Чем отличаются эстрадные динамики от обычных: Чем отличаются эстрадные аудиосистемы от классических? – Как выбрать динамики?

Содержание

Чем отличаются эстрадные аудиосистемы от классических?

Чем отличаются эстрадные аудиосистемы от классических?

А для этого нужно понимать, какую аудиосистему вы хотите получить, и чётко представлять её предназначение – работа внутри автомобиля (классическая аудиосистема) или на открытое пространство (эстрадная аудиосистема).

Как строятся классические автомобильные аудиосистемы?

«Классические» аудиосистемы получили своё название неспроста. Принципы их построения во многом схожи с принципами хороших домашних стереосистем. Они рассчитаны на создание максимально качественного и комфортного звучания для тех, кто находится внутри автомобиля.

Один из критериев качества звука – это звуковая сцена, и именно с ней в автомобиле бывают основные проблемы. Коротко поясним, что это такое, и почему звуковая сцена так важна. Любая стереозапись содержит в себе пространственную информацию. Например, если дома вы сядете перед стереосистемой, то услышите, что звук идёт не просто от динамиков, а заполняет собой пространство между левой и правой акустической системами. И если вы слушаете, к примеру, концертную запись, то можете легко услышать, где находились музыканты при записи или как их «расставил» звукорежиссёр – в центре, левее, правее, дальше, ближе. Воссозданное таким образом «звуковое пространство» – это и есть звуковая сцена. Если аудиосистема способна правильно её передать, вы начинаете слушать музыку полноценно, а не просто как набор звуков, которые складываются в мелодию.

Для того, чтобы аудиосистема правильно формировала звуковую сцену, необходимо расположить динамики перед слушателями и постараться максимально отдалить их вперёд, насколько позволяет конфигурация салона. Это нужно, чтобы относительная разница расстояний до правого и левого была минимальной. Если сделать так не получается (а уж если говорить прямо, то в автомобиле это невозможно принципиально), то можно «выровнять» эту разницу расстояний виртуально – с помощью задержек. Эта функция есть в звуковых процессорах, так что если таковой имеется в вашей аудиосистеме (неважно, отдельный, встроенный в головное устройство или в усилитель), это даёт вам дополнительные преимущества.

Разумеется, мы не забыли и про тыловую акустику, в очень многих случаях она может оказаться полезной. Однако не нужно переоценивать её роль. Задача тыла – лишь дополнять основную (фронтальную) акустику и обеспечивать ей лёгкую «подзвучку» для создания объёмности звучания. Тыловая акустика не должна перетягивать внимание на себя.

Сабвуфер тоже можно располагать в багажнике, поскольку на нижних частотах в автомобиле уже нет распространяющейся звуковой волны, а работает так называемый «компрессионный» принцип – диффузор сжимает и разжимает воздух по всему салону примерно как поршень в цилиндре. Поэтому если сабвуфер сделан грамотно и качественно, а система настроена правильно, бас не локализуется сзади, а звучит цельно, является частью музыки, его звучание не «отслаивается» от звучания акустических систем.

Как строятся эстрадные автомобильные аудиосистемы?

Как и в случае с классическими аудиосистемами, термин «эстрада» появился тоже не просто так. Такие аудиосистемы строятся по тем же принципам, что и разного рода сценические концертные аудиомониторы. В отличие от «классики» они относятся к акустическим системам «дальнего поля». Их задача – работать на большие пространства, и предполагается, что слушатели должны находиться от них на некотором расстоянии.

Поскольку эстрадные системы должны обеспечивать достаточно высокий уровень неискажённой громкости, их логично строить в виде больших массивов динамиков. Такие массивы могут располагаться, например, в дверях, в багажнике автомобиля и даже выполняться в виде «стен». Мода на последние зародилась в Южной Америке, поэтому их часто называют «бразильскими стенами».

Почему слушать эстрадную систему внутри автомобиля – это неправильно?

Делать эстрадную систему, чтобы слушать её внутри автомобиля – не самое лучшее решение. Во-первых, запас громкости провоцирует посильнее выкрутить ручку громкости на любимом треке, а слишком высокая громкость приводит к снижению проводимости слухового нерва, а это, к сожалению, необратимая деградация нашего слуха вплоть до его полной потери.

Во-вторых, с большими массивами динамиков в дверях принципиально невозможно добиться качественного звучания внутри автомобиля. Сидя в автомобиле, вы оказываетесь в окружении динамиков, и при таком раскладе, как минимум, придётся забыть о правильной звуковой сцене. И это далеко не всё.

Идеальный источник звука – точечный, то есть когда звук идёт из одной точки. В классических системах слева и справа ставятся одиночные динамики, каждый из которых воспроизводит свой частотный диапазон. В эстрадных же системах мы имеем дело с массивами одинаковых динамиков. И когда одни из них оказываются ближе, другие – дальше, до слушателей одновременно доходят звуковые волны, прошедшие разное расстояние, а потому смещённые относительно друг друга по фазе. Наш слух очень чувствителен к таким фазовым искажениям, в итоге звучание теряет естественность, и музыка превращается просто в набор громких звуков.

Если вы хотите получить универсальную систему, которую можно слушать и внутри автомобиля, и использовать как эстрадную, самое правильное решение – сделать её двойной. В салоне вы устанавливаете классические динамики и располагаете их по классическим принципам, а, например, в багажнике устанавливаете «эстрадные» компоненты – их вы будете включать только тогда, когда решите устроить open-air.

Чем отличаются динамики для эстрадных систем от обычных?

Первое и самое важное отличие – это чрезвычайно высокая чувствительность эстрадных динамиков. Этот параметр характеризует эффективность динамика. Иными словами, при одинаковой подаваемой мощности эстрадные динамики могут звучать намного громче. Это достигается разными технологическими и конструктивными решениями, но, как всегда, выигрывая в чём-то одном, чем-то приходится и жертвовать. Например, эстрадные динамики в своём большинстве не умеют эффективно работать в мидбасовом диапазоне, ответственном за плотность, ударность звучания (ниже 200-250 Гц).

Дело в том, что чем ниже частота, тем больший объём воздуха нужно «двигать» динамику для получения одной и той же громкости. А сделать это можно только двумя способами – или увеличивать площадь диффузора, или увеличивать его ход, или использовать специальное акустическое оформление (например, фазоинверторное). В размерах автомобильные динамики по понятными причинам ограничены, с оформлением тоже, ведь эстрадные массивы чаще всего устраиваются в дверях. Поэтому ход диффузора остаётся решающим фактором. Но именно это в эстрадных динамиках и является ограничивающим фактором.

Как результат, подавляющее большинство эстрадных динамиков эффективно работают на средних частотах и имеют не очень высокую отдачу на нижних частотах. Но систему, работающую на «дальнее поле», можно настроить так, что частотные диапазоны, ответственные за плотность и «ударность» звучания, будут воспроизводиться сабвуфером. Каким для этого должен быть сабвуфер – отдельный вопрос.

Если же мы поставим эстрадные динамики в классическую систему, то возложить эти частотные диапазоны на сабвуфер уже не сможем. Находясь в машине, мы будем чётко слышать, что сабвуфер находится сзади. Бас перестанет быть неотъемлемой частью музыки и будет звучать сам по себе. Это, к слову, ещё одна причина, почему слушать эстрадную систему внутри автомобиля – моветон.

Как выбрать динамики для аудиосистемы?

На первый взгляд, эти два правила звучат банально и очевидно, но нам приходится видеть множество аудиосистем, которые не оправдали ожиданий своих владельцев по одной простой причине – они им не следовали.

Во-первых, чётко и ясно определитесь с предназначением вашей будущей аудиосистемы – это будет система «дальнего поля» или же вы будете слушать её исключительно внутри автомобиля. Первая будет прекрасно работать на открытое пространство, а вторая обеспечит достаточную громкость и высокое качество звучания во время ежедневных поездок.

Во-вторых, подбирайте динамики согласно выбранной концепции. Эстрадные динамики – для эстрадной системы, классические – для классической. Не используйте эстрадные динамики для классической системы, вы не получите ожидаемого качества звука. И наоборот, классические динамики обычно недостаточно эффективны для применения в «эстраде» – с большой вероятностью вы не получите ожидаемой громкости.

Хотите универсальности – делайте систему двойной, разделяйте классическую и эстрадную акустику. Любые попытки действовать по обратному принципу и соединять «два в одном» приведут к ненужным компромиссам, неэффективному использованию возможностей динамиков и в большинстве случаев – разочарованию и впустую потраченным деньгам. Поэтому делайте всё правильно, и получите великолепный результат.

Как выбрать динамики?

Каждый второй клиент, который покупает у нас акустику, спрашивает — 

Чем отличается эстрадная акустика от классической автомобильной?

На первый взгляд отличий нет в принципе, это такие же динамики, которые точно так же устроены, начиная с давних пор, глобальных изменений у динамика не было, но все таки разработки не стоят на месте и некоторые изменения все таки есть, такие как несколько обмоток и использование неодимовых магнитов, но это совсем другая история.

Различия эстрадной и классической акустической системы в автомобиле.

В последнее время особой популярностью пользуется установка в автомобиль профессиональных эстрадных акустических систем. Такой подход позволяет достичь гораздо большей громкости звучания. Чтобы установить эстрадные динамики в машину, необходимо учитывать ряд факторов, а также знать различия между классическими и эстрадными компонентами автомобильных акустических систем.

Основные различия эстрадной акустики от классической:

Чувствительность: Чем выше у динамика чувствительность тем меньше требуется усиления для громкого звучания. Чаще всего этот параметр значительно выше у эстрадной акустики, при этом же для эстрадной акустики очень важна грамотная настройка. Без нее сжечь эстрадный динамик значительно проще, чем классический.

Мощность: У эстрадной акустики она выше, все кончено зависит от конкретных моделей, но если сравнивать один и тот же ценовой диапазон, то результат будет таким. 

Частотный диапазон: Среднестатистический эстрадный динамик размером 6,5 дюймов будет играть гораздо выше среднестатистического классического динамика, но при этом классический динамик сможет с легкостью отыграть низкие частоты от 60 до 150 Гц, что эстрадному динамику бывает не по силам.

Простота установки: Чаще всего классическую акустику установить значительно проще, почти всегда это можно сделать на штатные места автомобиля. С эстрадной же акустикой без изготовления дополнительных подиумов обойтись не получится. Так же если в классическом варианте, для постройки хорошо звучащей акустики, можно легко обойтись хорошей двух-полосной (мидбас и вч) системой и сабвуфером, то для качественного звучания эстрадной системы двух компонентов и сабвуфера обычно недостаточно и требуется установка дополнительной полосы: мидбас, сч, вч. К тому же мощность сабвуфера нужна значительно выше. 

Если обобщить, то эстрадная акустика чаще всего рассчитана для прослушивания на некотором расстоянии от источника (4-8 метров), а классическая акустика собрана так, что бы хорошо звучать в салоне автомобиля, то есть на более близком расстоянии. Но это не значит, что вся «эстрадка» будет плохо звучать в салоне, а всю классическую нельзя сделать достаточно громкой для прослушивания на улице. И то и другое очень индивидуальные вещи. При грамотной настройке и выборе компонентов можно добиться отличного звучания как в салоне так и на улице.

Эстрадная акустика (колонки) в авто

Многие автовладельцы устанавливают в салон эстрадную акустику вместо привычной компонентной. Это позволяет повысить уровень чувствительности без ущерба для качества звука. Сегодня мы разберемся, в чем различие между эстрадными и компонентными системами, и какую акустику лучше выбрать для автомобиля.

Что такое эстрадная акустика

Эстрадная, или концертная акустика — отдельный тип профессиональных акустических систем, использующихся преимущественно в автозвуке. К эстрадным колонкам относятся высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные динамические головки.

Концертная акустика применяется во всех сферах, связанных с массовыми мероприятиями. В последние несколько лет производители активно выпускают эстрадные динамики, адаптированные под автовладельцев. Такие устройства имеют стандартные входные и выходные характеристики, но не продаются комплектом, в отличие от модульных систем. Проще говоря, каждый элемент придется покупать отдельно, а иногда даже от разных производителей.

Разновидности

К эстрадной акустике относится огромное количество колонок с разными характеристиками. Существуют устройства как для массовых мероприятий, так и для домашнего или автомобильного использования. Ценовая политика также зависит от сферы применения: небольшие колонки могут стоить от 200–300 долларов, а полноразмерные профессиональные системы — от нескольких тысяч долларов.

Основные отличия от компонентных систем

Перед покупкой автомобильной и домашней акустики необходимо узнать различия между эстрадными и компонентными системами. Только так вы сможете понять, какое именно устройство подойдет для вашей машины. Стоят концертные динамики значительно выше, чем модульные. Это обусловлено более высокой мощностью и чувствительностью. Итак, вот основные отличия эстрадной акустики от компонентной:

  1. Главное отличие — акустика-эстрада имеет высокий уровень чувствительности. Эстрадные колонки делают акцент на громкости звука, а не на его детализации. Они используются в аудиториях, где нужна максимальная выходная громкость, т.е. на массовых мероприятиях или в клубах. Обычные коаксиальные или компонентные колонки в большинстве случаев не способны качественно выдавать высокий уровень чувствительности. Точнее, с повышением громкости появляется сильное искажение звука. Чувствительность средних компонентных динамиков составляет 90–95 дБ, в то время как у эстрадных систем этот показатель находится на уровне 100–110 дБ и выше.
  2. Широкий частотный диапазон и огромный потенциал для персонализации. Эстрадные аудиосистемы включают в себя три основные динамические головки: низкочастотные (от 40–60 Гц до 800–1000 Гц с чувствительностью 86–90 дБ), среднечастотные (от 250–350 Гц до 6000–7000 Гц с чувствительностью 89–93 дБ) и высокочастотные (от 1500–2500 Гц до 20000–30000 Гц с чувствительностью 90–93 дБ). Также существуют сабвуферы, мидбасы и широкополосники. При этом каждый из элементов отвечает за свой отрезок частотного диапазона. Кроссовер создает необходимые условия для воспроизведения, срезая ненужные частоты для каждого излучателя. Это позволяет добиться более широкого охвата сцены и сбалансировать звук. Также такая система обладает огромным потенциалом для настройки и улучшения звука под свои нужды.
  3. Размеры и вес. Как правило, модульные акустические системы имеют небольшой вес и стандартные размеры. Это позволяет без труда устанавливать их в салон автомобиля. Эстрадные колонки обладают более нестандартными габаритами, поэтому установка занимает больше времени.

Как выбрать

При выборе акустики в машину необходимо учитывать не только разновидность устройства, но и основные технические характеристики. К ним относятся мощность, чувствительность, частотный диапазон, габариты, импеданс и многое другое. Также огромную роль играет правильное расположение системы в автомобиле. Вот несколько полезных советов, которые помогут с покупкой и установкой эстрадных колонок:

  1. Мощность. Не стоит выбирать для автомобиля слишком мощные эстрадные колонки. Учитывайте то, что пространство небольшое и не требует больших энергозатрат. Оптимальным показателем для автомобильной акустики является мощность от 10 до 100 Ватт. Причем 100 Ватт — это достаточно высокий порог, который больше подойдет трейлерам или домикам на колесах.
  2. Частотный диапазон. Сложно определить качество звучания, опираясь только на звуковой диапазон. Большую роль играет АЧХ, но производитель редко ее предоставляет. Хорошая эстрадная акустика в салон авто должна иметь высокочастотные динамики (с частотой от 4000 до 20000 Гц), динамики средней частоты (от 500 до 5000 Гц), сабвуферы (от 30 до 100 Гц) и мидбас (от 80 до 1000 Гц).
  3. Габариты. При выборе обязательно учитывайте количество свободного места в авто. Чем меньше динамики, тем компактнее их можно разместить. Однако размер излучателей сильно влияет на качество воспроизводимого звука.
  4. Импеданс. Этот показатель отвечает за сопротивление техники. Импеданс динамиков должен быть равен мощности усилителя.
  5. Чувствительность. Данный параметр отвечает за громкость колонок. Чем выше чувствительность, тем громче будут звучать аудио-динамики. Оптимальный показатель — от 95 до 100 дБ. Обязательно убедитесь, что нет никаких искажений на высоких уровнях громкости.

Хорошим расположением колонок считается верхняя часть торпеды. Но не стоит монтировать твитеры в дверную обшивку или другие штатные места, иначе они будут звучать отдельно друг от друга, и пропадет стереоэффект. Если вы никогда ранее не занимались установкой акустики, лучше обратиться за помощью к специалисту.

Виды динамических колонок

Акустическая система состоит из динамических головок. Они делятся на низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные. Рассмотрим подробнее, чем отличаются разные виды колонок:

Низкие частоты

Динамики, воспроизводящие исключительно низкие частоты, называются вуферами. Они отвечают за полосу от 40–60 Гц до 800–1000 Гц, обладают средней чувствительностью в 86–90 дБ. Низкочастотные динамики необходимы для «раскачивания» помещения.

Средние частоты

Среднечастотные колонки считаются самым важным элементом в акустической системе. Даже без низких и высоких частот вы сможете слышать вокал и основные музыкальные инструменты. Такие динамики воспроизводят полосу в диапазоне от 250–350 Гц до 6000–7000 Гц с чувствительностью 89–93 дБ.

Высокие частоты

За воспроизведение высоких частот отвечают твитеры, которые часто называют пищалками. Они берут на себя полосу в диапазоне от 1500–2500 Гц до 20000–30000 Гц с чувствительностью 90–93 дБ.

Существуют также колонки, воспроизводящие более узкий диапазон частот. Их называют сабвуферами (от 20–30 Гц до 400–600 Гц) и мидбасом (от 200–400 Гц до 3000–4000 Гц). Чем больше разных колонок входит в систему, тем детализированнее и богаче выходной звук. Но нет смысла покупать для автомобиля множество модулей, т.к. они банально не поместятся в салон.

Подведем итоги

Если в приоритете высокая чувствительность, а не детализация, советуем остановить свой выбор на эстрадной автоакустике. Она имеет громкое звучание и широкий потенциал для персонализации. При выборе обязательно учитывайте технические характеристики и общие правила по размещению.

Эстрадные динамики в акустической системе автомобиля

Практически каждый автомобилист приходит к тому, что его перестает устраивать качество и громкость звука в машине. Большинство решает эту проблему простым прокачиванием своей акустической системы, увеличивая количество колонок и усилителей. Но истинные гурманы и любители экспериментов обращают внимание и на эстрадные динамики.

Любые автомобильные динамики, имеющие отменное качество, на максимально-выкрученной громкости начинают издавать неприятные хриплые звуки. В этом плане эстрадные колонки дадут фору всем остальным. Другими словами, их роль, в первую очередь, заключается в повышении максимальной планки громкости без потери в качестве.

Среди людей, знающих толк в автозвуке, бытует такое мнение, что эстрадные динамики имеют два вида. Первый – это динамики, разработанные производителями специально для автомобильных акустических систем. А второй вид – это эстрадные динамики и другие компоненты фирм, которые не имеют никакого даже отдаленного отношения к автомобилям. Считается, что первые уступают в качестве вторым. Мол, автомобильные эстрадные динамики не обладают качественным звучанием.

Козырная карта «эстрадки» — ее чувствительность и гибкость в настройке высоких, средних и низких частот. Чувствительность обычных автомобильных динамиков – около 90 дБ. Эстрадные же имеют уровень этого показателя от 100 и выше.

Эстрадные динамики друг от друга отличаются рядом технических характеристик. В первую очередь, мощностью. Средняя акустическая система имеет мощность примерно от 100 Вт до 400 Вт с чувствительностью 100 дБ. Диапазон частот таких динамиков также различается – средний показатель от 100 до 11 000 Гц. Также, при выборе эстрадных динамиков, которые устанавливаются в боковые панели передних дверей, необходимо позаботиться и об их типоразмере.

Если прислушиваться к советам профессионалов, то эстрадной акустикой стоит оснащать свои «ласточки» тем автомобилистам, которые имеют и качественную музыку. К примеру, воспроизводя обычные аудиозаписи формата MP3 с качеством 192 кбит/с, не удастся оценить всю мощь и качество «эстрадки».

Эстрадная акустика или компонентная | Хитрости Жизни

Практически каждый автомобилист приходит к тому, что его перестает устраивать качество и громкость звука в машине. Большинство решает эту проблему простым прокачиванием своей акустической системы, увеличивая количество колонок и усилителей. Но истинные гурманы и любители экспериментов обращают внимание и на эстрадные динамики.

Любые автомобильные динамики, имеющие отменное качество, на максимально-выкрученной громкости начинают издавать неприятные хриплые звуки. В этом плане эстрадные колонки дадут фору всем остальным. Другими словами, их роль, в первую очередь, заключается в повышении максимальной планки громкости без потери в качестве.

Среди людей, знающих толк в автозвуке, бытует такое мнение, что эстрадные динамики имеют два вида. Первый – это динамики, разработанные производителями специально для автомобильных акустических систем. А второй вид – это эстрадные динамики и другие компоненты фирм, которые не имеют никакого даже отдаленного отношения к автомобилям. Считается, что первые уступают в качестве вторым. Мол, автомобильные эстрадные динамики не обладают качественным звучанием.

Козырная карта «эстрадки» — ее чувствительность и гибкость в настройке высоких, средних и низких частот. Чувствительность обычных автомобильных динамиков – около 90 дБ. Эстрадные же имеют уровень этого показателя от 100 и выше.

Эстрадные динамики друг от друга отличаются рядом технических характеристик. В первую очередь, мощностью. Средняя акустическая система имеет мощность примерно от 100 Вт до 400 Вт с чувствительностью 100 дБ. Диапазон частот таких динамиков также различается – средний показатель от 100 до 11 000 Гц. Также, при выборе эстрадных динамиков, которые устанавливаются в боковые панели передних дверей, необходимо позаботиться и об их типоразмере.

Если прислушиваться к советам профессионалов, то эстрадной акустикой стоит оснащать свои «ласточки» тем автомобилистам, которые имеют и качественную музыку. К примеру, воспроизводя обычные аудиозаписи формата MP3 с качеством 192 кбит/с, не удастся оценить всю мощь и качество «эстрадки».

С домашним звуком сравнили, теперь очень кратко сравним с автомобильным громким звуком а-ля «эстрадка».

  • Эстрадная акустика предназначена для прослушивания на большом расстоянии и озвучивании больших площадей. Вблизи её звучание по самой задумке производителей, не должно выделяться особенным качеством.

Возьмём для примера хороший концерт с качественным громким мощным звуком. Этот звук сосредоточен в самом зале, в то время как вблизи от колонок этот звук вряд ли можно назвать приятным. Одним словом эстрада хорошо работает в дальнем поле.

Лемми Килмистер, Motorhead. Попробуйте постоять рядом с такими колонками. Ничего хорошего в плане качества звука не будет.

Я не против автомобильной эстрады, но я понимаю только тот вариант, когда её слушают на улице, используя автомобиль, как передвижную концертную площадку. Слушать этот звук внутри салона совершенно нецелесообразно. Те, кто хочет хороший звук в салоне и хороший звук снаружи, стоят две раздельных системы: спереди – SQ, сзади – эстрада. Совместить в одной качества того и другого невозможно.

Но подчеркну — именно в ближнем поле. В дальнем поле настроить «эстраду» на хорошее звучание можно и даже нужно. Важно чтобы ситсема была правильная. Об этом ниже.

  • В 99% в автомобильной эстраде сильный провал по мидбасу, его просто нет! То есть саб играет до 60 Гц, среднечастотники играют с 200-250 Гц (в лучшем случае с 160 Гц), а между ними — пропасть.

А ведь это самой драйвовый диапазон, в нём всё мясо! Отчасти этим и обусловлен выбор специфической музыки для демонстрации возможностей автомобильной эстрады – это глубокие басы и музыка, состоящая из средних и высоких частот, тогда провал не так заметен. Но попробуйте включить на такой системе, например, рок и всё станет ясно.

Басисту оторвали половину струн вместе с пальцами, барабанщику отрубили одну руку, вокалисту оторвали то место, которое придаёт голосу мужественность. Ну а главное, пропадает панч!

Те, кто думает, что с 200 Гц это панч – заблуждаются. 80-125 Гц – вот где он! Сходите на рок-концерт и сравните звучание с автомобильной эстрадкой, пусть даже не по громкости, а по самому звучанию и энергии и всё станет ясно. Единственный способ достичь подлинно-концертного звука из автомобиля –использовать как на концерте пятнадцатидюймовые мидбасы и разместить их в огромных ящиках, какие в дверях не помещаются.

Поэтому я и повторю, что действительно крутая эстрадка возможна не в виде громкого фронта, а в виде серьёзной системы на весь багажник, который займёт не только саб, но и мидбасы!

Вот такими колонками озвучивают большие площадки. Крупные мидбасы, и их много. Иначе получается не звук, а полная хрень

На соревнованиях мою машину часто слушают другие участники и зрители. Иногда слушали и эстрадчики и удивлялись, как с одной пары мидбасов может быть панча больше, чем с целой двери среднечастотников?

А ответ в вопросе: мидбасы это мидабсы, а среднечастотники это среднечастотники. И сделать то что могут мидбасы, среднечастотники просто не в состоянии.

О громкости Sound Quality.

SQ предназначен для прослушивания в машине, а не на улице, так что будем говорить о той громкости, что достаётся водителю. Если взять ту громкость, что бывает на рок-концертах, то мы увидим, что звуковое давление там не превосходит 130-135 дБ. Изредка может быть до 139-140 дБ.

Бывалые SPL-щики сейчас, наверное, смеются. Но подумайте что не надо сравнивать звук в салоне объёмом пару кубометров и звук в огромном зале. Поверьте, чтобы достичь такого давления в зале, используется аппаратура в 50-100-150 кВт. И помести такой саб в автомобиль, он тоже сможет выбить стекла, как все любят. Но почему же на концертах не принято делать ещё громче? Неужели нельзя ещё добавить мощности? Можно было бы, но не надо.

Сейчас объясню почему.

Наверное те же SPL-щики не раз смеялись над известной табличкой по громкости, что 130 дБ оглушает, 150 дБ убивает, а 160 дБ вызывает Сатану.

Вот такая таблица, над которой многие ржали

Но это всё правда, лишь с одной оговоркой. Разные частоты человек слышит с разной громкостью. Если мы говорим о средних частотах, особенно о верхней середине 2-4 кГц, на которых наш слух наиболее чувствителен, то выше 115-120 дБ действительно уже больно.

У американцев даже есть звуковое оружие для разгона неугодных демонстраций, где на частоте 2500 Гц и с громкостью «всего-то» 130 дБ люди загибаются от боли и затыкают уши. А вот басы человек действительно ощущает куда слабее.

И 130 дБ на басе – это просто громко, но приятно и не вызывает дискомфорта. Можно и больше, и 140 и 145 дБ человек стерпит. Давление выше хоть и действует на весь организм, но именно на сами уши давит не так сильно.А особо «размятые» товарищи относительно спокойно сидят в машине и при 160дб. Но это бас. На СЧ даже при 140дб может кровь из ушей пойти. И это не фигура речи

Итак, мы выяснили, что 115 дБ по средним частотам это предел. По басам предел гораздо выше, так почему бы в концертном звуке не сделать бас с громкостью 140-145-150 дБ? А тут уже работает психоакустика.

Есть эффект маскирования, когда громкий низкочастотный звук маскирует более высокочастотный. То есть, хоть мы и стерпим 140 дБ, но за такой басухой мы не расслышим все мидбасовые, среднечастотные и высокочастотные звуки. А сделать их громче мы тоже не можем – больно. Вот и выходит, что если мы хотим качественного звучания, чтобы слышать каждую деталь, и даже если мы хотим слушать громко, то по средним частотам мы упираемся в 115 дБ, а по басу мы не должны делать громче 130-135 дБ, чтобы не заглушить саму музыку.

И то 135 дБ это уже на грани, за которой фронт начнёт теряться, такая громкость может быть к месту только на очень басовитой музыке, где это входит в саму задумку звучания. Для нормальной же музыки 130-132 дБ по басу это оптимальный предел.

Подытожим всё вышесказанное:

  1. Задача SQ – передать звучание так качественно, как это возможно, как это сделал звукорежиссёр
  2. Автомобильный качественный звук имеет много преимуществ перед домашним звуком, хоть и не переигрывает его в абсолютном качестве.
  3. При прослушивании в машине, SQ звучит гораздо качественнее эстрадного звука, при этом громкость вполне соответствует громкости рок-концерта.
  4. Сделать качественный звук на «эстраде» можно, но это будет в дальнем поле, и надо грамотно подойти к вопросам проектирования и настройки системы.

Хорошего вам звука!

Евгений Афанасьев и Сергей Туманов.

НОВЫЙ ПОТОК ТРЕНИНГА «БЫСТРЫЕ ДЕНЬГИ В АВТОЗВУКЕ»
Успей вписаться по выгодной цене!


Понравилось? Поделись с друзьями, нажав на социальную кнопку!

«Эстрадные» коаксиальные динамики строятся совсем иначе, нежели обычные автомобильные коаксиалы. Там твитер имеет небольшие размеры и обычно крепится на ножке перед диффузором. А здесь твитер как бы встроен в СЧ-динамик. Вернее, даже «пронзает» его насквозь.

Дело в том, что здесь применяется не обычный высокочастотник, а, как и полагается для громких систем, компрессионный рупорный ВЧ излучатель, который состоит из двух основных частей – драйвера и самой «дудки» рупора. Похожие конструкции уже были у меня на измерениях. К примеру, вот или вот. И скоро ещё будут несколько подобных.

Драйвер во всех моделях сегодняшнего теста «пристроился» к основному динамику с его задней стороны и излучает в буквальном смысле сквозь него – через осевое отверстие в керне. Оно является для него рупорным горлом. В передней части выход закрыт защитной сеткой и продолжен пластиковой «дудкой».

Ground Zero GZCF 200COAX (8 дюймов)

Когда первый раз берёшь в руки этот динамик, то первая мысль – он явно не предназначен для работы в качестве мидбаса. Во-первых, верхний подвес диффузора очень узкий и практически не даёт никакой свободы перемещения. К тому же «конус» диффузора имеет выгнутый профиль, и если катушка будет толкать диффузор слишком сильно, то он не будет двигаться как единое целое, а будет просто гнуться. Так что это чистый среднечастотник с малым ходом, без вариантов.

Подключение твитера и среднечастотника раздельное. Их можно подключить как поканально, так и к одному каналу. Твитер в этом случае подключается через конденсатор 5,6 мкФ из комплекта. Не перепутайте, клеммы твитера – внизу, а клеммы СЧ динамика – на корзине.

  • Fs (собственная резонансная частота) – 152 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 5,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 10,34
  • Qes (электрическая добротность) – 0,66
  • Qts (полная добротность) – 0,62
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,5 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 96,5 дБ

Soundstream SP2.804 (8 дюймов)

В отличие от Ground Zero, здесь СЧ динамик построен иначе – диффузор и верхний подвес совсем другие. Это привело к тому, что резонансная частота получилась немного ниже. Но это по-прежнему среднечастотник без малейшего намёка даже на верхний бас.

Подключение твитера и СЧ динамика тоже раздельные, правда, никакого разделительного фильтра в комплекте не идёт. Так что либо динамик используем в поканалке, либо подбираем фильтр самостоятельно. Обычный конденсатор для этого вполне подойдёт. Можно использовать такой же, как у Ground Zero, но я бы лучше взял поменьше – 3,3 или 2,2 мкФ.

  • Fs (собственная резонансная частота) – 137 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 6,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 11,31
  • Qes (электрическая добротность) – 0,74
  • Qts (полная добротность) – 0,70
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,4 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 95,4 дБ

Magnum MPS 8.0-4AB (8 дюймов)

Динамик практически полностью повторяет конструкцию Ground Zero – узкий верхний подвес диффузора и сильно выгнутый профиль самого диффузора. Единственное внешнее отличие (разумеется, кроме цвета «дудки» и логотипа) – это одинарные клеммы подключения СЧ динамика, как у Soundstream. Правда, в отличие от последнего, конденсатор в комплекте тут всё же есть – он заботливо припаян к клеммам твитера. Его номинал – 3,3 мкФ.

А вот внутри отличий от GZ оказалось немного больше. Во-первых, резонансная частота ниже. И причина тому – не диффузор (параметр Mms совпал с точностью до сотых), а, скорее всего, чуть другие подвесы. Да и твитер, судя по всему, тоже отличается – резонансы выражены не так сильно.

  • Fs (собственная резонансная частота) – 133 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 7,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 11,85
  • Qes (электрическая добротность) – 0,62
  • Qts (полная добротность) – 0,59
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 96,3 дБ

Magnum MPS 6.5-4AB (6,5 дюймов)

Этот динамик, по сути, представляет собой уменьшенную копию своего 8-дюймового старшего брата. Здесь использованы всё те же решения – короткоходный подвес и сильно выгнутый профиль диффузора. Разве что выход рупора имеет несколько другую геометрию, иначе он просто перекрывал бы половину диффузора. Катушка имеет размер 1,5 дюйма (у более крупных динамиков используются 2 дюймовые катушки). Конденсатор для подключения твитера имеет номинал 3,3 мкФ.

  • Fs (собственная резонансная частота) – 161 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 3,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 10,80
  • Qes (электрическая добротность) – 0,60
  • Qts (полная добротность) – 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 7,2 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 95,9 дБ

У этого динамика концепция абсолютно та же, что и у остальных, но конструктивно он заметно отличается. Здесь использована другая корзина. Диффузор и тканевый подвес здесь не такие экстравагантные, а более традиционные. Защитная сетка несъёмная, приклеена хорошо, на попытки снятия не поддавалась. Поскольку динамик брал с возвратом, особо настаивать не стал.

Катушка тут тоже 1,5-дюймовая, охлаждается через большие окна под центрирующей шайбой. Несмотря на то, что резонансная частота оказалась самой низкой из всех, ниже 100 Гц, мидбасовым динамиком я бы его тоже не назвал – длина звуковой катушки здесь небольшая. Так что это среднечастотник. Для подключения твитера в комплекте идёт конденсатор номиналом 2,2 мкФ.

  • Fs (собственная резонансная частота) – 93 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 7,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 9,20
  • Qes (электрическая добротность) – 0,52
  • Qts (полная добротность) – 0,49
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 9,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,3 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 92,7 дБ

Все динамики являются чистейшими СЧ/ВЧ с адской чувствительностью. Об использовании их в качестве мидбасов даже нет и речи, ход диффузора у всех очень маленький. Поэтому подрезать их снизу нужно минимум на 500 Гц, а лучше выше. Иначе искажений будет не избежать.

Динамики могут спокойно работать в тесных объёмах. Это полезное свойство, потому что устанавливать мидбас и СЧ в один объём ну никак нельзя, надо изолировать их друг от друга. 6,5-дюймовые будут работать уже литрах в двух-трёх, 8-дюймовым можно отводить от 4-5 литров на каждый динамик. Нормально.

Конструкция у всех такова, что рупор неизбежно перекрывает часть диффузора. Это стало причиной довольно кривой АЧХ у некоторых динамиков. Но учитывая, что это всё же не аудиофильские модели, и в первую очередь от них требуется высокая громкость, к этому можно особо не придираться. Да и если уж честно, то большинство систем на «разнесённых» СЧ и ВЧ имеют АЧХ ни разу не лучше.

Среднечастотный динамик и твитер можно включать поканально. Хуже от этого точно не будет – появится возможность поиграть с частотами и порядками фильтров на их стыке. Если их вешать на один канал, то можно обойтись и одним конденсатором на твитер в качестве фильтра. Тем более, что у всех кроме Soundstram такой уже есть в комплекте. Правда, у Ground Zero его номинал великоват – 5,6 мкФ, я бы заменил его хотя бы на 3,3 мкФ.

В общем, если коротко, то главное достоинство таких динамиков перед раздельными СЧ и ВЧ – компактность. Тут у нас всё в одном динамике, да ещё и с возможностью работать в маленьких объёмах. Так что для многих «эстрадных» систем, работающих на открытое пространство, они могут оказаться вполне рациональным выбором. Главное, не забывать, что между ними и сабвуфером ещё мидбас должен быть.

Различия эстрадной и классической акустической системы в автомобиле

Различия эстрадной и классической акустической системы в автомобиле

08.10.2018

В последнее время особой популярностью пользуется установка в автомобиль профессиональных эстрадных акустических систем. Такой подход позволяет достичь гораздо большей громкости звучания. Чтобы установить эстрадные динамики в машину, необходимо учитывать ряд факторов, а также знать различия между классическими и эстрадными компонентами автомобильных акустических систем.

Различия «эстрадной акустики от классической с точки зрения ТТХ:

Чувствительность: Чаще всего этот параметр значительно выше у эстрадной акустики, при этом же для эстрадной акустики очень важна грамотная настройка. Без нее сжечь эстрадный динамик значительно проще, чем классический.

Мощность: У эстрадной акустики она выше, все кончено зависит от конкретных моделей, но если сравнивать один и тот же ценовой диапазон, то результат будет таким.

Частотный диапазон: Среднестатистический эстрадный динамик размером 6,5 дюймов будет играть гораздо выше среднестатистического классического динамика, но при этом классический динамик сможет с легкостью отыграть низкие частоты от 60 до 150 Гц, что эстрадному динамику бывает не по силам.

Простота установки: Чаще всего классическую акустику установить значительно проще, почти всегда это можно сделать на штатные места автомобиля. С эстрадной же акустикой без изготовления дополнительных подиумов обойтись не получится. Так же если в классическом варианте, для постройки хорошо звучащей акустики, можно легко обойтись хорошей двух-полосной (мидбас и вч) системой и сабвуфером, то для качественного звучания эстрадной системы двух компонентов и сабвуфера обычно недостаточно и требуется установка дополнительной полосы: мидбас, сч, вч. К тому же мощность сабвуфера нужна значительно выше.

Если обобщить, то эстрадная акустика чаще всего рассчитана для прослушивания на некотором расстоянии от источника (4-8 метров), а классическая акустика собрана так, что бы хорошо звучать в салоне автомобиля, то есть на более близком расстоянии. Но это не значит, что вся «эстрадка» будет плохо звучать в салоне, а всю классическую нельзя сделать достаточно громкой для прослушивания на улице. И то и другое очень индивидуальные вещи. При грамотной настройке и выборе компонентов можно добиться отличного звучания как в салоне так и на улице.

Эстрадная акустика в машину

Многие автовладельцы устанавливают в салон эстрадную акустику вместо привычной компонентной. Это позволяет повысить уровень чувствительности без ущерба для качества звука. Сегодня мы разберемся, в чем различие между эстрадными и компонентными системами, и какую акустику лучше выбрать для автомобиля.

Что такое эстрадная акустика

Эстрадная, или концертная акустика — отдельный тип профессиональных акустических систем, использующихся преимущественно в автозвуке. К эстрадным колонкам относятся высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные динамические головки.

Концертная акустика применяется во всех сферах, связанных с массовыми мероприятиями. В последние несколько лет производители активно выпускают эстрадные динамики, адаптированные под автовладельцев. Такие устройства имеют стандартные входные и выходные характеристики, но не продаются комплектом, в отличие от модульных систем. Проще говоря, каждый элемент придется покупать отдельно, а иногда даже от разных производителей.

Разновидности

К эстрадной акустике относится огромное количество колонок с разными характеристиками. Существуют устройства как для массовых мероприятий, так и для домашнего или автомобильного использования. Ценовая политика также зависит от сферы применения: небольшие колонки могут стоить от 200–300 долларов, а полноразмерные профессиональные системы — от нескольких тысяч долларов.

Основные отличия от компонентных систем

Перед покупкой автомобильной и домашней акустики необходимо узнать различия между эстрадными и компонентными системами. Только так вы сможете понять, какое именно устройство подойдет для вашей машины. Стоят концертные динамики значительно выше, чем модульные. Это обусловлено более высокой мощностью и чувствительностью. Итак, вот основные отличия эстрадной акустики от компонентной:

  1. Главное отличие — акустика-эстрада имеет высокий уровень чувствительности. Эстрадные колонки делают акцент на громкости звука, а не на его детализации. Они используются в аудиториях, где нужна максимальная выходная громкость, т.е. на массовых мероприятиях или в клубах. Обычные коаксиальные или компонентные колонки в большинстве случаев не способны качественно выдавать высокий уровень чувствительности. Точнее, с повышением громкости появляется сильное искажение звука. Чувствительность средних компонентных динамиков составляет 90–95 дБ, в то время как у эстрадных систем этот показатель находится на уровне 100–110 дБ и выше.
  2. Широкий частотный диапазон и огромный потенциал для персонализации. Эстрадные аудиосистемы включают в себя три основные динамические головки: низкочастотные (от 40–60 Гц до 800–1000 Гц с чувствительностью 86–90 дБ), среднечастотные (от 250–350 Гц до 6000–7000 Гц с чувствительностью 89–93 дБ) и высокочастотные (от 1500–2500 Гц до 20000–30000 Гц с чувствительностью 90–93 дБ). Также существуют сабвуферы, мидбасы и широкополосники. При этом каждый из элементов отвечает за свой отрезок частотного диапазона. Кроссовер создает необходимые условия для воспроизведения, срезая ненужные частоты для каждого излучателя. Это позволяет добиться более широкого охвата сцены и сбалансировать звук. Также такая система обладает огромным потенциалом для настройки и улучшения звука под свои нужды.
  3. Размеры и вес. Как правило, модульные акустические системы имеют небольшой вес и стандартные размеры. Это позволяет без труда устанавливать их в салон автомобиля. Эстрадные колонки обладают более нестандартными габаритами, поэтому установка занимает больше времени.

Как выбрать

При выборе акустики в машину необходимо учитывать не только разновидность устройства, но и основные технические характеристики. К ним относятся мощность, чувствительность, частотный диапазон, габариты, импеданс и многое другое. Также огромную роль играет правильное расположение системы в автомобиле. Вот несколько полезных советов, которые помогут с покупкой и установкой эстрадных колонок:

  1. Мощность. Не стоит выбирать для автомобиля слишком мощные эстрадные колонки. Учитывайте то, что пространство небольшое и не требует больших энергозатрат. Оптимальным показателем для автомобильной акустики является мощность от 10 до 100 Ватт. Причем 100 Ватт — это достаточно высокий порог, который больше подойдет трейлерам или домикам на колесах.
  2. Частотный диапазон. Сложно определить качество звучания, опираясь только на звуковой диапазон. Большую роль играет АЧХ, но производитель редко ее предоставляет. Хорошая эстрадная акустика в салон авто должна иметь высокочастотные динамики (с частотой от 4000 до 20000 Гц), динамики средней частоты (от 500 до 5000 Гц), сабвуферы (от 30 до 100 Гц) и мидбас (от 80 до 1000 Гц).
  3. Габариты. При выборе обязательно учитывайте количество свободного места в авто. Чем меньше динамики, тем компактнее их можно разместить. Однако размер излучателей сильно влияет на качество воспроизводимого звука.
  4. Импеданс. Этот показатель отвечает за сопротивление техники. Импеданс динамиков должен быть равен мощности усилителя.
  5. Чувствительность. Данный параметр отвечает за громкость колонок. Чем выше чувствительность, тем громче будут звучать аудио-динамики. Оптимальный показатель — от 95 до 100 дБ. Обязательно убедитесь, что нет никаких искажений на высоких уровнях громкости.

Хорошим расположением колонок считается верхняя часть торпеды. Но не стоит монтировать твитеры в дверную обшивку или другие штатные места, иначе они будут звучать отдельно друг от друга, и пропадет стереоэффект. Если вы никогда ранее не занимались установкой акустики, лучше обратиться за помощью к специалисту.

Виды динамических колонок

Акустическая система состоит из динамических головок. Они делятся на низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные. Рассмотрим подробнее, чем отличаются разные виды колонок:

Низкие частоты

Динамики, воспроизводящие исключительно низкие частоты, называются вуферами. Они отвечают за полосу от 40–60 Гц до 800–1000 Гц, обладают средней чувствительностью в 86–90 дБ. Низкочастотные динамики необходимы для «раскачивания» помещения.

Средние частоты

Среднечастотные колонки считаются самым важным элементом в акустической системе. Даже без низких и высоких частот вы сможете слышать вокал и основные музыкальные инструменты. Такие динамики воспроизводят полосу в диапазоне от 250–350 Гц до 6000–7000 Гц с чувствительностью 89–93 дБ.

Высокие частоты

За воспроизведение высоких частот отвечают твитеры, которые часто называют пищалками. Они берут на себя полосу в диапазоне от 1500–2500 Гц до 20000–30000 Гц с чувствительностью 90–93 дБ.

Существуют также колонки, воспроизводящие более узкий диапазон частот. Их называют сабвуферами (от 20–30 Гц до 400–600 Гц) и мидбасом (от 200–400 Гц до 3000–4000 Гц). Чем больше разных колонок входит в систему, тем детализированнее и богаче выходной звук. Но нет смысла покупать для автомобиля множество модулей, т.к. они банально не поместятся в салон.

Подведем итоги

Если в приоритете высокая чувствительность, а не детализация, советуем остановить свой выбор на эстрадной автоакустике. Она имеет громкое звучание и широкий потенциал для персонализации. При выборе обязательно учитывайте технические характеристики и общие правила по размещению.

Чем отличаются эстрадные аудиосистемы от классических?

А для этого нужно понимать, какую аудиосистему вы хотите получить, и чётко представлять её предназначение – работа внутри автомобиля (классическая аудиосистема) или на открытое пространство (эстрадная аудиосистема).

Как строятся классические автомобильные аудиосистемы?

«Классические» аудиосистемы получили своё название неспроста. Принципы их построения во многом схожи с принципами хороших домашних стереосистем. Они рассчитаны на создание максимально качественного и комфортного звучания для тех, кто находится внутри автомобиля.

Один из критериев качества звука – это звуковая сцена, и именно с ней в автомобиле бывают основные проблемы. Коротко поясним, что это такое, и почему звуковая сцена так важна. Любая стереозапись содержит в себе пространственную информацию. Например, если дома вы сядете перед стереосистемой, то услышите, что звук идёт не просто от динамиков, а заполняет собой пространство между левой и правой акустической системами. И если вы слушаете, к примеру, концертную запись, то можете легко услышать, где находились музыканты при записи или как их «расставил» звукорежиссёр – в центре, левее, правее, дальше, ближе. Воссозданное таким образом «звуковое пространство» – это и есть звуковая сцена. Если аудиосистема способна правильно её передать, вы начинаете слушать музыку полноценно, а не просто как набор звуков, которые складываются в мелодию.

Для того, чтобы аудиосистема правильно формировала звуковую сцену, необходимо расположить динамики перед слушателями и постараться максимально отдалить их вперёд, насколько позволяет конфигурация салона. Это нужно, чтобы относительная разница расстояний до правого и левого была минимальной. Если сделать так не получается (а уж если говорить прямо, то в автомобиле это невозможно принципиально), то можно «выровнять» эту разницу расстояний виртуально – с помощью задержек. Эта функция есть в звуковых процессорах, так что если таковой имеется в вашей аудиосистеме (неважно, отдельный, встроенный в головное устройство или в усилитель), это даёт вам дополнительные преимущества.

Разумеется, мы не забыли и про тыловую акустику, в очень многих случаях она может оказаться полезной. Однако не нужно переоценивать её роль. Задача тыла – лишь дополнять основную (фронтальную) акустику и обеспечивать ей лёгкую «подзвучку» для создания объёмности звучания. Тыловая акустика не должна перетягивать внимание на себя.

Сабвуфер тоже можно располагать в багажнике, поскольку на нижних частотах в автомобиле уже нет распространяющейся звуковой волны, а работает так называемый «компрессионный» принцип – диффузор сжимает и разжимает воздух по всему салону примерно как поршень в цилиндре. Поэтому если сабвуфер сделан грамотно и качественно, а система настроена правильно, бас не локализуется сзади, а звучит цельно, является частью музыки, его звучание не «отслаивается» от звучания акустических систем.

Как строятся эстрадные автомобильные аудиосистемы?

Как и в случае с классическими аудиосистемами, термин «эстрада» появился тоже не просто так. Такие аудиосистемы строятся по тем же принципам, что и разного рода сценические концертные аудиомониторы. В отличие от «классики» они относятся к акустическим системам «дальнего поля». Их задача – работать на большие пространства, и предполагается, что слушатели должны находиться от них на некотором расстоянии.

Поскольку эстрадные системы должны обеспечивать достаточно высокий уровень неискажённой громкости, их логично строить в виде больших массивов динамиков. Такие массивы могут располагаться, например, в дверях, в багажнике автомобиля и даже выполняться в виде «стен». Мода на последние зародилась в Южной Америке, поэтому их часто называют «бразильскими стенами».

Почему слушать эстрадную систему внутри автомобиля – это неправильно?

Делать эстрадную систему, чтобы слушать её внутри автомобиля – не самое лучшее решение. Во-первых, запас громкости провоцирует посильнее выкрутить ручку громкости на любимом треке, а слишком высокая громкость приводит к снижению проводимости слухового нерва, а это, к сожалению, необратимая деградация нашего слуха вплоть до его полной потери.

Во-вторых, с большими массивами динамиков в дверях принципиально невозможно добиться качественного звучания внутри автомобиля. Сидя в автомобиле, вы оказываетесь в окружении динамиков, и при таком раскладе, как минимум, придётся забыть о правильной звуковой сцене. И это далеко не всё.

Идеальный источник звука – точечный, то есть когда звук идёт из одной точки. В классических системах слева и справа ставятся одиночные динамики, каждый из которых воспроизводит свой частотный диапазон. В эстрадных же системах мы имеем дело с массивами одинаковых динамиков. И когда одни из них оказываются ближе, другие – дальше, до слушателей одновременно доходят звуковые волны, прошедшие разное расстояние, а потому смещённые относительно друг друга по фазе. Наш слух очень чувствителен к таким фазовым искажениям, в итоге звучание теряет естественность, и музыка превращается просто в набор громких звуков.

Если вы хотите получить универсальную систему, которую можно слушать и внутри автомобиля, и использовать как эстрадную, самое правильное решение – сделать её двойной. В салоне вы устанавливаете классические динамики и располагаете их по классическим принципам, а, например, в багажнике устанавливаете «эстрадные» компоненты – их вы будете включать только тогда, когда решите устроить open-air.

Чем отличаются динамики для эстрадных систем от обычных?

Первое и самое важное отличие – это чрезвычайно высокая чувствительность эстрадных динамиков. Этот параметр характеризует эффективность динамика. Иными словами, при одинаковой подаваемой мощности эстрадные динамики могут звучать намного громче. Это достигается разными технологическими и конструктивными решениями, но, как всегда, выигрывая в чём-то одном, чем-то приходится и жертвовать. Например, эстрадные динамики в своём большинстве не умеют эффективно работать в мидбасовом диапазоне, ответственном за плотность, ударность звучания (ниже 200-250 Гц).

Дело в том, что чем ниже частота, тем больший объём воздуха нужно «двигать» динамику для получения одной и той же громкости. А сделать это можно только двумя способами – или увеличивать площадь диффузора, или увеличивать его ход, или использовать специальное акустическое оформление (например, фазоинверторное). В размерах автомобильные динамики по понятными причинам ограничены, с оформлением тоже, ведь эстрадные массивы чаще всего устраиваются в дверях. Поэтому ход диффузора остаётся решающим фактором. Но именно это в эстрадных динамиках и является ограничивающим фактором.

Как результат, подавляющее большинство эстрадных динамиков эффективно работают на средних частотах и имеют не очень высокую отдачу на нижних частотах. Но систему, работающую на «дальнее поле», можно настроить так, что частотные диапазоны, ответственные за плотность и «ударность» звучания, будут воспроизводиться сабвуфером. Каким для этого должен быть сабвуфер – отдельный вопрос.

Если же мы поставим эстрадные динамики в классическую систему, то возложить эти частотные диапазоны на сабвуфер уже не сможем. Находясь в машине, мы будем чётко слышать, что сабвуфер находится сзади. Бас перестанет быть неотъемлемой частью музыки и будет звучать сам по себе. Это, к слову, ещё одна причина, почему слушать эстрадную систему внутри автомобиля – моветон.

Как выбрать динамики для аудиосистемы?

На первый взгляд, эти два правила звучат банально и очевидно, но нам приходится видеть множество аудиосистем, которые не оправдали ожиданий своих владельцев по одной простой причине – они им не следовали.

Во-первых, чётко и ясно определитесь с предназначением вашей будущей аудиосистемы – это будет система «дальнего поля» или же вы будете слушать её исключительно внутри автомобиля. Первая будет прекрасно работать на открытое пространство, а вторая обеспечит достаточную громкость и высокое качество звучания во время ежедневных поездок.

Во-вторых, подбирайте динамики согласно выбранной концепции. Эстрадные динамики – для эстрадной системы, классические – для классической. Не используйте эстрадные динамики для классической системы, вы не получите ожидаемого качества звука. И наоборот, классические динамики обычно недостаточно эффективны для применения в «эстраде» – с большой вероятностью вы не получите ожидаемой громкости.

Хотите универсальности – делайте систему двойной, разделяйте классическую и эстрадную акустику. Любые попытки действовать по обратному принципу и соединять «два в одном» приведут к ненужным компромиссам, неэффективному использованию возможностей динамиков и в большинстве случаев – разочарованию и впустую потраченным деньгам. Поэтому делайте всё правильно, и получите великолепный результат.

В данном ТОП 10 хороших колонок в машину рассмотрим лучшие динамики в авто (по состоянию на 2019 год) по сочетанию цены и качества. Кроме, собственно, рейтинга качественных колонок в авто, в данной статье вы найдёте базовые понятия, необходимые при выборе собственной аудио-системы.

Мы не будем рассматривать акустику для автомобиля соревновательного уровня. Всё же, это очень узкий сегмент. Сконцентрируемся на недорогих и средне-бюджетных проверенных моделях.

Какие колонки лучше поставить в машину?

Главное при выборе автомобильной акустики, определиться с её типом. Тип определяется, в общих чертах, сочетанием цены, качества и габаритов. Их существует 3. Нельзя сказать, что есть однозначно лучший и однозначно худший, у них, скорее, разные сценарии использования.

  • Компонентные
  • Коаксиальные
  • Широкополосные

Компонентные колонки в машину

Компонентные автомобильные колонки предполагают наилучшее качество звука, но и довольно высокую цену. Комплекты компонентной акустики обычно состоят из нескольких динамиков. Или, перефразируя, нескольких полос.

Логика компонентных колонок: отдельные динамики на разные частотные диапазоны. То есть, за НЧ отвечает один излучатель, за СЧ второй, за ВЧ третий. Но чаще всего на рынке можно встретить двухполосные системы.

Самый распространённый вид – он же минимум для построения компонентной системы – динамик (обычно СЧ или мидбас, впрочем, эти понятия зачастую синонимичны) и твитер («пищалка»). Кроме них обязательно в комплекте должен быть кроссовер, позволяющий настроить разделение частот.

Если излучателей 2, то три основных звуковых полосы (НЧ, СЧ и ВЧ) надо разделить на 2. Пропорции зависят от производителя, кроссовера и настройки.

Компонентные колонки, что логично, занимают довольно много места в авто. Ведь надо разместить несколько динамиков. Но именно такая система при грамотной установке и настройке даст лучший звук. В идеале это не только передние двери и твитеры, но и тыл, и сабвуфер.

Коаксиальные автомобильные динамики

Коаксиальные колонки в машину – это соосные излучатели, установленные в одном корпусе. То есть, имеется басовый (мидбасовый чаще всего) динамик, и прямо на него, вместо колпачка, устанавливаются СЧ иили ВЧ излучатели.

Подобное расположение драйверов отлично экономит пространство. Но качество звука, при остальных сравнимых параметрах, в сравнении с компонентной акустикой будет хуже. Основная разница – коаксиальные динамики не дадут такую натуральную сцену.

Построение качественной воображаемой сцены в салоне авто – это почти невыполнимая задача. Ведь слушатель находится совсем не по центру, относительно излучателей. Это решается настройками задержки на усилителе или магнитоле, но, как ни крути, это «костыли».

Всё вышесказанное не значит, что коаксиальная акустика – это плохой выбор. Есть очень достойные модели, дающие отличный за свои деньги звук. Для большинства любителей авто-звука (тех, кому недостаточно просто слушать радио от штатной системы, но кому чужды и аудиофильские изыски) именно этот тип можно считать первым к рассмотрению.

Широкополосные колонки в авто

Из названия понятно, что в широкополосных колонках в авто за все частоты отвечает 1 динамик. Хороший широкополосник найти непросто. В любом случае, учитывая сложную геометрию салона автомобиля, шумы и прочее, широкополосные автомобильные колонки – это компромисс.

Этот тип выигрывает по цене и габаритам, но проигрывает по качеству звука остальным вариантам. Подойдёт тем, кого не устраивают штатные колонки, но возиться совершенно не хочется. Просто устанавливаем широкополосники в двери и всё. 😉

Главное в авто-звуке – это правильная установка динамиков. Если заморочиться с шумоизоляцией, установкой пьедесталов и прочим, можно от качественных бюджетных динамиков получить больше, чем от дорогих, но бездумно смонтированных.

Другие важные особенности

  • Мощность. Не стоит обращать внимание на заявленные на коробке максимальные цифры. Важна номинальная мощность (RMS). Если планируется подключение колонок напрямую к головному устройству, то этот параметр не столь важен. Если система основана на усилителе, то стоит подобрать колонки помощнее. Но в соответствиями с параметрами усилителя.
  • Чувствительность. В данном случае эквивалент громкости. Чем она больше, тем громче конкретные динамики будут играть. Но стоит учитывать, что она должна считаться в дБ на 1 Вт на расстоянии 1 м. Если производитель считает её как-то иначе (или это просто не указано), то доверять этому параметру стоит с «допущениями».
  • Импеданс (сопротивление). Имеет особое значение, опять же, при подключении к усилителю. Если у колонки будет сопротивление меньше минимального на «усилке», то велика вероятность повреждения компонентов.
  • Частотная характеристика. Человек слышит от 20 Гц до 20 кГц. Соответственно, полная система в идеале должна «покрывать» весь этот диапазон. А остальные нюансы зависят от роли конкретной колонки в конкретной системе.

Но если на 10 см динамике указан диапазон от 35-40 Гц – это повод задуматься о честности производителя. Физику никто не отменял: такой динамик может воспроизводить эти частоты, только так тихо, что они будут почти не слышны.

  • Материал диффузора.Лучшим всё ещё является бумага (целлюлоза) или прессованный картон. Обязательно с защитной пропиткой, эти материалы чувствительны к влиянию влаги. Но есть и другие качественные и распространённые вариант (например, полипропилен) В твитерах используются в основном шёлк и металл. Шёлк предпочтительнее (меньше паразитных «звонов»).
  • Материал подвеса. Подвес – это крепление диффузора. Лучше всего, чтобы он был из резиноподобного материала. Тканевый – не желателен.

Сколько стоят хорошие колонки для авто?

Хорошие колонки для авто можно найти в широком диапазоне цен: от 20$ до 200$ и больше за пару или даже одну. Достойные бюджетные модели есть и до 30$. Если для вас качество звука в приоритете, но сильно тратиться нет желания, можно обратить внимание на средний сегмент.

Условно диапазон цен от 40$ до 70-80$ можно назвать средним. Тут можно найти качественно звучащие компонентные или коаксиальные динамики, на базе которых можно создать отличную систему с натуральным и детальным звуком.

От 80$ до 200$ – это автомобильная акустика высокого уровня. Тут и аудиофилы могут «погреть уши». 😉 Для таких динамиков желателен качественный усилитель. Да и сабвуфер для полноты картины не помешает. Если вы просто хотите заменить стандартные колонки, лучше не начинать с этого сегмента, можно разочароваться.

Какого размера бывают автомобильные колонки

Есть несколько основных типозармеров: 10 см (4 дюйма), 13 см (5 дюймов), 16 см (6 дюймов) и больше. Отдельно стоят «овалы» 6 на 9 дюймов (16х22 см). Твитеры (высокочастотные излучатели) могут быть и ещё меньше.

Общее правило такое: для качественного воспроизведения низких частот нужен большой диаметр диффузора. 10 см и 13 см динамики можно приобрести как излучатели на СЧВЧ диапазон в многокомпонентную систему.

Если есть возможность установить динамики большего размера – всегда лучше предпочесть именно их. Большой частотный диапазон можно «порезать» кроссовером и распределить на разные колонки, а вот маленький «нарастить» сложнее.

«Овалы» или «блины» обычно устанавливаются на тыл. Чаще всего для того, чтобы частично заменить сабвуфер. Если вы не хотите в своей системе саб, но и с «обрезанными» НЧ мириться не готовы (а даже 16-17 см динамики не дадут качественный сигнал ниже 50-60 Гц), то этот типоразмер – ваш выбор.

При этом автомобильные динамики 6х9 дюймов – это не просто басовые колонки. Это, скорее, качественные широкополосники. Но основное преимущество – это отдача по НЧ.

Стоит ли собирать домашние колонки из автомобильных динамиков?

В общем случае не стоит делать домашние колонки из автомобильных динамиков. Ведь они рассчитаны на ближнее поле, оптимизированы под специфические геометрические особенности автомобильного салона.

Конечно, если у вас осталось несколько невостребованных авто динамиков, есть время и умение, почему бы не собрать домашние колонки? Но специально делать этого явно не стоит.

Особняком стоит такое понятие, как «эстрадные колонки в машину». Название красивое, но по факту, это динамики с большей чувствительностью и, соответственно, громкостью. Когда этот тип акустики только пришёл в мир авто-звука, эти динамики были нестандартных размеров и их было непросто установить в салон без серьёзных его доработок.

Сейчас эстрадные колонки выпускаются и оптимизированными под автомобиль в плане размера и параметров. Нужны ли они вам? Если вы любите музыку погромче, чтобы стёкла дрожали и прохожие бабки крестились – тогда да. В других случаях – нет, по качеству звука они проигрывают классическим авто колонкам за сопоставимые деньги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *