Как покрыть автомобиль лаком — правила нанесения лакового покрытия
Восстановление внешнего вида автомобиля — процедура нелёгкая и в какой-то степени достаточно тяжёлая. По крайней мере, от маляра требуются определённые знания и навыки. С другой стороны, надо отметить, что подобная необходимость порой возникает у некоторых автомобилистов. Приходится принимать решение и браться за инструменты, либо готовить круглую сумму денег, чтобы отдать её мастерам. Так что делать в такой ситуации? Как покрыть автомобиль лаком? Нужно всё сделать так, чтобы результат радовал глаз. И самое главное, чтобы ничего потом не требовалось переделывать. Как уже было сказано, процесс лакирования довольно сложный. Лучше всего, если человек, который берётся за дело, обладает определёнными знаниями в этой сфере. В то же время, несмотря на такие трудности, это вовсе не означает, что нельзя покрыть автомобиль лаком самостоятельно. Главное, правильно подойти к этому.
Подготовка инструментов
Лаки в баллончиках
Подготовительный этап порой оказывается не менее сложным, чем непосредственно покраска и лакирование. От того, как к этому подойти, во многом зависит конечный результат. Итак, на что следует обратить внимание в первую очередь?
Во-первых, понадобится следующее:
- Аэрозольные баллончики со специальным лаком.
- Шлифовальная бумага.
- Бумажный скотч.
- Вспомогательные инструменты, необходимые при покраске.
Бумажный скотч
Основная задача лака – защищать кузов автомобиля и краску от ультрафиолетового излучения и вредного воздействия химических реагентов, которые в большом количестве присутствуют на городских дорогах.
В любом специализированном магазине можно приобрести лак, а также необходимые для работы инструменты. Продавцы-консультанты наверняка дадут несколько полезных советов. Особой сложности непосредственно в выборе лака нет, поэтому не стоит придавать особое значение этому факту.
Начало работы
Вымойте автомобиль
На начальном этапе проводится следующее:
- Мытьё кузова.
- Оклеивание кузова.
- Зачистка рабочей зоны.
- Обезжиривание.
Первоначально стоит обязательно очистить кузов автомобиля от грязи и пыли, для этого достаточно его просто хорошо вымыть. Сразу после этого желательно оставить его не некоторое время в защищённом от пыли месте, до тех пор, пока он не высохнет. В помещении должно быть не слишком холодно (выше 12⁰ C).
Следующий этап — подготовка автомобиля к покраске. При использовании баллончика нельзя предотвратить некоторое распыление. Именно для этого необходим бумажный скотч. С помощью газет или плёнки следует закрыть те части, которые окрашиваться не будут, например, зеркала, стекло, шины, амортизаторы и т.д.
Инструмент для шлифовки и полировки
Необходимо очистить кузов от старого покрытия непосредственно в месте работы. В этом случае следует воспользоваться шлифовальной бумагой (№360 и №600). Во время шлифовки требуется постоянно смачивать поверхность водой.
Обезжириватель
Когда всё будет готово, обязательно обезжирьте поверхность. Для этого можно воспользоваться любой соответствующей жидкостью, главное, чтобы она смогла убрать жир и силикон. Следует очистить зону вокруг обрабатываемого места в радиусе 20 см.
На границе стыка заводского лака и нового покрытия будут заметны наплывы, поэтому нужно всё сделать аккуратно. В этом случае, например, стоит попробовать подогнать лак под ближайшую планку или ребро кузова.
Нанесение лака
Нанесение
Процесс нанесения лака включает несколько шагов:
- Подготовка баллончика.
- Распыление краски.
- Снятие защитной бумаги.
Перед тем как приступать к нанесению лака, необходимо проверить баллончик. Для этого не лишним будет попробовать его работу на любой другой поверхности, благодаря этому можно избавиться от частиц пыли и металла в проводящей трубке. Также необходимо регулярно встряхивать его, чтобы избежать подтекания.
Если вы лакируете большие поверхности, то тогда лучше проводить опрыскивание крестообразно, широкими жестами. В случае с маленькими поверхностями стоит двигаться по спирали. Баллончик следует держать всегда на одинаковом расстоянии: порядка 20–25 см от поверхности. Также необходимо подобрать скорость движения. В противном случае образуются наплывы.
Чтобы не было видно переходов на заводской лак, следует сделать 3–4 перекрывающих слоя. Каждый новый слой должен заходить глубже на первоначальный лак. Перед нанесением каждого нового слоя необходимо выдерживать паузу около 5 минут.
В конце можно отполировать
После того как всё будет сделано, автомобиль оставляется просушиваться. Для ускорения процесса можно использовать специальные лампы, но ни в коем случае нельзя пользоваться вентилятором. Полное высыхание лака занимает порядка 2 дней. Для улучшения эффекта можно провести полировку поверхности.
Если соблюдать эти простые правила и действовать аккуратно, то легко можно добиться желаемого результата своими силами без вмешательства профессионалов и без особых проблем.
Видео
Таким образом может наноситься лак:
Покрытие лаком автомобиля
Покрытие лаком автомобиля является важным этапом при покраске кузова. Лак наносится в последнюю очередь, после нанесения базового покрытия, придаёт глянец и представляет собой защитное покрытие автомобиля.
Перед нанесением финишного покрытия важно правильно смешать компоненты лака и добавить нужное количество разбавителя. Если хотите получить хорошую растекаемость лака, нужно использовать нужное количество и тип отвердителя. Слишком большое количество отвердителя не даст хорошо растечься лаку, даже при достаточном количестве разбавителя. Также, необходимо нужным образом настроить краскопульт.
Если покрываете лаком тем же краскопультом, что и наносили базовый слой краски, то его нужно тщательно промыть растворителем. После этого необходимо хорошо продуть пистолет, нажав на курок, чтобы в нём не оставалось растворителя. Если так не сделать, оставшийся растворитель может сделать пятно на краске (на «металликах» и «перламутрах») при начальном распылении. Также важно, после нанесения базовой краски (особенно «металликов» и «перламутров») подождать около 30 – 40 минут, чтобы она хорошо просохла и чтобы растворитель из лака не действовал на частицы «металлика» и «перламутра» и не создавал полос и пятен.
Не забывайте тщательно покрывать лаком края панелей. Можно уделить этому внимание перед лакированием всей детали, “обрамив” её. Наносится 2 — 3 слоя. Начните с нанесение «туманного» полумокрого слоя. Он наносится быстро и создаёт основу для следующего полноценного слоя. Получается матовый равномерный слой. Уменьшается опасность возникновения подтёков. Если пропустить этот этап и сразу заливать лак мокрым слоем, то, даже если не будет подтёков, лак будет выглядеть немного «отвисшим», как будто-то вот-вот потечёт. Опять же, многое зависит от того, насколько жидко разведён лак. Тонкий матовый слой служит связующим звеном и создаёт хорошую зацепку для последующего лакирования и нанесённый полноценный слой выглядит хорошо.
Итак, после нанесения связующего слоя делается перерыв около 10 минут и «заливается» второй полноценный мокрый слой. Держите пистолет параллельно поверхности, на расстоянии 15 – 25 см. Чем ближе расстояние от покрасочного пистолета до поверхности, тем быстрее его нужно двигать и наоборот, чем дальше расстояние, тем медленнее перемещаете краскопульт. Важно выбрать правильное расстояние, предварительно сделав пробное распыление, и соблюдать его в течение лакирования. Важно, чтобы лак хорошо растекался на поверхности и образовывал равномерное глянцевое покрытие. Делайте перекрытие слоёв на 75%. Начинайте распыление за границей панели, чтобы на окрашиваемую поверхность попадал уже сформированный факел с ровным распыляемым давлением.
Если наносите третий слой, не забывайте про межслойную сушку. В зависимости от температуры окружающей среды это может быть 10 – 15 минут иногда и больше. Растворитель должен успеть испариться из нанесённого слоя до распыления следующего. Не нужно слишком сильно «заливать» поверхность. Вместо одного толстого слоя лучше наносить два тонких.
При нанесении лака на весь автомобиль нужно соблюдать последовательность лакирования панелей кузова. Это необходимо для того, чтобы опыл при лакировании одной панели не налетал на поверхность другой. На появление опыла на уже окрашенных деталях влияет насколько быстро затвердел лак, а также каким краскопультом распыляется лакокрасочный материал. Покрасочные пистолеты с высоким коэффициентом переноса распыляемого материала на поверхность дают минимальное количество опыла.
Печатать статью
Ещё интересные статьи:
Как покрыть автомобиль лаком
Самостоятельно нанести лак на капот своего авто довольно сложно и поэтому с таким делом лучше обратиться к профессионалам, которые имеют в своем арсенале специальное оборудование, а в тандеме с многолетним опытом, вам будет гарантирован лучший результат. Стоит отметить, что наносить лак на кузов можно сразу после его покраски или уже на затвердевшую поверхность. Прежде, чем разобраться во всех тонкостях такой процедуры, необходимо еще раз вспомнить, какими же основными преимуществами обладает лакировка.
Лак, который был нанесен на кузов сразу после его покраски, выполняет несколько очень важных и полезных функций:
- Базовый слой становится более ярким;
- Краска защищена от химических и различных механических воздействий, что может привести к ее повреждению;
- Позволяет в дальнейшем использовать процедуру полировки, что будет поддерживать эффектный вид автомобиля;
- Значительно увеличивает эксплуатационный период всего кузова, тем самым откладывая его ремонт.
Кузов, который не имеет лакового покрытия, выглядит довольно дешево, а его внешний вид не внушает никакой эстетики. Наличие лакового покрытия не только придает автомобилю более выразительный вид, но и способствует хорошей защите базовой покраски и самого кузова. При этом водитель получает возможность несколько раз удалять царапины с кузова своего авто, которые появляются при эксплуатации транспортного средства.
Какой лак лучше использовать?
Не смотря на то, на какое базовое покрытие наносится лак и проводится процедура новичком или профессионалом своего дела, огромную роль играет качество лака. Принято выделять два вида лака – мягкие и лаки, которые имеют в своем составе отвердители. Какой именно вид выбирать — решить довольно сложно. Также стоит отметить, что процедура нанесения каждого вида лака отличается друг от друга.
Важно! Мягкие лаки отличаются своей текучестью, а поэтому требуют более высокого опыта при их нанесении. Если проводить процедуру неумело и использовать мягкие лаки, то можно оставить потеки и неравномерности, которые не приведут ни к чему хорошему.
Такие лаки значительно дольше сохнут, а защитные функции не сильно яркие, но зато такой готовый слой намного проще шлифовать, а поэтому многие автовладельцы отдают предпочтение именно такому виду лака. Наносить лак необходимо будет в 3-4 слоя, что обеспечит лучший результат.
Используя твердый лак, необходимо провести предварительную процедуру подготовки материала. В лак добавляют отвердитель, который значительно увеличивает скорость кристаллизации и делает покрытие более прочным, тем самым увеличивает защитные функции кузова автомобиля. Такой вид лака необходимо наносить в 1-2 слоя, при этом процедура самого нанесения значительно проще.
Также можно отметить глянцевые и матовые покрытия, которые сегодня являются довольно популярными. Лак с матовым эффектом используется для автомобилей, которые имеют темный базовый цвет краски.
Наносить лак на кузов автомобиля, который только был окрашен, довольно сложно. Дело в том, что можно случайно оставить подтеки, которые потом очень сложно устраняются. Такую процедуру лучше всего доверять профессионалам своего дела.
Что касается затвердевшей поверхности, то здесь все намного проще. Такая процедура не может гарантировать столь высокий эстетический эффект, как нанесение лака на только окрашенный кузов. Но как бы там ни было, это позволяет не один раз удалять царапины и тем самым оставлять автомобиль более привлекательным внешне. Тем более значительно увеличиваются и эксплуатационные показатели самого кузова и базового покрытия.
О толщине нанесения автомобильных красок и лаков
Вряд ли кто будет спорить с тем фактом, что чем толще слой лака на автомобиле, тем выше визуальные характеристики лакокрасочного покрытия. Достаточно взглянуть на престижные авто представительского класса, дорогие лимузины или концепт кары… Многие наслышаны о тех неимоверных количествах эмалей и лаков, затрачиваемых при окраске таких автомобилей их производителями или тюнинг-компаниями.
Слой прозрачного лака на кузовах эксклюзивных и дорогих авто может достигать толщины в 300 (!) и более микрон (забегая наперед отметим, что на их серийных собратьях этот показатель обычно не превышает и 60-ти).
В силу этого обстоятельства и некоторых других факторов (в частности, желания произвести как можно более впечатляющий эффект на потенциального покупателя автомобиля, рассчитывая на адекватную толщину его кошелька) в рядах отечественных маляров сформировалось некое заблуждение, упрощенно которое можно описать так: «дополнительный слой лака лишним не бывает!»
И коль недостатка в лаке маляр не испытывает, он начинает лить его не жалея… Мол, что здесь нетехнологичного? Тем более, что остался разбавленный с отвердителем лак, куда его прикажете девать? Да и сорность, порой, большая — запас под полировку нужен.
Конечно, ни о каких трехста микронах здесь речи не идет. Все мы понимаем, что достижение такой толщины возможно лишь при многоразовом чередовании нанесения лака, его сушки, поверхностной шлифовки и нанесения следующих слоев лака. Интересно было бы посмотреть на попытку нанесения покрытия такой толщины за один раз!
Рекомендованная толщина слоя
Для достижения покрытием необходимой механической прочности, его гарантированных декоративных и антикоррозионных свойств, практически все производители ЛКМ дают рекомендации по нанесению прозрачного лака или акриловой эмали толщиной в пределах 50-70 микрометров.
При пневматическом распылении такая толщина достигается за полтора (для HS-материалов) или два (для MS) слоя, поскольку попытка нанести такую толщину за один проход грозит возникновением двух основных дефектов лакокрасочного покрытия: подтеков или вскипания и помутнения лака (хотя из всякого правила есть исключения — однослойные UHS/VHS-материалы).
То есть, в среднем, один рекомендованный слой лака должен равняться примерно 30 микрометрам. Тогда два слоя — 60 мкм, — как раз в пределах нормы. Три слоя — это уже 90 мкм. О чем это говорит?
А о том, что даже если горизонтальные поверхности и смогут пережить такое превышение вполне сносно, но и на них значительно возрастает вероятность вскипания лака. А вскипание, как известно, зараза хитрая — оно сопровождается еще и ухудшением блеска. Сколько потом ни полируй лак, он все равно через некоторое время будет матоветь. А что вы хотели? Молекулярные цепочки сшились некорректно, твердость пропала, а вместе с ней ушел и глянец. Такое явление особенно характерно для дешевых лаков с низким сухим остатком и большим количеством растворителя в составе.
Кроме того, возможны, пусть и незначительные, но не особо радующие глаз наплывы (например по периметру капота).
Во-вторых, на вертикальных элементах избыточная толщина слоя неминуемо приведет к его смещению по всей плоскости, значительно возрастает риск образования подтеков. Но даже если этого и не произойдет, фактура покрытия (шагрень) после высыхании будет хуже, чем при рекомендованном слое.
В-третьих, не надо забывать про межслойную выдержку. Если слоев больше, мы потратим лишнее время на паузу между ними, общее время ремонта увеличивается. А это уже минус.
Но еще хуже, если поторопимся, нанеся дополнительный слой без достаточной выдержки.
Рекомендованные промежутки между слоями ведь зачем нужны? Чтобы дать возможность испариться из слоя высоколетучим растворителям. Попытка нанести последующий слой с недостаточной паузой или без нее приводит к образованию на поверхности большого количества мельчайших пор (то самое «кипение»).
Это — следствие интенсивного выхода большого количества быстрых растворителей, оставшихся в нижнем слое. Покрытие при этом теряет блеск и мутнеет, могут появиться подтеки. Ухудшаются и адгезионные свойства покрытия.
И, наконец, мы затратим значительно больше времени на сушку покрытия такой толщины, дольше высыхая, слой лака впитает больше мусора — отсюда лишние проблемы при полировке. Растворителя в толстом слое останется больше, а твердость его, соответственно, будет ниже.
Да и все равно до 300 микрон еще ох как далеко! Ну, и стоило ли стараться?
Мораль
Только оптимальная толщина слоя лака или эмали обеспечивает хорошую растекаемость, стойкий блеск и высокую прочность покрытия и гарантирует отсутствие дефекта «закипания».
При стандартной толщине пленки лак всегда высыхает быстро и полностью, после чего отлично полируется. А при нанесении слишком толстым слоем любой, даже самый дорогой и технологически «продвинутый» лак будет сохнуть медленнее, хуже полироваться и блестеть, чем самый обычный, но грамотно используемый материал. То же самое можно сказать и о нанесении эмалей либо грунтов.
Ну а если вы решительно настроены наращивать пленку лака, делать это нужно особым образом. Не нужно наносить слишком толстые слои — лучше разделить нанесение на несколько тонких, при этом выдержку им давать не меньше, чем нормального слоя. В таком случае у нас получится избежать «кипения».