Что такое интеркулер: что это такое в автомобиле, для чего нужен, принцип работы и ремонт устройства своими руками » АвтоНоватор

Содержание

Для чего нужен интеркулер

Назначение интеркулера в конструкции турбонаддува автомобильных двигателей

В конструкцию большинства турбированных силовых агрегатов включен интеркулер. К сожалению, некоторые автовладельцы даже не подозревают о существовании этой детали, а тем более, о ее назначении. В рамках данной публикации опишем устройство, принцип функционирования, а также основные особенности этого элемента системы турбонаддува.

Конструкционные особенности интеркулера

Назначение интеркулера заключается в охлаждении воздуха перед его подачей в двигатель. Говоря проще, это промежуточный элемент, через который проходит воздух для охлаждения. Чем ниже температура воздушного потока, тем выше его плотность, что в свою очередь улучшает процесс смесеобразования и положительно сказывается на работе силового агрегата. Интеркулер устанавливается как на дизельный, так и на бензиновый мотор.

Читайте также: Срочно и дорого продать авто в Минске

Большинство владельцев транспортных средств отмечают, что ночью силовой агрегат работает намного стабильнее.

Причина тому – снижение температуры воздуха. Во время работы турбонаддува поступающий в мотор воздух разогревается примерно до 200 градусов, являясь причиной нестабильной работы силового агрегата. Чтобы этого не произошло, используется специальный промежуточный охладитель.

Что представляет собой интеркулер?

В конструкционном плане этот элемент выполнен в виде теплообменника (радиатора). Для повышения эффективности его работы используются удлиненные патрубки. Помимо этого, система может быть оснащена дополнительными пластинами из сплавов, способствующих максимальному теплообмену (например, алюминий).

Интрекулер может быть смонтирован ниже основного радиатора системы охлаждения (фронтальное расположение), в верхней части силового агрегата либо находиться в крыльях. В любом случае, он включен в конструкцию системы турбонаддува. Функционирует интеркулер по принципу теплообмена. Горячий воздух охлаждается, проходя через систему патрубков и пластин, объединенных в радиатор.

Типы интеркулеров

Все теплообменники для систем турбонаддува автомобильных двигателей представлены двумя видами. Опишем их:

  1. Стандартный вариант с воздушным охлаждением, в котором реализован рабочий принцип теплообменника.
  2. Схема, в которой реализован принцип водяного охлаждения воздуха. Такие устройства имеют компактные габариты и отличаются высокой производительностью. В их конструкцию помимо теплообменника включен ЭБУ и насос, ввиду этого имеют большую стоимость.

Эффективность работы интеркулера с системой водяного охлаждения воздуха снижается при нагреве жидкости.

Менее распространены модели, в которых принцип охлаждения воздуха реализован при помощи льда. Такие устройства проектируются исключительно для спортивных моделей автомобилей, из-за чего их стоимость довольно высока.

Эффективность использования интеркулера в системе турбонаддува двигателя

Большинство владельцев автомобилей с турбонаддувом спорят относительно функциональности интеркулера. Показателем его эффективной работы является прирост мощности силового агрегата. Чем меньше температура воздуха на выходе из интеркулера, тем выше производительность турбонаддува. Доказано, что снижение температуры воздуха на 10-15 градусов, дополнительно увеличивает мощность двигателя примерно на 2-3%. Большинство агрегатов с системой воздушного охлаждения снижают температуру воздуха наддува примерно на 50 градусов, добавляя мотору дополнительных 10-15% мощности.

Устройства с жидкостным принципом охлаждения уменьшают температуру проходящего через них воздуха на 65-75 градусов, что составляет около 25% добавочной мощности. Главной особенностью работы интеркулера является небольшое снижение давления. При этом нормой является показатель в 1-2 psi.

Основные недостатки

Наряду со всеми достоинствами интеркулер имеет свои минусы. Перечислим их:

  • Снижение давления в системе наддува. Связано это с тем, что одним из основных элементов конструкции интеркулера является змеевик. Соответственно скорость воздушного потока снижается, из-за чего уменьшается давление в системе.
  • Необходимость обслуживания элементов на водяном охлаждении. А именно, контроль уровня и замена рабочей жидкости.
  • Габаритные размеры и масса. Большинство моделей теплообменников весят примерно 20 кг. Это является проблемой при их монтаже. Помимо этого, в конструкцию интеркулера с водяным охлаждением включены ЭБУ и помпа.

В сложной системе турбонаддува интеркулер является элементом, который требует постоянного внимания к себе (особенно модели с водяным охлаждением). Смысла нет писать о том, что может произойти в случае банального не прохождения воздуха через патрубки.

Можно или нет исключить интеркулер из системы?

Система турбонаддува может работать и без этого элемента, но его демонтаж крайне нежелателен. Единственным плюсом удаления интеркулера является снижение массы транспортного средства на несколько десятков килограмм. Однако негативных сторон гораздо больше. Мощность турбированного силового агрегата значительно снизится. Помимо этого, горячий воздух негативно воздействует на детали мотора, ускоряя их износ. Как видно, исключение интеркуллера из системы турбонаддува двигателя чревато негативными последствиями.

Тюнинг турбированного мотора путем установки интеркулера

Замена интеркулера является действенной мерой тюнинга системы турбонаддува силового агрегата. Эффективность работы элемента напрямую зависит от количества и размеров патрубков. Большинство автовладельцев предпочитают заменить интеркулер входящий в стандартный набор турбонаддува на более технологичный и мощный. Приведем несколько советов по выбору интеркулера:

  1. Предпочтение следует отдать детали с большей площадью теплообменника, поскольку в этом случае удастся повысить производительность. Также стоит обратить внимание на то, что для конкретного силового агрегата существуют определенные показатели турбонаддува, при которых достигается наибольшая мощность.
  2. Внутренний диаметр патрубков теплообменника. Снижение давления в системе приводит к потерям мощности мотора, поэтому очень важно подобрать интеркулер с оптимальным для бесперебойного прохождения воздуха сечением патрубков.
  3. Толщина стенок радиатора не всегда является показателем его эффективной работы. Такой интеркулер только добавляет автомобилю дополнительные килограммы.
  4. Чем больше фронтальная площадь интрекулера, тем лучше он охлаждает воздух. Следует учесть габариты устройства, иначе оно просто не поместиться в подкапотном пространстве.
  5. Лучшими считаются устройства с коническими рабочими сегментами и максимальной величиной радиуса изгиба.
  6. Высокое качество соединительных элементов.

В принципе, это и все характеристики, особенности работы, достоинства и недостатки устройства. Отметим, что одним из вариантов тюнинга турбированного авто является замена интеркулера на более мощный.

Понравилась статья?

Расскажи друзьям

Читайте также
«Летняя» помощь автомобилю

Большинство владельцев автомобилей очень тщательно готовят своих «ласточек» только к холодному времени года, необоснованно считая, что летом для них все условия – летай, не хочу! Однако это очень глубокое заблуждение, которое может привести к непоправимым последствиям.

Подробнее…

Кроссовер или внедорожник. В чем отличия