Реле автомобильные: Автомобильные реле: как устроены, как их выбирать и проверять

Автомобильные реле: как устроены, как их выбирать и проверять

  • Главная
  • Статьи
  • Автомобильные реле: как устроены, как их выбирать и проверять

Автор: Евгений Балабас

Машины год от года становятся все умнее – они уже самостоятельно вращают рулем, меняют жесткость подвески, делают водителю массаж пятой точки и многое другое… Однако конечный исполнительный механизм большинства электрических цепей автомобиля, скромная «рабочая лошадка» – это реле, практически не изменившее свою конструкцию аж с 1831 года, когда впервые было изобретено… Что обычному автовладельцу полезно знать о реле?

Как устроено и применяется реле

Как известно, габариты и мощность выключателя, коммутирующего мощную нагрузку, должны этой нагрузке соответствовать. Нельзя включить такие серьезные потребители тока в автомобиле, как, скажем, вентилятор радиатора или обогрев стекла крошечной кнопочкой – её контакты просто сгорят от одного-двух нажатий. Соответственно, кнопка должна быть крупной, мощной, тугой, с четкой фиксацией положений on/off. К ней должны подходить длинные толстые провода, рассчитанные на полный ток нагрузки.

Но в современном автомобиле с его изящным дизайном интерьера места таким кнопкам нет, да и толстые провода с дорогостоящей медью стараются применять экономно. Поэтому в качестве дистанционного силового коммутатора чаще всего применяется реле – оно устанавливается рядом с нагрузкой или в релейном боксе, а управляем мы им с помощью крошечной маломощной кнопочки с подведенными к ней тоненькими проводками, дизайн которой легко вписать в салон современной машины.

Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь.

В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.

Обратите внимание, что на нижеприведенной картинке у реле с переключающей контактной тройкой рабочие контакты пронумерованы. Пара контактов 1 и 2 называется «нормально замкнутые». Пара 2 и 3 – «нормально разомкнутые». Состоянием «нормально» считается состояние, когда на обмотку реле НЕ подано напряжение.

Наиболее распространенные универсальные автомобильные реле и их контактные выводы со стандартным расположением ножек для установки в блок предохранителей или в выносную колодку выглядят так:

Герметичное реле из комплекта нештатного ксенона выглядит иначе. Залитый компаундом корпус позволяет ему надежно работать при установке вблизи фар, где водяной и грязевой туман проникают под капот через решетку радиатора. Цоколевка выводов – нестандартная, поэтому реле комплектуется собственным разъемом.

Для коммутации больших токов, в десятки и сотни ампер, используют реле иной конструкции, нежели описанные выше. Технически суть неизменна – обмотка примагничивает к себе подвижный сердечник, который замыкает контакты, но контакты имеют значительную площадь, крепление проводов – под болт от М6 и толще, обмотка – повышенной мощности. Конструктивно эти реле сходны со втягивающим реле стартера. Применяются они на грузовых машинах в качестве выключателей массы и пусковых реле того же стартера, на разной спецтехнике для включения особо мощных потребителей. Нештатно их используют для аварийной коммутации джиперских лебедок, создания систем пневмоподвески, в качестве главного реле системы самодельных электромобилей и т.п.

К слову, само слово «реле» переводится с французского как «перепряжка лошадей», и появился сей термин в эпоху развития первых телеграфных линий связи. Малая мощность гальванических батарей того времени не позволяла передавать точки и тире на дальние расстояния – все электричество «гасло» на длинных проводах, и доходившие до корреспондента остатки тока были неспособны шевельнуть головку печатающего аппарата. В результате линии связи стали делать «с пересадочными станциями» – на промежуточном пункте ослабевшим током активировали не печатающий аппарат, а слабенькое реле, которое уже, в свою очередь, открывало путь току из свежей батареи – и далее, и далее…

Что нужно знать о работе реле?

Напряжение срабатывания

Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит. Так что 12 вольт – это условный номинал. Хотя реле от 24-вольтовой грузовой машины в 12-вольтовой сети не заработает – тут уж разница слишком велика…

Коммутируемый ток

Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.

Нумерация выводов

Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».

Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.

Материал и тип выводов

Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.

Плюс и минус питания

Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.

В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод – тут уже полярность важна.

Реле с диодом параллельно катушке

Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.

Как правило, внутри электронных узлов эти диоды уже есть, но иногда (в особенности в случае различного допоборудования) требуется реле со встроенным внутри диодом (в этом случае его символ маркирован на корпусе), а изредка применяется выносная колодка с диодом, припаянным со стороны проводов. И если вы устанавливаете какое-то нештатное электрооборудование, нуждающееся, согласно инструкции, в таком реле, требуется строго соблюдать полярность при подключении обмотки.

Температура корпуса

Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Такое случается чаще всего в неудачных экземплярах реле российского и китайского производства, у которых плоскости контактов порой не параллельны друг другу, контактная поверхность из-за перекоса недостаточна, и при работе идет точечный токовый разогрев.

Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предупредить такую проблему не совсем реально.

Проверка реле

При ремонте неисправное реле обычно временно подменяют исправным, а затем заменяют на аналогичное, и дело с концом. Однако мало ли какие задачи могут возникнуть, к примеру, при установке дополнительного оборудования. А значит, полезно будет знать элементарный алгоритм проверки реле с целью диагностики или уточнения цоколевки – вдруг попалось нестандартное? Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.

Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).

На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.

Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.

Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.

практика

 

Новые статьи

Статьи / История Шестнадцать цилиндров для BMW: почему двигатель BMW V16 Goldfisch так и не стал серийным Противостояние двух ведущих немецких автогигантов BMW и Mercedes началось еще в середине семидесятых, когда появилась первая «семёрка» BMW, ставшая конкурентом первому S-классу с индексом W. .. 271 0 2 22.04.2023

Статьи / Обзор Туда, где нет дорог, но есть электричество: обзор Jetour T3 Часто возникает вопрос: зачем китайцы так усиленно плодят новые бренды? Зачем компании Chery столько суббрендов: Omoda, Exeed, а теперь ещё и Jetour? Оказывается, всё дело в непростой китайс… 729 1 0 21.04.2023

Статьи / Обзор Поперёд батьки: обзор нового Lexus LM С первым поколением своего люксового минивэна Lexus изрядно опоздал. Японцы долго думали, глядя на то, как Buick завоевывает сегмент комфортабельных шаттлов на гигантском китайском рынке, а. .. 811 1 3 21.04.2023

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв 30 лет рабства: тест-драйв ГАЗ-53 Точнее было бы написать «тест-драйв ГАЗ-САЗ-3507 на шасси ГАЗ-53-14», но это слишком сложно. А вот просто ГАЗ-53 узнает каждый, кто успел выпить стакан  газировки за одну копейку (с сиропом… 9675 9 784 09.12.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Любителям Volvo, по цене Volvo: тест-драйв обновленной Geely Tugella Впервые с Geely Tugella мы познакомились ровно два года назад, в ноябре 2020. За эти два года флагманский кроссовер нашел свою, пусть и небольшую, аудиторию, заработал определенную репутацию.

.. 8532 3 864 29.11.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 7715 8 9 07.04.2023

Реле автомобильные в Липецке: 2410-товаров: бесплатная доставка [перейти]

Партнерская программаПомощь

Липецк

Каталог

Каталог Товаров

Одежда и обувь

Одежда и обувь

Стройматериалы

Стройматериалы

Текстиль и кожа

Текстиль и кожа

Здоровье и красота

Здоровье и красота

Детские товары

Детские товары

Продукты и напитки

Продукты и напитки

Электротехника

Электротехника

Дом и сад

Дом и сад

Мебель и интерьер

Мебель и интерьер

Промышленность

Промышленность

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство

Все категории

ВходИзбранное

Реле стеклоочистителя ВАЗ-2108 с регулировкой паузы, Энергомаш Код: 191292, Бренд: Энергомаш

В МАГАЗИН

Реле времени РЕГТАЙМ1-12-(60-600) (для вкл/выкл устройств на 60-600с), Энергомаш Код: 177067,

В МАГАЗИН

Реле задних противотуманных фар ВАЗ-2110, 23. 3777. (148) 21140-3747610-00 Код: 68706

В МАГАЗИН

09865 Реле Света 24v/50a/4 Конт. Аналоги Febi арт. 09865 Вес, кг: 0.032

В МАГАЗИН

Реле Поворотов Ваз 2108-15,Газ (Пенза Ромб) 490.3787 Ромб арт. 4903787 Вес, кг: 0.02, Объем, л:

В МАГАЗИН

Реле времени РЕГТАЙМ2-12-(0-60) (для вкл/выкл устройств через 0-60с) (175), Энергомаш Код: 217870,

В МАГАЗИН

Реле-Регулятор Ваз 2110,Газ Дв.406 (Энергомаш) 611.3702-01 Энергомаш арт. 611370201

В МАГАЗИН

Реле стеклоочистителя ВАЗ-2101 ( РС 514) 80.3777 Код: 197049

В МАГАЗИН

Реле Поворотов Ваз 2108-15,Калина, Газ И Авар.Сигн.(Энергомаш) 712.3777 Энергомаш арт. 7123777

В МАГАЗИН

Реле 4-х контактное (аналог 90. 3747-10), Энергомаш Код: 236431, Бренд: Энергомаш

В МАГАЗИН

3747блок12 вконтактовх контактное 12в

Реле-Регулятор Ваз 1118-19 (Энергомаш) 849.3702 Энергомаш арт. 8493702

В МАГАЗИН

Реле поворота ЗИЛ,УАЗ,ПАЗ (аналог РС950) Код: 269424

В МАГАЗИН

Реле поворотов ВАЗ-2108 (для светодиодов), 12V , Энергомаш Код: 160712, Бренд: Энергомаш

В МАГАЗИН

Реле времени РЕГТАЙМ1-12-(0-60) (для вкл/выкл устройств на 0-60с), Энергомаш Код: 185684, Бренд:

В МАГАЗИН

Реле 5 контактное 12V универсальное с кроншт., Энергомаш Код: 232236, Бренд: Энергомаш

В МАГАЗИН

Реле поворотов ВАЗ-2108 н/о (3 конт.) 21080-3747010, Энергомаш Код: 117196, Бренд: Энергомаш

В МАГАЗИН

Реле 5 контактное 24V 20А/10А с ух. 901.3747 Код: 152707

В МАГАЗИН

Реле ВАЗ-1118 5 контактное 12V 10A/20A, Энергомаш Код: 65975, Бренд: Энергомаш

В МАГАЗИН

Реле контроля температуры Код: 245062, Бренд: Энергомаш

В МАГАЗИН

Реле света РС527 ВАЗ-2101 РС 527 Код: 4007

В МАГАЗИН

Реле стартера ГАЗ-3110, 70А, ТОЧМАШ 3110-374710 Код: 177635

В МАГАЗИН

Реле света ГАЗ-3110 77.3777 Код: 179937

В МАГАЗИН

Реле поворота ВАЗ-2101 Пенза. Код: 227051

В МАГАЗИН

Реле стеклоочистителя УАЗ Патриот н/о РС-526 12V 526.3747-05, АВАР Код: 329208, Бренд: АВАР

В МАГАЗИН

Реле ВАЗ-1118 5 контактное электромагнитное 38.3787-01, Энергомаш Код: 236473, Бренд: Энергомаш

В МАГАЗИН

Реле контроля напряжения, Энергомаш Код: 185688, Бренд: Энергомаш

В МАГАЗИН

Реле контроля исправности ламп ВАЗ-2110 65. 3787 Код: 67931

В МАГАЗИН

2 страница из 66

Авто-мото-велотехникаАвтомобильные электрооборудование и приборыАвтомобильная электроникаРеле автомобильные

Что такое автомобильное реле? | OMRON Electronic Components

Автомобильные реле поставляются с конструкцией, производством и структурой качества, которые соответствуют системе обеспечения качества, установленной каждым производителем, с учетом установки в транспортных средствах.

Существуют съемные типы, которые крепятся непосредственно к транспортному средству, например, в машинном отделении, и типы с печатными платами, которые устанавливаются на плату производителя устройства.

Вставное реле

Сменные реле типа с язычковыми клеммами для непосредственного подключения к автомобильному разъему или релейному БЛОКУ.

Реле для печатных плат

Это относится к типу, устанавливаемому на печатной плате производителя агрегата, и после установки невозможно заменить реле отдельно.

Типы автомобильных реле

Чтобы справиться с различными приложениями, установленными в транспортных средствах, мы разработали несколько внешних форм и спецификаций, подходящих для каждого приложения.

PDF

Вставное реле

Реле для печатной платы

  • Линейка более компактных продуктов, отличных от типа H-Bridge, которые могут нормально и реверсивно управлять двигателем.
  • Выстроить реле для печатных плат, которые могут заменить съемные реле

Схема автомобильного реле

Одинарный тип Существует два типа контактных структур: SPST и SPDT.
Двойной тип Это реле с уменьшенным количеством этапов монтажа за счет использования одного реле в одном корпусе.
H-образные мосты Два одиночных реле SPDT упакованы в один корпус, а реле N.O. клеммы и клеммы Н.З. двух одиночных реле являются общими, так что реле подходит для цепей привода двигателя.

Примеры применения автомобильных реле

PDF

PDF

Примечание о продаже автомобильных реле и использовании каталога

  1. Продажа для автопроизводителей и компаний, связанных с автомобилестроением

    Omron и производители автомобилей или компании, связанные с автомобилестроением, подтверждают технические характеристики реле и фактические условия использования для безопасного использования реле. Тесты включаются при необходимости.
    Компания Omron не может продавать или давать гарантию на наши автомобильные реле, пока мы не завершили заключение контрактов со спецификацией продукции.

  2. Продажа НЕ для автопроизводителей или компаний, НЕ связанных с автомобилестроением, а также для индивидуальных клиентов

    По сути, компания Omron не может продавать наши автомобильные реле НИКАКИМ автопроизводителям или компаниям, НЕ связанным с автомобилестроением.
    Omron в основном не может поддерживать отдельных клиентов.

  3. Меры предосторожности для всех автомобильных реле

    Если вы планируете использовать наши автомобильные реле или посмотреть наш каталог, пожалуйста, заранее ознакомьтесь с нашими мерами предосторожности для всех автомобильных реле.

Ссылка на меры предосторожности для всех автомобильных реле
Общие меры предосторожности для реле питания постоянного тока

Поиск продуктов

Поиск по перекрестным ссылкам Поиск по решениям

Поиск информации о поддержке

Поиск по часто задаваемым вопросам Поиск по снятию с производства продукта

Автомобильные реле | Гонки на высшем уровне

Результаты 1–25 2000 г. +

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 23 октября 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 4 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 5 мая 2023 г.

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: Среда, 26. 04.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 10 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 4 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 4 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 4 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 10 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 10 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 15 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 16 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 29 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 10 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 27 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 22 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: Среда, 26.04.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: Вторник, 25. 04.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 29 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 1 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 29 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 15 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 4 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 16 мая 2023 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *