описание и сравнительные характеристики моделей
Домкрат хай-джек (также хайджек) — придуманный в основном для условий бездорожья тип реечного домкрата. Это профессиональное устройство высокой грузоподъемности, пользоваться которым относительно просто и удобно. Изначально реечный домкрат хай-джек назывался Hi Lift, и только через время пришло нынешнее название.
Домкраты хай-джек
Первый реечный подъемник такого типа был изобретен еще в начале 20 века. Создателем его считается изобретатель Филипп Джон Харра. Он проживал в Соединенных Штатах Америки и обладал собственной мастерской. Как раз в то время начался расцвет эры автомобилей, поэтому он трудился именно над специальными устройствами для данного вида транспорта.
В 1905 году он создал первый домкрат, который работал при помощи рейки и назвал его Automatic Combination Tool. Однако среди простого народа первый домкрат High Jack приобрел название «домкрат овцевода». Связано оно было с тем, что овцеводы в то время с собой постоянно носили деревянные изгороди. Им просто необходимо было иметь с собой домкрат. В различное время внешний вид приспособления часто менялся, однако принцип работы при помощи рейки оставался неизменным.
Через определенное время название устройства сменилось на Hi Lift, а потом получило нынешнее — домкрат Hijack.
Важно!
В наше время подобные устройства выпускаются множеством различных производителей.
Домкрат получил особенно большое распространение среди любителей внедорожной езды. Благодаря простоте конструкции и легкости в использовании в грязи Hijack вытеснил все остальные типы устройств. Помимо этого, он обладает большой функциональностью, при необходимости может заменить собой тиски, различные станки и типы молотков.
Официальным производителем является компания Hi-Lift Co, Ltd. Она была основана еще в 1895 году. Это основная компания, которая обладает всеми правами и лицензиями на оригинальный хайджек. Есть множество других компаний, которые создают подобную продукцию, но чаще всего это подделки из стран Азии, в основном из Китая.
Оригинальное устройство от фирмы Hi-LiftОфициальные домкраты от Hi-Lift Co, Ltd обладают максимальной прочностью, минимальным количеством пластиковых деталей в виде наконечников и ручек. Созданы для толкания, вытягивания с помощью ручной лебедки, подъема и производства давления.
Модели от производителя отличаются легким весом и удобством использования.
Уровни нагрузки, которые способен выдерживать хай-джек домкрат:
- номинальная нагрузка равна 4 660 lbs, или 2114 кг;
- предельная нагрузка равна 7000 lbs, или 3175 кг.
Компанией производится большое количество аксессуаров и креплений для приспособления, при помощи которых его удобнее перемещать, перевозить и устанавливать.
Основные характеристики
Существует несколько типов домкратов Hi-Jack. Они могут отличаться размерами, высотой, ходом рейки и возможностью поднимать различный вес.
Конструкция домкрата:
- дырчатая линейка;
- механизм поднимания, двигающийся в направлениях вверх и вниз;
- рукоять;
- башмак, выступающий в виде опоры;
- рейка, отливается из прочной стали.
Существуют модели различных цветов. Например, рейки черного цвета маркируются цифрой 4 и изготовлены при помощи штамповки. Красные модели маркируются цифрой 5 и отливаются из чугуна. Наиболее прочный и эффективный именно чугунный домкрат, то есть красного цвета.
На заметку!
Среди специальных устройств компанией производятся платформы из пластика, при помощи которых домкрат можно использовать в песке, грязи и других видах грунта.
Самые популярные модели предназначены для подъема около трех тонн веса. Они обладают следующими характеристиками:
- Грузоподъемность — 3 тонны.
- Ход рейки — 700-1350 миллиметров, в зависимости от выбранной модели.
- Высота подхвата — 155 миллиметров.
- Высота подхвата снизу — 155 миллиметров.
- Вес — 13,3-16,9 килограммов, зависит от длины хода рейки.
Как выбрать качественный инструмент и на что обращать внимание при покупке
Для того чтобы правильно выбрать хороший и качественный Hi-Jack домкрат, необходимо знать перечень существующих моделей и основные характеристики.
Обратите внимание!
Важно брать домкрат с расчетом того, чтобы он подходил под конкретный автомобиль.
Начать выбор необходимо с того, что в машине для хай-джека должны быть упорные силовые точки, за которые машину можно будет поднять таким домкратом. Если этих точек нет, то хай-джек в данном случае окажется совершенно бесполезен.
Если точки есть и автомобиль подходит для использования, то выбирать необходимо модель с подходящей рабочей длиной. Для этого можно взять хай-джек у кого-то на время и испытать. Машину необходимо поставить на ровную площадку, а сзади установить домкрат. Начать поднимать за силовую подножку автомобиль до такой степени, пока заднее колесо не оторвется от поверхности. В данном случае на силовой планке устройства должен остаться запас хода около 25 сантиметров. Минимально допустимое значение — 15 миллиметров. Однако если подъемный механизм при этом достиг верха планки, то такой размер домкрата не подходит для полноценной работы с этим автомобилем.
Еще важно учитывать размер колес. Если при выполнении операции были установлены стандартные колеса, но в скором времени, например, летом, будет необходимость установки колес большего размера, то необходимо учитывать этот фактор. Хай-джек популярен среди любителей бездорожья, а там приходится часто менять колеса в зависимости от различных факторов.
Хай-джек с силовой планкой красного цвета из чугуна Рекомендуется выбирать хай-джек с красной планкой. Он наиболее прочен, поскольку планка выполнена из чугуна. Если выбор пал на более дешевый вариант с черной планкой, то важно учитывать, что его способности будут немного ниже.Возможные поломки и их устранение
Оригинальный хай-джек считается очень надежным устройством и крайне редко ломается. Наиболее часто случаются силовые поломки от плохого закрепления или повышенного веса. В таком случае необходимо менять рейку или другую сломанную часть.
Рекомендуется использовать только оригинальные запасные части. Можно приобрести более дешевые китайские аналоги, но прослужат они крайне мало.
Домкрат Hi-Jack является очень популярным инструментом среди любителей внедорожников. Благодаря качеству и надежности является обязательным аксессуаром для всех, кто регулярно делает офф-роуд вылазки.
Выбираем реечный домкрат
Реечный домкрат (хай джек,HiJack) предназначен для поддомкрачивания автомобиля. При помощи него авто можно вытащить из колеи, отлебедиться и многое другое. Инструмент, который должен иметь каждый, кто собирается выехать на бездорожье. В продаже есть много вариантов этого девайса, производства Китая, Тайваня, России, США. И все они разные по качеству изготовления, надежности конструкции, размеру. Какой домкрат выбрать поможет статья, написанная в Off-Road Drive. В ней рассмотрены американский домкрат Hi-Lift (HL-604, HL-605) и произведение «Сорокинструмента». От себя добавлю что китайский Farm-Jack это тоже самое, что и домкрат «Сорокинструмента». В последнее время в продаже появился реечный домкрат, который продается под маркой T-Max (желтого цвета).
Сам я его не использовал, но имел возможность внимательно осмотреть. Мой мнение — это тот же китай по качеству. Т.е. каретка сделана из говнолина, спусковой механизм тоже. Пружины слабые. Отщелкивается отвратительно, скорее всего будет склонен к заеданию. Ручка несъемная, что неудобно. про качество изготовления самой рейки, сложно что сказать, но думаю — все тот же китай. Одним словом фармджек и это произведение — одного поля ягода. Я бы на месте тмакса не стал бы продавать такое сомнительное изделие.
Выбор домкрата весьма ответственное дело. Т.к. любой сбой в работе хайджека может привести к увечьям (выбитым зубам, поломанным рукам и т.д.). Поэтому , если вы регулярно участвуете в соревнованиях, выездах в лес, то лучше купить дорогой и проверенный домкрат американского производства (ИМХО).
Неевклидова геометрия
Испытания внедорожных реечных домкратов
Текст: Евгений Константинов
Фото: Андрей Хорьков
Сколько копий было сломано вокруг погнутых реечных домкратов! Все дрязги Монтекки и Капулетти, а также споры тупо- и остроконечников вместе взятые отдыхают на фоне рассуждений, стоит ли покупать фарм-джек и какой из двух типов хай-лифтов лучше. Но вот что характерно – аргументация противоборствующих сторон сводится к красочным примерам из жизни, где быль оказывается туго переплетена с картинами, рожденными неуемной человеческой фонтазией. Что ж, пожалуй, мы оставим подвиги героям, сказания – акынам, а сами попробуем объективно сравнить внедорожные домкраты, применив беспристрастный научный подход.
В наши дни в свободной продаже присутствуют хай-джеки двух марок: американской Hi-Lift и российской «Сорокинструмент». У джиперов со стажем наверняка найдутся канадские Jack-All, но на прилавках и в прайс-листах их уже давно не найдешь. Да и во времена своего активного присутствия на российском рынке ареал распространения «канадцев» был не настолько широк, чтобы брать их в расчет в нашем тесте. Сегодня они скорее коллекционная редкость, а не орудие «внедорожного труда». Равно как и хай-джеки иных производителей, никогда не поставлявшиеся к нам официально и попадавшиеся в единичных экземплярах. И это несмотря на то, что среди последних могут оказаться интересные для исследования модели (к примеру, Tiger Jack от американской «Maasdam Pow’r-Pull Inc.» – на них дается пожизненная гарантия). В общем, сегодня мы решили остановиться лишь на моделях, что доступны российскому покупателю.
«Hi-Lift Jack Company» выпускает два вида реечных домкратов. По заявлению производителей, «красная серия» полностью изготовлена из чугуна, за исключением стальной рукоятки, болтов и опорных пальцев. В «черной» часть деталей, в том числе опорная площадка, верхняя проушина и некоторые рычаги механизма – стальные. Рейки, по заявлениям производителя, у обоих вариантов одинаковые. Цены – почти тоже (черная модель стоит на 5 долларов дешевле аналогичной по длине красной). Несмотря на это, у каждого цвета есть свои приверженцы и, по отзывам продавцов, существуют даже региональные пристрастия. Так, Москва в основном покупает красные хай-лифты, а на Урал их возить почти перестали – там спрашивают только черные. Короче, и тут, и там считают «свой» цвет прочнее.
Те же, кто пытается сэкономить (вне зависимости от географии), останавливают выбор на хай-джеке, которые предлагает сеть магазинов «Сорокинструмент». Их домкрат, ранее продававшийся под названием «фарм-джек», а ныне ставший просто «хай-джеком», стоит примерно в полтора раза дешевле «лифта». По конструкции он аналогичен заморским конкурентам, за исключением нюансов. Так, ручка здесь сделана неразборной, а в качестве осей рычагов механизма используются не болты с гайками, а зашплинтованные пальцы. При этом рейку к подошве, наоборот, крепит болт. Кроме того, у этой модели конец ручки закрыт резиновым чехлом, а роль ее фиксатора в вертикальном положении исполняют две приваренные к ней пластинки. Кстати, как показывает практика, со временем они разгибаются и перестают выполнять свою функцию. Фигурное пружинное кольцо, предназначенное для той же цели у «американцев», показало себя более надежным.
Раз уж мы затронули «национальный вопрос», остановимся на нем подробнее. Происхождение домкратов Hi-Lift ни у кого сомнения не вызывает: город Блумфилд, штат Иллинойс, США. Родословная их конкурента не столь ясна. В паспорте, с недавних пор прилагаемом к сорокинским хай-джекам, указано: «Производство компании Torin Jacks Inc., США», и это несмотря на то, что ранее эти же самые инструменты продавались как голландские! И хотя злые языки будут утверждать, что их штампуют в Китае, мы, дабы избежать путаницы в терминологии, условно назовем сорокинские домкраты «нашими», так как продаются они под отечественной торговой маркой.
{mospagebreak}
СКОЛЬКО ЗДЕСЬ ОТЛИЧИЙ?
Для тестов мы взяли три самых длинных варианта каждой модели: HL-604, HL-605 и 5.8605. На первый взгляд домкраты очень похожи. Близкие габаритные размеры, схожий дизайн, одинаковый принцип работы, а рейки так и вовсе взаимозаменяемы. И действительно, профильные размеры испытуемых очень близки, а расстояние между отверстиями реек у всех трех экземпляров и вовсе одинаково. В глаза бросается разве что разница в конструкции ручек у представителей конкурирующих марок и приспособленная исключительно для крепления троса штампованная плоская верхняя проушина у HL-604. «Краснокожий американец» и «наш», напротив, способны работать и как прессы (зажимы) благодаря тому, что, будучи повернутой поперек рейки, их мощная верхняя проушина становится надежным упором. Но есть и нюансы, так, если у «Сорокина» проушина постоянно находится в «зажимном» положении (особенности конфигурации не позволяют перевернуть ее другим образом), то у чугунного Hi-Lift она без проблем поворачивается вокруг своей оси, что упрощает как транспортировку, так и работу в качестве лебедки.
Первое испытание – подъем тяжелой Toyota LC на проселочной дороге… Все три домкрата конечно же справились с этой задачей. Колесо вывесилось на достаточную высоту, чтобы его поменять, и машина при этом сохранила устойчивость. При дальнейшем подъеме еще сантиметров на тридцать во всех случаях равновесие нарушалось и автомобиль плавно сползал в сторону. В общем, все как и должно быть на неровной поверхности. Однако уже тут выявились интересные моменты. Так, механизм доставшегося нам «черного американца» отказался свободно перемещаться вверх по рейке, и его пришлось «качать» даже без нагрузки, а у «сорокина» стала сваливаться резинка с ручки. Впрочем, и то и другое мы отнесли к индивидуальным недостаткам конкретных экземпляров (вполне излечимых в умелых руках). Однако по ним можно косвенно судить о стабильности качества и культуре производства. А вот облезающая клочьями краска на «лифтах» и выпадающие шплинты опорных пальцев у «фарма» – это, увы, статистика, повторяющаяся практически на каждом экземпляре. Если же говорить об удобстве работы, то особой разницы между тремя моделями мы не заметили. Разве что усилие на ручке при подъеме автомобиля «нашим» хай-джеком субъективно показалось чуть большим, чем у «американцев», а работа механизма – чуть жестче.
Модель | HL-605 | 5.8605 | HL-604 |
Масса, кг. | 14,2 | 15,0 | 13,8 |
Высота, мм | 1475 | 1533 | 1480 |
Макс. высота поъема, мм | 1282 | 1343 | 1277 |
Мин. выс. подхвата | 115 | 123 | 112 |
Длина ручки*, мм | 835 | 865*(845) | 830 |
Длина клюва,мм | 118 | 114 | 116 |
Размер опор. площадки | 180х102 | 180х120 | 177х112 |
* от оси крепления
** без резинового чехла
{mospagebreak}
38 ПОПУГАЕВ
Правильность наших ощущений подтвердила и беспристрастная техника… Замеры в специальной лаборатории НИЦИАМТ показали, что рычажный механизм каждого из хай-джеков по-разному передает на подъемную площадку усилие, развиваемое ручкой. Максимальное передаточное отношение оказалось у черного (стального) Hi-Lift, минимальное – у «сорокинского». Разница составила около 15%. При этом характеристики красного (чугунного) «американца» расположились примерно посередине. Попутно выявилась некоторая нелинейность характеристики преобразования усилия у всех трех домкратов. Чем больше нагружаешь ручку, тем выше оказывается передаточное отношение всего механизма. По всей видимости, это связано с изменением вектора силы во время рабочего хода ручки и рычагов.
Попутно мы провели еще один замер: какое максимальное усилие может развить с помощью домкрата человек. Что характерно, в каждом подходе получались разные результаты даже у одного и того же испытателя. Подъемная сила оказалась очень чувствительной к тому, как стоит «оператор», как он держит ручку, и уж тем более, как на нее давит. Однако сколько мы ни старались, никому не удалось поднять больше 2,5 тонны. По нашим подсчетам, для взятия этого веса потребовался бы богатырь массой около центнера, а такового в нашей компании в этот день не оказалось…
А теперь попробуйте угадать, что сделает нормальный джипер, если ему будет необходимо поднять больше, чем позволяют собственные силы. Отгадок две. Он или позовет на помощь другого джипера и они возьмут вес вдвоем, или просто удлинит ручку обрезком трубы и победит самостоятельно. Да, несмотря на все предупреждения в инструкциях к домкратам, что делать так нельзя, именно так все и делают. А куда деваться, если иного шанса на спасение из грязи нет? Такую ситуацию мы и смоделировали, удлинив ручку до 190 см. Законы физики не соврали: работать стало в несколько раз легче. Теперь можно нащупать и предел грузоподъемности домкратов (во всех случаях заявленный производителями на уровне трех тонн)…
Вновь зажимаем домкраты по очереди в специальный стенд с весами и теперь уже давим на ручку до тех пор, пока что-нибудь не сломается. Все три механизма выставлены на одной высоте – 1160 мм до плоскости клюва (говоря проще, в верхней части рейки, за несколько щелчков до максимума), а ручки удлинены. Именно в таких ситуациях обычно гнутся рейки и ломаются механизмы на офф-роуде… От джиперских реалий наш лабораторный опыт отличается лишь тем, что мы долго выставляем каждый домкрат строго вертикально на ровной плоскости, моделируя идеальную ситуацию.
ЛОМАТЬ – НЕ СТРОИТЬ
Первым пошел на «плаху» черный Hi-Lift. Когда нагрузка на клюве подобралась к отметке 2750 кг, стал визуально заметен поперечный прогиб рейки. Однако при увеличении давления на ручку подъемная масса продолжала увеличиваться, и вскоре стрелка весов перешла через трехтонную отметку. Деформация рейки становилась все заметнее, чуть согнулась ручка, но домкрат продолжал выполнять свою работу. Лишь на отметке 3300 раздался грохот, что-то пролетело у меня возле уха, а хай-джек рухнул. Оказалось, не выдержал болт, выполняющий функцию опорной оси промежуточного рычага механизма. Рычаг, согнутый из стальной пластины, просто перерезал его как ножницами в двух местах (один из кусков и отправился в свободный полет). При этом механизм перещелкнулся в положение «спуск», а домкрат потерял равновесие. Будь на нем машина, она бы упала! Что же до рейки, то несмотря на очень заметный изгиб в процессе подъема, она вернулась в исходное состояние и вновь стала идеально прямой…
Теперь очередь красного «лифта». На его счет было подозрение, что толстый литой рычаг не сможет быстро перерубить болт и домкрат продержится дольше (конечно, если не сломается иная деталь). Впрочем, по поведению при экстремальных нагрузках этот экземпляр оказался схожим со своим черным собратом. Примерно при тех же цифрах на весах появилась поперечная деформация рейки и стала постепенно нарастать. Однако изгиба ручки мы так и не дождались. Зато уже знакомый болт сломался, но, как и предполагалось, чуть позже. За отметкой 3500 кг. При этом механизм перещелкнулся и упал вниз. Что делает в такой ситуации джипер в лесу? Находит первый попавшийся каленый штырь, подходящий по диаметру, и вновь получает работоспособный хай-джек. Однако инструкция к Hi-Lift такой ремонт прямо запрещает, требуя ставить только оригинальную запчасть из ремкомплекта. Дело в том, что перелом этого болта с рассчитанной прочностью запрограммирован производителями как своеобразный предохранитель, не допускающий более серьезных поломок домкрата при перегрузке. В обоих случаях он сработал. Других явных дефектов, не позволяющих пользоваться домкратами, не видно.
Теперь черед «Сорокинструмента». У него на месте болта стоит более толстый штифт. Интересно, он тоже служит предохранителем или мы увидим иной сценарий? Давим! После 2600 кг рейка чуть изгибается, но не поперек, а… по длинной стороне. Дожимаем почти до 2800 кг – и тут приобретает текучесть ручка. При этом нагрузка падает опять на 2600 кг, но домкрат сохраняет равновесие и продолжает стоять как ни в чем не бывало. Ручка изгибается полукольцом, а толку ни на грамм. Выдержи джек заявленные три тонны, этот вариант «перегруза» был бы самым лучшим – наиболее безопасным, при этом наглядным и сохраняющим дальнейшую полевую работоспособность инструмента без всякой необходимости срочного ремонта (рейка, как и в двух предыдущих случаях, после снятия нагрузки распрямилась).
Итак, первую экзекуцию все три экземпляра перенесли в общем-то стойко. «Американцы» после минутного ремонта готовы вернуться в строй, «наш», хоть и с кривой ручкой, но полностью работоспособен. Так какая же нужна нагрузка, чтобы случилось «непоправимое»?
Ответ на заданный вопрос дал последний тест. Весомый, грубый и зримый… Мы решили попросту нагрузить домкраты могучим прессом, уперев пятку в одну плиту, а клюв в другую. Выводим механизмы практически на самый полный ход – 1260 мм, и, прежде чем начать опыт, фиксируем каждый из домкратов в прессе, строго соблюдая вертикальность и горизонтальность положения.
{mospagebreak}
ХРУСТЬ – И ПОПОЛАМ!
Надо сказать, результаты этого теста нас сильно озадачили. Черный «лифт» оказался самым стойким. Рейка гнулась, но держала очень долго. Лишь при нагрузке 3600 кг раздался громкий хлопок, похожий на выстрел, – и домкрат сложился поперек рейки. Чего-то подобного мы и ожидали. А вот поведение чугунного «лифта» поставило нас в тупик – он просто и мягко сложился, когда нагрузка достигла всего… 1700 кг. «Сорокинструмент» оказался не намного прочнее: его рейка не выдержала нагрузки 1750 кг и тоже сложилась, но более резко.
В попытках объяснить случившееся, а точнее, внезапную слабость двух красных конкурентов, мы остановились на двух версиях. Первая, что во время предыдущего теста мы практически преодолели предел устойчивости реек, и в них произошла незаметная глазу необратимая деформация, возможно даже с изменением структуры металла. Стало быть, корректно сработал предохранитель лишь у «комбинированного» Hi-Lift. Вторая версия – при движении пресса в двух случаях нарушилось положение домкрата и он сдвинулся относительно изначально выставленного по уровню и отвесу положения. То есть фактически приобрел наклон при продолжении увеличения нагрузки, моделируя ситуацию, когда машина уже начинает заваливаться, но ее все равно поднимают. Столь значительное уменьшение грузоподъемности в этом случае объясняется изменением вектора давления.
Какие отсюда следуют выводы? На наш взгляд, ситуация вполне очевидна. Сломать можно все. Но даже если принять во внимание вероятность различия по качеству разных партий одной и той же марки, прочность у Hi-Lift объективно выше, чем у «Сорокина». В то же время для большинства внедорожников подойдет любой вариант из нашей тройки, равно как ни один мы бы не стали рекомендовать для вытаскивания грузовика. Что касается особенностей применения, то они тоже похожи: помнить, что предупреждения о замене предохранительных болтов и удлинении ручек в инструкции написаны не ради изящного слога.
А вот править уже погнутую рейку смысла нет. Это все равно как править гнутый гвоздь. Идеально ровной ее второй раз не сделать. К тому же во время появления необратимой деформации нарушается структура металла и грузоподъемность становится намного меньше.
{mospagebreak}
Химическая атака.
Прокомментировать результаты опытов и провести спектральный анализ материала реек мы попросили металловедов из НИИ неорганических материалов им. академика Бочвара. Оба наших предположения относительно разницы выдержанных каждым из хай-джеков нагрузок в первом и втором опытах специалисты сочли верными. Вывод о возникшей после первого теста усталости металла, по авторитетному мнению, для идеальных лабораторных условий подходит скорее, чем подозрение на смещение испытуемого образца, закрепленного в прессе.
Что касается материала, из которого изготовлены рейки, то результат анализа нас удивил. По химическому составу все три рейки оказались очень близки, хотя и не абсолютно идентичны. Но материал оказался сталью. Причем самой обыкновенной, нелегированной. Ни о каком чугуне, заявленном обоими производителями, при содержании углерода менее 0,5%, по мнению металловедов, не может быть и речи. Чугуны должны содержать этот элемент в рамках 2–4%. Но это и хорошо – более твердый, но хрупкий чугун вряд ли выдерживал бы намного большую нагрузку, однако при деформации рейка бы не гнулась, а ломалась напополам, что, на наш взгляд, в любом случае гораздо опаснее. К тому же при случайных ударах по рейке, неизбежных во время эксплуатации домкрата, ее металл мог бы начать крошиться.
Если говорить о различиях по выдержанной нагрузке между домкратами разных производителей, то при сходном химическом составе прочность рейки определяется только одним – особенностями обработки материала, в ходе которых сталь получает дополнительную прочность. Именно в этом и скрыт секрет предельной устойчивости хай-джека.
Химический состав реек (массовая доля, %)
HL-605 | 5.8605 | HL-604 | |
Железо | > 98 | > 98 | >98 |
Марганец | 0,75 | 0,82 | 0,88 |
Углерод | 0,47 | 0,44 | 0,48 |
Кремний | 0,29 | 0,28 | 0,28 |
Медь | 0,24 | 0,14 | 0,14 |
Хром | 0,073 | 0,044 | 0,13 |
Никель | 0,044 | <0,01 | <0,01 |
Сера | <0,01 | <0,01 | <0,01 |
Магний | 0,006 | 0,007 | 0,007 |
Алюминий | <0,003 | <0,003 | <0,003 |
Первоисточник и авторство статьи «Неевклидова геометрия» http://www.off-road-drive.ru
Реечный домкраты HI-LIFT. В чем отличия и как выбрать.
Что же такое Hi-Jack?
Сегодня мы поговорим про реечные домкраты или, как их еще называют в простонародье, ХайДжеки.
Реечный домкрат («ХайДжек») предназначен для того, что бы «приподнять» автомобиль застрявший на бездорожье. В основном домкрат используют, чтобы переставить автомобиль из колеи, освободить внедорожник «усевшийся» на бревно или пень, которые застряв в его недрах и препятствуют движению внедорожника вперед самостоятельно или с помощью лебедки, а еще реечный домкрат можно использовать в качестве ручной лебедки, также с его помощью произвести небольшой полевой ремонт или собрать разбортировавшееся колесо.
«Хайджек» незаменим в тех случаях, когда застрявший автомобиль не за что лебедить — как это довольно часто бывает в песках или на болотистых грунтах. В таком случае автомобиль можно поднять домкратом и подложить под колеса сендтраки или любой другой имеющийся под рукой материал.
Использование реечного домкрата для подъема автомобиля может быть самым разным, в основном «джечить» можно силовые пороги, стальные бампера, оснащенные специальными зацепами, буксировочные проушины, если они надежно закреплены к раме или за колесо, при наличии специального приспособления.
В настоящее время реечный домкрат производится под различными брендами, но наиболее известный производитель ,он же и прародитель данного внедорожного аксессуара, это Hi-Lift. Реечные домкраты Hi-Lift делятся на обычную,красную и X-Treme серию. Экстремальная серия отличается повышенными эксплуатационными характеристиками и надежностью, но основное отличие заключается в наличии большого крюка из чугуна, который в основном используется в качестве струбцины при разбортировке колеса или для сжатия чего-либо.
В чем же различия?
Для наглядности приведем сравнительные фотографии трех серий Hi-Lift: HL-484, HL-485 и XT-485
Первое, что бросается в глаза отличие в крюке. На самой простой серии он стальной и его нельзя использовать как струбцину в отличии от двух старших серий, а на экстрим серии он еще имеет более удобную форму, его не требуется его поворачивать и он удобно переставляется с помощью гайки-барашка, без применения дополнительного инструмента. Также на нем есть зацеп под фиксацию звена цепи, если домкрат используется как ручная лебедка.
Теперь обратим внимание на «пятку» домкратов. У самой младшей серии она стальная, а у двух других чугунная. У старшей же серии она еще закреплена с помощью быстросъемного крепления, что очень удобно для тех пользователей, кто возит домкрат на багажнике и хочет снизить возникающие шумы в движении.
Обычно любители бездорожья покупкой одного домкрата не ограничиваются. Существует огромный ассортимент аксессуаров, которые сделают хранение, транспортировку и использование реечного домкрата удобным и комфортным. В основном это системы крепления домкрата к багажнику, запаске или трубе силового бампера, тканевые и неопреновые чехлы, ремкомплекты, держатель ручки, приспособления для подъема автомобиля за колесо или фаркоп, а также для использования его в качестве ручной лебедки, ну и само собой разнообразные подставки под опору домкрата.
Немного о безопасности
В заключении этого рассказа, хотелось бы сказать, о том, что ни в коем случае нельзя забывать, что «ХайДжек» одно из наиболее травмоопасных внедорожных оборудований и при работе с ним необходимо строго соблюдать технику и правила безопасности. Как то — необходимо работать с ним в плотных перчатках, запрещается держать руки, голову и другие части тела между рейкой и ручкой домкрата во время подъема или спуска, а также нужно помнить, что после окончания подъема ручка домкрата должна быть расположена вертикально (параллельно плоскости рейки).
На этом все, удачи вам и вашему автомобилю на бездорожье!
Какой хай джек выбрать? — Как отремонтировать ВАЗ
Невозможно себе представить в настоящее время джип, который мог бы справиться с бездорожьем и распутицей, и при этом не был бы оборудован лебедкой и хай джеком. Хай джек был изобретен в Америке, это произошло относительно давно. Хай джек – это высокий реечный домкрат, который изготовлен из чугуна и стали и способен помочь владельцу полноприводного автомобиля практически в любой внештатной ситуации.
Вообще правильнее называть это устройство «хай лифт джек», но в просторечье название было сокращено до двух слов – «хай джек». Такое устройство входит, например, в стандартную комплектацию автомобиля марки «Волга». Наиболее распространена высота такого подъемного устройства в 48 дюймов (122 сантиметра), такая высота позволяет поднимать практически любой автомобиль, который может пройти по бездорожью и не остановится перед распутицей. Стоит сказать также о том, что наиболее распространенная длина рабочего хода составляет около одного метра.
Хай джек не имеет системы гидравлики, как, например, стандартные домкратные устройства, кроме той, которая установлена в производителе силы механизма. Благодаря этому, он хорошо работает в любом положении и не требует дополнительных мер по укреплению. По большому счету метод укрепления хай джека и метод его крепления зависят только от желания автолюбителя, который может выбрать любой из них, опираясь на инструкцию по использованию данного девайса. Необходимо только наличие удобного и достаточного пространства для совершения манипуляций с механизмом, а также хорошо бы, если бы у вас было несколько помощников.
Что такое хай джек?
Хай джек – это наиболее универсальный механизм для владельца джипа, потому что при помощи подобного механизма можно устранить различного рода неприятности, возникающие во время движения по различной местности, особенно это актуально для тех автовладельцев, которые предпочитают активный отдых и в своих исканиях подчас забираются в труднопроходимые места, где никто не сможет помочь в случае какой-либо поломки. Особенно такой механизм необходим, если в комплектации вашего автомобиля не предусмотрено наличие штатной лебедки или любого другого поднимающего механизма. Преимущество использования хай джека можно описать на примере следующей ситуации. Например, вы застряли на своем джипе в труднопроходимом месте, попросту говоря, увязли в грязи. Какие ваши действия, если у вас с собой только домкрат. Вы подкапываете каждое колесо автомобиля, поддомкрачиваете каждое из них, потом подкладываете какие-либо подручные материалы под колеса. В итоге, вырвавшись из грязевого плена, вы, проделав тяжелую и изнурительную процедуру, захотите только поскорее вернуться к благам цивилизации. В случае же, если у вас оказался под рукой хай джек, вы сможете единовременно поднять весь автомобиль над уровнем земли и подложить подручные материалы сразу под все колеса, то есть, таким образом процедура сокращается по длительности в четыре раза. При этом существует возможность поднять в воздух сразу два колеса вашего автомобиля. Также хай джек может исполнять роль лебедки, то есть, при помощи данного устройства можно тянуть автомобиль на необходимые расстояния. Правда в этом случае вам понадобится также трос или стальная веревка.
В общем, подытожив, можно сказать, что хай джек – это мощное устройство, которое способно выполнять разом несколько функций и которое просто незаменимо для обладателей внедорожных автомобилей при их эксплуатации в трудных дорожных условиях.
«Какой хай джек выбрать? » — вот самый закономерный вопрос, который возникнет у внимательного читателя, который обратит внимание на то, что наш разговор пока что не касался марок этого устройства. Собственно говоря, такой вопрос, по сути, не стоит перед потребителем, поскольку выбрать хай джек достаточно просто по причине небольшого ассортимента предлагаемых моделей для выбора. На сегодняшний день существует только две основные модели хай джека, которые все производятся в Северной Америке. Это американский «Хай лифт» и канадский «Жаккаль». Технические характеристики американского хай джека – 107/122/152 сантиметра, а канадского – 122/152 сантиметров. Американский хай джек способен по своим техническим и подъемным характеристикам справиться с автомобилем весом до двух тонн и может поднять такой вес на почти метровую высоту. В принципе, такими же характеристиками подъема обладает и устройство канадского производства. Основная же и принципиальная разница заключается в тех материалах, из которого изготовлены данные механизмы. В некоторых моделях в конструкции имеется только рейка или только опорный башмак, а в некоторых имеется и то и другое. Самая популярная модель, которая и заслуживает большего внимания, изготавливается полностью из чугуна, данный вид материала может обеспечить долговременное использование и надежную эксплуатацию. Правда при этом такой тип хай джека весит достаточно много для подобного устройства. Но разве можно совсем обойтись без недостатков, а если это и недостаток, то незначительный. Так, например, «Хай Лифт» поднимает машину практически мгновенно, но в таком случае автомобиль будет находиться в состоянии крайней неустойчивости, что попросту опасно. При этом с каждым махом рукоятки рейка приходит во вращательно – колебательное положение, при котором может запросто повредить автомобиль. Этого можно избежать, равно как и деформации опорного башмака, следующим образом. Достаточно просто подложить под башмак плоскую плотную дощечку. В отличае от «Хай джек», выбрать «Хай Лифт» надо скорее для подъема автомобиля за край.
И все-таки выбор многих автолюбителей сводится к хай джеку американского производства, который может обеспечить те технические характеристики, которые тяжело выполнить канадскому «Жаккаль». Хотя вообще такой выбор зависит от многих факторов и здесь нельзя целиком полагаться на опыт посторонних людей, лучше изучить внимательно технические характеристики вашего автомобиля и сравнить их с характеристиками хай джека, который вы намерены выбрать. Также обратите внимание на уровень безопасности, который способен вам предоставить тот или иной механизм. По этим критериям и делайте окончательный выбор.
Особенности использования хай-джеков
Хайджек – это то, что в первую очередь приобретает автовладелец, который решил стать джипером. И это неслучайно! По сути, он приобретает надежный и недорогой способ вытащить застрявший автомобиль. Что скрывается за словом хайджек (он же — хай джек и хай-джек)? Известно 3 теории происхождения названия. Согласно первой, оно восходит к английскому hijack, что означает грабить или угонять. Согласно второй – образовано от сочетания, которое переводится как «высокий домкрат». Последняя версия отсылает к названию торговой марки Hi-Lift Jack. Именно так после нескольких экспериментов решил называть «домкрат овцевода» его создатель Philip John Harrah в начале ХХ столетия. Основное назначение инструмента – высоко поднимать застрявшее авто. Для спасения «железного коня» применяется несколько способов:
1. Поддомкрачивание за силовые элементы.
Наиболее очевидный способ. Однако штатные силовые детали, за которые положено джетиться даже у транспортных средств высокой проходимости встречаются все реже.
2. Подъем за колесо с использованием Lift Mate.
Надеваем Lift Mate на «клюв» хай-джека, зацепляем его крюки на стропах за верхние отверстия в диске, упираем корпус в покрышку и после этого можно начинать подъем. Однако, если авто сидит в колее, то потребуется также выкапывать рядом с колесом яму под «пятку» домкрата, в противном случае, конструкцию нельзя установить. Подбирая Lift Mate, отдавайте предпочтение моделям с прорезиненными крючками.
3. Зацеп за несущие детали под бампером, применяя Bumper Lift
Когда нужно поднимать машину за кузов, в частности, для смены колеса, а бампера вес авто не выдерживают и джекиться под них нельзя, то советуют воспользоваться отдельным аксессуаром Bamper Lift. Данное приспособление включает несколько элементов: насадку на клюв домкрата, цепь и крюк, позволяющий зацепиться за силовые элементы, расположенные под бампером. Приобретая Bamper Lift, обратите внимание на обозначенную на нем допустимую нагрузку. Она отличается от грузоподъемности хай-джека, как правило, ниже и достигает 1300 – 1500 кг.
4. За фаркоп посредством подцепления через переходник.
Если на авто установлен фаркоп, то поднимать машину хай-джеком за него рекомендованней и удобнее, чем за буксировочную проушину, но также очень опасно. Незначительный перекос и равновесие будет утрачено.
5. Хайджек в качестве лебедки.
Один конец – как правило, окончание рейки — через цепь (трос) цепляем к дереву или иному якорю. На клюв хай-джека закрепляем звено такелажной цепи, которая присоединена к застрявшему «железному коню».
Прошли времена, когда автовладельцу предлагалось всего 2-3 варианта хайджеков. При этом марка не имеет значения. Продукцию именитых брендов «бессовестно» подделывают, тогда как малоизвестный производитель предлагает весьма достойную продукцию. Сначала необходимо решить, где вы будете перевозить свой реечный домкрат. Если внутри авто, то выбор ограничивается общей длиной, которая не должна превышать собственно ширину транспортного средства. Если у вас в машине имеется ящик под задним сиденьем, то это наиболее подходящее место для перевозки приспособления и, следовательно, он должен туда помещаться. Следующий параметр подбора — высота подъема транспортного средства. Под оторвавшимся от земли колесом должно иметься не меньше 15 см, чтобы поместить сэнд-трак или доску. Но учитывайте, что на мягких грунтах хай-джек даже с дополнительной подставкой погружается в землю еще на 10-15 см.
Третий параметр выбора – конструкция. На верхней части рейки непременно должен присутствовать еще один «клюв», поворотный или переставляемый в обратное положение. Его присутствие позволит применять хай-джек как струбцину, тиски или при необходимости что-то разжать. Ручка домкрата должна сниматься, а механизм должен быстро отмываться без разборки.