круглый стол экспертов в Екатеринбурге
За последние два года продажи легковых автомобилей в России рухнули в три раза — с 1,5 млн штук в год до 600 тыс. С началом специальной военной операции РФ на Украине и уходом большинства западных и ряда южнокорейских брендов произошла серьезная переориентация — главными акторами рынка стали китайские производители. Своими взглядами на проблемы рынка, инструменты негосударственной поддержки, перспективы и планы на 2023 год уральские представители автобизнеса поделились в четверг, 9 марта, на круглом столе «Прошлое и будущее авторынка», организованном изданием «Деловой квартал». Краткий конспект — в материале ЕАН.
2022 год стал временем реального коллапса авторынка России. По сути, начало СВО и последовавшие события опровергли старый тезис о том, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения, по крайней мере, относительно новых машин. Главная примета времени, помимо выросшего в среднем на 17 % ценника, — резкое сужение географии автобрендов, представленных на Урале. По словам руководителя отдела продаж автосалона Electrocars Андрея Гука, если сравнивать доли рынка на декабрь 2022 года с аналогичным показателем декабря 2021 года, прослеживается кратное снижение долей у производителей из «недружественных» стран.
«В декабре 2021 года «европейцы» занимали 28 % рынка новых автомобилей, годом позже — 7,9 %, южнокорейские производители, бывшие в числе лидеров годом ранее, сократили свою долю ровно вдвое — с 22 % до 11 %», — рассказал Гук.
На этом фоне значителен рост доли китайского автопрома. Продажи автомобилей из Поднебесной выросли с 9,8 % в декабре 2021 года до 37 % в декабре 2022 года.
Директор по продажам и маркетингу сети автоцентров «Восточный ветер» Алексей Кишеев отметил, что главной характеристикой 2022 года стала общая деградация спроса на автомобили.
«Все привычное ушло, ему взамен пришел Китай. При всем многообразии выбора марок и моделей география автобрендов в масс-маркете сузилась, по данным февраля 2023 года, фактически до таких параметров: 40 % — Россия, 40 % — КНР. Оставшиеся 20 % — это и остатки Европы, Америки, Японии, Кореи 2021 года. Добавьте сюда еще российско-китайскую продукцию. Это «Москвич», это Evolute, которые очень трудно объективно отнести к конкретной стране. Официально мы говорим, что это Россия, а фактически — во многом Китай»,— признает Кишеев. Топ-менеджер «Восточного ветра» отметил и специфику китайского автобизнеса.
«Производители из Поднебесной не заинтересованы в стимулировании потребительского интереса. При тех огромных объемах производства они работают с потребителем, который уже принял решение приобретать конкретный автомобиль.
Привычный к европейской модели формирования — с огромным количеством маркетинговых инструментов, бонусов и фишек — российский рынок начал деградировать», — подчеркнул Кишеев.
Он не исключает, что китайцы «дозреют» до начала маркетинговой стимуляции спроса, но полагает, что это вопрос далекого будущего.
«В КНР более 120 марок различных автомобилей, «родственников», «сынков» и «дочек» самых разных марок. Но в связи с немаркетинговой историей, немаркетинговым поведением производителей из КНР приход новых марок из Поднебесной не дает увеличения спроса», — сообщил главный продажник «Восточного ветра».
Эксперт отметил также и отличительную особенность автомобилей из КНР. По его мнению, «китайцы» и привычная россиянам эргономика — очень далекие понятия.
«Производители Поднебесной не заморачиваются совершенствованием модели под конкретный рынок. Принцип «работает — не тронь» — отличительная особенность формирования модельного ряда китайских авто в масс-маркете. Но нужно помнить, что средний рост россиянина — около 175 см, а в КНР — 160 — 165 см. И эти 10-15 см играют ключевую роль. Машины неудобны», — рассказал Алексей Кишеев.
С учетом деградации спроса в масс-маркете на новые автомобили отмечается значительный рост в сегменте подержанных автомобилей. По данным управляющего директора департамента автокредитования Росбанка Елены Гердт, после относительной стабилизации финансовой политики Центробанка (ключевая ставка Банка России с июня 2022 года — ниже 10 %) в этом сегменте потребительский интерес кратно возрос. Объясняется это в том числе сохраняющимся недоверием отечественных потребителей к китайским автобрендам.
«Исходя из этого недоверия, подкрепляясь и неудобной эргономикой, о которой говорил коллега, происходит масштабная переориентация на знакомые европейские марки, только подержанные», — рассказала Гердт.
Кроме того, по ее словам, за минувший год средний срок владения автомобилем вырос до 14 лет. В допандемийном 2019 году этот показатель варьировался в районе 6 лет. Как следствие, банки начали пересматривать свои кредитные программы, внедряя продукты для «возрастных» автомобилей.
Что касается «параллельного импорта», здесь помимо высокого ценника возникает масштабная проблема с обслуживанием автомобилей. Современные европейские автопроизводители стремятся минимизировать возможности локализации узлов автомобилей. Как отмечают эксперты, многие узлы не допускают применение китайских аналогов. В результате даже при наличии финансовой возможности покупателя сроки поставки оригинальных запчастей в Россию могут растягиваться на месяцы.
«Как следствие, на время ожидания запчастей автомобиль становится украшением парковочного пространства», — отметили спикеры круглого стола.
В заключение эксперты высказали предположения о перспективах авторынка в 2023 году. Абсолютно все участники круглого стола отметили, что геополитический фактор и дальнейший ход событий в зоне СВО будут иметь ключевое значение в развитии ситуации на авторынке. Прогнозировать сценарии в случае обострения геополитической ситуации бессмысленно, поэтому, ориентируясь на предположение, что ситуация сохранит свое текущее развитие, автодилеры предположили, что прогноз по продажам автомобилей в 2023 году будет варьироваться в районе 650 тыс. новых машин.
Топ-менеджер «Восточного ветра» Алексей Кишеев оказался самым оптимистичным. Он полагает, что это число достигнет 800 тыс. авто.
«В любом случае 2023 год станет переломным в автобизнесе. Ему предстоит искать новые, по-настоящему эффективные ходы и инструменты для собственного выживания», — заключили эксперты.
Артем Рябов
покупаем подержанные автомобили до 500 000 рублей — Российская газета — time.news
С точки зрения авторынка 2021 год можно охарактеризовать одним словом — дефицит. Нехватка автомобилей привела к резкому росту цен и дилерскому диктату. Неудивительно, что столько автовладельцев пересели с новых автомобилей на подержанные, в результате чего достойные экземпляры за хорошие деньги были сметены буквально за пару месяцев. К концу 2021 года приличный подержанный автомобиль должен быть буквально пойман. Конечно, вслед за новыми автомобилями выросли и цены на автомобили «подержанные», так что мониторинг, который мы проводили год назад, можно смело обновлять. Мы смотрим, можно ли купить что-то достойное, имея в кармане не более 500 000 рублей.
Традиционно слово «достойный» в нашем понимании имеет специфические характеристики: возраст – не более 10 лет, пробег – не более 100-120 тыс. км, юридическая чистота и подтвержденная история обслуживания.
При всем уважении к прогрессу отечественного автопрома, в 2022 году все же хочется продолжать ездить на иномарке. Также крайне желательно, чтобы у машины был один-два заботливых хозяина, а не гуляло «по рукам». В общем, купить и особо не думать, что с ним теперь делать.
Результат одновременно порадовал и разочаровал. Положительной тенденцией является то, что предложений на рынке в январе 2022 года было заметно больше, чем в конце 2021 года. То есть есть хоть какой-то выбор по моделям, количеству опций и, главное, ценам. Ну и негативная тенденция связана со стоимостью: если еще год назад за 500 000 рублей можно было смело рассчитывать на европейскую иномарку «гольф-класса», то теперь уровень автомобиля придется понизить до B B+ сегмент, и смотреть на солидные автомобили или кроссоверы с увеличительным стеклом. Так. 9
Datsun on-DOmi-DO
Фото: скриншот с сайта auto.ru
Да-да, конечно, понятно, что Датсун не имеет никакого отношения к иномаркам, но формально имеет. Кроме того, представители компании Nissan, в собственности которой находилась марка Datsun, в свое время заявляли, что над доработкой «Гранты» и «Калины» действительно работали японские специалисты, которые подтягивали гайки и подтягивали хомуты, чтобы автомобиль все-таки отличался от продукции АвтоВАЗа.
В любом случае Datsun на сегодняшний день – это единственная возможность за 400-500 тысяч рублей купить очень свежий 3-5 летний автомобиль с минимальным пробегом в более-менее приличной комплектации, главным козырем которого будет… автоматическая коробка передач! Именно широкий выбор версий с автоматом позволяет придать Datsun статус первого автомобиля в семье. Ну а все недостатки вазовского происхождения, как обычно, компенсируются относительной дешевизной ремонта и доступностью запчастей.
Renault Logan Sandero
Фото: скриншот от Auto.ru
Год выпуска: 2012-2016
МЕЛЕГ: 60-100 тысячи км
Двигатель: 1.6, Manual/Automatic
. Главный «пересадчик» россиян на иномарки в очередной раз спасает ситуацию на отечественном авторынке. Простой и неубиваемый LoganSandero не так сильно подорожал во время пандемии, а потому остался одной из самых востребованных иномарок.
Есть одна проблема: если раньше за 450-500 тысяч рублей можно было выбрать модель второго поколения, то теперь предпочтение придется отдать рестайлинговым версиям первого поколения. Встречаются и актуальные версии «Логана», но в основном в самых простых «такси» версиях с двигателем мощностью 82 л.с. Ну а про автомат и приличную комплектацию придется забыть — за 500 тысяч такой «Логан» сейчас купить практически невозможно.
Nissan Almera
Фото: скриншот с сайта auto.ru
Год выпуска: 2013-2017
Пробег: 70-100+ тыс. км
Двигатель: 1.6, механика/автомат
Основная альтернатива японскому «Логану». Кузов Ниссан Сильфи японцы натянули на тот же Логан первого поколения, в результате чего получился уникальный автомобиль почти на С+ по габаритам, а по цене чуть дороже продукции отечественного автопрома.
Да про лоск внутренней отделки и современные опции можно и не вспоминать – все дешевле начала 2000-х некуда, но просторный салон, большой багажник, кондиционер и даже иногда автомат можно найти в Ниссан Альмера. Прибавьте сюда выносливость «Логана», а также достаточно свежие экземпляры, и вы получите простой неприхотливый автомобиль на каждый день за не очень большие деньги. Главное не нарваться на бывшее такси со скрученным пробегом.
Chevrolet Aveo II II Lacetti Cobalt
Фото: скриншот от Auto.ru
Год выпуска: 2012-2014
Пробег: 80-100 тысяч км
Двигатель: 1,4, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5, 1,5 тысячи. /автомат
Когда-то один из лидеров российского рынка – Chevrolet – оставил по сей день хорошее наследие недорогих моделей.
Да, все они не блещут породистыми ходовыми качествами, особой добротностью и качеством, но отличаются практичностью, недорогим обслуживанием и хорошим комфортом. И, например, Aveo II тоже неплохо выглядит. До 500 000 рублей можно найти последние остатки хорошей рабочей лошадки Lacetti, а также практичный седан Cobalt, встречающийся даже с автоматом. В общем, если вам категорически не нравится мужицкий «Логан» или «Альмера» на его базе, вам прямая дорога в Шевроле.
Skoda Fabia II
Фото: скриншот от Auto.ru
Год выпуска: 2012-2014
Мемкость: 80-100+ тысяча км
Engine: 1.2, 1.4, Mehanics
. Если вы хотите не более чем за полмиллиона полноценную иномарку, созданную европейцами для европейцев, то, в первую очередь, вам нужно обращаться в Skoda.
За указанную сумму уже сегодня можно выбрать достойный экземпляр Фабии второго поколения – это очень практичный и вместительный городской автомобиль с породистыми ездовыми повадками. Правда, рассчитывать придется на 10-летние и только самые базовые версии с задорным, но слабым мотором 1.2 на 70 лошадей. Изредка можно встретить и чуть более богатые версии — 1.4, но большинство таких вариантов имеют пробег в 100 тыс. км.
В любом случае придется смотреть на техническое состояние внимательно — Fabia пользовалась спросом в корпоративных парках. За указанную сумму смело исключается автомат, который шел только с двигателем 1.6 – такие версии Fabia сегодня стоят под 600 тысяч рублей.
Opel Corsa
Фото: скриншот от Auto.ru
Год выпуска: 2012-2013
Пробег: 90-100+ тысяча км
Engine: 1.0, 1.2, MehainicsROT
Engine: 1.0, 1.2, MehainicsROT Engine: 1.0, 1.2, MehainicsROT .0016Прямой конкурент Skoda Fabia от Opel – один из самых популярных автомобилей среди прекрасной половины человечества, ведь на рынке достаточно хэтчбеков в шикарных цветах.
Правда, все они, как правило, не раз красились и с пробегом 100 тыс. км, учитывая, что Опель не эталон немецкой надежности. Еще один важный нюанс – «Корсу» можно выбрать с роботом вместо механики, но нужно помнить, что трансмиссия EasyTronic крайне капризна и неудобна в использовании. Но в целом, если проверить техническое состояние, тоже один из лучших городских вариантов.
Renault Meganpegugeot 308citroen C4opel Astra
Фото: скриншот от Auto.Ru
Год выпуска: 2012
Месте: 100+ тысяч
. абсолютно не подходит, можно охотиться за полноценным европейским «гольф»-классом, который из-за срочности продажи иногда попадается в хорошем состоянии.
В первую очередь нужно следить за французами. Хорошая новость для тех, кто боится покупать Peugeot или Citroen – к 2012 году концерн PSA преодолел практически все проблемы с двигателем 1.6 EP6 и его древним автоматом AL4, который получил новый блок управления и стал называться AT8.
Так что модели 308 и С4, если, конечно, не были убиты и намотаны на столб за 10 лет, вполне могут еще послужить. Это же касается и Рено Меган, в котором нужно внимательно смотреть за состоянием вариатора. Если повезет, за полмиллиона на рынке можно встретить и Opel Astra H в самых базовых комплектациях. Тоже достойный представитель класса, но только с МКПП.
Проверка истории обслуживания и состояния кузова на все автомобили строго обязательна, так как 500 тысяч рублей на все эти автомобили ниже рыночной цены, а значит должна быть причина для демпинга.
Россия заявляет, что выплатила внешний долг в долларах в рублях на фоне опасений дефолта
МОСКВА: Россия заявила в среду, что была вынуждена производить выплаты по внешнему долгу по долларовым облигациям в рублях, что нанесло новый удар по ее попыткам избежать суверенный дефолт на фоне беспрецедентных санкций Запада из-за конфликта в Украине. Объявление было сделано на 42-й день военной кампании России в прозападной Украине, когда тысячи людей были убиты и более 11 миллионов перемещены в качестве беженцев или внутри страны в результате самого серьезного кризиса беженцев в Европе со времен Второй мировой войны.
Запад обрушил на Россию изнурительные санкции после того, как 24 февраля президент Владимир Путин ввел войска в Украину. В среду США и ЕС готовили новые санкции после того, как президент Украины Владимир Зеленский показал Совету Безопасности ООН душераздирающие кадры насилия. Министерство финансов России заявило в среду, что оно было вынуждено выплатить 649,2 миллиона долларов держателям внешнего долга в рублях после того, как банк-корреспондент отказался выполнить платежные инструкции.
«Иностранный банк-корреспондент отказался исполнять поручения по оплате» долга по двум облигациям 4 апреля, говорится в сообщении министерства. «Для выполнения государственных долговых обязательств Российской Федерации, — заявили в Минфине, — оно было вынуждено привлечь российскую финансовую организацию для осуществления необходимых платежей». Минфин не уточнил, был ли принят рублевый платеж. Соединенные Штаты со вторника запретили России производить выплаты по долгу с использованием средств, хранящихся в американских банках, что усилило экономическую боль в Москве. Аналитики говорят, что риск дефолта по долгу растет, а основные рейтинговые агентства понизили рейтинг страны.
«Путин обедняет Россию»
Кремль опроверг предположения о том, что Россия может не выполнить платежи по внешнему долгу.
«У России есть все необходимые ресурсы для обслуживания своих долгов», — заявил журналистам официальный представитель Кремля Дмитрий Песков. «Нет оснований для реального дефолта». Тимоти Эш, стратег по развивающимся рынкам в BlueBay Asset Management, сказал, однако, что России трудно избежать суверенного дефолта. «Путин разоряет Россию на долгие годы, — сказал он в записке для клиентов.«Дефолт может не обрушить российские рынки и экономику немедленно, но будет иметь разрушительные долгосрочные последствия», — сказал он, добавив, что это повлияет на инвестиции, экономический рост и уровень жизни. Россия пропустила выплаты по внутреннему долгу, номинированному в рублях, в 1998 году на фоне более широкого финансового кризиса, но в последний раз объявила дефолт по своему долгу в иностранной валюте в 1918 году, когда лидер большевистской революции Владимир Ленин отказался признать обязательства свергнутого царского режима.
За последние годы Москва накопила около 600 миллиардов долларов валютных резервов, включая золото, в основном за счет продажи нефти и природного газа. Правительство должно около 40 миллиардов долларов в долларах или евро, хотя только половина этой суммы принадлежит иностранным кредиторам — относительно небольшая сумма, учитывая размер экономики и ее нефтяные доходы. Санкции также спровоцировали исход из России сотен иностранных компаний, которые законсервировали свои дочерние предприятия в России или объявили о полном уходе.
Официальные лица США ожидают, что санкции ввергнут Россию, которая в значительной степени зависит от импорта производственного оборудования и потребительских товаров, в глубокую рецессию. Простые россияне готовятся к трудным временам, запасаясь продовольствием и другими припасами по мере роста инфляции. Продажи новых автомобилей в России в марте упали почти на 63 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, как показали отраслевые данные в среду, поскольку россияне стали реже покупать импортные автомобили после падения курса рубля. В прошлом месяце было продано всего 55 129 автомобилей или легких коммерческих автомобилей, что составляет 62,9 процента.