колеса в яму или выбоину. В таких случаях «штамповки» не ломаются, они просто гнутся. Такой диск можно выровнять, и после этого он ещё долго будет служить верой и правдой своему владельцу.

Большой недостаток этого вида колёсных дисков заключается в их достаточно большом весе. Также они «не блещут» своим внешним видом. Все штамповки – «на одно лицо», и поэтому не пользуются спросом у автомобилистов-индивидуалистов. Но эту проблему можно решить, установив колпак, который его закрывает и придаёт больше эстетики.

Литые

Литые Следующий популярный вид автомобильных дисков – это литые. Отличие литых, изготовленных из сплава алюминия или магния, от штампованных дисков из стали заключается в лёгкости и эстетичности внешней составляющей. В этом и заключается их весомое преимущество. Также у литых дисков хорошая теплопроводимость. Благодаря этому излишняя температура от механизмов тормозной системы отводится значительно быстрее.

Литые диски можно изготавливать различной формы, так как технология их производства позволяет делать это. И, безусловно, на автомобиле они смотрятся гораздо привлекательнее «штамповок».

Самый большой недостаток литых дисков – это их высокая стоимость. Второй – это их относительная прочность. При попадании на большой скорости в крупную яму, диск может не выдержать и расколоться. Восстановлению он уже подлежать не будет. Его придётся только заменить. Но всё же у литых дисков много поклонников.

Кованые

Кованные диски Технология производства этого вида колёсных дисков отличается от двух предыдущих. Основное их преимущество заключается в высокой прочности, а также кованые диски наиболее лёгкие из всех рассматриваемых в этой статье видов. Эти диски, в отличие от литых, попадая в яму, не раскалываются. Но из этого преимущества косвенно вытекает один значительный недостаток. Вся энергия удара, приходящаяся на диск, передаётся подвеске автомобиля, что пагубно сказывается на всём состоянии автомобиля. Другая слабая сторона кованых дисков – это их дизайн, который ограничивается исключительно их технологией изготовления. Их стоимость аналогична литым дискам, поэтому они также нашли свой контингент автомобилистов.

Интересно! В 2012 году разработчики из Австралии явили миру полностью карбоновый диск безо всяких швов и сборки. По своей прочности он аналогичен кованым образцам.

Составные

Судя по самому названию, можно догадаться, что такие диски производят путём соединения составных частей в один элемент. Части диска надёжно фиксируются стальными болтами, а это уже косвенно подводит нас к первому недостатку – образованию коррозии. Если только приобретённый диск не обработать специальными средствами, то появления ржавчины не избежать.

Составные диски Идеальный вариант крепежа такой конструкции – это титановые болты. Составные диски подобны конструктору «Лего». Они могут сразу состоять из элементов предыдущих трёх видов. Благодаря разнообразию их компоновки, такие диски могут быть одновременно и прочными, и лёгкими. Соответственно, чем более богата будет комплектация самого диска, тем выше будет его стоимость. Это следует понимать.

Спиннеры

Этот вид автомобильных дисков – мечта многих юношей, переигравших в серию NFS Underground или уподобающихся своим хип-хоп кумирам из клипов. Устройство спиннеров на самом деле очень простое. Берётся легкосплавный диск, и на его ось монтируется пластина с подшипниками. Когда колёса вращаются, пластина пребывает в статичном состоянии, из-за этого создаётся иллюзия, что колесо не вращается вовсе. Но как только автомобиль останавливается, накопленная кинетическая энергия приводит пластину в движение.

Спиннеры Как вы понимаете, эдакая фишка несёт в себе чисто эстетическую составляющую. Стоимость таких дисков на порядок выше других видов, причём они гораздо тяжелее, да ещё и хрупкие в придачу. Но каждому своё. Здесь на первом месте стильная составляющая. Если у вас возникает желание пофорсить перед своими ребятами, или вы просто ощущаете, что нужно и всё, тогда вам точно необходимо прикупить спиннеры.

На что обратить внимание при выборе

Первое – это как расположены крепёжные отверстия. В стандарте их может быть 4 либо 5. Далее диаметр центрального отверстия, которое насаживается на ступицу. В случае ошибки диск просто не встанет на автомобиль. Следующее – это вылет диска, то есть положение его относительно автомобильной ступицы. Диски с различным типом вылета могут либо утопить колесо под арку, либо агрессивно его вынести за неё. Здесь-то и нужно проявить предельную внимательность.

Это интересно! В начале 2000-ых в Тайване была разработана колёсная подсветка. В центре диска крепится устройство, которое проецирует на поверхность диска рисунок либо надпись.

Маркировка Если неверно подобран по вылету диск, тогда на автомобильную подвеску придётся лишняя нагрузка. В итоге выйдут из строя наконечники и подшипники ступиц, плюс шины будут изнашиваться неравномерно. Также обратите внимание на то, как расположена полка и какой вылет ступиц. Если диски подобраны некорректно, они могут упереться в суппорты машины. Далее разберёмся, как выбрать автомобильные диски, руководствуясь их маркировкой:

• Товарный знак изготовителя.

• Дата производства.

• Номер плавки.

• Допустимая нагрузка.

• Клеймо компании. Может быть либо логотип, либо индекс, состоящий из букв и цифр.

• Обозначения диска. На этом остановимся подробнее и определим, что они означают.

Разберём, например, вот такое: 5.5Jx15h3 ET30.

5.5J – ширина обода диска. Измеряется в дюймах. Она должна быть на четверть меньше ширины профиля покрышки.

15h3 – диаметр обода в дюймах.

ET30 – вылет колеса в миллиметрах.

Все указанные параметры необходимо подбирать чётко по каталогам для определённого автомобиля либо по описанию, изложенному в сервисной книжке.

Правильный уход – залог долгой жизни

Уход Конечно же, каждый автовладелец заботится о своей машине и желает, чтобы она прослужила ему долго и верно. Для этого ей нужен уход: как полностью, так и за отдельными её элементами. В данном случае речь пойдёт об уходе за колёсными дисками. А они требуют должного внимания. Если соблюдать все правила ухода, сохранится их фактура, блеск и заводской цвет.

Начнём, пожалуй, с тех автомобильных дисков, которые окрашены в серебристый цвет. Уход за такими изделиями близок по своей природе к общему уходу за автомобильным кузовом. Необходимо использовать жидкое мыло, хорошо подойдёт детское. Оно содержит минимум отбеливателей и активных веществ.

Если за колёсными дисками ухаживать, используя химические средства, содержащие в себе большое количество агрессивных составляющих, то это может повредить лаковое покрытие, что ухудшит общее состояние колёсных дисков. К тому же, нужно вовремя удалять с поверхности элементов соли, тормозную пыль и нефтепродукты. Прежде чем очищать диски, их необходимо охладить.

Интересно знать! Фирма Asanti выпускает самые дорогие автомобильные диски. Эти кованые элементы инкрустируются драгоценными камнями. Последнюю их модель украшают 12,8 тысяч камней, в числе которых имеются сапфиры и бриллианты. Клиенту, который приобретёт комплект таких дисков, компания презентует новый Bentley Continental.

Очень популярны сегодня полированные и хромированные колёсные диски. Уход за ними несколько другой, в отличие от стандартных вариаций. Не следует забывать, что ухаживать за ними следует очень бережно, поэтому их обязательно нужно охлаждать перед процедурой. А об агрессивных химических составах и речи быть не может.

Уход за дисками Когда вы помыли диски, их следует обязательно высушить и покрыть воском, который необходимо очень тщательно подбирать. В его составе не должно быть абразивных веществ, которые могут повредить полированную поверхность диска. Такие диски нежелательно эксплуатировать на автомобиле в зимнее время года из-за реагентов, находящихся на дорогах. Внешний вид их после одного сезона таких поездок может сильно пострадать. А бесконтактная мойка только добавит вреда.

Подведём итоги. Колёсные диски автомобилей, как и любой металлический элемент автомобиля, подвержены пагубному воздействию окружающей среды. Поэтому только правильный уход сохранит их первоначальный вид.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Классификация компьютерных дисков — Компьютерные курсы, изучение компьютера.

Здравствуйте! Сегодня поговорим о дисках, их предназначении и применении.

какие бывают диски

Статья, скорее всего, для новичков. Для тех, кто не знает какой выбрать компакт диск для записи документа, фильма или игры. Постараюсь объяснить все, как можно понятней.

Недавно я написал статью о том, как записать диск с помощью программы Nero. Теперь хочется рассказать вам о том, какие бывают диски, какого объема и размера.

Какие бывают размеры дисков

Бывает 2 размера дисков — mini и обычные. Mini представляет собой уменьшенный обычный диск и составляет 8 см в диаметре, в то время как обычный — 12 см в диаметре.

диск обычный и мини

Соответственно на mini вмещается меньше информации, чем на обычный диск.

Какие бывают форматы дисков

Форматов не так много. Ограничимся обзором основных, используемых в обиходе дисков. Ими будут — CD, DVD и Blu-ray Disc (BD). Зачастую пользователи знают только то, что на Blu-ray вмещается больше информации, чем на DVD, а на DVD — больше, чем на CD. Стоит помнить, что для чтения и записи CD, DVD и Blu-ray используют разные устройства. Другими словами, Blu-ray привод сможет прочесть и записать DVD и CD диски, но  не CD, не DVD-дисковод не смогут даже прочесть Blu-ray диск, они попросту его не увидят. Также DVD-дисковод сможет прочесть и записать CD-диск, но CD-дисковод не сможет прочесть DVD и Blu-ray диски. Все дело в лазерах, которые используются в дисководах. Не буду подробно углубляться в детали. Идем дальше.

Емкость дисков

Далее, в статье будут присутствовать единицы измерения информации — мегабайты (Мб) и гигабайты (Гб). В этом нет ничего страшного, например, посмотрите на размер своей любимой песни, скорее всего, она занимает 5-10 Мб. В 1 гигабайте (Гб) — 1024 мегабайта (Мб).

blu-ray,dvd,cd

Емкость обычного CD-диска составляет 700 Мб, DVD диска — 4,7 Гб, Blu-ray — 25 Гб. Емкость mini CD — 150 Мб, mini DVD — 1,4 Гб, mini Blu-ray — 7,8 Гб.

На CD — диск вы сможете записать 100-200 любимых песен в формате MP3, 1 фильм среднего качества размером 700 Мб или тысячи документов. Для новых игр, CD — диск вряд ли подойдет.

На DVD — диск вы сможете записать почти в 7 раз больше, чем на CD (700-1400 песен в формате MP3, 6 фильмов среднего качества, оптимально подходит для игр)

На Blu-ray — диск вы сможете записать 5000-10,000 песен в формате MP3, 35 фильмов среднего качества, сотни тысяч документов или несколько игр.

Бывают и многослойные диски, о них поговорим дальше.

Многослойные диски

Чем же они отличаются от обычных дисков? На них можно записать больше информации. Каждый слой дает дополнительную емкость. Также диски могут быть двухсторонними. Иными словами, обе стороны диска можно записать. Если с одной стороны 4,7 Гб, соответственно и с другой — 4,7 Гб, обе стороны учитываются и такой диск считается емкостью 9,4 Гб. В таблице ниже рассмотрим диски, их слои и емкости.

Диск

Кол-во слоев

Емкость

Стороны

Mini CD

1

155 — 300 Мб

1

Mini DVD

1-2

1,4 — 2,6 Гб

1-2

CD

1

650 — 900 Мб

1

DVD

1-2

4,7 — 8,5 Гб

1-2

HD DVD

1-2

15 — 30 Гб

1-2

Mini Blu-ray

1-2

7,8 — 15,6 Гб

1

Blu-ray

1-2-3-4

25-50-100-128 Гб

1

 

Перезаписываемые диски

Диски бывают как для одноразовой записи (CD-R, DVD-R и BD-R), так и для многоразовой (CD-RW, DVD-RW и BD-RE). RW — сокращенно от ReWritable, RE — Recordable Erasable, что в переводе – перезаписываемый. Такие диски можно перезаписывать 1000 раз, конечно, если бережно к ним относиться.

Чем отличается +R(RW) от  —R (RW)

Основным отличием +R от -R является то, что на +R можно дописать информацию, если на диске осталось место. Например, если на диске DVD+RW занято 3 из 4,7 Гб места, то вы можете дописать эти 1.7 Гб к уже имеющимся 3, не стирая диск. Также производители утверждают, что формат +R показывает лучшие результаты в записи.

Что можно записывать на диск

Многие пользователи думают, что на Blu-ray или DVD диске обязательно должны быть фильмы, а CD используют для программ или документов. Это не так! На CD, DVD и Blu-ray можно записывать абсолютно все! Будь то текстовый документ, архив, песня или фильм.

Сегодня, рассмотрели какие бывают диски, также, что такое CD диск, DVD диск, Blu-ray и их классификацию. Желаю удачи во всех начинаниях!

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о